Лучшие игры про космические корабли.


Корабли серии «Союз», которым почти полвека назад сулили лунное будущее, так и не покинули околоземную орбиту, зато завоевали себе репутацию самого надежного пассажирского космического транспорта. Посмотрим же на них взглядом командира корабля

Космический корабль «Союз-ТМА» состоит из приборно-агрегатного отсека (ПАО), спускаемого аппарата (СА) и бытового отсека (БО), причем СА занимает центральную часть корабля. Подобно тому как в авиалайнере во время взлета и набора высоты нам предписывают пристегнуть ремни и не покидать кресел, космонавты также обязаны на этапе выведения корабля на орбиту и маневра находиться в своих креслах, быть пристегнутыми и не снимать скафандров. После окончания маневра экипажу, состоящему из командира корабля, бортинженера-1 и бортинженера-2, разрешается снять скафандры и переместиться в бытовой отсек, где можно поесть и сходить в туалет. Полет к МКС занимает около двух суток, возврат на Землю — 3−5 часов.

Применяемая в «Союзе-ТМА» система отображения информации (СОИ) «Нептун-МЭ» относится к пятому поколению СОИ для кораблей серии «Союз».

Как известно, модификация «Союз-ТМА» создавалась специально под полеты к  Международной космической станции, что предполагало участие астронавтов NASA с их более объемными скафандрами.

Чтобы астронавты смогли пробираться через люк, соединяющий бытовой блок со спускаемым аппаратом, потребовалось уменьшить глубину и высоту пульта, естественно, при сохранении его полной функциональности.

Проблема также состояла в том, что ряд приборных узлов, использовавшихся в предыдущих версиях СОИ, уже не мог быть произведен из-за дезинтеграции бывшей советской экономики и прекращения некоторых производств.

Tренажерный комплекс «Союз-ТМА», находящийся в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина (Звездный городок), включает в себя макет спускаемого аппарата и бытового отсека.

Поэтому всю СОИ пришлось принципиально переработать. Центральным элементом СОИ корабля стал интегрированный пульт управления, аппаратно совместимый с компьютером типа IBM PC.

Космический пульт

Cистема отображения информации (СОИ) в корабле «Союз-ТМА» носит название «Нептун-МЭ». В настоящее время существует более новая версия СОИ для так называемых цифровых «Союзов» — кораблей типа «Союз-ТМА-М». Однако изменения затронули в основном электронную начинку системы — в частности, аналоговая система телеметрии заменена на цифровую. В основном же преемственность «интерфейса» сохранена.

1. Интегрированный пульт управления (ИнПУ). Всего на борту спускаемого аппарата два ИнПУ — один у командира корабля, второй у сидящего слева бортинженера-1.

2. Цифровая клавиатура для введения кодов (для навигации по дисплею ИнПУ).

3. Блок управления маркером (применяется для навигации по дисплею ИнПУ).

4. Блок электролюминесцентной индикации текущего состояния систем (ТС).

5. РПВ-1 и РПВ-2 - ручные поворотные вентили. Они отвечают за наполнение магистралей кислородом из шаробаллонов, один из которых расположен в приборно-агрегатном отсеке, а другой — в самом спускаемом аппарате.

6. Электропневмоклапан подачи кислорода при посадке.

7. Визир специальный космонавта (ВСК). Во время стыковки командир корабля смотрит на стыковочный узел и наблюдает за стыковкой корабля. Для передачи изображения применяется система зеркал, примерно такая же, как в перископе на подводной лодке.

8. Ручка управления движением (РУД). С ее помощью командир корабля управляет двигателями для придания «Союзу-ТМА» линейного (положительного или отрицательного) ускорения.

9. Ручкой управления ориентацией (РУО) командир корабля задает вращение «Союза-ТМА» вокруг центра масс.

10. Холодильно-сушильный агрегат (ХСА) выводит из корабля тепло и влагу, неизбежно накапливающиеся в воздухе ввиду присутствия на борту людей.

11. Тумблеры включения вентиляции скафандров при посадке.

12. Вольтметр.

13. Блок предохранителей.

14. Кнопка запуска консервации корабля после стыковки. Ресурс «Союза-ТМА» всего четверо суток, поэтому его надо беречь. После стыковки электропитание и вентиляция поставляются уже самой орбитальной станцией.

Как только космический корабль или орбитальная станция отделяются от последней ступени ракеты, выносящей их в космос, они становятся объектами работы для специалистов в Центре управления полетом.

Главный зал управления - просторное помещение, уставленное рядами пультов, за которыми разместились специалисты, - поражает сосредоточенной тишиной. Нарушает ее лишь голос оператора, ведущего связь с космонавтами. Вся передняя стена зала занята тремя экранами и несколькими цифровыми табло. На самом большом, центральном экране - красочная карта мира. Синей синусоидой пролегла на ней дорога космонавтов - так выглядит развернутая на плоскости проекция орбиты космического корабля. Медленно движется по синей линии красная точка - корабль на орбите. На правом и левом экранах видим телевизионное изображение космонавтов, перечень основных операций, выполняемых в космосе, параметры орбиты, планы работы экипажа на ближайшее время. Над экранами светятся цифры. Они показывают московское время и время на борту корабля, номер очередного витка, сутки полета, время очередного сеанса связи с экипажем.

Над одним из пультов табличка: «Руководитель баллистической группы». Баллистики ведают движением космического аппарата. Это они рассчитывают точное время старта, траекторию выведения на орбиту, по их данным совершаются маневры космических кораблей, стыковки их с орбитальными станциями и спуск на Землю. Руководитель баллистиков следит за информацией, поступающей из космоса. Перед ним на небольшом телеэкране колонки цифр. Это сигналы с корабля, прошедшие сложную обработку на электронных вычислительных машинах (ЭВМ) Центра.

ЭВМ разных моделей составляют в Центре целый вычислительный комплекс. Они сортируют информацию, оценивают достоверность каждого измерения, обрабатывают и анализируют телеметрические показатели (см. Телемеханика). Каждую секунду в Центре выполняются миллионы математических операций, и каждые 3 секунды ЭВМ обновляют информацию на пультах.

В Главном зале находятся люди, принимающие непосредственное участие в управлении полетом. Это руководители полета и отдельных групп специалистов. В других помещениях Центра работают так называемые группы поддержки. Они планируют полет, находят наилучшие пути для выполнения принятых решений, консультируют сидящих в зале. В группы поддержки входят специалисты по баллистике, конструкторы различных систем космического аппарата, врачи и психологи, ученые, разработавшие научную программу полета, представители командно-измерительного комплекса и поисково-спасательной службы, а также люди, организующие досуг космонавтов, готовящие для них музыкальные передачи, радиовстречи с семьями, известными деятелями науки и культуры.

Центр управления не только руководит деятельностью экипажа, следит за функционированием систем и агрегатов космических аппаратов, но и координирует работу многочисленных наземных и корабельных станций слежения.

Зачем нужно много станций связи с космосом? Дело в том, что каждая станция может поддерживать связь с летящим космическим кораблем очень недолго, так как корабль быстро выходит из зоны радиовидимости данной станции. А между тем объем информации, которой обмениваются через станции слежения корабль и Центр управления полетом, очень велик.

На любом космическом аппарате установлены сотни датчиков. Они измеряют температуру и давление, скорости и ускорения, напряжения и вибрацию в отдельных узлах конструкции. Регулярно измеряются несколько сотен параметров, характеризующих состояние бортовых систем. Датчики преобразуют значения тысяч различных показателей в электрические сигналы, которые затем по радио автоматически передаются на Землю.

Всю эту информацию нужно обработать и проанализировать как можно быстрее. Естественно, что специалисты станций не могут обойтись без помощи ЭВМ. На станциях слежения обрабатывается меньшая часть данных, а основная масса по проводам и по радио - через искусственные спутники Земли «Молния» - передается в Центр управления.

Когда космические аппараты проходят над станциями слежения, определяются параметры их орбит и траекторий. Но в это время напряженно работают не только радиопередатчики корабля или спутника, но и их радиоприемники. Они принимают многочисленные команды с Земли, из Центра управления. По этим командам включаются или выключаются различные системы и механизмы космического аппарата, изменяются программы их работы.

Представим себе, как работает станция слежения.

В небе над станцией слежения появляется и медленно движется маленькая звездочка. Плавно вращаясь, следит за ней многотонная чаша приемной антенны. Еще одна антенна - передающая - установлена в нескольких километрах отсюда: на таком расстоянии передатчики уже не мешают приему сигналов из космоса. И так происходит на каждой следующей станции слежения.

Все они расположены в местах, над которыми пролегают космические трассы. Зоны радиовидимости соседних станций частично перекрываются друг другом. Еще не полностью выйдя из одной зоны, корабль уже попадает в другую. Каждая станция, закончив разговор с кораблем, «передает» его другой. Космическая эстафета продолжается и за пределами нашей страны.

Задолго до полета космического аппарата выходят в море плавучие станции слежения - специальные суда экспедиционного флота Академии наук СССР. В разных океанах несут вахту суда «космического» флота. Его возглавляет научный корабль «Космонавт Юрий Гагарин», 231,6 м в длину, 11 палуб, 1250 помещений. Четыре огромные чаши антенн корабля посылают и принимают сигналы из космоса.

Благодаря станциям слежения мы не только слышим, но и видим обитателей космического дома. Космонавты регулярно проводят телерепортажи, показывают землянам их планету, Луну, россыпи ярко сияющих на черном небе звезд...

Игры про космос сложно представить без управления космическим кораблем . Тем не менее в большинстве космостратегий корабли представляют собой лишь еще один юнит, который можно обвести рамочкой и отправить крушить противника. Список игр, в которых менеджмент корабля занимает столь же важное место в геймплее, как и «пиу-пыщ» в невесомости, значительно короче. Поэтому в нашем топе вы найдете экшены и симуляторы космических полетов на PC, в которых для достижения победы вам нужно осваивать и апгрейдить свой крафт .

ММО

1. Star Conflict

Эта сессионая онлайн игра про космические корабли , разработанная российской студией StarGem Inc и издаваемая настоящим монстром российского геймдева, компанией Gaijin Entertainment, предлагает вам сесть за штурвал выбранного вами корабля и с головой окунуться в динамичные сражения против ботов, рейд-боссов и живых противников. Кроме сессионного формата, здесь доступна и сюжетная кампания в открытом мире .

Игру отличает яркая и сочная графика, достаточно удобное управление (что в целом нехарактерно в полном 3D), огромный выбор доступных для прокачки кораблей и высокий онлайн на серверах. Скачать клиент игры можно на официальном сайте Gaijin.

2. Star Trek Online

Хорошие игры по кино, к сожалению, считаются огромной редкостью. Хорошие игры по телесериалам и вовсе можно пересчитать по пальцам. И пусть Star Trek Online не назовешь шедевром космических ММОРПГ , но звание как минимум «неплохой игры» этот проект все-таки заслуживает.

3. Entropia Universe

4. Звездные Призраки

5. EVE Online

Топ игр про космические корабли на ПК немыслим без этой грандиозной ММО со сверхмасштабными сражениями и огромным количеством игроков на серверах, ведь в каждый момент времени в игровом мире находятся десятки тысяч геймеров – и это несмотря на то, что в мае 2018 года EVE исполнилось солидные 15 лет.

Мало ММО могут похвастаться такой продолжительностью жизни. Достигнуть такого успеха игре помог гигантский игровой мир, огромное разнообразие кораблей и модулей и множество доступных для изучения профессий, среди которых как боевые скиллы, так и навыки крафта.

6. Elite: Dangerous

Играть в «Элиту» – удел избранных ценителей жанра хардкорных космосимов . Никто не будет вести вас за ручку, разжевывать детали управления или подкидывать на старте крутой шмот – у вас только корабль, 1000 кредитов и множество лежащих перед вами путей.

Одиночные

1. FTL: Faster Than Light

В отличие от большинства игр нашей подборки, в которых перед игроком ставятся масштабные и амбиционзные цели, в FTL на первый взгляд все куда проще – нужно всего лишь довести корабль из пункта А в пункт Б.

Дьявол, как всегда, кроется в деталях – гибель каждого члена экипажа здесь почти необратима, потеря корабля означает провал миссии, а путешествие оказывается полным встреч с повстанцами, пиратами, агрессивными космитами. Суть геймплея состоит в грамотном распределении экипажа и энергии корабельного реактора между разными отсеками.

2. Space Rangers HD: A War Apart

HD-переиздание легендарного хита начала двухтысячных годов порадует геймеров не только заметно похорошевшей графикой, но и тоннами новых квестов (включая так полюбившиеся игрокам текстовые).

Не обошлось и без нового оборудования и корпусов кораблей и даже дополнительной сюжетной кампаниеи, посвященной противостоянию мощному пиратскому флоту, решившему вторгнуться в системы Коалиции прямо посреди хаоса войны с Доминаторами.

3. Rebel Galaxy

Если большинство игр нашего топа предлагают вам попробовать себя в роли пилота звездного истребителя, то Rebel Galaxy целиком и полностью посвящена управлению грандиозными линейными кораблями, несущими тысячи истребителей и сотни оружейных турелей.

Геймплей здесь больше похож на морские сражения XVII века, чем на скоростные зарубы типа Star Conflict – корабли степенно сходятся, разворачиваются бортами и обрушивают друг на друга тераватты лазерно-плазменной ярости.

4. Серия Х

Игры этой знаменитой серии позволяют геймером почувствовать себя настоящим адмиралом звездного флота – ведь в этом космосиме можно не только лично пилотировать истребители и огромные линкоры, но и создавать соединения из принадлежащих вам кораблей и отправлять их выполнять задания самостоятельно.

В итоге каждая из игр серии сочетает драйв заруб в духе Elite с размахом стратегий типа Master of Orion.

5. Everspace

Во времена, когда даже создатели серии Elite сдались и клепают ММО, немецкая компания Rock Fish Games отважилась выпустить сингл-онли космосим.

Everspace удается сочетать качественную графику, вменяемую оптимизацию движка (что редкость для игр 2017 года), динамичный геймплей, продуманную систему повреждений модулей корабля и удобное управление (что не очень характерно для космосимов). А вот по хардкорности и закрученности сюжета Everspace уступает многим другим играм из нашего топа.

6. Freelancer

В первые месяцы после релиза российские геймеры встретили эту игру чуть ли не восторженно – ведь по сути она воспроизводила тот самый геймплей «Космических рейнджеров», да еще и в полном 3D и с возможностью лично побегать по планетам и космическим базам.

Что еще нужно для счастья? Как оказалось – нужны побочные квесты, которыми пестрят более успешные игры из нашего топа. Freelancer можно пройти один раз, восхититься замечательной по меркам 2003 года графикой и разнообразием доступных кораблей.

Где купить: найти игру в официальных цифровых сервисах не удалось.