Песней каждой птицы у человека. Птицы

Моя малая родина

Малая Родина, малая Родина,

Наша весна и любовь,

Горечь рябины и сладость смородины,

Осени хмурая бровь...

Сколько бы ни было читано - пройдено

Лет, километров и строк,

С нами всегда наша малая Родина -

Наш благодатный исток.

Говорят, что место, где родился, не забудешь никогда. Малая родина навсегда занимает почетное место в сердце, любимый уголок, в котором провел свое детство и юность. Так, наверное, скажет каждый человек, описывая свой родной край, и равнодушных здесь, пожалуй, не будет.
У каждого из нас облик природы родного края свой, особенный. Но любовь к нему у всех одна - безмерная, нежная и необъятная. Каждый уголок родной земли уносит красотой своей природы нас в тот миг, где мы были счастливы

Я родилась и живу в поселке Центральный Володарского района.

Простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы, простые знакомые цветы. Тому, кто здесь живет, такая природа покажется слишком незамысловатой. А тому, кто раньше такого не видел, наоборот, очень романтичной, необыкновенной.

Природа моего края меняет свои наряды в разные времена года. Как прекрасна она осенью, нарядившись в золотисто-багровый наряд и кружа листья в медленном вальсе. Сурова в зимнюю пору, укутав леса и поля снежным одеялом и свесив сосульки с крыш домов. Как озорна природа моего края теплой весною, наряжая деревья зеленой листвой, пробуждая уснувших на зиму зверей и украшая весь край разнообразными яркими, радующими взгляд и душу цветами. Мы не успели насладиться весенним её нарядом, а она начинает уже угощать нас своими плодами и лелеет в солнечных лучах жаркого лета.

Володарский район славится Памятниками Природы Регионального значения.

Памятник- это нечто недвижимое, напоминающее неравнодушным об ушедших и ушедшем. Но в этом понятии скрыта частица тепла человеческого- добрая вечная память- одно из немногих качеств, которое мы слабо используем, к сожалению.

Мой край многие называют «болотными местами». Однако это не умаляет их неброской прелести.

Я раньше не задумывалась над тем, что болото – это замечательное природное явление. Веками складывались в них запасы торфа, а ведь это топливо. Значит болота – наше национальное богатство. С болотами связано ещё одно уникальное явление в нашем крае: где болота – там озера.

Болото и озеро Варех, болото и озеро Утрих, которым более 1000 лет … Уникальное природное явление.

Только здесь растёт совсем нехарактерная для Центральной России северная ягода – клюква. Именно наши озера называют клюквенными Даже в безветренную погоду от берега к берегу здесь плавают настоящие острова, заросшие травой, кустарниками и деревьями.

Наши места славятся озерами Светлыми, Еловым, Инженерным, рекой Люлих, что в переводе с тюркского означает «Сиреневая река», и… родниками.

В систему Светлых озер входит 8 небольших озер карстового происхождения. Это очень интересные и красивые места.

На поверхности земли много геологических памятников, потрясающих воображение, в сравнении с которыми нижегородские выглядят достаточно скромными. Однако стоит пройти маршрут по всей системе Светлых озер, чтобы получить неизгладимое впечатление от карстовых ландшафтов, вековых сосновых боров. . Все озёра вполне оправдывают своё название «Светлые», т.к. вода в них отличается высокой прозрачностью. На берегах озер произрастают сосны в возрасте 100,180 лет, высотой до 28 метров и толщиной до 70 см. Краса хвойных лесов – так называют в народе сосну обыкновенную. Высокие и стройные, как колонны, они невольно вызывают восхищение. Мощные стволы, покрытые внизу толстой растрескавшейся чешуей коричневой коры, на высоте 5 – 6 метрах окрашены в нежный желто-оранжевый цвет. Поэтому видимо, сосновый древостой и называют красным лесом.

Лесная тропинка выводит нас на полянку ландышей. Удивительное зрелище! Невольно остановишься и затаишь дыхание. Майский ландыш - трогательный цветочек, которым мы восторгаемся в весенних лесах от севера до юга. Латинское название ландыша в переводе звучит как «лилия долин», местные же русские названия чрезвычайно обширны.
Ярославцы и воронежцы его называют ландушка, костромичи – мытная трава, калужане – заячья соль, тамбовцы – виновник.

Влажный голосок кукушки будит представление о чем-то потерянном в юности, о родничке где-то в низинке под деревянным мостком.А уж если запоет соловей в тенистом холодке каких-то таинственных кустов, остановится на ходу человек, чувствуя, как забилось вдруг его сердце.
Жаворонок поет нехитро, но в его песне всегда есть свежесть летнего утра, и услышав песню жаворонка, становится безотчётно счастливым.Жаворонок простодушен. Он просто поет, потому что внизу зреет рожь, а над ним высокое чистое небо.А еще поёт потому, что ощущает своё назначение сделать светлее и звонче мир вокруг.

Пение птиц - это не только мелодичность и красивый звук, это - состояние их души, которое они пытаются донести всем, и у них это неплохо получается.

Пройдя метров 100, попадаем на родник «Безымянный»
Родниковая вода – бесценный дар природы. Веками утверждалось глубокое уважение народа к родникам. «Источник», «ключ», «родник» - эти слова своими корнями неразрывно связаны с такими понятиями, как «природа», «родина». В них заложен глубокий смысл нашего единства с природой. Достаточно вспомнить описание наших былинных героев и богатырей, которые, отправляясь на ратный подвиг, прикладывались устами к источнику, от живительной влаги которого обретали богатырскую силу, укрепляли свою решимость победить, защитить от врага родную землю. Здесь слова «родник», «родина», «родная земля» находят свою тесную близость с проявлением высоких патриотических деяний нашего народа.

Родной край всегда дорог нашему сердцу, это место, где чувствуешь себя защищенным, и если хочется отдохнуть, то отправляешься в любимый уголок природы, облюбованный с самого детства. Хорошо ещё, если рядом журчит прохладная речка, перекатывая мелкие камушки, шумят кронами деревья, а летом над цветами гудят труженицы-пчёлы. Сердце моментально размягчается от такой душевности и красоты, а все проблемы отходят на задний план.

Мое любимое место отдыха совсем рядом, метрах в двухстах от дома.

Возле лесной опушки, которая часто залита теплым солнечным светом, есть поваленное старое дерево. Сосна упала на высокий пень, оставшийся от спиленного дерева, и сломалась пополам. Благодаря раскидистым веткам, покрытым хвоей, образовался уголок, похожий на небольшой шалаш. Сверху все закрыто ветками, но с одного края, осталось незакрытое место, похожее на вход. Туда можно залезть, и сидеть там, наслаждаясь природой.

Вот на дереве сидят и переговариваются синички. Рядом резвятся две белочки. Их хвосты такие пушистые, что кажется, будто они больше самих белок. На соседнем дереве, не обращая внимания на игру белок, стучит дятел. Он часто здесь бывает, поэтому создается впечатление, что он самый трудолюбивый житель этого леса. Где-то вдалеке кукует кукушка, подсказывая кому-то, сколько ему лет осталось жить.

Я часто прихожу сюда. У каждого человека должно быть такое место, о котором никто не знает, где можно просто посидеть и подышать свежим воздухом. Невозможно устать, находясь на природе. Ею действительно наслаждаешься и удивляешься, как же красива она в нашей стране. Это место я люблю с детства, поэтому именно здесь я отдыхаю и забываю о неприятностях.

Да, природа делает мир красивым. И мы каждый день видим ее чудеса. Солнце и звезды дарят нам свет, а вода утоляет жажду. Все поэты и художники восхищаются красотой природы, восхваляют ее в своих произведениях. И я думаю, что все люди должны ценить и беречь то, что она им дарит.

Эти таинственные чувства

Песня птиц

Птицы могут издавать сложные и разнообразные звуки благодаря наличию у них звукопроизводящего аппарата - нижней гортани (в отличие от верхней гортани у млекопитающих). Особенного совершенства ее строение достигает у певчих воробьиных птиц.

Как бы ни были мы очарованы переливчатой песней жаворонка, величественными аккордами певчего дрозда или флейтовыми переборами иволги, нельзя забывать, что песня птицы не имеет ничего общего с тем, что понимает под словом "песня" человек. Это прежде всего специфичный для каждого вида сложный сигнал, призванный обеспечить успех размножения. Благодаря песне облегчается встреча самца и самки в природе, птицы-соседи оповещаются о том, что данная территория уже занята, а возможный соперник получает самое недвусмысленное предупреждение. Благодаря неповторимому узору песни каждого вида птиц близкие, но разные виды не путают друг друга. Так, пеночки и камышевки очень сходны между собой по облику, но их песни невозможно спутать. Тот, кто хоть один раз слышал звонкую "капель" теньковки и переливчатый говорок веснички, навсегда запомнит их отличия.

Представители других отрядов птиц не могут издавать таких разнообразных звуков, как те, которые свойственны воробьиным с их настоящей песней. Совершенно безголосы аисты и грифы. Они приспособились издавать звуки, не используя голос. Токующий аист закидывает голову на спину и громко щелкает клювом, как кастаньетами. Дятел выбирает в лесу дерево посуше, и от ударов его клюва далеко разносится звонкая "барабанная дробь". Козодой, кружась над ночными полянами, с силой ударяет крылом о крыло, словно хлопая в ладоши. Выпь, опуская голову в воду, продувает воздух сквозь клюв и издает низкое "мычание". Все эти "инструментальные" звуки несут ту же функцию, что и настоящая песня, занимая свое место в общем оркестре весенних лесов, лугов и водоемов.

Заканчивая разговор о звуках, издаваемых птицами, нельзя не упомянуть об их способности к подражанию. У каждого, наверное, найдется, что вспомнить о говорящих птицах - попугаях, скворцах, воронах. Способность к звукоподражанию широко распространена у птиц и в природе. Скворцы-майны прекрасно подражают сигналам тревоги обезьян-гиббонов и лангуров, разнося вокруг тревожную весть. В песне скворца мы часто слышим не только лай собаки, скрип двери, звон ведра, но и обрывки чужих песен и позывов. В гнусавых выкриках пересмешки, в захлебывающейся скороговорке болотной камышевки, в незатейливых руладах варакушки и бесконечных импровизациях певчего дрозда тоже часто слышны заимствованные нотки. В каждом лесном сообществе найдется "специалист", воспроизводящий в песне голоса своих соседей. Орнитологи называют таких имитирующих птиц "видами-организаторами", так как они могут общаться с другими птицами, живущими рядом, на языке более понятном для них, чем собственный язык имитатора. Значение подражания в птичьем сообществе до сих пор изучено далеко не полностью.

Кроме пассивной локации звуков, приходящих из внешней среды, некоторые птицы, подобно летучим мышам, могут лоцировать собственные звуковые сигналы - частые щелчки, издаваемые 5-10 раз в секунду. Такая активная эхолокация достоверно обнаружена пока только у стрижей-саланган, живущих в глубоких пещерах Юго-Восточной Азии, и козодоев-гуахаро из Южной Америки. Отраженный звук, воспринятый птицей, помогает ей избежать столкновения с препятствиями при полетах в полной темноте пещеры.

На незаурядной способности птиц производить и различать разнообразные звуки основан метод отпугивания их от хозяйственно важных объектов - садовц, зданий, аэродромов, где их концентрация нежелательна. Применение звуковых репеллентов - магнитофонных записей с птичьими криками тревоги - позволяет избежать прямого уничтожения птиц, которое во многих случаях нежелательно: в другой обстановке эти же виды могут иметь положительное значение. Например, в рыборазводных хозяйствах чайки выбирают мальков из выростных прудов, а на полях успешно истребляют вредителей урожая - луговых мотыльков и жуков-кузек. В американском городе Солт-Лейк-Сити стоит единственный в мире памятник чайкам. В годы заселения европейцами Американского континента переселенцев постигло одно из самых больших несчастий, угрожавших хлеборобам во все времена,- на их поля напала саранча. Человек был бессилен перед этой всепожирающей ратью. Урожай, казалось, был обречен на гибель, но тут вслед за саранчой появились полчища чаек. В считанные часы они полностью уничтожили вредителей. Спасенные от голодной смерти люди в знак благодарности поставили птицам памятник, который сохранился до сих пор.

3.Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

Уровень С.

1.Продолжите определение:

а) однородное подчинение-это…

б) последовательное подчинение-это…

в) неоднородное подчинение-это…

2.Спишите. Укажите вид подчинения. (Знаки препинания не расставлены).

1.Вечером когда немного утихло они пошли на мол чтобы посмотреть как придет теплоход.2. Ему казалось что все они заняты только тем что тщательно скрывали свое невежество и недовольство жизнью. 3. Потом она начинала умолять его чтобы он любил ее не бросал чтобы пожалел ее бедную и несчастную. 4. Наде когда она разделась и легла в постель долго еще было слышно как внизу убирала прислуга как сердилась бабуля.

3. Определи вид подчинения в сложноподчиненном предложении и заполни таблицу.

а) (Когда) , (которая), [ то ].

б) , (что, (когда) ,).

в) , (как) , (как) и (как).

г) (Где) , , (какое).

д) (Чтобы) и () , .

е) , (что), (которая).

Вид подчинения:

Последовательное

Параллельное

Однородное

Уровень В.

1. а) Составьте схемы предложений. Определите вид придаточных с несколькими придаточными (последовательным, однородным, неоднородным подчинением).

1. Мы знали, что снег растает, когда придет весна. 2. Если посмотреть на этот портрет, то, оказывается, в стекле видно все, что делается сзади. 3. Это был ее дом, где ее все любили, а она любила всех. 4. Когда мама с папой начинают в соседней комнате говорить вполголоса, для меня это ка сигнал к тому, что разговор пойдет о чем-то интересном.

б) Самостоятельно составьте похожие предложения запишите их.

2. Спишите. Расставьте знаки препинания, укажите количество придаточных. Определите вид подчинения.

а) Родители его были очень богатые люди и имели на одной из главных улиц города свой дом при котором находился сад сараи и даже колодец из которого вся улица брала воду. б) Мальчики говорили о том что было и смеялись над Никитой который свалился в воду и теперь сидел мрачный и синий от холода. в) Как сделать чтобы быть довольным собой и чтобы все любили его? г) И когда он вспоминал о светлых минутах ожидания и о том как долго и терпеливо он ждал ему хотелось нанести себе самое тяжелое оскорбление.

Укажите предложение, которое соответствует схеме:

[ указ.слово, (что),сущ. ], (который).

Уровень А.

По данному началу составьте небольшой рассказ (не менее 100 слов) , используя сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Составьте схемы этих предложений, указав вид подчинения.

Книги-это друзья, самые задумчивые собеседники, которые…

4. Виды придаточных предложений.

Уровень С.

I Закончите мысль.

а) По строению и значению СПП располагаются:

б) придаточные подлежащие отвечают на вопросы:

Что? какой?

Где? когда?

Что? кто?

В) Придаточное сказуемое отвечают на вопросы:

Что? кто?

Кто? каков?

Который? какая?

Г) придаточные определительные отвечают на вопросы:

Определения

Дополнения

Обстоятельства

Д) придаточные дополнительные отвечают на вопросы:

Косвенных падежей

Всех падежей

Только Им. П.

Е) придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы:

Что? кто?

Каков? кто?

Обстоятельства.

II. Спишите текст, вставив пропущенные знаки препинания. Составьте схемы предложения.

А) Тропинка поднимает….ся на серые скалы где см…тр…тся

В небо красные сосны. (И.С. Соколов-Микитов)

Б) Я взбежал по маленькой лес…нице которая вела в светлицу и в первый раз отроду вош…л в комнату М (м)арьи И(и)вановны. (А. С. Пушкин.)

В) Я ушел в каюту где все уже спали и до з…ри без сна лежал на койке (И. А. Бунин.)

Г) Мне стало казат..ся что я ехал из Москвы не в родительский дом. (В. А. Солоухин.)

Д) Я спросил у Александра Ивановича куда подевались ветлы десятилетиями укр…шавшие пл..тину. (В. А. Солоухин.)

III. Найдите « третий лишний», определив значение придаточных.

Знаки препинания не расставлены.

1) Ему казалось будто лунный свет проникает через все щели и обволакивает комнату. ().

2) Я все-таки твердо верю что наука самое важное в жизни людей. ().

3) Чай выпили пить в сад где цвели резеда и табак. ().

1) Он заговорил о том что всем уже известно.().

2)Был час ночи время когда погружало в сон. ().

3) Помечтаем о жизни какая будет после нас. ().

IV. Дополни таблицу.

Виды обстоятельственных придаточных.

Союзы и союзные слова.

вследствие того, что;

Следствия

каким образом,

Сравнения

Уровень В.

I. Укажи предложения, в которых допущены ошибки, и исправь х. Определи тип придаточного.

А) Кто не придет на консультацию тот не узнает об изменениях в вопросах.

Б) В это время они расспросили нас о том, что мы нового узнали об экзаменах.

В) И смотреть как над речкою режет

Воду синюю солнца соха.

Г) Вот видит Нелли, как она в холодную зимнюю ночь стучится к уездному врачу Степану Лукину.

Д) Тедди понял вдруг, что нашел землю обетованную, и пришел в страну детства.

II. Составьте предложения по схемам. Подчеркните грамматическую основу.Обозначьте средства связи. Укажите вид придаточных.

1. [- = так], (что)

2. (Если -=), (-=)

3.[-,(которое -=) =]

4.[=],(что-=)

5.[- - =],(кто =).

II.В каком из предложений значение придаточного определино неверно? (знаки препинания не расставлены).

А) Когда недавно во всей деревни стали проводить электричество то столкнулись с одной хозяйственной проблемой. (обстоятельство времени)

Б) Весной отогрелась земля окуталась туманами так что под их теплым парным теплом стали прорастать зерна и почки. (обстоятельство образа действия и степени.)

В) Теперь нет нужды занимать пожарницу потому что в Олепине колхозники построили новый клуб просторнее пожарного сарая. (обстоятельство времени)

Г) Если же брать колхозные грузовые автомобили то после хорошего дождя проехать из деревни в деревню невозможно (обстоятельство условия.)

Уровень А.

Расставьте знаки препинания в тексте. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какую функцию выполняют запятые в СПП»

(Опираясь на данный текст.)

Песня жаворонка.

Жаворонок поет нехитро но в его песне всегда есть свежесть летнего утра и человек услышав песню жаворонка становится безотчетно счастливым. Впрочем с песней каждой птицы у человека связано столь многое что у него всякий раз пробуждаются воспоминания. Влажный голосок кукушки будит представление о чем-то потерянном в юности о родничке где-то в низинке под деревянным мостком…. А уж если запоет соловей в тенистом холодке каких-то таинственных кустов то остановится на ходу человек чувствуя как забилось вдруг его сердце забилось с молодой силой надежд хотя многое уже навсегда осталось позади… Но жаворонок простодушен. Он просто поет потому что внизу зреет рожь а над ним высокое небо и может быть еще потому что он ощущает свое назначение сделать светлое и звонче мир вокруг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя теоретические и практические итоги исследования по проблеме повышение учебной мотивации через использование технологии дифференцированного обучения, мы убедились в её актуальности для школы.

Мониторинг результатов обученности на уроках русского языка с применением технологии дифференцированного обучения за последние годы показал увеличение процента качества знаний, повышение интереса к предмету.

Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка помогает формировать учебную деятельность детей, способствует повышению уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка, с учётом умственных и специальных лингвистических способностей.

Овладев этой деятельностью, обучающиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей, повышению активности и самостоятельности на уроках.

Обобщив результаты работы, мы пришли к выводу, что у ребят появился интерес к таким формам учебной деятельности как индивидуальная, парная, групповая. Освоив элементы дифференциации обучения в учебной деятельности, обучающиеся стараются преодолевать трудности, видеть проблемные ситуации и устанавливать пути их разрешения. Работая в парах, группах, обучающиеся ставят цель к выполняемой работе, делают выводы, учатся быть коммуникабельными, учатся помогать друг другу, поддерживать, разъяснять, производить самопроверку, взаимопроверку, самостоятельно работать в любой ситуации.Ребёнок в своём развитии индивидуален, и чтобы знания, полученные на уроке, принесли ему пользу, а не остались пустым звуком, учителю необходимо учитывать особенности каждого ученика. Главная задача педагогического учреждения - научить учиться, а это значит уметь самостоятельно добывать знания в процессе поисковой деятельности, применять полученные знания на практике, решать поставленную задачу творчески, контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения помогает сформировать такая форма организации учебного процесса, как дифференциация. Поэтому считаю, что дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка - это необходимое условие дальнейшего успешного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев СВ. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла.-Л., 1991.

2.Ващенко А.А. Дифференцированный подход к обучающимся. // Русский язык в школе.- 1991.- №3

3.Гроот Р. Дифференциация в образовании. // Директор школы, 1994, № 5-6

4. ГузикН.П. Обучение органической химии. - М.. 1988.

5. ГузикН.П. Учить учиться. - М., 1981.

6.Дифференцированное обучение на уроках русского языка. Методическое пособие./Сост.Л.К.Иванова. – Санкт-Петербург, ЛОИРО, 2000.

7. Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994.

8.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998г.

9.Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 2003г.

10.Унт И.Э., Границкой А.С., Шадрикова В.Д. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.

11.Фирсова В.В. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов.

языка . «Грамотное письмо – не... – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как... Письмо по памяти. Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти. ...
  • На уроках русского языка (6)

    Урок

    Технологии системно- деятельностного подхода на уроках русского языка Железнова Н.В., учитель русского языка МБОУ Гимназии №133 г.о.Самара... реализации личностно-деятельностного подхода на уроках русского языка используются обучение в сотрудничестве, ...

  • На уроках русского языка (2)

    Урок

    Применение технологий «Методики критического мышления» на уроках русского языка . Как лучше организовать урок . В современной школе используется... изменяются по числам и падежам. ? В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный...

  • Едет с_грамртой гонец и приехал наконец.
    и.
    Ни.побоища, ни_стана, ни надгробного кургана не встречает царь Давид.

    110
    Д-306 П-244.Ветер по _морю гуляет и кораблик подгоняет.
    [Дверь тихонько отворилась], и [царевна очутилась в светлой
    горнице]. [- =], [- =].
    [Прозрачный лес один чернеет], и [ель сквозь. иней зеленеет], и [речка прдр.льдо.м. блестит]. [- =], и [- =], и [- =].
    То [солнце тусклое блестит], то [туча черная висит]. То [- =], то [- =].
    А. С. Пушкин.
    3. Гонец - человек, посылаемый куда-либо со срочным известием.
    Стан - лагерь, место стоянки.
    Горница - комната; чистая половина крестьянской избы.
    Д-307 (П-245). И, то, а, что, чтобы, не только, но и, да, зато Играют волны - ветер свищет, (И)мачта гнется и скрыпит. (М.Ю. Лермонтов). Куршуд-бек пировал с родными (и) друзьями, (а) Магуль- Мегери держала в руке чашу с ядом. [- =], а [- =]. Д-308 (П-246).
    t46).
    ? . .
    , но | | . Я остался дома, но ребята сами зашли ко мне.
    Употреблен сочинительный союз, который соединяет части
    сложносочиненного предложения.

    или что Я знал, что он ]


    4)
    111
    потому что
    Мы все должны любить свое отечество, потому что здесь мы получили жизнь.
    Употреблен подчинительный союз, соединяющий части сложноподчиненного предложения.
    5) СИ__ иСЦ__ . Я зашел в дом (и_ никого не увидел.
    Употреблен сочинительный союз между однородными членами.
    Я составил 1 сложносочиненное предложение и 2 сложнопод-чиненных предложения.
    3. По союзу можно отличить ССП от СПП.
    Д-310 (П-247).
    И, или, да (=и) - соединительные союзы.
    Он смеется и плачет. Куртка дорогая, но некрасивая. Он красив и умен. Он красив, но неумен. Он умен и хитер. Он глуп, но хитер. Река широкая, но неглубокая. Река неглубокая, но широкая. Река не глубокая, а мелкая.
    Д-311 (П-249). 2. 1) Неподвижно и спокойно, стоит лес во тьме ночи.
    Он задумчиво сидел и думал в гостиной.
    День стоял солнечный и ясный.
    Кругом росли и зеленели березы.
    Тяжелые тучи лежали на вершинах гор и холмов.
    Неподвижно - наречие

    Наречие образа действия
    Стоят (как?) неподвижно
    Кругом - наречие
    Морф. признаки: неизменяемость
    Наречие места
    Зеленели (где?) кругом 112 Д-312 (П-250). 1) Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настает. 2) Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен. 3) Уже румянит осень клены, а ельник зелен и те-нист. 4) Лес замирает, млеет в зное, но тем пышней цветет жас-мин. 5) Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали все на одном и том же дереве.
    Соединительные союзы: и, да (=и). Соединяют части слож-носочиненного предложения.
    Противительные союзы: а, но. Соединяют части сложносочиненного предложения.
    Редеть - становиться редким, уменьшатся в числе.
    Волхв - (уст.) у древних славян: чародей, колдун.
    Млеть - замирать, быть в томном состоянии.
    Горлинка - небольшая птица семейства голубиных.
    Д-313 (П-251).
    Костер пылал ярко, (и) было видно лица сидящих.
    [- =], и [=].
    Воздух был чистый и свежий,)нр) уже чувствовалась осенняя прохлада. [- = и =], но [= -].
    Засвищут скоро соловьи, (и) на душе станет спокойно.
    [= -], и [=].
    После обеда все разошлись,)и)я решил посидеть в библиотеке.
    [- =], и [- =].
    После восхода солнца неожиданно набежала туча,(а)чуть позже грянул гром. [= -], а [= -].
    Нам нравилось серьезное лицо Наташи,)нр) иногда оно было чересчур задумчивым.
    [= -], но [- =].

    Д-314 П-252.Владимир с ужасом увидел, что_он заехал в не-знакомый лес (СПП).
    [- =] (что - =). -
    Ґ изъяс.Л
    О нем ходят слухи,Чбудтрон занялся хлебной торговлей и разбогател сильно (СПП).
    [= -], (будто - 113
    обст. врем.
    Солнце уже было выюоко,)^!^^ открыл глаза (СПП).
    [- =] (когда- =). обст. прич.
    А вы мне скажите,_почему_вы так боитесь молчания? (СПП)
    [- =], (Почему - =). обст. уступки
    Я уговорил Шарко идти берегом, (хотя) это был длиннейший путь (СПП). [- =], хотя (= -).
    изъясн.
    Я думал,(что) Коновалов изменился от бродячей жизни (СПП). [-=L (что - =).
    изъясн.
    Отец потребовал,(чтобы^ ехала с ним (СПП). [- =], чтобы (- =).
    Крайнев поднял голову и увидел, как в открытые окна въехала колонна машин (СПП).
    [- ], (как = -).
    Заехал - глагол Н.ф. - заехать
    Пост. признаки: невозв, сов. вид, непереходный, 1 спр. Непост признаки: изъявит., прош., ед. число, м. р. Он (что сделал?) заехал.
    Незнакомый - прилагательное
    Н.ф. - незнакомый
    Пост признаки: качественное
    Непост признаки: полное, ед.число, м. род, вин. пад Лес (какой?) незнакомый.
    Сильно - наречие. Морф признаки - неизменяемость Наречие образа действия Разбогател (как?) сильно
    Длиннейший - прил. Н.ф. - длиннейший Пост признаки: качественное
    Непост признаки: полное, превосходная степень, ед. число, м род, им пад.
    Путь (какой?) ,
    114 Д-315 (П-253). Радостное чувство охватило нас,
    потому что мы выиграли (СПП).
    и мы побежали навстречу (ССП).
    когда мы увидели его (СПП).
    однако мы решили подождать (ССП).
    несмотря на то что мы по-прежнему были одни (СПП).
    как будто мы помолодели на десять лет (СПП).
    Д-316 (П-254). 1) Когда я вошел, он сидел на диване, укрывшись пледом.
    (Когда - =), [- =].
    Мы увидели ее счастливое лицо, когда она вышла от доктора.
    [- =], (когда - =).
    Едва мы вышли в поле, ветер усилился и начал свою разрушительную работу.
    (Едва - =), [- и ].
    Как только появились подснежники, весна вступила в свои права полновластной хозяйки. Как только (Как только = -), [- =].
    Прошла целая неделя, прежде чем она позвонила.
    [= -], (прежде чем - =).
    Пока мы собирались, наступила ночь.
    (Пока - =), [= -].
    Все эти предложения сложноподчиненные с придаточными времени.
    Д-317 (П-255). 1) Каждый день родители ожидали, что мы определимся с институтом. 2) Сказка говорила о том, что добро побеждает зло. 3) Через маленькую дырочку в заборе я увидел, как она стирала белье. 4) Я так ничего и не понял, хотя мне объясняли много раз. 5) Друзья часто спрашивают о том, почему я бросил спорт.
    1) [- =], (что - =); 2) [- =], (что - =);
    3) [- =], (как - =); 4) [- =], (хотя =);
    5) [- =], (почему - =).
    Д-318 (П-256).[Князь Андрей встал и подошел к окну], (чтобы отворить его). Как только он открыл ставни, лунный свет, как буд-
    115
    то (запомн.) он настороже (нар.) у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно- свежая (сочинительная связь). Перед самым окном быш ряд под-стриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных (со-чинительная связь) стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами быша какая-то блестящая росой крыша, правее - большое кудрявое дерево с ярко- белым (оттенки цветов) стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе. [Князь Андрей облокотился на окно], и [глаза его остановились на этом небе].
    2. Подчинительные союзы: чтобы (изъяснительный), как будто (изъяснительный).
    4. [ - = и =], (чтобы =). [ - =], и [ - =].
    Д-319 (П-257). Простые союзы - это союзы, которые состоят из одного слова: что, чтобы, когда, будто (подчинительные союзы) и др.; и, да, но (сочинительные союзы) и др.
    Составные союзы - это союзы, состоящие из двух и более слов: не только... но и (сочинительные союзы), в то время как, так как (подчинительные союзы) и др.
    Д-320 (П-258). Я не пошел в театр, потому что в кассе не было билетов.
    [- =], (потому что =).
    Гости стали расходиться, так как было уже поздно.
    [- =], (так как =).
    Он уверенно прошел в дом, как будто уже бывал здесь не раз.
    [- =], (как будто =).
    Д-321 (П-259). С помощью союзов не только... но и, или... или, либо... либо, не то... не то, то ли... то ли, ни... ни и др.
    Д-322 (П-260).
    1. Название: «Заря».
    Бирюза - голубой, зеленовато-голубой цвет чего-л.
    Коростель - птица семейства пастушковых с буровато-рыжим оперением и сильно сжатым с боков туловищем, отличающаяся резким скрипучим криком; дергач.
    116 Выпь - ночная болотная птица семейства цапель, самцы которой весною издают крики, похожие на рев быка.
    2. Не только.. но и - союз
    Сочинительный
    Составной.
    И - союз
    Сочинительный
    Простой
    Когда - союз
    Подчинительный
    Простой
    А - союз
    Сочинительный
    Простой
    Д-323 (-). Птичьи песни.
    [С песней каждой птицы у человека связано столь многое], (что (изъяснительный союз) у него всякий раз пробуждаются воспоминания).
    Влажный голосок кукушки будит представление о чем-то потерянном в юности, о родничке где-то в низинке под деревянным мостком. (А уж если запоет соловей в тенистом холодке каких-то таинственных кустов), [остановится на ходу человек, чувствуя], (как (подчинительный изъяснительный союз) забилось вдруг его сердце, забилось с молодой силой надежд), (хотя (обстоятельственный союз) многое уже навсегда осталось позади).
    [Жаворонок поет нехитро] но (противительный союз) [в его песне всегда есть свежесть летнего утра], и (соединительный союз) [человек, услышав песню жаворонка, становится безотчетно. счастливым]. Жаворонок простодушен. [Он просто поет потому], (что (изъяснительный союз) внизу зреет рожь), а (противительный союз) (над ним высокое чистое небо). [А еще поет потому], (что(изъяснительный союз) он ощущает свое назначение - сделать светлее и звонче мир вокруг). Уж - частица Усилительная частица. -то - частица. Усилительная частица.
    117
    Д-324 (П-261). Сходство союзов и предлогов заключается в том, что обе эти части речи служебные. А различие в том, что союз связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного, а предлог выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в предложении.