Забайкальские казаки. Забайкальские казаки: история, традиции, обычаи, жизнь и быт

Заселение Забайкалья

В самом конце 30-х годов 17-го века до далеких Забайкальских земель добрались первые поселенцы. Это были енисейские и прочие сибирские казаки. Они проводили разведку путей из Предбайкалья до берегов Амура, искали серебряные рудники, а также налаживали контакты с местными аборигенами. Поэтому постепенно на той территории стали появляться зимовья и остроги.

Забайкальские казаки

Одним из главных первопроходцев стал атаман Петр Иванович Бекетов. Это он основал Якутск, Нерчинск и Читу. По большому счету Бекетов продолжил дело, начатое еще Еналеем Бахтеяровым, Василием Поярковым и Ерофеем Хабаровым.

Основанный Петром Ивановичем Читинский острог вскоре стал столицей всего разношерстного Забайкальского казачьего войска. Оттуда русские первопроходцы отправлялись в далекие, еще неизведанные земли.

Чита — столица Забайкальского казачества

Интересно то, что пограничное казачье войско было сформировано лишь во второй половине 18-го века. Вскоре для его усиления специально начали создавать бурятские полки. Дело в том, что в то время официальной границы с Монголией как таковой не существовало. Постоянно исходила угроза из Маньчжурских земель. Все эти факторы требовали наличия в Забайкалье полноценного и сильного войска, способного при необходимости дать отпор неприятелю. Поэтому кроме бурятских полков началось формирование и тунгусских.


Забайкальское казачье войско в первой мировой войне

К 1764 году казаков-бурятов насчитывалось немногим менее двух с половиной тысяч человек (они служили в 6 полках). Численность тунгусов была значительно скромнее — всего пятьсот.

Любопытно вот еще что: русские казаки являлись православными, а большинство бурятов — исповедовали буддизм. Но никаких разногласий и столкновений на религиозной почве не происходило.

Пограничная жизнь

К началу 19-го века по восточной границе расползлась сеть казачьих острогов, которые прикрывали так называемые «сторожки». Проще говоря, наблюдательные вышки, на которых 24 часа в сутки несли боевое дежурство несколько казаков. Периодически на разведку обстановки в приграничные территории отправлялось несколько отрядов, численность которых варьировала от 25 до 100 человек.

Казаки несли круглосуточное дежурство на вышках

Учитывая растянутость границы, численности казаков не хватало. Поэтому в 10−20-х годах 19-го века в приграничные остроги начали переселять других казаков и просто «гулящих» людей из близлежащих территорий. Соответственно, численность Забайкальского казачества резко увеличилась.

Официально оно появилось лишь в середине марта 1851 года по распоряжению императора Николая I. К этому его подтолкнула рекомендация генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского. Так на Забайкальской земле появилось сильное и, что важно, мобильное войско. Ему поручили важную и сложную задачу — нести службу на границе с Китаем.

Численность войска превышала 48 тысяч человек. Правда, большую половину солдат составляли горнозаводские крестьяне. Службу они начинали в 17 лет, а в отставку — в 58. В 1866 срок службы был сокращен до 22 лет.


Ни один конфликт Российской империи того времени не обошелся без участия в нем Забайкальских казаков. Так, например, они подавляли Ихэтуаньское восстание (1899−1901) в Китае и дошли до Пекина. Затем бились с японцами в 1904—1905 годах при Мукденах и у Порт-Артура. Довелось им «наследить» и в Первой Мировой войне.

Забайкальским казакам довелось поучаствовать даже в Первой Мировой войне

Забайкальских казаков в темно-зеленых мундирах с желтыми лампасами знали и боялись. Особенно, жители Маньчжурии и Японии. Самураи во время войны и вовсе отказывались вступать в бой с казаками даже при большом перевесе сил в свою пользу.

Трудный выбор

К моменту гражданской войны Забайкальское казачество представляло из себя серьезную силу. Оно объединяло 12 станиц, около 70 хуторов и 15 выселок, где жило около 260 тысяч людей. А на постоянной военной службе числилось порядка 15 тысяч солдат.

Как и большинство казаков в Гражданской войне, Забайкальские не предали царя и воевали на его стороне. Лидерами сопротивления стали атаман Григорий Михайлович Семенов и барон Роман Федорович (Роберт-Николай-Максимилиан) Унгерн-Штернберг. Но некоторые, конечно, поддержали и красных.


Атаман Семенов

Когда стало известно, что монархия свергнута, в марте 1917 года в Чите произошел Первый съезд Забайкальского казачьего войска. На нем было принято решение «превратить» казаков в обычных граждан, а само казачество просто ликвидировать. Большинство эту инициативу не поддержало. Началась борьба за сохранение казачества. Но она успехом не увенчалась. В 1920 году, уже в Советской России, Забайкальское казачество (как и другие казачьи войска) было упразднено.

Казаки эмигрировали в Китай, Австралию и Северную Америку

Несогласные с этими решение казаки вместе с семьями перебрались в хорошо им знакомую Маньчжурию, возведя там свои станицы. Другие эмигрировали в Австралию, третьи — в США и Канаду.


Памятник основателю Читы Бекетову Петру Ивановичу

Забайкальское казачество Смирнов Николай Николаевич

1. Казаки - кто они?

1. Казаки - кто они?

Само слово «казак» тюркского происхождения, что означает «удалец», «вольный человек».

Это определение наиболее верно отражает смысл понятия «казак», хотя у разных народов существовало много вариантов его трактовки. Спор между историками о происхождении слова «казак», как и вообще - кто такие казаки, - остается нерешенным.

В трудах многих старых российских ученых существовала непоколебимая уверенность, что казаки - это часть славя некого народа, его особая ветвь. Другие отождествляют казаков с кочевыми народами индоиранской расы, пришедшими из Азии, где они жили в верховьях Енисея и на востоке от озера Байкал, доходя на западе до реки Ангары.

Встречаются работы, где казаков считают потомками нескольких южных приазовских и причерноморских племен, которые, породнившись между собой, и образовали особую народность - казаков.

Есть и такие, которые прародиной казачества считают Северный Кавказ.

Спорить можно много, но ясно одно, что каково бы ни было происхождение слова «казак», в конечном итоге носителем его стал русский человек со своим языком, обычаями и культурой. Как получилось, что многочисленные южные племена, носившие название кос-саки (ка-сака), меото-кайсары, аланы-асы, танаиты, азиаты хакасы, хасаки, кай-саки и т. д., явившиеся прародителями казаков, по мнению некоторых ученых, заговорили на русском языке, переняли русскую культуру, обычаи, бесследно растворились во всем русском, оставив лишь незначительные признаки своего существования?

Очевидно, что мощная волна русов, захлестнувшая юг, значительно превосходила местные племена, поглотила их, отчего стало преобладать все русское.

Кроме того, часть огромных южных пространств вообще не была никем заселена, так что переселившимся на эти земли русским некого было ассимилировать, и они полностью жили по своим обычаям, законам, сохраняя все признаки национальной культуры, но изменив их в соответствии с условиями существования.

Без сомнения, что переселенцы, общаясь с кочевниками, переняли часть их культуры, обычаев, породнились с местными племенами, вобрав в себя некоторые их внешние признаки, но корни остались русские. Подтверждением этому могут служить забайкальские казаки.

Современным казакам надо гордиться своим славянским происхождением, а не искать прародину в Скифии, Азии или на Кавказе.

Таким образом, можно предположить, что казаки - это уникальное славянское народонаселение, образованное за пределами Руси и в условиях, от нее не зависимых.

Покидая по различным обстоятельствам свою родину, русские люди селились на никем не занятых землях в бескрайних южных степях вне пределов Руси, где опасность грозила им со всех сторон. Отражая нападения кочевников на свои селения, казаки сами совершали набеги, экспедиции и походы в неизведанные земли. Война становилась для этих людей профессией, формировала характер и своеобразный быт.

«Существование казаков, как пограничного воинственного народонаселения, было естественно и необходимо по географическому положению Древней Руси, по открытости ее границ», - писал историк С.М. Соловьев. Характеризуя государственное значение казаков, он отмечал, что «на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, в особенности на тех границах, где никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать, сторожить врага. Граница запаслась казаками».

По своей организации казачья община являлась одновременно хозяйственной и военной. Во главе ее управления стоял круг, то есть собрание всех казаков. Кругу принадлежала распорядительная и высшая судебная власть. Для исполнительной деятельности круг выбирал войскового старшину - атамана, его помощника - есаула, войскового подьячего (писаря) для письменных дел.

Исполнитель воли казачьего круга в мирное время, атаман обладал неограниченной властью во время войны или похода. В то время в атаманы выбирались казаки прежде всего по своим деловым качествам, а не по имущественному положению, как стало значительно позднее. К атаману предъявлялись высокие требования: личная храбрость и смелость в бою, умение грамотно командовать отрядом в походе, знание военного дела, сильных и слабых сторон противника; обладание твердой волей и умением увлечь людей для достижения поставленной цели. Атаман должен быть хорошим администратором в мирные дни, заботиться о казаках, понимать их. При выборе атамана учитывался его ум, способность правильно оценивать обстановку и принимать решение. Случайных людей в атаманы не избирали - только тех, которых хорошо знали и кому казаки могли доверить свои жизни.

В мирное время казаки занимались скотоводством, охотой и рыболовством. Земледелие у них не поощрялось, так как считалось, что земля закрепощает людей, требует постоянства и покоя, да и непрекращающиеся набеги степных кочевников делали это занятие невозможным. Хлеб казаки получали из царской казны или у русских купцов в обмен на рыбу, пушнину или добытые в походах товары.

Очаговый характер расселения, большое удаление друг от друга не позволяли казачьим общинам поддерживать тесные связи между собой. Со временем, когда поток русских переселенцев на свободные пограничные земли увеличился, выросло и число казаков, активизировалась их военная деятельность, назрела необходимость для объединения разобщенных казачьих общин в войско с общим кругом и выборными атаманами.

Превратившись в грозную силу, казачьи войска в XV–XVII веках не раз предпринимали военные походы в Крым, к побережью Черного и Каспийского морей, отваживались на открытую борьбу с татарским и турецким войском, добирались даже до далекой Персии.

Вооружены были казаки саблями, пиками, легким огнестрельным оружием (карабины, пистолеты, мушкеты), была у них и артиллерия.

Характерной особенностью их тактики в наступлении являлись внезапные и дерзкие набеги, применение засад и «поисков». В обороне казаки опирались на созданные ими укрепленные городки, засеки, обозы. Широко использовали водные пути, для чего имели большие лодки, вмещавшие 50–70 человек, необходимые запасы воды, продовольствия и вооружения. Казаки имели свой кодекс чести и, тесно связанные общинными интересами, являлись монолитной, дружной, управляемой военной организацией, способной малыми силами достичь больших результатов. Так, например, запорожские казаки в 1614 году уничтожили 26 судов турецкого флота непосредственно у берегов Турции, у мыса Трапезунд (Трабзон), а донские казаки в 1637 году взяли мощную турецкую крепость Азов.

Казачьи общины, преобразованные в войско, получали наименование по территориальному признаку. За войском закреплялась земля, которая передавалась в пользование казачьим станицам. До 1719 года казачьи общины находились в ведении Приказов (Разрядного, Сибирского, Посольского и т. д.), а с 1721 года перешли в подчинение Военной коллегии.

Выборность атаманов и старшин постепенно ликвидировалась, они стали назначаться. Так появились наказные атаманы, т. е. назначенные правительством.

Отношение Русского правительства к казакам не было однозначным. С одной стороны, бояре и помещики не могли мириться с бегством своих крепостных, а с другой - правительству было выгодно иметь на границе государства казаков, войска которых сражались с общим врагом. При этом особых материальных издержек, как на регулярное войско, правительство не несло, а границы охранялись. Казачьи общины до определенной поры были признаны, и Москва не раз обращалась к ним за помощью в отражении нападений многочисленных врагов, сопровождения по степным просторам русских послов.

По отношению к правительству казаки разделялись на служилых и вольных. Первые официально считались подданными русского царя и обязаны были выполнять его приказы. Из числа этих казаков комплектовались гарнизоны пограничных городов и крепостей, пешие и конные полки. За службу получали денежное и хлебное жалованье по твердым окладам, обеспечивались порохом и свинцом. Служили они под началом «голов», назначаемых Разрядным приказом.

Вторые - не считались царскими подданными и не были обязаны служить по его приказу. В походах они участвовали по доброй воле и на определенных условиях. Свобода и независимость были для них превыше всего.

Царское правительство пользовалось услугами своих бывших подданных, но относилось к ним с недоверием. Не связанные присягой, вольные казаки не брезговали «разбойным» промыслом, нападая на иностранных и русских купцов, посольские караваны, что приносило правительству немало неприятностей. Были случаи, когда царь, не желая обострения внешнеполитических отношений с сопредельными государствами, приказывал публично казнить одного или нескольких «воровских людей». Так называли вольных казаков в XVI веке. Попытки царского правительства покончить с казацкой вольницей до 80-х годов XVI века не давали решающих результатов. По мере расширения границ государства и смещения пограничных линий на территорию их обитания вольные казаки уходили в Заволжье, на Яик, Кубань и Терек.

Из книги Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение автора Зимин Игорь Викторович

Камер-казаки Первых лиц Российской империи «по должности» окружали телохранители. При этом плотность кольца личной охраны менялась в зависимости от сложности внутриполитической ситуации в стране. Охраной царя занимались разные подразделения государственной охраны,

Из книги Великие советские фильмы автора Соколова Людмила Анатольевна

Кубанские казаки (1949) Режиссер Иван ПырьевСценарист Николай ПогодинОператор Валентин ПавловКомпозитор Исаак ДунаевскийВ главных ролях:Марина Ладынина - Галина ПересветоваСергей Лукьянов - Гордей ВоронАлександр Хвыля - КореньВладимир Володин - завхоз

Из книги Хроники разрушенного берега автора Кречмар Михаил Арсеньевич

Остров Завьялова. Казаки Дизель неторопливо постукивал. Серая, казалось бы, почти шершавая, как бугристая кожа слона, волна колыхала поплавок катера на теле Охотского моря. Вадим сидел на крыше каюты и наслаждался чистым морским ветерком, из которого исчезли все

Из книги Азовское сидение. Героическая оборона Азова в 1637-1642 г автора Венков Андрей Вадимович

Глава 1. Донские казаки, Москва и Азов в «Смутное время» Город Азов и его окрестности на протяжении веков, если не тысячелетий, были северным форпостом Средиземноморского бассейна. По мере того, как в Восточном Средиземноморье менялся хозяин, менялась власть и в Азове, а

Из книги Уроки украинского. От Майдана до Востока автора Ахмедова Марина Магомеднебиевна

Глава 3. Казаки захватывают Азов Сама жизнь ставила перед донскими казаками необходимость выбора. Бесконечно разбойничать невозможно. Сообщество разрастается, становится предельно опасным. Потенциальные жертвы начинают обходить эту опасную зону десятой дорогой. На что

Из книги Въездное & (Не)Выездное автора Губин Дмитрий

Глава 4. Казаки в Азове Взятие Азова и перенос туда столицы не принесли сразу ожидаемых результатов. Город был разрушен, разграблен. Зная, что туркам и татарам в настоящее время не до Азова, донцы расслабились. Побывавший в Азове астраханский татарин рассказывал, что

Из книги Легенды Львова. Том 1 автора Винничук Юрий Павлович

Глава 8. Судьба Азова. Казаки временно оставляют город Итак, в ночь с 25 на 26 сентября турки ушли.По расспросу первых языков выходило, что у турок и татар побито 20 тысяч человек. 2 октября с этими сведениями отправился в Москву со станицей сам Наум Васильев.9 октября вышли

Из книги Забайкальское казачество автора Смирнов Николай Николаевич

Шахтеры и казаки К штабу ополчения в Антраците Луганской области бесперебойно тянутся горожане. Сюда приходят пенсионерки узнать - когда будут бомбить. Сюда свозят нарушителей и пьяных. Воров и мародеров. Начальник штаба - местный казак Андрей - курит под деревом.

Из книги автора

#Россия #Ростов-на-Дону Казаки и гопники Теги: Казаки, суши и «Маргарита». – Гопники, Nike и аутентичность. – Документальное кино, любовь и мат как лингвистический транспорт. Казаки в Ростове-на-Дону – хмельные, с иконами, с толстозадыми бабами – смотрят на тебя начиная с

Из книги автора

Как казаки взяли Высокий замок В нижней части Стрыйского парка неподалёку от озерца протекает небольшой ручеёк с необычайно чистой водой. У этого ручейка своя интересная история.Когда в 1649 году казаки осадили Львов, гетман Хмельницкий дал приказ штурмовать в первую

Из книги автора

1. Казаки - кто они? Само слово «казак» тюркского происхождения, что означает «удалец», «вольный человек».Это определение наиболее верно отражает смысл понятия «казак», хотя у разных народов существовало много вариантов его трактовки. Спор между историками о

Из книги автора

2. Из крестьян в казаки Одной из существенных особенностей Забайкальского казачьего войска и было то, что социальная его основа состояла из крестьян. Потомственные казаки составляли явное меньшинство. Благодаря тому, что тысячи крестьян со своими семьями переселились в

Из книги автора

Забайкальские казаки на Кавказском фронте в 1916 году Весной для содействия кавалерийскому экспедиционному корпусу, продвигавшемуся на Керманшах-Багдадском направлении, русское командование предприняло силами Ван-Азербайджанского отряда наступление на Мосул. Город

Забайкальские казаки или Забайкальское казачье войско - этническая группа русских в Забайкалье. Старшинство с 20 августа 1655. Войсковой штаб - в городе Чите . Войсковой праздник, войсковой круг - 17 марта, день преподобного Алексия человека Божьего.

Цвета и знамёна Забайкальского казачьего войска

Забайкальские казаки традиционно носили желтые лампасы , погоны и околыши и темно-зеленые мундиры.

Казачье знамя представляло собой полотнище войсковых цветов с изображением лика Спаса Нерукотворного. На знамени была надпись: "С нами Бог".

История Забайкальского казачьего войска

Костяк забайкальских казаков составили донские казаки, которые появились в Забайкалье около 1639. В 1654 казаки Петра Бекетова основали Нерчинск. По образцу казачьего войска были организованы буряты (4 полка) и тунгусы (500 человек = 1 полк), которые позже слились с казаками. Отличительной особенностью забайкальских казаков был тот факт, что наряду с православием часть из них (преимущественно происхождения) исповедовала ламаизм

Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 приказом императора Николая I, по предложению генерал-губернатора Н. Н. Муравьева-Амурского , на территории Забайкалья из части сибирских казаков, бурят, эвенкийских военных формирований и крестьянского населения некоторых районов в составе 3 конных полков и 3 пеших бригад (1-й, 2-й, 3-й русские полки , 4-й тунгусский (эвенкийский) полк и 5-й и 6-й бурятские полки). Осуществляло охрану границы с Китаем и внутреннюю службу.

В 1854 забайкальские казаки осуществили сплав по реке Амур и основали пограничные посты вдоль границы с Китаем. 1858 из Забайкальского было выделено Амурское казачье войско .

В начале XX века забайкальские казаки выставляли в мирное время 1 гвардейскую полусотню, 4 конных полка и 2 батареи; в Первую мировую войну выставили 1 гвардейскую полусотню, 9 конных полков, 4 батареи и 3 запасные сотни.

В 1916 казачье население Забайкальского казачьего войска составляло 265 тысяч человек, на военной службе находилось 14,5 тысяч. Участвовало в подавлении Ихэтуаньского восстания 1899-1901, в Русско-японской 1904-1905 и Первой мировой войнах.

Во время Гражданской войны 1918-20 часть казачества активно воевала против большевиков под руководством атамана Г. М. Семёнова и барона Унгерна, некоторые казаки поддержали красных.

В 1920 Забайкальское казачье войско, как и прочие казачьи войска в СССР , было ликвидировано советской властью . После поражения Семёнова примерно 15 % казаков вместе с семьями ушли в Маньчжурию, где обосновались, создав свои станицы (Трехречье). В Китае они поначалу тревожили набегами советскую границу, а затем замкнулись и жили своим бытом до 1945 (наступления Советской Армии). Затем некоторые из них эмигрировали в Австралию (Квинсленд). Некоторые в 1960-е гг. вернулись в СССР и были поселены в Казахстане. Потомки смешанных браков остались в Китае.

Современность

В эпоху советской перестройки началось возрождение забайкальского казачества. В 1990 в Москве был созван Большой казачий круг, на котором в числе прочих было принято решение о воссоздании Забайкальского казачьего войска. В 1991 был образован ансамбль песни и пляски "Забайкальские казаки" . В 2010 в Чите был избран атаманом Забайкальского казачьего войска Сергей Бобров. 30 марта 2011 забайкальские казаки отметили 160-летие своего войска.

Структура Забайкальского казачьего войска

Во главе Забайкальского казачьего войска стоял наказной атаман, подчинявшийся генерал-губернатору Сибири. Атаман совмещал права начальника дивизии и губернатора. При нем было учреждено два комитета: войсковое дежурство (для ведения военных дел) и войсковое правление (для ведения хозяйственных дел). Высшей формой организации казаков была бригада (всего было 6 бригад), которая делилась на полки (500-600 бойцов), а те на сотни.

Полки назывались по имени центрального поселения: Аргунский, Верхнеудинский, Читинский, Нерчинский .

Территориальное расположение

1-й Отдел

  1. Атамано-Николаевская (Харацайская) станица,
  2. Желтуринская станица,
  3. Кударинская станица,
  4. Мензинская станица,
  5. Мурочинская станица,
  6. Усть Урлукская станица,
  7. Цаган Усунская станица,
  8. Цакирская станица,
  9. Шарагольская станица,
  10. Аракиретская станица,
  11. Боргойская станица,
  12. Верхнеудинская станица,
  13. Гыгетуйская станица,
  14. Селенгинская станица,
  15. Харьясская станица,
  16. Янгажинская станица.

2-ой Отдел

  1. Акшинская станица,
  2. Букукунская станица,
  3. Верхнеульхунская станица,
  4. Дуроевская станица,
  5. Дурулгуевская станица,
  6. Зоргольская станица,
  7. Мангутская станица,
  8. Могойтуевская станица,
  9. Цаган-Олуевская станица,
  10. Чиндантская 2-я станица,
  11. Чиндант-Гродсковская станица,
  12. Улятуевская станица,
  13. Быркинская станица,
  14. Донинская станица,
  15. Калгинская станица,
  16. Манкечурская станица.

3-ий Отдел

  1. Ботовская станица
  2. Житкинская станица
  3. Ильдиканская станица
  4. Курлыченская станица
  5. Кулаковская станица
  6. Куенгская станица
  7. Куларская станица
  8. Ломовская станица
  9. Митрофановская станица - (г. Шилка)
  10. Новотроицкая станица
  11. Сретенская станица
  12. Торгинская станица
  13. Усть-Теленгуйская станица
  14. Ундинская станица
  15. Кайдаловская станица
  16. Макковеевская станица
  17. Размахнинская станица
  18. Титовская станица

Забайкальские казаки - гроза самураев - были на самых далёких рубежах Родины оплотом порядка и государственности. Исключительно смелые, решительные, сильные выучкой, они всегда успешно противостояли самым лучшим подразделениям противника.

История

Забайкальские казаки появились впервые в сороковых годах восемнадцатого века, когда донские и оренбургские вызвались на переезд в неосвоенные ещё новые российские земли. Здесь для государства открывались великолепные возможности для освоения полезных ископаемых, количество которых порождало легенды. Границы с восточными и не очень мирными соседями нужно было охранять, и лучше, чем забайкальские казаки, это вряд ли кто-то мог сделать.

К тому же необходим был постоянный и бдительный контроль за местным населением - бурятами, в которых ещё бурлила кровь Чингисхана, тунгусами, которые тоже не слишком доверяли пришлым. Забайкальские казаки словно эстафету продолжили. Именно их силами были присоединены к империи Урал, Оренбуржье, Сибирь. Остроги на Ангаре и Лене закладывались казачьими подразделениями атаманов Перфильева и Бекетова, а в числе первых землепроходцев мы до сих пор чтим национального героя, казака-мореплавателя Семёна Дежнёва.

Первые походы

Первыми до озера Байкал добрался Курбат Иванов со своими казаками. Тогда и началось повсеместное заселение Забайкалья, установились и окрепли дружественные связи с туземцами, которых обучали и даже включали довольно часто в состав своего войска. Забайкальские казаки, история возникновения которых относится к походу Ерофея Павловича Хабарова (1649 год), присоединили к России Приамурье, а в 1653 году уже был выстроен Читинский острог - будущая столица забайкальского казачества. Имя Павла Бекетова, казака, заложившего город Читу, славится до сей поры. Россия прирастала новыми территориями, чрезвычайно богатыми, красивыми и полезными.

Чтобы казаки могли далее продвигаться на восток, такой оплот на Байкале был просто необходим. Пришедшие осваивались, налаживались жизнь и быт забайкальских казаков, организовывались всё новые казачьи полки, которые к середине восемнадцатого века сформировались в Кстати, буряты в силу своей воинственности принесли славу обретённой родине, поскольку из них были созданы и обучены многие полки специально для усиления пограничного контроля. Несмотря на то что официальные границы с Монголией отсутствовали, а Манчжурия вообще появление русских в этих местах не приветствовала, скорее, наоборот, такой шаг был просто необходим. Так и было создано полноценное и по тем временам беспрецедентное по качеству казачье войско.

Пограничная линия

В начале девятнадцатого века по восточной границе уже образовалась длинная линия укреплённых крепостей (острогов), выстроенных казаками. На передовой традиционно возвышались наблюдательные вышки - "сторожа", где круглый год и круглосуточно находились несколько дозорных казаков. Также постоянно каждый пограничный городок отправлял в горы и степи разведку - отряд от двадцати пяти до ста казаков.

То есть казаки Забайкальского края создали мобильную пограничную линию. Она оповещала о неприятеле и способна была дать врагу отпор самостоятельно. Однако всё равно мало было казаков на такую длинную пограничную линию. И тогда император переселяет множество "гулящих людей" на восточные рубежи для несения пограничной службы. Количество казаков в Забайкалье резко увеличилось. Тогда и пришло официальное признание Забайкальского казачьего войска - в марте 1871 года.

Генерал-губернатор

Придумал этот способ защиты восточных границ который составил проект создания казачьего войска, а государь и военный министр охотно эту работу одобрили. На окраине громадной страны было создано сильнейшее войско, которое могло поспорить с любым неприятелем. В него вошли не только донские и сибирские казаки, но и бурятские, и тунгусские формирования. Увеличивалось и крестьянское население Забайкалья.

Численность войска достигала восемнадцати тысяч человек, каждый из которых начинал службу семнадцатилетним, а уходил на заслуженный отдых только в пятьдесят восемь лет. Вся жизнь его была связана с охраной границы. Здесь в зависимости от службы формировались традиции забайкальских казаков, поскольку и вся их жизнь, и воспитание детей, и сама смерть были связаны с охраной государства. После 1866 года установленный срок службы был снижен до двадцати двух лет, устав же войсковой был точной копией устава войска Донского.

Подвиги и поражение

Ни одного военного конфликта за многие десятилетия не обошлось без участия забайкальских казаков. Китайский поход - они первыми вошли в Пекин. Сражения при Мукденах и в Порт-Артуре - о доблестных казаках поют песни до сих пор. И русско-японская война, и Первая мировая сопровождались легендами о силе, упорстве и отчаянной смелости воинов-забайкальцев. Костюм забайкальского казака - тёмно-зелёный мундир и жёлтые лампасы - наводил ужас на японских самураев, и, если их численность не превышала казачью более чем в пять раз, они атаковать не решались. Да и при большей численности чаще всего проигрывали.

К 1917 году казачье войско за Байкалом насчитывало уже 260 тысяч человек. Стояли 12 больших станиц, 69 хуторов и 15 выселок. Они защищали царя несколько веков, служили ему верой и правдой до последней капли крови, именно потому революцию они не приняли и в Гражданской войне решительно сражались с Красной Армией. Это был первый случай, когда они не победили, поскольку дело их не было правым. Так в китайском Харбине образовалась самая большая колония, которую создали выдавленные с территории России забайкальские казаки.

Чужбина

Конечно, не все забайкальские казаки воевали против новой советской власти, были и те, кто поддержал красных. Но всё-таки большая часть ушла под руководство барона Унгерна и атамана Семёнова и в итоге оказалась в Китае. А здесь в 1920 году все до единого казачьи войска были советской властью ликвидированы, то есть распущены. В Манчжурию вместе с семьями смогло уйти только около пятнадцати процентов забайкальского казачества, где они и создали Трёхречье - ряд станиц.

Из Китая они некоторое время тревожили советские границы набегами, но поняли бесполезность этого и замкнулись. Жили своими традициями, своим бытом до 1945 года, когда Советская армия начала наступление на Манчжурию. Пришло то самое грустное время, когда овеянные славой казачьи забайкальские войска полностью рассыпались. Одни эмигрировали дальше - в Австралию - и поселились в Квинсленде, некоторые вернулись на родину, но не в Забайкалье, а в Казахстан, где им было определено поселение. Потомки же смешанных браков из Китая не уехали.

Возвращение

Столицей Забайкальского казачьего войска всегда была Чита. Несколько лет назад там открылся памятник Петру Бекетову, казаку, основателю этого города. История понемногу восстанавливается, возвращаются быт и традиции забайкальских казаков. По крупицам собираются утерянные знания - по старинным фотографиям, письмам, дневникам, другим документам.

Выше вы можете видеть фото Первого Верхнеудинского полка, который находился в составе казачьего войска. В момент съёмки полк находился в длительной - двухгодичной - командировке в Монголии, где произошла революция 1911 года. Теперь мы знаем, что казаки поддержали её, блокировали китайские войска, охраняли коммуникации и, конечно, доблестно, как всегда, воевали. Монгольский поход довольно мало известен. Об этом более других упоминает в то время даже не атаман, а есаул Семёнов, который большую часть побед приписал себе лично.

А там были люди гораздо более высокого полёта - даже будущие белые генералы. Например, на фото выше - Г. А. Вержбицкий, которому удался быстрый штурм китайцев - Шарасуме.

Традиции

Правление в казачестве всегда являлось военным, несмотря на то, что во всех было особенно развито земледелие, скотоводство и различные промыслы. Действительная служба определяла и быт, и всю остальную жизнь казака, вне зависимости от его положения в войске. Осень проходила на полевой службе, зимой шла боевая подготовка, повторялись уставы. Тем не менее гнёт и бесправие в казачестве практически не встречались, здесь была самая большая общественная справедливость. Землю они завоёвывали и потому считали себя вправе владеть ею.

Мужчины даже на полевые работы, на охоту и рыбалку выезжали вооружёнными, словно на войну: кочевые племена не предупреждали о нападениях. С пелёнок приучали к верховой езде и оружию детей, даже девочек. Женщины, оставшиеся в крепости, когда всё мужское население находилось на войне, неоднократно успешно отражали набеги из-за границы. Равенство в казачестве было всегда. Традиционно на руководящие посты выбирались люди умные, талантливые и обладающие большими личными заслугами. Знатность, богатство, происхождение никакой роли при выборах не играли. И подчинялись атаманам и решениям казачьего круга беспрекословно все: от мала до велика.

Вера

Духовенство тоже было выборное - из наиболее религиозных и грамотных людей. Священник был учителем для всех, и его советам следовали всегда. Казаки были наиболее веротерпимым народом для тех времён, несмотря на то, что сами глубоко, даже истово, преданы православию. Веротерпимость обусловливалась тем, что всегда в казачьих войсках были и старообрядцы, и буддисты, и магометане.

Часть добычи из походов предназначалась церкви. Храмы всегда были щедро убраны серебром, золотом, дорогими хоругвями и посудой. Жизнь казаки понимали как служение Богу и Отечеству, потому никогда не служили вполсилы. Любое дело выполнялось безупречно.

Права и обязанности

Обычаи в казачестве таковы, что женщина там пользуется почитанием и уважением (и правами) наравне с мужчинами. Если казак разговаривает с женщиной преклонных лет, он должен стоять, а не сидеть. В женские дела казаки никогда не вмешивались, но всегда оберегали жён, защищали и отстаивали их достоинство и честь. Таким образом обеспечивалась будущее всего народа. Интересы казачки мог представлять отец, муж, брат, сын, крестник.

Если казачка - вдова или одинокая женщина, то её защищает лично атаман. К тому же она могла выбрать ходатая за себя из станичников. В любом случае её всегда должны были выслушать в любой инстанции и обязательно помочь. Любой казак должен придерживаться нравственности: почитать всех стариков, как своих родных отца и мать, а каждую казачку - как сестру свою, каждого казака - как брата родного, каждого ребёнка - любить, как собственного. Брак для казака священен. Это христианское таинство, святыня. Никто не мог вмешиваться в быт семьи без приглашения или просьбы. Основную ответственность за всё, что внутри семьи происходит, несёт мужчина.

Быт

Избы забайкальские казаки обставляли почти всегда одинаково: с иконами, столом-угловичком, на котором лежит Библия рядом с папахой и свечами. Иногда неподалёку располагалась и гордость семейная - патефон или фортепиано. У стены - всегда красиво заправленная кровать, старинная, с узорами, на которой ещё прадеды отдыхали. Особая гордость казачки - узорный подзор на кровати, кружевные вышитые наволочки на многочисленных подушках.

Перед кроватью обычно висит зыбка. Неподалёку стоит огромный сундук, где хранят приданое девушки, а также и походный сундук, всегда готовый для войны или службы. На стенах - много вышивок, портретов и фотографий. В кухонном уголке - чисто надраенная посуда, утюги, самовары, ступки, кувшины. Лавка с вёдрами для воды. Белоснежная печь со всеми атрибутами - ухватами и чугунками.

Состав забайкальского казачества

В самом начале здесь присутствовали и эвенкийские (тунгусские) военные формирования. Силы распределялись так: три конных полка и три пешие бригады (с первого по третий - русские полки, четвёртый - тунгусский, пятый и шестой - бурятские) охраняли границы и несли внутреннюю службу, а когда в 1854 году был осуществлён сплав по Амуру и основаны погранпосты вдоль остальной границы, появилось и Амурское казачье войско. Для одного Забайкальского эта пограничная линия была слишком велика.

В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков забайкальцы выставляли для мирного времени гвардейскую полусотню, четыре конных полка и две артиллерийские батареи. Война потребовала большего: конных девять полков, три запасные сотни и четыре артиллерийские батареи помимо вышеперечисленного. Из казацкого населения в 265 тысяч службу несли более четырнадцати тысяч человек.

Настоящее время

С перестройкой забайкальское казачество начало своё возрождение: созван в Москве 1990 года Большой казачий круг, где было решено забайкальское казачество воссоздать. Буквально через год это свершилось вплоть до организации ансамбля. Он так и называется - "Забайкальские казаки". Атамана избирали в Чите, им стал в 2010 году А в 2011-м была широко отмечена 160-летняя годовщина со времени появления казачества за Байкалом.

Гимн забайкальских казаков остался почти прежним, в нём воспевается родимый Забайкал, не снимавший папаху ни перед одной вражьей силой, очень поэтически вшивающий в синеву Байкала солнечный луч, словно казачий лампас (жёлтый), также поётся о любви к России, о памяти служивших ей праотцов.

Забайкальские казаки были оплотом российской государственности на самых дальних рубежах нашей Родины. Беспрецедентная смелость, решительность и выучка делали их грозной силой, способной противостоять лучших подразделениям противника.

Первые остроги

Забайкальское казачество ведет свою историю с 40-х годов XVII века, когда в Забайкалье появились первые донские и сибирские казаки. Владение территориями в районе озера Байкал открывало новые возможности для российского государства - это контроль границ с восточными соседями, освоение серебряных рудников, о богатстве которых давно складывались легенды, а также подконтрольность местных жителей - тунгусов и бурятов. Как и раньше, в освоение новых земель главную роль играли казаки.

Сибирь, Оренбуржье, Урал были присоединены к Российскому государству руками казаков. Первые остроги по рекам Лене и Ангаре были заложены казаками атамана М. Перфильева, П. Бекетова. Кстати, в числе первых казаков-землепроходцев был знаменитый путешественник и мореплаватель Семен Дежнев.

Казачье войско

Впервые до Байкала добрались казаки под руководством Курбата Иванова. С этого времени начинается масштабное заселение казаками Забайкалья, установления дружеских связей с туземцами и включения их в состав нового войска. В 1649 году поход Ерофея Хабарова ознаменовался присоединением Приамурья к России, а 1653 году казаком Петром Бекетовым был построен Читинский острог, который в будущем станет столицей Забайкальского казачьего войска. Так приумножалась территория России. Дальнейшее продвижение казачьих войск на восток требовало создания военного оплота на Байкале. Для этого в острогах и городках организуются казачьи полки, а во второй половине XVIII века было сформировано «пограничное казачье войско».

Для усиления войска в 1775 году создаются полки из бурятов. Однако, отсутствие официальной границы с Монголией и сложные взаимоотношения с Маньчжурией говорили о том, что в Забайкалье должно существовать полноценное казачье войско. Надо сказать, к началу XIX века на восточных границах была выстроена линия казачьих острогов, а на передовых позициях возвышались «сторожи» - наблюдательные вышки, где круглосуточно несли службу 4-6 казаков.

В разведку каждый пограничный город отправлял в степь одну-две станицы численностью от 25 до 100 человек. Таким образом, силами казаков была создана мобильная пограничная линия, которая могла оповестить о подходе неприятеля, но и самостоятельно дать отпор врагу. Но на всю пограничную линию казачьих станиц не хватало. Поэтому российское правительство принимает меры по переселению казаков и других «гулящих» людей из близлежащих городов на пограничную службу. С тех пор количество казаков в Забайкалье резко увеличилось. Официально Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 году.

Проект создания войска направил военному министру и государю генерал-губернатор Н. Н. Муравьев, который вел активную работу по созданию сильного войска на окраинах огромной империи. В основу войска вошли сибирские и донские казаки, бурятско-тунгусские формирования и крестьянское население Забайкалья. Благодаря деятельности Муравьева в Забайкалье штатная численность войска достигла 18 тысяч казаков. Каждый из них начинал службу в 17 лет, а выходил на пенсию в 58 лет.

Хранители границы

Вся жизнь забайкальского казака была связана с границей. Здесь он жил, воспитывал детей, служил, охранял, воевал и умирал. Лишь в 1866 году высочайшим императорским указом был установлен срок действительной военной службы в 22 года. Внутреннее управление войском копировало устав о воинской повинности области войска Донского. абайкальские казаки принимали участие во всех военных конфликтах на Востоке России: они дошли до Пекина в Китайском походе, отважно сражались при Мукденах и в Порт-Артуре в русско-японской войне, первой мировой и многих других. Казаки в темно-зеленых мундирах и желтых лампасах стали примером мужества, их боялись даже японские самураи, которые не решались атаковать отряд казаков без весомого преимущества в численности бойцов. К 1917 году Забайкальское казачье войско включало в себя более 260 тысяч человек, 12 станицы. 69 хуторов и 15 выселок. Однако, в Гражданской войне забайкальцы решительно выступили против Советской власти, а в 1920-х годах эмигрировали в Китай, где образовали одну из самых больших колоний в Харбине.

Несколько лет назад в Чите - столице Забайкальского казачьего войска был открыт памятник основателю города казаку Петру Бекетову. Так восстанавливается история большой страны, которая связана с именами простых казаков.

Просмотры : 751