Когда выложат результаты по истории. Досрочный этап ЕГЭ по истории

Комиссия Общественной палаты РФ по образованию подвела итоги летней горячей линии по ЕГЭ. В этом году выпускники школ жаловались на новое явление - проблемы со сдачей экзаменов по истории и обществознанию. Молодые люди указали на расхождения между тем, как изучают историю на уроках в школе, и тем, как спрашивают. При этом само содержание экзаменационных вопросов соответствует тому, что пишут в учебниках. Проблема в том, как вопросы формулируются и на что обращается внимание.

В ходе экзаменационной кампании этого года лишь единицы жаловались на формат проведения экзамена. То есть сам по себе ЕГЭ, внедрение которого сопровождалось столькими спорами и скандалами, уже не вызывает массового неприятия. Однако содержание контрольно-измерительных материалов (КИМ) и критерии оценки вызывают нарекания. Особенно это касается истории и обществознания.

В частности, молодые люди жаловались, что КИМы по истории России содержали задания, которые не используются в практике школьного обучения. Речь идет о заданиях, выполнение которых опирается на работу с картой. А также с изображениями, содержащими исторические реалии: фотографиями монет, исторических объектов, марок. Экзаменуемые испытали трудности, когда обнаружили в материалах фотографии, которых ни разу не видели в учебниках и на уроках. К примеру, в задании говорится, что надо определить, к какому веку относится изображенный на снимке храм. Ребенок видит его впервые - в учебнике архитектурные стили были проиллюстрированы другими постройками.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

И в учебниках, и в работе учителя этим видам заданий уделяется недостаточно внимания, - сказала первый зампред комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова. - А ведь именно материальная культура несет на себе отпечатки времени, и потому необходимо знакомить ребят с визуальным воплощением истории.

Решить эту проблему будет непросто. Включить в учебник максимальное число картинок нельзя из-за ограничений по объему, кроме того, они сильно увеличивают стоимость издания.

Еще сложнее обстоят дела с заданиями по обществознанию. Это третий по числу сдающих экзамен, а по числу апелляций он занимает первое место. Выпускников не устраивает отсутствие единых подходов к трактовке одних и тех же социальных явлений. Они считают, что есть расхождения в трактовке понятий и терминов в разных учебных пособиях по подготовке к экзамену и действующих школьных учебниках. В одной из жалоб отец абитуриентки привел сравнение определений демократии и индустриального общества в двух учебниках по обществознанию. Они оказались разными.

Устранить эти замечания возможно, сделав более гибкой систему оценивания ответов, - считает Людмила Дудова.

По ее словам, есть смысл предложить единый согласованный учебный перечень необходимых для освоения учеником терминов и понятий, увеличив в КИМах число заданий с развернутым ответом, как это сделали разработчики экзамена по литературе.

Ждать от заданий по истории и обществознанию абсолютной однозначности можно только в том, что касается голых фактов: когда была Куликовская битва, кто командовал русской армией в битве при Бородино и т.д, - пояснил «Известиям» зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. - Но это не история, это фактология. Поэтому вряд ли стоит думать, что когда-нибудь субъективный элемент будет устранен из государственного экзамена.

Учитель одной из московских школ рассказала «Известиям», что сейчас сдающие ЕГЭ сталкиваются с множеством вопросов, в которых нужно раскрыть тему. И молодым людям бывает сложно понять, какую точку зрения хотят услышать: западников, славянофилов или кого-то еще. В итоге средний уровень результатов ЕГЭ по истории у большинства хороших выпускников отстает от баллов по другим предметам.

Надо либо принимать разные точки зрения, либо конкретизировать, - сказала преподаватель «Известиям». - В преподавании истории всё упирается в идеологию. Факты остаются неизменными, вопрос только в том, как их интерпретировать. С древними славянами, например, разобрались. С Иваном Грозным тоже кое-как решили. С Петром Первым понятно процентов на 70. А уже с Николая Второго начинаются вопросы. В итоге сдать ЕГЭ по истории хорошо практически невозможно, и этот экзамен мало кто выбирает.

Свою роль играет и проблема учебников: сейчас между ними большие расхождения, а ЕГЭ - единый экзамен для всей страны, и считается, что у всех детей должны быть одинаковые возможности успешно его сдать.

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, что число высокобалльников на ЕГЭ-2017 по истории увеличилось на 2% в сравнении с прошлогодними результатами. Об этом он заявил во время речи на Общем собрании Российского исторического общества, где он выступил с подведением итогов госэкзамена и Всероссийских проверочных работ по истории.

Кравцов напомнил, что КИМ ЕГЭ ранее подверглись изменениям и из них исключили тестовую часть. Кроме того, в работу ввели историческое сочинение, а все задания синхронизировали с требованиями историко-культурного стандарта.

Общие итоги ЕГЭ-2017 по истории в этом году радуют, отметил глава ведомства. Помимо роста числа высокобалльников наблюдается также снижение числа выпускников, которые не смогли набрать минимальных баллов (в два раза). Улучшение результатов Кравцов связывает с реализацией проекта «Я сдам ЕГЭ». По его словам, регионы, принявшие участие в проекте, продемонстрировали существенное улучшение результатов - в некоторых из них в 3-4 раза сократилось число тех, кто не набрал минимальных баллов.

Как отметил глава ведомства, в этом году стабильными остались результаты заданий, связанных с работой по исторической карте. Кроме того, выпускники показали хорошие знания исторических фактов и высокий уровень работы с историческими источниками. Отличительной особенностью экзамена в этом году стала тенденция к выполнению всех заданий, в том числе, и повышенной сложности. Ранее же, по словам экспертов, некоторые выпускники вообще не приступали к этим вопросам.

Среди заданий, вызвавших наибольшие сложности у участников ЕГЭ по истории, Кравцов назвал знание фактов, процессов и исторических персоналий всеобщей истории, работу с иллюстративным материалом, задания на аргументацию.

В своем выступлении руководитель надзорного ведомства отметил также и невысокий уровень популярности экзамена по истории среди выпускников 9-х классов. На сегодняшний день только 10% учащихся выбирают для сдачи эту дисциплину.

Что касается Всероссийских проверочных работ по истории, в которых в этом году приняли участие школьники 5 и 11 классов, то они продемонстрировали низкий уровень знания истории родного края. Сложности есть и в отношении умения устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями, аналитической работы с разными источниками информации и т.д.

Для устранения пробелов в знаниях и умениях школьников нужно вернуть минимум содержания образования в школьную программу, указал Сергей Кравцов. По его словам, этот минимум уже подготовлен Минобрнауки. Принятие данного решения позволит кардинально изменить ситуацию, уверен глава Рособрнадзора.

Многие учителя в работе не в полной мере используют историко-культурный стандарт, указал также Кравцов. На данный момент более 500 педагогов уже прошли курсы повышения квалификации. Далее ведомство планирует продолжать разъяснительную работу по историко-культурному стандарту в регионах, испытывающих с ним сложности.

История России

Линия УМК Андреева-Волобуева. История (10-11) (У)

Линия УМК О. В. Волобуева, М. В. Пономарева. Россия и мир (10-11)

Среднее общее образование

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов в ходе выступления на Общем собрании Российского исторического общества (РИО) сообщил о результатах ЕГЭ и ВПР по истории, которые проходили в минувшем учебном году.

По словам главы Рособрнадзора, уровень знаний истории школьниками неоднозначен. С одной стороны, ВПР, проведенная в 5 и 11 классах показала, что учащиеся хорошо устанавливают соответствия между событиями и странами, в которых они произошли, между памятниками культуры и странами, в которых они были созданы. При этом наблюдается провал в знании истории родного края, они плохо осведомлены об известных исторических личностях, отмечаются проблемы в умении устанавливать причинно-следственные связи исторических событий, анализировать разные виды источников исторической информации.

«Мы видим, что учителя недостаточно используют историко-культурный стандарт. Более 500 учителей уже прошли повышение квалификации, но нужно делать следующий шаг – второй этап по разъяснению историко-культурного стандарта. Нужно точечно работать с регионами, где такие проблемы есть», – сказал Сергей Кравцов.

В новом учебном году ведомство предлагает провести обязательные проверочные работы по истории в 5 классе, а в 6 классе добровольные ВПР. Скорее всего в учебном году 2017/18 одиннадцатиклассники, не выбравшие историю для сдачи ЕГЭ, также напишут обязательную ВПР.

По мнению руководителя ведомства, решение пробелы в знаниях школьников будут устранены, когда в школьную программу по истории вернется минимум содержания образования.

«Минимум уже подготовлен министерством, и я уверен, что его принятие кардинально изменит ситуацию», – заявил Кравцов.

Анализ результатов ЕГЭ по истории-2017 показал, что количество учащихся не преодолевших 32 минимальных балла сократилось вдвое, при этом увеличилось количество высокобалльников на 2 процента.

«Большую роль в улучшении результатов сыграл проект «Я сдам ЕГЭ»: в некоторых регионах, участвовавших в проекте, количество участников ЕГЭ по истории, которые не смогли набрать минимальный пороговый балл, сократилось в 3-4 раза», – сообщил Сергей Кравцов.

Глава Рособрнадзора отметил, что выпускники-2017 показали хорошую работу с историческими фактами, источниками и картами. Самым сложным для экзаменуемых остается задание на аргументацию и знание исторических персоналий. Эксперты, анализировавшие ЕГЭ, отмечают, что в этом году выпускники пытались выполнить все задания, даже самые сложные. В предыдущие годы, подобное рвение не отмечалось.

Напомним, в марте 2017 года директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) сообщил, что проведение ВПР по истории станет предвестником введения предмета в число обязательных ЕГЭ в будущем. А министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила о том, что история будет включена в этот список примерно в 2020 году.

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA). До прихода в издательство «ДРОФА» занимал позицию вице-президента по стратегическому развитию и инвестициям издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ». Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень - 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии - областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.

Не менее самих результатов ЕГЭ участников единого государственного экзамена интересуют даты их объявления. Обычно на проверку экзаменационных работ, утверждение результатов и их объявление уходит 8-12 дней . Рассмотрим подробнее, на что тратится это время.

После завершения экзамена бланки ЕГЭ поступают в Региональные центры обработки информации (РЦОИ).

  • Обработка результатов обязательных ЕГЭ по русскому языку и математике в РЦИО не должна превышать 6 календарных дней после проведения испытания. За это время специалисты просканируют бланки ЕГЭ, проверят информацию, внесенную в бланки, а предметные комиссии оценят ответы на задания с развернутым ответом.
  • Проверка результатов ЕГЭ по остальным предметам (физика, химия, биология, география, литература, история, обществознание, информатика и ИКТ, английский язык, немецкий язык, французский язык и испанский язык) должна завершиться не позднее 4 календарных дней после проведения соответствующего экзамена.

После завершения проверки результатов экзаменов в региональных центрах обработки информации работы направляют на централизованную проверку. Она завершается не позднее чем через 5 рабочих дней с момента получения работ.

Затем в течение 1 рабочего дня результаты утверждаются на заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) региона. В течение следующих 1-3 дней результаты экзаменов становятся известны участникам ЕГЭ.

Обычно, оглашение результатов ЕГЭ происходит через 10-11 дней после проведения экзамена.

Итак, сделаем пару нехитрых расчётов. К официальной дате проведения ЕГЭ-2018 прибавим количество дней, потраченных на обработку и отправку результатов ЕГЭ в регионы. Получим приблизительные даты объявления результатов ЕГЭ-2018 , прошедших в основные сроки:

  • География: не позднее 8 июня
  • Информатика и ИКТ: не позднее 8 июня
  • Математика (базовый уровень): не позднее 13 июня
  • Математика (профильный уровень): не позднее 15 июня
  • История: не позднее 18 июня
  • Химия: не позднее 18 июня
  • Русский язык: не позднее 20 июня
  • Иностранный язык (устная часть): не позднее 23 июня
  • Обществознание: не позднее 24 июня
  • Биология: не позднее 29 июня
  • Иностранный язык: не позднее 29 июня
  • Физика: не позднее 30 июня
  • Литература: не позднее 30 июня

Примерные даты объявления результатов ЕГЭ-2018, прошедших в резервные дни :

  • Информатика и ИКТ, география не позднее 3 июля
  • Математика: не позднее 6 июля
  • Русский язык: не позднее 7 июля
  • Иностранные языки, биология, история, обществознание, химия : не позднее 7 июля
  • Литература, фмзмка: не позднее 8 июля
  • Иностранные языки (устная часть): не позднее 10 июля

В регионах с труднодоступными и отдаленными территориями результаты ЕГЭ могут быть объявлены чуть позже. При этом срок оглашения результатов ЕГЭ по русскому языку и математике не должен превышать 12 дней после проведения экзамена, по выборочным предметам - 9 дней . Однако обычно результаты становятся известны даже раньше этих сроков.

История России

Линия УМК Андреева-Волобуева. История (10-11) (У)

Линия УМК О. В. Волобуева, М. В. Пономарева. Россия и мир (10-11)

Среднее общее образование

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов в ходе выступления на Общем собрании Российского исторического общества (РИО) сообщил о результатах ЕГЭ и ВПР по истории, которые проходили в минувшем учебном году.

По словам главы Рособрнадзора, уровень знаний истории школьниками неоднозначен. С одной стороны, ВПР, проведенная в 5 и 11 классах показала, что учащиеся хорошо устанавливают соответствия между событиями и странами, в которых они произошли, между памятниками культуры и странами, в которых они были созданы. При этом наблюдается провал в знании истории родного края, они плохо осведомлены об известных исторических личностях, отмечаются проблемы в умении устанавливать причинно-следственные связи исторических событий, анализировать разные виды источников исторической информации.

«Мы видим, что учителя недостаточно используют историко-культурный стандарт. Более 500 учителей уже прошли повышение квалификации, но нужно делать следующий шаг – второй этап по разъяснению историко-культурного стандарта. Нужно точечно работать с регионами, где такие проблемы есть», – сказал Сергей Кравцов.

В новом учебном году ведомство предлагает провести обязательные проверочные работы по истории в 5 классе, а в 6 классе добровольные ВПР. Скорее всего в учебном году 2017/18 одиннадцатиклассники, не выбравшие историю для сдачи ЕГЭ, также напишут обязательную ВПР.

По мнению руководителя ведомства, решение пробелы в знаниях школьников будут устранены, когда в школьную программу по истории вернется минимум содержания образования.

«Минимум уже подготовлен министерством, и я уверен, что его принятие кардинально изменит ситуацию», – заявил Кравцов.

Анализ результатов ЕГЭ по истории-2017 показал, что количество учащихся не преодолевших 32 минимальных балла сократилось вдвое, при этом увеличилось количество высокобалльников на 2 процента.

«Большую роль в улучшении результатов сыграл проект «Я сдам ЕГЭ»: в некоторых регионах, участвовавших в проекте, количество участников ЕГЭ по истории, которые не смогли набрать минимальный пороговый балл, сократилось в 3-4 раза», – сообщил Сергей Кравцов.

Глава Рособрнадзора отметил, что выпускники-2017 показали хорошую работу с историческими фактами, источниками и картами. Самым сложным для экзаменуемых остается задание на аргументацию и знание исторических персоналий. Эксперты, анализировавшие ЕГЭ, отмечают, что в этом году выпускники пытались выполнить все задания, даже самые сложные. В предыдущие годы, подобное рвение не отмечалось.

Напомним, в марте 2017 года директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) сообщил, что проведение ВПР по истории станет предвестником введения предмета в число обязательных ЕГЭ в будущем. А министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила о том, что история будет включена в этот список примерно в 2020 году.

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA). До прихода в издательство «ДРОФА» занимал позицию вице-президента по стратегическому развитию и инвестициям издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ». Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень - 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии - областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.