Мы сдадим егэ на 100. Что помогает получить высокие баллы на егэ и как они сказываются на успеваемости в вузах

«Комсомолка» начинает новый увлекательный сериал. Мы познакомим читателей с выпускниками Калининградской области, блестяще сдавших единые государственные экзамены, а также - с их педагогами

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Изменить размер текста: A A

Каждый из них ответил на вопросы предлагаемой анкеты, где есть ответ на главный вопрос грядущих поколений - что делать, чтобы сдать ЕГЭ на все 100? Наши первые герои - вчерашняя школьница Юлия Никонова и ее учительница русского

«Не исключаю, что уеду в Европу»

Юлия НИКОНОВА, выпускница школы поселка Железнодорожный Правдинского района, на 100 баллов сдала русский язык:

1. Когда ты начала готовиться к ЕГЭ? В каком классе?

Прорешивать тесты - с начала 11-го класса.

2. Что, на твой взгляд, самое сложное в ЕГЭ по русскому языку?

Самое сложное - часть «С», сочинение. На ответы я потратила все отведенное время - три с половиной часа. Пробный ЕГЭ по русскому языку я сдала на 98 баллов. Предполагала, что непосредственно ЕГЭ сдам на 90 баллов. Говорить, что я была уверена, что сдам на сто, - нечестно. Другие экзамены я сдала так: математику - на 74 балла, обществознание - на 85 баллов.

3. Что нужно делать, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов?

Стабильно хорошо учиться в школе все 11 лет. Это первое. А второе - регулярная самоподготовка. За один год к ЕГЭ не реально подготовиться.

4. Можно ли было списать при сдаче ЕГЭ?

Я писала русский язык в Правдинской средней школе. Списать там было нереально. Очень строгий порядок. За нами всеми - глаз да глаз.

Планирую получить высшее образование в БФУ имени Канта . Меня интересуют сферы финансов, экономики. Вижу ли я свое будущее в России ? Сложный вопрос. Не исключаю для себя вариант, что свою жизнь буду строить в Европе .

«Давайте, нашу Юлю оставим на второй год»

Валентина Сергеевна НАРЕЖНАЯ, учитель русского языка и литературы школы Железнодорожного:

1. Охарактеризуйте стобалльника.

Говорю абсолютно искренне: Юля - это универсальный ученик. Она участница многочисленных олимпиад, в которых обязательно получала высокие результаты. Она большая труженица, но не зубрилка. Я очень рада, что общалась с этой девочкой, начиная с ее 5 класса. Юля всегда шла на пятерку, всегда знает чуть больше, чем требуется. И 27 мая, отправляя ее на экзамен по русскому, я зашла в автобус и сказала: «Юля, мы все ждем от тебя 100 баллов!». Она заканчивает школу с золотой медалью. И у меня такое ощущение, что этот блестящий результат для нее самой очень был важен. Она словно хотела доказать самой себе, что золотая медаль - это не случайность. Это результат огромного труда, помноженный на ее способности.

Специально с Юлей я никаких занятий не проводила. Все желающие оставались после уроков, и мы тренировались, разбирали задания. Юля не пропустила ни одного такого занятия. Ни одного! Хотя, казалось бы, она и без того знает. Но вот такой она человек…

Я знаю, что Юля хочет учиться на экономиста. Думаю, что у этой девочки, чем бы она ни занималась, все будет отлично. И я немного завидую преподавателям, которым предстоит знакомство с этим человеком. Знаете, у нас среди учителей в школе есть шутка: «Давайте, оставим нашу Юлю на второй год»…

2. Существуют ли у вас собственные наблюдения, кто из учеников может сдать ЕГЭ на 100 баллов? Какие это дети? Может ли повезти тому, кто все 11 лет учился на твердое «3»?

Это такие дети, как Юля Никонова. Знающие, стремящиеся всегда узнать что-то новое, дисциплинированные, ответственные, умеющие концентрироваться. Тот, кто учился на твердое «3», на мой взгляд, может сдать этот экзамен на все сто в одном случае - если спишет.

3. То, что ваш ученик сдал ЕГЭ на 100 баллов, отразится на рейтинге школы? Надеетесь ли вы за этот высокий результат получить премию? Как другие выпускники вашей школы сдали ЕГЭ по русскому языку?

Я очень-очень рада, что наша школа, в поселке Железнодорожный, выпускает такого замечательного человека. Думаю, что на рейтинге школы этот результат обязательно отразиться. По поводу премии… Ничего не могу сказать. Но я испытываю глубокое чувство удовлетворения, что наша школа в этом году завершает учебный год с таким отличным результатом. В классе, где училась Юля, все троечники подтвердили тройки, хорошисты - четверки, а Юля - свое уверенное «пять». На двойку никто не сдал. То есть вот собственная педагогическая объективность очень порадовала.

4. Чтобы вы изменили в системе ЕГЭ?

Первое, что приходит в голову, - это теория, которую условно можно назвать «+1 балл». В 10-й класс нередко приходят учиться дети, у кого нет способностей знать русский язык, математику на пять или четыре. Я говорю о трудолюбивых детях, о честных детях. Но вот не дано им! И бывают случаи, когда вот такому ребенку при сдаче ЕГЭ не хватает лишь одного балла до «тройки». Все же в таких случаях нужно давать это один балл. Поскольку ЕГЭ - это сложный экзамен, для детей это огромный стресс. Для таких детей, наверное, вдвойне тяжело.

5. Сталкивались ли вы с фактами списывания на ЕГЭ?

Нет, поскольку организатором ЕГЭ в этом году не была.

Подготовка к экзамену похожа на подготовку блюда шеф-поваром: чтобы получить впечатляющий результат, нужно позаботиться о необходимых ингредиентах, составить подробный рецепт, вовремя довериться интуиции и уметь полагаться на ассистентов. Нынешняя студентка-первокурсница, а совсем недавно выпускница 11 класса делится своим рецептом подготовки к ЕГЭ на 100 баллов.

Диана Чочиева

100 баллов по истории и английскому языку; 93 балла по русскому языку. Сейчас учится в СПбГУ.

Шаг 1.


Я решила сосредоточиться на подготовке к ЕГЭ по истории и английскому, так как в школе нас собирались готовить к экзамену по русскому языку.

Готовиться к истории я начала самостоятельно в конце девятого класса. Я приобрела различные пособия для подготовки к ЕГЭ и летом просто пыталась конспектировать параграфы и учить даты.

Это оказалось достаточно тяжело - у меня оставалось много вопросов и непонятных тем. Я старалась выучить абсолютно всё, хоть это и было нереально, просто потому, что, в силу незнания требований ЕГЭ, я боялась упустить что-нибудь важное. Поэтому в 10 классе, обговорив всё с родителями, я решила записаться на курсы ЕГЭ в , которые проходили раз в неделю. После этого моя подготовка стала более эффективной, так как уже появилось осознание того, что конкретно мне надо учить, какие даты обязательно надо запомнить.

Из-за большой нагрузки в школе в конце 10 класса я решила приостановить свою подготовку и сосредоточиться на школьных итоговых работах. Летом перед 11 классом я занималась повторением дат, которые до этого изучала. В 11 классе я решила пойти на подготовку к ЕГЭ по английскому в этот же центр, а историей позаниматься с репетитором, так как некоторые знания у меня уже имелись, а некоторые темы ещё не были пройдены.

Шаг 2.


На ЕГЭ есть очень много подводных камней, о которых тебе надо знать заранее, чтобы успешно его сдать. Надо быть готовым к определённым типам заданий и определённым стандартам ответа, незнание которых повлечет за собой потерю довольно большого количества баллов. На курсах ЕГЭ мне очень чётко объяснили, к чему мне надо быть готовой на экзамене, а чего можно не бояться. Преподаватели, у которых я занималась, входят в проверочную комиссию, поэтому каждый год проходят аттестацию в ФИПИ.

От многих знакомых я постоянно слышала, что преподаватели заваливают их «кучей ненужной информации». Не знаю, насколько это правда, но на курсах мне говорили только самое нужное. Да, материала было много, учить надо было много, но никто и не говорил, что будет легко, зато на экзамене я была полностью уверена в своих знаниях.

Шаг 3.


Английским и историей я занималась один раз в неделю. В остальные дни я делала домашние задания по этим предметам и выполняла типовые задания ЕГЭ. На подготовку к ЕГЭ по английскому языку я решила пойти именно в 11 классе потому, что училась я в школе с углубленным изучением английского, и уровень языка у меня уже был достаточно высокий для хорошей сдачи экзамена. Но учителя в школе не знают тонкостей оформления, основных подвохов и особенностей заданий текущего года. В центр решила пойти, чтобы подготовиться по всем фронтам и чувствовать полную уверенность, так как на кону поступление в вуз и терять год из-за глупых ошибок не хочется.

В дни, когда у меня не было занятий на курсах, я по максимуму делала школьное домашнее задание, чтобы освободить себе вечер после курсов для отдыха или подготовки к ЕГЭ. Раз или два в месяц я выделяла себе день, полностью свободный от учебы, и просто отдыхала, чтобы дать организму передышку.

Шаг 4.


Если я скажу, что не испытывала никаких тревог перед экзаменом, это будет неправда. Но я постаралась расслабиться, насколько это было возможно в тех условиях, и просто написать то, что я знаю.

На ЕГЭ нас проводили через металлоискатели. Никакого дискомфорта я от этого не испытывала. И камеры на экзамене я воспринимала достаточно спокойно. Мне удалось абстрагироваться от этого, потому что в центре мы два раза за год проходили полный аналог настоящего ЕГЭ, где у нас забирали телефон и следили, чтобы мы не списывали. Это отличная тренировка, поэтому на самом экзамене я была в знакомой атмосфере и стресс меня не подкосил.

Шаг 5.


Мне кажется, что каждый родитель надеется на высокие результаты своего ребенка. Я очень благодарна своим родителям за их поддержку, за то, что они не давили на меня, а были уверены в моих способностях. Даже когда мне было тяжело продолжать, когда я думала, что вся эта подготовка не принесёт мне должных результатов, они всегда находили подходящие слова, чтобы взбодрить меня и не дать мне остановиться на полпути, о чем бы я в дальнейшем сильно пожалела.

Шаг 6.


Меньше мыслей и больше дела! Это может помочь как в подготовке к ЕГЭ, так и вообще в учёбе. Если у нас что-то не получается, зачастую мы начинаем копаться в себе, ищем изъяны, углубляемся всё больше и больше в мысли о своих недостатках и несовершенствах, а затем просто погружаемся в такое состояние, когда больше не хочется продолжать, ведь, по нашему мнению, и так ничего не выходит. Надо перебороть себя и идти к своей цели, как бы трудно это ни было.

Иногда я даже старалась себя побольше загрузить, чтобы не думать о том, что же будет, если я не поступлю, если вообще завалю ЕГЭ. Мне кажется, каждый, кто готовился к экзаменам, сталкивался с этими мыслями. Надо постараться выкинуть их из головы, а если не получается, и вы начинаете думать лишь о неудачном результате, то ищите поддержу у ваших родителей и друзей, и вам обязательно станет легче.

В вузах горячая пора. Идет конкурс абитуриентов. И конкурс этот, как мы знаем, проводится по результатам единых госэкзаменов. Сколько скандалов было вокруг ЕГЭ. Сколько было жульничества. Крали экзаменационные билеты, учителя проставляли ответы. Сигналы шли отовсюду. Сейчас их мало. Наладили сдачу экзаменов. Жульничества нет. Ну, уж точно меньше, чем несколько лет назад.

Но вот новый скандал, в Адыгее. Выпускница одной из школ, отличница, прямо на вручении золотых медалей заявила, что ее одноклассница получает медаль незаслуженно. А медаль ей дали по блату - ее мать возглавляет районное управление образования. Не знаю, зачем надо проворачивать такие операции. Это в советское время медаль давала право поступления без конкурса почти в любой вуз. Но сейчас-то не так, льгот практически нет. Тогда зачем? Только детей травмировать.

Абитуриенты престижного московского вуза несут в комиссию результаты ЕГЭ. Баллы проходные: это завтрашние студенты-гуманитарии.

И, вроде как, требования к ученикам никто не снижал, и не сказать, что школы вдруг стали сотнями штамповать «собственных Ньютонов». Но количество медалистов бьет все рекорды. В Карачаево-Черкесии, например, круглый отличник – каждый пятый выпускник.

В школьных медалях давно нет ничего драгоценного. Серебряные и золотые медали делаются из латуни. А чего стоят сами медалисты? Большой вопрос.

“Конечно, обидно, когда на сцене стоит человек, который за весь год не рассказал ни одного урока, ни одного ответа. И по счастливой случайности, это дочка заврайоно нашего района», - говорит выпускница Рузанна Туко.

Не могла молчать. Золотая медалистка Рузанна Туко на награждении со сцены жгла глаголом: мол, ее одноклассница Заира свое золото получила по блату.

“Весь класс узнал, что она медалистка за три дня до чествования! Она знала, что никто ей ничего не скажет, потому, что за ней стоит мама. У наших учителей просто выбора не было”, - считает Рузанна Туко.

Пока мама Заиры отрицала обвинения, директор, кажется, вообще, не считала случившееся большой проблемой.

После проверки Светлану Паранук, ту самую маму-чиновницу, уволили, а директору школы влепили выговор. Медаль героиня скандала вернула. Сама. А могла и не возвращать. Комиссия постановила: девочка заслужила награду. Вот только единый госэкзамен эту медаль оценил невысоко.

“33 - математика профильная у нее, и это не двойка, а тройка. Тройка, это тройка. 27 - порог, по профильной математике. Это тройка. Да, это плохо, что она получила тройку, но, по крайней мере, она профильную математику не завалила”, - отмечает завуч школы №1 аула Тахтамукай Марзиетта Татлох.

В этом году главный предмет по выбору на ЕГЭ с большим отрывом - обществознание. Нарушений не так много. В каждом классе - независимые проверяющие и камеры. Но самые отчаянные все равно не сдаются.

“Был случай “Ромео и Джульетта”. Девушка в Ингушетии сдавала экзамен, а ее возлюбленный решил помочь ей. Думал, что, отключив свет, камеры не будут записывать. Вырубил в подстанции рубильник”, - рассказывает заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев.

Шекспировские страсти: «Джульетта» в итоге все равно не сдала, а «Ромео» загремел на 15 суток. Но попадаются и отличники. Никиту Ревенко вывели с ЕГЭ по русскому языку. Проверяющие заметили: школьник все время ныряет под парту. Версия ученика – завязывал шнурки.

«У него была обнаружена небольшая бумажка, на которой было написано буквально несколько слов, которые засчитали как шпаргалку», - рассказывает мать Никиты Наталья Ревенко.

Что это были за слова, неизвестно. Но теперь у Никиты есть целый год, чтобы подготовиться к экзамену без бумажек – так решил суд. В целом же по стране, уверяют чиновники, результаты впечатляют. Проваливших ЕГЭ вдвое меньше, чем год назад.

«Количество ребят, освоивших базовые знания по каждому предмету, - выросло. Кроме того, у нас практически во всех предметах увеличилось количество ребят в области высоких баллов (от 80 до 100). То есть рост на 3-4%. Это серьезный рост», - отмечает заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев.

Более 20 выпускников показали максимальный результат на всех трех экзаменах. Антон сдал математику, химию и английский на сто баллов. Круглый отличник, к ЕГЭ он готовился с репетиторами с десятого класса.

«В школе дают достаточно знаний, вопрос в том, воспринимает ли их человек на должном уровне», - отмечает выпускник Антон Власов.

Впрочем, во многих вузах, куда приходят вчерашние школьники, считают: учеников натаскивают на ЕГЭ, и это дает результат лишь на самом экзамене в ущерб школьной программе. За 15 лет расходы на образование выросли в семь раз. А что же знания?

«Если взять школьника по стране среднестатистического со средним баллом 4,2, вот примерно семь лет назад этот балл реально был наполнен знаниями на 3,8. Сейчас наши исследования показывают, что средний балл 4,2 наполнен знаниями на 2,8. Людей, которые не готовы серьезно работать, в целом, в течение первого года набирается от 7 до 12 процентов», - отмечает ректор СПбГУП Александр Запесоцкий.

Эксперты Высшей школы экономики решили погонять студентов-первокурсников по датам истории. Средняя погрешность в ответах - 300-400 лет. Лучшие знания не у тех, кто читал учебники, а у тех, кто смотрел исторические фильмы.

“Студенты стали другими. Им надо по-другому рассказывать. Это поколение визуалов. Если им дать учебник, напечатанный на неприятной серой бумаге с отсутствием картинок и с нудным текстом, который еще читать не хочется, вряд ли они будут вообще хотеть его держать в руках”, - поясняет заведующая лабораторией политических исследований ВШЭ Валерия Касамара.

И ведь не хотят! Для многих студентов даже школьный гранит науки - слишком твердый, не разгрызть. И, конечно, классическое «не хочу учиться». Если сдавать не надо.

Ориентированные на учебу дети отчаянно штудируют профильные предметы. Для ЕГЭ. И это, безусловно, хорошо. Минус лишь в том, что на остальных уроках отличник и двоечник будут примерно на одном уровне.

И для гуманитариев, и для технарей одинаково важна оценка по русскому языку, - показало исследование НИУ «Высшая школа экономики», задачей которого было выяснить, как результат ЕГЭ влияет на успеваемость в вузе и от чего зависит количество баллов на госэкзамене.

Первое открытие исследования - не стоит тратить деньги на репетиторов и подготовительные курсы . Они помогут лишь тем ученикам, для которых имеют значение один или два дополнительных балла ЕГЭ. Главное условие успешной сдачи госэкзамена - хорошие оценки на протяжении всего школьного обучения. Но это еще не все: оказывается, большое внимание следует уделять русскому языку, поскольку благополучный результат экзамена по этому предмету - верный показатель успешной учебы по всем специальностям.
И это подтверждается фактами. Заместитель заведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Андрей Захаров рассказал, что в ходе исследования взаимосвязи различных школьных факторов с результатами было опрошено около 3 тысяч одиннадцатиклассников, их родителей и учителей. И оказалось, что результаты ЕГЭ у отличников и хорошистов в среднем на 4−6 баллов выше, чем у троечников.

А выпускники профильных классов получили на ЕГЭ в среднем на 3−4 балла больше, чем те, кто учился в обычных классах. Надо приплюсовать еще от 2 до 5 баллов на выполнение заданий ЕГЭ в школе и дома. Захаров так комментирует этот факт: «Если учителя часто используют задания ЕГЭ на уроках с детьми или задают их на дом, это тоже может немного повысить тестовый балл. При этом для учеников из профильных классов эффект давало частое выполнение сложных заданий, требующих рассуждения и объяснения решения (раньше это были задания блока С) - по математике и точным наукам, или эссе - по русскому языку».

Интересно, что по результатам исследования услуги репетиторов и подготовительных курсов оказались на самом последнем месте среди способов повысить балл ЕГЭ. В лучшем случае, с их помощью можно заработать всего 1−2 балла.

Захаров говорит, что это довольно неожиданный результат, но он имеет свои причины. Он назвал две главные: «Во-первых, если к репетитору обращаются в надежде за несколько недель или месяцев восполнить пробелы, накопленные в течение 10 лет, то сделать это очень проблематично. Во-вторых, отследить качество этих услуг и правильно выбрать репетитора или курс очень сложно».

Кроме того, опросы показали сильную связь образовательных результатов (включая ЕГЭ) с культурным капиталом семьи: уровнем образования родителей, размером семейной библиотеки.

Андрей Захаров объяснил этот фактор: «В семьях, где у родителей высокий уровень образования , в принципе выше ценится образование. И родители с раннего детства больше и несколько по-другому занимаются с детьми. И это имеет значение не только для образовательного, но и вообще жизненного успеха ребенка»

Исследователи также выяснили, что баллы ЕГЭ - это показатель успеваемости только на 1-м курсе, а в последующие годы обучения прямой связи с оценками уже нет. Были проанализированы результаты вступительных экзаменов и первых двух лет учебы 19 тысяч студентов из пяти российских вузов. О выводах рассказала научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ Татьяна Хавенсон: «Результат ЕГЭ вполне предсказывает успеваемость на первом курсе, но чем больше проходит времени, тем меньше он имеет значения. 100 баллов по ЕГЭ совершенно не являются залогом красного диплома. Слишком много других факторов также влияют на успеваемость».

Хавенсон также отметила, что результаты ЕГЭ по математике хорошо предсказывают успеваемость в математических вузах, а, например, в инженерных - хуже. В гуманитарных вузах все ЕГЭ «работают» слабее.

Самая стабильная предсказательная сила - ЕГЭ по русскому языку , и это касается всех специальностей, начиная от филологии и заканчивая программированием.