Что за история со студентом рудн, которого отчислили за пост в instagram? Родительский контроль за успеваемостью студента.

Золотое на красном «Выпускник» с не минувшим еще годом скрыто за дверцей шкафа, почти забыты бесконечные сборы документов, волнение за результаты ЕГЭ и вступительные экзамены, а вместо невнятно-красивого «абитуриент» собственный ребенок теперь гордо именует себя «студентом» с добавлением весомых аббревиатур. И теперь вас не оставляют мысли в духе «Ах, как быстро вырастают дети…». Выросли ли? Да, вполне, и созрели для огромного списка дел, учеба в котором находится где-то между спорами со старшими поколениями и доказыванием чьей-то неправоты в Интернете. Взрослые ли? Отнюдь. С получением студенческого билета любого вуза не приходят ни опыт, ни знания, ни чувство ответственности за свои решения и поступки. Все будет, но гораздо позже.

Пока молодой человек, хранящий в кармане студенческий, а в голове – воспоминания о школярстве и надежды на студенческую свободу, привыкает к новому укладу жизни

Родителям покой только снится. Контроль успеваемости великовозрастного чада – не только естественное, но и необходимое явление, а применяемые для повышения интереса к процессу получения знаний воспитательные меры практически не имеют рамок – вплоть до традиционного родительского ремня или блокировки доступа к соцсетям.

Намерение следить за успехами и неудачами студента - одно, а реализация его – совсем другое. Преподаватели не вызывают маму в деканат, не требуют подписи родителей в зачетке с неудами, не собирают педсоветы. И если юное дарование не торопится сообщать о своих достижениях (а чаще об их отсутствии), то счастливое неведение в скором времени может обернуться сообщением об отчислении, порой сопровождающемся приглашением в военкомат. И здесь на помощь волнующимся за судьбу ребенка папам и мамам приходят информационные технологии. Большинство российских вузов на своих сайтах создают специальные странички контроля успеваемости, где по номеру студенческого или зачетки, паспортным или иным данным, подтверждающим личность студента, можно узнать результаты сданной им сессии, ознакомиться с имеющимися академическими задолженностями.

Некоторые высшие учебные заведения вводят рейтинговую систему для студентов, и уже по состоянию рейтинга можно судить о посещаемости и успеваемости тянущегося к знаниям человека. Иногда к рейтингу присоединяются баллы, и каждый преподаватель оценивает успехи того или иного молодого человека по своему курсу. Традиционно считается, что десятибалльная система оптимально отвечает требованиям и сотрудников вуза, и родителей студентов. Оцениваться могут не только академические достижения, но и активность, участие в социокультурных мероприятиях, научных проектах.

Помимо балльно-рейтинговой системы и публикации сведений из зачетных и экзаменационных ведомостей, на страничках контроля успеваемости можно найти форму связи с деканатом – она дает возможность задать вопрос если не преподавателю, то сотруднику секретариата, который поделится интересующей родителей информацией. Впрочем, централизованной системы, наподобие школьных «электронных дневников», российские вузы не имеют, и каждая alma mater решает вопрос в соответствии со своими возможностями. В некоторых университетах по-прежнему об успеваемости ребенка расскажут лишь при личной встрече с куратором или представителем деканата.

Институт кураторства, несколько лет назад признанный в ряде учебных заведений бессмысленной тратой трудовых ресурсов и времени, сегодня возрождается. Педагоги и психологи утверждают, что молодым людям крайне трудно адаптироваться к условиям вуза после десятилетнего сидения за школьными партами. Кураторы, на роль которых назначаются преподаватели, призваны помочь адаптации в стенах университета, а также выполнить долг воспитателя и наставника. Контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся тоже входит в обязанности курирующего, равно как и связь с родителями. Помимо этого, ответственные преподаватели следят за бытовыми условиями студентов, проживающих в общежитиях, помогают с получением материальной помощи нуждающимся, выступают посредниками при общении студенчества и руководства вузов.

Хоть учеба большинства наших студентов и протекает далеко не «во французской стороне, на чужой планете», но родители испытывают волнения не меньше, чем пресловутый студиозус, отбывающий за знаниями. А чтобы себя вполне спокойно чувствовать и дать своему студенту понять, что осведомлены о его успехах, следует вооружиться сведениями о номерах зачетки, студенческого билета, точно знать название факультета и номер группы, раздобыть адрес сайта вуза и не стесняться спрашивать. Взрослая солидарность против детской безответственности: сдадут вам все шалости, промахи и задолженности без зазрения совести и с чувством выполненного долга.

1. Зайти на свой сайт на Учебном портале РУДН и щелкнуть в верхнем меню кнопку «Ред. кабинета».

2. В открывшемся меню редактирования кабинета нажать пиктограмму «Успеваемость» (рис.1).

Рис.1. Пиктограмма успеваемость.

3. Добавление группы.

В открывшемся окне щелкнуть кнопку «Добавить группу» (рис. 2).

Рис.2. Кнопка добавления группы

4. Ввод характеристик группы (рис. 3) и добавление студентов (рис. 4-3, 4-4). Ввести в соответствующие обозначенные поля:
- индекс добавляемой группы;
- выбрать из соответствующих раскрывающихся списков название специальности группы, уровень ООП (бакалавриат, магистратура или специальность) и номер курса.
После выбора щелкнуть кнопку «Добавить».

Рис.3. Ввод характеристик группы.

Добавленная группа появится в таблице (рис. 4). В первом поле таблицы будет указан индекс группы, количество введенных студентов (в скобках – по умолчанию «0 ») и другие установленные при выборе характеристики группы, а также дата создания группы. Остальные поля таблицы останутся пустыми.

Рис.4. Базовая таблица созданных групп и загруженных ведомостей .

Для редактирования названия, добавления/удаления студентов или удаления группы служит раздел «Действия» (см. рис. 4), где:

Пиктограмма переименования группы и изменения ее характеристик. При щелчке на нее откроется окно (см. рис. 4-1), где можно ввести новое название группы, изменить специальность, уровень ООП, или номер курса. После чего щелкнуть кнопку «Переименовать», а затем после появления сообщения «Группа обновлена», щелкнуть ссылку «В начало»


Рис. 4-1. Переименование группы и изменение ее характеристик.

https://pandia.ru/text/80/325/images/image011_12.jpg" width="246 height=141" height="141">

Рис. 4-2. Подтверждение удаления группы.

https://pandia.ru/text/80/325/images/image013_2.png" width="426 height=110" height="110">

Рис. 4-3. Редактирование группы

В форму (рис. 4-4) ввести номера студенческих билетов студентов данной группы (строго десятизначные номера). Номер каждого билета вводить с новой строки (см. рис. 4-4).

Возможно копирование списка номеров студенческих билетов из другого документа (Word или Excel). После ввода нажать кнопку «Сохранить».

Рис. 4-4. Добавление студентов

Если при вводе не было ошибок, то появится информационное окно (рис. 4-5). Для перехода к списку студентов группы щелкнуть ссылку - «Перейти к списку студентов».

Рис.4-5. Информационное окно

В списке студентов (рис. 4-6) выводится номер студенческого билета, дата записи в группу («Дата создания»), а также «Функции» изменения номера студенческого билета - «» (производится аналогично переименованию группы) и удаления студента из списка «»(производится аналогично удалению группы).

Рис. 4-6. Список студентов группы.

После добавления студентов в группу необходимо загрузить к ней ведомость успеваемости. Предварительно следует выбрать группу, к которой будет загружаться ведомость. Для этого нажать над списком групп кнопку «Загрузить ведомость» (рис. 4) – появится форма для загрузки (рис. 5).

Рис. 5. Форма для загрузки ведомости

· Нажать на «Выберите группу» и выбрать из списка одну из созданных групп, к которой будет загружаться ведомость;

· Нажать кнопку «Обзор» и в открывшемся проводнике выбрать файл ведомости (PDF ) и нажать «Открыть».

· Нажать кнопку «Отправить» для загрузки ведомости к выбранной группе.

После загрузки ведомости в списке групп появится информация (рис. 6), где:

· В поле «Ведомость» отображается название загруженного файла, при нажатии на который будет предложено сохранить (или открыть) на компьютер данный файл.

· «Дата загрузки» - дата и время загрузки файла ведомости.

Рис. 6. Информация о загруженной ведомости

Организационно работа тьютора в САУУС закрепляется утвержденным Регламентом (см. по ссылке).

Давайте рассмотрим версии, которые можно сформулировать исходя из ответов и комментариев:

1. Никита имел академические задолженности и был отчислен исключительно из-за их неликвидации

В соответствии с частью 3 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. В силу части 5 той же статьи обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. Согласно части 6 той же статьи для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия. В соответствии с частью 11 той же статьи обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Таким образом, герой данного вопроса мог быть отчислен по причине несдачи одного или нескольких зачетов/экзаменов только в рамках установленной процедуры, которая включает в себя обязанность образовательной организации организовать как минимум две пересдачи, причем для второй создается комиссия (опять же, в рамках специальных процедур). Несоблюдение требований Федерального закона может быть обжаловано в суд.

2. Никита неэтично отозвался о своём вузе и тем самым совершил дисциплинарный проступок

А. Закон не регулирует (от слова "совсем") вопросы морали и нравственности. Что до защиты таких нематериальных благ, как честь, достоинство и деловая репутация, то пункт 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что такая защита осуществляется только в судебном порядке. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, только вот суд - это, видите ли, не корпоративный вузовский междусобойчик, которому "лучше знать", кого карать и миловать; суд - это специализированный государственный орган, действующий в рамках норм в том числе гражданского процессуального права (в настоящее время они закреплены в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации). Если говорить упрощенно: есть истец (РУДН), есть ответчик (Никита); истец обязан доказать, что в отношении него именно ответчик совершил действия, направленные на умаление его чести и достоинства, подрыв деловой репутации; ответчик обязан доказать, что его действия (если эти действия, конечно, совершены им) на такое умаление не направлены. Последнее слово за судом, который не должен быть связан позициями сторон.

Б. Устав образовательной организации не может (от слова "совсем") устанавливать требования к сакральности обучающихся. Даже если в таком уставе закрепить заповедь "Чти РУДН твой и Россию твою, да благо ти будет и да долголетен будеши в универе", то она не может применяться в силу статьи 30 Федерального закона: часть 1 названной статьи устанавливает, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, а в соответствии с частью 4 той же статьи нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании , трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

В. К вопросу о дисциплинарных взысканиях: опять же, меры таких взысканий применяются в рамках специальных процедур (части 4-12 статьи 43 Федерального закона). Соблюдены ли эти процедуры в отношении Никиты (если это имело место) - вопрос довольно дискуссионный, но не для TheQuestion. Более для суда, скорее всего.

Выводы:

  • Если Никита не хочет учиться в РУДН, не хочет получать ту профессию, в которую он вляпался, а желает снимать видеоблоги и рофлить - это его личный выбор; не надо ему мешать.
  • Если студент РУДН, МГУ, МГИМО etc. не нравится своему вузу из-за резких высказываний - это чистый гражданско-правовой спор, который не может отражаться на образовательных отношениях как таковых (non bis in idem , если хотите).
  • Процитирую
  • Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов , 404.88kb.
  • Контроля успеваемости студентов , 118.25kb.
  • Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов на кафедре социальной , 155.82kb.
  • Тематический план изучения дисциплины распределение часов курса дисциплины по темам , 111.42kb.
  • Оценки знаний студентов по дисциплине Компьютерное моделирование нелинейных волновых , 48.14kb.
  • Учебно-методический комплекс Дополнение к рабочей программе по рейтинговой системе , 302.86kb.
  • Программа по математике Обязательная литература , 211.98kb.
  • Практические (семинарские) занятия описание рейтинговой системы , 768.19kb.
  • Программа по математике Лекции по математике , 200.83kb.
  • Утверждено

    Ученым советом ИИЯ

    ___________________

    Соколова Н.Л.

    КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

    ИИЯ РУДН

    Ученый совет РУДН принял решение о внедрении в учебный процесс балльно-рейтинговой системы контроля знаний студентов. Во всех подразделениях Университета разрабатываются и вводятся в действие различные варианты этой системы. Проблемы этой новой и достаточно сложной методической работы обсуждались на общеуниверситетском семинаре, в работе которого участвовали представители практически всех подразделений РУДН.

    Рейтинговая система основана на подсчете баллов, "заработанных" студентом в течение семестра. За одну дисциплину (или раздел дисциплины, если его изучение заканчивается экзаменом) студент в сумме может получить более 120 баллов. Большую часть баллов он получает в течение семестра, меньшую часть - за экзамен. Система включает все виды учебной нагрузки студента (теоретический материал, практика, контрольная работа, реферат, курсовая работа и т.д.). Рубежный контроль успеваемости (в результате которого набирается очередное количество баллов) осуществляться периодически по окончании изучения определенной темы и т.д. (например, 1 раз в неделю или месяц), но не менее четырех раз для каждой дисциплины. Контроль осуществляется в установленные календарным планом сроки. Правила контроля доводятся до сведения каждого студента в самом начале занятий по данной дисциплине. При использовании для оценки знаний студентов конкретного варианта системы учитываются особенности дисциплины и ее учебно-педагогические принципы. Оценка знаний на государственных экзаменах осуществляется без использования балльно-рейтинговой системы.

    Ученым советом РУДН утверждены три общих варианта системы набора баллов.

    Вариант 1. СИСТЕМА "П" (ориентирована на дисциплины с большой практической составляющей)

    По результатам работы в семестре студент может получить автоматическую оценку - 5, 4 или 3 и может экзамен не сдавать. Если оценка его не удовлетворяет (4 или 3), он имеет право сдавать экзамен и, возможно, повысить свою оценку.

    Студент, не получивший автоматической оценки, обязан сдавать экзамен. Но если он не набрал минимального числа баллов в течение семестра (35), то он не получает зачет и не допускается к экзамену.


    Баллы за семестр

    Автоматическая оценка

    Баллы за экзамен

    Общая сумма баллов

    Итоговая оценка

    91 -100

    5

    -

    100

    5

    76-90

    4

    0-20

    76-90

    4

    91-110

    5

    55-75

    3

    0-20

    56-75

    3

    35-54

    -

    0-20

    55-74

    3


    -

    -


    2

    - максимальное число баллов в течение семестра - 100;

    - максимальное число баллов за экзамен - 20;

    - минимальное число баллов за семестр - 35;

    необязательная сдача экзамена для студентов, имеющих в течение семестра автоматические оценки 5, 4, 3.

    Вариант 2. СИСТЕМА "ПТ" (ориентирована на дисциплины со сравнимыми практической и теоретической частями)

    По числу баллов в семестре студент может получить автоматически только 5 (набрав максимальное число баллов 91 - это меньше 100, но как исключение дает «отлично») или 4 (на экзамене можно улучшить оценку до 5, но уже набрав не менее 100 в сумме и не менее 28 баллов за сам экзамен). Остальные студенты сдают экзамен обязательно. Не получает зачет и не допускается к экзамену тот, кто не набрал минимального числа баллов (30) в семестре.


    Баллы за семестр

    Автоматическая оценка

    Баллы за экзамен

    Общая сумма баллов

    Итоговая оценка

    91

    5

    -

    91

    5

    76-90

    4

    0-30

    76-99

    4

    30-75

    0-30

    51-75

    3


    -

    -


    2

    - максимальное число баллов в течение семестра - 91;

    - максимальное число баллов за экзамен - 30;

    - минимальное число баллов за семестр – 30;

    необязательная сдача экзамена для студентов, имеющих в течение семестра автоматические оценки 5,4

    Вариант 3. СИСТЕМА "Т" (ориентирована, в основном, на теоретические дисциплины)

    Студент не получает автоматической оценки по результатам работы в семестре, но "зарабатывает" часть оценки. Все обязаны сдавать экзамен. Не допускается к экзамену тот, кто в течение семестра не набрал минимального числа баллов (21).

    - максимальное число баллов в течение семестра - 80;

    - максимальное число баллов за экзамен - 40;

    - минимальное число баллов за семестр - 21;

    обязательная сдача экзамена для всех студентов.

    ПОВЫШЕНИЕ ИЛИ СНИЖЕНИЕ ОЦЕНКИ
    ЗА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ РАБОТ

    Максимальное число баллов по результатам выполнения отдельных видов учебной работы преподаватель устанавливает самостоятельно, ориентируясь при этом на общее среднее количество баллов по предмету (120 баллов в семестр):

    • за особенно высокое качество работы оценка может быть повышена на величину до 50% от максимальной;
    • за нарушение сроков предоставления работ оценка снижается на 5% за день просрочки;
    • нарушение правил подготовки конспектов, докладов, рефератов штрафуется минусовым баллом (в пределах оценки за эти виды работ) – 15% от максимальной оценки за одно нарушение правила подготовки конспектов, докладов, рефератов устанавливает преподаватель в соответствии с требованиями ГОС;
    • неподготовленность к семинарскому или практическому занятию оценивается отрицательной оценкой от 1 до 5 баллов;
    • преподаватель ведет учет баллов отдельно по каждому студенту, накопленное количество баллов учитывается во время промежуточной аттестации;
    • на последнем семинарском занятии рефераты и другие виды и формы письменных работ не принимаются, за исключением запланированных на это время.

    Директор ИИЯ РУДН Соколова Н.Л.

    Российский университет дружбы народов Экономический факультет Кафедра иностранных языков

    Программы лингвострановедения Великобритании, Германии, Испании и Франции

    Для студентов ФИЯиОД и ИМЭБ РУДН

    Утверждено РИС Учёного совета Российского университета дружбы народов

    Программы подготовлены на кафедре иностранных языков экономического факультета.

    Российский университет дружбы народов Москва. 2003

    Введение

    Лекционные курсы лингвострановедения Англии, Германии, Испании и Франции являются обязятельной составной частью профессиональной подготовки специалистов английского, немецкого, испанского и французского языков.

    Курсы предназначены для студентов факультета иностранных языков и общих дисциплин (ФИЯиОД) и Института международной экономики и бизнеса (ИМЭБ) Российского университета дружбы народов (РУДН).

    Важнейшими задачами спецкурсов лингвострановедения являются повышение общей страноведческой культуры и культуры речи студентов, расширение словарного запаса на основе страноведческих текстов и видеоматериалов, формирование и развитие навыков восприятия устной речи, а также развитие навыков монологического высказывания, написание рефератов и небольших докладов на иностранном языке, формирование навыков творческого подхода при самостоятельном поиске материалов на иностранном языке по страноведческой тематике.

    Программа каждого курса рассчитана на 36 часов. Она включает основные сведения о стране изучаемого языка: геополитическое положение, климатические условия, история культуры, обычаи и традиции, черты национального характера, особенности менталитета народов, населяющих эту страну, и, тем самым, знакомит студентов с достижениями и проблемами мировой цивилизации.

    Программа каждого курса состоит из нескольских разделов. Последовательность изучения разделов может меняться в зависимости от задач, стоящих перед курсом.

    Программы лингвострановедения предусматривают широкое использование технических средств обучения: художественные, документальные, учебные фильмы и диафильмы.

    Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов: изучение литературы, написание рефератов, подготовка докладов.

    Формы контроля знаний: тестирование по мере изучения тем и зачет по итогам обобщающей контрольной работы.

    Лингвострановедение Великобритании

    1. Общие сведения о стране. Официальное название страны.
      Соединенное Королевство Великобритании и Северной
      Ирландии. Четыре составных части страны: . Англия,
      Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Великобритания -
      центр Содружества наций. Разделение Ирландии в 1921 году.
      Государственный флаг - "Юнион Джек", его составные части,
      утвержден в 1801 году. Государственный герб.
      Государственный гимн "Боже, храни Королеву".
    2. Географический обзор и природные условия, полезные
      ископаемые, климат, животный, растительный мир, население.
    3. Государственная и правовая система Великобритании.
      Конституция. Политические партии. Система выборов.
    4. Исторический очерк от глубокой древности до наших дней:
    1. Древняя история Великобритании. Римское завоевание.
      Англосаксонское завоевание. Датское завоевание.
      Норманское завоевание.
    2. Феодальная Англия в 12-14 вв.
    3. Развитие капитализма:
    Подъем экономики и культуры в 16 в.. Великие

    Географические открытия конца 15 - начала 16 вв., их

    Значение для Англии как островной державы.

    Генрих VII Тюдор (1485-1509) - первый монарх

    Английского абсолютизма. Особенности английского

    Акбсолютизма.

    Двор и политика Генриха VIII (1509-1547). Разрыв короля

    С Римом. Создание англиканской церкви. Половинчатость

    Реформации в Англии.

    Правлении Марии Тюдор («кровавой») (1553-1558).

    Елизаветинский век (1558-1603) - век бурного развития

    Капиталистического уклада и внешнеполитических

    Успехогв Англии. Восстановление протестантизма.

    Мария Стюарт, королева Шотландии. Поддержка

    Правительством внешнеторговых купеческих компаний,

    Пиратов и работорговцев. Френсис Дрейк, Ренлн.

    Расцвет гуманизма. Френсис Бэкон - величайший мыслитель эпохи Возрождения. Театр в елизаветинский век. Шекспир (1564-1616).

    1. Англия при Стюартах. 17 век. Гражданская война 1642-
      1646 гг. Раскол страны на 2 лагеря. Вторая гражданская
      война. Оливер Кромвель, вождь армии нового образца.
    2. Британия в 18 веке. Английское Просвещение. Создание
      английской колониальной империи. Промышленная
      революция.
    3. Начало 19 века. Чартизм. Викторианское господство
      Англии на мировом рынке и рост колониальной империи в
      годы правления королевы Виктории (1837-1901).
      Оживление рабочего движения в 60-ых годах под
      влиянием событий за пределами Англии. Вторая
      парламентская реформа. Официальное принятие термина:
      "Британская империя".
    4. 20 век.
    Потеря Британией монопольного господства на мировом рынке в концу 19 века и ее отставание в промышленности от Германии и США.

    Британия во время первой мировой войны. Битва на

    Марне. Господство английского флота на морях.

    Начало второй мировой войны. Послевоенная

    Британия. Вступление Великобритании в НАТО.

    Распад Британской империи. Религиозные проблемы.

    Британия сегодняю Связи с прошлым и мысли о

    Будущем.

    Соединенные Штаты Америки.

    Общие сведения. Географический обзор. Государственная и

    Политическая система.

    История. Период колонизации. Ранние поселения. Английские

    Колонии Война за независимость. Гражданская война.

    Промышленный рост. Первая мировая война. Великая

    Депрессия. Вторая мировая война.

    США сегодня и завтра.

    Литература:

    1. Н. Кравкова. Пособие по лингвоострановедению. Часть 1.
      Великобритания.Москва, изд. Института международного
      права и экономики, 1995.
    2. Е.В.Захарова. Введение в лингвострановедение
      Великобритании (учебное пособие для слушателей
      подфака), Москва, РУДН, 1998.
    3. Знакомьтесь с Британией. "British Studies". (Книга для
      чтения по страноведению), Санкт-Петербург, 1999.
    4. Великобритания. (Пособие по страноведению для старших
      классов гимназии с углубленным изучением английского
      языка. Сост. Ю. Голицинский). Изд. «Каро», Санкт-
      Петербург, 2000.
    5. United States of America. Изд. «Каро», Санкт-Петербург,
      2000.
    6. America in close-up "Lougman".
    7. Britain Explored. Paul Harvey, Rhodri Jones.