Краткое содержание спектакля ивана сусанина. Кто такой Иван Сусанин: краткая биография и рассказ о подвиге

Опера по тексту С.Городецкого состоит из четырёх актов и содержит эпилог. В сценах задействованы следующие персонажи: крестьянин из села Домнино Сусанин Иван, дочка его Антонида, пасынок Сусанина Иван, жених Антониды, ополченец, Собинин Богдан, польский король Сигизмунд, польский гонец и русский воин.

В опере звучат бас, тенор, сопрано, контральто; задействованы русский крестьянский хор, хор польских панночек, хор рыцарей, хор ополченцев, балет польских панов и панночек. Действие охватывает осень 1612 года и зиму 1613 года, перемещаясь из села Домнино то в замок короля Сигизмунда в Польше, то в избу Ивана Сусанина, то в леса, то на Красную площадь в Москве. В село Домнино после славной победы над польским войском возвращается Богдан Собинин, собираясь жениться на Антониде, дочке Сусанина. Польский король Сигизмунд в бешенстве и отправляет поляков на Москву, которые берут себе в провожатые Ивана Сусанина, но он завёл их в лесную глушь, обрекая себя и врагов на верную гибель.

Опера учит истинному патриотизму, выражающемуся в приверженности родной земле и непримиримости к её захватчикам. Силу русский мужик и воин черпают в семейственных узах, которые крепки так же, как неразрывна связь русской души с Родиной.

Читать краткое содержание Иван Сусанин - опера

Ополченцы возвращаются в село Домнино с радостной вестью – победой над ненавистными поляками. Не до радостных ликований лишь Антониде, дожидающейся скорого возвращения Богдана Собинина, жениха её, отправившегося биться с польской шляхтой. Сусанин чувства дочери разделяет, но настраивает её на скорые тяжкие испытания: до свадьбы ли теперь, когда вокруг так неспокойно. Доносившаяся с реки песня возвещает о прибытии Собинина с его дружиной. Богдану известно, что Пожарский и Минин встали во главе русского войска и собирают вокруг русских воинов. Ликованиям крестьян нет границ: грядёт близкое освобождение.

Но Собинин огорчён, что его свадьба с Антонидой отложена, разве не ради невесты он так спешил в родные края! Сусанин после известия об осаде вражеского войска в Москве меняет своё решение и даёт своё отцовское согласие на свадьбу дочери.

Польский король Сигизмунд Третий настолько уверен в победе польского войска, что ещё до исхода битвы начинает пиршество в свою честь. В наполненном весёлыми гостями зале появляется гонец с известием о полном разгроме шляхты и пленённых в Москве поляков из королевского войска. Сигизмунд отдаёт приказание рыцарям собираться в боевой поход. Хвастаясь своей отвагой, с оружием в руках они клянутся разбить русских «смердов».

В разгар подготовки к свадьбе Собинина и Антониды в дом Ивана Сусанина врываются поляки. Они настаивают на том, чтобы им дали провожатого до Москвы, ведь местные дороги им неведомы. Сусанин мог бы их сопровождать, но он не предатель и даже за обещанное ему польское золото не согласен помогать неприятелям. После некоторых раздумий у Сусанина созревает мысленный план: надо заманить польских врагов в непролазную лесную глушь и бросить их там на погибель. Крестьянин для виду соглашается проводить поляков до Москвы, понимая, что это и его последний путь: враги не простят ему такого коварства и убьют его в том же лесу…

Втайне от поляков он отправляет своего сына Ваню к Минину, чтобы он предупредил его об угрозе со стороны Сигизмунда. Ваня с радостью выполняет последнюю просьбу отца, ведь он мечтает биться с поляками и даже хотел проситься в дружину к Собинину. Иван Сусанин ведёт польскую шляхту через поля и болота, через трудно проходимые леса. Узнав о хитрости Ивана Собинин пытается преследовать врагов в надежде спасти отца своей невесты. Минин возглавляет эту погоню и вместе с дружиной Собинина выступают навстречу ничего не подозревавшим полякам.

Замёрзшие, голодные и выбившиеся из сил поляки начинают подозревать, что Сусанин водит их не теми тропами. Остановившись на привал, враги крепко спят. Но Ивану не спится: он мысленно прощается с семьёй и своей жизнью, которые враги ему точно не сохранят. Как бы ни была мучительна его смерть, Сусанина греет мысль об исполненном долге перед родной землёй: жизнь за царя отдать – честь для русского мужика. В последнем для него свисте ветра сквозь метель мерещатся ему голоса любимых дочери и сына, ведь и ради них он здесь и сейчас, - разве может быть иначе…

Наутро полякам торжествующий Сусанин открывает шляхтичам ужасную правду о том, что им суждено сгнить в лесной чаще, потому что Иван не поведёт их в Москву! Разъярённые поляки в бешенстве убивают Сусанина и только потом осознают, что им без крестьянина из местных лесов не выбраться, - они обречены…

А на Красной площади в Москве с особым ликованием народ встречает русские дружины. Все разделяют эту радость: и Ваня, И Антонида, и Собинин, - нет рядом только Ивана Сусанина… Москва отмечает освобождение от польских захватчиков и прославляет народных героев, не пожалевших жизни ради победы над неприятелем.

Картинка или рисунок Глинка - Иван Сусанин

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Дудинцев Белые одежды

    лавный герой романа Федор Иванович Дежкин. Он приезжает в город для того, чтобы с коллегой – Василием Степановичем Цвяхом, проверить работу сотрудников кафедры. Еще им обоим велено проверить информацию о незаконной и запрещенной деятельности студентов

  • Краткое содержание книги Гарри Поттер и узник Азкабана Роулинг

    Гарри Поттер вновь живет в семье Дурслей. Ученикам Хогвартса разрешается навещать деревню колдунов Хогсмид, но без согласия опекунов, Гарри не может этого делать. Дядя подпишет разрешение, но для этого парень не должен провиниться

  • Краткое содержание Ночь Казакова

    Рассказчик, желая попасть на утиные озера к рассвету, чтобы поохотиться на уток, в ночь отправился через лес. Вдруг он услышал далёкие голоса, а затем увидел и костёр

  • Краткое содержание Приключения Чиполлино Родари

    В данном рассказе повествование ведется о добром и наивном мальчике-луковке Чиполлино. Он путешествует, сражаясь со злом и несправедливостью, с теми, кто угнетает народ.

  • Краткое содержание Мио, мой Мио Линдгрен

    С первых страниц произведения мы видим главного героя по имени Буссе, которого усыновила пожилая пара. Однако, мальчик не чувствовал в семье любви и ласки, он всегда находился в одиночестве.

"Жизнь за царя" ("Иван Сусанин").

В начале 1613-го г., когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны. Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы - Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам.

Это реальное историческое событие легло в основу первой в истории мировой музыки героической народной музыкальной драмы «Иван Сусанин» (или как она называлась в первой постановке - «Жизни за царя»).

По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 г. он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. Первоначально Глинка собирался писать оперу на основе произведения В.А. Жуковского «Марьина роща», однако поэт предложил композитору использовать другую тему.

Глинка вспоминал эту историю в своих «Записках»: "Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренне одобрил мое намерение и предложил мне сюжет «Ивана Сусанина». Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много оригинального, характерно русского...".

В период после наполеоновского нашествия подвиг крестьянина казался особенно созвучен с героизмом русского народа в Отечественной войне 1812 г.

До Глинки это образ уже пытались воплотить в 1815 г. на оперной сцене композитор К. А. Кавос. В 1823 г. появилась стихотворная поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин». Рылеевский Сусанин оказал заметное влияние на образ главного героя оперы Глинки. Особенно волновали Глинку строки поэмы, рассказывающие о гибели Сусанина: «...как бы по волшебному действию, - писал композитор, - вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке - польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки - все это разом вспыхнуло в голове моей».

… Предателя, мнили, во мне вы нашли;

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит.

«Злодей! - закричали враги, закипев, -

Умрешь под мечами» - «Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!..

(отрывок из поэмы К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин»)

Идея, подброшенная Жуковским, целиком завладела М. Глинкой, и он приступил к работе. Свое произведение композитор окрестил героико-трагической оперой.

Первоначальное название оперы - «Жизнь за царя» (под этим названием ее ставили вплоть до революции 1917 г.).

Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 г. в петербургском Большом театре. Опера была с восторгом воспринята передовой частью общества.

«С оперой Глинки, - писал его современник, музыкальный критик В. Ф. Одоевский, - является то, чего давно ищут и не находят в Европе - новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период: период русской музыки».

В 1939 г. поэт С.М. Городецкий подверг коренной переработке первоначальное либретто Г.Ф. Розена.

Сценическая история этого творения связанна с именами С. В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, М. Д. Михайлова и других выдающихся русских исполнителей.

ИВАН СУСАНИН

Опера в четырех актах с эпилогом

Новый текст С. Городецкого

Действующие лица:

Иван Сусанин, крестьянин села Домнино…….........................................................бас

Антонида, его дочь ……………………………............................................................сопрано

Ваня, приемный сын Сусанина ………………....................................................контральто

Богдан Собинин, ополченец,

жених Антониды……………………………….. ................................................................тенор

Русский воин ……………………………………....................................................................бас

Польский гонец………………………………….................................................................тенор

Сигизмунд, король польский …………………..............................................................бас

Хоры: крестьян и крестьянок, ополченцев, польских паненок, рыцарей.

Балет польских панов и паненок.

Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов. (1-й акт - в селе Домнино, 2-й - в Польше, 3-й - в избе Сусанина, 4-й - в лесах, эпилог - в Москве

на Красной площади

Краткое содержание

Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха - Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов».

В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина - он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.

Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.

Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.

В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.


Опера в 4 действиях, 5 картинах, с эпилогом. В основу сюжета положен исторический подвиг крестьянина Ивана Сусанина, совершенный им в 1612 году. Первое действие Ранняя осень 1612 года. Село Домнино. Через село проходит один из отрядов народного ополчения, поднявшегося против войска польских панов, напавших на Русь. Крестьяне с великой любовью встречают своих защитников, выносят им брагу, хлеб, мед. Вместе с ополченцами вспоминают они славные битвы русского народа с иноземцами на Чудском озере и на Куликовом поле: «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет!» Ополченцы расходятся по крестьянским избам на отдых. Грустит Антонида, дочь крестьянина Ивана Сусанина. Она вспоминает своего жениха Богдана Собинина, который бьется с поляками. «Скоро ли вернется, когда свадьбе быть?». «Что гадать о свадьбе? – отвечает ей отец. – Горю нет конца». С реки доносится песня.

Краткое содержание оперы иван сусанин глинки для читательского дневника

Они ищут человека, который провел бы их к Москве. Сусанин сначала категорически отказывается даже за вознаграждение, но внезапно соглашается. У него возникает идея завести врага в лесную глушь. Ваня, по просьбе Сусанина, предупреждает русский отряд во главе с Мининым о надвигающейся опасности.

Узнав о случившемся, на помощь своим спешит Собинин. В четвертом акте Сусанин заводит врагов в лесную глушь.


Инфо

Они оглодали, замерзли и устали. На следующий день поляки поняли, что Сусанин их обманул, и из леса им не выбраться. Они убивают его. Эпилог – это народное гулянье в честь победы.


Спасен царь, родные Сусанина – в трауре. Они скорбят о своем отце.

Diafon.ru

    Внимание

    Краткие содержания

  • Оперы
  • Глинка — Иван Сусанин
  • Опера по тексту С.Городецкого состоит из четырёх актов и содержит эпилог. В сценах задействованы следующие персонажи: крестьянин из села Домнино Сусанин Иван, дочка его Антонида, пасынок Сусанина Иван, жених Антониды, ополченец, Собинин Богдан, польский король Сигизмунд, польский гонец и русский воин.

    В опере звучат бас, тенор, сопрано, контральто; задействованы русский крестьянский хор, хор польских панночек, хор рыцарей, хор ополченцев, балет польских панов и панночек. Действие охватывает осень 1612 года и зиму 1613 года, перемещаясь из села Домнино то в замок короля Сигизмунда в Польше, то в избу Ивана Сусанина, то в леса, то на Красную площадь в Москве.

    «иван сусанин»: краткое содержание оперы и история создания

    Партия Сусанина сочинялась под Осипа, а партия Вани под Анну, именно поэтому эта роль написана для низкого редкого женского голоса — контральто.

    • Глинка сделал оригинальный свадебный подарок для своей ученицы Анны, он расширил роль приемного сына Сусанина, добавив большую сцену, когда Ваня добегает до стен монастыря, чтобы предупредить Минина об опасности. А опера уже была написана и отрепетирована. Позднее, эта сцена стала одной из самых запоминающихся.
    • Современник и знакомый Глинки, князь Одоевский, рассказывал, что изначально на сюжетную линию Ивана Сусанина композитор хотел написать ораторию, а не оперу.

    Музыка Отечественное героико-трагическое произведение — такую характеристику дал своей опере М.И.
    Глинка.

    Опера «иван сусанин»: краткое содержание

    Они требуют сказать, где находится Минин, где его стан. Сусанин говорит, что ему ничего не известно – у него сегодня свадьба, он ждет гостей.
    Поляки приказывают старику вести их к Москве по кратчайшей дороге. «В Москву дороги нет чужим!» - восклицает Сусанин. Враги обнажают сабли. «Страха не страшусь, - гордо говорит Сусанин, - смерти не боюсь, лягу за родную Русь!» Ляхи решают подкупить Сусанина, который тем временем тайком посылает Ваню в посад предупредить Минина.
    Враги предлагают Сусанину золото. Тогда он притворно соглашается вести их на Москву – «а деньги я потом возьму». Вражеский отряд уводит Сусанина. Антонида в отчаянии.

    Приходят ее подруги, приглашенные на девичник. Они утешают плачущую девушку. Возвращается Собинин с дружками. Узнав, что произошло, он решает пуститься в погоню за врагами.

    One more step

    Первоначальное название оперы - «Жизнь за царя» (под этим названием ее ставили вплоть до революции 1917 г.). Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 г. в петербургском Большом театре.
    Опера была с восторгом воспринята передовой частью общества. «С оперой Глинки, - писал его современник, музыкальный критик В. Ф. Одоевский, - является то, чего давно ищут и не находят в Европе - новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период: период русской музыки».

    В 1939 г. поэт С.М. Городецкий подверг коренной переработке первоначальное либретто Г.Ф. Розена. Сценическая история этого творения связанна с именами С.

    В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, М. Д. Михайлова и других выдающихся русских исполнителей.


    ИВАН СУСАНИН Опера в четырех актах с эпилогом Новый текст С.
    5Голосов: 88 Оперы. Краткие содержания произведений

    • Беллини — Норма
    • Бизе — Кармен
    • Верди — Дон Карлос
    • Верди — Риголетто
    • Верди — Симон Бокканегра
    • Верди — Травиата
    • Верди — Трубадур
    • Гершин — Порги и бесс
    • Глинка — Иван Сусанин
    • Глинка — Руслан и Людмила
    • Иисус Христос — суперзвезда
    • Иоланта
    • Кристоф Глюк — Орфей и Эвридика
    • Леонкавалло — Паяцы
    • Мусоргский — Хованщина
    • Пуччини — Богема
    • Пуччини — Манон Леско
    • Пуччини — Принцесса Турандот
    • Римский-Корсаков — Садко
    • Рыбников — Юнона и Авось

    Картинка или рисунок Глинка — Иван Сусанин Другие пересказы для читательского дневника

    • Краткое содержание Белов Скворцы Главный герой рассказа – мальчик Павлуня, который уже длительное время был тяжело болен.

    Опера иван сусанин краткое одержание для детей

    Они тоскуют об Иване Сусанине. Воинский отряд, заметивший их, замедляет шаг и интересуется, почему они грустят, когда все радуются? Когда воины узнают, что это семья Сусанина, спасшего царя, то выражают и свою скорбь по поводу его гибели. Из либретто оперы «Иван Сусанин» можно узнать, что воины сполна отомстили врагам за смерть главного героя. Торжествующий народ поёт во славу царю на Красной площади в Москве, повсюду слышен колокольный звон. Царский поезд направляется в Спасские ворота Кремля.

    Герои оперы «Иван Сусанин» несут в своих образах характерные черты русского народа: мужественность и способность пожертвовать собой ради высоких целей (Сусанин), отвага и решительность (Собинин), верность и покорность (Антонида), преданность и бесстрашие (Ваня). Патриотический сюжет и замечательная музыка Михаила Глинки обеспечили этой опере всероссийское и мировое призвание.

    Опера иван сусанин краткое содержание для детей 3 класса

    Особенно волновали Глинку строки поэмы, рассказывающие о гибели Сусанина: «…как бы по волшебному действию, - писал композитор, - вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке - польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки - все это разом вспыхнуло в голове моей». … Предателя, мнили, во мне вы нашли; Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит. «Злодей! - закричали враги, закипев, - Умрешь под мечами» - «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, И радостно гибнет за правое дело!.. (отрывок из поэмы К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин») Идея, подброшенная Жуковским, целиком завладела М. Глинкой, и он приступил к работе. Свое произведение композитор окрестил героико-трагической оперой.

    Опера иван сусанин краткое содержание для детей 3 класса презентация

    Шаляпин в ролиИвана Сусанина В начале 1613-го г., когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны. Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы - Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам. Это реальное историческое событие легло в основу первой в истории мировой музыки героической народной музыкальной драмы «Иван Сусанин» (или как она называлась в первой постановке - «Жизни за царя»). По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 г.

    Опера иван сусанин краткое содержание для детей 4 класса

    Празднество прекращается, и король говорит своим войнам, что русский предводитель нужен ему живой или мертвый. К церемонии свадьбы дочери Сусанина и ополченца Богдана идет подготовка в доме отца невесты. Сусанин делится со своим приемным сыном Ваней новостью о том, что лагерь Минина недалеко, в Ипатиевском храме, и к нему присоединяются вооруженные войны. Во время празднества свадьбы, поляки входят в дом и заставляют Сусанина показать им тайное место, где Минин собирает единомышленников. Сусанин делает вид, что подчинен им, а сам придумывает план, как уберечь вождя с русским войском. К нему быстро приходит отличная идея: он уведет врагов в лес, и они оттуда точно не смогут выйти сами.


    Тем временем Ваня бежит к Минину, чтобы сообщить ему, что враги недалеко, и необходимо искать новое убежище для сбора армии. Собинин вместе с отрядом бежит в догонку чужеземцев.

В предыдущих лекциях раскрывалось значение музыки как одного из социальных факторов, воздействующих не только на деятельность человека, но и на общество, государство и право. Можно добавить к сказанному ранее, что человек с рождения окружен различными звуками и это его естественное состояние, естественная среда обитания, порожденная окружающим миром природы. И нет ничего удивительного в том, что гармония музыкальных звуков играет в жизни людей значительную роль - лечит от физических и душевных страданий, наполняет чувством восторга в моменты радости и счастья, объединяет общество, придавая ему устойчивость, а государству идею самостоятельности и независимости.

Музыка активно использовалась и используется в деятельности человека, общества и государства. Она характеризует общий уровень развития общества, степень его художественной культуры, демократизма, свидетельствует о наличии или отсутствии прав и свобод человека и гражданина. Общественная значимость музыки заключается в том, что она является одним из факторов формирования в человеке таких личных качеств, как справедливость, честность, порядочность, доброжелательность, идейность, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, творческая активность и др. Музыка способствует также формированию в человеке его неповторимости, индивидуальности и целостности.

Социальная среда и истоки формирования мировоззрения М.И. Глинки.

Прежде чем приступить к данной теме, нам необходимо выяснить несколько вопросов, прямо не относящихся к творческой деятельности великого композитора, основателя русской классической музыки, рассмотреть идейные истоки мировоззрения будущего композитора и ту политическую и социальную среду, в которой он жил и творил. Без этих предварительных сведений трудно представить его идейные искания, которые нашли свое отражение в выдающихся произведениях, оказавших существенное влияние на формирование не только музыкальной, но и духовной культуры России второй половины XIX - начала XX в.

В начале XIX века в России происходят значительные изменения, связанные с экономическими, политическими и социальными противоречиями в обществе. Главной проблемой становится государственное устройство, система правосудия и крепостное право, тормозившие развитие общества в целом. В этих условиях начинают прорастать новые представления об общественном и государственном строе, новой системе хозяйствования, праве и правосудии.

В это время в селе Новоспасском Смоленской губернии 20. мая 1804 г. родился Михаил Иванович Глинка. Детские годы он провел в деревне, в обстановке помещичьего, усадебного быта. Его первые музыкальные впечатления связаны с народной песней. Он рано познакомился с профессиональной музыкой, еще ребенком слушал концерты крепостного оркестра и сам нередко принимал участие в его игре.

Годы учения в Петербурге (1818 - 1822) благотворно отразились на формировании личности и мировоззрения Глинки. Четыре с половиной года он учился в Благородном пансионе Петербургского педагогического института. Воспитателем Глинки был друг А. С. Пушкина В. К. Кюхельбекер, будущий декабрист, а педагогами - прогрессивные ученые А. П. Куницын (1783 - 1840), К. И. Арсеньев и А. И. Галич.

В. К. Кюхельбекер (1797 - 1846) за участие в восстании декабристов был приговорен к смертной казни, замененной каторгой, писал стихи, проникнутые пафосом революционной гражданственности.

А. П. Куницын (1783 - 1840) - русский юрист, последователь теории естественного права. Его книга «Право естественное» была изъята как противоречащая «истинам христианства». Своими взглядами он повлиял на мировоззрение А. С. Пушкина и М. И. Глинки. Распространение идей естественного права в первой четверти XIX в. в России, в ее лучших учебных заведениях было делом большой смелости. Идеи о свободе, равенстве людей по самой природе вещей оказывали глубокое воздействие на формирование сознания личности, тем более, что господствующая официальная идеология абсолютной монархии не отступала ни на шаг от защиты интересов дворянства и строго следила за их сохранением. Феодальное право стояло на охране привилегий дворянства - жить за чужой счет.

Другой преподаватель, К. И. Арсеньев (1789 - 1865), русский статистик, историк, географ, профессор Санкт-Петербургского университета, академик (с 1841), тайный советник, особенно отличался своей просветительской деятельностью. В 1821 г. начальством Благородного пансиона у Глинки была отобрана тетрадь со следующей записью: «Народ был прежде правительства, а по сему, народы важнее правительства, ибо оно для сего существует… Монарх смертен и заменяется, может быть извергом, недостойным носить имя человека. Самая лучшая форма есть смешанная, то есть смесь монархии, аристократии и демократии. Такая форма правления в Англии». Запись эта представляет конспект лекции по статистике профессора К. И. Арсеньева. Из этого можно сделать вывод, что Арсеньев хорошо ориентировался в юридической науке. Доказательством этого может служить тот факт, что с 1826 по 1828 г. Арсеньев работал редактором Комиссии по составлению законов под руководством М. М. Сперанского.

В своем учебнике «История народов и республик Древней Греции» (СПб., 1826) 127). Арсеньев особо подчеркивает необходимость принятия законов, отвечающих интересам общества, государства и личности. «Законы в республике подобны договорам; люди хранят оные дотоле, пока обе стороны находят их для себя полезными». И если Куницын проповедовал с кафедры идеи естественного права, то Арсеньев - идеи общественного договора и наилучшие формы государственного устройства. Глинка волею судеб оказался в числе их учеников, а их младшим современником был будущий император Александр II, осуществивший великие реформы второй половины XIX века.

В России формировался новый тип политического мышления, он укоренился во всех слоях общества - от купеческих сыновей, становившихся музыкантами и литературными критиками, до членов императорской фамилии. Корень преобразований эти люди - начиная с Ломоносова, Фонвизина, Карамзина, Жуковского, Пушкина, Глинки - видели не в политических реформах, а в художественной культуре активно влиявшей на уровень общественного сознания.

Другим очень важным условием формирования мировоззрения Глинки были его путешествия. Странствия начались в ранней молодости и продолжались до последних дней жизни. Он изъездил почти всю континентальную Европу - от Гибралтара до российских и украинских равнин: Испания, Италия, Франция, Швейцария, Австрия, Бельгия, Польша. Видел горные панорамы Кавказа, Альп, Пиренеев и Апеннин. Путешествовал по Рейну, Дунаю, берегам Средиземного моря. Созерцал архитектурные сокровища Милана, Мадрида, Парижа, Гранады, Киева, Кельна. И во многих этих местах он был не туристом, жил подолгу, учился и учил сам, слушал, смотрел, размышлял, лечился, учил языки, писал музыку, анализировал и переосмыслял окружавшую его реальную действительность.

Эпоха Глинки.

Имя Глинки неизменно связывается в нашем сознании со всем широким, многоцветным миром русской классической музыки. Глинка вошел в круг важнейших явлений культуры и утвердил свою самостоятельность, став истинным выражением народного сознания, духовных творческих сил русского народа. «Эпохой Глинки» можно по справедливости назвать всю вторую четверть XIX века.

События Отечественной войны 1812 г. и восстание декабристов 1825 г. не могли не отозваться в его музыке и, прежде всего, в его операх. Эти события, его мировоззрение, сформировавшееся в кругу передовой интеллигенции, выносили идею «отечественной героико-трагической оперы», концепцию русского героического эпоса, своими корнями уходящие в историческое прошлое Киевской Руси. Воспитанный на поэзии Жуковского, Батюшкова, Пушкина, молодой Глинка отразил в музыке лучшие стороны этого поэтического мироощущения. Тема «Пушкин и Глинка» давно уже стала традиционной в критической литературе. Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии, писал Стасов. Оба художника продвинули вперед русское искусство, формируя новое общественное сознание и свободу мысли. Художественные принципы Глинки созревали в насыщенной атмосфере последствий Отечественной войны 1812 г. и декабризма.

Глинка смог проникнуть в характер народной музыки, подметил ее особенности, изучил и усвоил ее, и его музыка приняла образы чисто русские. Слушая его оперу «Иван Сусанин» многие замечали в ней что-то известное, знакомое и старались припомнить, из какой русской песни взят тот или другой мотив, но не находили оригинала. Однако в его опере не было ни одного заимствованного мотива, и его музыка казалась знакомой потому, что она вышла из народного творчества, писал о Глинке музыкальный критик Неверов.

Известный советский музыкальный критик Б. В. Асафьев подчеркивал в творчестве Глинки преемственность моцартовской и бетховенской традиций. Анализируя его сочинения, Асафьев подробно прослеживает его связь с творчеством Бетховена и мастеров эпохи Великой французской революции - Мегюля и Керубини. В зрелые годы, в период создания опер все полнее проявлялось у Глинки бетховенское начало - широкий размах, могучий, подлинно всенародный подъем в монументальных оперных композициях.

В истории русской музыки Глинка выступил как первый великий мастер, сумевший слить в единство два начала - правду жизни и ее красоту. Он достиг совершенства в этом единстве правдивого и прекрасного, передавая музыкальные образы окружающей действительности в классически стройной и совершенной художественной форме. Его музыка, подобно музыке Моцарта, всегда доставляет огромное эстетическое наслаждение. Гармония действительности передавалась гармонией музыкальных звуков и по форме, и по содержанию. Понятие красоты у Глинки, как и у Пушкина, всегда претворяется через поэтическое восприятие. Отсюда у Глинки понимание формы как красоты, т.е. соразмерности, пропорциональности ритма, интонации для составления единого стройного целого. Поэтому совпадение формы и содержания понималось как достижение совершенства, т. е. - прекрасного.

Возникшее в пору высокого подъема русской словесности, в эпоху Пушкина и Лермонтова, Белинского и Гоголя, творчество Глинки несло с собой свет передовых гуманистических идеалов - свободы и справедливости, мысль о единстве русского искусства и народа.

Опера как жанр музыкального искусства.

Прежде чем мы приступим к анализу опер Глинки, необходимо рассмотреть само понятие «опера» как один из жанров музыкального искусства. Опера (итал. - труд, дело, сочинение) - род музыкально- драматического произведения, состоящего из сценического действия и музыки. В опере музыка является основной движущей силой действия. Опера возникает на рубеже XVI - XVII вв., когда эпоха Ренессанса возродила идеи античности о свободе человека и справедливости, провозгласив право свободного от церковных запретов, проявления внутренних переживаний и эмоций, вызвав к жизни новое пение, в котором звук стал выражением духовного богатства человека. Этот глубокий в истории музыки переворот изменил качество интонации человеческого голоса и смог вызвать к жизни оперное искусство. Важнейший элемент оперного произведения - пение, передающее богатую гамму человеческих переживаний. Из столкновения разных интонаций голоса рождается интонационная драматургия оперы. Другим важным элементом оперы является симфонизм. Развитие симфонизма в XVIII - XIX вв. расширило и обогатило возможности истолкования музыкальной драматургии действия в опере. Оркестр стал выявлять в опере комментирующую и обобщающую роль произведения. Оркестр не только сопровождает пение, но и создает фон действия оперы, обрисовывает обстановку, в которой происходит действие, отражает события действия (например, в симфонических антрактах между сценами). Наконец, оркестровое развитие является фактором создания цельной, законченной оперной формы. В опере используются разнообразные жанры бытовой музыки - песня, танец, марш, которые служат средством типизации образов, выявления общего в частном. Создание оперы было вызвано стремлением к возрождению древнегреческой трагедии. Эта идея возникла в среде ученых-гуманистов, писателей и музыкантов Флоренции. Зародившись в атмосфере аристократических салонов, опера со временем демократизируется и становится доступной для широких слоев населения.

В России с появлением классических шедевров Глинки русская оперная школа, усвоив важнейшие достижения западноевропейской музыки от Глюка и Моцарта до своих итальянских, немецких и французских современников, сравнялась с европейскими образцами. Своеобразие оперных произведений Глинки кроется в глубокой связи народной жизни и передовых взглядов русской общественной мысли и культуры пушкинской эпохи.

Вокруг Глинки уже при его жизни складывается некий ореол представлений, знаменующих мировоззренческие ориентиры. В этом отношении Глинка разделил судьбу Пушкина: «солнце русской поэзии» - «солнце русской музыки». Имя Глинки уже в 30 - 40-е гг. XIX в. оказалось вовлечено в формирование новой национальной идеологии. С одной стороны - официальная: православие, самодержавие и народность, с другой - «неофициальная», созданная, главным образом, усилиями интеллигенции - патриотическая, нацеленная на формирование могучей русской культуры, которая смогла овладеть всеми ресурсами более развитой западноевропейской цивилизации и выдвинуться на одну из ведущих ролей в мировом общественном прогрессе. Композиторский успех Глинки стал важнейшим показателем того, что отечественная культура способна встать вровень с лучшими европейскими образцами музыкального искусства. В связи с оперой «Иван Сусанин» известный критик Н. В. Кукольник писал: «Народная гордость в музыкальном отношении была удовлетворена произведением, которое могло спорить со всеми современными знаменитостями» (Художественная газета. 1840. № 17). Вторым достижением композитора было формирование нового ориентира для дальнейшего развития русской музыки - историко-героической оперы. И в третьих, музыка Глинки начинает свое продвижение на Запад - в Европу.

Краткое содержание оперы «Иван Сусанин».

Действие происходит в 1612 г., во время борьбы русского народа против польского нашествия.

Акт 1. Крестьяне села Домнина уходят в ополчение. Антонида, дочь Сусанина, вспоминает о своем женихе Богдане Собинине, который сражается в русском войске. Приходит Собинин с отрядом и рассказывает об ополчении Минина и Пожарского, о том, что вся Россия поднимается на врага.

Акт 2. Бал в польском замке. В разгар веселья приходит польский воин и приносит известие об окружении русскими войсками польского отряда в Москве. Шляхтичи собираются выступить к нему на помощь.

Акт 3. Сусанин готовится к свадьбе своей дочери Антониде, но внезапно врываются поляки. Они требуют от Сусанина, чтобы он показал им дорогу к отряду. Сусанин незаметно отправляет своего сына Ваню предупредить русские войска.

Акт 4. Дремучий лес. Шляхтичи, поняв, что Сусанин завел их глухую чащу убивают его. Появление Собинина с воинами. Поляки в панике бегут.

Эпилог. Москва, Красная площадь. Народ торжествует победу над врагом.

Опера «Иван Сусанин» и ее правовое содержание.

Композитор сделал главными действующими лицами своей оперы крестьян, показав их героизм. Сусанин - мужественный патриот, простой человек, нежный отец - все эти качества ярко показаны в музыке Глинки. Музыкальная характеристика Сусанина складывается и развивается в различных эпизодах на протяжении всей оперы. Едва ли не важнейшее звено - ария Сусанина в четвертом акте, один из самых волнующих эпизодов оперы. Ночь, дремучий лес, куда завел Сусанин отряд шляхтичей. Усталые враги спят. Сусанин знает, что жить ему осталось недолго. Чувства и мысли, нахлынувшие на героя в его последний час, композитор раскрывает в проникновенной музыке - суровой и величавой.

В основу интродукции заложены две темы, связанные с хоровыми песнями. Широкий, свободный запев мужского хора оттеняется звучанием женских голосов, и подвижность хоровой темы придает картине светлый, радостный колорит. Заканчивается интродукция мужественным и энергичным повторением одной и той же темы разными голосами. Многоголосные песни строятся на народных традициях. Глинка впервые использовал высшую форму классической полифонии на русской народной основе. Еще более широко развернута композиция заключительной сцены оперы - эпилога. Величественный хор «Славься» с небывалой мощью выражает общее чувство народного ликования. «Хор этот - неоспоримо высший и совершеннейший народный гимн, какой когда-либо раздавался в России», - писал Стасов. Весь ее интонационно-ритмический строй передает неторопливую поступь народного шествия, движение колоссальных масс народа. Истоки мелодии многообразны. Это напевы древнего знаменного распева и победных возгласов Петровской эпохи и маршевых ритмов воинских песен 1812 г. Голоса движутся плотной массой, с преобладающим параллельным движением баса и мелодии. Типично русский, распевный характер темы дополняется приемами полифонического варьирования.

Впечатление света, радости, торжества достигается участием полного симфонического оркестра, двух медных оркестров и звона колоколов. Все эти средства использованы с чувством меры, стройности, гармонии и красоты формы. Такого апофеоза народной мощи еще не знала оперная сцена. Однако за этим музыковедческим толкованием интродукции и эпилога кроется и правовое их содержание. Учеба в Благородном пансионе, встречи с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, А. С. Грибоедовым и другими деятелями культуры, Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов оказали существенное влияние на понимание значения оперы «Иван Сусанин».

Особенно заметно проявилось влияние преподавателей Благородного пансиона Куницына и Арсеньева. Идеи естественного права, которые проповедовал Куницын, отчетливо слышны в интродукции и эпилоге оперы. Выразить представление о равенстве людей по своей природе только и можно было в звуках светлых, радостных и торжественных одновременно. Осознание большого числа жертв народа, в Отечественной войне 1812 г. отстоявшего свободу и независимость России, требовало отмены крепостного права. Эта идея распространялась в умах российской интеллигенции и отдельных помещиков уже в начале XIX в. Глинка изображает русский народ, полный достоинства и чести, с гордостью и уважением, и это отношение было воспитано в нем не только на эмоциональном уровне, но и на научном. Его учитель, К. И. Арсеньев, был последовательным противником крепостного права, и свои взгляды он активно проповедовал с кафедры.

Арсеньев раскрыл перед Глинкой взгляд на лучшую форму государственного устройства - теорию сбалансированного правления и теорию общественного договора. Глинка и показывает характер народа в музыке всей оперы как основу государства. Благодаря активному участию народа в войне против поляков государство и одерживает победу. Народ не пассивная масса, а основа всего государственного и общественного устройства. «Народ был прежде, чем правительства», - записывает Глинка в конспекте лекций Арсеньева, отобранном у него начальством пансиона. Поэтому так убедительно звучит музыка оперы Глинки. Эти положения он выразил в интродукции, первом акте, и особенно мощно они прозвучали в эпилоге оперы. Правовые мысли-идеи проходят, по существу, через всю оперу. Отдельный человек - Сусанин, Антонида, Собинин, Ваня - и есть народ-герой, основа государства. Без участия народа в управлении делами государства не может быть справедливого правления и устойчивой государственности. Вот о чем музыка Глинки. «Государи приходят и уходят» - конспектирует Глинка лекцию, а народ остается, именно он и составляет фундамент государства. И совсем не случайно то, что когда недавно широко обсуждался вопрос о гимне новой России, одним из вариантов предлагался как раз гимн-марш Глинки «Славься».

Правовое понимание оперы усиливается появлением двух ярких лидеров - К. М. Минина (? - 1616) и Д. М. Пожарского (1578 - 1642) организаторов национально-освободительной борьбы русского народа. Нижегородский посадник К. М. Минин возглавил 2-е Земское ополчение 1611 - 1612 гг. в боях за Москву, проявил личную храбрость и героизм. Д. М. Пожарский - князь, боярин, русский полководец, участник 1-го Земского ополчения в 1611 г., руководитель временного Земского правительства и военных действий против польских интервентов. Однако ведущую роль в этой борьбе Глинка отводит русскому народу. Он смог обобщить образ народа в его этическом и нравственном аспекте: народ как носитель мужества, добра, справедливости и источник духовных ценностей нации. Отсюда своеобразие композиции, сочетающей в себе черты эпичности и драматизма: трагические события развертываются в масштабе народной эпопеи.

Музыкальная характеристика Сусанина поражает своей убедительностью правды и простоты. Перед зрителем возникают черты реального русского крестьянина, заботливого семьянина, ласкового отца, прямого и простодушного человека. В то же время Сусанин показан как собирательный образ. Он не простой мужик, он идея свободного русского человека. Только в партии Сусанина Глинка использует лейттемы народного патриотизма на материале русских народных песен «Что гадать о свадьбе» и широко известную песню вольницы (разбойничью песню) «Вниз по матушке по Волге».

Глинка рисует не образ князя или посадника, а крестьянина с явной симпатией, наделяя его благородством героя. Этим композитор решительно выступает против крепостного права, унижающего честь и достоинство человека. Земское ополчение (народ) в музыке Глинки представляется как источник власти, а Земское временное правительство - как власть аристократии. Здесь мы наблюдаем сочетание гармонии звуков с гармонией правовой идеи - сбалансированного правления.

Широкому развитию русских народных образов в опере противопоставлена более обобщенная характеристика сцен польской музыки. Мы ясно слышим, где говорит русский, а где поляк. Образ надменных завоевателей передан симфоническими средствами. Композитор намеренно подчеркивает черты аристократических польских танцев: горделивую поступь полонезов, прихотливой мазурки, стремительного краковяка. В сценах с польской музыкой отсутствует выделение отдельных фигур, подчеркивается колорит рыцарского авантюризма. Пышно-торжественным темам противопоставлены женственно-грациозные сольные эпизоды у деревянных духовых инструментов.

Мысль Глинки противопоставить русской музыке польскую проявляет себя все более в третьем и четвертом действиях.

Драматическая трактовка темы мазурки в последней картине четвертого действия создает образ оцепенения. Тревожно и грозно звучит польская тема перед финальной сценой Сусанина с поляками, приобретая зловещую, мрачную окраску. В последний раз тема мазурка звучит в симфоническом антракте перед эпилогом, чтобы уступить затем место величественной распевной теме интродукции.

Создание второй оперы - «Руслан и Людмила» (1842 г.) - было завершением единого цикла, состоящего из двух опер. В первой опере Глинка откровенно выступает против крепостного права, за равенство между людьми. Он ярко показывает, что народ является источником власти, именно народ и составляет основу общественного и государственного устройства.

В опере «Иван Сусанин» Глинка выразил правовые идеи о народном суверенитете и общественном договоре, которые с эстетической точки зрения прозвучали в музыке как идея народа-героя, источника и носителя духовных сил русской культуры, о свободе и справедливости. Несмотря на существование крепостного права, именно народ спасает свое отечество, а вместе с тем и государственность. В опере нет прославления власти, но последовательно проводится мысль о единстве власти и народа, что подтверждает последняя сцена на Красной площади перед Кремлем. Поэтому хор «Славься» звучит мощно, торжественно, захватывая все окружающее пространство, а звуки колоколов устанавливают непосредственную связь с эпическими временами единой Киевской Руси.

Содержание эпической оперы «Руслан и Людмила»

Опера «Руслан и Людмила» стала для Глинки выразителем его идеальных представлений о государстве Киевской Руси, возникшем из объединения племен на благо народов, в котором торжествуют справедливость, равенство и единый обычай. Глинка рисует как бы золотой век Киевской Руси. Великий князь олицетворяет мудрость, выступает хранителем обычаев предков, а витязи, хотя они начинают явно проявлять собственные интересы, объединяются перед общей опасностью и остаются верными обычаям предков - «Закона Русского».

В книге «Михаил Иванович Глинка» (Л., 1978) В. Б. Асафьев, давая характеристику интродукции к опере «Руслан и Людмила» пишет: «Концепция интродукции к «Руслану» овеяна идеями-представлениями о Древней Киевской Руси на основе российско-славянских, популярных в обществе чаяний и гаданий. …Отсюда шла политическая идеализация свободных русских городов, вечевого уклада и т. п. Идеализировалась и быль о Киеве. Но в поэтическом отношении во всех этих «воссозданиях» всегда таились прогрессивные сопоставления и сравнения… Сопоставления и сравнения с современным положением вещей выражались в том, что древнее славянско-русское язычество, древнерусский политический строй и уклад жизни оказывались исконной народной и притом государственной культурой, а не заблуждением и мраком, т. е., значит, вольнолюбивее, глубже и прекраснее и, конечно, поэтичнее самодержавия и подавленного православия. Что Глинка это знак - сомнений быть не может» (с. 181). Эта мысль объясняет выбор Глинкой пушкинской поэмы, дающей возможность с позиций XIX в. обрисовать эпоху Киевской Руси.

В интродукции оперы Глинка уточняет хронологические рамки развертывания действий - «Как наши деды удалые на Царьград войною шли». Содержание оперы начинает развиваться с фразы: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Это времена походов Киевской Руси на Константинополь и заключения русско-византийских договоров (907, 911, 941, 944 и 971 гг.), основанных на «Законе Русском».

Все это приводит к необходимости прочтения Глинкой пушкинской поэмы в эпическом плане. Эпос отличается от сказки тем, что предполагает восприятие слушателем времени и места протекания событий как реальных и исторически достоверных. Таким образом, действие, разворачиваемое в отдаленной эпохе, создавало у слушателя XIX в. ощущение дистанции между прошлым и настоящим. Однако открытого текста сопоставления разных эпох в опере не дается. Но в интродукции говорится «о предании старины глубокой». Другой яркий эпизод оперы, заставляющий почувствовать временную дистанцию между XIX в. и Киевской Русью, - запев Баяна, получивший развитие у хора и солистов, а эпизодами две песни сказителя. Это величественная народная сцена с присутствием древнего ритуала, с благоговейным отношением к тайнам природы и мироздания, к пророчествам вещего певца. Под звуки гуслей певец повествует о подвигах предков. Первая песнь Баяна, в характере былинного сказа, предвещает грозные события, борьбу героя с таинственными силами мрака. И третий эпизод - заключительный хор оперы «Слава великим богам», в котором основная мысль направлена в будущее: «Да воссияет слава, счастьем земным наша отчизна в поздние века!». Приведенные размышления подтверждают не случайность идеи «переклички эпох» в опере.

В песне первой есть строки: «Но вдруг раздался глас приятный/ И звонких гуслей беглый звук,/ Все смолкли, слушают Баяна». На княжеский пир к Владимиру Красное Солнышко (Великий князь Киевский - Владимир Святославич 980 - 1015гг.) собираются богатыри, и здесь происходит завязка действия. Сведения о политическом и общественном строе восточных славян до IX века отрывочны. Однако известно, что у славян уже в VI веке были сильные вожди, властью своей напоминавшие монархов. Разумеется, государственность у восточных славян в ту эпоху была примитивной (протогосударство), имела зачаточные формы, но она создала фундамент для возникновения Древнерусского государства, одного из крупнейших государств в истории европейского средневековья. Глинка, таким образом, воссоздал жизнь государства Киевской Руси в звуках гармоничных, отражавших высокое экономическое и духовное развитие русского народа, объединившего многие славянские племена.

Когда князь Олег пошел на греков в 907 г., он собрал в своем войске варягов, полян, древлян, родимичей, тиверцев, чудь, меря, кривичей, дулебов, северян, хорватов.

Глинка старался отразить атмосферу Древней Руси, не ее сказочность, как у Пушкина - «У лукоморья дуб зеленый…», а воспроизведение живого прошлого, которое представлялось бы и очень далеким, и достаточно близким - из-за того, что поступки героев, живших в отдаленное время, имели в своей основе общечеловеческие мотивы и побуждения.

Правовые идеи в опере «Руслан и Людмила».

Увертюра к опере раскрывает эпических героев, витязей, их величие, не свойственное природе обычных людей. Каждая из мелодий при всей их роскошной отделке, сама по себе проста, наивна и сильна, отражая грубую жизнь богатырских времен. Вместе с тем в опере воспроизводится колорит языческой древности, который дополнительно должен был вызвать у современников ощущение хронологической дистанции между временем действия и эпохой XIX века. Это многооктавные унисоны всего хора или оркестра на фоне протянутых звуков. Например, унисоны «гаммы Черномора» и жестко-варварская звучность начала марша Черномора и конец лезгинки из четвертого действия. Марш Черномора рисует власть деспотическую, свойственную Древневосточным государствам, когда царь (фараон, лугаль) сосредоточил в своих руках всю полноту власти: законодательной, исполнительной, судебной, военной, жреческой. Эти приемы воссоздают колорит эпохи древнего царства и язычества - независимо от того, обнаруживается ли последний в сфере волшебной фантастики Севера, Востока или древнеславянской Руси. Такие интонации - выразительные средства - позволяли отражать далекую эпоху, когда различные культуры при всех специфических различиях представлялись связанными общими экономическими, политическими и идеологическими интересами народов.

Связь Руси и Скандинавского севера в древнейшие времена достаточно известна. И поэтому совершенно не случайно то, что Рюриковичи были приглашены на Русь. Между племенами северной Руси и варягами всегда существовали экономические и политические связи. Такие же связи существовали между Киевской Русью и Востоком. Поход на Царьград в 860 г. есть не что иное, как освоение внешних рынков сырья и сбыта. Русь торговала с Византией, Анатолией, Багдадом, Хорезмом, Босхом и другими городами Востока. Русские военные и купеческие экспедиции говорят о высоком экономическом, политическом и правовом развитии Руси (Киевская Русь уже создала единую народность, язык, существовала единая денежная единица - гривна). Восток в опере не имеет точного адресата, но мысль о нем целенаправленна и подчинена определенной концепции, связям культурных традиций славян и восточных тем, танцевальных ритмов и народного фольклорного материала. Персидский хор - гениальное воплощение глинкинской «волшебной романтики». Поэтическая трактовка этой известной народной мелодии, является своего рода интернациональным напевом во всех странах Ближнего и Среднего Востока. Данная мелодия по сей день живет и исполняется иранскими и азербайджанскими музыкантами. Еще задолго до крещения на Руси появились странствующие монахи, проповедники христианства, принесшие с собой не только новую веру, но и новое правовое понимание общественных отношений. Прежде всего, это были брачно-семейные и гражданские отношения. После крещения Руси в 988 г. за церковью сохранилось ведение семейного и гражданского права. Поэтому успешное крещение Руси было подготовлено в VIII - IX вв. в эпическую эпоху. И несомненно, что мотивы и мелодии Востока были введены композитором в оперу обдуманно и целенаправленно.

В опере «Руслан и Людмила» Глинка представляет образцы дивной кавказской, персидской и арабской музыки со своими чарующими мелодиями, со своими то бурными, то заунывными порывами. Глинка смог посредством новых аккордов и гармонических оборотов, выразить колорит азиатских мелодий и раскрыть многовековую связь Востока и Руси значительно опережавшую связи с Европой.

В 1830 г. молодой М. Ю. Лермонтов создает второй вариант стихотворения «Поле Бородино». Он постоянно сопоставляет героев эпохи 1812 г. и их потомков: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя:/ Богатыри - не вы!».

Сходным образом и Глинка проводил в «Руслане и Людмиле» важную для себя и своей эпохи идею сопоставления «века нынешнего и века минувшего». На фоне постдекабристского времени вырастала представленная в масштабной эпической форме прекрасная утопия о героической жизни, о преодолении всех невзгод, об идеальном государстве, праве и идеально гармоничных отношениях между народом и властью отражавшие по сути период военной демократии славянских племен.

Вновь можно вспомнить передовые идеи, которые Глинка узнал от своих преподавателей: теория естественного права, общественного договора, сбалансированного правления, сыгравшие в формировании его мировоззрения важную роль. По всей вероятности, атмосфера 30-х гг. рождала необходимость исторических сопоставлений и сравнений. Если в творчестве Лермонтова эта черта давно уже была отмечена, то по отношению к «Руслану и Людмиле» Глинки ее еще приходится только обозначать.

Выводы.

Историческая роль Глинки заключается в создании им нового классического периода русской музыки. Он первый обратился в своем творчестве к истокам народной музыки, эпическому осмыслению Древнерусского государства. «Руслан и Людмила» - это русская национальная эпопея опера сказание, породившая богатырские образы А. П. Бородина - «Князь Игорь», М. П. Мусоргского - «Борис Годунов», «Хованщина», Н. А. Римского-Корсакого - «Псковитянка», А. К. Глазунова - «Стенька Разин». Глинка в своей музыке обращается к проблемам общественного развития: формам государства, институтам власти, к народу как источнику власти и русской культуры, к борьбе за социальную справедливость, отмену крепостного права. Героико-патриотические оперы Глинки вызвали широкое развитие в музыке народного эпоса и расширили социально-правовое назначение и роль музыки.

Темы для повторения материала:

  1. Музыка как одна из сфер человеческой деятельности.
  2. Формирование правового мировоззрения М. И. Глинки.
  3. Глинка - создатель русской классической музыки.
  4. Опера «Иван Сусанин» и идея народности как образ музыкальной и правовой культуры.
  5. Хор «Славься» - гимн русскому народу и государству.
  6. Опера «Руслан и Людмила» идеализированное представление композитора о государственном устройстве Киевской Руси.
  7. Великий князь Киевский Владимир Красное Солнышко (980 - 1015) и «Закон Русский».
  8. Связи Киевской Руси с Востоком и Скандинавским севером.

Приложение: оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», вальс «Фантазия».

Имя национального героя Ивана Осиповича Сусанина известно любому русскому ребенку 3 класса. Многие не знают его биографии, но знают, что он кого-то куда-то завел в непроходимые дебри. Разберемся кратко в жизнеописании этого знаменитого человека и попробуем понять, что является реальностью, а что выдумкой.

Нужно сказать, что об Иване известно не так много. Родился он в Костромской области в деревне Деревеньки. По другим сведениям место рождения - это деревня Домнино, которая была вотчиной дворян Шестовых. Кем был при жизни И. Сусанин также не очень понятно. По разным источникам есть разные представления:

  1. Общепринятое - простой крестьянин;
  2. Малопринятое - деревенский староста;
  3. Малоизвестное - Иван Осипович выступал в роли приказчика и жил при дворе бояр Шестовых.

Впервые о нем узнали в 1619 году из царской грамоты царя Михаила Романова. Из этой грамоты мы узнаем, что лютой зимой 1612 года объявился польско-литовский отряд Речи Посполитой. Цель отряда заключалась в том, чтобы отыскать юного царя Михаила Федоровича Романова и уничтожить его. В это время царь вместе с матерью инокиней Марфой жили в селе Домнино.

Отряд поляков и литовцев продвигался по дороге в Домнино и встретил крестьянина Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина. Сусанину было приказано показать дорогу ко двору , где живет молодой царь. Крестьянин нехотя согласился и повел врага в другую сторону. Как свидетельствуют грамота и легенда, Иван завел их на болота в непроходимые дебри. Когда обман был раскрыт, шляхтичи пытали его и разрубили тело на мелкие куски. Они так и не смогли выбраться из дебрей и замерзли на болотах. Под гнетом пыток Иван Осипович не поменял своего решения погубить врага и не указал верной дороги.

История свидетельствует о том , что Сусанин повел шляхту, а зять Собинин отправился в Домнино, чтобы предупредить царя. Царь и его мать укрылись в монастыре. Судя по тому, что упоминается зять Собинин, определяют, что возраст Сусанина был примерно 35−40 лет. По другим источникам - это был старец преклонных лет.

В 1619 году царь жалует грамотой зятю Богдану Собинину совершать управление половиною деревни и освобождение от податей. В дальнейшем еще были жалования вдове Собинина и потомкам Сусанина. С тех пор живет и передается из уст в уста легенда о бессмертном подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина.

Культ Сусанина в Царской России

В 1767 году Екатерина Великая ездила в Кострому. После этого она упоминает о подвиге, который совершил герой и отзывается о нем как о спасителе царя и всего рода Романовых.

До 1812 года о нем было мало известно. Дело в том, что в этом году русский литератор С. Н. Глинка написал о Сусанине как о национальном герое, о его подвиге, самопожертвовании во имя царя-батюшки и Отчизны. Именно с этого времени его имя стало достоянием всей общественности царской России. Он стал персонажем учебников по истории, многих опер, стихотворений, рассказов.

В царствие Николая I культ личности героя усилился. Это был политический светлый образ царской России, выступавший за идеалы самопожертвования ради царя, самодержавия. Образ крестьянина-героя, крестьянина-защитника земли российской. В 1838 году Николай I подписал указ о переименовании главной площади Костромы в Сусанинскую площадь. На ней возвели памятнику герою.

Совершенно иное восприятие образа Сусанина было в начале становления власти Советов. Его причисляли не к героям, а к царским угодникам. Все памятники царям по указу Ленина сносились. В 1918 начали сносить памятник в Костроме. Площадь переименовали в площадь Революции. В 1934 году памятник снесли полностью. Но в это же время началась реабилитация образа Сусанина, как национального героя, отдавшего жизнь за свою Родину.

В 1967 году в Костроме повторно был возведен памятник Ивану. Фото памятника раскрывает образ обычного крестьянина в длинной одежде. Надпись на памятнике гласит: «Ивану Сусанину - патриоту земли русской».