Характеристики агап руси жить хорошо. Характеристика героев поэму "кому на руси жить хорошо"

«Юность» - третья и последняя повесть в псевдо-автобиографической трилогии Льва Толстого, впервые напечатана в 1857 году в журнале Современник № 1 . Книга описывает университетские годы жизни главного героя и его сокурсников.

«Юность» краткое содержание по главам

«Юность» Толстой краткое содержание по главам следует лишь в том случае, если у вас не хватает времени прочитать повесть полностью. «Юность» в сокращении не сможет донести все мелкие подробности из жизни героев, не погрузит вас в атмосферу того времени. «Юность» краткое содержание по главам представлено ниже.

«Юность» пересказ
В начале повести Николаю уже почти шестнадцать лет. Его новый взгляд на жизнь состоял «в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что усовершенствование это легко, возможно и вечно». Он готовился поступать в университет. Этой весной юноша предавался мечтам о своей будущей честной и праведной жизни и о той женщине, которая должна будет составить его счастье.

В семье у них все изменилось. Отец почти не бывает дома, по возвращении от него часто пахло духами, он много шутил и с увлечением строил планы на будущее. Любочка осталась прежней, а вот Катенька стала отчаянной кокеткой. Володя живет своей жизнью. Между ним, студентом, который пьет с друзьями шампанское и ездит на настоящие взрослые балы, и младшим братом - слишком большая разница.

Наступила пора экзаменов. Николай отлично сдал историю, математику и по баллам был третьим среди всех поступающих, отчего начал очень гордиться собой. Латыни его учил гувернер, юноша довольно хорошо читал и переводил, и они оба были уверены, что экзамен по латыни пройдет хорошо. Но профессору Николай чем-то не понравился, и он стал заваливать поступающего, правда, потом сжалился и все же поставил переходной балл, т.е. два. Эта несправедливость очень расхолодила юношу, он уже не старался быть лучшим и остальные экзамены сдал кое-как.

Наконец он все же поступил в университет, ему спим: мундир. Отец, уезжая в деревню, оставил ему двести рублей и отдал в полное распоряжение пролетку, кучера Кузьму и гнедого Красавчика. Все дворовые не могли наглядеться на молодого барина в новом мундире и очень радовались за него. Николай почувствовал себя большим и наделал много глупостей. Так, в своем стремлении подражать старшему брату, который после поступления купил себе табак и трубки, он на собственной пролетке отправился на Кузнецкий мост и спустил в магазинах почти все деньги, оставленные отцом. Вернувшись домой и рассмотрев покупки, он разочаровался в них и впервые в жизни попробовал курить. Надо сказать, что в этот же день Володя с друзьями решил отметить поступление Николеньки в университет обедом у «Яра». Накурившимся до тошноты и застал его Дмитрий Нехлюдов, сам не куривший и посоветовавший приятелю тоже не увлекаться этим занятием. Они заехали к Дубкову. Тот с Володей и каким-то незнакомцем играли в карты на деньги, и это неприятно поразило Николая.

У «Яра» Володя с Дубковым знали всех по имени. Молодым людям отвели отдельную комнату, они заказали обед с шампанским, шутили, рассказывали анекдоты, поздравляли Николая, который изо всех сил старался выглядеть взрослым и говорить умные вещи, но всем почему-то было неловко за него. После второй бутылки шампанского, выпитой ими, Николенька опьянел, вышел из комнаты, чтобы покурить, и в общем зале поссорился с каким-то господином, которому не смог достойно ответить. Он выместил досаду на Дубкове, накричав на него, когда тот подшучивал над дружбой Николая с Нехлюдовым.

Впоследствии еще долгое время младшего Иртеньева мучили воспоминания о неотплаченной обиде и раскаяние в незаслуженном оскорблении, которое он нанес Дубкову.

Отец, уезжая, оставил Николеньке список людей, которым тот непременно должен был сделать визиты. В этом списке были князь Иван Иваныч, Ивины, княгини Нехлюдова и Валахина, а также попечитель, ректор и профессора. Последние визиты Дмитрий отсоветовал ему делать, но остальные нужно было нанести обязательно. Когда Николай собрался выезжать, пришел с поздравлениями Грап с Иленькой. Иртеньев презирал старшего Грапа за то, что тот приходил большей частью попросить о чем-либо и невыносимо унижался при этом, посему Николай обошелся с ними холодно и, против этикета, быстро уехал.

Первый визит был к Валахиным. Здесь он встретился с Сонечкой, которую не видел уже года три. Девушка очень изменилась, повзрослела, и, поговорив с ней, Николенька вообразил, что он влюблен в нее. В присутствии матери обращение Сонечки, до того свободное и искреннее, странно изменилось. Когда позже Николай рассказал об этом отцу, тот объяснил, что княгиня мучает дочь своей скупостью, отличая при этом своего молодого секретаря.

Второй визит был к Корнаковым, где княгиня как о давно известном упомянула, что Николай является наследником князя Ивана Иваныча. Это открытие неприятно поразило юношу. Старого князя младшие Иртеньевы когда-то в детстве звали дедушкой и очень любили. Но отчего-то знание о том, что он является наследником, смущало Николая. Визит он все же сделал, чувствуя себя весьма неловко, хотя Иван Иваныч обрадовался ему и был с ним очень ласков.

По дороге на дачу Нехлюдовых Дмитрий рассказал Николаю о своем чувстве к Любови Сергеевне, живущей в их доме, необыкновенной, по его словам, женщине, много старше его, некрасивой внешне, но с прекрасной душой. Дмитрий мечтал о том времени, когда будет жить самостоятельно и женится на ней. Когда они приехали на дачу, именно Любовь Сергеевна своей некрасивостью неприятно поразила Николая. Остальные - и мать, и сестра, и тетка - чрезвычайно понравились ему. В сестру, Вареньку, Николенька готов был бы влюбиться, если бы не был уже влюблен в Сонечку.

Он старался произвести на всех впечатление, потому и говорил не то, что думал. Получалось весьма неловко, но Нехлюдовы были к нему очень добры. Оказалось, что Дмитрий, которого он боготворил, много о нем рассказывал, представив приятеля «маленьким чудовищем совершенства». Глядя на этих женщин, Николенька задумался о том, что же такое любовь вообще. Здесь автор различает три рода любви. Любовь красивая — это когда о предмете любви и о своей любви к нему много и красиво говорят, в основном по-французски, и очень мало заботятся о взаимности. Любовь самоотверженная заключается в любви к самому процессу жертвования собой ради любимого человека независимо от того, нужно это ему или нет. Подобная любовь проявляется только в исключительных ситуациях, в нормальных же условиях оборачивается скукой. Третий род - любовь деятельная — заключается в стремлении выполнить все желания и прихоти любимого человека. Люди, любящие такой любовью, ищут взаимности, и счастливы, если имеют ее. Николай задумался и о том, почему Дмитрий так страстно любит Любовь Сергеевну и совершенно не ценит свою тетку Софью Ивановну, которая всем сердцем привязана к их семье.

На другой день Николенька с Володей отправились в деревню. Приехали они туда ночью. Старый слуга Фока, увидев их, затрясся от радости. Ночевать их устроили в диванной - комнате, в которой умерла мать. Проснувшись утром, Николай увидел отца, разговаривающего с Володей. У отца было веселое, какое-то особенно счастливое выражение лица, а его обращение с младшим сыном на равных заставило того еше больше полюбить его. Отец собирался ехать в гости к соседям Епифановым, о чем он сказал с какой-то застенчивой улыбкой.

Володя очень скучал в деревне, демонстративно презирая всех домашних. Николенька, подражая ему. тоже стал презирать Мими и девочек, считая, что они ничего не понимают в жизни. Он спал на открытой веранде, где его нещадно кусали комары, вставал рано и в любую погоду шел на речку купаться, а потом либо читал у реки, либо гулял по росистой траве и возвращался домой только к утреннему чаю. Читал он много, в основном романы Дюма, Сю и Поля де Кока, и под их влиянием постоянно мечтал о подвигах и приключениях.

Он много размышлял о жизни и своем отношении к людям, которых он делил на людей comme il faut (порядочных) и всех остальных. Этому понятию, которое в жизни героя «было одним из самых пагубных, ложных», посвящена отдельная глава. Только люди comme il faut стоили внимания и уважения. Признаками подобных людей были для него отличное знание французского языка, «длинные, отчищенные ногги», «умение кланяться, танцевать и разговаривать», «равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной, презрительной скуки». Остальные человеческие качества как-то ускользали от внимания Николая. Сам он стремился стать comme il faut: «Страшно вспомнить, сколько бесценного, лучшего в жизни времени я потратил на приобретение этого качества». «comme il faut(было необходимое условие жизни, без которого не могло быть ни счастия, ни славы, ничего хорошего на свете… Главное зло состояло в том убеждении, что человеку не нужно стараться быть ни чиновником, ни каретником, ни солдатом, ни ученым, когда он comme il faut; что, достигнув этого положения, он уже исполняет свое назначение и даже становится выше большей части людей».

Вскоре отец объявил, что собирается жениться. Ему было в это время сорок восемь лет, а его невестой была не очень молодая, но очень красивая Авдотья Васильевна Епифанова, живущая с матерью и братом по соседству. Вся семья Иртеньевых, кроме Любочки, приняла это известие без особого восторга, так как Епифановы считались не comme il faut, однако перечить отцу они, конечно, не смели. Свадьба должна была состояться через две недели, но Николенька с Володей уехали в Москву, так как у них начинались занятия в университете. Отец с женой и девочками должны были вернуться в Москву зимой.

Николенька стал ездить на занятия в университет. Он оказался там в одиночестве. Те студенты, которых он считал людьми comme il faut, оказались ему неинтересны, а те, которые нравились, были не comme il faut, и юноша в разговоре с ними почему-то начинал рассказывать о высоком положении в обществе и богатстве своей семьи, после чего студенты переставали поддерживать с ним добрые отношения. Лекций Николай не записывал, считая это лишним, но ездил в университет каждый день, а во время лекций сидел в последних рядах и мечтал.

Отец с семьей вернулся в Москву раньше, чем предполагалось, так как молодая жена заскучала в деревне. Она горячо любила своего мужа, но, казалось, делала все, чтобы он ее разлюбил. Авдотья Васильевна совершенно не вписывалась в уклад их дома: ложилась спать то рано, то поздно, могла не выйти к обеду, до вечера ходила неодетая, хотя ее мужу нравилось, когда она нарядная, изводила его ревностью и вопросами после карточной игры поздно ночью, подозревая в изменах, что очень раздражало старшего Иртеньева. В результате отец охладел к ней, и его любовь постепенно переросла в тихую ненависть. У Володи и Николеньки установились с мачехой шутливые отношения. Мими с Катенькой не любили ее. считая, что она вышла замуж по расчету. Только Любочка полюбила Авдотью Васильевну горячо и искренно, и только к ней, кроме отца, мачеха испытывала привязанность.

В эту зиму Николенька впервые побывал на взрослом балу, где весь вечер мрачно простоял столбом в углу, несмотря на то что ему страстно хотелось танцевать, говорил невпопад и совсем не то, что хотел, и вынес от посещения бала самые смутные впечатления. Зимой же он как-то побывал на студенческом кутеже у барона З., где оказалось скучно, где все держались неестественно и скованно, и в конце концов так напились, что потом Николаю было очень стыдно, и он только удивлялся, что остальные участники веселья с удовольствием рассказывали о ней окружающим. Он продолжал дружбу с Нехлюдовым и часто ездил к нему, но почему-то теперь находил гораздо большее удовольствие в общении с его родными, чем с ним самим.

Приближалась пора экзаменов, и тут выяснилось, что Николай ничего не знает, а конспектов у него нет. Он стал готовиться вместе с группой студентов, которых считал не comme il faut, следовательно, не заслуживающими внимания, но на деле эти однокурсники оказались веселыми, умными, много читающими людьми, гораздо лучше него знающими многие вещи. В занятиях они ушли далеко вперед, Николай ничего не понимал, и подготовка шла впустую. Он впервые понял, что comme il faut - не главное в человеке, однако сам продолжал следовать общепринятым в его кругу правилам.

Первый экзамен. Взяв билет, Николай увидел, что не знает его, и попросил второй. На второй билет он тоже ничего не смог ответить, и молодой преподаватель посоветовал ему покинуть факультет. После провала юноша три дня не выходил из своей комнаты, плакал, вспоминал все свои обиды и огорчения и никого не хотел видеть. Он просился у отца идти в гусары, но отец, хоть и был недоволен сыном, не находил в случившемся ничего страшного, утешал его и говорил, что можно будет перейти на другой факультет. В конце концов Николай решил начать вести праведный образ жизни, однако об этом он предполагал рассказать в следующей книге.

План «Юность» Толстой

1. Читатель встречается с повзрослевшими героями трилогии.
2. Николай поступает в университет.
3. Как юноша отмечает это событие.
4. Николай наносит визиты старым знакомым.
5. Юноша знакомится с семьей своего друга Нехлюдова и влюбляется в Любовь Сергеевну.
6. Размышления Николая о любви, о прочитанном в книгах, об отношении к людям.
7. Отец вторично женится. Они переезжают в Москву. Отношение детей к мачехе.
8. Николай побывал на взрослом балу. Он разочарован.
9. Провал экзаменов в университет.

Идёт шестнадцатая весна Николая Иртеньева. Он готовится к экзаменам в университет, переполнен мечтаниями и размышлениями о будущем своём предназначении. Чтобы яснее определить цель жизни, Николай заводит отдельную тетрадь, куда записывает обязанности и правила, необходимые для нравственного совершенствования. В страстную среду в дом приезжает седой монах, духовник. После исповеди Николай чувствует себя чистым и новым человеком. Но ночью он вдруг вспоминает один свой стыдный грех, который скрыл на исповеди. Он почти не спит до утра и в шестом часу спешит на извозчике в монастырь, чтобы исповедаться вновь. Радостный, Николенька возвращается обратно, ему кажется, что лучше и чище его нет человека на свете. Он не удерживается и рассказывает о своей исповеди извозчику. И тот отвечает: «А что, барин, ваше дело господское». Радостное чувство улетучивается, и Николай даже испытывает некоторое недоверие к своим прекрасным наклонностям и качествам.

Николай успешно выдерживает экзамены и зачислен в университет. Домашние поздравляют его. По приказанию отца, в полное распоряжение Николая поступают кучер Кузьма, пролётка и гнедой Красавчик. Решив, что он уже совсем взрослый, Николай покупает на Кузнецком мосту много разных безделушек, трубку и табак. Дома он пытается закурить, но чувствует тошноту и слабость. Заехавший за ним Дмитрий Нехлюдов укоряет Николая, разъясняя всю глупость курения. Друзья вместе с Володей и Дубковым едут в ресторан отмечать поступление младшего Иртеньева в университет. Наблюдая поведение молодых людей, Николай замечает, что Нехлюдов отличается от Володи и Дубкова в лучшую, правильную сторону: он не курит, не играет в карты, не рассказывает о любовных похождениях. Но Николаю из-за мальчишеского восторга перед взрослой жизнью хочется подражать именно Володе с Дубковым. Он пьёт шампанское, закуривает в ресторане папиросу от горящей свечи, которая стоит на столе перед незнакомыми людьми. В результате возникает ссора с неким Колпиковым. Николай чувствует себя оскорблённым, но всю свою обиду срывает на Дубкове, несправедливо накричав на него. Понимая всю ребячливость поведения своего друга, Нехлюдов успокаивает и утешает его.

На следующий день по приказанию отца Николенька отправляется, как уже вполне взрослый человек, делать визиты. Он посещает Валахиных, Корнаковых, Ивиных, князя Иван Иваныча, с трудом выдерживая долгие часы принуждённых бесед. Свободно и легко Николай чувствует себя лишь в обществе Дмитрия Нехлюдова, который приглашает его с визитом к своей матери в Кунцево. По дороге друзья беседуют на разные темы, Николай признается в том, что в последнее время совершенно запутался в разнообразии новых впечатлений. Ему нравится в Дмитрии спокойная рассудительность без оттенка назидательности, свободный и благородный ум, нравится, что Нехлюдов простил постыдную историю в ресторане, как бы не придав ей особенного значения. Благодаря беседам с Дмитрием, Николай начинает понимать, что взросление - не простое изменение во времени, а медленное становление души. Он восхищается другом все больше и, засыпая после разговора в доме Нехлюдовых, думает о том, как было бы хорошо, если бы Дмитрий женился на его сестре или, наоборот, он женился на сестре Дмитрия.

На другой день Николай на почтовых уезжает в деревню, где воспоминания о детстве, о маменьке с новой силой оживают в нем. Он много думает, размышляет о своём будущем месте в свете, о понятии благовоспитанности, которое требует огромного внутреннего труда над собой. Наслаждаясь деревенской жизнью, Николай с радостью осознает в себе способность видеть и чувствовать самые тонкие оттенки красоты природы.

Отец в сорок восемь лет женится во второй раз. Дети мачеху не любят, у отца с новой женой через несколько месяцев складываются отношения «тихой ненависти».

С началом учёбы в университете Николаю кажется, что он растворяется в массе таких же студентов и во многом разочарован новой жизнью. Он мечется от разговоров с Нехлюдовым до участия в студенческих кутежах, которые осуждаемы его другом. Иртеньева раздражают условности светского общества, которые кажутся в большей своей части притворством ничтожных людей. Среди студентов у Николая появляются новые знакомые, и он замечает, что главной заботой у этих людей является получение от жизни прежде всего удовольствия. Под влиянием новых знакомых он неосознанно следует такому же принципу. Небрежность в учёбе приносит свои плоды: на первом экзамене Николай проваливается. Три дня он не выходит из комнаты, чувствует себя истинно несчастливым и потерявшим всю прежнюю радость жизни. Дмитрий посещает его, но из-за охлаждения, которое наступает в их дружбе, сочувствие Нехлюдова кажется Николаю снисходительным и поэтому оскорбительным.

Однажды поздно вечером Николай достаёт тетрадь, на которой написано: «Правила жизни». От нахлынувших чувств, связанных с юношескими мечтаниями, он плачет, но уже слезами не отчаяния, а раскаяния и морального порыва. Он решается вновь писать правила жизни и никогда уже не изменять им. Первая половина юности заканчивается в ожидании следующей, более счастливой.

Вы прочитали краткое содержание повести Юность. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

» – выведена своеобразная, по силе и сложности, детская душа Николеньки Иртеньева в момент пробуждения в ней сознательности, в период формации, когда разнообразные черты её еще не смешаны, не систематизированы, когда они находятся еще в периоде «брожения», в периоде взаимной борьбы... Но уже в первых очерках внимательный глаз читателя может определить те главные пути, по которым пойдет эта мятущаяся душа.

Детство. Отрочество. Юность. Экранизация трилогии Л. Н. Толстого (1973)

В третьем очерке: «Юность» эти пути определяются. То, что лишь намечалось в «детстве», что стало определяться в «отрочестве», то теперь, в период «юности», всецело овладевает Николенькой; он делает «моральное открытие», что «назначение человека есть стремление к нравственному совершенствованию, и что совершенствована это легко, возможно и вечно». То что сначала, в детстве, было только голосом, совести, инстинктивным стремлением, – то теперь, прочувствованное и продуманное, делается его сознательные идеалом жизни. Юноша старается даже в мелочах житейской сутолоки помирить свою «мысль» с «делом»: он следит за собою с напряженным вниманием, ловит себя на разных погрешностях, обличает сам себя за греховные проблески своего эготизма, и ему кажется, что, бичуя себя, упражняя свою волю, смиряя свою гордыню, он, благодаря этому, делается лучше... И это ему нравится, и, несомненно, сам он себе нравится.

Этой «исповедью» Николеньки автор старается вам показать, что гордыня оставалась все еще при нем, что до «мытарского смирения» ему далеко. Он помогает дворнику выставлять раму потому, что его разум подсказал ему этот подвиг «самоуничижения»... И Николенька гордится своим подвигом. Забыв на исповеди сказать своему отцу духовному об одном своем грехе, он едет вторично к духовнику, в далекий монастырь, чтобы договорить недосказанное. И сам он любуется собой за такую «последовательность» свою и хочет, чтобы и другие любовалась им. Эта погоня за чужим мнением говорит нам о том, что, хотя и ясно определился перед Николенькой путь нравственного самосовершенствования, но он еще нетвердо стоит на нем.

Лучше всего это видно из той главы, которую Толстой называет, «comme il faut» . Николенька Иртеньев, с его оригинальной и развитой личностью, оказывается, еще наполовину принадлежит «толпе», – суетному, пошлому свету. Тщательно заботясь об устроении внутреннего своего мира, Николенька не может еще избавиться от искушения «понравиться» «свету» своими манерами, своим костюмом... Он не прочь «пустить пыль» в глаза своими великосветскими связями, своими рысаками. И, стоя головой выше этого пошлого света, он иногда готов его глазами смотреть на людей: он презирает всех, кто не «comme il faut».

В этом подчинении «общественному мнению» сказалась слабость его воли, которая не в силах была защитить его от влияния среды. Влияние демократических студенческих кругов, куда он перекочевал, разочаровавшись в друзьях-аристократах, – азатем блистательный провал на экзаменах, – вылечили Николеньку Иртеньева от его увлечения «комильфотностью», от его аристократизма, – отчасти и от его самовлюбленности и самомнения... Тем яснее лежал перед ним теперь путь нравственного самосовершенствования, – стремление к той внутренней жизни, которая раньше легко забывалась под наплывом смутных влияний жизни внешней.

Все три повести имеют, несомненно, автобиографический характер, – перед нами «исповедь» самого Толстого, который пожелал, как Ж. Ж. Руссо , как Гёте («Warheit und Dichtung») дать себе отчет о том, какими психическими процессами в первые годы его сознательной жизни обусловливалось его миросозерцание. Биографы Толстого указывают действительных лиц, с которых срисованы действующие лица повестей . Многое основано на воспоминаниях самого автора, – но им многое сочинено, несомненно, и на основании рассказов лиц о детстве автора. Так, матери своей Толстой не помнил (ему было полтора года, когда она умерла), и её образ создан на основании рассказов лиц, ее знавших.

Таким образом, его три автобиографических очерка представляют собою то, что Гёте назвал: Warheit und Dichtung его жизни. Но, конечно, существенно, что в лице Николая Иртеньева изобразил Толстой, несомненно, себя, в душевной жизни своего героя – историю своего внутренним мира. Вот почему дореволюционный критик Овсянико-Куликовский с полным правом назвал эти повести Толстого «семейной хроникой».


«Мое comme il faut, – пишет Николенька Иртеньев, – состояло, первое и главное, в отличном французском языке и особенно в выговоре. Человек, дурно выговаривающий по-французски, тотчас же возбуждал во мне чувство ненависти. «Для чего ты хочешь говорить, как как мы, когда не умеешь?» – с ядовитой усмешкой спрашивал я его мысленно. Второе условие comme il faut были ногти – длинные, отчищенные и чистые; третье было уменье кланяться, танцевать и разговаривать; четвертое, и очень важное, было равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной, презрительной скуки... Comme il faut было для меня не только важной заслугой, прекрасным качеством, совершенством, которого я желал достигнуть, но это было необходимое условие жизни, без которого не могло быть ни счастия, ни славы, ничего хорошего на свете. Я не уважал бы ни знаменитого артиста, ни ученого, ни благодетеля рода человеческого, если бы он не был comme il faut».

Например, Карл Иванович списан с гувернера Ф. И. Ресселя. отец Николеньки списан с приятеля отца А. М. Исленьева, деда жены Л. Н. Толстого. Гувернантка Мими а её дочь Катенька принадлежали к семейству Исленьева.

В центре великого произведения Н.А.Некрасова находится собирательный образ главного героя - народа. Перед нами возникают обобщенные картины народной жизни, лица людей из народа. Одни из них лишь мелькают перед нами в пестрой толпе; другие подробно рассказывают о себе; о третьих говорят герои поэмы.

Написанная о народе и для народа, поэма близка произведениям устного народного творчества. Некрасов был знатоком фольклора, изучал его не только по сборникам песен, сказок, плачей, но и в непосредственном общении с народом.

Сказочна завязка поэмы, на мотивах народной волшебной сказки построен ее "Пролог", из сказок заимствован зачин ("В каком году - рассчитывай..."), встречаются и сказочные формулы:

Шли долго ли, коротко ли,

Шли близко ли, далеко ли...

Много в поэме песен, созданных по мотивам народных образных слов, пословиц и поговорок.

Не только по своему языку, образной системе, но и по ритму поэма напоминает народные песни, плачи, былины. Некрасов впервые ввел близкий к народному белый (нерифмованный) стих в эпопею, расширил границы его применения, разнообразно используя его и в лирических эпизодах, и в сатирических зарисовках, и в спокойном эпическом рассказе.

Так создает Некрасов "стиль, отвечающий теме" - теме борьбы за народное счастье.

Образ народа в поэме представляет собой сложное и противоречивое единство. Народные типы, созданные поэтом, в основном делятся на две категории. К первой, наиболее многочисленной, принадлежат крестьяне, задумывающиеся над своей жизнью, крестьяне, в душе которых зреют зерна протеста. Поэт особенно внимательно присматривается к ним. Изучая жизнь народа, стараясь разгадать душу крестьянина, Некрасов страстно жаждет увидеть именно те черты, которые говорят о пробуждении народного сознания. Другая категория крестьян - люди, безнадежно отравленные ядом крепостничества, превратившиеся в холопов.

Некрасов неоднократно упоминает в поэме о крестьянских бунтах, которые особенно усилились после реформы. Вот характерный рассказ:

Слыхал ли кто из вас,

Как бунтовалась вотчина

Помещика Обрубкова,

Испуганной губернии,

Уезда Недыханьева,

Деревни Столбняки?..

В этом отрывке знаменательны сами названия, говорящие о страхе, покорности, забитости жителей. И если уж крестьяне этих мест взбунтовались, значит, чаша народного терпения переполнилась! Из-за цензурных препятствий поэт не мог открыто изобразить народные бунты, не мог, конечно, и открыто призывать к крестьянской революции. Но намеки, разбросанные по страницам поэмы, образы отдельных крестьян, их думы и чаяния, а иногда и решительные поступки свидетельствуют о революционной направленности поэмы.

В легенде "О двух великих грешниках" выражена идея революционного возмездия, прославляется не христианское всепрощение, а справедливая кара, звучит призыв к борьбе с угнетателями народа. Разбойник Кудеяр совершил истинно святое дело, убив народного мучителя.

Среди крестьян, изображенных Некрасовым, особенно выделяется Яким Нагой. Он - защитник интересов народа и выразитель тех настроений протеста, которые зреют в крестьянской массе. Яким - плоть от плоти крестьянских низов. Выразителен его портрет - портрет человека, словно выросшего из земли, связанного с ней кровными узами. Выразительны и его фамилия-прозвище, и название деревни, где он живет - Босово.

Яким побывал в городе, где искал справедливости и пострадал от неправедных судей. Он мужик грамотный, любознательный, и хоть мы видим Якима "пьяненьким", "убогоньким", но какой силой, каким высоким достоинством веет от него, когда он выступает за оскорбленное крестьянство! Он говорит о народе с любовью и болью, с великим гневом против его поработителей:

У каждого крестьянина

Душа что туча черная -

Гневна, грозна, - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Грянь над пучиною моря,

В поле, в лесу засвищи!..

Во многом похож на Якима Нагого Савелий - богатырь святорусский. Роднит их протест против общественной несправедливости, раздумья о судьбе крестьянина, любовь к родному народу-труженику. И вместе с тем Савелий - своеобразная, необычайно яркая фигура. Яким внешне тщедушен, неказист, а Савелий и в сто лет богатырь. За убийство управляющего, кровопийцы Фогеля, он провел двадцать лет на каторге, двадцать - на поселении и все не смирился. В его мыслях о крестьянстве глубокая, выстраданная мудрость. Савелий свято верит в богатырскую мощь народа, но видит с болью, что все силы народные уходят на бесконечное терпение.

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла! -

тоскует Савелий.

В образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся народное сознание: Савелий видит причины зла, он утратил столь характерную для патриархального крестьянства веру в Божью помощь и в доброго царя. Он уже понимает, что не смирением, а топором надо добывать волю.

Но видя, как бесконечно долго сносит народ розги и цепи, Савелий и сам временами начинает проповедовать терпение, безропотную веру в мудрость Бога. Некрасов раскрывает противоречивость народного сознания, борьбу между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом. Что победит? Савелий умирает со словами о безнадежности крестьянской судьбы... И все же этот образ оставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски по свободе. В памяти остается мудрое пророчество Савелия:

Недотерпеть - пропасть,

Перетерпеть - пропасть.

Бунтарский дух Савелия остался жить в сердце Матрены Тимофеевны:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!.. -

говорит многострадальная крестьянка. Не покорность судьбе, не "тупое терпенье", а боль и гнев выражены и в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные

Прошли неотплачённые...

В словах этих нет ни тени христианского всепрощения и смирения. Напротив, здесь мысль о том, что за обиды нужна расплата. Но Некрасов верен исторической правде. Копится гнев крестьянский, однако сохранилась и привычная вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы.

И все же Матрену Тимофеевну спасает собственная душевная сила, воля к жизни. Не зная, как добиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Она не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед которыми "крестьяне надрожалися". Несчастная мать говорит от лица всего народа:

В груди у них нет душеньки,

В глазах у них нет совести,

На шее - нет креста!

Рассказ о крестьянке Корчагиной приводит нас к мысли: если и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми:

В рабстве спасенное

Сердце свободное -

Золото, золото

Сердце народное!

Однако поэт не идеализировал народ, зная, что не все сердца устояли против растлевающего влияния рабства. Но если перед теми, кто сохранил благородство, волю к борьбе, поэт преклоняется, то о рабах и холопах он говорит с горечью и презрением.

Лакей Ипат из главы "Последыш" счастлив своим холопским званием. Он и слышать не хочет о воле. Захлебываясь от умиления, он вспоминает об издевательствах своего господина, называя его "князюшкой", а себя "рабом последним". Автор дает Ипату меткую и злую оценку: "холуй чувствительный".

Такого же раба встречаем мы и в главе "Счастливые". Это лакей князя Переметьева. Поэт иронизирует над его представлением о счастье: лакей причисляет себя к счастливым, потому что был у своего барина "любимым рабом", болел "благородною болезнью" - подагрой, лизал барские тарелки.

Ненависть к холопству, к рабьему терпению - одна из характер-пых черт нравственного облика революционеров-демократов. Это чувство разделяет народ. В рассказе "Про холопа примерного - Якова верного" дворовый человек барона Синегузина выражает народную точку зрения:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания.

Тем им милей господа.

Однако история Якова отличается от истории Ипата или лакея князя Переметьева. Верный холоп господина Поливанова не выдержал издевательств и, хотя бы собственной смертью, отомстил барину. Оказывается, даже нравственно изуродованные, вконец забитые рабы, доведенные до крайности, способны протестовать.

Некрасов понимает, что именно калечит души людей. Если в среде народной встречаются холопы, безгласные рабы и предатели, то "всему виною крепь": крепостное право развратило подневольных людей, наложило на них страшное клеймо рабства.