Почему погибла цивилизация майя. Почему вымерли индейцы майя

История цивилизации майя полна загадок. Одна из них - причина внезапного исчезновения этого древнего народа, достигшего удивительно высокого уровня развития культуры.

Происхождение и территория обитания

Майя, одна из цивилизаций Мезоамерики, начала формироваться примерно в 2000 г. до н. э. Она сложилась на территории мексиканских штатов Юкатан и Табаско, стран Гватемалы и Белиз, Гондураса и Сальвадора. Местность, на которой жили эти древние племена, делится на три климатические зоны: каменистую и засушливую горную территорию, тропическую сельву и районы с богатой фауной.

По поводу происхождения народа, как и о том, куда пропали майя, существует несколько теорий. Есть версия о том, что они пришли из Азии, и даже фантастическое предположение, что это потомки жителей мифической Атлантиды. Еще одна теория утверждает, что они выходцы из Палестины. В доказательство приводят тот факт, что многие элементы схожи с христианскими (идея прихода Мессии, символ креста). Кроме того, народа очень походит на египетскую, и это наводит на мысль, что он каким-то образом связан и с Древним Египтом.

Индейцы майя: история великой цивилизации

Исследователям повезло - сохранилось немало источников, по которым можно составить картину жизни этого древнего народа. Его историю делят на несколько больших периодов.

В доклассическую эпоху индейцы представляли собой небольшие племена, добывающие пропитание охотой и собирательством. Около 1000 г. до н. э. появляется множество мелких поселений земледельцев. Эль-Мирадор - один из первых городов майя, известный сейчас своим огромным пирамидальным комплексом высотой в 72 метра. Это была крупнейшая метрополия доклассического периода.

Следующая эпоха (400 г. до н. э. - 250 г. н. э.) характеризуется большими изменениями в жизни индейцев. Происходит бурный рост городов, возводятся монументальные архитектурные комплексы.

250-600 гг. н. э. - время классической эпохи развития народа Мезоамерики. В этот период сложились соперничающие друг с другом города-государства. Их архитектура была представлена пышными архитектурными сооружениями. Обычно здания располагались вокруг прямоугольной центральной площади и украшались масками богов и мифологических персонажей, вырезанными в камне. История племени майя говорит, что особенностью их поселений было наличие в центре городов пирамид высотой до 15 метров.

К концу классического периода население низменных областей Гватемалы достигло внушительной численности в 3 миллиона человек.

Поздний классический период - время наивысшего расцвета культуры древнего народа Мезоамерики. Тогда были основаны великие города - Ушмаль, Чичен-Ица и Коба. Численность населения каждого из них составляла от 10 до 25 тысяч человек. История племени майя не может не удивлять - в это же время в средневековой Европе не было таких крупных поселений.

Занятия и ремесла майя

Основными занятиями индейцев были земледелие (подсечно-огневое и ирригационное), пчеловодство и ремесло. Выращивали маис (основная культура), фасоль, томаты, тыкву, различные виды перца, табак, хлопок, батат и разнообразные приправы. Важной культурой было какао.

Занимались майя и выращиванием фруктов. Сейчас сложно сказать, какие из плодовых деревьев были культурными. Жители использовали в пищу папайю, авокадо, рамон, чикосапоте, нансе, мараньон.

Несмотря на высокий уровень развития, майя никогда не прекращали заниматься собирательством. Листья пальм использовались как материал для кровли крыш и сырье для плетения корзин, собранную смолу применяли как благовоние, а из коросо готовили муку.

Охота и рыболовство тоже входили в число основных занятий индейцев.

Из археологических исследований ясно, что на Юкатане и в Гватемале жили искусные ремесленники: оружейники, ткачи, ювелиры, скульпторы и зодчие.

Архитектура

Майя известны своими величественными постройками: пирамидальными комплексами и дворцами правителей. Кроме того, они создавали прекрасные скульптуры и барельефы, основными мотивами которых были антропоморфные божества.

Жертвоприношения

Среди сохранившихся до наших дней построек основную часть занимают здания религиозного характера. Этот факт и другие источники позволяют сделать вывод, что религия занимала в жизни майя центральное место. Они известны своими обрядами кровопускания и человеческими жертвами, приносимыми богам. Самыми жестокими из обрядов было закапывание жертвы заживо, а также вспарывание живота и вырывание сердца из тела еще живого человека. В жертву приносились не только пленники, но и соплеменники.

Тайна исчезновения народа

Вопрос о том, куда пропали майя, продолжает интересовать многих исследователей. Известно, что к IX веку южные территории проживания индейцев стали пустеть. По какой-то причине жители стали покидать города. Вскоре этот процесс распространился и на центральный Юкатан. Куда пропали майя и по какой причине они оставили насиженные места? На этот вопрос пока нет ответа. Есть гипотезы, которые пытаются объяснить внезапное исчезновение одного из народов Мезоамерики. Исследователи называют следующие причины: вражеские нашествия, кровопролитные восстания, эпидемии и экологическая катастрофа. Возможно, майя нарушили баланс между природой и человеком. Быстрорастущее население окончательно истощило природные ресурсы и стало испытывать серьезные проблемы с нехваткой плодородных почв и питьевой водой.

Последняя гипотеза об упадке цивилизации майя предполагает, что это произошло из-за сильной засухи, которая и привела к опустошению городов.

Ни одна из этих теорий не получила серьезного подтверждения, и вопрос о том, куда пропали майя, до сих пор остается открытым.

Современные майя

Древний народ Мезоамерики не исчез бесследно. Он сохранился в своих потомках - современных индейцах майя. Они продолжают жить на родине своих знаменитых предков - в Гватемале и Мексике, сохранив язык, обычаи и образ жизни.

Многие географические открытия европейцев завершались колонизацией новых земель и жестоким подавлением или даже истреблением местных народов. Так было и с открытием полуострова Юкатан и культуры майя.

Вообще-то судьбами цивилизаций интересуются прежде всего историки. При этом очень немногие из них обращают внимание на естественные, природные причины, приведшие к деградации и гибели ту или иную цивилизацию. Обычно считается, что главные виновники - соседние государства или воинственные племена-завоеватели, а также пришельцы из Европы.

Однако объяснить такими причинами крах культуры майя оказалось не так-то просто. Выяснилось, что в данном случае приходится учитывать географические факторы и проводить палеогеографические исследования. Они, в свою очередь, пролили свет на сложный комплекс причин, которые воздействуют на любое общество, ибо оно находится в нерасторжимом единстве с окружающей природной средой.

Но для начала надо вернуться в XVI век. После неудачной экспедиции Франсиско Кордовы был организован новый поход под начальством Хуана Грихальвы - на четырех кораблях с 240 солдатами. Старшим кормчим был Аламинос, а одним из участников - Берналь Диас. На этот раз они высадились сначала на прибрежный остров, а затем на материк - на северо-восточную окраину Юкатана, западнее Кордовы.

После вооруженных столкновений с индейцами Грихальва сумел наладить с ними товарообмен, получая пищу и небольшое количество изделий из низкопробного золота. Местные жители указывали на запад, давая понять, что там золота много, и повторяя при этом слово "Мехико". Но и без того золота было немало, потому что император Мексики, вождь ацтеков Монтесума, приказал не препятствовать продвижению пришельцев и обменивать желтый металл, который они так любят, на их товары.

И на этот раз испанцам довелось видеть алтари, залитые человеческой кровью, ужасных идолов. Видели они тела жертв с отрубленными руками и ногами, вскрытой грудью. Один из кровавых обрядов видел Диас: "В тот день они принесли в жертву двух мальчиков, рассекли им грудь и положили их окровавленные сердца в дар пакостному своему богу. Хотели они нас окурить, но мы не дались. Очень уж потряс нас вид так жестоко зарезанных мальчиков".

На этот раз экспедиция обследовала побережье Юкатана на протяжении около 1000 км, окончательно убедившись, что это полуостров. Привезенный груз золота разжег страсти конкистадоров, узнавших о существовании богатой страны на континенте. Это стало началом открытия, завоевания и разрушения империи ацтеков, майя. (Впрочем, процветавшие поначалу на захваченном золоте Испания и Португалия в конце концов низвели свою экономику на второразрядный уровень в Европе.)

Возникает вопрос, актуальный и для нашей эпохи: почему сравнительно быстро рухнули великие цивилизации Нового Света? Если бы государства инков и ацтеков находились в расцвете могущества и культуры, небольшие отряды конкистадоров не смогли бы их покорить. Это подтверждают события, сопутствовавшие открытию европейцами Юкатана. А ведь в этом случае конкистадорам противостояли порядком одичавшие потомки великих майя, некогда создавших самый точный в древнем мире календарь.

Это был удивительный народ. Остается загадкой, как они смогли верно определить продолжительность года без оптических приборов и многовековых астрономических наблюдений. Иероглифическая письменность майя настолько сложна, что до сих пор вызывает споры у специалистов и не во всем поддается расшифровке. В математике этот народ первым ввел понятие нуля. Им принадлежат оригинальные памятники культуры, колоритная живопись, великолепные архитектурные сооружения.

О происхождении майя высказывались самые фантастические версии. Бартоломео Лас Касас предполагал, что это потомки одного из пропавших колен Израиля, упомянутых в Библии, которые после поражения от ассирийского царя Саргона II переселились в Новый Свет. Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес был уверен, что на Юкатан переселились уцелевшие жители затонувшей Атлантиды. Однако подтвердилось мнение Диего де Ланды: культура майя сложилась и расцвела на местной почве.

Историки безуспешно пытались разгадать тайну гибели культуры майя. К ним подключились почвоведы, экологи и палеогеографы. Они и выяснили некоторые интересные факты. Оказывается, на Юкатане верхние почвенные горизонты ослаблены, обеднены питательными веществами. Установили причину этого: долгое господство подсечно-огневого земледелия На периодически - через 10–12 лет - выжигаемых участках почвы не успевали восстановить плодородие и постоянно истощались, деградировали. Начинались неурожаи, голод, вымирание населения.

Побывавший в этих краях замечательный биогеограф Н.И. Вавилов писал: "Отсутствие сельскохозяйственных животных заставило человека ограничить площадь посева небольшими участками, обрабатывать тщательно небольшие площадки, вырабатывать своеобразные навыки ухода за растениями… Многие сорта кукурузы, фасоли, папайи, плодовых и хлопчатника достигли здесь большого совершенства".

В дальнейшем выяснилось, что майя практиковали не только подсечно-огневое земледелие. Они устраивали земледельческие террасы, ирригационные сооружения. Как пишет историк В.И. Гуляев: "За два месяца работ земледелец-майя классического периода производил такое количество пищи, которое покрывало все потребности его семьи за год, а также налоги и дани, уплачиваемые общиной правящей касте. Оставшееся время он тратил на всякого рода домашние занятия и ремесла, охоту и отбывал трудовую повинность на строительстве храмов, дворцов и других общественных зданий".

Именно в ту пору были воздвигнуты величественные пирамиды майя. Как все циклопические сооружения, они свидетельствуют о расцвете цивилизации, осознании народом и правителями своего могущества.

Жречество являлось интеллектуальной элитой общества, хранителем сокровенных знаний. По свидетельству Диего де Ланда, верховный жрец майя "назначал жрецов в селениях, когда в этом была нужда, испытывая их в науках и церемониях, и поручал им дела по должности, обязывая их быть хорошим примером для народа, снабжая их книгами и отправляя их на места. И эти жрецы занимались службой в храмах и обучением своим наукам, а также сочинением религиозных книг. Они давали своим ученикам знания о следующих вещах: летоисчислении, празднествах и церемониях, управлении таинствами, о несчастных днях и циклах, способах их предсказания, пророчествах, памятных событиях, лекарствах от различных болезней, памятниках старины, о том, как читать и писать их иероглифы и рисунки".

Как знатоки календаря жрецы указывали сроки земледельческих работ. В тропиках, где почти неразличимы времена года, такие сведения были жизненно необходимы для рационального ведения сельского хозяйства.

Жрецы и правители практически брали на себя ответственность за все происходящее в стране. Постоянные ссылки на высшие силы, божественные установки при природных катастрофах - сильных засухах, землетрясениях или тропических циклонах - оборачивались социальными конфликтами: получалось, что боги недовольны происходящим на земле, гневаются на земных владык. Вспыхивали бунты. Утрачивалась вера в жрецов. Возможно, приобретя власть над обществом, само жречество вырождалось, тупо справляя ритуалы, утрачивая смысл знаний, не заботясь об их проверке или уточнениях.

Вдобавок ко всему эта каста "хранителей знаний и таинств" скрывала от остального народа свои познания и секреты. И когда во время социальных катастроф, восстаний жрецов уничтожали или изгоняли, это со временем оборачивалось экономическим упадком: некому было вести календарь, определять сроки посевов и других сельскохозяйственных работ. Терялась информация - ценнейшее общественное достояние. Это наносило удар по всей хозяйственной системе.

Возможно, что и без того жречество, замыкаясь как привилегированная каста, теряло саму суть навыков и обрядов, бездумно повторяя одно и то же, соблюдая формальные предписания автоматически. А как известно, бездумное повторение информации - обесценивает ее.

Великая цивилизация майя не смогла удержаться на достигнутом высоком уровне культуры. А если общественный организм не развивается, если он превращается в подобие инертного механизма, если в нем замирает интеллектуальная деятельность, то он сравнительно быстро начинает деградировать. Тем более что в империи майя росло обособление отдельных каст и регионов, городов-государств, терялось единство общества, снижались интеллектуальный потенциал и жизненная энергия. И все это происходило на фоне уменьшения плодородия почв, роста опустынивания.

Цивилизация майя - одна из немногих, которая прошла полный естественный цикл развития: становление, рост, расцвет, стабильность, упадок и гибель. Последнюю фазу завершили конкистадоры. На этом поучительном примере можно изучать особенности взаимодействия экологических, социальных, экономических и интеллектуальных факторов в общественной жизни. Сейчас, когда техническая цивилизация стала глобальной, пример майя особенно ценен. Ведь наша глобальная цивилизация становится все более однообразной - по американскому образцу.

…Открытие европейцами Юкатана и затем Мексики обернулось трагедией для местного населения. Пришельцы жаждали только материальных ценностей, не обращая внимания на ценности духовные. Было уничтожено множество памятников духовной культуры ацтеков, майя, инков. Фактически только в XX веке начались активные исследования этих исчезнувших цивилизаций и выяснились прежде всего экологические факторы их деградации. Это уже было открытие в области исторической географии и экологии общества. Такое научное открытие пока еще, пожалуй, не оценено по достоинству и остается незавершенным. Это обширное поле для новых исследований, результаты которых могут оказаться чрезвычайно плодотворными и актуальными.

Речь идет о цивилизации в дебрях тропического леса. Руины загадочной цивилизации, просуществовавшей более тысячи лет.

Древние майя. Они строили величественные пирамиды, роскошные дворцы и просторные площади. В джунглях они были господами .

Они эффективно использовали источники энергии и создавали удивительные инженерные сооружения и произведения искусства на протяжении полутора тысяч лет.

Но внезапно древняя цивилизация с многовековой историей исчезла : шумные города опустели, и над ними сомкнулись джунгли.

Код майя

Тикаль был одним из немногих городов, набравших силу еще в доклассический период, и благополучно просуществовал до конца классического периода. История этого города не прерывалась.

Но в 6 веке у Тикаля появился соперник: зашла звезда города под названием .

У майя было два города с сильными правителями: Калакмуль и Тикаль. Между ними происходили конфликты . Как правило, их инициатором был Калакмуль: он постоянно заключал союзы с соседями Тикаля против общего врага.

Икин-Чан-Кавиль и Храм Великого Ягуара

Мощным государством Калакмуль стал благодаря решительному и дальновидному правителю. Звали его Икин-Чан-Кавиль .

Он построил одно из самых известных сооружений майя, эта пирамида пережила века: .

Строительство потребовало огромных усилий. Пирамида был не только храмом, но и символом силы и авторитета правителя : предполагалось, что убедившись в могуществе правителя, люди будут переходить на его сторону.

Строить в тропическом лесу и сегодня непросто, а они строили пирамиды орудиями каменного века. Большинство технологий, которые мы применяем при строительстве крупных сооружений, были неизвестны майя: у них не было тяглового скота , не было орудий из металла .

У майя были лишь практически неисчерпаемые запасы известняка и рабочие руки. Каждый подданный государства был обязан ежегодно отработать на правителя определенное время.

Из каменоломен к месту строительства камень приходилось тащить волоком или нести на спине. Для этого у них были корзины с лямкой, или, как ее еще называют – налобной обвязкой . Таким способом можно было нести десятки килограммов камней.

Ступень за ступенью пирамида росла ввысь. По мере необходимости возводили и переставляли деревянные «леса». Блоки обтесывали каменными резцами и деревянными киянками.

Внутреннюю поверхность стен оставляли необработанной, зато снаружи наводили лоск: обмазывали раствором – так называемой «штукатуркой майя» , и красили в красный цвет.

Они знали о колесе, о металле, но на практике не использовали ни того, ни другого. Видимо, они считали, что чем больше затрачено труда, тем больше ценность сооружения.

Фасад Храма Великого Ягуара обращен за запад , в сторону заходящего солнца. Храм на главной площади Тикаля был символом власти правителя, оплатившего богам долг народа.

Икин-Чан-Кавиль построил его в честь победы над главным соперником , Калакмулем, в 736 году. Затем в 743-744 годах он нанес поражение союзникам Калакмуля, угрожавшим Тикалю: на запада и на востоке. Петля, сдавливавшая «горло» Тикаля, была разорвана.

В честь этой победы он перестраивает и расширяет дворец, возводит новые пирамиды. Тикаль в нынешнем виде – это, в основном, плоды той победы.

Скорее всего, именно он начал строительство самого высокого сооружения Тикаля храма IV . Пирамида объемом в 200 тысяч кубометров камня высотой в 65 метров с 22-этажный дом. С ее вершины, возвышавшейся над тропическим лесом, открывался великолепный вид на город.

В других городах майя тоже строили высокие сооружения, но в эпоху правления Икин-Чан-Кавиля Тикаль был самым могущественным городом цивилизации майя. Но не единственным.

Загадочный правитель

В 400 километрах к западу еще одна династия строила свой акрополь. В 7 веке там появился незаурядный правитель. Он превратил один из самых влажных городов в мире в «Мекку» архитектуры Нового света.

Он входит в святилище, оглядывается и видит в полу отверстия с каменными заглушками . Он предполагает, что через эти отверстия продевали канаты, что поднять массивную плиту вроде нынешних опускных дверей. Он сдвигает плиту и идет вниз по лестнице, забитой грязью и каменными обломками.

Таких пирамид майя никто прежде не видел, и он начинает копать. Он идет по мокрым ступеням, добирается до площадки и видит, что лестница поворачивает. Он продолжает копать и находит потайные двери и ложные проходы – явный признак того, что план сооружения был тщательно продуман.

Наконец, спустя долгих 3 года, он добирается до основания 25-метровой лестницы. Перед ним небольшой проход и каменный саркофаг с 6 скелетами – останками тех, кого принесли в жертву, чтобы они охраняли того, кто построил этот храм. Но имени этого человека он пока не знает.

И вот, наконец, он видит перед собой дверь – огромный треугольный камень. Вместе с помощниками он открывает дверь и входит внутрь.

Там находится склеп размерами 9 метров в длину и 7 в высоту. А в нем- массивный саркофаг из единого куска известняка с резной крышкой с изображением правителя.

Ее кромка окрашена киноварью – красной краской и смазана ядом против возможных грабителей. Если бы этим способом пользовались египтяне, возможно, до нас дошло бы больше древних сокровищ.

Здесь мы видим изображение щита , такой же щит изображен и в святилище. На языке древних майя щит звучит как «пакаль». Альберто Рус открыл гробницу выдающегося правителя майя – Пакаля Великого .

Пакаль Великий

Открытие Храма надписей изменило наши представления о пирамидах майя: они не были просто усыпальницами.

Помимо лестницы строители провели к гробнице скважину в виде тонкостенной трубы . Через эту трубу любое слово, сказанное на вершине пирамиды, было слышно в склепе. Таким образом, можно было напрямую общаться с Пакалем, лежащим в усыпальнице.

20-тонный саркофаг должен был пережить вечность. Чтобы положить внутрь тело, нужно было сдвинуть крышку в сторону. После смерти Пакаля крышку поставили на месту, замуровали вход и засыпали лестницу.

Камнерезы изобразили на крышке символическую картину возрождения Пакаля в загробном мире. А также своего рода таблицу, в которой поместили 640 иероглифов с повествованием об истории правления Пакаля .

В большинстве пирамид майя практически нет текстов, с Храмом надписей ситуация противоположная: буквально каждый камень как снаружи, так и внутри напоминает о том, что здесь место упокоения основателя одной из величайших династий майя.

В 683 году на 68 году правления в возрасте 80 лет великий правитель майя Пакаль скончался . Тело покрасили киноварью и усыпали драгоценностями. Лиц укрыли нефритовой маской.

Кан-Балам

Пакаль был великим правителем, но его сын терпеливо ждал своей очереди – почти 50 лет.

Надо было успеть совершить что-то великое. На помощь пришли законы физики и матушка Природа.

684 год. Великий правитель Пакаль превратил Паленке в город, каких еще не знала культура майя. После 68 лет у власти его похоронили в гробнице, не уступающей усыпальницам египетских фараонов. Продолжить дело, начатое отцом, предстояло его сыну. Его звали Кан-Балам .

Пакаль основал династию, но укрепил государство и тем самым создал условия для ее продолжения его сын.

48-летний правитель приступил к строительству трех храмов сразу . Этот комплекс увековечил его имя.

Он построил «Группу Креста» — один из самых сложных и изящных храмовых комплексов в истории майя. Его творение возвышалось над дворцом его отца. Есть мнение, что этот комплекс отражает характер его создателя: он хотел оставить о себе память, как хотел и его отец.



Он повелел построить три сооружения: Храм Креста, Храм Лиственного Креста и Храм Солнца .

Система исчисления майя

В эту эпоху архитектура вышла на качественно новый уровень. Система исчисления майя позволяла производить сложные расчеты, не доступные другим культурам.



Майя опередили остальное человечество, введя символ для обозначения ноля . Набор из трех символов: ракушки, обозначавшей ноль, точки – единицы, и черты – пятерки в различных комбинациях позволял производить операции с огромными числами.

Греки и римляне были выдающимися инженерами, но их математическая система была ограничена, поскольку не имела ноля. Как ни странно, великие строители, философы по сравнению с майя были никудышными математиками.

Не исключено, что архитекторы Кан-Балана умели извлекать из числа квадратный корень и знали о золотом сечении , пропорции, присущие неживой природе, животным и даже человеку - 1 к 1,618.

Соотношение расстояния от макушки до пупка и от пупка до подошв почти точно соответствует .

Ученые находят эту пропорцию в сооружениях, воздвигнутых тысячи лет назад: в египетских пирамидах, в греческом . Ее изучал : есть мнение, что золотая пропорция присутствует в чертах .

Возможно, что с помощью одних палок и веревки инженеры Кан-Балама умели извлекать . В Храме Креста к этой пропорции близки пилоны при входе, сами врата и стены внутреннего помещения. Размеры боковых стен и фасадов при виде сверху соотносятся как 1 к 1,618.

Чередование квадратов и прямоугольников создает на полу Храма Креста удивительную геометрическую картину, полную мифологической и исторической символики.

Водоснабжение Паленке

Но не все здания в Паленке строились с расчетом на загробную жизнь, архитекторы думали и о более практичных вещах.

Между 800 и 1050 годом Чичен-Ица становится крупным и сильным городом. Сюда стекались люди со всех концов страны, и он извлекал их этого выгоду.

Караколь – астрономическая обсерватория

В городе среди прочих зданий выделяется Караколь , астрономическая обсерватория. Время и звезды чрезвычайно интересовали майя, в небе они искали ответы на свои вопросы.

Скорее всего майя пользовались таким приспособлением, как визир . Наблюдая за прохождением звезд через перекрестие визира, они делали определенные выводы.


Несмотря на примитивные инструменты, майя точно вычисляли движения звезд и планет и ход времени.

Караколь не вписывается в общую планировку города, но отклонение в 27,5 градусов на северо-запад соответствует самой северной позиции Венеры на небе.

Здание ориентировано на небесные тела и явления, а именно: движение Венеры и равноденствие .

. Кажется, что узкие щели расположены в беспорядке, но они точно соответствую астрономическим событиям.

Судя по тому, что пропорции и ориентация Караколя не вписываются в общую планировку, мы можем судить о роли Венеры в представлениях майя.

Венера ведет себя не так, как другие небесные тела, она движется по небу то в одном направлении, то в другом. Видимо, Караколь указывал дни, когда Венера меняет направление движения.

Зная закономерности движения небесных тел, майя создали два взаимосвязанных календаря : ритуальный и солнечный Это были самые точные календари Древнего мира .

Солнечный год майя состоял из 365 дней . Кроме того, они с не меньшей точностью определили периоды обращения Венеры и лунных затмений.

Новая эра расцвета майя

Майя потребовалось всего 200 лет, чтобы возродить пришедшую в упадок на юге цивилизацию. Но, как оказалось, на севере их поджидал не менее страшный враг : он уничтожил культуру майя, оставив города нетронутыми.

В 9 веке н.э. города классического периода майя по непонятной причине пустеют, и начинается новая эра расцвета .

При возрождении культуры на севере, майя как никогда прежде сумели на практике использовать свои познания в астрономии. Преклонение майя перед небесной механикой наложило отпечаток на архитектуру Чичен-Ицы.

Главным сооружением Чичен-Ицы стал , или «Замок», построенный в 9-10 веках н.э.

365 ступеней, по количеству дней года гражданского календаря майя. 52 плиты символизируют 52-летний цикл, а 9 ступеней – 18-месячный цикл солнечного календаря.

Храм ориентирован так, что дважды в год тень от Солнца падает определенным образом. При взгляде на балюстраду и северо-западный угол Эль-Кастильо на закате Солнца можно было наблюдать удивительную игру теней . Освещенные треугольники уступов пирамиды заканчивались у подножья каменной головой змеи. С небес на землю спускался «змей», и это означало наступление сезона дождей.

Майя видели в этом проявлению воли бога , «Оперенного змея».

Майя умели определять – дни, когда продолжительность дня и ночи одинакова. Каждый год 21 марта можно было наблюдать нисхождение Кукулькана.

Планировка города вокруг Эль-Кастильо приобрела новое качество – простор : храмы, рынок, площадка для игры в мяч, колоннады.

Скорее всего, бортики с колоннадами служили не только ритуальным целям. Возможно, сюда либо специально приглашали, либо мог прийти каждый, чтобы посмотреть, как в город прибывают процессии послов и купцов из других городов.

Эти колонны похожи на греческие и римские, но для майя это был совершенно новый тип строительной конструкции, они позволяли делать крышу плоской. Отпала необходимость в ступенчатой кладке , которая не давала 100-процентной уверенности в том, что свод не обрушится.

Конструкция колонн проста: цилиндрические барабаны ставили один на другой на прослойку из гравия. Сверху клали квадратную плиту, а кровлю делали деревянной и покрывали известковым раствором.



Теперь происходящее внутри храмов было доступно большему числу людей, нежели в эпоху классических пирамид майя. На те пирамиды поднимались только избранные, храмы ставили на вершине, и снизу не было видно, что в них происходит, а здания с колоннами были более доступны .

Гибель цивилизации майя

Однако, так продолжалось недолго, расцвет Чичен-Ицы длился 200 лет, а затем его постигла судьба южных соседей: она загадочно обезлюдела .

Когда испанцы в 1517 году высадились на Юкатане, все города майя были покинуты и заброшены . Наследники рухнувшей цивилизации жили в разрозненных поселениях, но мужественно сопротивлялись .

Покорить их оказалось трудно: вместо того, чтобы как у взять в плен правителя, им приходилось захватывать деревни по одной. Уходя, они оставляли в тылу потенциальные очаги восстания .

Воины майя убивали конкистадоров тысячами, но их оружие было бессильно против другого врага: болезни . За 100 лет погибло 90% населения Нового Света. Оставшихся в живых ожидали преследования.

Прибыл из Испании, чтобы обратить майя в христианство, и в своем рвении не знал пощады .

Ланда был идеалистом. Он прибыл в Новый Свет, чтобы спасать души, обращать туземцев в истинную веру. Но майя отнюдь не собирались отказываться от своих верований.

12 июля 1562 года Ланда сжег все рукописи майя , полагая их дьявольскими письменами. Были уничтожены знания, накопленные майя за тысячу лет, для истории это была великая трагедия .

По счастливой случайности, четыре кодекса избежали гибели в пламени и не затерялись со временем. В 19 веке часть этих рукописей удалось вызволить из рук монахов, и со временем они стали известны широкой общественности.

Археология майя только начинается

Древние майя пытались найти ответы на вопросы, глядя с земли на небо, а сейчас мы ищем ответы, глядя с неба на землю.

Недавно НАСА и с помощью современных технологий попытались найти новые, неизвестные города майя. Холмы, поросшие лесом, вполне могут оказаться руинами древних городов, заброшенных сотни лет назад. Возможно, разгадка тайн майя лежит у нас под ногами.

Археология майя только начинается : до сих пор не исследовано неимоверное число городов, храмов и прочих сооружений. «Золотой» век археологии майя впереди: к концу века это будет одна из наиболее изученных цивилизаций Древнего мира.

Майя были умны, изобретательны, но отличались склонность к насилию. Чем же так привлекает ученых поколение за поколением это высокоразвитая и вместе с тем загадочная цивилизация? Архитектура величественных дворцов и храмов? Замысловатые иероглифы? Или удивительные познания в астрономии и математике с беспрецедентным для древности понятием ноля? Или же народ, сумевший построить не деревню, не городишко, а великолепные города в одном из самых негостеприимных уголков планеты?

Во влажных тропических лесах между и Юкатаном до сир пор скрыты сотни неизвестных городов майя . Только в одном Паленке до сих пор не раскопано полторы тысячи сооружений. Если представить, какие археологические сокровища ждут ученых в городах, подобных Тикалю и Паленке, становится ясно, что джунгли хранят еще много тайн загадочной цивилизации майя .

Когда испанские конкистадоры отплыли в Центральную Америку в 1517 году, их целью было уничтожение цивилизации майя. Но по прибытии колонизаторы обнаружили, что большая часть их работы уже была проделана до них. Внушительные известняковые города - классическая черта одного из самых развитых обществ древности - уже поросли джунглями.

Вопрос о том, как майя встретили свой конец, остается одной из самых живучих тайн истории. Народ майя выжил; им даже удалось организовать длительное сопротивление европейским агрессорам. Но к тому моменту, когда высадились испанцы, политическая и экономическая сила, которая возвела знаменитые пирамиды в тех местах и поддерживала население в два миллиона, уже исчезла.

Первые основания майя заложили в первом тысячелетии до нашей эры, а пика развития цивилизация достигла примерно к 600 г. н. э. В хронологии Мезоамерики майя находятся между первыми ольмеками и поздними ацтеками. Археологи нашли тысячи древних городов майя, большинство из которых рассыпались по всему южномексиканскому полуострову Юкатан, Белизу и Гватемале.

Вероятнее всего, еще больше руин майя находится под толстым слоем тропических лесов.

Примерно спустя 200 лет серьезных археологических исследований мы узнали достаточно о цивилизации майя, чтобы восхищаться ей. Их отличительные искусство и архитектура показали, что они были народом прекрасных ремесленников.

Майя также были интеллектуально продвинуты. Они хорошо понимали математику и астрономию, использовали их для выравнивания пирамид и храмов в соответствии с прецессией планет и солнечными равноденствиями. И они использовали единственную из известных письменностей в Мезоамерике, причудливый на вид набор символов, иероглифы майя.

Чудеса, оставленные майя, обеспечили им мистический ореол. Но как погибла цивилизация - вот настоящая мистика, в каждой детали. И, кажется, мы поняли, почему майя пришел конец.

Начнем с того, что мы знаем. Где-то в 850 году н. э., после столетий процветания и господства, майя начали покидать свои величественные города, один за другим. Меньше чем за 200 лет величие цивилизации достигло лишь доли от былого. Остались изолированные поселения, но эпоха расцвета майя ушла навсегда.

Помимо трагических масштабов упадка майя, несмотря на десятилетия исследований, археологи до сих пор не знают, что его вызвало. Как и в случае с римской империей, виновник падения цивилизации был явно не один. Но темп гибели майя привел некоторых ученых к выводам, что причиной стала крупная катастрофа, способная разрушать города один за одним на своем пути.

Есть много теорий о том, что положило конец майя. Среди них старые и хорошо известные - вторжение, гражданская война, утрата торговых маршрутов. Но с тех пор, как были сопоставлены климатические записи в Центральной Америке в начале 1990-х, одна из теорий стала особенно популярной: цивилизация майя была обречена вследствие серьезных изменений климата.

В века непосредственно перед коллапсом майя - так называемой «классической эпохой» с 250 по 800 г. н. э. - цивилизация гудела. Города процветали, урожай был богатым. Записи климата (которые берутся в основном из анализа пещерных образований) показали, что во время этого периода на территории майя проливались относительно сильные дожди. Но те же записи показывают, что приблизительно в 820 г. н. э. на область обрушились 95 лет перемежающихся засух, некоторые из которых длились в течение многих десятилетий.

С тех пор как эти засухи были определены впервые, ученые заметили поразительную корреляцию между их сроками и крахом майя. И хотя одной только корреляции недостаточно, чтобы закрыть вопрос, тесная связь между засухами и падением привела экспертов к мысли, что климатический сдвиг 9 века мог каким-то образом вызвать упадок майя.

Однако каким бы привлекательным ни было объяснение с засухой, этого недостаточно. Потому что не все города майя пали вместе с иссушением климата.

Города майя, которые пали во время засух 9 века, в основном располагались в южной части своей территории, на месте современных Гватемалы и Белиза. На полуострове Юкатан на севере, однако, цивилизация майя не только пережила эти засухи, но и расцвела. Это северное возрождение ставит палку в колеса теории засухи: если юг парализовало смещением климата, что случилось с севером?

Предлагались разные объяснения этому расхождению севера-юга, но до сих пор ни одна теория не победила. Однако недавнее открытие может пролить свет на этот непреходящий парадокс.

Археологи майя с трудом извлекают данные. Практически никакие письменные записи майя, которых некогда были тысячи, не пережили колониальные времена (по приказу католических священников испанцы сжигали книги майя кучами - из оставшихся известны всего четыре). Вместо этого, чтобы определить времена процветая древних майя, ученые полагаются на календарные записи на каменных памятниках, стилистический анализ керамики майя и радиоуглеродное датирование органических материалов.

Предыдущие исследования уже определили приблизительный возраст главных городских центров на севере цивилизации майя; оказалось, что север пережил засухи 9 века. Однако до недавнего времени эту выборку данных никогда не собирали в одном исследовании. И сделать это важно, поскольку можно взглянуть на северных майя в целом и уже исходя из этого определить общие тенденции взлетов и падений.

В исследовании, опубликованном в декабре, археологи из США и Великобритании впервые собрали вместе все вычисленные возраста городских центров северных земель майя. Были собраны 200 дат из мест по всему полуострову Юкатан, половину получили из записей каменных календарей и половину из радиоуглеродного датирования. Потом ученым удалось создать широкую картину времен, когда были активны северные города майя, а также времен, когда каждый из них мог кануть в небытие.

То, что нашли ученые, существенно меняет наше понимание того, когда и, возможно, почему цивилизации майя пришел конец. Вопреки предыдущему мнению, север пришел в упадок во время засухи - на самом деле, две из них он перенес.

Каменные летописи показали, что во второй половине 9 века случился 70-процентный спад активности городов майя. Этот показатель упадка эхом отразился в радиоуглеродном датировании по северному региону майя: строительство из дерева сократилось в тот же период. Что важно, в это же время засуха уничтожала цивилизацию майя на юге - и для севера это не прошло незамеченным.

Ученые полагают, что угасание творческой активности свидетельствует о политическом и общественном коллапсе, который происходил на севере. Север определенно чувствовал себя лучше юга в 9 веке, но последние данные свидетельствуют о том, что этот регион все равно испытал значительное угасание. Раньше его не могли обнаружить вследствие тонкой природы события: снижение производства, даже масштабное, трудно обнаружить без всеобъемлющего, общерегионального анализа, проведенного новым исследованием.

Упадок севера в 9 веке - интересная деталь истории майя, но ничего фундаментального в ней нет - в конце концов, мы уже знали, что северные майя пережили засухи 9 века (Чичен-Ица и другие центры процветали и в 10 веке).

И все же ученые выявили второй упадок, который изменил наше понимание истории майя. После короткого восстановления в течение 10 века (которое, что примечательно, совпадает с увеличением количества осадков), ученые заметили очередной резкий спад в производстве в многочисленных местах на северной территории майя: резьба по камню и другая строительная активность упала почти вдвое с 1000 по 1075 г. н. э. Более того, как и во время кризиса 200 лет назад, ученые обнаружили, что упадок майя 11 века проходил на фоне сильнейшей засухи.

И не просто засухи. Засухи 9 века, безусловно, были серьезными. Но 11 век принес региону сильнейшую засуху за 2000 лет - «мегазасуху».

После короткого восстановления был спад в производстве на севере - на фоне засухи. Климатические данные показывают, что количество осадков уменьшалось большую часть века, с 1020 по 1100 год, как раз в то же время, когда произошел коллапс северных майя. Одна корреляция сама по себе мало что значит. Но две заставили даже скептиков поверить в эту причинность.

Мегазасуха 11 века ранее уже приводилась как причина падения северных майя, но старые методы датирования не позволяли четко определить, пересекаются ли оба события. Подробный анализ, опубликованный в декабре, позволил нам с определенной уверенность заявить, что изменение климата послужило причиной не одного, а двух периодов упадка майя.

Первая волна засух положила конец майя на юге, а вторая, судя по всему, приговорила их на севере.

После второй волны засух майя уже не оправились. Чичен-Ица и большинство важных центров на севере уже никогда не расцветали. Есть несколько отступлений - как северный город Майяпан, который процветал в 13-15 веках, - но они не сравнятся по размерам и сложности с городами классических майя. Во многом 11 век был последним вздохом майя.

Судя по всему, изменения климата сыграли важную роль в падении майя. Но почему?

Большая часть объяснений археологами коллапса включает сельское хозяйство. Майя, как и все крупные цивилизации, в значительно степени зависели от урожая в своем экономическом успехе - и, конечно, в поддержании своей огромной рабочей силы. Простейшим объяснением упадка майя будет ежегодное снижение урожая, вызванное засухами, что постепенно снизило политическое влияние майя и в конечном итоге привело к полнейшей социальной дезинтеграции.

Но даже сторонники гипотезы засухи признают, что картинка должна быть куда более подробной.

«Мы знаем, что на территории майя росла военная и социополитическая нестабильность вследствие засух 9 века», - говорит Джули Хоггарт из Университета Бейлора в Вако, штат Техас, принимавшая участие в декабрьском анализе климата.

Междугородний конфликт - тоже хороший способ разрушить цивилизацию; возможно, майя просто поубивали друг друга. Возможно, все это протекало на фоне сильнейших засух. Поскольку запасы продовольствия уменьшались в ходе засушливых десятилетий, борьба за ресурсы становилась все более интенсивной и привела в конечном счете к переломной точке, когда цивилизация древних майя оказалась непоправимо раздробленной.

Есть также по крайней мере одно объяснение, не требующее никаких военных действий. Возможно, на погибель майя обрекли не воины, а таланты. Поскольку майя были прекрасными ремесленниками и экологическими скульпторами.

Чтобы выращивать достаточно пищи и прокормить свои миллионы, майя вырыли огромную систему каналов, иногда в сотни километров шириной, которые позволяли им осушать и поднимать заболоченные бесплодные земли, которых на территории майя было много, делая из них пахотные земли. Некоторые археологи называли их «плавучими садами». Майя также очистили огромные участки леса как для сельского хозяйства, так и для своих городов.

Некоторые ученые считают, что грамотное управление окружающей средой могло стать причиной дальнейшего коллапса майя, к примеру, за счет ухудшения природного климата. Некоторые ученые считают, что вырубка леса для расчистки земель и для сельского хозяйства могла привести к локальным эффектам засухи, которые усугубились во время обширной засухи.

Косвенным следствием их сельскохозяйственной беды может быть то, что они позволили своему населению стать слишком большим, а большое население уязвимо к продолжительному сокращению пищевых запасов.

Какой бы ни была причина - или причины - падения майя, мы кое-что знаем о судьбе людей, которые остались с последствиями всего этого. С 1050 года н. э. майя вышли на дорогу. Они покинули внутренние земли, на которых процветали их предки, и направились в сторону Карибского побережья или к другим источникам воды, к озерам и рекам.

Исход народа майя мог быть мотивирован голодом. Если зерновые культуры действительно погибли после засух 9 и 11 века, переход к местам, богатым водой, имел смысл, поскольку появлялся доступ к морской пище и плодородным землям у моря. Какой бы ни была причина, майя брели к влаге.

Но, опять же, так было всегда. Одной из обязанностей правителей майя было общение с богами, которые обеспечивали влажный год и хорошие урожаи. В местах по всему миру майя, археологи поднимали кости людей со дна озер и воронок - которые считались дверьми в загробный мир: это красноречиво доказывает, что людей приносили в жертву, чтобы смилостивить богов. Когда дожди были хорошими и цивилизация процветала, было понятно, что молитвы майя услышаны.

Когда испанские конкистадоры отплыли в Центральную Америку в 1517 году, их целью было уничтожение цивилизации майя. Но по прибытии колонизаторы обнаружили, что большая часть их работы уже была проделана до них. Внушительные известняковые города - классическая черта одного из самых развитых обществ древности - уже поросли джунглями.

Вопрос о том, как майя встретили свой конец, остается одной из самых живучих тайн истории. Народ майя выжил; им даже удалось организовать длительное сопротивление европейским агрессорам. Но к тому моменту, когда высадились испанцы, политическая и экономическая сила, которая возвела знаменитые пирамиды в тех местах и поддерживала население в два миллиона, уже исчезла.

Первые основания майя заложили в первом тысячелетии до нашей эры, а пика развития цивилизация достигла примерно к 600 г. н. э. В хронологии Мезоамерики майя находятся между первыми ольмеками и поздними ацтеками. Археологи нашли тысячи древних городов майя, большинство из которых рассыпались по всему южномексиканскому полуострову Юкатан, Белизу и Гватемале.


Вероятнее всего, еще больше руин майя находится под толстым слоем тропических лесов.

Примерно спустя 200 лет серьезных археологических исследований мы узнали достаточно о цивилизации майя, чтобы восхищаться ей. Их отличительные искусство и архитектура показали, что они были народом прекрасных ремесленников.

Майя также были интеллектуально продвинуты. Они хорошо понимали математику и астрономию, использовали их для выравнивания пирамид и храмов в соответствии с прецессией планет и солнечными равноденствиями. И они использовали единственную из известных письменностей в Мезоамерике, причудливый на вид набор символов, иероглифы майя.

Чудеса, оставленные майя, обеспечили им мистический ореол. Но как погибла цивилизация - вот настоящая мистика, в каждой детали. И, кажется, мы поняли, почему майя пришел конец.

Начнем с того, что мы знаем. Где-то в 850 году н. э., после столетий процветания и господства, майя начали покидать свои величественные города, один за другим. Меньше чем за 200 лет величие цивилизации достигло лишь доли от былого. Остались изолированные поселения, но эпоха расцвета майя ушла навсегда.

Помимо трагических масштабов упадка майя, несмотря на десятилетия исследований, археологи до сих пор не знают, что его вызвало. Как и в случае с римской империей, виновник падения цивилизации был явно не один. Но темп гибели майя привел некоторых ученых к выводам, что причиной стала крупная катастрофа, способная разрушать города один за одним на своем пути.

Есть много теорий о том, что положило конец майя. Среди них старые и хорошо известные - вторжение, гражданская война, утрата торговых маршрутов. Но с тех пор, как были сопоставлены климатические записи в Центральной Америке в начале 1990-х, одна из теорий стала особенно популярной: цивилизация майя была обречена вследствие серьезных изменений климата.


В века непосредственно перед коллапсом майя - так называемой «классической эпохой» с 250 по 800 г. н. э. - цивилизация гудела. Города процветали, урожай был богатым. Записи климата (которые берутся в основном из анализа пещерных образований) показали, что во время этого периода на территории майя проливались относительно сильные дожди. Но те же записи показывают, что приблизительно в 820 г. н. э. на область обрушились 95 лет перемежающихся засух, некоторые из которых длились в течение многих десятилетий.

С тех пор как эти засухи были определены впервые, ученые заметили поразительную корреляцию между их сроками и крахом майя. И хотя одной только корреляции недостаточно, чтобы закрыть вопрос, тесная связь между засухами и падением привела экспертов к мысли, что климатический сдвиг 9 века мог каким-то образом вызвать упадок майя.

Однако каким бы привлекательным ни было объяснение с засухой, этого недостаточно. Потому что не все города майя пали вместе с иссушением климата.

Города майя, которые пали во время засух 9 века, в основном располагались в южной части своей территории, на месте современных Гватемалы и Белиза. На полуострове Юкатан на севере, однако, цивилизация майя не только пережила эти засухи, но и расцвела. Это северное возрождение ставит палку в колеса теории засухи: если юг парализовало смещением климата, что случилось с севером?

Предлагались разные объяснения этому расхождению севера-юга, но до сих пор ни одна теория не победила. Однако недавнее открытие может пролить свет на этот непреходящий парадокс.

Археологи майя с трудом извлекают данные. Практически никакие письменные записи майя, которых некогда были тысячи, не пережили колониальные времена (по приказу католических священников испанцы сжигали книги майя кучами - из оставшихся известны всего четыре). Вместо этого, чтобы определить времена процветая древних майя, ученые полагаются на календарные записи на каменных памятниках, стилистический анализ керамики майя и радиоуглеродное датирование органических материалов.


Предыдущие исследования уже определили приблизительный возраст главных городских центров на севере цивилизации майя; оказалось, что север пережил засухи 9 века. Однако до недавнего времени эту выборку данных никогда не собирали в одном исследовании. И сделать это важно, поскольку можно взглянуть на северных майя в целом и уже исходя из этого определить общие тенденции взлетов и падений.

В исследовании, опубликованном в декабре, археологи из США и Великобритании впервые собрали вместе все вычисленные возраста городских центров северных земель майя. Были собраны 200 дат из мест по всему полуострову Юкатан, половину получили из записей каменных календарей и половину из радиоуглеродного датирования. Потом ученым удалось создать широкую картину времен, когда были активны северные города майя, а также времен, когда каждый из них мог кануть в небытие.

То, что нашли ученые, существенно меняет наше понимание того, когда и, возможно, почему цивилизации майя пришел конец. Вопреки предыдущему мнению, север пришел в упадок во время засухи - на самом деле, две из них он перенес.

Каменные летописи показали, что во второй половине 9 века случился 70-процентный спад активности городов майя. Этот показатель упадка эхом отразился в радиоуглеродном датировании по северному региону майя: строительство из дерева сократилось в тот же период. Что важно, в это же время засуха уничтожала цивилизацию майя на юге - и для севера это не прошло незамеченным.


Ученые полагают, что угасание творческой активности свидетельствует о политическом и общественном коллапсе, который происходил на севере. Север определенно чувствовал себя лучше юга в 9 веке, но последние данные свидетельствуют о том, что этот регион все равно испытал значительное угасание. Раньше его не могли обнаружить вследствие тонкой природы события: снижение производства, даже масштабное, трудно обнаружить без всеобъемлющего, общерегионального анализа, проведенного новым исследованием.

Упадок севера в 9 веке - интересная деталь истории майя, но ничего фундаментального в ней нет - в конце концов, мы уже знали, что северные майя пережили засухи 9 века (Чичен-Ица и другие центры процветали и в 10 веке).

И все же ученые выявили второй упадок, который изменил наше понимание истории майя. После короткого восстановления в течение 10 века (которое, что примечательно, совпадает с увеличением количества осадков), ученые заметили очередной резкий спад в производстве в многочисленных местах на северной территории майя: резьба по камню и другая строительная активность упала почти вдвое с 1000 по 1075 г. н. э. Более того, как и во время кризиса 200 лет назад, ученые обнаружили, что упадок майя 11 века проходил на фоне сильнейшей засухи.

И не просто засухи. Засухи 9 века, безусловно, были серьезными. Но 11 век принес региону сильнейшую засуху за 2000 лет - «мегазасуху».


После короткого восстановления был спад в производстве на севере - на фоне засухи. Климатические данные показывают, что количество осадков уменьшалось большую часть века, с 1020 по 1100 год, как раз в то же время, когда произошел коллапс северных майя. Одна корреляция сама по себе мало что значит. Но две заставили даже скептиков поверить в эту причинность.

Мегазасуха 11 века ранее уже приводилась как причина падения северных майя, но старые методы датирования не позволяли четко определить, пересекаются ли оба события. Подробный анализ, опубликованный в декабре, позволил нам с определенной уверенность заявить, что изменение климата послужило причиной не одного, а двух периодов упадка майя.

Первая волна засух положила конец майя на юге, а вторая, судя по всему, приговорила их на севере.

После второй волны засух майя уже не оправились. Чичен-Ица и большинство важных центров на севере уже никогда не расцветали. Есть несколько отступлений - как северный город Майяпан, который процветал в 13-15 веках, - но они не сравнятся по размерам и сложности с городами классических майя. Во многом 11 век был последним вздохом майя.


Судя по всему, изменения климата сыграли важную роль в падении майя. Но почему?

Большая часть объяснений археологами коллапса включает сельское хозяйство. Майя, как и все крупные цивилизации, в значительно степени зависели от урожая в своем экономическом успехе - и, конечно, в поддержании своей огромной рабочей силы. Простейшим объяснением упадка майя будет ежегодное снижение урожая, вызванное засухами, что постепенно снизило политическое влияние майя и в конечном итоге привело к полнейшей социальной дезинтеграции.

Но даже сторонники гипотезы засухи признают, что картинка должна быть куда более подробной.

«Мы знаем, что на территории майя росла военная и социополитическая нестабильность вследствие засух 9 века», - говорит Джули Хоггарт из Университета Бейлора в Вако, штат Техас, принимавшая участие в декабрьском анализе климата.

Междугородний конфликт - тоже хороший способ разрушить цивилизацию; возможно, майя просто поубивали друг друга. Возможно, все это протекало на фоне сильнейших засух. Поскольку запасы продовольствия уменьшались в ходе засушливых десятилетий, борьба за ресурсы становилась все более интенсивной и привела в конечном счете к переломной точке, когда цивилизация древних майя оказалась непоправимо раздробленной.

Есть также по крайней мере одно объяснение, не требующее никаких военных действий. Возможно, на погибель майя обрекли не воины, а таланты. Поскольку майя были прекрасными ремесленниками и экологическими скульпторами.


Чтобы выращивать достаточно пищи и прокормить свои миллионы, майя вырыли огромную систему каналов, иногда в сотни километров шириной, которые позволяли им осушать и поднимать заболоченные бесплодные земли, которых на территории майя было много, делая из них пахотные земли. Некоторые археологи называли их «плавучими садами». Майя также очистили огромные участки леса как для сельского хозяйства, так и для своих городов.

Некоторые ученые считают, что грамотное управление окружающей средой могло стать причиной дальнейшего коллапса майя, к примеру, за счет ухудшения природного климата. Некоторые ученые считают, что вырубка леса для расчистки земель и для сельского хозяйства могла привести к локальным эффектам засухи, которые усугубились во время обширной засухи.

Косвенным следствием их сельскохозяйственной беды может быть то, что они позволили своему населению стать слишком большим, а большое население уязвимо к продолжительному сокращению пищевых запасов.


Какой бы ни была причина - или причины - падения майя, мы кое-что знаем о судьбе людей, которые остались с последствиями всего этого. С 1050 года н. э. майя вышли на дорогу. Они покинули внутренние земли, на которых процветали их предки, и направились в сторону Карибского побережья или к другим источникам воды, к озерам и рекам.

Исход народа майя мог быть мотивирован голодом. Если зерновые культуры действительно погибли после засух 9 и 11 века, переход к местам, богатым водой, имел смысл, поскольку появлялся доступ к морской пище и плодородным землям у моря. Какой бы ни была причина, майя брели к влаге.

Но, опять же, так было всегда. Одной из обязанностей правителей майя было общение с богами, которые обеспечивали влажный год и хорошие урожаи. В местах по всему миру майя, археологи поднимали кости людей со дна озер и воронок - которые считались дверьми в загробный мир: это красноречиво доказывает, что людей приносили в жертву, чтобы смилостивить богов. Когда дожди были хорошими и цивилизация процветала, было понятно, что молитвы майя услышаны.

Но боги отвернулись от майя.