Характеристика с места работы: скачать пример, образец составления

Характеристика с места работы часто воспринимается в качестве формального документа, в котором достаточно кратко и сухо описываются основные качества работника. А ведь такая бумага нередко берёт на себя роль документального основания для принятия решений относительно трудоустройства гражданина на новом месте работы, усыновления (удочерения) ребёнка или установления размера ответственности за совершённое правонарушение. В таких ситуациях хорошая, красиво и грамотно составленная характеристика на работника приобретает огромное значение. Об этом должны помнить и сами сотрудники, и их работодатели (руководители).

В целом, характеристику с места работы может истребовать:

  • новый работодатель,
  • банковское учреждение,
  • органы МВД,
  • органы опеки и попечительства,
  • налоговая,
  • военкомат и пр.

Иногда характеристика с места работы действительно становится формальным документом, содержание которого может составляться на основе типовых бланков. Но куда больше ценится достаточно развёрнутое и стилистически красивое изложение тех профессиональных и личностных качеств работника, которые в первую очередь могут заинтересовать адресата. К примеру, работодатель, которого интересуют в новом сотруднике исключительно усидчивость и стрессоустойчивость, будет искать в таком документе именно такие качества. Это означает, что образец характеристики с места работы бухгалтера не всегда подойдёт для составления такого же документа в отношении охранника или профессионального водителя.

Как правильно составить характеристику с места работы на своего подчинённого? На какие качества работника необходимо сделать основной упор? Существуют ли правила составления подобных документов? Что обязательно должна содержать в себе характеристика с места работы?

Как написать характеристику с места работы?

Поскольку в Трудовом кодексе РФ или каком-либо ином официальном нормативном документе нет положений, обязывающих организации использовать унифицированную форму характеристики, при составлении такого документа стоит придерживаться негласных правил, используемых специалистами, работающими в сфере кадрового документооборота. Любая характеристика с места работы должна включать пункты, обязательные для любого делового документа:

  • название,
  • реквизиты организации,
  • содержательная часть,
  • дата составления,
  • подпись ответственного лица.

Иногда в таком документе указывают данные адресата: например, «для предоставления в суд города N» и т. д.


Содержательная часть любой характеристики с места работы должна включать в себя 3 раздела:

  1. Общие сведения о работнике. Здесь указываются паспортные данные гражданина (ФИО, дата рождения, место прописки), а также семейное положение.
  2. Сведения о трудовом стаже и должностях. Речь должна идти о трудовой деятельности работника в организации, которая оформляет документ: время работы на той или иной должности, курсы повышения квалификации, продвижение по карьерной лестнице, количество сотрудников в подчинении, трудовые успехи, достижения и т. п. Здесь же могут приводиться данные и об имевших место дисциплинарных взысканиях (рекомендуется также указывать причины их наложения на работника).
  3. Описание профессиональных и личных качеств. Обычно здесь применяются шаблонные определения, наподобие «трудолюбив», «ответственен», «исполнителен» и т. д. Однако именно этому пункту стоит уделить особое внимание.

При составлении характеристики с места работы важно уделить внимание именно тем личностным и профессиональным качествам работника, которые смогут заинтересовать получателя документа. Очевидно, что военкомат или органы МВД будут интересовать такие моменты, как взаимоотношения сотрудника в коллективе и его коммуникабельность, а работодатель, принимающий на должность нового бухгалтера, будет интересоваться, прежде всего, пунктуальностью, скрупулёзностью, усидчивостью работника и его вниманием к мелочам. Человека творческой профессии с наилучшей стороны опишут такие качества, как «креативность» и «оригинальность мышления», а от будущего руководителя наверняка будут ждать «умения чётко ставить задачи», «требовательности», «способности организовывать рабочий процесс» и «готовности брать на себя ответственность в любых ситуациях».

Примеры характеристики с места работы

Характеристика с места работы обычно предоставляется отделом кадров, но её составление всегда поручается непосредственному начальнику (руководителю) сотрудника. Удобнее всего такой документ оформлять на фирменном бланке компании, что избавит от необходимости указывать реквизиты организации. Вместе с тем, допускается использовать и обычный лист формата А4, на котором достаточно отразить данные в следующей форме:

Этот универсальный бланк характеристики с места работы на нашем сайте.

Ещё один пример составления документа в предельно лаконичной форме даёт характеристику работника-экономиста ( характеристики):