Кушнер, Александр Семёнович - Биография. Воспоминания о детстве

Одной из наиболее известных творческих личностей в русской поэзии считается Александр Кушнер, биография, интересные факты из жизни которого будут представлены вашему вниманию в статье.

Немного биографии

Родился поэт в 1936 году в Ленинграде. Детские годы Александра Семеновича проходили в семье интеллигентов, что оказало немалое влияние на раскрытие его таланта. Отец поэта был военно-морским инженером. Прежде чем прийти в большую литературу, Кушнер, окончив педагогический институт им. Герцена, получил филологическое образование. Далее он работал по специальности, преподавая в школе русскую литературу и язык десять лет.

Стоит отметить, что писать поэт начал еще в раннем детстве. Первые строки он написал в начальной школе. Таким образом, ему было удобно выражать свои мысли и эмоциональное состояние.

Воспоминания о детстве

Как вспоминал сам Александр Кушнер, биография которого никогда не была легкой и безоблачной, во время войны он жил с мамой в Сызрани, и ему отчетливо запомнилась голодная жизнь. После того как приходил из садика, на вопрос мамы о том, чем там кормили, отвечал, что несладким чаем с хлебом. Но на самом деле в Сызрани было намного легче, чем в блокадном Ленинграде.

В 1954 году была окончена школа с золотой медалью, были поданы документы в университет. Как назло, поступить у Александра не вышло. И это, наверное, был знак свыше, так как он перенес документы в пединститут, который успешно и окончил.

В скором времени Александр Кушнер, фото которого вы видите в статье, оброс литературными связями, познакомившись с Глебом Семеновым, который был руководителем литературного объединения при Горном институте.

Влияние отца на талант сына

В далеком 1944 году Семен Кушнер вернулся с фронта, на морском кителе его были капитанские погоны. Как только отец увидел тягу сына к стихам, стал читать ему произведения Лермонтова и Пушкина. «Илиада» и «Одиссея» также звучали из уст его отца не раз. Именно тогда отец помог сыну понять, для чего ему дан талант, и восьмилетний Александр с удовольствием и упоением стал писать стихи.

Индивидуальность поэта

Делая первые шаги в творчестве, Александр Кушнер сразу показал свою индивидуальность, свой почерк, который не похож ни на одного современника тех времен и этих.

Строки всегда были выше повседневности, обращены к вневременным событиям и мыслям. Именно своей неповторимостью он длительное время удерживает читателей.

Некоторые стихотворения относятся к хрестоматийной классике, другие стали исполняться бардами и неплохо звучат под гитару. На самом деле Александр Кушнер - поэт, фотография которого украшает сборники бардовской поэзии, специальные тексты для песен не писал. Но он и не был против того, чтобы его стихи звучали в виде песен.

Совершенно неожиданно стихи Кушнера стали звучать, открыв для него самого новую грань в творчестве.

Роль Санкт-Петербурга в жизни Кушнера

Начиная с 19 века в русской литературе можно отследить два магистральных направления. Условно их называют московской и петербургской школами. Одна из них придерживается строгости в стиле, классических принципов. Другая же школа основывается на яркой образности и характерной широте взгляда. Александр Семенович придерживается скорее классических принципов, являясь одним из наиболее ярких поэтов того времени.

Стоит отметить, что Северную столицу не так уж и часто вспоминает поэт в своем творчестве, но без Петербурга сам себя не представляет. Город отображается в его стихах, равно как и в творчестве Ахматовой, Блока, Гумилева.

Дружба с Иосифом Бродским

Как ни странно, эти две выдающиеся личности родились примерно в одно время и проявили себя на берегах Невы. Длительный период они дружили, но и были конкурентами в творчестве. Несмотря на дружеские отношения, время от времени у них возникали споры и конфликты, связанные с творчеством. Каждому хотелось показать свою значимость и величину. Ссоры и различные взгляды на жизнь не оказали негативного влияния на дружбу двух великих поэтов. И после эмиграции Бродского они поддерживали между собой дружбу. Их связь длилась долгие годы.

Иосиф Бродский написал для друга пару стихотворений. В ответ будущему нобелевскому лауреату Кушнер посвятил целый цикл стихов.

Тяжелым потрясением для друга стала смерть Иосифа Бродского в далеком 1996 году. За год до трагического внезапного события Бродский посвятил Кушнеру поэтический вечер в Нью-Йорке. Вечер прошел отлично, оставив посетителям массу позитивных впечатлений и ярких воспоминаний.

Стихи для детей

Стоит отметить тот факт, что поэт уделяет много времени творчеству для маленьких читателей. В его творческом арсенале не только интересные стихи. На его слова звучат детские песни, стихи используют для спектаклей и мультфильмов.

Александр Кушнер - поэт, биография которого стала предметом нашего обзора, относится к детской аудитории как к полноценному читателю. Его убеждения в том, что человек не может сформироваться как личность, не приобщаясь к высокой культуре, непоколебимы. Ведь только в детские годы ребенок способен воспринимать окружающий мир. Все эти факторы в совокупности оказывают решающее влияние на формирование характера человека, его личностных данных и даже судьбы. И дети с удовольствием читают его стихи.

На сегодняшний день люди видят в его стихотворениях что-то близкое для себя, несмотря на временные преграды.

Творчество Кушнера

Публиковаться Александр Семенович начал в далеком 1957 году. Регулярным нападкам подвергалась поэзия, в которой была доля критики. Спустя некоторое время его поэзию запретили печатать, после того как секретарь Ленинградского обкома выступил на сессии.

Наибольшую известность ему принесли сборник «Письмо» и «Прямая речь».

В его проникновенной лирике находит свое отражение любой предмет или обычное событие, пейзаж или внутреннее отображение его сущности.

За свою жизнь Кушнер издал немногим больше 30 книг поэзии и прозаических статей, которые были размещены в двух книгах. Именно здесь поэт показал себя с другой стороны, как человек, тонко чувствующий современную русскую поэзию.

Стоит отметить тот факт, что его работы издавались на итальянском, английском и голландском, французском, чешском языках.

Время от времени он сам занимался переводами.

Александр Кушнер: личная жизнь

Женой Александра Семеновича стала Елена Невзглядова, женщина, которая является поэтом, литературоведом, эссеистом и филологом. Свои выступления она проводит под именем Елена Ушакова. Сын поэта живет в Израиле.

Многочисленные награды Кушнера

80-летний поэт и писатель является лауреатом множества литературных премий, среди которых стоит выделить:

  • «Северную Пальмиру» (1995 год).
  • Государственную премию России (1996 год).
  • Пушкинскую премию нем. фонда А. Тепфера (1999 год) и др.

В 2013 году поэту была присуждена премия «Балтийская звезда», которую вручили ему в Санкт-Петербурге. На церемонии вручения, после торжественной речи, стихи Кушнера читал знаменитый актер Юрий Томошевский.

Литературное объединение

С начала 1970 годов в Санкт-Петербурге возникает литературное объединение под руководством Александра Кушнера, первыми участниками которого стали В. Скобло, В. Ханан, А. Танков, Ю. Колкер, Т. Костина и другие. За все свое существование литературное объединение несколько раз меняло место дислокации. Впервые оно расположилось в швейном объединении «Большевичка». Последнее местонахождение ЛИТО - Дом писателей. В момент, когда великому поэту стало тяжело управляться с ролью руководителя, он поручил это ответственное дело своему ученику - поэту Александру Танкову.

В настоящее время участники ЛИТО объединены преданностью русскому слову. Множество поэтов, которые состояли в нем, состоялись в творчестве и стали известными поэтами и писателями. Среди наиболее популярных стоит выделить Н. Кононова, А. Пурина, А. Машевского.

Со времен своего образования состав ЛИТО почти не изменился. Все так же его участники раз в несколько недель собираются для чтения стихов, обсуждают их, высказывая свое мнение.

Вот уже на протяжении более полувека одной из наиболее значимых величин в русской поэзии по праву считается Александр Кушнер. Что удерживает читательское внимание к этому автору на протяжении столь длительного периода времени? Попробуем разобраться в этом.

Факты биографии

Александр Семёнович Кушнер родился в 1936 году в Северной столице. Если принять за аксиому утверждение о том, что место рождения и малая Родина имеют существенное значение в судьбе человека, то для поэта это утверждение ещё более очевидно. Детство прошло в интеллигентной ленинградской семье, что во многом предопределило дальнейший выбор пути.

Филологическое образование в Педагогическом и дальнейшая работа преподавателем по специальности непосредственным образом предшествовали приходу в большую литературу. При этом следует иметь в виду, что Александр Кушнер, как поэт, начался задолго до этого. Стихи молодой человек писал ещё в начальной школе. Это было для него способом выражения своих чувств и мыслей.

"Времена не выбирают"

С первых же шагов в литературе Александр Кушнер заявил себя как крепкий профессионал со своим узнаваемым и ни на кого не похожим голосом. Его поэзия была изначально далека от обыденности и повседневных реалий советского быта. Никакого в ней обнаружить невозможно. Поэт всегда обращал свои строки куда-то поверх повседневности, размышляя и исследуя вневременные явления, образы и смыслы. Именно поэтому ему удалось сказать свое слово в русской литературе.

Некоторые его строки стали хрестоматийной классикой. Трудно сегодня найти того, кому бы не было известно, что "Времена не выбирают, в них живут и умирают". Помимо прочего, многие его стихи стали бардовскими песнями и очень хорошо звучат под гитару. Это при том, что Александр Кушнер, фото которого традиционно украшают сборники бардовской поэзии, специальных текстов для вокального исполнения никогда не сочинял. Как, впрочем, никогда и не возражал против исполнения своих стихов в музыкальном сопровождении. Так или иначе, авторская песня стала ещё одной неожиданной гранью его творчества.

Санкт-Петербург в творчестве поэта

В русской поэзии ещё с золотого девятнадцатого века отчётливо прослеживаются два магистральные направления. Весьма условно их обозначают как "петербургская и московская школы". Для одной из них характерны широта, безоглядность и яркая образность, а для другой - строгость стиля и верность классическим принципам гармонии и композиции. Александр Кушнер - поэт петербургской традиции. Более того, он один из самых яркий её представителей советского и постсоветского исторического периода.

Несмотря на то что конкретные реалии Северной столицы не так уж и часто мелькают в его стихах, Александр Кушнер без Петербурга непредставим. Город буквально растворён в его образах и постоянно перекликается со стихами великих предшественников - Блока, Анненского, Гумилёва, Ахматовой и Мандельштама. С Александра Кушнера объединяет единая архитектоника русского классицизма. Она существует и развивается в едином с этим городом духовном пространстве.

Александр Кушнер и Иосиф Бродский

Два выдающихся современника появились на свет и состоялись как поэты на примерно в одно время. На протяжении длительного времени их объединяла и личная дружба и творческая конкуренция. При этом отношения двух поэтов отнюдь не всегда были гладкими и бесконфликтными. Безусловно, каждый чувствовал в другом сопоставимую по величине личность. Дружба поэтов продолжалась и после вынужденной эмиграции Бродского. Диалог их никогда не прерывался, лишь перешёл в эпистолярную форму.

Будущий нобелевский лауреат посвятил своему другу два стихотворения, а Кушнер - целый стихотворный цикл. Внезапная смерть Иосифа Бродского в январе 1996 года стала тяжёлым потрясением для Александра Кушнера. Всего лишь за год до этого Бродский вёл поэтический вечер своего друга в Нью-Йорке. Эта встреча с читателями прошла блестяще и оставила яркие воспоминания у всех на ней присутствовавших.

Детские стихи Александра Кушнера

Немалое внимание в своём творчестве Александр Кушнер уделяет стихам для самых маленьких. Его детские стихи не только широко издаются и читаются, но и присутствуют в в спектаклях и мультфильмах. Поэт отнюдь не считает детскую аудиторию второстепенной. Более того, он уверен, что человек не может сформироваться в полноценную личность без постоянного общения с образцами высокой литературы. Ведь именно в детские годы человек особо восприимчив ко всему, что видит и слышит. Всё это оказывает определяющее значение для формирования и личности, и судьбы. И такая позиция находит отклик у юной аудитории. Люди, появившиеся на свет уже в третьем тысячелетии, встречают в стихах поэта из прошлого века нечто близкое для себя. Александр Кушнер для них не чужой.

» Юлию Киму и отказом жюри номинировать на премию Алексея Пурина вместе с Евгением Рейном вышел из состава жюри.

Творчество

В поэзии следует принципам, заложенным акмеистами и близкими по поэтике авторами (от И. Анненского до Бориса Пастернака): описание предметного мира, быта и одновременно включённость в мировую культуру (цитатность). Особое место в творчестве Кушнера занимает образ его родного Петербурга-Ленинграда: судьба лирического героя поэта неотделима от этого города («Он и не мыслит счастья без примет / Топографических, неотразимых» - стихотворение «Что мне весна? Возьми её себе!..»). Кушнер чужд формальным экспериментам: белому стиху, верлибру, словотворчеству; в то же время его работа с традиционными стихотворными размерами отличается утончённостью и рефлективностью, искусным использованием разностопных стихов, синтагмическими переносами. Выразительную характеристику языка Кушнера дал его современник и приятель Иосиф Бродский : «Если можно говорить о нормативной русской лексике, то можно, я полагаю, говорить о нормативной русской поэтической речи. Говоря о последней, мы будем всегда говорить об Александре Кушнере» .

Тот же Бродский дал общую оценку творчества: «Александр Кушнер - один из лучших лирических поэтов XX века, и его имени суждено стоять в ряду имён, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский» .

Сти­хам Кушнера свойственна скромность, близость к прозаической речи; мастерство поэта рас­крывается только при неторопливом чтении этих стихов - в соответствии с тем, как сам Кушнер раскрывает окружающий мир.

Книги стихов издавались в переводе на английский, голландский, итальянский, сербский, каталанский, китайский языки. Стихотворения переводились также на немецкий, французский, японский, иврит , чешский и болгарский.

Литобъединение

Литературное объединение под руководством Александра Семеновича Кушнера существует в Санкт-Петербурге с начала 1970-х. Среди первого состава участников ЛИТО были такие поэты, как Владимир Ханан, Валерий Скобло, Юрий Колкер , Борис Лихтенфельд, Константин Ескин, Татьяна Костина, Александр Танков . За время своего существования ЛИТО многократно переезжало с одной площадки на другую: от швейного объединения «Большевичка» до нынешнего местонахождения в Доме писателя на Звенигородской улице. Когда А. С. Кушнеру стало трудно вести занятия, эстафету перенял его давний ученик: в настоящее время литобъединением руководит поэт Александр Танков.

Участников ЛИТО А. С. Кушнера объединяет преданность русской поэзии и высокая требовательность к слову . Многие бывшие ученики давно стали самостоятельными известными поэтами - так, из ЛИТО Кушнера вышли Алексей Пурин , Алексей Машевский , Николай Кононов . С 1980-х годов состав ЛИТО практически не менялся: его участники по-прежнему встречаются хотя бы раз в месяц, чтобы послушать новые стихи своих друзей и узнать их мнение о своих стихах. Среди сегодняшних участников числятся Александр Танков, Александр Фролов , Вероника Капустина, Иван Дуда. Все эти поэты давно вступили в Союз писателей Санкт-Петербурга, имеют собственные сборники стихов, они - лауреаты литературных премий имени Ахматовой, Пастернака, Заболоцкого. Двух значительных поэтов семинар потерял - трагически рано умерли Александр Гуревич и Василий Русаков .

По словам Александра Танкова:

…входящие в ЛИТО поэты очень разные, у каждого свой голос, своя собственная интонация. Сухая, твердая, даже жесткая философская лирика Давида Раскина ничуть не похожа на странные, иногда кажущиеся абсурдными, но завораживающие и трогающие за сердце стихи Ивана Дуды, блестящие, нанизанные на тщательно построенный сюжет стихи Александра Фролова - на ассоциативно-фонетические строки Александра Танкова, трагические, мучительные, словно кровоточащие стихи Сергея Николаева - на щемящие, прозрачные, светящиеся ночным неоном строфы Василия Ковалева. Кто-то, сравнивая поэтов этого ЛИТО с живописцами, поставил рядом с Иваном Дудой Филонова, рядом с Давидом Раскиным - немецких экспрессионистов, рядом с Вероникой Капустиной - Модильяни, рядом с Аллой Михалевич - цветные гравюры Хокусая.

Награды

Библиография

Сборники стихотворений

Курсивом выделены книги, содержащие, помимо стихотворений, литературно-критическую прозу и эссе .

  • Первое впечатление. - М.-Л.: Советский писатель, 1962. - 96 с.
  • Ночной дозор. - М.-Л.: Советский писатель, 1966. - 124 с.
  • Приметы. - Л.: Советский писатель, 1969. - 112 с.
  • Письмо. - Л.: Советский писатель, 1974. - 96 с.
  • Прямая речь. - Л.: Лениздат, 1975. - 112 с.
  • Голос. - Л.: Советский писатель, 1978. - 127 c.
  • Канва: Из шести книг. - Л.: Советский писатель, 1981. - 207 с.
  • Таврический сад. - Л.: Сов. писатель, 1984. - 103 с.
  • Дневные сны. - Л.: Лениздат, 1986. - 86 с.
  • Стихотворения. - Л.: Художественная литература, 1986. - 302 с.
  • Живая изгородь. - Л.: Советский писатель, 1988. - 142 с.
  • Память / Сост. и пер. с рус. И. Аузиньш - Рига: Лиесма, 1989. - 106 с.
  • Флейтист. - М.: Правда, 1990. - (Б-ка «Огонёк»; № 8). - 29 с.
  • Аполлон в снегу: Заметки на полях. - Л.: Советский писатель, 1991. - 512 с. - ISBN 5-265-01145-5
  • Ночная музыка. - Л.: Лениздат, 1991. - 110 с. - ISBN 5-289-01086-6
  • Apollo in the snow. - New-York: Farras, Straus and Giroux, 1991.
  • На сумрачной звезде. - СПб: Акрополь, 1994. - 103 с. - ISBN 5-86585-022-9
  • Избранное. - СПб: Художественная литература, 1997. - 494 с. - ISBN 5-280-03199-2

* Тысячелистник: [Книга стихов; Заметки на полях]. - СПб: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1998. - 367 с. - ISBN 5-86789-073-2

  • La poesia di San Pietroburgo. - Milano: 1998.
  • Летучая гряда. - СПб: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2000. - 95 с. - ISBN 978-5-86789-115-2
  • Стихотворения: Четыре десятилетия. - М.: Прогресс-Плеяда, 2000. - 288 с. - ISBN 5-93006-010-X
  • Пятая стихия: [Избр.]. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 384 с. - ISBN 5-04-005458-0
  • Кустарник. - СПб: Пушкинский фонд, 2002. - 88 с. - ISBN 5-89803-100-6

* Волна и камень. Стихи и проза. - СПб: Logos, 2003. - 768 с. - ISBN 5-87288-242-4

  • Холодный май. - СПб: Геликон + Амфора, 2005. - 96 с. - ISBN 5-93682-189-7
  • Избранное. - М.: Время, 2005. - 270 с. - ISBN 5-94117-093-9

* Аполлон в траве: Эссе; Стихи. - М.: Прогресс-Плеяда, 2005. - 632 с. - ISBN 5-93006-036-3

  • В новом веке. - М.: Прогресс-Плеяда, 2006. - 336 с. - ISBN 5-93006-057-6
  • Времена не выбирают: Пять десятилетий. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 224 с. - ISBN 978-5-91181-580-6
  • Избранные стихотворения: [Буклет с текстом в составе мультимедийной книги]. - СПб.: Геликон Плюс, 2007. - (Серия «Живые стихи»).
  • Таврический сад: Избранное. - М.: Время, 2008. - 528 с. - ISBN 978-5-9691-0200-2
  • Облака выбирают анапест. - Мир энциклопедий Аванта+; Астрель, 2008. - 95 с. - ISBN 978-5-98986-156-9
  • Мелом и углём. - М.: Мир энциклопедий Аванта+; Астрель; Полиграфиздат, 2010. - 128 с. - ISBN 978-5-98986-393-8 ; - ISBN 978-5-271-283-75-8 ; - ISBN 978-5-42-15-1045-1

* По эту сторону таинственной черты: Стихотворения, статьи о поэзии. - СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2011. - 544 с. - ISBN 978-5-389-01520-3

  • Вечерний свет. - СПб.: Издат. группа «Лениздат», 2013. - 112 с. - ISBN 978-5-4453-0055-7
  • Времена не выбирают…: [Избр.] - М.: Эксмо, 2014. - 416 с. - ISBN 978-5-699-72989-0
  • Античные мотивы: [Стихотворения; Эссе]. - СПб.: Союз писателей Санкт-Петербурга; Геликон Плюс, 2014. - 160 с. - ISBN 978-5-93682-963-5
  • Земное притяжение. - М.: Время, 2015. - 96 с. - ISBN 978-5-9691-1390-9
  • Избранные стихи. - СПб.: Журнал «Звезда», 2016. - 472 с. - ISBN 978-5-7439-0204-0
  • Меж Фонтанкой и Мойкой...: Книга стихов. - СПб.: Арка, 2016. - 288 c. - ISBN 978-5-91208-221-4

Книги для детей

  • Заветное желание. - Л.: Детская литература, 1973.
  • Большая новость. - Л.: Детская литература, 1975. - 15 с.-
  • Город в подарок. - Л.: Детская литература, 1976. - 128 с.
  • Велосипед. - Л.: Детская литература, 1979. - 12 с.
  • Веселая прогулка. - Л.: Детская литература, 1984. - 36 с.
  • Что я узнал!: Альбом для раскрашивания. - Киев: Вэсэлка, 1988. - 12 с.
  • Как живете? - Л.: Детская литература, 1988. - 47 с.
  • Чтобы всех напугать: [Книжка-игрушка]. - М.: Журнал «На боевом посту»; КООП «ИСО», 1992.
  • Что лежит в кармане? - М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2003. - 8 с. - ISBN 5-94847-001-6
  • Что я узнал! - М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2003. - 8 с. - ISBN 5-94847-001-6
  • Весёлая прогулка. - СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2011. - (Сер. «44 весёлых стиха»). - 48 с. - ISBN 978-5-389-01777-1
  • Хорошо иметь слона!.. / Послесл. М. Яснова . - СПб.: Детгиз, 2015. - 92 с. ISBN 978-5-8452-0504-9
  • Заветное желание. - СПб.; М.: Речь, 2016. - (Сер. "Любимая мамина книжка.) - 20 с. - [Переизд. одноимённой кн. 1973 г.; см. выше.] - ISBN 978-5-9268-2003-1

Современная литература о творчестве А. С. Кушнера

  • Арьев А. Маленькие тайны, или Явление Александра Кушнера // Арьев А. Царская ветка. - СПб., 2000. - С. 85-185.
  • Арьев А. Привычка жить: К 80-летию Александра Кушнера // Знамя. - 2016. - № 9. - С. 169-182.
  • Беляева Н. Александр Кушнер: восемь граней таланта // Нева. - 2016. - № 9. - С. 182-193.
  • Гельфонд М. М. «Читателя найду в потомстве я…»: Боратынский и поэты ХХ века. - М., 2012. - С. 163-178 (и др.).
  • Гловко О. Имя в лирическом контексте: (На основе стихотворения Александра Кушнера «Война была закончена») // Имя текста, имя в тексте: Сб. науч. трудов. - Тверь, 2004. - С. 61-70.
  • Казарин Ю. Часть вечности: о поэзии Александра Кушнера // Урал. - 2012. - № 4. - С. 219-236.
  • Калинников Л. А. Вопросы поэта А. С. Кушнера к философу И. Канту о проблемах потусторонних // Кантовский сборник: Науч. журн. - Калининград, 2010. - № 3 (33). - С. 33-51.
  • Королёва Н. В. Встречи в пути: [Воспоминания]. - СПб., 2010 (по ук. имён).
  • Кудрявцева И. А. Поэт и процесс творчества в художественном сознании А. Кушнера: Автореф. дисс. … канд. филолог. наук. - Череповец, 2004.
  • Кулагин А. Два Кушнера // Звезда. - 2016. - № 9. - С. 7-13.
  • Кулагин А. В. Цикл А. Кушнера "Стансы": жанр, композиция, контекст // Сквозь литературу: Сб. статей к 80-летию Леонида Генриховича Фризмана. - Киев, 2015. - С. 364-377.
  • Кулагин А. В. «Я в этом городе провёл всю жизнь свою…»: Поэтический Петербург Александра Кушнера. - Коломна, 2014. - 142 с.
  • Ляпина Л. Е. «Таврический сад» А. С. Кушнера: контекстуальное прочтение // Ляпина Л. Е. Мир Петербурга в русской поэзии: Очерки исторической поэтики. - СПб., 2010. - С. 126-137.
  • Невзглядова Е. Пятая стихия: (О книге стихов А. Кушнера «Таврический сад») // Невзглядова Е. О стихе. - СПб., 2005. - С. 193-212.
  • Новиков Вл. Бродский - Кушнер - Соснора: Академическое эссе // Новиков Вл. Роман с литературой. - М., 2007. - С. 114-119.
  • Новикова Е. История одной эпиграммы: (Пушкин - Кушнер - Быков) // Собрание сочинений: К шестидесятилетию Л. И. Соболева. - М., 2006. - С. 411-416.
  • Поддубко Ю. В. Античные мотивы и образы в поэзии А. Кушнера // Лiтература в контекстi культури: Зб. наук. праць. - Вып. 22 (2). - Киев, 2012. - С. 252-259.
  • Поддубко Ю. В. Мотивно-образная система лирики А. Кушнера: Дисс. ... канд. филолог. наук. - Харьков, 2015. - 219 с.
  • Смирнов А. Прямая речь: Заметки о поэзии Александра Кушнера // Сноб. - 2015. - № 5. - С. 166-171.
  • Суханова С. Ю., Цыпилёва П. А. Функции античного претекста в лирике А. Кушнера // Вестник Томск. гос. ун-та: Филология. - 2014. - № 2 (28). - С. 126-141.
  • Яснов М. Большая новость: Александр Кушнер // Яснов М. Путешествие в чудетство: Книга о детях, детской поэзии и детских поэтах. - СПб., 2014. - С. 173-176.
  • Ячник Л. Н. Интертекстуальность и русская поэтическая традиция в творчестве Александра Кушнера: Дисс. ... канд. филолог. наук. - Киев, 2014. - 224 с.

Справочные материалы

  • Александр Семёнович Кушнер / Сост. Н. И. Кузнецова // Русские советские писатели. Поэты: Биобиблиогр. указатель. - [Т.] 12. - М.: Кн. палата, 1989. - С. 4-34.
  • Роднянская И. Б. Кушнер Александр Семёнович // Русские писатели 20 века: Биографич. словарь. - М., 2000. - С. 399-402.
  • Пьяных М. Ф. Кушнер Александр Семёнович // Русские писатели ХХ века: Прозаики, поэты, драматурги: Биобиблиографич. словарь: В 3 т. - М., 2005. - Т. 2. - С. 389-392.
  • «Стихов неотразимый строй…»: Указатель стихотворений Александра Кушнера, вошедших в его авторские сборники. 1962-2016. Изд. 2-е, испр. и доп. / Сост. А. В. Кулагин. - Коломна: Инлайт, 2016. - 80 с. - ISBN 978-5-905529-42-9

Напишите отзыв о статье "Кушнер, Александр Семёнович"

Ссылки

Поэзия Александра Кушнера

  • в «Журнальном зале »
  • на сайте «Новая литературная карта России »
  • на сайте «Неофициальная поэзия»

Критики об Александре Кушнере

  • В.Бетаки . «Русская поэзия за 30 лет (1956-1986)» «Антиквариат» New Haven Conn. USA 1987

Интервью с Александром Кушнером

Примечания

Отрывок, характеризующий Кушнер, Александр Семёнович

Кончил он и привстав обнял Пьера и поцеловал его. Пьер, с слезами радости на глазах, смотрел вокруг себя, не зная, что отвечать на поздравления и возобновления знакомств, с которыми окружили его. Он не признавал никаких знакомств; во всех людях этих он видел только братьев, с которыми сгорал нетерпением приняться за дело.
Великий мастер стукнул молотком, все сели по местам, и один прочел поучение о необходимости смирения.
Великий мастер предложил исполнить последнюю обязанность, и важный сановник, который носил звание собирателя милостыни, стал обходить братьев. Пьеру хотелось записать в лист милостыни все деньги, которые у него были, но он боялся этим выказать гордость, и записал столько же, сколько записывали другие.
Заседание было кончено, и по возвращении домой, Пьеру казалось, что он приехал из какого то дальнего путешествия, где он провел десятки лет, совершенно изменился и отстал от прежнего порядка и привычек жизни.

На другой день после приема в ложу, Пьер сидел дома, читая книгу и стараясь вникнуть в значение квадрата, изображавшего одной своей стороною Бога, другою нравственное, третьею физическое и четвертою смешанное. Изредка он отрывался от книги и квадрата и в воображении своем составлял себе новый план жизни. Вчера в ложе ему сказали, что до сведения государя дошел слух о дуэли, и что Пьеру благоразумнее бы было удалиться из Петербурга. Пьер предполагал ехать в свои южные имения и заняться там своими крестьянами. Он радостно обдумывал эту новую жизнь, когда неожиданно в комнату вошел князь Василий.
– Мой друг, что ты наделал в Москве? За что ты поссорился с Лёлей, mon сher? [дорогой мoй?] Ты в заблуждении, – сказал князь Василий, входя в комнату. – Я всё узнал, я могу тебе сказать верно, что Элен невинна перед тобой, как Христос перед жидами. – Пьер хотел отвечать, но он перебил его. – И зачем ты не обратился прямо и просто ко мне, как к другу? Я всё знаю, я всё понимаю, – сказал он, – ты вел себя, как прилично человеку, дорожащему своей честью; может быть слишком поспешно, но об этом мы не будем судить. Одно ты помни, в какое положение ты ставишь ее и меня в глазах всего общества и даже двора, – прибавил он, понизив голос. – Она живет в Москве, ты здесь. Помни, мой милый, – он потянул его вниз за руку, – здесь одно недоразуменье; ты сам, я думаю, чувствуешь. Напиши сейчас со мною письмо, и она приедет сюда, всё объяснится, а то я тебе скажу, ты очень легко можешь пострадать, мой милый.
Князь Василий внушительно взглянул на Пьера. – Мне из хороших источников известно, что вдовствующая императрица принимает живой интерес во всем этом деле. Ты знаешь, она очень милостива к Элен.
Несколько раз Пьер собирался говорить, но с одной стороны князь Василий не допускал его до этого, с другой стороны сам Пьер боялся начать говорить в том тоне решительного отказа и несогласия, в котором он твердо решился отвечать своему тестю. Кроме того слова масонского устава: «буди ласков и приветлив» вспоминались ему. Он морщился, краснел, вставал и опускался, работая над собою в самом трудном для него в жизни деле – сказать неприятное в глаза человеку, сказать не то, чего ожидал этот человек, кто бы он ни был. Он так привык повиноваться этому тону небрежной самоуверенности князя Василия, что и теперь он чувствовал, что не в силах будет противостоять ей; но он чувствовал, что от того, что он скажет сейчас, будет зависеть вся дальнейшая судьба его: пойдет ли он по старой, прежней дороге, или по той новой, которая так привлекательно была указана ему масонами, и на которой он твердо верил, что найдет возрождение к новой жизни.
– Ну, мой милый, – шутливо сказал князь Василий, – скажи же мне: «да», и я от себя напишу ей, и мы убьем жирного тельца. – Но князь Василий не успел договорить своей шутки, как Пьер с бешенством в лице, которое напоминало его отца, не глядя в глаза собеседнику, проговорил шопотом:
– Князь, я вас не звал к себе, идите, пожалуйста, идите! – Он вскочил и отворил ему дверь.
– Идите же, – повторил он, сам себе не веря и радуясь выражению смущенности и страха, показавшемуся на лице князя Василия.
– Что с тобой? Ты болен?
– Идите! – еще раз проговорил дрожащий голос. И князь Василий должен был уехать, не получив никакого объяснения.
Через неделю Пьер, простившись с новыми друзьями масонами и оставив им большие суммы на милостыни, уехал в свои именья. Его новые братья дали ему письма в Киев и Одессу, к тамошним масонам, и обещали писать ему и руководить его в его новой деятельности.

Дело Пьера с Долоховым было замято, и, несмотря на тогдашнюю строгость государя в отношении дуэлей, ни оба противника, ни их секунданты не пострадали. Но история дуэли, подтвержденная разрывом Пьера с женой, разгласилась в обществе. Пьер, на которого смотрели снисходительно, покровительственно, когда он был незаконным сыном, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи, после своей женитьбы, когда невестам и матерям нечего было ожидать от него, сильно потерял во мнении общества, тем более, что он не умел и не желал заискивать общественного благоволения. Теперь его одного обвиняли в происшедшем, говорили, что он бестолковый ревнивец, подверженный таким же припадкам кровожадного бешенства, как и его отец. И когда, после отъезда Пьера, Элен вернулась в Петербург, она была не только радушно, но с оттенком почтительности, относившейся к ее несчастию, принята всеми своими знакомыми. Когда разговор заходил о ее муже, Элен принимала достойное выражение, которое она – хотя и не понимая его значения – по свойственному ей такту, усвоила себе. Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее муж есть крест, посланный ей от Бога. Князь Василий откровеннее высказывал свое мнение. Он пожимал плечами, когда разговор заходил о Пьере, и, указывая на лоб, говорил:
– Un cerveau fele – je le disais toujours. [Полусумасшедший – я всегда это говорил.]
– Я вперед сказала, – говорила Анна Павловна о Пьере, – я тогда же сейчас сказала, и прежде всех (она настаивала на своем первенстве), что это безумный молодой человек, испорченный развратными идеями века. Я тогда еще сказала это, когда все восхищались им и он только приехал из за границы, и помните, у меня как то вечером представлял из себя какого то Марата. Чем же кончилось? Я тогда еще не желала этой свадьбы и предсказала всё, что случится.
Анна Павловна по прежнему давала у себя в свободные дни такие вечера, как и прежде, и такие, какие она одна имела дар устроивать, вечера, на которых собиралась, во первых, la creme de la veritable bonne societe, la fine fleur de l"essence intellectuelle de la societe de Petersbourg, [сливки настоящего хорошего общества, цвет интеллектуальной эссенции петербургского общества,] как говорила сама Анна Павловна. Кроме этого утонченного выбора общества, вечера Анны Павловны отличались еще тем, что всякий раз на своем вечере Анна Павловна подавала своему обществу какое нибудь новое, интересное лицо, и что нигде, как на этих вечерах, не высказывался так очевидно и твердо градус политического термометра, на котором стояло настроение придворного легитимистского петербургского общества.
В конце 1806 года, когда получены были уже все печальные подробности об уничтожении Наполеоном прусской армии под Иеной и Ауерштетом и о сдаче большей части прусских крепостей, когда войска наши уж вступили в Пруссию, и началась наша вторая война с Наполеоном, Анна Павловна собрала у себя вечер. La creme de la veritable bonne societe [Сливки настоящего хорошего общества] состояла из обворожительной и несчастной, покинутой мужем, Элен, из MorteMariet"a, обворожительного князя Ипполита, только что приехавшего из Вены, двух дипломатов, тетушки, одного молодого человека, пользовавшегося в гостиной наименованием просто d"un homme de beaucoup de merite, [весьма достойный человек,] одной вновь пожалованной фрейлины с матерью и некоторых других менее заметных особ.
Лицо, которым как новинкой угащивала в этот вечер Анна Павловна своих гостей, был Борис Друбецкой, только что приехавший курьером из прусской армии и находившийся адъютантом у очень важного лица.
Градус политического термометра, указанный на этом вечере обществу, был следующий: сколько бы все европейские государи и полководцы ни старались потворствовать Бонапартию, для того чтобы сделать мне и вообще нам эти неприятности и огорчения, мнение наше на счет Бонапартия не может измениться. Мы не перестанем высказывать свой непритворный на этот счет образ мыслей, и можем сказать только прусскому королю и другим: тем хуже для вас. Tu l"as voulu, George Dandin, [Ты этого хотел, Жорж Дандэн,] вот всё, что мы можем сказать. Вот что указывал политический термометр на вечере Анны Павловны. Когда Борис, который должен был быть поднесен гостям, вошел в гостиную, уже почти всё общество было в сборе, и разговор, руководимый Анной Павловной, шел о наших дипломатических сношениях с Австрией и о надежде на союз с нею.
Борис в щегольском, адъютантском мундире, возмужавший, свежий и румяный, свободно вошел в гостиную и был отведен, как следовало, для приветствия к тетушке и снова присоединен к общему кружку.
Анна Павловна дала поцеловать ему свою сухую руку, познакомила его с некоторыми незнакомыми ему лицами и каждого шопотом определила ему.
– Le Prince Hyppolite Kouraguine – charmant jeune homme. M r Kroug charge d"affaires de Kopenhague – un esprit profond, и просто: М r Shittoff un homme de beaucoup de merite [Князь Ипполит Курагин, милый молодой человек. Г. Круг, Копенгагенский поверенный в делах, глубокий ум. Г. Шитов, весьма достойный человек] про того, который носил это наименование.
Борис за это время своей службы, благодаря заботам Анны Михайловны, собственным вкусам и свойствам своего сдержанного характера, успел поставить себя в самое выгодное положение по службе. Он находился адъютантом при весьма важном лице, имел весьма важное поручение в Пруссию и только что возвратился оттуда курьером. Он вполне усвоил себе ту понравившуюся ему в Ольмюце неписанную субординацию, по которой прапорщик мог стоять без сравнения выше генерала, и по которой, для успеха на службе, были нужны не усилия на службе, не труды, не храбрость, не постоянство, а нужно было только уменье обращаться с теми, которые вознаграждают за службу, – и он часто сам удивлялся своим быстрым успехам и тому, как другие могли не понимать этого. Вследствие этого открытия его, весь образ жизни его, все отношения с прежними знакомыми, все его планы на будущее – совершенно изменились. Он был не богат, но последние свои деньги он употреблял на то, чтобы быть одетым лучше других; он скорее лишил бы себя многих удовольствий, чем позволил бы себе ехать в дурном экипаже или показаться в старом мундире на улицах Петербурга. Сближался он и искал знакомств только с людьми, которые были выше его, и потому могли быть ему полезны. Он любил Петербург и презирал Москву. Воспоминание о доме Ростовых и о его детской любви к Наташе – было ему неприятно, и он с самого отъезда в армию ни разу не был у Ростовых. В гостиной Анны Павловны, в которой присутствовать он считал за важное повышение по службе, он теперь тотчас же понял свою роль и предоставил Анне Павловне воспользоваться тем интересом, который в нем заключался, внимательно наблюдая каждое лицо и оценивая выгоды и возможности сближения с каждым из них. Он сел на указанное ему место возле красивой Элен, и вслушивался в общий разговор.
– Vienne trouve les bases du traite propose tellement hors d"atteinte, qu"on ne saurait y parvenir meme par une continuite de succes les plus brillants, et elle met en doute les moyens qui pourraient nous les procurer. C"est la phrase authentique du cabinet de Vienne, – говорил датский charge d"affaires. [Вена находит основания предлагаемого договора до того невозможными, что достигнуть их нельзя даже рядом самых блестящих успехов: и она сомневается в средствах, которые могут их нам доставить. Это подлинная фраза венского кабинета, – сказал датский поверенный в делах.]
– C"est le doute qui est flatteur! – сказал l"homme a l"esprit profond, с тонкой улыбкой. [Сомнение лестно! – сказал глубокий ум,]
– Il faut distinguer entre le cabinet de Vienne et l"Empereur d"Autriche, – сказал МorteMariet. – L"Empereur d"Autriche n"a jamais pu penser a une chose pareille, ce n"est que le cabinet qui le dit. [Необходимо различать венский кабинет и австрийского императора. Австрийский император никогда не мог этого думать, это говорит только кабинет.]
– Eh, mon cher vicomte, – вмешалась Анна Павловна, – l"Urope (она почему то выговаривала l"Urope, как особенную тонкость французского языка, которую она могла себе позволить, говоря с французом) l"Urope ne sera jamais notre alliee sincere. [Ах, мой милый виконт, Европа никогда не будет нашей искренней союзницей.]
Вслед за этим Анна Павловна навела разговор на мужество и твердость прусского короля с тем, чтобы ввести в дело Бориса.
Борис внимательно слушал того, кто говорит, ожидая своего череда, но вместе с тем успевал несколько раз оглядываться на свою соседку, красавицу Элен, которая с улыбкой несколько раз встретилась глазами с красивым молодым адъютантом.
Весьма естественно, говоря о положении Пруссии, Анна Павловна попросила Бориса рассказать свое путешествие в Глогау и положение, в котором он нашел прусское войско. Борис, не торопясь, чистым и правильным французским языком, рассказал весьма много интересных подробностей о войсках, о дворе, во всё время своего рассказа старательно избегая заявления своего мнения насчет тех фактов, которые он передавал. На несколько времени Борис завладел общим вниманием, и Анна Павловна чувствовала, что ее угощенье новинкой было принято с удовольствием всеми гостями. Более всех внимания к рассказу Бориса выказала Элен. Она несколько раз спрашивала его о некоторых подробностях его поездки и, казалось, весьма была заинтересована положением прусской армии. Как только он кончил, она с своей обычной улыбкой обратилась к нему:
– Il faut absolument que vous veniez me voir, [Необходимо нужно, чтоб вы приехали повидаться со мною,] – сказала она ему таким тоном, как будто по некоторым соображениям, которые он не мог знать, это было совершенно необходимо.
– Mariedi entre les 8 et 9 heures. Vous me ferez grand plaisir. [Во вторник, между 8 и 9 часами. Вы мне сделаете большое удовольствие.] – Борис обещал исполнить ее желание и хотел вступить с ней в разговор, когда Анна Павловна отозвала его под предлогом тетушки, которая желала его cлышать.
– Вы ведь знаете ее мужа? – сказала Анна Павловна, закрыв глаза и грустным жестом указывая на Элен. – Ах, это такая несчастная и прелестная женщина! Не говорите при ней о нем, пожалуйста не говорите. Ей слишком тяжело!

Когда Борис и Анна Павловна вернулись к общему кружку, разговором в нем завладел князь Ипполит.
Он, выдвинувшись вперед на кресле, сказал: Le Roi de Prusse! [Прусский король!] и сказав это, засмеялся. Все обратились к нему: Le Roi de Prusse? – спросил Ипполит, опять засмеялся и опять спокойно и серьезно уселся в глубине своего кресла. Анна Павловна подождала его немного, но так как Ипполит решительно, казалось, не хотел больше говорить, она начала речь о том, как безбожный Бонапарт похитил в Потсдаме шпагу Фридриха Великого.
– C"est l"epee de Frederic le Grand, que je… [Это шпага Фридриха Великого, которую я…] – начала было она, но Ипполит перебил ее словами:
– Le Roi de Prusse… – и опять, как только к нему обратились, извинился и замолчал. Анна Павловна поморщилась. MorteMariet, приятель Ипполита, решительно обратился к нему:
– Voyons a qui en avez vous avec votre Roi de Prusse? [Ну так что ж о прусском короле?]
Ипполит засмеялся, как будто ему стыдно было своего смеха.
– Non, ce n"est rien, je voulais dire seulement… [Нет, ничего, я только хотел сказать…] (Он намерен был повторить шутку, которую он слышал в Вене, и которую он целый вечер собирался поместить.) Je voulais dire seulement, que nous avons tort de faire la guerre рour le roi de Prusse. [Я только хотел сказать, что мы напрасно воюем pour le roi de Prusse . (Непереводимая игра слов, имеющая значение: «по пустякам».)]


Александр Кушнер на фоне Иерусалима Имя при рождении:

Александр Семёнович Кушнер

Дата рождения: Место рождения: Гражданство:

СССР

Род деятельности: Премии:

Государственная премия Российской Федерации,
Пушкинская премия Российской Федерации
и мн. др.

Алекса́ндр Семёнович Ку́шнер (14 сентября 1936, Ленинград) - российский поэт и переводчик. Автор более 30 книг стихов и ряда статей о классической и современной русской поэзии, собранных в две книги.

Биография

Родился в еврейской семье в 1936 году. Отец будущего поэта, подполковник С. С. Кушнер (1911-1980), был военно-морским инженером.

В 1959 г. окончил филологический факультет Педагогического института им. А. Герцена.

В 1959-1969 преподавал в школе русский язык и литературу. С конца 1960-х переходит на профессиональную литературную деятельность. В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

Член СП СССР (1965), Русского ПЕН-центра (1987).

Гл. редактор «Библиотеки поэта» (с 1992; с 1995 - «Новой библиотеки поэта»).

Член редколлегий ж-лов «Звезда», «Контрапункт» (с 1998), виртуального ж-ла «Арт-Петербург» (с 1996).

Творческая деятельность

Стихи публикует с 1957 г.

Серьезная критика поэзии Кушнера (статьи в журналах «Вопросы литературы», «Новый мир» и др.) с конца 1960-х гг. постоянно перемежалась нападками на поэта («Крокодил», 1962; «Правда», 17 апреля 1985). После речи секретаря Ленинградского обкома КПСС с упреками в адрес Кушнера его некоторое время не печатали.

Сборники «Письмо» (1974) и «Прямая речь» (1975) принесли Кушнеру широкую известность. Выход сборника «Голос» (1978) совпал с разгаром споров (в самиздате , советской и зарубежной печати) о месте и значении поэзии Кушнера, которую одни отрицали как виртуозное, но холодное версификаторство, а другие объявляли ярчайшим явлением советской и вообще русской современной поэзии.

За книгой избранных стихотворений Кушнера «Канва» (1981) последовали его сборники «Таврический сад» (1984) и «Дневные сны» (1986). Кушнер издал также сборники стихов для детей «Заветное желание» (1973), «Город в подарок» (1976) и «Велосипед» (1979).

Книги стихов издавались в переводе на английский, голландский, итальянский. Стихотворения переводились на немецкий, французский, японский, иврит , чешский и болгарский.

Семья

Женат на поэтессе Елене Невзглядовой. Единственный сын Евгений с семьёй живёт в Израиле .

Особенности творчества

Первые сборники стихотворений - «Первое впечатление» (1962) и «Ночной дозор» (1966) - отмечены некоторым влиянием В. Ходасевича ; начиная со сборника «Приметы» (1969) Кушнер утверждается в традиции акмеистов (в основном О. Мандельштама), но его стих отличается большей семантической простотой и сдержанностью в отборе метафор, что наделяет лирику Кушнера особой напряженностью.

Стихи Кушнера написаны классическими метрами, большей частью строфами с точной, несколько приглушенной рифмой.

Основные мотивы поэзии Кушнера - неизбежность смерти, страдание и гнет как обязательные условия счастья, внешняя несвобода как источник свободы внутренней, одиночество и метафизическое изгнанничество человека. Философская лирика Кушнера построена на отталкивании от осязаемых реалий быта, городского пейзажа, на точных и конкретных наблюдениях и пронизана ассоциациями, реминисценциями и скрытыми цитатами, восходящими к культурным символам всех времен и народов (исключая Ветхий завет).

В поэзии следует принципам, заложенным акмеистами и близкими по поэтике авторами (от И. Анненского до Б. Пастернака): описание предметного мира, быта и одновременно включённость в мировую культуру (цитатность). Кушнер чужд формальным экспериментам, новаторству: белому стиху, верлибру, словотворчеству. Лучше всего о Кушнере сказал его современник Иосиф Бродский : «Если можно говорить о нормативной русской лексике, то можно, я полагаю, говорить о нормативной русской поэтической речи. Говоря о последней, мы будем всегда говорить об Александре Кушнере» .

Тот же Бродский дал общую оценку так: «Александр Кушнер - один из лучших лирических поэтов XX века, и его имени суждено стоять в ряду имён, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский» . И следующую оценку тоже: "Кушнер - не только посредственный поэт, но и посредственный человек"

Еврейская тема

Еврейская тема в стихах Кушнера проступает лишь в отсылках и аллюзиях (исключение - стихотворение «Когда тот польский педагог...» о Я. Корчаке). Придерживаясь, как и А. Ахматова, принципа не покидать Россию и не выражать своего отношения к режиму, Кушнер откликнулся на массовый выезд евреев из Советского Союза стихотворениями «И в следующий раз я жить хочу в России», «Пойдем! Поедем! - говорят», «Я не люблю Восток, не понимаю» и др.

Библиография

Сборники стихотворений

  1. Первое впечатление. - М.-Л.: Советский писатель, 1962. - 96 с.
  2. Ночной дозор. 1966.
  3. Приметы. 1969.
  4. Письмо. 1974.
  5. Прямая речь. 1975.
  6. Город в подарок. - Л.: Детская литература, 1976. - 128 с.
  7. Голос. - Л.: Советский писатель, 1978. - 127 c.
  8. Канва. / Из шести кн. - Л.: Советский писатель, 1981. - 207 с.
  9. Таврический сад. - Л.: Сов. писатель, 1984. - 103 с.
  10. Веселая прогулка: Стихи. [Для дошк. возраста]. - Л.: Детская литература, 1984. - 36 с.
  11. Дневные сны. - Л.: Лениздат, 1986. - 86 с.
  12. Стихотворения. - Л.: Художественная литература, 1986. - 302 с.
  13. Живая изгородь. - Л.: Советский писатель, 1988. - 142 с.
  14. Что я узнал! - Киев: Вэсэлка, 1988. - 12 с.
  15. Как живете? - Л.: Детская литература, 1988. - 47 с.
  16. Память. / Сост. и пер. с рус. И. Аузиньш - Рига: Лиесма, 1989. - 106 с.
  17. Флейтист. - М.: Правда, 1990. - 29 с.
  18. Ночная музыка. - Л.: Лениздат, 1991. - 110 с.
  19. Apollo in the snow. - New-York: Farras, Straus and Giroux, 1991.
  20. На сумрачной звезде. - СПб: Акрополь, 1994. - 102 с.
  21. Избранное. - СПб: Художественная литература, 1997. - 494 с.
  22. Тысячелистник. - СПб: Блиц, 1998. - 367 с.
  23. La poesia di San Pietroburgo. - Milano: 1998.
  24. Летучая гряда. - СПб: Блиц, 2000. - 95 с. - ISBN 978-5-86789-115-2 .
  25. Пятая стихия. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 384 с. - ISBN 5-04-005458-0 .
  26. Кустарник. - СПб: Пушкинский фонд, 2002. - 88 с.
  27. Волна и камень. Стихи и проза. - СПб: Logos, 2003. - 768 с. - ISBN 5-87288-242-4 .
  28. Что лежит в кармане? - М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2003. - 8 с. - ISBN 5-94847-001-6 .
  29. Что я узнал! - М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2003. - 8 с. - ISBN 5-94847-001-6 .
  30. Холодный май. - СПб: Геликон Плюс, 2005. - 96 с. - ISBN 5-93682-189-7 .
  31. Избранное. - М.: Время, 2005. - 270 с. - ISBN 5-94117-093-9 .
  32. В новом веке. - М.: Прогресс-Плеяда, 2006. - 336 с. - ISBN 5-93006-057-6 .
  33. Времена не выбирают (пять десятилетий). - М.: Азбука-классика, 2007. - 224 с. - ISBN 978-5-91181-580-6 .
  34. Таврический сад. - М.: Время, 2008. - 528 с. - ISBN 978-5-9691-0200-2 .
  35. Облака выбирают анапест. - М.: Аванта+, Астрель, 2008. - 95 с. - ISBN 978-5-98986-156-9 .

Прозаические книги

  • Аполлон в снегу
  • Волна и камень

Награды

  • Государственная премия Российской Федерации (1995)
  • Премия «Северная Пальмира» (1995)
  • Премия журнала «Новый мир» (1997)
  • Пушкинская премия фонда А. Тепфера (1998)
  • Пушкинская премия Российской Федерации (2001)
  • Царскосельская художественная премия (2004)
  • Премия «Поэт» (2005)
  • «За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению, к отечественной детской литературе» (2007).

Биография

Родился в 1936 году, отец будущего поэта подполковник С. С. Кушнер (1911-1980) был военно-морским инженером. Учился на филологическом факультете Педагогического института им. А. Герцена. В 1959-1969 преподавал в школе русский язык и литературу. С конца 1960-х перешёл на профессиональную литературную деятельность. В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

Член СП СССР (1965), Русского ПЕН-центра (1987). Главный редактор «Библиотеки поэта» (с 1992; с 1995 - «Новой библиотеки поэта»). Член редколлегий журналов «Звезда», «Контрапункт» (с 1998), виртуального журнала «Арт-Петербург» (с 1996).

Женат на поэтессе Елене Невзглядовой. Единственный сын Евгений с семьёй живёт в Израиле.

Творчество

В поэзии следует принципам, заложенным акмеистами и близкими по поэтике авторами (от И. Анненского до Бориса Пастернака): описание предметного мира, быта и одновременно включённость в мировую культуру (цитатность). Кушнер чужд формальным экспериментам, новаторству: белому стиху, верлибру, словотворчеству. Лучше всего о Кушнере сказал его современник Иосиф Бродский: «Если можно говорить о нормативной русской лексике, то можно, я полагаю, говорить о нормативной русской поэтической речи. Говоря о последней, мы будем всегда говорить об Александре Кушнере» .

Тот же Бродский дал общую оценку так: «Александр Кушнер - один из лучших лирических поэтов XX века, и его имени суждено стоять в ряду имён, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский» .

Сти­хам Кушнера свойственна скромность, близость к прозаической речи; мастерство поэта рас­крывается только при неторопливом чтении этих стихов - в соответствии с тем, как сам Кушнер раскрывает окружающий мир.

Книги стихов издавались в переводе на английский, голландский, итальянский. Стихотворения переводились на немецкий, французский, японский, иврит, чешский и болгарский.

Библиография

Сборники стихотворений

  1. Первое впечатление. - М.-Л.: Советский писатель, 1962. - 96 с.
  2. Ночной дозор. 1966.
  3. Приметы. 1969.
  4. Письмо. 1974.
  5. Прямая речь. 1975.
  6. Город в подарок. - Л.: Детская литература, 1976. - 128 с.
  7. Голос. - Л.: Советский писатель, 1978. - 127 c.
  8. Канва. / Из шести кн. - Л.: Советский писатель, 1981. - 207 с.
  9. Таврический сад. - Л.: Сов. писатель, 1984. - 103 с.
  10. Веселая прогулка: Стихи. [Для дошк. возраста]. - Л.: Детская литература, 1984. - 36 с.
  11. Дневные сны. - Л.: Лениздат, 1986. - 86 с.
  12. Стихотворения. - Л.: Художественная литература, 1986. - 302 с.
  13. Живая изгородь. - Л.: Советский писатель, 1988. - 142 с.
  14. Что я узнал! - Киев: Вэсэлка, 1988. - 12 с.
  15. Как живете? - Л.: Детская литература, 1988. - 47 с.
  16. Память. / Сост. и пер. с рус. И. Аузиньш - Рига: Лиесма, 1989. - 106 с.
  17. Флейтист. - М.: Правда, 1990. - 29 с.
  18. Ночная музыка. - Л.: Лениздат, 1991. - 110 с.
  19. Apollo in the snow. - New-York: Farras, Straus and Giroux, 1991.
  20. На сумрачной звезде. - СПб: Акрополь, 1994. - 102 с.
  21. Избранное. - СПб: Художественная литература, 1997. - 494 с.
  22. Тысячелистник. - СПб: Блиц, 1998. - 367 с.
  23. La poesia di San Pietroburgo. - Milano: 1998.
  24. Летучая гряда. - СПб: Блиц, 2000. - 95 с. - .
  25. Пятая стихия. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 384 с. - .
  26. Кустарник. - СПб: Пушкинский фонд, 2002. - 88 с.
  27. Волна и камень. Стихи и проза. - СПб: Logos, 2003. - 768 с. - .
  28. Что лежит в кармане? - М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2003. - 8 с. - .
  29. Что я узнал! - М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2003. - 8 с. - .
  30. Холодный май. - СПб: Геликон Плюс, 2005. - 96 с. - .
  31. Избранное. - М.: Время, 2005. - 270 с. - .
  32. В новом веке. - М.: Прогресс-Плеяда, 2006. - 336 с. - .
  33. Времена не выбирают (пять десятилетий). - М.: Азбука-классика, 2007. - 224 с. - .
  34. Таврический сад. - М.: Время, 2008. - 528 с. - .
  35. Облака выбирают анапест. - М.: Аванта+, Астрель, 2008. - 95 с. - .

Прозаические книги

  • Аполлон в снегу
  • Волна и камень
  • Аполлон в траве

Награды

  • Государственная премия Российской Федерации (1995)
  • Премия «Северная Пальмира» (1995)
  • Премия журнала «Новый мир» (1997)
  • Пушкинская премия фонда А. Тепфера (1998)
  • Пушкинская премия Российской Федерации (2001)
  • Царскосельская художественная премия (2004)
  • Премия «Поэт» (2005)
  • Премия имени Корнея Чуковского «За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению, к отечественной детской литературе» (2007).
  • Премия ММКВЯ «Книга года» в номинации «Поэзия» (2011)