Как были уничтожены пво и авиация ливии. ВВС и ПВО Ливии - ivgnnm

В свое время Ливия обладала крупнейшими военно-воздушными силами в Северной Африке, но в настоящее время, после десятилетий экономических санкций и разрушительной гражданской войны изо всех сил пытается сохранить воздушные и наземные экипажи, способные летать и обслуживать самолеты. При Каддафи , при активном содействии СССР, ВВС Ливии имели в своем составе средние бомбардировщики, истребители-бомбардировщики (штурмовики), истребители-перехватчики, разведывательные, транспортные, учебные и вертолетные эскадрильи. Истребители-перехватчики, средние бомбардировщики, и разведывательные эскадрильи находились на базах вдоль побережья Ливии и вдоль его границы с Египтом. Вертолетные эскадрильи,основа для поддержки наземных войск, управлялись из штаб-квартиры военно-воздушных сил в Триполи.

Военно-воздушные силы были последним родом войск, который был создан во времена Джамахирии. Но международная изоляция взяла свое, и в результате, несмотря на значительное количество боевых самолетов, общим количеством более 500 машин по состоянию на начало 1987 года, ливийские ВВС применялись крайне неэффективно, и не оправдали возлагавшиеся на них надежды по защите воздушного пространства страны. Тем не менее,транспортная авиация, также обладавшая хорошим авиапарком, умело использовались в конфликтах в Чаде и в других местах. Ударные части ВВС, хотя и широко использовались для поддержки ливийских подразделений в Чаде, но не сыграли решающей роли.

ВВС Ливии состояли из воздушного командования, которое включало в себя эскадрильи и полки. Штатная численность ВВС Ливии в 1990 году составляла 22 тысячи человек, включая 15 тысяч. Они имели в своем составе 426 боевых самолетов и 52 боевых вертолета.

Во время свержения монархии в 1969 году, численность ливийских ВВС составляла всего около 400 солдат и офицеров.

Два года прошло с тех пор, как режим полковника Каддафи был свергнут в ливийской гражданской войне при прямой помощи стран НАТО и арабских монархий. До сих пор в стране продолжается процесс смены политического режима, однако новая ливийская власть уже начала перевооружение армии. Генеральный национальный конгресс Ливии одобрил выделение средств национального бюджета на восстановление вооруженных сил страны, общей суммой 4,7 млрд. долларов, которые должны быть потрачены на современные системы вооружения.

По сообщениям газеты из ОАЭ, старший офицер ливийских ВВС подтвердил численные показатели военных расходов Ливии и отметил, что старение военного оборудования является основной уязвимостью для его страны, которая не только имеет огромные запасы нефти, но и обладает 2 тысячами километров береговой линии и общими границами с шестью различными африканскими странами.

Организация Объединенных Наций уже сняла ряд ограничений на поставку нелетального вооружения в Ливию, а премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон недавно побывал в Триполи, чтобы вновь открыть военно-техническое сотрудничество между странами. Италия, тем временем, уже поставила Ливии 20 бронемашин.

На прошедшей недавно практической конференции в Лондоне, ливийские ВВС были представлены подполковником Усамой Элвефати. Высокий и приветливый, ранее он был пилотом в ливийских ВВС, и окончил ливийскую воздушную академию в Мисурате в 1992 году.

С момента открытия в 1974 году эта академия подготавливала пилотов в кооперации со специалистами со всего мира — в том числе из Пакистана, Германии, Греции, США, Польши, бывшей Югославии и Советского Союза, — но в последние годы, престижная школа ощущала недостаток абитуриентов.

Действительно, в 1980-х годах, ВВС Ливии могли похвастаться одним из крупнейших военно-воздушных флотов на Ближнем Востоке. Но со временем, на протяжении десятилетий американское и европейское эмбарго медленно, но неуклонно снижали эту цифру.

Элвефати вспоминает использовавшиеся ранее для обучения курсантов многочисленные учебные самолеты, в том числе двухместные машины югославского производства Galeb G-2 с двигателями Rolls-Royce, одноместную модель учебного самолета Т-33, итальянскую машину Aermacchi SF 260S, и учебные вертолеты российского производства Ми-2, Ми-8 и Ми-17.

В 2011 году многие оставшихся в исправном состоянии учебных машин тоже были потеряны в ходе вооруженного конфликта, поскольку их также направляли для подавления сил вооруженной оппозиции. По крайней мере, один из самолетов SF 260 был утерян при нападении повстанцев на аэропорт Мисураты, и по крайней мере один G-2 был потерян от атаки французского истребителя «Рафаль», когда он залетел в зону, запретную для полетов.

Но не все потери самолетов в Ливии были связаны в гражданской войной. Элвефати начинает смеяться, когда вспоминает о военно-транспортной авиации Ливии: «У нас было … или есть … несколько С-130, но они все еще застряли в США!»

Он имеет в виду контракт 1972 года на 70 млн. долларов на покупку восьми военно- транспортных самолетов производства США. Впоследствии контракт был заморожен из-за политических разногласий. 41 лет спустя, эти самолеты все еще находятся на базе ВВС США Доббинс, как памятник той бурной эпохи.

«Мы все еще ведет переговоры о передаче этих бортов, считая, что они способны летать, но американцы хотят, чтобы мы приобрели новую модификацию, C-130J — хотя я не думаю, что так будет лучше» — говорит ливийский подполковник.

Конфликт Каддафи с западными странами была не единственной причиной его гибели. Несмотря на сообщения, что он уделял больше заботы и внимания своим военно-воздушные силы, чем любому другом роду вооруженных сил, многие из сообщений от его самых верных друзей и союзников показывают, что собственная паранойя Каддафи привела к тому, что военные самолеты Ливии в буквальном счете просто заржавели.

«Экс-режим не был заинтересован в возрождении военно-воздушных сил», говорит Элвефати, и его улыбка гаснет: «Он считал самолеты внутренней угрозой своему правительству.

«В основном мы обладаем самолетами третьего, может быть, второго или даже первого поколения. Например, МиГ-23, еще советского производства уже полностью снят с вооружения у себя на родине».

«Теперь, ливийские военные двигаются в новом направлении, чтобы создать сильные и соответствующие современным требованиям ВВС. На данный момент, у нас еще есть проблемы с новым правительством,но наше командование ВВСначинает искать новые решения, новых производителей и новых поставщиков, которые уже сейчас готовы продать военные самолеты в Ливию» — оптимистично заявляет офицер.

Этот оптимизм и привел его в Великобританию. В связи с продолжающимся политическим переформатированием страны, практически полным отсутствием серьезных вооруженных сил, Ливия балансирует на острие ножа. Продолжающиеся беспорядки в других частях Ближнего Востока и в Северной Африке несомненно представляют для Ливии возможные угрозы в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Помимо поставок оборудования, ливийские военные намерены и заключать контракты и на обучение специалистов. Так Триполи уже почти договорилось с Францией на проведение обучения персонала военно-морских сил Ливии. Аналогичные усилия предпринимаются и в других областях, в частности в авиационной компоненте.

Ливия уже вела предварительные переговоры с Португалией о подготовке авиационных специалистов, в том числе и пилотов, так как национальная военно-воздушная академия страны пока не в состоянии сама принимать и обучать пилотов. Основная проблема ливийской академии заключается в отсутствии инструкторов, большинство из которых либо ушли в отставку из ВВС или оказались непригодны к полетам с медицинской точки зрения. В настоящее время руководство Ливийских ВВС активно ищет связи и с Европейским Союзом и его правительствами, а также с военно-воздушными силами по всему миру, чтобы организовать обучение ливийских курсантов.

«Главная причина, почему я приехали в Лондон – это достижение соглашений с военно-учебными заведениями, в том числе с вертолетной академией, чтобы помочь моей стране немедленно отправить некоторых пилотов для обновления своих знаний и совершенствования своих методов, как на тренажерах, так и на реальных вертолетах и самолетах – то чего так не хватает в нашей стране.Если мы получим шанс в этом или в следующем году обновить навыки наших пилотов на тренажерах, то мы будет готовы выпустить их в реальный полет».

НАТО, конечно, повредило множество объектов военно-воздушной инфраструктуры Ливии, ангаров и бункеров, но ливийские военные считают, что часть из разрушенных объектов можно восстановить. Некоторые английские компании уже рассматривают возможность заключения контрактов на реконструкцию ливийской авиабазы по контрактам между Великобританией и правительством Ливии.

Кроме того, ливийские военные высказали намерения заключит контракт с русским и итальянским летными инструкторами.

Хотя гражданская война и удары НАТО внесли большие прорехи в военно-воздушную мощь Ливии, страна еще имеет возможность восстановить часть своей мощи.

Несколько боевых самолетов все еще способны подниматься в воздух, в том числе эскадрилья МиГов, вертолетная эскадрилья и эскадрилья истребителей Mirage F1s. В последнем подразделении находится два самолета, перелетевшие на Мальту во время ливийского восстания по политическим соображениям. В настоящее время эти самолеты уже вернулись домой и прошли полное сервисное обслуживание. Всего в составе ВВС Ливии насчитывается 12 истребителей Mirage F1. С марта прошлого года начата их модернизация по контракту с Францией. Более современные самолеты французского производства «Мираж-2000» в настоящее время передаются из состава ВВС Объединенных Арабских Эмиратов в состав авиационного парка Ливии.


В семидесятые и начале восьмидесятых годов Каддафи путем массированных закупок в СССР создал весьма внушительную систему ПВО страны советского образца. В общей сложности тогда Москва поставила Триполи 39 дивизионов ЗРК С-75М3 «Волга», 36 дивизионов ЗРК С-125М и семь полковых комплектов (140 боевых машин) самоходных ЗРК «Квадрат». В первой половине восьмидесятых они были дополнены двумя зенитными ракетными системами большой дальности С-200ВЭ (две группы – четыре дивизиона) и одним полковым комплектом ЗРК «Оса-АК» (20 боевых машин).

Организационно все эти подразделения и части к середине восьмидесятых годов свели в 18 зенитных ракетных бригад – девять смешанных, оснащенных комплексами С-75М3 и С-125М, семь с ЗРК «Квадрат», одна бригада имела комплексы «Оса-АК» и еще одна – С-200ВЭ. Кроме того, одну зенитную ракетную бригаду вооружили французскими ЗРК Crotale (в 1973–1974 годах Пятая республика продала ливийцам девять батарей с 27 боевыми машинами, использовались в основном для обороны аэродромов). Для управления силами и средствами ПВО применялась система «Сенеж».

Вдобавок в те же семидесятые ливийские сухопутные войска получили из СССР 144 боевые машины ЗРК «Стрела-1», а в 1984–1985 годах – 60 боевых машин «Стрела-10». Вооруженные силы Ливии также располагают большим количеством зенитной артиллерии калибров 14,5, 23, 30 и 57 миллиметров (включая ЗСУ-23-4) и устаревших советских переносных ЗРК «Стрела-2М», «Стрела-3» и «Игла-1».

ПВО Джамахирии в восьмидесятые годы понесла ощутимые потери в ходе боевых действий в Чаде и в результате ударов американской авиации, а с 1992-го вооруженные силы Ливии подверглись серьезной эрозии в период длительных международных санкций. Вот почему к настоящему времени технический уровень ливийской противовоздушной обороны остается на советском уровне 40-летней давности, а количественно значительно сократился, причем боеготовность даже номинально сохраняющихся в строю систем сомнительна.

На 2010 год развернутыми на территории Ливии идентифицировались 11 дивизионов ЗРК С-75М3, 16 дивизионов ЗРК С-125М1 и четыре дивизиона ЗРК С-200ВЭ. Оценки количества уцелевших комплексов «Квадрат» противоречивы, но, вероятно, суммарно их число не превышает 15 дивизионов (60 боевых машин). Помимо этого, есть еще в наличии ЗРК «Оса-АК», «Стрела-10» и Crotale. Однако техническое состояние большинства перечисленных выше комплексов следует считать малоудовлетворительным. К тому же в ходе нынешнего восстания вся система ПВО в восточной части страны наверняка полностью развалилась, а значительная часть техники утрачена.

А самое главное – США и НАТО за последние 40 лет накопили громадный опыт борьбы с системами ПВО, выстроенными на основе устаревших советских комплексов С-75, С-125, С-200 и «Квадрат». Подобные системы успешно подавлялись в 1982 году израильтянами в Ливане, американцами и их союзниками в 1991 и 2003-м в Ираке и в 1999-м в Югославии. К настоящему времени любую аналогичную систему ПВО можно считать практически бесполезной против современных вооруженных сил Запада. Некоторую обеспокоенность Пентагона вызывали дальнобойные ЗРК С-200ВЭ, и именно по ним нанесен первый удар крылатыми ракетами Tomahawk с кораблей 6-го флота ВМС США. Во избежание поражения зенитной артиллерией и ПЗРК самолеты коалиции будут действовать над Ливией в основном со средних высот, уничтожая наземные цели с помощью высокоточного оружия (тактика, хорошо обкатанная в Югославии в 1999-м и в Ираке в 2003-м).

Что касается ВВС Ливии, то они получали последние новые боевые самолеты в 1989 году (Су-24МК из СССР), полностью деградировали в период санкций и практически утратили боевой потенциал. Примерно из 220 боевых самолетов, остававшихся в составе ВВС Ливии на 2010 год (14 Су-24МК, около 36 Су-22, около 90 МиГ-23 различных модификаций, около 50 МиГ-21, 29 Mirage F.1), в летном состоянии к началу этого года, видимо, было не более 50 (оценочно четыре Су-24МК, примерно по дюжине типов Су-22М, МиГ-23МЛ и МиГ-21бис и несколько модернизированных Mirage F.1). Фактически эти силы пригодны только для ограниченных действий против повстанческих формирований, причем часть машин утрачена в ходе восстания.

В целом боеготовность вооруженных сил Ливии даже до начала массовых народных выступлений в минувшем феврале оценивалась весьма низко, а уровень подготовки личного состава традиционно считается одним из наиболее слабых среди арабских стран.

Необходимо отметить, что несмотря на снятие санкций ООН в 2004 году, режим Каддафи в последние шесть лет крайне вяло осуществлял «реанимацию» своих дышащих на ладан ВВС и ПВО. Был заключен контракт с французами на восстановление и модернизацию всего 12 Mirage F.1 (выполненный к началу восстания лишь частично), отремонтированы в России и СНГ по эскадрилье МиГ-23МЛ и Су-22М. В 2009 году заключались контракты с Рособоронэкспортом (также до сего времени невыполненные), согласно которым Концерну ПВО «Алмаз-Антей» предстояло модернизировать часть ливийских ЗРК С-125М1 в вариант «Печора-2А», а в 2010-м Джамахирия намеревалась закупить три батареи ЗРК «Тор-М2Э». Переговоры о приобретении новых самолетов (Rafale и Су-35) и ЗРК (С-300ПМУ-2, «Бук-М2Э», «Панцирь-С1», английских Starstreak) нынешний официальный Триполи в своем типичном торгашеском стиле вел годами и так и не довел до конкретных соглашений. Теперь ему приходится расплачиваться за свою недальновидность.

Полковник открыто водил за нос своих российских и западных партнеров в военно-технической сфере, при этом явно не обладая продуманной стратегией восстановления военного потенциала Ливии и в результате полностью упустив время хотя бы для частичного возрождения обороноспособности своего режима. Заметим, что Алжир, подписав пакет крупных оружейных контрактов с Россией в 2005–2006 годах, уже получил к настоящему времени значительное количество самой современной российской боевой техники и вооружения. Каддафи же играл в «диверсификацию» закупок и пытался противопоставить сотрудничеству с Москвой партнерство со странами Запада – в первую очередь Великобританией и Францией. Именно с этими двумя государствами были подписаны первые значительные военные контракты после снятия санкций.

В одном только 2009 году Ливия заключила соглашения в сфере ВТС со странами Старого Света на 300 миллионов евро. Лишь в начале 2010-го полковник «снизошел» до подписания с Россией пакета контрактов на сумму всего 1,3 миллиарда долларов – и это притом что ранее Москва простила Триполи долги, не выплаченные еще СССР (за то же оружие), на 5,3 миллиарда долларов. К тому времени Ливия законтрактовала в ЕС военных заказов на сумму, сопоставимую с общим портфелем ее заказов в РФ (то есть 2 миллиарда долларов). Видимо, полковник полагал, что он ловко «сосет двух маток» и хитроумно «нагревает» русских простачков. По иронии судьбы, именно главные европейские «партнеры» Ливии (Великобритания и Франция) и выступили застрельщиками военной интервенции в 2011 году. Достойный финал заигрывания Каддафи с западными странами!

После первых дней войны Запада против Ливии можно сделать вывод, что Триполи не успел создать современную систему противовоздушной обороны и модернизировать военно-воздушные силы.

Это сделало страну практически беззащитной против ударов авиации противника и ударов крылатыми ракетами класса «корабль-поверхность». ВВС и ВМС Западной коалиции фактически беспрепятственно наносят удары по всей инфраструктуре вооружённых сил Ливии - ВВС, Сухопутным войскам, ВМС.


С 1980-х годов вооруженные силы Ливии деградировали, имеют устаревшее и плохое материально-техническое обслуживание. Авиация ВВС Ливии, так же как системы ПВО, безнадежно устарела и не может даже в минимальной степени противостоять истребителям сил коалиции.

Так, 20 марта адмирал Майк Маллен (Mike Mullen) в интервью телекомпании CNN заявил, что после скоординированных ударов союзных кораблей и самолетов бесполетная зона над Ливией «на самом деле вступила в силу», и в ближайшее время коалиционные войска приступят к «ограничению логистики» (системы снабжения) наземных сил Каддафи с продолжением ударов по уничтожению ПВО Ливии. Маллен также заявил, что в настоящее время ВВС Ливии надежно удерживаются на земле. «В течение двух последних дней Каддафи не смог поднять в воздух ни один самолет»,- заявил адмирал. По его оценкам, первые удары по уничтожению объектов ливийской ПВО и ВВС были «очень эффективными».

А ведь Каддафи не успел немного – Ливия первой в мире собиралась подписать контракт на покупку русских истребителей Су-35 , а также Су-30МК. Для ПВО Ливии диктатор собирался приобрести несколько дивизионов ЗРС дальнего действия С-300ПМУ-2 и до 20 ЗРК малой дальности «Тор-М1». Только эти вооружения, без других самолетов (Як-130) и систем ПВО ("Бук-М1-2"), обеспечила бы надежное прикрытие большей части территории Ливии. В этом случае большие потери стран коалиции были бы неизбежны. Не исключено, что в перспективе «неприемлемых» потерь от военной операции вообще пришлось бы отказаться уже на стадии дипломатии.

В то же время, западные страны за период с момента отмены эмбарго до начала 2011 года поставили Ливии системы вооружения, которые не являются ключевыми для обеспечения обороноспособности страны. Отчасти это объясняется тем, что ВС Ливии очень избирательно подходили к закупкам вооружений и из «осторожности» начали модернизацию со «второстепенных» систем оружия. Это их и погубило.

Конечно, только наличие современных систем ПВО и ВВС Ливию не спасли бы, нужен ещё квалифицированный персонал. Но Каддафи не страдал отсутствием денег, мог нанять военспецов в Украине, Белоруссии, России. Как Грузия, которая использовала в 2008 году наёмников из Украины. Тогда у западников бы блицкриг точно провалился.

Единственное, что может сделать Каддафи, пока не началась сухопутная операция, а она может и не начаться, - ответить ассиметрично – диверсиями на гражданских объектах в Европе.

Выводы из начального этапа операции «Одиссея. Рассвет» для России

Сухопутные войска, даже с большим количеством танков, бронетехники, артиллерии, не могут выстоять без надёжных ВВС и системы ПВО-ПРО.

С учетом боевых действий в Ливии, необходимо сделать ещё больший акцент в рамках ГПВ 2011-2020 гг. на закупку для российской армии современных систем ПВО-ПРО, на модернизацию ВВС, покупку новых самолетов и запуск в серию истребителя 5-го поколения.

Война в Ливии это отличный довод для поддержания в стране мощной системы ПВО-ПРО-ВКО. Кроме того, и другие страны получили наглядный урок важности для суверенитета современных ПВО и ВВС.

Как были уничтожены ПВО и авиация Ливийской Джамахирии

Внешнее силовое вмешательство и его последствия

11 мая 2012 года глава МИД России Сергей Лавров выступил против повторения ливийского сценария в Сирии.
«Линия на внешнее силовое вмешательство во внутренние конфликты, на применение односторонних санкций может привести лишь к подрыву стабильности, усилению элементов хаоса в региональных делах, как мы это наблюдаем на примере Ливии. Нельзя допустить повторения ливийского сценария в Сирии», - сказал Лавров 11 мая на заседании СМИД ШОС в Пекине.

Предлагаю вашему вниманию анализ боевых действий сил НАТО во время войны против Ливийской Джамахирии

Прошло больше года с начала войны против Ливию и уже можно проанализировать тактику НАТО. Тем более, что «на подходе» еще две «горячие точки» и две войны НАТО - против Ирана и против Сирии, где НАТО повторит уже обкатанные в Ливии приемы и свой новый боевой опыт уничтожения российских средств ПВО.
Ключевую роль в ливийской войне сыграли военно-воздушные удары самолетов Альянса. США и НАТО за последние 40 лет накопили громадный опыт борьбы с системами ПВО, выстроенными на основе советских комплексов С-75, С-125, С-200 и «Квадрат». Такая система ПВО успешно подавлялась Израилем в Ливане, а также силами США и их союзников по НАТО в Ираке и Югославии.
Сейчас такую систему противовоздушной обороны можно считать бесполезной против современных вооруженных сил НАТО и подавляемой в первые же часы внезапного нападения, без объявления войны.
Воздушная группировка НАТО
К началу операции у берегов Ливийской Джамахирии была создана крупная группировка ВВС и ВМФ союзников. Двадцать пять боевых кораблей и подводных лодок западной коалиции, в том числе три корабля ВМС США с ракетами «Томагавк» на борту, и вспомогательных судов 2-го и 6-го флотов США, включая авианосец «Энтерпрайз», десантные вертолетоносцы «Керсадж» и «Понсе», флагманский (штабной) корабль «Маунт Уитни». Была создана самая мощная - в последние годы - авиационная группировка разведывательной авиации и радиоэлектронной борьбы.
Война НАТО против Ливийской Джамахирии - первая фаза под кодовым названием «Рассвет Одиссеи» - началась утром 19 марта масштабными ракетно-авиационными ударами по различным объектам на территории Ливии. Первый удар состоял из трех волн. В последующем удары трансформировались в серии, которые наносились как в ночное, так и в дневное время суток. Главной целью союзников стали ракетные системы С-200 советского производства ливийской армии, способные поражать цели на расстоянии 300 километров и около 50 ракет типа «Куб», которыми сербы сбили американский F-16 в 1995 году. Ливийская интегрированная система противовоздушной обороны, так же как и в Ираке, имела около 30 установок «земля-воздух», связанных с 15 радарными системами раннего оповещения на побережье Средиземного моря. По данным Пентагона, эти установки представляли собой серьезную угрозу для военных самолетов НАТО. Все это было уничтожено в первые же часы внезапных налетов НАТО. «Хорошо», с точки зрения Пентагона, зарекомендовал себя палубный самолет радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler ВМС США, участвовавший в постановке помех в работе ливийских радаров.
Особенности действий авиации НАТО
31 марта первая фаза «Рассвет Одиссеи» была завершена в связи с началом новой фазы под названием «Объединенный защитник». Теперь Ливийская Джамахирия превратилась в полигон для боевого испытания новейших вооружений НАТО.
Так, впервые были испытаны тактическая крылатая ракета Tomahawk Block IV, а также один из самых совершенных современных самолетов, многоцелевой истребитель Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании.
Самолеты Tornado наносили удары крылатыми ракетами Storm Shadow.
Был впервые применен в боевых условиях тяжёловооруженный самолет поддержки сухопутных подразделений АС -130U.
В ночь на 4 июня впервые получили боевое применение вертолеты Apache ВВС Великобритании, базирующиеся на вертолетоносце «Оушен» и французские Tiger и Gazelle.
Другой особенностью стратегического использования ВВС НАТО явилось урановое бронебойное оружие. Боеприпасы с обедненным ураном применялись в основном в первые сутки операции в Ливии. Вес некоторых бомб, сброшенных на Джамахирию, в том числе на столице Триполи, составил около двух тонн.
Высокоточные французские ракеты AASM были использованы для уничтожения колонны бронетехники в районе Бенгази в восточной части Ливии. Они также применялись для уничтожения зенитного ракетного комплекса С-125 российского производства. При этом запуск ракет был осуществлен за пределами зоны эффективного действия этого комплекса ПВО и после его подавления помехами.
Применение крылатых ракет
Нанесение удара по Ливийской Джамахирии началось с применения крылатых ракет (КР) морского и воздушного базирования. Всего 19 марта корабли ВМС США и Великобритании выпустили 112 КР «Томагавк», уничтожив, как было заявлено, 20 из 22 подвергшихся ударам целей.
В качестве целей для уничтожения были выбраны пункты управления войсками, правительственные и жилые кварталы в центре Триполи, штаб ВВС Ливии в Матейге к востоку от Триполи, база ВВС Аль-Гардабия, узлы связи и базы ВМС, радары ливийской системы ПВО и объекты связи, места дислокации и позиции ливийской армии, мобильные батареи противокорабельных ракет, военные корабли. «Томагавки» были выпущены с пяти американских кораблей - двух крейсеров и трех подводных лодок, входящих в группу ВМС США, действующую в Средиземном море. Удаление боевых кораблей от береговой линии Ливии составляло всего 50 километров.
Нанесение ударов стратегическими бомбардировщиками ВВС США
В первый же день войны бомбардировщики В-2 нанесли удары по главному ливийскому аэродрому недалеко от Триполи, поразив управляемыми авиабомбами укреплённые ангары, в которых находились истребители и бомбардировщики ливийских ВВС. B-2 сбросили 40 бомб на этот стратегический объект. Бомбардировщики находились в полете 25 часов и четыре раза дозаправлялись топливом в воздухе.
В-2 использовались для поражения наиболее важных целей Ливии, Они наносили удары 2000-фунтовыми управляемыми бомбами GBU-31B/ JDAM. По данным штаба ВВС США, все запланированные цели были поражены с заданной точностью. Высокая эффективность применения самолетов В-2 была достигнута за счет возможностей корректировки полетного задания уже в воздухе и возможности перепрограммирования бомбовой нагрузки на другие цели, полученные ими в масштабе реального времени. Были задействованы космические спутники разведки.
Характер атаки ВВС
Атака французских и американских ВВС протекала по стандартной схеме: предварительная разведка – создание зоны постоянного контроля самолетами ДРЛО – выдвижение в район целей – постановка помех на рубежах огня ливийской ПВО – распределение целей – уничтожение целей – отход.
В ходе войны в Ливии отрабатывались различные тактические сценарии для самолетов «Тайфун». Шлифовалось обеспечение лазерного целеуказания выбранных для поражения наземных целей. Хотя летчики самолетов этого типа, способны осуществлять автономное лазерное целеуказание, большинство боевых вылетов производилось парами: «Тайфун» плюс «Торнадо», когда один из них осуществлял лазерное наведение, а второй уничтожал назначенную цель. Это позволило авиационному командованию НАТО задействовать широкий арсенал авиационных боеприпасов, сохраняя более дорогостоящее высокоточное оружие для выполнения более важных задач.
Объектами для уничтожения со стороны ВВС НАТО стали: позиции ливийских войск, пункты управления и узлы связи, средства ПВО, пусковые установки оперативно-тактических ракет, предприятия по производству и хранению вооружений и боеприпасов, здание центра связи и правительственный комплекс в Триполи, здание парламента (С центром детского творчества и Библиотекой, военной разведки, Гостелерадио и информагентства, укреплённый комплекс Баб-эль-Азизия, аэродромы, радарная система аэропорта Триполи, радиолокационная станция близ города Эль-Брега, системы энергоснабжения и водоснабжения, бензозаправочные станции.
Преднамеренно были нанесены бомбовые удары по зданию посольства КНДР и по жилым кварталам столицы.
Работа самолетов–разведчиков
На начальном этапе войны было задействовано, как минимум, 5 самолётов-разведчиков стран НАТО. Самолеты электронной разведки RC-135 Rivet Joint занимались перехватом переговоров ливийских военных и передачей полученной информации на БПЛА «Глобал Хок», который барражировал на большой высоте. Беспилотник наводил аппаратуру слежения на места расположения бронетанковых частей и определял координаты. Затем передавал координаты аналитикам в наземном центре, а те отправляли данные на командный пункт для выдачи целеуказаний. Оттуда координаты поступали на самолет ДРЛО и управления E-3 Sentry Awacs, который, в свою очередь, наводил на цели истребители F-16, «Харриер» и другие боевые самолеты или ударные БПЛА с бомбовой нахрузкой (500 килограмм ракет). Еще никогда ранее подобное количество разнородной и современной военно-воздушной техники не использовалось столь интенсивно и одновременно в ходе одной войны, что предъявляло исключительно высокие требования к качеству функционирования систем управления, и прежде всего, систем автоматизации управления, связи и разведки тактического звена.
Удары «по своим» и мирным жителям Ливии
НАТО в последние годы уделяло много внимания внедрению технических средств для исключения потерь от огня противника. Поэтому странным для армий НАТО с самыми современными средствами разведки были факты авиаударов по своим наземным войскам и отрядам мятежников, а также мирным объектам в условиях полного отсутствия противодействия со стороны ливийской армии.
Вот лишь несколько примеров. Жертвами натовской бомбардировки в районе города Марса-эль-Брега, расположенного в 800 км к востоку от Триполи, стали двое повстанцев и двое врачей, 14 пострадали и шестеро пропали без вести. «Мы заранее предупредили НАТО, что выдвигаем танки из Бенгази к Адждабии, а затем к Марса-эль-Брега»- заявил после бомбежки представитель мятежников.
В ходе одного из ракетных ударов вертолётов НАТО в пригороде Бенгази была уничтожена инфраструктура одной из частных французских военных компаний, обслуживающих мятежников. Сколько людей погибло в результате этой бомбежки, не известно до сих пор, но известно, что тела погибших были сразу переправлены во Францию военным вертолётом.
6 августа представители ливийских мятежников заявили, что силы НАТО уничтожили торговый караван «с оружием», шедший из соседнего Чада. Караван состоял из сотни верблюдов и перевозил мирный груз. Воздушный удар был нанесен по каравану в пустыне в 100 километрах от границы Чада. Никакого оружия этот караван не перевозил. «Верблюды полностью сожжены, а все оружие уничтожено» - заявили мятежники.
8 августа НАТО нанесло ночной ракетный удар по жилым домам и больнице в деревне Маджер под Злитаном (160 км к востоку от Триполи). Погибли 20 мужчин, 32 женщины и 33 ребенка.
По данным Ливийского общества Красного креста, более 1 100 мирных граждан были убиты в результате бомбежек НАТО, включая 400 женщин и детей.
Всего с 19 марта, когда начались бомбардировки, по 26 мая было зафиксировано 718 погибших и 4067 раненых мирных жителей, 433 из которых получили тяжелые ранения. Как недавно признал «министр здравоохранения» марионеточного пронатовского «правительства Ливии», в ходе войны погибли не менее 30 тысяч человек, свыше 50 тысяч человек было ранено, около 4 тысяч считаются пропавшими без вести. По другим оценкам, погибло более ста тысяч ливийских граждан, более трехсот тысяч ранено, без вести пропало более двадцати тысяч человек. Эти цифры тоже приблизительные и корректируются в сторону увеличения обнаружением новых братских захоронений и останков тел под руинами зданий и объектов.
Итоги воздушной операции
В ходе второй фазы войны поз названием «Объединённый защитник» с 31 марта по 1 октября 2011 года общее число налетов самолетов альянса НАТО на Ливийскую Джамахирию составило 23 938. Из этого числа 8941 вылетов были боевыми. То есть для обеспечения одного вылета ударного самолета отправлялось еще два самолета для прикрытия и обеспечения бомбежки (разведка, радиоэлектронная борьба, целеуказание, боевое управление, дозаправка в воздухе, доставка грузов наземным частям и т.д.).
Это свидетельствует о возрастающем объеме задач обеспечения боевых действий в зоне новых будущий войн. Полеты над Ливией после 1 июля шли со средней интенсивностью 80-100 самолетовылетов в день. В отдельные сутки их число доходило до 140.
Война НАТО против Ливийской Джамахирии продемонстрировала сильные стороны альянса: эффективную разведку, возможность нанесения ударов по идентифицированным целям через несколько минут после их выявления, высокую точность целеуказания, что позволило повысить долю применения управляемых боеприпасов до 85%.
Но следует учитывать, что эти «сильные стороны» НАТО «проявились» в условиях полного бездействия ПВО и авиации противника. В случае же противодействия ПВО и авиации Ливии результаты были бы совсем другими.
По данным НАТО, с момента начала операции было уничтожено около 570 ливийских объектов: военных баз, бункеров, 355 зенитных ракет, более 500 танков и другой бронированной техники, около 860 складов с боеприпасами. Потоплены все стоящие неподвижно у причалов военные корабли Ливии, с которых заранее были сняты экипажи и часть оружия.
Если верить этой явно завышенной статистике НАТО, эффективность действий НАТО является «чрезвычайно высокой», но пилоты боевых самолетов сообщали, что во время боевых вылетов часто не удавалось обнаружить врага, и бомбы сбрасывались на любые движущиеся объекты.
Фактически итоги ливийской войны показали, что в течение нескольких лет в будущем, подобные успехи военно-воздушных сил НАТО не будут решающими. В случае противодействия ПВО и авиации противника они могут быть гораздо снижены.
Потери
На закрытом заседании в Бундестаге один из немецких военных экспертов, со ссылкой на надежные источники, рассказал, что потери британских спецслужб в Ливии составили не 35 солдат, как было объявлено Министерством обороны Великобритании, а от 1500 до 2000. К этому числу следует добавить погибших французских военных от 200 до 500 человек, США - не меньше 200 и Катара - более 700 солдат.
Эти цифры, как и цифры потерь самолетов, вертолетов, наземной бронетехники НАТО, не были объявлены в средствах массовой информации. Но очевидно, что потери были зафиксированы космическими средствами разведки тех стран, для которых альянс НАТО представляет реальную угрозу.
Ф.С.