Твардовский снега потемнеют синие. «Снега потемнеют синие…» А

Цели: познакомить с биографией поэта, его творчеством; подчеркнуть любовь поэта к родной природе, выразительность и простоту языка, выражающего глубину чувств Твардовского; учить анализу стихотворений, отбору материала, его расположению, использованию

Ход урока:

Личность писателя познается через его творчество, а основополагающим началом личности является отношение человека к тем местам, где он родился и вырос. А.Т. Твардовский пронёс свою любовь к родному краю, к своим истокам через всю жизнь, не забывая о нём ни в годы радости, ни в годину бед и разлук. Образ малой родины зримо присутствует во многих его произведениях.

Чтение статьи учебника стр. 148-149 (отрывок из автобиографии поэта)

Итак, поэт родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области 21(8) июня 1910 года в семье сельского кузнеца, как известно, кузнецы были всегда самыми нужными и уважаемыми людьми на селе. По линии отца предки Твардовского были земледельцами, кузнецами, по линии матери - людьми военными, владели поместьями, разорялись, становились однодворцами. Загорье и Починок, речка Лучеса, Борки – эти названия являются составляющими малой родины Твардовского. Дом, в котором родился поэт, не сохранился до наших дней. Годы репрессий и войны стерли с лица земли Загорье. Осенью 1943 года Твардовский вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии оказался около родного хутора и был потрясен увиденным: «Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на пепелищах. Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе до пятнышка, с которым связано все лучшее, что есть во мне». (Но не всем известно, что хутор погиб не в войну, а значительно раньше, когда семья Твардовских была выселена оттуда в Зауралье.)

Сейчас на этом месте располагается музей «Хутор Загорье».

Твардовский вошёл в историю русской литературы, прежде всего, как автор поэмы «Василий Тёркин» и как редактор журнала «Новый мир». Во время ВОВ был военным корреспондентом. Лауреат множества премий, орденоносец.

Одна из главных тем лирики А.Т. Твардовского – тема «поры/» , которая отмечает вечные законы изменений жизни природы- смену времён года. Познакомимся со стихотворениями Твардовского «Снега потемнеют синие…» «Июль- макушка лета» «На дне моей жизни…»

Чтение стихотворения "Снега потемнеют синие" стр. 151

Беседа по вопросам

1. Какова тема стихотворения?

(природа, весна);

2. Какой приём использует поэт: воды зайдут, прикинутся, ринутся?

Олицетворение

3. Как влияет весна на поэта?

Бодрит, волнует, наполняет жизнью, радует сердце.

4. Назвите художественные средства.

Метафора – недвижная «гладь» – вода; воды «ринутся», земля сонная, трава прошивает листву.

Эпитеты: снега синие, загородных дорог, прозрачный еще лесок, в сырой ночи, сонная земля, талая земля, старая листва, нежно-зеленая ольховая пыльца

Они создают неповторимость художественной картины

Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие…» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

Чтение стихотворения "Июль - макушка лета" стр. 152

1. какова тема стихотворения?

тема природы, лета, которое пошло на убыль.

2. Какие приметы, детали говорят о близком конце лета?

(Об этом узнали из газет, но еще раньше об этом заявили народные приметы, день уменьшился, кукушка перестала куковать (по народному поверью, эта птица перестает куковать, когда зреют хлеба – «подавится колосом», да и конец цветения липы – «считай, что песня спета».)

3. Какое настроение вызывает стихотворение?

Лёгкую грусть, размышление о неотвратимости конца лета, перехода в осень. В каждом времени года - своя прелесть.

4. В текста часто повторяются звуки [a], [э], [и] - присутствует ассонанс. Ассонанс - это повторение гласных звуков в строках стихотворения. Также довольно частотны звуки [л] и [л"], передающие "звонкость" лета и звонкость голосов птиц, животных и людей... Лето - счастливая пора. Созвучие согласных звуков - это аллитерация.

5.Найдите эпитеты

Дневного света, скрытнейшей из примет, прощальный свой привет, липового цвета

6. Найдите метафоры

Убыль света (т.е. световой день становится короче), макушка лета (середина лета)

7. Какую картину мы рисуем перед собой, прослушав стихотворение? середины лета, когда природа живёт пол­ной жизнью

8.Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка») и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет»

Стихотворение «На дне моей жизни…» Твардовский написал, когда ему было 57 лет. Чтение стихотворения «На дне моей жизни…» стр. 153

Беседа по вопросам.

1. В какой период жизни поэта написано оно? (На закате дней.)

(Посидеть на солнышке, «на теплом пенушке». Приближается вечер (закат жизни), прожить свой век – «морока немалая». Сидя перед дальней дорогой, автор хочет подвести итог своей жизни, мысленно «прожить» ее еще раз, понять, что было сделано не так, все ли сделано и хорошо ли, побывал ли он на свете «по случаю» (случайно), чтобы отметиться «галочкой». Автор приходит к выводу: что жизнь он прожил не зря («Нет, все-таки нет, ничего, что случаю…»).)

3. Вывод. Не зря прожита жизнь. Он был и есть лучшим поэтом, искренним, честным; он никогда не кривил душой, помогал людям, рискуя собой; в его поэмах «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью – даль» прослеживается вся жизнь страны, в которой он жил, которой служил и которой отдал силы до «самого донышка».

д/з выучить одно из стихотворений А. Т. Твардовского наизусть

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА No15 г. КРАСНОГОРСКА

Урок по литературе в 7 классе

" А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…» "

Подготовила: Петрова Елена Михайловна

2016-2017 уч. год

Цели: познакомить с биографией поэта, его творчеством; подчеркнуть любовь поэта к родной природе, выразительность и простоту языка, выражающего глубину чувств Твардовского; учить анализу стихотворений, отбору материала, его расположению, использованию

Ход урока:

Личность писателя познается через его творчество, а основополагающим началом личности является отношение человека к тем местам, где он родился и вырос. А.Т. Твардовский пронёс свою любовь к родному краю, к своим истокам через всю жизнь, не забывая о нём ни в годы радости, ни в годину бед и разлук. Образ малой родины зримо присутствует во многих его произведениях.

Чтение статьи учебника стр. 148-149 (отрывок из автобиографии поэта)

Итак, поэт родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области 21(8) июня 1910 года в семье сельского кузнеца, как известно, кузнецы были всегда самыми нужными и уважаемыми людьми на селе. По линии отца предки Твардовского были земледельцами, кузнецами, по линии матери - людьми военными, владели поместьями, разорялись, становились однодворцами. Загорье и Починок, речка Лучеса, Борки – эти названия являются составляющими малой родины Твардовского. Дом, в котором родился поэт, не сохранился до наших дней. Годы репрессий и войны стерли с лица земли Загорье. Осенью 1943 года Твардовский вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии оказался около родного хутора и был потрясен увиденным: «Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на пепелищах. Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе до пятнышка, с которым связано все лучшее, что есть во мне». (Но не всем известно, что хутор погиб не в войну, а значительно раньше, когда семья Твардовских была выселена оттуда в Зауралье.)

Сейчас на этом месте располагается музей «Хутор Загорье».

Твардовский вошёл в историю русской литературы, прежде всего, как автор поэмы «Василий Тёркин» и как редактор журнала «Новый мир». Во время ВОВ был военным корреспондентом. Лауреат множества премий, орденоносец.

Одна из главных тем лирики А.Т. Твардовского – тема «поры / » , которая отмечает вечные законы изменений жизни природы- смену времён года. Познакомимся со стихотворениями Твардовского «Снега потемнеют синие…» «Июль- макушка лета» «На дне моей жизни…»

Чтение стихотворения "Снега потемнеют синие" стр. 151

Беседа по вопросам

  1. Какова тема стихотворения?

(природа, весна);

  1. Какой приём использует поэт: воды зайдут, прикинутся, ринутся?

Олицетворение

  1. Как влияет весна на поэта?

Бодрит, волнует, наполняет жизнью, радует сердце.

  1. Назвите художественные средства.

Метафора – недвижная «гладь» – вода; воды «ринутся», земля сонная, трава прошивает листву.

Эпитеты: снега синие, загородных дорог, прозрачный еще лесок, в сырой ночи, сонная земля, талая земля, старая листва, нежно-зеленая ольховая пыльца

  1. Для чего автор использует данные художественные средства?

Они с оздают неповторимость художественной картины

Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие…» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

Чтение стихотворения "Июль - макушка лета" стр. 152

1. какова тема стихотворения?

тема природы, лета, которое пошло на убыль.

2. Какие приметы, детали говорят о близком конце лета?

(Об этом узнали из газет, но еще раньше об этом заявили народные приметы, день уменьшился, кукушка перестала куковать (по народному поверью, эта птица перестает куковать, когда зреют хлеба – «подавится колосом», да и конец цветения липы – «считай, что песня спета».)

3. Какое настроение вызывает стихотворение?

Лёгкую грусть, размышление о неотвратимости конца лета, перехода в осень. В каждом времени года - своя прелесть.

4. В текста часто повторяются звуки [a], [э], [и] - присутствует ассонанс. Ассонанс - это повторение гласных звуков в строках стихотворения. Также довольно частотны звуки [л] и [л"], передающие "звонкость" лета и звонкость голосов птиц, животных и людей... Лето - счастливая пора. Созвучие согласных звуков - это аллитерация.

5.Найдите эпитеты

Дневного света, скрытнейшей из примет, прощальный свой привет, липового цвета

  1. Найдите метафоры

Убыль света (т.е. световой день становится короче), макушка лета (середина лета)

  1. Какую картину мы рисуем перед собой, прослушав стихотворение?

середины лета, когда природа живёт пол­ной жизнь ю

8.Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка») и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет»

Стихотворение «На дне моей жизни…» Твардовский написал, когда ему было 57 лет. Чтение стихотворения «На дне моей жизни…» стр. 153

Беседа по вопросам.

  1. В какой период жизни поэта написано оно? (На закате дней.)
  2. Каково желание автора?

(Посидеть на солнышке, «на теплом пенушке». Приближается вечер (закат жизни), прожить свой век – «морока немалая». Сидя перед дальней дорогой, автор хочет подвести итог своей жизни, мысленно «прожить» ее еще раз, понять, что было сделано не так, все ли сделано и хорошо ли, побывал ли он на свете «по случаю» (случайно), чтобы отметиться «галочкой». Автор приходит к выводу: что жизнь он прожил не зря («Нет, все-таки нет, ничего, что случаю…»).)

  1. Вывод. Не зря прожита жизнь. Он был и есть лучшим поэтом, искренним, честным; он никогда не кривил душой, помогал людям, рискуя собой; в его поэмах «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью – даль» прослеживается вся жизнь страны, в которой он жил, которой служил и которой отдал силы до «самого донышка».

д/з выучить одно из стихотворений А. Т. Твардовского наизусть


Александр Трифонович Твардовский

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок,

Недвижимой гладью прикинутся
И разом — в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся,
Из русел выбив ручьи.

И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава,

И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца,
Из детских лет донесенная,
Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой.

Весна в творчестве многих поэтов символизирует период обновления и перемен, поэтому ассоциируется с надеждами и мечтами, которым, возможно, никогда и не суждено сбыться. Тем не менее, именно весной человек чувствует себя по-настоящему счастливым, ведь он живет в едином ритме с природой, которая пробуждается от зимнее спячки и набирается сил для очередного жизненного витка.

Твардовский остро чувствует подобные перемены и приветствует их, о чем свидетельствует стихотворение «Снега потемнеют синие…», написанное в 1965 году. Он подмечает каждую мелочь и видит, как «прозрачный еще лесок» заполняется талой водой, которая несет в себе живительную силу. Снег сходит с проселочных дорог, обнажая их черноту. Они, словно вены на руках, соединят между собой поля и луга, леса и деревни. Пройдет совсем немного времени, и по ним весело побегут первые весенние ручьи, благодаря которым «сонная, талая, земля обвянет едва».

Именно в этот момент на жизненном распутье встретится прошлое и будущее , так как в лесах «листву прошивая старую, пойдет строчить трава». Этот удивительно яркий образ не только применим к весенней природе, но и является емкой характеристикой смены человеческих поколений. Точно также, как листва и трава, в какой-то момент жизни встречаются старики и дети. Первые уходят, чтобы уступить место молодым, а вторые лишь делают несмелые шаги навстречу неизведанному, которое их волнует и пугает одновременно. Пройдут годы, и те, кто когда-то давно были детьми, повторят путь своих предков, унося в небытие воспоминания о каждом прожитом дне. Однако пока этого не произошло, есть возможность в полной мере насладиться ольховой пыльцой, которая, как и в детстве, оседает на лице под дуновением теплого весеннего ветерка.

Способность чувствовать точно так же, как и много лет назад, вызывает искреннее изумление у Твардовского, который предполагает, что прошлое и будущее не просто встречаются в определенный момент. Они существуют как бы в параллельных измерениях, поэтому «свежесть поры любой не только была да канула, а есть и будет с тобой». Так же, как весна приходит на смену зиме, юность плавно перетекает в старость . Однако если природа сталкивается с этим явлением регулярно, то человеку пережить это удается лишь однажды. Но когда завершается очередной цикл, есть надежда, что все вернется на круги своя, ведь смерть всегда идет рука об руку с новой жизнью.

Тема весны в творчестве любого поэта связана с обновление. Обновлением мира, человека, его души. Весной в глубинах каждого рождается мечта, стремление к новому, новая любовь.

Почему же Александр Твардовский, будучи уже немолодым человеком в 1965 году обратился к этой теме в своем стихотворении «Снега потемнеют синие»? Что подвигло его, сторонника коллективизации, живопишущего Сталина скачущем на коне, военного корреспондента, прошагавшего ВОВ бок о бок с солдатами и размышлявшего в период оттепели о роли личности в истории, о жизни и смерти, прильнуть к пробуждающемуся лону природы?

В понимании Твардовского весна, это не только романтичное время года, это бесконечный цикл смены старого на новое. В его строках «листву прошивая старую, пойдет строчить трава» мы видим встречу осени, поры увядания, и весны, времени пробуждения. Покуда «темнеют синие снега», являющиеся метафорой сталинского тоталитаризма, ручьи «хрущевской оттепели» разбудят спящий лес. Поэт надеялся, что новое поколение людей, прошив жухлый покров леса, станет тем обновлением, которое выведет Россию на новый виток истории. Он не отрицает связи поколений, не откидывает прошлое, как нельзя изъять из календаря осень и зиму. Они сделали свое дело: опавший лист удобрил землю, снег напоил ее. Старое и новое неразрывны в его произведении, как непрерывна смена стариков и детей.

Словно сам, омолодившись с пришедшей весной, автор со всей искренностью юности восхищается новизной мира, радуется «ольховой пыльце принесенной из детства». В последней строфе стихотворения сквозит легкая грусть – весна жизни человека, его молодость позади. Но, подобно мудрой природе, Твардовский «чует свежесть поры любой». Этой метафорой поэт подводит нас к мысли, что все смертно и бесконечно одновременно, на смену старой придет новая жизнь.

К выразительным средствам стихотворения можно отнести: эпитеты – снега синие, прозрачный еще лесок, сырая ночь, нежно-зеленая ольховая пыльца, недвижимая гладь; метафоры – воды зайдут низинами, недвижимой гладью прикинутся, в поход отовсюду кинутся ручьи, листву прошивая старую, пойдет строчить трава, из детских лет донесенная пыльца, свежесть поры любой

А.Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества.

В стихотворении «Снега потемнеют синие...» перед читателем разворачивается картина уходящей зимы, когда

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок...

Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землёй, с нежной ольховой пыльцой. Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ассоциируется у лирического героя с детскими воспоминаниями. Круговорот в природе вселяет оптимизм:

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой.

Лирический герой наблюдает за изменениями, происходящими в природе. Используемые олицетворения: «снега потемнеют», «воды зайдут низинами», «в поход... ринутся ручьи», «пойдет строчить трава» - делают представленную картину живой, одухотворенной. Поэт употребляет в произведении эпитеты и метафоры, которые создают неповторимость художественной картины: «прозрачный ещё лесок», «в сырой ночи», «из русел выбив ручьи», «листву прошивая старую», «нежно-зеленая ольховая пыльца». Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие...» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

О каком времени года идет речь в данном стихотворении А.Т. Твардовского? (о весне)

С чем у поэта ассоциируется весна? (со звоном ручьев, появляющейся зеленью, с детством)

Какие художественно-выразительные средства используются А.Т. Твардовским в данном стихотворении? (эпитеты, метафоры, олицетворения и др.) Приведите конкретные примеры из текста стихотворения.