Бугаев министр гражданской авиации. Андрей Белый (Andrey Beliy)

Б.П.Бугаев

Бугаев Борис Павлович (1923-2007), Министр гражданской авиации СССР (1970-1987), главный маршал авиации, дважды Герой Социалистического Труда, заслуженный пилот СССР.

Б.П.Бугаев родился 29 июля 1923 года в семье учителя. В 1941 году он стал курсантом учебной авиационной эскадрильи, с 1943 года был пилотом авиаотряда, выполнявшего задания Центрального штаба партизанского движения.

Свой профессиональный путь он начал в 1941 году, став курсантом учебной авиационной эскадрильи. С 1942 года Б.П.Бугаев - пилот-инструктор Актюбинской авиационной школы, с 1943 года пилот, командир звена в 215-м авиаотряде, выполнявшем полетные задания Центрального штаба партизанского движения. После окончания в 1948 году школы высшей лётной подготовки переведен в аэропорт Внуково (Москва). Будучи командиром корабля, пилотом-инструктором, а с 1957 года командиром отдельного авиационного отряда, в 1966 году закончил Высшее училище гражданской авиации.

Принимал участие в освоении реактивной авиационной техники, прокладывал первые дальние трассы для «Аэрофлота» во многие страны мира, в том числе в Англию, США, Индию, Индонезию, на Кубу. В течение длительного времени был личным пилотом Л.И.Брежнева.

С 1966 года Борис Павлович Бугаев - заместитель Министра, а с 1967 года первый заместитель Министра гражданской авиации СССР. В мае 1970 года назначен Министром гражданской авиации СССР. На этом посту Б.П.Бугаев проработал 17 лет.

Будучи Министром гражданской авиации СССР, Борис Павлович внес большой личный вклад в развитие отрасли и её оснащение новой авиационной техникой. В этот период были реконструированы и построены сотни аэродромов, создана инфраструктура наземного обеспечения полетов, получила бурное развитие отраслевая наука и впервые была создана система автоматизированного управления воздушным движением.

По объему выполняемой транспортной работы авиация нашей страны уже в 1980 году опередила все ведущие авиакомпании мира и обеспечила перевозку более 100 миллионов пассажиров в год. Гражданская авиация также внесла огромный вклад в развитие регионов Крайнего Севера, Дальнего Востока, освоение нефтяных и газовых месторождений.

Особое внимание Борис Павлович уделял совершенствованию подготовки кадров и решению социальных вопросов работников гражданской авиации. В этот период гражданская авиация СССР получила признание в мировом авиационном сообществе, наша страна стала членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Борис Павлович Бугаев был депутатом Верховного Совета СССР 8 11-го созывов, генеральным инспектором Министерства обороны СССР (1987-1992), лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР, награждён 5 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, «Знак Почёта», медалями.

Борис Павлович Бугаев (29 июля 1923, село Маньковка, Киевская губерния, УССР - 13 января 2007, Москва) - советский лётчик, военный и государственный деятель, Главный маршал авиации (28 октября 1977), дважды Герой Социалистического Труда (1966, 1983).

После смерти в 1992 году А. И. Колдунова был последним носителем советского воинского звания Главный маршал (из всех родов войск).

Член ЦК КПСС (1971-1990), депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 811 созывов (1970-1989) от Азербайджанской ССР.

Биография

Родился в семье учителя.

  • В 1941 - 1942 годах - курсант учебной авиационной эскадрильи.
  • В 1942 - 1943 годах - пилот-инструктор Актюбинской авиационной школы.
  • В 1943 - 1947 годах - пилот, командир звена 215-го авиаотряда. Во время Великой Отечественной войны выполнял задания Центрального штаба партизанского движения Украины.
  • В 1947 - 1948 годах обучался в лётном центре Гражданского воздушного флота и в школе высшей лётной подготовки.
  • В 1948 - 1957 годах - командир воздушного судна, пилот-инструктор в аэропорту Внуково. С 1951 года прокладывал первые дальние трассы для «Аэрофлота» во многие страны, в том числе в Англию, США, Индию, Индонезию, на Кубу.
  • С 1957 года командир отряда особого назначения гражданской авиации. Выполнял специальные полёты по заданию правительства. Принимал участие в освоении реактивной техники.
  • С 1961 по 1966 годы обучался в Высшем училище гражданской авиации (заочно).
  • С 1966 года - заместитель министра гражданской авиации, а с 1967 года первый заместитель министра.
  • С 19 мая 1970 года по 4 мая 1987 года - министр гражданской авиации СССР. Был личным пилотом Л. И. Брежнева, пользовался его особым расположением.
  • С мая 1987 года - Генеральный инспектор Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Награды

  • Герой Социалистического Труда (15.08.1966, 25.07.1983)
  • пять орденов Ленина (в т.ч. 15.08.1966, 27.07.1973, 25.07.1983)
  • орден Октябрьской Революции
  • два ордена Красного Знамени (14.03.1957, 1967)
  • орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985)
  • орден Красной Звезды
  • орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени
  • орден «Знак Почёта»
  • Ленинская премия (1980)
  • Государственная премия СССР (1972)
  • Заслуженный пилот СССР (1967)
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (1998, 2003)

Память

  • Десятый по счёту, предназначенный для «Аэрофлота», SSJ 100 (заводской номер 95018, серийный номер 018, регистрация RA-89010) носит имя «Борис Бугаев». Это имя в настоящее время носит RA-89028.
  • Ульяновский институт гражданской авиации (б. Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации) с 2016 года носит имя Б. П. Бугаева

Бугаев Борис Павлович – командир отдельного авиационного отряда № 235 гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР; Министр гражданской авиации СССР, главный маршал авиации.

Родился 29 июля 1923 года в селе Маньковка Уманского уезда Киевской губернии, ныне в Маньковском районе Черкасской области Украины. Из семьи учителя. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1946 года.

С 1941 года – в Красной Армии. С того же года – курсант отдельной учебной авиационной эскадрильи Гражданского воздушного флота в Актюбинске (Гражданский воздушный флот тогда организационно входил в состав ВВС). С 1942 года пилот-инструктор Актюбинской авиационной школы, созданной на базе этой эскадрильи.

С 1943 года – на фронтах Великой Отечественной войны: пилот, командир звена в 215-м авиационном отряде ГВФ, выполнявшем полётные задания Центрального штаба партизанского движения. Совершил сотни боевых вылетов в тыл врага с посадкой на партизанских аэродромах.

После войны продолжил работу в гражданской авиации. В 1948 году окончил школу высшей лётной подготовки Гражданского воздушного флота СССР. С 1948 года командир корабля 1-й авиационной группы Отдельной международной группы ГВФ в аэропорту Внуково (Москва), затем – пилот-инструктор в той же авиационной группе. С 1957 года командир Авиационного отряда особого назначения ГВФ СССР (в 1959 году переименован в 235-й отдельный авиационный отряд особого назначения ГВФ СССР), созданного для перевозки руководителей государства и правительственных делегаций. В 1966 году заочно окончил Высшее училище гражданской авиации.

Принимал участие в освоении реактивной авиационной техники, с 1951 года прокладывал первые дальние трассы для «Аэрофлота» во многие страны мира, в том числе в Англию, США, Индию, Индонезию, на Кубу. В течение длительного времени был личным пилотом (шеф-пилотом) Л.И.Брежнева. 9 февраля 1961 года, находясь за штурвалом самолёта «Ил-18», летел с советской делегацией во главе с Председателем Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брежневым в Гвинею. Во время полёта в воздушном пространстве над международными водами Средиземного моря в районе около 130 километров на север от города Алжира самолёт был атакован французским реактивным истребителем, который сделал три захода на опасно близкое расстояние от самолёта, дважды открывал стрельбу по советскому самолёту с последующим пересечением его курса. Лётчику Б.П.Бугаеву оба раза удалось вывести свой самолёт из зоны обстрела. Л.И.Брежнев по достоинству оценил мастерство и мужество лётчика.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1966 года за выдающиеся успехи в выполнении заданий семилетнего плана по перевозкам пассажиров воздушным транспортом, применении авиации в народном хозяйстве страны и освоении новой авиационной техники Бугаеву Борису Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1966 года заместитель Министра, а с 1967 года первый заместитель Министра гражданской авиации СССР. В мае 1970 года был назначен Министром гражданской авиации СССР. На этом посту Б.П.Бугаев проработал 17 лет и внёс решающий личный вклад в развитие отрасли и её оснащение новой авиационной техникой. Гражданская авиация превратилась из действующего резерва ВВС в самостоятельную структуру, причём динамично развивающуюся и передовую. В этот период были реконструированы и построены сотни аэродромов, создана инфраструктура наземного обеспечения полётов, получила бурное развитие отраслевая наука и впервые была создана система автоматизированного управления воздушным движением. Вся территория СССР была, по выражению лётчиков, «аэродромирована». По объёму выполняемой транспортной работы авиация нашей страны уже в 1980 году опередила все ведущие авиакомпании мира и обеспечила перевозку более 100 миллионов пассажиров в год. Гражданская авиация также внесла огромный вклад в развитие регионов Крайнего Севера, Дальнего Востока, по сути, взяв на себя обеспечение их круглогодичных перевозок, в освоение нефтяных и газовых месторождений.

Особое внимание уделял совершенствованию подготовки кадров и решению социальных вопросов работников гражданской авиации. В этот период гражданская авиация СССР получила признание в мировом авиационном сообществе, наша страна стала членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Сам Б.П.Бугаев оставался замечательным лётчиком и летал за штурвалом авиалайнеров до 1985 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1983 года за выдающиеся заслуги в развитии советской гражданской авиации, трудовой героизм и в связи с шестидесятилетием со дня рождения награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

Почти все воспоминания соратников и подчинённых сходятся в оценке Б.П.Бугаева как выдающегося лётчика и страстно влюблённого в авиацию руководителя. В своей деятельности как министр он отличался глубоко государственным подходом к делу. Большую роль в успехах Б.П.Бугаева сыграла и дружба с Л.И.Брежневым, что помогало успешно продвигать не решаемые для других руководителей вопросы, при этом Б.П.Бугаев никогда не использовал эту дружбу в личных целях. По характеру был человеком требовательным, амбициозным и честолюбивым. Всегда был доступен и открыт для общения с лётчиками и работниками низовых звеньев министерства, с высокопоставленными работниками часто бывал резок и необъективен.

С мая 1987 года - генеральный инспектор Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С 1992 года – в отставке.

Член ВКП(б)/КПСС с 1946 года. Член ЦК КПСС в 1971-1990 годах. Депутат Верховного Совета СССР 8-11-го созывов (1970-1989).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 13 января 2007 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11).

Воинские звания:
генерал-майор авиации (13.04.1964),
генерал-лейтенант авиации (21.02.1969),
генерал-полковник авиации (20.05.1971),
маршал авиации (5.11.1973),
главный маршал авиации (28.10.1977).

Награждён пятью орденами Ленина (16.04.1963, 15.08.1966, 25.08.1971, 27.07.1973, 25.07.1983), орденом Октябрьской Революции (10.03.1981), двумя орденами Красного Знамени (14.03.1957, 03.11.1959), орденами Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (18.08.1945), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (17.02.1976), «Знак Почёта» (31.07.1953), медалями, в том числе «Партизану Отечественной войны» 2-й степени (08.05.1947), иностранными наградами, в числе которых орден Труда (Чехословакия, 16.10.1978).

Лауреат Ленинской премии (1980), Государственной премии СССР (1972).

Заслуженный пилот СССР (1967).

БУГАЕВ Борис Павлович

БУГАЕВ Борис Павлович (р. 1923) - государственный деятель, Главный маршал авиации (1977), дважды Герой Социалистического Труда (1966, 1983). В Великую Отечественную войну в авиагруппе Центрального штаба партизанского движения. С 1966 заместитель, с 1967 1-й заместитель министра, в 1970-87 министр гражданской авиации СССР. Ленинская премия (1980), Государственная премия СССР (1972).

  • - Бугаев, Борис Николаевич - писатель, см. Белый, Андрей...

    Биографический словарь

  • - Kитаевед. Род. в г. Владимир. Прожил больше 15 лет в Вост. Сибири, затем в Малой Вишере. Активный комсомолец...

    Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

  • - советский математик...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - летчик-штурмовик, Герой Советского Союза, младший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с октября 1942 г. Воевал в составе 808 шап, был зам. командира эскадрильи. Совершил 20 боевых вылетов...
  • - Род. 1891, ум. 1972. Климатолог, доктор географических наук, заслуженный деятель науки России. Профессор МГУ. Опубликованы труды А. по географическим аспектам климатологии...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - заслуженный пилот СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, Главный маршал авиации. Во время Великой Отечественной войны доставлял грузы к партизанам...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Доктор военных наук, профессор, действительный член Академии военных наук, генерал-майор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Лидер Екатеринбургской организации Российской социал-демократической народной партии, член Федерального Совета РСДНП; родился 11 ноября 1955 г. в г. Новокузнецке...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - советский математик. Род. в г. Новогрудок. Окончил Белорус. ун-т, д-р физико-матем. наук, проф. . В 1927-31 преподавал математику в ср. уч. заведениях...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. 1888, ум. 1958...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - советский климатолог, доктор географических наук, заслуженный деятель науки РСФСР. Член КПСС с 1954...
  • - советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда. Член КПСС с 1927. Родился в семье рабочего. Окончил Ленинградский институт инженеров ж.-д. транспорта...

    Большая Советская энциклопедия

  • - советский историк и литературовед, доктор исторических наук, профессор. В 1910 окончил юридический факультет Московского университета...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский климатолог, доктор географических наук, заслуженный деятель науки России. Профессор МГУ. Основные труды по географическим аспектам климатологии...

    Большой энциклопедический словарь

  • - государственный деятель, Главный маршал авиации, дважды Герой Социалистического Труда. В Великую Отечественную войну в авиагруппе Центрального штаба партизанского движения...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российский историк, доктор исторических наук. Исследования и публикации по истории общественной мысли и революционного движения 19 в. Редактор сочинения А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А....

    Большой энциклопедический словарь

"БУГАЕВ Борис Павлович" в книгах

Борис Павлович Вьюшков

Из книги Иван Ефремов автора Ерёмина Ольга Александровна

Борис Павлович Вьюшков Майские дни принесли трагедию: погиб любимый ученик Ефремова Борис Павлович Вьюшков, талантливый, влюблённый в науку исследователь, которого Иван Антонович называл «тафономом № 2» и считал главным восприемником ещё недостаточно понятой учёными

Глава 5 Борис Бугаев

Из книги Неразгаданная тайна. Смерть Александра Блока автора Свеченовская Инна Валерьевна

Глава 5 Борис Бугаев Трудно представить себе двух человек, которые были бы столь непохожи. Да что там непохожи, скорее полная противоположность друг другу. Это почти сразу бросалось в глаза каждому, кто их впервые видел. Серьезный, можно даже сказать – неподвижный Блок и

Белый Андрей (Борис Николаевич Бугаев, 1880–1934)

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880–1934) «Петербург» (1911–1914, вторая редакция 1919–1922)

Из книги 100 великих романов автора Ломов Виорэль Михайлович

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880–1934) «Петербург» (1911–1914, вторая редакция 1919–1922) Русский писатель, теоретик символизма, Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) (1880–1934) известен как автор романов («Серебряный голубь», «Москва» и др.), поэтических

Борис Павлович Вьюшков

Из книги Тайны пылающих холмов автора Очев Виталий Георгиевич

Борис Павлович Вьюшков С Борисом Павловичем мы были земляками. Он был не столько по годам, сколько по стремительному бегу в жизни значительно старше меня. Я познакомился с ним в 1952 году в Москве, когда студентом второго курса впервые приехал обучаться препарированию

Алисов Борис Павлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Бещев Борис Павлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Бугаев Борис Павлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БУ) автора БСЭ

Козьмин Борис Павлович

БСЭ

Колесников Борис Павлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Константинов Борис Павлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Белый Андрей Настоящее имя – Бугаев Борис Николаевич (род. в 1880 г. – ум. в 1934 г.)

Из книги 100 знаменитых москвичей автора Скляренко Валентина Марковна

Белый Андрей Настоящее имя – Бугаев Борис Николаевич (род. в 1880 г. – ум. в 1934 г.) Писатель, поэт, филолог, философ, один из ведущих представителей русского символизма, теоретик литературы. Рождение нового века всегда воспринималось многими как явление исключительное,

БЕЛЫЙ Андрей (псевдоним; настоящее имя - Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934)

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

БЕЛЫЙ Андрей (псевдоним; настоящее имя - Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934) - русский поэт, философ, филолог, литературный критик. Родился в семье профессора математики Н.В. Бугаева. В 1903 окончил естествоведческое отделение математического факультета Московского

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (14 (26) октября 1880 – 8 января 1934)

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (14 (26) октября 1880 – 8 января 1934) В 30-х годах редакции газет и журналов часто обращались к известным писателям с просьбой рассказать о том, как они пишут, дабы передать их творческий опыт начинающим писателям. Андрей Белый тоже

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ Борис Николаевич БУГАЕВ 14(26).X.1880, Москва - 8.I.1934, Москва

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ Борис Николаевич БУГАЕВ 14(26).X.1880, Москва - 8.I.1934, Москва Многие не понимали не только творчества Андрея Белого, но и его самого. Характерное признание сделал сам поэт, он же прозаик, философ и теоретик символизма: «Я остался один в 4 года. И с тех пор уже не

Борис Николаевич Бугаев, больше известный как Андрей Белый, родился 26 октября 1880 года в семье профессора, известного математика Николая Васильевича Бугаева, и прожил первые свои годы в самом центре Москвы, на Арбате. В профессорском доме часто бывали знаменитости: научные деятели, люди богемы, композиторы и писатели. Мальчик с детства впитывал атмосферу красоты и гармонии искусства. Но особенно Борис увлекался поэзией, писал стихи, а в двадцать три года, будучи студентом физико-математического факультета Московского университета, опубликовал свой первый сборник - «Северная симфония».

Естествознание будущего поэта интересовало мало, все свободное время он уделял любимой поэзии. О талантливом молодом человеке вскоре заговорили в литературных кругах, он познакомился с известными литераторами того времени, а о своей настоящей специальности вскоре совершенно забыл. В то же время юноша взял себе литературный псевдоним - Андрей Белый. Цвет, который он выбрал для своей новой фамилии, символизировал чистоту, духовность и успокоение.

В то время самым близким другом для него был поэт Александр Блок, с которым Белый познакомился в начале 1890-х годов. Блок был известен, талантлив и непонятен. К тому же, не много времени уделяя своей молодой жене (его свадьба с Любовью Менделеевой состоялась в 1903 году), предпочитал все время проводить с легкодоступными женщинами, чисто меняя подруг и утоляя чувственную сторону любви в публичных домах.

Нередко он появлялся дома лишь под утро, а безутешная Люба все чаще сетовала на свое унизительное положение близкому другу супруга - Андрею Белому, который при каждом удобном случае навещал молодую женщину. Та привыкала к новому знакомому все сильней, часами говорила с ним. рассказывала о своих обидах и не осуществившихся мечтах и тонула в поразительных, редкого цвета глазах Андрея.

Все, кто знал Белого, отмечали его удивительную, словно бы неземную красоту, глубокие, синие глаза, обрамленные темными, густыми ресницами, и светлые, белокурые волосы, с которыми поэт казался еще совсем мальчишкой. Зинаида Гиппиус так писала об Андрее Белом:- «Удивительное это было существо... Вечное играние мальчика, скошенные глаза, танцующая походка, бурный водопад слов... вечное вранье и постоянная измена».

В нем было что-то одухотворенное, притягательное, странное, что сильно влекло к нему женщин. Чувственный, утонченный и понимающий молодой человек вскоре стал так близок Менделеевой, что она неожиданно влюбилась в него и однажды открыла свои чувства. Юноша ответил взаимностью, признавшись в самой пылкой любви.

Тонко чувствующая и глубоко переживающая женщина не могла оставить равнодушным такого человека, как Андрей Белый. Они стали любовниками. «Я была брошена на произвол всякого, кто стал бы за мной ухаживать», - вспоминала о том времени супруга Блока, словно оправдывая безумную страсть, которую испытывала к молодому поэту. Тот признавался близким, что чувствует обреченность и безнадежность их любви, однако разорвать эту прочную связь ни Белому, ни Менделеевой не удавалось.

Они страдали, мучили друг друга, расставались и снова шли друг к другу навстречу. Но Любовь Дмитриевна не желала разрушать семью, а Белый, видя страдания Блока и своей возлюбленной, предпочитал наблюдать со стороны, не предпринимая никаких решительных действий. Их страстные отношения продолжались два года. Тогда же Любовь Менделеева, окончательно запутавшись в своих отношениях с мужем и возлюбленным, приняла решение на время расстаться с любовником и подумать о дальнейшей жизни.

Так прошло десять трудных месяцев, когда Белый даже подумывал о самоубийстве, а Менделеева не могла определиться окончательно, разрываясь между чувствами и здравым рассудком. Наконец, она сообщила поэту, что остается с мужем, а его, возлюбленного, хочет навсегда вычеркнуть из своей жизни.

Расставшись со своей мечтой, подавленный и покинутый Андрей Белый уехал из Петербурга и отправился за границу и надежде забыть о любимой женщине. Любовь Дмитриевна Менделеева вернулась к Блоку. Тот, уставший от многочисленных романов, уже совершенно больной и разочарованный, был рад возвращению супруги. Его даже не смутил тот факт, что жена ждала ребенка от другого мужчины, актера Давидовского, с которым у Менделеевой была непродолжительная любовная связь. Блок пообещал любить ребенка и трепетно заботился о супруге, пока та не родила младенца. Через несколько дней после рождения ребенок умер, а супруги, вместе пережив это горе, сблизились еще больше.

Андрей Белый больше двух лет жил за границей, где создал два сборника стихов, которые были посвящены Александру Блоку и Любови Менделеевой. Вернувшись в Россию, поэт женился на Асе Тургеневой и вместе с ней в 1910 году совершил ряд путешествий в Тунис, Палестину и Египет. Спустя год супруги перебрались в Европу, где прожили около четырех лет.