Синестезия болезнь. Синестезия - это что за явление в психологии? Виды синестезии

Синестезия – феноменальное состояние организма человека, при котором одни сенсорные (когнитивные) направления создают связь с другими подобными направлениями. Проще выражаясь – смысл или понимание чего-то одного, возможны в двух разных смыслах или концепциях. К примеру, обладающий таким феноменом человек способен не только видеть цвет, но с не меньшим успехом способен слышать цвет. Связь между направлениями образуется непроизвольно и последовательно во времени, исключает сознательный или произвольный характер.

Содержимое публикации

Личность и обладание феноменальной способностью

Испытывающая синестезию личность, не задумывается о создании связи. Для обладателя феномена отношения между парами ощущений или мыслей – явление само собой разумеющееся.

Поэтому синестезию следует рассматривать, скорее атипичным способом восприятия, но никак не состоянием здоровья или неврологической аномалией.

Феноменальное восприятие: 1 — вкусовые ощущения; 2 — функция осязания; 3 — функции слухового аппарата; 4 — чувства обоняния; 5 — функции представления

Люди, наделённые уникальными свойствами испытывать этот феномен на протяжении всей своей жизни, получили характеристику синестетов.

Наукой исследованы несколько видов синестезии. Между тем, все эти виды феноменального состояния относят к одной из двух групп:

  1. Ассоциативная.
  2. Проективная.

Обладатель ассоциативного вида феномена чувствует связь стимулов и чувств. Но обладатель проективного вида феномена реально видит, слышит, чувствует, или ощущает вкус стимуляции.

Например, для ассоциатора звуки скрипки могут создавать сильную ассоциацию с цветом синего неба. Проектор же способен не просто услышать мелодию скрипки, но также способен реально увидеть синий цвет, проецируемый в пространстве, как если бы скрипка существовала там физическим объектом.

Известны не менее 80 видов синестезии, но некоторые имеют большее распространение, чем другие.

Какие существуют виды синестезии?


Видение цифры цветом помогает обладателям уникальной способности проводить математический счёт проще и легче, чем это могут обычные люди

Наиболее часто встречающиеся виды феномена можно объединить следующим списком:

  1. Хрорестезия – общая форма синестезии, где звуки и цвета тесно связаны один с другом. Например, музыкальная нота «Ре» вполне может соответствовать зеленому цвету.
  2. Графемная окраска – распространенная форма, характерная тем, что графемы (буквы или цифры) воспринимаются цветом. Синестеты не связывают одни и те же цвета графемы один с другим. Такими людьми буква «A», к примеру, воспринимается красным цветом.
  3. Числовая ментальная форма или ряд чисел – восприятие, возникающее по причине видения или размышления о числах.
  4. Лексически-вкусовое восприятие – достаточно редкий вид, когда восприятие слухом даёт результат вкуса. Например, имя приятного человека воспринимается на уровне вкуса шоколада.
  5. Восприятие зеркальным отражением – тоже редкая форма, примечательная тем, что несёт разрушительную силу для жизни синестетов. При такой форме индивид чувствует ощущения как ответ на стимуляцию другим человеком. Например, наблюдая индивидуума, которого похлопывают по плечу, синестет чувствует хлопки на собственном плече.

Принцип действия синестезии

Учеными не изучен до конца полный механизм феномена. Тем не менее, существует версия, что принцип действия связан с усилением перекрестных помех, возникающих между специализированными областями головного мозга.

Согласно ещё одной версии, механизмом является уменьшение ингибирования в нейронном пути, что позволяет синестетам проводить мультисенсорную обработку стимулов.

Некоторые исследователи считают, что синестезия основана на способностях мозга, извлекать и назначать формы стимула (идеастезия).


Процентный расклад феноменального общества: 1% — диагностировано расстройств аутистического характера; 0,04% — доля аутистов синестетов; 4% — охваченные феноменом синестезии

Психологи, изучающие феномен, заявляют, по меньшей мере, о 4% населения мира, обладающего уникальным восприятием. При этом более 1% людей имеют синестезию цветом (цветные цифры и буквы). Женщин с таким феноменом больше, чем мужчин.

Некоторые исследования показывают повышенную предрасположенность к синестезии у людей с и людей с характерными признаками «левши».

Независимо от того, имеется или не имеется генетическая предрасположенность, необычная форма восприятия активно обсуждается в научных кругах.

Может ли развиваться синестезия?

Имеются документированные случаи, когда у обычных людей отмечалось развитие синестезии. В частности, причиной тому являлись:

  • травма головы,
  • инсульт,
  • опухоли головного мозга,
  • эпилепсия височной доли.

Временная способность нередко проявляется от воздействия мескалина, психоделических препаратов, полусинтетических психоактивных веществ типа ЛСД, а также в результате сенсорной депривации или в результате медитации.


Препараты психоделического, а также психоактивного действия, провоцирующие появление синестезии

Людям, не обладающим синестезией, вполне доступно развитие ассоциации между различными чувствами посредством сознательной практики. Потенциальным преимуществом для такого развития является улучшение функций памяти и времени реакции.

Например, человек реагирует на звук быстрее, чем на зрение, или вспоминает серию цветного ряда лучше, чем ряд чисел. Некоторые люди с хроместезией имеют идеальную основу для развития, потому как способны идентифицировать надписи определёнными цветами.

Синестезия тесно связана с необычными творческими и уникальными познавательными способностями. Например, синестет Дэниел Таммет (Daniel Tammet) установил рекорд математических вычислений — 22 514 цифр числа «Пи», используя способность видеть цифры в памяти как цвета и формы.

Так, что же это за удивительное явление, которое не относится учёными к разряду психических расстройств, но несомненно претендует на характеристику отклонений от нормы? Возможно, для кого-то ответ найдётся на кадрах видео.

Что такое синестезия обзорным видео

Материал подготовил

Артём Лучко

Многие из нас лично встречали людей, которые чувствуют цвета там, где их нет, ассоциируют имена со вкусами или визуализируют музыку. Ну или хотя бы знают, что они существуют. Долгие годы учёные не воспринимали эти причуды сознания всерьёз, принимая эти явления как продукт гиперактивного воображения или даже психического расстройства.

В последние годы синестезия (пусть и неохотно) постепенно принимается наукой в качестве реального явления с реальным неврологическим обоснованием. Некоторые исследователи даже считают, что её изучение может дать подсказки к тому, как организован мозг и как работает наше восприятие. Мы решили разобраться, что такое синестезия, пообщавшись с научным куратором Российского синестетического сообщества, а также поговорили с сами синестетами, чтобы подробнее узнать о том, каково это - иметь такое необычное восприятие.

Что такое синестезия?


В самой общей перспективе под синестезией понимают необычное сенсорное переживание, возникающее в ответ на восприятие или мысль об определённом системном явлении действительности. Примером синестезии может служить восприятие музыки, человеческой речи или букв в цвете (т. н. «цветной слух» - старый термин, обозначавший, как выяснилось после обнаружения ещё около сотни видов, лишь частное проявление синестезии).

Однако в отличие от «рукотворных», художественных или технических сопоставлений, например, музыки и цвета (цветомузыки, визуализаторов и т. п.), посредством которых их создатели осмысленно и планомерно пытаются выразить определённую идею или воплотить техническую функцию, синестезия проявляется помимо воли человека (называемого синестетом) на субъективном уровне и в момент первого появления в очень раннем детстве сознательного значения не несёт . Необычность синестетического восприятия как раз и заключается в том, что это непроизвольная, дополнительная, статистически необычная реакция. В беседах с синестетами обычно не удаётся проследить, откуда и почему синестетические переживания имеют именно такое, а не иное содержание. Более того, используя определённые методы, психолог прямо в лабораторной ситуации может вызвать у синестета новые синестетические реакции, которые по качеству (например, новому цвету) совершенно непредсказуемы ни для экспериментатора, ни для испытуемого. (В моих экспериментах у синестетов, воспринимающих цвета дней недели, проявлялся цвет выдуманного дня недели.)

Все эти факты приводят к однозначному заключению, что синестезия - это не сенсорные ассоциации, а непосредственное порождение самой активности мозга. Кроме того, синестезию, как я уже обозначил выше, характеризует системность тех явлений, которые воспринимаются синестетически. Обычно это явления действительности, отражающие деятельность человека и выражающиеся в группах или категориях («ноты», «фонемы», «буквы», «числа» и т. п.). Как можно заметить, посредством этих «категорий» (или «семиотических систем») человек адаптируется к миру и воссоздаёт старые или создаёт новые смыслы.

Откуда растут корни этого явления?


Синестезия - это феномен, причины которого могут быть различны. Отталкиваясь от причин, мы делим синестезию по типам: интоксикационная, травматическая, гипнагогическая и гипнопомпическая (в момент перехода от бодрствования ко сну и обратно), депривационные синестезии, синестезии в изменённом состоянии сознания (ИСС-синестезии) и др. Схожесть переживания типов синестезии не указывает на единообразие причин, их вызывающих. Например, синестезия естественного развития (врожденная синестезия) - предмет моего исследования - предположительно, является результатом взаимодействия генетического наследования и своеобразного влияния среды.

В подавляющем большинстве случаев синестезия представляет собой независимый и самодостаточный феномен. Например, советский психофизиолог С. В. Кравков характеризовал синестезию как группу особых разновидностей координации органов чувств, которые в резкой форме «выражены у сравнительно ограниченного круга субъектов». Они проявляются в ощущениях и представлениях, которые для данной модальности «инородны и относятся по своему качеству к другим чувствующим системам». Он также отмечал непроизвольность и «навязчивый характер», разнообразие и вероятное наследственное происхождение синестезии, особо подчёркивая, что «все подобного рода явления отнюдь не порождаются фантазией отдельных лиц и не служат показателем какой-либо их психопатичности» (Кравков, 1948). Лица, восприятие которых отличается синестетическими особенностями (а их по статистике около 4 %), в прочих своих проявлениях не отличаются от нас с вами, разве что, как показывают результаты моих исследований и исследования моих зарубежных коллег, синестеты могут демонстрировать большую склонность к творческой деятельности и более продуктивны в тех видах деятельности, которые связаны со «стимулами», вызывающими у них синестезию.

Распространённость синестезии составляет 4,4 %, а самый распространённый вид - это ощущение дней недели в цвете

Синестезию изучают разные специалисты множеством способов. Отсюда и разнообразие выявляемых «корней явления». Например, результаты молекулярно-генетического, генеалогического и близнецового методов указывают на высокую вероятность того, что синестезия естественного развития - наследственный феномен. Однако среди прочих возражений имеются и те, что музыка, названия дней недели и другие явления, способные вызывать синестезию, являются сложными культурно обусловленными понятиями, и абсурдно было бы предполагать их непосредственное генетическое наследование. Как следствие, при объяснении генезиса синестезии мы должны учитывать значимость средового компонента и познавательного .

На мой взгляд, наследуется не конкретная реакция на конкретный стимул, а то, что можно назвать общим синестетическим фактором, который обретает форму под влиянием среды и обучения. То есть, вероятно, наследуется Синестетический Коэффициент (СинК) - числовое выражение степени обладания этим фактором в каждом индивидуальном случае. Над способом выявления СинК я сейчас работаю. Это будет способствовать объединению разных видов синестезии в исследовательские «кластеры» по степени проявления синестезии и связи, - грубо говоря, «количества» синестезии, которым обладает тот или иной синестет, со степенью его склонности к творчеству, характеру его памяти, абстрактного мышления, воображения и т. д.

Кроме того, объективными методами доказано, что головной мозг синестета структурно устроен несколько иначе, как на макро-, так и на микроуровнях. Функционально мозг синестета, по крайней мере в момент синестетического восприятия, тоже отличается от активности мозга несинестета и от работы мозга того же синестета, но в момент восприятия несинестетических стимулов. В целом можно сказать, что мы имеем дело с целым комплексом структурно-функциональных отличий, а не каких-то «точечных» изменений, как полагали ещё лет десять назад. Стоит предположить, что это комплексное отличие есть суть проявления сверхпластичности головного мозга синестета. От синестета к синестету такая сверхпластичность реализуется очень индивидуально и зависит, скорее всего, от наследуемого Синестетического Коэффициента.

Сколько в мире синестетов?


Исследование синестезии коллективом под руководством Джулии Симнер в Великобритании путём сбора самоотчётов на случайной демографической выборке показывает, что распространённость синестезии составляет 4,4 % и что самый распространённый вид - это ощущение дней недели в цвете. То же исследование выявило, что синестезия обнаруживает равномерное распределение среди мужчин и женщин (в чём я лично сильно сомневаюсь), а наиболее изучаемый вид - «цветные» буквы - встречается у 1 % населения. По моему многолетнему опыту, эти цифры либо несколько завышены, либо определённые культуры имеют больший процент синестетов. Я не проводил таких исследований на общей выборке в России, но по разным видам синестезии среди русскоговорящих синестетов первое и второе места по распространённости - у графемно-цветовой и музыкально-цветовой синестезии соответственно. Женщин среди анкетированных российских синестетов подавляющее большинство - 94 %.

Каково это – быть синестетом?


Как психолог могу лишь привести некоторые результаты исследований, которые, будучи статистическими обобщениями, не всегда могут быть перенесены на конкретный случай того или иного синестета. Сопоставление фактов выявляет некоторые отличительные свойства их познавательной сферы. Синестеты избирательно относятся к стимулам, вызывающим у них синестезию, то есть более чувствительны к ним. Они обладают более интенсивным восприятием в целом, особенно в той сенсорной сфере, к которой относятся их синестетические реакции. Упрощая, можно сказать, что их сознание в больше степени насыщенно сенсорными качествами. Частично (а конкретнее в том, что относится к стимулу или реакции) синестеты обладают более совершенными механизмами памяти: это так называемая «мнемоническая опора». Изучая иностранный язык, графемно-цветовой синестет будет воспринимать буквы нового алфавита в своеобразных цветах (случай В. В. Набокова) - так проявляется перенос категоризации на материал новых знаний. Синестеты также зачастую проявляют определённую склонность к самовыражению своего субъективного опыта при помощи соответствующих художественных средств.

В вопросе о том, действительно ли синестеты чувствуют дополнительные качества, содержится некоторый подвох, так как синестетическое восприятие не обязательно выражается в физическом чувстве, а может быть определённого рода стойким знанием или ассоциацией, неотступным впечатлением или сопровождающей образной формой.

Ангелина Кофманн

«Я вижу в цвете буквы и цифры, некоторые слова. Хотя слова в основном чувствую на вкус. Различаю по цветам запахи, звуки (голоса, песни, некоторые отдельные музыкальные инструменты). В некоторых случаях ещё могу сказать, какое слово, запах, буква на ощупь и по форме.

Когда только-только узнала, что эта способность так называется, и стала искать похожих людей в Сети, наткнулась на группу «ВКонтакте», где обсуждали, кто что и как видит и чувствует. Узнала, что дни недели тоже различаются по цветам, сначала не поняла. А потом как-то прислушалась к себе, и оказалось, что тоже вижу их по цветам. Так же и времена года, и месяцы.

Имя Пётр для меня красного цвета, а его другая форма - Петя - мягко-оранжевое. Почти все песни одной из моих любимых групп, Coldplay, - серо-голубые и похожи на туман. Самые вкусные слова - клавиша, completed. Английский язык по звучанию имеет серый цвет, французский - розовый, немецкий - красно-оранжевый. Иногда у людей бывают очень невкусные голоса, которые мне неприятно слышать. Или они используют слова, которые не нравятся мне на вкус. К сожалению, своей синестезии я пока не нашла применения. Просто радуюсь, что мой мир настолько цветной и многогранный.

Посторонние люди чаще всего говорят, что это бред. Что это ассоциации, и не более. А те, кто верит, первым делом спрашивают, какого цвета/вкуса их имя. Моя мама синестет. И ещё несколько знакомых, но мало. Вообще, я думаю, их больше, просто они не знают об этом. Некоторые узнали об этом от меня, а раньше, как и я, просто жили с этим и не задумывались».

Максим Прошутинский

«По итогам не досконального исследования, как я понял, у меня фонемно-цветовая, осязательно-фонемная и ещё не определённая синестезии. Вижу цвета знакомых мне слов, букв, цифр на слух и на вид. Также при этом возникают чувства, которые я фантомно осязаю у себя в мозге (как часть тела). И те же осязательные ощущения возникают при осознании чего-либо, к примеру, времени года воспоминания, или при ощущении человека, или при эмоциональном состоянии, при многом другом. С возрастом эти чувства значительно угасли, но я всё ещё их чувствую, но не так приторно и навязчиво.

При осознании моей бывшей девушки навязчиво ощущался осязательный запах в мозге в районе затылка, как будто вошёл в пекарню и там приторно пахнет подслащенным мучным. Сам себя я ощущаю в разные периоды жизни по разному. В 8 лет, к примеру, было что-то вроде послевкусия халвы сзади мозга... но очень отдалённое сравнение, ближе придумать не могу. 13 лет - корица с сахаром, немножко перчёно и приятно остро по бокам мозга (как иголка). 18 лет - как ощущения упоения водой после сильной жажды, внизу мозга, но тоже далёкое сравнение... Сейчас - 19 лет - запах алоэ внизу мозга. Многие совершенно разные по значению, но немного похожие по звучанию слова осязаются почти одинаково, из-за этого, бывает, я их путаю: к примеру, стол и кора, стакан и собака, граф и трон.

Синестезия помогает мне в жизни, систематизируя мою память. А ещё очень удобно подумать о чём-нибудь, запомнить осязание мысли, и тогда она точно не забудется. В работе не сильно помогает. Чуть-чуть. Я режиссёр монтажа, и если представить последовательность дублей и кадров в виде пазла, который я собираю, то могу сказать, что я ощущаю каждый кусочек пазла, и это мне позволяет чуть легче собирать его».

Ольга Балла

«Я постоянно чувствую (то есть ощущаю как «фон» восприятия всего вообще) цвета и некоторые «физические» характеристики (влажность/сухость, тепло/холод, высоту/низину, шершавость/гладкость, блеск/матовость…) букв, звуков речи и цифр. Очень долго (лет до 12) я была уверена, что это норма и свойственно всем. Но и сейчас мне трудно представить себе, как это люди этого не чувствуют: что же, когда они читают текст или видят ряд цифр, у них перед внутренними глазами чёрно-белая картинка или вообще ничего?! Я же всё время в этом живу! Я помню, как-то сказала «сладковато-синий», и собеседник не понял, о чём речь (а речь-то шла о букве „ч“, мы вспоминали имя человека, я говорю - «там что-то сладковато-синее, должна быть буква „ч“»). Наверное, если смотреть извне, это может показаться необычным - соединение вкуса, цвета и буквы, прямой выход от цвета и вкуса на букву. Но для меня-то нормально!

Синестезия очень помогает запоминать и вспоминать имена, цифры, телефоны, даты - всё это запоминается как цветовые пятна. С другой стороны, трудно установить внутренние отношения с тем, у чего дисгармоничная, «неудобная» цветовая внутренняя картина (следственно, её труднее запомнить). Хорошо запоминается, скажем, 47 - синий-тёмно-тёмно-зелёный, но плохо 48: синий – липко-тёмно-вишнёвый. Ловила себя на внутреннем сопротивлении восприятию людей, цвет имени которых не нравится или дисгармоничен (скажем, имя Евгений - мучительного невнятного цвета овсяной каши. Но я-то понимаю, что Евгений не виноват.

С работой моё восприятие никак не пересекается, не больше, чем со всем остальным (я вообще-то журналист и пишу тексты)».

Виды синестезии


У некоторых разновидностей нет названий, поэтому учёным иногда приходится импровизировать, создавая их для своих публикаций и докладов прямо на ходу. Например, мне пришлось подбирать «красивые» термины для цветовой синестезии на эмоции, вкусовой на боль и восприятия человеческих лиц (типажей), и получилось что-то вроде «аффективно-цветовая» и «альго-гастическая». Для третьего вида, выражающегося в виде фактурных «аур», я предложил сочетание «аурическая синестезия». А вот как назвать графемную синестезию с фонемными закономерностями, заключающимися в том, например, что схожие по написанию буквы Е и Ё вызывают разные цвета, а вот У и Ю, разные на письме, но схожие по фонемному составу, дают оттенки одного цвета, - остаётся для меня вопросом.

Одни из самых распространённых
видов синестезии

Музыкально-цветовая синестезия - восприятие музыки в виде закономерно и непроизвольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн

Графемно-цветовая синестезия - появление цветовых ассоциаций с очертаниями букв или цифр

Фонемно-цветовая синестезия - связь звучания человеческой речи с разными цветами

Фонемно-вкусовая синестезия - появление вкусовых ассоциаций от звучания отдельных слов

Исследователь синестезии также должен использовать свою фантазию при определении подвидов синестетических проявлений. Возьмём так называемую музыкальную синестезию. Использовать это название в повседневных рассказах о своей синестезии можно, но в исследовательской терминологии этого бывает недостаточно. Дело в том, что подвидов музыкальных синестезий насчитывается чуть ли не десяток. Это и восприятие в разнообразных оттенках или иных качествах разновысотных звуков (нот), и оригинальное восприятие ладов, тембров инструментов, авторских и стилистических разновидностей музыки, её жанров, отдельных композиций и т. д. У каждого музыкального синестета выделяется определённый аспект, который и воспринимается синестетическим способом. То же самое можно сказать о понятии числа (при синестезии на числа), шумов и звуков, эмоций, типажей и т. д. Для экспериментатора важна точность анализа изучаемого подвида, так как в основе каждого из них лежат разные когнитивные механизмы.

Что стимулирует синестезию?


Синестезия проявляется не постоянно, а избирательно. Насколько часто, зависит от той системы стимулов, которые её вызывают. Понятно, что если у вас синестетические ощущения вызывает музыка, то переселившись в тихое место и поставив себе рингтон в виде свиста дельфина или гуканья мартышки, есть все возможности не пережить синестезию больше никогда. В иных случаях, при иных разновидностях стимулы-триггеры избежать не удастся, так как они принадлежат любому проявлению той или иной сенсорной модальности, например, синестезию может провоцировать любой вкус или любые шумы. Заметьте, что мой эксперимент с выдуманным, восьмым днём недели, который в конце концов стал у испытуемых вызывать цвет, косвенно указывает на то, что синестезируется не физический стимул как таковой , а представление о нём, значение, приписываемое определённому физическому событию. Поэтому, может быть, наш синестет-отшельник так соскучится по музыке, что услышит её в дельфиньем свисте.

Любопытные проявления синестезии


Для меня все проявления синестезии одинаково интересны и загадочны, и механизмы её возникновения и порождения и по функции, и по содержанию скрыты от самого синестета. В отличие от ассоциаций, метафор и других когнитивных стратегий, в итоговом содержании которых отражается опыт и научение, синестезия - это внутренне порождённый процесс (эндогенный генезис).

Синестезия возникает в очень раннем детстве, когда значения содержания реакций ещё просто не сформированы и приобретают интерпретацию postfactum. Даже самый незамысловатый на первый взгляд вид синестезии представляет собой некоторое отражение скрытой сложнейшей работы головного мозга.

Конечно, я встречал множество необычных проявлений этого феномена, но эта необычность содержания синестетических стимулов и реакций, таких, к примеру, как цвет движений собственного тела, звук зрительно воспринимаемого движения, цвет и фактуры оргазма, пусть и придаёт пикантность и дополнительную интригу, с научной точки зрения важна как возможная отправная точка серьёзного исследования.

Синестезия помогает или мешает жить?


В большинстве случаев наличие синестезии не является помехой. Как может быть помехой явление, с которым можно прожить всю свою жизнь, так и не узнав, что оно у тебя было? Навскидку вы не отличите человека, обладающего синестезией, от человека, таковой не обладающего. Как я уже сказал, не зная об этом феномене, синестет и сам себя не отличит от несинестета. Вы вот знаете, сколько у вас родинок на голове под волосами? В большинстве случаев синестезия абсолютно нейтральное явление: есть, и всё тут. Часто кажется, что сами исследователи находятся в большем восторге от этого феномена, чем его обладатели. Стоит, однако, признаться, что в одном случае из ста синестетические реакции действительно являются причиной преодолимой интерференции для процессов восприятия, внимания и памяти. Эти случаи (назовём их случаями с избыточно высоким Синестетическим Коэффициентом) по очевидным причинам чаще становятся известными, но их, несмотря на это, гораздо меньше, чем случаев положительного и даже восторженного отношения к собственным синестетическим особенностям.

Утилитарное значение синестезии всегда почему-то ставится в основу оценки самого феномена. Давайте разберёмся. Есть проявления синестезии, а есть - сопряжённые с ней свойства и качества. Проявления - это только вершина айсберга возможностей. По моим наблюдениям и по результатам исследований, например, графемно-цветовые синестеты по большей части наделены «гуманитарными» мозгами, синестеты с аурической синестезией - великолепные физиогномисты и бытовые психологи (необязательно филантропичные, кстати), а в синестете со вкусовыми ощущениями, вероятно, сладко дремлет шеф-повар, ну и т. д. Используя синестезию как телефонную книжку, напоминатель паролей, визуализатор мелодий или spell-checker, человек, обладающий синестезией, рискует застрять в поверхностной утилитарности и так и не добраться до глыбы творческих возможностей.

Майкл Хаверкамп

Некоторые синестеты находят практическое применение своим необычным способностям, и отдельные компании набирают таких людей для выполнения необычной работы. Например, в компании Ford существует такая должность, как эксперт-синестет. Его задача заключается в том, чтобы трогать, нюхать и слушать автомобили. Мы связались с Майклом Хаверкампом, и он рассказал нам об особенностях своей профессии.

«В принципе, моё восприятие такое же, как и у всех остальных. Однако мои чувства по-особому связаны между собой. В качестве примера: когда я слышу звуки или слушаю музыку, я вижу перед собой цвет и форму.

Меня всегда интересовала техника, музыка и искусство. Во время учёбы на электроинженера, я изучал коммуникационные технологии и акустику. Важной частью акустики является передача звуковой волны через человеческое ухо и нейронная обработка сигналов. Психология слуха играет важную роль. Когда я работал инженером автомобильной акустики, я, помимо прочего, участвовал в изучении вибраций автомобиля, шума тормозов, звукового излучения и в улучшении качества звука автомобиля. За это время мне стало ясно, что эффект воздействия звука на человеческое восприятие невозможно понять полностью без учёта данных других органов чувств. Очень важно знать, какие изображения возникают в голове у человека при прослушивании музыки. Если вы слышите, как кто-то касается поверхности, что вы при этом почувствуете, как это будет выглядеть?

После разработки методологии подхода мультисенсорной оптимизации компонентов автомобиля у меня появилась полноценная должность в качестве специалиста по кросс-сенсорной гармонизации восприятия качества автомобиля. Помимо работы по оптимизации, я написал книгу, в которой описано моё понимание всех чувств и ощущений (Синестетический дизайн. Справочник для мультисенсорного подхода. Birkhäuser, 2013).

В настоящее время автомобилям среднего класса и класса люкс выставляются высокие требования по «восприятию» их качества. Оценка внешнего вида, звука и тактильного восприятия материалов обычно производится в рамках специализированных отделов. Следующий шаг, который часто игнорируется, - оптимальное согласование чувственного восприятия компонентов автомобиля. Когда человек трогает какой-либо материал, он должен чувствовать на ощупь и слышать именно то, что он ожидает от внешнего вида этого материала. Индивидуальное восприятие является хорошим началом для расширения творческих возможностей. Однако каждый подход должен зарекомендовать себя перед окончательным утверждением. Конечный дизайн продукта должен подходить для всех клиентов. Мы используем научные тесты и исследования, основанные на отзывах наших покупателей, чтобы убедиться в том, что мы движемся в правильном направлении.

Запахи бензина, масла, пластмассы и металла не входят в рейтинг самых приятных материалов. Запах натуральных материалов нравится мне намного больше, например, запах кожи или натуральной ткани. Но в некоторых случаях я ощущаю, что даже запах бензина является уместным, например, для старомодной модели. Запах кожи является предпочтительным в Европе и Северной Америке, но клиентам из Японии, Китая и Индии не нравится отделка, которая пахнет кожей. В компании Ford мы нацелены на «чистое» восприятие интерьера без интенсивного аромата. Почти каждая автомобильная компания пытается оптимизировать внешний вид, сенсорное восприятие, звук и запах своих автомобилей. Однако подход к оптимизации чувств является новшеством для автомобильной отрасли».

Как общество воспринимает синестетов?


Более традиционно мыслящие люди могут демонстрировать одну из сторон двоякого стереотипа в отношении к синестезии, как к феномену, выбивающемуся из «статистической нормы». С одной стороны, могут выдаваться патологизирующие шаблоны, с другой - стремление водрузить феномен синестезии на пьедестал, наделяя её романтическим характером гениальности-по-умолчанию. Люди с более открытыми взглядами, признающие значимость многообразия проявлений человеческих типов и принимающие неопределённость различий субъективного восприятия, при оценке синестезии начинают задавать вопросы, выясняя для себя суть этого явления. Такие люди воспринимают этот необычный феномен с неподдельным удивлением и любопытством.

Кто из известных личностей является синестетом?


Существуют биографические свидетельства, чаще от первого лица, что синестетическими способностями обладали такие выдающиеся личности, как Ричард Фейнман (лауреат Нобелевской премии по физике), философ Людвиг Витгенштейн, писатель Владимир Набоков, композиторы Ференц Лист, Николай Римский-Корсаков, Дьёрдь Лигети, Оливье Мессиан, Ян Сибелиус, теоретик и музыкант-колоколист Константин Сараджев, джазист Дюк Эллингтон. Спешу предупредить, что хоть наличие синестезии и делает кого-то обладателем экстраординарного восприятия, но к нему в довесок автоматически не прилагается авторство романа «Лолита», оперы «Садко» и первенства в открытии принципов квантовой электродинамики.

Как узнать, что вы синестет?


Синестезию можно обнаружить у себя, зная об особенностях этого феномена, путём рефлексии и сравнения закономерностей своего восприятия с восприятием других людей. Некоторые синестеты могут прожить всю жизнь, так и не узнав о своих особенностях. Другие осознают, что их восприятие отличается от восприятия их знакомых, родственников и друзей, но не знают, что у этой особенности есть своё название и что её плодотворно изучает широкий круг учёных.

Можно ли развить у себя синестезию?


В научной практике было несколько безрезультатных попыток «развить» синестезию под строгим лабораторным контролем. Всё, чего удалось добиться, - это межсенсорные ассоциации, которые хоть и напоминают отчасти синестетические переживания, ими не являются. Как уже было сказано выше, синестезия - это системное и непроизвольное переживание дополнительного сенсорного качества, и непосредственные механизмы порождения и проявления этого переживания скрыты от синестета. Синестезия - добавочное переживание и не исключает параллельного, одновременного протекания более типичных, свойственных всем нам ассоциативных переживаний, и уже исключительно по этой причине неравнозначна им. Это означает, что синестет, помимо синестетических ощущений, связанных с тем или иным стимулом, может иметь и обыкновенные ассоциации, вызываемые тем же самым стимулом. Научными экспериментами не раз доказано, что сознательно развить синестезию невозможно, поэтому, например, мнемонические техники, ссылающиеся на случай синестета-мнемониста С. Шерешевского, мягко говоря, вводят публику в заблуждение. Для того чтобы иметь уникальную память, как у Соломона Вениаминовича, надо для начала обладать такими же уникальными, в той или иной мере врождёнными, свойствами восприятия.

Какой звук имеет жёлтый цвет? Какого цвета цифра 3? Для большинства людей эти вопросы покажутся вздорными, бессмысленными, в лучшем случае – поэтическими. Однако некоторые люди смогут дать на них прямые ответы, основываясь на собственном опыте. У людей с синестезией чувства и ощущения самопроизвольно и необратимо смешиваются.

Термин «синестезия» происходит от греческих корней «син» – вместе, и «эстезио» – чувство. При синестезии звуковая информация может обретать запах, и т.д. Возможны любые смешения чувств, однако некоторые из комбинаций наиболее распространены среди синестетиков.

Виды синестезии

Графемно-цветовая синестезия

Определённые буквы или цифры оказываются связаны с цветами, и это наиболее изученный тип синестезии. Интересно, что зачастую разные люди выстраивают одинаковые связи, например, буква А чаще всего воспринимается как красная. С буквами и цифрами связан ещё один тип синестезии – локализация последовательностей. При таком состоянии люди склонны видеть цифры на разном расстоянии в пространстве. Так, число 3 может стоять дальше, чем число 4, и так далее.

Хроместезия или фонопсия

Люди с хроместезией могут видеть нечто напоминающее фейерверк цветов, когда слышат поблизости определённые звуки. Это могут быть голоса людей, музыка или звуки транспорта.
У некоторых синестетиков только один конкретный звук вызывает подобный эффект, другие видят в цвете сразу несколько разных звуков.

Числовая линия

Когда некоторые люди представляют себе числовой ряд, он обретает определённую форму, всегда одну и ту же.

Порядковая лингвистическая персонификация

Всё, что имеет последовательность, например, дни недели, месяцы, буквы и числа, – ассоциируется у синестетиков с личностями, то есть как бы оживает в их сознании.
Хотя этот феномен не связан со сферой чувств, его, тем не менее, включают в число проявлений синестезии, поскольку он возникает постоянно и непроизвольно.

Лексико-гастическая синестезия

При этой редкой форме синестезии слова буквально обретают вкус. Например, слово «компьютер» может по вкусу напоминать клюкву. Иногда такие ассоциации бывают связаны с буквенным составом слова. Например, первая буква «к» может быть на вкус как клюква.

Акустико-тактильная синестезия

Это ещё одна из редких форм этого состояния, при которой некоторые звуки вызывают у человека физические ощущения в разных частях тела.

Эмпатия прикосновений

Ещё более редкая форма синестезии, выражающаяся в том, что вы буквально ощущаете то же самое, что и другой человек. Если вы видите, как кому-то больно, вы тоже начинаете испытывать боль.

У кого бывает синестезия

Согласно статистике, это явление наблюдается у 1-20 человек из 2000. Ранние исследования феномена свидетельствовали, что синестезия более характерна для женщин, однако в более современных работах отмечается, что среди мужчин и женщин число синестетов примерно одинаковое.
Синестезия может передаваться по наследству, а также возникать как последствие инсульта или апоплексического удара, а также как форма компенсации в результате потери зрения или слуха.

Как изучают синестезию

Одной из проблем в изучении этого явления является то, что учёным приходится полагаться на словесные описания синестетов. Однако существуют тесты, позволяющие подтвердить или опровергнуть их слова.


Например, на листе бумаги человек с графемно-цветовой синестезией мгновенно найдёт букву А среди сотен других букв, потому что она для него ярко-красная. Существуют также тесты на поиск латинской S и цифры 2.

Почему возникает синестезия

Наше восприятие – это по сути цепочки электрических сигналов в мозге. Обычно определённые участки мозга отвечают каждый за «свою» информацию. Так, затылочные доли содержат сведения о зрительных образах, а височные доли – о звуках. Синестезия может возникать из-за неожиданных взаимосвязей и обмена информацией между удалёнными друг от друга участкам мозга. Возможно, в этом кроется объяснение того, почему мы больше всего знаем о графемно-цветовой синестезии. Дело в том, что буквы и цифры воспринимаются на стыке между теменной и височной долями. Информация о цветах располагается сравнительно близко, и это значит, что поступающая информация может смешиваться.
В молодом возрасте у нас больше мозговых связей, чем в пожилом. С годами схема связей упрощается, возможно, чтобы наше понимание мира становилось более логичным. Синестезия может стать результатом неостаточного упрощения. Есть и другая теория: в мозгу есть механизм защиты от переизбытка информации. Если этот механизм функционирует с перебоями, возникает синестезия. В пользу этой версии говорят случаи возникновения синестезии в результате повреждения мозговых функций при инсульте или апоплексическом ударе.

Является ли синестезия неврологическим заболеванием

Хотя синестезия является особенностью протекания процессов обработки информации в головном мозге, называть её болезнью было бы неправильно. Этот феномен не влияет на качество жизни. Синестетики просто видят мир по-другому. Большинство из них не подозревает, что они чем-то отличаются от других людей, пока это вдруг не выясняется случайным образом в процессе общения. Кстати, есть мнение, что синестетики более склонны к творчеству.
Интересно, что в той или иной степени все мы проявляем своего рода синестезию. Например, в одном масштабном исследовании людям показывали две фигуры: одну – с острыми углами, вторую – более округлую. Надо было выбрать, какую фигуру назвать «Буба», а какую – «Кики». 98% людей независимо от возраста и образования назвали Бубой фигуру с плавными очертаниями, а Кики – фигуру с ломаным краем. Получается, что наш мозг может выстраивать непроизвольные ассоциации, похожие на те, что возникают у синестетиков, хоть и более слабые.

Синестезия как явление ещё раз доказывает, как удивителен и сложен наш мозг, и сколько открытий нам ещё предстоит сделать, изучая его.

(вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

Вкусовая синестезия - появление вкусовых ассоциаций от каких-либо слов, образов. Такие синестеты могут, например, слышать любимую песню каждый раз, когда едят шоколад.

Чаще всего встречаются синестеты с цветовыми или фактурными ассоциациями на буквы, цифры и слова (например, буква А всегда кажется ярко-зеленой).

Феномен синестезии известен науке на протяжении уже трех столетий. Пик интереса к ней пришёлся на рубеж XIX и XX веков. Тогда смешением чувств заинтересовались не только медики, но и люди искусства. Так, в 1915 году был создан специальный инструмент для исполнения световой партии в «Прометее » Александра Скрябина . В 1970-х были популярны концерты «музыка + свет», в которых использовался «световой орга́н » - музыкальный инструмент, извлекавший не только звуки, но и свет.

Истоки причин соединения видимого и слышимого восприятия на человеческие рецепторы уходят в глубь веков. Еще в древности существовало искусство под названием синкретика, то есть неделимое на роды и виды. Цвет и звук в сознании первобытных предков принадлежали определенным предметам, а восприятие предметов было конкретным. Именно поэтому танец и свет от пламени костра, которые были обязательными ритуальными действами, являлись нераздельными и исполнялись в определенных и предназначенных для этого случаях.

Следует учитывать, что синестезия не является психическим расстройством .

См. также

Ссылки

  • Córdoba M.J. de, Hubbard E.M., Riccò D., Day S.A., III Congreso Internacional de Sinestesia, Ciencia y Arte, 26-29 Abril, Parque de las Ciencias de Granada, Ediciones Fundación Internacional Artecittà, Edición Digital interactiva, Imprenta del Carmen. Granada 2009. ISBN 978-84-613-0289-5
  • Córdoba M.J. de, Riccò D. (et al.), Sinestesia. Los fundamentos teóricos, artísticos y científicos, Ediciones Fundación Internacional Artecittà, Granada 2012. ISBN 978-84-939054-1-5
  • Cytowic, R.E., Synesthesia: A Union of The Senses, second edition, MIT Press, Cambridge, 2002. ISBN 978-0-262-03296-4
  • Cytowic, R.E., The Man Who Tasted Shapes, Cambridge, MIT Press, Massachusetts, 2003. ISBN 0-262-53255-7 . OCLC 53186027
  • Marks L.E., The Unity of the Senses. Interrelations among the modalities, Academic Press, New York, 1978.
  • Riccò D., Sinestesie per il design. Le interazioni sensoriali nell"epoca dei multimedia, Etas, Milano, 1999. ISBN 88-453-0941-X
  • Riccò D., Sentire il design. Sinestesie nel progetto di comunicazione, Carocci, Roma, 2008. ISBN 978-88-430-4698-0
  • Tornitore T., Storia delle sinestesie. Le origini dell"audizione colorata, Genova, 1986.
  • Tornitore T., Scambi di sensi. Preistoria delle sinestesie, Centro Scientifico Torinese, Torino, 1988.
  • Сайт сетевого сообщества синестетов: новости и наука о синестезии, синестезия в искусстве, исследование связи произвольной и непроизвольной синестезии, антропология синестезии
  • Что такое синестезия: мифы и реальность - Опубликовано в «Leonardo Electronic Almanac», v.7, 1999 , N 6
  • Психолог Владимир Леви о феномене синестезии в своем проекте "Жизневедение в Вопросах и Ответах".

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Синестезия" в других словарях:

    - (от греч. synaisthesis соощущение) явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств (напр., цветной слух звуковые переживания… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от др. греч. synaisthesis соощущение) Понятие, означающее форму восприятия, характеризующуюся связями между чувствами в психике, а также результаты их проявлений в конкретных областях искусства: а) поэтические тропы и стилистические фигуры,… … Энциклопедия культурологии

    - (греч.) сопутствующее, вторичное представление; факт возникновения при раздражении какого либо органа чувств не только соответствующего ему ощущения, но одновременно и ощущения, соответствующего др. органу чувств. Так, при звуках трубы… … Философская энциклопедия

    - [нем. Sunästhesie Словарь иностранных слов русского языка

    Синестезия - Синестезия: взаимодействия в процессе чувственного отражения в мышлении воспринимаемой информации с образованием межчувственных связей...