Корабль виктор леонов проекта 864. Свидание с Америкой

Новый повод для рассуждений о «российской угрозе» появился у американских СМИ.

Как заявили источники телеканала, российский корабль вернулся к берегам США после кратковременной остановке в Гаване. В феврале 2017 года «Виктор Леонов» был замечен недалеко от порта Норфолк в штате Вирджиния.

Никаких нарушений установленных норм корабль не совершает, признают американцы, он находится в международных водах.

Подобного рода походы к берегам Америки не являются чрезвычайным событием, как нет ничего чрезвычайного в аналогичном появлении подобных кораблей ВМФ США в районе российского побережья. Однако в США и других странах Запада появление российских кораблей и самолетов вызывает нездоровый ажиотаж.

Проект 864

«Виктор Леонов» - это средний разведывательный корабль проекта 864.

Этот тип разведывательных кораблей третьего поколения, стал последним из разработанных и реализованных в СССР. Созданные для решения задач в морской и ближней океанской зоне, корабли проекта стали основой разведывательного флота России.

Всего было запланировано и построено 7 кораблей. Строительство велось в 1985 - 1988 году в Польше, на Гданьской судостроительной верфи имени Героев Вестерплятте. Головным кораблем проекта стал СЗРК «Меридиан», ныне носящий название «Адмирал Фёдор Головин».

«Виктор Леонов» стал последним кораблем проекта, и при закладке получил название «Одограф». После передачи ВМФ СССР он вошел в состав Черноморского флота. В 1995 году корабль был переведен на Северный флот, где вошел в состав 159-й бригады разведывательных кораблей.

Полное водоизмещение корабля - 3396 тонн, длина - 94,4 метра, ширина - 14,6 метра, осадка - 4,5 метра. Скорость полного хода - 16,5 узла, дальность плавания - 7900 миль, экипаж - 150 человек (максимально - 220).

Вооружение корабля составляет артиллерийский комплекс АК-306М. Для противовоздушной обороны корабль оснащен ПЗРК «Игла». Боекомплект составляют 16 зенитных управляемых ракет 9М39.

«Доказательство слабости» или демонстрация силы?

Главной частью корабля является его радиотехническое вооружение, точная информация о котором является засекреченной.

В последние годы все корабли проекта прошли глубокую модернизацию, в ходе которой на них было установлено самое новейшее оборудование, позволяющее выполнять как разведывательные задачи, так и задачи по изучению океана.

Что за оборудование стоит на «Викторе Леонове», американцы не знают, именно поэтому их настроение при появлении корабля у берегов США меняется от насмешливого до панического.

Так, в феврале журналисты NBC News в своем материале охарактеризовали корабль как устаревший. «Это доказательство слабости России по сравнению с США. Это показывает, как далеко русские отстали от США в сфере электронного прослушивания. Корабль специализируется на прослушивании радиосигналов, а не цифровой связи, так что он фактически не способен перехватить любые сколько-нибудь чувствительные военные или разведывательные сообщения», - заявил тогда в комментарии анонимный сотрудник береговой охраны.

Но если у берегов США плавает ни на что негодная посудина, то возникает вопрос: с чего же к ней проявляется столько внимания?

На самом деле корабли проекта 864 способны собирать «шумовые профили» надводных и подводных объектов по параметрам излучения звуковых волн в толще воды. Таким образом, составляется база данных на корабли стран НАТО, которая в дальнейшем передается гидроакустикам всех судов ВМФ России. Это позволяет точно идентифицировать объект на большом расстоянии без визуального контакта с ним. И это - лишь один из «навыков», которым обладают российские корабли данного типа.

«Седьмой визит в Гавану»

В советские времена корабли проекта 864 ходили по морям как «океанографические исследовательские суда, проводящие исследования Мирового океана в мирных целях». Как уже говорилось, и такие задачи корабли способны решать. Хотя чем на самом деле сейчас занимается у берегов США «Виктор Леонов», известно только его экипажу и высшему командованию флот, ставившему задачу на поход.

Как сообщал ТАСС, 8 марта 2017 года судно связи Северного флота России «Виктор Леонов» зашло в порт Гаваны. Как сообщил корреспонденту ТАСС представитель командного состава корабля, целью визита «Виктора Леонова» было пополнение запасов. «Судно пробудет в гаванском порту трое суток, после чего продолжит выполнение задач по обеспечению связи в Западной Атлантике», - отметил собеседник агентства. «Виктор Леонов» вышел в морской поход в конце 2016 года из Североморска, где находится главная база Северного флота. Как ожидается, он вернется туда в мае. Это уже седьмой визит «Виктора Леонова» в Гавану за последние девять лет.

Кто такой Виктор Леонов?

Как уже говорилось, изначально корабль назывался «Одограф», а в 2004 году был переименован в «Виктор Леонов», в честь скончавшегося в 2003 году героя Великой Отечественной войны.

Виктор Леонов - командир отдельных разведывательных отрядов Северного и Тихоокеанского флотов, дважды Герой Советского Союза.

Первую звезду Героя Леонов получил за захват вражескую 88-миллиметровой батареи на мысе Крестовом в ходе Петсамо -Киркенеской наступательной операции. Благодаря действиям отряда Леонова было обеспечен успех высадки советского десанта в незамерзающем порту Линахамари и последующее освобождения Петсамо (Печенги) и Киркенеса. Вторую звезду Героя Виктор Леонов получил за бои с японцами на Дальнем Востоке. В корейском порту Вонсан разведчики Леонова взяли в плен 3500 японских солдат и офицеров. А в порту Гэндзан отряд Леонова разоружил и взяли в плен около 2000 солдат и 200офицеров, захватив 3 артиллерийские батареи, 5 самолётов, несколько складов боеприпасов.

«Виктор Леонов» подобрался к базе подлодок США

В минувший четверг американцы обнаружили у базы подводных лодок ВМС США российский разведывательный корабль «Виктор Леонов». Он находился в 23 милях от базы, никаких международных норм не нарушал, поскольку территориальные воды государства заканчиваются на расстоянии в 12 миль от берега.

Перемещение «Виктора Леонова» американцы с особым пристрастием начали отслеживать давно. Вначале последовало сообщение о том, что корабль прибыл в порт Гаваны, где после долгого похода пополнил запасы воды, провианта и топлива. Затем двинулся по направлению к американской стратегической базе.

Надо сказать, что американцы, несмотря на нацеленность на корабль мощной следящей аппаратуры, по поводу этого «визита» решили пошутить. Представитель береговой охраны в интервью NBC News пожелал российским морякам насладиться радиопередачами FM-станции Classic 101.

По его словам, электронное оборудование российского корабля настолько устарело, что позволяет ловить только радиосигналы с кораблей и берега, а также коммерческие радиопередачи. «Корабль специализируется на прослушивании радиопередач, а не цифровой связи, что делает его бесполезным в сборе любых военных разведданных», - заявил он.

Можно предположить, что скептически настроенный офицер оценил уровень эффективности «Виктора Леонова», исходя исключительно из возраста судна. Корабль был принят на вооружение в далеком «советском» году - в 1988-м.

Правда, ранее Пентагон заявлял, что «Виктор Леонов» оснащен высокотехнологичным шпионским оборудованием, предназначенным для перехвата секретной информации. И его приближение к американской базе - недружественный шаг, направленный на подрыв национальной безопасности США.

Разведывательные корабли проекта 864 «Меридиан» Невское проектно-конструкторское бюро начало разрабатывать в начале 80-х годов. 7 кораблей в предельно сжатые сроки - с 1985 по 1988 год - были построены в Польше на Северной верфи в Гданьске. Из соображений секретности они позиционировались как океанографические суда. В настоящее время все эксплуатируются.

«Виктор Леонов», приписанный к Северному флоту, - последний корабль серии, введенный в строй в 1988 году. Он предназначен для плавания в морской и ближней океанской зоне. Полное водоизмещение - 3400 тонн. Длина - 95 м, ширина - 14, 6 м. Дальность плавания - 7900 миль, автономность - 45 суток. Экипаж - до 220 человек. Скорость хода - 16,5 узла. На всякий случай, хоть это и сугубо «океанографическое судно», вооружен двумя 6-ствольными зенитными артиллерийскими установками АК-306 калибра 30 мм и двумя ПЗРК «Игла» с 16-ю ракетами.

Но не они, а электронные разведывательные системы и комплексы являются главным оружием корабля. Корабли проекта «Меридиан» решают широкий круг задач. Среди них:

Радиоперехват эфирных радиосообщений на всех частотах;

Радиотехническая разведка, позволяющая определять принадлежность и характеристики источников радиоизлучения;

Идентификация и систематизация источников электромагнитного излучения;

Замеры физических полей;

Составление акустических и электромагнитных профилей различных кораблей и субмарин, чтобы можно было впоследствии идентифицировать их российским боевым кораблям и подводным лодкам;

Контроль морских коммуникаций;

Наблюдение за действиями вероятного противника во время маневров и учебных мероприятий.

Все эти действия крайне полезны не только в плане перехвата секретной информации, но и для совершенствования военной техники. В первую очередь это относится к построению комплексов радиоэлектронной борьбы нового поколения. Потому что современные средства РЭБ не «тупо» глушат работу электроники противника, для чего требуются высокие энергетические затраты, а дезориентирует ее при помощи «вброса» в канал передачи информационных сообщений, которые ослепляют радары, блокируют каналы передачи данных, уводят от цели высокоточное оружие.

Получение акустических и электромагнитных «портретов» кораблей и субмарин также бесценно. Поскольку по этим параметрам отличаются друг от друга не только корабли одного проекта, но и один и тот же корабль до модернизации или ремонта и после.

Все поставленные перед кораблем задачи решаются при помощи десяти комплексов радиотехнической, радиолокационной и электромагнитной разведки, а также акустической разведки. Корабль буквально напичкан электроникой и уставлен всевозможными антеннами. Ниже ватерлинии также установлено оборудование - стационарные и буксируемые гидроакустические станции.

При этом разведывательная электроника постоянно модернизируется. Так что если сравнивать «Виктора Леонова» образца 1988 года и нынешнего состояния, то эти корабли существенно отличаются друг от друга. Модернизация разведывательных комплексов проводилась уже дважды. Чего, разумеется, не мог знать офицер береговой охраны США, пожелавший русским вдоволь наслушаться коммерческих радиостанций.

При этом все 7 кораблей проекта по составу разведывательных систем отличаются друг от друга. Таким образом, каждый из них имеет свою специфику, ориентируясь на более детальное решение какой-либо группы задач.

При этом технические характеристики систем разведывательных кораблей (РЗК) из соображений секретности не разглашаются.

Корабли проекта «Меридиан» относятся к средним РЗК. Но есть и малые, и большие. Они вступили в строй в разные годы. Самые «древние» - в 70-е годы. Всего в ВМФ России эксплуатируются 13 РЗК различного водоизмещения и специализации.

В ВМФ России стоят на вооружении 2 больших РЗК проекта 1826 «Рубидий». Их полное возмещение равно 4,6 тыс. тонн, а дальность плавания достигает 10000 миль. Первый из них вступил в строй 1984 году, второй - в 1987 году.

Самый крупный - БРЗК проекта 1914 «Маршал Крылов» имеет водоизмещение 24,3 тыс. тонн и дальность хода - 20 тыс. миль. При этом корабль способен развивать скорость, равную 23 узлам. В 2015 году на «Маршале Крылове» была начата глубокая модернизация.

Самый «молодой» - средний РЗК проекта 18280 «Юрий Иванов», приписанный к Северному флоту в 2014 году. Еще один корабль - «Иван Хурс» должен быть принят в этом году. И это на настоящий момент всё.

В то же время к концу 80-х годов в составе ВМФ СССР было более 80 различных кораблей-разведчиков (включая гражданские суда с установленной на них спецаппаратурой), которые вели постоянное наблюдение за базами атомных ракетных подводных лодок в Холи-Лох (Шотландия), Чарлстон (штат Южная Каролина) и Кингсбей (Джорджия), ракетным полигоном Кейп-Канаверал (Флорида), действовали на основных международных морских коммуникациях, в том числе в Гибралтарском, Сицилийском и Ормузском проливах, контролировали учения ВМС США и НАТО в различных океанских и морских районах.

Что же касается американского разведывательного флота, то он начал появляться в конце 40-х годов. Под него не строились специальные корабли, а переоборудовались траулеры и транспорты средних размеров путем установки разведаппаратуры. В команду входили несколько офицеров, не более десятка, большинство же было гражданским. При этом действовали они предельно нагло, регулярно вторгаясь в чужие территориальные воды. В итоге один корабль, «Пуэбло», в 1968 году был захвачен катерами Северной Кореи и доставлен в порт Вонсан. Где он находится и по сей день. Экипаж дал показания. И через 11 месяцев был отпущен на родину. Вся аппаратура и секретные документы достались советским специалистам.

Годом раньше во время военного конфликта на Ближнем Востоке еще один РЗК «сунулся в пекло». И «дружественным огнем» израильской авиации был выведен из строя. При этом погибли 34 моряка и 170 получили ранения.

В значительной степени эти два инцидента заставили США отказаться от «любительского» разведывательного флота. В конце 70-х годов началось строительство специализированных кораблей, которые назывались «океанографическими исследовательскими судами». Всего до 2000 года было построено 18 кораблей водоизмещением от 3,5 тыс. до 5,5 тыс. тонн. К настоящему моменту эксплуатируются 10, которые относятся к Корпусу морской пехоты. Остальные распроданы в различные страны НАТО.

Однако они существенно отличаются от российских РЗК. В них акцент смещен в сторону исследований «пучины морской». То есть они в основном исследуют российский (впрочем, и всякий иной) подводный флот. Тем же самым занимаются и американские подводные лодки. Эфирная разведка перенесена на спутниковую сеть.

Впрочем, всё это есть и у нас. Например, в этом десятилетии развернута спутниковая группировка «Лиана», в которую входят 2 спутника радиолокационной разведки и 2 - радиоэлектронной.



Оцените новость

Новости партнеров:

Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.

В материале NBC News разведоборудование на «Викторе Леонове» названо устаревшим – якобы он может прослушивать только радиосвязь между судами, между судами и берегом, а также коммерческие радиопередачи. «Я надеюсь, они с удовольствием послушали радио «Классик», – язвит анонимный офицер береговой охраны из Новой Англии (имеется в виду Classic 101, передающее старые рок-хиты и музыку в стиле кантри). «Леонов» не является угрозой, вторит ему старший сотрудник разведки. «Это доказательство слабости России по сравнению с США. Это показывает, как далеко русские отстали от США в сфере электронного прослушивания. Корабль специализируется на прослушивании радиосигналов, а не цифровой связи, так что он фактически не способен перехватить любые сколько-нибудь чувствительные военные или разведывательные сообщения», – считает он.


«Рецензия» эта была вызвана более ранними сообщениями СМИ о том, что «Виктор Леонов» был замечен в 65 милях к северо-востоку от Норфолка (штат Вирджиния), где находится крупнейшая военно-морская база США в Атлантике. В среду сообщалось, что «Виктор Леонов» приблизился к базе подлодок ВМС США в Коннектикуте. До того корабль был у побережья Дэлавера. Патрулирование неподалеку от Восточного побережья США он проводит впервые с 2015 года.

«Виктор Леонов» (до 2004-го он носил название «Одограф») – корабль действительно немолодой. Он, как и еще шесть однотипных, был построен в польском Гданьске в период с 1985-го по 1988 год, но неоднократно проходил модернизацию оборудования. Все семь кораблей этого проекта 864 узко специализированы по типам радиоэлектронного оборудования и сильно отличаются друг от друга даже по внешнему виду из-за характерных особенностей локаторов и других систем РЭБ. При этом они входят в «Единую государственную систему освещения надводной и подводной обстановки», и все технические характеристики установленной на них радиоэлектронной аппаратуры строго засекречены, хотя общее назначение тех или иных комплексов РЭБ известно.

Ирония американцев – либо проявление невеликого ума тех морских офицеров, к которым журналисты обратились за комментариями, либо способ заретушировать собственную халатность, поскольку допуск «Виктора Леонова» чуть ли не вплотную к Норфолку – большая ошибка. В прежние времена американские корабли чуть ли не таранили «океанографические суда» проекта 864 (под легендой «изучения дна Мирового океана в научных целях» они на полгода зависали напротив баз ВМС США, а запасы пополняли на Кубе). Однажды американский ракетный крейсер «Техас» несколько дней гонялся за однотипной «Виктору Леонову» «Карелией» (сейчас в ремонте и на переоснащении), подходя на расстояние в несколько десятков метров борт в борт. При этом «Техас» раза в три больше – он мог попросту потопить «Карелию».

Дело в том, что «Виктор Леонов» не предназначен для того, чтобы перехватывать интернет-трафик или вклиниваться в суперсовременные системы связи (которых, кстати, не существует). Его комплексы гидроакустической разведки (ГАР) и система с характерным названием «Память» фиксируют так называемые «шумовые профили» надводных и подводных объектов по параметрам излучения звуковых волн в толще воды. Проще говоря, каждый надводный корабль и особенно подводная лодка издают специфический набор шумов, характерный только для этого объекта. Это, по сути, звуковая волна, колебания которой в воде можно «срисовать» и запомнить в электронном виде. Это как картотека отпечатков пальцев преступников: один раз «срисовали» – и уже никогда не отвертится. Такая картотека «звуковых профилей» имеется в распоряжении гидроакустических команд всех российских военных судов и подводных лодок, что дает возможность на большом расстоянии и без контакта точно устанавливать, что за объект на тебя движется. А это особенно важно для подводной войны.
Примерно таким же образом аппаратура «Виктора Леонова» может запоминать профили конкретных РЛС потенциального противника и систем ПВО, электромагнитное излучение различных объектов тоже специфично для каждого. С точки зрения военной разведки такие данные – ценнейший трофей, агентурными силами за ним можно гоняться десятилетиями, распивая литры дешевого рома с сотрудниками базы Норфолк под пристальным взглядом морской полиции и ФБР, после чего обнаружить, что все эти профили уже пять лет как устарели вместе с печенью.

В последний раз подобное сканирование Норфолка и других баз на Атлантическом побережье США проводилось в 2015 году – пора обновлять картотеку.

Что же касается перехвата обычных радиосообщений, то и здесь американцы перестарались с сарказмом. Ведь они точно так же, как и весь остальной мир, переговариваются по рации, на открытых частотах между кораблями, а в некоторых случаях до сих пор даже азбука Морзе в ходу, хотя уже в конце 80-х годов казалось, что это совсем уж доисторическое знание (в специфических учебных заведениях жаловались на необходимость тратить время на заучивание бессмысленных сочетаний точек и тире). Никаких особых средств связи американцы еще не изобрели и не внедрили, так что классика рок-музыки – не единственное, что могло бы заинтересовать специалистов с «Виктора Леонова».

У самих американцев подобных разведывательных судов, кстати, нет. Под эти характеристики кое-как попадают десять судов гидроакустической разведки (СГАР), из которых половина тех же годов постройки, что и «Виктор Леонов» с компанией. Большинство из них небольшие – с экипажем около 30 человек – и предназначены в основном для обнаружения дизельных подводных лодок на небольших глубинах – они тащат за собой на канате буксируемый буй с гидролокатором, практически как во времена Второй мировой войны. Еще один корабль переделали в пункт слежения за запусками баллистических ракет. К концу ХХ века в США посчитали, что такой специфический тип судов больше не нужен – в связи с отсутствием (как им тогда ошибочно казалось) объектов наблюдения. И именно поэтому они теперь удивляются самому явлению «Виктора Леонова» к их берегам, тем более повторить такой трюк напротив Североморска, Гаджиево или Петропавловска-Камчатского американцы не могут.

В США продолжают полагаться на сверхмощную группировку орбитальных спутников, но их возможности, как это ни парадоксально, ограничены – большинство используемых в радиообмене частот с орбиты перехватить невозможно, а уж составить звуковой или электромагнитный профиль объекта и вовсе нереально. Кстати, союзники США по НАТО (и – если шире – Западу в целом) от использования судов подобного класса и ведения такого рода физической разведки предусмотрительно не отказались. Причем в большинстве своем такие суда построены одновременно с российско-советским проектом 864. Например, они есть в ВМС Германии (три типа «Осте» проекта 423 водоизмещением 3200 т, постройки 1988–1989 годов), Италии (РЗК «Алеттра» типа «Альянс», 3180 т, 2003 года), Испании (РЗК «Алерта» типа «Даре», 2292 т, 1982-го), Норвегии (РЗК «Марьята», 7560 т, построен в 1994 году на замену устаревшему кораблю того же названия и назначения), Польше (два типа «Мома» модифицированный, проекта 863, водоизмещением 1677 т, постройки 1997–1999 годов), Греции («Гермис», бывший РЗК ФРГ, 1497 т, 1960-го), Франции (РЗК «Буганвилль», 5195 т, 1988-го), Швеции (РЗК «Орион», 1400 т, 1984-го), Румынии (РЗК «Грегоре Антипа» типа «Корсар», 1450 т, 1980 года постройки).
В последнее время американцы и англичане возложили обязанности физической разведки на надводные корабли и даже подлодки. В этих целях на них просто вешают дополнительное оборудование, которое (вместе с персоналом) только осложняет жизнь корабля. Так, флот Ее Величества присобачил на подлодку «Трафальгар» какие-то новые радары, после чего она сломалась и встала в сухой док. Функция электронной разведки перешла к ракетным фрегатам «Бродсворт» и «Дюк», что увеличило их экипаж за счет обслуживающего персонала электроники и повысило опасность судоходства, поскольку теперь эти корабли вынуждены идти на опасное сближение с объектом изучения, а подобное не приветствуется.

В сухом остатке реакция американских моряков на работу «Виктора Леонова» больше походит на журналистский трюк. Еще раньше о вояже «Виктора Леонова» пресса донесла лично Дональду Трампу. И на вопрос, что он собирается делать с кораблем, президент ответил – «не скажу»: «Я не обязан вам говорить, что собираюсь делать с Северной Кореей. И я не обязан вам говорить, что собираюсь делать с Ираном. Знаете, почему? Потому что они не должны этого знать. И когда вы меня спрашиваете, что я собираюсь делать с российским кораблем, я не буду вам отвечать. Надеюсь, что я ничего не буду делать, но я вам не скажу».

Да, не будет. И не скажет. А теперь – «Яблочко» с приветом от Военно-морского флота в эфире радио Classic 101.

Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.

В материале NBC News разведоборудование на «Викторе Леонове» названо устаревшим – якобы он может прослушивать только радиосвязь между судами, между судами и берегом, а также коммерческие радиопередачи. «Я надеюсь, они с удовольствием послушали радио «Классик», – язвит анонимный офицер береговой охраны из Новой Англии (имеется в виду Classic 101, передающее старые рок-хиты и музыку в стиле кантри). «Леонов» не является угрозой, вторит ему старший сотрудник разведки. «Это доказательство слабости России по сравнению с США. Это показывает, как далеко русские отстали от США в сфере электронного прослушивания. Корабль специализируется на прослушивании радиосигналов, а не цифровой связи, так что он фактически не способен перехватить любые сколько-нибудь чувствительные военные или разведывательные сообщения», – считает он.

«Такие данные – ценнейший трофей, агентурными силами за ним можно гоняться десятилетиями, распивая литры дешевого рома с сотрудниками базы Норфолк»

«Рецензия» эта была вызвана более ранними сообщениями СМИ о том, что «Виктор Леонов» был замечен в 65 милях к северо-востоку от Норфолка (штат Вирджиния), где находится крупнейшая военно-морская база США в Атлантике. В среду сообщалось, что «Виктор Леонов» приблизился к базе подлодок ВМС США в Коннектикуте. До того корабль был у побережья Дэлавера. Патрулирование неподалеку от Восточного побережья США он проводит впервые с 2015 года.

«Виктор Леонов» (до 2004-го он носил название «Одограф») – корабль действительно немолодой. Он, как и еще шесть однотипных, был построен в польском Гданьске в период с 1985-го по 1988 год, но неоднократно проходил модернизацию оборудования. Все семь кораблей этого проекта 864 узко специализированы по типам радиоэлектронного оборудования и сильно отличаются друг от друга даже по внешнему виду из-за характерных особенностей локаторов и других систем РЭБ. При этом они входят в «Единую государственную систему освещения надводной и подводной обстановки», и все технические характеристики установленной на них радиоэлектронной аппаратуры строго засекречены, хотя общее назначение тех или иных комплексов РЭБ известно.

Ирония американцев – либо проявление невеликого ума тех морских офицеров, к которым журналисты обратились за комментариями, либо способ заретушировать собственную халатность, поскольку допуск «Виктора Леонова» чуть ли не вплотную к Норфолку – большая ошибка. В прежние времена американские корабли чуть ли не таранили «океанографические суда» проекта 864 (под легендой «изучения дна Мирового океана в научных целях» они на полгода зависали напротив баз ВМС США, а запасы пополняли на Кубе). Однажды американский ракетный крейсер «Техас» несколько дней гонялся за однотипной «Виктору Леонову» «Карелией» (сейчас в ремонте и на переоснащении), подходя на расстояние в несколько десятков метров борт в борт. При этом «Техас» раза в три больше – он мог попросту потопить «Карелию».

Дело в том, что «Виктор Леонов» не предназначен для того, чтобы перехватывать интернет-трафик или вклиниваться в суперсовременные системы связи (которых, кстати, не существует). Его комплексы гидроакустической разведки (ГАР) и система с характерным названием «Память» фиксируют так называемые «шумовые профили» надводных и подводных объектов по параметрам излучения звуковых волн в толще воды. Проще говоря, каждый надводный корабль и особенно подводная лодка издают специфический набор шумов, характерный только для этого объекта. Это, по сути, звуковая волна, колебания которой в воде можно «срисовать» и запомнить в электронном виде. Это как картотека отпечатков пальцев преступников: один раз «срисовали» – и уже никогда не отвертится. Такая картотека «звуковых профилей» имеется в распоряжении гидроакустических команд всех российских военных судов и подводных лодок, что дает возможность на большом расстоянии и без контакта точно устанавливать, что за объект на тебя движется. А это особенно важно для подводной войны.

Примерно таким же образом аппаратура «Виктора Леонова» может запоминать профили конкретных РЛС потенциального противника и систем ПВО, электромагнитное излучение различных объектов тоже специфично для каждого. С точки зрения военной разведки такие данные – ценнейший трофей, агентурными силами за ним можно гоняться десятилетиями, распивая литры дешевого рома с сотрудниками базы Норфолк под пристальным взглядом морской полиции и ФБР, после чего обнаружить, что все эти профили уже пять лет как устарели вместе с печенью.

В последний раз подобное сканирование Норфолка и других баз на Атлантическом побережье США проводилось в 2015 году – пора обновлять картотеку.

Что же касается перехвата обычных радиосообщений, то и здесь американцы перестарались с сарказмом. Ведь они точно так же, как и весь остальной мир, переговариваются по рации, на открытых частотах между кораблями, а в некоторых случаях до сих пор даже азбука Морзе в ходу, хотя уже в конце 80-х годов казалось, что это совсем уж доисторическое знание (в специфических учебных заведениях жаловались на необходимость тратить время на заучивание бессмысленных сочетаний точек и тире). Никаких особых средств связи американцы еще не изобрели и не внедрили, так что классика рок-музыки – не единственное, что могло бы заинтересовать специалистов с «Виктора Леонова».

У самих американцев подобных разведывательных судов, кстати, нет. Под эти характеристики кое-как попадают десять судов гидроакустической разведки (СГАР), из которых половина тех же годов постройки, что и «Виктор Леонов» с компанией. Большинство из них небольшие – с экипажем около 30 человек – и предназначены в основном для обнаружения дизельных подводных лодок на небольших глубинах – они тащат за собой на канате буксируемый буй с гидролокатором, практически как во времена Второй мировой войны. Еще один корабль переделали в пункт слежения за запусками баллистических ракет. К концу ХХ века в США посчитали, что такой специфический тип судов больше не нужен – в связи с отсутствием (как им тогда ошибочно казалось) объектов наблюдения. И именно поэтому они теперь удивляются самому явлению «Виктора Леонова» к их берегам, тем более повторить такой трюк напротив Североморска, Гаджиево или Петропавловска-Камчатского американцы не могут.

В США продолжают полагаться на сверхмощную группировку орбитальных спутников, но их возможности, как это ни парадоксально, ограничены – большинство используемых в радиообмене частот с орбиты перехватить невозможно, а уж составить звуковой или электромагнитный профиль объекта и вовсе нереально. Кстати, союзники США по НАТО (и – если шире – Западу в целом) от использования судов подобного класса и ведения такого рода физической разведки предусмотрительно не отказались. Причем в большинстве своем такие суда построены одновременно с российско-советским проектом 864. Например, они есть в ВМС Германии (три типа «Осте» проекта 423 водоизмещением 3200 т, постройки 1988–1989 годов), Италии (РЗК «Алеттра» типа «Альянс», 3180 т, 2003 года), Испании (РЗК «Алерта» типа «Даре», 2292 т, 1982-го), Норвегии (РЗК «Марьята», 7560 т, построен в 1994 году на замену устаревшему кораблю того же названия и назначения), Польше (два типа «Мома» модифицированный, проекта 863, водоизмещением 1677 т, постройки 1997–1999 годов), Греции («Гермис», бывший РЗК ФРГ, 1497 т, 1960-го), Франции (РЗК «Буганвилль», 5195 т, 1988-го), Швеции (РЗК «Орион», 1400 т, 1984-го), Румынии (РЗК «Грегоре Антипа» типа «Корсар», 1450 т, 1980 года постройки).

В последнее время американцы и англичане возложили обязанности физической разведки на надводные корабли и даже подлодки. В этих целях на них просто вешают дополнительное оборудование, которое (вместе с персоналом) только осложняет жизнь корабля. Так, флот Ее Величества присобачил на подлодку «Трафальгар» какие-то новые радары, после чего она сломалась и встала в сухой док. Функция электронной разведки перешла к ракетным фрегатам «Бродсворт» и «Дюк», что увеличило их экипаж за счет обслуживающего персонала электроники и повысило опасность судоходства, поскольку теперь эти корабли вынуждены идти на опасное сближение с объектом изучения, а подобное не приветствуется.

В сухом остатке реакция американских моряков на работу «Виктора Леонова» больше походит на журналистский трюк. Еще раньше о вояже «Виктора Леонова» пресса донесла лично Дональду Трампу. И на вопрос, что он собирается делать с кораблем, президент ответил – «не скажу»: «Я не обязан вам говорить, что собираюсь делать с Северной Кореей. И я не обязан вам говорить, что собираюсь делать с Ираном. Знаете, почему? Потому что они не должны этого знать. И когда вы меня спрашиваете, что я собираюсь делать с российским кораблем, я не буду вам отвечать. Надеюсь, что я ничего не буду делать, но я вам не скажу».

Да, не будет. И не скажет. А теперь – «Яблочко» с приветом от Военно-морского флота в эфире радио Classic 101.

В феврале нынешнего года при патрулировании восточной части американского побережья был замечен российский корабль «Виктор Леонов», который, согласно натовской кодификации, называется «Вишня». Тогда разведывательное судно военно-морского флота Российской Федерации проходило вдоль берега ориентировочно в 130 километрах (70 морских милях) от суши.

Также «Виктор Леонов» не сопровождался американскими крейсерами. Такое приближение наделало много шума и даже вызвало панику, однако некоторые источники утверждали, что задачей корабля является якобы патрулирование побережья штатов с момента вступления президента Дональда Трампа в должность.

Где был замечен корабль ВМФ России, и как на это отреагировали власти

Месяцем ранее многие издания, ссылаясь на источник во властных структурах, отмечали, что разведывательный корабль «Виктор Леонов» останавливался в 30 милях от базы военных подводных лодок, расположенной в Кроме того, фиксировали его пребывание и в где также базируются подлодки (в 37 километрах по юго-востоку). Но при этом судно не заходило в территориальные воды Америки. В ходе наблюдения экспертами был выявлен знаменитый «Виктор Леонов» и в 60 милях к северо-востоку от Норфолка (Портсмут, Вирджиния). Именно в этом штате находится одна из старейших и самых крупных многопрофильных военно-морских баз соединенных штатов в Атлантике.

Дональд Трамп обещал затопить российское судно

Когда впервые начала распространяться информация о появлении российского корабля возле побережья США, в ходе проведения февральской пресс-конференции Дональду Трампу предложили высказать свое мнение на этот счет. Глава государства не стеснялся в выражениях и изъявил желание потопить судно. «Лично мне было бы намного легче и проще вступить с Россией в военное противодействие и потопить этот разведывательный корабль прямо в 30 милях от берега. Только в этом случае нам не удастся договориться», - заявил президент США.

Стоит отметить, впервые российское разведывательное судно начало осуществлять задачи по патрулированию района восточного побережья Америки с 2015 года.

В каком городе был построен корабль, специализация, характеристики

Российское судно «Виктор Леонов» строилось на протяжении почти четырех лет - начиняя с 1985 года и по 1988 год в городе Гданьске (Польша), где также за этот промежуток времени выпустили еще шесть подобных по своему типу кораблей. Изначально (до 2004 года) он назывался «Одограф». Несмотря на то что объект считается далеко не новым, на нем уже не один раз осуществлялся процесс капитальной модернизации установленного ранее оборудования.

Все семь моделей проекта № 846 узко специализируются по типам радиоэлектронных установок, однако существенно отличаются снаружи. Это связано с характерными особенностями локаторов и прочих современных систем РЭБ.

При этом известно, что данные объекты ВМФ включены в состав Единой государственной системы освещения обстановки под и над водой, поэтому технические характеристики радиоэлектронных приборов, которые установлена на них, строго засекречены и не разглашаются. Вместе с тем общее назначение большинства видов систем РЭБ давно находится в свободном доступе.

Возможности российского разведывательного корабля

Известно, что «Виктор Леонов» оборудован следующими приспособлениями:

  • комплексы ГАР (гидроакустическая разведка);
  • система «Память»;

Так, приборы считывают и запоминают специфический набор так называемых шумовых профилей, характерных для тех или иных объектов, образуя своеобразную картотеку. С помощью таких данных команды военных кораблей и подлодок смогут на большом расстоянии устанавливать, какое судно на них надвигается, что особенно ценится в условиях боевых действий.

Точно таким же способом аппаратура «Виктора Леонова» способна не только определять, но и запоминать профили систем ПВО потенциального противника и его комплексы РЛС. Для осуществления военной разведки вся эта информация является весьма ценным трофеем.

Кроме того, корабль оснащен системой Signit для перехвата сигналов, гидролокаторами и ракетным комплексом класса «земля-воздух».

Имя какого героя носит легендарный разведывательный корабль

Знаменитое среднее разведывательное судно, которое вызвало своим внезапным появлением много разговоров, ранее было известно всем как «Одограф». Именно так называли в старину автопрокладчик - прибор, который осуществлял прокладку пути корабля на меркаторской карте.

С момента спуска на воду объект принадлежал Черноморскому флоту, а в 1995 году его перевели на баланс Северного флота. Начиная с апреля 2004 года, корабль называется «Виктор Леонов» - в честь легендарного советского моряка, командира отдельных разведотрядов Тихоокеанского и Северного флотов, ставшего Именно он когда-то своими оперативными действиями и четким командованием заставил огромный вражеский гарнизон сдаться.

Где сейчас находится корабль ВМФ России

В конце прошедшего 2016 года судно «Виктор Леонов» вышло из Североморска (главной базы Северного флота) в поход и в марте нынешнего года с целью пополнения запасов заходило в порт кубинской столицы. За время своей стоянки в Гаване экипаж принимал участие в некоторых мероприятиях.

Также моряки посетили мемориал советского воина-интернационалиста. За девять лет это оказался седьмой по счету визит корабля в Гавану. Где сейчас корабль «Виктор Леонов» пребывает, пока неизвестно, но многие уверены, что после отплытия из кубинского порта он должен продолжить выполнять задачи по обеспечению связи на территории Западной Атлантики, на май запланировано его возвращение на базу.