Что такое жизнь кратко. В чём смысл человеческой жизни? В чем смысл жизни

  • ЖИЗНЬ , -и, ж.

    1. Особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития. Возникновение жизни на земле. Основой жизни являются белковые --- соединения, которые при высокой температуре свертываются. В. Комаров, Происхождение растений. Меня очень обрадовало, когда я узнал, что она [луна] светит не своим светом, что она мертва и нет и не может быть жизни на ней. М. Горький, Мои университеты.

    2. Физиологическое состояние человека, животного, растения от зарождения до смерти. [Владимир:] Пойдемте, пойдемте скорей - ее надобно застать при жизни! Лермонтов, Странный человек. Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Н. Островский, Как закалялась сталь. Жизнь медленно возвращалась к Ивану Ильичу Телегину. А. Н. Толстой, Хмурое утро. || Физиол. Отправление организмом функций, связанных с его возникновением, развитием и разрушением. Жизнь одноклеточных организмов. Ни в жизни животного, ни в жизни растения мы не могли найти ни одной черты, исключительно свойственной тому или другому. Тимирязев, Жизнь растения.

    3. Полнота проявления физических и духовных сил. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Пушкин, Я помню чудное мгновенье. Во всей фигуре его было столько движения и жизни, что предательскую старость я мог увидеть только подойдя поближе. Чехов, Тайный советник.

    4. Период существования кого-л. Жизнь прожить - не поле перейти. Пословица. Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? Пушкин, Песнь о вещем Олеге. Мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле. Гоголь, Мертвые души (Предисловие). - Давно известно, что работа в рудниках, шахтах --- сокращает жизнь рабочего приблизительно на целую четверть. Куприн, Молох. || какая или где. Период в существовании кого-л., ограниченный рамками пребывания где-л. Князь Андрей стал вспоминать свою петербургскую жизнь за эти четыре месяца, как будто что-то 485 новое. Л. Толстой, Война и мир. || обычно с определением. Совокупность всего пережитого и сделанного человеком. Она рассказывала о своей прошлой жизни, о знаменитых провинциальных режиссерах. Паустовский, Михайловские рощи.

    5. Образ существования кого-л. Жизнь обитателей Покровского была однообразна. Пушкин, Дубровский. Жизнь его проходит так. Обыкновенно он встает утром часов в восемь, одевается и пьет чай. Потом садится у себя в кабинете читать. Чехов, Палата № 6. Среди бедствий и страхов войны Сашок жил увлекательной, необычайной жизнью. Кетлинская, В осаде. || обычно с определением. Установившийся порядок в повседневном существовании кого-, чего-л.; быт. Теперь я опять в Одессе и все еще не могу привыкнуть к европейскому образу жизни. Пушкин, Письмо Л. С. Пушкину, 25 авг. 1823. Вот, думалось мне, сижу я глухой и ненастной зимней ночью в ветхом доме, --- в сотнях верст от городской жизни, от общества. Куприн, Олеся.

    6. кого-чего или какая. Деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях, в различных областях, сферах. Хозяйственная жизнь страны. Гоголь, Белинский, Добролюбов - вот вам в трех именах полный отчет о всей нашей умственной жизни за целое тридцатилетие. Писарев, Реалисты. Художник - это строитель духовной жизни человечества. А. Н. Толстой, О свободе творчества.

    7. Окружающая нас реальная действительность; бытие. В жизни, окружавшей меня тою порой, было много интересного. М. Горький, В людях. Надо жизнь сначала переделать, переделав - можно воспевать. Маяковский, Сергею Есенину. [Сергей:] Разрешите мне предложить другой тост: за науку! --- за такую науку, которая не оторвана от жизни, от практики. В. Кожевников, Огненная река.

    8. Оживление, возбуждение, вызываемое деятельностью живых существ. Райский походил по саду. Там уже началась жизнь; птицы пели дружно, суетились во все стороны, отыскивая завтрак; пчелы, шмели жужжали около цветов. И. Гончаров, Обрыв. С огнями пробудилась и жизнь: на реке послышались гудки автомашин, у берега затрещал трактор. Ажаев, Далеко от Москвы. Мне всегда нравились кипящие жизнью базары. Соколов-Микитов, Зеленый край.

    Даровать жизнь см. даровать .

    Дать жизнь кому - родить, произвести на свет.

    Кончить жизнь см. кончить .

    Маячить жизнь см. маячить .

    Мыкать жизнь см. мыкать .

    Отдать (или положить) жизнь за кого-что - пожертвовать жизнью, умереть, защищая кого-, что-л.

    Прожигать жизнь - вести беспорядочный, губительный для здоровья образ жизни, предаваясь удовольствиям, развлечениям и т. п.

    Лишить жизни и (прост. ) решить жизни - убить.

    Лишиться жизни и (прост. ) решиться жизни - умереть, погибнуть.

    Войти в жизнь см. войти .

    Провести в жизнь что см. провести .

    Пройти в жизнь см. пройти .

    Вычеркнуть из своей жизни см. вычеркнуть .

    Уйти из жизни см. уйти .

    Возвратить к жизни см. возвратить .

    Покончить с жизнью см. покончить .

    Жизнь моя - обращение к кому-л., самому дорогому, являющемуся для кого-л. источником счастья, радости, самой жизни.

    Подруга жизни (шутл. ) - жена.

    Вопрос жизни или смерти см. .

    Свет жизни чьей см. свет 1 .

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Что такое жизнь?

Что такое жизнь и в чём смысл человеческой жизни? Создан ли человек только для того, чтобы, прожив короткую жизнь, умереть и какие особенности нашего организма свидетельствуют о том, что человек создан для вечной жизни?

Жизнь

Определение. Форма существования, характерная для растений, животных, людей и духовных существ. Живые физические объекты отличаются от
неживых обменом веществ, а также способностью расти, размножаться и реагировать на внешние раздражители.

Животные и люди, в отличие от растений, не обладающих сознанием, являются душами. Они обладают жизненной силой, которая поддерживает в них жизнь и которая сама поддерживается дыханием.

Для разумных созданий жизнь в полном смысле слова - это совершенная жизнь с полным правом на неё. Человеческая душа не бессмертна. Однако у верных служителей Бога есть надежда на то, что они обретут совершенство и смогут жить вечно: многие - на земле, а «малое стадо» - на небе в качестве наследников Божьего Царства.

Те, кто воскресают к духовной жизни и становятся правителями в небесном Царстве, получают бессмертие, или жизнь, которую не нужно поддерживать чем-то извне.

В чём смысл человеческой жизни?

Чтобы жизнь имела смысл, важно признавать, что есть Тот, кто является Источником жизни. Если бы жизнь возникла случайно, без вмешательства разума, тогда наше существование было бы бесцельным, а будущее - неопределенным.

Но в Деяниях 17:24, 25, 28 говорится: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём… сам дает всем жизнь, и дыхание, и всё. …Мы им живём, и движемся, и существуем».

А в Откровении 4:11 записаны такие слова, обращённые к Богу: «Достоин ты, Иегова, наш Бог, принять славу, честь и силу, потому что ты сотворил все и
все по твоей воле существует и сотворено».

Если люди не живут по законам Бога и не следуют его руководству, то это ведёт к разочарованию. В Галатам 6:7, 8 записаны такие заставляющие задуматься слова: «Не заблуждайтесь: Бог не тот, над кем можно насмехаться. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в свою плоть пожнет от плоти тление». (Смотри Галатам 5:19-2)

Из-за греха, унаследованного от Адама, люди сегодня не могут наслаждаться жизнью в полной мере. Однако такое положение не соответствует
первоначальному замыслу Бога. За грехом Адама последовало Божье наказание, в результате которого, согласно Римлянам 8:20, «творение [человечество] было покорено суете».

Размышляя о своём грешном состоянии, апостол Павел писал: «Я - из плоти, продан греху. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю всё снова и снова. По внутреннему человеку я нахожу удовольствие в законе Бога, но в своих членах вижу другой закон, противоборствующий закону моего ума и делающий меня пленником закона греха, который находится в моих членах. Несчастный я человек!» (Рим. 7:14, 19, 22-24).

Если мы применяем библейские принципы и отводим воле Бога первое место в своей жизни, тогда наша жизнь становится счастливой, насколько это возможно сегодня, и наполняется глубоким смыслом. Бог ничего не приобретает от того, что мы ему служим, он учит нас для нашей же пользы (Ис. 48:17).

Библия призывает: «Будьте тверды, непоколебимы, всегда много трудитесь в деле Господа, зная, что ваш труд не напрасен перед Господом» (1 Кор. 15:58).

Если мы верим в то, что Иегова сделал для нашего спасения, и ходим Божьими путями, тогда, согласно Библии, перед нами открывается возможность жить
вечно в совершенстве. Эта надежда имеет прочное основание; тот, кто в ней уверен, никогда не разочаруется. Если мы живем в согласии с этой надеждой, наша жизнь уже сейчас наполняется подлинным смыслом (Иоан. 3:16; Титу 1:2; 1 Пет. 2:6).

Создан ли человек только для того, чтобы, прожив короткую жизнь, умереть?

Быт. 2:15-17: «Иегова Бог взял человека [Адама] и поселил его в саду Эдем, чтобы он возделывал его и заботился о нём. И повелел Иегова Бог человеку: „Ты можешь досыта есть со всех деревьев в саду. Но не ешь с дерева познания добра и зла, потому что в день, в который съешь с него, непременно умрёшь“».

(Бог говорил о смерти не как о неизбежности, а как о следствии греха и призывал Адама остерегаться неправильных действий. Сравни Римлянам 6:23.)

Быт. 2:8, 9: «Иегова Бог посадил сад в Эдеме, на востоке, и поместил там человека, которого образовал. И вырастил Иегова Бог из земли всякое дерево,
приятное на вид и хорошее для пищи, а также дерево жизни посреди сада». (После того как Адам согрешил, они с женой были высланы из Эдема.

Согласно Бытию 3:22, 23, это было сделано для того, чтобы они не смогли съесть плод с дерева жизни. Из этого можно заключить: если бы Адам был послушным своему Создателю, Бог позднее позволил бы ему съесть плод с дерева жизни, тем самым признав его достойным жить вечно. Само присутствие в Эдеме дерева жизни указывало на такую возможность.)

Пс. 37:29: «Праведные наследуют землю и будут жить на ней вечно».

Это обещание ясно показывает, что замысел Бога относительно земли и
человечества не изменился.

Если говорить о нас, то неужели наша жизнь должна быть лишь мимолётным существованием, полным страданий?

Рим. 5:12: «Через одного человека [Адама] грех вошел в мир, а через грех - смерть, и таким образом смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили».

(Мы все умираем из-за греха Адама, а не потому, что такова воля Бога.)

Иов 14:1: «Человек, рождённый женщиной, краткодневен и пресыщен волнениями». (Эти слова подходят для описания жизни в этом несовершенном
мире.)

Несмотря на всё это, мы можем жить полноценной, осмысленной жизнью.

Предназначена ли жизнь на земле лишь для того, чтобы определить, кто достоин пойти на небо?

Есть ли у нас бессмертная душа, которая продолжает жить после смерти тела?

Что необходимо для того, чтобы у нас была надежда на нечто большее, чем наша теперешняя кратковременная жизнь?

Матф. 20:28: «Сын человеческий [Иисус Христос] пришёл не для того, чтобы ему служили, а для того, чтобы послужить и отдать свою душу как выкуп за многих».

Иоан. 3:16: «Бог любит мир так сильно, что отдал своего единородного Сына, чтобы каждый, кто проявляет в него веру, не погиб, но имел вечную жизнь».

Евр. 5:9: «Он [Иисус Христос] стал ответственным за вечное спасение для всех послушных ему». (Смотри также Иоанна 3:36.)

Каким образом осуществится надежда на будущую жизнь?

Деян. 24:15: «Я имею надежду на Бога, которую и сами они питают, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных».

Воскреснут те, кто в прошлом верно служил Богу, а также множество тех, у кого не было достаточно знаний об истинном Боге и кто поэтому не мог принять или отвергнуть его пути.

Иоан. 11:25, 26: «Иисус сказал ей [сестре человека, которого он позднее воскресил]: „Я - воскресение и жизнь. Кто проявляет в меня веру, даже если и
умрёт, оживёт, и каждый живущий и проявляющий в меня веру не умрет никогда.

Веришь ли этому?“». Иисус говорил не только о надежде на воскресение. Он также говорил о надежде, предусмотренной для тех, кто будет жить тогда, когда этому нечестивому миру будет положен конец. Те, кто станут земными подданными Божьего Царства, переживут конец этого мира и никогда не вкусят смерти.

Какие особенности нашего организма свидетельствуют о том, что человек создан для вечной жизни?

Общепризнанно, что за всю жизнь - 70 или даже 100 лет - человек использует лишь малую часть возможностей своего мозга. В «Британской энциклопедии» отмечалось, что мозг «обладает настолько большим потенциалом, что он не может быть реализован на протяжении жизни человека» (Encyclopædia Britannica. 1976. Т. 12. С. 998).

По словам астрофизика Карла Сагана, наш мозг может хранить информацию, которая заняла бы «двадцать миллионов томов - примерно столько содержится в крупнейших библиотеках мира» (Саган К. Космос. СПб., 2005. С. 407).

Биохимик Айзек Азимов писал, что человеческий мозг «в состоянии вынести любую нагрузку процессов обучения и запоминания, которой он подвергается, и мог бы осилить даже в миллиард раз больше» (The New York Times Magazine. 1966. 9 окт. С. 146).

Зачем человеческому мозгу такой потенциал, если у нас нет возможности его реализовать? Разве не логично заключить, что люди, с их способностью бесконечно познавать новое, были созданы для вечной жизни?

Есть ли жизнь на других планетах?

В журнале «Наука и жизнь» писалось: «Общий подъём интереса к поискам внеземной жизни, царивший в 60-70-е годы в умах людей, отразился и на
планах науки.

Радиотелескопы были нацелены на то, чтобы улавливать осмысленные сигналы из космоса. […] Но разумных сигналов земные радиотелескопы так и не поймали.

Раздумья учёных на эту тему обретали форму статей, проповедующих уникальность жизни на Земле, утверждающих, что люди одиноки в этом беспредельном мире зёзд…» (1999. № 2. С. 10).

В «Американской энциклопедии» говорится: «[За пределами нашей Солнечной системы] пока не обнаружено никаких других планет. Но если за пределами
Солнечной системы планеты есть, тогда есть и вероятность, что на какой-нибудь из них зародилась жизнь и появилась развитая цивилизация» (The Encyclopedia Americana. 1977. Т. 22. С. 176).

С тех пор за пределами нашей Солнечной системы было обнаружено много других планет, однако нет никаких доказательств того, что на какой-либо из
них есть жизнь.

Почему люди тратят огромные средства на поиски жизни во Вселенной? Не пытаются ли они таким образом, как видно из приведённой выше цитаты, найти подтверждение теории эволюции - подтверждение того, что человек не был создан Богом, а значит, не несёт перед Ним никакой ответственности?

Жизнь самый дивный дар

(В чем заключено главное различие между живой и косной природой?)

Львов Иосиф Георгиевич

В статье предлагается принципиально новый (и в то же время совершенно простой, естественно вытекающий из фундаментальных физических законов) ответ на извечный человеческий вопрос о сущности явления жизни.

Если прямая цель всякой научной работы - раскрывать тайны природы, то она оказывает и другое, не менее ценное действие на ум исследователя. Она делает его обладателем методов, и к выработке их ничто, кроме научной работы, не могло бы его привести; это ставит его в положение, с которого многие области природы, помимо тех, которые он изучал, являются перед ним в новом свете.

Дж. К.Максвелл

1. Состояние вопроса

Чем сложнее обилие новых фактов, чем пестрее разнообразие новых идей, тем повелительней звучит призыв к объединяющему мировоззрению.

Г.Гельмгольц

Вопрос "Что такое жизнь?" всегда составлял одну из наиболее фундаментальных тайн мироздания, издавна волновавших человечество. Во все времена люди пытались дать на него более или менее адекватный ответ, соответствующий текущему уровню развития их взглядов на природу. Но и сегодня, на рубеже второго и третьего тысячелетий нашей эры, единого, всеми признанного мнения по данной животрепещущей проблеме, как это ни странно, по-прежнему не существует. Высказываются, конечно, многочисленные предположения, апеллирующие к тем или иным вторичным признакам жизни, приводятся, естественно, определенные доводы в их пользу. Однако именно отмеченный второстепенный характер обсуждаемых при этом признаков делает само их число в целом настолько большим, что специалисты вынуждены вести непрекращающиеся споры о приоритете каких-либо конкретных из них. И конца подобному положению дел, к сожалению, не видно, ибо по-настоящему фундаментального определения жизни, с позиций которого можно было бы объяснить все указанные относительно частные ее проявления, до настоящего времени все же никто так и не предложил. А между тем понять сущность жизни, как нам представляется, не сложно. Нужно лишь взглянуть на названную проблему с наиболее общей точки зрения, затрагивающей самые коренные аспекты мироздания. Именно попытке показать это на практике и посвящена настоящая статья.

Сначала, однако, требуется хотя бы коротко изложить уже имеющиеся точки зрения. В связи с тем, что у нас здесь нет возможности осветить целиком всю описанную выше дискуссию, ограничимся тем, что процитируем максимально полно соответствующую статью из "Философского энциклопедического словаря", где указанное фундаментальное понятие "жизнь" определяется в стремлении учесть все существующие точки зрения следующим вынужденно многословным образом: "Жизнь - это форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ (непременное условие жизни), раздражимостью, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т. д. ...Дарвин в "Происхождении видов" так определял основные законы, лежащие в основе возникновения всех форм жизни: "Эти законы, в самом широком смысле - Рост и воспроизведение, Наследственность, почти необходимо вытекающая из воспроизведения, Изменчивость, зависящая от прямого или косвенного действия жизненных условий и от упражнения и неупражнения. Прогрессия размножения, столь высокая, что она ведет к Борьбе за жизнь и ее последствию - Естественному отбору...".

В целом, - делается затем в словаре резюмирующий вывод, - обобщение Дарвина сохраняет свою силу и по ныне, а его основные законы жизни сводятся к двум, еще более общим. Это прежде всего способность живого ассимилировать полученные извне вещества, т. е. перестраивать их, уподобляя собственным материальным структурам, и за счет этого многократно воспроизводить их (репродуцировать). Способность к избыточному самовоспроизведению лежит в основе роста клетки, размножения клеток и организмов и, следовательно, - прогрессии размножения (основное условие для естественного отбора), а также в основе наследственности и наследственной изменчивости. Воспроизведение себе подобного - фундаментальное свойство живого - ныне получает интерпретацию в терминах химических понятий. Другая особенность живого заключается в огромном многообразии свойств, приобретаемых материальными структурами живых объектов. ...Реализация многообразной информации о свойствах организма осуществляется путем синтеза согласно генетическому коду различных белков, которые благодаря своему разнообразию и структурной пластичности обусловливают развитие различных физических и химических приспособлений живых организмов. На этом фундаменте в процессе ЭВОЛЮЦИИ возникли непревзойденные по своему совершенству УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ.

Таким образом, - подводится далее окончательный итог, - жизнь характеризуется ВЫСОКОУПОРЯДОЧЕННЫМИ материальными структурами, которые составляют живую систему, способную в целом к самовоспроизведению. Жизнь качественно превосходит другие формы существования материи в отношении многообразия и сложности химических компонентов и динамики протекающих в живом превращений. Живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем УПОРЯДОЧЕННОСТИ: структурной и функциональной, в пространстве и во времени. Структурная компактность и энергетическая экономичность живого - результат высочайшей упорядоченности на молекулярном уровне. Живые организмы обмениваются с окружающей средой ЭНЕРГИЕЙ, ВЕЩЕСТВОМ и ИНФОРМАЦИЕЙ, т. е. являются ОТКРЫТЫМИ СИСТЕМАМИ. При этом, в отличие от неживых систем, живому присуща способность к УПОРЯДОЧЕНИЮ, к созданию ПОРЯДКА из ХАОСА (т. е. ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВОЗРАСТАНИЮ ЭНТРОПИИ). Однако снижение энтропии в живых системах возможно ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ ПОВЫШЕНИЯ ЭНТРОПИИ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, так что В ЦЕЛОМ ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ ЭНТРОПИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ" .

Итак, как видим, в качестве определяющих черт жизни приводится сегодня, как мы и предупреждали, множество самых разнообразных ее признаков, среди которых выделяется затем вроде бы несколько так называемых основных. Но и они, как легко заметить, тоже далеко не самодостаточны и требуют поэтому в дополнение к основной своей формулировке многочисленных специальных пояснений, что прямо указывает, подчеркнем данный момент снова и снова, на сугубо вторичный характер этих признаков, являющихся на самом деле лишь необходимыми частными следствиями некой исходной, по-настоящему фундаментальной черты живого, понять которую до конца, к сожалению, так пока и не удалось. Иначе говоря, простой и легко объяснимый с позиций обычной человеческой логики единый критерий жизни к настоящему моменту, как уже говорилось, по сути дела вообще отсутствует. Но при этом, что видно даже из приведенной только что цитаты, любой достаточно строгий разговор о сущности живого непременно сводится в конце концов к универсальным физическим понятиям, и данный факт, акцентируем теперь это обстоятельство особо, вовсе не случаен. Напротив, - он абсолютно закономерен, что легко можно показать как раз путем упомянутых общелогических рассуждений.

Ведь в чем состоит в действительности само определение того или иного понятия? Да всего лишь в установлении того, чем именно оно отличается от прямо противоположного себе по своему основному логическому смыслу. Т. е. на самом деле всегда определяются сразу два понятия, являющиеся друг для друга антиподами. А значит, и определение собственно жизни должно состоять в общем случае в установлении непосредственно отмеченного главного различия между ней и косностью, как раз и соответствующей прямо противоположному понятию "не жизнь", т. е. жизнь и косность должны определяться одновременно. Но для разрешения этой базовой задачи совершенно необходим, понятно, принципиально общий взгляд на всю природу в целом, охватывающий равным образом как жизнь, так и косность, который только и дает изучающая действительно наиболее общие законы мироздания упомянутая физика (если угодно - натуральная философия). Чисто же биологический анализ, как теперь уже всем должно быть ясно, сам по себе просто не способен помочь в осмыслении исходной сущности жизни, т. к. слишком узок для достижения подобной фундаментальной цели, почему и заканчивается обычно при обсуждении отмеченного глобального вопроса переходом рано или поздно обязательно к физическим понятиям. А в конечном счете, как легко заметить из той же процитированной выше статьи "Философского энциклопедического словаря", - к одному, самому общему из них - энтропии! Что и неудивительно: различие между жизнью и не жизнью, принадлежащее, как всем понятно, к числу наиболее фундаментальных в природе, обязательно должно быть связано в своей основе с наиболее универсальным физическим законом, которым и является олицетворяемое этим базовым понятием так называемое второе начало термодинамики.

Данный факт хорошо осознают, конечно же, и сами физики, очень многие из которых посвятили свои труды изучению рассматриваемой интереснейшей проблемы. В том числе и такие наиболее известные из них, как, скажем, один из главных создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии Эрвин Шредингер, выпустивший еще в сороковых годах истекающего столетия небольшую, но чрезвычайно знаменитую книжку с весьма показательным общим названием: "Что такое жизнь? С точки зрения физика". В ней он прямо связал основное направление поиска ответа на данный чрезвычайно волновавший его вопрос с изучением следствий из указанного краеугольного второго начала термодинамики, которое характеризуется им как "наиболее важный, наиболее общий и всеохватывающий закон" природы. Но дать на этой основе само искомое определение жизни Шредингер, к сожалению, так и не сумел, чему тоже есть свое вполне понятное логическое объяснение: для разрешения данной ключевой задачи, как мы еще увидим, помимо общефизического необходимы также и некоторые другие сугубо специфические на первый взгляд подходы к рассматриваемой при этом особой проблематике, развитые пока преимущественно уже именно в специальных отраслях науки.

У каждого человека в этой жизни есть шанс воплотить себя, показать миру, что ты достоин уважения и любви, признания и понимания. Но это не даётся просто так, за это нужно бороться и нужно это доказать. В наш век конкурентной борьбы всё труднее доказать и проявить себя, но это необходимо, потому что сама Жизнь задаёт высокие планки и диктует порой очень сложные .

А как же иначе? Ведь мы тоже не хотели бы принять жизнь в половину её силы, принять жизнь как суррогат. Иногда мы хотим получить всё или ничего. Это нормальное явление для каждого молодого человека. Ведь полный сил юный молодой организм требует максимальной отдачи и как следствие незамедлительного получения заслуг, и признания его достоинств. Ведь это так легко и очевидно !

Нам всем, кажется, что мир создан только для нас, и вне нас ничего нет, а значит, и не имеет смысла. Но это не так. Это субъективная позиция человека. Хотя почти для каждого лично это во многом является главным ориентиром. Как понять, что кем бы ты ни был, ты являешься лишь частью нашего большого человеческого мира, всё что сконцентрировано и собрано в тебе, , помыслы и мечты, даже боль и страх, и комплексы, есть лишь продукт определённых социально-общественных отношений.

Если в недалёком прошлом для наших предков достаточно было иметь , несколько овец и юрту, то сейчас это непременно , пентхаус, собственный бизнес, принадлежность к элитарной группе и прочее. Всё это, конечно же, хорошо иметь, но если этого нет, то можно к этому стремиться и упорно работать. Работать не покладая рук.

Ещё не было в истории человечества так, чтобы труд не приносил реальной и ощутимой пользы. Это касается не только карьеры , но и учёбы , дружбы, любви особенно и буквально всего, что нас окружает. Сегодня самый богатый человек на планете Билл Гейтс, создатель Майкрософт, когда-то приехал в США всего лишь имея несколько десятков долларов в кармане. Но, благодаря упорному труду, вере в себя он достиг того, что дается не многим, достиг успеха и богатства, любви и признания!

Что есть личность? В конечном итоге настоящая личность - это неутомимый труд и воля, безраздельная вера в себя, в свои принципы и идеалы, вера в тех, кто идёт вместе с тобой. Только так сегодня молодой человек может реализовать себя, достичь успеха, уважения, любви!

Новому поколению приходится всё же труднее, перемены происходят так быстро, что порой не успеваешь к ним привыкнуть и осознать. Ведь наше Время не стоит на месте и все больше требует от тебя сил и отдачи. Это называется Эволюцией . Мы хотим большего, и требования к нам также велики. Это Закон. Кто это поймет, тот усвоит и всё дальнейшее. И знания придут на помощь, ведь они везде - кто хочет услышать, тот услышит, кто хочет увидеть, тот увидит и обретёт. И обретёт знания во благо себе и людям. Это также общеизвестно.

Но вот беда, стоит нам где-нибудь что-то не освоить, не успеть обогнать, как мы уже плетемся в конце колонны, и часто слышим в свой адрес обидные слова: лузеры, неудачники, тормоза, отстой и много других обидных слов, коим очень богат наш язык. Лично для каждого это тяжело переносить, это испытание его психики, характера, воли и жизнеспособности.

Является ли суицид выходом? В чем смысл жизни? Стоит ли мне жить?

Тебе кажется, что мир только и делает, что бьет, унижает, оскорбляет, ненавидит и не любит тебя. Не все это выдерживают и кто-то начинает принимать на веру, что он действительно неудачник, изгой, не любим и презираем всеми. И всё, что он делает бесполезно, что нет просвета во взаимоотношениях , в любви и дружбе, на работе и в учёбе, и главное в самой жизни. И как следствие приходит на ум лишь одно - закончить все это разом и навсегда.

Выход ли это? Вы лишь только показываете свою нежизнеспособность, свое полное поражение. Совершая суицид, вы совершаете грех, который не принимается никакими религиями мира, никакой философией, никакими общественными формациями, будь-то дикие племена аборигенов в Австралии или развитая европейская цивилизация. А для близких и родных это уже будет настоящее потрясение и раной на всю жизнь.

Разве для этого отец с матерью растили вас. Разве для этого Бог дал вам жизнь. Конечно, нет. Как ни горько бы сложилась ваша жизнь с позиции вашего взгляда, нет ничего ценнее вашей жизни. Ведь ваша жизнь это шанс. Новый шанс изменить всё вокруг. Сделать мир и себя по собственному уникальному почину.

Трудно - да, тяжело - да, но нет ничего невозможного. И мир только тогда меняется у вас на глазах, если вы продолжаете за него цепляться, бороться и надеяться. А ведь надежда творит чудеса, если вы верны ей до конца. Верить, надеяться, трудиться! Вот три магических слова, которые должны стать для вас правилом всей жизни. И тогда жизнь откроется Вам во всей своей полноте и многогранности.

И вы увидите, что бесконечно, слепо заблуждались, когда хотели покончить с собой. Ведь с жизнью нельзя покончить. Жизнь сама по себе прекрасна , и не имеет значения кто ты в ней, или господин, любим или не любим. Имеет значение то, что ты человек, ты живой и ты ищешь свой путь, неповторимый, непроторенный и по своему Великий.

Ведь ты единственный на свете и ни один из семи миллиардов людей не похож абсолютно на тебя. Ни один… А значит ты должен жить и нести порой тяжкое бремя жизни до победного конца. Только так Природа проявляет себя, только так выживает тот, кто достоин жизни. И жизнь в этом не знает границ и определений, жизнь требует от тебя только одного - жизни! Поэтому верь, надейся и трудись! Придёт благословение, придёт признание, придёт любовь. Так было всегда, так и будет... Ведь это - Жизнь!

Что такое жизнь? Затруднительно дать точное определение жизни, но все точно могут различать где живое и неживое. Так сказать, за живую и за мертвую лошадь дают разную цену.

В действительности, интуитивно нам понятно, что живое и что – мертвое, но вот точно сформулировать различие как правило затрудняемся. Известны множество попыток дать дефиницию, определение понятия «жизнь», но все они оказываются неидеальны. Потому умный человек вообще отказывается от определения, подменяя его тавтологией. Живое – это живое, то, в чем есть жизнь, что устроено как живое.

К примеру, жизнь – это то, что роднит нас с маленькими бактериями, растениями и гигантскими китами. Жизнь – это постоянное и непредсказуемое движение. Жизнь – это то, что способно родиться и умереть….

Все живые организмы состоят из молекул. Причем каждая из молекул не является живой сама по себе. Так, молекула воды, которая находится внутри мышечной клетки, такая же как молекула воды в стакане чая. Но, собравшись вместе, молекулы самых различных веществ могут образовать, к примеру, мышечную клетку, которая обладает способностью сокращаться и реагировать на изменения окружающей среды, одним словом — жить.

Мы называем чудом то, что не в состоянии объяснить. Потому, казалось бы, незаметный переход от неживых молекул к живому организму часто называют — чудо жизни. С другой стороны, возможно, мы сами мистифицируем то, что видим, а все гораздо проще…

«Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». Это определение дал Фридрих Энгельс – и относительно недавно оно было у нас весьма популярно. Что ж, не такое уж и плохое определение. Но достаточно ли оно?

Сам Энгельс так не думал. Для него обмен веществ – только существенный, но не единственный критерий жизни. Он может быть присущ и неживому объекту. Предположим, у нас есть два непрозрачных ящика у которых есть дырки «на входе» и «на выходе». Что внутри – мы не знаем. Однако мы можем производить измерения состояния воздуха у входного и выходного отверстий. Измерения показали, что в обоих случаях мы имеем на выходе дефицит кислорода, повышенную концентрацию углекислого газа и водяных паров.

Измеряем температуру и видим, что на выходе воздух теплей, чем на входе. Мы вправе заключить, что в каждом ящике находится система, способная к обмену веществ с окружающей средой. Вскрываем ящики и что мы видим… в одном из них живая мышь, а в другом – горящая свеча. Критерий обмена веществ тут не работает, не дает возможность отличить живое от неживого, отличить процесс горения от процесса дыхания.

Если мы перекроем поступление воздуха, мышь погибает. Но и мертвый организм может обмениваться веществами с окружающей средой. На этом, в частности, основывается процесс образования окаменелостей: остатки животных и растений в слое горной породы отдают окружающей среде органику, а ее место занимают минералы. В особенности удивительны окаменевшие деревья: внешне они до мелочей сохраняют структуру древесины, но она миллионы лет назад заместилась кремнеземом и окислами железа.

Какой вывод тут можно сделать? Обмен веществ – это необходимое условие, если мы говорим о живом состоянии. Однако одного обмена веществ мало для определения жизни! Необходимо еще что-то.

Попробуем еще раз. Во-первых, жизнь характеризуется активностью. Жизнь действует. Даже если она пребывает «в пассиве», приспосабливается к условиям (то есть «страдает»: «страдание» у Аристотеля – это категория подчинения, категория, противоположная действию: actio – passio), все равно сохраняется активная составляющая, самостоятельный акт как бы «из себя и для себя». Такая активность обязательно происходит с затратой энергии в системе: чтобы жить, тратятся силы! Во-вторых, жизнь – это поддержание и воспроизведение всегда конкретного порядка, определенной, специфической структуры. Именно специфической. Вот на что энергия-то расходуется и силы тратятся!


Что такое активное воспроизведение? Это процесс, когда система сама воспроизводит себя и поддерживает свою целостность, используя для этого элементы окружающей среды с более низкой упорядоченностью. Пассивный процесс такого рода отнюдь не признак жизни. Птица каждый год воспроизводит свои гнезда, бобр строит плотину, но ни гнездо, ни плотину нельзя считать живыми объектами в отличие от их строителей. В общем, вряд ли птицу можно получить, воспроизвести по гнезду, бобра – по плотине, а снежного человека – по его следу…

Дальше о затрате энергии. По какой причине это является необходимым условием при определении жизни? Потому что это дает возможность отличать живые существа от других самовоспроизводящихся структур, к примеру кристалла.

Еще в XVIII столетии проводили аналогии между ростом организмов и ростом кристаллов. В действительности, каждому кристаллу присуща своя специфическая структура, которая возникает спонтанно. Хлористый натрий кристаллизуется в виде куба, углерод (алмаз) – в виде октаэдра. Скопления, сростки кристаллов подчас удивительно походят на структуры живой природы. Вспомним хотя бы морозные узоры на оконных стеклах. Они порой до такой степени бывают похожи на листья папоротников и других диковинных растений, что кажутся более реальными, чем настоящие. Даже металлы образуют подобного рода структуры. Металлурги всего мира хорошо знают так называемую «елку Чернова». Во время отливки изделия из металла могут образовываться лакуны, раковины – так их называют специалисты. И бывает временами в таких раковинах сращиваются кристаллы железа – это очень похоже на известное растение.

И все же, аналогии между морозными узорами и листьями папоротника неправомерны. Хотя эти структуры внешне похожи, процессы их возникновения диаметрально противоположны энергетически. Кристалл – система с минимумом свободной энергии. Что это значит? Это значит, что при кристаллизации энергия выделяется в виде тепла. К примеру, при возникновении одного килограмма «морозных узоров» должно выделиться 619 ккал тепла.

Столько же энергии необходимо затратить на разрушение этой структуры. Листья папоротника, напротив, при своем возникновении и росте поглощают энергию солнечных лучей. Разрушая эту структуру, мы сможем получить энергию обратно. Мы, собственно, это и делаем, к примеру, сжигая каменный уголь, который образовался из остатков гигантских папоротников палеозойской эры, или просто греясь у обычного костра. И дело тут не в самом листообразном рисунке, внешне объединяющем лесной папоротник и узор на стекле.

Бесформенная льдина той же массы потребует на расплавление и испарение столько же энергии. А на образование внешней сложности листа растения расходуется энергия, ничтожно малая по сравнению с той, что законсервирована в органике.

Но как же все-таки быть с внешним сходством? Дело вот в чем. И листья папоротника, и морозные узоры обладают максимальной площадью поверхности при данном объеме. Для папоротника (и любого другого растения) это необходимо, потому как дыхание и ассимиляция углекислого газа идет через поверхность листьев. В тех случаях, когда нужно снизить расходы воды на испарение, растения, к примеру кактусы, обретают шарообразную форму с минимальной площадью поверхности. Но платить за это нужно снижением темпов ассимиляции СO2 и как следствие замедлением роста.

Водяные пары, кристаллизуясь на холодном стекле, также образуют структуру с максимальной поверхностью, потому что скорость потери свободной энергии при этом максимальна (кристаллы растут с поверхности). Так что аналогии между кристаллами и живыми организмами не имеют, так сказать, сущностного значения. Жидкость, которая выплеснута из сосуда в условиях невесомости, приобретает форму шара (минимум энергии поверхностного натяжения). Но вряд ли это может означать, что законы устройства космоса похожи на правила игры с шарами за бильярдным столом!

Справедливости ради следует отметить, что кристаллические формы не чужды жизни. Многим известны большие и абсолютно безобидные комары-долгоножки с длинными ломкими конечностями. Их личинки обитают во влажном грунте, питаясь перегнивающими растительными остатками. Среди них встречаются особи, окрашенных в голубой цвет с радужным отливом. Они кажутся вялыми, и они в действительности больны – заражены так называемым радужным вирусом. В гемолимфе таких личинок под микроскопом можно обнаружить кристаллы удивительной красоты, переливающиеся, как сапфиры.

Кристаллы эти сложены из частиц вируса – вирионов. Когда личинка гибнет, они попадут в почву, чтобы быть проглоченными личинками нового поколения комаров. Кстати, подобные кристаллы образуют многие вирусы, и не только вирусы насекомых. Но существенно, что это именно неактивная форма существования вируса, в отличие от активной, живой. В форме кристалла вирус не размножается, а только переживает таким образом свои «тяжелые времена». Известный физик Эрвин Шредингер назвал хромосому «апериодическим кристаллом». В действительности, ядерное вещество клетки в период деления упорядочено, и формально его можно назвать кристаллом. Но когда ядерное вещество (хроматин) «пакуется» в хромосому, оно, опять-таки, неактивно, и сама хромосома – только способ передачи хроматина от клетки к клетке.

Итак, для кристаллизации никакой внешней энергии не надо. Но для поддержания и воспроизведения собственного порядка жизни в следующем поколении организму необходимо поглощать энергию (в виде квантов света или неокисленных органических соединений, простых веществ, и выделять окисленные продукты жизнедеятельности и т. п.). Вот это и есть обмен веществ.

Однако зачем, для чего этот обмен? «Все течет», – сказал Гераклит Эфесский. Если дело обстоит так, то более всего «течет» живой организм. Он – поток, по которому непрерывно движутся энергия и вещества – элементы для воссоздания структур. В течении всей жизни идет непрерывная замена старых клеточных структур на вновь образующиеся. Так, клетки крови полностью заменяются спустя 4 месяца. В конечном счете, это также ремонтные работы, но организм заменяет не только клетки, получившие дефекты, а все.

Вот говорится, что нервные клетки не восстанавливаются. Это озночает, новых нервных клеток организм не порождает, они не размножаются – сколько было, столько есть. Да, не образуются абсолютно новые клетки. Но на протяжении всей жизни они постоянно перестраиваются. Это как глубокий капитальный ремонт и перепланировка дома. Дом старый, но он обновлен и в отличном состоянии! Мы только формально можем считать нейроны, с которыми мы заканчиваем жизнь, теми же самыми клетками, с которыми мы ее начали.

И еще одно выражение: специфическая структура. Что это такое? Из поколения в поколение организмы воспроизводят характерную для видов, к которым они принадлежат, упорядоченность. Делается это с почти совершенной точностью (слово «почти» крайне важно). Вот съел волк зайца. Разве ему необходимы органы зайца, его ткани, его белки и нуклеиновые кислоты – все то, что специфично для структуры «заяц», «заячья упорядоченность»? Разумеется нет!

Все это в желудке волка превратится в смесь низкомолекулярных органических веществ – аминокислот, углеводов, нуклеотидов и т. п., общих для всей живой природы, неспецифичных. Часть из них организм волка окислит до углекислого газа и воды для того, чтобы (расходуя полученную энергию!) построить из оставшихся неспецифичных веществ свою, специфичным образом упорядоченную структуру «волк» – свои белки, свои клетки и ткани. Накормите волка смесью аминокислот, синтезированных химиком, и будет то же самое.

Так ли это относительно жизни как таковой, жизни вообще? Вопрос открыт. Но на Земле дела обстоят именно так. Земные организмы в чужой упорядоченности не нуждаются. Они изо всех сил, отчаянно борются с ней. Все знают о многочисленных медицинских попытках трансплантации животным и людям различных органов или тканей: сердца, легких, почек, поджелудочной железы и др. Возможно ли назвать эти попытки удачными? Результат всегда оказывался похожим: пересаженные органы имели стойкую тенденцию к отторжению.

Исключением были лишь органы, «однопорядковые» с пациентом, взятые у однояйцевого близнеца, – а это ведь «структурная» копия того же организма. Что до тканей, то их для пересадки врачи предпочитают брать от того же организма: к примеру, на пораженное ожогом место пересаживают кожу с ноги пострадавшего. Сохранить чужеродный пересаженный орган возможно, лишь подавив защитные иммунные системы образования антител. Но тогда пациент окажется беззащитным против любой инфекции! Это огромный, смертельный риск, и, так или иначе, дело в конце концов идет только о продолжении жизни, но не о продлении нормальной полноценной жизни.

Даже гормоны, так сказать, просто биоактивные вещества (то есть не только сложные биологические образования) видоспецифичны. Тут, конечно, есть зазор, есть различие по степени. К примеру, инсулин – единственное эффективное средство против диабета – отличается сравнительно малой видоспецифичностью, потому для лечения диабетиков можно использовать этот белок, выделенный из поджелудочных желез крупного рогатого скота. А вот гормон роста – соматотропин – видоспецифичен. Для лечения карликового роста у человека нужен именно человеческий соматотропин, который выделяется из гипофиза умершего человека (да, да, другого способа пока нет).

Кто-то заметит: есть сложные организмы, их структурная идентичность сложна, и, естественно, их структурная специфичность довольно требовательна. Но есть простые организмы, есть даже простейшие. Как же тогда? Казалось бы, у низших организмов отвращение к «чужому порядку» должно быть меньше. В действительности, у рыб и амфибий удаются пересадки органов между особями разных видов, и бычий соматотропин может стимулировать рост форели. Но все это искусственно создаваемые экспериментатором положения. А значит, не вполне «нормальное», неестественное течение жизни. В конце концов, говорится же: если зайца бить, он и спички научится зажигать. Вопрос только в том, будет ли это несчастное затравленное существо все еще зайцем? Скажем так: заяц, погибающий в волчьих зубах, гораздо больше заяц, более истинный, «правильный», чем заяц, который может зажигать спички!

Животные, питаясь другими животными или растениями, начинают с разрушения чужой упорядоченности. Пища в их желудках и кишечниках расщепляется до простых химических соединений, и по строению, к примеру, аминокислот глицина или фенилаланина невозможно сказать, получены ли они из белков бычьего мяса, гороха или же синтезированы искусственно умным химиком в очках. Из этих элементарных кирпичиков жизни организмы строят лишь им присущие структуры. Каждый организм характерен именно неповторимой, присущей только ему комбинацией белковых молекул. А уже на этой базе появляется комплекс всех признаков организма – на уровне клеток, тканей и органов.

У растений это выражается еще более резко. Вода, набор питательных солей, углекислый газ и свет – при этом наборе одинаковых факторов из одного семени вырастает роза, из другого – крапива, а из третьего – елка (и совсем не «елка Чернова» – помните?). Каждый раз – определенное растение с присущим ему набором свойств. Со своей упорядоченностью.

Итак, организм берет извне не упорядоченность, а энергию. За счет этой энергии он строит свою специфичную упорядоченность «по роду их» – так, кажется, говорится в Писании, пренебрегая чужой. Из куриного яйца – однородной массы желтка и белка – появляется цыпленок с головой, ногами, крыльями. И эта простая вещь, это чудо называется жизнью.

С.Минаков