Чем объясняется эффект правого уха? Значение слова Эффект Правого Уха орфографическое, лексическое прямое и переносное значения и толкования (понятие) слова из словаря Психологический словарь.

Эффект правого уха (от лат. effectus - действие, результат) - при восприятии вербальной информации при дихотомическом прослушивании в большинстве случаев лучше воспринимается информация, поступающая через правое ухо. Данный эффект обусловлен функциональной латерализацией полушарий головного мозга, поэтому он наблюдается лишь тогда, когда доминантным по речи является левое полушарие.
Автор Д. Кимура.
Литература.
Kimura D. Cerebral dominance and perception of Verbal Stimuli // Can. J. Psychol., 1961, N 15.

  • - Вид спереди. глубокая артерия плеча; плечевая артерия; верхняя локтевая коллатеральная аргерия; локтевой нерв; нижняя локтевая коллатеральная артерия; срединный нерв; медиальный надмыщелок плечевой кости...

    Атлас анатомии человека

  • - Вид сзади. Большая и средняя ягодичные мышцы перерезаны и отвернуты в стороны, длинная головка двуглавой мышцы частично удалена. верхняя ягодичная вена; грушевидная мышца; нижняя ягодичная вена; седалищный нерв...

    Атлас анатомии человека

  • - Вид спереди. Портняжная и прямая мышцы бедра частично удалены. наружная подвздошная артерия; наружная подвздошная вена; гребенчатая мышца; бедренная вена...

    Атлас анатомии человека

  • - Вид спереди. наружная запирательная мышца; короткая приводящая мышца; длинная приводящая мышца; большая приводящая мышца; надколенник; медиальный мениск коленного сустава; связка надколенника...

    Атлас анатомии человека

  • - Вид сзади. средняя ягодичная мышца; грушевидная мышца; верхняя близнецовая мышца; внугренняя запирательная мышца; нижняя близнецовая мышца; большой вертел; большая ягодичная мышца; квадратная мышца бедра...

    Атлас анатомии человека

  • - Вид спереди. подвздошно-гребенчатая дуга; паховая связка; гребенчатая мышца; длинная приводящая мышца; тонкая мышца; портняжная мышца; большая приводящая мышца; медиальная широкая мышца бедра...

    Атлас анатомии человека

  • - Вид спереди. . фебенчатая мышца; тонкая мышца; длинная приводящая мышца; большая приводящая мышца; медиальная широкая мышца бедра; сухожилие прямой мышцы бедра; надколенник...

    Атлас анатомии человека

  • - Вид с медиальной стороны. грушевидная мышца; внутренняя запирательная мышца; крестцово-остистая связка; большая ягодичная мышца; крестиово-бугорная связка; длинная приводящая мышца; большая приводящая мышца...

    Атлас анатомии человека

  • - Вид сзади. большая ягодичная мышца; подвздошно-большеберцовый тракт; двуглавая мышца бедра; нерв и кровеносные сосуды в подколенной ямке; подошвенная мышца; икроножиая мышца; икроножная мышца...

    Атлас анатомии человека

  • - Вид спереди. плечевая мышца; медиальный надмышелок плечевой кости; апоневроз двуглавой мышцы плеча; круглый пронатор; мышца - локтевой сгибатель запястья; длинная ладонная мышца...

    Атлас анатомии человека

  • - Вид сзади. медиальный надмыщелок плечевой кости; длинная ладонная мышца, круглый пронатор и лучевой сгибатель запястья отрезаны и отвернуты кверху; мышца-поверхностный сгибатель пальцев...

    Атлас анатомии человека

  • - Психические нарушения, наблюдающиеся преимущественно при поражении коры правого полушария: корсаковоподобный амнестический синдром, анозогнозия, "псевдомория" , дезориентировка в пространстве, нарушение...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Вентилятор, рабочее колесо которого вращается по часовой стрелке - вид со стороны всасывания. Примечание...

    Словарь ГОСТированной лексики

  • - состоит в том, что у левшей больший объем и точность воспроизведения стимулов речевых достигается при их предъявлении на правое...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - См. ПРАВДА -...
  • - см. Пересыпать из мешка в мешок...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Эффект Правого Уха" в книгах

«С правого борта пузырь!»

Из книги «Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха автора Громов Алекс

«С правого борта пузырь!» В составе конвоев шли корабли разных стран, в том числе, конечно, и советские. Так, 12 февраля 1942 г. пароход «Сталинград» под командованием капитана А. Н. Сахарова вышел из Мурманска в Англию в составе конвоя QP-7 из 8 судов. Основной задачей

Миксома правого предсердия

Из книги Мои больные (сборник) автора Кириллов Михаил Михайлович

Миксома правого предсердия Осенью 1985-го года в саратовскую клинику была госпитализирована больная Д-я, 35 лет, с жалобами на нарастающую одышку. Одышка появилась всего 3–4 месяца тому назад.Объективно наблюдались тахипное, тахикардия, цианоз верхней половины туловища, шеи

Вопрос 10 Реакция потребителя на изменение цены. Эффект замены и эффект дохода.

Из книги Микроэкономика автора

Вопрос 10 Реакция потребителя на изменение цены. Эффект замены и эффект дохода. ОТВЕТИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ на одно благо при фиксированном доходе и неизменных ценах на другие блага вызывает смещение бюджетной линии в точку, более удаленную или более близкую к началу

Вопрос 11 Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому и по Хиксу.

Из книги Микроэкономика автора Вечканова Галина Ростиславовна

5. Эффект дохода и эффект замещения

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

5. Эффект дохода и эффект замещения Закон спроса характеризуется тем, что объемы покупок и благ, предназначенных для потребления, связаны с ценой обратной зависимостью. Сама структура спроса непосредственно зависит от действия рыночного механизма и условий

Преимущества правого полушария

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Преимущества правого полушария В 2006 году исследователи из Лафейетского колледжа и Университета Джона Хопкинса (США) выяснили, что мужчины-левши со средне-техническим образованием на 15 % богаче мужчин-правшей, а среди получивших высшее образование и вовсе разница

Правее правого

автора Бышок Станислав Олегович

Правее правого Тайлер Дёрден по-украинскиПожалуй, не было еще в истории современной украинской политики такой молниеносной вспышки популярности доселе еще неизвестной маргинальной политической силы. «Правый сектор» ворвался в политическую жизнь настолько

Структура «Правого сектора»

Из книги Евромайдан имени Степана Бандеры от демократии к диктатуре автора Бышок Станислав Олегович

Структура «Правого сектора» Постаравшись детально и максимально беспристрастно разобраться в идеологии Правого сектора, авторы посчитали важным рассмотреть и структуру этого политического явления. Без понимания принципов построения движения невозможно составить

«Теория заговора», эффект «хлыста» и эффект «кокоса»

Из книги автора

«Теория заговора», эффект «хлыста» и эффект «кокоса» Многие современные российские политологи и социологи высказываются в пользу той точки зрения, что явления глобальной политики и экономики не случайны, но руководимы волей человека или, что точнее, группы конкретных

Соединение левого и правого

Из книги Возвращение в сердце: Мужчина и Женщина автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Соединение левого и правого Когда перед вами появляется человек, он автоматически несёт в себе вашу противоположность. То, что находится напротив нас, всегда нам противоположно. Наш ум устроен так, что мы принимаем свою позицию, считая её правой, и отрицаем

Эффект ореола или эффект обобщения

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Эффект ореола или эффект обобщения Для того чтобы было понятно, что подразумевается под этим эффектом, приведем простой пример. Очень часто наши успехи или, что хуже, неудачи в какой-либо области деятельности пролонгируются на другие области. Вот это и есть эффект ореола.

Почему первое впечатление обманчиво Позиционный эффект и эффект недавности

Из книги Территория заблуждений [Какие ошибки совершают умные люди] автора Добелли Рольф

Почему первое впечатление обманчиво Позиционный эффект и эффект недавности Позвольте представить вам двух мужчин: Ален и Бен. Определитесь без долгих раздумий, кто из них вам больше нравится. Ален умен, прилежен, импульсивен, критичен, упрям, завистлив. Бен, напротив,

Тренировочный эффект и эффект истории

Из книги Перезагрузка. Как переписать свою историю и начать жить на полную мощность автора Лоэр Джим

Тренировочный эффект и эффект истории Чем больше сгибаний рук с гантелями вы сделаете, тем больше вырастет ваш бицепс. Увеличьте количество повторений или вес, и бицепс увеличится в размерах и силе. Это не сверхпремудрость. Просто это тренировочный эффект.Когда вы

Развитие правого полушария

Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел Дэниел

Развитие правого полушария Стюарту очень понравились логичные и подкрепленные наукой рассуждения о мозге, которые являлись частью моего плана лечения. К тому же ничего из сказанного не подразумевало его вины. Я также отметил, что мы не пытаемся изменить его личность, а

ШУТКИ «ПРАВОГО ДЕЛА»

Из книги Дуэль, 2009 № 01-02 (601) автора Газета Дуэль

ШУТКИ «ПРАВОГО ДЕЛА» Оказывается, ваше дело «правое» (или, говоря точнее, «правее»), если вы стоите справа от «Единой России». Но просто стоять справа от ЕДРы невозможно, как невозможно стоять между обоями и стеной. Поэтому Кремль приказал ЕДРе слегка потесниться, чтобы

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В настоящее время одним из самых распространенных методов исследования межполушарной асимметрии речи у здоровых людей различного возраста и лиц с патологией ЦНС является дихотический метод. С помощью этого метода удалось установить, что при предъявлении двух разных по содержанию или звучанию стимулов, одно из которых поступает через наушник в левое ухо, а другое - в правое, эффект восприятия информации, поступающей в каждое ухо, оказывается разным.

Суть этого метода заключается в одновременном предъявлении различных акустических сигналов в правое и левое ухо и последующим сравнении эффектов восприятия. Например, испытуемому одновременно предлагаются несколько пар цифр: одна цифра в одно ухо, вторая - в другое, со скоростью две пары в секунду. После прослушивания трех пар цифр испытуемых просят их назвать. Оказалось, что испытуемые предпочитают сначала называть цифры, предъявленные в одно ухо, а затем - в другое. Если их просили назвать цифры в порядке предъявления, то число правильных ответов значительно уменьшалось. На основании этого было сделано предположение о раздельном функционировании слуховых каналов.

В результате многочисленных экспериментов было установлено, что в условиях конкуренции между правым и левым слуховыми каналами наблюдается преимущество уха, контралатерального полушарию, доминирующему в обработке предъявляемых сигналов.

Так, если одновременно подавать слуховые сигналы в левое и правое ухо, то люди с доминирующим по речи правым полушарием будут лучше воспринимать сигналы, подаваемые в левое ухо, а люди с доминирующим по речи левым полушарием - в правое.

Поскольку подавляющее большинство людей праворуки, центр речи у них как правило сосредоточен в левом полушарии, для них свойственно преобладание правого слухового канала. Это явление носит специальное название - эффект правого уха. Величина эффекта у разных людей может колебаться. Степень индивидуальной выраженности эффекта может быть оценена с помощью специального коэффициента, который вычисляется на основе различий в точности воспроизведения сигналов, подаваемых в левое и правое ухо.

Итак, в основе этого эффекта лежит раздельное функционирование слуховых каналов. При этом предполагается, что при дихотическом прослушивании передача по прямому пути тормозится. Это значит, что у праворуких людей информация от левого уха сначала поступает по перекрестному пути в правое полушарие, а потом, через особые связующие пути (комиссуры) в левое, причем часть ее теряется.

Значение слова Эффект Правого Уха орфографическое, лексическое прямое и переносное значения и толкования (понятие) слова из словаря Психологический словарь

Эффект Правого Уха - правого уха (от лат. effectus - , ) - при восприятии вербальной информации при дихотомическом прослушивании в большинстве случаев лучше воспринимается , поступающая правое ухо. эффект обусловлен функциональной латерализацией полушарий головного мозга, он наблюдается , доминантным по является левое полушарие.
Автор Д. Кимура.
Литература.
Kimura D. Cerebral dominance and perception of Verbal Stimuli // Can. J. Psychol., 1961, N 15.

Словарь — надежный помощник в любой ситуации. Каждый человек очень часто сталкивается с ситуацией, когда ему непонятно значение какого либо слова или выражения. Как правило, это случается в специфических отраслях деятельности, малоизвестных общему кругу людей. Мы даем вам возможность ознакомиться с более чем двадцатью русскими словарями, включая такие известные, как: толковый словарь Даля, толковый словарь Ожегова и другие.

Наш мир многогранен, имеет массу различных направлений и мнений, множество специфических и профессиональных терминов. Для того, чтобы люди могли понимать друг друга, могли обшаться, делиться информацией и не испытывать при этом каких либо затруднений, для всего этого мы публикуем на нашем сайте русские толковые словари. Каждый русский словарь имеет свою уникальную историю, несет в себе отголоски своего создателя, его труд и усилия. Каждый русский толковый словарь является результатом неимоверно кропотливой работы и исследований. Словари, в прямом смысле слова, собирались по крупицам многие годы. Каждый словарь требовал от своего создателя массу энергии, путешествий по стране, много общения с представителями разных народов и профессий. Например, толковый словарь Даля потребовал от своего создателя — Владимира Даля, талантливого русского лексикографа, 20 лет усилий. Владимир Даль объездил всю Россию, от Сибирских морозов до Камчатки, чтобы его толковый словарь имел на сегодняшний день репутацию одного из самых качественных и употребляемых словарей современности.

Популярные слова: Психологический словарь
Аналитическая Гипотеза Формирования Вкусовых Патернализм
Генитальная Стадия Психосексуального Пафос
Гилозоизм Психоделическое Состояние
Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф Психолингвистика

Эффект Махариши (от лат. effectus действие, результат) феномен парапсихологии. Статистически подтвержденная связь между количеством людей занимающихся по методу трансцендентальной медитации Махариши и некоторыми показателями качества жизни в данном регионе (прежде всего уровнем...

Эффект МонтеКарло (от лат. effectus действие, результат) феномен принятия решения. Характеризуется тенденцией связывать два или более вероятностных независимых событий. В частности, это проявляется в суждении, что после многих проигрышей в игре типа рулетки шансы на выигрыш возрастают. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...

Эффект наглядности (от лат. effectus действие, результат) феномен принятия решения. Характеризуется переоценкой вероятности события в том случае, если человек уже имел с ним дело и может вспомнить из своего опыта соответствующие примеры, особенно при их яркой эмоциональной окрашенности. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...

Эффект правого уха (от лат. effectus действие, результат) при восприятии вербальной информации при дихотомическом прослушивании в большинстве случаев лучше воспринимается информация, поступающая через правое ухо. Данный эффект обусловлен функциональной латерализацией полушарий головного мозга, поэтому он наблюдается лишь тогда, когда доминантным по речи является левое полушарие. Автор Д.Кимура. Литература. KimuraD. Cerebral dominance and perception of Verbal Stimuli // Can. J.Psychol., 1961,...

Эффект превосходства слова (от лат. effectus действие, результат) когнитивный феномен, показывающий, что в знакомом контексте объекты опознаются быстрее и точнее, чем в незнакомом. В частности, в словах буквы опознаются лучше, чем в бессмысленных последовательностях. Феномен чаще всего объясняется тем, что сформированные ожидания в отношении появления объекта определенного класса позволяют обследовать новый объект не по всем, а только по вполне определенным признакам. Автор Дж.Кеттелл. Литература. CattellJ.M. The time up by cerebral operation // Mind. 1889, N11, p.220242; КаптелининВ.Н., ВеличковскийБ.М. Слово как контекст: природа перцептивной знакомости // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1989,...

Эффект Пуркинье смещение спектральной светочувствительности при переходе от дневного зрения, для которого максимум соответствует длине волн желтозеленых тонов (555 нм), к сумеречному освещению, для которого максимум соответствует голубоватозеленым тонам (500 нм). В частности, при сумеречном освещении цвета предметов холодеют, красные и желтые оттенки становятся более тусклыми, а голубые и зеленые более...

Эффект Раншбурга частный случай интерференции в памяти, исследованный венгерским психологом П.Раншбургом. Характеризуется затруднениями, которые возникают при увеличении сходства заучиваемого...

Эффект репрезентативности (от лат. effectus действие, результат и фр. reprentatif показательный) феномен принятия решения. Характеризуется переоценкой надежности малых выборок и переносом их свойств на генеральную общность. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...

Эффект Рингельмана (от лат. effectus действие, результат) по мере увеличения численности группы индивидуальный вклад в коллективную работу уменьшается. Литература. ZajoncR.B. Social Psychology: an experimental approach. California,...

Эффект Стайлса Кроуфорда различие в субъективной яркости света, имеющего одну и ту же интенсивность, в зависимости от угла, по которому он попадает в центральную ямку сетчатки. Свет воспринимается как более яркий, если проходит через центр зрачка, и как менее яркий при прохождении через перифeрические его...

Эффект Дж.Р.Струпа (от лат. effectus действие, результат) латентное время называния краски, которой отпечатано слово, увеличивается пропорционально семантической связи этого слова с цветовой областью. Максимальная задержка наблюдается, если слово обозначает цвет, отличный от цвета краски (слово оранжевый напечатано голубой краской); при совпадении значения слова и названия цвета краски происходит уменьшение латентного времени по сравнению с латентным временем называния нейтральных изображений. Литература. StroopJ.R. Studies of interference in serial verbal reactions // J. Exp. Psychol., 1935, v.18,...

Эффект эгоцентризма (от лат. effectus действие, результат и ego я + centrum центр) феномен принятия решения. Характеризуется переоценкой вероятности события в том случае, если она подтверждается личным опытом, а не опытом других людей. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...

Эффект якоря (от лат. effectus действие, результат) феномен принятия решения. Характеризуется сдвигом оценки вероятности события в сторону первоначально полученной точки отсчета, в качестве которой может выступать оценка вероятности события экспертом. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...

Эхоическая память сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю на слух на короткое время (около 1с). В силу эффекта модальности отличаемся от аналогичной ей иконической памяти большей длительностью хранения. Обеспечивает интеграцию в образ последовательно поступающей акустической...

Эхолалия (от греч. echo отражение звука и laleo говорю) неконтролируемое повторение слов, услышанных в чужой речи. Может быть обусловлена органическими заболеваниями мозга, но иногда встречается и на ранних стадиях нормального развития речи у...

Эхопраксия (ох греч echo отражение звука и praxis действие) неконтролируемое повторение движений других людей. Может быть обусловлена органическими заболеваниями мозга,...

Ювенильный (лaт.juvenilis - юношеский). Относящийся к детскому и юношескому возрасту; не достигший полового...

Юм Давид (1711 1776) английский философ. Стоял на позициях Дж.Локка в суждении, что в душе находятся только впечатления, полученные в течении жизни, и идеи как их копии. Выделял среди явлений сознания два класса: простые и сложные явления, образованные суммациeй простых. Им было описано несколько форм такого суммирования. Это ассоциации по сходству (или контрасту), по смежности в пространстве и времени, по...

Юмора расстройства (англ. humour - шутливый нрав). Личностное свойство, способность человека подмечать комические стороны явлений, эмоционально на них откликаться. Чувство юмора связано с умением находить противоречия в окружающей действительности, осмыслять их. Критерием наличия чувства юмора является понимание человеком шуток, шаржей, карикатур, комизма ситуации. Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора чаще всего свидетельствуют об изменениях в эмоциональной сфере или недостаточном интеллектуальном развитии. Однако в ряде случаев недоразвитие чувства юмора является признаком конституциональным. В психиатрии расстройства юмора наблюдаются при ряде заболеваний. При шизофрении отмечаются расстройства юмора, связываемые со своеобразным расщеплением интеллекта и эмоций (Познанский Л.С., Дезорцев В.В., 1970; Блейхер В.М., Крук И.В.,...

Юнг (Jung) Карл Густав (26.07.1875 6.06.1961) швейцарский психолог и психиатр. В 19061913гг. работал с З.Фрейдом, в дальнейшем отошел от классического психоанализа. Создал собственную аналитическую психологию, основанную на анализе при использовании аналогий из мифологии сновидений, бреда, шизофренических расстройств. В результате многолетних клинических пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков. Центральное место занимает архетип самости (Selbst). Предложил типологию характеров на основе двух признаков: по ориентированности установки (экстраверсия интроверсия) и по доминирующей функции (мышление, чувство, ощущение или интуиция). Разработал...

Л еонова Е.А. 49С2

Нарушения внимания при локальных поражениях мозга

Как известно из курса общей психологии, внимание нельзя рассматривать в качестве самостоятельного психического процесса, так как оно не имеет своего содержания, продукта.

Внимание характеризует динамику любого психического процесса; это тот фактор, который обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности - как простой, так и сложной.

Проблема внимания - одна из сложных проблем психологии. В истории ее изучения были разные периоды.

Сравнительно недавно проблема внимания полностью игнорировалась многими психологическими школами.

Однако вслед из этим периодом возникла чисто практическая необходимость в изучении внимания, что было связано с рядом важных, сугубо практических задач, таких как служба наблюдения за движущимися объектами, диспетчерская служба и др. Вновь появилась необходимость и в изучении проблематики, которая уже была хорошо известна в психологии (свойств, объема, уровней внимания и т. д.).

Интерес к проблеме внимания до сих пор продолжает оставаться весьма высоким, о чем свидетельствует большое число публикаций на эту тему. Однако до сих пор в теоретическом осмыслении проблемы внимания нет единства. Это отражается и в определении внимания как психического явления, и в трактовке различных форм и уровней внимания и т. д. Раньше внимание трактовалось как исключительно сенсорный феномен (зрительное, слуховое, тактильное внимание), т. е. как фактор, который способствует избирательному протеканию процессов приема и переработки разного рода информации (О. С. Вудвортс, 1950 и др.).

Другая трактовка внимания представлена в работах С. Л. Рубинштейна (1940 и др.), где внимание

рассматривается как фактор, который обеспечивает селективность протекания всех познавательных процессов. Таким образом, сфера действия внимания расширяется до познавательных процессов в целом.

А. Р. Лурия (1975а) дает еще более широкое определение внимания - как фактора, способствующего селективности протекания любых психических процессов, как познавательных, так и аффективно-волевых. Из подобного понимания внимания следует, что существует несколько форм внимания, соответственно тем процессам, в которых оно реализуется. К этим формам относятся:

а) сенсорное внимание (зрительное, слуховое, тактильное и др.);

б) двигательное внимание, проявляющееся в моторных процессах, в их осознании и регуляции;

в) эмоциональное внимание, привлекаемое эмоционально-значимыми стимулами; следует отметить особые закономерности протекания этой формы внимания, ее тесную связь с памятью, с процессом запечатления информации (процессами импритинга);

г) интеллектуальное внимание, которое проявляется в интеллектуальной деятельности (внимание к предмету обдумывания, к интеллектуальным операциям, с помощью которых реализуется сам процесс мышления).

Указанные четыре формы внимания изучены в разной степени.

Сенсорное внимание - одна из наиболее подробно изученных форм; все основные закономерности внимания были получены при изучении именно этой формы. Сравнительно хорошо изучено и двигательное внимание - его роль в регуляции движений и действий, навыков, автоматизированных актов. Однако эмоциональная и особенно интеллектуальная формы внимания изучены существенно меньше. Нейропсихологическое исследование разных форм нарушений внимания может дать важные сведения для выявления как общих закономерностей, свойственных всем формам внимания, так и специфических, характерных только для той или иной формы.

Как известно, существуют два самостоятельных уровня внимания: непроизвольный и произвольный. Л. С. Выготский обозначает их как первичное и вторичное, считая, что первичное, непроизвольное внимание - то, с которым ребенок рождается; вторичное, произвольное внимание формируется по мере становления всех других психических функций и является прежде всего социально опосредованным типом внимания (Л. С. Выготский, 1960).

Известно, что произвольное внимание у взрослого человека направляется прежде всего речевыми стимулами, т. е. тесно связано с речевой системой. Это одно из важнейших положений психологии внимания, которое входит в теорию «умственных действий», в современные представления о формировании произвольного внимания у ребенка (Я. Я. Гальперин, 1959, 1976 и др.) и в представления о механизмах регуляции произвольных движений и действий (Я. А. Бернштейн, 1947, 1966). Этот раздел общей психологии внимания нейропсихология также уточняет и развивает своими исследованиями. Таким образом, изучение нарушений внимания (его разных форм, уровней) у больных с локальным поражениями мозга не только составляет самостоятельный раздел нейропсихологии, но и открывает широкие возможности для разработки общепсихологических аспектов проблемы внимания. Нейропсихология внимания - сравнительно молодая область нейропсихологии. Еще совсем недавно считалось, что внимание не связано специально с какими-то определенными структурами мозга и что его нарушения (в виде ослабления, снижения объема, нарушения концентрации, повышенной истощаемости, резких колебаний и т. д.) свойственны любому больному человеку независимо от локализации поражения мозга. Иными словами, полагали, что нарушения внимания не имеют локального значения и их анализ не может быть использован в топической нейропсихологической диагностике. Эта точка зрения связывала нарушения внимания (как и нарушения памяти) только с общемозговыми механизмами, с работой мозга как целого.

Однако нейропсихологические исследования последних лет доказали, что эта точка зрения несправедлива и что существуют два самостоятельных типа нарушений внимания.

Первый тип нарушений внимания можно обозначить как модально-неспецифические. Эти нарушения внимания распространяются на любые его формы и уровни. Больной не может сосредоточиться на стимулах любой модальности (зрительных, слуховых, тактильных и др.), нарушения внимания проявляются в любой психической деятельности. Подобного рода нарушения внимания характерны для больных с поражениями неспецифических срединных структур мозга разных уровней.

Модально-неспецифические нарушения внимания при общем их сходстве, состоящем в отсутствии модальной специфичности стимулов - объектов внимания, обнаруживают определенные различия при поражении разных уровней неспецифической системы мозга.

При поражении нижних отделов неспецифических структур (уровня продолговатого и среднего мозга) у больных наблюдаются быстрая истощаемость, резкое сужение объема внимания и нарушение его концентрации. Эти симптомы нарушений внимания проявляются в любом виде деятельности (сенсомоторной, гностической, интеллектуальной).

Феноменология такой формы нарушений внимания хорошо известна из литературы, в частности из описаний травматических поражений головного мозга («Черепно-мозговая травма...», 1998 и др.). Так, при выполнении серийных счетных операций (например, задания на серийное вычитание или на серийное сложение) больные сначала дают быстрые и правильные ответы, затем латентные периоды ответов резко увеличиваются (по типу истощения), появляются ошибки и следует отказ от выполнения задания. Иногда возможен повторный «всплеск» активности, когда больной вновь начинает совершать счетные действия правильно. Наблюдение показывает, что принципиально счетная деятельность таким больным доступна. Однако ее длительное (несколько минут) серийное выполнение, требующее постоянного напряжение произвольного внимания, сталкивается с большими трудностями.

Следует отметить, что у больных с поражением нижних отделов неспецифических структур мозга в большей степени страдают непроизвольные формы внимания. Таким больным легче сосредоточиться на каком-либо задании при повышенной заинтересованности в результатах его выполнения. Так, обращение к профессиональному интересу или к мотивационной основе действий улучшает результаты. Это свидетельствует о том, что у таких больных произвольный уровень регуляции внимания относительно сохранен, в то время как первичные непроизвольные формы внимания страдают существенно больше. Следовательно, важнейшей характеристикой этого уровня поражения неспецифических структур является возможность компенсации нарушений внимания посредством обращения к высшим смысловым категориям или с помощью сопровождения действий громкой речью - способа, усиливающего речевую регуляцию деятельности («Лобные доли...», 1966 и др.).

К этой категории больных прежде всего относятся больные с разными травмами мозга (так как сотрясение мозга, как правило, вызывает кровоизлияние в нижних отделах ствола), а также с опухолями в области задней черепной ямки и с поражениями мозжечка (так как обычно в этих случаях оказывается давление на стволовые структуры мозга). В целом это довольно большая группа больных, поступающих на лечение в неврологические и нейрохирургические клиники.

Следующий уровень поражения неспецифических структур - уровень диэнцефальных отделов мозга и лимбической системы. Он, по-видимому, состоит из нескольких самостоятельных подуровней. Однако в настоящее время специфика поражения каждого из них изучена еще недостаточно подробно. При поражении этих неспецифических структур нарушения внимания, как правило, проявляются в существенно более грубых формах. Такие больные часто вообще не могут сосредоточиться ни на какой деятельности или их внимание крайне неустойчиво. Эти трудности проявляются и при выполнении двигательных актов, и при решении арифметических задач, и при выполнении вербальных заданий. Попытки поднять уровень активности этих больных, как правило, не дают стойкого результата. Компенсация или отсутствует, или длится очень недолго. В данном случае наблюдается другой тип нарушений внимания со сниженными возможностями компенсации вследствие ослабления механизмов произвольной регуляции деятельности. К этой группе больных относятся больные с опухолями в области таламуса, гипоталамических структур, с поражениями в области третьего желудочка, лимбической коры, гиппокампа. Эта группа клинически неоднородна: в ряде случаев у таких больных нарушения внимания сочетаются с нарушениями памяти и сознания (А. Р. Лурия, 1974а и др).

Третий уровень поражения неспецифических срединных структур мозга - это уровень медиобазальных отделов лобных и височных долей. Случаев подобных поражений довольно много, и они сравнительно хорошо изучены. К данной группе относятся и больные с массивными поражениями лобных долей мозга. Нарушения внимания у данной группы больных в известной степени противоположны тем, которые наблюдаются у больных с поражением нижних отделов ствола мозга.

У этой группы больных преимущественно страдают произвольные формы внимания в самых различных видах психической деятельности. Одновременно у них патологически усилены непроизвольные формы внимания. Это «лобные» (или «лобно-височные») больные, которые характеризуются «полевым» поведением. Они чрезвычайно реактивны на все стимулы, как будто бы замечают все, что происходит вокруг них (оборачиваются на любой звук, вступают в разговоры, которые ведут между собой соседи, и т. д.), но это бесконтрольная реактивность, отражающая растормаживание элементарных форм ориентировочной деятельности.

В клинической литературе отмечалось, что у подобных больных с помощью обращения к непроизвольному вниманию можно вызвать такие действия, которые нельзя получить, прямо адресуясь к произвольному уровню внимания (т. е. по прямой словесной инструкции). Так, например, такие больные не могут по словесной инструкции переводить взор (направо, налево и т. д.). Однако они переводят ero вслед за реальным движущимся зрительным объектом (например, карандашом). Этот симптом, получивший в клинике название «психический паралич взора», отражает крайнюю степень нарушения произвольных форм контроля за собственными действиями и патологическое усиление пассивных непосредственных («полевых») форм регуляции.

Подобная «подчиненность» непосредственной ситуации у больных с поражением лобных долей мозга приобретает патологический характер. В целом для таких больных характерна диссоциация между резко ослабленным произвольным и патологически усиленным непроизвольным вниманием. Обращение к произвольному речевому уровню контроля не оказывает у них никакого компенсирующего влияния («Лобные доли...», 1966; «Функции лобных долей...», 1982 и др.).

Помимо нарушений внимания при поражении разных уровней неспецифической системы наблюдаются нарушения и других психических процессов, которые будут рассмотрены далее (см. разд. IV).

Второй тип нарушений внимания обозначают как модально-специфические. Эти нарушения внимания проявляются только в одной сфере (т. е. по отношению к стимулам одной модальности), например в зрительной, слуховой, тактильной или в сфере движений, и описываются клиницистами как явления игнорирования тех или иных стимулов.

Модально-специфические нарушения внимания не имеют ничего общего с нарушениями гностических функций, т. е. с нарушениями восприятия. Их нельзя расценивать и как интеллектуальные дефекты или непонимание инструкции. Это специфические для данной модальности трудности осознания стимула в определенных ситуациях. При каких же ситуациях можно обнаружить этот симптом нарушения осознания стимула определенной модальности (т. е. модально-специфические нарушения внимания)?

Клинические наблюдения показывают, что феномен неосознания определенных стимулов наблюдается преимущественно при оценке анализаторных функций методом предъявления двойных стимулов, т. е. при одновременном предъявлении двух зрительных, двух слуховых или двух тактильных стимулов. Зрительное невнимание. В зрительной сфере этот симптом был впервые обнаружен при изучении полей зрения, когда больному, который концентрировал внимание на центральной точке, одновременно предъявлялось сразу два стимула. Больному предлагалось отвечать, какой из стимулов он заметил. При стандартной процедуре изучения полей зрения с помощью периметра больному предъявляется только один стимул (слева или справа) и определяется сохранность отдельно левой и отдельно правой половины полей зрения (в градусах).

Уже в подобной ситуации было обнаружено, что помимо нарушений полей зрения у больных иногда наблюдаются иные нарушения в виде «необращения внимания» на зрительные стимулы, которые показываются в одном поле зрения - чаще в левом (игнорирование). Однако этот симптом преимущественно проявляется при одновременном предъявлении раздражителей справа и слева. Тогда больной совершенно отчетливо отдает предпочтение одной стороне; он лучше замечает, например, правые, а не левые стимулы. Важно отметить, что если стимулы предъявляются отдельно только справа или только слева, то нередко разницы в их обнаружении не бывает, что свидетельствует против гностической природы этого дефекта (А. Р. Лурия, 1962; Е. П. Кок, 1967; С. В. Бабенкова, 1971; Т. А. Доброхотова и др., 1996а). Подобное невнимание к стимулам, предъявляющимся с одной стороны, связано с повышенной нагрузкой на зрительный анализатор, с необходимостью распределять внимание на большем объеме зрительных стимулов, что и выявляет потенциальную слабость внимания к левым или правым стимулам. Сходные нарушения зрительного внимания также можно обнаружить, когда больному предлагается рассмотреть сюжетную картинку с большим количеством действующих лиц и деталей и высказаться по поводу ее содержания. В таких случаях может четко проявляться симптом игнорирования одной стороны изображения. Больные (правши) как бы «не замечают» того, что изображено слева на картинке (или в левом верхнем, в левом нижнем углу). Если общий смысл картинок можно понять, лишь рассмотрев левый верхний или нижний угол картинки, больные дают неверные ответы. В клинике локальных поражений головного мозга обычно встречается зрительное невнимание именно к левой стороне зрительного пространства как симптом поражения задних отделов правого полушария. Симптом игнорирования зрительных стимулов часто отражает легкую (или начальную) стадию поражения зрительных анализаторных структур и по мере дальнейшего развития заболевания может перейти в гностические расстройства или в одностороннее нарушение полей зрения (гемианопсию). Он связан со спецификой работы правого полушария в целом, с его отношением к такому явлению, как неосознание собственных дефектов, или анозогнозия.

Слуховое невнимание. Если предъявлять одновременно на два уха два разных звука или два разных слова и просить больного точно сказать, что именно он слышит, то часто оказывается, что больной слышит только те звуки (слова), которые подаются в одно ухо, и в той или иной степени игнорирует информацию, поступающую в другое ухо. Методика одновременного предъявления звуковых стимулов в оба уха (или методика дихотического прослушивания), предложенная Д. Кимурой (D.Kimura, 1961), оказалась весьма адекватной для изучения целого ряда проблем, и прежде всего для оценки латеральных особенностей слухового внимания и слухоречевой памяти.

Здоровые люди (правши) имеют определенную асимметрию слухового внимания к вербальным стимулам. В среднем нормальный человек (правша) слышит слова на 10-15 % лучше правым ухом, чем левым (D. Kimura, 1961, 1973 и др.) (рис. 47). Этот феномен получил название «эффект правого уха».

Рис. 47. Количество правильно воспроизведенных слов, предъявлявшихся по методу дихотического прослушивания на правое ухо (пунктирная линия) и на левое ухо (сплошная линия) у здорового испытуемого. Результаты пятикратного исследования. Асимметрия слухового внимания проявляется в более высокой продуктивности воспроизведения слов, предъявленных на правое ухо («эффект правого уха»). Одновременно действует и «фактор края» - лучшее воспроизведение первых и последних элементов ряда (по Н. К. Киященко и др., 1975)

У больных с локальными поражениями мозга степень асимметрии резко возрастает (до 50-60 % и больше); иногда звуки, которые подаются с одной стороны, вообще не воспринимаются, хотя те же звуки (слова), предъявленные раздельно на одно правое или на одно левое ухо, воспринимаются относительно равномерно. Этот симптом получил название симптома грубого игнорирования звуков, поступающих с одной стороны. Слуховое невнимание связано прежде всего с поражением слуховой анализаторной системы. Однако оно может наблюдаться и при более широкой локализации очагов поражения внутри полушария (рис. 48, А, Б).

Тактильное невнимание. В тактильной сфере нарушения внимания описаны Г. Тойбером, одним из крупнейших неврологов XX века. Его работы, посвященные симптоматике поражений теменных долей мозга, широко известны (Я. L. Teuber, 1960, 1965 и др.). Г. Тойбер предложил методику двойной тактильной стимуляции, направленную на оценку тактильного внимания. Опыт состоит в том, что экспериментатор одновременно касается одних и тех же участков кистей рук (левой и правой) с одинаковой интенсивностью. От больного требуется, чтобы он, закрыв глаза, определил, сколько было прикосновений - одно или два. Прикосновение наносится локально двумя одинаково острыми пред-

Рис. 48. Воспроизведение слов, предъявленных одновременно на левое и правое ухо

у здоровых (белые столбики) и у больных с поражением левого (А) полушария (черные столбики) и правого (Б) полушария (серые столбики). Поражение левого полушария (А) приводит к нарушению слухового внимания и на правое, и на левое ухо; поражение правого полушария (Б) отражается лишь на воспроизведении слов, поступающих на левое ухо (т. е. в «больное» полушарие) (по Э. Г. Симерницкой, 1985)

метами (например, кончиками двух карандашей и т. п.). Прикосновения к кистям двух рук одновременно перемежаются двумя прикосновениями к одной и той же руке и одним прикосновением к одной руке для контроля. В этих условиях часто можно видеть, что больной как бы «не замечает» прикосновения к одной руке (чаще к левой), когда даются два прикосновения одновременно, что является симптомом поражения правого полушария головного мозга (преимущественно правой теменной доли). Если прикасаться раздельно только к левой или только к правой руке, то явление игнорирования стимула не обнаруживается. Этот симптом свидетельствует о существовании специальной формы внимания к тактильным стимулам и возможности ее изолированного нарушения.

Двигательное невнимание

Двигательное невнимание. Нарушения внимания к двигательным актам хорошо известны в клинике локальных поражений головного мозга. Они проявляются в том случае, когда больному предлагается одновременно выполнять движения двумя руками. При выполнении двуручных двигательных заданий больные обычно сначала выполняют их правильно, затем одна рука замедляет движения и как бы «отключается», а больной продолжает совершать движения только одной рукой. На вопрос: «Правильно ли вы делаете?» - он отвечает: «Правильно». При повторении задания та же рука (чаще левая) вновь отключается. Сам больной по-прежнему не осознает своих ошибок. Это игнорирование собственных двигательных ошибок отражает нарушения внимания в двигательной сфере. Симптом игнорирования исчезает, если попросить больного делать те же движения отдельно левой и правой руками.

Таким образом, симптом двигательного игнорирования носит строго односторонний характер. Отключение внимания, неосознание собственного дефекта возникает лишь при нагрузке на двигательный анализатор, при увеличении объема движений, как это происходит и в сенсорных сферах при других поражениях мозга. Нарушения двигательного внимания характерны для больных с поражением передних отделов больших полушарий (чаще правого) - премоторных, префронтальных областей коры, а также глубинных структур мозга, включая базальные ядра.

Психофизиологические исследования

Психофизиологические исследования модально-неспецифических нарушений произвольного и непроизвольного внимания у больных с поражением разных уровней неспецифических структур (методом оценки изменений спектра ЭЭГ и др.) показали, что непроизвольное внимание связано преимущественно с работой нижних отделов ствола и среднего мозга, в то время как произвольные формы внимания, несомненно, являются корковой функцией.

У больных с поражением нижних отделов ствола и феноменологией нарушений преимущественно непроизвольных форм внимания введение сигнального значения стимулов с помощью инструкции ведет к усилению и неугасимости ориентировочных реакций, как это наблюдается и в норме (рис. 49, А, Б), что указывает на сохранность у них механизмов произвольного (сенсорного) внимания.

При поражении лобных (преимущественно медиальных) отделов мозга введение сигнального значения раздражителя не отражается на динамике процессов активации, что коррелирует у них с грубыми нарушениями произвольного.

Результаты психофизиологического изучения интеллектуального внимания, так же как и данные клинического нейропсихологического исследования, свидетельствуют о его связи прежде всего с корой лобных долей мозга.

С помощью метода оценки локальной пространственной синхронизации (индекса ПС) биопотенциалов в различных областях мозга было показано, что у здоровых испытуемых произвольное интеллектуальное внимание, сопровождающее длительное выполнение различных заданий (например, серийного счета), ведет к совершенно отчетливой активации передних отделов мозга, что выражается в повышении индекса ПС в этих областях (Т. В. Слотинцева, 1974; Е.Ю. Артемьева, Е. Д. Хомская, 1975 и др.) (см. рис. 51, Л, Б). При оценке корреляционных связей, объединяющих разные корковые структуры (по методу M. H. Ливанова), при выполнении счетных операций выявляются специфически активные поля и в передних, и в задних отделах полушарий (В. В. Лазарев и др., 1977).

При выполнении вербальных тестов (например, во время придумывания слов по определенному правилу), когда требуется производить звуковой анализ слов, у здоровых испытуемых отчетливо повышается уровень активации речевых зон (средних отделов левого полушария). Одновременно наблюдается повышение индекса ПС и в передних отделах мозга. В целом любые интеллектуальные задания всегда приводят к значимому повышению активности передних отделов мозга, что указывает на важную роль лобных отделов коры в реализации интеллектуальной деятельности. Эта способность к избирательному повышению функционального состояния в разных областях мозга, являющаяся физиологической основой интеллектуального внимания,

Рис. 49. Изменение амплитудных значений различных частот спектра ЭЭГ во время действия индифферентных и сигнальных звуковых раздражителей у здорового испытуемого (усреднение эффекта действия первых пяти стимулов): А - абсолютные значения различных частот спектра ЭЭГ:

а - частотный спектр ЭЭГ перед индифферентными звуками (1) и во время их действия (2), б - частотный спектр ЭЭГ перед сигнальными звуками (1) и во время их действия (2); Б - те же данные, выраженные в процентах по отношению к фону, принятому за 100 %. По оси абсцисс - частоты ЭЭГ, выделяемые анализатором Уолтера, по оси ординат -амплитудные значения каждой частоты (в мм) записи пера анализатора. Пунктирная линия -действие индифферентных звуков, сплошная линия - действие сигнальных звуков. Реакция депрессии максимальна в диапазоне альфа-частот. Теменно-затылочное отведение слева (по О. П. Барановской,

Е. Д. Хомской, 1966)

Рис. 50. Примеры изменений спектра ЭЭГ во время действия первых пяти индифферентных и сигнальных звуковых раздражителей

у больных с поражением медиобазальных отделов лобных долей мозга (I), с поражением других структур лобных долей (II) и с внелобными полушарными поражениями мозга (III). Обозначения те же, что и на рис. 49. Теменно-затылочное отведение «здорового» полушария (по Е. Д. Хомской, 1972)

Рис. 51. Значения индекса локальной пространственной синхронизации (ПС):

А - в норме; Б - у больных с поражением лобных долей мозга s фоновых записях ЭЭГ и при выполнении тестов на внимание; а - лобные отделы мозга, б - теменно-затылочные отделы, в - левое полушарие, г - правое полушарие. 1 - фоновые данные; 2 - данные при выполнении тестов. Индекс ПС, изменяющийся у здоровых испытуемых в лобных отделах и в левом полушарии при напряжении внимания, у больных с поражением лобных долей мозга почти ареактивен (по Т. В. Слотинцевой, 1974)

отсутствует (или грубо нарушена) у больных с поражением лобных отделов мозга (рис. 51, Б) и сохранна в целом у больных с другой локализацией очага поражения.

Психофизиологическое исследование модально-специфических нарушений зрительного внимания методом вызванных потенциалов у больных с различными поражениями мозга показало, что их основой являются изменения локальных неспецифических активационных процессов в корковых зонах зрительного анализатора. При поражении коркового уровня того или иного анализатора отсутствует феномен локального изменения активационных процессов в соответствующих зонах коры во время восприятия стимула, что связано с патологией таламокортикальных связей в пределах данной анализаторной системы («Проблемы нейропсихологии...», 1977 и др.). Таким образом, психофизиологический анализ нарушений внимания у больных с локальными поражениями мозга указывает на различные физиологические механизмы произвольных и непроизвольных форм внимания и на участие в них разных структур головного мозга.