Ядринцев, николай михайлович. Фореггер николай михайлович

Дата рождения - 30 октября - 1842 Дата смерти - 19 июня - 1894 Николай Михайлович Ядринцев (18 (30) октября 1842, Омск - 7 (19) июня 1894, Барнаул) - сибирский публицист и общественный деятель, исследователь Сибири, один из основоположников сибирского областничества. Николай Ядринцев родился в Омске, в купеческой семье. В 1851 переехал вместе с родителями в Томск. Учился с 1854 в Томской мужской гимназии. В возрасте 17-ти лет уехал в Санкт-Петербург, где стал вольнослушателем университета. Там познакомился с Г. Н. Потаниным и С.

С.Шашковым. Принимал активное участие в основании и деятельности землячества студентов-сибиряков, в среде которых зародились идеи сибирского патриотизма. В 1863 году Ядринцев возвратился в Омск, работал учителем, совместно с Потаниным был организатором литературных чтений. Вслед за Потаниным в 1864 году переехал в Томск, где сотрудничал в газете "Томские губернские ведомости".

Колосовым был арестован. 2 года провёл в Омской тюрьме. Находясь в заключении, не прекращал литературных работ. Позднее написал книгу "Русская община в тюрьме и ссылке".В 1868 году был признан виновным в намерении отделить Сибирь от России и сослан в Шенкурск, Архангельской губернии. В 1874 получил помилование и переехал в Петербург, где устроился секретарём к местному председателю комиссии по тюремному надзору. В 1876 переехал в Омск, где состоял на государственной службе до 1880 года.

В 1878 году совершил первую комплексную экспедицию на Алтай как член Западно-Сибирского отдела Российского географического общества, изучал постановку переселенческого дела, собрал этнографический и ботанический материалы. В 1880 году в результате его второй экспедиции были составлены географические карты Телецкого озера, реки Чуи и её притоков, проведено много антропологических исследований. Был награждён золотой медалью ИРГО. Ядринцев посетил почти все районы Алтая, включая центр. высокогорную области.

Его статьи «О мараловодстве на Алтае», «Поездка по Западной Сибири и в Горно-Алтайский округ» и др. представляют научную ценность и в наши дни.

Во время экспедиции (1886, 1889, 1891) в Минусинский край и к верховьям Орхона открыл развалины Хара-Балгаса и древней монгольской столицы Каракорума, а также памятники древнетюркской письменности - орхоно-енисейские надписи. В 1881 году возвратился в Петербург, где в 1882 вышел самый значительный и актуальный труд Ядринцева "Сибирь как колония". 1 апреля 1882 основал в Петербурге газету "Восточное обозрение". В 1888 перевёл газету в Иркутск.

В литературных сочинениях тяготел к лирико-публицист. жанрам, в частности, к путевым очеркам, которые нередко носили обличительный характер. Выступал как критик и литературовед: статьи «Судьба сибирской поэзии и старинные поэты Сибири», «Начало печати в Сибири», о творчестве Н.

В. Гоголя, И.

С. Тургенева, Н. И. Наумова, С. Я.

Елпатьевского и др. В 1894 году, по личной просьбе, Ядринцев был назначен заведующим статистическим отделом Управления Алтайского горного округа. Прибыв в Барнаул, 7 июня из-за безответной любви будучи в состоянии аффекта, он покончил жизнь самоубийством - принял яд в доме купца Сулина.

Последние дни писателя отражены в документальной повести нашего современника И. П. Кудинова «Шесть дней в июле». Похоронен на Нагорном кладбище в Барнауле, гранитный памятник изготовлен на Колыванской шлифовальной фабрике по проекту архитектора Шулева.

Источник - «ru. wikipedia.

org/wiki/%D0%AF%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%2C_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87»

Никола́й Миха́йлович Я́дринцев (18 октября , Омск , Тарский округ, Тобольская губерния, Российская Империя - 7 июня , Барнаул , Барнаульский уезд, Томская губерния, Российская Империя) - сибирский публицист , писатель и общественный деятель , исследователь Сибири и Центральной Азии , один из основоположников сибирского областничества , первооткрыватель древнетюркских памятников на реке Орхон , столицы Чингисхана Каракорума и Орду-Балыка - столицы Уйгурского каганата в Монголии .

Биография

В 1863 году Ядринцев вернулся в Омск , работал учителем, совместно с Потаниным был организатором литературных чтений.

Вслед за Потаниным в 1864 году переехал в Томск, где сотрудничал в газете «Томские губернские ведомости» . Опубликовал там же статьи «Сибирь перед судом русской литературы», «Этнологические особенности сибирского населения».

Арест по делу «Общества Независимости Сибири»

В 1874 году получил помилование и переехал в Санкт-Петербург, где устроился секретарём к В. А. Соллогубу , председателю комиссии по тюремному надзору. В 1876 году переехал в Омск, где состоял на государственной службе до 1880 года.

Экспедиции на Алтай

В 1878 году совершил первую комплексную экспедицию на Алтай как член Западно-Сибирского отдела Русского географического общества , изучал постановку переселенческого дела, собрал этнографический и ботанический материалы. В 1880 году в результате его второй экспедиции были составлены географические карты Телецкого озера , реки Чуи и её притоков, проведено много антропологических исследований. В 1881 году был награждён золотой медалью Императорского русского географического общества . Ядринцев посетил почти все районы Алтая, включая центральную и высокогорную области. Его статьи «О мараловодстве на Алтае», «Поездка по Западной Сибири и в Горно-Алтайский округ» и другие представляют научную ценность и в наши дни.

В Петербурге

В 1881 году вернулся в Петербург, где в 1882-м вышел самый значительный и актуальный труд Ядринцева «Сибирь как колония». 1 апреля 1882 года основал в Петербурге газету «Восточное обозрение». В 1888 году по причине финансовых затруднений перевёл газету в Иркутск . В литературных сочинениях тяготел к лирико-публицистическим жанрам, в частности, к путевым очеркам, которые нередко носили обличительный характер. Выступал как критик и литературовед: статьи «Судьба сибирской поэзии и старинные поэты Сибири», «Начало печати в Сибири», о творчестве Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. И. Наумова , С. Я. Елпатьевского и др.

Экспедиция в Минусинский край

Во время экспедиций (1886, 1889, 1891) в Минусинский край и к верховьям Орхона открыл развалины Хара-Балгаса и древней монгольской столицы Каракорума , а также памятники древнетюркской письменности с дублированием тюркского текста китайскими иероглифами , что сделало возможным их расшифровку В. Томсеном .

Конец

В 1894 году, по личной просьбе, Ядринцев был назначен заведующим статистическим отделом Управления Алтайского горного округа . Прибыв в Барнаул , 7 июня из-за безответной любви будучи в состоянии аффекта, он покончил жизнь самоубийством - принял яд в доме купца Сулина .

Память

Именем Ядринцева названы улицы в Омске , Новосибирске (ул. Ядринцевская), Иркутске , Барнауле . Его имя носит село Увало-Ядринцево (Любинский район , Омская область).

Труды

  • Ядринцев Н. М. Сибирь перед судом русской литературы // Томские губернские ведомости. 1865. № 9.
  • Ядринцев Н. М. Общественная жизнь наших городов // Томские губернские ведомости. 1865. № 19.
  • Ядринцев Н. М. Женщина в Сибири в XVII и XVIII столетиях. Исторический очерк // Женский вестник. 1867. № 8. С. 104-123.
  • Ядринцев Н. М. Русская народность на востоке // Дело . 1874. № 11. С. 297-340.
  • Ядринцев Н. М. Из путевых писем о Сибири // Восточное обозрение. 1882. № 2. С. 47-50.
  • Ядринцев Н. М. Культурное и промышленное состояние Сибири. СПб., 1884.
  • Ядринцев Н. М. Сочинения. Т. 1. Сибирь как колония: Современное положение Сибири, её нужды и потребности. Её прошлое и будущее. Тюмень, 2000. 480 с.
  • Ядринцев Н. М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении / Н. М. Ядринцев. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2003. - 560 с. - (История Сибири. Первоисточники). - 5 000 экз. - ISBN 5-87550-007-7 . (в пер.)
  • Ядринцев Н. М.
  • Ядринцев Н. М.
  • Ядринцев Н. М. ]
  • Ядринцев Н. М.
  • Ядринцев Н. М.
  • Ядринцев Н. М.

Напишите отзыв о статье "Ядринцев, Николай Михайлович"

Примечания

Литература

  • Дубровский К. В. Славный сын Сибири (Н. М. Ядринцев) / статья из книги Рождённые в стране изгнания: [биографические очерки]. - Петроград, 1916
  • Коржавин В. К. Проблема коренных народов Сибири в трудах Н. М. Ядринцева //Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири. Ч. I-1970. Новосибирск, 1971. С. 65-72.
  • Наумов Н. И.
  • Паршукова Н. П. Н. М. Ядринцев и Г. Н. Потанин о городах Сибири //Города Сибири XVIII - начала XX вв.: Сборник научных статей. Барнаул, 2001. С. 147-152.
  • Рафиенко Л. С. Мемориальные памятники Н. М. Ядринцева в Сибири //Культурное наследие Азиатской России: материалы I Сибиро-Уральского исторического конгресса. (г. Тобольск, 25-27 ноября 1997 г.). Тобольск, 1997. С. 53-54.
  • Сезёва Н. И. Юмор и сатира в творчестве сибиряков художника И. А. Калганова и писателя Н. М. Ядринцева //Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1999. Тюмень, 2000. С. 178-193.
  • Шиловский М. В. Патриот Сибири (К 160-летию со дня рождения Н. М. Ядринцева) //Сибирский исторический журнал. 2002. № 1. С. 100-104. - ISBN 5-88081-320-7
  • Ядринцев Николай Михайлович //Северо-Казахстанская область. Энциклопедия. Алматы, 2004. С. 604.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Яновский Н. Н. // Краткая литературная энциклопедия . - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. - Т. 9: Аббасзадэ - Яхутль. - 1978. - Стб. 801-802.
  • Яновский Н. Н. Н. М. Ядринцев // Литературная Сибирь / Сост. Трушкин В. П. , Волкова В. Г. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1986. - С. 124-129.
  • Редакция журнала. Н. М. Ядринцев (некролог) // Всемирная иллюстрация : журнал. - 1894. - Т. 51 , № 1325 . - С. 416, 418 .
  • Ядринцев Н. М.

Отрывок, характеризующий Ядринцев, Николай Михайлович

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!
Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».
Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было… чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – все вокруг преобразилось для него и показалось чем то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.
За сараем послышались голоса.
– Кто там? – окликнул князь Андрей.
Красноносый капитан Тимохин, бывший ротный командир Долохова, теперь, за убылью офицеров, батальонный командир, робко вошел в сарай. За ним вошли адъютант и казначей полка.
Князь Андрей поспешно встал, выслушал то, что по службе имели передать ему офицеры, передал им еще некоторые приказания и сбирался отпустить их, когда из за сарая послышался знакомый, пришепетывающий голос.
– Que diable! [Черт возьми!] – сказал голос человека, стукнувшегося обо что то.
Князь Андрей, выглянув из сарая, увидал подходящего к нему Пьера, который споткнулся на лежавшую жердь и чуть не упал. Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву.
– А, вот как! – сказал он. – Какими судьбами? Вот не ждал.
В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким.
– Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение.
– Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
– Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.

Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
– Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
– Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
– Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
– Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
– Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
– Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.

(1842-1894)

Н. М. Ядринцев – один из плеяды сибиреведов, занимавшихся одновременно географией и этнографией Сибири, а также и публицистикой на сибирские темы. Он совершил ряд экспедиций по Сибири и Монголии. Характерные для него черты: тесная связь научных и общественных интересов, стремление принести своими исследованиями непосредственную практическую помощь краю, широта охвата изучаемой темы, включение в круг изучения ряда самых разнообразных вопросов – географических, археологических, этнографических, антропологических.

По своей общественно-политической деятельности Ядринцев известен как сибирский областник, пострадавший по политическому делу о «сибирском сепаратизме».

Главные научные достижения его относятся к области этнографии и археологии. Им было установлено местонахождение загадочной древней столицы монголов – города Каракорума и найдены мирового значения памятники древней орхонотюркской письменности. Эти открытия утвердили приоритет русской науки в области изучения древней истории Центральной Азии.

Но Ядринцев являлся не только этнографом, историком, общественным деятелем и журналистом, но и географом. Его путешествия в Барабинскую степь, на Орхон, по Алтаю давали существенно новые географические сведения и вносили новые данные в имевшиеся ранее представления об исследуемой территории.

Во время экспедиции на Алтай в 1880 г. Ядринцев составил карту Телецкого озера, снял план ледников, нанес на существующую карту вновь возникшие населенные места. И в других экспедициях Ядринцев вел одновременно с прочими наблюдениями также и географические, так что он справедливо считается и одним из крупных исследователей по географии Сибири.

Н. М. Ядринцев родился 18 октября 1842 г. в Омске. Отец его был управляющим золотыми приисками в Сибири, мать – выкупленной на волю крепостной. Ядринцев учился в Томской гимназии, затем поступил в Петербургский университет, который не закончил из-за несогласия с вновь введенными порядками. Ядринцев был одним из основателей (вместе с , С. С. Шашковым, Н. И. Наумовым и другими) первого Сибирского землячества в Петербурге. Тогда как значительная часть сибирской молодежи, закончив университет в каком-либо из городов Европейской России, там и оставалась жить, Ядринцев и его товарищи вернулись в Сибирь, чтобы работать на пользу своего края. Вся жизнь его с тех пор посвящена изучению Сибири в ее прошлом и настоящем и попыткам улучшить ее общественные порядки. Большое место в жизни Ядринцева занимала журналистика; он печатался в центральных изданиях, затем работал в газете «Сибирь» и в других сибирских газетах. Ядринцев основал и возглавлял влиятельную прогрессивную газету «Восточное обозрение», издававшуюся сначала в Петербурге (с 1882 г.), затем в Иркутске (с 1890 г.).

С самого начала общественной деятельности Ядринцева наметились его основные общественные идеи, которые он проводил всю жизнь с необычайной настойчивостью и последовательностью: необходимость открытия в Сибири университета с допущением в него «инородцев»; равноправие «инородцев» во всех отношениях с русскими; свобода переселения в Сибирь и отмена ссылки в Сибирь; распространение на Сибирь реформ 60-х годов и предоставление ей широкого самоуправления.

Оппозиционная деятельность Ядринцева и его единомышленников возбудила у властей подозрения. В 1865 г. их обвинили в стремлении отделить Сибирь от России, чего в работах Ядринцева не было. После трехлетнего тюремного заключения он по приговору военного суда был выслан в Архангельскую губернию и совершил путь по этапу от Омска до Нижнего в арестантской барже, а от Нижнего до Архангельска – пешком. Оттуда он был переправлен в Шенкурск, где находился шесть лет.

Этот период жизни дал ему непосредственный материал для ряда публицистических обличительных очерков на тему о тюрьме и ссылке; очерки эти были объединены затем в книге «Русская община в тюрьме и ссылке» (1872). В ней автор настаивает на необходимости гуманного отношения к личности арестанта, доказывает вредность ссылки и т. д. В течение всей своей жизни Ядринцев продолжал интересоваться вопросами тюрьмы и ссылки; впоследствии он практически работал над переустройством тюремного дела в России в различных комиссиях, на съездах.

После ссылки, проведя несколько лет в Петербурге, куда он неоднократно возвращался и позже, Ядринцев уехал в Сибирь и поступил на государственную службу, работая по вопросам колонизации Сибири и устройства «инородцев».

В 1878 г. он совершил первую поездку на Алтай в качестве члена Русского географического общества (Ядринцев был одним из основателей Западно-Сибирского отдела Общества); вторая поездка на Алтай состоялась в 1880 г. Кроме изучения условий колонизации Алтая (основная задача), Ядринцев наблюдал быт коренного населения Алтая и русских крестьян и ссыльных, производил археологические работы, антропометрические измерения, метеорологические наблюдения, собирал образцы минералов, почв, составлял гербарий. Перевалив через Чуйские белки, он дал подробное описание высочайшей горы Белухи, изучал катунские глетчеры. Ядринцев установил, что озеро Чаны высыхает – это было крупным научным открытием. Из этой поездки он привез множество карт, планов, зарисовок.

Но главным предметом его интереса всегда оставался человек – население Сибири как коренное, так и пришлое. В своих алтайских поездках и в последующих экспедициях, а также в своей служебной деятельности Ядринцев собрал огромный материал по хозяйству и быту народов Сибири. Этнографическое их изучение он не отделял от постоянной борьбы за удовлетворение практических нужд населения Сибири. Этим вопросам посвящены две важнейшие его работы: «Сибирь как колония» (в 1882 г. издана по случаю трехсотлетия присоединения Сибири к России») и «Сибирские инородцы, их быт и современное положение» (1891).

Описывая неприглядный быт коренных народов Сибири по собственным наблюдениям и по статистическим материалам, Ядринцев яркими красками рисует их бедственное положение под гнетом торгового капитала и чиновничества. В то же время он ставит общие вопросы развития культуры народов Азии, пытается определить место кочевого хозяйства и быта в истории культуры человечества.

Еще большее внимание Ядринцев уделял русскому населению Сибири. По его мнению, оно представляет совершенно особый областной тип, который образовался вследствие того, что русские поселенцы смешались с туземцами. Культурной роли русского народа в Сибири Ядринцев придавал огромное значение. «Недаром в Сибирь пришла самая энергическая и предприимчивая часть русских людей; недаром эти люди делали завоевания, открытия и почти три столетия работали по лесам и пустыням новой земли... Нет! все, что мог сделать народ русский в Сибири, он сделал с необыкновенной энергией, и результат трудов его достоин удивления по своей громадности. Покажите мне другой народ в истории мира, который бы в полтора столетия прошел пространство, большее пространства всей Европы, и утвердился па нем? Нет, вы мне не покажете такого народа!»

Ядринцев призывал к использованию громадных запасов ценного сырья в Сибири: «Сибирь – золотой сундук наш»; он обращает внимание также на Кузнецкий каменноугольный бассейн, на развитие «хлебопашества», на возможность «акклиматизации вишен и яблок» и т. п. В своих трудах Ядринцев связывал научную работу с живыми общественными вопросами; его интересовало изучение обычного права, в частности общины, вопросы об устройстве быта золотопромышленных рабочих и о мерах против деревенских «мироедов». Алтайские экспедиции, за которые ему была присуждена золотая медаль Русского географического общества, его выступления в столичных научных обществах и в печати выдвинули Ядринцева в ряды передовых русских этнографов и археологов.

Долголетнее изучение народов Сибири пробудило в нем интерес к памятникам их древней истории. Этот интерес сказался в последних его экспедициях.

В 1886 г. Ядринцев по поручению Русского географического общества предпринял экспедицию в Минусинский край, на Ангару и Байкал и к верховьям Орхона. Цель экспедиции была двойная: 1) этнографические наблюдения над кочевым бытом монголов и 2) археолого-исторические изучения – направление древней колонизации по Орхону, знакомство с руноподобными письменами на камнях, о которых упоминалось не раз в литературе с XVIII в. (Страленберг, Спасский, Кастрен и другие).

Ядринцев уже тогда ставил перед собой задачу поисков Каракорума, древней столицы Монгольской империи Чингисидов, место которой тщетно пыталась установить мировая наука. По возвращении из поисков он погрузился в изучение средневековой и современной литературы по вопросу о Каракоруме на восточных и европейских языках. Но только в 1889 г. ему удалось осуществить экспедицию в верховья Орхона, уже специально для поисков местонахождения Каракорума и изучения в связи с этим истории «угро-алтайских» племен Сибири.

Экспедицией были обнаружены развалины древних городов, в том числе в 450 верстах от Кяхты в долине Далалхын-Тола развалины Хара-Балгасуна (оказавшегося впоследствии остатками уйгурского Каракорума VIII в., к юго-востоку от озера Угей-Нор), остатки крепостной стены и башни (называемые окрестными жителями Хара-Херем) и следы улиц, тянувшиеся на протяжении двух с лишним верст, которые видел до этого Падерин. Здесь были найдены памятники с «руническими» надписями, а один памятник – с параллельной надписью на китайском языке, что дало вскоре возможность дешифровки загадочных сибирских письмен.

В 70 верстах от уйгурского Каракорума были найдены у озера Цайдам в окрестностях монастыря Эрдени-Цзу развалины другого Каракорума, выстроенного Чингисидами в XIII в. и известного по посещению и описанию его путешественниками-европейцами. Здесь были обнаружены остатки построек, могильники, следы ирригации, гранитные цистерны и желоба, громадные монументы и обелиски с надписями и барельефами, отличающиеся высокой техникой скульптуры «каменные бабы» и т. п.

Ядринцев отдавал себе полный отчет в значении совершенных им открытий, но характерно, что он не был отвлечен этим от насущных нужд настоящего; в письме к Г. Н. Потанину об этой экспедиции он писал: «Не падение варварской империи возбуждало сожаление и грусть, но то положение человека-дикаря, которое до сих пор не изменилось к лучшему... Разгадывая прошлое Монголии, нельзя было не задуматься над картиной настоящего». Дальше он высказывает надежду, что работы ученых послужат «...к облегчению судьбы и проникновению света в отчужденную семью народов Центральной Азии».

По возвращении в Петербург Ядринцев сделал о своих открытиях несколько докладов в ученых обществах и сообщений в печати. Характерно, что среди общего хора ученых-панфиннистов, доказывавших заносное происхождение в Сибири «рунических» письмен, только Ядринцев доказывал местное азиатское и даже именно тюркское их происхождение. Скоро стало ясным, что он был более прав, чем его противники.

В 1891 г. на Орхон была послана экспедиция Академии наук с участием Ядринцева под начальством ориенталиста В. В. Радлова. Работы экспедиции были запроектированы на пять лет, но состоялась только одна поездка. Были произведены большие археологические раскопки и разведки и сняты эстампажи со всех памятников с письменами. Результаты экспедиции были опубликованы в «Сборнике трудов Орхонской экспедиции» (вып. V, СПБ, 1901) и в «Атласе древностей Монголии» (СПБ, 1893–1899).

Вскоре после этого, в 1893–1894 гг. была произведена дешифровка и перевод найденных памятников (Томсен, Радлов). Результаты дешифровки были поразительны: оказалось, что дело идет о древнейшей в Центральной Азии самобытной письменности, получившей название «орхонской» (позже – «орхоно-енисейской»). Эта письменность принадлежала народу «тюрков» (тупо), создавших в VI–VIII вв. огромную империю в Центральной Азии и в Южной Сибири. Открытие этой древнетюркской письменности составило крупнейший этап в изучении истории народов Азии. Таким образом, находки экспедиции Ядринцева получили всемирно-историческое значение.

Имя Ядринцева, как археолога, приобрело известность в мировой науке. Однако «открыватель новых городов», как стали называть Ядринцева его сотрудники-сибиряки, не прекращал своей кипучей общественной деятельности: в 1892 г. он возглавил санитарные отряды, работавшие в Сибири по борьбе с голодом и тифом. Много забот отдавал он основанному им Обществу содействия учащимся в Петербурге сибирякам.

Напряженной была и литературная деятельность Ядринцева; кроме упомянутых выше трех капитальных трудов, им было написано свыше четырехсот журнальных и газетных статей, не считая беллетристических произведений; большую работу вел он и в качестве редактора, – по ночам он обрабатывал «сырье» – корреспонденции, отовсюду стекавшиеся в его газету.

Необычайная добросовестность и серьезность отличают его как полевого работника. Им был разработан ряд программ, составлено множество статистических таблиц и карт, собственноручно вычерчены планы, сделаны фотоснимки, эстампажи, перебелены альбомы зарисовок и т. д.

Слабое от природы здоровье Ядринцева было подорвано тюрьмой и ссылкой, постоянными материальными лишениями, экспедиционными трудами и непомерной рабочей нагрузкой; этот горячий, беззаветно преданный своей родине и своему делу отзывчивый человек сгорел рано. Приехав в 1894 г. в Барнаул для организации там статистического бюро по изучению Алтайского горного округа уже больным, Ядринцев скоропостижно скончался 7 июня в возрасте 52 лет.

Развитие национальной демократической культуры в современной Монгольской Народной Республике создало условия для продолжения и расширения начатых Ядринцевым и его сподвижниками имеющих мировое научное значение исследований. С 1949 г. советские археологи (С. В. Киселев, А. П. Окладников) совместно с монгольскими научными работниками возобновили исследование древних памятников в районе полулегендарного Каракорума. Начались также разведки и изучение археологических памятников различных эпох по всей территории республики.

Список литературы

  1. Токарев С. А. Николай Михайлович Ядринцев / С. А. Токарев // Отечественные экономико-географы XVIII-ХХ вв. – Москва: Государственное учебно-педагог. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1957. – С 211-217.

Николай Михайлович Ядринцев

Ядринцев Николай Михайлович (18(30). 10.1842, Омск Тобольской губ, - 7(19),06.1894, Барнаул) - публицист, этнограф, экономист, историк, идеолог сибирского областничества. Поступив в 1860 году в Петербургский университет, принял активное участие в создании сибирского землячества. В 1865 году был арестован по делу так называемого «Общества независимости Сибири». После ссылки, в 1874-1876 годы работал в Петербурге, печатался в различных периодических изданиях со статьями о сибирской политике. В 1876-1881 годы служил в Западно-Сибирском губернаторстве, проводя исследования по широкому кругу вопросов. Предпринял географические и этнографические экспедиции на Алтай, в 1890 году сделал крупное археологическое открытие, обнаружив развалины древней монгольской столицы Каракорума. Будучи в течение многих лет вдохновителем сибирского областничества, в последние годы жизни разошелся с молодой сибирской общественностью, отвернувшейся от идей областничества в сторону общедемократического движения. В состоянии душевного надлома покончил с собой.

Ядринцев изучал труды представителей французского Просвещения , был знаком с работами Фейербаха, Прудона, Бокля, Спенсера, Маркса. Среди русских мыслителей кумирами для него были Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Костомаров. Свою концепцию областничества Ядринцев строил на философской и исторической базе. В трудах «Сибирь как колония» (1882), «Сибирские инородцы, их быт и современное положение» (1891) и других Ядринцев развивал идею о том, что жизнь общества, государства есть жизнь его частей и только развитие этих частей является источником развития целого: «Область - вот девиз, с которым мы выходим...» Общий прогресс, с его точки зрения, состоит в дифференциации жизни целого, в обособлении функций, в самобытном совершенствовании каждой отдельной части. Провинциям должна быть предоставлена возможно большая самостоятельность. Отмечая значение России во взаимодействии Запада и Востока, Ядринцев особо выделял роль Сибири, которая должна стать «ареной встречи» двух цивилизаций. Он считал, что эту роль ей диктует не только ее географическое положение, но и состав населения, в который входят и русские с представителями других европейских народностей, и народы «турецко-монгольской расы», находящиеся, с одной стороны, под воздействием буддизма и китайской культуры, а с другой - ислама, христианства и европейской цивилизации. Сибирь Ядринцевё рассматривал как самобытный социокультурный, культурно-исторический и географический мир, имеющий большое будущее в силу ее «посреднической миссии и той важной культурной и политической роли, которые намечаются ей самою судьбою и историей». Свои историко-философские и этнографические изыскания Ядринцев дополнял четкими социально-политическими требованиями. Его областническая программа включала, в частности, свободу слова и печати, введение гласного суда, отмену уголовной ссылки, свободу переселений, открытие в Сибири университета как центра региональных интеллектуальных сил.

В. И. Коваленко

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 814-815.

Ядринцев Николай Михайлович (18 октября 1842, Омск –7 июня 1894, Барнаул) - широко известный в Сибири общественный деятель, публицист, ученый, геолог. Его отец – небогатый купец, мать – бывшая крепостная одного из орловских помещиков. Учился в частных пансионах Тюмени и Томска, с 1854 г. – в томской гимназии, где посещал кружок бывшего петербургского студента Щукина Н.С., что, по его мнению, оказало на него сильное влияние. В 1860-е гг. он уезжает в Санкт-Петербург и становится вольнослушателем университета. По его инициативе в Санкт-Петербурге было образовано землячество студентов-сибиряков, на собрании которого обсуждались проблемы Сибири. Здесь он знакомится с Потаниным. В 1863 г. – Ядринцев приезжает в Омск. В декабре 1863 г. на литературном вечере, устроенном в пользу школы для казачьих детей, произносит пламенную речь о необходимости открытия в Сибири университета. Впервые этот вопрос был поставлен публично. Широкий общественный резонанс имели и другие публичные его выступления. В 1964 г. он, по приглашению Потанина, уезжает в Томск, где в "Томских губернских ведомостях" помещает статьи: "Сибирские периодические судебные русские литераторы", "Этнологические особенности сибирского населения" и другие. В 1865 г. с Потаниным и Колосовым Е.Е. арестован и отправлен в Омск, где велось следствие по делу "сибирских сепаратистов". Вместе с другими областниками содержался в тюремном замке, затем в крепости, в помещении военной гауптвахты. В период следствия и ожидания приговора (1865 – 1867) вместе с Потаниным получил разрешение разбирать местные архивы. В результате им были написаны и опубликованы статьи "Женщина в Сибири в XVII и XVIII вв." (1867), "Письма о сибирской жизни" (1868) и др. На основе дневника, который он вел, позднее была написана книга "Русская община в тюрьме и ссылке" (1872). В 1868 г. – отправлен в ссылку в город Шенкурск Архангельской губернии. В 1872 – 1873 гг. вместе с Потаниным активно сотрудничал в "Камско-Волжской газете". После окончания ссылки в 1874 г. находится в Санкт-Петербурге. Он становится секретарем графа Сологуба В.А. – председателем комиссии по тюремному законодательству. В 1876 г. по приглашению генерал-губернатора Западной Сибири Казнакова Н.Г. он возвращается в Омск и поступает на службу в Главное управление Западной Сибири. Был одним из инициаторов создания в Омске Западно-Сибирского Отдела Императорского Географического Общества (ЗСОИРГО) в 1877 г. В 1878 и 1880 гг. совершает комплексные экспедиции на Алтай, по результатам которых им были опубликованы отчеты в "Записках" ЗСОИРГО. Материалы экспедиции были позднее использованы при написании этнографического труда "Сибирские инородцы: их быт и современные положение"(1891). За свои путешествия был награжден золотой медалью Русского Географического Общества. В 1881 г. уезжает в Санкт-Петербург. Где на следующий год к 300-летию присоединения Сибири к России выходит его капитальный труд: "Сибирь, как колония" (1-е издание – 1882, 2-е – 1892 гг.), принесший ему всемирную известность. В 1882 г. он основал одну из самых популярных в Сибири газет – "Восточное обозрение" с приложением "Сибирский сборник". Будучи одним из наиболее видных русских публицистов, он не оставлял научные исследования. В 1886, 1889, 1891 гг. – совершил экспедиции в Минусинский край и к верховьям Орхона, где открыл развалины Хара – Балчаса и Коракорума, а также памятники древнетюркской письменности. В 1892 г. он в качестве руководителя 1-го санитарного отряда из студентов-медиков для борьбы с тифом и холерой отправляется в Тобольскую губернию для оказания помощи крестьянам-переселенцам. Один из переселенческих поселков, устроенных им, получил его имя (в Люблинской волости). В Омске до 1917 г. одна из улиц носила его имя. В июне 1894 г. прибыл в Барнаул в качестве заведующего статистических исследований на Алтае. В 1900 г. на его могиле на пожертвования сибирского населения был установлен памятник с надписью: "Сибиряки – писателю – публицисту Сибири".

Использованы материалы сайта А.В. Квакина http://akvakin.narod.ru/

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. Спб.. 1882; Николай Михайлович Ядринцев. Художественные и публицистические произведения: Воспоминания // Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1980. Т. 5; Сибирь как колония: Современное положение Сибири. Ее нужды и потребности. Ее прошлое и будущее. Тюмень, 2000; Сибирские инородцы, их быт и современное положение. Тюмень, 2000.

Литература:

Глинский Б. Б. Николай Михайлович Ядринцев. Биографический очерк. М., 1895; Фарафонтов Т. Н. Н. М. Ядринцев: Омск, 1902; Лемке М. К. Николай Михайлович Ядринцев. Спб., 1904; Сесюнина М. Г. Г. Н. Потанин и Н. М. Ядринцев - идеологи сибирского областничества. Томск, 1974; Шшовский М. В. Общественно-политическое движение Сибири 2-й пол. XIX - нач. XX в. Новосибирск, 1995; Емельянов Т. Н. Теория областничества Н. М. Ядринцева как философия русской действительности. Абакан, 1995.

Ядринцев Николай Михайлович

Я дринцев (Николай Михайлович) - известный сибирский публицист, общественный деятель и путешественник-археолог. Родился в Омске, в 1842 г.; не окончив курса в томской гимназии, поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет и, сблизившись с (см.) и другими земляками, уже тогда принял решение служить по мере сил и возможности развитию Сибири. Литературную деятельность начал в 1862 г. в "Искре". В 1863 г. вернулся в Омск и до весны 1865 г. работал по устройству первых публичных лекций, явившись горячим пропагандистом Сибирского университета. В мае 1865 г. Ядринцев вместе с Потаниным, (XXXIX, 236) и другими был арестован по делу о "сибирском сепаратизме", названному сибирской администрацией "делом об отделении Сибири от России и образовании республики, подобно Соединенным Штатам". Ядринцеву пришлось просидеть 3 года в омском остроге и отправиться на жительство в город Шенкурск. Там он занялся разработкой вопроса о сибирской тюрьме и ссылке, результатом которой была очень горячо написанная книга "Русская община в тюрьме и ссылке" (СПб., 1872), составленная из ряда статей в "Деле", "Неделе" и "Отечественных Записках" за 1868 - 1871 годы. Основные ее положения: арестант требует полной гуманности; одиночное заключение - вредный анахронизм; широкому общению с товарищами и общинному началу суждена видная роль в будущем. В 1873 г. Ядринцев усиленно сотрудничает в "Камско-Волжской Газете" (XIV, 222), заявив себя правоверным областником, горячим противником централистов всякого рода. В декабре 1873 г. был восстановлен в правах и, приехав в Санкт-Петербург, поступил домашним секретарем к графу , председателю комиссии по устройству тюрем (XXXIV, 360). Летом 1874 г. Ядринцев женился на А.Ф. Барковой, бывшей до смерти (1888) верным другом и помощником. Усиленно и с увлечением сотрудничая по самым разнообразным сибирским вопросам в "Голосе", "Неделе", "Деле", "Сибири" и других изданиях, Ядринцев в 1876 г. был приглашен на службу в управление западносибирского генерал-губернатора и очень энергично работал по крестьянскому, инородческому и другим местным вопросам. В 1876 г. Ядринцев совершил экспедицию на Алтай для изучения колонизационного движения и этнографических и экономических исследований и констатировал высыхание озера Чаны. После экспедиции (1880) к инородцам Томской губернии Ядринцев оставил навсегда государственную службу. В 1882 г., к 300-летию присоединения Сибири, Ядринцев выпустил капитальный труд "Сибирь, как колония", самое заглавие которого показывает взгляд автора на роль своей родины. Здесь нашли место прошлое и настоящее Сибири и все ее насущные вопросы и нужды, разрешение и удовлетворение которых было поставлено в связь с безусловной необходимостью заменить, наконец, исконную административную опеку широкой общественной самодеятельностью. 1 апреля того же года в Санкт-Петербурге вышел 1-й номер основанной Ядринцевым газеты "Восточное Обозрение" (см.), вполне компетентного и сибирского органа. С 1886 г. Ядринцев энергично работал в только что открытом обществе содействия учащимся в Санкт-Петербурге сибиряками, являясь истинным другом молодежи. В 1889 г. Ядринцев поехал к верховьям реки Орхона и окончательно установил место столицы древней монгольской империи - Каракорума (см.). В 1891 г. Ядринцев выпустил книгу: "Сибирские инородцы, их быт и современное положение", указав, как важна немедленная перемена политики в этом остром сибирском вопросе. Поселясь в Санкт-Петербурге и не принимая деятельного участия в "Восточном Обозрении", Ядринцев в 1893 - 1894 годах много работал в "Русской Жизни" и "Русских Ведомостях", обращая особенное внимание на переселенческий вопрос, который решал путем полной свободы переселений и широкой помощи переселяющимся (XXIII, 271, 279, 280); очень энергично работал в обществе для вспомоществования нуждающимся переселенцам. В 1894 г. Ядринцев принял место заведующего статистическим бюро при управлении Алтайским горным округом, но приехав в Барнаул, скоро умер. Сибирская интеллигенция справедливо называет Ядринцева лучшим из своих сынов, всю свою жизнь самоотверженно отдавшим на службу обожаемой родине. См.