Темы и вопросы для семинаров и самопроверки.

1. Этапы постановки и решения творческих заданий

П.К. Энгельмейер описал три этапа творчества – замысел, план, исполнение. Данному автору принадлежит "Теория творчества", вышедшая в 1910 г. Предисловия к ней были написаны Д. Овсянико-Куликовским и Э. Махом. Овсянико-Куликовский подчеркивает, что особую ценность представляют проводимое в книге сближение творчества технического с научным и художественным. Э.Мах, в свою очередь, дает такую оценку: "Когда общепринятые представления и точки зрения одной области переносятся в другую область, то это всегда оживляет эту последнюю, обыкновенно даже обогащает ее и способствует ее развитию" . В этой работе Энгельмейер уже не ограничивается вопросами изобретательства. Он разрабатывает основы новой науки "эврилогии" - науки о творчестве. Разбираются проблемы природы творческого процесса не только в технике, но и в науке, религии и искусстве.

Основное место в книге занимает "теория трехакта", состоящего из трех стадий: желания, знания и умения. В первом акте изобретение предполагается, во втором доказывается, в третьем осуществляется. Поэтому, в первом акте все начинается с интуитивного появления гипотетической идеи. Во втором акте разрабатывается план, изобретение преобразуется в логическое представление. Третий акт не связан непосредственно с творчеством. Выполнение плана может быть поручено соответствующему специалисту. Гениальность проявляется в первом акте, талант во втором, прилежание в третьем.

В когнитивной психологии Уоллес описал следующие четыре последовательных этапа творческого процесса:

Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи.

Проверка: Испытание и/или реализация решения.

Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала концептуальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов.

Подготовка. Например математик Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над задачей две недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отверг несколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, что подготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь как математика, а также, возможно, и значительная часть его детства может рассматриваться как часть подготовительного периода. Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта. Платон предполагал, что творчество может быть делом рук гораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества.

Инкубация. Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться "вспаханной под пар"? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени. Познер (Posner, 1973) предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением Вильяма Джеймса "Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом" Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала.

3. Просветление Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно "включается лампочка". Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество Открытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести -все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

4. Проверка. Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка - это своего рода "отмывание" творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным "самоварным золотом". Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок.

Русский философ-педагог Н.Д. Никандров выделили четыре этапа творчества:

1) возникновение замысла, направленного на решение задачи;

2) разработка замысла;

3) воплощение замысла в деятельности;

4) анализ и оценка результатов творчества.

Примером решения творческих заданий может быть пример решения задач с помощью мозгового штурма, позволяющий наиболее быстро и эффективно найти приемлемые варианты решения.

На первом этапе мозгового штурма мы формулируем задачу, которую необходимо решить. Лучше, если это будет сделано в форме вопроса - и, конечно же, в письменном виде. Торопиться не нужно - потому что правильно заданный вопрос уже несет в себе залог ответа. Мы должны постараться увидеть конкретную ситуацию в контексте всей работы, а если речь идет о нас - то в контексте всей нашей жизни. Нам необходимо взглянуть на потребности в свете наших основных ценностей.

Следующий этап - свободная генерация идей. Все идеи также необходимо записывать. Не имеет никакого значения, насколько осуществимыми выглядят эти идеи на первый взгляд. Главное - это необходимость их выразить и зафиксировать на бумаге, сделать объектом рассмотрения - но не критики. В процессе генерации идей, критика должна быть исключена.

Наконец, последний этап - это подведение итогов. Если перед началом мозгового штурма могло угнетать чувство, что выхода из ситуации нет, то сейчас очевидно, что это не так. Альтернативы есть - пусть даже некоторые из них и не выглядят реалистичными. А это помогает трезво оценить эти идеи и выбрать наиболее подходящее направление, в котором следует двигаться дальше.

В настоящее время все больше педагогов стремятся раскрыть творческий потенциал своих учеников. Для этого они составляют творческие задания и планируют соответствующие системы творческих заданий, приведем некоторые подходы в организации творческих заданий по специальной системе.

В основе этой технологии – применение систем творческих заданий для воспитания творческих качеств личности. Основные этапы технологии следующие:

1. Постановка задач темы и уроков. При постановке задач темы и уроков определяется, что на реализацию учебных, развивающих и воспитательных задач будет уделено примерно одинаковое время на протяжении изучения темы.

Знания можно зазубрить, если ежедневно механически запоминать определенные тексты, правила и термины, а можно усвоить, и довольно широко и глубоко, если не тратить время на механическое запоминание, а обучать учащихся применению теоретического материала для решения творческих задач, то есть через непроизвольное запоминание. Мастерство учителя заключается не в том, чтобы максимально облегчить учебную деятельность учащихся, а в том, чтобы даже слабые ученики имели методическое обеспечение: методики, конспекты, алгоритмы – и умели бы применять их для выполнения сложных заданий. Но в школах в большинстве случаев пока наоборот – эффективность урока и, следовательно профессионализм, учителя оцениваются по одному критерию – умению учащихся рассказывать по памяти материал предыдущего урока и выполнить несколько репродуктивных заданий.

2.Ознакомление и конспектирование учебной информации. Заучивание основной терминологии закономерностей. На этом этапе учащиеся знакомятся с учебным материалом, составляют его копии: конспекты, таблицы, схемы. Заучиваются только определения основных терминов и закономерностей. В этом принципиальное отличие данной технологии от технологии “Система учебной информации”, где требуется заучивать всю учебную информацию.

3. Выполнение система творческих заданий. В систему творческих заданий входят творческие задания по работе с учебной информацией, творческие задачи, практические работы творческого характера. Применение системы творческих заданий не означает, что не будет репродуктивных заданий, они будут использоваться наряду с творческими, но уже не в качестве основного вида деятельности учащихся.

В процессе выполнения творческих заданий применяются конспекты учебной информации, методики и алгоритмы, что позволяет непроизвольно запоминать основной материал темы, расширять и углублять его, а также развивать творческие умения и умения применять знания в практических ситуациях. Таким образом то, что достигается в технологии “Система учебной информации” зубрежкой и страхом, в этом случав с интересом и без перегрузки. Вопрос в том, где взять системы творческих заданий?

Путь первый – использовать методические разработки учителей-новаторов, а они работают именно по этой технологии.

Путь второй – составлять постепенно, самостоятельно. Второй путь более эффективный, хотя и длительный, ведь сколько будет учителей, столько будет и систем творческих заданий по темам. У каждого свой индивидуальный стиль и подход.

4. Систематизация и углубление изученного материала. Систематизация и углубление изученного материала осуществляется путем сопоставления и сравнения изученного материала с предыдущим, выполнения творческих заданий, составления рефератов о новейших исследованиях в данном разделе изучаемой науки, решения актуальных научных проблем. Дифференциация учебных заданий предполагает, что ученики в каждом классе будут иметь выбор заданий разного уровня сложности. Это позволит снять проблему “ориентации” учителя на слабых учащихся и реально развивать талантливых детей.

5. Комплексный зачет. Суть комплексного зачета заключается в том, что проверяются не только знания и репродуктивные умения, но и творческие и практические умения, а также умения морально-оценочной деятельности. По результатам зачета проводится коррекция учебных заданий, которые учащиеся будут выполнять по следующей теме. Увеличивается доля тех заданий, которые вызывают у учащихся наибольшие затруднения и соответственно уменьшается доля тех заданий, по которым у учащихся затруднений на зачете не возникло.

Здесь следует несколько остановиться на таком “замечательном” педагогическом явлении, особенно частом на уроках математики и родного языка, как работа над ошибками. После проведения контрольной работы учитель проводит урок анализа допущенных ошибок, после чего считается, что все будет в полном порядке, и ученики уже не будут допускать ошибки. Ошибочное мнение. Один урок работы над ошибками (а он обычно всегда один) общей ситуации не изменит, нужна система коррекции ошибок при изучении каждой темы. Это значит, что параллельно с изучением нового материала, используются задания по предыдущим темам, выполнение которых так и не усвоено учащимися. Только длительная, систематическая корректирующая работа позволит решить глобальные проблемы современной школы – ликвидировать всеобщую безграмотность и неумение применять правила для выполнения простейших заданий по предметам.

Таким образом, определено, что три этапа творчества – это замысел, план, исполнение. В когнитивной психологии Уоллес описал четыре последовательных этапа творческого процесса. Русский философ-педагог Н. Д. Никандров также выделили четыре этапа творчества. Примером решения творческих заданий может быть пример решения задач с помощью мозгового штурма. В настоящее время все больше педагогов стремятся раскрыть творческий потенциал своих учеников. Для этого они составляют творческие задания и планируют соответствующие системы творческих заданий. Данная технология включает пять последовательных этапов: Постановка задач темы и уроков, ознакомление и конспектирование учебной информации, выполнение системы творческих заданий, систематизация и углубление изученного материала, комплексный зачет.

2. Внешние факторы, что способствуют актуализации творческого потенциала

Творчество имеет в своей основе иррациональную мотивацию - отчуждение человека от мира и направляется стремлением к продлению этого отчуждения. Творчество реализуется с помощью «положительной обратной связи»: творческий продукт только подстегивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом. Творчество есть жизнь бессознательного. Механизм творчества - взаимодействие активного доминирующего бессознательного с пассивным (рецептивным) субдоминантным сознанием. Деятельность есть жизнь сознания. Но для того чтобы творить, человек должен включиться в сознательную деятельность, усвоить ее нормативную основу.

Подражание и взаимодействие играют исключительную роль в формировании и проявлении творческой личности. Креативность присуща каждому человеку, а средовые влияния, запреты, «табу», социальные шаблоны только блокируют ее проявление, можно трактовать «влияние» нерегламентированности поведения как отсутствие всякого влияния. И на этой основе развитие креативности в позднем возрасте выступает как путь высвобождения творческого потенциала. Но если полагать, что среда влияет позитивно, то для развития креативности совершенно необходимо подкрепление общей одаренности определенным социальным влиянием и подражанием творческой личности.

Античная философия противопоставляла творческую деятельность человека как нечто преходящее вечному бытию. Вместе с тем, в философии Платона творческая личность (философ) в её стремлении к познанию обращается к высшему созерцанию сущности мира, идее Блага. В Средние века, как правило, феномен творчества теологизируется и мистифицируется. Верховным субъектом творчества предстает Бог; человеку же отводится роль канала, посредством которого изъявляется его воля. Становление творческой саморефлексии происходит в эпоху Ренессанса; в творческом акте личность уподобляется божественным силам.

И. Кант в качестве субъекта творческой деятельности принимает личность. Творчество оказывается возможным благодаря способности суждения, продуктивной и рефлективной деятельности воображения. Маркс рассматривал становление личности в результате предметно-деятельностного характера взаимоотношения человека и мира; творчеству он отводил роль разновидности деятельности. Ф. Ницше, критикуя современную ему культуру, видел назначение творчества в преобразовании самой сущности человека. С интуитивистских позиций рассматривал данную проблему А. Бергсон. Он утверждал, что эволюция природы представляет собой постоянное рождение нового, то есть процесс творчества, спонтанный и непредсказуемый. В философских произведениях А. Камю творчество осмысливается как экзистенциальная проблема личности, как бунт против абсурдности существования в действительном мире; творчество представляется ему способом преодоления абсурда. Сартр рассматривает творчество как средство созидания собственной личности творческого субъекта. В русской философии В. Соловьёв рассматривал творчество как средство, которым человек стремится выразить ценности Красоты, Истины и Добра и постигнуть сущность «всеединства».

Свободному творческому самоопределению личности посвящены работы Н.А. Бердяева. Философ полагал, что способность к творчеству заложена в человеке, это есть его призвание и предназначение. Творчество человека представлялось ему как продолжение дела божественного творения, сотворчество с Богом, поэтому именно творчеством человек оправдывает своё существование. В целом понятно, что все эти философские взгляды подчеркивают одну общую закономерность - человек включён в общественную систему. Общество возникает как результат деятельности, осуществляемой людьми, которая и становится интегрирующим фактором. Деятельность представляет собой универсальный способ бытия человека и в мире вообще, и в обществе, в частности. Посредством деятельности человек обнаруживает свою сущностную определённость, прежде всего, деятельность людей включает в себя освоение их исторического опыта, что формирует основу последующей творческой деятельности и представляет собой, по сути, механизм социализации индивида, обеспечивающий преемственность.

Творчество представляет собой вид деятельности, характеризующийся при этом рядом особенностей:

Творчество представляет создание нового, уникального, оригинального, посредством чего в мир привносятся изменения, что, с одной стороны, расширяет границы неизведанного, создавая при этом новые поля для дальнейших исследований, с другой – открывает совсем новые возможности, до этого казавшиеся нереальными;

Творчество есть сознательная целесообразная деятельность. Выбор целей, как правило, сопряжён с проблематикой ценностных ориентаций личности;

Современные исследования проблематики творчества, акцентируют внимание на особенностях личности, которая раскрывается как деятельностный субъект, формирующие своё бытие согласно собственной свободной воле. Творчество представляет собой деятельность свободную;

Созидание нового сопряжено с критикой, а порой отрицанием старого, в связи с чем актуализируется вопрос о взаимоотношении творчества и традиций. С одной стороны, возникновение нового способствует радикальному переосмыслению действительности, с другой, – невозможно представить исторический процесс без сохранения элементов предшествующего. Новое и традиционное взаимодополняют друг друга в социальном процессе;

Творчество включает в себя элементы как продуктивного, так и репродуктивного. Продуктивная деятельность преобладает в творчестве. Однако, репродуктивная также имеет творческое содержание, ведь зачастую вопроизведение существующего в чистом виде невозможно, в повторении также обнаруживается элемент нового.

Творческий потенциал любого человека характеризуется рядом особенностей, которые являются признаками творческой личности. Значимой характеристикой его является креативность как способность преобразовывать осуществляемую деятельность в творческий процесс, способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению, умение вникать в проблему и в то же время оторваться от действительности, увидеть перспективу, умение видеть знакомый объект с новой стороны, в новом контексте.

Проявлением творческого потенциала личности являются способности, одаренность, талант, гениальность.

В толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом их развития. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенностей воспитания.

Психолог Г.А. Рубинштейн сформулировал основное правило развития способностей - по «спирали»: от задатков к способностям - в этом состоит путь развития личности. Творческие задатки присущи каждому человеку, но лишь реализация творческого потенциала делает человека творческой личностью.

При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. Талант - это сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Одаренность - высокий уровень развития интеллекта, качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способностях, подчеркивается возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

В определении творческой личности особое место занимает выбор, который относится к любой сфере человеческой деятельности: нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, общественной активности и которая заключается в осуществлении выбора, принятии решений и деятельности по их осуществлению. Рубинштейн С. Л. считал, что мышление начинается там, где создалась проблемная ситуация. Но что такое проблемная ситуация - это, в простейшем случае, ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей. Причем в ситуации выбора человек находится практически постоянно и независимо от уровня деятельности.

Свобода личности - важнейшее условие развития творческого потенциала. Категории свободы личности и свободы выбора следует рассматривать как проблему свободы выбора видов деятельности. Здесь имеется в виду именно творческие занятия и их место в череде всех занятий, которые осуществляются не под давлением «внешней цели», а благодаря глубокой внутренней мотивации, т. е. виды деятельности, которые учащийся выбирает сам с ростом его творческой активности, профессионального уровня и компетенции. Творческая личность - это личность с определенным набором нравственных, эмоциональных, нравственно-волевых качеств. В основе ее деятельности лежат мотивы поведения и деятельность, в которой эти мотивы могут реализоваться оптимально и для человека, и для общества.

Очень важно при организации работы исследовать, какие способности являются ключевыми.

Именно в творчестве личность обретает смысл жизни. Утверждение и реализация смысла жизни также может быть фактором, мотивирующим личность к творчеству. Вместе с тем творческая деятельность может мотивироваться и негативными факторами (несправедливости со стороны общества, ощущение абсурдности бытия, личностного несовершенства и дисгармонии и т.п.). Это во многом связано с процессами, которые происходят в действительности и порождают в обществе подобные настроения. Современная социальная стратификация с относительно открытыми структурными элементами создаёт условия достаточно высокой степени социальной мобильности, что также может выступать в качестве стимулирующего развитие и реализацию творческого потенциала личности.

Для перехода от репродуктивного освоения социально-художественного опыта к конструированию собственных отношений и продуктивно-творческой деятельности необходима творческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчеству элементами, коррекция межличностных и деловых отношений, что целиком и полностью зависит от соответствующих социально-педагогических условий. Это положение разделяется многим учеными. Например, А.Г. Ковалев отмечает, что признание творческих проявлений имеет тем большую основу, чем "раньше и отчетливее выступают оригинальные творческие элементы". Таким образом, для творческого роста человека имеет значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития.

Изменение сущности и характера труда лежит в основе новой парадигмы не только экономики, но и всего общества. Основные изменения, происходящие в труде постиндустриального типа в связи с новым качественным развитием человечества, определяются устранением и заменой модели «экономического человека». Ни экономические методы, ни экономическое принуждение не могут управлять творческой направленностью личности. Подобная трансформация затрагивает не только условия жизни и деятельности человека, но и его внутреннюю сущность, изменяющую интересы, цели, ценности, стремления. Формируется новый тип работника - «работник интеллектуального труда», - объединяющий ориентацию на оперирование информацией и знаниями, высокую мобильность, желание заниматься деятельностью, открывающей, прежде всего, пространство для самореализации и самовыражения. Но существует и ряд противоречий, так как людей, движимых постэкономической системой мотивации, нематериалистическими мотивами и стимулами, не большинство. Они составляют социальную группу, которая, с одной стороны, определяет развитие общества, а с другой - противостоит остальной части общества.

Феномен творчества имеет прямое отношение к труду, главному содержанию общественного бытия человека, его творческим способностям, творческому отношению к миру.

Поэтому творчество можно рассматривать в качестве атрибута труда и средства развертывания общественного прогресса, формирования человеческого мира и саморазвития человека. В труде, во взаимном обмене деятельностью, в трудовых отношениях раскрываются специфические качества человека как социального существа. В творчестве имеет значение множество как социальных, так и личностных факторов, в том числе и психологического свойства: характер, сила воли, находчивость, страсть, опыт, а также умение формулировать проблемы, самостоятельность, критичность, толерантность и др.

Заметный интерес к творчеству как к экзистенциальной ценности со стороны бизнеса обозначился, начиная с 60-х годов 20 столетия. Объясняется это явным и острым несоответствием сложившихся организационных структур реальным ситуациям и требованиям времени. Существовавшие в компаниях управленческие структуры были рассчитаны на принятие ограниченного числа типовых решений. Но социальные, экономические, технологические условия производства, бизнеса и управления стали изменяться достаточно быстро; число проблем, не соответствующих известным классам типовых задач и решений, непрерывно увеличивалось. Возрастающий динамизм реальных ситуаций потребовал более гибкой и быстрой реакции руководства и сотрудников. Дальнейшее развитие производства оказалось невозможным без его децентрализации и фрагментации. Полномочия принятия решений и ответственность за них стали передаваться на более низкие уровни организации, что требовало реализации креативных способностей работников, предоставления им большей свободы. Поэтому творчество, создание новых принципов, способов деятельности оказалось необходимым в трудовой деятельности работника.

Творчеству соответствует особый характер субъекта, который предполагает, что для нее решающим мотивом трудовой деятельности становится самооценка. Знания и опыт, воображение и адаптивность, гибкость мышления становятся экономически значимыми в оценке личностями своих потенциальных возможностей.

Необходимым условием саморазвития и самореализации индивида является высокий уровень свободы, который достигается лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, а целью производства становится сам человек. Из этого следует, что истинной свободы можно достичь лишь тогда, когда труд общества организован как творчество, когда свободное творчество выступает в процессе труда как условие саморазвития личности.

В современном социальном контексте переход от творчества к самореализации предполагает множество факторов, и, прежде всего, уникальность индивида, возможность преобразовывать получаемые сведения в готовые информационные продукты, что характерно лишь незначительному кругу людей. Именно в новом типе работника коренится вызов традиционной экономике, так как работник интеллектуального труда стремится к самостоятельности и автономности. И если раньше данная тенденция не была выраженной, то на настоящий момент это довольно явно проявляется. Необходимо подчеркнуть особую значимость интеллектуального капитала, определяемого как воплощенное в человеке полезное знание. Отношение к подобному капиталу как личной собственности получает однозначные оценки. Личная собственность служит намного более мощным побудительным мотивом, чем любой иной вид собственности.

3. Фазы развития творческих умений личности

Понамарев Я.А. выделяет четыре фазы:

1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания).

3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.

4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформление идеи.

В основу выделения фаз закладывает:

Переход от сознательного поиска к интуитивному решению;

Эволюция интуитивного решения в логически завершенное.

Для решения творческой задачи можно выделить следующие фазы:

1. Фаза логического анализа.

2. Фаза интуитивного решения.

3. Фаза вербализации интуитивного решения.

4. Фаза формализации вербализованного решения.

На фазе 1 для решения творческой задачи используются знания, которыми обладает Решатель. Решатель должен быть компетентным и интеллектуальным.

На фазе 2 определяется интуитивный, неосознанный способ разрешения противоречия. На этой фазе осознанным является необходимый или требуемый результат.

На фазе 3 осознанным является не только требуемый результат, но и процесс получения этого результата - алгоритм решения творческой задачи.

На фазе 4 осуществляется постановка и решение, оптимизация результата решения, предание найденному результату окончательной, логически завершенной формы.

Для того, чтобы реализовать понятие "ясно видимой цели", нужно произвести конкретизацию задачи, которую принято определять как постановка задачи.

Цель задачи. Первый шаг на пути к результату при определении задачи - определение ее цели: Что требуется, что надо определить?

Но цель невозможно достичь, если не имеется исходной информации, следовательно следующий вопрос:

Какова исходная информация для достижения цели? (Что дано?)

Определить условия, при которых может быть достигнута цель.

В них включаются возможные методы, способы, средства достижения цели, а также, если это необходимо, начальные условия и существующие ограничения. Перечисленные условия, связанные в единую систему, являются постановкой задачи.

Современная классификация периодов творческого процесса включает четыре фазы.

1 фаза (сознательная работа)- подготовка, особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи. Этот период можно назвать фазой логического анализа. Если проводить аналогии с этапами брендинга и, конкретно, с задачей поиска идеи позиционирования, то на этой фазе используются те знания, которыми располагают решающие эту задачу. Это данные результатов маркетинговых исследований, информация из вторичных источников, данных о позиционировании конкурентов, особенностей их рекламных кампаний и т.д. Информация о продукте анализируется, выдвигаются гипотезы, нарастает мотив поиска.

2 фаза (бессознательная работа)- созревание идеи, бессознательная работа над проблемой. Эта фаза называется интуитивным решением, характеризуется неосознанным способом решения проблемы. Само решение оказывается возможным, если ключ к нему содержится в неосознанном опыте. В основу понимания данной фазы положено представление о двойственности результата действия человека. Помимо прямого, осознаваемого продукта действия, отвечающего сознательно поставленной цели, в составе результата действия содержится побочный, неосознаваемый продукт. Он возникает вопреки сознательному намерению и складывается под влиянием информации, которая включена во взаимодействие, но не существенна с точки зрения цели действия. Побочный продукт не осознаётся тем, кто его производит, но может регулировать последующие действия человека, создавшего этот продукт, в частности приводить к решению творческой задачи. Осознание факта решения происходит при этом совершенно неожиданно, оно возникает благодаря тому, что оказывается удовлетворённой потребность, достигшая к этому времени наибольшего напряжения. Поэтому решение и переживается как непонятно откуда взявшееся, самопроизвольное, как озарение, инсайт.

3 фаза (переход бессознательного в сознание)- вдохновение, когда в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла. Это фаза вербализации интуитивного решения. На предыдущей стадии человек чувствует, что задача практически решена, но объяснить, как получено решение, не может. Для возникновения такой возможности необходимо общение, когда создателю бывает очень важно проговорить то, что было придумано. Эта потребность автора в нашей компании активно поддерживается, часто перерастая в активное групповое обсуждение. В итоге - область осознания решения исходной задачи существенно расширяется, осознанным оказывается способ решения. Таким путём на основе интуитивного формируется логическое решение задачи.

4 фаза (сознательная работа) - развитие идеи, её окончательное оформление и проверка. Фаза связана с постановкой и решением специальной задачи- придания найденному решению окончательной, логически завершённой формы. Такая задача возникает, например, в условиях, когда только что найденное решение оказывается необходимым средством решения другой задачи.

Таким образом, установлено, что творчество имеет в своей основе иррациональную мотивацию - отчуждение человека от мира и направляется стремлением к продлению этого отчуждения. Подражание и взаимодействие играют исключительную роль в формировании и проявлении творческой личности. Творческий потенциал любого человека характеризуется рядом особенностей, которые являются признаками творческой личности. Значимой характеристикой его является креативность как способность преобразовывать осуществляемую деятельность в творческий процесс, способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению, умение вникать в проблему и в то же время оторваться от действительности, увидеть перспективу, умение видеть знакомый объект с новой стороны, в новом контексте. Свобода личности - важнейшее условие развития творческого потенциала. Творчеству соответствует особый характер субъекта, который предполагает, что для нее решающим мотивом трудовой деятельности становится самооценка. В современном социальном контексте переход от творчества к самореализации предполагает множество факторов, и, прежде всего, уникальность индивида, возможность преобразовывать получаемые сведения в готовые информационные продукты, что характерно лишь незначительному кругу людей. В решения творческой задачи выделяют следующие значимые фазы: 1. фаза логического анализа, 2. фаза интуитивного решения, 3. фаза вербализации интуитивного решения и нконец. 4. фаза формализации вербализованного решения.


Список использованной литературы

1. Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. -М.: МГУК, 1995.

3. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности. - М., Логос, 1996.

4. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. М. 2000.

5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. 1999.

6. Бергсон А. Творческая эволюция. М. «001.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПБ 2001.

8. Слободчиков В. И. Психология развития человека. М. 2001.

9. Старовойтенко Е. Б. Современная психология. М. 2001.


1. Этапы постановки и решения творческих заданий

П.К. Энгельмейер описал три этапа творчества – замысел, план, исполнение. Данному автору принадлежит "Теория творчества", вышедшая в 1910 г. Предисловия к ней были написаны Д. Овсянико-Куликовским и Э. Махом. Овсянико-Куликовский подчеркивает, что особую ценность представляют проводимое в книге сближение творчества технического с научным и художественным. Э.Мах, в свою очередь, дает такую оценку: "Когда общепринятые представления и точки зрения одной области переносятся в другую область, то это всегда оживляет эту последнюю, обыкновенно даже обогащает ее и способствует ее развитию" . В этой работе Энгельмейер уже не ограничивается вопросами изобретательства. Он разрабатывает основы новой науки "эврилогии" - науки о творчестве. Разбираются проблемы природы творческого процесса не только в технике, но и в науке, религии и искусстве.

Основное место в книге занимает "теория трехакта", состоящего из трех стадий: желания, знания и умения. В первом акте изобретение предполагается, во втором доказывается, в третьем осуществляется. Поэтому, в первом акте все начинается с интуитивного появления гипотетической идеи. Во втором акте разрабатывается план, изобретение преобразуется в логическое представление. Третий акт не связан непосредственно с творчеством. Выполнение плана может быть поручено соответствующему специалисту. Гениальность проявляется в первом акте, талант во втором, прилежание в третьем.

В когнитивной психологии Уоллес описал следующие четыре последовательных этапа творческого процесса:

Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи.

Проверка: Испытание и/или реализация решения.

Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала концептуальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов.

Подготовка. Например математик Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над задачей две недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отверг несколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, что подготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь как математика, а также, возможно, и значительная часть его детства может рассматриваться как часть подготовительного периода. Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта. Платон предполагал, что творчество может быть делом рук гораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества.

Инкубация. Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться "вспаханной под пар"? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени. Познер (Posner, 1973) предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением Вильяма Джеймса "Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом" Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала.

3. Просветление Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно "включается лампочка". Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество Открытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести -все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

4. Проверка. Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка - это своего рода "отмывание" творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным "самоварным золотом". Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок.

Русский философ-педагог Н.Д. Никандров выделили четыре этапа творчества:

1) возникновение замысла, направленного на решение задачи;

2) разработка замысла;

3) воплощение замысла в деятельности;

4) анализ и оценка результатов творчества.

Понамарев Я.А. выделяет четыре фазы:

1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания).

3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.

4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформление идеи.

Примером решения творческих заданий может быть пример решения задач с помощью мозгового штурма, позволяющий наиболее быстро и эффективно найти приемлемые варианты решения.

На первом этапе мозгового штурма мы формулируем задачу, которую необходимо решить. Лучше, если это будет сделано в форме вопроса - и, конечно же, в письменном виде. Торопиться не нужно - потому что правильно заданный вопрос уже несет в себе залог ответа. Мы должны постараться увидеть конкретную ситуацию в контексте всей работы, а если речь идет о нас - то в контексте всей нашей жизни. Нам необходимо взглянуть на потребности в свете наших основных ценностей.

Следующий этап - свободная генерация идей. Все идеи также необходимо записывать. Не имеет никакого значения, насколько осуществимыми выглядят эти идеи на первый взгляд. Главное - это необходимость их выразить и зафиксировать на бумаге, сделать объектом рассмотрения - но не критики. В процессе генерации идей, критика должна быть исключена.

Наконец, последний этап - это подведение итогов. Если перед началом мозгового штурма могло угнетать чувство, что выхода из ситуации нет, то сейчас очевидно, что это не так. Альтернативы есть - пусть даже некоторые из них и не выглядят реалистичными. А это помогает трезво оценить эти идеи и выбрать наиболее подходящее направление, в котором следует двигаться дальше.

В настоящее время все больше педагогов стремятся раскрыть творческий потенциал своих учеников. Для этого они составляют творческие задания и планируют соответствующие системы творческих заданий, приведем некоторые подходы в организации творческих заданий по специальной системе.

В основе этой технологии – применение систем творческих заданий для воспитания творческих качеств личности. Основные этапы технологии следующие:

1. Постановка задач темы и уроков. При постановке задач темы и уроков определяется, что на реализацию учебных, развивающих и воспитательных задач будет уделено примерно одинаковое время на протяжении изучения темы.

Знания можно зазубрить, если ежедневно механически запоминать определенные тексты, правила и термины, а можно усвоить, и довольно широко и глубоко, если не тратить время на механическое запоминание, а обучать учащихся применению теоретического материала для решения творческих задач, то есть через непроизвольное запоминание. Мастерство учителя заключается не в том, чтобы максимально облегчить учебную деятельность учащихся, а в том, чтобы даже слабые ученики имели методическое обеспечение: методики, конспекты, алгоритмы – и умели бы применять их для выполнения сложных заданий. Но в школах в большинстве случаев пока наоборот – эффективность урока и, следовательно профессионализм, учителя оцениваются по одному критерию – умению учащихся рассказывать по памяти материал предыдущего урока и выполнить несколько репродуктивных заданий.

2. Ознакомление и конспектирование учебной информации. Заучивание основной терминологии закономерностей. На этом этапе учащиеся знакомятся с учебным материалом, составляют его копии: конспекты, таблицы, схемы. Заучиваются только определения основных терминов и закономерностей. В этом принципиальное отличие данной технологии от технологии “Система учебной информации”, где требуется заучивать всю учебную информацию.

3. Выполнение система творческих заданий. В систему творческих заданий входят творческие задания по работе с учебной информацией, творческие задачи, практические работы творческого характера. Применение системы творческих заданий не означает, что не будет репродуктивных заданий, они будут использоваться наряду с творческими, но уже не в качестве основного вида деятельности учащихся.

В процессе выполнения творческих заданий применяются конспекты учебной информации, методики и алгоритмы, что позволяет непроизвольно запоминать основной материал темы, расширять и углублять его, а также развивать творческие умения и умения применять знания в практических ситуациях. Таким образом то, что достигается в технологии “Система учебной информации” зубрежкой и страхом, в этом случав с интересом и без перегрузки. Вопрос в том, где взять системы творческих заданий? творческого воображения и проследить специфику этого процесса . С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого ... органических процессов и движения. Творческие способности определяются как индивидуальные особенности качества человека...

  • Особенности сестринского процесса в экстренной и неотложной медицине

    Контрольная работа >> Медицина, здоровье

    Стандарты необходимо постоянно совершенствовать используя творческий опыт, новые знания и достижения науки... наблюдаемых показателей в течении суток, особенности течения патологического процесса , собственные суждения медсестры. Таким...

  • Особенности консультативного процесса в Арт-терапии. Методы и техники Арт-терапии

    Контрольная работа >> Психология

    Терапевты должны глубоко понимать особенности процесса изобразительного творчества, обладать... две основные части невербальная, творческая , неструктурированная часть. Основное... арт-терапии имеет и творческая индивидуальность психотерапевта, его эрудиция...

  • Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте

    Курсовая работа >> Психология

    ... Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте 1.1 Особенности физиологического развития младшего школьника 1.2 Особенности развития психических процессов ... Пассивное созерцание Активное творческое преобразование Преобладающая система...

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Понятие и природа творчества. Виды творчества и их особенности. Характеристика творческого процесса и его содержания. Формирование и развитие личности. Творческая личность и ее жизненный путь. Возможности диагностики и развития творческих способностей.

      курсовая работа , добавлен 10.06.2010

      Общее представление о творческих способностях, методы их изучения. Основные концепции креативности. Факторы, влияющие на интенсивность творчества. Компоненты творческого потенциала человека. Методики диагностики невербальной и вербальной креативности.

      курсовая работа , добавлен 06.12.2011

      Эмпирические методы исследования творческого мышления. Схема творческого процесса по Я.А. Пономареву. Методы стимуляции творчества. Методика мозгового штурма А. Осборна. Способы развития креативности или творческих возможностей (способностей) человека.

      презентация , добавлен 28.10.2013

      Понятие и сущность творчества, критерии и порядок оценки творческого потенциала личности. Пути и направления развития креативности и творческого потенциала, методы их диагностики, методики исследования, анализ и интерпретация полученных результатов.

      курсовая работа , добавлен 25.02.2013

      Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе. Концепция задержки психического развития. Особенности развития творческих способностей. Экспериментальное исследование креативности, творческого мышления детей с ЗПР и здоровых детей, результаты.

      курсовая работа , добавлен 30.10.2013

      Понятие и основные стадии творческого процесса. Отличительные особенности личности с нестандартным мышлением, шесть параметров креативности. Организация экспериментальной работы по развитию творческого мышления личности, подбор тестовых заданий.

      курсовая работа , добавлен 22.10.2012

      Изучение уровня творческих способностей у студентов разных специальностей. Исследование понятия творчества и креативности в психологии. Анализ проведения теста дивергентного творческого мышления Вильямса и опросника личностных творческих характеристик.

      курсовая работа , добавлен 09.05.2011

      Понятие творчества и творческого мышления. Диагностика интеллектуальных и творческих способностей, условия их формирования и развития. Современные исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии. Способы диагностики интеллекта.

      1 этап -Объект, внешний мир, передает нашему сознанию связь (способ организации) и упорядоченность (правило организации).

      2 этап (осознание увиденного) -Происходит рассуждение с помощью понятий. Осознание смысла. Правило превращается в принцип (основание) нашего мышления. Происходит понимание и осмысление происходящего.

      3 этап - Становление необходимости нашего мышления, закона. Мы не просто понимаем мир, мы его объясняем.

      Творчество , прежде всего, связано с системной и упорядоченной организациями знаний. Творческий процесс опирается на правила и законы, следовательно, творчество является высшим проявлением активности.

      Закон становится логикой мышления , логикой системного построения мысли, логикой смыслового построения мысли. Закон обладает предсказательной силой. Является основанием имманентной (внутренней, органично присущей) активности мыслительной деятельности.
      Логика лежит в основе творческой активности.

      Интуиция – постижение истины без предварительного логического осмысления (без доказательств и обоснований).

      2. В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания:

      гностицизм;

      Агностицизм.

      Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) опти­мистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально без­граничными возможностями познания.

      Агностики (часто - идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

      Сам человек обладает ограниченными познавательными воз­можностями (благодаря ограниченным познавательным воз­можностям разума);

      Сам окружающий мир непознаваем в принципе - человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - "вещей в себе".

      Агностицизм и гностицизм являются не главными разли­чиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. От­личие их подходов в том, что:

      идеалисты считают познание самостоятельной деятельно­стью идеального разума;

      Материалисты считают познание процессом, в результате кото­рого материя через свою отражательную способность - созна­ние - изучает сама себя.

      3. Современная гносеология в своем большинстве стоит на по­зициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

      диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме позна­ния, использовать законы, категории, принципы диалектики;

      Историзма - рассматривать все предметы и явления в кон­тексте их исторического возникновения и становления;

      Практики - признавать главным способом познания практи­ку - деятельность человека по преобразованию окружающе­го мира и самого себя;

      Познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;

      Объективности - признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

      Активности творческого отображения действительности;

      Конкретности истины - искать именно индивидуальную и дос­товерную истину в конкретных условиях.

      4. Познающим субъектом является человек - существо, наде­ленное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

      Общество в целом, которое за свою историю накопило громад­ный объем материальной и духовной культуры - носителей резуль­татов познания, также является познавательным субъектом.

      Полноценная познавательная деятельность человека воз­можна лишь в рамках общества.

      Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

      Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом на­зывается истиной.

      Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

      Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

      Основной формой познания и критерием истины при по­знании является практика.

      Практика - конкретная деятельность людей по преобразова­нию окружающего мира и самого человека.

      Главные виды практики:

      Материальное производство;

      Управленческая деятельность;

      Научный эксперимент.

      Функции практики - то, что она является:

      критерием истины;

      Основой познания;

      Целью познания;

      Результатом познания.

      В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

      Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

      Рациональное познание основано на разуме, его самостоятель­ной деятельности.

      Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессоз­нательном уровне.

      Во все времена в философии было два подхода к вопросу о том, как человек познает окружающий мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие - разумом. Первых иногда называют сенсуалистами (от sense - чувство) или эмпириками, вторых - рационалистами. Сенсуалисты считали, что чувства - единственный и достоверный источник наших знаний. Чувства нас никогда не обманывают, дают нам

      самую точную информацию. Уж если я взялся рукой за горячий утюг, то точно буду знать, что это такое. А вот когда мы начинаем размышлять, могут возникнуть ошибки. Основной лозунг сенсуалистов, чтобы знать - надо видеть! Видеть в широком смысле слова: видеть, слышать, обонять, ощущать и т.д.

      Основные формы чувственного познания - ощущение (когда мы воспринимаем какое-то отдельное качество: теплое, тяжелое, синее и т.д.), восприятие (когда мы воспринимаем целостный образ предмета - видим, например, яблоко, человека), и представление (когда мы можем представить себе наглядно и конкретно предмет, который сейчас не видим и не ощущаем).

      Рационалисты, напротив, полагали, что чувства наши очень слабы и недостоверны. Чувствам не дана сущность вещей, не дано прошлое, не дано будущее. Зато все это доступно разуму. Еще Платон утверждал, что чувства недостоверны и обманчивы. Нельзя что-нибудь одновременно знать и не знать, - либо я знаю, либо я не знаю. Но можно одновременно видеть и не видеть, закрыв рукой один глаз. У рационалистов свой лозунг: чтобы видеть - надо знать. Поскольку мой глаз не вооружен мыслью, знанием, я и не увижу того, что мне нужно. Допустим, я открываю заднюю крышку телевизора - если я никогда не изучал электротехники, я там ничего не увижу, кроме бессмысленного переплетения проводов и схем. Основными формами рационального познания являются формы нашей мысли: понятие, суждение, умозаключение. Понятие открывает нам существенный признак вещи. Очень многие явления мира нельзя себе представить, - например, скорость света или искривляющуюся в четырехмерном пространстве Вселенную, но можно понять. Суждение - это такая связь между понятиями, в которой что-либо утверждается или отрицается. Например, яблоня - это дерево. И, наконец, умозаключение (силлогизм) - это такой способ мышления, когда мы из двух суждений можем непосредственно вывести третье. Например, все люди смертны. Иванов - человек, Следовательно, Иванов смертен.

      Сенсуалисты утверждали, что все наше знание - из конкретного индивидуального опыта отдельного человека, а рационалисты считали, что из опыта никаких всеобщих и необходимых знаний вывести нельзя. Допустим, я хочу открыть или подтвердить закон всемирного тяготения. Беру большой камень и подбрасываю его. Зная массу Земли и массу камня, я могу в принципе рассчитать скорость, с какой камень будет каждый раз стремиться к Земле. Но ведь из своего личного индивидуального опыта я не могу делать выводов относительно всей Вселенной. Нет никакой гарантии, что выводимый мною закон будет работать везде и всегда. Я могу подбросить камень сто раз, могу тысячу, но я не могу быть уверенным, что в тысячу первый раз он упадет, а не улетит в небо. Как же все-таки Ньютону удалось открыть этот закон? Рационалисты полагали, что знание - не из опыта, а из головы. Но как оно попало в мою голову, если я предварительно не пытался увидеть, попробовать, поставить эксперимент? Знания, объясняли рационалисты, в голову не попадают, они всегда там находятся в виде врожденных идей. Знанию, если это действительно знание, научить нельзя - его нужно «вспомнить», как мы уже говорили. И Платон, и Декарт, и великий немецкий философ и математик Г.В. Лейбниц, и многие другие рационалисты утверждали, что если правильно развивать человека, то он неизбежно придет к открытию законов, к новому пониманию мира, к новому видению. В результате споров сенсуалистов и рационалистов к концу XVIII в. в философии сложилась странная ситуация: знаний человечеством накоплено много, а откуда эти знания - толком неизвестно. Разрешить эту проблему попытался Кант в своей знаменитой книге «Критика чистого разума». Кант настолько глубоко и нетрадиционно переосмыслил идеи и рационалистов и сенсуалистов, дал настолько яркое и глубокое понимание сути человеческого познания, что его философию стали называть «коперниканским поворотом». Как Коперник коренным образом изменил наши представления о Солнечной системе, так и Кант изменил наши представления о познании.

      Особенности творческого процесса

      Творческий процесс - чрезвычайно сложное, порой необъяснимое, явление, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно проследить, как происходит придумывание, фантазирование не вообще, а на задан­ную тему, и каким образом достигается результат.
      Под влиянием окружающей действительности у художника (дизайнера) возникает некоторая идея, которая конкретно или обобщенно воплощается в художественный образ. Образ идеи трансформируется в форму, которая долж­на отвечать замыслу.
      Замысел - это структурный элемент композиции - средства для выраже­ния художественной идеи. Композиция - конкретный метод гармонизации, система средств и способов создания эстетически целостного и выразительно­го объекта.
      Умение дизайнера абстрагироваться от второстепенных свойств объекта, обобщать и развивать свою идею в нужном направлении - все это входит в решение композиционной задачи.

      Творческий процесс - это достижение единства формы и содержания.
      Проектирование дает полезный эффект в том случае, если мышление ди­зайнера развито в профессиональном направлении и сам дизайнер обладает следующими качествами:

      · способностью увидеть и четко сформулировать задачу;

      · способностью бегло выработать достаточное количество идей за ограничен­ное время;

      · умением отыскивать оригинальные решения;

      · умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной проблемы.

      Существует определенный план творческого процесса дизайнера:

      1. Возникновение замысла и постановка задачи.

      2. Сбор и накопление материала, определение творческого источника.

      Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению являет­ся основой творчества, так как любое произведение искусства - это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоз­даваемых в памяти.
      Дизайнер одежды из реальной действительности может взять почти все, что каким-то образом можно трансформировать, преобразовать в одежду: мотив, фрагмент чего-то или источник целиком.

      Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологичес­кие, ирреальные.

      Решая определенную задачу, дизайнер всегда стоит перед проблемой выбо­ра средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею.

      Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством, но и со способностью абстрагирующего мышления человека.

      Абстрагирование - это мысленное отвлечение от ряда свойств предмета, выделение его главных особенностей.

      Творческими источниками в моделировании одежды традиционно были исторический и национальный костюм, ретромода, английская классика, пред­меты декоративно-прикладного искусства, растительный и животный мир. Кроме того, в настоящее время толчком фантазии могут быть продукты циви­лизации, урбанизм городов, космические исследования, инженерные идеи, машинные формы, новые материалы и технологии, социальные катаклизмы общества.

      3. Концентрирование усилий, интенсивная работа, использование различ­
      ных методов эвристики и проектирования.

      Эвристика - метод интенсификации творческого мышления. Методы проектирования - методы решения проектной задачи.

      4. Передышка, отвлечение, чтобы через некоторое время опять вернуться к решению и оценить его «свежим взглядом». Необходимо какое-то время, что­бы идея «улежалась».

      5. Озарение - получение окончательного оптимального решения.

      6. Доработка, доведение работы до конца, обобщение, выводы, оценка, оформление документации.

      На всех этапах проектирования теоретическая и практическая работа может строится по единой проектной методике.