А плещеев осень наступила. «Осень» А

"Осень наступила, высохли цветы" - одно из самых известных стихотворений об осени, которое живет в детских воспоминаниях многих русских людей. Это и неудивительно, ведь его структура очень проста. Такое творение легко воспринять даже маленьким детям: оно вызывает в их воображении примитивные Стих "Осень наступила, высохли цветы" публикуют в детских книгах по литературе и всегда под авторством Плещеева. Стоит отметить, что стихи такого же строения часто встречаются в различных детских журналах и поэтических книгах: детям легко учить их наизусть, тренируя таким образом память и развивая художественный вкус. В стихотворении "Осень наступила, высохли цветы" присутствуют только лаконичные формы: размер трехстопного хорея с чередованием женского и мужского окончания (ударение в первой строке на предпоследний слог; а во второй - на последний).

У литературоведов возникают небезосновательные сомнения по поводу стихотворения

Которому я посвятила данную статью. Дело в том, что это творение не вошло ни в один из сборников произведений Алексея Николаевича Плещеева. Отсюда резонный вопрос: "А он ли автор стихотворения?" Я не покривлю душой, если скажу: "Велика вероятность того, что дети одарили славой не того творца". Изучив творчество Алексея Николаевича Плещеева, я поняла, что осень для него была унылой порой: он видел в ней лишь увядание. Это не противоречит тематике стихотворения "Осень наступила, высохли цветы". Делая вывод из этого наблюдения, можно утверждать, что один повод думать о нем, как об авторе сего произведения, есть.

С другой стороны, неизвестный поэт мог намеренно имитировать и отношение Плещеева к осени, и несложную форму его стихотворений. Но кому и зачем понадобилось это делать? Может быть, кто-то очень хотел, чтобы его творение тоже читали, как читали многие работы известного поэта; или же это была случайная опечатка при составлении сборника детской литературы, в котором впервые опубликовали стих "Осень наступила, высохли цветы". Автор для меня является загадкой, как, думаю, и для многих других. Стоит обратить внимание на содержание стихотворения, которое, в отличие от других произведений Плещеева, имеет скудную смысловую направленность. Такие стихи чаще всего принадлежат неопытным поэтам, которые склонны имитировать творчество более известных авторов. Поверхностное восприятие стихотворения неискушенным читателем может стать причиной одобрения. Стих на первый взгляд кажется образным, простым и красивым. Если же читатель обратит внимание на эмоциональное его содержание, то это даст ему лишь скудное и депрессивное представление о природе.

В своем труде на эту тему Михаил Золотоносов утверждает, что автор стихотворения не кто иной, как сочинитель православного учебника по литературе. Книга была составлена инспектором учебного округа Барановым и опубликована в 1885 году. Именно в этом сборнике русской словесности впервые был напечатан стих "Осень наступила, высохли цветы". Опираясь на мнение профессионала и свои собственные догадки, я признаю вероятность ложного авторства данного стихотворения. При этом нет оснований считать, что существуют достоверные свидетельства о том, кто на самом деле является автором.

Осень наступила…

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Осенняя песенка

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.

Осень

Я узнаю тебя, время унылое:
Эти короткие, бледные дни,
Долгие ночи, дождливые, темные,
И разрушенье куда ни взгляни.
Сыплются с дерева листья поблекшие,
В поле, желтея, поникли кусты;
По небу тучи плывут бесконечные…
Осень докучная!.. Да, это ты!
Я узнаю тебя, время унылое,
Время тяжелых и горьких забот:
Сердце, когда-то так страстно любившее,
Давит мертвящий сомнения гнет;
Гаснут в нем тихо одна за другою
Юности гордой святые мечты,
И в волосах седина пробивается…
Старость докучная!.. Да, это ты!

Елена Павлова
Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему :

«Заучивание стихотворения А . Плещеева «Осень » » .

Программные задачи : Помочь детям запомнить стихотворение А . Плещеева «Осень » с помощью разнообразных методов заучивания ; закрепить характерные приметы осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворении ; развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь, воображение; воспитывать любовь и бережное отношение к природе; воспитывать желание оказывать помощь.

Оборудование и материалы :

Птичка-игрушка, разрезные картинки об осени (2шт., мяч, картинки-схемы для заучивания стихотворения , фонограмма : Бетховен «К Элизе» , П. Чуковский «Октябрь» из цикла «Времена года» , трель птицы.

Предварительная работа :

Экскурсии в парк, наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы.

Ход совместной образовательной деятельности

(дети находятся в холле)

Игра «Когда это бывает?»

Воспитатель : Ребята, кому я кину мяч, тот постарается ответить на вопрос : Когда это бывает?

1. День стал короче, ночь длиннее.

2. Листья пожелтели.

3. Птицы улетели в теплые края.

4. Солнце уже греет не так.

5. Деревья готовятся к зиме.

6. Моросит холодный дождик.

7. Стало холоднее.

8. Люди одеваются теплее.

9. Темнеет быстрее.

10. Дует холодный ветер.

Молодцы. Какое это время года? (осень )

Скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья осенью ? (листопад)

Сейчас мы с вами превратимся в листочки. Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели (дети забегают в группу под музыкальное сопровождение- Бетховен «К Элизе» )

Закружились (дети кружатся на ковре, воспитатель рассыпает фрагменты картинок) .

Ветер затих, листочки опали. Ребята, осенний ветер расколол две картинки на мелкие кусочки.

Развивающая игра «Собери картинку»

Давайте соберем их и посмотрим, что получится.

(дети берут по фрагменту и за столом составляют картинки)

Что получилось? (осень ) .

Перед вами картинки непростые, они волшебные. В них спрятались слова об осени . Как вы ее представляете? Назовите, какая она? (печальная, золотая, хмурая, красивая, дождливая, ненастная, пасмурная)

Молодцы! (звучит фонограмма трели птицы) .

Ой, кто это? (воспитатель ищет, откуда идет трель и находит птичку) .

Ребята, к нам в гости прилетела птичка. Птичка, почему ты такая грустная? Что случилось?

Ребята, птичка просит помочь ей. Осенний ветер так сильно дул, что птичка отбилась от стаи и теперь не может улететь в теплые края. Ветер обещал птичке помочь, если она выучит стихотворение . Давайте поможем ей. (Воспитатель берет стихотворение у птички ) .

-Стихотворение называется «Осень наступила » . Написал его Алексей Плещеев . (Вывешивается портрет А. Плещеева )

Послушайте, я его прочитаю.

Осень наступила ,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

О чем это стихотворение ? (об осени )

А что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение ? Как я его прочитала? (грустно, печально) .

Для того чтобы легче запомнить стихотворение , нам помогут картинки-схемы. Давайте их нарисуем. (Воспитатель рисует картинки к стихотворению .)

Ребята, птичка не понимает, что означает «И глядят уныло голые кусты» .Помогите ей. (деревья печальные, потому что опали листья) .

А что такое озимь? (поля, которые засеяли на зиму зерном, пшеницей) .

А теперь еще послушаем стихотворение . Я начинаю говорить фразу, а вы ее заканчивайте.

Молодцы!

Ребята, птичка сказала, что вы без меня не сможете выучить стихотворение . Докажем ей, что вы сами справитесь?

Для этого вы сами себе выберите картинку-схему. Посмотрите внимательно, что на ней изображено, ту часть стихотворения и будите рассказывать.

(дети рассказывают стихотворение с помощью мнемотаблиц) .

Кто же самый смелый и хочет рассказать все стихотворение ? Вот видишь,птичка, ребята справились самостоятельно.

(воспитатель наклоняется к птичке)

Птичка говорит нам спасибо. Вы помогли птичке запомнить стихотворение . Теперь ветер поможет улететь в теплые края. До свидания, птичка.

(птичка улетает)

Ребята, вам понравилось стихотворение ?

Как оно называется?

Кто его написал?

Давайте еще раз повторим стихотворение .

(дети читают стихотворение )

Спасибо, ребята, огромное всем

За то, что упорно всем миром трудились,

Работали дружно, совсем не ленились.

Публикации по теме:

«Заучивание стихотворения А. С. Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблиц» в старшей группе Цель: 1) сформировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц; 2) сформировать умение детей эмоционально воспринимать стихотворение;.

Конспект интегрированной НОД «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель» Программное содержание. Формировать умение внимательно слушать стихотворение, запоминать и выразительно читать его, приобщить детей к поэтическому.

Конспект НОД для детей второй младшей группы «Заучивание стихотворения Д. Хармса «Кораблик» по картинкам» Цель: создание условий для запоминания и воспроизведения стихотворения, при помощи приёма мнемотехники. Задачи: Помочь детям с помощью.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» Цель: познакомить детей.

Конспект занятия по ОХЛ «Заучивание стихотворения М. Кравчук «Вырастает город»» (средняя группа) Задачи: 1. Закреплять знания детей о названии родного города, об основных достопримечательностях, улицах, умение узнавать их на фотографиях.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Заучивание стихотворения С. Когана «Листки» Задачи: формирование умения детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать,.

«Осень» Алексей Плещеев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Анализ стихотворения Плещеева «Осень»

Красоту осени не раз воспевали в своих произведениях русские поэты. Для одних это время года было «очей очарованьем», другим, как Н. А. Некрасову, оно дарило бодрость, для других, например, для К. Д. Бальмонта, представляло собой карнавал ярких красок. Для Алексея Николаевича Плещеева (1825 – 1893) это была тоскливая пора, о чём он и сообщает читателю в своём стихотворении 1863 года.

Что отличает произведение Алексея Николаевича «Осень» от других осеней, так это его отношение к ней. Для поэта это не просто сложный комплекс погодных явлений, характеризующийся увяданием природы и постепенным наступлением холодов. Осень Плещеева – это, скорее, старая знакомая, живое существо. Поэт обращается к ней в стихотворении, словно к человеку: «Я узнаю тебя, время унылое…»

Описывая героиню-осень, автор использует такие эпитеты как «бледные дни», «листья поблёкшие», «дождливые тёмные ночи», «бесконечные тучи». В воображении читателя рисуется безрадостный пейзаж. Вместо живописных красок, которыми наделяли осень другие литераторы, Алексей Николаевич использует мрачный колорит – его жёлтый не солнечный и яркий, а болезненный и тусклый. Этим цветом автор раскрашивает поникшие кусты в сыреющем поле. Если в иных произведениях встречаются великолепные изображения пёстрого осеннего листопада, то у Плещеева листья безжизненно «сыплются с дерева».

Следующая строфа начинается с той же фразы, которой открывалась первая. Но относится она уже к другому явлению. Хотя оно и описано в тех же оттенках, что и осень, поэт говорит о старости:
Я узнаю тебя, время унылое,
Время тяжёлых и горьких забот…

Теперь читателю становится понятно, почему поэт так недолюбливает осень. Это время года равнозначно старости. В строках чувствуются параллели: поблёкшие листья – проступившая в волосах седина, тяжёлые тучи – нескончаемые заботы, поникшие кусты — «мертвящий сомнения гнёт» на сердце. Разрушение природы автор сравнивает с разрушением человека, вступившего в пору увядания. В осени для него нет ничего красивого. Это время наполнено предчувствием смерти, поэтому-то поэт завершает стихотворение эпифорой, немного изменяя фразу из первой строфы: «Старость докучная!.. Да, это ты!»