В своем творчестве А. С. Пушкин с удивительным мастерством сумел раскрыть самые лучшие стороны своей души - светлый оптимизм, веру в жизнь (несмотря на ее горести и заботы), гуманизм в самом лучшем смысле этого слова. Величием созданных им произведений, своей личностью, в которой воплотилось все лучшее, что может быть в человеке, всей своей жизнью, прожитой стремительно и ярко, силой своей мечты, своих гордых порывов, безудержной любовью к жизни поэт покорил сердца и умы не одного поколения читателей. Не только силой поэзии, но и силой души Пушкин намного превосходил и своих современников, и последователей. Первое, что бросается в глаза при чтении стихов, - это удивительная художественная яркость и ясность образов, заражающая сила чувств, блеск ума, мастерское владение всеми выразительными средствами поэтической речи.
Наиболее полно и ярко раскрывается внутренний мир поэта в его лирических произведениях, одним из которых является стихотворение «Элегия». Читая его, даже тот, кто мало знаком с биографией писателя, поймет многое о нем самом, о его переживаниях, желаниях, стремлениях, мечтах, разочарованиях и надеждах.
Произведение начинается грустными и тяжелыми размышлениями Пушкина о прошедших годах:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино - печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Вспоминая свою прежнюю жизнь, автор относится критически и к ней, и к самому себе. Его путь был труден, но часто ему вредил собственный страстный, вспыльчивый характер. И Пушкин осознавал и горько переживал свои ошибки, часто мучился ими. И эти переживания отразились в настроении первой части стихотворения. Поэту известны глубокая тоска, доходящая до отчаяния, одиночество и безысходность. И под влиянием таких размышлений он видит свой будущий путь унылым, сулящим «труд и горе».
Однако Пушкин никогда не бывает только печален и уныл. Он бросает критический взгляд на прошлое, но его мысли о будущем наполнены не одной лишь тоской и отчаянием. Через произведение проходит все то, что творится в душе его автора - пылкой, чуткой, отзывчивой. Перед нами открывается весь богатый душевный мир поэта, его живость, впечатлительность; его горячее сердце, жаждущее любви, счастья, гармонии; его страстный темперамент, влекущий к жизни, к обществу, к удовольствиям и тревогам; его живой ум, отодвигающий на задний план все прихоти, безумства, односторонние увлечения молодости и утверждающий активную жизнь в труде и заботах. Грустные ноты тут же сменяются жизнеутверждающими мотивами:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...
В этих строках - не просто жажда жизни. Поэт стремится к жизни активной, в которой он сможет ощутить всю полноту и красоту человеческого существования, сможет принести пользу обществу. Его не страшат препятствия, трудности, тревоги и даже разочарования - это все неотъемлемая часть полноценной жизни. Несмотря ни на какие горести и заботы, поэт верит в светлое будущее. И вторая часть его стихотворения проникнута удивительно светлыми, мажорными, жизнеутверждающими настроениями:
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Произведение заканчивается торжественной, бодрой интонацией, в которой звучит твердая решимость поэта пройти этот путь до конца со всеми его невзгодами и преградами, чтобы в полной мере ощутить его счастливые моменты.
Всего в нескольких поэтических строках Пушкин дает нам возможность услышать все струны его лиры. И в этом он так непохож на своих предшественников, которым, в основном, была присуща какая-либо одна тональность: элегическая, грустная, даже
мрачная или, наоборот, подчеркнуто веселая, бодрая, светлая. Пушкину не были свойственны ни беспричинный пессимизм, ни легковесный оптимизм. Ему были присущи все человеческие настроения; он верил только в живую правду бытия, правду и искренность чувств.
А.С.Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармо-
нию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной
жизни и любопытства к ней, что жизни он мог бы отдаться беззаветно. Он
не только жил, но и писал.
И оттого Пушкин - самое драгоценное, что есть у России, самое
родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один иссле-
дователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объ-
ективно, без восторга.
Творчество этого богопоэта необыкновенно разнообразно, как са-
ма жизнь. Любовь, ненависть, смысл бытия, стремление к свободе, пос-
мертная слава, муки творчества - все это становится объектом поэтичес-
кого исследования.
В своей поэзии Пушкин унаследовал лучшие традиции мировой и
русской литературы. Наиболее выразительно это проявляется в теме пред-
назначения поэта и поэзии. Над вопросом о своем поэтическом наследии
задумывались все поэты всех времен. Поэтому эпиграфом к стихотворению
"Я памятник себе воздвиг..." Пушкин не случайно выбирает начало оды
Горация "Я воздвиг памятник". Строки этого стихотворения перекликаются
со строками Ломоносова "Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пи-
рамид и крепче меди..." и с чувствами Державина: "Я памятник себе
воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид...". Но
Пушкин понимает предназначение поэта в том, чтоб, "обходя моря и зем-
ли, глаголом жечь сердца людей".
Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное
множество осмыслений. Перечитывая его строки, каждый раз по-новому по-
нимаешь их содержание.
"Что же было предметом его поэзии?" - спрашивал Гоголь. И от-
вечал: "Все стало предметом". Действительно, в стихах Пушкина мы най-
дет все: и реальные портреты времени, и философские размышления о
главных вопросах бытия, и портреты вечного изменения природы и движе-
ния человеческой души.
Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк,философ, политик, человек, являющий собой эпоху.
Позт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зор-
ким взглядом художника и тонким слухом музыканта:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса...
Часто через символику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивые
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Именно в стихотворении "К морю" Пушкин ассоциирует образ моря
с неспокойной бурной стихией, со "свободной стихией" борьбы.
Другое настроение воплощено в стихотворении "Я помню чудное
мгновенье...". В нем Пушкин рассказывает не только о своей любви, но и
о том, как его жизнь повлияла на это чувство: "...Звучал мне долго го-
лос нежный, И снились милые черты". Стихотворение построено на сопос-
тавлении двух образов: любви и жизни. Жизнь идет своим чередом "в глу-
ши, во мраке заточенья", но любовь - это божество и вдохновенье, кото-
рые торжествуют над жизнью. Или - другая тема. Тема смерти. Всегда в
его творчестве совершается пир во время чумы, всегда одновременно
кто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает: цепь жизнь-смерть непрерывна.
"Эта черная телега имеет право всюду разъезжать". И на одном из этих
празднеств, окаймленных черной смертью, Пушкин над нею смеется, дерз-
новенно славит Царствие чумы и раскрывает глубины обезумевшего сердца:
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновение чумы!
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья,
Бессмертья, может быть залог.
Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправда-
нием добра. И это ее назначение сказывается и в самой форме, в самих
звуках его стихотворений. Не только определенные сюжеты и общий строй
его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их, ласкающие
сердце, уже примиряют с природой и жизнью.
Пушкин "видел и внимал" всю окружающую его жизнь. Его произве-
дения именно поэтому так близки многим читателем. Он смог "жить, чтоб
мыслить и страдать", и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе
А.С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной жизни и любопытства к ней, что жизни он мог отдаться беззаветно. Он не только жил, но и писал. И оттого Пушкин - самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без восторга. Творчество этого богопоэта необыкновенно разнообразно, как сама жизнь. Любовь, ненависть, смысл бытия, стремление к свободе, посмертная слава, муки творчества - все это становится объектом поэтического исследования.
В своей поэзии Пушкин наследовал лучшие традиции мировой и русской литературы. Наиболее выразительно это проявляется в теме предназначения поэта и поэзии. Над вопросом о своем поэтическом наследии задумывались все поэты всех времен. Поэтому эпиграфом к стихотворению "Я памятник себе воздвиг..." Пушкин не случайно выбирает начало оды Горация "Я воздвиг памятник". Строки этого, стихотворения перекликаются со строками Ломоносова "Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пирамид и крепче меди..." и с чувствами Державина: "Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид...". Но Пушкин понимает предназначение поэта в том, чтоб, "обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей". Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное множество осмыслений. Перечитывая его строки, каждый раз по- новому понимаешь их содержание. "Что же было предметом его поэзии?" - спрашивал Гоголь. И отвечал: "Все стало предметом". Действительно, в стихах Пушкина мы найдем все: и реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросы бытия, и портреты вечного изменения природы и движения человеческой души.
Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса... Часто через символику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивые порывы: Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Именно в стихотворении "К морю" Пушкин ассоциирует образ моря с неспокойной бурной стихией, со "свободной стихией" борьбы. Другое настроение воплощено в стихотворении "Я помню чудное мгновенье". В нем Пушкин рассказывает не только о своей любви, но и о том, как его жизнь повлияла на это чувство: "...Звучал мне долго голос нежный, И снились милые черты". Стихотворение построено на сопоставлении двух образов: любви и жизни. Жизнь идет своим чередом "в глуши, во мраке заточенья", но любовь - это божество и вдохновенье, которые торжествуют над жизнью.
Или - другая тема. Тема смерти. Всегда в его творчестве совершается пир во время чумы, всегда одновременно кто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает, цепь жизнь-смерть непрерывна. "Эта черная телега имеет право всюду разъезжать". И на одном из этих празднеств, окаймленных черной смертью, Пушкин над нею смеется, дерзновенно славит Царствие чумы и раскрывает глубины обезумевшего сердца: Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении чумы! - Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья, Бессмертья, может быть залог. Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправданием добра. И это ее назначение сказывается и в самой форме, в самих звуках его стихотворений. Не только определенные сюжеты и общий строй его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их, ласкающие сердце, уже примиряют с природой и жизнью. Пушкин "видел и внимал" всю окружающую жизнь. Его произведения именно поэтому так близки многим читателем. Он смог "жить, чтоб мыслить и страдать", и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе с Пушкиным.
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать
Из стихотворения «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...», 1830) А. С. Пушкина (1799-1837):
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
- - «Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБ СВЕТ УЗНАЛ», стих. Л. ...
Лермонтовская энциклопедия
- - С латинского: Vivere est cogitare . Слова римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона: «Наслаждаться умственно можно многими и разнообразными способами...
- - Из комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Слова Митрофанушки, обращенные к матери: «Час моей воли пришел: не хочу учиться, хочу жениться»...
Словарь крылатых слов и выражений
- - Из стихотворения «Домой!» Владимира Владимировича Маяковского. Иносказательно: о социальной роли поэзии, литературы вообще...
Словарь крылатых слов и выражений
- - Претензия на полновластное распоряжение чем-либо, нежелание выслушивать чужие советы по использованию имеющегося...
Словарь народной фразеологии
- - Зависть к животным при возникших проблемах с поиском места для отправления естественных надобностей...
Словарь народной фразеологии
- - об отсутствии интереса к желаниям собеседника...
Живая речь. Словарь разговорных выражений
- - Ср. Час моей воли пришел: не хочу учится, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Фонвизин. Недоросль. 3, 7. Митрофан...
- - Хочу, с кашей съем, хочу, масло пахтаю - моя воля, могу делать, как хочу Ср. Мои деньги, хочу парю, хочу жарю, хочу с маслом съем - и баста! и разговаривать нечего! Писемский. Тысяча душ. 4, 6...
Толково-фразеологический словарь Михельсона
- - Ср. Часъ моей воли пришелъ: не хочу учиться, хочу жениться. Ты-жъ меня взманила, пеняй на себя. Фонвизинъ. Недоросль. 3, 7. Митрофанъ...
- - Хочу па́рю, хочу жарю, хочу съ кашей ѣмъ...
Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
- - См. ЖЕНИХ -...
- - См. СВОЕ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. УМ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - см. Не любо - не смейся...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. ВОЛЯ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
"Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать" в книгах
Я хочу, чтоб средь метели
Из книги Колымские тетради автора Шаламов ВарламЯ хочу, чтоб средь метели Я хочу, чтоб средь метели В черной буре снеговой, Точно угли, окна тлели, Ясной вехой путевой. В очаге бы том всегдашнем Жили пламени цветы, И чтоб теплый и нестрашный Тихо зверь дышал домашний Средь домашней
Я хочу жить
Из книги Маленькая девочка из «Метрополя» автора Петрушевская Людмила СтефановнаЯ хочу жить Потом все-таки какая-то тетка за мной приехала, забрала меня, уже имевшую образование в объеме первого класса (это в десять-то лет!), но при этом круглую отличницу. И меня повезли с Урала домой. По дороге попутчицы менялись. Какое-то время я прожила у чужой тети,
«ХОЧУ ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ!»
Из книги Антишахматы. Записки злодея. Возвращение невозвращенца автора Корчной Виктор«ХОЧУ ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ!» По-видимому, я не получил должного советского воспитания в семье. Наверное, моему отцу воздалось за эту небрежность полной мерой - в числе нескольких сотен других плохо вооруженных ополченцев он погиб на Ладожском озере в ноябре 1941 года. Воздалось
Глава третья Мыслить и страдать или кого потеряла отечественная философия
Из книги Исповедь четырех автора Погребижская ЕленаГлава третья Мыслить и страдать или кого потеряла отечественная философия Вот лично мне нравилось думать о себе, что я человек несентиментальный. И если у меня и были какие-то «безуханные» засохшие цветы между пожелтевшими страницами, то все это усилием воли давным-давно
Мечта («Не хочу, чтоб ты меня любила…»)
Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир АнаньевичМечта («Не хочу, чтоб ты меня любила…») Не хочу, чтоб ты меня любила, Поджидала ночью у ворот, По пятам, как тень, за мной ходила, Надувала свой пунцовый рот. В этой жизни подлой, беспощадной, Стал и я бесчувственно-жесток. Как дурак, за будкой лимонадной Ни у чьих уже не млею
Хочу жить вечно
Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим НиколасХочу жить вечно Все вокруг только и говорят: хотим жить дольше, богаче и, конечно, обложившись электронными гаджетами. Мы не первое поколение, считающее, что худшее из того, что может с нами случиться, – это смерть. Однако для древних худшим финалом была не смерть как
Жить значит мыслить
автора Серов Вадим ВасильевичЖить значит мыслить С латинского: Vivere estcogitare [вивэрэ эст когитарэ].Слова римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона (Марк Туллий Цицерон, 106-43 до н. э.): «Наслаждаться умственно можно многими и разнообразными способами. Я говорю о человеке разумном и
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать
Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим ВасильевичЯ жить хочу, чтоб мыслить и страдать Из стихотворения «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...», 1830) А. С. Пушкина (1799-1837): Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией
Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо
Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим ВасильевичЯ хочу, чтоб к штыку приравняли перо Из стихотворения «Домой!» (1926) Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930).Иносказательно о социальной роли поэзии, литературы
«Как сделать, чтоб жить совсем как в будни…»
Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна«Как сделать, чтоб жить совсем как в будни…» Как сделать, чтоб жить, совсем как в будни, Все погасив ввечеру? Стыдно душе усталой и скудной Делать из жизни игру. Кто ходит за мной, всегда на страже, Всюду готовя пиры? В пустыне безлюдной сучья вяжет И распаляет костры? Хочу
Я хочу жить!
Из книги Освоение одиночества. О чем молчат любимым. автора Покрасс Михаил ЛьвовичЯ хочу жить! Я тогда уже долго пребывал в ощущении, что все бессмысленно и нереально. Как не со мной, что ли, или как на далёкой сцене. Будто надо проснуться, а я не умею.Я устал от этой принужденной пустоты. Хотел то ли сбежать, то ли встряхнуться, а может быть, измотать себя
«Я НЕ ХОЧУ ЖИТЬ…»
Из книги Как стать настоящей женщиной автора Еникеева Диля«Я НЕ ХОЧУ ЖИТЬ…» В моей смерти прошу винить мою жизнь.Г. МалкинДопустим, все складывается хуже некуда. Допустим, все против тебя, весь мир против тебя, и тебе кажется, что выхода нет. И что? Наложить на себя руки, так как сделали многие до тебя? Ты думаешь, ты одна такая? Нет,
Сцена 4 Я не хочу заставлять его страдать
Из книги Воспитатели-дебютанты [Как завоевать авторитет в глазах ребенка?] автора Сааб ВанессаСцена 4 Я не хочу заставлять его страдать «Мой приоритет в отношениях с детьми – сделать так, чтобы они не страдали. Жизнь так трудна, так жестока, что, пока они под моей крышей, я хочу видеть, как они смеются, как они не заботятся ни о чем. Нас с женой иногда упрекают в том,
XI «Жить, чтоб только проходить мимо»
Из книги Живая жизнь автора Вересаев Викентий ВикентьевичXI «Жить, чтоб только проходить мимо» «Раскольников бродил без цели. Солнце заходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чем-то постоянным, вечным, предчувствовались
Я хочу жить
Из книги Реинкарнация. Размышления автора Хакимов Александр ГеннадьевичЯ хочу жить Гуляя в лесу, я заметил две большие лужи. Одна была полна воды и в ней кипела жизнь. Множество крохотных резвящихся живых существ наслаждались беззаботной жизнью, которую для них уготовила судьба. Но погода стояла жаркая, и вторая лужа почти совсем уже