Инклюзивное образование: проблемы и решение. Обоснование необходимости инклюзивного образования

Споры о том, насколько эффективно совместное обучение здоровых детей и детей, имеющих трудности в обучении, не утихают. Как помочь ребенку-инвалиду избежать конфликтов в детском коллективе и справиться со школьной программой, как сделать так, чтобы он не переутомился на занятиях и не утратил веру в себя. Эти вопросы мы адресуем директору московской инклюзивной школы № 1429 Любови Олтаржевской.

Любовь Евгеньевна, вашей школе эксперимент по инклюзивному образованию идет уже шестой год. Как удается ввести ребенка в новую для него среду? Какие проблемы при этом возникают?

Сегодня в нашей школе девятнадцать детей с ограниченными возможностями здоровья. Есть дети с ДЦП, расстройствами аутистического характера, эпилепсией, с серьезными нарушениями зрения. У большинства сохранен интеллект. В этом году в первый класс мы приняли мальчика-колясочника с тяжелой формой ДЦП и девочку с синдромом Дауна.

В каждом инклюзивном классе введена ставка тьютора-воспитателя. Он находится рядом с ребенком в течение всего учебного дня. Ребенку не нужно в одиночку преодолевать психологические и физические барьеры. В этом залог успеха.

Если у ребенка возникают трудности с усвоением материала, преподаватель дает ему индивидуальные задания. Тьютор сидит с ребенком за одной партой. Он не вмешивается в работу, только деликатно направляет, если это нужно. Главное задача тьютора – поддерживать ребенка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников. Воспитатель координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК. Кроме того, он помогает выстраивать отношения ребенка с другими детьми.

Конечно, немаловажно, что наша школа находится в новом здании, в котором есть пандусы, туалеты для инвалидов, специальный лифт, опознавательные цветовые символы для слабовидящих, зона релаксации, кабинет психологической разгрузки, сенсорная комната, зал ЛФК.

Для детей с трудностями в обучении не предусмотрены сокращенные уроки?

Конечно, не каждый наш ученик может выдержать сорокапятиминутный урок. Для того чтобы контролировать ситуацию как раз и нужен тьютор. Если ребенок ушел мыслями с урока, он пытается вернуть его в школьную ситуацию, помочь сконцентрироваться. Мы используем в обучении элементы программы коррекционных школ. Если ребенок устал, можно переключить его внимание на какое-то время – пойти в зал физкультуры, зимний сад.

Сегодня меняется парадигма образования. Если раньше мы говорили о знаниях, то сейчас говорим о компетенциях в ключевых областях, которые позволяют человеку успешно социализироваться. В связи с этим наша главная задача – помощь в социализации особого ребенка.

Как происходит оценка знаний?

Сегодня все ребята справляются с программой. Кто-то лучше, кто-то с проблемами, но их успеваемость позволяет переходить из класса в класс. В будущем году нас ожидает серьезное испытание. Старшие дети перейдут в шестой класс, начнутся сложные предметы – география, физика, химия, биология.

Мы государственное образовательное учреждение, предоставляем образовательную услугу и в итоге должны выдать документ, который свидетельствует о том, что ребенок освоил программу. В то же время для нас очевидно, что часть детей программу не освоят. Непонятно, какой документ об образовании следует им выдавать.

И в Москве принят закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это стратегический, прорывной документ, но ему не хватает конкретики. Если под него не будут приняты подзаконные акты, он не будет работать.

Надеемся, что к моменту выхода детей из школы эта проблема будет решена. Не так давно у нас были гости из Англии, где действует 100-балльная система оценки знаний. Думаю, она могла бы решить нашу проблему оценки знаний. Все дети получают единый документ, но у кого-то по математике 80-100 баллов, которые позволяют ему продолжить образование в университете, а у кого-то 7-10 баллов. Это говорит о том, что ребенок получил социальные навыки в процессе обучения – научился считать, может расплачиваться в магазине, знает время.

За время проведения эксперимента педагоги убедились в преимуществе инклюзивного образования?

Безусловно. Приведу примеры. Мальчик, страдающий аутизмом, пришел к нам в прошлом году в первый класс. На первых порах он не контактировал со сверстниками, очень сложно было привлечь его внимание.

Недавно у нас побывали специалисты из городской службы. Они были крайне удивлены результатам, который этот ребенок показал за год обучения в инклюзивном коллективе. Он здоровается, улыбается, отвечает на вопросы, усваивает школьную программу.

В нашей школе нет ребят, которые не занимаются физкультурой. Те, у кого есть ограничения по здоровью, занимаются в отдельной группе. Но малыши настаивают на том, чтобы заниматься вместе со здоровыми сверстниками. Один первоклассник из спецгруппы по физкультуре подошел к преподавателю и спросил: «Игорь Анатольевич, почему вы лишаете меня общения?». Мы пришли к такому решению этого вопроса – первые двадцать минут дети занимаются лечебной физкультурой, а потом вместе со всем классом играют.

Когда принималось решение о начале эксперимента, не возникало возражений со стороны родителей здоровых детей?

В нашей школе традиционно обучались все дети: конкурсного отбора никогда не было, существовали классы коррекционного обучения. Мы восприняли вхождение в эксперимент как помощь в уже ведущейся работе. Наши педагоги прошли подготовку в центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской», который стоял у истоков проекта «СТРИЖИ» (стремление к инклюзивной жизни). Включение в проект позволило ввести дополнительные ставки специалистов службы сопровождения, улучшить материальную базу школы. Наши специалисты побывали на стажировках в Белоруссии, Армении, где есть большой опыт инклюзивного образования. Эта работа могла не получиться, если бы у нас не было поддержки со стороны окружного управления образования и городского департамента образования.

Многие родители, услышав о том, что мы работаем по программе «СТРИЖИ», приводят своих здоровых детей к нам в первый класс. По их мнению, в обстановке инклюзивной школы их дети будут более милосердными, добрыми к окружающим. Для родителей это важный критерий.

Во многих странах мира, начиная с 70-х годов, ведется внедрение и разработка пакета нормативных актов, которые способствуют расширению возможностей образования детей-инвалидов. В современной политике образования Европы и США получили развитие некоторые подходы, в том числе инклюзия, интеграция (inclusion), мэйнстриминг (mainstreaming), расширение доступа к образованию (widening participation). Мэйнстриминг предполагает, что дети-инвалиды общаются со здоровыми детьми в разных программах досуга, на праздниках. Если дети и включены в классы общей школы, то для того, чтобы расширять возможности социальных контактов, а не для достижения целей образования. Интеграция - это приведение потребностей детей с физическими и психическими нарушениями в соответствие с системой образования, которая остается не приспособленной, неизменной для них. Дети-инвалиды посещают обычную школу, однако не учатся в тех же классах, что и здоровые дети. Инклюзия - это перепланировка учебных заведений и реформирование школ так, чтобы эти школы отвечали потребностям и нуждам всех детей.

Инклюзивное обучение предполагает, что разнообразию потребностей детей-инвалидов должен соответствовать континуум сервисов, в первую очередь образовательной среды, которая является наиболее благоприятной для таких детей. Данный принцип означает, что все дети обязаны быть включены в социальную и образовательную жизнь школы по месту жительства. Задача инклюзивной школы на западе - построить систему, удовлетворяющую потребности каждого ребенка. В западных инклюзивных школах все дети обеспечиваются поддержкой, позволяющей им ощущать безопасность, добиваться успехов, ощущать ценность совместного пребывания в социуме.

Инклюзивные школы нацелены на иные образовательные достижения, чем обычные школы за рубежом. Цель инклюзивной школы - предоставить всем школьникам (вне зависимости от их психического и физического состояния) возможность полной социальной жизни, активного участия в коллективе, обществе, таким образом, предоставить детям полное взаимодействие и помощь.

Данный ценностный императив показывает, что все участники школьного коллектива, а также общества связаны друг с другом и что школьники не только взаимодействуют в процессе обучения, но и развиваются во время принятия совместных решений.

Зарубежные педагоги, которые имеют опыт работы в инклюзивном образовании, разработали способы включения детей:

1. Вовлечь школьников в групповые решения задач и коллективные формы обучения.

2. Включать детей в одинаковые виды деятельности, но ставить различные задачи.

3. Воспринимать детей-инвалидов также как и здоровых детей.

4. Пользоваться и иными стратегиями группового участия: полевые и лабораторные исследования, совместные проекты, игры и пр.

В зарубежной практике, инклюзивные школы во многом изменяют роль педагога, вовлекающегося в разные интеграции со школьниками.

В 90-х годах выходит ряд публикаций, которые посвящены проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, социальной активности взрослых инвалидов, а также тех, кто выступает против узкого медицинского подхода к социальной реабилитации и защите, за расширение жизненных шансов инвалидов и в защиту их прав. Эти публикации сыграли роль катализатора общественной дискуссии на тему прав детей-инвалидов на образование в условиях, способствующих их максимальной общественной интеграции. Помимо этого, инклюзивное обучение на западе изучается и с точки зрения эффективности - исследуются результаты академической успеваемости и экономических затрат. Данные работы относятся к 1980-1990 годам и показывают преимущества интегрированного обучения в понятиях достижений, пользы и выгоды. Следует отметить, что за рубежом школы получают финансирование на детей-инвалидов, поэтому они заинтересованы в увеличении таких школьников.

Проанализировав зарубежный опыт образования детей-инвалидов, можно отметить, что в нескольких странах сложился некий консенсус, касающийся важности интеграции таких детей. Принципы инклюзивного обучения излагаются не только в монографиях и научных журналах, но и в практических руководствах для политиков, управленцев, медиков, социальных работников и педагогов, а также на страницах учебников. Имеющиеся разработки, которые основаны на обобщении педагогического опыта и эмпирических исследованиях, приводят к пониманию того, что организационные и методические изменения, которые осуществляются в интересах специфической категории детей, испытывающих проблемы в учебе, при неких условиях могут принести пользу всем детям. Практика также свидетельствует, что включение детей-инвалидов в общие образовательные школы становится катализатором преобразований, которые ведут к улучшению условий обучения всех детей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Разработчик: Михайлов Иван Анатольевич, учитель математики и информатики 2016 По материалам центра электронного обучения института развития образования Республики Татарстан Инклюзивное образование МАОУ СОШ №38 города Тюмени

2 слайд

Описание слайда:

Цель и задачи инклюзивного образования Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды для всех, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей. Задачи: - включение всех детей в образовательный процесс; - обеспечение и реализация равноправия всех детей; - организация условий, благоприятных для профилактики или преодоления «вторичных» дефектов, уже возникших вследствие инвалидности, для реализации личностного и интеллектуального потенциала, эмоционального, коммуникативного, физического развития детей с ОВЗ.

3 слайд

Описание слайда:

Многообразие подходов к интерпретации понятия «Инклюзивное образование» «Инклюзивное образование» как юридическое понятие в России в настоящее время еще определено нечетко, однако в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273ФЗ оно обозначено. В соответствии с пунктом 27 статьи 2 инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Другие интерпретации: Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) – один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум (Википедия).

4 слайд

Описание слайда:

Международные правовые документы - Всеобщая декларация прав человека (1948г.), - Конвенция о правах инвалидов, - Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.), - Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971г.), - Декларация о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975г., - Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.), - Джомтьенская декларация образования для всех 1990 года, - Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993г.), - Постановление Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 23 ноября 2001г. 1-16. О Модельном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»

5 слайд

Описание слайда:

Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации; Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном инклюзивном образовании детей» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №792-р Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2181-р

6 слайд

Описание слайда:

Международный опыт инклюзивного образования В середине 60-х гг. XX столетия в скандинавских странах в основу образа жизни обучения людей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями был положен принцип «нормализации» (модель интеграции, авторы Н. Бенк и Б. Нирье), суть которого состояла в том, что «особенные» дети (независимо от тяжести состояния) должны находиться и обучаться в окружении нормальных сверстников или в среде, максимально приближенной к нормальной. Его практическая реализация предполагала полномасштабную и разностороннюю интеграцию «особенных» людей в общество: физическую (посещение обычной школы или получение работы), функциональную (обеспечение инвалидам доступа к местам общественного пользования и свободу передвижения), социальную (уважительное отношение общества), личную (участие в жизни общества), общественно-организационную.

7 слайд

Описание слайда:

Международный опыт инклюзивного образования В Скандинавии интеграция начинает реализоваться в основном нормативным и практическим путем. Так, в Дании парламентским решением (1969) дети с ограниченными возможностями получают право посещать вместе с остальными детьми массовую школу, чтобы не быть изолированными от сверстников и привычной для них среды жизнедеятельности. Сначала в США, затем в других ведущих европейских странах (Великобритания, 1981 г.; Швеция, 1982 г. и др.) принимаются законодательные акты, закрепившие права детей и подростков с различными нарушениями на получение бесплатного образования. Кроме того, незначительная их часть, преимущественно с невыраженными нарушениями (зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата) получила возможность обучаться в общеобразовательных школах.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Международный опыт инклюзивного образования В Великобритании после принятия Акта об образовании (1981 г.) число учащихся специальных школ составило 1,7% (данные на 1985 г). Кроме этого, в специальном образовании страны были упразднены все нозологические категории «особенности». С этого момента специальное образование в Великобритании продолжает развиваться в условиях интегрированного обучения. Эффективность интеграции выразилась в общем снижении числа специальных школ; наличия оптимистичных данных о результатах интегрированного обучения отдельных представителей «особенных детей». По имеющимся данным наиболее успешно включены в процесс интеграции учащиеся с физическими отклонениями и с нарушениями зрения. По мнению авторов, «аргументы против интеграции, в основном, носят временный, переходящий характер, фокусируются на недостатках деятельности общеобразовательных школ и на определенные трудности по обеспечению образованием детей с особыми потребностями»

10 слайд

Описание слайда:

Международный опыт инклюзивного образования Во Франции Закон об образовании 1989 года закреплял права на получение образования всех детей и подростков, проживающих на территории страны, независимо от социального происхождения, культурного уровня и национальной принадлежности. В этом же законе были также подтверждены интегративные тенденции в специальном образовании. При некоторых школах для детей, имеющих отклонения в развитии, (чаще - интеллектуальные нарушения), создаются классы усовершенствования (или специальные классы). Решение о зачислении ребенка в такой класс принимает специальная комиссия, при обязательном согласии родителей (в письменном виде). Для нормальных детей, которым свойственны различные проблемы поведения, или трудности общения, а также для детей с временными задержками развития организуются классы адаптации. Пребывание ребенка в этих классах бывает временным, а в классах усовершенствования – постоянным, ибо здесь учатся, главным образом, дети с нарушением интеллекта легкой и умеренной степеней.

11 слайд

Описание слайда:

Международный опыт инклюзивного образования Интересным представляется опыт Белоруссии, которая стартовала в интеграционном процессе одновременно с Россией конце 80-х годов ХХ века. На развитии процессов интеграции в Белоруссии сказалось признание новых ценностей образования как социальной системы, создающей условия для развития человека и общества. Учреждения специального образования не только осуществляют обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития, они призваны обеспечить их наиболее полную социализацию и интеграцию в общество. Интеграция становится ведущим направлением в развитии специального образования в стране. В Законе Республики Беларусь «О правах ребенка» обозначаются основные направления предпринимаемых действий: государство гарантирует детям-инвалидам, детям с недостатками умственного или физического развития бесплатную специализированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь, возможность выбора родителями учебного заведения, базовое и профессиональное образование, трудоустройство в соответствии с их возможностями, социальную реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают их пригодность, содействуют активному включению в жизнь общества. С принятием в 1995 г. «Временного положения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития» создались предпосылки для создания единого образовательного пространства, преодоления их изоляции и для организации совместного обучения с обычными детьми. Для успешного решения этой задачи все учителя начальных классов должны были получить второе, дефектологическое образования. В Белоруссии определились и нашли государственную поддержку три формы (модели) интегрированного обучения детей школьного возраста.

12 слайд

Описание слайда:

Международный опыт инклюзивного образования В Украине дифференцированная система специального образования начала создаваться в середине XIX столетия. Сегодня оказание помощи детям дошкольного и школьного возраста с отклонениями в развитии находится под контролем государства. В стране приняты законодательные и правовые акты, регулирующие оказание помощи всем лицам с ограниченными возможностями здоровья. (Конституция Украины, законы «Об образовании», «О социальной защищенности инвалидов», «О государственной помощи семьям с детьми» и др.) Мероприятия по содействию интеграции детей с психофизическими нарушениями предусмотрены Указом Президента Украины «О национальной программе профессиональной реабилитации и занятости лиц с ограниченными физическими возможностями». Министерством образования Украины утвержден Государственный стандарт специального образования, концепции «Специальное образование детей с особенностями психофизического развития на Украине на ближайшие годы и перспективу» и «Реабилитация детей с ограниченными физическими или умственными возможностями», завершена работа над стандартом начального специального образования. Экономическая политика в решении этих вопросов ориентирована на обеспечение финансирования не в целом специального обучения в учреждении, а на затраты, связанные с обучением в условиях инклюзии (включения) одного ученика; при этом форму обучения, уровень и диапазон образовательных услуг выбирают родители.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Отечественный опыт инклюзивного образования О современных элементах интегрированного обучении в России можно говорить с 60-х годов прошлого столетия, несмотря на то, что массовые школы практически всегда обучали детей со снижением слуха, зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Однако именно на тот период приходится организация специальных классов для детей с умеренной интеллектуальной патологией во вспомогательных школах. В 70-е годы начинается экспериментальная работа, результатом которой станет возможность обучать глухих детей в школах общеобразовательных (экспериментальная работа Э.И. Леонгард). Еще одной предпосылкой интегрированного обучения стала организация с 1992 при общеобразовательных школах классов компенсирующего (коррекционно-развивающего обучения). Данные классы были созданы для детей «группы риска», имеющих незначительные нарушения познавательной деятельности и речи и испытывающие трудности в обучении.

15 слайд

Описание слайда:

Отечественный опыт инклюзивного образования В последние годы обнаруживается еще одна тревожная тенденция. Несколько лет назад отечественные исследователи довольно осторожно высказывались о возможности реализации интегрированного обучения, предупреждая, что это процесс длительный, который займет много времени, и потребует соблюдения целого ряда условий социального, общественного, политического, правового, юридического характера (Бгажнокова И.М., 2008; Малофеев Н.Н., 1996). Предлагались обобщенные рекомендации по реализации интегрированного обучения. Сама интеграция называлась эволютивной и предполагала сохранение традиционных формам оказания помощи всем категориям «особенных» детей, к которым добавлялись различные варианты интеграции. Анализируя существовавшую социальную и образовательную ситуацию, а также возможные последствия реализации интегрированного обучения, исследователи (Малофеев Н.Н., 1996) делали вывод о нецелесообразности его внедрения на государственном уровне в нашей стране по нескольким причинам: невозможность прямого копирования западной модели интеграции (различия в типах общественного устройства); сложности в подготовке законодательной базы; сложности финансирования; неготовность общества - педагогов, родителей, детей.

16 слайд

Описание слайда:

Отечественный опыт инклюзивного образования Как показала практика, идею инклюзивного обучения поддерживают родители и родительские организации «особенных детей»; остальная часть общества (педагогическая общественность, родители нормально развивающихся детей) относятся к данному процессу чрезвычайно осторожно. Кроме того, реализация концепции интегрированного обучения изначально содержит в себе ряд противоречий и проблем, которые достаточно сложно разрешить с организационной точки зрения. Это касается не только источников финансирования общего и специального образования, но и подготовки, переподготовки специалистов и их трудоустройства; установления образовательного ценза для «особенных» детей и подростков в условиях массового обучения, академическая составляющая методического обеспечения процесса обучения; целесообразности введения дифференциации внутри общеобразовательной школы и т.д. Инклюзивные тенденции закрепились в отечественном образовании и приобрели статус официальной государственной политики. Это отражено в новом законе Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года).

17 слайд

Описание слайда:

Опыт МАОУ СОШ №38 города Тюмени в области инклюзивного образования Ежегодно в школе обучается до 60 учащихся с задержкой психического развития и до 10 учащихся с умственной отсталостью; Дети с ОВЗ, в соответствии с запросами родителей (законных представителей) и рекомендациями городского ПМПК обучаются интегрированно в общеобразовательном классе или на дому по индивидуальным учебным планам; Учебный план включает в себя раздел «Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ»; с целью сопровождения детей с ОВЗ в школе работает психолого-медико- педагогический консилиум, деятельность которого регулируется соответствующим Положением; В состав ПМПк входят зам. директора, медицинский работник, логопед, психолог, социальные педагог, педагоги-предметники В 2016/2017 учебном году запланировано открытие коррекционного 1 класса (по вариантам 7.2 и 8.2)

18 слайд

Описание слайда:

Инклюзивное и специальное образования – проблемы и перспективы Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты. Э. Рузвельт На современном этапе еще недостаточно опыта в реализации инклюзивного образования. При этом разработана, хотя еще и не идеальна, нормативно- правовая база по реализации инклюзивного и специального образования. Существующие трудности в реализации инклюзивного образования: Большинство школ и детских садов старой постройки и не имеют специальных условий; Для создания специальных условий необходимы большие финансовые вложения; Необходимо осуществлять обучение педагогов для работы с особыми детьми (профессиональная переподготовка); -необходимо дополнительной включение штатных единиц (одного психолога недостаточно для 1000 обучающихся); -неоднозначное отношение родителей здоровых детей к детям с ОВЗ -необходима разработка НПБ для дальнейшего образования и социализации детей с ОВЗ (после школы)

19 слайд

Описание слайда:

Инклюзивное и специальное образования – проблемы и перспективы «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998 В настоящее время система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге изменений. В реальности в РФ образовательная интеграция реализуется методом экстраполяции, то есть опытной адаптацией и переносом к отечественным условиям, модификацией форм образовательной интеграции, которые положительно зарекомендовали себя за рубежом. Совместно с этим на сегодняшний день в качестве приоритетного направления развития образования детей-инвалидов рассматривается организация их воспитания и обучения совместно со здоровыми детьми. Реализация в РФ инклюзивного образования ставит для страны вопрос о необходимости смены методов внедрения интеграционных инноваций в образование. Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Однако для успешно перехода к инклюзивному образованию нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.

17 мая в МГППУ состоялась публичная лекция профессора Ричарда Зиглера (Канада) о международном опыте построения инклюзивного сообщества.

Организатором лекции стал Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования (С.В.Алёхина) совместно с Центром лечебной педагогики (А.Л.Битова).

Предметом обсуждения стали вопросы организации и обеспечения инклюзивных процессов в разных странах – Танзании, Перу, Англии, Канады, Израиля, Китая. Зиглер подробно рассказал о возможных моделях инклюзии для детей с особыми нуждами, финансировании процесса обучения детей с различными нарушениями, включении родителей в процесс построения индивидуального учебного плана ученика. Имея огромный опыт работы с детьми с особыми нуждами, Ричард подробно отвечал на все вопросы слушателей. В конце лекции он выразил уверенность в том, что российское образование сможет найти свой путь в построении инклюзивного общества, где каждый человек может реализовать свои возможности на жизненный успех.

Конспект лекции

Р.Зинглер в настоящее время работает в Танзании, Перу и России в области преподавания опыта создания инклюзивного сообщества. В каждой стране существуют очень разные образовательные системы. И дети с особыми нуждами по-разному поддерживаются в разных странах. Инклюзивные программы становятся общими для всех стран и на международном уровне. 30 лет назад в Канаде была разработана программа, согласно которой дети могут обучаться по месту жительства, а не в спецучреждениях. Это было утверждено законодательно. Когда родители детей с особыми нуждами ознакомились с проектом зактона и одобрили его, начался процесс перемещения специальных классов в обычные школы. Родители стали требовать интеграции детей в жизнь обычной школы. Интеграция - это когда спецкласс переводится в обычную школу. А инклюзия - общее отношение ко всем в чем-то недостаточным детям в школе - детей из очень бедных семей, детей другой культуры. Детям предоставили тьюторов, логопедов, школьных психологов для того, чтобы развивать программу инклюзии.

Независимость существования инвалидов более выгодна государству, чем пожизненное их содержание в спец-учреждениях.

Если просто поместить человека на 60 лет в спецучреждение, то это стоит около 18 миллионов фунтов.

Если человеку дать образование, рабочее место, примерная его стоимость для государства около 6 миллионов фунтов.

В настоящее время 100% школ в Канаде обязаны брать в классе детей с ОВЗ, кроме детей с психическими заболеваниями. Нельзя сказать, нравится ли вам, например, острая еда, если вы ее не пробовали. Так и с инклюзивным образованием, нельзя говорить хорошо это или плохо, если вы не учились в инклюзивном классе.

Команда специалистов в школе определяет возможность ребенка обучения в школе. В эту команду входят:

  • Психолог
  • Социальный работник
  • Медицинский работник
  • Родители
  • Психиатр

Если у ребенка обнаруживаются тяжелые психические отклонения в результате физических или психологических травм, то такие дети проходят 3-х летнюю программу терапии. В результате этой программы 70% детей после прохождения терапевтической программы заканчивают школу.

Дети с ОВЗ переводятся в старших классах из спецшколы в обычную школу. Для группы инвалидов 5-6 человек создается в школе аналог квартиры (resource room model), где они могут научиться самостоятельной жизни. В 19 лет они уже живут в отдельной квартире. В пересчете на всю жизнь, возможность сделать инвалида независимым членом общества. Чем больше он независим, тем он меньше стоит, в пересчете на всю жизнь.

Классификация тяжести нарушений здоровья

  1. Менее 1% всех учащихся с тяжелыми нарушениями здоровья (аутизм, психические нарушения, слепота, ОВЗ), согласно повсеместной статистике с IQ меньше 55
  2. Меньше 4% с нарушениями обучаемости, средними психическими нарушениями, нарушениями поведения IQ больше 55
  3. Около 10% с пограничными расстройствами

В одном классе должно быть не более 3 с тяжелыми нарушениями и среднего уровня нарушениями, согласно законодательному стандарту. Речь идет об обычных школах и классах без углубленного изучения какого-либо предмета.

Программа из детей с особыми нуждами состоит из трех компонентов.

  1. Работа в классе. Особое внимание уделяется таким дисциплинам, как физическая культура, музыка, искусства, мастерские.
  2. Работа с профессионалами на территории школы: психологом, логопедом, специальным педагогом
  3. Работа по месту жительства, включая поддерживающие организации и соседей.

Составляющие этих компонентов с разными нарушениями разные. Чем сложнее состояние ребенка, тем больше ему нужно взаимодействовать с теми, кто находится рядом с ним. Успех в образовании определяется мерой достигнутой самостоятельности. Невозможно ограничить программу поддержки только работой в классе. Если ребенок проводит в классе весь день, уровень его обучения падает.

ВИДЕО ЛЕКЦИИ (ЧАСТЬ 2)

Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития они не могут наравне со своими обычными сверстниками осваивать школьную программу. И, к сожалению, прогнозы врачей неутешительны: с каждым годом число ребят с ограниченными возможностями здоровья растет на 4 %.

Еще недавно такие дети воспитывались и учились в и школах-интернатах. В последнее время в образовании стали проводиться реформы, призванные помочь особым детям влиться в общество, обучаться вместе со своими здоровыми ровесниками и стать со временем полноценными членами социума. На это же направлена и , цель которой приспособить условия окружающего мира под потребности людей с ограниченными возможностями.

Еще в 1990-х годах начали появляться первые экспериментальные школы, которые принимали на обучение детей с ОВЗ и инвалидов. Однако только после 2012 года, когда были внесены изменения в закон «Об образовании», у появилась законодательная база для получения права на образование независимо от состояния здоровья. Этот же закон регламентирует права учащихся с ОВЗ на их социализацию и возможность обучаться в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми. Это явление называют инклюзивным образованием .

Что это за вид обучения

Этим термином обозначают совместное обучение здоровых детей и их ровесников, имеющих ограничения по здоровью.

При этом речь идет не о специализированных классах или группах для детей-инвалидов в общеобразовательных школах или дошкольных образовательных учреждениях. Все дети независимо от их состояния здоровья, умственных или физических возможностей или ограничений занимаются вместе в одном классе или группе.

По мнению специалистов, а также беря за основу мировую практику инклюзивного обучения, это не только помогает особым детям легче влиться в общество, но и, опираясь на основы гуманистической педагогики и мировой опыт, имеет колоссальный положительный воспитательный эффект для здоровых детей. К тому же это способствует уменьшению социальной пропасти и стиранию граней между обычными и «другими» детьми.

В дошкольных общеобразовательных учреждениях инклюзивное обучение помогает лучше подготовиться к школе, способствует адаптации в обществе, развитию речевых, коммуникативных навыков, учит взаимодействию. Уровень эмпатии в таких группах намного выше, чем в несмешанных. Естественно, все это возможно только при грамотной работе педагогов и психологов, наблюдающих за ребенком и сопровождающих его.

Законодательное регулирование

В основе самой идеи инклюзии лежит право каждого гражданина России на получение образования. Оно закреплено ст. 43 Конституции нашей страны. Об этом же гласит и 28 статья Конвенции ООН о правах ребенка.

В нашей стране инклюзивное обучение опирается на закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 и на статью 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

Кроме того, все образовательные учреждения, занимающиеся инклюзивным обучением, в своей работе опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт и в соответствии с ним разрабатывают собственные программы.

Основные принципы, технологии и модели

Инклюзивное образование основано на таких принципах :

Процесс обучения в школах с инклюзивными классами организован с учетом специальных методов, принципов и подходов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в классах обычно составляет два человека, при общей численности класса – 25 человек. Если таких деток больше двух, то число учащихся в классе уменьшается. К переходу школы или дошкольного учреждения к такой форме обучения должны быть готовы все члены коллектива, в том числе и сотрудники столовых, охранники и т.д.

Обучение в школе для ребенка-инвалида не означает, что его неподготовленным помещают в новую для него среду. К каждому в учреждении приставлен специалист, который наблюдает за ним и поддерживает его, поэтому очень важно в школе присутствие социальных педагогов, тьюторов, прошедших особую подготовку.

В основу образования включается:

Программа обучения, подготовленная индивидуально для ученика с ОВЗ, должна быть построена таким образом, чтобы она была понятна всем детям, могла способствовать раскрытию его потенциала и нацелена на повышение успешности ученика. При этом она должна быть адаптирована к программе, по которой занимаются остальные дети и обычной манере проведения урока.

Преимущества и недостатки подобной системы обучения

Многие люди в нашей стране до сих считают, что детям с ограниченными возможностями нельзя учиться в одной школе и тем более в одном классе с обычными детьми. По их мнению, таким детям труднее осваивать школьную программу, они не смогут учиться на хорошие отметки, что будет сказываться на их самооценке.

Еще одно опасение некоторых родителей состоит в том, что в таких школах уровень обучения намного ниже, чем в обычных, так как приспособлен под физические и умственные возможности детей-инвалидов.

Однако, как показывает опыт школ, в которых этот проект уже успешно реализован, зачастую дети-инвалиды учатся не хуже своих сверстников без ограничений по здоровью; а уровень обучения, вовлеченности в образовательный, воспитательный и социальный процессы в инклюзивных классах выше, чем в обычных.

В результате можно выделить такие преимущества инклюзивного обучения:

  • Дети с ограниченными возможностями могут получить полноценное школьное образование, выбрать себе достойную профессию в будущем и стать самостоятельными полноценными членами общества.
  • Обучаясь в совместных группах в дошкольных учреждениях и классах в школе, такие они не чувствуют себя чужими и изолированными. У них есть возможность проявлять свои творческие и интеллектуальные способности, участвуя на равных в различных образовательных и развивающих проектах, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях.
  • Не менее важно такое взаимодействие и для здоровых детей. Они становятся более терпимыми, открытыми и общительными, учатся принимать и ценить людей независимо от их отличий и особенностей.

Однако есть у такого образования и его реализации в нашей стране свои недостатки :

  • Отсутствие достаточного финансирования.
  • Недостаточное количество и слабая подготовка педагогических кадров: от квалификации педагога, его способности создавать в классе доверительные, комфортные условия для всех учащихся, зависит успех программы.
  • Слабая материально-техническая база школ, недостаток необходимого оборудования, пособий, технических средств.
  • Плохое оснащение и неприспособленность условий для учеников-инвалидов: отсутствие лифтов, пандусов, перил, специальных средств для слабовидящих учащихся, необходимого медицинского оборудования.
  • Отсутствие в школьном штатном расписании педагогов, способных работать с особыми детьми: сурдопедагогов, логопедов, педиатров, психологов.

Все эти недостатки, к сожалению, приводят к тому, что положительный опыт нескольких школ теряется на фоне общей безрадостной картины.

Проблемы в России

В нашей стране школы, перешедшие на инклюзивную систему образования, сталкиваются с большим количеством проблем. В большинстве школ переход на такую систему произошел скорее формально. После принятия закона «Об образовании» во многих регионах начали закрывать коррекционные и специализированные школы и переводить детей с ОВЗ в обычные общеобразовательные учреждения, совершенно не приспособленные к этому.

Педагогические коллективы многих школ не провели необходимую психологическую работу с учащимися и родителями, которые оказались не готовы к совместному обучению с детьми-инвалидами.

Материально-техническая база школ тоже испытывает зачастую недостатки необходимых ресурсов. Для детей с ограниченными возможностями посещение школы может быть просто физически неудобно.

Недостаток квалифицированных педагогов, психологов, тьюторов, медицинских специалистов привели к тому, что во многих классах дети-инвалиды остаются такими же изгоями, общения с которыми избегают их одноклассники.

В результате многие родители переводят своих детей на дистанционную форму обучения, что часто делает их еще более изолированными от общества.

Мировой опыт

Во многих зарубежных странах опыт инклюзивного образования насчитывает уже почти полвека. В Европе и США с 70-х годов ХХ века начали применять различные формы обучения детей-инвалидов с целью их интеграции в общество. Для этого было проведено полное реформирование образования, переподготовка кадров, перепланировка и реконструкция школьных помещений с целью их приспособления под нужды детей с ограниченными возможностями.

Экономические исследования, которые провели в этих странах через несколько десятилетий после применения системы инклюзии, доказали ее эффективность и жизнеспособность.

Сегодня это одна из основных систем обучения во многих странах Запада, тем более, что школы, принимающие на обучение детей-инвалидов, получают дополнительную финансовую поддержку от государства.

О развитии такого вида обучения в России смотрите в следующем видеосюжете: