Опрос показал отношение граждан сербии к вступлению в нато. Сербии не нужно вступать в нато, потому что нато вступила в сербию

Правительство Сербии намерено интегрировать страну в НАТО. 18 марта первый вице-премьер правительства страны, глава МИД Ивица Дачич и министр обороны Братислав Гашич в ходе визита в штаб-квартиру Альянса в Брюсселе намерены подписать Индивидуальный план партнерства (Individual Partnership Action Plan - IPAP) с военным блоком.

В ходе визита в штаб НАТО речь пойдет о дальнейшем развитии партнерских отношений и укреплении политического диалога в контексте недавно принятого Плана действий индивидуального партнерства между республикой Сербией и НАТО, - говорится в сообщении сербского МИД.
Стоит отметить, что парламент Сербии в 2007 году принял резолюцию о нейтралитете и неучастии в военных блоках. Также важно, что против вступления в НАТО, согласно соцопросам, высказывается более 70% граждан страны.

План действий Индивидуального партнерства был принят правительством Сербии 20 декабря 2014 года и подтвержден со стороны НАТО 15 января. IPAP - это высшая форма сотрудничества с Альянсом в рамках программы «Партнерство ради мира» (ПРМ). IPAP предусматривает союзнические взаимоотношения и стратегическое военное партнёрство между странами-участниками НАТО и третьими странами. При этом государства, имеющие план действия, считаются основными партнерами НАТО вне блока и даже имеют определенные гарантии безопасности. Более того, они могут претендовать и на вступление в Альянс в качестве полноправного члена.

Пока IPAP предусмотрены планы участия Североатлантического альянса в «реформе обороны» и повышении взаимодействия вооруженных сил Сербии с силами НАТО. Кроме того, согласно плану действий, до конца 2017 года на сербской военной базе «Юг» при участии Альянса должен быть основан Центр обучения «для стран партнеров по ПРМ/НАТО».

Директор РИСИ, генерал-лейтенант Службы внешней разведки в отставке Леонид Решетников замечает: в руководстве Сербии есть люди, которые считают, что как бы сербы ни сотрудничали с Россией, у Белграда все равно нет другого выбора, кроме как идти в Евросоюз и НАТО.

Таких людей много в правительстве страны, чуть меньше - в администрации президента, но они четко проводят озвученную линию, прогибаясь под США и Европу без особого сопротивления. Более того, охотно втягиваются в реализацию такой политики. Программа «Партнерство ради мира» и т. д., которые вроде бы не предусматривают прямой интеграции страны в военный блок - это всего лишь прикрытие работы по втягиванию Сербии в орбиту США и Европы. Но это не значит, что такие планы не встречают противодействие. Сопротивление идет со стороны представителей политических партий, депутатов, общественности.

Конечно, с чисто военной точки зрения, интеграция Сербии в НАТО и даже ее полноценное членство не критично для нашей безопасности.

Но с политической и стратегической точек зрения полный контроль этого государства Североатлантическим блоком - довольно неприятная вещь. Сербия - это последний анклав на Балканах, который Альянс пока еще не контролирует полностью. Вхождение Сербии в ЕС, а затем и в НАТО, что, в общем-то, часто вытекает одно из другого, скорее всего, приведет к тому, что США чуть успокоятся в том плане, что подчинят себе все страны Балкан. Конечно, грустно, что у России не окажется ни одного пятнышка на карте полуострова, где мы могли бы как-то присутствовать, в том числе и в военно-политическом отношении.

Бывший заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский замечает: Сербия разбита на два крыла: одно считает, что страницу с бомбардировками пора бы уже окончательно перевернуть и забыть, другое - настаивает и говорит: «Не забудем».

У власти там сейчас находятся люди, стремящиеся в ЕС через НАТО. Да, в конце 2014 года правительство Сербии добровольно активизировало программу «Партнерство ради мира». НАТО аплодирует желанию правительства Сербии. Только есть одно «но» - признание автономности Косово. Готовы ли к этому сербы - большой вопрос. В этом смысле непонятно, будет ли проводиться референдум или нет. Я не думаю, что в случае народного голосования по этим вопросам правительство получит всеобщее одобрение. Если референдума не будет, то, наверное, благодаря стараниям политической верхушки Сербия сможет стать членом и НАТО, и Евросоюза.

Что касается безопасности РФ, то с военной точки зрения тот факт, что к 28 странам-участницам Североатлантического блока добавится еще одно, не сыграет какой-то роли. Сербия - не такая уж и грозная сила, чтобы ее присоединение к НАТО нарушило стратегический баланс между Россией и Западом. Тем более, она с нами непосредственно не граничит, так что даже если там и разместят какие-нибудь ракеты, то они будут представлять для нас такую же угрозу, как ракеты, размещенные в Испании или Португалии. Но если у Альянса есть деньги, то пусть размещают.

Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов полагает, что сотрудничество Сербии с НАТО и Западом, по большому счету, носит ограниченный характер до той поры, пока не будет решен вопрос с Косово.
- А в ближайшей перспективе прогресса здесь не наблюдается, поскольку Косово стало государством со своей собственной армией. Более того, все преференции Вашингтона в этом регионе, а через него - и Евросоюза, направлены к Косово, а отнюдь не к Сербии.

Отмечу, что сербы как титульная нация Югославии в сложные времена «холодной войны» сумели усидеть на двух стульях - с одной стороны входили в соцлагерь, с другой - не состояли ни в каких военных блоках, и при этом совершенно спокойно сотрудничали с Западом, брали там кредиты. Югославия вообще была открытой страной. Кстати, многие считали, что как раз эта страна, а не Франция, ФРГ или Великобритания, - это и есть идеал европейского государств. Потому что в этой стране «третьего пути» удалось совместить капитализм и социализм.

Такой опыт сербов ценен и сейчас. Я хорошо знаю Сербию, работал там, и, на мой взгляд, сербы прекрасно осознают, каким образом им действовать в нынешней ситуации, когда на их страну оказывается колоссальное давление со стороны Запада. В свою очередь, мы в России не должны ожидать от них, что они непременно займут жесткую и бескомпромиссную позицию, ориентированную на Москву. Это просто невозможно в нынешних условиях. Но сербы вряд ли займут и абсолютно прозападную позицию.
Мне кажется, что их политика лавирования приведет к тому, что будет найден компромисс в отношениях с Западом, но при этом Сербия не перейдет в антироссийский лагерь, который сейчас усиленно создается в Европе руками Вашингтона. Сиюминутно сербов в сторону Запада не переориентировать. Вспомните историю с Германией, Югославией и Антикоминтерновским пактом, когда Югославия вошла в этот блок, а потом сразу же произошел госпереворот, в результате которого к власти пришли люди, которые отказались от союза с Германией.

Таким образом, в будущем мы будем наблюдать некое балансирование Сербии между РФ и Западом. Но я не думаю, что эту страну США удастся включить в единый западный фронт для противостоянии с Россией. Кстати, я не уверен, что такой фронт вообще будет создан. Посмотрим, что будет на саммите ЕС 19–20 марта. Насколько я понимаю, намечаются большие разборки между европейскими политиками по поводу санкций, действия Вашингтона и т. д. Я напомню, что глава Евросовета Дональд Туск уже заявил, что Европа пока не готова к усилению санкций против России, так как среди стран-членов ЕС по этому вопросу пока нет единого мнения.

Для России военный нейтралитет Сербии важен в символическом контексте, но очевидно, что в силу обстоятельств и локации Белград рано или поздно станет частью Евросоюза и свою нейтральность утратит. Так считает политический аналитик Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.

Сербия не будет стремиться в НАТО и сохранит нейтралитет в военной сфере. Об этом заявил президент Сербии Александр Вучич на встрече с Владимиром Путиным.

"Сербия как независимое и свободное государство будет сохранять военный нейтралитет и, я думаю, что Сербия сегодня является единственной страной на Западных Балканах с таким определением", - сказал сербский лидер, выразив благодарность России за поддержку ее интересов в условиях, когда Белград сталкивается с провокациями.

"Мне надо выразить огромную признательность вам лично, уважаемый господин президент, за твердую позицию, которую вы занимаете в защиту международного права и жизненно важных национальных и государственных интересов Республики Сербия", - сказал Вучич Путину.

Беседу президент Сербии вел на русском языке, и начал со слов "Уважаемый господин президент, дорогой друг Владимир Владимирович".

"Еще раз благодарю вас за все, что вы делаете в пользу Сербии, и хотел бы пригласить вас посетить Белград в ближайшее время", - сказал сербский лидер.

Дорогой неизбежной евроинтеграции

Для России нейтралитет Сербии важен в символическом контексте - что остается страна в регионе, с которой Москву связывают узы дружбы и взаимной поддержки, говорит Станислав Бышок.

"Действительно, сегодня в Сербии нет политиков, которые бы говорили о возможности членства в НАТО. С другой стороны, ориентация на Европейский союз, хоть и не проговаривается, очевидна, и причины здесь чисто территориальные. Если вы окружены странами, которые в Евросоюзе или в НАТО или туда стремятся, а Россия все-таки не сосед, другого пути как евроинтеграции, не остается", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Несерьезное подспорье для НАТО

Питать иллюзии насчет политического нейтралитета Белграда в случае членства страны в ЕС, вряд ли стоит.

"Понятно, что когда Сербия станет частью Евросоюза, она будет менее нейтральной, чем сейчас. Мне трудно себе представить, чтобы Сербия в ходе некоего гипотетического голосования, например, по вопросу антироссийских санкций, окажется единственной страной и проголосует иначе, чем другие", - пояснил Станислав Бышок.

Что до членства НАТО, Россия не рассматривает Сербию как зону дислокации военных баз, так же как и Альянс не планирует форсировать такого рода действия со своей стороны. Но даже если предположить, что Сербия войдет в ряды НАТО, станет ли она для Альянса серьезным подспорьем? Нет, не станет, уверен эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Вопрос Косово

"Ситуация на Западных Балканах - очень сложная, и Сербия, как государство, сталкивается с многочисленными провокациями на ежедневном уровне, и независимо от нашего стремления достичь компромисса и поддерживать мир и стабильность, мы очень далеки от любого решения вопроса Косово и Метохии", - говорил на встрече с Владимиром Путиным Александр Вучич.

Для Сербии, для сербской ментальности важна дружба с Россией и выступление за сербское Косово, отмечает Станислав Бышок. Даже если Россия находится далеко и дружба с ней является символической, о ней все равно будет говорить. Что до Косово, несмотря на то, что нет оснований предполагать, что эта территория вернется в состав Сербии, если кто-то скажет в самой Сербии иначе, того "линчуют", говорит Бышок.

"Эту историю невозможно как-то решить. С одной стороны, нельзя себе представить, что кто-то из сербских политиков скажет - ладно, давайте Косово отпустим, с другой, что косовское большинство, которое составляют албанцы, когда-то проголосует за возвращение в Сербию", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Оборонная политика Сербии основана на «военном нейтралитете и самостоятельном выстраивании обороны, а также на сотрудничестве с другими странами и международными организациями в соответствии с собственными интересами, потребностями и принципами», как сказано в одном из официальных изложений сербской позиции «на линии огня». Согласно нынешней концепции, внешняя политика Сербии и, конечно, сотрудничество в сфере обороны в основном ориентированы на США, Китай, Российскую Федерацию и ЕС как ведущие мировые силы. В отношении НАТО оборонная политика важной целью признает развитие сотрудничества в рамках программы «Партнерство во имя мира» для достижения стандартов в области безопасности, необходимых для интеграции с ЕС. На практике в сфере обороны выстраиваются гибкие отношения со странами-партнерами, поэтому, например, заявленные «на бумаге» связи с Китаем развиваются по восходящей, но они очень ограничены. Они буквально символические из-за географической удаленности двух стран и отсутствия реальной потребности в таких мероприятиях, как тактические учения.

Что касается отношений с НАТО и Российской Федерацией, учения превратились в основной и очевидный для всех инструмент развития военного сотрудничества.

Если вникнуть в символическое послание, транслируемое двумя учениями десантных подразделений, то становится ясно: Сербия дает понять, что хочет поддерживать партнерские отношения. Поэтому 17 июня 2017 года десантники Армии Сербии участвовали в учениях «Славянское братство 2017» с российскими и белорусскими десантными подразделениями на белорусском полигоне под Брестом.

В ноябре 2017 года десантники США и Армии Сербии спрыгнули с американских самолетов и приземлились на десантной площадке аэродрома Лисичий Ярак. Этим завершились учения под политически «корректным» названием «Зима 2017» для Армии Сербии и символическим названием «Двойной орел» для американских десантников. Если сравнивать эти учения, то «Славянское братство» было сложным тренингом, в котором участвовали более 400 белорусов, более 300 россиян и 50 сербов. Все они отрабатывали действия против вооруженных формирований. Десантники применяли пехотное оружие и военную технику — в отличие от «Зимы», которая была демонстрацией искусства десантирования 120 служащих Армии Сербии и 96 представителей американских вооруженных сил.

Желание официального Белграда подтвердить военный нейтралитет учениями с обеими державами не повлияло на критиков. Особенно негативно оценивают сербско-российские учения политики ЕС. С другой стороны, после учений «Зима 2017» два крупнейших мировых агентства АР и Reuters очень схоже передали реакцию Москвы, которая осталась недовольна в связи с возможным расширением НАТО на Балканах.

Те страны балканского региона, которые уже приняли решение выстраивать модель безопасности в качестве членов НАТО и вошли в его состав как полноправные члены, открыто критикуют позицию Сербии и связывают, преувеличивая, развитие ее сотрудничества с Российской Федерацией с созданием потенциального инструмента российской «жесткой силы».

Совместные учения военнослужащих Армии Сербии с российскими коллегами вызывают вопросы, в отличие от маневров со странами НАТО, которые регулярно проводятся с 2006 года (тогда Сербия включилась в программу «Партнерство ради мира»). Прежде военное сотрудничество России и Сербии сводилось только к обмену офицерскими кадрами для прохождения тренингов и обмена опытом.

Первым совместным масштабным мероприятием стали учения «Срем-2014», которые прошли в Сербии в 2014 году. Первоначально планировалось, что на них будет отрабатываться противодействие террористам, однако на фоне новой международной обстановки, сложившейся после начала украинского кризиса, россияне продемонстрировали свой потенциал стратегических маневров с привлечением хорошо подготовленных сил. С шести четырехмоторных самолетов Ил-76ТД в Сирию десантировалось усиленное подразделение воздушно-десантных войск с девятью боевыми машинами БМД-2. Первоначально договорились о проведении регулярных совместных учений две стороны, но вскоре число их участников возросло до трех, поскольку присоединилась Белоруссия. Поэтому учения получили символическое название «Славянское братство». Первые маневры под этим названием состоялись в 2015 году в России. На учениях «Барс-2016», которые прошли в ноябре 2016 года в Сербии, военнослужащие армии России, Белоруссии и Сербии отработали антитеррористические действия. В 2017 году «Барс-2017» принимали у себя белорусы.

С 2015 года проводятся летно-тактические учения для пилотов МиГ-29 и Ми-8/17 под названием «Барс», которое россияне выбрали из-за политико-пропагандистского значения. Название — это акроним от «Братство авиаторов России и Сербии». Как и в случае десантных маневров, страны принимают у себя учения по очереди: первые состоялись в 2015 году в России, а в 2016 году — в Сербии. В 2017 году эти учения вновь провела у себя Россия.

Еще один постоянный вид взаимодействия — это участие Армии Сербии в армейских играх в России, куда танкисты ездят с 2014 года. В 2016 году на играх соревновались также военнослужащие подразделений ПВО и специалисты по понтонной переправе. В 2017 году участие в российских Армейских играх приняли и сербские повара. Итак, в 2017 году российско-сербские военные мероприятия из числа ежегодных состоялись три раза. Кроме того, 70 сербских военнослужащих 37-го механизированного батальона поучаствовали в учениях в России, войдя в состав российского механизированного батальона.

Что касается взаимодействия с НАТО и двустороннего сотрудничества с его членами, Армия Сербии участвует в десятках учений, и для перечисления всех видов сотрудничества потребовалось бы немало времени.

Вообще, Сербия регулярно участвует в учениях регионального формата, а также в учениях, которыми НАТО реагирует на нынешний кризис на востоке. Летом 2017 года подразделения Армии Сербии участвовали в подобных маневрах в Венгрии, Румынии и Болгарии. Также Сербия плодотворно сотрудничает с отдельными странами-членами альянса. С Венгрией Сербия взаимодействует в обучении служащих речного флота (у них обеих на вооружении одинаковые речные суда, построенные в Белграде), специалистов по понтонной переправе и пехотинцев. Совместно с румынами Сербия провела учения дежурных сил для отработки контроля и надзора за воздушным пространством, включая перехват истребителей. На полигоне Шабла в Болгарии состоялись маневры с привлечением ракетных подразделений ПВО Армии Сербии и так далее.

Примером сложности политической подоплеки учений являются маневры, проведенные в Шабле в июле 2017 года, когда с билатерального уровня маневры впервые были расширены за счет американских и украинских сил. Правда, в официальных сообщениях Министерства обороны Сербии умолчали о том, кто именно присутствовал на полигоне Шабла, однако в профессиональных кругах отмечалось, что сербы отрабатывали задачи бок о бок с украинцами как на этих учениях, так и на еще одних маневрах НАТО на болгарском полигоне Ново Село в августе 2017 года. В тех учениях принял участие целый ряд членов НАТО и программы «Партнерство во имя мира».

Особый вид сотрудничества Армии Сербии с НАТО касается применения Концепции оперативного потенциала (Operational Capabilities Concept), модели проверки подготовленности подразделений НАТО и его союзников, которые потенциально могут участвовать в операциях альянса.

В ходе сложной процедуры проверки в рамках Концепции заявленные подразделения оснащаются и обучаются согласно четко установленным требованиям НАТО, а также проходят проверку подготовленности в течение четырех лет, главная роль в которой отводится офицерам НАТО. Все виды взаимодействия с НАТО входят в Индивидуальную программу партнерства с НАТО, которая готовится ежегодно, а также согласуются с четырехгодичной программой НАТО по обучению (сейчас реализуется план на 2014-2018 год). Независимо от этих планов устраиваются билатеральные учения.

Отдельной сферой для анализа сотрудничества Армии Сербии с НАТО является поддержка обучения кадров и дотации, позволяющие развивать некоторые новые направления в рамках Армии Сербии. Так, при поддержке США был создан Центр моделирования в Белграде для тренировки с помощью средств имитации, а также Центр обучения сил для участия в многонациональных операциях на базе Юг между Буяновацем и Прешево. В будущем году этот центр получит статус «партнерского», то есть в нем будут проводиться, в том числе, курсы и тренинги для членов НАТО и участников «Партнерства во имя мира». Американцы передали 40 вседорожников HMMWV для центра на базе Юг и предоставили пехотное соединение и технику для инженерного подразделения в рамках Концепции оперативного потенциала.

Одним из видов сотрудничества с НАТО стоит рассматривать и участие Армии Сербии в миссиях ООН, поскольку некоторые сербские соединения включены в более крупные подразделения союза: во временных силах ООН в Ливане силы Армии Сербии входят в состав испанского батальона, а еще один взвод находится в секторе под итальянским руководством. В рамках миссии ООН по поддержанию мира на Кипре взвод Армии Сербии входит в единый батальон со словаками, венграми и украинцами. Кроме того, Сербия углубляет международное сотрудничество, участвуя в миссии ЕС, поскольку лидирующую роль в них играют члены НАТО, а партнерские государства предоставляют лишь ограниченный контингент. В ходе подготовки инженерных подразделений оснащение и обучение ведется при поддержке Америки, которая предоставляется в обмен на участие в одной из многонациональных операций. Также Армия Сербии получила помощь от Дании, Норвегии, Великобритании и так далее.

С восточной стороны к нам поступило шесть истребителей МиГ-29, доставленных из России в Сербию в первое воскресенье октября. Речь идет о сложной договоренности, интересной российским компаниям, которые получат 185 миллионов евро, выделенных для внебюджетной оплаты программы МиГ. Открытым остается вопрос о том, как расценивать эту поставку: как покупку на выгодных условиях или как подарок. Первый «настоящий» подарок большей ценности от Министерства обороны Российской Федерации должен поступить в ближайшее время. В Сербию будут доставлены 30 танков Т-72 и 30 машин БРДМ-2. Единственным подарком, который уже в наших руках, является поставка 10 парашютов Д-10 от ноября 2014 года.

Если говорить о договоренностях исключительно коммерческого характера, то Сербия преимущественно ориентируется на покупки у стран-членов НАТО.

Недавно был реализован договор о покупке девяти вертолетов H145M (шести — для Армии Сербии, и трех — для полиции), а также винтовок FN SCAR-L и другого оружия пехоты. Из России по «коммерческой линии» в июне 2016 года в Сербию поступили два транспортных вертолета Ми-17В-5.

Анализ сотрудничества с НАТО и с Российской Федерацией показывает, что сотрудничество с НАТО значительно более комплексное и глубокое, поскольку включает разные виды взаимодействия в сфере обучения, оснащения и участия в международных мероприятиях.

Однако если верить сербским СМИ, то картина получается совершенно иная. Медиа-сообщество сосредоточено на развитии отношений с Российской Федерацией, и ряд популярных у читателей газет ежедневно формируют представление о том, что Сербия полностью полагается на Россию, поставляющую большое количество вооружений на выгодных условиях.

Подпишитесь на нас


Через 16 лет после натовских бомбардировок Югославии Белград установил тесные связи с бывшим «агрессором». Многие наблюдатели сомневаются, что Сербии в итоге удастся сохранить свой нейтральный статус.

В эти дни в Сербии вспоминают жертв воздушной операции НАТО, которая обернулась для Белграда многомиллиардным ущербом и окончательной утратой контроля над краем Косово, а это пятая часть территории страны. Памятные мероприятия с участием известных политиков, как всегда, прошли на фоне споров о сближении с альянсом.

За последние годы Сербия, к удивлению многих, выстроила максимально тесные связи с бывшим «агрессором». Это сотрудничество вписывается в политику восстановления отношений с Западом, которую Белград проводит с момента крушения режима Слободана Милошевича в 2000 году. Сегодня основными проводниками этой политики являются бывшие союзники самого Милошевича – его товарищ по партии, социалист Ивица Дачич, который в нынешнем правительстве занимает пост министра иностранных дел, а также премьер-министр Александар Вучич и президент Томислав Николич - в прошлом известные радикалы.


«НАТО нам необходимо как союзник, который оберегает наш народ в Косово и Метохии», - объявил вчера премьер Сербии Александр Вучич. Так он прокомментировал ратифицированное накануне Скупщиной (парламентом) соглашение о сотрудничестве с НАТО, добавив, что не видит в нём ничего дурного.

Соглашение выводит взаимодействие между Белградом и альянсом на новый уровень. Натовцы получают свободу передвижения по территории Сербии, доступ ко всем объектам, а главное - дипломатический иммунитет. Имущество альянса и его представителей освобождается от всех налогов и таможенных платежей. Предусматривает документ и взаимный обмен конфиденциальной информацией. (news.mail.ru)

Невзирая на трагические события 16-летней давности, Сербия вынуждена поддерживать тесные отношения с НАТО. Это связано в первую очередь с продолжающейся миротворческой операцией в Косово, где проживает 10-процентное сербское меньшинство. Отказ Белграда от взаимодействия осложнил бы реализацию западного сценария урегулирования косовской проблемы и заблокировал бы продвижение Сербии в ЕС. А членство в Евросоюзе является главной внешнеполитической целью сербских властей.

Агрессия в цифрах

Сербия, причастная ко всем конфликтам на пространстве бывшей Югославии (словенскому, хорватскому, боснийскому и косовскому), 24 марта 1999 года стала мишенью для стран, в сотни раз превосходящих её по военной мощи. Итог такой кампании для государства с ослабленной экономикой, находившегося с начала 1990-х годов в изоляции, и, по сути, не имевшего союзников, мог быть только плачевным.

Милошевич, с лёгкостью пускавшийся в военные авантюры и соперничество с мировыми державами, похоже, до конца не верил в серьёзность намерений НАТО. Даже допуская возможность бомбардировок, сербский лидер считал, что через несколько дней альянс всё равно отступит. А это лишь укрепит его позиции и поможет обуздать мятежное Косово. Уверенность Милошевичу придавал тот факт, что, невзирая на тяжёлые последствия предыдущих конфликтов, он сохранял в глазах Запада статус ключевого политика, с которым надо обо всём договариваться. Однако Милошевич просчитался: растягивать на годы диалог о правах косовских албанцев США и Европа не пожелали, и на свою силовую операцию в Косово Сербия получила непропорциональный ответ.

Альянс приступил к бомбардировкам после провала переговоров в Рамбуйе и Париже, где от Сербии требовали предоставить албанцам (90% населения Косово) широкую автономию и согласиться на ввод иностранных войск. Причиной бомбардировок Запад назвал гуманитарную катастрофу в мятежной провинции, где 800 тыс. албанцев стали беженцами. Поскольку Совет безопасности ООН не дал разрешения на авиаудары, многие юристы и эксперты называют операцию НАТО агрессией. Сами союзники считают себя миротворцами, официально войну Сербии они не объявляли.

Бомбардировки СРЮ (Сербия и Черногория) продолжались 78 дней. По данным сербских источников, большинство воздушных ударов было нанесено по самим косовским городам - Приштине (374) и Призрену (232), а также Белграду (212). За время бомбардировок погибли, по имеющимся оценкам, от 1200 до 2500 человек, включая 89 детей, а ранения получили 12,5 тыс. человек. Что касается разрушений, то, помимо многочисленных жилых объектов, пострадали 62 моста, 300 школ, больниц и госучреждений. В разные годы ущерб от бомбардировок в Сербии оценивали по-разному - в 30-100 млрд долларов. Точных данных о жертвах и ущербе нет, и все эти цифры остаются предметом политических споров и манипуляций.

Конец воздушной кампании положила посредническая миссия Марти Ахтисаари (Финляндия) и Виктора Черномырдина (Россия), в результате которой Милошевич согласился вывести из Косово свои силы. После принятия резолюции СБ ООН 1244 от 10 июня 1999 г. Белград утратил контроль над своей южной провинцией, передав все полномочия администрации ООН и войскам КФОР под командованием НАТО (на момент ввода контингент насчитывал 40 тыс. солдат, сейчас – около 5 тыс.).

По данным Управления ООН по делам беженцев, после ввода иностранных войск Косово покинули 230 тыс. сербов и цыган (200 тыс. по-прежнему находятся за пределами Косово), и в то же время в свои дома вернулись 800 тыс. албанцев. По сербским данным, с момента иностранного вторжения в Косово было похищено 1500 граждан не албанской национальности. В целом за время косовского конфликта (1998-1999 гг.) погибли около 10 тыс. человек, в основном албанцы.

Высшая степень сотрудничества

За 16 лет на Балканах многое изменилось. Республики бывшей Югославии - участницы недавних межэтнических конфликтов - заняты восстановлением разрушенной экономики и разорванных связей. Одни страны уже вступили в ЕС и НАТО (Словения и Хорватия), для других процесс евроатлантической интеграции принял необратимый характер. Власти Сербии и Косово, провозгласившего в 2008 году независимость, в последние годы приступили к нормализации отношений. И хотя в некоторых кругах о Сербии всё ещё говорят как о виновнике всех проблем в регионе, в целом на Западе её воспринимают как страну-партнёра, чья политическая элита открыта для сотрудничества.

Естественно, что восстановление связей с Западом, начавшееся в 2000 году, подразумевало и постепенное сближение Сербии с НАТО - одним из самых влиятельных игроков на Балканах. К взаимодействию с бывшим «агрессором» обязывало, прежде всего, присутствие в Косово сил КФОР, которые, согласно их мандату, отвечают и за безопасность сербского меньшинства. Власти Сербии сегодня воспринимают КФОР как гаранта «брюссельских соглашений» 2013 года о нормализации отношений между Белградом и Приштиной. Белград заявляет, что располагает гарантиями НАТО, что силы безопасности Косово не вторгнутся в северную часть края, населённую сербами.

В этом году отношения Сербии с Североатлантическим союзом достигли своей наивысшей точки: Белград получил Индивидуальный план партнёрства (IPAP, individual partnership action plan). Этот формат взаимодействия со странами, не входящими в альянс, предусматривает союзнические отношения и стратегическое военное сотрудничество. Страны, имеющие такой план действий (помимо Сербии, это Черногория, Босния и Герцеговина, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан и Молдавия), считаются основными партнёрами НАТО вне этой организации и имеют определённые гарантии безопасности.

Власти Сербии подчёркивают, что вопрос о вступлении в НАТО не стоит на повестке дня. Как заявил на днях министр иностранных дел Ивица Дачич, Сербия сохраняет военный нейтралитет и не собирается вступать в НАТО, однако она заинтересована в мире и добрососедских отношениях в регионе. «Это соглашение (IPAP) следует рассматривать не как приближение к членству, а как результат развития наших хороших отношений». Министр пояснил, что Индивидуальный план открывает возможность сотрудничества в области науки, дипломатии, участия в международных операциях по поддержанию мира, а также в области спасения людей в случае стихийных бедствий. По словам Дачича, нельзя изменить то, что произошло 16 лет назад, когда НАТО бомбила Сербию, но это не должно быть препятствием для налаживания партнёрских связей в будущем.

Между тем, противники сближения с альянсом сомневаются, что отношения Сербии и НАТО ограничатся лишь указанными темами. На самом деле, считают они, в последние годы проводится политика постепенного втягивания Сербии в НАТО. С одной стороны, формально остаётся в силе декларация о военном нейтралитете, что исключает членство в каких-либо военных союзах, с другой - Сербия присоединяется к соглашениям и программам, которые предполагают применение стандартов НАТО и обессмысливают её нейтралитет. Таким образом, некоторые эксперты полагают, что на самом деле готовится почва для отказа от нейтрального статуса.

Как бы там ни было, в вопросах военного сотрудничества власти Сербии пока стараются балансировать между НАТО и Россией. Так, в конце прошлого года состоялись российско-сербские совместные учения SREM-2014. В ходе манёвров, проходивших с 6 по 16 ноября, отрабатывалось проведение специальной операции по уничтожению базы условных незаконных формирований и освобождению заложников. Сближаясь с НАТО, Сербия одновременно сохраняет и статус наблюдателя в ОДКБ.

США хотят видеть Сербию в НАТО, а Россия - нет

НАТО выступает за дальнейшее развитие отношений с Сербией, при этом в альянсе уверяют, что не собираются влиять на решение Белграда по поводу вступления в организацию. Известно, что ключевая страна альянса - США - хотела бы видеть Сербию членом НАТО (как и все оставшиеся балканские государства - Черногорию, Македонию, Боснию и Герцеговину). Власти Сербии заявляют, что США и НАТО не требуют от Белграда отказаться от нейтралитета. При этом известно, что большинство государств НАТО не стремятся к дальнейшему расширению. Очевидно, что вопрос об отношениях с НАТО будет приобретать возрастающее значение по мере приближения Сербии к ЕС, большинство членов которого одновременно входят и в альянс. Многие наблюдатели сомневаются, что Сербии в итоге удастся сохранить свой нейтральный статус.

Россия пока не делала официальных заявлений о присоединении Сербии к IPAP. Однако известно, что Москва ревниво относится к сближению своих партнёров с Североатлантическим альянсом. Она противится расширению НАТО, считая это «ошибкой» и «провокацией». Сербия остается для России главным партнёром на Балканах. Учитывая дипломатическую поддержку, которую Москва оказывала ей все эти годы в вопросе сохранение территориальной целостности, установление тесных связей с НАТО, тем более в период острейшего конфликта Кремля с Западом, может быть воспринято в России очень болезненно.

Примечательно, что ещё пять лет назад Дмитрий Рогозин - в ту пору постпред РФ при НАТО, заявлял, что России придётся признать независимость Косово, если Сербия вступит в альянс, поскольку «у Москвы не останется другого выхода». Дескать, вступить в НАТО, не признав независимость Косово, у Сербии не получится, а у России не будет резона не признавать Косово, коль скоро его признает сама Сербия. Прямолинейность российского постпреда тогда вызвала шок в Белграде, ведь сербские власти не подавали заявку на вступление в НАТО. Нажимая на самую больную точку Сербии, оказавшейся в тяжёлых обстоятельствах по итогам конфликтов 1990-х годов, Москва, видимо, рассчитывала на то, что в Белграде никогда не осмелятся пойти по пути интеграции в НАТО.

Впрочем, не стоит преувеличивать действенность «косовского козыря». Власти Сербии прекрасно осознают потерю Косово, просто пока они не могут признать его независимость, поскольку в обществе всё ещё сильны эмоции из-за утраты «колыбели сербской государственности». В то же время влияние России на Балканах с каждым годом ослабевает из-за ориентации стран бывшей Югославии на Европу. Сокращаются и возможности нажима на Белград, особенно после отказа Москвы в конце прошлого года от строительства выгодного Сербии газопровода «Южный поток».

В любом случае вопрос о вступлении Сербии в НАТО не имеет шансов на положительное решение в обозримом будущем. Две трети населения страны, судя по опросам, выступают против интеграции в альянс. Соответствующий референдум принёс бы негативный результат. А рассмотрение столь важного вопроса без референдума просто исключено. Сербия, при всех её проблемах и недостатках, - демократическая страна. Решение о вступлении (или не вступлении) в НАТО там не будет приниматься кулуарно.

Юлия Петровская,

Вопрос присоединения Сербии к НАТО - второстепенный по сравнению с фактическим влиянием Альянса и его подчинением Сербии своим военно-политическим целям. Сербия является участницей программы НАТО «Партнерство ради мира», и она уже перешла на высшую стадию сотрудничества с блоком. В рамках программы «Партнерство ради мира» Сербия принимает участие в военных учениях НАТО, в которых отрабатываются боевые действия против вероятного агрессора, под которым НАТО подразумевает Россию. Сербия разрешает использование своей территории, инфраструктуры, военных объектов и коммуникаций для военных нужд Североатлантического альянса. Обо всем этом, а также о том, как в этих условиях действовать России на Балканах, в интервью EADaily подробно рассказала кандидат исторических наук, балканист Анна Филимонова .

Какие прогнозы относительно вступления Сербии в НАТО Вы могли бы дать? Сможет ли Сербия вступить в Евросоюз, сохраняя при этом военный нейтралитет и не присоединяясь к НАТО?

Процесс евроатлантической интеграции, как мы знаем, неразделим. Все страны, за последние два десятилетия вступившие в Евросоюз, являются членами НАТО. И для Сербии здесь исключений никаких быть не может. С одной стороны, мы знаем, что Сербию в НАТО никто не зовет. Это совершенно уверенно говорит и Столтенберг (генсек НАТО Йенс Столтенберг - прим. EADaily ), и сербское руководство.

Действительно, НАТО Сербию в официальное членство не приглашает. Но причины этому совершенно другие, нежели может показаться на первый взгляд. Дело в том, что существует Вашингтонский договор об основании НАТО 1949 года. И в этом основополагающем документе НАТО сказано, что новый член Альянса должен обладать территориальной целостностью, а остальные члены НАТО должны признавать за ним эту самую территориальную целостность. Казалось бы, формальность. Но применительно к Сербии это ключевая вещь. Фактически все члены НАТО признают независимость так называемой Республики Косово, то есть независимость сербского автономного края. И они не могут принять Сербию в свои ряды, потому что в этом случае будут вынуждены признавать территориальную целостность Сербии вопреки самим себе. Это им совершенно не нужно, и делать этого они не собираются в принципе. Поэтому и наводится такая дымовая завеса, убаюкивающая российскую общественность, что Сербию в НАТО никто не приглашает. Вот когда независимость Косова будет оформлена в полной мере, когда Косово получит место в ООН, тогда мы и посмотрим, кто и как будет реагировать на членство Сербии в НАТО.

Но не это главное. Формальное членство Сербии в НАТО- это последний вопрос в сравнении с тем, что происходит на деле. Сербии не нужно вступать в НАТО, потому что НАТО вступила в Сербию. НАТО оккупировала Сербию полностью. Сербия является членом программы «Партнерство ради мира». И это не какая -то формальная программа. Это всеохватывающая, комплексная программа по поглощению страны Альянсом. Всё сближение Сербии с НАТО идет в рамках так называемого сотрудничества по этой программе. Сербская власть за 16 лет после 5 октября 2000 года (так называемая бульдозерная революция в Югославии - прим. EADaily ), когда там произошла «оранжевая революция», идет по пути сближения с НАТО. Борис Тадич (президент Сербии в 2004 по 2012 год - прим. EADaily ) заключил три военно-технических соглашения. Но заключил он их с США, а не с военным блоком НАТО. Нынешняя власть, власть премьера Александра Вучича , заключила договор, о котором Тадич не смел и мечтать. В 2014 году было заключено настоящее соглашение SOFA (англ. Status of forces agreement, SOFA, СОФА - прим. EADaily ), то есть технические протоколы к соглашению СОФА.

Рамочное соглашение SOFA заключил еще Борис Тадич, но Вучич сделал страшную вещь, заключив технические протоколы, без которых рамочное соглашение само по себе ничего не значит. А технические протоколы соглашения SOFA - это возможность для НАТО формировать военные штабы на территории государства, использовать по своему усмотрению все военные объекты - казармы, военные базы, все коммуникации, логистику. То есть, эти соглашения дают полный карт-бланш в использовании страны для своих целей. После их заключения НАТО уже ничего и не нужно.

Следом за этим, с декабря 2015 года НАТО констатирует, что Сербия находится на высшем уровне сотрудничества с альянсом - стадии IPAP (англ. individual partnership action plan- прим. EADaily ). После этого может последовать только стадия MAP - мembership action plan, когда уже вся политико-экономическая жизнь страны приспосабливается к условиям Альянса, и этот процесс уже необратим.

Значит, ни о какой даже относительной нейтральности Сербии говорить сейчас не приходится?

НАТО - это прежде всего военный союз. У него есть европейский фронт. И существует южно-европейское крыло НАТО. И вот в его рамках проходят военные учения, в которых Сербия принимает самое непосредственное участие. Например, такими учениями только за последнее время стали «Весна-2016», «Платиновый волк 16.1», «Морава -2016». В ходе ряда учений активно используется база «Юг». Она находится на юге Сербии. База реконструирована, модернизирована, оснащена вооружением на американские деньги и находится в 400 километрах прямой воздушной границы от Крыма. Характер учений показывает, что именно там отрабатывается. Не нужно быть профессионалом, чтобы не обратить на это внимание. Там активно используются танки. Когда нам говорят, что это антитеррористические учения, возникает вопрос, для чего нужны танки? В борьбе с террористами танки не применяются. Они применяются только против вероятного противника, когда тот прорвал линию обороны, и боевые действия ведутся непосредственно на территории страны. Напомню, что на последней Парламентской ассамблее НАТО, проходившей в Тиране пару недель назад, было вынесено определение, кто является противником НАТО. Это Россия. До этого у них был вероятный противник, а сейчас они уже четко обозначили, что Россия является «агрессором».

Совершенно ясно, что понятия «военная нейтральность» в отношении Сербии не существует в действительности. Этому противоречит не только высший уровень сотрудничества с НАТО. Применительно к Сербии речь идет скорее о фантазиях и благих пожеланиях, которые не имеют под собой никакой силы. Если бы Сербия действительно была нейтральной, то это должно было бы быть отражено на международном уровне. Существует целая процедура в соответствии с Гаагскими конвенциями 1907 года. В современных условиях страна должна подать заявку в соответствующие органы ООН с признанием ее международного статуса как военно-нейтрального или просто нейтрального. Но до тех пор, пока процедура ООН не запущена, пока ООН не признала этого статуса, этого всего не существует. Во внутреннем плане статус военной нейтральности должен был также найти отражение в Стратегии национальной безопасности, в Стратегии национальной обороны и в Военной доктрине Армии Сербии. Но в этих основополагающих документах Сербии нет данного положения. Откуда же взялась эта нейтральность? Дело в том, что термин «военная нейтральность» упомянут в резолюции Скупщины 2007 года по Косову и Метохии. Но это просто одно упоминание в резолюции совершенно по другому вопросу. Это не тот уровень, который нужен для закрепления статуса страны в качестве нейтральной.

Подводя итог, можно отметить, что термин «военная нейтральность» - это просто некая пропагандистская формула, существующая только в общественно-политическом дискурсе. Каждый может вкладывать в него тот смысл, какой он пожелает. В данный момент я могу констатировать, что «военная нейтральность» служит только целям убаюкивания российской стороны. Когда сербская власть говорит, что мы нейтральны, мы думаем, что это статус официальный. А этого на самом деле нет.

Сербская власть, я думаю, слабо понимает, что она этим хочет сказать. Скорее всего, имеется ввиду некое благое пожелание внеблоковой ориентации или соблюдения баланса сил между Россией и Западом. Но в реальности ничего подобного нет. Будь у сербского руководства воля и желание действительно быть нейтральными - это все в их руках. Это элементарная процедура, которую они при желании могли бы провести в своем парламенте в кратчайшие сроки, внеся изменения в соответствующие основополагающие документы.

Как в нынешних условиях будет продвигаться евроинтеграция Сербии?

Здесь перспективы Сербии однозначны - все будет так, как захочет Запад. И в первую очередь Западу нужно членство Косова в ООН. Есть и другие относительно мелкие требования, но прежде всего это. И вопрос в том, насколько сербская власть будет кооперативна по вопросу Косова (а пока она демонстрирует полную кооперативность), насколько она будет готова безоговорочно выполнять требования ЕС. Думаю, потребуется 10-15 лет для вступления Сербии в Евросоюз. Если, конечно, сам Евросоюз продолжит свое существование. В ближайшие пять лет вступление в ЕС совершенно исключено. От Сербии будут требовать все больших и больших уступок. И если сербская власть выполнит все, то территория страны будет сведена в докумановские границы (в результате битвы под Кумановым, произошедшей в рамках Первой балканской войны (1912 год), сербские войска разгромили армию Османской империи, в результате чего территория Королевства Сербия увеличилась на 39 500 квадратных километров, а население - на 1,5 миллиона - EADaily ). И этот остаток Сербии тогда действительно примут в ЕС.

Как Вы оцениваете политику России в отношении Сербии? Нужно ли изменить подходы к ней?

Наше руководство нашло для себя следующий рецепт - несмотря ни на что работать с той властью, которая есть. Предлагать выгодные кредиты, выгодные экономические проекты в надежде, что Сербию удастся удержать хотя бы на двух стульях, не давая ей скатиться полностью в западное подчинение. Но влияние Запада на сербское правительство и на ключевые общественные институты таково, что сербская власть даже не может взять предлагаемые деньги.

Я думаю, России нужно, приняв во внимание западную модель, идти все же по своему пути буквально капиллярного проникновения - на всех уровнях: от СМИ до образовательных программ. Сербия - относительно маленькая по территории страна. Если Россия откроет два-три университета в крупных городах, ей это ничего не будет стоить, а студенты пойдут туда валом. В главном - в ментальном плане - часть народа будет уходить из-под влияния Запада. Здесь надо работать очень серьезно, работать со всеми - политическими партиями, организациями, студентами. Если не поскупиться и идти по этому пути (СМИ, образование, спорт - вплоть до военных учений и поставок современного вооружения), здесь можно еще на что-то надеяться. Делать ставку только на власть, которая подвергается шантажу, угрозам и находится в полном подчинении у Запада - скорее всего путь провальный. Такая власть просто не посмеет сделать ничего, что поставит под угрозу западный проект, а Запад этого не прощает.