Легенды российской разведки. Живая легенда советской разведки

Во времена существования СССР заводом имени Лихачёва производились машины представительского класса. Во времена руководства Сталина это были тяжелые и бронированные лимузины ЗиС, созданные на основе американских машин “Паккард”.

В хрущёвские времена появился более лёгкий и , выполненный в популярном тогда “аэростиле”. С приходом к власти Брежнева в правительственном автопарке появилось ещё несколько моделей ЗИЛ, отличительной чертой которых стал более строгий “угловатый” дизайн. И вершиной этой линейки стал герой данной статьи –ЗиЛ-4104, в 1978 году пришедший на замену предыдущим моделям.

История создания

В 60-х годах 20-ого века в мировом автомобилестроении наметилась очередная смена моды: так популярный в 50-х плавниковый стиль начал уступать место более угловатым и строгим очертаниям в облике автомобиля. И эти перемены затронули не только американскую и европейскую промышленность, но и конструкторское бюро советского завода ЗиЛ.

Производимый до этого правительственный лимузин ЗиЛ-111 начал морально устаревать, и необходимо было разрабатывать замену. И дело было не только в устаревшей внешности – техническую составляющую также необходимо было улучшать, чтобы обеспечить максимальный комфорт передвижения советских высокопоставленных лиц.

Так или иначе, в начале 1960-х годов в конструкторском бюро ЗиЛа закипела работа над созданием нового лимузина, получившего обозначение ЗиЛ-114.

Дизайн автомобиля претерпел серьёзные изменения по сравнению с предшественниками – формы лимузина стали угловатыми и более чёткими, оформление кузова стало более строгим.

Но прогресс не стоит на месте, и в середине 70-х годов главному правительственному авто снова потребовалась модернизация, хоть и не такая кардинальная.

Новый лимузин ЗиЛ решено было делать на базе 114-ой модели, доработав по большей части внешний вид, и улучшив трансмиссию автомобиля. Работы по нему начались в начале 70-х годов, в 1974-м был готов пластилиновый макет, а в 1978-м новые лимузины уже поступили в производство. Изначально новая модель носила индекс ЗиЛ-115, но в серию пошла под индексом 4104.

Конструкция и технические характеристики ЗиЛ 4104

Новый лимузин ЗиЛ-4104 в первую очередь претерпел изменения во внешности – она хоть и осталась такой же угловатой, как у 114-ого, но облик автомобиля стал иным.

Габариты ЗиЛ-4104:

  • Длина: 6300 мм.
  • Габаритная ширина: 2080 мм.
  • Ширина колёсной базы: 1643 мм.
  • Высота: 1500 мм.

Главное изменение – решётка радиатора, она стала более массивной и вытянутой, подобно американским авто того времени. Спереди изменилось положение световых приборов, стал иным бампер. По бокам авто ЗиЛ-4104 появились хромированные молдинги, были установлены новые зеркала. Задние фонари и бампер также претерпели изменения. В целом автомобиль стал выглядеть эффектнее за счёт большой решетки радиатора и большего количества хромированных элементов, но при этом не утратил своей строгости.


Салон машины ЗиЛ-4104 заслуживает особого внимания, ведь делался он для первых лиц государства. Материалы изготовления интерьера шикарные – велюровый салон с вставками из дерева. Правда, передние сидения поскромнее – из обычной черной кожи. Да и сами места спереди не очень удобны: мало места для ног и руль мешает выходу из машины – водителю приходится откидывать его. Но эта машина делалась не для передних пассажиров, так чего им расслабляться.

Торпедо на ЗиЛ-4104 пластиковое со вставками из натурального дерева. Приборы обычные стрелочные, ничего особого на первый взгляд нет. Водителя и пассажира разделяет широкий тоннель, в котором расположен селектор КПП. Из дополнительного оборудования имелось радио, магнитофон, часы, электростеклоподъёмники и дефлекторы обдува стёкол.

В задней части салона ЗиЛ-4104 материалы изготовления те же, только сидения тут уже велюровые, в тон салону.

Напольный ковёр сделан с необычным узором из пятен желтого цвета – и на это есть причина: изначально он был серого цвета, но вскоре был замёнен, так как часто пачкался хорошей обувью пассажиров – она оставляла на нём желтые пятна.

Пассажирские сидения лимузина ЗиЛ-4104 довольно просторные, с широким подлокотником в центре. Также они регулируются по углу наклона – пассажиры могут ехать в полулежащем положении. Перед задним диваном находятся еще 2 складных сидения, увеличивающие количество мест до 7, но при их раскладывании у задних пассажиров места становится меньше, но обычно в таких машинах не ездили по 7 человек.

В задней части также есть дополнительный пульт управления радиоприёмником – он расположен в подлокотнике правого пассажира и связан с передним приёмником, то есть, если задний пассажир переключает волну или громкость, это происходит и на переднем приёмнике. В подлокотнике левого пассажира лимузина ЗиЛ-4104 расположен телефон. Также тут присутствуют электроприводы стёкол и перегородки, по центру салона также есть часы.


Сердцем лимузина ЗиЛ-4104 стал V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 315 л.с и объёмом 7,7 литров. Двигатель способен развивать 608 Н*м крутящего момента, благодаря которым ЗиЛ имеет хорошую динамику разгона.

Система питания двигателя ЗиЛ-4104 состоит из 4-камерного карбюратора К-259, сделанного на основе американских образцов. Для большей надежности и безопасности в двигатель внедрено много дублирующих узлов – дублирована электрическая цепь системы зажигания, установлены 2 бензонасоса и 2 аккумулятора.

Двигатель ЗиЛ-4104 питается бензином марки АИ-95 – в Советском Союзе он назывался “Экстра” и не поступал в свободную продажу. Расход у двигателя немалый – 20-30 литров на сотню, в зависимости от стиля езды.

На лимузине ЗиЛ-4104 установлена автоматическая трёхступенчатая планетарная коробка передач.

Хоть ступеней у КПП всего три, третья передача настроена на широкий диапазон скоростей, и дискомфорта на высоких скоростях не ощущается.

Кузов ЗиЛ-4104 стоит на мощной сварной раме необычной формы – передняя часть рамы плоская, а задняя часть выгнута и приподнята относительно земли. Передняя подвеска - независимая с поперечными рычагами и телескопическими амортизаторами. Подвеска заднего моста – рессорная.

Тормозная система на ЗиЛ-4104 гидравлическая, с двумя независимыми контурами, каждый из которых связан со всеми колесами. Из-за этой особенности на тормозном диске ЗиЛ-4104 установлено по два суппорта. Сами тормоза установлены дисковые на всех колёсах.

Колёса у лимузина ЗиЛ-4104 со сварными дисками 16-ого радиуса. Шины – 245/75R16 “Гранит” особой конструкции, эти шины выдерживали до семи проколов. Это достигалось за счёт жесткой боковины – будучи разгерметизированной, шина не проминалась и выдерживала вес авто. Также для повышения пулестойкости шины накачивали специальным гелем.

Модификации ЗиЛ 4104

Несмотря на малый тираж данного авто, на его базе было создано довольно много модификаций. Связано это с различными правительственными нуждами, с которыми обычный лимузин ЗиЛ-4104 не справлялся.

ЗиЛ-41041 – укороченная версия лимузина, предназначавшаяся для сопровождения, по сути – наследник 117-ого ЗиЛа.

ЗиЛ-41042. Медицинская модификация в кузове универсал, предназначенная для перевозки важных пассажиров в больницу. Такие модификации уже были на шасси ЗиЛ-114, но обновление базовой модели потребовало и новых медицинских машин. Стоит отметить, что эта модификация использовалась по назначению не так уж и редко, в связи с тем, что средний возраст высших политработников в союзе давно перевалил за 60.


ЗиЛ-41043. Этот автомобиль вёз на себе систему радиотелефонной подвижной связи для переговоров с различными командными объектами и другими службами.

ЗиЛ-41044. Парадная версия автомобиля с кузовом типа фаэтон. Этот ЗИЛ имел укороченную базу, 2 двери вместо четырёх, а вместо сидения была установлена тумба с поручнем. Окрашивались такие лимузины в серый цвет, соответствующий оттенку генеральской шинели.

ЗиЛ-41045. Это, по сути, рестайлинг обычного 4104. Изменения в нём по большей части внешние: изменилась решётка радиатора, вместо круглых передних фар были установлены квадратные, были перенесены боковые молдинги, и ещё несколько мелких изменений. Выпускался обновленный лимузин с 1983 по 1985 год.

ЗиЛ-41046. Ещё один автомобиль спецсвязи. На него устанавливалась улучшенная система связи “Кавказ”.

ЗиЛ-41047. Очередное обновление классического ЗиЛа, появившееся в 1985 году. У лимузина снова были изменены фары и решётка, у передних стёкол убрали треугольные форточки, изменилась форма зеркал.

ЗиЛ-41072. Предназначался для правительственной охраны. Изменения коснулись лишь салона: появились поручни для удобного ведения огня, также был оборудован люк в крыше. С 1989 года собрали 8 таких лимузинов ЗиЛ.


Также производились бронированные модификации ЗиЛ. Такие машины строились на базе моделей 4104, 41045 и 41047, и представляли собой бронекапсулу, вокруг которой потом собирался автомобиль. Стёкла такого автомобиля заменялись на более прочные, ставился также новый бензобак, который мог затягивать пулевые пробоины для препятствия возгоранию.

Всего было собрано 14 бронеавтомобилей в различных кузовах.

Также в 90-х годах на заводе ЗиЛ пробовали устанавливать импортную навесную броню, но из-за её тяжести подвеска лимузина быстро выходила из строя, и от этой затеи отказались.

Сравнение с аналогами

Сравним ЗиЛ 4104 с лимузинами-конкурентами, использовавшимися в то время в США и Великобритании. Президент США Рональд Рейган с 1983 передвигался на спецверсии лимузина Cadillac Fleetwood. Королева Великобритании на тот момент передвигалась на лимузине Rolls-Royce Phantom VI, выпущенным специально для неё в 1978 году.

ЗиЛ 4104 Cadillac Fleetwood (1983) Rolls-Royce Phantom VI (1978)
Двигатель V8, 7.7 л., 315 л.с. V8, 350-400л.с. (по разным источникам) V8, 6,2 л., 200-220 л.с. (точных данных нет)
Разгон до 100 км/ч 13 секунд нет данных 13.5 секунды
Коробка передач АКПП трёхступенчатая АКПП четырёхступенчатая АКПП четырёхступенчатая
Длина 6,3 м. 6,2 м. 6,7 м.

Как видно из таблицы, по мощности двигателя ЗиЛ-4104 уступает “Кадиллаку”, но значительно обходит “Роллс-Ройс”. У всех лимузинов стоят автоматические коробки, но у западных собратьев на одну ступень больше. По габаритам лидирует “Роллс-Ройс”, который сильно расширили для комфорта королевы.

ЗиЛ-4104 на службе

За время использования лимузинов ЗиЛ-4104 в Гараже Особого Назначения, этот автомобиль возил многих высокопоставленных лиц, и в первую очередь это были генеральные секретари ЦК КПСС. Первым генсеком, пересевшим на новый ЗИЛ, был Леонид Ильич Брежнев – начиная с 1978 и до конца своего нахождения в должности он передвигался на модели ЗиЛ-4104.


Следующие за Брежневым Ю.В.Андропов и К.У.Черненко ездили уже на обновленной версии лимузина ЗиЛ, носившей индекс 41045. Для пришедшего к власти в 1985 году Михаила Горбачёва выпустили новую модификацию ЗИЛ-41047, на которой он проездил до ухода с поста главы государства.

Первый президент России Борис Ельцин первоначально также пользовался отечественным лимузином, это был бронированный ЗиЛ-41052, но позднее он сменил его на бронированный лимузин Mercedes-Benz Pullman выпущенный по спецзаказу на базе седана поколения W140.

Помимо генсеков, лимузины ЗиЛ-4104 развозили также различных важных чиновников, партработников, министров.

Также на них передвигалась и охрана, сопровождающая важных персон. Также ЗиЛ активно использовались на парадах.

На появление новой линейки лимузинов ЗиЛ-4104 мог повлиять и новый генсек партии – Леонид Ильич Брежнев, который славился страстью к автомобилям, и к моменту вступления в должность имел большую коллекцию иностранных авто.

Интересный факт про кузовные панели лимузина ЗиЛ-4104 – их изготавливали с применением технологии оплавки свинцом: после сварки на них наплавляли слой свинцового сплава, который затем рихтовался специальным инструментом. В некоторых статьях пишут, что это делалось для защиты от радиоактивного излучения – но это лишь заблуждение, в действительности кузов оплавляли свинцом лишь для придания идеального внешнего вида поверхности и исключения дефектов.


Специально для Л.И.Брежнева салон лимузина ЗиЛ-4104 сделали с красным велюром и золочёными ручками. Для этого кузов авто даже вывозили в Англию, так как в СССР таких технологий не было. Но по большей своей части все салоны ЗиЛов были однотипные – это делалось для упрощения подмены авто на другой по каким-либо причинам. Так пассажиры вообще могли не заметить, что машина другая.

Примечательно, что парадная версия лимузина ЗиЛ-41044 окрашивалась только в серый цвет генеральской шинели. По воспоминаниям рабочих, генерал, принимавший машины, лично прикладывал рукав своей шинели к машине и сравнивал оттенок. Салон в парадном ЗиЛ был выполнен из желто-рыжей кожи – так решил министр обороны Д.Ф. Устинов.

Лимузин ЗиЛ-4104 верно прослужил стране Советов до самого её заката, после чего был незаслуженно забыт – чиновники “нового” мира предпочитали зарубежные “Мерседесы” и “Ролс-Ройсы”, а не отечественные авто.

Но завод какое-то время продолжал выпуск лимузинов серии ЗиЛ-4104 для частных лиц, а в 2010 году уже наполовину пустующему заводу пришёл заказ на новые правительственные кабриолеты для парадов – их собрали из оставшихся кузовов.

В 2013 году производство на заводе имели Лихачёва остановилось окончательно. Сейчас завод практически полностью разрушен, но цех по сборке лимузинов сохранился и стал отдельной фирмой ООО «МСЦ-6 АМО ЗИЛ» – в нём продолжается сборка и ремонт лимузинов из оставшихся запчастей.

Хотелось бы верить, что производство правительственных автомобилей в нём возобновится, но скорее всего лимузины ЗиЛ скоро окончательно уйдут в историю, став ещё одним памятником автомобилестроения безвозвратно ушедшей эпохи.

Видео

Ровно сто лет назад, 2 августа (20 июля по старому стилю) 1916 года, в московской Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка автомобильного завода АМО (Автомобильное московское общество), который в 1931 году был переименован в ЗИС (Завод имени Сталина), а в 1956-м — в ЗИЛ (Завод имени Лихачева). До наших дней предприятие, считай, не дожило: последний грузовик здесь собрали «на коленке» в 2014 году, а конвейер встал намного раньше. Многие корпуса разрушены: на месте гигантского производственного комплекса (площадью более трехсот гектаров!) уже три года как с жилыми домами, офисами, музеями и спорткомплексом.

Основным собственником бывшего предприятия остается московское правительство, но о юбилее старейшего автозавода страны оно, по-видимому, предпочло не вспоминать, потому что праздничное мероприятие, прошедшее сегодня в сквере у Дворца культуры ЗИЛа, организовано бывшими заводчанами и энтузиастами во главе с заместителем главного конструктора Владимиром Григорьевичем Мазепой.

Ветераны ЗИЛа держатся бодро и радуются встрече, но почти все темы в разговорах сводятся к бездарной кончине завода. Все как везде: обложить нынешних застройщиков, пройтись по Лужкову и с теплотой вспомнить стабильные времена застоя семидесятых. Хотя завод пал не под натиском элитного жилья и роскошных офисов, а от бессилия в условиях рыночной экономики и почти нулевой гибкости производства.

Скромная юбилейная экспозиция состояла в основном из частных машин. Многие из них уже известны по выставкам ретро-техники, но от этого не менее интересны.

Пожарный автомобиль на шасси АМО-4 1932 года выпуска. «Четверка» — это длиннобазная модификация грузовика АМО-3, который выпускался с 1931 по 1933 годы и уступил место гораздо более известной модели ЗИС-5. «Пожарка» долгое время стояла на постаменте и это спасло ее от уничтожения, а уже в наше время памятник был упразднен и машина перекочевала в частную коллекцию, где и прошла восстановление.

ЗИС-33 — вариант грузовика ЗИС-5 с возможностью быстрого переоборудования на полугусеничный ход для преодоления бездорожья. С 1939 по 1940 год сделано около четырех тысяч таких машин.

ЗИС-42 — дальнейшее развитие модели ЗИС-33: гусеницы установлены уже на «постоянной основе», переход на колесный ход исключен, а для зимы предусмотрены съемные лыжи. С 1942 по 1944 год выпущено 6372 автомобиля.

Этот УралЗИС еще ждет реставрацию. Со сборки таких грузовиков ЗИС-5 во время Второй мировой войны началась история миасского завода Урал.

ЗИЛ-130? А вот и нет! Судя по заводской табличке в салоне, перед нами ЗИЛ-431610. С 1 января 1986 года в соответствии с новым стандартом завод перешел на иную систему индексации моделей и автомобили «сто тридцатого» семейства получили шестизначные наименования. За индексом 431610 скрывается ЗИЛ-138 с двигателем, работающим на газе. Хотя за годы эксплуатации «аварийкой» машина лишилась газовых баллонов.

Особый интерес представляют легковые автомобили ЗИЛ, которые изготавливались малыми тиражами, а то и вовсе в единичных экземплярах.


ЗИС-101А Спорт


ЗИС-101А Спорт

0 / 0

Родстер ЗИС-101А Спорт — увы, не оригинальный. В 1939 году такой автомобиль был создан для рекордных заездов, но до наших дней он не дожил. Этот экземпляр построен несколько лет назад в мастерской Молотов Гараж.



0 / 0

Еще одна обманка: это не ЗИС-110, а редчайший ЗИС-115 — первый серийный отечественный легковой автомобиль с бронезащитой. От базовой модели его может отличить лишь наметанный глаз — по иным колесам и оконным рамкам. Толщина стекол — 70—75 мм, при этом сохранена возможность их опускания, а треугольные форточки в передних дверях поворачиваются! «Сто пятнадцатый» массой 4,2 т создавали, в первую очередь, для Сталина, с 1947 по 1958 год было собрано 32 экземпляра.



0 / 0

ЗИЛ-111Д — кабриолет на базе лимузина 111Г, выпущено всего восемь экземпляров, которые использовались в основном для встреч космонавтов и иностранных делегаций. Двигатель V8 объемом 6,0 л и мощностью 200 л.с., двухступенчатый «автомат» с кнопочным пультом управления (он распложен слева от руля) и сервопривод складывания крыши.



0 / 0

Седан ЗИЛ-117 — укороченный вариант лимузина ЗИЛ-114, хотя его длина все равно превышает 5,7 м. Официально такие машины предназначались для кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС и членов Правительства СССР, но за руль седана садился и сам Брежнев, который любил погонять на мощных машинах. Мотор V8 7.0 развивал 300 л.с. С 1971 по 1977 год сделано около семидесяти таких седанов.




0 / 0

Знаменитая «бронекапсула» ЗИЛ-41051. Редчайшая машина, ведь конструкция этих броневиков считалась государственной тайной и потому отслужившие свое лимузины по правилам должны быть утилизированы. Всего в 1984—1985 годах было сделано десять таких членовозов с внешностью базового лимузина ЗИЛ-41045, но шесть из них позже прямо на заводе были переделаны в модель 41052 с внешним оформлением от более позднего лимузина ЗИЛ-41047.



0 / 0

А вот как раз и ЗИЛ-41047 — последний серийный лимузин завода, выпуск которого начался в 1986 году. До 2002 года было построено около 150 автомобилей. После этого машины собирали в штучных количествах на заказ, а последний сошел со стапелей в 2008 году.постройки парадных кабриолетов , увидели свет и несколько седанов, а белоснежный автомобиль на фотографиях дособран в 2015 году и имеет порядковый номер 26. В нем много современных узлов и деталей (система впрыска топлива, аудиосистема, кнопки стеклоподъемников и т.д.), однако в целом это тот же ЗИЛ, что и в восьмидесятых годах.

Пока что МСЦ6 АМОЗИЛ работает в родных стенах «легкового» цеха, но аренда заканчивается осенью и новым владельцам придется искать новое помещение. Формально даже белый «новодельный» седан не может нести марку и логотип «ЗИЛ», ведь они остались в собственности правительства Москвы, но это тема для отдельного разговора. К тому же, стоит порадоваться, что «легковое» производство вообще сохранено, пусть и в частных руках, ведь «большой ЗИЛ» и вовсе не дожил до своего столетия.

Автомашина ЗиЛ-41047, предназначенная для обслуживания официальных мероприятий с участием высшего руководства страны, считалась «последним лимузином» советской эпохи. Эта модель представляла собой третье по счёту поколение семейства ЗиЛ-4104 . Изначально, до смены порядка нумерации автомобильных марок СССР, данное семейство правительственных легковых авто должно было носить наименование ЗиЛ-115.

Московское производственное объединение «АвтоЗиЛ» начало выпуск ЗиЛ-41047 с 1986 года, а продолжало их производство уже в российское время, вплоть до начала 2003 года. За все это время было изготовлено около двух сотен экземпляров, включая различные спецверсии.

История создания

Задача разработки новой модели правительственного автомобиля СССР для специалистов завода имени Лихачева была обусловлена сразу несколькими важными соображениями, не имевшими отношения к технической стороне дела. Кроме необходимости поддержания сложившейся к этому времени традиции обновления модельного ряда раз за каждое десятилетие, возник дополнительный политический фактор.

Важнейший пост генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году занял новый молодой руководитель Михаил Горбачев, провозгласивший политику «перестройки» всего Советского Союза.

Значительно обновленное руководство СССР многократно повысило свою активность в плане поездок по стране, международных контактов. Таким образом, роль их представительских транспортных средств приобрела важную смысловую нагрузку как часть общего политического «имиджа», призванного символизировать новый курс развития страны.

В итоге новая модель в техническом плане полностью основывалась на предыдущей, хорошо себя зарекомендовавшей, – ЗиЛ-41045. Все основные изменения конструкции правительственной транспортной новинки сосредоточились исключительно на дизайнерских решениях, которые в будущем получат название «рестайлинг».

Обновление дизайна удачно придало внешнему виду новой модели элементы современности, сохранив общий внушительный «имперский» облик, а также великолепные динамические характеристики предшественников. Двигатель, КПП, трансмиссия, то есть практически вся ходовая часть были полностью унаследованы от предыдущей модели «зиловской» разработки, то же самое относилось к бронекапсуле и общей планировке салона.

ЗиЛ-41047 оснащался новейшей на тот момент конструкцией шин, которым была присвоена особая марка «Гранит». Такие покрышки обеспечивали транспортному средству способность продолжать движение при даже неоднократном их пробитии. Эта возможность достигалась путем придания максимальной жесткости боковинам покрышки и размещению внутри нее специального геля.

Технические характеристики

Итогом труда разработчиков ЗиЛ-41047 по техническим характеристикам явилась машина, признанная для своего класса самой протяженной и массивной в мире из всех производимых на то время серийных моделей. В традиционном варианте машина представляла собой 4-х дверный лимузин на 7 мест с колёсной базой 3880 миллиметров.

Габариты и вес

По длине советский ЗиЛ лимузин всего семь миллиметров уступил мировому рекордсмену за всю историю конструкций данного типа – американскому Cadillac Series 75, который выпускался в середине 1970-х годов. Габаритные параметры (длина, ширина, высота в миллиметрах) составили 6339х2086х1500 соответственно.

Вес снаряженной массы автомашины - 3335 килограммов. Максимально допустимый (полный) вес обычного образца (без бронекапсулы) составлял 3860 кг, при которой на переднюю ось приходилось до 1793 кг, на заднюю ось – 2067 кг. Вес же особо бронированных VIP-единиц обычно превышал 5 тонн.

Двигатель

Лимузин получил под капот проверенный почти десятилетием карбюраторный двигатель ЗиЛ-4104 V8 (V-образный, 8-цилиндровый, 16-клапанный), объем которого составлял 7,695 литров. Таким образом, камера сгорания каждого цилиндра была почти литрового объема, а показатель степени сжатия при этом равнялся 9,3. Материалом блока цилиндров служил алюминий.

Мощность такой силовой установки составила 315 лошадиных сил (232 кВт), что позволяло развивать обороты мотора до 4600 в минуту. Пиковый показатель крутящего момента равнялся 608 Н/м, что относилось к диапазону 2500-2700 об./мин.

Запитывание двигательной установки производилось от 4-х камерного карбюратора. Важным элементом модернизации по отношению к предшественникам стала бесконтактная система зажигания.

Трансмиссия и подвеска

В конструкции от прежних разработок сохранились трехступенчатая гидромеханическая трансмиссия и привод исключительно на задний мост.

Типы подвески при этом различались: независимая (с рычажно-торсионной схемой стабилизации) для передней и зависимая (с рессорно-тяговой схемой) - для задней.

Рессоры достигали полутораметровой длины. Они дополнительно прокладывались полимерными вставками между листами.

Особенность подобной конструкции позволяла «люксовому» авто отличаться повышенной плавностью хода. Кроме того, машина хорошо показывала себя на гравийном покрытии. Дорожные просветы при этом были достаточно небольшими: от 17 до 19,5 сантиметров.

КПП и тормоза

Трехскоростная автоматическая КПП относилась к планетарному типу. Коэффициент трансформации этого устройства имел значение 2,0. Механический стопор позволял эффективно удерживать машину при движении в гору.

Тормозная система относилась к дисковому типу и была двухконтурной. Причём любой из этих контуров мог независимо срабатывать на всех 4 колесах. Стояночный тормоз задействовался при помощи ножной педали.

Расход топлива на 100 км

Средний расчетный показатель расходования топлива на сотню километров пути составлял 22-23 литра. На долговременный выезд без дозаправок такое авто не рассчитывалось, поскольку вместимость бензобака ограничивалась 120 литрами топлива марки АИ-95.

Максимальная скорость

Машина при движении по шоссе была способна развить предельную для себя скорость 190-200 километров в час (для разных модификаций). Тяжелый лимузин при этом мог набрать разгон от 0 до 100 км/ч за 12-13 секунд.

Особенности внешнего вида

Серийные машины представительского класса автозавод ЗиЛ производил по примеру кораблестроительной технологии, используя стапель вместо конвейерной сборки. Длительность такого процесса составляла около 5-6 месяцев, а в среднем за год завод выдавал не более полутора-двух десятков готовых экземпляров.

При изготовлении кузовных панелей широко применялись ручные операции: подгонка деталей производилась целевым назначением на конкретный экземпляр. Поскольку существовали различия, связанные с будущим применением заказанных автомобилей, они отличались комплектацией ряда узлов, качеством материалов отделки.

При покраске кузова применялась нитроэмаль тёмно-металлического оттенка. Она наносилась последовательно до 15 слоев подряд, а в промежутках между этими операциями каждый раз производилась полировка.

Салон и корпус

По отношению к предшествующим моделям семейства ЗиЛ-4104, общее устройство салона принципиально не поменялось. У стандартной 7-местной версии лимузина средняя из трех конструктивно заложенных линий сидений являлась страпонтенами, убирающимися в специальную перегородку между двумя отсеками салона.

Оба сиденья в переднем ряду были обиты натуральной кожей, а два кресла «главных пассажиров» обивались наиболее качественным велюром. Для облицовки внутренней поверхности дверей, оконных рамок и некоторых других частей интерьера применялись элементы из ценных пород древесины, как правило, из карельской березы.

Микроклимат внутри салона обеспечивался раздельными установками кондиционирования для первого и VIP-отсеков. Подлокотники служили высокопоставленным пассажирам как место размещения средств управления электроподъемниками для внешних стекол и перегородки, разделяющей пространства двух отсеков. Также с задних сидений можно было управлять аудиосистемой или кондиционером. Отдельные ниши в задней части кузова предназначались для размещения абонентских устройств спецсвязи.

Внешняя часть кузова претерпела существенное обновление дизайна. Прежде всего, это коснулось оптики. Сдвоенные фары с традиционных круглых сменились более современным «квадратным» исполнением. Передние поворотники сменили прежнее расположение, став продолжениями фарных пар на углах, а сигнальные фонари на кормовой части также изменили свой вид.

Кроме того, дизайнеры ЗиЛа сделали более экспрессивной облицовку радиатора. Зеркала заднего обзора были встроены в новое обрамление. Они крепились не на дверной плоскости, а непосредственно к кузову. Привычные для прежних десятилетий форточки у боковых стекол были ликвидированы.

Бронирование

Особую броневую защиту семейства ЗиЛ-4104 начали применять с 1983 года под модель 41045. Курганский машиностроительный завод, специализирующийся на выпуске боевых машин пехоты, изготовил за несколько лет 20 специальных бронекапсул, на основе которых затем сооружались представительские бронелимузины. Такая версия имела наименование ЗиЛ-4105.

Вес подобных конструкций при этом заметно возрос, составив более 5,5 тонн. Но испытания ЗиЛ-4105 показали, что его броневая защита спокойно отражает бронебойные пули, выстреливаемые из 7,62-миллиметрового автомата и снайперской винтовки Драгунова . Бронекапсула оказалась непробиваемой для гранат, даже когда их взрывали непосредственно у бензобака.

Такая возможность достигалась за счет применения самой качественной из отечественных марок броневой стали, по праву считавшейся лучшей в мире. При этом толщина бронирования была относительно невелика: варьировалась в пределах 4-10 миллиметров.

Боковые стекла салона также отличались надежностью и могли сдержать одиночное попадание бронебойно-зажигательной пули. В конечном итоге степень защиты ЗиЛ-4105 превосходила все имеющиеся тогда иностранные образцы.

За исключением нескольких испытательных образцов, бронированные автомобили на базе ЗиЛ-41045 обозначались как ЗиЛ-41051, а с 1987 года на шасси ЗиЛ-41047 стали выпускать бронелимузины ЗиЛ-41052. При этом у шести экземпляров новых сборок применялись бронекапсулы с машин предыдущего поколения, у которых пробег достиг предельно допустимого значения.

В 1990-е годы три стандартных ЗиЛ-41047 ради эксперимента попытались бронировать по западной технологии с применением кевлара и углепластика. Этот заказ выполняла германская компания Trasco Bremen, оставив одну из машин как испытательный образец на своем полигоне. Два готовых экземпляра пришлось снова доработать ЗиЛу, так как ходовая часть перестала соответствовать увеличенной массе автомобиля. Полученным таким способом двум бронелимузинам дали наименование ЗиЛ-41053.

Модификации

В большинстве случаев модифицированные версии ЗиЛ 41047 представляли собой специализированные автомобили кортежа, предназначенные для сопровождения «первых лиц». При этом внешнее сходство машин охраны и спецсвязи с VIP-лимузином служило фактором, дополнительно усиливающим его безопасность.

Модификации Особенности Годы выпуска Число машин
ЗиЛ-41041 Автомобиль сопровождения с 5-местным кузовом «седан» с обрезанной до 3300 мм базой. За счет меньшей длины (5750 мм) и массы (3,2 т) повысились динамические данные 1986-2000 26
ЗиЛ-41042 «Черный Доктор» Транспортное средство медицинского назначения с кузовом «универсал». Кормовая дверь поднималась вверх. Масса – 3,9 т. Функциями реанимобиля не обладал, ограничиваясь транспортировкой для последующей госпитализации под наблюдением экипажа из 3 врачей. 1986-2000 3
ЗиЛ-41049 «Дружба» Автомашина специальной связи с оборудованием типа «Кавказ» 2000 2
ЗиЛ-41052 Модификация на основе специальной бронекапсулы 1987-1999 14
ЗиЛ-41053 Вариант, дополненный традиционным способом бронирования 1993-1995 2
ЗиЛ-4107 Автомашина спецсвязи с оборудованием типа «Диск» 1988-1999 Нет данных
ЗиЛ-41071 Автомашина спецсвязи с оборудованием типа «Депеша» 1988-1999 Нет данных
ЗиЛ-41072 «Скорпион» Автомашина выездной охраны специального назначения. Оснащена широкими подножками, длинными поручнями по краям корпуса и внутри него, а также большим люком на крыше, позволяющий вести круговой обстрел. Кормовое окно салона обладало способностью быстрого открывания. Оборудовались радиоэлектронными комплексами «Персей», «Пелена» 1988-1999 8
ЗиЛ-410441 Автомобиль для военных парадов с кузовом «кабриолет». Не был принят заказчиком (Министерством обороны РФ) 2009 2

В отличие от «универсалов», почти все модификации в кузове «седан» были произведены с 1997 по 2000 годы. «Парадный кабриолет» изготавливался на основе «заделов» прежних лет после фактического прекращения сборки машин ЗиЛ-41047 после 2002 года.

Применение машины

Основным заказчиком и эксплуатантом автомобилей выступал Гараж особого назначения (ГОН), обеспечивающий специализированным транспортом высшее руководство Советского Союза, а затем России. Вплоть до нынешнего времени ГОН является структурным подразделением Федеральной службы охраны РФ.

Правительственные лимузины задействовались для обеспечения безопасного передвижения высших должностных лиц страны, включая их работу при проведении официальных международных мероприятий. В частности, отечественными представительскими машинами перевозили лидеров большинства зарубежных государств, находящихся с визитами в СССР и России.

Завершающим экземпляром серийных ЗиЛов-41047, построенных заводом, стал президентский лимузин для официальных мероприятий под заказ администрации главы Казахстана Нурсултана Назарбаева. К 2009 году относится попытка возобновления штучной сборки автомашин. Невостребованный заказчиком экземпляр модификации 410441 («кабриолет») был продан четвёртому президенту Украины Виктору Януковичу для его личного гаража, из которого с 2014 года он перешел как экспонат в украинский «Музей коррупции» в Межигорье.

В советское время наделение кого-либо из представителей высшего партийно-государственного руководства автомашиной семейства ЗиЛ-4104 в качестве служебно-персонального транспортного средства носило чрезвычайно престижный характер, особо подчёркивая принадлежность этого лица к кругу носителей высшей власти. Но после распада СССР, для руководства получившей «независимость» России подобные соображения со временем полностью утратили актуальность. Тем не менее эксплуатацию ЗиЛ-41047 ГОН продолжал вплоть до 2008 года.

Следует отметить важную деталь: пробег каждого из правительственных транспортных средств имел чётко обозначенную границу - 100 тысяч километров. По достижении этого показателя, спидометры машины шли «под списание», сопровождавшееся их полной разукомплектацией. По этой причине авто подобного класса так мало сохранилось к настоящему времени.

Плюсы и минусы

К числу несомненных плюсов «последнего лимузина СССР» относятся:

  1. Современный для тех лет экстерьер;
  2. Высочайший стандарт защищенности;
  3. Отличная устойчивость на дороге;
  4. Сверхмощный двигатель;
  5. Гидроусилитель и наличие регулировки рулевой колонки;
  6. Качественная сборка и дорогая отделка;
  7. Многослойная покраска кузова;
  8. Отличная шумоизоляция;
  9. Эффективная климатическая установка;
  10. Вместительное багажное отделение.

Вместе с тем специалисты отмечают следующие недостатки:

  1. Крупные габариты;
  2. Большой расход топлива;
  3. Ограниченная емкость бензобака;
  4. Значительный рост стоимости из-за множества ручных операций при производстве;
  5. Неудобный трансмиссионный тоннель внутри салона.

Автомобиль не только обеспечивал повышенный уровень комфорта своим «главным пассажирам», но и обладал целым рядом существенных удобств для водителя, что вообще-то было редкостью для советского автопрома.

Подводя итог можно констатировать, что автомашины серии ЗиЛ-41047 в качестве правительственных представительских авто оказались для своего времени на весьма достойном мировом уровне.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

ЗИЛ-41047 - представительский класс машины в кузове типа лимузин. Данная модель является окончательной машиной, производимой в СССР, которая создавалась без какого-то материального и технологического лимита. Положение публичного правительственного лимузина предоставляло конструкторскому составу право не обращать внимания на ситуацию автомобильного рынка и понятие «рентабельность». Старт производства пришелся на 1985 год и продолжался по 2002 год. Весь .

История автомобиля

Вслед за тем как умер Сталин бронированные авто предали забвению. Новые разработки не проводились и такие автомобили не находили применение у руководства партии и страны. Когда к власти пришел Никита Сергеевич Хрущев, бронированные транспортные средства хранились в разных гаражах и местах прошлой дислокации. Другую долю таких моделей решили уничтожить из-за неиспользования.

После перемены политики поменялись и машины, которые использовали политические люди. Сегодня ходит мнение, что Никита Сергеевич придерживался демократичных взглядов, если сравнивать со Сталиным, поэтому к его имиджу хорошо подходили такие же «демократичные» транспортные средства. Однако время дало понять, что бронированные версии не следует списывать даже в достаточно спокойный социалистический час.

В качестве подтверждения можно привести покушение одного террориста на Брежнева в 1969 году, когда внезапно во время торжественных мероприятий с космонавтами он открыл огонь по 2-м правительственным машинам. Хотя сам глава государства не пострадал, так как ехал не вначале колоны, был убит водитель первой машины и ранены некоторые участники кортежа. Одним из наиболее безопасных в мире автомобилей была российская версия с названием ЗИЛ-4105 («Бронекапсула»).

Авто обладало тремя модификациями, которые отличались лицевым обвесом — ЗИЛ-4105, ЗИЛ-41051 и ЗИЛ-41052. До перестройки американским спецслужбам не удавалось раскрыть данную тайну. Когда Союз Советских Социалистических Республик разрушился они изначально решили приобрести старый ЗИЛ и исследовать его.

В действительности вся тайна бронированного седана была довольно обычной. Учитывая стандартные технологии бронирования, предполагается упрочнение штатной структуры компонентами брони. Не секрет, что западные страны осуществляют бронь своих автомобилей, устанавливая под обшивки листы кевлара, обладающего хорошей прочностью при открытии огня из вооружения мелкого калибра и достаточно неплохо противодействует взрывной волне. Но предоставить хорошую защиту от более существенного орудия кевлар не может.

Специалисты подсчитали, что цена одной такой машины равняется 600 000 американских долларов, но как повсюду известно, на свою безопасность чиновники никогда не жалеют средств.

Российская конструкторская группа выбрала иной путь – они решили сварить бронекапсулу, а уже после сконструировать вокруг нее машину! Подобное устройство полностью не подходит для массового выпуска, в связи с этим на предприятии Кургана изготовили лишь 25 подобных бронекапсул. Из них 5 конструкций предназначались для огневых тестов. Данная уникальная машина завода имени Лихачева имеет максимальную степень безопасности.

Проектировщики сделали такую структуру шасси, что авто не получается опрокинуть. Следует заметить, что своя броня (сталь 68ХГСЛМН со специальными добавками) является наилучшей в мире. Толщина брони составляет от 4-10 миллиметров. Толщина пуленепроницаемых стекол: фронтовое – 43 миллиметра, расположенное по бокам и заднее – 47 миллиметров.

Чего только стоят топливные баки из большого количества слоев, которые во время пробоев могли самостоятельно затягивать отверстия и являлись пожаровзрывобезопасными. Их разработка и построение осуществлялось в опытном производстве НИИ Стали. Снаряженная масса седана, учитывая предназначение броневой машины и установленное оснащение, менялась в рамках 5 160-5 225 килограмм.

И вот когда наступил 1985 год, теперь генеральным секретарем Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза, а соответственно руководителем огромной страны, стал относительно молодой (по критериям советского прошлого) М. Горбачев. Судя по заявленной политике перестройки, эксперты ЗИЛа были вдохновлены на модернизацию производившегося по тем временам государственного лимузина ЗИЛ-41045.

Потребность текущего обновления обуславливалась более политическими мотивами, чем технической частью. Шасси, вместе с силовым агрегатом, проектировали с мощным конструктивным «запасом», который позволял еще несколько лет не изменять ничего в узлах и деталях. Суть состояла в том, что Михаил Сергеевич, если сравнивать его с прошлыми руководителями, нередко посещал в служебном порядке зарубежные страны и в значительной степени разъезжал по Союзу.

Понятно, что машина молодого, энергичного и решительного представителя СССР должна была обладать «большим смыслом», нежели торжественно-протокольные автомобили предшественников. В Советском Союзе новейшее транспортное средство руководителя страны, который провозгласил перестройку и реконструкцию по всем направлениям жизни граждан, должно было представлять определенность, стремление двигаться впереди и бесповоротность реформ.

За границей от седана ожидали простого – чтобы новинка «производила впечатление». Поэтому уже в 1986-м был выпущен дебютный ЗИЛ-41047. Усовершенствования затронули в большей степени внешнее оформление. Лучше выглядеть начала облицовка радиаторной решетки, а взамен круглых фар начали устанавливать квадратные (компания Bosch).

Поворотники решили вернуть на углы крыльев, расположенных впереди, а кормовые фонари заняли всю площадь задней части. Передние боковые стекла уже не обладали форточками, а внешние зеркала заполучили новейший корпус и устанавливались не на дверную часть, а в угол окна.

По состоянию на 1986 год, ЗИЛ-41047 был наидлиннейшим и наитяжелейшим мелкосерийным «легковиком» в мире.

Таких небольших перемен хватило, чтобы завоевать всеобщее внимание от новой модели. Технический отдел также не сидел сложа руки, а провел отдельные улучшения систем президентского седана. Мотор ЗИЛ-4104, который был V-образного типа, восьмицилиндровым, с двумя распределительными валами в головках блока, решили модернизировать и применить бесконтактную систему зажигания.

С наступлением 1988-го, гидромеханическую передачу, которая перешла «по наследству» от прошлой версии 41045, также подвергли улучшению. Обновление затронуло устройство муфты свободного хода и некоторое количество примыкающих элементов, что позволило увеличить крепость устройства. Кроме этого, новинка обладала колесами, диаметром в 16 дюймов.

В качестве шин использовали версию особого назначения «Гранит», которая обладала системой, способствующей передвигаться при нарушении герметизации колеса. Это удавалось при помощи более крепких боковин шины и располагающегося в середине специального геля. Подобная покрышка выдерживала до 7-ми пулевых проникновений.

Учитывая всю важность нового автомобиля президента, ни у кого даже не появлялась мысль о вероятном производственном дефекте или конструктивном недостатке. Непревзойденное качество было одним из важнейших требований и достигнуть его удавалось путем тщательного производства ручным методом, большим количеством проверок определенных узлов и каждой машины в общем.

Подобные транспортные средства собирались индивидуально, по стапельному методу: не авто следовало по конвейеру от мастера к мастеру, а работники того или иного отдела по потребности сами приходили к машине. Время сборки длилось порядка пяти с половиной месяцев. За один год производили не больше 15-20 президентских седанов. Панели кузова делали из дубовых шаблонов ручным методом.

После этого, они устанавливались на транспортное средство, осуществлялась подгонка по месту, рихтовка и выравнивание при помощи оловянного сплава. Повсеместно применяли ручную работу и индивидуальную подгонку элементов. Так как модели были нацелены на определенного «покупателя», седаны выделялись начинкой, расстановкой определенных узлов и основой отделки.

Для окрашивания применяли наличие нитроэмали с покрытием в 9-15 слоев. Применялась промежуточная сушка и полировка каждого слоя. Крайний слой наносили и полировали только тогда, когда модель пройдет обкаточные испытания. Интересно, что любая машина после такого испытания могла иметь пробег до 2 000 километров.

Внешний вид

Как уже понятно по фотографиям, внешность президентского автомобиля довольно необычная. Если обратить взор на фотографии, то сразу в глаза бросается 1.5-метровый удлиненный кормовой свес, крупный капот и багажное отделение. После этого, можно заметить наличие глубокой кузовной окраски.

Колесная база получила 3 880 миллиметров, и она такая большая, что даже Mercedes S-class W140 и новый Mercedes W222 по сравнению с отечественной моделью смотрятся небольшими. Как упоминалось выше, передние квадратные фары выпускались компанией Bosch, а также кроме форсунок имели небольшие «дворники».

Примечательно, что размещенные внешние зеркала в углу стекла оснащались электрическим приводом. Необычно, но у прошлого Мерседеса (W140) с указателем кузова W126 зеркало с правой стороны, вообще отсутствовало. Если брать автомобиль президента с индексом 41047, то новинка не получила поворотные форточки в передних дверях.

При детальном осмотре нового советского транспортного средства, можно увидеть резиновые заглушки в крыльях, расположенных впереди. Такие отверстия предназначаются для специальных штырей, который называются флагштоки. Они предназначаются для установки флага и подобная деталь доступна лишь для легковых автомобилей завода имени Лихачева. ГАЗ 14 Чайка не предусматривает подобное оснащение.

Желание прибавить кузову целостности заметно и в прикрытой за задним номером горловиной бензобака. Сам бак получил объем 120 литров. Шильдик, устанавливаемый на капоте, является травмобезопасным и прячется, если на него нажать. Высота дорожного просвета не падает ниже 170 миллиметров.

Интерьер

Обустройство и отделка внутреннего убранства всегда считалась немаловажным пунктом во время разработок транспортных средств представительской ниши. При сравнении моделей с прошлыми выпусками, новинка в плане оснастки и эстетики салона лимузина почти не претерпела изменений.

Разработчики предусмотрели внутри президентского автомобиля 7 посадочных мест с 3-мя рядами кресел: средний ряд устанавливался страпонтенами, убиравшимися в перегородку между VIP-салоном и креслами, установленными впереди. Настраиваемая колонка руля может отклоняться вверх, что существенно упрощает посадку управляющего транспортным средством.

Установленный сзади диван мог оснащаться электрическим приводом, который позволял настраивать угол наклона спинки и положение каждого из сидений. При обивке передних кресел использовали только кожу, а задний ряд получил плюшевую или велюровую обивку. Двухспицевое рулевое колесо классического типа получило регулировку по углу наклона.

Сидение водителя имеет различные настройки. Оно регулируется почти как угодно. При отделке внутреннего убранства ЗИЛ-41047 использовали вкладыши из натурального орехового дерева, а в некоторых случаях – красного дерева. За климатическую ситуацию внутри президентского лимузина отвечает климат-установка, одна на пассажирской части, другая на водительской.

Наличие детермальных трехслойных стекол помогает сохранять необходимую температуру. Интересно, что первые модели советского представительского седана обладали бельгийскими стеклами, все последующие – отечественными. Освещение интерьера является индивидуальным, так как установлены отдельные плафоны на потолке и по углам.

Нижнюю кромку подлокотников дверей оборудовали спецлампами, которые зажигаются во время открытия дверей. Российские специалисты достаточно нестандартно решили выполнить «ручник». Чтобы его активировать, нужно задействовать ножную педаль (такой же принцип применяется на Mercedes).

Представительский лимузин ЗИЛ-41047 имеет великолепный уровень шумоизоляции, так как слой материала, обеспечивающей ее, наложен толщиной в 5 см.

Органы настройки электрическими приводами перегородок и стеклоподъемников расположились на верхней плоскости подлокотников дверей, установленных сзади. Задние двери можно открывать и пассажирам, и водителю со страпонтенов. В расположенный правой части подлокотник вмонтировали кнопки настройки «музыкальной» системы и стеклоподъемников.






Консоль, размещенная в центре президентского лимузина, имеет блоки настройки кондиционера, громкоговорителя, сигнальной установки и базовой музыкальной системы. Отделение для блока специальной связи разместили между установленными впереди сидениями. Датчик скорости, вместе с тахометром, расположили в круглых колодцах, прикрытые стеклами конусовидного типа, что в полном объеме не допускает бликов.

Технические характеристики

Силовой агрегат

В наше время большое количество автолюбителей восторгаются зарубежными транспортными средствами, на борту у которых силовые установки V8, объема 5.6 литра, однако, если сравнивать их с ЗИЛовским мотором, зарубежные варианты выглядят «игрушечно». Массивная крышка капота советского огромного лимузина скрывает под собой V-образный, восьмицилиндровый, 16-клапанный, 7.7-литровый двигатель.

Такой «движок» развивает 315 лошадиные силы, но это еще не все! Он выдает 608 Н/м крутящего момента уже при 2 500 оборотов в минуту – такой показатель превышает данные Nissan GT-R и схож с новым Jeep Grand Cherokee SRT. Последняя модель выделяется первыми местами среди большинства спортивных машин, оставляя их сзади себя.

Такой силовой агрегат запитывается с помощью четырехкамерного карбюратора и извлекает искру из свечей при помощи бесконтактного зажигания. Тип привода газораспределительного механизма – OHC. Блок является алюминиевым, а двигатель получил два распределительных вала.

У каждого цилиндра объем камеры сгорания составляет почти литр. Такие моторы устанавливают на Тойота Ярис или . Такой «движок» позволяет разгоняться тяжелому лимузину до скоростной отметки в 100 км/ч. за 13 секунд, а максимальная скорость составляет 190 километров в час.

Трансмиссия

Передавала крутящие усилия от такого мощного двигателя на колеса трехскоростная гидравлическая трансмиссия на «автомате» и 3-х скоростная коробка планетарного подразделения. В качестве привода предусматривались только задние колеса. Карданный вал получил промежуточную опору.

Неразрезной задний мост оснастили главной передачей гипоидного вида. Селектор переключения скоростей установили на трансмиссионном тоннеле между передними креслами. КПП обладает механизированным стопором для того, чтобы удерживать машину на подъеме. Он выключается в автоматическом порядке, как только авто тронется с места.

Ходовая часть

Впереди на советскую модель решили установить независимую, бесшкворневую подвеску, на поперечных рычагах, где также есть стабилизатор поперечной устойчивости. В роли упругой детали применили 28-миллиметровый торсион, установленный вдоль рамы, который оказывает действие на нижний рычаг.

Сзади применили зависимую подвеску, где есть продольные несимметричные полуэллиптические рессоры и реактивные тяги. У длинных малолистовых рессор (1 550 миллиметров) была прокладка между листами полиэтиленового типа. Обе подвески получили амортизаторы телескопического вида.

Рулевое управление и тормозная система

В роли рулевого устройства специалисты решили применить винт-шариковую гайку с зубчатым сектором. Все это дополняется гидравлическим усилителем рулевого колеса. Тормозная система обладает дисковыми 292.2-миллиметровыми вентилируемыми тормозами впереди и задними 315.7-миллиметровыми устройствами.

Гидравлический привод представлен двухконтурным типом, каждый из которых воздействует на тормозные устройства 4-ех колес. Стояночный тормоз имеет барабанное оснащение. Привод производится при помощи левой педали.

Безопасность

Бронированные модели ЗИЛа 41047 выпустили только в количестве 14 штук. Такие транспортные средства обеспечивали уверенную безопасность всем пассажирам. Некоторые места правительственного автомобиля имеют толщину брони в 8 сантиметров! Толщина стекол составляет 8.5 сантиметра! Сквозь них не могут пройти пули даже 7.62 калибра с бронебойным закаленным сердечником.

Машина выдерживала взрыв гранаты на крыше и даже под топливным баком. Как упоминалось уже выше, президентский лимузин не боялся даже проколов колес, что позволяло ему в максимально быстрые сроки покинуть «опасное место». Примечательно и то, что советский автомобиль почти невозможно перевернуть – это лишний раз красноречиво свидетельствует о высоком уровне безопасности.

Цена и комплектации

Сегодня цена на советский лимузин ЗИЛ-41047 начинается от 10 000 000 рублей. Но стоит сразу заметить, что на вторичном рынке подобных предложений очень мало. Базовая комплектация имеет 7.7-литровый 315-сильный силовой агрегат, гидравлический усилитель руля, раздельная «климатическая» система, кондиционер, велюровый салон, электрические стеклоподъемники передних и задних окон, регулировки сидений.

Модификации ЗИЛ-41047

Модификации
Является базовой моделью с семью посадочными местами в кузове лимузин, база колес 3 880 миллиметров (1985-2000 год)
ЗИЛ-41041 Выпускали с 1986-го по 2000 год. Модель сделана на платформе лимузина (41047) и является автомобилем сопровождения в 5-местном кузове седан с обрезанной базой до 3 300 миллиметров. Благодаря тому, что машина стала не такой длинной (5 750 миллиметров) и не такой тяжелой (до 3 160 килограмм), повысились ее динамические данные. Официально построение таких транспортных средств не завершилось, однако, в реальности они не производятся. В общей сложности произвели 26 моделей.
ЗИЛ-41042 Вместе с проектированием лимузина, специалисты готовили к производству его санитарное исполнение – машину в кузове универсал с индексом 41042. Для выделения на фоне государственной колоны, подобные транспортные средства окрашивали в черную краску. Из-за этого их часто называли «Черным Доктором». Невзирая на распространенные мнения, оснащение данной модификации не подходило под условия реанимированного авто. ЗИЛ-41042 подходил для транспортировки влиятельных пациентов при необходимой госпитализации. Транспортное средство предусмотрено на экипаж из 3 врачей и одного больного, для которого предусмотрено лежачее место. Кузовную длину увеличили, а сверху медицинской части внутреннего убранства устанавливали надстройку. Кормовая дверь имела 2 отделения: то, которое располагалось вверху поднималась, а внизу – откидывалось. Масса универсала составляла 3.9 тонны. Кормовая дверь, расположенная слева, была искусственной, за ней находилась «запаска» и инструмент. Внутри советский универсал смогли отделать очень качественно, даже носилки изготавливали, применяя натуральную кожу. Выпущенные через время на «тележке» 41045 и 41047 медицинские универсалы обладали тем же индексом – ЗИЛ 41042. Построенные лимузины на «тележке» 41047 выделялись наличием монолитной кормовой двери, которая поднималась вверх. В общей сложности изготовили 4 санитарные машины.
ЗИЛ-41043 Представляет машину специальной связи, которая выпускалась с 1980-1983 года на платформе универсала (41042). Такое исполнение обладало экранированной системой электрического оборудования и вмонтированной в крышу параболистической антенной правительственной связи.
ЗИЛ-41044 Фаэтон С наступлением 1981-го, предприятие имени Лихачева построило парадный фаэтон с индексом 41044, который имел складываемый в автоматическом порядке верх (продолжительность опускания и поднимания не превышала 20 секунд), и «прячущееся» в автоматическом порядке рамки боковых стекол. Отличия от штатной версии были следующими: авто получило пару дверей, правое кресло отсутствовало, а по центру внутреннего убранства устанавливали тумбу с поручнем. Вдобавок ко всему ЗИЛ-41044 Фаэтон оборудовали несколькими микрофонами, а также была радиостанция и антенны. В общей сложности выпустили 3 подобные «машинки».
ЗИЛ-41045 Такая модификация изготавливалась с 1983-го года по 1985-й. После прихода следующего Генсекретаря центрального комитета коммунистической партии Советского Союза (1983 год), лимузин перенес косметический рестайлинг внешнего плана. Было принято решение демонтировать блестящие накладки с арок колес, а молдинг, который шел по порогу, поместили выше – на двери. Радиаторная решетка, вместе с фарами, была изменена, кормовые фонари получили немного другое исполнение.
ЗИЛ-41046 Служил связным транспортным средством, производившимся на «тележке» ЗИЛ-4104. С внешней стороны такое исполнение ничем не выделялось от штатного. На версии 41046 стояла экранированная электрическая проводка и технология специальной связи «Кавказ».
ЗИЛ-41048 Авто произвели в 1984-м в количестве одного экземпляра, которое отличалось своеобразным климат-контролем.
ЗИЛ-41049 Представляет машину специальной связи на платформе 41047. В общей сложности произвели только 2 экземпляра.
ЗИЛ-4105 «Бронекапсула» Это бронированная версия машины имела 3 версии. Как описывалось выше, в качестве структуры взяли, так называемую, бронекапсулу. Уже сам кузов строили вокруг нее.
ЗИЛ-41072 «Скорпион» Представляет машину охраны специального назначения, построенную в 1989 г. Эту версию, оснастили широкими подножками, внешними и внутренними поручнями по бокам автомобиля и внутри него. Люк на крыше подходит для «непредвиденных обстоятельств». Советская модификация обладала конструкцией сиюминутного раскрывания кормового окна. Разработчики предусмотрели особенную планировку интерьера при помощи поворотных кресел. Всего выпустили 8 подобных машин.

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Вполне приятный внешний вид;
  • Высокий уровень безопасности;
  • Отличная устойчивость на дороге;
  • Мощный силовой агрегат;
  • Солидные динамические характеристики, как для такой массы автомобиля;
  • Качественная сборка;
  • Внутри много свободного пространства;
  • Большое багажное отделение;
  • Качественный салон;
  • Дорогостоящая отделка;
  • Высокий уровень комфорта;
  • «Климатическая установка»;
  • Гидравлический усилитель руля;
  • Различные регулировки рулевой колонки и сидений;
  • Хорошая шумоизоляция.

Минусы машины

  • Большие габариты;
  • Немалое потребление бензина;
  • Большая стоимость из-за мелкосерийного производства;
  • Качество применяемого пластика передней панели оставляет желать лучшего;
  • Неудобный трансмиссионный тоннель.

Подводим итоги

Как ни жаль, но найти себе покупателей компания, так и не смогла, поэтому даже мелкосерийное производство было остановлено. Многие чиновники сегодня отдают больше предпочтение именитым иномаркам, нежели советским производителям. Но невзирая на все это, в свои года, ЗИЛ-41047 был одним из самых безопасных автомобилей во многих странах. Машина имеет неплохой и приятные внешний облик, стильную переднюю часть и большие габариты.

Приемлемая высота дорожного просвета позволяет транспортному средству не особо переживать за качество дорожного покрытия. Оказавшись внутри машины, сначала может создаться ощущение, будто вы находитесь в иномарке и только эмблема рулевого колеса напоминает, что этот президентский лимузин построил завод имени Лихачева.

Кстати, руль получил гидравлический усилитель, что существенно облегчает управление громоздким автомобилем, а рулевую колонку можно подстроить под предпочтения любого водителя. Радует наличие настоящего дерева и приятной обшивки внутреннего убранства. Также нельзя не заметить удобные и приятные сидения, получившие различные регулировки.

Внутри везде предостаточно свободного пространства, особенно на втором ряду. Двери достаточно широкие, поэтому попасть и выйти из авто не составляет труда. Багажное отделение тоже имеет много полезного объема. Техническая сторона лимузина получила мощную силовую установку, которая позволяет такому большому и тяжелому автомобилю быть динамичным.

Отдельно стоит сказать о высокой степени безопасности, которая и была специально нацелена на первых лиц государства. Долгое время подобной машине просто не было подобных, так как даже проводились специальные мероприятия, где иностранные специалисты пытались перевернуть лимузин, но им этого не удавалось. Толстая металлическая и оконная броня позволяла выходить из самых сложных ситуаций и спасать жизни важных пассажиров.

Немаловажно и то, что на данной платформе было построено немало разнообразных модификаций специальных машин, которые также часто находились в кортежах или на спецзаданиях. Сегодня такие машины можно найти в музее или в гаражах частных коллекционеров. Такой автомобиль надолго запомнят, как быстрый, удобный, безопасный и престижный лимузин для государственных чиновников.

Видео обзор

Имя Наума Эйтингона до последнего времени оставалось одной из самых охраняемых тайн Советского Союза. Этот человек был причастен к событиям, которые повлияли на ход мировой истории.

Детство легендарного разведчика

Наум Эйтингон родился 6 декабря 1899 года, недалеко от Могилева, в Белоруссии. Его семья была вполне обеспеченной, отец – Исаак Эйтингон служил конторщиком на бумажной фабрике, и был членом правления Шкловского ссудо-сберегательного товарищества. Мать воспитывала детей, у Наума был еще один брат и росли две сестры. Окончив 7 классов коммерческого училища, Эйтингон устроился на работу в Могилевскую городскую управу, где исполнял обязанности инструктора отдела статистики. Накануне революции 1917 года, Наум становится членом организации левых эсеров. Вожди этой группы делали ставки на террористические методы борьбы. Боевики-эсеры должны были уметь хорошо стрелять, разбираться в минах и бомбах, а также быть в хорошей физической форме. Свои знания и умения боевики использовали против врагов партии, среди которых были и большевики.

1917 год. В Первую мировую войну Могилев оказался под немецкими оккупантами, городскую управу закрыли. Эйтингон работал сначала на бетонном заводе, потом на складе. В ноябре 1918 немцы оставили Могилев и в город вошли части Красной армии. Пришла новая власть. Идея мировой революции увлекла Наума Эйтингона, и он вступил в ряды партии большевиков. Вскоре он смог проявить себя – в городе начались столкновения между белогвардейцами и красноармейцами, которые еще вчера были рабочими завода. Только в отличие от них Эйтингон умел стрелять, разбирался в тактике и стратегии – сказывалось эсеровское прошлое. Мятеж подавили, а на молодого человека новые власти обратили внимание. Эйтингон мечтал служить государству.

Сначала Эйтингона назначают уполномоченным Гомелевского района, в 19 лет становится заместителем Гомельского ЧК. Николай Долгополов отмечает, что Эйтингон был жесткий человек. Это качество понравилось Дзержинскому, и считается, что с его подачи Эйтингона вызвали в Москву.

В 1922 Эйтингона переводят в Москву. Он становится сотрудником центрального аппарата ОГПУ, одновременно поступает и учится на восточном факультете Военной академии Генштаба.

В Москве Эйтингон встретил будущую жену Анну Шульман. В 1924 году родился сын пары, Владимир. Но скоро молодые люди расстались.

В 1925, после окончания учебы Наум Эйтингон был зачислен в штат иностранного отдела ОГПУ – это отделение занималось сбором разведданных на территории зарубежных государств. Осенью 1925 года Эйтингон приступает к выполнению своего первого задания. Он выезжает в Китай под вымышленным именем – Леонид Наумов, это имя он носил до 1940-го года. В 1925 году он встречает Ольгу Зарубину, и молодая пара понимает, что они идеально подходят друг другу. Он удочеряет Зою Зарубину, которая будет ему благодарна всю жизнь.

Начало разведывательной деятельности

В 1928 году китайский генерал Джан Цоу Линь начал тайные переговоры с японцами. Он хотел создать на границе с Россией Маньчжурской республики. Сталин только в переговорах увидел угрозу. Эйтингон получил приказ уничтожить генерала из Москвы. Он подготовил взрыв поезда, в котором ехал Цоу Линь. После возвращения в Москву Наум Эйтингон был переведен в особый отдел ОГПУ – отдел для особо важных и сверхсекретных заданий.

Гражданская война в Испании

В 1936 Эйтингон уезжает в очередную командировку. Тогда же в Испании началась гражданская война между республиканцами и профашистами Франко. СССР послал помощь республиканцам, среди которых был Наум Эйтингон – в Испании работал под именем Леонида Котова. Он занимал пост заместителя резиденции НКВД в Испании, также осуществлял руководство испанскими партизанами, за это испанцы с уважением говорили о нем «наш генерал Котов».

Летом 1938 года испанскую резидентуру возглавил Наум Эйтингон. Назначение совпало по времени с переломом в ходе гражданской войны в Испании. Франкисты при боевой поддержке частей германского легиона «Кондор» заняли столицу республиканцев Барселону. Науму Эйтингону пришлось срочно спасать республиканское правительство Испании и членов интернациональных бригад – и все это при постоянной угрозе нападения со стороны франкистов и немецких диверсантов. Эйтингон совершил невозможное – помог эвакуировать республиканцев, добровольцев, испанское золото сначала во Францию, потом в Мексику, где существовала испанская эмиграция.

Убийство Льва Троцкого

Наум Эйтингон вернулся в СССР в 1939 году. В это время новый нарком внутренних дел Лаврентий Берия избавлялся от сторонников своего предшественника. Большинство коллег и знакомых Эйтингона, с которыми он работал в Испании, были арестованы или расстреляны. Репрессиям подверглись практически все руководители иностранного отдела НКВД и около 70% разведчиков. К аресту был близок и Эйтингон. Ему хотели предъявить обвинение в «разбазаривании» государственных средств и работе на английскую разведку. Но вместо тюрьмы разведчику дали новое задание – Эйтингону приказали убить Льва Троцкого.

В 1929 году Лев Троцкий покинул СССР, после того, как проиграл Сталину. Уже заграницей он начал излагать свои антисоветские взгляды, выступил против пятилетнего плана развития экономики, критиковал идеи индустриализации, и коллективизации сельского хозяйства. Троцкий предрекал поражение СССР в войне с фашистской Германией. Троцкий начал собирать вокруг себя новых сторонников, в том числе и за рубежом. Такая активная деятельность Троцкого раздражала Сталина. И вождь решил физически устранить своего политического противника.

После ареста группы Сикейроса, Наум Эйтингон задействовал второй план ликвидации Льва Троцкого. В дело вступил убийца-одиночка, на эту роль Эйтингон выбрал Рамона Меркадера. Это испанский аристократ, завербованный в 1937 году. Зимой 1940 года Меркадер под личной богатого плейбоя познакомился с личным секретарем Троцкого Сильвией Агелов. Галантность, манеры аристократа и богатство произвели на Сильвию нужное впечатление. Рамон сделал ей предложение и Сильвия согласилась. Так Меркадер стал вхож в дом Троцкого на правах жениха Сильвии.

20 августа 1940 года Рамон Меркадер попросил оценить свою статью для одной из газет. Они вместе прошли в кабинет, и когда Троцкий склонился над бумагами, Меркадер ударил его леторубом по голове. Троцкий закричал, охранники Троцкого прибежали на крик и начали избивать Меркадера. Позже нападавшего Рамона передали полиции. Но покушение достигло своей цели – на следующий день Лев Троцкий умер. Операция «утка» была успешно завершена.

Деятельность во время Великой Отечественной войны

После начала войны Наум Эйтингон возглавил организацию Первых Отечественных отрядов спецназа. На базе особой группы внешней разведки была сформирована отдельная мотострелковая бригада особого назначения – ОМСБОН. В короткие сроки на стадионе «Динамо» из разведчиков, спортсменов и членов иностранных компартий готовили профессиональных убийц и диверсантов. Их готовили для заброски в тыл к немцам, для выполнения специальных задач.

В первое время в тыл к немцам, из-за малого времени на подготовку, забрасывались плохо подготовленные группы диверсантов. Об этой знали все – и бойцы спецназа, и их преподаватели. Эйтингон, как профессионал, понимал это, и перед отправлением бойцов приглашал к себе домой, чтобы дать персональные наставления и поддержать их.

Несмотря на потери, бойцы бригады особого назначения сумели выполнить большинство из поставленных перед ними задач. Среди самых громких побед – похищение бывшего русского князя Львова, который тесно сотрудничал с фашистами. Его доставили на самолете в Москву и передали военному трибуналу. Другая громкая операция – в городе Ровно похитили и уничтожили генерал-майора немецкой армии Игена.

Завершив формирование бригады спецназа, Эйтингон вернулся к выполнению своих прямых обязанностей – сбору разведданных и осуществлению точечных диверсий. Новое задание – организация саботажа в турецком проливе Дарданеллы. В группу Эйтингона вошли шесть человек – специалисты в области взрывотехники и радисты. Они обосновались в Турции, под видом эмигрантов, а Наум Исаакович прибыл в Стамбул как консул СССР Леонид Наумов. В роли его жены выступила Муза Малиновская. Муза Малиновская – известная «семитысячница», женщина, которая прыгнула с парашютом с высоты 7 тысяч метров. Она совершила больше ста прыжков, была первоклассным радистом. Муза Малиновская покорила Эйтингона, после возвращения в Москву они начнут жить вместе. В 1943 у пары родится сын Леонид, в 1946 – дочь Муза.

Утром 24 февраля 1942 года, посол Франц фон Паппен вместе с женой гулял по бульвару Ататюрка в Анкаре. Неожиданно, в руках у незнакомого человека сработало взрывное устройство. Террорист погиб, полиция решила, что погибший – советский агент. Историки спецслужб называют именно Наума Эйтингона как организатора покушения на Франца фон Паппена. Но точных доказательств нет, архивы закрыты. Известно, что через полгода Эйтингон покинул Турцию, а в Москве получил повышение – стал заместителем начальника 4-го управления НКВД.

В новой должности одного из руководителей диверсионного управления Эйтингону предстояло организовать крупнейшую контрразведывательную операцию Великой Отечественной войны.

Летом 1944 года восточнее Минска советские войска окружили стотысячную группировку немцев. В Москве возникла идея провести «радиоигру» с немецким Абвером. Было решено подбросить верховному командованию Вермахта легенду о том, что в белорусских лесах укрывается крупная немецкая воинская часть. Эта часть испытывает нехватку оружия, продовольствия и медикаментов. Обманув немцев, советская контрразведка предполагала нанести им существенный материальный урон. 18 августа дезинформация была отправлена немцам по радиосвязи, и фашисты поверили в существование такой воинской части.

В район озера Песчаное прибыли первые немецкие парашютисты, их поймали и включили в радиоигру. Главная цель операции «Березино» - поймать как можно больше вражеских диверсантов. Немецкие самолеты регулярно сбрасывали деньги, оружие, медикаменты, агитационные листовки. 21 декабря 1944 года на площадке «Березино» советские разведчики захватили группу из шести человек – диверсанты из личной команды Отто Скорцени. Эйтингон в ходе операции вступил с самым известным диверсантом Третьего Рейха – и выиграл это противоборство. Скорцени до конца войны верил в существование блуждающей в белорусских лесах немецкой части. Эйтингон проявил себя как блестящий контрразведчик.

Череда арестов

После войны Наум Эйтингон получил очередное воинское звание генерал-майора. О том, чем он занимался последующие шесть лет, в его биографии сказано кратко – занимался ликвидацией польских, литовских и уйгурских националистических формирований.

Наступила новая эпоха, «оттепель». Пост руководителя занял Никита Хрущев, который ненавидел Сталина, Берию (которого расстреляли) и все, что было с ними связано. Эйтингон снова оказался под ударом, ведь его освободил Берия. Летом 1953 года его арестовали как участника заговора Берии, якобы с целью уничтожить советское правительство. Эйтингона приговорили к 12 годам лишения свободы. Легендарный разведчик сидел во Владимирском централе, в соседних камерах сидели Евгения Аллилуева, Константин Орджоникидзе, Павел Судоплатов.

В тюрьме обострилась язва желудка, Эйтингон едва не умер. Но тюремные врачи сделали операцию и спасли Эйтингона.

Наума Эйтингона выпустили на свободу 20 марта 1964 года. Вышел из тюрьмы, лишенный наград и воинского звания. Просьбы о реабилитации остались без внимания. Но его авторитет среди коллег оставался очень высоким, о его заслугах знали и помнили. Благодаря протекции КГБ Эйтингон получил московскую прописку, и должность редактора в издательстве «Международные отношения».

Легендарного разведчика реабилитировали только в 1992 году, спустя 11 лет после смерти. «Последний рыцарь советской разведки» любил повторять – «делай, что должен, и будь что будет».