Известно несколько достаточно универсальных принципов управления конфликтами. К ним относятся прежде всего следующие принципы:
1. институциализация конфликта , т.е. установление норм и процедур урегулирования или разрешения конфликта. Обычно институциализация включает:
- запрет на применение насильственных средств;
- ограничение количества участников и сфер проявления конфликта;
- принятие всеми сторонами определенных правил разрешения конфликта — организационных и(или) этических норм, четких договоренностей и т.д.;
- контроль со стороны третьих лиц (государственных органов, арбитров и т.п.);
2. легитимация процедуры разрешения конфликта , т.е. признание всеми его сторонами правомерности и справедливости определенного порядка действий по разрешению спора даже в том случае, если установленные процедуры расходятся с некоторыми (устаревшими) правовыми нормами. Легитимация процедур требует их фиксации в специальных документах и широкого ознакомления с ними всех участников конфликта;
3. структурирование конфликтующих групп , т.е. определение состава участников конфликта, представителей (лидеров) соперничающих групп, различных центров группового влияния и их силу. Важно знать, с кем можно вести работу по разрешению конфликта, договариваться и заключать соответствующие соглашения. Неструктурированные, аморфные группы носителей конфликтных интересов более опасны, поскольку они менее управляемы и склонны к непредсказуемым разрушительным действиям;
4. редукция конфликта , т.е. его последовательное ослабление путем перевода на более мягкий уровень противоборства или противостояния.
Можно выделить две взаимосвязанные линии (два поля) редукции конфликта в зависимости, во-первых, от характера восприятия оппонента, во-вторых, от характера соперничества.
Первая линия предполагает последовательное продвижение в восприятии образа оппонента по следующим ступеням: противник (непримиримая борьба) — соперник (противоборство по определенному вопросу) — сотрудник (временное взаимодействие) — партнер (постоянное сотрудничество) — союзник (помощник в определенной области) — друг .
По второй линии , характеру соперничества, редукция противоборства проходит следующие ступени: война (неограниченный спектр борьбы, применение крайних средств) — насилие (ограниченная сфера крайнего противоборства) — агрессивность (отдельные враждебные действия) — соперничество (конкуренция, состязание по определенным правилам) — враждебность (неприязнь, недружеские отношения) — напряженность (настороженность, ожидание недружественных действий) — спор (идейное противоборство) — несогласие (расхождение мнений) — консенсус (согласие).
Конечно, грани между отдельными ступенями в снижении конфликтной напряженности очень относительны, во многом условны. При управлении конфликтом не обязательно последовательно проходить все указанные этапы. Иногда можно перескочить, например, от агрессивности к спору. В любом случае снижение напряженности повышает шансы на уменьшение разрушительных последствий конфликта и на его более быстрое и безболезненное разрешение.
Правила обращения с конфликтами
Помимо общих принципов управления конфликтами, существует целый ряд более частных правил и рекомендаций по урегулированию или разрешению конфликтов. Эти нередко тесно связанные друг с другом правила обращения с конфликтами таковы:
- рационализация конфликта, снижение его эмоциональной окраски . Иррациональность, неосмысленность поведения всегда затрудняет решение конфликта;
- концентрация внимания не на заявленных позициях (требованиях), а на реальных интересах оппонента. Очень часто официальные заявления сторон лишь камуфлируют их подлинные интересы;
- расширение коммуникаций между сторонами с целью получения достоверной информации и укрепления доверия;
- сегментация, дробление предмета конфликта на многие составляющие. Это позволяет увидеть в позициях сторон точки соприкосновения и найти вопросы, по которым возможны согласие, компромиссы или сотрудничество;
- проведение различия между участником и предметом конфликта. Соперничество по определенным вопросам не должно перерастать в личную вражду и оскорбления;
- относительность соперничества . Противоположную сторону нельзя рассматривать как врага в последней инстанции. Конфликт практически никогда не охватывает весь спектр интересов сторон. У оппонентов есть и общие черты, а часто и общие интересы. Именно на них следует опираться в достижении взаимопонимания и сотрудничества;
- ограничение сферы соперничества . Нельзя затрагивать основные цели и ценности оппонента, допускать расширение областей спора;
- сложный, многосоставный характер соперничающих сторон . Если в конфликте с каждой стороны участвуют более одного человека, то их позиции очень редко полностью совпадают. Дифференцированно подходя к оппоненту, можно ослабить его позицию, найти людей, готовых к сотрудничеству;
- временное (стадийное) ограничение конфликта . Чем раньше остановить процесс развертывания конфликта, тем легче его разрешить, и наоборот, чем дальше зашел конфликт в своем проявлении, тем труднее и дороже его урегулирование;
- расширение временного горизонта конфликта . Как следует из теории игр, наиболее опасные игры характеризуются их узким временным горизонтом. Определение длительной перспективы полного разрешения конфликта, как правило, облегчает его разрешение. Данное правило нашло свое отражение в мудрости героя восточных сказок Ходжи Насреддина, который под угрозой снятия головы пообещал падишаху научить говорить осла за тридцать лет, вполне резонно рассуждая при этом: «За тридцать лет либо осел сдохнет, либо падишах умрет, либо умру я». Достаточно часто по прошествии определенного времени главные причины конфликта либо отпадают, либо утрачивают свою значимость;
- стремление к окончательному решению конфликта менее желательно , чем к мелиоративному (предполагающему постепенное улучшение ситуации) решению его. Это означает, что в большинстве случаев (хотя и не всегда) нельзя действовать по принципу «либо все, либо ничего». При мелиоративном подходе решение конфликта оценивается с точки зрения того, лучше оно или хуже по сравнению с предшествующим состоянием или другими альтернативами;
- конфликты решаются с помощью перемен , а не путем замораживания существующего состояния. При консервации ситуации весьма вероятно, что через некоторое время конфликт вспыхнет снова;
- нежелательность односторонних уступок , ибо сделавшая уступки сторона, как правило, чувствует себя ущемленной и обиженной, что подрывает прочность соглашения;
- при разрешении конфликта важно уважать достоинство проигрывающей стороны или даже дать ей возможность выиграть в престиже в глазах ее сторонников и окружающих. Нельзя загонять противника в угол. Это может вызвать внезапный всплеск его агрессивности, переход конфликта в новую, более опасную плоскость с использованием более разрушительных методов и средств;
- решение конфликта должно быть легитимировано культурой , т.е. опираться на ценности, признаваемые всеми сторонами и окружающими. В таком случае будет меньше взаимных обид, и решение будет гораздо прочнее;
- ориентация на многопричинность конфликта и использование разнообразных средств . Данное правило исходит из того, что в основе конфликта часто лежат несколько причин. Но даже если имеется лишь одна причина, то средства ее устранения могут быть разнообразны. Ориентация на многопричинность конфликта и разнообразие инструментов его разрешения полезна еще и потому, что она, нацеливая на поиск многих причин и средств, уменьшает вероятность ошибки;
- арбитраж , включение в процесс разрешения конфликта (коммуникации, подготовку, формулировку и интерпретацию решений, контроль за их реализацией) третьей стороны. Конфликты между двумя сторонами без подключения посредников трудно разрешимы;
- предпочтительность ставки на сотрудничество между взаимозависимыми сторонами ставке на временный выигрыш. Временная победа непрочна и вскоре может обернуться возобновлением борьбы или даже поражением. Устанавливающееся же в ходе сотрудничества доверие — ценный потенциал будущего взаимовыгодного взаимодействия сторон;
- ограничение числа участников урегулирования конфликта представителями (лидерами) соперничающих сторон. Опора исключительно на институт большинства затрудняет нахождение взаимоприемлемых решений и в конечном счете способствует не решению, а обострению конфликтов;
- определение круга возможных альтернатив , допустимых уступок до принятия совместного решения. Без этого каждой из сторон трудно найти компромиссное решение на переговорах;
- определение на ранних стадиях конфликта, а лучше до его возникновения, цены победы и поражения . В глубоких и затяжных конфликтах обычно проигрывают не только побежденные, но и формальные победители, так как цена победы бывает слишком высока. Очень часто трезвый анализ связанных с противоборством затрат сил и ресурсов помогает предотвратить конфликт или остановить его на ранних стадиях;
- результаты урегулирования должны основываться на ясно и четко сформулированном соглашении , допускающем эффективный контроль.
Конечно, все эти и некоторые другие правила и рекомендации не являются универсальными. Их необходимо применять творчески, учитывая все факторы конфликтной ситуации. Однако их хорошее знание расширяет конфликтологический кругозор руководителя, помогает ему находить правильные решения и направлять конфликты в безопасное русло.
Конфликт с клиентом может сильно сказаться на репутации бренда: недовольный покупатель оставит отзыв на сайте, пожалуется в соцсетях, расскажет друзьям. Однако если грамотно решить спор на месте, то количество негатива снижается в 25 раз: из всех плохих отзывов только 4% принадлежит перу тех, чью жалобу «обработали» здесь и сейчас. Мы предлагаем разобраться, какие существуют типы клиентов, какой подход нужен к каждому и каковы правила этой «игры». А бонусом публикуем список стоп-слов, которые ни в коем случае нельзя говорить покупателю.
7 золотых правил поведения в конфликте
Теория продаж учит, что конфликтные ситуации бывают двух типов: конструктивные и деструктивные. Первые возникают, когда есть конкретные претензии: продали бракованный товар или затянули сроки. Просто устраните причину недовольства и предоставьте клиенту бонус, например, скидку на следующую покупку. С деструктивными сложнее: клиент переполнен эмоциями, хамит, уже не помнит суть претензий, а возможно, у него просто плохое настроение. В этом случае нужно задавать наводящие вопросы, чтобы докопаться до причин раздражения.
Выглядит все просто, но на практике этих правил недостаточно для разрешения конфликтных ситуаций с клиентами. Поэтому мы предлагаем еще 7 правил, которые сформулировал Тимур Асланов - бизнес-тренер, опытный руководитель в сфере продаж, автор книги «Альфа-продавцы: спецназ в отделе продаж».
- Реагируйте незамедлительно. Мысль «Если немного подождать, проблема сама рассосется» - самое плохое, что может прийти вам в голову. Решайте проблему сразу, а если нужно время, то узнайте контакты клиента, и как только найдете ответ, сообщите ему об этом.
- Сохраняйте спокойствие. Демонстрация гнева или повышенные тона играют не в вашу пользу: будущие отношения с клиентом окажутся под угрозой, как и ваша репутация.
- Внимательно слушайте без оправданий. Вместо того, чтобы защищаться и искать причины, которые клиента не интересуют, сделайте все, чтобы он понял: вы на его стороне.
- Принесите извинения. Добейтесь расположения к себе и заложите фундамент для конструктивного диалога.
- Предложите пути решения, даже если объективно вины вашей нет. Любое предложение должно быть направлено на устранение причины недовольства.
- Предоставьте компенсацию . Теперь самое время вознаградить терпение клиента комплиментом от компании. Предоставьте ему бонус с wow-эффектом, который перекроет испытанный негатив.
- Относитесь к спору позитивно. Грамотное урегулирование конфликтных ситуаций с клиентами помогает лучше узнавать их потребности. А кроме того, как и любой опыт, учит безошибочно действовать в сложных ситуациях.
Распознать и обезвредить: какие бывают типы проблемных клиентов
Но даже если указанные правила у вас от зубов отскакивают, это не гарантирует «победы» в каждом споре. Дело в том, что все клиенты разные, у каждого свои «заскоки», и к каждому нужен свой подход. Станислав Емельянов, автор учебников по конфликтологии и PR составил типологию конфликтных личностей, а Елена Иванова, бизнесвумен с двадцатипятилетним опытом руководителя, адаптировала ее под бизнес-реалии. Получились рекомендации, как решать конфликты с разными типами клиентов:
- Гневный тип. Вспыльчив и криклив, слышит только себя, на возражения реагирует с еще большей агрессией. Следует как можно чаще подтверждать его правоту в ожидании прекращения вспышки гнева, а после человек будет готов к диалогу.
- Упертый тип. Настаивает на своем мнении, уверен в своей правоте. Спорить с ним бесполезно, лучше спросите, что сделать для перемены его мнения.
- Хам. Самоутверждается за счет унижения продавцов. Игнорируйте грубость, сделайте комплимент и поблагодарите за высказанное мнение.
- Нетерпеливый тип. Постоянно жалуется, торопит и подгоняет. Узнайте, чего он точно хочет и поскорее удовлетворите его потребность. Дайте ему понять, что делаете это только из-за сочувствия к его ситуации.
- Недоверчивый тип. Ставит под сомнение ваши слова, информацию на этикетках, содержание документов. Войдите к нему в доверие, убедите, что вы на его стороне и совместно выработайте решение проблемы.
- Нерешительный тип. Плохо ориентируется в своих желаниях, зато отлично знает, чего не хочет. Предложите ему 5-6 вариантов выхода из ситуации, чтобы он мог выбрать.
Стоп-слова при общении с клиентом
При решении конфликтов с клиентами, независимо от их типа, следите за тем, что и как говорите: некоторые фразы придется исключить из лексикона навсегда, другие перефразировать. Вместе с Леонидом Клименко, автором передачи о телефонных продажах «Это Леонид звонит! » и экспертом по созданию и развитию отделов продаж, мы составили список фраз, которые вам лучше забыть.
Запрещенные фразы:
- «Вы что-то путаете»
- «Это невозможно»
- «Вы не правы!» (даже если клиент действительно не прав)
- «Вам нужно было сделать по-другому»
- «Я тут ни при чем/Это была не моя смена/Виноват наш поставщик»
- «Вы мне врете!»
- «Ничем не могу вам помочь»
- «Читайте наш сайт/каталог/прайс, там все написано»
- «Не нравится - не покупайте. Вас никто не заставляет»
- «На вас на всех не угодишь!»
- «Да, обслуживание клиентов у нас не на высоте»
- «Я не знаю»
- «Вы меня не поняли»
- «Не могу ничего обещать»
- «Вы должны»
- «Вы обязаны»
- «Вы уверены, …?»
- «Вы задаете слишком много вопросов»
- «Я займусь Вами, как только освобожусь»
- «Это не мои проблемы»
- «Надо было раньше …»
- «А что же Вы хотели за такие деньги?»
Использовать с осторожностью, в зависимости от контекста фразы наподобие:
- «Такое часто случается»
- «Вы первый, кто говорит подобные вещи»
- «В таких случая мы всегда так поступаем»
Леонид Клименко, эксперт по построению и развитию отделов продаж:
— Я бы не стал добавлять в этот список откровенно хамские фразы вроде «Не надо на меня кричать», «Какое право вы имеете разговаривать со мной таким тоном?», «Вас много, а я одна», «Жалуйтесь сколько угодно! Меня этим не напугаешь!» - такое встречается слишком редко. Но вдруг кто-то все же так говорит
Перевести диалог в конструктивное русло получится, подобрав более дипломатичные выражения:
Как научить сотрудников «тушить пожар»
Продавцы, менеджеры, администраторы - именно на их долю выпадает работа с конфликтными клиентами. Обучите их поведению в сложной ситуации, и тогда ваше вмешательство сведется к минимуму.
Чтобы сотрудник понимал, как урегулировать конфликт с клиентом, он должен разбираться:
а) в законе «О защите прав потребителей» и знать, что вправе требовать клиент;
б) в ассортименте и особенностях продукта/услуги, чтобы ответить на любой вопрос или парировать необоснованную претензию;
в) в психологии, тогда он не станет принимать недовольство покупателя на свой счет и будет хладнокровно следовать правилам.
Составьте инструкцию с четким алгоритмом: когда с ситуацией нужно справляться самостоятельно, в каких случаях следует прибегать к помощи руководства, а когда - звать охрану.
Можно бесконечно улучшать продукт и повышать уровень сервиса - все равно негативные ситуации будут случаться. Однако теперь вы знаете, как решать конфликтные ситуации с клиентами в свою пользу. А это значит, что очередной спорщик скоро превратится в адвоката бренда.
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
- Рационализация конфликта, снижение его эмоциональной окраски . Неосмысленность поведения затрудняет решение конфликта;
- концентрация внимания на реальных интересах оппонента. Очень часто официальные заявления сторон лишь камуфлируют их подлинные интересы;
- расширение коммуникаций между сторонами с целью получения достоверной информации и укрепления доверия;
- сегментация, дробление предмета конфликта на многие составляющие.
- проведение различия между участником и предметом конфликта . Соперничество по определенным вопросам не должно перерастать в личную вражду и оскорбления;
- относительность соперничества . Конфликт практически никогда не охватывает весь спектр интересов сторон. У оппонентов есть общие интересы. Именно на них следует опираться в достижении взаимопонимания и сотрудничества;
- ограничение сферы соперничества . Нельзя затрагивать основные цели и ценности оппонента, допускать расширение областей спора;
- сложный, многосоставный характер соперничающих сторон . Если в конфликте с каждой стороны участвуют более одного человека, то их позиции очень редко полностью совпадают. Дифференцированно подходя к оппоненту, можно ослабить его позицию, найти людей, готовых к сотрудничеству;
- временное (стадийное) ограничение конфликта . Чем раньше остановить процесс развертывания конфликта, тем легче его разрешить, и наоборот, чем дальше зашел конфликт в своем проявлении, тем труднее и дороже его урегулирование;
- расширение временного горизонта конфликта . Как следует из теории игр, наиболее опасные игры характеризуются их узким временным горизонтом. Определение длительной перспективы полного разрешения конфликта, как правило, облегчает его разрешение. Данное правило нашло свое отражение в мудрости героя восточных сказок Ходжи Насреддина, который под угрозой снятия головы пообещал падишаху научить говорить осла за тридцать лет, вполне резонно рассуждая при этом: «За тридцать лет либо осел сдохнет, либо падишах умрет, либо умру я». Достаточно часто по прошествии определенного времени главные причины конфликта либо отпадают, либо утрачивают свою значимость;
- стремление к окончательному решению конфликта менее желательно, чем к мелиоративному (предполагающему постепенное улучшение ситуации) решению его. Это означает, что в большинстве случаев (хотя и не всегда) нельзя действовать по принципу «либо все, либо ничего». При мелиоративном подходе решение конфликта оценивается с точки зрения того, лучше оно или хуже по сравнению с предшествующим состоянием или другими альтернативами;
- конфликты решаются с помощью перемен , а не путем замораживания существующего состояния. При консервации ситуации весьма вероятно, что через некоторое время конфликт вспыхнет снова;
- нежелательность односторонних уступок , ибо сделавшая уступки сторона, как правило, чувствует себя ущемленной и обиженной, что подрывает прочность соглашения;
- при разрешении конфликта важно уважать достоинство проигрывающей стороны или даже дать ей возможность выиграть в престиже в глазах ее сторонников и окружающих. Нельзя загонять противника в угол. Это может вызвать внезапный всплеск его агрессивности, переход конфликта в новую, более опасную плоскость с использованием более разрушительных методов и средств;
- решение конфликта должно быть легитимировано культурой , т.е. опираться на ценности, признаваемые всеми сторонами и окружающими. В таком случае будет меньше взаимных обид, и решение будет гораздо прочнее;
- ориентация на многопричинность конфликта и использование разнообразных средств. В основе конфликта часто лежат несколько причин. Но даже если имеется лишь одна причина, то средства ее устранения могут быть разнообразны. Ориентация на многопричинность конфликта и разнообразие инструментов его разрешения полезна потому, что она, нацеливая на поиск многих причин и средств, уменьшает вероятность ошибки;
- арбитраж, включение в процесс разрешения конфликта (коммуникации, подготовку, формулировку и интерпретацию решений, контроль за их реализацией) третьей стороны. Конфликты между двумя сторонами без подключения посредников трудно разрешимы;
- предпочтительность ставки на сотрудничество между взаимозависимыми сторонами ставке на временный выигрыш. Временная победа непрочна и вскоре может обернуться возобновлением борьбы или даже поражением. Устанавливающееся же в ходе сотрудничества доверие — ценный потенциал будущего взаимовыгодного взаимодействия сторон;
- ограничение числа участников урегулирования конфликта представителями (лидерами) соперничающих сторон. Опора исключительно на институт большинства затрудняет нахождение взаимоприемлемых решений и в конечном счете способствует не решению, а обострению конфликтов;
- определение круга возможных альтернатив , допустимых уступок до принятия совместного решения. Без этого каждой из сторон трудно найти компромиссное решение на переговорах;
- определение на ранних стадиях конфликта , а лучше до его возникновения, цены победы и поражения. В глубоких и затяжных конфликтах обычно проигрывают не только побежденные, но и формальные победители, так как цена победы бывает слишком высока. Очень часто трезвый анализ связанных с противоборством затрат сил и ресурсов помогает предотвратить конфликт или остановить его на ранних стадиях;
- результаты урегулирования должны основываться на ясно и четко сформулированном соглашении, допускающем эффективный контроль.
Помимо общих принципов управления конфликтами существует целый ряд более частных правил и рекомендаций по урегулированию или разрешению конфликтов. Эти нередко тесно связанные друг с другом правила обращения с конфликтами таковы:
♦ рационализация конфликта, снижение его эмоциональной окраски. Иррациональность, неосмысленность поведения всегда затрудняет решение конфликта;
♦ концентрация внимания не на заявленных позициях (требованиях), а на реальных интересах оппонента. Очень часто официальные заявления сторон лишь камуфлируют их подлинные интересы;
♦ расширение коммуникаций между сторонами с целью получения достоверной информации и укрепления доверия;
♦ сегментация, дробление предмета конфликта на многие составляющие. Это позволяет увидеть в позициях сторон точки соприкосновения и найти вопросы, по которым возможны согласие, компромиссы или сотрудничество;
♦ проведение различия между участником и предметом конфликта. Соперничество по определенным вопросам не должно перерастать в личную вражду и оскорбления;
♦ относительность соперничества. Противоположную сторону нельзя рассматривать как врага в последней инстанции. Конфликт практически никогда не охватывает весь спектр интересов сторон. У оппонентов есть и общие черты, а часто и общие интересы. Именно на них следует опираться в достижении взаимопонимания и сотрудничества;
♦ ограничение сферы соперничества. Нельзя затрагивать основные цели и ценности оппонента, допускать расширение областей спора;
♦ сложный, многосоставный характер соперничающих сторон. Если в конфликте с каждой стороны участвуют более чем по одному человеку, то их позиции очень редко полностью совпадают. Дифференцированно подходя к оппоненту, можно ослабить его позицию, найти людей, готовых к сотрудничеству;
♦ временное (стадийное) ограничение конфликта. Чем раньше остановить процесс развертывания конфликта, тем легче его разрешить, и наоборот, чем дальше зашел конфликт в своем проявлении, тем труднее и дороже его урегулирование;
♦ расширение временного горизонта конфликта. Как следует из теории игр, наиболее опасные игры характеризуются их узким временным горизонтом. Определение длительной перспективы полного разрешения конфликта, как правило, облегчает его разрешение. Данное правило нашло свое отражение в мудрости героя восточных сказок Ходжи Насреддина, который под угрозой снятия головы пообещал падишаху научить говорить осла за 30 лет, вполне резонно рассуждая при этом: «За тридцать лет либо осел сдохнет, либо падишах умрет, либо умру я». Достаточно часто по прошествии определенного времени главные причины конфликта либо отпадают, либо утрачивают свою значимость;
♦ стремление к окончательному решению конфликта менее желательно, чем к мелиоративному (предполагающему постепенное улучшение ситуации) решению его. Это означает, что в большинстве случаев (хотя и не всегда) нельзя действовать по принципу «либо все, либо ничего». При мелиоративном подходе решение конфликта оценивается с точки зрения того, лучше оно или хуже по сравнению с предшествующим состоянием или другими альтернативами;
♦ конфликты решаются с помощью перемен, а не путем замораживания существующего состояния. При консервации ситуации весьма вероятно, что через некоторое время конфликт вспыхнет снова;
♦ нежелательность односторонних уступок, ибо сделавшая уступки сторона, как правило, чувствует себя ущемленной и обиженной, что подрывает прочность соглашения;
♦ при разрешении конфликта важно уважать достоинство проигрывающей стороны или даже дать ей возможность выиграть в престиже в глазах ее сторонников и окружающих. Нельзя загонять противника в угол. Это может вызвать внезапный всплеск его агрессивности, переход конфликта в новую, более опасную плоскость с использованием более разрушительных методов и средств;
♦ решение конфликта должно быть легитимировано культурой, т.е. опираться на ценности, признаваемые всеми сторонами и окружающими. В таком случае будет меньше взаимных обид и решение будет гораздо прочнее;
♦ ориентация на поликаузальность (многопричинность) конфликта и использование разнообразных средств. Данное правило исходит из того, что в основе конфликта часто лежат несколько причин. Но даже если имеется лишь одна причина, то средства ее устранения могут быть разнообразны. Ориентация на поликаузальность конфликта и разнообразие инструментов его разрешения полезна еще и потому, что она, нацеливая на поиск многих причин и средств, уменьшает вероятность ошибки;
♦ арбитраж, включение в процесс разрешения конфликта (коммуникации, подготовку, формулировку и интерпретацию решений, контроль за их реализацией) третьей стороны. Конфликты между двумя сторонами без подключения посредников трудно разрешимы;
♦ предпочтительность ставки на сотрудничество между взаимозависимыми сторонами ставке на временный выигрыш. Временная победа непрочна и вскоре может обернуться возобновлением борьбы или даже поражением. Устанавливающееся же б ходе сотрудничества доверие - ценный потенциал будущего взаимовыгодного взаимодействия сторон;
♦ ограничение числа участников урегулирования конфликта представителями (лидерами) соперничающих сторон. Опора исключительно на институт большинства затрудняет нахождение взаимоприемлемых решений и в конечном счете способствует не решению, а обострению конфликтов;
♦ определение круга возможных альтернатив допустимых уступок до принятия совместного решения. Без этого каждой из сторон трудно найти компромиссное решение на переговорах;
♦ определение на ранних стадиях конфликта, а лучше до его возникновения, цены победы и поражения. В глубоких и затяжных конфликтах обычно проигрывают не только побежденные, но и формальные победители, так как цена победы бывает слишком высока. Очень часто трезвый анализ связанных с противоборством затрат сил и ресурсов помогает предотвратить конфликт или остановить его на ранних стадиях;
♦ результаты урегулирования должны основываться на ясно и четко сформулированном соглашении, допускающем эффективный контроль.
Конечно, все эти и некоторые другие правила и рекомендации не являются универсальными. Их необходимо применять творчески, учитывая все факторы конфликтной ситуации. Однако их хорошее знание расширяет конфликтологический кругозор руководителя, помогает ему находить правильные решения и направлять конфликты в безопасное русло.
Выполняемые руководителем функции по управлению персоналом не ограничиваются рассмотренными. Они связаны практически со всеми вопросами обеспечения организации сотрудниками и использования персонала: его маркетингом, привлечением на предприятие, оценкой, отбором, обучением, стимулированием, перемещением, карьерой, освобождением, социальным обеспечением, взаимоотношениями с органами трудового коллектива, профсоюзами и т.д. Все эти важные для организации задачи выходят далеко за пределы непосредственного руководства кадрами и осуществляются в первую очередь службами персонала.
В последнее время интернет-пространство и средства массовой информации просто кишат сообщениями о конфликтных ситуациях, спровоцированных сотрудниками охраны торговых предприятий, причем самого различного формата, — от дискаунтеров и магазинов «у дома» — до крупных сетевых гипермаркетов.
Активно обсуждаются случаи конфликтов, которые привели к летальным исходам, как по умышленной вине сотрудников охраны магазинов, так и в результате их тактически неправильных действий.
Естественно, обнародование и обсуждение подобных фактов приводит к резонансу, активно формирующему негативное общественное мнение. И в первую очередь, негатив направлен вовсе не на конкретных сотрудников или частные охранные предприятия, сотрудниками которых они чаще всего являются.
Негатив направлен непосредственно на торговые предприятия, с которыми ассоциируется работа всех сотрудников — как состоящих в штате, так и сотрудников — контрагентов торгового предприятия, оказывающих услуги по договору аутсорсинга или договорам возмездного оказания услуг.
Покупателя, столкнувшегося с хамством сотрудника охраны, дворника, промоутера, мерчандайзера или продавца торговой точки, арендованной на территории торгового предприятия, не интересуют юридические тонкости взаимоотношений между гипермаркетом, который он посетил, и конкретным работником.
Ущерб для торгового предприятия даже от одного-единственного эпизода спровоцированной охранником конфликтной ситуации сложно просчитать в конкретном денежном эквиваленте, однако нет сомнений, что он весьма значителен. Ведя к потере имиджа компании, потере покупательской лояльности, он перечеркивает все мероприятия, направленные на привлечение покупателей, — маркетинговые, в сфере политики ценообразования, повышения уровня клиентского сервиса и т.д.
«Недовольный покупатель уведет десятерых» — это не метафора, это вполне конкретная реальность, напрямую влияющая на товарооборот торгового предприятия. Не говоря уже о резонансных фактах, ставших достоянием общественности. В этом случае пятно ложится не только на конкретный торговый объект, но и в целом на торговую компанию, и убытки становятся на порядок больше.
В связи со сказанным думаю, что нижеприведенные рекомендации о правилах обращения сотрудников охраны с покупателями могут оказаться полезными как для сотрудников частных охранных предприятий, так и для сотрудников собственной службы торгового предприятия.
Более того, представляется разумным сделать их официально-обязательными.
Если работу на постах в торговом предприятии осуществляют сотрудники ЧОП, целесообразно «Правила обращения с покупателями» включить в качестве приложения к договору охраны между соответствующим ЧОП и торговым предприятием.
Если на постах работают сотрудники собственной контрольной службы, входящие в состав торгового предприятия, представляется разумным оформить их в виде Инструкции или корпоративного стандарта, что позволит привлекать сотрудников, нарушивших их, к дисциплинарной ответственности.
Общие положения
Стиль поведения и общения сотрудника охраны с покупателями и посетителями торговых объектов компании должен быть направлен на создание и укрепление имиджа предприятия с высокой культурой обслуживания, обеспечивающим безопасность пребывания людей в торговом центре и соблюдение их прав и свобод.
Вопросы обеспечения безопасности интересов торговой компании не должны противоречить вопросам улучшения сервиса, предлагаемого покупателям, и укрепления партнерских отношений с поставщиками.
Перед сотрудником охраны стоят две основных задачи:
предотвратить потери компании;
не допустить негативного впечатления о компании у законопослушных покупателей и посетителей торгового объекта.
Данные рекомендации призваны дать сотруднику охраны четкое представление, что именно он должен сказать покупателю в той или иной типичной ситуации, а что является недопустимым, так как подрывает имидж торговой компании в глазах покупателей.
Обязанности
При исполнении своих служебных обязанностей, общаясь с покупателями и посетителями, сотрудник охраны должен быть вежлив, тактичен, не оставлять без внимания ни одного человека и обращаться ко всем «на вы».
При обслуживании людей все действия, согласно должностным инструкциям, табеля постам и договорным обязательствам необходимо сопровождать соответствующим продуманным набором фраз и дружелюбным приветливым выражением лица, способствующим формированию хорошего настроения клиентов.
Если покупатель или посетитель обратился к сотруднику охраны с вопросом, просьбой, предложением или претензией, необходимо спокойно выслушать его до конца, не перебивая, поблагодарить за обращение, извиниться за доставленные неудобства или неприятности, разобраться в сложившейся ситуации самостоятельно или с помощью соответствующих должностных лиц, ответить на все вопросы, дать необходимые рекомендации, пообещать разобраться в возникших проблемах и наказать виновных лиц, если таковые будут установлены.
Если клиент требует жалобную книгу, необходимо сразу ее предоставить. Если клиент требует общения с руководством торгового центра, необходимо сообщить об этом соответствующему руководителю.
Общий алгоритм действия в проблемных ситуациях, когда покупатель оказывает содействие:
2. объяснить или выяснить суть проблемы;
или
4. поблагодарить покупателя за сотрудничество (если покупатель идет на встречу).
Если покупатель отказывается выполнить требование,
охранник должен вежливо и корректно сказать: «согласно правилам компании мы, к сожалению, не можем разрешить это сделать».
Если покупатель был задержан по подозрению в хищении:
если выяснилось отсутствие состава преступления: «Примите, пожалуйста, извинения от имени компании»;
если обнаружена вина покупателя, четко и корректно объяснить, какие действия последуют далее. Действовать согласно закону, соответствующим инструкциям и договору.
Общий алгоритм действия в ситуациях, когда покупатель НЕ оказывает содействие и провоцирует конфликт с охранником:
1. вежливо, корректно обратиться к покупателю;
2. объяснить суть проблемы;
3. предложить способы решения проблемы или
обосновать требование с точки зрения выгоды для покупателя (по возможности);
4. выслушать возражения покупателя;
5.корректно, спокойно повторять свое требование (в ответ на любые слова покупателя). Не воспринимать слова покупателя как обращенные на личность охранника.
В конфликтной ситуации запрещается:
вступать в пререкания, переходить на личность покупателя, высказывать свое личное мнение.
На входе в торговый зал
Сотрудник охраны обязан приветствовать всех входящих людей. Для того чтобы добиться от покупателей оставления их ручной клади в камере хранения, охранник может сказать: «Здравствуйте, вы можете воспользоваться услугой камеры хранения и оставить свою сумку на время посещения нашего магазина».
Если покупатель отказывается оставлять свои вещи в камере хранения, мотивируя тем, что в сумке у него деньги, документы, настаивать на оставлении мелкогабаритной сумки (дамская сумочка, барсетка) не стоит, а необходимо предупредить: «Хорошо, можно пройти и с сумкой, но в этом случае, будьте любезны, предъявите содержимое вашей сумки кассиру или охране на выходе из магазина».
Чтобы исключить пронос в магазин взрывного устройства, оружия либо вещей, предметов или продуктов питания, купленных ранее, необходимо всех покупателей предупредить, сказав следующее: «Посмотрите, пожалуйста, в ваши сумочки еще раз, если у вас есть предметы, которые имеются в ассортименте нашего магазина, то их необходимо оставить в камере хранения».
В объемные сумки, из соображений безопасности, желательно охраннику заглянуть самому, но
исключительно с позволения покупателя и не прикасаясь руками к осматриваемой сумке.
Ни в коем случае не допускать какого-либо физического воздействия! Если одновременно в торговый зал заходит несколько покупателей, не стоит обращаться к каждому в отдельности, это может образовать толчею на входе. В этом случае можно обратиться к группе людей либо к тому покупателю, у которого самая объемная сумка, при этом стоит говорить настолько громко, чтобы услышали все остальные.
Осмотр объемных сумок можно объяснить необходимостью обеспечения безопасности покупателей, напомнив им об угрозах террористических актов, при этом сказать: «Вы и остальные покупатели будете чувствовать себя спокойней, если будете уверены, что охрана не допустит проноса в магазин взрывных устройств. Угроза терактов актуальна и для нашего города».
После завершения процедуры с ручной кладью необходимо сказать: «Спасибо, проходите, пожалуйста».
Для того, чтобы убедить покупателя взять тележку для товара, необходимо в этих случаях использовать все свое красноречие, но особо назойливым быть тоже не стоит. Можно сказать: «Для удобства возьмите, пожалуйста, тележку».
При этом тележку необходимо подкатить к покупателю.
В некоторых случаях допустим шутливый тон в общении с покупателями, например, на вопрос: «У вас есть корзины или тележки поменьше?»,
можно сделать вид, что выбираешь тележку поменьше и ответить: «Да, конечно, вот специально для вас самая маленькая тележка».
Как правило, в таких случаях покупатель позитивно оценивает шутку и берет тележку.
Если покупатель по незнанию внутриобъектового режима хочет выйти из торгового зала через вход, ему необходимо вежливо объяснить: «Извините, пожалуйста, но выходить нужно через кассы».
Если покупатель убедительно просит разрешить ему выйти через вход (очень торопится, ему трудно идти вокруг, особенно если это пожилой человек) и при этом у него нет товара, в виде исключения его можно пропустить, сказав: «Хорошо, проходите,пожалуйста, в виде исключения я вас пропущу, но в следующий раз, пожалуйста, придерживайтесь общих правил».
На участке кассовых терминалов(прикассовая зона)
Если покупатель пытается пройти в торговый зал через неработающую кассу, вежливо предупредить: «Извините, пожалуйста, пройти в торговый зал вы можете через предусмотренный для этого входной турникет. К сожалению, правила нашего магазина не разрешают вход в торговый зал через кассовый терминал».
Если покупатель настаивает или покупателем является пожилой человек, инвалид и т.д., в виде исключения, разрешить проход, попросив в следующий раз придерживаться общих правил. Если покупатель забыл купить пакет, сигареты или другой товар, который находится на кассовом боксе, ему можно разрешить пройти.
В случае необходимости проверки кассового чека покупателя сотрудник охраны должен вежливо попросить покупателя: «Будьте добры, позвольте взглянуть на ваш кассовый чек».
При отказе покупателя ни в коем случае не настаивать. В случае предъявления покупателем кассового чека быстро проверив самые важные позиции в чеке (дату, время, дорогой товар, группу одного вида или однотипного товара, наиболее похищаемый товар), необходимо сказать: «Спасибо
, приходите к нам еще».
Если возникает необходимость проверить содержимое сумки покупателя, нужно вежливо попросить: «Извините, не могли бы вы открыть вашу сумку и предъявить содержимое».
Приэтом ни в коем случае не настаивать и избегать любого физического контакта с покупателем или его ручной кладью. Осмотр допускается только с согласия самого покупателя!
После осмотра обязательно нужно еще раз извиниться, поблагодарить за любезность: «Извините, пожалуйста, за беспокойство. Спасибо, приходите к нам еще!».
В любом случае вербального контакта с покупателями на указанном посту необходимо сказать: «До свидания, пожалуйста, приходите к нам еще!».
Если покупатель недоволен фактом проверки кассового чека, необходимо сказать: «Извините, пожалуйста, за эти неудобства, но мы хотим быть уверены, что кассиры не ошиблись и не обсчитали вас случайно».
Если покупатель возмущается фактом осмотра сумок, нужно сказать: «Извините, пожалуйста, но на входе вас, наверняка, предупредили, что если вы не желаете сдавать ручную кладь в камеру хранения, то должны быть готовы к тому, что вам предложат предъявить вашу сумку к осмотру на выходе».
Если покупатель отказывается предъявлять содержимое сумки и в отношении него нет информации о совершении хищения, то настаивать не следует, сказав при этом: «Хорошо, вы можете не показывать сумочку, но я прошу вас в следующий раз все-таки воспользоваться услугой камеры хранения».
На парковке автотранспорта
Во время регулирования движения автотранспорта, обеспечивая правильную парковку, сотруднику охраны необходимо четко знать схему парковки. Подъезжающим водителям, если они затрудняются с выбором места парковки, необходимо указать на свободные места и сказать: «Припаркуйтесь, пожалуйста, здесь».
Если водитель намерен припарковаться в неположенном месте, необходимо подойти к нему и вежливо попросить его припарковаться в разрешенном месте, объясняя это вопросами обеспечения безопасности (пожарной, антитеррора и т.п.), сказав: «Вы знаете, чтобы обеспечить безопасность вам и вашим близким, мы должны оставлять широкие подъезды к магазину, чтобы сюда в случае необходимости могли беспрепятственно проехать машины пожарной охраны, милиции, скорой помощи. Поэтому я прошу вас припарковаться на том свободном месте. Спасибо»,
и четко указать рукой на свободные места. Так же в подобной ситуации можно мотивировать просьбу переставить автомобиль следующим: «Вы поставили свой автомобиль в неудобном для движения других автомобилей месте. Вашу машину могут повредить другие автомобили или задеть покупательские тележки».
Обязательно поблагодарить покупателя, выполнившего просьбу, за содействие. Если факт парковки в неположенном месте остался незамеченным сотрудником охраны, все равно при выходе этого водителя из торгового центра стоит вежливо объяснить ему правила парковки, сказав: «Здравствуйте! Извините, но когда к нам приедете в следующий раз, пожалуйста, припаркуйтесь в ряд с остальными автомобилями».
На остальных постах необходимо действовать и подбирать выражения аналогично вышеуказанным алгоритмам обращения.
Сотруднику охраны в ходе общения с покупателями категорически запрещается
грубить покупателю, оскорблять его, даже если он сам ведет себя некорректно;
делать замечания покупателю, если он не создает угроз безопасности людям и торговому предприятию;
громко разговаривать с покупателем, чтобы он не воспринял это как повышение голоса в его адрес, эмоционально жестикулировать;
обращаться к покупателю «на ты»;
жестом, мимикой или голосом обозначать свое недовольство покупателю;
совершать иные действия, которые могут привести к негативной реакции со стороны покупателя.
Кроме вышеперечисленных стандартных фраз, любое обращение к покупателю необходимо начинать со слов:
«Извините за доставленные неудобства, но…»;
«Мы приносим свои извинения, но, к сожалению, правила нашего торгового центра запрещают (предписывают, предполагают и т.п.)…»;
«Будьте любезны…»;
«Мы обязательно учтем ваши замечания и примем необходимые меры….»;
«Мы благодарны вам за посещение нашего магазина…»;
«Спасибо, что вы ко мне обратились, мы обязательно решим этот вопрос… ».
В заключение рассмотрения настоящего вопроса следует подчеркнуть, что сотрудникам охраны, работающим на торговом объекте любого формата, необходимо совершенствовать свой культурный уровень, развивать способности бесконфликтного общения с покупателями, осваивать вопросы общепринятого этикета отношений между людьми.
Сотрудник охраны должен помнить, что для покупателя посещение торгового центра начинается и заканчивается с общения с ним, и от того, насколько грамотно и культурно это сделает охранник, зависит стабильность и надежность, в том числе, и его личного благосостояния.