Сияй прощальный свет. Федор Тютчев — Последняя любовь: Стих

Когда Тютчев был взрослым мужчиной и известным автором многих произведений, он полюбил в девушку, которая была воспитанницей пансионата благородных девиц . Поэт не думал, что способен любить кого-либо так долго. Елена ответила взаимностью поэту, и их роман длился очень бурно. В высшем обществе возникло большое количество различных сплетен и споров, но Тютчев был счастлив и об этом нам рассказывает его произведение «Последняя любовь ».

Это, по личному мнению композитора, настоящая «героиня цикла». С двумя исключениями, все пьесы - классическая русская элегическая лирика. Элегия работает как нить через весь цикл. Среди одиннадцати «степеней» встречаются различные формы элегии: любовь, пастырская и философская элегия. Они встречаются в разных степях «Дома песни» от дилетанта «Поэма незнакомца» до крема русской поэзии, такой как вышеупомянутое стихотворение Пушкина. От одного стихотворения до следующего мы наполнены типичными элегическими темами: душа, нежность, любовь, забвение, самоотверженность, безумие, прощание, страдание, разрушение, проклятие, тьма, сумерки, ночь, сон, мечты, иллюзия, спокойствие, Они не рисуют клише, а составляют детали однородного целого.

Тютчев старается разобраться в собственных чувствах и эмоциях, а затем отмечает, что «не склоне лет нежней мы любим и суеверней». Мужчина был женат два раза, но никогда не испытывал тех эмоций и чувств, которые родились в его сердце в отношениях с Еленой. Он сравнивает ее с зарей, осветившей собой его путь. В данной любви мужчина видит смысл собственной жизни, а также благодаря нему в нем проснулось вдохновение, которое, казалось бы, уже покинуло поэта.

По словам Сильвестрова, «он действует как воронка, включающая множество мотивов, разбросанных по всему циклу». Поэтическое единство усиливается музыкальными поклонами и рифмами, характерными для Сильвестрова. Уже связанные «ночные пейзажи» «Моя душа» и «В мечту» украшены чудесными фигурами. Цюцёва. Еще раз поэзия «поет сама». В тексте и музыке доминирует однородный элегический тон, который не отличает «высшие» и «более низкие» стихи.

Вокальная часть погружается и появляется в вибрирующем и прозрачном лабиринте устойчивых звуков фортепьяно. Интенсивность внутренней жизни лабиринта постепенно раскрывается. Индивидуальные голоса трель с тонкими ритмическими несоответствиями. Тональное движение совершенно непредсказуемо. Градация спокойного обилия как в тон, так и в агоническом цвете, по-видимому, неисчерпаема. Довольно часто пианист не хочет и не может сразу утихать, хотя декламация настоящего стихотворения давно закончена. Он медитирует через реверберацию, поводку, которая следует за каждым стихотворением.

Важно то, что после встречи с девушкой поэт вновь замечает, как прекрасна природа и обращается к пейзажной лирике . За окном – то, что наиболее подходит под его чувства и мысли на данный момент . Он не желает, чтобы день клонился к закату и вместе с тем не желает, чтобы его собственная жизнь так же неумолимо клонилась к завершению. Но то тепло, которое дает автору последняя любовь, греет его душу и наполняет огромным количеством различных чувств.

Совсем не случайно, что Сильвестров дистиллировал практически уникальный и очень личный тип инструментальной музыки из этих песенных ревербераций; он создал «Постительные» для скрипки, виолончели и фортепиано, «Полюс» для фортепиано с оркестром и даже полноценную «Почтение», как и название Симфонии Сильвестрова #. Цюцёва вдохновило Сильвестрова на бесконечное прощание с идеальным миром , воплощенным в поэзии, мир, который навсегда потерян. Конечная цель цикла состоит в напоминании нам о вечной важности этого идеального мира.

Два вокальных произведения для фортепиано, которые имеют сильное стилистическое сходство с песнями, представляют самого мастера. Это прелюдия, предназначенная для тех людей, которые хотят открыть свои сердца и умы для музыки Валентина Сильвестрова. Посвящение 51 Александр Блок, посвященный Ларисе Бондаренко Элегия 07 Аноним, посвященный Святославу Круликову Моя душа 35 Фёдор Сологуб, посвященный Олегу Киву Сине-серые тени переместились 08 Фёдор Тютчев, посвященный Борису Буевски Что ты за, дни? 06 Евгений Баратинский, посвященный Ине Барсовой Элегия 14 Александр Пушкин, посвященный Эдисону Денисову О, моя пророческая душа 03 Фёдор Тютчев, посвященный Дж.

Анализ стихотворения «Последняя любовь» Тютчева Ф.И.

Талантливый поэт-романтик Тютчев Федор Иванович уже в зрелом возрасте влюбляется в юную Елену Денисьеву, она была воспитанницей пансионата благородных девиц. Более того, это чувство взаимно и в них развивается бурный роман. Они становятся центром внимания многих сплетен. Сам автор не мог поверить своему счастью. В доказательство этого он пишет стихотворение «Последняя любовь» в 1850 году.

Беляева Специальное спасибо: Розамунда Бартлетт, Джим Муни. Формирование ранних литературных традиций в России возвращается к первому столетию. Принятие христианства подняло развитие преподавания, философии и теологической литературы. Включение церковной литературы и исторических хроник было написано или переведено с греческого на древнеславянскую церковь.

Старая русская литература состоит из нескольких шедевров, написанных на древнерусском языке . Другие хроники русской литературы включают «Задонщина», «Физиолог», «Синопсис» и «Задонщина», «Задонщина». «Путешествие за три моря». Былинас - популярные устные эпосы - христианские традиции и плавный язычник.

В стихотворении автор говорит, что чувство любви в зрелом возрасте намного нежнее и суевернее. Об этом он знает из личного опыта . Федор Тютчев уже был дважды женат, вырастил детей. Он открывает в себе новые черты характера, о которых он даже не знал. Он описывает свою любовь, как вечернюю зарю. Она освещает его жизненный путь особым сиянием. Это чувство дает ему силы для вдохновения. Именно после знакомства с Еленой Тютчев вновь начинает творить не только романтичную лирику, но и пейзажную. Его окружающий мир становится вновь прекрасным.

Средневековая русская литература носила преимущественно религиозный характер. Наиболее известные работы этого периода включают в себя: «Сообщения от Ивана Грозного» и автобиографию архиерейского священника Аввакума. Он установил правила нравственного поведения и дал поручения управлять домашним хозяйством.

Этот период характеризовался реформой русского алфавита и наем популярного языка для обще литературных целей, а также влиянием западноевропейских ценностей. Появилась современная русская литература, когда писатели стали все чаще разрабатывать свой собственный нетрадиционный стиль.

Стихотворение имеет особое звучание. Вначале может показаться, что произведение написано амфибрахием, но последнее слово нарушает слаженное звучание. Это считается перебивкой ритма, которую автор использует для создания доверительной интонации. Такой прием придает стихотворению исповедальный характер любовного признания.

Признанными мастерами этого периода были такие авторы, как Антиох Кантемир, Василий Тредиаковский и поэт Гаврила Державин из Михаила Ломоносова, драматурги Александр Сумароков и Денис Фонвизин, писатели Александр Радищев прозы и Николай Карамзин; последнему часто приписывают создание современного русского литературного языка.

Этот период предоставил таких гениев, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь, Иван Тургенев, Лев Толстой и Антон Чехов. Столетие началось с возникновения романтики, которая была самой оживленной поэзией. За ним последовал ряд романтических стихотворений, проникнутых впечатлениями о его пребывании на юге России, и, наконец, Пушкин создал своего гения «Евгения Онегина». Эта великолепная работа - уникальный «роман в стихах» и представляет рассказ о современной русской жизни. Образы главных героев, Евгения и Татьяны и история их разорившейся любви оказали большое влияние на всю новейшую русскую литературу.

Это стихотворение многие считают уникальным в любовной поэзии , так как ни относится к страстному юношескому признанию или горькому сожалению о прошедшей любви, а есть объяснением мудрого и зрелого мужчины. Он знает цену жизни и любви и ценит каждый миг, верит в приметы и знаки. Все это, потому что он боится потерять то чувство, которое уже не мечтал ощутить, что-то драгоценное и важное. Своим стихотворением автор дает надежду каждому на взаимное и чистое чувство независимо от мнения окружающих людей и различия в возрасте.

В нем он представляет жизнь русской верхней буржуазии своего времени и вводит Онегина в качестве лишнего «человека». Одним из них, «Герой нашего времени», был первый русский психологический роман. на втором месте, Михаил Лермонтов. Он также написал «Демон» и «Новичка».

Пушкин создал несколько великих поэтических произведений , среди которых неповторимая поэма «Медный всадник », целый ряд прозаических писаний и несколько сотен замечательных стихов для классической тонкой простоты формы и глубокой лирической сенсации. На Пушкинском пути последовало целое новое поколение поэтов, в том числе Михаила Лермонтова, Евгения Баратынского, Константина Батюшкова, Николая Некрасова, Алексея Константиновича Толстого, Федора Тютчева и Афанасия Фета.

Федор Иванович принадлежит к той категории поэтов, которые за свою творческую карьеру написали не так много произведений. Но все его работы заслуживают уважения, проникают в душу читателя и находят там отклик.

Тютчев принадлежит к дворянскому обедневшему роду, хоть он и писал стихи, и даже печатался в журналах с юных лет , но всю жизнь проработал чиновником. Удивительно, что человек, проживший более двух десятков лет за границей, сумел так тонко прочувствовать душу русских людей, красиво и ярко изобразить природу. Философия, присущая Федору Ивановичу, завораживает и заставляет задуматься над собственной жизнью.

Особенно примечателен автор басни, поэт Иван Андреевич Крылов, чьи остроумные басни пользовались широкой популярностью как уроки мудрости и образцы владения языком. Имя Федора Тютчева следует упомянуть как «современного» поэта перед своим временем, предчувствие русской школы символизма.

Обращение в письмах постепенно уступало прозаическим писателям, с более реалистичным подходом к жизни. Николай Васильевич Гоголь - это недоумение, а зачастую и непонятная фигура между романтическими и реалистичными периодами русской литературы. Его проза прогрессировала от романтических сказок и фольклора его родной Украины к поиску, агрессивному, саркастическому реализму «Мертвых душ».

Предыстория написания «Последней любви»

Русские классики огромное число своих произведений посвятили теме любви, не остался в стороне и Тютчев. Анализ стихотворения показывает, что поэт очень точно и эмоционально передал это светлое чувство . Федору Ивановичу удалось написать такое красивое и трогательное произведение, потому что оно автобиографично. «Последняя любовь» посвящается его отношениям с 24-летней Еленой Денисьевой.

Он продолжался до двух столпов русской драмы: Александр Грибоедов и Александр Островский шли в центре внимания. Но до конца века несколько вечных игр были написаны Антоном Чеховым, например «Чайка». Золотой век русской прозы достиг своего апогея в работах двух крупнейших представителей русской фантастики. Это были Федор Достоевский и Лев Толстой. В романах Федора Достоевского рассматриваются политические и социальные вопросы , а также философские и нравственные вопросы российского общества . Его «Преступление и наказание» считается одним из лучших романов всех времен.

Стихотворение входит в «денисьевский цикл». Молодую девушку Тютчев полюбил в 57-летнем возрасте, когда он уже был обременен семьей. Влюбленные не могли открыто заявлять о своих чувствах, это показывает и анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь». Поэт обманывал свою семью, а девушка устала от роли любовницы. Вскоре Елена заболела скоротечной чахоткой и скончалась. Федор Иванович до самой своей смерти винил себя в гибели девушки.

Лев Толстой, как и его современник Достоевский, был не просто блестящим романистом, но и политическим мыслителем и философом. Его роман «Война и мир» - это семья и исторический роман в одном и считается одним из величайших литературных произведений в мировой литературе.

Повести Толстого являются одними из крупнейших в мире. Другой известный роман - «Ана Каренина», обширная работа по психологическому анализу и социальному наблюдению. В этот период были и другие важные цифры. Среди них был поэт Николай Некрасов, Николай Лесков, писатель романист и короткометражный писатель.

Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь»

Произведение уникально тем, что его написал не юноша в порыве страсти, а умудренный жизненным опытом мужчина. «Последняя любовь» - это не сожаление о давно ушедших днях, а умение ценить каждые минуты, проведенные рядом с любимым человеком. Герой кажется чересчур суеверным, потому что он боится потерять драгоценные моменты, потому что они больше не повторятся в его жизни. В своих работах Федор Иванович человека делает величественным и слабым одновременно. Такая двойственность прослеживается и в этом произведении.

После великого века прозы произошло возрождение поэзии. Это называется Серебряный век . Культуры Западной Европы вдохновили новую породу русских поэтов, в то время как русская культура приобрела популярность в Европе. Валерия Брюсов и Дмитрий Мережковский - самые выдающиеся экспоненты в прозе символизма.

Однако спустя десятилетия после смерти Сталина было несколько оттепелей. Ограничения на литературу были облегчены. Борис Пастернак, наконец, опубликовал свой легендарный роман «Доктор Живаго», хотя и за пределами Советского Союза . Он был награжден Нобелевской премией по литературе, но был вынужден отказаться от авторских прав Совуита.

В своём стихотворении автор последнюю любовь сравнивает с вечерней зарёй и утверждает, что как вечерняя заря освещает своим последним сиянием прошедший день, так и последняя любовь озаряет человеческую жизнь , которая близится уже к своему вечному пристанищу. Но главный герой произведения ничего не боится и ни о чём не сожалеет. Он просит только об одном «

Текст «Последняя любовь» Ф.Тютчев

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь» №5

Будучи уже зрелым человеком , состоявшимся дипломатом и известным поэтом , Федор Тютчев влюбился в юную воспитанницу пансионата благородных девиц Елену Денисьеву. Автор даже не подозревал, что на склоне лет способен испытывать столь сильные чувства. Более того, он был поражен тем, что его любовь является взаимной. Роман Тютчева и Денисьевой развивался бурно, став предметом многочисленных споров и сплетен в высшем обществе. Однако поэт до конца не мог поверить собственному счастью, о чем свидетельствует стихотворение «Последняя любовь», написанное первой половине 1850-х годов.

Пытаясь разобраться в своих чувствах, Тютчев приходит к выводу, что «на склоне лет нежней мы любим и суеверней». Этот умудренный жизненным опытом мужчина, который дважды был женат и успел вырастить детей, открывает в себе совершенно новые черты характера, о которых даже не подозревал. Поэт сравнивает свою нежданную любовь с вечерней зарей, которая освещает его путь особым сиянием. Именно в этом всепоглощающем чувстве автор видит не только смысл своего земного существования, но и черпает силы для вдохновения, которое, как считает Тютчев, давно уже его покинуло.

Примечательно, что после знакомства с Еленой Денисьевой поэт вновь обращается не только к любовной, но и к пейзажной лирике, он начинает замечать, что окружающий его мир действительно прекрасен. «Полнеба обхватила тень, лишь там, на западе, бродит сиянье», - так описывает поэт обычный день из своей жизни. И то, что он видит за окном, наиболее полно отвечает тем чувствам, которые испытывает в этот момент поэт. Он не хочет, чтобы день так неумолимо клонился к закату, и внутренне протестует против того, что и его жизнь близится к завершению. Однако та теплота, которую дает Тютчеву его последняя любовь, согревает душу поэта, наполняя ее самыми разнообразными чувствами. «Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность», – отмечает Тютчев. Он умиляется тому, что испытывает в данный момент, и при этом не перестает удивляться, что все это происходит именно с ним – человеком, который менее всего ожидал стать героем увлекательного любовного романа . Вместе с тем поэт понимает, что его положение безнадежно, так как статус и положение в обществе не позволяет ему развестись с законной супругой. Но и отказаться от любви к Елене Денисьевой поэт не в состоянии, считая, что получил незаслуженный подарок небес.

«Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева №6

Любовь - непредсказуемое чувство. Она может прийти к человеку внезапно. Недаром одной из ведущих традиций русской литературы является сравнение любви с ударом, вспышкой, как, например, в рассказах Ивана Алексеевича Бунина. В поэзии дело обстоит несколько иначе. Поскольку лирика касается области чувств, то поэт ждет эмоционального отклика от читателя, надеется, что каждый, прочитавший стихотворение, сможет воскликнуть: "Да, и я это чувствовал! И я это пережил!"

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева "Последняя любовь", входящее в знаменитый "денисьевский цикл", действительно, посвящено последней его любви - 24-летней Елене Денисьевой. Конечно, оно автобиографично, ведь трагическая история их взаимоотношений довольно хорошо известна: 47-летний поэт полюбил юную воспитанницу , но не смог оставить семью. Измученная таким "двойным" существованием, молодая женщина умерла от скоротечной чахотки, а Тютчев жил с ощущением вины до самой смерти.

Стихотворение по праву считается жемчужиной любовной поэзии. Это не страстное юношеское признание, это не горькое сожаление о прошедшей любви - это поистине объяснение, объяснение умудренного жизнью мужчины, научившегося ценить самые сокровенные моменты в любви между мужчиной и женщиной. Именно такие моменты боишься сглазить, поэтому автор и пишет: "О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней. " Возможно, герой, на самом деле становится суеверным, потому что боится, что потеряет что-то драгоценное в своей жизни и никогда уже не обретет вновь.

Вообще, нужно отметить, что человек в поэзии Тютчева - хоть в "космической", хоть в любовной - слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, перед лицом природы, он велик какой-то внутренней, ничем не объяснимой силой. Подобная двойственность ощущается и в данном стихотворения , только здесь это двойственность выражена с помощью параллелизма (сопоставления явлений природы с человеческой жизнью), характерного больше для народной поэзии . В данном произведении последняя любовь героя ассоциируется с вечерней зарей:

Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Буквально это нужно понимать так: как вечерняя заря свои последним сияньем освещает все вокруг, так прощальный свет последней любви озаряет жизнь человека, близящуюся к концу, ведь "полнеба охватила тень", значит, половина жизни уже прожита. Как тут не вспомнить дантовское. ". земную жизнь пройдя наполовину, я очутился в сумрачном лесу"? Но герой Тютчева не испытывает ни страха, ни сожаления, он только со смиренной мольбой просит:

Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Да, герой уже немолод, поэтому "скудеет в жилах кровь" . зато теперь его любовь выражает больше доброты, заботы, т.е. нежности, которая "не скудеет в сердце" . Хотя в последних строках звучит скрытая грусть, потому что герой называет последнюю любовь "безнадежностью". И опять возникает характерный для стиля Тютчева оксюморон: оказывается, "безнадежность" вызывает у героя "блаженство"! Удивительно.

Говоря о ритмической организации стихотворения, нельзя не сказать об особом звучании этого произведения. Поначалу кажется, что стихотворение написано амфибрахием. Но последнее слово словно выбивается из общего ритма и нарушает слаженное звучание. В поэзии это принято называть перебивкой ритма. Очевидно, автор использует данный прием, чтобы создать более доверительную интонацию, чтобы подчеркнуть исповедальный характер своего любовного признания. Замедленность ритма вызывают и повторы: "Сияй, сияй, прощальный свет. " . "Помедли, помедли, вечерний день. " . "Продлись, продлись, очарование. "

Послушайте стихотворение Тютчева Последняя любовь

Соседние темы

Картинка Последняя любовь

Фёдор Тютчев – ещё при жизни довольно известный русский поэт и дипломат, в довольно уже серьёзном возрасте влюбился в красивую двадцатичетырёхлетнюю Елену Денисьеву.

К его огромному удивлению эта любовь оказалась взаимной. Более десяти лет продолжался этот роман. Из-за его социального положения в обществе он не мог развестись со своей женой и вновь жениться.

Все эти годы он был благодарен своей жене за понимание и терпение, но и расстаться со своей любовью не мог. Поэт пережил обеих своих женщин. Особенно сильно переживал он смерть Елены и до конца своей жизни считал одного себя виновником её ранней гибели.

В пятидесятых годах девятнадцатого столетия Тютчев написал стихотворение «Последняя любовь», в котором пытается разобраться в своих внутренних переживаниях. Это стихотворение входит в довольно известный ряд лирических произведений, посвящённых отношениям между мужчиной и женщиной и прекрасному чувству, которое их связывает - чувству любви. Поэт дважды был женат, имел детей, но как он сам однажды написал своему другу в письме, «даже не представлял, что способен на такие сильные чувства».

Свою позднюю любовь он сравнивает с «зарёй вечерней», освещающей его жизненный путь особым сиянием и утверждает, что это непреодолимое чувство стало смыслом его существования и именно в нём он находит силу и вдохновение, которых он уже давно не ощущал и думал, что они навсегда его покинули.

Стихотворение «Последняя любовь» считают вершиной любовной лирики поэта. В каждой строчке этого произведения мы слышим тоску и грусть уже немолодого человека, который не может отказаться от так нежданно нахлынувшего на него счастья, а в самом признании мы слышим не юношескую страсть, а нотки горестного сожаления о прошедшей жизни, о любви, которая пришла к нему, к сожалению, так поздно. Но в тоже время – это слова человека, умудрённого жизненным опытом и знающим цену любви.

«О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней», - говорит поэт. Этими словами он повествует нам о том, что с возрастом начинаешь ценить то, что подарила тебе судьба. Тютчев с годами стал очень суеверным человеком, он очень сильно боялся потерять самое дорогое – то, что никогда уже не сможет обрести вновь – любовь.

В своём стихотворении автор последнюю любовь сравнивает с вечерней зарёй и утверждает, что как вечерняя заря освещает своим последним сиянием прошедший день, так и последняя любовь озаряет человеческую жизнь, которая близится уже к своему вечному пристанищу. Но главный герой произведения ничего не боится и ни о чём не сожалеет. Он просит только об одном «Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье».

Тютчевский герой – это немолодой уже человек, и как он сам отмечает, что «скудеет в жилах его кровь», но и в тоже время он утверждает, что несмотря на возраст и на эту «скудость», его любовь, доброта, нежность, забота о любимом человеке «не скудеют в его сердце».

Да, последние строчки наполнены грустью и тоской, свою последнюю любовь он называет «безнадёжностью», но именно это чувство почему-то вызвало у главного героя чувство блаженства.

В продолжение пушкинской мысли об «улыбке прощальной» жизни, которая ощущается в поздней любви на «закате печальном» существования человека на земле (А.С. Пушкин. «Безумных лет угасшее веселье...»), лирический герой стихотворения «Последняя любовь» (Тютчев), анализ которого мы проведем, видит в чувстве, посетившем его «на склоне... лет», зарю, вечерний свет. Фрагмент состоит из трех четверостиший четырехстопного метра. Это не ямб, хотя некоторые стопы напоминают ямбический ритм. Однако в нем присутствуют ритмические перебои, выделяющие особые, неповторимые черты «любви последней».

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

На фоне четырехстопного ямба в первой и третьей строчках в четных строках появляются лишние слоги на слабых местах: после второго сильного места. Благодаря этому выделяются слова «любим» и «последней». Перед вами рождение русского дольника, принципиально нового метра, своеобразие которого в полной мере выявится позже, в поэзии Серебряного века. Но уже в его первых образцах заметно, что он предоставляет возможность для внесмыслового подчеркивания определенных аспектов. В стихотворении «Последняя любовь» (Тютчев), анализ которого нас интересует, двенадцать строчек, и в пяти из них наличествуют стопы, где промежуток между сильными местами является вариативным (1—2 слога). Помимо отмеченных, выделяются перебоями слова «на западе», «помедли», «блаженство», что концентрирует внимание на нежелании лирического героя расставаться с редким, необычным, как зрелище рассвета на западе, явлением, чувством, невзирая на его безнадежность, доставляющим блаженство.

Метрическое своеобразие, являясь сквозной особенностью текста, придает ему цельность. Есть и другая художественная черта, свидетельствующая о единстве замысла,— это богатая фоническая палитра, в которой выделяется как тоника ассонансный звук «е». Он слышен в рифмах всех трех четверостиший (1 — лет-свет, суеверней-вечерней; 2 — тень-день; 3 — нежность-безнадежность), а также во внутренних рифмах: «Поме дли, поме дли, ве че рний де нь...» «Но в се рдце не скуде ет не жность...» (строфы 2,3). Основной ассонанс перекликается с другими звуковыми повторами («а», «и», «у»), все они сочетаются с певучим полугласным и аллитерациями на сонорные «л», «н», «м». В первой строфе в связи с этим выстраивается стилистика песни без слов («О , как на склоне наших ле т / Не жней мы л юбим и суе верней ...»). Это пение продолжается и в дальнейшем, достигая особой выразительности в строчках с повторами мелодичных форм глаголов («Сияй, сияй», «Помедли, помедли», «Продлись, продлись»).

Чтобы почувствовать своеобразие инструментовки стихотворения «Последняя любовь» Тютчева, попробуйте прочитать его вслух, обращая внимание на отмеченные фонические особенности. Анализ начинается с них не случайно, так как предметом стихотворения становится явление, которое трудно обрисовать только с помощью слов. Любовь — это свет, заря, сиянье. Она воспринимается лирическим героем на фоне физического угасания как последняя вспышка (повторяется пушкинский эпитет — «прощальный свет») жизни. Метафорическое сближение с солнечным блеском на закате во второй строфе позволяет создать образ «вечернего дня»:

Полнеба охватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье,—

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

На основе параллелизма природного и человеческого возникают картины заката в пейзаже и в земном существовании личности. В них соединяются свет и тень, дневные и ночные черты (оксиморон «вечерний день»), что обостряет ощущение неповторимости и таинственности жизни. Вследствие того что стихотворение содержит психологическую конкретику («наших лет», «мы любим»), образ лирического героя обладает субъективной достоверностью. Романтическая антитеза между вечной юностью души и физическим угасанием передается как волнующее переживания. В ощутимой характеристике чувства выделяется стремление к умиротворенности. Восхищение «зарей вечерней» (в закате подчеркивается светлая, солнечная окраска, побуждающая воспринимать его как начало нового, вечернего дня) свидетельствует об обретенной на склоне лет гармонии, преодолении мучительного раздвоения. В третьем четверостишии обрисована специфика внутренних ощущений. Противоречие умирания («скудеет в жилах кровь») и наслаждения пробудившейся, благодаря любви, нежностью разрешается в стихотворении в возвышении духовного блаженства, позволяющего преодолеть скорбь, воспринимая безнадежность как подарок судьбы (противопоставлением подавленности от сознания конца жизни становится возвышение «последней любви», переданное восклицанием и эмоциональным междометием). Это последний, прощальный дар, позволяющий познать правоту жизни.

В связи с важностью для лирического героя раздумий о ее глубинной сущности, грусть в его эмоциональном состоянии сочетается с победным чувством. В его настроении «Полнеба охватила тень», но с ней контрастирует сиянье истины, соединение одинаково важных для него переживаний создает неподдельное «очарованье». Оно является смысловой доминантой стихотворения, в котором разнообразие частностей не нарушает благозвучия целого. Тоникой становится звук «е», которым заканчивается (как последним гласным) текст, напоминающий многоголосное музыкальное произведение. На этом завершим анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь».

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь»

Будучи уже зрелым человеком, состоявшимся дипломатом и известным поэтом, Федор Тютчев влюбился в юную воспитанницу пансионата благородных девиц Елену Денисьеву. Автор даже не подозревал, что на склоне лет способен испытывать столь сильные чувства. Более того, он был поражен тем, что его любовь является взаимной. Роман Тютчева и Денисьевой развивался бурно, став предметом многочисленных споров и сплетен в высшем обществе. Однако поэт до конца не мог поверить собственному счастью, о чем свидетельствует стихотворение «Последняя любовь», написанное первой половине 1850-х годов.

Пытаясь разобраться в своих чувствах, Тютчев приходит к выводу, что «на склоне лет нежней мы любим и суеверней». Этот умудренный жизненным опытом мужчина, который дважды был женат и успел вырастить детей, открывает в себе совершенно новые черты характера, о которых даже не подозревал. Поэт сравнивает свою нежданную любовь с вечерней зарей, которая освещает его путь особым сиянием. Именно в этом всепоглощающем чувстве автор видит не только смысл своего земного существования, но и черпает силы для вдохновения, которое, как считает Тютчев, давно уже его покинуло.

Примечательно, что после знакомства с Еленой Денисьевой поэт вновь обращается не только к любовной, но и к пейзажной лирике, он начинает замечать, что окружающий его мир действительно прекрасен. «Полнеба обхватила тень, лишь там, на западе, бродит сиянье», - так описывает поэт обычный день из своей жизни. И то, что он видит за окном, наиболее полно отвечает тем чувствам, которые испытывает в этот момент поэт. Он не хочет, чтобы день так неумолимо клонился к закату, и внутренне протестует против того, что и его жизнь близится к завершению . Однако та теплота, которую дает Тютчеву его последняя любовь, согревает душу поэта, наполняя ее самыми разнообразными чувствами. «Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность», – отмечает Тютчев. Он умиляется тому, что испытывает в данный момент, и при этом не перестает удивляться, что все это происходит именно с ним – человеком, который менее всего ожидал стать героем увлекательного любовного романа. Вместе с тем поэт понимает, что его положение безнадежно, так как статус и положение в обществе не позволяет ему развестись с законной супругой. Но и отказаться от любви к Елене Денисьевой поэт не в состоянии, считая, что получил незаслуженный подарок небес.

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,—
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

(Между 1852-1854)

Последняя любовь

«Из длинного списка имён, желанных сердцу поэта, нам известны только четыре имени, и только одно русское! Но это единственное русское имя стало роковым для Тютчева. Им определилось всё самое значительное в его любовной лирике» (из биографии Фёдора Ивановича Тютчева).

Три имени — это Амалия Крюднер (Адлерберг), Элеонора Петерсон (первая жена поэта) и Эрнестина фон Дернберг (вторая жена).
{|
Единственное русское имя принадлежит Елене Александровне Денисьевой (1826-1864), невенчанной жене Тютчева и матери троих его детей, вдохновительнице известного всем любителям русской поэзии «денисьевского» цикла его стихотворений.

Я не буду рассказывать здесь о бурной и одновременно трагической жизни Ф. И. Тютчева (5.12.1803-15.07.1873), о его браках и любовных историях — об этом написано достаточно. Просто несколько строк в качестве фона для нашего «стихотворения дня».

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

И вот уж год, без жалоб, без упрёку,
Утратив всё, приветствую судьбу…
Быть до конца так страшно одиноку,
Как буду одинок в своём гробу.

Итак, Фёдор Иванович впервые увидел Елену Денисьеву 15 июля 1850-го года, почти в 47 лет. Ей шёл 24-й год.

Она родилась в Курске, в 1826 году, в старинной обедневшей дворянской семье, рано потеряла мать. Елена Денисьева, племянница инспектрисы Смольного института и его выпускница, была дружна со старшими дочерьми Тютчева и в их доме встретила свою любовь, ради которой пожертвовала положением в обществе, возможностью стать фрейлиной, пожертвовала друзьями и родственниками (говорят, отец её проклял). Но только во время нечастых путешествий за границу она могла считаться Тютчевой — ведь брак поэта с Эрнестиной не расторгался. А у Елены за 14 лет родилась дочь и двое сыновей.

«У него, например, было две жены, от коих было шесть детей, две долгие связи, от которых было ещё пять детей, и четыре больших романа. Но ни одна из этих женщин не «приобрела» его вполне, не могла бы, думаю, уверенно сказать: он мой, только мой…

Называл минутные увлечения свои «васильковыми дурачествами»…

— Любимый! Накинь плед. Я тебе помогу!

«Любимый» — именно так стала звать его под конец жизни жена Эрнестина. Ещё называла Тютчева «чаровник». «Чаровник — счастливый человек, — писала дочерям, — ибо все от него в восторге…» (Вячеслав Недошивин, «Новая газета», 1 декабря 2003 года).

В 1837 году Тютчев писал родителям о своей жене Элеоноре: «… Никогда ни один человек не любил другого так, как она меня… не было ни одного дня в её жизни, когда ради моего благополучия она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня».

«Мама как раз та женщина, которая нужна папа, — любящая непоследовательно, слепо и долготерпеливо. Чтобы любить папа, зная его и понимая… нужно быть святой, совершенно отрешённой от всего земного», — писала о жене Тютчева, Эрнестине, его старшая дочь от первого брака.

И сам поэт о Елене Денисьевой:
Любила ты, и так, как ты любить —
Нет, никому ещё не удавалось!

«Я не знаю никого, кто был менее чем я, достоин любви, — сказал как-то Тютчев о боготворивших его женщинах. — Поэтому, когда я становился объектом чьей-нибудь любви, это всегда меня изумляло»

О нежности

«О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней…» — именно эта фраза заставила меня провести небольшое исследование о нежности. Этот новый мотив в лирике 50-летнего Тютчева отметил в своём стихотворении «Последняя любовь» и 74-летний Илья Эренбург: «И нежность оказалась внове…».

«Я высоко ценю в актёре темперамент. Но у нежности нет темперамента. А нежность важнее любви» (Елена Камбурова, певица).

«Любовь рано или поздно исчезает, тогда как нежность неизбежна» (Жак Брель, певец).

«Вот и всё… Больше я ничего не прибавлю, потому что боюсь стать печальной, а значит, злой и потому, что не решаюсь признаться тебе в тех сумасшедших мечтах, которые неизбежны, когда любишь и когда любовь огромна, а нежность беспредельна» (Анри Барбюс, «Нежность»).

Давид Самойлов:
Жалость нежная пронзительней любви.
Состраданье в ней преобладает.
В лад другой душе душа страдает.
Себялюбье сходит с колеи.

Страсти, что недавно бушевали
И стремились всё снести вокруг,
Утихают,
возвышаясь вдруг
До самоотверженной печали.

«Кто познал нежность, тот обречён. Копьё Архангела пронзило его душу. И уже не будет душе этой ни покоя, ни меры никогда! Нежность — самый кроткий, самый робкий, божественный лик любви» (Фаина Георгиевна Раневская).

Белла Ахмадулина, 1974 год:
Любовь к любимому есть нежность
ко всем вблизи и вдалеке.

И всё же у меня создалось ощущение, что у мужчин до определённого возраста преобладают, по выражению Анны Ахматовой, «несытые взгляды», и только на склоне лет они приходят к неизбежности нежности.

Анна Ахматова, декабрь 1913 года:
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха…

В декабре 1913 года Анне Ахматовой было 24 года.

У Марины Цветаевой, например, уже в ранних стихотворениях, скорее, именно в ранних, это слово встречается очень часто. Белла Ахмадулина написала свои строки о любви и нежности в 37 лет, но это не впервые — просто они очень афористичны.

И ещё мне кажется, что не только нежность — «это самый кроткий, самый робкий, божественный лик любви». Ведь издавна в России говорили — жалеет, значит, любит.

«Мне всех жаль» — и эта фраза, произнесённая в определённом контексте, свидетельствует о том же самом — о «божественных ликах любви» — очищенных, несуетных, возвышенных до самоотверженной печали.

Палома, апрель 2007 года
ИСТОЧНИК http://www.vilavi.ru/pod/index.shtml

Любовь - непредсказуемое чувство. Она может прийти к человеку внезапно. Недаром одной из ведущих традиций русской литературы является сравнение любви с ударом, вспышкой, как, например, в рассказах Ивана Алексеевича Бунина. В поэзии дело обстоит несколько иначе. Поскольку лирика касается области чувств, то поэт ждет эмоционального отклика от читателя, надеется, что каждый, прочитавший стихотворение, сможет воскликнуть: "Да, и я это чувствовал! И я это пережил!"

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева "Последняя любовь", входящее в знаменитый "денисьевский цикл", действительно, посвящено последней его любви - 24-летней Елене Денисьевой. Конечно, оно автобиографично, ведь трагическая история их взаимоотношений довольно хорошо известна: 47-летний поэт полюбил юную воспитанницу Смольного института, но не смог оставить семью. Измученная таким "двойным" существованием, молодая женщина умерла от скоротечной чахотки, а Тютчев жил с ощущением вины до самой смерти.

Стихотворение по праву считается жемчужиной любовной поэзии. Это не страстное юношеское признание, это не горькое сожаление о прошедшей любви - это поистине объяснение, объяснение умудренного жизнью мужчины, научившегося ценить самые сокровенные моменты в любви между мужчиной и женщиной. Именно такие моменты боишься сглазить, поэтому автор и пишет: "О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней..." Возможно, герой, на самом деле становится суеверным, потому что боится, что потеряет что-то драгоценное в своей жизни и никогда уже не обретет вновь.

Вообще, нужно отметить, что человек в поэзии Тютчева - хоть в "космической", хоть в любовной - слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, перед лицом природы, он велик какой-то внутренней, ничем не объяснимой силой. Подобная двойственность ощущается и в данном стихотворения, только здесь это двойственность выражена с помощью параллелизма (сопоставления явлений природы с человеческой жизнью), характерного больше для народной поэзии. В данном произведении последняя любовь героя ассоциируется с вечерней зарей:

Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Буквально это нужно понимать так: как вечерняя заря свои последним сияньем освещает все вокруг, так прощальный свет последней любви озаряет жизнь человека, близящуюся к концу, ведь "полнеба охватила тень", значит, половина жизни уже прожита. Как тут не вспомнить дантовское: "...земную жизнь пройдя наполовину, я очутился в сумрачном лесу"? Но герой Тютчева не испытывает ни страха, ни сожаления, он только со смиренной мольбой просит:

Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Да, герой уже немолод, поэтому "скудеет в жилах кровь" , зато теперь его любовь выражает больше доброты, заботы, т.е. нежности, которая "не скудеет в сердце" . Хотя в последних строках звучит скрытая грусть, потому что герой называет последнюю любовь "безнадежностью". И опять возникает характерный для стиля Тютчева оксюморон: оказывается, "безнадежность" вызывает у героя "блаженство"! Удивительно.

Говоря о ритмической организации стихотворения, нельзя не сказать об особом звучании этого произведения. Поначалу кажется, что стихотворение написано амфибрахием. Но последнее слово словно выбивается из общего ритма и нарушает слаженное звучание. В поэзии это принято называть перебивкой ритма. Очевидно, автор использует данный прием, чтобы создать более доверительную интонацию, чтобы подчеркнуть исповедальный характер своего любовного признания. Замедленность ритма вызывают и повторы: "Сияй, сияй, прощальный свет..." , "Помедли, помедли, вечерний день..." , "Продлись, продлись, очарование..."

Обязательно рассмотрите другие сочинения:

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева