Сценарий игры по станциям "в поисках сокровищ"

Сценарий игры по станциям «В поисках сокровищ»

Правила игры

Предварительно перед началом игры проводится инструктаж всех команд, где особое внимание уделяется вопросам безопасности при проведении мероприятия и на присутствие разумной доли риска при всех выполняемых заданиях.

По территории разбросаны 6 станций. Задача участников обойти все станции за минимально короткий срок, следуя указаниям путевого листа и заработать максимальное количество баллов, выполняя задания на станциях.

Каждому отряду вручают карту местности (смотреть Приложение 1 ), где обозначены название и местонахождение станций и маршрутный лист (смотреть Приложение 2 ).

В игре участвуют 2 команды с равным количеством игроков. Главная цель – за максимально короткое время собрать конверты с «секретными» знаками, которые даются после удачного прохождения каждого этапа (по одному конверту за этап), и составить из них ключевую строку (место потерянных «сокровищ») с помощью Азбуки «Секретные знаки» (смотреть Приложение 3 ).

Все конверты с «секретными» знаками, которые получает команда на протяжение всей игры, должны быть запечатаны. Команда имеет право распечатать их только тогда, когда пройдет все станции.

Нельзя начинать прохождение этапа, пока к началу этапа не подбежит последний участник команды. Так же нельзя бежать на следующий этап, пока задание этого этапа не выполнит последний участник команды.

У каждой команды свой маршрутный лист, где отмечается время старта и финиша, а также делаются пометки на станциях (если нужно). У вожатых каждого отряда секундомеры для контролирования времени (если команда дойдёт до станции где еще находится другая команда, куратор на станции останавливает время и включает секундомер с начала выполнения задания)

Маршруты прохождения групп необходимо распределять в различной последовательности, чтобы группы не находились в одно и тоже время на одной станции.

Оформление

До начала игры распределяется место каждой станции, там же прикрепляются их названия. Прячутся «сокровища» на футбольном поле (в разных местах для каждой команды), и на этом месте рисуется (или прикрепляется) эмблема каждой команды (смотреть Приложение 4 ) , также эмблемы прикрепляются к одежде участников.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие мальчишки и девчонки! Добрый день, самые отважные люди нашего центра. Ребята, вы готовы отправиться в дальнее путешествие на встречу опасностям и приключениям? Нет ни одного человека, кто бы не зачитывался в детстве романами о приключениях, кто бы не мечтал найти зарытые сокровища. Сегодня мы отправляемся за сокровищами. Но в отличии от многих кладоискателей прошлого нам сегодня обязательно повезет. Нам непременно улыбнется удача. Иначе и быть не может, ведь вы такие храбрые, умные, дружные. Но чтобы найти сокровища нужно пройти испытания. У нас сегодня 2 команды.

(представление команд)


Команда: «Домовята»
Девиз : Домовятам нет покоя - даже спать умеем стоя!

Команда «Улыбка »
Девиз: Улыбайся каждый раз, для здоровья это класс!

Ведущий: Теперь я вижу, что Вы - ребята что надо и полностью готовы к поиску потерянных сокровищ. Итак, в путь!

Станция 1. «Рыбалка». (Дети ловят рыбок бумажных, к ним прикреплены скрепки, а на удочке - магнитики)

Загадка. Чёрные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их отгадает. (буквы)

Станция 2. « Ребусы ». (школа)
Команда получает конверт с «секретными» знаками.

Загадка. Висит сито,

Не руками свито. (паутина)

Станция 3. «Песня» ребята должны прохрюкать, прогавкать, промяукать песню. (школа)

Команда получает конверт с «секретными» знаками.

Загадка . В фильмах может быть банкиром,

Адвокатом иль кассиром.

Ну, а в жизни его роль

Называется … (Актер)

Станция 4. «Актер». (столовая)

Один игрок команды вытягивает одну карточку и изображает то, что записано на карточке («кипящий чайник», «кофемолка», «проколотый воздушный шарик», «кактус», «рассерженный поросенок», «снеговик», «пылесос», «увядшие цветы») . При этом говорить что либо нельзя. Задача остальных игроков – отгадать, что изображает первый игрок.

Если команда угадывает с первой попытки, ей засчитывается 10 баллов, за каждую последующую попытку – минус 1 балл.

Команда получает конверт с «секретными» знаками.

Загадка . Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
А называется строй... (Алфавит)

Станция 5. « Алфавит ». школа

Перед командой нарисованы мелом 15 кружков с цифрами.

Куратор предлагает перевести слово «Лагерь» из алфавита в цифры. Задача команды пройти эту ловушку, наступая только на те кружки, где есть цифры из слова «Лагерь» (13, 1, 4, 6, 18, 30). Штрафной балл получает участник, который сделает ошибку и встанет не на тот круг.

Команда получает конверт с «секретными» знаками.

Загадка . Дядя Хлыст и тетя Нить
Простачков пошли ловить.
Одурачить простачков
Пригласили червячков.
(рыбалка)

Станция 6. « Хитрая рыбалка ». (почта)

Прочитайте зашифрованное предложение.

(ответ: У тебя острый взгляд)

Команда получает конверт с «секретными» знаками.

Куратор произносит загадку, в которой зашифровано название следующей станции.

Загадка . Не живые, а пищат. (Ворота)

Станция 7. «Спартаковский ритм» (школа) Ребята должны все вместе прохлопать без ошибок спартаковский ритм.

Станция 8. Игра «Принц, принцесса, дракон»(школа)

Игра строится по принципу «Камень, ножницы бумага» Каждая команда загадывает, кого она будет показывать: принца, принцессу или дракона (при этом объясняется, что каждому персонажу присущ свой жест). По команде они все вместе показывают, что задумали. Условия такие: принц побеждает дракона, дракон принцессу, принцесса покоряет принца. Играют до трёх очков.

Станция 9. «Электроприбор». (Клуб) Ребята должны все вместе построиться и изобразить: утюг, пылесос, стиральную машину и т. д.

На последней станции кураторы дают командам таблицу « Азбука «Секретные знаки». Игроки открывают запечатанные конверты и отгадывают зашифрованную фразу – место нахождения «сокровищ». После отгаданной фразы команда получает табличку с рисунком, увидев который в расшифрованном месте, найдёт «сокровища».

После того, как сокровища найдены, подводятся итоги игры (результат команды определяется по времени прохождения дистанции, заработанным баллам, минус штрафные очки, полученные за нарушения при прохождении этапов) , объявляются результаты. Победители награждаются грамотами.

Ведущий. Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы еще раз убедились, что когда мы все вместе, когда один за всех и все за одного, то никакие опасности нам не страшны и мы всегда добьемся победы. Вам, как мы и обещали, повезло, вы действительно нашли сокровища. И нам хочется надеется, что вам и дальше будет вести. А знаете, какие наши с вами главные сокровища? Это наши знания, это наша дружба.

Приложение 1.

Карта местности

Маршрутный лист.

Путь следования I отряда .

1.

Маршрутный лист.

Путь следования I I отряда .