В дороге некрасов год написания. Некрасов "В дороге": анализ стихотворения (1 вариант)

«В дороге» Николай Некрасов

— Скучно? скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи,-
Буду, братец, за все благодарен.

«Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть1 и читать —
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный2 имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка),-
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер… А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу…
Через месяц приехал зятек —
Перебрал по ревизии души3
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно,-
Воротил он ее на село —
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка — крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись… посадили
На тягло4 — да на ней и женили…
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый…
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда5 жалко подчас… да куды!-
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты6,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит
Да читает какую-то книжку…
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает…
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна —
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего?.. Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…»

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!..

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге»

Николай Некрасов по праву считается знатоком крестьянской души, поэтому многие его произведения посвящены представителям низших сословий, которые во времена крепостного права приравнивались к домашнему скоту. В те далекие времена крепостных считали по душам, и чем больше их было в имении, тем богаче слыл его владелец. Однако даже на Руси бывали исключения, когда крестьянская девушка становилась любимицей в барском доме и даже выходила замуж за дворянина.
Впрочем, Николай Некрасов никогда не питал иллюзий по поводу подобных мезальянсов, считая, что они обречены. И в этом отношении его гораздо больше волновала судьба крестьян, которые по прихоти господ сначала становились им равными, а впоследствии возвращались к нелегкой крепостной жизни. Именно такому случаю посвящено стихотворение «В дороге», написанное поэтом в 1845 году.

Николай Некрасов нередко прибегал в своих поэтических произведениях к форме диалога, считая, что стихи от этого только выигрывают , становясь живее и понятнее читателю. «В дороге» не является исключением. Это произведение начинается с того, что барин, с которым отождествляет себя поэт, просит ямщика развеселить его во время очередного дальнего путешествия песней либо интересным рассказом. На что ямщик отвечает: «Самому мне невесело, барин». Причина его печали кроется в красавице-жене, которой выпала нелегкая доля. С детства она росла в панском доме вместе с дочкой хозяина, обучаясь различным наукам и хорошим манерам, «ела вдоволь и меду и каши», а также знала толк в рукоделии и изысканных нарядах. Однако барская дочь вскоре выросла и вышла замуж, уехав в Петербург, а ее отец неожиданно скончался.

Когда в права имением вступил зять хозяина, то он первым делом «перебрал по ревизии души», то есть, пересчитал всех крепостных, определив им новый оброк. Кроме этого, молодой владелец усадьбы не поладил с Грушей, которая вела себя как светская барышня, но при этом по-прежнему оставалась крепостной крестьянкой. Ей приказано было возвращаться в деревню, о которой девушка имела весьма смутное представление. Ведь до этого она никогда не работала в поле и не ходила за домашними животными, не умела готовить и считала, что убирать в доме должна специально нанятая прислуга.

На этом беды Груши не закончились, так как новый барин вскоре решил выдать ее замуж за крепостного мужика, которым и оказался ямщик. По его словам, жить с женой, которая с самого детства была приучена к роскоши, оказалось очень сложно, так как хозяйка из нее получилась, по крестьянским меркам, никудышная. Хотя герой стихотворения и отмечает, что «грех сказать, чтоб ленива была», но при этом у молодой хозяйки совсем «дело в руках не спорится».

Однако гораздо сильнее ямщика беспокоит не это, а весьма странное поведение супруги, которая «украдкой ревет как шальная», читает книжки и учит грамоте маленького сына, а также воспитывает его «словно барченка», заставляя мыться, ходить в чистой одежде и расчесываться. При этом ямщик понимает, что его жена тоскует по прошлой, сытой и счастливой жизни, поэтому стала «как щепка худа и бледна», и вот-вот ляжет в могилу.

Финальная часть стихотворения состоит из одной короткой фразы, в которую автор вложил всю свою агрессию вперемешку с сарказмом , отметив, что ямщик «разогнал неотвязную скуку». Однако ей на смену пришло осознание той безысходности, в которой вынуждены жить крепостные крестьяне, и чувство горечи за неизвестную ему Грушу, которой испытание роскошью оказалось не под силу. Она стала очередной игрушкой в чьих-то руках, которую выбросили за ненадобностью, даже не подумав о том, что происходит в этот момент в ее душе.

Основная масса стихотворных работ Николая Алексеевича посвящена жизни простого народа, тяжелой крестьянской судьбе. Автору была знакома ситуация, которая царили в обществе низших слоев населения – голод, безработица, отсутствие жилья, ненадежность завтрашнего дня.

В давние времена рабочие крестьяне считались по душам. Они приравнивались к рогатому скоту. Очень редко случались ситуации, когда простые деревенские девушки становились женами дворян. И то, такой союз Некрасов считал совершенно не прочным.

Также, Николай Алексеевич знает случаи, когда владельцы усадьбы делали своих крестьян равными в правах, а потом, снова опускали их к рабскому преклонению. Ох, и тяжелой была судьба простого человека!

В связи с такими эмоциями и переживаниями, Некрасов создает стихотворение «В дороге».

Особенностью данной работы является наличие в тексте диалога. Он делает рифмованные строки динамичными, живыми, жизненными.

В роли барина предстает сам поэт. Он просит ямшика поведать ему интересную историю, развеселить или спеть песню. Однако извозчику не хочется веселиться. Его мысли овеяны переживаниями за свою супругу. Она стала жертвой барской снисходительности. Будучи маленькой, его жена дружила с барской дочерью, росла в тепле, в заботе, училась грамоте, опрятно одевалась, владела рукоделием. Однако когда девочки выросли, дочь барина уехала в Петербург с молодым женихом, а отец ее – владелец усадьбы, помер. Вот и перешло наследство к расчетливому и бездушному зятю. Он отправил Грушу в деревню. Однако девушке была совершенно не знакома тяжкая работа в поле, она не могла ухаживать за скотом, не могла держать свое хозяйство. А к тому же, новый барин велел ей выйти замуж за крестьянского мужика. Именно ним и стал ямщик.

Поведал извозчик, как тяжело его супруге справится с теми делами, которые обрушиваются на ее плечи. Она пытается воспитать сыночка, как маленького барина. И грамоте его учит, и чисто одевает, и расчесываться заставляет. Только вот какая доля ожидает этого пацаненка? Какое у него будущее? От таких переживаний, вся измучалась, исхудала и побледнела Груша. Так дело и до могилы дойдет. После этого, ямщик пытаясь разогнать свою скуку, ощутил состояние полной безысходности.

С помощью этого стихотворения, Николай Алексеевич еще раз пытается показать истинное положение крестьянина, его сущность. Простой человек был лишь очередной игрушкой для своего господина. И владельцы крепостных никогда не задумывались о том, как тяжело приходится тем обычным людям.

Стихотворение «В дороге» — это исполненный возмущения протест против крепостного права, с наибольшей выразительностью сформулированный в словах: «Погубили ее господа». «Господа» погубили не только ее, т. е. насильно выданную за крестьянского парня интеллигентную девушку; они исковеркали жизнь и ее мужу, соединив его жизнь с «белоручкой», «белоличкой», которая и рада бы выполнять тяжелую крестьянскую работу, но сил у нее на это не хватает. В будущем на тех же «господ» падет ответственность за возможную гибель маленького сынишки Груши, которого она воспитывает на барский лад и который после смерти матери, конечно, не в состоянии будет выдержать тяжести быта закрепощенной деревни. Есть известные основания считать загубленным господами и «учителя», влюбленного в Грушу и, по видимому, пользовавшемся взаимностью.

Сколько загубленных человеческих жизней! Сколько мучительных переживаний! Виновники, повторяем, не возбуждают сомнений. За их образами, т. е. образами и старого и молодого барина, чувствуется образ отвратительного чудовища, имя которому — крепостное право. Стихотворение Некрасова «В дороге», созданное одновременно с романом Герцена «Кто виноват?», и в котором затронута та же социальная тема (вспомним образ незаконной дочери генерала Петрова — Любоньки), заняло одно из почетнейших мест в ряду антикрепостнических произведений русской поэзии. Неудивительно, что его так восторженно приветствовали и Белинский («да знаете ли вы, что вы поят — и поэт истинный?») и Герцен.

Отношение автора к истории бедной Груши и ее участникам достаточно ясно выражено и в самом содержании стихотворения, и в том, как дается в нем образ автора. Он, вообще говоря, играет пассивную роль, но все же показательно, что, выслушав рассказ ямщика, он реагирует на него следующими знаменательными словами:

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..

Эти слова не лишены иронического привкуса: скука, конечно, разогнана, ибо история Груши не только не скучна, а полна захватывающего драматизма, но она пробуждает сугубо мрачные мысли о невыносимо тяжелом положении народа, и эти мысли ложатся на душу автора несравненно более тяжелым бременем, чем самая «неотвязная скука».

Нет никакого сомнения, что сюжет стихотворения «В дороге» в основном навеян непосредственными впечатлениями жизни. Однако возможно предположить, что Некрасов в данном случае имел некоторую оглядку на содержание 26—28 глав второй части романа Квитки Основьяненко «Жизнь и похождения Столбикова», с которым был хорошо знаком, так как совсем недавно переделывал его в комедию. В названных главах рассказывается история Настеньки, незаконной дочери помещика Прямикова, насильственно выданной его вдовой замуж за парня Сидорку.

«В дороге» создано в 1845 году. Некрасову на тот момент шел всего лишь 25-й год, и для своего молодого возраста он проявил удивительно тонкое понимание русской души и знание особенностей русской жизни.

Стоит отметить, что 1845 — это самый расцвет эпохи крепостного права, когда, с одной стороны, слухи о «воле» уже начали бродить среди земледельцев, с другой — до отмены крепостничества было еще более 15-ти лет. Крестьяне страдали под гнетом помещиков, обращавшихся с ними как с имуществом, и сами не всегда осознавали это.

Главная тема стихотворения

Центральная тема произведения, ставшего одним из лучших образцов гражданской лирики — крепостное право, точнее, его обличение. Не напрямик, разумеется — в середине XIX века писать напрямую, откровенно и полностью честно могли позволить себе разве что подпольщики. Но, тем не менее, в истории крестьянки, которая раскрывается перед читателем, ужасы крепостничества предстают в полной мере. Затронул Некрасов и внутрисемейные отношения, и тяжелую работу в поле, и домашнее насилие — тогда, впрочем, считавшееся совершенной нормой.

Стихотворение написано в форме диалога. Барин, едущий куда-то с ямщиком, просит ямщика развлечь его разговором, и тот пересказывает историю своей супруги, Груши. Она была «компаньонкой» в барском доме, не работала в поле, была «белоручка, белоличка». Грушу научили читать и играть на фортепиано, к ней даже сватался один учитель. Но после того, как барыня, компаньонкой которой была Груша, вышла замуж, и в поместье появился новый хозяин, он отправил Грушу обратно в деревню.

Как и любую другую женщину детородного возраста, ее выдали замуж за первого, кто оказался более-менее подходящей кандидатурой — за ямщика-рассказчика. Тот, в свою очередь, предстает перед читателем человеком незлым, по-своему сострадательным, ему жаль жену, хотя она в крестьянском труде оказалась почти бесполезной. Груша не ленива, вовсе нет — она просто не имеет физических сил, чтобы «ходить за коровой», выполнять непривычную работу по дому. По словам ямщика, она целыми днями читает книгу и пытается воспитывать сына как маленького барчонка.

Ямщик не понимает горестей и проблем Груши, он рассказывает барину — и именно на этом тот прерывает его, - что даже бил жену лишь выпивши. Между ним и Грушей — пропасть, они совершенно разные люди по уровню образования, по мировоззрению. Но в образованности кроется и Грушина беда. Она знает, что могла бы жить по-другому, но ее жизнь не принадлежит ей самой. Грушей распоряжается владелец поместья, для него она — имущество, которое можно держать при себе, а можно перенаправить куда-то еще.

Ярко выраженный антикрепостнический характер стиха заметен с первых же строк. История ямщика, рассказываемая даже без жалоб, лишь с удивлением, мол: видишь, барин, и так, оказывается, в жизни бывает, потрясает современного читателя. Невозможно даже представить себе такое бедственное положение женщин — и мужчин тоже, которых вырывали из привычной жизни, выдавали замуж, переставляя, словно куклы на игровой доске. Своей поэзией Некрасов протестует против крепостничества и бесчеловечного обращения с людьми.

Структурный анализ стихотворения

Для большей схожести с традиционными песнями-жалобами русского народа Некрасов использовал 3-хстопный анапест. Чередующиеся типы рифмы (женская — с мужской, перекрестная, кольцевая и парная сменяют друг друга) подчеркивают живость речи.

В произведении использовано большое количество просторечных выражений — это делает речь ямщика настоящей, не искусственной. Состояние крестьянина и печаль, тоска, снедающая его жену, передаются эпитетами и сравнениями.

В произведении «В дороге» Некрасов поднимает непростой вопрос о крепостничестве, подчеркивает, что владение людьми, как вещами, нередко ломает их судьбы.

О судьбе крепостных, о доле русских женщин талантливо и проникновенно писал русский поэт Н.А.Некрасов. Величие Некрасова в том, что его стихи выражали передовые, прогрессивные идеи своего времени, в том, что он сквозь трагическую действительность угнетенной России предвидел лучшую долю для своего народа и воспел его в волнующих стихах.

Не сразу достиг поэт вершин творчества. В начале 1840-х годов Некрасов присоединился к числу сотрудников журнала «Отечественные записки». На его рецензии, публикуемые в журнале, обратил внимание В.Г.Белинский, который впоследствии лично познакомился с Некрасовым. В тот период времени литературная деятельность Некрасова подвергалась критике, и Белинский полагал, что Некрасов навсегда останется не более, как полезным журнальным сотрудником. Но когда в 1845 году Некрасов принес Белинскому свое стихотворение «В дороге», тот восторженно принял это произведение и назвал Некрасова истинным поэтом. Успех стихотворения «В дороге» способствовал творческому расцвету Некрасова и становлению его, как народного поэта.

Стихотворение построено в форме диалога ямщика и его богатого седока. Ведущая тема стихотворения «В дороге» — подневольная судьба крепостной женщины, жизнь которой, в силу изменившихся обстоятельств, превратилась в сплошное мучение.

Композиционно стихотворение делится на три неравные части. В первой части произведения богатый пассажир просит ямщика развеять скуку – спеть веселую песню или рассказать занятную историю. Вторая часть содержит повествование ямщика, откликнувшегося на просьбу богатого седока. Заканчивается стихотворение репликой седока, прерывающего рассказ ямщика и заявляющего, что тот достаточно его развлек.

Основная часть литературного произведения — рассказ ямщика о своей жене по имени Груша, которая, будучи крепостной, с детства воспитывалась в барском доме, вместе с дочерью хозяина. Груша получила хорошее образование, умела читать и играть на музыкальных инструментах. Одевалась она, как настоящая барышня. Но однажды ее жизнь круто изменилась, и не в лучшую сторону. Дочь помещика вышла замуж и уехала в Петербург. Владелец усадьбы вскоре умер, и его зять вступил во владение усадьбой. Новый хозяин не сошелся характером с Грушей, по-прежнему жившей в господском доме. Пользуясь тем, что девушка по своему положению была крепостной, он отправил ее в село, к крестьянам. Вскоре Грушу выдали замуж за ямщика.

С появлением в жизни простого мужика жены-белоручки забот у него существенно прибавилось. Жена, хоть и не была ленивой, крестьянскую работу совсем не знала. Ей было очень тяжело осваиваться в новой реальности. Ямщик ее жалел и пытался утешить, покупая немудреные обновки. Но Груше его участие помогало мало, она часто плакала. Ямщик искренне беспокоился и за судьбу сына, которого Груша растила как барчонка – мыла его, стригла и причесывала, учила мальчика грамоте. Всего этого, по мнению ее мужа, делать вовсе не стоило. Жалуясь седоку, на то, что жена очень мало ест, ямщик высказывал опасения, что при таком образе жизни она недолго задержится на белом свете.

Рассказа ямщика создает настроение беспросветного уныния, безнадежности существования, но для его седока это повествование – средство развлечения. Его нисколько не тронули беды и горести простых людей, крепостных крестьян.

Главная мысль стихотворения «В дороге» состоит в том, что крепостное право, как форма порабощения людей, унижает достоинство человека и порождает неисчислимое множество личных трагедий. Так это произошло и в случае с Грушей. Воспитанная в атмосфере свободы, она внезапно оказалась рабой, чужой собственностью. Эта перемена в ее жизни нанесла Груше тяжелую душевную травму, от которой она так и не смогла оправиться.

Характерной особенностью стихотворения «В дороге» является отсутствие композиционно-стилистического приема, называемого в литературе «ремаркой». Этот прием состоит в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования. Ремарок в стихотворении «В дороге» нет. Еще одной характерной особенностью стихотворения является то, что существенная часть текста – монолог ямщика, обращенный к барину, по сути своей является скрытым диалогом: «Слышь, ты,…», «Понимаешь-ста…».

При написании этого стихотворения Некрасов в качестве стихотворного размера применил трехстопный анапест. Выбор данного стихотворного размера делает стихотворение похожим на песню, повышает мелодичность произведения. При этом автор использует в произведении несколько схем рифмовки – перекрестную, смежную и кольцевую.

На основании анализа произведения «В дороге» можно сделать вывод о том, что в тексте стиха видна песенная основа, которая чувствуется в следующем: в отголосках напевов ямщицких песен, в фольклорных эпитетах «белоручка», «белоличка», в диалогичности народной песни, в применении характерного размера.

Некрасов активно использовал различные средства художественной выразительности при создании стихотворения «В дороге». Он применил такие эпитеты, как «безустанная работа», «удалой ямщик», «лихая бабенка», а также метафоры «злодейка жена», «пьяная рука», «неотвязная скука». При описании облика жены ямщика автор дает такие сравнения как «бледна и худа, как щепка», «ревет, как шальная». В стихотворении также присутствует большое количество простонародных выражений, с помощью которых автор передает прямую речи ямщика: «понимаешь-ста…», «врезамшись…», «баит», «сам-ат», «слышь», «али», «тоись» и другие. Эти диалекты придают рассказу ямщика достоверность, повышают реализм произведения.

В стихотворении мне понравилось, что героиня рассказа ямщика, его жена Груша, не сдается в тяжелой жизненной ситуации. Да, ей очень трудно, но она продолжает читать книги и воспитывает сына так, как считает правильным – она приучает ребенка к чистоте, аккуратности и учит мальчика грамоте. Этот маленький эпизод в рассказе ямщика показывает, что русскую женщину не сломят никакие жизненные трагедии. Она сумеет выполнить свой материнский долг до конца.