Психологический туризм как метод работы с личностью. Социально-психологические особенности обслуживания клиентов в туристической фирме

Современному человеку в обществе, где царят конкуренция, различные правила, привычки, стереотипы, стремление к лидерству и идеалу, к сожалению, так мало спонтанности.

Спонтанность помогает быть свободным, проявлять и выражать себя в творчестве и хобби.

Спонтанность раскрывает внутренние ресурсы и помогает справляться с трудностями.

Спонтанность способствует креативности и раскрепощенности. Просто очень важно пробовать и уметь находить себя в разных видах деятельности, затем выбрать для...

Потребности и эволюция
У каждого человека как духовного существа есть основные цели жизни: познать самого себя, познать мир и найти свое место в мире. (Здесь "найти" означает не только обнаружить, но и занять.) При этом мир понимается не как статический, а как динамический объект, находящийся в эволюционном развитии. У каждого объекта есть своя роль в эволюционном процессе; и, в частности, для каждого человека предусмотрена определенная роль, включающая постоянные импровизации (личное...

Не знаю почему, но мне хочется, чтобы в этом непростом и суровом мире было как можно больше творчески одарённых личностей и как можно меньше неспособных в полной мере раскрыть свой потенциал, несчастных и озлобленных на всё неудачников.

Именно это желание побудило меня взяться за перо и написать книгу, посвященную причинам, приводящим к превращению обычного человека в неповторимую творческую индивидуальность. Насколько хорошо она у меня удалось решать Вам - Уважаемый Читатель.

Надеюсь, что...

На написание этой статьи меня вдохновила речь Стива Джобса перед выпускниками Стэндфордского Университета. В ней он дал совет, который мы слышали тысячу раз:

«Вы должны найти то, что любите. И это истинно как для вашей работы, так и для ваших любимых.

Ваша работа заполнит большую часть вашей жизни, и есть только один путь испытать истинное удовлетворение - это делать то, что, вы верите, является действительно стоящим делом. И есть только один способ делать отличную работу – любить то, что...

Еще в давние времена первооткрыватели неизведанных земель обратили внимание, что местным жителям, абсолютно не знакомым с нравами и манерами пришельцев, присущи, в общем, те же самые приемы изъявления чувств. На Мадагаскаре и на Огненной Земле, в Полинезии и Патагонии принято кивать в знак согласия, хмуриться от недовольства и улыбаться от радости.

Казалось бы, всем представителям вида Homo Sapiens свойственны одни и те же чувства и манеры их выражения.

Однако это касается лишь нескольких...

В конечном счете, мы все стремимся именно к нему! Приятно, наверное, когда от одного вашего слова строятся и разрушаются целые империи, создаются семьи, заключаются сделки и меняются судьбы. И, даже мимоходом подсказать совершенно незнакомой, сомневающейся тетке в магазине купить или не купить модную сумку – приятно. Вот приятно и все.

В тоже время, от умения оказывать влияние зависит наша успешность на ярмарке жизни. И личное счастье. И карьера. И много еще чего.

В принципе, мы все...

Он хочет узнать, какие человеческие запросы обслуживает данный тип образного представления и какие свойства позволяют фотографии решить свою задачу. Для своих целей исследователь рассматривает данное средство как находящееся в режиме наибольшего благоприятствования. То, что фотография обещает, волнует его куда больше, чем регистрация всех ее реальных достижений, что, в свою очередь, заставляет его быть оптимистичным и терпимым, как в ситуации с детьми, получающими кредит в счет своего будущего...

В кругу немецких бизнесменов все чаще возникают вопросы по деловому этикету: как вести себя на переговорах и надо ли целовать руку даме на бизнес-встрече? Эта озадаченность напоминает попытку отгородиться от куда более серьезных проблем: безработица уже много месяцев держится на уровне 10%, темпы экономического роста невелики, а многие компании угрожают перевести рабочие места за границу.

Проблема хороших манер широко обсуждается в немецком обществе уже несколько лет. Недаром большую...

Структурно психику можно представить как единство трех ее составляющих - сознания, подсознания и моторики. Что бы ни делал человек, его деятельность выступает как проявление этих компонентов. Значит, чтобы побудить собеседника к активности, нужно воздействовать на его сознание, подсознание (главным образом, эмоции) и включить в соответствующую деятельность.

Обращение только к сознанию далеко не исчерпывает всех возможностей убеждения. Только те побудительные усилия достигают цели, которые...

Задача автора этой статьи - познакомить читающего со страхом смерти. Именно это затаенное и глубинное чувство тревоги, таящееся в душевных недрах, делает человека человеком. Человек начинает жить подлинной жизнью, лишь осознанно принимая неотвратимость смерти. Свободно и достойно отказавшись от сопротивления, он обретает возможность жить в реальном мире. Мы же проследим, как люди отказываются от себя, как они стараются убежать от реальности, но и увидим, как можно, приняв этот страх, обуздать...

Психологический туризм (пситуризм) – это совершенно новое, набирающее популярность направление туризма. Этот вид туризма появился в ответ на все возрастающий темп жизни и уровень стресса у людей, живущих в мегаполисах. Люди разучились качественно отдыхать и восстанавливать силы, а постоянные стрессы на работе, шум и спешка – все это пагубно отражается на нашем самочувствии и здоровье. Выходных для полноценного отдыха в таких условиях не достаточно. Поэтому появился и начал развиваться пситуризм, который придется по душе тем, кто хочет и на море отдохнуть, и в то же время успеть уделить внимание своему саморазвитию и самосовершенствованию.

Что такое пситуризм?

Психологический туризм направлен на физическое и душевное состояние человека, истощенного стрессами и проблемами, типичными для городских жителей, карьеристов. Многие жители мегаполисов страдают от депрессий, душевных расстройств. Чтобы выбраться из такого «болота» лучше всего произвести «эмоциональную перезагрузку». Идеальный вариант такой перезагрузки – это путешествие, новые знакомства, все, что «вырывает» из обычной реальности, где можно забыть про все, что осталось дома. Такой отпуск – идеальное сочетание познавательных экскурсий и новых знаний в какой-то интересной области саморазвития.

Если просто съездить на отдых, то по возвращении все проблемы возвращаются в любом случае, но после тренинга по саморазвитию или тайм-менеджменту, или коммуникации, или по мотивации и целеполаганию, или по медитации и релаксации, люди возвращаются не только отдохнувшими и вдохновленными, но и вооруженными конкретными навыками и знаниями, которые помогут решить какие-то проблемы, а то и направить жизнь в принципиально новое русло.

На сегодняшний день существуют разные направления психологического туризма:

  • поездка в другую страну или город для прохождения какого-либо тренинга, включающая в себя интересные экскурсии,
  • экотуризм (чаще всего это происходит на природе, участники живут в палатках, познают окружающий мир и приобретают какие-либо полезные навыки),
  • поход с психологом и проводником и т.д.

Эффективный психологический туризм включает в себя психологическую «перезагрузку», получение новых навыков, качественное расслабление, раскрытие своего потенциала и саморазвитие. Такой отдых должен сочетаться с познанием других культур, знакомствами с новыми людьми и саморазвитием.

Туристическая программа

Как правило, поездка посвящена какой-то конкретной теме, исходя из которой подбираются наиболее подходящие место для проживания, семинары и экскурсии. Самое оптимальное количество участников — от 10-12 до 15 человек. Обычно такую группу сопровождает тренер-психолог, который составляет саму программу тренинга, а также помогает всем участникам расслабиться, достичь гармонии. Также такую группу обычно сопровождают люди, отвечающие за организацию комфортных условий для участников.

Если программа подбирается правильно, то участники возвращаются восстановленными физически и морально и полные свежих идей.

Надо попробовать, чтобы понять, подходит ли такой вид туризма, но это направление уверенно завоевывает все больше поклонников.

Турист гражданин, посещающий страну (или место) временного пребывания с определенными целями, без занятия оплачиваемой деятельностью в стране пребывания и осуществляющий, по меньшей мере, одну ночевку в этой стране. По международным нормам период пребывания не может превышать 12 месяцев подряд, по национальным 6 месяцев. Сенин, B.C. Организация международного туризма/ В.С. Сенин. - М.: Финансы и статистика, 2003. - С.372.

Отношения к отдыху изменялись постепенно из столетия в столетие. Так, рабочая неделя существенно сократилась. В 50-е годы XIX в. средняя продолжительность рабочей недели составляла 70 ч. Она была длиннее даже для тех, кто был занят в сельском хозяйстве. К 1920 г. рабочая неделя сократилась до 50 ч. Эта тенденция может быть частично объяснена сократившимся числом занятых в сельском хозяйстве.

Продолжительность среднего рабочего дня также уменьшилась от 12 до 8 ч в день. Число рабочих дней сократилось с 7 до 5. Общественная психология потребителей постоянно претерпевает существенные изменения. В 5070-х годах, когда экономика была готова больше производить, а потребитель больше потреблять, труд воспринимался как основная составляющая существования человека, а отдых как средство восстановления сил для дальнейшего труда. Сейчас люди рассматривают право на отдых как наиболее значимую сторону жизни. Жизнь должна доставлять удовольствие, отдых это возможность для самореализации личности, а работа это необходимое средство поддержания соответственного уровня жизни.

Новый потребитель стремится, как и прежде, больше потреблять, но теперь по мере удовлетворения первостепенных потребностей. Он больше ориентируется на впечатления, познание, наслаждение, самовыражение и в меньшей степени на материальные ценности.

На российском рынке сформировался новый тип потребителя, которого отличают следующие психолого-поведенческие особенности:

высокий уровень информированности;

высокая требовательность к комфорту и качеству услуг;

индивидуализм;

экологизм сознания (осознание хрупкости окружающей среды и ее неразрывного единства с человеком);

спонтанность решений;

мобильность;

физическая и умственная активность на отдыхе;

стремление получать от жизни калейдоскоп впечатлений.

Новый российский потребитель туруслуг, в своем большинстве уже побывавший за границей и имеющий представление о качественном обслуживании, искушенный, более информированный, требовательный, критически относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, избалованный заграничным изобилием, жаждущий разнообразия впечатлений и удовольствий, активный, независимый изменяет свое поведение и на туристском рынке.

Вышеупомянутые изменения в общественной психологии потребления оказали влияние на стереотипы поведения потребителя на рынке туристских услуг. В западных странах за последние 30 лет бурного развития туризма, а в России буквально за последнее десятилетие в стереотипах поведения туристов произошли важнейшие изменения.

1. В мотивациях туристских поездок усиливается влияние активных форм отдыха и наблюдается углубление его сегментации.

Процесс разделения рынка на однородные группы потребителей,

которым следует адресовать разные товары (услуги, работы, идеи) и разные маркетинговые усилия (индивидуализированные комплексы маркетинга) называют сегментацией рынка. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: Учебник / Е.П. Голубков. - М: Финпресс, 2000. - С. 264.

2. В 5080-е годы преобладали поездки внутри страны и лишь немногие имели возможность выезжать в командировку или на отдых по путевкам профсоюзов и в основном в страны бывшего соцлагеря или страны ближнего зарубежья. С начала 90-х годов география туристских поездок имеет ярко выраженную тенденцию к экспансии выездного туризма и сокращению спроса на туры внутри страны. Внутри выездного туризма наблюдается рост спроса в сегменте «дальние поездки» турпоездки в экзотические страны Юго-Восточной Азии, Индонезию, Японию, в страны Восточной и Южной Европы.

3. Зарождающейся тенденцией является увеличение количества туристских поездок, в том числе краткосрочных с целью отдыха. Некоторые туристы начинают отдавать предпочтение коротким, но частым поездкам на уик-энд или в праздничные дни новогодние, пасхальные, майские праздники и т. д. Короткие, но частые поездки отвечают таким требованиям потребителя туруслуг, как спонтанность выбора турцентра, интенсивный, насыщенный впечатлениями отдых. Короткий, но интенсивный отпуск отличается от основного отпуска более высоким уровнем расходов на день пребывания в турцентре, большой активностью и мобильностью туристов.

Изменение образа жизни людей. Образ жизни устоявшиеся формы бытия человека в мире, находящие свое выражение в его деятельности, интересах и убеждениях. Образ жизни представляет исчерпывающий портрет человека в его действиях и взаимодействии с окружающей средой. Это больше, нежели факт принадлежности к определенному общественному классу или типу личности. Зная о принадлежности человека к тому или иному общественному классу, можно сделать определенные выводы о его предполагаемом поведении, но нельзя представить его как индивида.

Личность человека вносит свои коррективы в выбор покупателя. Под личностью понимаются отличительные психологические характеристики, определяющие индивидуальные и относительно устойчивые реакции человека на окружающую среду. Личностные характеристики могут быть использованы в анализе предпочтений, отдаваемых потребителями определенным сортам товара (определенным услугам).Янкевич, В. С., Безрукова Н. Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме / В.С. Янкевич. - М.: Финансы и статистика, 2003. - С. 172.

Располагая информацией о типе личности человека, можно сделать выводы о его отличительных психологических характеристиках, но нельзя узнать о его деятельности, интересах и убеждениях. При разработке маркетинговой стратегии товара (услуги) менеджеры стремятся вскрыть взаимосвязи между товаром (услугой) и определенным образом жизни.

Людей привлекают путешествия с приключенческими целями, получение новых ощущений, здоровый отдых и т. д. Они заинтересованы в самовыражении и самоудовлетворении, испытывая новые стили жизни и узнавая новые виды проведения отдыха. На отдыхе они посвящают время тому, чтобы узнать самих себя. И современное общество поддерживает этот индивидуализм, жажду к самоуважению и самовыражению.

Эксперименты со стилями жизни, отдых в выходные дни, равноправие полов, женская эмансипация дали туризму новые группы потребителей. Мода, обычаи, привычки, традиции также оказывают внимание на поведение потребителей туруслуг и соответственно на спрос. Квартальнов, В. А. Туризм / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С.238.

Психографическая сегментация клиентов турфирм объединяет целый комплекс характеристик потребителей. В целом он выражается понятием «образ жизни». Последний представляет собой модель жизни линости, которая определяется увлечениями, поступками, интересами, мнениями, типом отношений с другими людьми и т.п. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме / А.П. Дурович. - Мн.: Новое знание, 2001. - С. 219.

Психографика объединяет способы количественных измерений черт личности, ценностей, стиля жизни потребителя. Личностью называются уникальные реакции человека на раздражители внешней среды, которые отражают его индивидуальность. Энджел, Д. Поведение потребителей / Д. Энджел. - СПб: ПитерКом, 2000. - С.327.

Психографический анализ (анализ стиля жизни) позволяет менджерам понять, каких стилей жизни придерживаются покупатели их продукции, а это в свою очередь дает возможность более эффективно общаться с представителями разных сегментов. Одновременно с этим можно выяснить, как позиционировать новый или существующий товар, как лучше «донести» его до потребителей, придерживающихся определенного стиля жизни (вероятно, эффективность здесь выше, чем при использовании одних лишь демографических показателей). Основная идея метода - заглянуть за рамки стандартных переменных, представить товар в соответствии с действиями, надеждами, страхами и мечтами целевой аудитории.Психографическая сегментация потребителей различных товаров и услуг на основе данных K-TGI. Режим доступа .

Психографические, или психолого-поведенческие, критерии туристского поведения: мотив поездки; психологический портрет туриста; сезонность, организация и форма поездки (групповая или индивидуальная); используемые транспортные средства; средства размещения; удаленность турцели; длительность поездки (имеет большое значение для производителей туристских услуг, так как замечено, что туристы, предпринимающие короткие туры, готовы к большим расходам и склонны к более интенсивной экскурсионной программе). К этим критериям относятся также источники финансирования поездки (социальный туризм отдых малообеспеченных слоев населения, который субсидируется системой социального страхования; инсентив-туры поощрительные поездки для сотрудников фирмы, их семей, финансируемые фирмой); консультанты и посредники в принятии решения о совершении турпоездки (турагент, туроператор). При психолого-поведенческой сегментации потребителей разделяют на группы по признакам образа жизни и целевым установкам относительно их свободного времени, по характеристике личности и поведенческим особенностям, а также по стереотипам в отношении потребления турпродукта.

В зависимости от мотивации туристской поездки (цели путешествия) различают следующие сегменты туризма: деловой, спортивный, курортный, оздоровительный, приключенческий, развлекательный, образовательный, познавательный, экзотический, хобби-тур.

Многие из них делятся на более мелкие субсегменты, например в рекреационном туризме это отпускной туризм и туризм с целью лечения. Часто бывает нелегко провести четкую границу между отдельными сегментами по мотивации: деловой туризм может сочетаться с познавательным, спортивный с рекреационным.

Предпринимаются попытки обобщить те или иные потребности и особенности потребителей туруслуг и выявить типы путешествующих, объединив множество однородных признаков. Данные типологий, создающихся на основе комплекса критериев, всегда условны, но в маркетинге фирмы при проведении сегментации рынка и определении целевых групп можно рационально использовать их для подготовки персонала, при выборе СМИ для проведения рекламной кампании, а также при определении целей маркетинга.

Сегменты, полученные путем деления туристского рынка на основе образа жизни людей, могут дать ответы на вопросы о поведении, интересах, убеждениях, восприятиях, ценностях и нуждах представителей каждого такого сегмента. Например, выявлены потребительские группы: погруженный в себя искатель наслаждений; активная и целеустремленная личность; представитель деловых кругов, так называемые «синие воротнички»; традиционный домосед.

Погруженный в себя искатель наслаждений. Молодой человек, выполняющий монотонную, неинтересную работу, ищет удовлетворения от реальных и воображаемых видов деятельности на свежем воздухе. Любит ходить на рыбалку и охоту, играть в баскетбол, увлечен дорогими спортивными автомобилями. У него приличный доход, но все решения о покупках принимаются им спонтанно. Этот человек не планирует жизнь на долгую перспективу. Он постоянный зритель спортивных, приключенческих и других активных программ по телевизору.

Активная и целеустремленная личность. Использует все свои способности и энергию с целью достижения повышения по службе, имеет большой интерес к своей работе, либеральна, с современными взглядами на многие стороны жизни, уверенная в себе. Подобная личность пребывает в постоянном поиске новых ощущений, активной деятельности, например катание на лыжах, плавание на яхте, путешествие за границу. Этот человек читает журналы, чтобы постоянно быть в курсе всех событий и последних тенденций современной культуры. Он смотрит спортивные телевизионные программы, развлекательные шоу и сводки последних новостей.

Деловая личность. Имеет в своем распоряжении больше свободных денежных средств для покупки второго дома и дорогого отдыха в отличие от активной целеустремленной личности. Но она предпочитает перемещаться на небольшие расстояния и менее мобильна, так как имеет постоянное место жительство и сформировавшуюся семью. Она является читателем деловых журналов, газет, зрителем кратких сводок новостей, специальных телевизионных программ о путешествиях и природе.

«Синие воротнички». Проживают в небольших городах или на окраине крупных городов, имеют твердые убеждения относительно общественных ценностей, таких, как чувство патриотизма, морали и необходимости в тяжелой работе. Превосходным отдыхом они считают отдых с семьей в палатках (кемпинг). Они любят охоту и рыбалку. Из всех телевизионных спортивных программ они предпочитают боулинг или футбол.

Традиционный домосед. Его главной проблемой является неспособность идти в ногу с быстро меняющимся миром. Он признает то, что он приверженец старых традиций и ждет того же от других людей. Он пытается извлечь максимальную пользу из каждого потраченного им рубля. Домосед избегает всего, что связано с риском, и никогда не будет делать покупок в кредит. Он является зрителем телевизионных комедий. Основным источником информации о последних событиях в мире для него являются трансляции новостей по телевидению.

Все эти сегменты дают поверхностную характеристику потребителей. При подразделении туристского рынка по обобщенным характеристикам сегменты, полученные по критерию образа жизни, представляют группы потребителей с совершенно разными потребностями и ценностями. Каждый сегмент представляет собой основной рынок, для которого разрабатывается специальный турпродукт. Социально-демографические данные выявляют физические и финансовые способности и ограничения каждого сегмента. Описание образа жизни дает представление о потребностях и запросах каждого сегмента. Данные об использовании каждым сегментом средств массовой информации показывают, с помощью каких средств можно провести рекламную кампанию с целью информирования данного сегмента.

Сегментация туристского спроса имеет тенденцию к бесконечности, это обусловлено такими факторами, как усложнение структуры потребностей человека, растущее значение отдыха и туризма в жизни общества.

Усложнение структуры туристских потребностей обусловливает возникновение не только новых сегментов в туристском спросе, но и смешанных форм туризма. Квартальнов, В. А. Туризм / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С.244.

Классифицировав своих клиентов, турфирма получает возможность предложить более индивидуализированный пакет продукции с сопутствующими и дополнительными услугами. Делается более правильный выбор о необходимости лояльности клиента, минимизируется возможность ошибки, повышается рентабельность предприятия. Определив группу невыгодных клиентов можно скинуть отрицательный балласт и перевести часть средств на удержание имеющихся прибыльных клиентов.

Понятие «психологический туризм» (пт) сейчас только начало встречаться, и в первую очередь как практическое направление деятельности туристических компаний, некоторых психологических центров и эвант-компаний. его значение трактуется довольно разнообразно, при этом, как правило, не затрагивая концептуальную сторону, не подводя какой-либо основы под этот вид практики, а лишь описывая содержательную сторону.

Понятный по смыслу, термин «психологический туризм» может интерпретироваться как направление туризма, как направление психологической практики, как определенный симбиоз этих двух направлений. при этом остается не раскрытым уникальность и специфика психологического туризма, его методологические основы, механизмы коррекционной работы, место в психологической практике.

В этой статье мы попытаемся операционализировать явление «психологический туризм» как практическое направление группового психологического сопровождения личности и дать некоторую теоретическую основу с позиции интегративного подхода в психологии.

Анализ источников (в основном интернет-ресурсов) позволил выделить несколько трактовок психологического туризма.

На портале консалтинговой компании «эль-консул» (г. барнаул) (http://l-konsul.biz1), дано такое понимание: «психологический туризм - относительно новое направление в области психологических услуг для россии. кто-то рассматривает его как традиционный поход с психологическими техниками, как тренинги у вечернего костра, кто-то - как путешествия по местам силы с экзотическим уклоном, для кого-то психологический туризм - поездка на конференцию по психологии, а для кого-то - просто еще одно модное слово в туристическом бизнесе. основная идея пт - объединить отдых на природе, путешествие по интересным местам и познание мира своей души, знакомство с силой внутри нас. психологический туризм - это путешествие не только по просторам земли, но и по просторам души… психологический туризм - это отдых (70 %) + психологическое сопровождение, разгрузка, перезагрузка, экологичное и желанное изменение в вашей жизни (30 %).»

На сайте психологического центра «возрождение» (http://www.mataeva.ru) идея пт раскрывается следующим образом: «мы выезжаем в новые места не только для того, чтобы получить новые впечатления от путешествия, а ещё и для того, чтобы познать себя… через призму нового места, через соприкосновение с энергиями местности и природными стихиями, чтобы выйти из круга суеты, сделать остановку спокойствия и посмотреть на свою жизнь и свои действия новым взглядом».

«блог о счастье и личной эффективности» м. хайнц дает такую трактовку (http://superhappy.ru): «психологический туризм (пси-туризм)– это новое и бурно развивающееся направление современного туризма. появление его обусловлено напряженным ритмом жизни человека… на помощь тем, кто хочет не просто отдыхать, но и самосовершенствоваться, появился психологический туризм. психологический туризм – это специально разработанная технология для восстановления и поддержания психологического здоровья человека в современном мире… …сочетание интересного отдыха с приобретением полезных психологических умений и навыков и есть психологический туризм».

На портале частного психологического кабинета криченко е. в. (г. ростов-на-дону), (ttp://psyrostov.ru), пт рассматривается как «отдых принципиального иного качества», предполагающий возможность: «получить за короткое время отдых, который останется с вами надолго. наполнить свою жизнь яркими воспоминаниями. научиться полезным приемам отдыха и саморегуляции, которые можно самостоятельно использовать дома… получить новые силы и воодушевиться на реализацию новых планов. пообщаться с интересными людьми и посетить водопады, пещеры, погулять в лесу, подышать свежим воздухом, посмотреть на звездное небо и снежные горы…»

Помимо термина «психологический туризм», в источниках встречаются аналогичные по содержанию понятия: «путешествия по местам силы», «духовный туризм» или «духовные странствия», «пси-туры», «йога-туры», «тренинговые туры», «эко-туризм», «эко-психологический туризм», «тренинги по местам силы», «тренинги – путешествия» и другое. все же основные идеи таких проектов – это совмещение отдыха с использованием ресурсов природы и работы над собой, познания себя, либо обучения. то есть, совмещение (симбиоз) туризма и психологической (либо духовной, либо эзотерической, либо бизнес) информирования и практики. гораздо реже встречаются упоминания об отдыхе или психологической практике другого качества. для нас значимо именно другое новое качество, приобретаемое в интеграции путешествия, отдыха, самоисследования и личностной практики.

Учитывая существующие трактовки и понимание пт, мы предлагаем выделить психологический туризм как научно-обоснованное целостное направление практической психологии в интегративном подходе, основанном на ряде принципиальных позиций:

Интеграция — процесс, с помощью которого части соединяются в целое, когда все составляющие элементы действуют согласованно как единое целое. на уровне личности и группы интеграция формирует ресурсы, отношения, само-регулятивные механизмы.

Интегративный подход предполагает объединение предмета изучения и воздействия, и средств (подходов, методов и технологий). так, Лаврова о.в. утверждает, что один из видов интеграции состоит «во включении психотерапевтического знания в общенаучное путем объединения его с другими науками, исследующими тот же класс феноменов в своей предметной области. к проявлениям интеграции междисциплинарного типа так же следует отнести и тенденции к сближению естественнонаучного и гуманитарного знаний, теоретического и эмпирического знания, медицинских и немедицинских наук в области психотерапевтической практики. другим проявлением процесса интеграции можно считать объединение нескольких психотерапевтических подходов друг с другом на основе общих теоретических предпосылок. это объединение совершается поэтапно от эклектического к интегративному уровню».

Интегративный подход предполагает активное взаимодействие и интеграцию человека с окружающей средой (миром), принимая во внимание его био-психо-социо-духовную природу. так, ф. перлз, развивая направление гештальт-терапии, говорил об организме как о «целом, погруженным в окружающую среду»; интегративная терапия h. petzold в большей степени ориентирована на установление отношений человека с миром; личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия б.д.карвасарского, г.л.исуриной, в.а.ташлыкова, как отечественная интегративная метамодель психотерапии, включает в себя концепцию личности как системы отношений индивида с окружающей средой

Более подробно интегративный подход раскрыт в нашей статье «интегративная концепция в групповом и индивидуальном консультирование».

Концепция психологического туризма нам представляется как интеграция теоретических и практических знаний таких фундаментальных наук, как история, культурология, психология, география, биология, экология, и прикладных областей знания, таких как туризм и психологическая (психотерапевтическая) практика. непосредственно психологическая составляющая концепции базируется на таких направлениях, как психология среды или экологическая психология, духовная и трансперсональная психология, этно-психология и как обобщение высшего уровня – интегративная психология. прикладные специфические психологические направления, активно используемые в психологическом туризме – это ландшафтная психотерапия, анимало-терапия, арт-терапия, интегративные психотехнологии и другие направления, зависящие от специфики содержания психологического туризма.

В не зависимости от формата программы (т.е. маршрута и цели), пт всегда предполагает развивающее взаимодействие человека и окружающей среды. изучением этого взаимодействия с 70-х годов прошлого столетия занимается психология среды (энвайронментальная психология), включающая так же рассмотрение влияния факторов материальной действительности на личность. понятие «окружающая среда» трактуется широко и включает как природные объекты, так и имеющие материальное воплощение социальные образования, созданные самим человеком материальные конструкции, информационные объекты и т. д. это пространственно-географическая, социальная, культурная составляющие, органично включенные в жизнедеятельность и служащей важным фактором регуляции поведения и социального взаимодействия.

психология среды фиксируется на проблемах экологического сознания и мотивации. выявляя закономерности взаимодействия личности и окружающей среды, становится возможным проектировать и изменять окружающую среду таким образом, чтобы она стимулировала социально-приемлемое поведение личности или позволяло бы прогнозировать наиболее вероятные модели ее поведения.

Взаимодействие человека и окружающей среды предполагает интеграцию (через механизмы ассимиляции, интроекции и проекции) био-гео-социо-культурного пространства внешней среды и био-психо-социо-культурного пространства личности. в итоге этой интеграции формируется развивающее пространство, управляемое контекстно-опосредованными психотехнологиями. подробно данная мысль раскрыта в нашей статье «развивающее пространство как практическая концепция интегративной психологии». психологический туризм может основываться только на природном аспекте среды (это так называемые «опен-эир» форматы в полном контакте с природой») или на всем спектре среды: природном, социальном, культурном (это так называемые путешествия по «мировым местам силы» в центры мировой традиции). и в том и в другом случае будет формироваться интегративное развивающее пространство, в котором формируются личностные психологические и групповые социально-психологические ресурсы и отношения человека с миром.

таким образом, психологический туризм – направление практической психологической работы, предполагающее интеграцию социо-культурной (в том числе история, архитектура, искусство, ментальность, традиции, религия) и природной (в том числе ландшафт, флора и фауна, стихии) сред на основе контекстуально-опосредованных психотехнологий, формирующее интегративное развивающее пространство личности и группы.

Психологический туризм предполагает не просто объединение туризма (путешествия, отдыха и познания) с психологической работой через психотехнологии, социально-психологический тренинг, психотерапию и консультирование, но выстраивание целостного контекстного пространства, в котором личностное и групповое развитие обусловлено факторами среды осуществления пт (социо-культурными и природными). такая обусловленность проявляется в формировании программы, тематике и направлении работы, методах и технологиях. так, ведическая индуистская традиция способствует в частности развитию аспектов осознания, а буддистская – толерантности и принятию. в обоих контекстах актуально использование направленных визуализаций, дыхательных практик трансперсональной психологии, телесно-ориентированных релаксационных практик.

Работает и обратная логика: клиентский запрос, личная история, актуальная феноменология и состояние могут обуславливать выбор места, маршрута и среды в целом для психологического туризма.

Некоторые проведенные программы психологического туризма в рамках концепции интегративного развивающего пространства студии интегративных практик психологии и йоги «терра» в 2011-12 гг. (автор и ведущий м. фаерман):

1. Группа личностного развития и интеграции «место силы – освоение: в полном контакте с природой» (формат «опен-эир» в полном контакте с природой, палаточный туризм).

Контекст: «место силы – это не там, где скрыта целительная энергия или тайны предков, а там, где пробуждается твоя ресурсная энергия, и где ты раскрываешь собственные тайны самопознания!»

Психологическая группа личностного развития» «место силы — освоение» – это интенсивные психотехнологии в режиме открытого пространства (природы), активирующие ресурсы, расширяющие поведение, создающие целостность и осознание конфликтов, что, в итоге, приводит к желаемой психологической реальности в области близких отношений, личных свершений, восприятие мира и смыслов жизни, саморегуляции, решения сложных ситуаций,собственных актуальных целей.

Содержание работы: активация пространства, сознания, тела, личности, группы через ритуалы, групповую динамику, тренинг; процесс свободного связанного дыхания в открытом пространстве: полное погружение в 5 контекстных сессия; фоновый индивидуальный тренинг осознания: внутренней тишины, внутреннего света и др.; энергетическая аккумуляция через релаксации, динамические медитации, танцевально-двигательные драмы, огонь; проигрывание жизненных сценариев и значимых ситуаций через психодраму, создание карт реальности; интеграция полученного опыта и аккумулирование эффекта через проговоры, рисуночную рефлексию.

Технологии: дыхательные и телесные практики, энергетический массаж, индивидуальный тренинг, рационализация, психодрама, арт- и танцевально-двигательные техники, духовные ритуалы, настройки, медитация, биосинтез, обсуждение, рефлексия…

2. Группа личностного развития «течение силы: интегративный поток» (формат «опен-эир» в полном контакте с природой, палаточный туризм, сплав на плотах).

Контекст: «в русле личностных изменений». сплав на деревянных плотах по течению р. которосль и стоянки на укромных живописных полянах. психологические практики целостности и ресурсности личности. романтика костра, и палаток.

Изменчивая река и тайные стоянки по берегам насытят психологические практики динамикой, развитием, плавностью течения; романтикой, сказочностью открытой природы. здесь наиболее ярко: осознается прошлое, настоящее и будущее для гармонизации и развития; строится карта личностных изменений – воплощение желаемого; насыщается картина мира – создается полнота жизни; формируются ресурсы: жизненная энергия, вдохновение, озарения, стресс-устойчивость.

3. Группа личностного развития (глубинные психологические практики, гармоничная практика йоги) – «индия — сердце мира: пульсация жизни» (формат «путешествие по мировым местам силы», интеграция психологический группы и практики йоги). со-ведущий, преподаватель йоги алексеева о.

Контекст: уникальное путешествие в мир древней культуры, богатой природы. самопознание. раскрытие. очищение. насыщение энергией. умиротворение. мудрость философии индуизма; чувствование себя в пульсации жизни; развитие личностного потенциала; расширение сознания, поведения, представлений о мире, эмоционального выражения, открытие новых физических возможностей; духовная и телесная свобода; аккумуляция сил на длительное время; а так же экзотика, красота, гармония…

Керала – штат на берегу океана — «страна богов и магии»; концентрация стихий воды, воздуха, огня, земли; родина аюрведы, уникальный природный заповедник с множеством чистых рек и озер («индийская венеция»), дикими песчаными пляжами, рисовыми плантациями и холмистыми джунглями — сердце планеты!

Содержание работы. технологии: свободное холотропное дыхание, телесно-ориентированные и танцевально-двигательные практики, холистический палсинг, творческие технологии, динамические медитации, релаксация, ритуалы. практиками йоги: крии (очищение), статической и динамической пранаямой (дыхание), асанами (позы), мудрами и бандхами (энергетические жесты и замки), элементами парной йоги, практикой пратьяхары (работа с органами чувств), дхараны (концентрация), дхьяны (медитация).

Уникальность: во-первых, здесь гармонично совмещаются психологическая работа и практика йоги, направленные на возвращение целостной природы человека. во-вторых, наставничество обеспечивается двумя квалифицированными специалистами в области интегративной психологии и классической хатха- йоги. в-третьих, место проведения выбрано не случайно: индийский штат керала имеет все необходимое, чтобы обеспечить естественный богатейший контекст: разнообразие природных ресурсов, «живая» культура и традиция, народная медицина, архитектура, уединение. в-четвертых, психологический и духовный туризм обеспечивает полноту внешней и внутренней жизни, объемное проживание, ощутимые и осознаваемые результаты и впечатления от поездки, что интересно и бывалым путешественникам, и тем, для кого приоритетно личностное и физическое развитие! в-пятых, организационно учтены и аспекты комфорта, и организация быта, и увлекательность, насыщенность пребывания.

Психологический туризм — новая интересная и популярная разновидность туризма. Появление такого вида туризма связано с необходимостью отдохнуть от быстрого темпа жизни в городах, восстановиться после стрессов, обрести новые знания и навыки, возможностью совместить путешествия и саморазвитие.

Что такое психологический туризм?

Современный темп жизни, частые стрессы, суета приводят к быстрому растрачиванию сил, а неумение отдыхать правильно и нехватка времени для отдыха усугубляют ситуацию: здоровье человека ухудшается. Помочь восстановиться может психологический туризм, целью которого есть гармонизация состояния человека, саморазвитие и самосовершенствование. Пситуризм позволяет взять паузу в жизни и выявить резервы личности для восстановления.

Известно, что человек устает и физически, и эмоционально. Негативные эмоции (гнев, страх) истощают нервную систему, делая ее более ранимой и чувствительной к стрессам. Со временем работоспособность уменьшается, и приходиться прикладывать больше усилий для выполнения заданий, так как организм устает и требует отдыха. Постоянное эмоциональное напряжение выводит из душевного равновесия и может привести к депрессии или другим психическим расстройствам, таким как тревожно-фобические, обсессивно-компульсивные расстройства, панические атаки и др.

Психологический туризм способствует эмоциональной «перезагрузке», избавлению от негативных переживаний. Это интересная поездка, где можно получить новые эмоции, захватывающие впечатления, обрести ценные знания и навыки. Такой туризм сочетает в себе приятное и полезное: отдых и приобретение психологических навыков саморегуляции, релаксации, развитие умения управлять личным временем, эффективной коммуникации. Обычно поездка длится 1-2 недели.

Разновидности психологического туризма:

  • поход с тренером-психологом и проводником,
  • поездка за границу с прохождением тренингов по саморазвитию,
  • поездка в большой город с экскурсиями, тренингами,
  • эко-туризм: познание окружающего мира + самопознание и обретение новых психологических навыков. Чаще всего такие туристы живут в палатках на природе.

Составляющими пситуризма являются: новые знания, раскрытие личностного потенциала, эмоциональная «перезагрузка», саморазвитие, релаксация. Программа пситуризма – это объединение путешествий, отдыха на свежем воздухе с личностным развитием, самопознанием.

Этот вид туризма позволяет на некоторое время оставить заботы и привычный образ жизни и заняться познанием своей души и восстановлением на природе . Оказываясь в новой среде, человек вырабатывает новые стратегии адаптации, знакомится с новыми людьми, узнает новую полезную информацию от психолога. Всё это способствует эмоциональной разгрузке, появляется возможность посмотреть на мир по-новому и освоить неизвестные ранее горизонты.

Психологический туризм как отдых душой и телом

В каждом путешествии выбирается основная тема. Она тесно переплетается с выбором места проживания, экскурсиями, изучением достопримечательностей и др. Тематика путешествия известна заранее, психолог может незначительно скорректировать тему, если на это есть запрос группы.

Обычно группа состоит из 12-14 туристов (это оптимальное количество) и тренера-психолога. Он составляет программу психологических тренингов. Также психолог работает с каждым участником развивающего путешествия с целью научить избавляться от плохих и негативных мыслей, освоить навыки саморегуляции и медитации. С группой часто едут и организаторы поездки, чтобы путешествие было более комфортным и хорошо спланированным.

Что входит в программу психологического туризма?

Основу психологического туризма составляют базовые положения гештальттерапии. Основной целью данного вида отдыха есть обретение внутренней гармонии и психологической целостности, принятие себя, наполнение жизни осмысленностью, гармонизация отношений с миром с помощью специально организованной психологической помощи, тренингов и занятий. В пситуризме применяется много интересных техник таких, как фото- и видеотерапия и др.

В программу психологического туризма часто входят:

Для чего нужен и что дает человеку психологический туризм?

Таким образом, психологический туризм является новым и результативным способом отдыха. Он способствует избавлению от психологического напряжения и восстановлению работоспособности человека, расширяет горизонты личностного развития, формирует умение брать на себя ответственность за организацию своей жизни и способ мышления, способствует обретению новых эффективных копинг-стратегий и навыков справляться со стрессовыми ситуациями. Это прекрасная возможность отдыхать, развиваясь и познавая себя.