Экскурсия как форма организации обучения. Экскурсия как форма организации обучения и воспитания

Основными формами организации культурно-просветительного туризма как вида деятельности являются экскурсии и другие культурные мероприятия (посещение музеев, выставок, театров, концертов, творческих встреч, национальных праздников и ритуалов), направленные на удовлетворение потребностей большинства туристов. В самом деле, когда путешествие не наполнено экскурсиями и другими культурными мероприятиями, то оно становится просто поездкой с возращением на прежнее место. Благодаря данным мероприятиям культурно-познавательный туризм оказывает формирующее влияние на личность, обогащает ее новыми знаниями и впечатлениями .

В России, стране гигантского культурного потенциала, экскурсионное дело и профессия «экскурсовод» занимают важное место в социально-культурной сфере деятельности. Экскурсионные услуги востребованы постоянно, а в дальнейшем будут объектом нарастающего спроса и как самостоятельный продукт, и в составе туристского продукта в рамках внутреннего и въездного туризма. Этим определяется необходимость развития экскурсионного дела.

Как культурное явление и технологический инструмент экскурсия востребована в широком диапазоне возможных применений, поскольку является эффективным коммуникационным и информационным средством. В различных видах туризма экскурсионное наполнение является одной из важнейших интеллектуальных составляющих. В туризме познавательном и экскурсионном, на долю которых приходится до 80% от общего объема туристских потоков, основной частью туристской программы являются экскурсии, поскольку из самого обозначения этих видов следует, что туристская мотивация практически полностью определена полнотой, насыщенностью и познавательной ценностью экскурсионной программы - обзорной или тематической .

За столетнюю историю экскурсоведения существовали разные определения экскурсии. Расхождение в определениях обусловлены функционированием экскурсий в разные культурно-исторические периоды. Каждое определение вбирает в себя ряд параметров и особенностей экскурсии, актуальных для той эпохи, в которую оно появилось. С годами происходило усложнение представлений об экскурсии, а именно: о целях, задачах, формах проведения, в конечном итоге, о ее сущности. Из прогулки, преследующей практические цели, например поиск лечебных трав, экскурсия выросла в мощное средство культурно-просветительной работы.

Б. В. Емельянов считает, что «экскурсия - это сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче» .

Поскольку экскурсия стимулирует мыслительную и физическую активность человека, направленную на достижение поставленной цели, то ее можно считать особым видом деятельности. Деятельность в процессе экскурсии подразделяется на два вида. Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главными из которых являются подготовка и проведение экскурсии. Конкретные действия экскурсовода направлены на то, чтобы помочь экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии; получить необходимую информацию о них; выработать у них отношение к теме экскурсии; дать экскурсии свою оценку, то есть сделать определенные выводы и, наконец, ощутить величие события или значение произведения искусств, которым посвящена экскурсия. Деятельность экскурсантов выражается в наблюдении и изучении объектов, а также в получении информации о них .

Специалисты выделяют ряд признаков экскурсии. Общими признаками для всех экскурсий являются следующие:

1. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

2. Наличие квалифицированного экскурсовода, проводящего экскурсию.

3. Протяженность экскурсии во времени (от 45 минут до 3-4 часов).

4. Протяженность экскурсии в пространстве - движение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

5. Показ экскурсионных объектов на месте их естественного или искусственного (в музее, на выставке) расположения.

6. Целенаправленность проведения экскурсии (наличие темы, в процессе раскрытия которой решаются задачи экскурсии).

7. Активная деятельность участников экскурсии (экскурсовода и экскурсантов).

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией и превращает его в любительскую прогулку, прогулку выходного дня, турпоход, тур, просмотр видео-фильма, лекцию, устный журнал и т. п.

Помимо общих признаков у каждого вида экскурсий существуют специфические признаки. Например, у автобусных экскурсий - это обязательный выход из автобуса для осмотра достопримечательностей, у производственных - демонстрация действующих объектов (механизмов, станков) .

Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций.

Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний - о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т. п. Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.

Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме. Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации - более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная - более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний.

Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Экскурсии имеют большое культурное и воспитательное значение, дают живые, яркие впечатления, обогащают знания .

Несмотря на то, что понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое.

Каждая группа тематических экскурсий имеет свои воспитательные задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии - уважение к обычаям и традициям разных народов.

Важной частью экскурсии как воспитательного процесса является послеэкскурсионная работа экскурсантов. Она становится возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению к закреплению полученных знаний.

Развлекательно-досуговая функция . Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия - это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия - это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.

Перечисленные выше функции экскурсии являются базовыми, однако, наряду с ними, выделяют еще несколько функций. Отметим две из них.

Эстетическая функция. Данная функция проявляет себя в двух ипостасях. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств, отточенностью жестов и движений и т. д.

Коммуникативная функция. Общение участников экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу. Эффективность экскурсии определяется не только знаниями и эрудицией экскурсовода по теме и умением использовать методику передачи этих знаний аудитории, но и способностями установить контакт со всеми участниками экскурсии: с экскурсантами, водителем автобуса, работниками музея. Этому способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, непринужденность в общении, предупредительность.

Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться и другие функции .

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Большеусинская средняя общеоборазовательная школа»

Экскурсия как форма

организации учебной деятельности учащихся младших классов

Большая Уса, 2012

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.

Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, в процессе развития. Требования этого метода состоят в следующем: выявить связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное, существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов. В основе экскурсионного метода лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом.


Учителю, использующему такую форму обучения как экскурсия, необходимо учитывать в работе следующее:

а) в основе любой учебной экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ являются важными элементами экскурсии;

в) движение - один из основных признаков экскурсии;

г) экскурсия на основе деятельностного подхода предполагает организацию активной познавательной деятельности учащихся, направленную на самостоятельное открытие нового знания.

Младший школьник – это ребёнок-почемучка. Любознательность его по сравнению с дошкольным возрастом усиливается. Ребенок учится и осознает себя не столько объектом обучения, сколько субъектом познания, у него появляется стремление самому докопаться до сути явлений. Высокая познавательная потребность, любознательность, активность, заинтересованность ребёнка в окружающем мире – это бесценный дар, которым можно и нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения кругозора, формирования экологической и общей культуры.

Современная классификация экскурсий:

· По содержанию : обзорные и тематические .

Обзорные экскурсии , как правило, многотемны («Прошлое, настоящее и будущее села», «Село на пяти холмах»), где используется исторический и современный материал. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить экскурсия в лес под названием «Войди в природу другом», которая раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира.

Тематическая экскурсия посвящена одной теме («В гости к зеленому другу», «Зеленая аптека »).

· По особенностям организации познавательной деятельности : иллюстративные и исследовательские .

· По учебной цели : вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения темы) и обобщающие (после изучения темы).

· По тематике все экскурсии можно разделить на группы:

Ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы;

Ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми , исследование объектов неживой природы;

Экологические экскурсии;

Экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.

Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной предварительной подготовки руководителя и учащихся.

Особенности методики проведения экскурсии

Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен составить ориентировочный план, ознакомиться с местом экскурсии, наметить маршрут, пункты остановки. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии. Необходимо продумать содержание экскурсии (составить конспект). Определяется конкретная деятельность учащихся на экскурсии. Для этой цели заранее продумываются как индивидуальные самостоятельные задания, так и групповые, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдение за теми или иными явлениями, выполнение конкретных замеров и т. д. При разработке конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, окончательное оформление проделанной на экскурсии работы.


Перед экскурсией учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздает задания для самостоятельной работы; проводит инструктаж о правилах поведения в природе (или на другом объекте), о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины.

Тогда же необходимо разделить учащихся на группы для выполнения самостоятельной работы. Учитель объясняет, что и как нужно подготовить детям, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений и исследований.

Урок-экскурсия как деятельностная форма обучения младших школьников будет эффективна, если будет подчинена определенным требованиям. Основное требование – организация активной познавательной деятельности учащихся, которые не должны быть только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров, исследований и прочее. Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых, исследуемых явлений, подвести учащихся к предположениям, первым выводам, предварительным обобщениям. Окончательное подведение итогов проводят в школе, после оформления результатов.

Обычно учащиеся наиболее активны в тех случаях, когда на экскурсии применяется исследовательский метод. Он требует от детей больше инициативы в выполнении работы , проведении наблюдений за объектами и явлениями, более самостоятельных выводов на основании увиденного и изученного на экскурсии.

Второе требование – конкретность материала изучаемых объектов и заданий. Длинных словесных объяснений и отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать. Не следует перегружать учащихся множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Как правило, на экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассмотреть не более 8–10 объектов. Задача экскурсии – вскрыть связи, отношения, закономерности, которые свойственны объектам наблюдений и исследований.

Следующее требование – это умелое сочетание показа, рассказа и самостоятельной деятельности учащихся. Важно правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких, приучать детей становиться вокруг руководителя широким кольцом, радиус которого определяется протянутой рукой преподавателя.

В заключение необходимо заслушать, оценить результаты деятельности всех учащихся на экскурсии.

Время проведения экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 35 минут, так как более длительные экскурсии утомляют.

Структура урока-экскурсии

Мотивация. Постановка проблемы.

Формулировка целей и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии.

Планирование деятельности.

Реализация проекта.

Осуществление самостоятельной деятельности учащихся.

Информационно- аналитический этап.

Рефлексия.

Экологические экскурсии в современном прочтении имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач могут решаться посильные для младших школьников экологические проблемы. Следует так организовать деятельность детей, чтобы она была направлена на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территории, по которой проходит экскурсия, состояния растительного покрова, следов человеческой деятельности и т. д. Предварительная беседа поможет заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личного участия в деле охраны природы . Можно рассказать о Красных книгах и объяснить, что в природе все взаимосвязано и гармонично, и наша задача сохранить этот удивительный и многообразный мир.

Можно дать задание выяснить состояние зеленых насаждений, степень вытоптанности участков парка или леса, загрязненности водоема , реки, пруда, озера. В процессе экскурсионной деятельности подвести к вопросу: что мы можем сделать для охраны природы? Логическим продолжением экскурсии может стать организация проектной деятельности с конкретным результатом и планом его достижения (подготовка экологических плакатов, листовок, рисунков, обращений и др.). Такая работа вызывает у школьников большой интерес, способствует формированию универсальных учебных действий, активной жизненной позиции.

Исследовательская экскурсия имеет свои особенности. Учитель разрабатывает индивидуальные и групповые задания для исследования, заранее записывает их на карточки или задает детям устно по ходу экскурсии. Экскурсию можно проводить фронтально, т. е. по заданию и сигналу учителя все дети проводят одинаковые исследования за установленный промежуток времени. Учащиеся могут быть разделены на группы. При этом группы могут получить одинаковые задания для изучения одинаковых объектов или одинаковые задания по разным объектам. Например, группам предлагается изучить разные растения, но план их исследования одинаковый. Кроме того, группы могут изучать разные объекты по разным заданиям. Задания должны быть сформулированы четко, без лишних слов. В них должна быть определена последовательность изучения объектов, а при необходимости обращено внимание на их какие-то детали. Полезны задания на сравнение, которые помогут более отчетливо обнаружить, а, следовательно, и охарактеризовать качества, проявления и отдельные стороны изучаемого объекта.

Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.

Экскурсия в природу - классическая форма изучения окружающей среды.

Природа - ничем не заменимый источник знаний. Она дает богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдательности, воображения детей. «А воля, а простор, природа, … а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были воспитателями? - писал - зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым сложно соперничать влиянию педагога...»

Главное значение экскурсий в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети рассматривают, изучают любой объект как часть единой системы, осознают себя как часть системы мира природы. При этом у учащихся развиваются наблюдательность, обогащается личный опыт.

Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся формируется интерес, любовь, бережное отношение к природе. Кроме того, формируются многие личностные качества ребенка.

Значение экскурсии в начальной школе.

Образовательное

Углубление, расширение знаний, понятий об отдельных предметах и явлениях природы;

Формирование целостного мировоззрения о взаимоотношениях в природной среде;

Проверка теоретических знаний на практике;

Приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы;

Развивающее

Развитие наблюдательности, внимания, сообразительности;

Развитие умения сравнивать и анализировать;

Развитие интереса к изучению природы;

Воспитательное

Эстетическое воспитание;

Воспитание патриотизма, любви к природе;

Воспитание культуры поведения в природе, аккуратности, ответственности;

Воспитание бережного отношения к природе

Кроме того, экскурсии, связанные с пребыванием на свежем воздухе, содействуют укреплению здоровья детей. Наконец, экскурсии дают возможность собрать разнообразный природный материал для последующих занятий в классе и для приготовления всевозможных наглядных пособий - гербариев, коллекций .

Программа I класса (по УМК «Перспективная начальная школа», Окружающий мир) рассчитана на 32 часа. Вопросы, составляющие ее содержание, сгруппированы в блоки: "Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире", "Живая природа", "Природа и её сезонные изменения", "Наша родина - Россия". В этих темах учащиеся знакомятся с окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом, растениями, животными. Они получает элементарные сведения о значении воды, света, воздуха для жизни. Здесь же начинают формироваться первоначальные экологические представления, навыки исследовательской деятельности .

Примеры уроков-экскурсий

Тема: "Жизнь растений осенью"

Задачи: познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; провести исследование «Растения нашего края»; формировать культуру поведения в природе; собрать раздаточный материал для урока по теме "Учимся различать деревья и кустарники".

1 класс. Экскурсии в природу. Зима.

Тема: "Как зимуют травы, кустарники и деревья".

Задачи: расширить знания учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний период, исследовать особенности жизни травянистых растений зимой, продолжить формирование умения делать выводы из наблюдений.

Таким образом, можно сделать выводы:

1) экскурсия - это часть педагогического процесса, которая используется как одна из деятельностных форм обучения в начальной школе;

2) главная задача современных уроков-экскурсий заключается в том, чтобы грамотно организовать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся, вооружить учеников навыками самостоятельного наблюдения и анализа зрительновоспринимаемой информации, способствовать повышению эффективности усвоения изучаемого материала.

Литература :

1. Урок - экскурсия. Методика его организации и проведения. // Начальная школа.1998 №11.

2. Жестова экскурсии в лес. //Начальная школа.-1991, N7.

3. Минаева работа по природоведению в начальных классах. - Минск, 1980.

4. Салеева экологического воспитания младших школьников. //Начальная школа.-1991, N4.

В словарях русского языка понятие «общение» рассматривается как «взаимные сношения, деловая дружеская связь». Более широко «общение» трактуется в философских словарях как одно из необходимых условий формирования и развития субъектов (личностей), при котором происходит обмен информацией, умениями и навыками.

В практической деятельности человека имеют место два вида общения -- прямое и косвенное. Формы прямого общения -- беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.

Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.

Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.

Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых.

Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.

Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент -- важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.

Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии. В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант -- это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и сплоченной группе.

В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:

  • а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;
  • б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;
  • в) как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;
  • г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;
  • д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;
  • е) как мероприятие по одному из направлений воспитания -- патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;
  • з) как автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма;
  • и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.

Более правильное представление об экскурсии дает сочетание нескольких аспектов. Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.

Выводы. Сами по себе суждения о сущности экскурсии крайне «молоды».

Впервые понятие «сущность экскурсии» было рассмотрено автором этого учебника в 1976 г.". Затем в нескольких изданиях, подготовленных тем же автором, содержание понятия дополнялось и более полное толкование получило в учебном пособии «Основы экскурсоведения» (1985 г.).

На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.

Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.

Развитие навыков -- еще одна грань понятия «сущность экскурсии».

Контрольные вопросы:

  • 1. Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания.
  • 2. Изменение роли экскурсии.
  • 3. Экскурсия как вид деятельности.
  • 4. Экскурсия -- форма общения.
  • 5. Различные аспекты экскурсии.

Экскурсия - форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой.

Это определение, данное Н. М. Верзилиным и В.М. Корсунской, наиболее полно отражает специфику экскурсии как учебно-организационной формы обучения. Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 6 по 11 класс. Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по зада- ниям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы. Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимая объекты в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью. Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию у детей целостной картины мира. На экскурсиях собирается материал (с учетом правил охраны природы), который будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно- опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации. Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку (на пришкольную территорию), на сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в научно- исследовательский институт, в ботанический сад, парк и пр.

план ее проведения и составляет конспект. В них определяется следующее: 1.Тема экскурсии, ее цель и задачи. 2.Маршрут экскурсии. 3.Снаряжение экскурсии. 4.Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5 -7 мин). 5.Самостоятельная работа по заданиям (20 мин). 6.Отчеты по выполнению заданий (10-15 мин.). 7.Итоговая беседа по теме экскурсии (3-5 мин). 76 8.Осмотр территории и приведение ее в порядок. 9.Общее заключение по экскурсии (в природе). 10.Обработка (в классе, дома) учениками собранного (на экскурсии) материала и подготовка отчета, сообщения. Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, текущие (в течение всего учебного года) и заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной. Самостоятельные работы на всех типах экскурсий развивают интерес, мышление, формируют исследовательские умения, наблюдательность и подводят учащихся к пониманию законов природы, особенностей живого и зависимости живой природы от человека.

Еще по теме 31. Экскурсия, как форма организации учебного процесса.:

  1. 10.1. Понятие о формах организации обучения и сущность способов и систем обучения, видов учебной деятельности ученика, форм организации текущей учебной работы учащихся
  2. 10.3. Внеурочные формы организации текущей учебной работы.
  3. Урок как основная форма организации педагогического процесса.
  4. 58. Экскурсия как особая форма организации занятий, ее особенности. Педагогические требования к организации экскурсии. Структура экскурсии, характеристика ее компонентов. Виды экскурсий.

Лекция 2. ЭКСКУРСИЯ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ

Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий . Эти действия разнообразны - передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов .

Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них - подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия - специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода. Нельзя признать правильным утверждение некоторых методистов, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Практически участие в экскурсионном процессе - работа сложная, а поэтому трудная для обеих сторон - экскурсовода и экскурсантов.

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ

В словарях русского языка понятие «общение» рассматривается как «взаимные сношения, деловая дружеская связь». Более широко «общение» трактуется в философских словарях как одно из необходимых условий формирования и развития субъектов (личностей), при котором происходит обмен информацией, умениями и навыками.

В практической деятельности человека имеют место два вида общения - прямое и косвенное. Формы прямого общения - беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.

Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.

Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.

Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых.

Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.

Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент - важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.

Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии. В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант - это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и сплоченной группе.

В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:

а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;

б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;

в) как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;

г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;

д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;

е) как мероприятие по одному из направлений воспитания - патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;

з) как автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма;

и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.

Более правильное представление об экскурсии дает сочетание нескольких аспектов. Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.

Выводы. Сами по себе суждения о сущности экскурсии крайне «молоды».

Впервые понятие «сущность экскурсии» было рассмотрено автором этого учебника в 1976 г.". Затем в нескольких изданиях, подготовленных тем же автором, содержание понятия дополнялось и более полное толкование получило в учебном пособии «Основы экскурсоведения» (1985 г.).

На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.

Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.

Развитие навыков - еще одна грань понятия «сущность экскурсии».

Контрольные вопросы:

1. Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания.

2. Изменение роли экскурсии.

3. Экскурсия как вид деятельности.

4. Экскурсия - форма общения.

5. Различные аспекты экскурсии.

ФУНКЦИИ И ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИИ

Функция (как понятие) в переводе с латинского означает исполнение, осуществление, выполнение, круг деятельности, назначение, обязанность, роль. Функция - это внешнее проявление какого-либо объекта, форма работы учреждения, предприятия. Функционировать - это означает действовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства.

ЭКСКУРСИЯ

Функция Функция Функция Функция

Научной информации организации формирования

Пропаганды культурного интересов

расширения культурного кругозора

1.3. Основные функции экскурсии

Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т. е. Во взаимной связи друг с другом.

Принцип научности. Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии - способствовать распространению научных знаний. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки, оказывать содействие формированию мировоззрения. Факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают освещение с учетом достижений тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объективную научную оценку.

Принцип идейности. Идея - это четкий план действий для достижения поставленной цели. В. Даль рассматривал идею «как понятие о вещи, умопонятие, представление, воображение предмета, умственное воображение».

Идейность необходимо рассматривать как сознательную приверженность к определенной системе идей. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии – тексты и методическая разработка.

Не менее важно, чтобы экскурсовод строил свой рассказ на научной теории, последовательно проявлял свою личную идейную убежденность. В рассказе экскурсовода, в анализе объектов находит свое выражение не только эрудиция экскурсовода, но и тенденциозность как объективное проявление его активной жизненной позиции. Идейный экскурсовод - это специалист, который в своей деятельности и во всех своих поступках руководствуется четкими принципами.

Связь теории с жизнью. Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в России. Изложение фактического материала должно сопровождаться обобщениями и выводами с учетом законов, которые лежат в основе исторических и других процессов.

Определенные трудности появляются при попытке увязать излагаемый материал с современностью. Нужно иметь в виду, что прошлое и настоящее в экскурсии, независимо от освещаемой темы, так или иначе увязываются между собой.

Материал, характеризующий современность в экскурсиях, находит отражение в трех аспектах: первый аспект – вся тема экскурсии целиком посвящена событиям современости («Калуга строится», «Генеральный план реконструкции города в действии»); второй аспект - современности посвящена часть экскурсии, одна или несколько подтем. Эта форма характерна для обзорной экскурсии по городу, району («Мурманск - столица Заполярья»), («Край наш Раменский»). В экскурсии показывается прошлое (история), настоящее (современность) и будущее города, района (перспектива). Показу современности отведена часть экскурсии. И, наконец, третий аспект - экскурсия полностью посвящена показу исторических событий, памятников истории. Связь с сегодняшним днем находит выражение в том, что события прошлого (порой многовековой давности) оцениваются с позиции современности, на основе достижений науки. Комментарии и выводы учитывают доминирующие точки зрения сегодняшнего дня. Например, в экскурсии «Декабристы в Иркутске» дается следующая оценка: «Русские дворяне-революционеры подняли в декабре 1825 г. восстание против самодержавия и крепостничества... Движение декабристов было первым вооруженным выступлением революционеров в России...».

Эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен для данной аудитории. Материал должен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта.

Убедительность экскурсионного материала обеспечивается также: отбором наиболее важных фактов, раскрывающих тему; использованием убедительных сравнений; умелым подбором доказательств; ссылками на авторитетные источники, воспоминания участников и очевидцев событий; демонстрацией фотографий, копий подлинных документов, карт, схем.

Для каждой экскурсии характерен доверительный тон сообщения знаний. Предположения, версии, варианты не должны подменять главного - раскрытия темы на основе научных данных. Полемические тенденции наносят вред восприятию экскурсионного материала. Историк искусств А. В. Бакушинский, разрабатывая методику музейных экскурсий, высказывается против внесения в экскурсии критико-полемических тенденций. Такой прием очень редко достигает цели, распыляя силы и внимание экскурсантов.

Главное требование к экскурсии - истинность, достоверность фактов, сообщаемых экскурсантам. Именно это приковывает внимание к теме, служит основой для ее восприятия (Б а к у ш и н с к и й А. В. Исследования и статьи. - М.: Сов. художник, 1981. - С. 119).

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности.

Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.

Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента «путешественности», возможность выбора в соответствии со своими интересами - все это делает экскурсию популярным занятием для людей.

Экскурсия занимает важное место в ряду форм учебы без отрыва от работы. Заметно возрастает роль экскурсии в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к мероприятиям по циклам. Экскурсионный цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по истории родного города, о памятниках культуры и истории, расположенных на его территории). В крупных культурных центрах эта задача может быть сужена. Здесь цикл из 5 - 6 экскурсий посвящается показу, например, исторических памятников.

Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

Экскурсия - это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в. качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены: а) фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм целиком; б) выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны (1941 - 1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы; в) встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы; г) прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов; д) прослуши ванне выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы.

Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии - сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия - это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию, - функция формирования интересов; для иностранных туристов - функция информации и т. д.

ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИИ

Признаком называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления. Имеются в виду существенные признаки, т. е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной работы не могут существовать. «Существенные признаки предмета - это группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных»".

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

У автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

У музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;

У производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином - «гидизм» - бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида - это разные понятия. Гидизм беспокоил ученых-экскурсионистов еще на заре развития экскурсионного дела.

Образ гида нашел отражение в литературе, письмах и мемуарах путешественников. Об одном из таких описаний говорит ученый-экскурсионист М. П. Анциферов: «Портрет гида обрисован случайными штрихами, но образ получился вполне законченный. Тут и самодовольство учености, и ссылка на источники, и глубокомысленные вздохи, и скакание с одного предмета на другой без всякой связи. Так было в старину, так останется и теперь, где нет правильно поставленных экскурсий». Ученый приходит к выводу, что гидизм - злейший враг экскурсионного дела. Этот вопрос беспокоил экскурсионных работников и ученых не только в 20-е годы. О его важности немало говорили и писали в наше время. Приведем одно из свидетельств: «Только раскрытие темы на зрительных объектах можно считать экскурсией, в отличие от показа объектов в порядке их появления перед глазами экскурсанта, так называемого «гидизма». Гид лишь «комментирует» объекты экскурсии»".

Выводы. Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека.

Любая форма культурно-просветительной работы имеет свои отличительные признаки. Основной признак экскурсии-высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пешеходных, производственных и музейных). Следует, однако, иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязательны для любой экскурсии.

Контрольные вопросы

1. Понятие «функция». Функции экскурсии.

2. Принцип научности в экскурсии.

3. Связь с современностью. Аспекты показа современности.

4. Сочетание двух и более функций в экскурсии.

5. Признаки экскурсии.

ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ

В практике используется немало различных методов познания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента и др. Все эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсий.

Термин «метод» имеет несколько значений: 1) подход к действительности, явлениям природы и общества; 2) система приемов теоретического исследования, практического достижения поставленной цели, целенаправленного проведения определенной работы; 3) средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, построения и обоснования системы знаний; 4) способ или образ практических действий.

Метод в логике определяется как совокупность внешних, по отношению к материалу, субъективных правил и способов исследования, изучения конкретных объектов и упорядочения полученного ряда мыслей.

Понятие «метод» более широкое, чем понятия «способ» и «прием». В простейшем виде каждый прием представляет собой как бы частицу метода.

В процессе педагогической и культурно-воспитательной деятельности метод является основой получения новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Метод для деятельности не может быть избран произвольно. Главное требование к методу - он должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.

В экскурсиях в число таких ресурсов входит словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода.

По своему значению и сферам применения все методы, используемые в деятельности человека, могут быть разделены на четыре категории:

А. Диалектико-материалистический метод, который является основой любого познавательного процесса, независимо от сферы, где происходит исследование. Диалектика представляет собой метод объяснения происходящих в природе процессов развития, всеобщих связей природы, переходов от одной области исследования к другой.

Б. Общие, формально-логические методы, которые служат основой для многих наук, - анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование, аналогии и др.

Общим методом является формальная логика - метод, используемый для отыскания новых результатов, перехода от известного к неизвестному. Общие методы, их элементы используются при проведении экскурсий.

На действии методов анализа и синтеза построен экскурсионный анализ. Не менее активно в экскурсионной методике используется метод аналогии. Применяя аналогию в показе и рассказе, экскурсовод обращает внимание группы на сходство и различие памятников, на единство времени разных действий и места, где расположены объекты.

Аналогия в экскурсиях не сводится к демонстрациям" внешне схожих объектов. Это могут быть разные по форме и строению объекты, но аналогичные по выполняемым функциям.

В. Конкретно-исторический метод - восхождение от абстрактного к конкретному. Данный метод предполагает движение мысли к более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета в сознании человека. Данный метод позволяет образовать понятия, отражающие отдельные стороны и свойства объекта.

Г. Частные методы, которые находят применение в одной из наук или отрасли знаний, а также при использовании различных форм сообщения знаний. Именно к этой категории методов должен быть отнесен экскурсионный метод". В узком смысле экскурсионный метод представляет собой совокупность методических приемов, которые применяют на экскурсиях. В широком смысле - это комплексный метод, он имеет ряд особенностей: выбор в наблюдаемых объектах самого важного и существенного; увязывание вновь изучаемого материала с ранее полученным экскурсантами опытом и знаниями и др.

Для экскурсионного метода характерен учет таких признаков экскурсии, как предметность, вещественная доказательность (наглядность). Экскурсионный метод построен на примате (преобладании, первенствующем значении) показа.

В большинстве экскурсий (кроме литературных) выдвинутые в рассказе экскурсовода положения аргументируются с помощью зрительных доказательств. Нередко рассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов.

Словесные Лекционный метод

Положение, доказательства

подтема Зрительные. Экскурсионный

Слуховые и другие метод

доказательства

Рис. 1.4. Схема комментария к зрительной характеристике объектов

Экскурсионный метод направлен на изучение главного в теме. Он допускает, чтобы отдельные стороны выделялись и изучались более углубленно, целое расчленялось на отдельные части, но при условии сохранения тесной связи между ними. Основанием для того, чтобы назвать экскурсионный метод комплексным, является то, что в нем органически сочетаются методы обучения и методы воспитания.

Следует отметить, что ученые-экскурсионисты видели новизну и оригинальность этого метода не в совокупности методов, составляющих единый комплексный метод, а со всем в другом. Одни основной особенностью экскурсионного метода считали моторность (т. е. движение экскурсантов). Профессор И. М. Греве видел суть этого метода в формуле: «путешественность - душа экскурсионности». В начале 20-х годов крупный специалист экскурсионного дела Н. А. Гейнике отмечал, что среди методистов нет полного единства в определении: что такое экскурсионный метод (Г е й н и к е Н. А. Культурно-исторические экскурсии. - М., 1923).

Профессор Б. Е. Райков в книге «Методика и техника экскурсий» писал: «Под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего места в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода». Он называл экскурсионный метод одним из видов активно-двигательного усвоения знаний. Значение экскурсионного метода подчеркивалось в ряде его трудов (Л у к и н а Т. А. Борис Евгеньевич Райков / Монография. - Л.: Наука, 1970. - С. 57). Логичнее принять другое определение: экскурсия - форма распространения знаний и воспитания, построенная на экскурсионном методе. Многолетняя экскурсионная практика позволяет сделать вывод, что экскурсионный метод является наглядным в отличие от методов словесных и практических. Характеризуя этот метод, как комплексный способ познания окружающей человека действительности, необходимо видеть связь понятия «конкретностность» с принципом наглядности. Экскурсионный показ в большинстве случаев следует понимать как сложный многосторонний процесс реализации принципа наглядности. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение также в том, что познание предметов и явлений окружающего мира проходит при участии всех органов чувств человека.

Ученый-экскурсовед В. И. Адо отмечал следующие преимущества экскурсионного метода: исследовательский элемент в работе учащихся; живое, конкретное и жизненное изучение прошлого; всестороннее восприятие объекта; повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала.

В большинстве работ по экскурсионному делу особенности экскурсионного метода рассматриваются применительно к учебно-воспитательной работе с учащимися. На самом же деле этот метод лежит в основе всей экскурсионной работы независимо от того, какой круг участников ею охвачен - дети или взрослые.

Таким образом, экскурсионный метод является основой экскурсионного процесса и представляет собой совокупность способов и приемов сообщения знаний. Основу совокупности составляют: наглядность; обязательное сочетание двух элементов - показа и рассказа; оптимальное взаимодействие трех компонентов - экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту их естественного расположения. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение в действии механизмов сообщения знаний экскурсоводом и усвоения этих знаний экскурсантами.

Практически вся экскурсионная теория всего лишь анализ действия экскурсионного метода. Цель экскурсионного метода - обучение (передача определенной системы знаний) и воспитание (формирование всесторонне развитой личности).

В отличие от учебного заведения воспитание на экскурсии проходит в ходе обучения, в процессе общения с экскурсионными объектами, во время рассказа экскурсовода и его действий при показе объектов. Содержание сообщаемых экскурсоводом знаний вырабатывает у обучаемых определенный подход к объяснению явлений природы, пониманию хода и логики развития общества, подводит к оценке исторических событий.

В.настоящее время экскурсионные учреждения в своей деятельности руководствуются следующими основными положениями:

а) в основе любой экскурсии лежит один экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ - составные части экскурсии и основные элементы;

в) движение (моторность) - один из признаков экскурсии;

г) экскурсионная методика является частной методикой и состоит из двух частей - методики подготовки и методики проведения экскурсий;

д) методика проведения экскурсий представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа о них и событиях, с ними связанных.

Выводы. Все экскурсии построены на использовании особого комплексного метода, в основе которого лежит сочетание традиционных педагогических методов обучения и воспитания. Разница в том, что используются они с большей степенью наглядности. При этом решающее значение имеет не только логическое единство методов обучения и воспитания, но и действие тех законов, которые являются их движущей силой.

Экскурсионный метод, являясь активным способом практических действий экскурсовода и экскурсантов, создает условия для их общения с объектами и для организованной и эффективной деятельности экскурсантов. Опыт экскурсионной работы убедительно свидетельствует о том, что лишь те экскурсии достигают поставленной цели, которые построены с учетом особенностей и требований экскурсионного метода.

И учебные пособия в виде курсов лекций , методических указаний и т. ... мыслительной деятельности и упущено из вида то обстоятельство... форм общения , которую каждый индивид и каждое поколение застают как ... - говорит И. Дицген в “Экскурсиях ”, - мы можем ви­деть...

  • Экспериментальной и инновационной деятельности

    Документ

    Доказать преимущества диалоговых форм в общении с детьми, ... , различные формы обучения, вариативность видов деятельности и форм оценки её ... поход с экскурсией на завод), а как специальная система... часов Виды деятельности уч-ся 1 Вводное занятие 1 Лекция - ...

  • Учебник русского языка ПРЕДИСЛОВИЕ

    Учебник

    ... , деятельность , ... лекция ) в (му­зей). Возвратиться с (лекция ). П. 1) Деревья в лёгком (иней). 2) Бродить по (отмель), видеть ... как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества пользуется предложением как основной формой общения ... экскурсии ...

  • Основная образовательная программа основного общего образования мбоу «Средняя общеобразовательная школа №46»

    Основная образовательная программа

    Роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного... Как я воспринимаю окружающий мир. Тематические классные часы, деловые игры, экскурсии . Организация деятельности ... форм для проведения родительских собраний: лекции , ...