Когда умер алишер навои. Алишер Навои (1441—1501)

Навои (Навои Низамаддин Мир Алишер) – известнейший узбекский поэт, государственный деятель, мыслитель. Известно, что он был уроженцем Герата, где в 1441 г. появился на свет в семье Гиясаддина Кичкине, занимавшего чиновнический пост в государстве Тимуридов. Дом отца Навои служил местом встреч людей, имеющих непосредственное отношение к миру искусства, философии. Среди их родственников было немало творческих людей. Так, Мухаммад Али, приходившийся Навои дядей, получил известность как каллиграф и музыкант, Абу Саид, тоже дядя, спешно занимался поэзией.

Сам Навои стал известным поэтом уже в 15-летнем возрасте. Его произведения были написаны на фарси и на тюрки, причем стихосложением на этих языках он владел одинаково превосходно. Ему довелось учиться в трех медресе, находившихся в Герате, Мешхеде и Самарканде. Одним из учителей Навои был человек, который впоследствии стал его соратником и другом – Джами. Судьба свела его и с Хусейном Байкарой, будущим повелителем Хорасана; они вместе учились в Герате. С младых ногтей Алишера Навои воспитывали бок о бок с детьми знатных семей. Его дружеские отношения с наследником престола, завязавшиеся в детские годы, были пронесены и через всю жизнь.

На протяжении 1456-1469 гг. Навои проживал в Самарканде, где проходил обучение в медресе. Когда к власти пришел его друг детства Хусейн, Навои возвратился на родину. В 1469 г. он становится при нем хранителем печати (эта была официальная должность), а в 1472 г. - визирем, получает титул эмира. Находясь на этом посту, Навои многое сделал для того, чтобы в Герате появились новые общежития, медресе, больницы, мосты и дороги. Так, он сам руководил строительством на канале Инджил библиотеки, ханаки, больницы и др. Многие люди искусства обрели в его лице доброго покровителя, помогавшего морально и материально. На его поддержку могли рассчитывать и мыслители. При нем образовался целый кружок просвещенных, ученых, творческих людей.

Будучи по убеждениям гуманистом, противником произвола и деспотизма, Навои вступался за неправедно обиженных, защищал перед султаном простых людей. Боролся он и с казнокрадами, взяточниками и нажил немало недоброжелателей. Тем не менее после ухода в отставку в 1476 г. он остался в числе приближенных к султану; друг детства по-прежнему доверял ему различные важные вопросы.

В 1487 г. поэт был направлен в далекую провинцию Астрабад, которой ему предстояло управлять. Это была почетная ссылка, куда Навои отправился стараниями противников, сумевших добиться охлаждения его отношений с султаном. Видя, что не оправдываются надежды на восстановление единства раздираемого междоусобицами государства, на перемены в политической ситуации, Навои принимает решение уйти со службы и посвятить себя творчеству. Так он и сделал, вернувшись в 1488 г. в родной Герат. У себя на родине великий поэт и скончался в 1501 г.

Навои оставил после себя богатое наследие. Пиком его творческой биографии стало написание т.н. «Пятерицы», которая являлась для восточных поэтов традицией. На протяжении 1483-1485 гг. он выпустил поэмы «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Искандерова стена», «Семь планет», сочиненных в продолжение традиций творчества Низами. Оставил после себя Навои и работы философско-публицистического характера, языковедческие и исторические трактаты. Его литературное творчество сыграло значимую роль для развития туркоязычных национальных литератур. Рукописные сочинения Навои являются достоянием крупнейших мировых библиотек таких стран, как Иран, Турция, Англия, Россия. Его поэмы неоднократно переводились на различные языки. Языковеды проявили столь горячий интерес к его поэзии и к его яркой личности, что появилось навоиведение как отдельная область научных исследований.

Биография из Википедии

Алише́р Навои́ (узб. Alisher Navoiy; уйг. Әлшир Нава"и/ئەلشىر ناۋائى; перс. علیشیر نوایی‎;) (Низамадди́н Мир Алише́р) (9 февраля 1441, Герат - 3 января 1501, там же) - тюркский поэт, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана.

Главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке, на развитие которого оказал заметное влияние; под псевдонимом Фани (бренный) писал на персидском. Его творчество дало мощный стимул развитию литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции литературы на узбекском и уйгурском языках.

В ряде советской и российской историографии Алишер Навои определяется как узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель. По мнению некоторых советских и зарубежных учёных он - уйгур.

Произведения

Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений - сборников стихов (диванов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создаёт вполне оригинальные произведения.

Лирика

«Сокровищница мыслей» - страница поэтического свода Алишера Навои. Манускрипт из библиотеки Сулеймана Великолепного

Лирическое наследие поэта огромно. Известно 3150 его произведений в жанре газели, включенных в диваны на чагатайском языке и фарси.

«Сокровищница мыслей» - поэтический свод, составленный самим поэтом в 1498-1499 годах по хронологическому принципу и включающий четыре дивана, соответствующих четырём периодам жизни поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости» . Стихи относятся к разным лирическим жанрам, среди которых особенно многочисленны газели (более 2600). В диванах присутствуют и стихотворения других жанров - мухаммасы, мусаддасы, местезады, кыты, рубаи и восходящие к тюркскому народному творчеству туюги.

Лирические стихи трудно поддаются датировке, поскольку отклики на известные нам факты жизни поэта в них улавливаются довольно редко, а событийность для них вообще не свойственна. «Сокровищница мыслей» - лирическая исповедь поэта, передающая всю гамму его переживаний. Наряду с внешним любовным планом в них присутствует высший - по-суфийски спиритуализированный и использующий традиционные образы чувственной лирики в метафорическом ключе. При этом оригинальные метафоры Навои переплетаются с традиционными, почерпнутыми им из богатой традиции восточной поэзии.

Любовь для Навои - одновременное высокое, духовное и изысканно-эротическое, земное чувство, которое подчиняет человека себе и лишает его свободы. И, вместе с тем, это не рождает в поэте пессимизма, поскольку Навои понимает любовные страдания как основу духовного возрождения.

Одной из главных своих задач Навои считал развитие литературного чагатайского языка (тюрки). Именно в лирике поэта тюркский стих достиг вершин художественной выразительности: его газели поражают филигранной отделкой деталей, виртуозным соответствием формальным правилам, семантической игрой, свежестью образов, аллегорий и метафор. Благодаря лирике Навои фарси утрачивает статус единственного литературного языка. Некогда Бабур в книге «Бабур-наме» сказал о языке Навои:

Бабур: «Алишербек был человек бесподобный, с тех пор, как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так хорошо»

Поэт составил также так называемый «Диван Фани» - сборник лирических стихов на фарси.

«Сорок хадисов» («Арбаин кирк хадис») - произведение другого типа. Это 40 четверостиший на тюркском языке, написанных на темы хадисов пророка Мухаммеда. Основой сочинения послужило одноимённое сочинение Джами на языке фарси (в сущности, произведение Навои представляет собой вольный перевод).

Свои касыды на персидском языке Навои собрал в два сборника - «Шесть необходимостей» («Ситтаи зарурия») и «Четыре сезона года» («Фусули арбаа») .

«Пятерица»

Вершина творчества Навои - знаменитая «Пятерица» , включающая в себя пять эпических поэм: дидактическую «Смятение праведных» (1483) и сюжетные героические (дастаны) «Лейли и Меджнун» (1484), «Фархад и Ширин» (1484), «Семь планет» (1484), «Стена Искандера» (1485).

«Пятерица» представляет собой «ответ» (назира) на «Пятерицы» Низами Гянджеви и индо-персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви (писал на фарси). Навои воспроизводит сюжеты их сочинений, некоторые формальные особенности, однако зачастую даёт иное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку событий и образов.

«Смятение праведных» - первая поэма цикла, произведение дидактико-философского толка. В ней разрабатываются мотивы поэмы Низами «Сокровищница тайн». Она состоит из 64 глав, в которых затрагиваются вопросы религии, морали и нравственности. В поэме обличаются феодальные распри, жестокость государственных вельмож, произвол беков, лицемерие шейхов. Поэт страстно утверждает идеалы справедливости.

«Лейли и Меджнун» - поэма на сюжет средневековой арабской легенды (разработанной также Низами Гянджеви, Амиром Хосровом, Джами) о печальной любви юного поэта Кайса к красавице Лейли. Пронзительная эмоциональность конфликта и изысканный поэтический язык поэмы сделали её широко популярной у восточного читателя. Поэма оказала большое влияние на литературу Востока и узбекский фольклор.

«Фархад и Ширин» - героико-романтическая поэма на старый сюжет о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует персидский шах Хосров. Сюжет был разработан Низами Гянджеви, однако поэма Навои отличается тем, что автор переакцентировал своё внимание с шаха Хосрова на богатыря Фархада, сделав его идеальным эпическим героем. Это удалось благодаря тому, что Алишер Навои использовал приёмы фольклорной поэтики и традиции народных сказаний (дастанов).

«Семь планет» - поэма, объединяющая общей рамкой семь сказочных новелл. В иносказательной форме поэма критикует окружение Алишера Навои, правителей (Тимуридов), Султан-Хусейна и его придворных.

«Стена Искандера» - последняя поэма цикла, написанная на распространённый полуфантастический сюжет о жизни идеального справедливого правителя-мудреца Искандера (под этим именем на Востоке известен Александр Македонский).

Филологические трактаты

Авторы XV века полагали, что тюркский язык груб для поэзии. Это мнение Алишер Навои опровергает в трактате «Суждение о двух языках» (1499). В нём обосновано культурное и художественное значение чагатайского языка (тюрки). Навои пишет:

Богатство тюркского языка доказано множеством фактов. Выходящие из народной среды талантливые поэты не должны выявлять свои способности на персидском языке. Если они могут творить на обоих языках, то все же очень желательно, чтобы они на своем языке писали стихов побольше». И далее: «Мне кажется, что я утвердил великую истину перед достойными людьми тюркского народа, и они, познав подлинную силу своей речи и её выражений, прекрасные качества своего языка и его слов, избавились от пренебрежительных нападок на их язык и речь со стороны слагающих стихи по-персидски.

Вопросы теории литературы и стихосложения подняты в трактате «Весы размеров» . Теоретические положения и само творчество Алишера Навои оказали огромное воздействие как на развитие узбекской и уйгурской литературы на чагатайском языке, так и на развитие других тюркоязычных литератур (туркменской, азербайджанской, турецкой, татарской).

Исторические сочинения

Алишер Навои - автор биографических и исторических книг: «Пятерица смятенных» (1492) посвящена Джами; антология «Собрание утончённых» (1491-1492) содержит краткие характеристики писателей - современников Навои; «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов» , содержит сведения о легендарных и исторических деятелях Востока, о зороастрийской и коранической мифологии.

Поздние произведения о государстве

На закате жизни Алишер Навои пишет аллегорическую поэму «Язык птиц» («Парламент птиц» или «Симург») (1499) и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец» (1500), посвящённый наилучшему устройству общества. В книге обнаруживается влияние сочинений Юсуфа Баласагуни и «Гулистана» Саади. В книге осуждаются жестокие, невежественные и аморальные правители и утверждается идея централизации власти в руках справедливого просвещённого правителя.Всю свою жизнь Алишер Навои комбинировал литературные деяния с политическими. Будучи человеком высокого положения, он внес значительный вклад в усовершенствование социально-экономической жизни страны; покровительствование науки, искусства, и литературы; всегда пытался установить мир и гармонию.

Посмертное признание

  • Поэт и писатель Бабур высоко ценил творчество Навои и даже пытался вступить с ним в переписку.
  • Сулейман Великолепный высоко ценил творчество Навои и имел в своей библиотеке манускрипты с его произведениями «Сокровищница мыслей», «Пятёрица» и «Спор двух языков».
  • В честь 500-летия Алишера Навои в 1942 году в Советском союзе были напечатаны почтовые марки.
  • Произведения Алишера Навои были включены в учебные программы всех школ и медресе Средней Азии в XVI - начале XX в.
  • В 1941 году узбекский писатель Муса Ташмухамедов написал роман «Алишер Навои».
  • В 1947 году на Ташкентской киностудии был снят фильм «Алишер Навои».
  • В 1966 году в Узбекской ССР отмечалось 525-летие Алишера Навои и связи с этим делегация ученых Академии наук Узбекистана под руководством академика И.М.Муминова посетили Герат, где были собраны материалы, касающиеся А.Навои и было предложено создать музей А.Навои.
  • В 1980-е годы в Узбекистане был снят 10 серийный видеофильм «Алишер Навои».
  • В честь Навои назван город в Узбекистане и область (Навоийская область).
  • В 1970 году в состав Дальневосточного морского пароходства вошло судно, носящее имя Алишера Навои.
  • Имя было присвоено Наманганскому областному узбекскому театру музыкальной драмы и комедии.
  • В Ташкенте есть ГАБТ имени Алишера Навои, проспект Алишера Навои, станция метро «Алишер Навои». В стенах зала станции метро установлены панно из сюжетов «Хамсы» Навои и барельеф Навои.
  • Национальная библиотека Узбекистана носит имя Алишера Навои
  • Государственный музей литературы имени Алишера Навои Академии наук Республики Узбекистан.
  • В СССР имя было присвоено Государственному музею истории народов Узбекистана.
  • Самаркандский государственный университет имени Алишера Навои
  • В честь Навои назван кратер на Меркурии.
  • В мире есть несколько памятников Алишеру Навои: в Москве, Навои, Оше, Ташкенте, Самарканде, Баку, Токио. В планах - установка памятника поэту в Вашингтоне.
  • Именем поэта названа одна из ведущих к горам улиц Алма-Аты. Также в честь поэта названы один из проспектов в Киеве и улицы в Душанбе, Баку и Ашхабаде.
  • Именем Навои названа бывшая улица Тельмана, городской парк и средняя школа в городе Ош.
  • В 1991 году к 550-летию поэта был выпущен советский юбилейный рубль с изображением Алишера Навои.
  • В апреле 2007 года в Вашингтоне состоялась конференция «Алишер Навои и его влияние на культурное развитие народов Центральной Азии».
  • Барельеф в честь Алишера Навои установлен в городе Мазари-Шариф в Северном Афганистане.
  • С 2009 года в Астраханской области проводятся ежегодные культурные мероприятия в честь Алишера Навои.

Галерея

Алишер Навои. Сочинения в 10 томах. - Ташкент: «Фан», 1968-1970. - Т. 1-10. - 3095 с.
  • Навои А. Стихотворения и поэмы. - М., 1965.
  • Навои А. Сочинения. - Т. 1-10. - Ташкент, 1968-70.
  • Навои А. Пять поэм. - М.: Худож. лит., 1972. (БВЛ)
  • Навои А. Избранная лирика. - Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1978.
  • Навои А. Стена Искандера / Пересказ И. Махсумова. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1978.
  • Навои А. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. Камиля Яшена; Сост. и примеч. А. П. Каюмова. - Л.: Сов. писатель, 1983. - 920 с. Тираж 40 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание)
  • Навои А. Возлюбленная сердец. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1983.
  • Навои А. Кн. 1-2. - Ташкент: Изд-во ЦК Компартии Узбекистана, 1983.
  • Навои А. Афоризмы. - Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1985.
  • Навои А. Афоризмы Алишера Навои. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.
  • Навои А. Друга я не нашёл: Газели. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.
  • Навои А. Стена Искандера / Пер. с узб. Н. Айшов. - Алма-Ата: Жазушы, 1989.
  • Навои А. Афоризмы - Aphorisms. - Ташкент: Укитувчи, 1991.
  • Навои А. Зеница ока: [Стихи]. - Ташкент Изд.-полигр. об-ние им. Гафура Гуляма, 1991.
  • Навои А. Язык птиц / Пер. С. Н. Иванов. - 2-е изд. - СПб.: Наука, 2007
  • Об Алишере Навои

    • Абдуллаев В. Навои в Самарканде. - Самарканд, 1941.
    • Бертельс Е. Э. Навои. Опыт творческой биографии. - М. - Л., 1948.
    • Бертельс Е. Э. Избр. труды. Навои и Джами. - М., 1965.
    • Пулявин А. А. Гений в сердцах, 1978.
    • Болдырев А. Н. Персидские переводы «Маджалис ан-Нафаис» Навои // Учёные записки ЛГУ. - Л., 1952. - Сер. 128. - Вып. 3.
    • Захидов В. Мир идей и образов Алишера Навои. - Ташкент, 1961.
    • Свидина Е. Д. Алишер Навои. Биобиблиография (1917-1966). - Ташкент, 1968.
    • Хайитметов А. Творческий метод Навои. - Ташкент, 1965.

    Уже более пяти веков гениальные творения Навои, воспевая идеи гуманизма, мира, высокие человеческие чувства, прочно занимают достойное место в сокровищнице мировой литературы. Неповторимый поэтический мир гениального поэта и мыслителя - это синтез общечеловеческих идей, думы и чаяния о счастье, поэтому не удивительно, что его произведения до сих пор волнуют умы и сердца наших современников. Они стали источником духовной силы, служат нравственным уроком подрастающим поколениям.

    Навои, Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер (9.2.1441, г. Герат, ‒ 3.1.1501, там же), узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель. Родился в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кичкине, дом которого был центром общения людей искусства, в том числе поэтов. Уже к 15 годам Н. стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках (среднеазиатских тюрки и фарси). Учился в Герате, Мешхеде и Самарканде. В 1469 стал хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым вместе учился в медресе. В 1472 был назначен визирем и получил титул эмира. Н. оказывал помощь учёным, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов.

    Убеждённый гуманист, борец против средневекового деспотизма и произвола, Н. обличал злоупотребления вельмож, корыстолюбие взяточников, выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу несправедливо обиженных. Прогрессивные позиции Н. вызвали недовольство при дворе. В 1487 Н. был сослан в отдалённую провинцию Астрабад в качестве правителя. Крах надежд на возможность политического переустройства страны и установления мира в государстве, раздираемом усобицами Тимуридов, вынудили Н. оставить службу. Вернувшись в Герат в 1488, конец жизни провёл в усиленной творческой работе.

    Литературное наследие Н. велико и многогранно: около 30 сборников стихов, крупных поэм, прозаических сочинений и научных трактатов, всесторонне раскрывающих духовную жизнь Средней Азии 15 в. Н. творчески использовал многовековой художественный опыт литературы народов Средней Азии и Ближнего Востока. «Сокровищница мыслей» ‒ свод стихов, собранных и расположенных самим поэтом в 1498‒99 хронографически по четырём сборникам-диванам, соответственно четырём ступеням возраста поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости». В это собрание входят стихи разных лирических жанров, особенно многочисленны газели (более 2600), излюбленный жанр Н., отличавшиеся удивительной цельностью. Поэт оставил также «Диван Фани» ‒ сборник стихов на фарси. Вершина творчества Н. ‒ знаменитая «Пятерица», тема которой была подсказана Джами: «Смятение праведных» (1483), «Лейли и Меджнун» (1484), «Фархад и Ширин» (написана 1484), «Семь планет» (1484), «Искандарова стена» (1485). По устойчивой восточной традиции «Пятерица» Н. явилась «ответом» (назира) на «Пятерицы» Низами Гянджеви и индо-иранского поэта Амира Хосрова Дехлеви, писавшего на фарси. Обратившись к сюжетам их сочинений, восприняв и некоторые формальные особенности, Н. дал совершенно иное идейно-художественное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку образов и событий. «Смятение праведных», первая поэма цикла, состоит из 64 глав и носит философско-публицистический характер, освещая наиболее существенные вопросы тогдашней действительности; в поэме резко обличаются феодальные усобицы и жестокость вельмож, произвол беков, лицемерие и ханжество мусульманских шейхов и законоведов, утверждаются идеалы справедливости. Поэма излагает основные черты мировоззрения Н., его этические и эстетические взгляды. «Лейли и Меджнун» ‒ поэтическая разработка популярного древнеарабского предания о трагической любви юного Кайса к красавице Лейли. Гуманистический пафос, эмоциональная напряжённость конфликта, сила художественного воздействия на читателя были причиной огромного влияния поэмы на многие восточные литературы и узбекский фольклор. «Фархад и Ширин» ‒ героико-романтическая поэма о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует иранский шах Хосров. Поэма отличается от предшествующих произведений, разрабатывавших этот сюжет, тем, что её центральным образом становится не шах Хосров, а Фархад, борец за правду и справедливость, героические поступки которого противопоставлены трусости шаха. Образ Фархада стал нарицательным, воплощая социально-эстетический идеал народа. Н. использовал приёмы фольклорной поэтики, традиции народного героического эпоса. «Семь планет», четвёртая поэма цикла, состоит из семи сказочных новелл, объединённых общей рамкой. Поэма содержит иносказательные намёки, критикующие реальное окружение Н., правителей ‒ Тимуридов, самого Султан-Хусейна, его придворных и др. «Искандарова стена» ‒ заключительная поэма цикла, её герой ‒ идеальный справедливый правитель, высоконравственный мудрец Искандар.

    Книга «Пятерица смятенных» (1492) посвящена Джами. Для изучения истории узбекской и персидско-таджикской литературы, их взаимосвязей имели значение антология «Собрание утончённых» (1491‒92) ‒ краткие характеристики писателей эпохи Н., «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов», содержащие сведения о легендарных и исторических деятелях Средней Азии и Ирана, о зороастрийской и коранической мифологии. Важные вопросы теории литературы, особенно стихосложения, освещены в трактате «Весы размеров». В конце жизни Н. написал аллегорическую поэму «Язык птиц» (1499) и философско-дидактическое сочинение «Возлюбленный сердец» (1500) ‒ о наилучшем устройстве человеческого общества. Известное влияние на книгу Н. оказали сочинения Юсуфа Баласагуни и «Гулистан» Саади. Основная идея книги ‒ осуждение «жестоких, невежественных и развратных царей», стремление установить прочную централизованную власть справедливого правителя во главе благоденствующей страны. Это было мечтой всей жизни поэта. Трагически осознавая невозможность осуществления своих политических идеалов, он тем не менее верил в конечную победу светлого начала. Отсюда оптимизм и жизнеутверждающая сила его творений.

    В литературе того времени было мнение, что язык тюрки груб для поэзии; Н. в трактате «Спор двух языков» (1499) теоретически обосновал культурное и художественное значение староузбекского языка, называемого тюрки. Н. оказал воздействие на развитие не только узбекской литературы, но и на развитие уйгурской, туркменской, азербайджанской, турецкой, татарской и др. тюркоязычных литератур. Мировоззрение и творчество Н. не лишено идейных противоречий, социальных иллюзий. Но пафос творчества Н. в его гуманизме и демократических устремлениях, в утверждении достоинства человека, его права на счастье. Творчество Н. имело большое значение для развития в восточных литературах прогрессивно-романтического творческого метода.

    Яркая фигура Н., художественная сила его поэзии вызвали большой интерес востоковедов. Возникла особая область научных изысканий ‒ навоиведение. Известны работы русских и советских учёных: В. В. Бартольда, Е. Э. Бертельса, А. Шарафутдинова, Айбека, В. Захидова, И. Султанова, А. Н. Болдырева, А. А. Семёнова, А. Ю. Якубовского, Х. Сулеймана, А. Хаитметова, А. Абдугафурова, П. Шамсиева и др. Большая работа проводится в Узбекской ССР по подготовке научных и популярных изданий Н. Его поэмы переведены на многие языки. Рукописи Н. хранятся в крупнейших библиотеках мира.

    Соч.: Асарлар, т. 1‒15, Тошкент, 1963‒1968; в рус. пер. ‒ Стихотворения и поэмы, М., 1965; Соч., т. 1‒10, Таш., 1968‒70.

    Лит.: Бертельс Е. Э., Навои. Опыт творческой биографии, М. ‒ Л., 1948; его же, Избр. труды. Навои и Джами, М., 1965; Болдырев А. Н., Персидские переводы «Маджалис ан-Нафаис» Навои, «Учёные записки ЛГУ», 1952, сер. 128, в. 3; Захидов В., Мир идей и образов Алишера Навои, Таш., 1961; Хайитметов А., Творческий метод Навои, Таш., 1965; Абдугафуров А., Навоий сатираси, кит. 1‒2, Тошкент, 1966‒72; Султон И., Навоийнинг калб дафтари, Тошкент, 1969; Свидина Е. Д., Алишер Навои. Биобиблиография (1917‒1966), Таш., 1968.


    ПОСЛАНИЯ АЛИШЕРА НАВОИ ПОТОМКАМ

    же более пяти веков гениальные творения Навои, воспевая идеи гуманизма, мира, высокие человеческие чувства, прочно занимают достойное место в сокровищнице мировой литературы. Неповторимый поэтический мир гениального поэта и мыслителя - это синтез общечеловеческих идей, думы и чаяния о счастье, поэтому не удивительно, что его произведения до сих пор волнуют умы и сердца наших современников. Они стали источником духовной силы, служат нравственным уроком подрастающим поколениям.

    Известный ученый-навоивед академик АН Узбекистана Азиз Каюмов, много лет посвятивший изучению рукописей поэта, сказал, что свитки, которые когда-то держал в руках сам Навои, давно стали неотъемлемой частью его жизни. И до сих пор он с волнением рассказывает об удивительно глубоких мыслях поэта, передает его заветы молодому поколению.

    Навои находился на государственной службе и сочинял обычно по ночам. Как он пишет, ночь для него была лучшим временем суток. Утром поэтические строки уже переписывали каллиграфы. Настоящее счастье, что рукописи всех 32 произведений Алишера Навои дошли до нас в полном объеме. Причем рукописи, переписанные при жизни поэта в XV веке лучшими дворцовыми каллиграфами той эпохи, которые он держал в руках, делая пометки. Среди них главное произведение - «Хамса» («Пятерица»), состоящее из пяти поэм: «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь странников» и «Искандерова стена» - 51260 стихотворных строк. Две прижизненные рукописи четырех диванов «Сокровищница мыслей», собрание стихотворений и другие произведения, которые стали основой для издания двадцатитомного собрания сочинений поэта на узбекском языке. Они хранятся в Институте востоковедения имени Беруни АН Узбекистана в Ташкенте, - рассказывает академик.

    Чем же притягательны сегодня произведения Алишера Навои?

    По мнению ученых, Навои прежде всего величайший поэт-лирик, воспевающий чувства людей и главное - любовь. Очищающую, облагораживающую, поднимающую человека на высшую ступень интеллекта и культуры. Поэт пишет о чувствах, которые рождаются душевной красотой. В его произведениях нет противопоставления земной и божественной любви. Они составляют единое целое, утверждает он. В поэме «Смятение праведных» Навои пишет: «Божественная любовь подобна солнцу, которое восходит на Востоке. А земная человеческая любовь подобна утреннему рассвету, который порождает восход солнца».

    В трех поэмах - «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун» и «Семь странников» - Навои показал, как всесильна любовь. К примеру, герой «Семи странников» Бахром, полюбивший свою невольницу Дилором, задает себе вопрос: что ему дороже - власть или девушка? А понял, что такое любовь, только
    потеряв ее.

    Даже самый богатый человек, талантливый ученый или преуспевающий чиновник не может быть счастлив без любви, утверждает поэт. О безответной любви, страданиях Навои знал не понаслышке. Он сам остался на всю жизнь верен однажды пронзившему его сердце чувству. По совету своего учителя Джами душевные переживания, а также возвышенный образ возлюбленной он отобразил в поэме «Фархад и Ширин».

    Ширин пишет Фархаду:

    О, если бы судьба, чье ремесло -
    Творить насилье, сеять в мире зло,

    Моей горячей тронута мольбой
    Не разлучила бы меня с тобой!

    Была бы я и спутница и друг,
    Всегда бы услаждала твой досуг;

    Как солнце озаряла бы твой день,
    Была бы ночью при тебе, как тень.

    Вонзилась бы тебе в ступню игла, -
    Ресницами б своими извлекла…

    Письмо Фархада к Ширин:

    Любовь, ты снова душу мне разлуки молнией сожгла,
    Ты превратила тело в прах и пепел к небу подняла.

    Но искры этого огня ты звездами не называй,
    Они, вставая до небес, спалили ангелов дотла…

    Поклоны у твоих дверей кладет, как прежде, Навои,
    Хотя ты с улицы своей уже не раз гнала.

    В конце 1499 года Алишер Навои создает поэму «Язык птиц». Какие только страдания не перенес ее герой, но остался верен своему чувству. В конце произведения поэт признается, что любил не меньше, и обещает написать поэму о своей любви. «Тот, кто ее прочтет внимательно, поймет, что мои слова чистая правда», - пишет он. Через год поэта не стало.

    Много грусти, переживаний, связанных с собственной судьбой, в газелях Навои. Тем не менее он возвеличивает любовь, утверждая, что без нее нет счастья. «Каждый человек, если он осчастливлен тем, что может любить, должен дорожить этим», - пишет поэт. В этих лирических строках каждый находит то, что понятно и близко только ему.

    Еще один урок, преподанный великим поэтом - любовь к Родине. Навои очень любил родной город Герат, много сделал для его благоустройства и посвятил вдохновенных строк. В одном из обращений к соотечественникам поэт пишет: «Ни на минуту ты не покидай свою Родину и не подвергай себя испытанию горечи разлуки с ней».

    лишер Навои завещает любить свою страну, посвятить себя ее благоустройству и процветанию. Поэт учит нас тому, что нужно жить в мире и дружбе, дорожить ими: «Люди мира, знайте, вражда - плохое дело. Живите в мире друг с другом, нет лучшего удела».

    Он осуждал завоевательские войны. Стремление к господству над всем миром называл «страхом безумия». Эта идея прослеживается в поэме «Искандерова стена», которая и сегодня может служить предостережением тем, кто претендует на мировое господство. Ее главный герой стремился завоевать все страны суши, острова, океан и даже его дно. Перед смертью он понимает бессмысленность своих устремлений и пишет матери: «Дурные мысли овладели мною. Я стремился завоевать весь мир и думал, что это мое предназначение в жизни. Все это было неправильно. Стремления одержали верх над разумом, и я совершил эти безумные поступки. Был бы прахом у ног твоих и считал бы это царством над всем миром!»

    Теме материнства поэт посвятил немало прекрасных строк. Он сравнивает силу материнской любви с морем, которому подвластно превратить каплю дождя, упавшую в раковину, в жемчужину.

    Еще одна из заповедей Алишера Навои, обращенная к потомкам, - гуманизм и человеколюбие: «Ты обрадуй меня, осуществив мое желание. А мое желание заключается в том, чтобы ты достиг своего желания». Все творчество поэта, его жизнь направлены на то, чтобы счастливы были окружающие его люди, которых он призывает заботиться не только о собственном благе. «Если ты обеспечен полностью и в таком прекрасном состоянии тысячу лет проведешь всю свою жизнь, это не стоит одного мгновенья, которое ты отдал для достижения цели другого человека». Его назидание не только удивляет глубиной мысли, но и заставляет задуматься.

    Академик Каюмов прочел за свою жизнь большое количество лекций о великом поэте. На один из часто задаваемых вопросов: «А не идеализируете ли вы Навои?», - он отвечает словами своего учителя Евгения Эдуардовича Бертельса: «Навои был таким человеком, которого нельзя не идеализировать!»

    «Ты спрашиваешь, кто самый лучший человек? Я тебе отвечу, и ты отвергни все сомненья. Самым лучшим человеком является тот, кто наибольшую пользу приносит народу», - одно из сорока высказываний пророка Мухаммеда, переведенных Навои на родной язык и переложенных в поэтической форме. Все свое состояние он, второе лицо в стране, уже в середине жизни отдал в пользу государства и людей. Себе оставил ровно столько, «сколько достаточно одному человеку на одежду и питание».

    Мы еще не познали и тысячной доли творческого наследия Алишера Навои, - убежден Азиз Пулатович Каюмов. - Для этого нужно провести некоторую работу. Чтобы молодежь могла глубже изучать творчество Навои, нужно переиздать словарь в четырех томах к его произведениям. Было бы замечательно создать центр литературного источниковедения или источниковедения узбекской литературы. До нас дошло много рукописей, издано несколько каталогов, и нужно составлять критические тексты, сличать списки, указав разночтения, чтобы иметь подлинный текст Навои. Необходимо широко распространять произведения Навои. Пропагандировать его творчество во всем мире.

    В 1991 году, когда в Республике Узбекистан широко отмечалось 550-летие Алишера Навои, шли дискуссии о том, каким быть новому памятнику, достойному памяти гениального поэта и мыслителя. Идею тогда поддержал Ислам Абдуганиевич Каримов, возглавлявший правительственную комиссию по празднованию юбилея. Именно он предложил на месте возведения монумента разбить Национальный парк и присвоить ему имя великого предка узбекского народа. Очень символично, что парк, носящий имя Алишера Навои, был заложен в первый год независимости Узбекистана. Сегодня это место - одно из самых любимых в нашей стране. Здесь проходят самые главные праздники, цветы к монументу приходят возложить почтенные старцы, молодежь и гости столицы. По инициативе Президента страны выпущено полное собрание произведений великого поэта в 20 томах.

    «Не могут люди вечно быть живыми, но счастлив тот, чье помнить будут имя», - писал Навои. И сегодня спустя пять веков новое поколение независимого Узбекистана на его произведениях учится духовности и нравственности. А ученые всего мира продолжают расшифровывать литературное и философское наследие великого поэта. Им предстоит разгадать еще немало тайн, сокрытых в поэтических текстах, наставлениях.

    … Каких только эпитетов Алишер Навои не удостаивался за минувшие столетия! Но Азиз Пулатович Каюмов убежден, что нет высшего эпитета, чем само имя поэта.


    Алишер Навои
    АФОРИЗМЫ

    Кто изучил науки, а к делу их не применил, словно тот, кто арык прорыл, а поле не засеял, или засеял, да урожаем не воспользовался.

    Когда корысть звучит в словах, не верь
    Ни лести женщины, ни проискам мужчины.

    Хочешь цвести весной - стань землей. Я был землей. Я ветер.

    Всякий, у кого в мире нет друга,
    Он — раковина, но безцарственной жемчужины.
    Ничего не осуществит одинокий человек.
    Разве может человеком считаться одинокий человек?

    Чем жив кто дружбы не познал святой?
    Подобен он жемчужине пустой.

    Правдивость речи хороша и гладкость,
    Но как прекрасна слов правдивых краткость.

    Развязность языка сама себя корит,
    Рождает сотни бед, несчастий и обид.

    Словами можно смерть предотвратить,
    Словами можно мертвых оживить.

    Кто посвятит свою жизнь служению науке, того имя и после смерти будет бессмертным.

    Книга — учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости. Это собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей, о тайных вещах вещающий молча.

    Милее книги в мире друга нет.

    Кто настоящий человек, у того возлюбленным также должен быть настоящий человек.

    Пройти мир и остаться несовершенным — это то же, что выйти из бани невымытым.

    За малый грех не попрекай жестоко и смертный суд не выноси до срока.

    Я столько видел горя от друзей
    И столько бед и мук омыл слезами,
    Что в смертный час уж лучше умереть,
    Чем уцелеть и снова жить с друзьями.

    Нельзя хлопнуть в ладоши одной рукой.

    Имеющие терпение способны создавать шелк из листьев и мед из розовых лепестков.

    (Посещено: в целом 4 243 раз, сегодня 3 раз)

    С именем Алишера Навои связан период расцвета в древнем государстве Туркестане. В начале XV века близлежащие территории, Мавераннахр и Междуречье, находились в самых дружественных отношениях с этим государством, поэтому происходил интенсивный обмен культурой и искусством. Великий поэт и философ Навои является одним из деятелей, вложивших в развитие тюркской культуры наибольший вклад.

    Краткая биография Алишера Навои

    Родился поэт в 1441 году в городе Герате, который сейчас находится на территории Афганистана. Национальность поэта является предметом самых острых дискуссий. Одни считают его барласом, другие - чагатаем. Однако можно с уверенностью сказать, что он был тюркского происхождения. Об этом факте пишет один из его друзей Джами: "Несмотря на то что я был персом, а он тюрком, мы были самыми близкими друзьями".

    Если обратиться к историческим фактам, можно обнаружить, что как национальность узбеки сформировались в начале XIV. Золотоордынский хан Узбек (1312-1342 гг.) породнился с Мухаммадом Тарагаем, известным миру как Улугбек, и объединил своих людей и тюркское население в единый народ, назвав его своим именем - узбек. Алишера Навои также причисляют к этому народу, и со времен Советского Союза он преподносится именно как узбекский поэт и философ.

    Семья поэта и детские годы

    Навои родился в аристократической семье, его отец и дед были известными привилегированными барласскими бахадурами (чиновниками), служившими государству Тимуридов. Благодаря знатному происхождению Алишеру удалось поступить в лучший медресе (школа при мечети). Там он подружился с юным Хусайном Байкарой, который в будущем стал султаном Хорасанского владения Тимуридов. Школьные товарищи крепко сдружились и всю жизнь оставались близкими друзьями.

    Будучи в столь юном возрасте, Алишер приобрел большую популярность благодаря своему таланту писать стихотворения. Чуть позже он переселился в Самарканд, где посвятил свою дальнейшую жизнь науке и поэзии. Известный ученый, лингвист и правовед Файзулла Абулайса Самарканди был его учителем и настоятелем.

    Политическая деятельность

    В 1469 году, когда Хусайн Байкара стал правителем Герата, он пригласил Навои в столицу Хорасана и взял его на должность хранителя печати, а затем назначил своим первым визирем. В начальный период правления Хусайна Алишер Навои играл ключевую роль в политической жизни страны, отстаивая справедливую политику и проявляя заботу о простом народе. Так, например, он придумал новую систему орошения, а также организовал строительство водохранилища Турукбанд в районе Чашмагул, расположенном в верхней части оазиса Тус.

    Для сохранения спокойствия в государстве он боролся с вражескими эмирами и подавлял предательские восстания. Когда между правителем и его старшим сыном Бадиуззаманом вспыхнула вражда, Алишер употребил всю силу своего влияния, чтобы предотвратить кровопролитие.

    Друзья и соратники

    Честность и прямолинейность Алишера, а также его дружба с правителем не нравились придворной знати. Из-за того что он открыто выступал против взяточников и деспотических чиновников, при дворе против него начались интриги и различные доносы. Алишер Навои был отослан из столицы и назначен первым наместником в Астрабаде.

    Однако благодаря его покровительству начинающим поэтам, музыкантам и ученым у него завязались дружественные отношения со многими выдающимися людьми той эпохи. Навои был членом священного ордена "Накшбанди", поэтому у него много соратников, исповедовавших это учение суфийского ордена. Одним из самых близких его друзей считается известный поэт персидского происхождения Абдурахман Джами. Именно он стал для Алишера Навои покровителем и учителем в его литературной деятельности.

    Философия "Накшбанди"

    Говоря о поэте, нельзя не упомянуть идеологию накшбандия, которая возникла задолго до рождения Навои. Эта философия появилась в Мавераннахре еще в XIV веке и была построена на основных идеях религиозного учения суфизм. Основателем данной философии является шейх Баха ад-дин Накшбанд, который написал множество трудов и заложил в них основы своего учения. Эти идеи о достижении духовного совершенства путем образования, труда и богослужения распространились по всему Мавераннахру, Хорасану и Хорезму.

    Последователи учения призывали к чистоте, трудолюбию, помощи нуждающимся и к скромности. Алишер Навои, как и всякий член данного ордена, не мог иметь жену и детей. Считалось, что существует только единственная любовь - к Аллаху.

    Самые известные труды и произведения

    Литературное наследие поэта велико: примерно 3000 произведений самых различных жанров. Алишер Навои, стихи которого переведены на многие языки, писал не только лирику, но и крупные произведения. Он посвятил много трудов политическим темам, раскрывая в них свои взгляды на принципы управления государством. В основном поэт писал на чагатайском языке, постоянно совершенствуя его структуру.

    Его самое знаменитое произведение "Пятерица" включает в себя 5 повестей о любви и о социальном неравенстве. В произведениях "Бездольный в рубище одет..." и "Двух резвых своих газелей.." поэт поднимает извечные философские вопросы о смысле жизни. Алишер Навои считает, что счастье и полное удовлетворение можно испытать только тогда, когда душа очищена от грехов, а для этого необходимо творить добро, помогать бедным, утешать тех, кто в горе, и обязательно проповедовать всепрощающую любовь Всевышнего.

    Один из самых скандальных его трудов называется "Парламент птиц или язык птиц. Семург". Он является сатирой на всех известных правителей, которые из-за своего невежества и скупости погубили народы, уничтожили государства и сами оказались в глубокой бездне.

    Вклад поэта в тюркскую культуру

    Говоря об Алишере Навои, книги которого не теряют своей актуальности и в наши дни, следует упомянуть не только о его политической деятельности, но также и творческой жизни. По своему величию и таланту он может быть сравним с Пушкиным. Ведь Александр Сергеевич Пушкин сделал для развития русского языка столь же много, как и Алишер Навои для узбекского языка.

    В честь этого великого деятеля в Узбекистане назван целый город - Навои. Он расположен в долине прекрасной реки Зарафшан, немного южнее столицы республики. Главная библиотека страны, которая находится в городе Ташкенте и является самой крупной библиотекой, также названа именем Алишера Навои.

    В Узбекистане каждый знаком с биографией поэта, парки и музеи, многочисленные улицы и проспекты в самых разных городах страны носят гордое имя этого великого человека. Всем он запомнился как политический деятель с открытыми либеральными взглядами и как великий поэт, подаривший талант своему народу.

    В Москве практически в самом центре есть небольшой сквер, к которому можно пройти от станции метро "Добрынинская". Здесь стоит красивый памятник Алишеру Навои, который был в 2002 году подарен Москве от имени узбекского народа. Памятник достигает почти 5 метров, на нем поэт изображен в своем любимом чапане с книгой в руках. В цветущем зеленом сквере много лавочек для отдыха, так что любой желающий может прийти, сесть на одну из них и почтить память Алишера Навои, почитав стихотворения поэта в этой тихой, уютной атмосфере.

    Имя: Алишер Навои (Низомиддин Мир Алишер)

    Возраст: 59 лет

    Деятельность: поэт, философ, общественный и государственный деятель

    Семейное положение: не был женат

    Алишер Навои: биография

    Алишер Навои – великий тюркский поэт, мыслитель, общественный и государственный деятель XVI века. Оставил в истории след как выдающийся литератор, писавший на персидском (фарси) и тюркском языках. Благодаря тюркоязычному творчеству Навои считают родоначальником литературы многих центральноазиатских народов. К примеру, в Узбекистане Навои является основоположником национального литературного языка.

    Детство и юность

    Низомиддин Мир Алишер родился 9 февраля 1441 года в Герате. В те времена Герат являлся столицей Хорасана (ныне территория современных Узбекистана и Ирана) – провинции в составе Мавераннахра, государства, созданного Амиром Тимуром.


    О происхождении Алишера Навои до сих пор ведутся ученые дискуссии. Спорными считаются 2 версии: согласно первой, он - потомок уйгурских бахши (сказителей), по второй, его принадлежность восходит к монгольскому племени барласов, выходцем которого был сам Тимур.

    Отсюда и привилегированное положение его отца - Гиясиддина Кичкине, который служил чиновником при дворе Тимуридов, был человеком просвещенным, из образованной династии. Один дядя Алишера был поэтом, второй – музыкантом и каллиграфом.


    Будучи сыном придворного, мальчик рос во дворце правителя Хорасана, где подружился с царевичем Хусейном Байкарой - внуком Омар-шейха, второго сына Тимура. Позднее друзья вместе учились в медресе Герата, где оба проявили любовь к гуманитарным наукам, в частности к поэзии и литературе.

    Источники пишут, что уже в 15 лет Алишер писал великолепные стихи. Одним из учителей Навои стал прославленный персидский поэт-мистик, суфий Джами. В 1466-1469 годах талантливый юноша учился в медресе Мешхеда и Самарканда – столице Тимуридского государства, познавал философию, логику, математику и другие науки. Затем вернулся в родной Герат по призыву друга детства Хусейна Байкары, который к тому времени занял хорасанский престол.

    Государственная деятельность

    Султан Хусейн приблизил к себе любимого друга, назначив его визирем и даровав титул эмира в 1472 году. Байкара ценил талант и способности Навои, которого теперь хотел поставить на службу государству. Алишер поддерживал правителя во многих реформах, но наиболее ярко его поддержка проявилась в расцвете культурной жизни Герата. В этом Байкара был солидарен с Навои, он сам писал стихи под псевдонимом Хусайни и поощрял деятельность ученых и творческих людей.


    Именно в эпоху Навои в Герате было организовано сообщество поэтов (Навои, Джами), историков (Мирхонд, Хондамир), музыкантов, каллиграфов, художников (Камалиддин Бехзод) и др.

    При Навои в Хорасане соорудили свыше 20 мечетей, 10 ханаков (обитель для суфиев), 20 водоемов, 16 мостов, дамбы, мавзолеи. Ведется много реставраций старинных построек. Так, в числе заслуг Навои – восстановление Соборной мечети Герата XIII века. Интенсивное строительство влечет за собой расцвет зодчества, здания украшают вязью лучшие каллиграфы того времени.


    Визирь развивает ремесла: ткачества, ковроделие, гончарное и ювелирное искусства. Герат превратился в процветающий культурно-ремесленный центр Востока. Ряд объектов, по сообщениям историков, визирь построил на собственные средства и совершил много благотворительных актов для бедняков: раздавал одежду, устраивал обеды для нуждающихся.

    В биографии Навои много противоречий. Так, например, по-разному трактуются те или иные события в его жизни. Так, есть сведения о том, что, не выдержав груз дел государственных, чиновник подает в отставку и посвящает себя исключительно творчеству. Другие источники гласят, что, подав в отставку, Навои все же остается верным подданным султана при дворе и продолжает помогать ему в управлении страной.


    Бюст Алишера Навои

    Также известен факт назначения Алишера Навои наместником Астрабадской области Хорасана в 1487 году. Однако ряд экспертов трактуют это ссылкой в глухую провинцию на почве охлаждения между правителем и его верным визирем. Другие, напротив, представляют это решение в свете особого доверия султана к другу детства.

    Так или иначе, в 1488 году поэт окончательно удаляется от государственных дел и поселяется в Герате, чтобы пестовать литературный талант.

    Творчество

    Известно творчество поэта на двух языках – тюркском под псевдонимом Навои (что в переводе означает «мелодичный», от слова наво – «музыка») и персидском под именем Фани (что значит «бренный»). За свою жизнь Навои написал свыше 3000 газелей (лирические стихотворения), которые потом были объединены в специальные сборники – диваны.


    Самым известным произведением Навои является «Хамса», или «Пятерица» - собрание из 5 поэм, написанное автором как дань уважения творчеству классику персидской поэзии Низами Гянджеви, создавшему свою «Пятерицу» в XII веке.

    В «Хамсу» Навои входят поэмы «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Стена Искандера», написанные в разное время. Первое произведение цикла поэт написал в 1483 году, его можно назвать социально-философским. Навои описывает события, происходящие в государстве: произвол знати, феодальные войны, угнетение бедных, а также дает этому моральную оценку.

    Цитаты и афоризмы Алишера Навои

    В 1484 году автор пишет романтические поэмы «Лейли и Меджнун» и «Фархад и Ширин», используя мотивы народных сказаний. В этих произведениях поэт воспевает не только чувства влюбленных, но и проблемы религии, социального неравенства, бедноты. Также в этот период написана поэма «Семь планет», в которой в иносказательной форме автор критикует отдельных представителей правящего клана Тимуридов.

    И, наконец, пятой поэмой стала «Стена Искандера» о жизни знаменитого полководца и завоевателя Средней Азии , известного на Востоке как Искандер Зулькарнайн. Конец 80-х – начало 90-х годов отмечены работой над историческими трудами. Навои пишет «Историю правителей Аджама», «Историю иранских царей» и «Историю пророков и мудрецов» о прославленных деятелях Востока. Также поэт создает биографию своего учителя Джами - «Пятерица смятенных» (1492).


    Как итог своего жизнеописания Навои составляет диван «Сокровищница мысли», в котором собраны четыре цикла: «Чудеса детства», «Редкость юности», «Диковины средних лет» и «Назидания старости». Это произведение, собравшее свыше 2600 газелей, считается ярким образцом лирики Навои, которое породило множество крылатых выражений, цитат и афоризмов. Высказывания Навои поражают красотой, поэтичностью и образностью.

    «Огнем объяты небеса, тот факел - не зарница,
    А пламя ясных глаз твоих - с ним солнцу не сравниться.
    И как сгорает без следа от молнии солома,
    Любовью я испепелен, душа моя дымится».

    Не менее емко творчество Навои на фарси. Известны 3 сборника стихов на персидском языке: «Шесть необходимостей», «Четыре сезона года» и «Диван Фани». Последними произведениями Навои стали поэмы «Язык птиц» (1499), философско-аллегорическое произведение, и трактат «Возлюбленный сердец» (1500), воспевающий идеального, с точки зрения поэта, правителя.

    Личная жизнь

    Алишер Навои принадлежал к суфийскому ордену Накшбандия, был набожным человеком и добровольно принял аскезу – не был женат, не познал радость рождения детей. Как сказал о нем тимуридский поэт и правитель Захиреддин Бабур в эпической поэме «Бабурнаме»:

    «Без сына, без дочери, без жены прошел он прекрасно свой путь в мире, одиноко и налегке».

    Есть, впрочем, одна легенда о личной жизни поэта, которая гласит, что в юности Алишер Навои и Хусейн Байкара влюбились в одну и ту же девушку – Гули. Благородный Навои не мог сделать больно другу и уговорил красавицу стать женой Хусейна. Считается, что любовь к Гули поэт пронес через всю жизнь.


    В своих же поэмах поэт осуждает одиночество и даже написал замечательные строки:

    «Кто одиночества избрал себе судьбу -
    Не человек: свою он обокрал судьбу.
    Он и с людьми – один, все дни его горьки:
    Слыхал ли кто хлопки единственной руки».

    Алишера Навои современники называли человеком непростого характера, вспыльчивым и даже высокомерным.

    «Он был человеком в высокой степени тонкого ума и прекрасного воспитания, – характеризует Алишера Бабур, – и требовал, чтобы все люди вели себя так же, и потому ему трудно было с ними ладить».

    Портреты поэта, по признанию историков, передают сущность характера литератора.

    Смерть

    Алишер Навои умер 3 января 1501 года в Герате, ослабев от долгой болезни. Перед смертью он отдалился от мирской суеты и жил отшельником в келье у мавзолея своего суфийского учителя.


    Мужчина ушел, оставив после себя богатое литературное наследие: около 30 произведений - стихов, поэм, трактатов. Его труды переведены на десятки языков мира, а книги и рукописи хранятся в крупнейших библиотеках мира.

    Памятники поэту установлены в Ташкенте, Москве, Баку, Шанхае, Вашингтоне и других городах мира. В 1991 году к 550-летию поэта была выпущена рублевая монета с изображением Алишера Навои.

    Цитаты

    Рука, пласты угля круша, становится черна,
    Душа, с народом злым дружа, становится грязна.
    Все отдать, себя лишая, - это щедрость свыше мер,
    Сделать то же, только молча, - это мужества пример.
    Два мира примирить в себе, о друг, нам не дано:
    Две лодки схватишь за борта - потонешь все равно.
    Слепец, кто вечности искал среди забот мирских,
    Глупец, кто верности искал среди сердец людских.

    Библиография

    • 1483 – «Фархад и Ширин»
    • 1483 – «Лейла и Меджнун»
    • 1483 – «Семь планет»
    • 1485 – «Стена Искандера»
    • 1488 – «История правителей Аджама»
    • 1498 – «Сокровищница мыслей»
    • 1499 – «Язык птиц»
    • 1500 – «Возлюбленный сердец»

    Наиболее достоверным источником биографии Алишера Навои считается работа историка Гиясиддина Хондамира, «Книги благородных качеств». Согласно данным этой книги, Навои начал посещать школу в 4-летнем возрасте, он проявлял огромные способности, любознательность, исключительную одаренность. В 15 летнем возрасте (1456 году) Алишер стал известен как поэт под псевдонимом Навои (что в переводе означает «мелодичный»).

    Родоначальник узбекского литературного языка Навои, свои стихи на фарси подписывал псевдонимом Фани (бренный). В это время языком поэзии считался фарси, а тюркский, т.е. староузбекский, необоснованно был лишен литературных правомочий.

    Несмотря на это, тем не менее, на этом языке были созданы величайшие произведения - газели Лутфи, Атаи, касыды Саккаки, масневи Амири, Хаджанди и др. Одним из поэтических кредо Навои является утверждение староузбекского литературного языка.

    Низамаддин Алишер Навои (Навои литературный псевдоним поэта, по- узбекски означает “напевный”, “мелодичный”) родился 9 февраля 1441 года в Герате. Происходивший из знатного рода, отец Навои был близок к придворным делам, и ему не были чужды литературные интересы.

    В семье Алишера высоко ценили литературу. Дядя его, Абу Саид писал стихи под псевдонимом Кабули. Брат Абу Саида, Махаммад Али был хорошим музыкантом, известным каллиграфом и поэтом (псевдоним Гариби), вот в такой атмосфере любви и поклонения поэзии рос мальчик.

    В школьные годы, сильно увлекшись поэмой Фаридаддина Аттора “Логика птиц”, Навои решает стать дервишем, чему воспрепятствовали родители. Как бы ни запрещали мальчику читать поэму Аттора, но было бесполезно - он знал ее наизусть, и читал по памяти.

    И на склоне лет Навои, уже прославившийся поэт, возвращается к поэме Аттора и создает по ее мотивам поэму “Язык птиц”.

    Навои всегда стремился помочь нуждающимся. Стремился создать все условия для творчества ученым и поэтам. При этом поэт творил и сам. Он создает изумительные лирические произведения, ряд литературоведческих работ, трактаты по лингвистике. Вершиной взлета его гения явилась “Хамса” (“Пятерица”), которую он создает под влиянием своего наставника - Джами.

    О влиянии Джами на поэта повествуется в книге “Пятерица смятенных”, которую Навои посвятил памяти своего учителя. “Хамса”, в которой Навои осуждал разврат и грабежи, вызывает недовольство беков, Хусейн Байкара отправляет его в ссылку Астрабад.

    Враги постоянно плетут вокруг Алишер интриги, доносят Султану о мнимых заговорах, стремясь склонить его к расправе над Алишером. 3 января 1501 года весь Герат был разбужен вестью о смерти Навои, весь народ Герат вышел провожать поэта в последний путь.

    Вот как писал З.Бабур о Навои в своей книге “Бабурнамэ” “Алишербек был человек бесподобный. С тех пор как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так хорошо... Без сына, без дочери, без жены и без семьи прошел он прекрасно (свой путь) в мире одиноко и налегке”.

    “Хамса” (“Пятерица”) Алишера Навои

    Основной поэтический труд Навои - “Хамса” (“Пятерица”). Жанр “Хамса” возник в XII веке, основоположником его явился великий азербайджанский поэт Низами Гянджави (1141-1209). Он объединил в единое произведение пять поэм, пять самостоятельных художественных единиц: “Сокровищница тайн”, “Хосров и Ширин”, “Лейли и Меджнун”, “Семь планет”, “Искандар-наме”. Они различны по событийному содержанию, но объединены идейным содержанием, единым пафосом.

    Низами заложил основы традиции создание “Хамса”: первая поэма - морально-дидактическая, вторая, третья и четвертая - любовно- романтическая, а пятая - условная биография А.Македонского, прозванного на Востоке Искандером. Последователями Низами были Амир Хосров Дехлеви и Джами.

    Под непосредственным влиянием Джами создает свою “Хамсу” А.Навои. Поэт выразил в ней свой жизненный и творческий опыт художника, мыслителя, политика. В отличие от предшественников он старался приблизить читателя к реальному восприятию мира, привить ему “земной вкус”.

    Изучая мастерство предшественников, Навои стремился приблизить свое творение к жизни и ее запросам: “Преданья эти - плод седых веков
    О них писали Низами, Хосров.
    Основой взяв, я перестроил их:
    Я жизни больше влил в героев их”.

    Два с небольшим года (с 1483 по 1485) понадобилось ему, чтобы сотворить это литературное чудо. Рукопись “Хамсы” Навои дошли до нас, есть даже прижизненные экземпляры в Институте востоковедения АН в г.Ташкенте.

    “Смятение праведных”

    Первая поэма “Хамсы” А.Навои состоит из вступления (9 частей), 20-ти глав-бесед (мулокат), эпилога. Поэт затрагивает проблемы морали, религии, философии, общественной жизни. Каждая из глав иллюстрируется притчей.

    “Смятение праведных” - философская поэма, пафос ее в прославлении идеи добра и законности, справедливости, свободы, любви, дружбы, верности, искренности.

    В современной художественной форме, через систему ярких, конкретных и живых образов Навои вскрывает язвы и пороки современного ему общества. Критикуя самодурство правителей и лицемерия служителей культа, алчность и жадность богатых, лживость и криводушие их приближенных, он одновременно со всем этим дает представление об идеальном человеке.

    В поэме Навои дает живую, наглядную картину эпохи и современников. Обращаясь к читателю, Навои призывает их к служению людям, народу:
    “Высоким званьем Человек достоин зваться тот,
    Кто о народе никогда не ослаблял забот”.

    Целые главы поэмы посвящены вопросам просвещения, милосердия и т.д. Каждое теоретическое высказывание иллюстрируется притчей, чем достигает огромное воздействие на восприятие читателя. Притчи о Хотаме Тайском, о птице турач, об имаме Фари Рази, о халифе Айюбе, о завещании Искандера, первая часть согласно традиции начинается с восхваления могущества Аллаха.

    Навои, описывая красоту мира, приходит к следующему выводу:
    “В твоей казне нет числа богатству,
    Но из всех богатств высшее - человек”.

    А значит, все блага мира существуют для человека. Человеку предназначено самое лучшее из всех драгоценностей.

    За вступлением следуют главы-смятение, их три: о красоте земли, Вселенной, совершенстве человека. Назначение личности видит поэт в разумном пользовании всем сущим. Величайшее бедствие, недопустимое зло по мысли Навои, - тирания, деспотизм, насилие, лицемерие. Жестокое осуждение вызывает у Навои моральное разложение высших слоев общества. Вся поэма проникнута гуманной идеей справедливости, как залога процветания страны и народа.

    “Фархад и Ширин”

    Вторая поэма “Пятерицы” - “Фархад и Ширин” представляет собой вдохновенный гимн труду, чистой, самостоятельной любви, человеколюбию и верности. В процессе работы над поэмой Навои существенно изменяет традиционные сюжетные линии повествования. Главным героем поэмы является Фархад - человек, наделенный замечательным трудолюбием, мужеством и самоотверженностью. Сын китайского правителя Фархад становится впоследствии умелым строителем, замечательным мастером созидателем. Фархад воплощает в себе те прекрасные качества, о которых столь восторженно и убежденно писал поэт в “Смятение праведных”.

    Воодушевленный большим и светлым чувством к прекрасной Ширин, Фархад совершает героические подвиги во имя соединения со своей возлюбленной. На пути его силы зла воздвигают бесчисленные препятствия, но и они не могут сломить Фархада. Однако герой все же гибнет, обманутой ложным известием о браке Ширин. Узнав о гибели Фархада умирает и Ширин.

    Гуманист, просветитель, патриот А.Навои в своем мировоззрении шагнул далеко вперед в сравнении со своим временем. В “Фархад и Ширин” Навои утверждает идеи интернационализма, и это особенно ценно, потому что эпоха поэта - время господства феодальной идеологии. Любимые герои Навои - представители различных народов. Фархад - сын чинского хакана, Ширин - армянская царевна, Шапур - сын Йемена. Все они наделены самыми прекрасными качествами души человеческой. И если образы Фархада и Ширин призваны в поэме воспеть величайшую любовь, “сильную единством души”, то образы Фархада и Ширин служат раскрытию величия не менее прекрасного чувства - дружбы.

    Навои предстает в поэме о Фархаде и Ширин мастером психологически тонкого, логически завершенного характера. И примером тому могут служить не только положительные герои поэмы, но и отрицательные образы. Хосров Парвиз и его ближайшие сподвижники, и помощники навечно заклеймены вдохновенным пером поэта, превратившего их в символ коварства, зла, насилия. В лице Хосрова Навои развенчал не только деспотизм, но и политику сторонников войны. Мысли Навои о том, что война не может быть средством разрешения спорных вопросов, что война - “злодейство злодеев”, величайшее бедствие для народа, в последнее время звучат более чем современно.

    “Лейли и Меджнун”

    Третья часть “Хамсы” Навои “Лейли и Меджнун” посвящена, как и вторая, теме любви. Она создана по мотивам популярного на востоке сказания о Меджнуне и Лейли.

    Известная всему Востоку история любви Кайса и Лейли под пером Навои превращается в гимн великому чувству любви, в страстный призыв к человечности, добру и справедливости, в протест против традиционного отношения к женщине, исключающего всякую свободу личности.

    Кайс был единственным и долгожданным сыном предводителя племени. Душа Кайса, от природы чуткая, была уже при рождении отмечена “звездой любви”. Встреча с Лейли в школе, явилась как бы закономерным итогом, предопределенным Кайсу судьбой. Любовь, вспыхнувшая у них тотчас была навсегда. Юноша был бессилен перед силой любви.

    О великой силе любви истинной и глубокой говорит и письмо Кайса к Лейли. Маджнун ясно осознает безвыходность своего положения в современном ему обществе и порой со свойственной ему кротостью несколько уходит от ответственности, объясняя все своим “безумием”. Образ его создается А.Навои в истинно романтической манере, с использованием гиперболы и гротеска. Любовь Кайса не знает ни границ, ни пределов - она выходит за рамки традиций и устоев. Поэтому не всем доступно понимание величия Кайса, поэтому многие стремятся вернуть Маджнуна в “общий поток”. Кайс, ушедший так далеко по “тропе любви”, уже не может жить как все “разумно”. Любовь возвысила дух Кайса над мелочами жизни, над суетой сует. подчинив себе все ничтожные людские страсти. Он герой “одной, но пламенной страсти”, душа романтическая, натура на редкость обаятельная.

    С необыкновенной силой художественного воздействия написаны Алишером Навои сцены встреч героев: в степи, после свадебного пира и в финале поэмы. Первая сцена - несомненно шедевр навоийской интимной лирики, пафос ее выражен в строках:
    “Влюбленный должен чистым быть всегда:
    Любовь желанью грязному чужда”

    Финальная встреча влюбленных и их вечного воссоединения, придает поэме особенное свойство художественного явления, которое принято называть “оптимистической трагедией”. Любовь торжествует, не сломленная людской косностью, более того, Навои показывает, что в сознании людей происходят изменения понятий под ее воздействием.

    “Семь планет”

    Четвертая часть “Пятерицы” Навои называется “Семь планет”, что означает семь планет и семь странников одновременно. Символическая цифра семь вынесена в название согласно традиции, а семь планет - вечных странников в миросоздании - также соответствуют традиционным представлениям о планетах - покровителях людей, их судеб, характеров. При создании был использован широко распространенный в литературах и устном творчестве многих народов прием “обрамления”, то есть применения вставных рассказов. Главный герой поэмы - иранский шах Бахрам Гур (Vв.) влюблен в красавицу Диларам, искусную певицу и музыкантшу.

    Как и в двух предыдущих поэмах, в “Семь планет” Навои говорит о любви. Но если любовь Фархада и Кайса возвышает их, призывает к протесту против зла, то любовь Бахрама несколько иного характера, ибо несет страдания окружающим и гибель любимой.

    Поэма построена как повествование о Бахроме и Диларам, в которое вплетены семь вставных рассказов. Бахрам стремится подчинить Диларам своему произволу, но, встречая неожиданный отпор со стороны гордой красавицы, наказывает ее - бросает связанной в пустыню. Вскоре он раскаивается в своей жестокости и дает приказ разыскать ее. Но поиски не дают никакого результата, и Бахрам от отчаяния впадает в глубокую тоску.

    Для развлечения больного шаха строят семь дворцов семи разных цветов, соответствующих аллегорическим цветам семи планет. По вечерам к нему приводят случайных странников, и они в течение семи дней рассказывают ему увлекательные легенды. Эти искусно вставленные в основное повествование сказания отличаются большим мастерством и занимают в поэме Навои главное место, поскольку они несут в себе мотивы прославления высоких моральных качеств человека.

    Навои убедительно передал эволюции характера Бахрама от деспотичного до способного к самопожертвованию. В этой части поэмы перед нами Бахрам предстает совершенно в ином качестве. Поистине любовь, облагородив душу его, совершила чудо. Письмо Бахрама к Диларам в Хорезм - свидетельствует о перерождении характера героя: “Красавице писал он кровью слез, Всего себя он в жертву ей принес...”

    Финал произведения - дань традиционному сюжету. Навои отказался от какой бы то ни было мистики и разумно объясняет кончину Бахрама. Не знавший предела своим чувствам и желаниям, шах устраивает грандиозную охоту, во время которой было пролито столь много невинной крови, что земная тварь обратилась в болото, поглотившее все и вся:
    “Творили люди на охоте смерть.
    Но сами обрели в болоте смерть”.

    Навои и в этой части “Хамсы” не устает взывать к человечности, вновь и вновь напоминает, что есть предел всякой человеческой жизни, что назначение человека творить добро, любить и любовью своей приносить радость людям. Сам поэт, как подтверждает заключение к поэме, всего себя и даже свой досуг посвятил служению народу.

    “Стена Искандера”

    Пятая, завершающая поэма “Хамса” Навои - социально-философское произведение. В ней повествуется легендарная биография А.Македонского, прозванного на Востоке Искандером. Походы, облик и личность его произвели на жителей Востока большое впечатление и было окружено многочисленными преданиями и легендами. Навои обращается к образу Искандера уже в первой части “Хамсы”, в “Смятении праведных”, где передает популярную на Востоке притчу о ладони завоевателя. Суть притчи заключалось в напоминании о бренности жизни, и тщетности богатства власти, а в итоге - призыв к этой кардинальной идее всей “Пятерицы”.

    Поэма написана в форме диалога Искандера с Арасту (Аристотелем), последний по преданию был соучеником, а затем наставником и советником шаха. Навои, посредством образа Искандера решает вопросы социального и философского плана. Среди них выделяются два, наиболее ярко выраженных в поэме: - проблема власти и проблема смысла жизни человека.

    Тема власти, ее проявления и предназначения, так или иначе была затронута в “Хамсе”. Власть и любовь, трагедия несовместимость их - одна из основных в “Семи планетах”. В пятой поэме Навои исследует влияние власти на личность Искандера, на эволюцию его характера. Поэт подчеркивает деградирующее влияние власти на личность. Некогда юный Искандер стремился к знаниям, имел значительные успехи в освоении наук, подававший большие надежды, впоследствии весь свой талант, находчивость и ум посвящает кровопролитным войнам. Искандер подчинив многие земли Запада и Востока, посетил много стран. В Магрибе (Север Африки), чтобы защитить народ от нападения диких племен яджуджей, возводит стену, которая является символом мощной феодальной власти, спасающий народ от бед и оберегающий покой и мир в государстве.

    На смертном одре прозревает Искандер, как некогда Бахрам Гур от скверны власти, осознает бренность богатства и власти, бесценность добра и духовных сокровищ.

    В письме к матери, он предстает искренне раскаявшимся, что посвятил свою жизнь химерам власти и богатства, вместо того, чтобы жить с матерью и просит ее философски отнестись к смерти.

    Навои вновь говорит о ничтожестве власти и богатстве, а раз так, то жить надо по законам добра и справедливости. Он подчеркивает, что нужно после себя оставить доброе имя, ибо великое и истинное предназначение человека. Смысл жизни - в деянии добра и правды на благо людей.

    Таким образом, в последней поэме “Хамса”, как и во всех предыдущих, высказана основная гуманистическая идея, и служению ей подчинено все в “Пятерице”.

    Навои страстно желает донести до широкого круга читателей идеалы добра и правды, а потому труд своей он посвящает родному народу:
    “Мой труд! Начни в родной стране свой путь,
    Народу моему желанным будь,
    Чтобы могла сердца людей зажечь
    Моя правдовзыскующая речь”

    Лирические и прозаические произведения Алишера Навои

    Навои начал писать рано. Первоначально он собрал свои стихи в два дивана (собрание стихотворений): “Удивительные начала” и “Редкостные завершения”. И только к концу жизни, все стихи, вышедшие в два дивана, а также позже написанные, он собрал в единый сборник “Сокровищницы мыслей”, которая состоит из 4 диванов.

    Каждый из них назван в соответствии с периодом написания вошедших в сборник стихотворений:
    1. “Чудеса детства”.
    2. “Редкости юности”.
    3. “Диковины среднего возраст”.
    4. “Полезные советы старости”.

    В сборниках Навои представлены все жанры лирической поэзии Востока: газели, рубаи, туюги, касыды, кытъа, мухаммасы и т.д.

    Навои сумел органично сочетать традиционное с тем новым, что он не мог не внести от себя: сюжетность, образы, содержание, смелые и изысканные метафоры. Некоторые газели Навои отличаются определенной сюжетностью, т.е. связанностью бейтов, последовательностью развиваемой мысли, композиционной завершенностью. В них, помимо традиционной любовной тематики, получили отражение темы дружбы, пейзажные зарисовки, философские раздумья о поэзии, обществе, человеке и его назначении.

    Лирика А.Навои - своеобразный свод нравственности. Поэт воспевает простоту и скромность, стремление к знаниям и духовному совершенству, постоянную заботу о народе и внимание к его нуждам. Лирическое наследие поэта оказало сильное влияние на последующее развитие тюркоязычной поэзии.

    Лирика - жанр, который Навои развивал всю свою сознательную жизнь - дала возможность поэту практически доказать достоинства и поэтические правомочия родного языка, развить до классического совершенства литературный староузбекский язык.

    Прозаические произведения, работы по филологии, истории и экономике Навои не ограничился развитием лирического стихотворного жанра, долгие годы господствовавшего в литературе Востока, он работал и в жанре прозы, особое внимание уделяя научной.

    Наибольшую известность получили его трактаты и монографии: “Суждения о двух языках”, “Собрание утонченных”, “Возлюбленный сердец”. Трактат “Суждение о двух языках” в истории тюркоязычной культуры не имеет себе равных по значению и роли в ее развитии. В трактате Навои не только ограничился практическим доказательством поэтических достоинств родного языка, а сделал большее - обосновал это теоретически. Сравнивая два языка (тюркский и персидский), он доказывает превосходство тюркского языка, как в лексическом, так и в морфологическом аспектах.

    В “Собрание утонченных” Навои рассказывает о поэтах, с которыми он так или иначе сталкивался в своей жизни. Отзывы о них очень лаконичны, точны, объективны.

    “Возлюбленный сердец” - последняя книга, где в лаконичной форме нашел отражение богатейший духовный мир поэта, раздумья об обществе, взгляды на жизнь, людей.

    Перу Навои помимо “Хамсы” принадлежит поэма “Язык птиц” - последняя из созданных им поэм, дань юношескому увлечению поэмой Аттара “Логика птиц”.

    “Язык птиц” - произведение о нравственном самосовершенствовании личности. Это философско-символическая поэма, повествующая о судьбе птичьей стаи, возглавляемой Удодом, которая в поисках царя птиц Симурга преодолевает различные трудности и испытания. Небольшие главы поэмы состоят из теоретических высказываний и притч-иллюстраций. Здесь Навои вновь поднимает проблемы назначения человека и смысла его жизни.

    В личности А.Навои сочетались гениальный поэт и выдающийся политический деятель. Редкое единство Музы и Политики, видимо, и определило особенности творчества великого просветителя и мыслителя.

    В творениях Навои потрясает удивительное, столь не свойственное для литературы эпохи средневековья, реалистическое изображение характеров, логическая последовательность и глубокий психологизм образов. В обширном творческом наследии нашли свое место все существующие в литературе того времени жанры, как малые, так и крупные.

    Утверждая наиболее прогрессивные идеи времени, А.Навои выдвинулся в ряд выдающихся умов эпохи и вывел узбекскую литературу на мировую арену. Он по праву считается родоначальником узбекской классической литературы.