Михаил викторович гамезо. Общая психология

Михаил Викторович Гамезо родился 1 ноября 1915 г. в деревне Погулянка Березинского района Минской области (Беларусь). В поселке Богушевичи он закончил семилетнюю школу, а затем поехал в Москву, где ему пришлось осваивать разные профессии -- шахтопроходчика в Метрострое, делопроизводителя в Министерстве просвещения и др.

В 1936 г. он переехал в Ленинград и поступил учиться в военно-топографическое училище. Получив после его окончания звание лейтенанта, был направлен в штаб Московского военного округа в отделение топографии. В качестве военного топографа Михаил Викторович прошел по дорогам Великой Отечественной войны с первого дня и до Дня Победы. В 1945-1948 гг. М.В. Гамезо обучался в Военном педагогическом институте Советской Армии в Москве, по окончании которого получил квалификацию преподавателя топографии военного училища и до увольнения из армии (1961) преподавал ее в различных военных учебных заведениях. Уже в те годы, судя по названиям некоторых опубликованных им работ («Наглядность в обучении курсантов военных училищ», 1949; «Ориентирование на местности при вождении моторизованной колонны ночью», 1954; «Восстановление потерянной ориентировки при совершении марша», 1955), можно отметить его интерес к психологии и стремление понять поведение человека в экстремальных условиях военных действий.

С 1962 г., после увольнения из армии, и до 1994 г., когда М.В. Гамезо по состоянию здоровья ушел на пенсию, его научная и педагогическая деятельность была связана с Московским государственным заочным педагогическим институтом (ныне Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова), где он работал в должности преподавателя, доцента, заведующего кафедрой. Областью научных интересов Михаила Викторовича на протяжении более 30 лет была психосемиотика (наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем). В 1977 г. М.В. Гамезо защитил докторскую диссертацию на тему «Знаки и знаковое моделирование в познавательной деятельности». Как ни странно, переход от занятий топографией, т.е. составлением планов местностей, к психосемиотике -- науке о переработке информации в знаковых системах был весьма закономерным.

Еще во время войны, участвуя с командным составом в проведении ролевых игр, моделирующих военные ситуации, которые организовывались перед реальными боями Генеральным штабом под руководством Г.К. Жукова, М.В. Гамезо осознал необходимость учета психологического состояния бойцов, особенностей понимания ими специфической знаковой информации о месторасположении различных военных объектов, поскольку от точности и правильности прочтения топографической карты зависели слаженность работы отдельных подразделений и, в конечном счете, успех боевых операций. Топография и психология для М.В. Гамезо оказались тесно связанными; так возник глубокий интерес к психологии вообще и, в частности, к исследованиям познавательной функции знаков.

В течение более 30 лет М.В. Гамезо активно занимался педагогической деятельностью. Он читал разработанные им курсы лекций для студентов по общей, возрастной, педагогической, социальной психологии, для аспирантов -- по психологии высшего образования. Под его научным руководством защищено 20 кандидатских диссертаций. Специфика заочного педагогического института требовала создания научно-методических пособий для дистанционного обучения, чем М.В. Гамезо успешно занимался.

Так, большой популярностью пользовались и пользуются подготовленные им (в соавторстве) учебники «Курс психологии» (1967), «Курс общей, возрастной и педагогической психологии» в трех выпусках (1982), «Возрастная и педагогическая психология» (1999). Хорошо известен подготовленный им в соавторстве «Атлас по психологии» (1986), четвертое издание которого увидело свет в 2005 г. Под его редакцией был опубликован ряд научных изданий под общим названием «Психосемиотика познавательной деятельности и общения». М.В. Гамезо является автором более 100 научных трудов, часть которых переведена на немецкий, чешский, польский языки. Большое внимание в научных исследованиях и практической работе М.В. Гамезо уделял вопросам психологической службы в средней и высшей школе, проблемам усовершенствования подготовки специалистов в системе народного образования без отрыва от производства. Он вел большую организационную и научно-педагогическую деятельность: был членом специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций, главным экспертом Высшей Аттестационной Комиссии, членом Центрального совета Общества психологов, а также активным участником психологических и общепедагогических форумов -- съездов, конференций, симпозиумов.

За боевые заслуги во время Великой Отечественной войны и за достижения в области научно-педагогической деятельности в последующие годы М.В. Гамезо был награжден орденом Боевого Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, он имеет более 20 медалей, знаки «Отличник просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР». Отмечая заслуги и достижения М.В. Гамезо, нельзя не сказать о его личностных качествах. Михаил Викторович на редкость интеллигентный и доброжелательный человек, оказывавший в период своей активной научно-педагогической деятельности всяческую поддержку коллегам в их научном и карьерном росте, о чем многие постоянно вспоминают с большой теплотой и благодарностью.

21 августа 2006 г. после продолжительной болезни Михаил Викторович Гамезо ушел из жизни. Мы скорбим, но печаль наша светла. Каждый, кого судьба сводила с Михаилом Викторовичем, сохранит воспоминания о нем с благодарностью и большой теплотой. В жизнь многих он вошел как человек, оказавший своим вниманием, дружеским участием, профессиональными знаниями поддержку в наиболее важные моменты их профессиональной и личной жизни.

Использованная литература

гамезо психология преподаватель

1. Додонов Б.И. М.В. Гамезо (Некролог) / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. - 2006.- № 5. - С. 188-189.

Общая психология. Под ред. Гамезо М.В.

М.: Ось-89, 2007. - 352 с.

Учебно-методическое пособие представляет собой издание справочного характера по общей психологии. Пособие включает три части: "Справочные материалы по основным темам общей психологии", "Методические вопросы преподавания психологии", "Словарь-справочник", включающий терминологические и биографические сведения.

Разносторонность его содержания и специфическое его структурирование позволит читателю (обучающемуся) овладеть базовыми психологическими понятиями в их системе, что в свою очередь создает предпосылки для более успешного освоения теорией и практикой современной психологической науки. Оригинальным и новым по сравнению с имеющимися учебно-методическими пособиями является освещение не только тематического содержания, но и методических вопросов преподавания психологии, разработанных и апробированных в многолетней педагогической деятельности B.C.Герасимовой. Большое место занимают таблицы и рисунки, что несомненно помогает восприятию и переработке информации, в том числе усвоению психологического тезауруса. Пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Издание адресовано студентам, аспирантам, преподавателям вузов, в учебный план которых входит психология, а также всем, кто интересуется проблемами психологии.

Формат: pdf / zip

Размер: 14,6 Мб

Скачать

Формат: doc / zip

Размер: 2 Мб

Скачать

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ЧАСТЬ I. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ 7
Раздел 1. Введение в психологию 9
Тема 1 Предмет психологии g
Тема 2 Развитие психики в филогенезе jg
Тема 3 Психология деятельности 9g
Тема 4 Психология как наука 34
Тема 5 * Методы психологии 41
Раздел 2. Психические процессы 48
Тема 6 Ощущения 48
Тема 7 Восприятие 64
Тема 8 Внимание 82
Тема 9 * Память 90
Тема 10 Мышление 102
Тема 11 Речь 114
Тема 12 Воображение 123
Тема 13 Эмоции и чувства 132
Тема 14 Психические состояния 146
Тема 15 Воля 152
Раздел 3. Психические свойства личности 161
Тема 16 Личность 161
Тема 17 Потребности и мотивы личности 172
Тема 18 Способности 181
Тема 19 Интеллект 189
Тема 20 Темперамент 195
Тема 21 -Характер 203
Тема 22 Самосознание 211
ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ 217
2.1. Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом 219
2.2. Семиотические аспекты преподавания психологии 222
2.3. Роль учебных задач в усвоении психологического знания 234
ЧАСТЬ III. СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 239
3.1. Общий терминологический словарь 241
3.2. Краткий биографический справочник 328
Литература 346

Глава 1. Человек как предмет научного изучения

§ 1. Понятие «человек» и его интерпретация

§ 2. Антропологический принцип в современном познании

Глава 2. Педагогическая антропология и история ее становления

§ 1. Педагогическая антропология как методология педагогики

§ 2. История развития педагогической антропологии

Развитие педагогической антропологии за рубежом

Развитие антрополого-педагогических идей в России XIX в

Гуманизация педагогики и развитие идей педагогической антропологии в России XX в

§ 3. Отечественная педология в истории педагогической антропологии

Глава 3. Антропологическое понимание культуры

§ 1. Культура -- среда, созданная человеком и формирующая человека

§ 2, Культура и образование

§ 3. Культура -- образование -- человек

Глава 4. Индивид, индивидуальность, личность

§ 1. Личность и развитие человеческой индивидуальности

§ 2. Я-концецция в структуре личности

§ 3. Теории развития личности

Глава 5. Возрастная педагогика

§ 1. Возрастная периодизация

§ 3. Психология и педагогика ребенка от рождения до школы

§ 4. Психология и педагогика младшего школьника

§ 5. Психология и педагогика подросткового возраста

§ 6. Психология и педагогика ранней юности

§ 7. Психология и педагогика поздней юности и взрослости

Глава 6. Антропологические модели и технологии образования

§ 1. Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия

§ 2. Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

§ 3. Антропологически целесообразные образовательные модели и технологии

Антропоориентированные педагогические установки

Зарубежные модели антропоориентированных образовательных учреждений

Антропоориентированные модели образовательных учреждений и технологий в России

Антропологические и андрагогические основы обучения взрослых

Пространство образовательного учреждения в гуманизации педагогического процесса

Словарь

1.ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ по разделу «Педагогическая антрополотия».

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время.

Ф.М.Достоевский

Учебный курс «Педагогическая антрополотия» находится в стадии становления и развития. Государственный образовательный стандарт определил основные аспекты этого курса, но их раскрытие немногочисленными пока авторами пособий по педагогической антропологии (Б.М. Бим-Бад, И.А. Бирич, В.Б. Куликов, В.И. Максакова, Л.К. Рахлевская, Ю.И. Салов, Ю.С. Тюнников) осуществляется исходя из собственных представлений и понимания. В данном пособии дается еще один из возможных подходов к разработке подобного курса.



Б.М. Бим-Бад целью данного курса считает иеторическое и теоретическое введение обучающихся в современную научную дискуссию о человеке, раскрытие проблем и методов этой науки, снабжение содер-жательным материалом для развития профессиональноrо мышления будугцих педагогов (Преподавание педагогической антропологии в высшей школе // Психолого-педагогическая подготовка специалистов: Тезисы докл. на конф. М., 2001. С. 3).

Л.К. Рахлевская придерживается мнения, что курс психолого-педагогическо.й антропологии «сумеет повернуть направление в изучении человековедения от привычных способов философствования, от сухой теоретической рассудочности к экзистенциаэтьным, гуманитарно-ценностным проблемам жизненного мира человека, с тем чтобы облегчить ему выработку духовной ориентации в поисках смысла жизни и своего назначения», и предлагает ввести в педагогических вузах целый комплекс антропологических наук с первого года обучения (Ракпевская Л.К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования (история, теория, В.И. Максакова рассматривает необходимость изучения педагогической антропологии в широком аспекте перестройки самойпарадигмы высшего образования, обращенности специа.листа на собственную человеческую сущность и умение относиться к другим людям и к себе как к целостному человеку, а не только как к исполнителю лрофессиональных функций.

В своеобразной и интересной книге Й.А. Бирич «Философская ан-тропология и образование (на путях к новому педагогическому созна-нию)» автор в обращении к читателям пишет: «Наша глобальная не - любовь к детям обернулась небывалыми размерами гуманитарной катастрофы в мире. Вот почему проблемы образования и гуманной педагогики вырастают сегбдня до масштабов спасения жизни на планете» (М., 2003. С. 14). Столь же значимо определены цели и задачи психолого-педагогической антропологии В.Б. Куликовым, Ю.И. Саловым и Ю.С. Тюнниковым,

Целью курса педагогичёской антропологии, на наш взгляд, действитёльно выступает гуманизация педагогического сознания, так как весь курс направлен на раскрытие и осмысление именно антропологически ориентированной интерпретации того, что студент изучал до этой дисциплины. В силу междисциплинарного характера данного учебного предмета, в основе базовых положёний которого лежат положения и выводы таких отраслей научного знания, как философия, культурология, история, антропология, ггсихологин, этнология, социология, юриспруденция, физиология, общая и возрастная педагогика и др., его следует читать на старших курсах. Он систематизирует, обобщает, гуманизирует всю систему ранее приобретенных знаний у будущего специалиста, которому придется работать в системе «человек - человек». Такой широкий охват областейчеловекознания объясняется не стремлением «объять необъятное», а желанием все ранее изученное соединить в некоторое единство знаний о человеке и специфике его воспитания и обучения, исходя из сущностных основ его природы и назначения в этом мире.

Станет ли педагогическая антропология таким методологически значимым учебным предметом в профессиональном становлении специалистов гуманитарной сферы, покажет время, но попытка «очеловечить» сознание Специалиста, сформиройать у него установку на неловека как на высочайщую ценность, показать возможность и необходимость построения образовательных систем во имя человека и для человека является плодотворной.

Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов.
М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с. ISBN 5-93134-195-1.
Учебное пособие, написанное известными отечественными психологами, открывает перед читателями две научные дисциплины — возрастную и педагогическую психологию, объединенные единым замыслом анализа тех вопросов и проблем, с которыми повседневно сталкивается учитель в своей профессиональной деятельности. В учебном пособии не только детально рассмотрены теоретические вопросы, но и даны практические задания и методики психологической диагностики по каждой теме.
Пособие предназначено для студентов педагогических специальностей всех форм обучения.
Содержание:
От авторов.
Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии.
Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии.
Методы возрастной и педагогической психологии.
Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе.
Причины и сущность психического развития ребенка в зарубежной психологии.
Проблемы психологии развития в отечественной науке.
Проблемы возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии.
Психология раннего и дошкольного детства.
Психология ребенка раннего возраста.
Психологическое развитие в дошкольном возрасте.
Психологические вопросы готовности ребенка к обучению в школе.
Психология младшего школьника.
Личность младшего школьника.
Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника.
Особенности познавательной и учебной деятельности младшего школьника.
Психология подростка и старшего школьника.
Социальная ситуация развития.
Особенности личности и межличностных отношений.
Особенности учебной деятельности.
Некоторые особенности психосексуального развития и полоролевого поведения школьников.
Особенности психического развития человека в периоды взросления, Зрелости, Старения.
Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека.
Психология молодости: авторство собственного образа жизни.
Психология взрослого человека.
Зрелость как этап и как качество в психическом развитии человека.
Период геронтогенеза: психология людей пожилого и старческого возраста.
Психологические основы обучения.
Обучение как общественно-историческое явление и как психолого-педагогический процесс.
Мотивация учебной деятельности и ее формирование.
Процесс усвоения знаний и его психологические компоненты.
Формирование учебных навыков и умений.
Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей.
Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний и умственной деятельностью учащихся.
Психология воспитания.
Сущность и психологические механизмы воспитания в современных условиях.
Семейное воспитание как психолого-педагогическая проблема.
Некоторые вопросы психологии перевоспитания.
Психология личности и профессиональной деятельности учителя.
Психология чинности учителя.
Специфика педагогической деятельности и педагогического общения.
Проблемы профотбора и развития профессионального мастерства учителя.
Имидж педагога.
Практическая психология образования.
Психологическая служба образования в России.
Основные направления и виды деятельности практического психолога системы образования.
Учитель и школьная психологическая служба.Приложение. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.