Убойные стройки хх века. Главный Туркменский канал

На вопрос какие крупные стройки 30-х годов xx века в россии?? заданный автором Второстепенный лучший ответ это Индустриализация - процесс создания крупной, технически развитой промышленности, прежде всего отраслей, которые производят орудия и средства производства. Курс на индустриализацию был принят на XIV съезде ВКП (б) в декабре 1925 года. Съезд поставил задачу превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их, и на этой основе добиться технико-экономической независимости Советского Союза от капиталистических стран.
В 1927 году XV съезд ВКП (б) утвердил директивы по составлению первого пятилетнего плана.
Важнейшими стройками первой пятилетки были Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде.
Вторая пятилетка (1933 - 1937) была утверждена в 1934 году на XVII съезде ВКП (б) .
Важнейшие стройки второй пятилетки: завершение строительства Урало-Кузнецкого комбината - основной угольно-металлургической базы на востоке страны, Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения и др. В Москве в 1935 году была открыта первая линия метро. Создавались новые промышленные районы в Поволжье, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Велось значительное школьное строительство. Всего за годы второй пятилетки было построено 4500 крупных промышленных предприятий.
Третья пятилетка (1938 - 1942) была утверждена на XVIII съезде ВКП (б) в марте 1939 года. Она была прервана нападением Германии на СССР и, следовательно, не завершена.
Всего за годы пятилеток было построено 9 тыс. крупных промышленных предприятий. Индустриализация привела к значительному росту рабочего класса (с 9 млн. в 1928 до 24 млн. в 1940 г.) и инженерно-технической интеллигенции. На карте страны появился ряд новых городов: Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Новокузнецк и др.
Подробнее читайте

Ответ от Осоловеть [новичек]
Первые станции метрополитена.


Ответ от Бульбозавр OOO [гуру]
В 30-тые годы прошлого столения в стране формировалась мощная индустрия. Строились такие значительные по тем временам промышленные предприятия, как Уральский машиностроительный завод. Магнитогорский металлургический завод, Горьковский автомобильный завод.
Выполнялся план ГОЭЛРО, а это строительство Днепровской гидроэлектростанции. Эта была самая крупная в то время в Европе стройку - мощность первой очереди ГЭС составляла 650 тысяч киловатт - возводила вся страна. В начале 30-х годов создавались промышленные предприятия во всех союзных республиках. Это и стройка Туркестано-Сибирской железной дороги" (1930 г.) , "Строительство плотины имени 1 Мая на реке Зеравшан в Узбекской ССР" (1930 г.) , Разработка нефтепромысла в Баку" (1935 г.). Создание современной индустрии во всех союзных республиках имело огромное значение для ликвидации фактической отсталости народов, обеспечения всестороннего прогресса в их развитии.
За 1928 - 1941 годы в СССР было построено 9 тысяч промышленных предприятий.

  • Укрепление централизованного русского государства и расширение его границ при Иване IV. Опричнина
  • "Смутное время" на русской земле
  • Русско–польская война 1654–1667 гг. И ее итоги. Добровольное воссоединение Украины с Россией
  • Начало модернизации России. Реформы Петра Великого
  • Крепостная Россия во второй половине XVIII века
  • Родословная таблица до Екатерины II
  • Крестьянская война 1773–1775 гг. Под предводительством е.И. Пугачева
  • Отечественная война 1812 года – патриотическая эпопея русского народа
  • Ордена Российской империи в порядке убывания иерархической лестницы и получаемой при этом степени дворянского состояния
  • Движение декабристов и его значение
  • Распределение населения по сословиям в Российской империи
  • Крымская война 1853-1856 гг.
  • Общественно–политические движения в России во второй половине XIX в. Революционные демократы и народничество
  • Распространение марксизма в России. Возникновение политических партий
  • Отмена крепостного права в России
  • Крестьянская реформа 1861 года в России и ее значение
  • Население России по вероисповеданию (перепись 1897 г.)
  • Политическая модернизация России 60–70–х годов XIX века
  • Русская культура XIX в
  • Русская культура в XIX столетии
  • Политическая реакция 80–90–х годов XIX века
  • Международное положение России и внешняя политика царизма в конце XIX века
  • Развитие капитализма в России, его особенности, причины обострения противоречий на рубеже XX века
  • Рабочее движение в России в конце XIX века
  • Подъем революции в 1905 году. Советы рабочих депутатов. Декабрьское вооруженное восстание – кульминация революции
  • Расходы по внешней защите страны (тыс. Руб.)
  • Третьеиюньская монархия
  • Аграрная реформа п.А. Столыпина
  • Россия в годы первой мировой войны
  • Февральская революция 1917 года: победа демократических сил
  • Двоевластие. Классы и партии в борьбе за выбор исторического пути развития россии
  • Нарастание революционного кризиса. КорнилоВЩина. Большевизация советов
  • Общенациональный кризис в россии. Победа социалистической революции
  • Второй всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов 25–27 октября (7–9 ноября) 1917 года
  • Гражданская война и иностранная военная интервенция в россии. 1918–1920 годы
  • Рост численности ркка в годы гражданской войны
  • Политика «военного коммунизма»
  • Новая экономическая политика
  • Национальная политика советской власти. Образование союза советских социалистических республик
  • Политика и практика форсированной индустриализации, сплошной коллективизации сельского хозяйства
  • Первая пятилетка в ссср (1928/29–1932 гг.)
  • Достижения и трудности в решении социальных проблем в условиях реконструкции народного хозяйства ссср в 20–30–е годы
  • Культурное строительство в ссср в 20–30–е годы
  • Основные итоги социально–экономического развития ссср к исходу 30–х годов
  • Внешняя политика ссср накануне великой отечественной войны
  • Укрепление обороноспособности ссср накануне немецко–фашистской агрессии
  • Великая отечественная война. Решающая роль ссср в разгроме фашистской германии
  • Трудовой подвиг советского народа в восстановлении и развитии народного хозяйства ссср в послевоенные годы
  • Поиск путей социального прогресса и демократизации общества в 50–60–е годы
  • Советский союз в 70–е – первой половине 80–х годов
  • Ввод в действие жилых домов (млн. Квадратных метров общей (полезной) площади жилищ)
  • Нарастание застойных явлений в обществе. Политический поворот 1985 года
  • ПроБлеМы развития политического плюрализма в переходном обществе
  • Кризис национально–государственного устройства и распад ссср
  • Численность и этнический состав населения республик в составе Российской Федерации
  • Экономика и социальная сфера Российской Федерации в 90–е годы
  • Промышленная продукция
  • 1. Топливно–энергетические отрасли
  • 2. Черная металлургия
  • 3. Машиностроение
  • Химическая и нефтехимическая промышленность
  • Промышленность строительных материалов
  • Легкая промышленность
  • Бытовые товары
  • Уровень жизни населения
  • Производство на душу населения, кг (в среднем за год)
  • Сельское хозяйство
  • Животноводство
  • Хронологическая таблица
  • Содержание
  • Лр № 020658
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • Культурное строительство в ссср в 20–30–е годы

    Среди ключевых факторов, которые позволили Союзу ССР в небывало короткие исторические сроки – к исходу 30–х годов – стать второй индустриальной державой мира (после США), был качественный поворот в сфере культурного развития народной массы. Этот социальный процесс вошел в историю страны как культурная революция . Ее основные задачи заключались в создании всеохватывающей системы народного образования и просвещения, развитии науки и подготовки кадров народной интеллигенции, воспитании человека, способного плодотворно участвовать в строительстве нового общества, приобщении людей труда к духовным богатствам, выработанным человечеством. Упор в становлении советской культуры был сделан на то, чтобы обогатить народы страны «знанием всех богатств, которые выработало человечество».

    Это была чрезвычайно сложная задача – наверстать в короткий срок то, что было упущено в течение столетий. До Великой Октябрьской социалистической революции три четверти населения России были неграмотными. Большинство народностей и этнические группы, в том числе малые народности Севера, Дальнего Востока, отчасти Северного Кавказа, не имели даже своей письменности, находились на крайне низком уровне культурной жизни. Положение осложнялось острой нехваткой подготовленных или просто грамотных кадров, материальных и финансовых средств, разрушительными последствиями империалистической и гражданской войн, иностранной военной интервенции.

    Государственные, партийные и общественные организации, преодолевая трудности, противоречия и ошибки, настойчиво решали многочисленные проблемы коренной перестройки всего дела народного образования и просвещения, развития высшей школы, науки и творчества, культуры и быта рабочих, крестьян, всех слоев населения.

    Уже в первые дни и месяцы после революции Советы в центре и на местах приняли энергичные меры по сохранению культурного наследия прошлого. Так, 25 октября (7 ноября) 1917 г. Петроградский Военно–революционный комитет назначил комиссаров по охране музеев и дворцов; а 27 октября (9 ноября) Наркомпрос организовал учет библиотек, создал комиссию по учету и контролю сокровищ Зимнего дворца.

    В первые месяцы Советской власти Совнарком принял ряд декретов об учете и регистрации памятников искусств и старины, о запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения, о сохранности библиотек и книгохранилищ, о национализации Третьяковской галереи и других художественных коллекций, о взятии под охрану усадьбы Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне, об увеличении средств (и это при крайнем дефиците финансов) на развертывание культурно–просветительской и издательской деятельности.

    В разгар гражданской войны местные Советы, партийные и общественные органы помогли Наркомпросу РСФСР взять на учет и сохранить более 550 старинных усадеб, около тысячи частных коллекций, 200 тысяч произведений искусства. Владельцам этих усадеб, ценных коллекций выдавались специальные охранные грамоты. «Мы ходим без сапог, – писал видный историк, заместитель наркома просвещения М.Н. Покровский (1888–1932), – а Эрмитаж во время революции и благодаря ей становится первым собранием мира после Лувра и Ватикана... Когда–нибудь русскому пролетарию поставят памятник именно за то, что он, далеко отброшенный всем своим тяжелым прошлым от науки и искусства, им, казалось, совсем чужой, в критические минуты не дал загубить эти редкие у нас тепличные растения, и, голодая и холодая сам, отогрел и выходил их для будущих поколений».

    В качестве приоритетной Советская власть выдвинула задачу приобщения к грамоте всей массы трудящихся, особенно подрастающих поколений. Например, уже 9 (22) ноября 1917 г. ВЦИК и СНК своим декретом учредили Государственную комиссию по просвещению под председательством Наркома просвещения А.В. Луначарского, а 18 июня 1918 г. Совнарком РСФСР принял Положение об организации дела народного образования в Российской республике, согласно которому в стране вводилось бесплатное и обязательное общее и политехническое образование для всех детей в возрасте до 17 лет. С осени 1918 г. начало действовать Положение ВЦИК о единой трудовой школе РСФСР, вводится новая орфография, разворачивается сеть курсов по подготовке учительских кадров, способных строить новую школу, растить человека в человеке. Это была одна из главных задач культурной революции. Ибо «культура, – по меткому высказыванию М. Горького (1868–1936), – есть организованное разумом насилие над зоологическими инстинктами людей».

    Значительно возросла сеть начальных, неполных средних и средних школ: со 124 тысяч в 1914/15 уч.г. – до199 тыс. в 1940/41 уч. г. Соответственно, число учащихся в школах возросло с 9,7 млн. до 34,8 млн. В 1940/41 учебном году численность учителей превысила 1,2 млн. против 280 тыс. в 1914/15 уч. г.

    Огромную работу проделали созданное в 1923 г. Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность», добровольцы–культармейцы и комсомол. За 1920–1940 гг. грамоте обучили 60 млн. человек. Общая грамотность граждан в возрасте от 9 до 49 лет достигла в 1939 г. 87,4%. Советская власть помогла впервые обрести национальную письменность 48 нациям и народностям СССР, в том числе 13 малым народам Крайнего Севера. Добровольно принятым народами СССР средством общения более чем для 120 этносов страны стал русский язык, который открыл всем им широкий доступ к духовным богатствам отечественной и мировой культуры. Русский народ оказал огромную по объему бескорыстную помощь нациям и народностям СССР в развитии культуры, организации книгопечатания, издания газет и журналов на 60 языках, в возрождении разнообразных видов национальных искусств.

    В 30–е годы в стране стало обязательным всеобщее начальное образование, завершился переход к обязательному семилетнему образованию. Интенсивно развивалось среднее, общее и специальное профессиональное образование молодежи. Это заметно сказалось на повышении уровня развития производства, росте производительности труда и рационализаторского движения. Все расходы на образование, включая высшее, взяло на себя государство.

    Качественные сдвиги произошли в развитии сети высших учебных заведений, подготовке кадров специалистов различного профиля. Государство, несмотря на напряженный бюджет, связанный с форсированием индустриализации, изыскало средства для финансирования вузов, численность которых выросла со 105 в 1915 г. до 817 в 1940. Соответственно, численность студентов в них выросла со 127 тыс. до 812 тыс., или в 6,4 раза. В 1937 году в СССР на тысячу жителей студентов вузов стало приходиться почти вдвое больше, чем в Англии и Италии, втрое больше, чем в Германии. Важную роль в подготовке кадров из числа рабочих и крестьян сыграли рабочие факультеты. Успешно окончившие рабфак имели право поступать в вузы без экзаменов.

    В итоге за годы военных пятилеток численность специалистов с высшим образованием, занятых в народном хозяйстве, выросла с 233 тысяч в 1928 г. до 909 тыс. в 1940, то есть почти вчетверо. При общем росте кадров с высшим образованием приоритет отдавался подготовке инженеров (1928 г. – 48 тыс., 1940 г. – 295 тыс.).

    Созданная в СССР система народного образования обеспечила реальное право и бесплатный доступ к знаниям всем гражданам, способствовала социально–экономическому прогрессу общества, бурному развитию науки, литературы и искусства.

    Ведущим научным центром стала Академия наук СССР. Плодотворно работали созданные в 20–30–е годы Академии наук союзных республик, многочисленные отраслевые научно–исследовательские институты и лаборатории. Мировое признание получили труды Н.Е. Жуковского, К.Э. Циолковского, И.П. Бардина, В.И. Вернадского, Г.О. Графтий, П.Л. Капицы, С.И. Вавилова, А.Ф. Иоффе, Н.Ф. Гамалея, И.М. Губкина, Л.Д. Ландау, С.В. Лебедева, А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, В.М. Петлякова, А.Н. Несмеянова, И.П. Павлова, Д.В. Скобельцына, Б.В., И.В. Курчатовых, Ф.А. Цандлера, С.П. Королева и многих других. Численность научных работников в 1940 г. достигла в СССР 98,3 тыс. против 11,6 тыс. человек в 1914 г. Советские ученые внесли громадный вклад в решение задач технико–экономической независимости, укрепления оборонной мощи СССР, развития научно–технического и социального прогресса нашей Родины.

    Глубокий след в общественной жизни, сознании и духовной жизни людей оставляла молодая советская литература. Преодолевая трудности роста, негативные нигилистические тенденции, идеологическое давление политического руководства, писатели, поэты, драматурги создавали многие произведения, ценность которых не снижается с минувшими десятилетиями. Ядро советской литературы тех лет составили М. Горький, Д. Бедный, В.Я. Брюсов, А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, М.А. Шолохов, А.А. Фадеев, Ф.И. Парфенов, А.С. Серафимович, А.Н. Толстой... Вместе с тем замалчивалось творчество А.П. Платонова, М.А. Булгакова, О.Э. Мандельштама, Б.А. Пильняка.

    Громко заявило о себе советское музыкальное и театральное искусство. Именно в 30–е годы С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Д.Б. Кабалевский, Т.Н. Хренников, Ю.А. Шапорин, Б.В. Астафьев, И.О. Дунаевский и др. написали произведения, которые вошли в золотой фонд отечественной и мировой культуры. Быстро росла сеть театров, клубов, дворцов культуры, домов пионеров, библиотек, различных культурно–просветительских обществ и учреждений. Практически заново созданное советское кино уже к началу 30–х годов показало на экранах около тысячи «немых», а затем до 500 звуковых фильмов. О прогрессе в культурном строительстве можно судить по приведенным ниже в таблице данным (цифры на конец года):

    Реализация программы культурной революции превратила ранее полуграмотную страну в одну из самых образованных в мире, вывело советское общество на высоты культурного прогресса того времени, стала предпосылкой укрепления экономической и оборонной мощи СССР, социального прогресса общества. Важнейшим итогом первых пятилеток явилось формирование многонациональной интеллигенции, вышедшей из народа. На службу народу перешло большинство старой интеллигенции. И хотя во второй половине 30–х годов интеллигенция понесла ощутимые потери из–за сталинского произвола и массовых репрессий, процесс ее формирования нарастал.

    Благодаря созданным интеллектом и трудовыми усилиями народа мощной индустрии, эффективной системе подготовки кадров специалистов во всех отраслях народного хозяйства, культурному развитию народа, СССР одержал историческую победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

    Вручную прокладывали до 12 км в день, а не по "в среднем около 1,5 км в сутки, а в отдельные дни и по 4 км".

    «Русское чудо» в черных песках

    Уже само намерение российского правительства проложить железнодорожную магистраль сквозь пустыню Каракумы вызвало широкий международный резонанс. Причем большая часть как отечественных, так и зарубежных специалистов сомневалась в реализации подобного проекта.

    Американские и европейские газеты публиковали иронические заметки, авторы которых снисходительно называли проект «русской утопией». Но начавшееся вскоре строительство дороги охладило пыл скептиков: западная пресса еженедельно печатала сводки о ходе работ как о боевых действиях. Стройка эта была настолько необыкновенной, что ею заинтересовался писатель-фантаст Жюль Верн. И уже в 1892 году вышел в свет его новый роман, «Клодиус Бомбарнак», описывающий путешествие французского репортера по уже существовавшей Закаспийской железной дороге…

    Транспортная проблема

    Во второй половине XIX столетия Россия контролировала значительные территории на восточном побережье Каспийского моря. Созданный плацдарм позволил продолжить наступление вглубь Средней Азии, завершившееся присоединением к империи части хивинских, кокандских и бухарских владений. Но удаленность этого стратегически важного региона от европейской части России создавала сложности как в управлении краем, так и в охране новых границ. Иными словами, необходимо было решить транспортную проблему. Об этом же настоятельно просил Санкт-Петербург и генерал Михаил Скобелев, войска которого в 1880 году готовились к штурму крепости Геок-Тепе на восточном побережье Каспия. Не взяв ее, нечего было и думать о дальнейшем продвижении вглубь Ахалтекинского оазиса.

    9 июля 1880 года император приказал «приступить безотлагательно к устройству базы и свозу на нее необходимых запасов посредством верблюдов, лошадей и дековилевской переносной дороги» и «вместе с тем приступить к подробным исследованиям для устройства постоянной железной дороги». А уже 27 июля 1880 года генералу Анненкову было поручено возглавить работу по сооружению первой очереди железной дороги от Михайловского залива до Кизил-Арвата…

    От Каспия до Кизил-Арвата

    В том же, 1880 году был сформирован 1-й резервный железнодорожный батальон, включавший 25 офицеров, 30 инженеров-техников, врачей и представителей других профессий, а также 1080 нижних чинов различных специальностей. Это и были строители первого участка будущей Закаспийской железной дороги. Первоначально предполагалось построить здесь переносную конную железную дорогу системы Дековиля. Однако вскоре стало ясно, что это нереально: сыпучие пески, барханы и почти полное отсутствие воды и фуража… Не отказываясь совсем от использования «переноски», Анненков принимает решение о строительстве паровой железной дороги и уже через 10 дней (4 сентября) рапортует о завершении работы. В ответ последовало очередное высочайшее повеление, предписывавшее продолжить прокладку магистрали до Кизил-Арвата. Общая протяженность дороги от Михайловского залива до этого пункта должна была составить 217 верст (230 километров). Ровно через год (4 сентября 1881 года) первый паровоз пришел в Кизил-Арват, а уже с 20 сентября началось регулярное движение поездов по этому маршруту.

    Закаспийская железная дорога строилась в неимоверно сложных условиях: она шла через песчаные барханы, солончаки и степи, прокладывалась под палящим солнцем, не хватало воды. Для ускорения работ к военным строителям присоединились вольнонаемные рабочие из российских губерний. Но они, не привыкшие к жаркому климату, безводью и местной пище, часто болели. Было решено «мобилизовать» армян из Баку, Шуши и Елизаветполя, легче переносивших жаркий климат и владевших персидским и тюркским языками. Они-то и помогали русским инженерам и техникам общаться с мусульманским населением.

    Для солдат железнодорожного батальона сформировали специальный укладочный поезд из 27 двухэтажных вагонов. Они были приспособлены не только для жилья, в них располагались кухни и мастерские, столовая, кузница и склады, телеграф и медпункт. Здесь же поместили пункт управления строительством.

    Все необходимые материалы доставляли из России в Михайловский залив пароходами, затем рельсы и шпалы перегружались на специальные поезда. Строительство осуществлялось по скоростной американской технологии: поезда, подталкиваемые сзади паровозами, подходили к тому месту, где заканчивалась уже построенная колея. После укладки каждых 100 саженей пути материальный поезд продвигался по уложенной линии вперед, и работа продолжалась. Запаса материалов обычно хватало на две версты. Когда они заканчивались, поезд отходил назад и становился в специально отведенный тупик, чтобы пропустить очередной состав со стройматериалами. Так удавалось укладывать шесть верст пути в день. А для доставки на стройку менее тяжелых материалов использовался конный и верблюжий транспорт. Особую проблему представляло водоснабжение строительства. На совершенно безводные участки пути вода доставлялась специальными поездами и верблюдами, перевозившими ее в бидонах.

    Большая часть возводимой дороги, лишь изредка пересекавшей оазисы, проходила по глинистой, солонцеватой, песчаной пустыне, сменявшейся иногда барханами. Летучий песок, переносясь с места на место, засыпал и разрушал шпалы, железнодорожное полотно, бараки для рабочих, приводил в негодность технику. Но ничто не могло остановить генерала Анненкова, руководившего стройкой. Михаил Николаевич придумал новый способ борьбы с движущимися песками: он распорядился посадить кусты саксаула вдоль возводимой железнодорожной трассы. Метод Анненкова оказался настолько эффективным и рентабельным, что впоследствии с успехом применялся при строительстве железных дорог в Алжире, Ливии и в пустыне Сахара…

    Однако завершение строительства этого участка осуществлялось уже без генерала Анненкова. Война с текинцами продолжалась и во время строительства, так что солдатам железнодорожного батальона не раз приходилось брать в руки оружие. Михаил Николаевич, получив серьезное ранение при рекогносцировке местности в Янги-Кала, был вынужден оставить свой пост. Он возвратился в укрепление Самурское и, немного подлечившись, был отозван в Санкт-Петербург, где получил новое назначение: ему предписывалось руководить строительством стратегических железных дорог в Полесье.

    Кизил-Арват – Мерв – Самарканд

    После трех лет активной эксплуатации дороги в апреле 1885 года было решено продолжить ее до реки Амударья: уже 12 июля того же года были уложены первые рельсы от Кизил-Арвата. Сооружение очередного участка магистрали вновь поручили Михаилу Анненкову. Темпы работ резко возросли, уже 29 ноября первый паровоз прибыл в Асхабад: за четыре с половиной месяца было уложено 205 верст пути. В столице Закаспия строителям магистрали была устроена торжественная встреча.

    Но Санкт-Петербург требовал ускорить строительство. 1-й резервный железнодорожный батальон был переименован в 1-й Закаспийский, а в помощь ему сформировали и 2-й Закаспийский железнодорожный батальон. Уже в следующем году батальоны объединили в единую железнодорожную бригаду и пополнили ее специальными кадровыми ротами.

    2 июля 1886 года дорога достигла города Мерва. Когда сюда прибыл первый русский поезд, в Мерве царили, по описанию очевидцев, торжество и ликование... Этот день командир 2-го Закаспийского железнодорожного батальона полковник Андреев отметил соответствующим приказом, в котором говорилось: «Сегодня, ровно год спустя после начала укладки продолжения Закаспийской военной железной дороги, после долгого, настоятельного и усиленного труда, среди всяких лишений под полуденным зноем и на холоде, под снегом и дождем, по проложенным нашим батальоном на протяжении 527 верст рельсам пришел первый русский паровоз в город Мерв, находящийся в глубине Азии, на самых отдаленных окраинах нашего отечества и имеющий особое значение и важность в Средней Азии… С первых дней сформирования вверенного мне батальона ему выпала завидная доля исполнить самостоятельную задачу – проложить рельсовый путь в Азию, через Закаспийский край и Бухару в Туркестан. Ныне, благодаря общим усилиям всех чинов батальона, честно и добросовестно потрудившихся для этого дела, обширная задача уже наполовину выполнена вполне успешно, в один год уложено 527 верст пути и обставлены необходимыми для правильного движения условиями 21 станция, что представляет еще беспримерный до сего времени факт, так как ни в России, ни в других государствах, где существуют специальные железнодорожные части войск, таких обширных задач на них не возлагалось и подобных результатов не достигнуто, а построенные линии за границей имели значение лишь подъездных, обходных или соединительных путей весьма незначительной длины…» (ЦГВИА, Кушкинская полевая рота. Приказы по Туркестанской бригаде. Дело 21, ф. 5873-1, листы 218–224).

    Работа продолжалось в неимоверно сложных условиях. Особенно труден был песчаный участок между Мервом и Чарджуем. При малейшем дуновении ветерка гребни барханов начинали куриться, при более сильном ветре контур местности моментально менялся. Там, где был песчаный холм, образовывалась выемка, а на месте выемки вырастал бугор. Бывало, не успевали сделать полотно, как его тотчас же разрушало, выемку заносило, а насыпь выдувало. Однако, несмотря на такие препятствия, постройка дороги шла быстро.

    Завершив самый сложный участок магистрали по безводным просторам пустыни Каракумы, строители 30 ноября 1886 года вышли к Амударье. К этому времени силами 1-го Закаспийского железнодорожного батальона была построена 27-верстная линия от Михайловского залива до нового, более удобного порта на Каспии, Узун-Ада, который и стал отныне начальным пунктом Закаспийской железной дороги.

    Земли же за Амударьей принадлежали Бухарскому эмирату. Российское правительство сумело договориться с эмиром о продолжении строительства магистрали по его территории до Самарканда. И сразу же перед строителями встала сложнейшая задача – возведение моста через Амударью. Но генерал Анненков справился и с ней: за 124 дня непрерывной дневной и ночной работы дело было сделано. Предприимчивый Анненков соорудил деревянный мост протяженностью 2 версты 247 саженей. Подобной длины железнодорожных деревянных мостов не сооружалось еще никем и нигде в мире! И потому полюбоваться этим чудом строительной техники специально приезжали крупнейшие железнодорожные инженеры Европы и Америки.

    А уже летом 1887 года последовало распоряжение 2-му Закаспийскому железнодорожному батальону приступить к укладке железнодорожного пути вглубь Туркестана: от бухарского города Чарджуя к «русскому» Самарканду. Опыт, приобретенный строителями в Закаспийском крае, и тщательно произведенные инженерные изыскания по линии нового участка дали возможность генералу М.Н. Анненкову проделать эту работу в более благоприятных условиях. Темпы укладки полотна все возрастали, и уже в последние дни февраля 1888 года первый поезд пришел в Бухару. А затем понадобился лишь месяц, чтобы довести полотно почти до самой границы эмирата…

    Первый поезд, выехав из Красноводска, точнее, от станции Узун-Ада, прибыл в Самарканд 15 мая 1888 года – в день годовщины коронования императора Александра Третьего, в период царствования которого было осуществлено присоединение Средней Азии к России. Завершение столь масштабного проекта буквально поразило весь цивилизованный мир: сооружение железнодорожной магистрали было названо стройкой века, которая отныне стала именоваться «русским чудом».

    Закаспийская военная железная дорога стала первым опытом постройки такого масштаба военным ведомством. Средняя стоимость каждой из 1343 верст от Узун-Ада до Самарканда составила всего 33 500 рублей. Такое быстрое и дешевое сооружение дороги через песчаную степь и безводное пространство пустыни было выполнено только благодаря исключительной энергии и героическому труду строителей. Герой упомянутого выше романа Жюля Верна (alter ego самого автора) констатирует: «Часто говорят о той необычайной быстроте, с какой американцы проложили железнодорожный путь через равнины Дальнего Запада. Но да будет известно, что русские в этом отношении им ничуть не уступают, если даже не превосходят как быстротой строительства, так и смелостью индустриальных замыслов».

    Заслуги генерала Анненкова перед отечеством поистине трудно переоценить. Постройка Закаспийской военной железной дороги обошлась российскому правительству всего в 43 млн рублей. Для сравнения: ни одна железная дорога, возведенная в стране, не укладывалась в столь скромную сумму. И это несмотря на то, что нигде более не приходилось сталкиваться с такими трудностями доставки техники и строительных материалов, дальностью их подвоза, сыпучими песками и безводными пустынями, палящим солнцем и раскаленными степными ветрами…

    Михаил Николаевич Анненков (1835–1899) был потомственным военным. Его отец, генерал-адъютант Николай Николаевич, отличился во время Польской кампании. Затем был командиром Измайловского полка, директором канцелярии военного министерства. Последовательно занимал посты новороссийского и бессарабского генерал-губернатора, государственного контролера, киевского, подольского и волынского генерал-губернатора. Был членом Государственного совета. Михаил Николаевич окончил Пажеский корпус, затем Академию Генерального штаба, принимал участие в усмирении польского мятежа. В 1867 году опубликовал цикл статей о применении железных дорог в военном деле. В 1869 году был произведен в генерал-майоры и назначен начальником передвижения войск по всем железным дорогам России. Его инженерный и организаторский талант принес много пользы отечеству во время Русско-турецкой войны. В 1879 году Анненков был произведен в генерал-лейтенанты. Затем последовала командировка в Туркестан на строительство Закаспийской военной железной дороги. Был первым начальником управления военных сообщений Закаспийского края. В последние годы жизни занимал различные ответственные посты в Центральной России, в частности руководил особым управлением общественных работ для оказания помощи населению, пострадавшему от неурожая... Но главным делом его жизни, вписавшим имя Михаила Николаевича в анналы отечества, было, конечно же, сооружение Закаспийской железной дороги.

    За блестящее выполнение важной и ответственной работы, завершенной в столь короткий срок, за безупречную честность и самоотверженность М.Н. Анненков был удостоен грамоты императора Александра Третьего, пожалован бриллиантовым знаком Св. Александра Невского и осыпан другими милостями. А в ознаменование 25-летия существования железной дороги благодарная Россия воздвигла памятник своему достойному сыну на привокзальной площади Самарканда. На торжества по этому поводу в бывшую столицу империи Тимура были приглашены более ста официальных лиц из различных городов России и столько же гостей из соседних областей Туркестана, местных чиновников, офицеров и именитых горожан. Гостей из России встретили на перроне самаркандского вокзала 20 октября. А на следующий день при большом скоплении народа в торжественной обстановке состоялось открытие памятника генералу. Он представлял собой серый гранитный постамент из глыб, на котором установили бюст в соседстве с двуглавым орлом. На фасадной стороне монумента красовалась витиеватая надпись «Генерал от инфантерии Михаил Николаевич Анненков, строитель Закаспийской военной железной дороги. 1835–1899». На задней стороне памятника, обращенной к вокзалу, содержалась краткая информация: «Закаспийская военная железная дорога постройкою начата 25 ноября 1880 года, окончена 15 мая 1888 года». Торжества завершились роскошным званым обедом в Общественном собрании, данным от имени города. Участие в нем приняли 200 приглашенных лиц, как иногородних, так и местных. Сохранившиеся в архиве документы свидетельствуют, что пиршество это обошлось городской казне в 1400 рублей…

    В советское время бюст М.Н. Анненкова, двуглавый орел и обе надписи были уничтожены. На освободившемся пьедестале в сентябре 1924 года водрузили фигуру вождя мирового пролетариата. Соответственно появилась и новая надпись:

    «… Ленинизм жив. Идеи Ленина для нас так же тверды и непоколебимы, как эта скала, на которой мы увековечили память Ильича. Мы выполним заветы Ленина». Некоторое время спустя в духе сталинских агиток был создан советский миф о сооружении этого памятника: «На привокзальной площади древнего Самарканда в знак любви к великому вождю В.И. Ленину рабочие, дехкане, трудовая интеллигенция города своими силами воздвигли величественный монумент. На огромной глыбе мрамора, высеченной из цельной скалы в Нуратинских горах, установлена бронзовая фигура вождя» Монумент этот, простоявший семь последующих десятилетий, был затем демонтирован…

    (С советской гостиницы "Москва" началась грандиозная реконструкция Москвы )

    В 30-х годах 20 века была проведена грандиозная реконструкция Москвы, практически переделали полгорода. Это было необходимо, так как после революции город имел хаотичный вариант застройки, а население росло быстрыми темпами.

    В 30 годы произошел объемный ряд работ, в конце десятилетия столица стала благоустроенной новой и чистой, где было очень просторно. За это время был просторен современный облик Москвы, простоявший практически до конца 20 века в неизменном состоянии.

    Генплан реконструкции и развития Москвы 1935

    (Такой по одному из вариантов в Госплане могла бы быть Красная площадь )

    История грандиозного плана реконструкции Москвы 35 г., началась еще в 20-х годах, когда был создан проект «Большая Москва». Согласно данному проекту город должен был расти не ввысь, а вширь. Передвигаться, предполагалось на автомобилях. Но в 1935 году пленум центрального комитета партии большевиков принял другой план: Москва должна стать многоэтажной, с широкими проспектами и расходящимися от центра лучами – улицами, коммунистического города звезды.

    Особенности архитектурного облика Москвы 30 годов

    Основными стилями архитектуры Москвы этого времени являются традиционализм и конструктивизм. Конструктивизм прослеживается в основном в завершающем строительстве зданий с конца 20-х гг.:

    (Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина )

    Традиционализм опирается на дореволюционный опыт архитектуры. Так строится жилой дом на Моховой в 1934г., где используется один из излюбленных декоративных приемов – колоннада.

    В строительстве возрождаются старые стилевые особенности, архитекторы стараются соединить старое и новое, так строятся национальные школы и павильоны ВДНХ.

    Яркие архитектурные постройки 30-х годов в Москве

    • Появилась первая гостиница, построенная при советской власти. Данный проект носит характерные черты от переходного периода конструктивизма к сталинскому ампиру и строилась с 1933 по 1936 год. Гостиница была украшена скульптурами, живописью, панно, мозаиками выглядела очень помпезной.

    (Здание Наркомзема 30-х годов СССР )

    • Наркомзем - здание выстроено в стиле позднего конструктивизма (1928 - 1933 гг.). Это смелый эксперимент по применению новых технологий в строительстве и реализации авангардного дизайна. Данный стиль предполагал каркасную систему здания. Были применены новые материалы, а в архитектуре здания появляются округлые элементы.

    (Как передвигали дом в газете "Правда" )

    (Сухаревская башня на открытке 1927 года, в 30-е годы будет снесена )

    К концу 30 гг., архитектура Москвы приобретает оттенок парадной пышности. Начинается эпоха сталинского ампира.

    Индустриализация – период с 1928 по 1941 годы (прервана войной), в ходе которого Советская власть реализовала планы первых трех пятилеток, позволивших укрепить промышленность СССР, а также обеспечить независимость ВПК и основных элементов экономики от Западных стран. Начало индустриализации следует искать двадцатых годах прошлого века, приведших к внедрению НЭПа. Первый разговора о курсе на индустриализацию (хотя при этом подчеркивалось, что СССР всё ещё будет какое-то время оставаться аграрной страной) произошел в 1925 году.

    Для правильного понимания сути происходящего, следует выделить 2 главные задачи, стоявшие перед индустриализацией:

    • Поставить СССР в экономическом и промышленном плане вровень с передовыми странами мира.
    • Полная модернизация военно-промышленного комплекса и его независимость от других стран.

    Подготовка к индустриализации (период с 1925 по 1928 годы)

    В целом путь к индустриализации был открыт на 14 съезде ВКПб 1925 года и 16-ой партконференции в апрель 1929 года, в результате которой произошло создание основных принципов развития. На повестке дня было 2 плана индустриализации:

    • «отправной». Показатели с необходимым минимумом.
    • «оптимальный». Завышенные показатели, в среднем на 20%.

    Мы знаем, что советская власть всегда бралась за невозможное. Поэтому выбрали «Оптимальный» план, который имел завышенные проценты. Следующее важно событие произошло в апреле 1926 года. Впервые в партии Большевиков победила идея о построении социализма в СССР, без оглядки на другие страны. Напомню, что Ленин и Троцкий были сторонниками мировой революции. Они считали, что сначала нужно свергнуть буржуазию везде где только можно, а уже потом заниматься социализмом. Сталин говорил, что СССР это уникальный продукт, им нужно дорожить и строить социализм здесь и сейчас. В конечном итоге подход Сталина и победил. Но хочу отметить, что новый путь в корне противоречил идеологии марксизма. Здесь важный момент заключается в том, что сама индустриализация стала не просто экономическим средством, но и политическим.

    Осень 1926 года Большевики выдвинули новый лозунг (любили они это дело): «Догнать и перегнать капиталистические страны!». Сделать это в условиях НЭПа, который уже загнивал в своей либеральности и мелкой торговле, было невозможно. Поэтому все больше людей поддерживало идею начала индустриализации в СССР, как единственного средства, позволяющего догнать страны Европы и США.

    В апреле 1929 очередной съезд партии утвердил «оптимальный» план на первую пятилетку. Выше мы уже говорили о том, что это за план. Главное в этом плане – строительство новых объектов промышленности (фабрики и заводы). Всего планировалось построить 1200 новых крупных объектов. Сразу скажу, что в дальнейшем этот план пересматривался 2 раза в сторону уменьшения объемов, но об этом дальше. Приоритетом выступили объекты производства и тяжелая промышленность. На реализацию этой идеи выделялось 78% всех поступлений в бюджет.

    Источники проведения индустриализации

    Индустриализация требовала громадных денег. Это логично, потому, что построение промышленности требует больших денег и не дает ежеминутной отдачи. Но только так можно было спасти экономику СССР. И руководство партии стало изыскивать средства для создания промышленности всеми доступными способами:

    • Внешняя торговля. Советская власть продавала в Европу нефть, лес, лен, золото, зерно. Наибольшим спросом пользовались зерно, лес и нефть. Всего они приносили ежегодно более 2 миллиардов рублей.
    • Коллективизация активно работала на индустриализацию. Продукция сельского хозяйства забиралась практически за бесценок и передавалась на нужды промышленности.
    • Полная отмена частной (розничной и оптовой) торговли. Все привилегии НЭПа отменялись. Случилось это в 1933 году. Напомню, что доля НЭПманов на розничном рынке была 75%.
    • Создание «дефицитов». Население целенаправленно ограничивали во всем, чтобы максимально все вложить в промышленность. В результате уровень жизни людей в СССР в 1933 году упал в 2 раза в сравнении с показателями 1928 года!
    • Идейная настройка граждан. Все партийные организации внушали людям чувство патриотизма и долга для того, чтобы те лучше работали. Что собственно и происходило.
    • Спецсредства.

    Что такое спецсредства для индустриализации

    Что имеется в виду под «спецсредсвами»? В 1917 году большевики провели массивную экспроприацию. Средства ушли в швейцарские банки (финансовый центр Европы), откуда они могли быть исопльзованы для нужд революции в других странах. Средства эти выделялись на конкретные счета и на конкретных людей. Это были представители Ленинской гвардии.


    В период НЭПа деньги тоже получались, и они тоже уходили на счета в швейцарских банков. Было всего прядка 100 деятелей Ленинской гвардии, которые имели счета в зарубежных банках. Я повторяю это были не их личные деньги, но они лежали на личных счетах. Поскольку мировой революции нет, они так лежали мертвым грузом. А суммы были огромные - в среднем по 800 миллионов долларов (нужно только помнить, что доллар тогда по сравнению с современным нужно умножить на 20-25). То есть это были огромные суммы, и вот в 1930-е годы Сталин эти деньги получил и во многом благодаря им индустриализация в СССР прошла.

    Личная разведка Сталина прошлась по западным банкам и, подкупая служащих, она вывела тех людей, которые имели деньги на счетах. Потому что Сталин этого знать просто не мог. Он не был в этой игре к тому моменту. Это делалось по другим линиям, например по Комментерну. Тогда начался, так называемый сталинский террор, когда начали арестовывать представителей Ленинской гвардии. Сначала им давали очень умеренные сроки. Но мало кто знает, что эти сроки (5-7 лет) это был обмен на их средства в швейцарских банках. Это и есть те самые спецсредства, которые решили много проблем.

    В это же время в мире бушевал страшный кризис, который вошел в историю, как «Великая Депрессия». Благодаря этому кризису советской власти удавалось буквально за бесценок скупать объекты промышленности, которые им были нужны. Есть и еще 1 момент, о котором очень редко говорят истории. В это же время США потерял рынок Великобритании и был вынужден искать новые. Одним из них стал именно рынок СССР. Так, что частично индустриализации в СССР была проведена на деньги американских миллиардеров.

    Ход индустриализации

    Период до начала работы по первому пятилетнему плану

    Фактически к 1928 году сложилась ситуация, при которой все имеющиеся ресурсы СССР бросало на создание промышленности. Сталин уже тогда говорил о том, что без промышленности СССР уничтожат и раздавят, скорее всего, войной (удивительно, но в своих прогнозах Сталин практически никогда не ошибался).

    Для проведения индустриализации было выделено 3 пятилетки. Рассмотрим детально каждый пятилетний план.

    План первой пятилетки (Реализован с 1928 по 1932 годы)

    Техника решает все!

    Лозунг первой пятилетки

    Первая пятилетка должна была произвести до 60 крупных предприятий. Всего, напомню, изначально предполагалось построить 1200 объектов. Потом выяснилось, что денег нет на 1200. Выделили 50-60 объектов, но потом опять выяснилось, что и 50-60 объектов тоже очень много. В конечном итоге был составлен список 14 объектов промышленности, которые должны были быть построены. Но это были реально крупные и нужные объекты: Магнитка, ТуркСиб, Уралмаш, Комсомольск-на-Амуре, ДнепроГЭС и другие, не менее значимые и сложные. На их постройку вделалось 50% всех денег.

    Всего были завялены следующие показатели в качестве оптимальных:

    • Выпуск промышленной продукции = +136%;
    • Производительность труда = +110%.

    Первые 2 года первой пятилетки показали превышение плана, индустриализация шла полным ходом, в результате чего задания были увеличены на 32%, а затем еще на 45%! Руководители СССР предполагали, что бесконечное увеличение плана будет приводить ко все большей эффективности труда. Где-то так и получилось, но чаще всего люди стали заниматься «приписками», когда показатели давались заведомо ложные. Правда если это вскрывалось, то человека моментально обвиняли во вредительстве, и в лучшем случае дальше следовала тюрьма.

    Первая пятилетка завершилась тем, что руководство СССР гордо рапортовало – план перевыполнен. На самом деле это даже отдаленно не напоминало реальность. Например, производительность труда выросла на 5%. С одной стороны не плохо и прогресс есть, но с другой стороны говорилось то о 110%! НО тут я хочу предостеречь всех от поспешных выводов. Несмотря на то, что практически все показатели, заявленные перед пятилеткой, выполнены не были – рывок страна сделала гигантский. СССР получил промышленность и отличную базу для дальнейшей работы и роста. И это самое главное. Поэтому результат первой пятилетки индустриализации в СССР должен быть оценен положительно.

    План второй пятилетки (Реализован с 1933 по 1937 годы)

    Кадры решают все!

    Лозунг второй пятилетки

    Первая пятилетка заложила фундамент, создала количественный показатель. Теперь же требовалось качество. И не случайно стройки первой пятилетки сразу вспоминаются, а вот стройки второй пятилетки – нет. Дело не в том, что стали хуже строить или пропали амбиции, а в том, что индустриализация перешла на следующий уровень. Именно поэтому в эти годы уже на слуху не предприятия, а личности – Стаханов, Чкалов, Бусыгин и другие. И этот упор на качество дал результата. Если с 1928 по 1933 году производительность труда выросла на 5%, то с 1933 по 1938 годы на 65%!

    План третьей пятилетки (Реализован с 1938 по 1941 годы)

    Третья пятилетка была начата в 1938 году, но была прервана в 1941 году, в связи с началом войны.

    Третья пятилетка началась в 1938 году, а план на нее был утвержден на 18 съезде партии в 1939 году. Главный лозунг этого этапа развития СССР был – Догнать и перегнать западные страны по производству на душу населения. Предполагалось, что этого следует добиться без уменьшения затрат на военно-промышленный комплекс. Но поскольку в Европе буквально меньше, чем через год, началась война – расходы были больше сосредоточены как раз на ВПК. Главный упор третьей пятилетки был сделан на химическую и электрическую промышленность. Мерило деятельности пятилетки – национальный валовой доход должен был увеличиться в 2 раза. Добиться этого не удалось, но причина тому война. Все-таки пятилетка была прервана за 2,5 года до своего завершения. Но главное чего удалось добиться Советской власти – ВПК стал полностью независимым от других стран, а рост промышленности вышел на стабильные +5/6 % ежегодно. И это прямой результат индустриализации в Советском Союзе.

    Что дали стране Пятилетки и их значимость для Индустриализации

    Поскольку задача была в создании индустриального общества, то и результаты нужно оценивать исходя из ответа на главный вопрос. А звучит он так – «Стал СССР или нет полностью индустриальной страной?». На этот вопрос нельзя ответить однозначно. И да и нет, но в целом – задача решена была. Докажу на примере. Официальные цифры говорят, что в национальном доходе 70% было получено от промышленности! Даже если предположить, что эти цифры завышены (любили это делать в руководстве ЦК КПСС) и доля промышленности в национальном доходе была 50% - это в любом случае колоссальные цифры, до которых далеко очень многим из современных держав. А СССР этот путь прошел всего за 12 лет.

    Также приведу некоторые цифры развития СССР в период с 1922 по 1937 годы:

    • Ежегодно запускалось в эксплуатацию до 700 фабрик и заводов (нижний показатель – 600).
    • К 1937 году рост промышленности в 2,5 раза опережал показатели 1913 года.
    • Объемы промышленности выросли значительно, и по их показателю СССР вышел на 2 место в мире. Напомню, что в 1913 году Российская Империя занимала по этому показателю 5 место в мире.
    • СССР стал полностью независимым государством в плане военном и экономическом от других стран. Без этого нельзя было победить в войне.
    • Полное отсутствие безработицы. Примечательно, что в 1928 году она составляла 12%, но благодаря индустриализации – в СССР работали все.

    Рабочий класс и его жизнь

    Главная идея индустриализации заключалась в том, чтобы обеспечить каждого человека работой и обеспечить жесткий контроль над ним. Добиться этого в принципе удалось, хотя полного контроля над умами рабочих не имело даже сталинское правление.

    Начиная с 1932 года в СССР были введены обязательные паспорта для всех. В дополнении были ужесточены наказания за нарушение дисциплины на рабочем месте. Например, если человек не являлся на работу без уважительной причины – моментально увольнение. На первой взгляд кажется, что жестоко, но дело в том что тогдашний советский рабочий это бывший крестьянин, который привык, что за ним наблюдают в селе, контролируют и говорят что делать. В городе он получал свободу, после которой многим «сносило голову». Поэтому и нужно было наводить социальную дисциплину. Нужно правда сказать, что до конца социальную дисциплину в советском обществе даже сталинскому режиму не удалось решить.

    В 1940 году (это было связано с подготовкой к войне) рабочий утратил право перехода на другое место работы без разрешения администрации. Это решение было отменено только в 1955 году.

    В целом жизнь простого человека была крайне тяжелой. Карточная система была отменена в 1935 году. Теперь все покупалось за деньги, но цены были мягко говоря высокими. Судите сами. Среднемесячная зарплата рабочего в 1933 году составляла 125 рублей. При этом:

    • 1 килограмм хлеба стоил 4 рубля.
    • 1 килограмм мяса стоил 16-18 рублей.
    • 1 килограмм масла стоил 40-45 рублей.

    А теперь подумайте, что мог себе рабочий позволить в 1933 году? К концу 30-х годов материальное положение рабочих несколько улучшилось, однако, они все-равно ощущали целый ряд проблем.

    Интеллигенция при Индустриализации

    Что касается интеллигенции и инженеров, то безусловно 30-е годы это был период, когда интеллигенция и инженеры жили очень хорошо. Практически у всех были домработницы, они получает хорошую зарплату. Власть старалась той части интеллигенции, которая пошла на службу режима, обеспечить условия сопостовимые с 1913 годом. Напомню, что, например, в 1913 году профессор получал такое же жалование, как и министр.

    Специедство и его особенность

    Поскольку очень часто планы не выполнялись, то решили ввести такое понятие, как вредители, или люди, мешающие становлению Советской власти. В 1928-1931 годах развернулась компания "Специедство". За время этой компании были изгнаны из страны до 1000 старых специалистов из различных областей. Их так же обвинили в непонимании задач социализма. И это стало одной из визитных карточек индустриализации.

    Что такое специедство? Поясню на конкретном примере. Например, говорят инженеру, что нужна производительность 200%. Он говорит что это невыполнимо, техника не выдержит. Вывод советского чиновника - специалист мыслит буржуазными категориям, против социалистического строительства, значит нужно выгнать его из страны.

    Параллельно с этим шел процесс создания новых рабочих и выдвижения новых кадров. Их так и называли "Выдвиженцы". Их число по итогам первой пятилетки составило 1 миллион человек. Но к середине 1931 года выяснилось, что эти новые кадры являются одним из главных тормозов индустриализации. И Сталин решил эту проблему – он вернул на должности старых специалистов, дали им хорошую зарплату, а выдвиженцам запретил вести отрицательную агитацию против этих специалистов. Так Специедство было прекращено, да и выдвиженцы практически закончились.

    Экономика СССР к концу индустриализации

    Очень интересно как комбинировались административные методы и методы хозрасчётов. В 1934 году повсеместно был внедрен хозрасчет. 2 года все было хорошо. Потом в 1936 году – опять жесткий административный контроль. И так по циклу. То есть шла постоянная комбинация административных методов и методов хозрасчета.

    Первые пятилетки сделали главное – они создали промышленность и создали новую экономику. Благодаря этому у СССР появилось будущее. Но именно здесь и начинается главный тормоз – множество ведомств и министерств. Всего их было создано 21. Промышленность разделили между монополиями и пока их было немного Госплану удавалось притирать их друг другу. Однако со временем это стало труднее, и создание плана постепенно превращалось в административный произвол. И уже в 50-е годы плановое хозяйство в СССР было весьма и весьма условным.

    В любом случае индустриализация в СССР это было крайне важный шаг, которы обеспечил страну промышленностью и реальной экономикой, которая имела действенную ориентацию, и которая была в состоянии жить вне зависимости от других стран.