Ататюрк биография читать. Что мы знаем о Кемале Ататюрке

В начале XX века великая Османская империя вплотную подошла к своему закату. Ее исчезновение с карты мира было лишь вопросом времени. Что будет потом, мало кто представлял себе и в самой империи, и в остальном мире.

Появление на руинах империи современной Турции, такой, какой мы ее знаем, произошло благодаря деятельности человека, которого вполне можно назвать «турецким Петром I ». С той лишь разницей, что Гази Мустафа Кемаль-паша , более известный как Мустафа Кемаль Ататюрк создавал не монархическое государство, а республику. Но масштаб проведенных им реформ вполне сопоставим с теми, которые в России осуществил Петр Великий.

Гази Мустафа Кемаль-паша родился в 1881 году в принадлежавшем Османской империи городе Салоники, в семье мелкого лесоторговца, бывшего таможенного служащего Али Рыза-эфенди и его жены Зюбейде-ханым . Его точная дата рождения доподлинно неизвестна, сам Кемаль-паша в зрелом возрасте отмечал день рождения 19 мая — в день начала борьбы за независимость Турции.

В возрасте 12 лет Мустафа Кемаль-паша поступил в подготовительную военную школу в Салониках, а в 1896 году был зачислен в военную школу в македонской Битоле. В 1899 году Мустафа, проявивший яркие способности к военному делу, поступил в Оттоманский военный колледж в Стамбуле.

В 1902-1905 годах Мустафа Кемаль-паша завершил свое военное образование, закончив Оттоманскую академию генштаба.

Военная карьера Кемаля-паши началась с ареста за противозаконную критику политики султана Абдул-Хамида II . После нескольких месяцев в заключении молодой офицер был сослан в Дамаск, однако от критических мыслей о режиме, существующем в Османской империи, не отказался.

Фото: www.globallookpress.com

«Я не приказываю вам наступать, я приказываю вам умереть»

После двух лет службы в 5-й армии в Дамаске, Мустафа Кемаль-паша был переведен на службу в 3-ю армию в город Монстири с повышением в звании.

В 1911 году перспективный офицер Мустафа Кемаль-паша переводится на службу в Генштаб в Константинополе.

«Военный дебют» Кемаля-паши произошел в 1911 году на итало-турецкой войне, вспыхнувшей в Ливии. Подразделения под командованием молодого офицера действовали успешно: в декабре 1911 года он нанес поражение итальянцам под Тобруком. Весной 1912 года ему было поручено командование османскими войсками в Дерне.

В ходе Балканской войны 1912 года Мустафа Кемаль-паша успешно действовал против болгарских войск, а уже в 1913 году стал военным атташе посольства в Софии, где дослужился до звания подполковника.

В 1915 году подполковник Кемаль-паша был отозван на Родину для формирования 19-й дивизии, которой предстояло участвовать в боевых действиях Первой мировой войны.

В феврале 1915 года страны Антанты начали Дарданелльскую операцию, целью которой был захват контроля над проливом Дарданеллы и расположенным на берегу пролива портовым городом Чанаккале, взятие столицы Османской империи Константинополя и открытие для союзников морского пути в Россию.

После неудачи предпринятого в марте 1915 года прорыва англо-французской эскадры через Дарданеллы союзники приняли решение осуществить десант на полуострове Галлиполи. 25 апреля 1915 года английские и французские части, высаженные на мысе Арыбурну, выступили в бой с 19-й дивизией османской армией под командованием подполковника Мустафы Кемаля-паши.

Атака союзников была крайне мощной, и лишь высокое командное мастерство Кемаля-паши позволило османам удержать позиции. В своем обращение подполковник произнес фразу, ставшую широко известной: «Я не приказываю вам наступать, я приказываю вам умереть».

Находившийся на самом опасном участке 57-й полк 19-й дивизии погиб практически полностью, но наступление союзников было отбито.

За этот успех Кемаль-паша был произведен в полковники.

Фото: www.globallookpress.com

Популярный генерал проигравшей армии

В августе 1915 года группа османских войск под командованием Кемаля-паши одержала серию побед над союзниками — у залива Сувла, при Киречтепе и при Анафарталаре.

Успех, добытый в сражениях за Дарданеллы, сделал полковника Кемаля-пашу широко известным и популярным в стране. Он назначается командующим войсками в Эдирнеи Диярбакыре, а в апреле 1916 года производится в генерал-лейтенанты и вступает в должность командующего 2-й армией.

В августе 1916 году переброшенный на русско-турецкий фронт генерал Кемаль-паша во главе 2-й армии смог отбить у русских войск Муш и Битлис, однако вскоре царская армия вновь установила над ними контроль.

После инспекционной поездки в Германию на линию фронта вместе с наследным принцем Вахидеттином Эфенди Мустафа Кемаль-паша серьезно заболел и был направлен на лечение в Баден-Баден.

К моменту его возвращения в действующую армию, для Османской империи в войне все было практически кончено. Несмотря на это, генерал Кемаль-паша во главе 7-й армии с августа по конец октября 1918 года отражал атаки английских войск.

После подписания Мудросского перемирия, 31 октября зафиксировавшего поражение Османской империи в Первой мировой войне, генерал Кемаль-паша вернулся к работе в министерстве обороны.

Фото: www.globallookpress.com

Страна без султанов, халифов и шариата

Весной 1919 года Мустафа Кемаль-паша, полагавший, что независимость страны под угрозой, стал во главе революционного движения своих единомышленников, выступавших против оккупационных войск и султанского правительства.

В апреле 1920 года Мустафа Кемаль-паша в Анкаре созвал собственный парламент и сформировал новое правительство, видевшее своей задачей формирование нового независимого турецкого государства.

После нескольких лет кровопролитных войн с Арменией и Грецией, противостояния с Великобританией и Францией, Кемалю-паше удалось добиться признания своего правительства и новых границ государства.

В 1923 году, после вывода войск союзников, Мустафа Кемаль-паша основал Турецкую республику и был выбран её первым президентом, сохраняя этот пост вплоть до своей кончины.

Реформы, которые Кемаль-паша считал обязательными для сохранения государственности, были начаты еще до заключения Лозаннского мирного договора, окончательно поставившего точку в войне.

В 1922 году был ликвидирован султанат и взят курс на создание светского государства. В 1924 году, несмотря на яростное сопротивление консерваторов, Кемаль-паша добился упразднения халифата.

Следующим шагом стала передача всех научных и учебных заведений в распоряжение министерства просвещения, создание единой светской системы национального образования.

В 1926 году был принят новый Гражданский кодекс, где устанавливались либеральные светские принципы гражданского права, определялись понятия собственности, владения недвижимого имущества — частного, совместного и т. д. Кодекс был переписан с текста швейцарского гражданского кодекса, тогда — самого передового в Европе. Таким образом, в прошлое уходило законодательство Османской империи, основанное на шариате.

В 1928 году борьба главы государства за его светский характер завершилась принятием закона, отделяющего религию от государства.

Сопротивление религиозных фанатиков Кемаль-паша и его сторонники подавляли безжалостно. Дервишские ордена, составлявшие идеологическую опору противников власти, были распущены и запрещены.

Фото: www.globallookpress.com

«Великий турок»

Как когда-то Петр Великий, Кемаль-паша, меняя страну, поменял и столицу — из Стамбула она была перенесена в Анкару. Это позволило лидеру сильно ослабить влияние оппонентов на политические процессы.

При Мустафе Кемаль-паше произошла латинизация турецкого алфавита, в одежде был введен европейский стиль, были отменены титулы и феодальные формы обращения, турецкие женщины получили избирательные права.

В 1934 году жители Турции получили фамилии, которых в Османской империи просто не существовало. Самому главе государства парламент Турции присвоил фамилию «Ататюрк» («отец турок» или «великий турок»).

Экономические реформы Ататюрка имели не меньшее значение, чем политические. При нем в сельском хозяйстве была отменена устаревшая система налогообложения и созданы благоприятные условия для частного предпринимательства.

Важнейшее значение имел Закон о поощрении промышленности, вступивший в силу с 1 июля 1927 года. Отныне промышленник, намеревавшийся строить предприятие, мог получить безвозмездно земельный участок до 10 га. Он освобождался от налогов на крытые помещения, на земельный участок, на прибыль и т.п. На материалы, импортируемые для строительства и производственной деятельности предприятия, не налагались таможенные сборы и налоги.

При Ататюрке началось активное строительство дорог в стране, были приняты и реализованы 1-й и 2-й планы индустриального развития страны.

Фото: www.globallookpress.com

Не все так однозначно...

Ататюрк сформулировал и идеологическую основу нового Турецкого государства, получившую название «кемализм». Он базировался на шести пунктах внесенных в Конституцию 1937 года:

1) народность;

2) республиканизм;

3) национализм;

4) светскость;

5) этатизм (государственный контроль в экономике);

6) реформизм.

То, что было хорошо для этнического большинства, отнюдь не обязательно было столь же хорошо для национальных меньшинств. Гонения на христиан, начавшиеся еще до прихода к власти Ататюрка, с меньшим накалом, но продолжались и при нем. Турецкие националисты требовали от меньшинств отказа от своего языка в пользу турецкого, а ассимиляция объявлялась высшим проявлением лояльности к государству.

Выступления курдов с требованиями автономии Ататюрк подавлял при помощи армии, само понятие «Курдистан» был изъято из книг и документов, а курды были объявлены «горными турками».

В международных отношениях курс, принятый при Ататюрке, также являлся весьма неоднозначным. В 1920-х, во время борьбы за создание Турецкой республики, Ататюрк сотрудничал с СССР, принимая от него помощь. Но, закрепившись у власти, он резко изменил курс, что привело к охлаждению отношений между двумя странами.

В 1930-х годах началось сближение Турции и нацистской Германии, чей лидер Адольф Гитлер отзывался об Ататюрке с одобрением. Уже после смерти Кемаля-паши Турция будет балансировать на грани вступления во Вторую мировую войну на стороне нацистского блока, однако сумеет этого, к своему счастью, избежать.

Образ, которого боится Эрдоган

Мустафа Кемаль Ататюрк не был аскетом, любил музыку, танцы, игру в нарды и бильярд, ценил хорошее вино и другие спиртные напитки. Как считается, последнее пристрастие спровоцировало цирроз печени, который мучил турецкого лидера в последние годы жизни. В 1937 году его состояние стало стремительно ухудшаться, но он продолжал активно работать.

Предчувствуя скорый конец, Ататюрк подарил принадлежащие ему земли Казначейству, а часть своей недвижимости — мэриям Анкары и Бурсы. Родных детей у него не было, поэтому наследство он распределил между сестрой и приемными детьми. Кстати, одна из приемных дочерей Ататюрка, Сабиха Гёкчен , стала первой в стране женщиной-летчиком.

Мустафа Кемаль Ататюрк умер 10 ноября 1938 года, в возрасте 57 лет, во дворце Долмабахче, бывшей резиденции турецких султанов в Стамбуле, и был похоронен на территории музея этнографии в Анкаре. 10 ноября 1953 года останки были перезахоронены в специально выстроенном для Ататюрка мавзолее «Аныткабир».

Мавзолей «Аныткабир». Фото: www.globallookpress.com

Культ личности Ататюрка, установившийся после его смерти, сравним даже не с почитанием Ленина в СССР, а, скорее, с почитанием вождей в Северной Корее. В Турции преступлением считается осквернение изображений Ататюрка, критика его деятельности и очернение фактов его биографии. Поэтому даже нынешний лидер Турции Реджеп Тайип Эрдоган , не безосновательно обвиняемый в попытках демонтажа светского государства, созданного Ататюрком, на личность первого лидера современной Турции, покушаться даже не пытается. По крайней мере, пока.

10 ноября в Турции была весьма торжественно и обстоятельно отмечена 74-я годовщина смерти основоположника Турецкой Республики Кемаля Ататюрка. Он умер 57-и лет и похоронен в мавзолее в Анкаре

Канонизированную биографию Ататюрка (так некогда было с жизнеописанием советских вождей-идолов Ленина и Сталина) в Турции знают все едва ли не наизусть, но на деле она полна загадок и нестыковок. Так, нет достоверных сведений о дате рождения — то ли 1880-й, то ли 1881-й. Сам Мустафа выбрал днем рождения 19 мая — день начала борьбы за независимость.



Подвергается сомнению и место появления на свет. Салоники? Традиционно — да, Салоники, тогда — оттоманский город. Нет документальных данных о национальной принадлежности родителей Мустафы. Возможно, а скорее всего, отец был по происхождению албанцем. Распространено мнение, что он принадлежал к еврейской секте “дёнме”... Мать вроде бы македонка, но тоже нет точных сведений. Биографы утверждают, что Мустафа был активным, вспыльчивым, независимым, бескомпромиссным ребенком. Разумеется, целеустремленным и независимым. С 12 лет получал образование в подготовительной военной школе и далее вплоть до Оттоманской академии Генштаба. Критиковал Абдулгамидовский режим и участвовал в младотурецком перевороте...
Без сомнения, Ататюрк был крупнейшим государственным, политическим и военным лидером своей страны. Он смог “вытащить из ямы“ Османскую империю после поражения в Первой мировой войне и заложить основы современного государства. Ататюрку удалось собрать остатки войск бывшего Кавказского фронта и сколотить их в “кувввал-и миллие” — “национальные силы”, создать буржуазно-националистическое движение, позже названное “кемалистским”. Оно было направлено прежде всего против греков и армян, Республики Армения. Главной целью кемалистского движения было сохранение целостности Османской империи. С первого дня начала “движения” Кемаль продекларировал, что “Турция не уступит ни пяди земли Армении” и будет “вести решительную борьбу против всякого движения, поставившего себе целью создание независимой Армении”. Свои территориальные претензии он сформулировал в день открытия Великого национального собрания — 23 апреля 1920 года: “Границы Турции должны включать Карс, Батум, Ардаган на Кавказе, Мосул и Диарбекир — в Месопотамии”.
Говоря о войне с Арменией, Кемаль был предельно концептуален и кровожаден: “Мы должны уничтожить армянскую армию и армянское государство”. В захваченных армянских городах и селах он, по существу, продолжил геноцид, организованный младотурками.
В 1920-1921 гг. Кемаль начал сближение с советской Россией, что было обусловлено известным родством душ с Лениным и антиантантовской позицией Турции. Полуголодная Россия более чем щедро, по-царски, в два приема оказала помощь Турции. Сближение привело к дружеским объятиям — переговорам в Москве и Московскому договору 1921 года. Договор, напомним, был подписан без участия Армении. Ататюрк обставил Ленина и Россию и добился ценнейших территориальных приобретений в основном за счет Армении. В Закавказье он получил 26 тысяч кв.км, из них 24 тысячи были территорией Республики Армения.
В дальнейшем Кемаль продолжил не менее успешно мухлевать: с одной стороны, велеречиво заявлял о своем неослабном стремлении поддерживать отношения с СССР, с другой — проводил реальную и эффективную политику сближения с Европой и США.
В последние недели едва не все турецкие издания, а также некоторые зарубежные посвятили статью турецкому вождю, чья и жизнь, и смерть полны тайн. В “демократической” Турции явно не стремятся разгадать их.

“Бин Яша, биш Яша, Мустафа Кемаль Паша”

“Бин Яша, биш Яша, Мустафа Кемаль Паша”, — “тысячи лет жизни тебе, наш любимый Ататюрк”, — напевает Хамид, торговец турецкими баранками на углу одной из стамбульских улиц. 10 ноября ровно в 09:05 он приостанавливает свою торговлю и замирает под длительный вой сирен, который звучит по всей стране в честь очередной годовщины смерти Ататюрка. Вместе с ним в немом почтении застывают прохожие на улице, школьники, домохозяйки, базарные торговцы, продавцы ковров, рабочие на стройках и даже водители пассажирских морских трамваев и поездов метро, которые ровно на пять минут останавливают в темных туннелях вагоны поезда. Сегодня у стамбульского дворца Долмабахче, где скончался бывший турецкий лидер, собрались около десяти тысяч людей, чтобы почтить его память и возложить к подножию его кровати белые хризантемы, любимые цветы Ататюрка.
“Ататюрк был профессиональным военным, — говорит тринадцатилетняя стамбульская школьница Айше Арман, которая пришла сюда вместе со своими родителями, — он учился в Салониках, окончил академию Генштаба. Во время Первой мировой войны, которая повлекла распад Османской империи, возглавил национально-освободительное движение против стран победительниц: Англии, Франции, Италии Греции”, — продолжает школьница Айше. Война, как известно, закончилась провозглашением независимого турецкого государства. Ататюрк отменил исламский календарь, ввел новый гражданский кодекс, который устанавливал равноправие между полами, отделил религию от государства, принял новый алфавит и Конституцию Турции. За годы существования Турецкой Республики пропагандистская машина создала свою биографию вождя, не гнушаясь даже самых нелепых мифов. “Ататюрк любил цветы и детей, — говорит в интервью телеканалу СNN Turk ученица стамбульской школы, — однажды он вынужден был скрываться от врагов в снежной пустыне. Он не ел несколько дней, продрог и страшно замерз, не мог найти дорогу. Ему помог орел, который прилетел и указал правильный путь”, — продолжает десятилетняя школьница.
Настоящие данные личной жизни вождя однако до сих пор засекречены и находятся в тайных архивах, считают эксперты. Несмотря на то, что подробности жизни создателя Турецкой Республики знает каждый турецкий школьник, Ататюрк до сих пор остается самой закрытой и неприкасаемой фигурой в турецком обществе. Память основателя Турции священна, специальный закон защищает репутацию, честь и достоинство бывшего лидера. Любое недостаточно почтительное упоминание о нем в публичном месте грозит длительным сроком заключения.
“Турецкое общество не готово принять Ататюрка таким, каким он был на самом деле”, — говорит турецкий гражданин Х... Несколько лет назад в Турции были впервые опубликованы письма, дневники и воспоминания бывшей жены вождя, Латифы, с которой он прожил несколько лет, а потом развелся... Это вызвало настоящий шок в турецком обществе. Видные представители турецкой интеллигенции предлагали арестовать и направить в тюрьму авторов публикации. “Латифа была дочерью богатого торговца из Измира, это была самостоятельная, умная, независимая, образованная женщина, — писали авторы издания, группа турецких историков и ученых, — она не могла принять слишком крутого нрава вождя, его ревность и вспыльчивость”. Она не могла также ужиться с его образом жизни. В последние годы Ататюрк много пил и устраивал длительные возлияния с друзьями. Он посещал европейские кварталы, любил общество раскрепощенных свободных женщин, встречался с русскими эмигрантками из России, любил танцевать, много пил, в основном крепкий спиртной напиток раке, за что его за глаза называли пьяницей. Чрезмерное употребление спиртного, по официальным данным, стало причиной смерти турецкого лидера. Врачи поставили диагноз цирроз печени, однако данные о вскрытии тела так и не были обнародованы. Это породило невероятное количество слухов, многие из которых популярны до сих пор. Ряд историков, например, утверждает, что Ататюрк был убит, что его могли уничтожить силы, которые не хотели подъема Турции, в частности члены еврейско-масонской ложи, имевшие в те годы довольно большую силу в Турции, к которой, по мнению историков, принадлежал и сам Кемаль.
Дело в том, что заговоры против вождя были и при его жизни. Многие его соратники выступали против единоличного правления Ататюрка. В конце 1926 года в Стамбуле прошли показательные судебные процессы над его сподвижниками, которые планировали его физическое устранение. В убийстве якобы замешана американская кинозвезда Заза Габор, известная не столько ролями, сколько многочисленными замужествами и романами. Ее называли “самой дорогой куртизанкой со времен мадам де Помпадур”. В тридцатые годы в ранней юности Заза Габор вышла замуж за турецкого дипломата и переехала в Турцию. Она тайно встречалась с Ататюрком, имела с ним близкие отношения, а после его кончины неожиданно тайно выехала в Америку.
Турецкий исследователь Али Кузу, автор книги “Кто убил Ататюрка?”, полагает, что турецкого лидера могли отравить сильнодействующим мочегонным средством, которое содержит ртуть и крайне опасно при длительном применении. Когда Ататюрка приезжали лечить специалисты из Франции, его здоровье улучшалось, а когда заботу о нем снова брали на себя турецкие врачи, состояние его здоровья снова ухудшалось”, — пишет он.
“У меня есть фотографии одного из врачей, проведшего вскрытие тела Ататюрка, — заявил накануне очередной годовщины смерти Ататюрка известный историограф, коллекционер Мухамед Юкче в интервью турецкому ТВ, — на фото его тело лежит на фольге, вскрыта брюшная полость. Вскрытие тела вождя производила через два дня после его смерти группа турецких врачей, — Акыл Мухтар, Мехмед Камиль, Сурея Хедо. Доктора заявили, что не посмели даже взять образец крови вождя. Однако во всем мире уже проводили аутопсию. Что там происходило, никто не знает. Та часть документов, где описывается вскрытие, отсутствует”.
После смерти тело Ататюрка было забальзамировано и спешно отправлено в этнографический музей, а позже захоронено в мавзолее в Анкаре. Эксперты утверждают, что данные о вскрытии тела существуют, но до сих пор засекречены и находятся в государственном архиве. Оппозиционная газета “Сезжду”, например, утверждает, что Ататюрк был отравлен так же, как много позже президент Турции Тургут Озал, скончавшийся в 1993 году. Останки тела Озала эксгумировали в начале октября этого года. По данным турецких газет, в образцах ткани тела бывшего экс-президента был обнаружен сильнодействующий яд — стрихнин, который якобы добавляли в его еду и напитки. Официальные власти эту информацию отвергают.
“Мы до сих пор страшно боимся Ататюрка, — пишет известный турецкий журналист Мехмет али Биранд. — Он вызывает у нас восхищение и страх, которые мы впитали с детства, со школьной скамьи. Эти чувства были в глазах наших матерей и дедов, которые рассказывали нам на ночь истории о его героических подвигах. Эти чувства я испытывал в армии каждый раз, когда поднимался вверх турецкий флаг. Мы до сих пор не знаем реальности, нам удобнее жить с мифом, который привили нам с детства, и не хотим расставаться с детской мечтой”.

Так в Салониках, или в Малатии?

В последнее время в Турции вновь стала активно циркулировать информация об армянском или курдском происхождении основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Причиной подобных разговоров стали те аргументы, согласно которым Ататюрк родился не в Салониках, а в Малатии, где преобладало армянское и курдское население. Обозреватель турецкой газеты Radikal Орхан Кемаль Дженгиз в своей статье обратился к этим разговорам.
“Мы — это не оставившая в прошлом ничего и не сумевшая двинуться вперед страна. Мы не смогли искренно посмотреть на произошедшие в прошлом события, не смогли скорбеть по боли, однако, как бы это ни было болезненно, нужно иметь силы для того, чтобы выстоять перед болью действительности. Мы предпочли забыть большую часть своей истории. Эта ноша настолько потяжелела на наших плечах, что сегодня из-за этой тяжести мы не можем решить ни одной своей проблемы”, — написал Кемаль Дженгиз.
Он отметил, что периодически направо-налево распространяются подобные слухи, однако им не удается храбро смотреть на них, как, например, не смогли они с легкостью принять то, что в ходе войны Чанаккале героем стал армянский офицер — Саргис Торосян. То есть когда, с одной стороны, младотурки уничтожали армян, один армянский офицер боролся за свою страну. Конечно, ни в одном из наших учебников по истории нет имени Торосяна, поскольку история сражавшегося на смерть за страну армянина беспокоит нас и напоминает нам о нашей ноше за спиной. Обращаясь к разговорам о том, что Ататюрк родился не в Салониках, а в Малатии, Дженгиз пишет: “Эта информация может быть и правдива, и ложна. Вполне возможно, что информация о рождении Ататюрка в Салониках была также придумана”. Для доказательства сказанного журналист напоминает, что до последних пор для отрицания существования курдов придумывались всевозможные факты. Сегодня их существование принимают, однако не дают им равных прав, даже отказываются признавать их право на родной язык. “Нам необходимо искренно посмотреть на свою историю. Тогда мы увидим борьбу армянского офицера в Чанаккале, а Ататюрка и курдских повстанцев будем воспринимать так, как они есть, и, оставив в стороне ношу на наших плечах, двинемся дальше”, — завершает он.

ТУРЕЦКО-АРМЯНСКАЯ ВОЙНА. ОТНОШЕНИЯ С РСФСР

Основные этапы турецко-армянской войны: взятие Сарыкамыша (20 сентября 1920 года), Карса (30 октября 1920 года) и Гюмри (7 ноября 1920 года).
Решающее значение в военных успехах кемалистов против армян, а также впоследствии греков, имела значительная финансовая и военная помощь, оказанная большевистским правительством РСФСР начиная с осени 1920 года вплоть до 1922 года. Уже в 1920 году в ответ на письмо Кемаля Ленину от 26 апреля 1920 года, содержавшее просьбу о помощи, правительство РСФСР направило кемалистам 6 тысяч винтовок, свыше 5 млн винтовочных патронов, 17 600 снарядов и 200,6 кг золота в слитках.
При заключении 16 марта 1921 года в Москве договора о “дружбе и братстве” было также достигнуто соглашение об оказании ангорскому правительству безвозмездной финансовой помощи, а также помощи оружием, в соответствии с которым российское правительство в течение 1921 года направило в распоряжение кемалистов 10 млн руб. золотом, более 33 тысяч винтовок, около 58 млн патронов, 327 пулеметов, 54 артиллерийских орудия, более 129 тысяч снарядов, полторы тысячи сабель, 20 тысяч противогазов, 2 морских истребителя и “большое количество другого военного снаряжения”. Российское правительство большевиков в 1922 году выступило с предложением пригласить представителей правительства Кемаля на Генуэзскую конференцию, что означало для ВНСТ фактическое международное признание.
Письмо Кемаля Ленину от 26 апреля 1920 года, среди прочего, гласило: “Первое. Мы принимаем на себя обязательство соединить всю нашу работу и все наши военные операции с российскими большевиками, имеющими целью борьбу с империалистическими правительствами и освобождение всех угнетенных из-под их власти “ Во второй половине 1920 года Кемаль планировал создать подконтрольную ему турецкую коммунистическую партию — для получения финансирования от Коминтерна; но 28 января 1921 года все руководство турецких коммунистов было ликвидировано с его санкции. Главного турецкого коммуниста Мустафу Субхи и его ближайших соратников предали казни — кажется, утопили в Босфоре.

ГРЕКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА

Согласно турецкой традиции, считается, что “Национально-освободительная война турецкого народа” началась 15 мая 1919 года с первых выстрелов, данных в Измире по высадившимся в городе грекам. Оккупация Измира войсками Греции осуществлялась в соответствии со статьей 7-й Мудросского перемирия. Вплоть до августа-сентября 1921 года удача сопутствовала обеим сторонам, однако исход войны решился при Генеральном наступлении турок и победе над греками при Домлупынаре (ныне Кютахья. Мустафе Кемалю был пожалован титул “гази” и звание маршала.
26 августа позиции греков были прорваны, и греческая армия фактически потеряла боеспособность. 30 августа был взят Афьон-Карахисар, 5 сентября — Бурса. Остатки греческой армии стеклись в Измир, однако флота для эвакуации не хватало. Эвакуироваться сумели не более трети греков. Турки захватили 40 тысяч человек, 284 орудия, 2 тысячи пулеметов и 15 самолетов. Около миллиона человек с обеих сторон остались без крова.
9 сентября Кемаль, находясь во главе турецкой армии, вступил в Измир; греческие и армянские части города были полностью уничтожены пожаром; все греческое население бежало либо было уничтожено. Сам Кемаль обвинял в сожжении города греков и армян, а также лично митрополита Смирнского Хризостома, в первый же день вступления кемалистов погибшего мученической смертью: командующий Нуреддин-паша выдал его турецкой толпе, которая умертвила его после жестоких истязаний. (Ныне Хризостом причислен к лику святых).
17 сентября 1922 года Кемаль направил телеграмму министру иностранных дел, в которой предлагалась следующая версия: город был подожжен греками и армянами, которых к тому побуждал митрополит Хризостом, утверждавший, что сожжение города — религиозный долг христиан; турки же делали все для его спасения. То же Кемаль говорил французскому адмиралу Дюменилю: “Мы знаем, что существовал заговор. Мы даже обнаружили у женщин-армянок все необходимое для поджога... Перед нашим прибытием в город в храмах призывали к священному долгу — поджечь город”. Французская журналистка Берта Жорж-Голи, освещавшая войну в турецком лагере и прибывшая в Измир уже после событий, писала: “Кажется достоверным, что, когда турецкие солдаты убедились в собственной беспомощности и видели, как пламя поглощает один дом за другим, их охватила безумная ярость и они разгромили армянский квартал, откуда, по их словам, появились первые поджигатели”.
Кемалю приписываются слова, якобы сказанные им после резни в Измире: “Перед нами знак того, что Турция очистилась от предателей-христиан и от иноземцев. Отныне Турция принадлежит туркам”.
Под давлением британских и французских представителей Кемаль в конце концов разрешил эвакуацию христиан, но не мужчин от 15 до 50 лет: они были депортированы во внутренние области на принудительные работы и в большинстве погибли.
11 октября 1922 года державы Антанты подписали с кемалистским правительством перемирие, к которому спустя 3 дня присоединилась Греция; последняя была вынуждена оставить Восточную Фракию, эвакуировав оттуда православное (греческое) население.
24 июля 1923 года в Лозанне был подписан Лозаннский мирный договор (1923), положивший конец войне и определивший современные границы Турции на западе. Лозаннский договор, среди прочего, предусматривал обмен населением между Турцией и Грецией, что означало окончание многовековой истории греков в Анатолии. В октябре кемалисты вступили в эвакуированный Антантой Стамбул.
По материалам
зарубежной,
в т.ч. турецкой прессы
Подготовила для газеты "Новое время"

Сегодня имя Мустафы Кемаля Ататюрка знает без преувеличения каждый турецкий школьник. Его почитают как старшее, так и молодое поколение. Именно этому человеку всего за 15 лет своего правления удалось создать сильную, развитую и современную Турцию – такую, какой мы знаем ее сегодня. Давайте же поближе познакомимся с биографией этого великого турецкого реформатора и узнаем, какими делами он прославился на весь мир.

Гази-Мустафа Кемаль-паша родился в 1880 году в городе Салоники (сегодняшняя Греция) в небогатой семье. Точный день своего рождения Мустафа не знал и позже выбрал в качестве него 19 мая – дату начала борьбы за независимость Турции. Мать очень хотела, чтобы Мустафа воспитывался в традициях ислама и изучал Коран, а отец мечтал дать сыну современное образование. В результате, так и не придя к согласию по этому вопросу, родители отдали Мустафу в ближайшую школу, а в 12 лет (через 4 года после смерти отца) Мустафа по собственному желанию поступил в подготовительную военную школу. Именно здесь за успехи в учебе ему дали второе имя – Кемаль, что означает «совершенство». А вот фамилию Ататюрк («отец турок») Мустафа Кемаль получил намного позже – в 1934 году по предложению парламента.

Мустафа Кемаль в совершенстве владел немецким и французским языками, любил искусство во всех его проявлениях, но при этом с самого детства отличался строгим, своенравным и даже несколько упертым характером. Он привык добиваться своих целей и говорить правду в глаза, за что впоследствии нажил себе множество врагов.

Мустафа закончил военную школу в Македонии, Оттоманский военный колледж в Стамбуле и Оттоманскую академию генштаба. Сразу после окончания академии пережил арест и ссылку. Но это не сломило дух будущего реформатора и лишь напротив подвигло его на новые свершения.

Мустафа Кемаль служил в Сирии и Франции, а во время Первой мировой войны принимал активное участие в военных операциях – командовал турецкими войсками в битве на Чанаккале, препятствовал успеху британских сил при высадке в заливе Сувла, был предводителем 7-й армии и успешно оборонялся от атак английских войск. После окончания военных действий вернулся в Стамбул и поступил на работу в Министерство обороны.

Послевоенное время было самым тяжелым для Османской империи. В этот момент именно Мустафа Кемаль определил основные пути спасения отчизны. Одним из самых известных высказываний Ататюрка стало: «Полная независимость возможна только при экономической независимости». Именно этого он и старался добиться для граждан своей страны.

Для того чтобы рассказать обо всех реформах Мустафы Кемаля не хватит и двух статей. Но мы все же попытаемся хотя бы кратко познакомить вас с теми реформами, которые были произведены в Турции в годы правления Ататюрка. За какие-то 15 лет в стране был упразднен султанат и провозглашена Республика, проведена реформа головных уборов и одежды, введена международная система времени и мер измерения, женщинам предоставлены равные с мужчинами права, принят новый Гражданский кодекс и осуществлен переход на светскую систему правления, принят новый турецкий алфавит, упорядочено университетское образование, введено поощрение частного предпринимательства в сельском хозяйстве и отменена устаревшая система налогообложения, создано огромное количество успешных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, построена обширная сеть дорог на территории всей страны и многое многое другое.

Сложно поверить в то, что один человек смог совершить такой колоссальный рывок в развитии всей страны и совершить преобразования абсолютно во всех сферах, создав сильную и единую страну. Так сложилось, что у Мустафы Кемаля не было своих детей, но у него было 10 приемных и 11-й ребенок – его Турция.

Ататюрк умер в возрасте 57 лет от цирроза печени. До последних дней он работал на благо страны, а часть своего наследства завещал турецким обществам лингвистики и истории. Великий реформатор был похоронен 21 ноября 1938 года на территории музея этнографии в Анкаре. А 15 лет спустя его останки были перезахоронены в выстроенном для Ататюрка мавзолее «Аныткабир».

Основатель и первый президент Турецкой республики и сегодня служит для своих соотечественников наглядным доказательством тезиса «какое счастье быть турком»

Мустафа Кемаль Ататюрк

Мустафа Риза родился в Салониках 12 марта 1881 го да в семье лесоторговца. Прозвище Кемаль — «Совершенство», - по его словам, получил в военном училище за математические способности. Но самый авторитетный из его биографов, Эндрю Манго, утверждает, что имя это он принял по своему почину в честь поэта-националиста Намика Кемаля. В 1934 году Великое национальное собрание Турции присвоило ему фамилию Ататюрк - «Отец турок». По окончании Первой мировой войны не признал капитуляции султана и раздела Османской империи, после высадки греков в Измире в 1919 году организовал национальное движение сопротивления по всей Анатолии. В 1920-м избран председателем Великого национального собрания. В 1923-м провозгласил республику и был избран ее первым президентом. Умер в Стамбуле 10 ноября 1938 года, с 1953 года его останки покоятся в мавзолее «Аныткабир».

Как-то раз в турецком захолустье я познакомился с бывшим советским скульптором. Что же он лепит? - задал я глупый вопрос. Как что, ну, конечно, Ататюрка! Кто поднаторел в «лукичах» и «ростовичках» (бюстах и статуях Ленина), тому сподручно ваять Отца нации.

Первые статуи Мустафы Кемаля Ататюрка в Турции стали возводить при его жизни немецкие и итальянские скульпторы. Так был задан фашистский стиль ататюрковой иконографии, не менявшийся уже потом никогда. Основных типов статуй было три. Первый изображал Отца турок полководцем - верхом на лихом коне или пешим, с трубкой во рту и папахой на голове. Второй - Отца нации в гражданском одеянии, часто даже во фраке и бабочке, иногда с книгой в руках. Третий символизировал связь вождя с народом: Ататюрк беседует с рабочими и крестьянками, держит за руки детишек и т. п. А в Трабзоне мне попался Ататюрк, вырастающий из гигантской ладони - неизвестно чьей.

Разумеется, гораздо более многочисленны бюсты Мустафы Кемаля: ими украшены все школы, суды, воинские части, больницы, библиотеки, тюрьмы и т. д. Обычно они покрашены золотой краской и воспроизводят всегда одно и то же суровое выражение лица. Ну и вовсе неисчислимы портреты вождя. Одни оживляют стены всех без исключения закусочных, мастерских, магазинов, бассейнов, присутственных мест, а также монеты, купюры, почтовые марки, значки, другие выложены камнями на склонах гор (самый впечатляющий - на горе Эрзинджан, площадью 7568 м2). А турецкие школьники учат наизусть посвященные портрету стихи, вроде тех, что памятны советскому человеку.

Победоносный генерал Мустафа Кемаль, придя к власти в 1919 году, среди уныния, вызванного поражением в Первой мировой войне, наголову разгромил вторгшуюся в Турцию греческую армию и тем вернул народу веру в свои силы. На руинах султаната он начал создавать турецкую идентичность с нуля. Кемаль объявил, что рухнувшая многонациональная Османская империя была лишь путами для турецкой нации. Всю модернизацию Кемаль проводил под знаменем возвращения к тюркским корням. Европейское платье и всеобщее обучение, женское равноправие и латинский алфавит, парламент и этатизм, западная музыка и система имен и фамилий, гребля и танцы, питье спиртного и гольф - все объявлялось соответствующим исконным национальным традициям турок.

Главной опасностью для реформ Кемаля был ислам. Да, Отец турок провозгласил секуляризм основой государства, отменил шариат, халифат. Однако оставался рубеж, который даже ему было не перейти, - мусульманский быт и образ мыслей. Есть слухи, что сам он недолюбливал ислам, но публично критиковать его не решился. В отличие от большевиков, запретивших колокольный звон и крестные ходы без малейших колебаний, Кемаль вынужденно смирился с постами, хаджем, обрезанием, а главное, с ежедневными пятикратными криками муэдзинов.

Ататюрк умер в 1938 году и упокоился в мавзолее, шедевре фашистской архитектуры. Еще при жизни он стал идолом новой турецкой религии - национализма (в противоположность как имперству, так и исламизму). На всякий подъем мусульманских настроений, на всякое обострение курдского сепаратизма власти отвечали массовым возведением в проблемных областях новых статуй, насильственным распространением новых портретов, переименованием все новых и новых улиц, университетов, дорог, мостов, аэропортов в честь Отца турок. Ататюрк - воплощение того самого мистического тела, которое должна представлять собой турецкая нация. Главным проводником этой светской религии стала армия, периодически отстранявшая от власти гражданские правительства, если их можно было заподозрить в исламистских симпатиях. В последний раз такое случилось в 1997 году. Впрочем, постепенно турецкая экономика начала расти, страна двинулась к процветанию, и тут возникли новые проблемы.

Стремление Турции войти в Европу привело к некоторому смягчению режима. Ислам поднял голову и выработал мягкие методы работы со светским миром. Умеренно-исламистская партия пришла к власти, а женский платок в университетах сделался символом борьбы против солдафонского произвола. Все усложнилось, и теперь уже Ататюрк стал не только казенной дубиной, но и знаменем интеллектуального протеста против ползучей исламизации. Огромным спросом пользуются плакаты, на которых Ататюрк пьет кофе, поет песни, а главное - хохочет. Его изображение освоил мир бизнеса и рекламы.

Но очеловечиванию Кемаля есть предел. Недавно вся Турция посмотрела документальный фильм «Мустафа», снятый режиссером-либералом Джаном Дюндаром. Из него люди с изумлением узнали, что Отец нации не мог построить прочных отношений ни с одной женщиной, боялся спать в темноте и умер от цирроза. Кино не только вызвало возмущение военных, не только повлекло судебное преследование (оскорбление Отца турок и сегодня официально является преступлением), но и снискало проклятия со стороны секуляристов, усмотревших в нем потакание исламизму. Однако самое любопытное то, что «Мустафа» не пользовался успехом и среди исламистов. Ведь только ничтожная часть мусульманских фанатиков объявляет Кемаля евреем и английским шпионом, а подавляющее их большинство считает, что он… посланец Аллаха, выполнявший особую миссию на Земле.


"Ататюрк" в переводе с турецкого означает " отец народа ", и это в данном случае не преувеличение. Человека, носившего эту фамилию, по заслугам именуют отцом современной Турции.

Один из современных архитектурных памятников Анкары - мавзолей Ататюрка, сложенный из желтоватого известняка. Мавзолей стоит на холме в центре города. Обширный и: "сурово простой" он производит впечатление величественного сооружения. Мустафа Кемаль в Турции повсюду. Его портреты висят в государственных учреждениях и кофейнях маленьких городов. Его статуи стоят на городских площадях и скверах. Его изречения встретишь на стадионах, в парках, в концертных залах, на бульварах, вдоль дорог и в лесах. Люди слушают восхваления ему по радио и телевидению. Регулярно демонстрируется уцелевшая кинохроника его времен. Речи Мустафы Кемаля цитируют политические деятели, военные, профессора, профсоюзные и студенческие лидеры.

Вряд ли в современной Турции можно найти что-либо подобное культу Ататюрка. Это официальный культ. Ататюрк один, и никого с ним нельзя соединять. Его биография читается как жития святых. Спустя более полувека после смерти президента его почитатели с затаенным дыханием говорят о проницательном взгляде его голубых глаз, о его неутомимой энергии, железной решимости и непреклонной воле.

Мустафа Кемаль родился в Салониках в Греции, на территории Македонии. В то время эта территория контролировалась Османской империей. Отец его был среднего ранга таможенным чиновником, мать - крестьянкой. После трудного детства, проведенного из-за ранней смерти отца в нищете, мальчик поступил в государственную военную школу, затем в высшее военное училище и в 1889 году, наконец, в Османскую военную академию в Стамбуле. Там, помимо воинских дисциплин, Кемаль самостоятельно изучая произведения Руссо, Вольтера, Гоббса, других философов и мыслителей. В возрасте 20 лет он был направлен в Высшее военное училище Генерального штаба. Во время обучения Кемаль и его товарищи основали тайное общество "Ватан". "Ватан" - турецкое слово арабского происхождения, которое можно перевести как "родина", "место рождения" или "место жительства". Общество характеризовалось революционной направленностью.

Кемаль, не сумев добиться взаимопонимания с другими членами общества, покинул Ватан и примкнул к Комитету союза и прогресса, который сотрудничал с движением младотурок (турецкое буржуазное революционное движение, ставившее задачей замену султанского самодержавия конституционным строем). Кемаль был лично знаком со многими ключевыми фигурами в младотурецком движении, но не участвовал в перевороте 1908 года.

Когда разразилась первая мировая война, Кемаль, презиравший немцев, был потрясен тем, что султан сделал Османскую империю их союзником. Однако, вопреки личным взглядам, он искусно руководил вверенными ему войсками на каждом из фронтов, где ему приходилось воевать. Так,у Галлиполи с начала апреля 1915 года он сдерживал британские силы более полумесяца, заслужив прозвище "Спаситель Стамбула", это была одна из редких побед турок в Первой мировой войне. Именно там он заявил своим подчиненным:

"Я не приказываю вам атаковать, я вам приказываю умирать!" Важно, что этот приказ не только давался, но и исполнялся.

В 1916 году Кемаль командовал 2-й и 3-й армиями, остановив наступление русских войск на юге Кавказа. В 1918 году, в конце воины, он командовал 7-й армией близ Алеппо, ведя последние бои с англичанами. Одержавшие победу союзники обрушились на Османскую империю как изголодавшиеся хищники. Казалось, что Османской империи, которая долго слыла "Большой державой Европы" - ибо годы автократии привели ее к внутреннему разложению, - война нанесла смертельный удар. Похоже было, что каждая из европейских стран желала урвать себе ее кусочек Условия перемирия были очень суровыми, а союзники заключили тайное соглашение о разделе территории Османской империи. Великобритания к тому же не стала терять времени даром и развернула свой военный флот в гавани Стамбула. В начале первой мировой войны Уинстон Черчилль спрашивал: "Что случится в этом землетрясении со скандальной, разрушающейся, дряхлой Турцией, у которой нет и гроша в кармане?" Однако турецкий народ смог возродить из пепла свою державу, когда во главе национально-освободительного движения стал Муста-фа Кемаль. Кемалисты превратили военное поражение в победу, восстановив независимость деморализованной, расчлененной, разоренной страны.

Союзники рассчитывали сохранить султанат, и многие в Турции верили, что султанат выживет в условиях иностранного регентства. Кемаль же хотел создать независимое государство и покончить с имперскими пережитками. Посланный в 1919 году в Анатолию для подавления вспыхнувших там беспорядков, он, вместо этого, организовал оппозицию и начал движение, направленное против многочисленных "иностранных интересов". Он сформировал в Анатолии Временное правительство, президентом которого и был избран, и организовал единое сопротивление вторгшимся иностранцам. Султан объявил "священную войну" против националистов, особенно настаивая на казни Кемаля.

Когда султан подписал Севрский договор 1920 года и отдал Османскую империю на дележ союзникам в обмен на сохранение своей власти над тем, что останется, почти весь народ перешел на сторону Кемаля. Когда армия Кемаля двинулась к Стамбулу, союзники обратились за помощью к Греции. После 18 месяцев тяжелых боев греки были разбиты в августе 1922 года.

Мустафа Кемаль и его соратники хорошо понимали истинное место страны в мире и ее подлинный вес. Поэтому на вершине военного триумфа Мустафа Кемаль отказался продолжать войну и ограничился удержанием того, что, по его мнению, было турецкой национальной территорией.

1 ноября 1922 года Великое национальное собрание распустило султанат Мехмеда VI, а 29 октября 1923 года Мустафа Кемаль был избран президентом новой Турецкой Республики. Провозглашенный президентом, Кемаль, на деле, без колебаний стал настоящим диктатором, объявив вне закона, все соперничавшие политические партии и вплоть до своей смерти инсценировал свое переизбрание. Свою абсолютную власть Кемаль употребил на реформы, надеясь превратить страну в цивилизованное государство.

В отличие от многих других реформаторов президент Турции был убежден, что бессмысленно просто модернизировать -фасад. Чтобы Турция могла устоять в послевоенном мире, необходимо было произвести фундаментальные изменения всей структуры общества и культуры. Можно спорить, насколько удалась кемали-стам эта задача, но она была поставлена и проводилась при Ататюрке с решимостью и энергией.

Слово "цивилизация" бесконечно повторяется в его речах и звучит как заклинание: "Мы будем следовать по пути цивилизации и придем к ней... Те, которые задержатся, будут потоплены ревущим потоком цивилизации... Цивилизация - такой сильный огонь, что тот, кто его игнорирует, будет сожжен и разрушен... Мы будем цивилизованными, и будем гордиться этим...". Не вызывает сомнений, что у кемалистов "цивилизация" означала безусловное и бескомпромиссное внедрение буржуазного общественного строя, образа жизни и культуры Западной Европы.

Новое турецкое государство приняло в 1923 году новую форму правления с президентом, парламентом, конституцией. Однопартийная система диктатуры Кемаля продержалась более 20 лет, и лишь после смерти Ататюрка была заменена многопартийной.

Мустафа Кемаль видел в халифате связь с прошлым и исламом. Поэтому вслед за ликвидацией султаната он уничтожил и халифат. Кемалисты открыто выступили против исламской ортодоксии, расчищая путь для превращения страны в светское государство. Почва для преобразований кемалистов была подготовлена и распространением передовых для Турции философских и социальных идей Европы, и все более широким нарушением религиозных обрядов и запретов. Офицеры -младотурки считали делом чести пить коньяк и закусывать его ветчиной, что выглядело страшным грехом в глазах ревнителей мусульманства;

Еще первые османские реформы ограничили могущество улемов и отняли у них часть влияния в области права и образования. Но богословы сохраняли огромную власть и авторитет. После уничтожения султаната и халифата они оставались единственным институтом старого режима, который сопротивлялся кемалистам.

Кемаль властью президента республики упразднил древнюю должность шейх-уль-ислама - первого уле-ма в государстве, министерства шариата, закрыл отдельные религиозные школы и колледжи, а позже запретил шариатские суды. Новый порядок был закреплен республиканской конституцией.

Все религиозные учреждения стали частью государственного аппарата. Департамент религиозных учреждений занимался мечетями, монастырями, назнаем и смещением имамов, муэдзинов, проповедников, наблюдением за муфтиями. Религию сделали как бы отделом бюрократической машины, а улемов - государственными служащими. Коран перевели на турецкий. Призыв на молитвы стал звучать на турецком языке, хотя попытка отказаться от арабского на молитвах так и не удалась- ведь в Коране в конце концов было важно, не только содержание, но и мистическое звучание непонятных арабских слов. Выходным днем кемалисты объявили воскресенье, а не пятницу, мечеть Айя-София в Стамбуле превратилась в музей. В быстро росшей столице Анкаре практически не строили культовых сооружений. По всей стране власти косо смотрели на появление новых мечетей и приветствовали закрытие старых.

Турецкое министерство просвещения взяло под свой контроль все религиозные школы. Медресе, существовавшее при мечети Сулеймана в Стамбуле, которое готовило улемов высшего ранга, было передано богословскому факультету Стамбульского университета. В 1933 году на базе этого факультета был открыт Институт исламских исследований.

Однако сопротивление лаицизму - светским реформам - оказалось сильнее, чем ожидали. Когда в 1925 году началось курдское восстание, его возглавил один из дервишских шейхов, призывавших свергнуть "безбожную республику" и восстановить халифат.

В Турции Ислам существовал на двух уровнях - формальный, догматический - религия государства, школы и иерархии, и народный, приспособленный к быту, обрядам, верованиям, традициям масс, который находил свое выражение в дервишестве. Изнутри мусульманская мечеть проста и даже аскетична. В ней нет алтаря и святилища, так как ислам не признает Таинства причастия и посвящения в духовный сан. Общие молитвы - это дисциплинирующий акт общины для выражения покорности единому, нематериальному и отдаленному Аллаху. С древнейших времен ортодоксальная вера, суровая в своем поклонении, абстрактная в учении, конформистская в политике, не могла удовлетворять эмоциональные и социальные потребности значительной части населения. Оно обращалось к культу святых и к дервишам, которые оставались близки к народу, чтобы заменить формальный религиозный ритуал или что-то добавить к нему. В дервишеских монастырях проходили экстатические собрания с музыкой, песнями и танцами.

В средние века дервиши зачастую выступали в качестве руководителей и вдохновителей религиозно-социальных восстаний. В другие времена они проникали в аппарат правительства и оказывали огромное, хотя и скрытое, влияние на действия министров и султанов. Среди дервишей шло жестокое соревнование за влияние на массы и на государственный аппарат. Благодаря тесной связи с местными вариантами гильдий и цехов дервиши могли влиять на ремесленников и торговцев. Когда в Турции начались реформы, стало ясно, что не богословы-улемы, а именно дервиши оказывают наибольшее сопротивление лаицизму.

Борьба порой принимала жестокие формы. В 1930 году мусульманские фанатики убили молодого армейского офицера Кубилая. Его окружили, повалили на землю и медленно отпилили ему голову ржавой пилой, выкрикивая: "Аллах велик!", в то время как толпа одобрительными возгласами поддерживала их деяние. С тех пор Кубилай считается как бы "святым" кемализма.

Со своими противниками кемалисты расправлялись без жалости. Мустафа Кемаль обрушился на дервишей, закрыл их монастыри, распустил ордена, запретил собрания, церемонии и особую одежду. Уголовный кодекс запретил политические ассоциации на базе религии. Это был удар в самую глубину, хотя он и не достиг полностью цели: многие дервишеские ордена были в то время глубоко законспирированы.

Мустафа Кемаль поменял столицу государства. Ею стала Анкара. Еще во время борьбы за независимость Кемаль выбрал этот город для своей штаб-квартиры, так как он был связан железной дорогой со Стамбулом и в то же время лежал вне досягаемости врагов. В Анкаре состоялась первая сессия национального собрания, и Кемаль провозгласил ее столицей. Он не доверял Стамбулу, где все напоминало об унижениях прошлого и слишком много людей было связано со старым режимом.

В 1923 году Анкара представляла собой небольшой торговый центр с населениемоколо 30 тысяч душ. Ее позиции как центра страны укрепились впоследствии благодаря строительству железных дорог в радиальных направлениях.

Газета "Таймc" в 1923 году в декабре писала с издевкой: "Даже самые шовинистически настроенные турки признают неудобства жизни в столице, где полдюжины мерцающих электрических лампочек представляют собой общественное освещение, где в домах почти нет воды, текущей из крана, где осел или лошадь привязаны к решетке маленького домика, который служит. Министерством иностранных дел, где открытые сточные канавы бегут посреди улицы у где современные изящные искусства ограничены потреблением плохого ракы - анисовой водки и игрой духового оркестра, где парламент заседает в доме, не большем, чем помещение для игры в крикет".

Тогда Анкара не могла предложить подходящего жилья для дипломатических представителей, их превосходительства предпочитали снимать спальные вагоны на станции, сокращая пребывание в столице, чтобы поскорее уехать в Стамбул.

Несмотря на бедность в стране, Кемаль упорно тянул Турцию за уши в цивилизацию. С этой целью кемалисты решили внедрить в обиход европейскую одежду. В одной из речей Мустафа Кемаль объяснял свои намерения таким образом: "Было необходимо запретить феску, которая сидела на головах нашего народа как символ невежества, небрежности, фанатизма, ненависти к прогрессу и цивилизации, и заменить ее шляпой - головным убором, которым пользуется весь цивилизованный мир. Таким образом, мы демонстрируем, что турецкая нация в своем мышлении, как и в других аспектах, ни в коей мере не уклоняется от цивилизованной общественной жизни". Или в другой речи: "Друзья! Цивилизованная международная одежда достойна и подходящая для нашей нации, и мы все будем носить ее. Ботинки или башмаки, брюки, рубашки и галстуки, пиджаки. Конечно, все завершается тем, что мы носим на голове. Этот головной убор называется "шляпа".

Был издан декрет, который требовал от чиновников носить костюм, "общий для всех цивилизованных наций мира". Сначала обычным гражданам позволялось одеваться, как они хотят, но затем фески объявили вне закона.

Для современного европейца насильственная смена одного головного убора другим может показаться комичной и раздражающей. Для мусульманина это было делом большой важности. С помощью одежды турок-мусульманин отделял себя от гяуров. Феска в то время была распространенным головным убором мусульманина-горожанина. Вся остальная одежда могла быть европейской, но на голове оставался символ османского ислама - феска.

Реакция на действия кемалистов была любопытной. Ректор университета Аль-Азхар и главный муфтий Египта писал в то время: "Ясно, что мусульманин, который хочет походить на не мусульманина, принимая его одежду, кончит тем, что воспримет его верования и действия. Поэтому тот, кто носит шляпу из склонности к религии, другого и из презрения к своей собственной, является неверным.... Разве не сумасшествие отказаться от своей национальной одежды, чтобы принимать одежду Других народов?" Заявления такого рода не публиковались в Турции, но многие их разделяли.

Смена национальной одежды показала в истории желание слабых походить на сильных, отсталых - на развитых. Средневековые египетские хроники рассказывают, что после великих монгольских завоеваний ХII-го века даже мусульманские султаны и эмиры Египта, отбившие нашествие монголов, начали носить длинные волосы, как и азиатские кочевники.

Когда османские султаны в первой половине XIX века стали проводить преобразования, они прежде всего облачили солдат в европейские мундиры, то есть в костюмы победителей. Тогда и был введен вместо тюрбана головной убор, названный феской. Он настолько привился, что спустя столетие стал эмблемой мусульманской ортодоксии.

На юридическом факультете Анкарского университета однажды вышла юмористическая газета. На вопрос редакции "Кто такой турецкий гражданин?" студенты дали ответ: "Турецкий гражданин - это человек, который женится по швейцарскому гражданскому праву, осуждается по итальянскому уголовному кодексу, судится по германскому процессуальному кодексу, этим человеком управляют на основе французского административного права и хоронят его по канонам ислама".

Даже спустя много десятилетий после введения кемалистами новых правовых норм чувствуется определенная искусственность в их применении к турецкому обществу.

Швейцарское гражданское право, переработанное применительно к нуждам Турции, было принято в 1926 году Кое-какие правовые реформы проводились и раньше, при танзимате (преобразованиях середины XIX веки) и младотурках. Однако в 1926 году светские власти впервые осмелились вторгнуться в заповедник улемов - семейно-религиозную жизнь. Источником права вместо "воли Аллаха" были провозглашены решения Национального собрания.

Принятие швейцарского гражданского кодекса многое изменило в семейных отношениях. Запретив полигамию, закон предоставил женщине право развода, внедрил бракоразводный процесс, уничтожил юридическое неравенство между мужчиной и женщиной. Конечно, новый кодекс носил вполне определенные специфические черты. Взять хотя бы то, что он предоставлял женщине право потребовать у мужа развода, если тот скрыл, что он безработный. Однако условия общества, установившиеся веками традиции сдерживали применение новых брачно-семейных норм на практике. Для девушки, которая хочет выйти замуж, непременным условием считалось (и считается) девственность. Если муж обнаруживал, что его жена - не девственница, он отсылал ее обратно родителям, и до конца жизни, она несла позор, как и вся ее семья. Иногда ее убивали без жалости отец или брат.

Мустафа Кемаль всячески поддерживал эмансипацию женщин. Женщины были допущены на коммерческие факультеты еще во времена первой мировой войны, а в 20-е годы они появились и в аудиториях гуманитарного факультета Стамбульского университета. Им разрешили находиться на палубах паромов, которые пересекали Босфор, хотя раньше их не выпускали из кают, разрешали ездить в тех же отделениях трамваев и железнодорожных вагонов, что и мужчинам.

В одной из своих речей Мустафа Кемаль обрушился на чадру. "Она причиняет женщине большие страдания во время жары, - говорил он. - Мужчины! Это происходит из-за нашего эгоизма. Не будем же забывать, что у женщин есть такие же моральные понятия, как и у нас". Президент требовал, чтобы "матери и сестры цивилизованного народа" вели себя подобающим образом. "Обычай закрывать лицо женщинам делает нашу нацию посмешищем", - считал он. Мустафа Кемаль решил внедрить эмансипацию женщин в тех же пределах, что и в Западной Европе. Женщины получили право голосовать и быть избранными в муниципалитеты и в парламент

Кроме гражданского, страна получила новые кодексы для всех отраслей жизни. На уголовный кодекс оказали влияние законы фашистской Италии. Статьи 141 -142 использовались для расправы с коммунистами и всеми левыми. Коммунистов Кемаль не любил. Великий Назым Хикмет за свою приверженность коммунистическим идеям провел в тюрьме много лет.

Не любил Кемаль и исламистов. Кемалисты убрали из конституции статью "Религия турецкого государства - ислам". Республика и по конституции и по законам стала светским государством.

Мустафа Кемаль, сшибая феску с головы турка и вводя европейские кодексы, пытался привить соотечественникам вкус к изысканным развлечениям. В первую же годовщину республики он устроил бал. Большинство собравшихся мужчин были офицерами. Но президент заметил, что они не решались приглашать дам на танец. Женщины отказывали им, стеснялись. Президент отановил оркестр и воскликнул: "Друзья не могу себе представить, что в целом мире найдется хоть одна женщина, способная отказаться от танца с турецким офицером! А теперь - вперед, приглашайте дам!" И сам подал пример. В этом эпизоде Кемаль выступает в роли турецкого Петра I, тоже насильно вводившего европейские обычаи.

Преобразования затронули и арабский алфавит, действительно удобный для арабского языка, но не подходящий для турецкого. Временное введение латиницы для тюркских языков в Советском Союзе подтолкнуло к тому же деянию Мустафу Кемаля. Новый алфавит был подготовлен за несколько недель. Президент республики появился в новой роли - учителя. Во время одного из праздников он обратился к собравшимся: "Мои друзья! Наш богатый гармоничный язык сможет выразить себя новыми турецкими буквами. Мы должны освободиться от непонятных значков, которые в течение веков держали наши умы в железных тисках. Мы должны быстро выучить новые турецкие буквы. Мы должны обучить им наших соотечественников, женщин и мужчин, носильщиков и лодочников. Это нужно считать патриотической обязанностью. Не забывайте, что для нации позорно на десять-двадцать процентов состоять из грамотных и на восемьдесят-девяносто из неграмотных".

Национальное собрание приняло закон, вводивший новый турецкий алфавит и запретивший применение " арабского с 1 января 1929 года.

Введение латиницы не только облегчало обучение населения. Оно знаменовало новый этап разрыва с прошлым, удар по мусульманским верованиям.

В соответствии с мистическим учением, принесенным в Турцию из Ирана в средние века и принятым дервишеским орденом бекташи, образ Аллаха - это лицо человека, знак человека - его язык, который выражается 28 буквами арабского алфавита. "В них содержатся все тайны Аллаха, человека и вечности". Для ортодоксального мусульманина текст Корана, включая язык, на котором он сложен и шрифт, которым он напечатан, считается вечным и нерушимым.

Турецкий язык в османские времена стал тяжелым и искусственным, заимствовав не только слова, но и целые выражения, даже грамматические правила из персидского и арабского. С годами он становился все более напыщенным и неэластичным. В период правления младотурокпресса начала использовать несколько упрощенный турецкий язык. Этого требовали политические, военные, пропагандистские цели.

После внедрения латиницы открылись возможности для более глубокой языковой реформы. Мустафа Кемаль основал лингвистическое общество. Оно поставило себе задачей уменьшить и постепенно удалить арабские и грамматические заимствования, многие из которых закрепились в турецком культурном языке.

Затем последовало более смелое наступление на сами персидские и арабские слова, сопровождавшееся перехлестами. Арабские и персидские языки были классическими языками для турок и внесли в турецкий такие же элементы, как греческий и латинский в европейские языки. Радикалы из лингвистического общества были настроены против арабских и персидских слов как таковых, даже если они составляли значительную часть языка, на котором каждый день говорил турок. Общество готовило и публиковало список чужеродных слов, осужденных на выселение. А тем временем исследователи собирали "чисто турецкие" слова из диалектов, других тюркских языков, древних текстов, чтобы найти замену. Когда ничего подходящего не находили, изобретали новые слова. Термины европейского происхождения, столь же чуждые турецкому языку, не подвергались гонениям, и даже импортировались, чтобы заполнить пустоту, создавшуюся после отказа от арабских и персидских слов.

Реформа была нужна, но отнюдь не все соглашались с крайними мерами Попытка отделиться от тысячелетнего культурного наследия вызывала скорее обеднение, чем очищение языка. В 1935 году новая директива остановила на некоторое время изгнание привычных слов, восстановила какую-то часть арабских и персидских заимствований.

Как бы то ни было, турецкий язык менее чем за два поколения существенно изменился. Для современного турка документы и книги шестидесятилетней давности с многочисленными персидскими и арабскими конструкциями несут на себе печать архаичности и средневековья. Турецкая молодежь отделена от сравнительно недалекого прошлого высокой стеной. Результаты реформы благотворны. В новой Турции язык газет, книг, правительственных документов примерно тот же, что и разговорный язык городов.

В 1934 году было решено отменить все титулы старого режима и заменить их обращениями "господин" и "госпожа". Одновременно 1 января 1935 года вводились фамилии. Мустафа Кемаль получил от Великого национального собрания фамилию Ататюрк (отец турок), а его ближайший сподвижник, будущий президент и лидер народно-республиканской партии Исмет-паша - Иненю - по месту, где он одержал крупную победу над греческими интервентами.

Хотя фамилии в Турции - дело недавнее, и каждый мог выбрать себе что-нибудь достойное, но значение фамилий столь же разнообразно и неожиданно, каки в других языках. Большинство турок придумали себе вполне подходящие фамилии. Ахмет-бакалейщик стал Ахметом Бакалейщиком,. Исмаил-почтальон остался Почтальоном, корзинщик - Корзинщиком. Некоторые выбрали такие фамилии, как Вежливый, Умный, Красивый, Честный, Добрый. Другие подобрали Глухой, Толстый, Сын человека без пяти пальцев. Есть, например, Тот, у кого сотня лошадей, или Адмирал, или Сын адмирала. Фамилии, вроде Сумасшедший или Обнаженный, могли пойти от ссоры с правительственным чиновником. Кто-то воспользовался официальным списком рекомендованных фамилий, и так появились Настоящий турок, Большой турок, Суровый турок.

Последние фамилии косвенно преследовали еще одну цель. Мустафа Кемаль искал исторические аргументы, чтобы восстановить у турок чувство национальной гордости, подорванное за предшествующие два века почти непрерывными поражениями и внутренним развалом. О национальном достоинстве заговорила прежде всего интеллигенция. Ее инстинктивный национализм носил по отношению к Европе оборонительный характер. Можно представить себе чувства турецкого патриота тех дней, который читал европейскую литературу и почти всегда находил слово "турок", употребленным с оттенком пренебрежения. Правда, образованные турки забывали, как они сами или их предки презирали своих соседей с утешительной позиции "высшей" мусульманской цивилизации и имперского могущества.

Когда Мустафа Кемаль произнес, знаменитые слова: "Какое счастье быть турком!" - они упали на благодатную поч^у. Его изречения прозвучали как вызов остальному миру; Они же показывают, что любые высказывания должны сопрягаться с конкретными историческими условиями. Это изречение Ататюрка ныне повторяют бесконечное число раз на все лады и по поводу и без оного.

Во времена Ататюрка была выдвинута "солнечная языковая теория", в которой утверждалось, что все языки мира произошли от турецкого (тюркского). Шумеров, хеттов, этрусков, даже ирландцев и басков объявили турками. Одна из "исторических" книг времен Ататюрка сообщала следующее: "В Центральной Азии было когда-то море. Оно высохло и стало пустыней, вынудив турок начать кочевничество... Восточная группа турок основала китайскую цивилизацию..."

Другая группа турок якобы завоевала Индию. Третья группа откочевала на юг - в Сирию, Палестину, Египет, и вдоль североафриканского побережья в Испанию. Турки, которые поселились в районе Эгейского моря и Средиземноморья, согласно той же теории, основали знаменитую Критскую цивилизацию. Древнегреческая цивилизация пошла от хеттов, которые, конечно же были турками. Турки проникли также глубоко в Европу и, перебравшись через море, заселили британские острова. "Эти мигранты превосходили народы Европы в искусствах-и знаниях, спасли европейцев^от пещерной жизни и поставили их на путь умственного развития".

Вот такую сногсшибательную историю мира в 50-е годы изучали в турецких школах. Ее политический смысл состоял в оборонительном национализме, но и шовинистический подтекст был виден невооруженным глазом

В 20-е годы правительство Кемаля немало делало для того, чтобы поддержать частную инициативу. Но социально-экономическая действительность показала, что в Турции этот метод в чистом виде не работает. Буржуазия устремилась в торговлю, домостроительство, спекуляцию, занималась пенкоснимательством, в последнюю очередь думая о национальных интересах и развитии промышленности. Режим офицеров и чиновников, сохранивших определенное презрение к торговцам, все с большим неудовольствием наблюдал затем, как частные предприниматели игнорировали призывы вкладывать деньги в индустрию.

Грянул мировой экономический кризис, больно ударивший по Турции. Мустафа Кемаль обратился к политике государственного регулирования экономики. Эта практика получила название этатизма. Правительство распространило государственную собственность на значительные секторы промышленности и транспорта, а с другой стороны открыло рынки для иностранных инвесторов. Эту политику в десятках вариантов повторят потом многие страны Азии, Африки, Латинской Америки. В 30-е годы Турция занимала третье место в мире по темпам промышленного развития.

Однако реформы кемалистов распространялись в основном на города. Лишь самым краем они касались деревни, где до сих пор живет почти половина турок, а во время правления Ататюрка жило большинство.

Несколько тысяч "народных комнат" и несколько сот "народных домов", призванных пропагандировать идеи Ататюрка, так и не донесли их в гущу населения.

Культ Ататюрка в Турции официальный и массовый, но вряд ли можно считать, что он безусловный. Даже кемалисты, которые клянутся в преданности его идеям, на самом деле идут своим путем. Утверждение кемалистов, будто всякий турок любит Ататюрка, - всего лишь миф. У реформ Мустафы Кемаля было много врагов, - явных и тайных, и попытки отказаться от некоторых его преобразований не прекращаются и в наше время.

Левые политические деятели постоянно вспоминают о репрессиях, которым подвергались их предшественники при Ататюрке и считают Мустафу Кемаля просто сильным буржуазным лидером.

У сурового и блестящего солдата и крупного государственного деятеля Мустафы Кемаля были и достоинства и человеческие слабости. Он обладал чувством юмора, любил женщин и веселье, однако сохранял трезвый ум политика. Его уважали в обществе, хотя его личная жизнь отличалась скандальностью и распущенностью. Кемаля часто сравнивают с Петром I. Как и русский император, Ататюрк питал слабость к спиртному. Он умер 10 ноября 1938 года от цирроза печени в возрасте 57 лет. Его ранняя смерть стала трагедией для Турции.