Проект на тему библиотека будущего. Эссе: "Какой я вижу библиотеку будущего"

«Библиотекарь». - 1960. - № 12. - С. 43-44.

Издавна принято называть библиотеку сокровищницей знаний. Но вряд ли все мы полностью отдаем себе отчет в значении книгохранилищ для человечества. Где же, как не в книгах собраны знания, искусства и мечты, весь опыт, вся мудрость человеческого рода, вначале копившаяся по крохам в устных преданиях у костров каменного века, а ныне разрастающаяся подобно катящемуся снежному кому. Если бы вдруг исчезли все книги, журналы, газеты, то через несколько поколений люди стали бы бродячими охотниками, дикарями. Почти подобное случалось в древние времена, когда книг было мало, грамотных людей и того меньше, и вся культура той или иной страны сосредоточивалась в одном городе. Тогда при нападении врага побежденная страна подвергалась жестокому грабежу, немногочисленные носители культуры погибали или продавались в рабство, библиотеки уничтожались. В результате полностью исчезала культура, а с ней забывался и весь народ, забывался до тех пор, пока терпеливые изыскания ученых не открывали случайно уцелевших остатков письмен, документов, а главное - книг, воскрешая из небытия великолепные произведения творческой мысли.

Сейчас книг выпускается все больше и больше. Но их обилие имеет две стороны: хорошую и плохую. Книги могут буквально захлестнуть человека и превратиться из источника информации и эстетического удовольствия в непролазные дебри мешанины.

Я начал читать самоучкой в четыре года, читал быстро и за пятьдесят лет одолел очень много книг, доставивших мне море радости. И в то же время не могу спокойно думать о массе ерунды, множестве плохих мелкодушных книг, которые пришлось прочитать вместе с хорошими. Я, конечно, упустил много прекрасных произведений, бесплодно потратил бездну времени. Хочется воскликнуть вместе с Гесиодом (несколько перефразируя его):

«Нет ничего что бы в жизни было прекраснее книги хорошей.
Но ничего нет ужаснее книг нехороших!»

Читателю второй половины нашего века уже труднее, чем было мне. В результате массового выпуска недорогих изданий, очень быстрого производства книг во всем мире накопились горы печатных произведений. Ежегодно на разных языках выходит множество книг, литературных журналов, альманахов. Если прибавить к этому еще тысячи научных журналов, публикующих разнообразнейшую и разнокачественную научную информацию, растущую невероятными темпами, то станет очевидно, что и способному человеку все труднее быть в курсе даже самых общих достижений науки и искусства. Через одно-два поколения это будет и вовсе невозможно.

Таков исторический ход событий, и - хотим мы этого или не хотим - неизбежно наше превращение в полузнаек, если не будет в корне реорганизована вся система чтения. Тут-то и выступает все важнейшее значение библиотекаря. До сих пор идеалом библиотекаря был вдумчивый знаток книги, всегда готовый помочь найти необходимое и резко отличавшийся от равнодушных «выдавателей» литературы. Теперь такой «знаток» может сам заблудиться в дебрях сотен миллионов (а скоро и миллиардов) названий, о которых он уже не в силах иметь никакого суждения, кроме разве лишь инстинктивного. Нам нужен библиотекарь-ученый, умеющий разыскивать нить необходимой дачному читателю книжной информации - буквально Ариаднину нить среди лабиринта знаний.

Жизнь властно требует нового. Бессмысленным становится выпуск миллиардов громоздких книг, на которые мы расходуем наши лесные запасы. Подходит время книгофильмов - микроскопически малых и чудовищно емких хранителей печатного слова. Необходимыми становятся библиотеки, далеко ушедшие от хранилищ редких изданий и кабинетов инкунабулов средних веков, отдельные черточки которых еще проскальзывают в структуре наших библиотек. Хранение микрокниг - дело для современной техники сравнительно простое. Гораздо более важна организация обслуживания читателя, которая, нужно прямо признать, с точки зрения современных потребностей, находится на низком уровне. Скоро массы книг не будут громоздиться непроворотными горами на километровых полках книгохранилищ. Но этого мало. Теперь мечты и смекалка библиотекарей должны быть направлены на то, чтобы в содружестве с техниками создать библиотеки нового типа, работающие по принципам кибернетических машин и памятных устройств. Нужно создать «автоматические линии» для получения информации о книгах. Необходимы устройства, которые я назвал бы «разматывающей нитью» для постепенного углубления в тот или другой научный вопрос, тему. Надо сконструировав приборы, которые смогут автоматически передавать конспекты по любым книгам. Я считаю, что конспекты (не аннотации) должны стать обязательным сопровождающим элементом книги или книгофильма.

В них нужно отражать не только содержание произведения, но и его художественные достоинства, стиль и другие особенности, закодированные какими-то определенными шифрами.

Я далек от мысли намечать в этой статье технические аспекты построения информации читателя в библиотеках будущего, а пытался лишь передать ощущение назревших больших перемен в библиотечном деле, роль которого будет все больше возрастать.

Мне представляется библиотека, похожая на гигантскую автоматическую телефонную станцию, соединенную специальной установкой с каждым абонентом-читателем. Среди сложных автоматов я вижу инженеров хранения и выдачи знаний и опыта человечества - библиотекарей будущего, уверенно разбирающихся в кодах и шифрах тематических «нитей» и «линий» вкусов, интересов, запросов каждого читателя. Тогда ему не придется переваривать своим умом тонны книжной шелухи и становиться более или менее образованным только к закату жизни. Умные машины, «память» которых свободна от всяких слабостей и случайностей человеческой памяти, помогут отобрать лишь те книги, которые принесут ему наибольшую пользу. Полученное таким путем «образование» сделает каждого человека достойным членом коммунистического общества.

Юбилей - всегда повод оценить настоящее и задуматься над будущим. Именно поэтому, в год 75-летия библиотеки, читателям было предложено поучаствовать в творческой лаборатории «Библиотека будущего». Была сделана специальная анкета, главным вопросом которой стал вопрос о том, как каждый из читателей видит библиотеку в 2035 году, в год ее столетнего юбилея. Предлагалось описать, нарисовать свое видение. Желающих рисовать нашлось очень немного! А вот описания дают повод и задуматься, и удивиться, и улыбнуться - среди них обнаружилось много интересного! Как вам, например такое:

Тридцать пятый год двадцать первого века.
Я иду, как и прежде, в библиотеку.
Взяв журналы и книги, идут за столы
Добродушные люди огромной страны.
В моде знания, а не дурацкий успех,
Россия читает опять больше всех…
В «краевую» иду, как на пышный парад,
Так же как приходил четверть века назад.

А. В. Задорин

Выводов делать не буду, предлагаю ознакомиться с отрывками наиболее интересных описаний (авторский стиль и пунктуация сохранены):

«Мне кажется, что библиотека будущего будет оборудована различной современной техникой. Подходя к зданию, можно будет нажать на кнопку, выбрать нужный зал и сразу появится лифт, который довезет до места назначения. В каждом зале будет электронный архив, набрав нужный код, нужно будет подождать минуту и книга автоматически появится. Книги обычные, а вот столы и стулья оборудованы персонально для каждого человека. На столе лампа, отсек с бумагой и ручками, также полочки для книг, рядом со столом стул, автоматически подстраивающийся персонально под каждого человека» (Персман К.)

«Все, наверное, в электронном виде… А бумажные книги -на редких раритетных выставках. И руками нельзя будет трогать ☺» (Карцева В.)

«1 Органичное сочетание «старой» библиотеки и новых технологий; 2 Ускоренный поиск и получение любой информации; 3 При желании чтение on-line дома с библиотечного сайта» (Супрун О. Н.)

«В 2035 году бумажные книги будут издаваться только небольшими тиражами, для ценителей. Библиотеки станут местом общения людей, которым не нравятся контакты через Интернет для обсуждения литературы и встреч с авторами…» (Поздняков В. Т.)

«…Все книги есть в электронномвиде. Все библиотеки объединены в одну глобальную сеть, поэтому любая когда-либо выпускаемая книга, статья, журнал и. т.д. может быть в любое время доступна. Бумажные варианты книг сохранены и продолжают печататься… А еще наконец-то откроется кафе и библиотека будет работать круглосуточно (и вопрос в час ночи «Как пройти в библиотеку?» никого смущать не будет)» (Куршакова К.И.)

«Библиотека будущего - это место, где можно мгновенно получить любую информацию (текст, музыка, видео и т.д) и скопировать себе (бесплатно причем). Должны быть удобные современные условия для работы с информацией непосредственно в библиотеке. Книги, конечно, должны сохраниться. Но, возможно, будет индивидуальная система заказа печатания какого-либо произведения на бумаге, потому что есть удобные электронные ридеры, компактные и не напрягающие глаза» (Финникова А.)

«Мне кажется, к этому времени будут очень развиты информационные технологии, скорее всего будет множество компьютеров, в которых можно будет найти всю необходимую литературу. Многие, скорее всего, будут жалеть о том, что обычные книги, сделанные из бумаги, старинные - не популярны, их мало.» (Яковлева Т. О.)

«Не будет библиотеки уже в 2025 году. Пари… По крайней мере в нынешнем виде. Разве музей печатного дела??Печально…» (Копылов В.)

«Фасад в крупных нарисованных цветах или ярких геометрических фигурах, блестит стеклом и пластиком ☺. Внутри мебель в стиле хай-тек, несколько кафе. Обычные бумажные книги - для «гурманов» - в свободном доступе, остальное - на современных компьютерах с большими видеопанелями в оцифрованном виде ☺» (Хорина В. В.)

«Состоит из двух частей: музейной - бумажные носители, рабочей - электронные» (Костикова Е.М.)

«Лично я считаю, что библиотека не должна становиться другой. Зачем? Пусть будут те же столы, книги, журналы… А внедрение новых технологий лишь для того, чтобы быстрее «добраться» до интересующей Вас книги. А кому не нравятся ветхие издания или книжная пыль, пусть сидят в своем Интернете, ограничиваясь его скудными ресурсами» (Соколова И. П.)

«…сожалению, библиотека в 2035 г. способствовать общению не будет. Кругом компьютеры, новые технологии и … совсем мало людей» (Ковалева М.)

«Удобная мягкая мебель, большие залы, свободный доступ, кафе, можно пить кофе и читать, укрывшись пледом, много ламп, и много закутков для читателей, интернет Wi-Fi» (Анонимно)

«Люди летают по библиотеке на специальных электрических приборах, которые выдаются каждому при предъявлении читательского билета. Везде вместо консультантов стоят роботы, у которых в головах есть электронный каталог всех книг. Книги приносят за 5-10 секунд. Каждый час предлагают кофе и бутерброды всем читателям библиотеки» (Якимова А. В.)

История библиотек превышает 4 тысячи лет. На протяжении всего этого времени они оставались главным инструментом сохранения и передачи информации. Достаточно вспомнить знаменитый роман «Имя розы», в котором книга определяет судьбу героев, а в широком понимании – всего западного общества.

В последние годы XX века значение библиотек в жизни человека изменилось: телевидение, а затем Интернет претендовали на роль основного источника информации. Между тем как библиотекам предлагалось стать чем-то вроде музеев устаревших способов передачи данных, хранилищем книг, микрофильмов, аудиозаписей на аналоговых носителях.


К счастью, библиотеки начали активно осваивать возможности ИТ, чтобы на равных вступить в борьбу за читателя, зрителя и слушателя. Многие крупные библиотеки, такие как знаменитая British Library, непрерывно ведут работу по оцифровке и публикации своих архивов в Интернете.

В России с 2009 года работает «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина», которая изначально формировалась на основе цифровых копий печатных изданий и была построена на платформе Microsoft .

Еще один хороший пример – ЦГПБ им. В.В. Маяковского, где уже много лет ведется работа по внедрению современных технологий, одним из результатов которой стало создание сети, объединяющей фонды 197 библиотек города. Сеть построена на базе общей ИТ-инфраструктуры, которую могут использовать как читатели, так и сотрудники библиотек-участников. Технологическим фундаментом сети стали собственные решения в области каталогизации и оцифровки архивов, электронных читательских билетов, веб-сервисов, доступных на сайте , а также продукты Microsoft, такие как SharePoint, Azure и Office 365.

Мы попросили ИТ-супервайзера ЦГПБ им. В.В. Маяковского Антона Жандарова рассказать об этом инновационном проекте.

– Как возникла идея внедрения? Почему реализовать его смогли именно вы?

– На самом деле многие крупные библиотеки начали создавать цифровые базы данных и автоматизировать некоторые процессы еще в конце 80-х годов. Так что формально наш проект не является чем-то принципиально новым или уникальным. Его главное отличие – актуальность и масштабируемость. И в определенной степени это – результат нашего партнерства с Microsoft. Внедрение современных технологий позволило продолжить развитие и использовать существующие наработки максимально эффективно.


– Почему вы выбрали облако Microsoft Azure в качестве одного из инструментов?

– По мере роста базы данных и объема информации, генерируемого нашими веб-сервисами, мы поняли, что использовать собственные серверные мощности для всех задач будет слишком дорого и неэффективно. Поэтому сначала мы перенесли большую часть нагрузок в наш виртуальный хостинг. А чуть позже поняли, что еще более выгодным будет размещение в облаке. Помимо прочего – это очень удобно с учетом удаленности друг от друга различных библиотек, входящих в сеть. К тому же большая часть баз данных, с которыми мы работаем, была создана давно и поэтому требовательна к ресурсам. Возможности облачных технологий Microsoft позволяют работать с ней более эффективно. Также инструменты Microsoft помогают нам централизовать и унифицировать все базы данных, с которыми мы работаем. Это, в частности, упростит доступ к базе данных и поиск цифровых изданий, которые принадлежат всем библиотекам – участникам сети. На сегодняшний день проблема сквозного доступа еще существует: в ряде случаев пользователю приходится сначала авторизоваться на сайте, а потом искать необходимую информацию в выбранной библиотеке. Мы надеемся унифицировать поисковую индексацию с помощью ПО Microsoft.

– Какие новые возможности вы предоставляете читателю с помощью технологий?

– В стенах библиотеки читатели получают доступ к нашим фондам и подписным фондам, с владельцами которых мы сотрудничаем. При этом они могут использовать собственные устройства (смартфоны, планшеты, ноутбуки) или оборудование на рабочих местах, специально созданных в библиотеке. Кроме того, мы продолжаем развивать наши сервисы, которые предоставляют читателям удаленный доступ к тем или иным ресурсам. Здесь большой проблемой является договоренность с владельцами баз. Доступ к их данным в библиотеке и из дома или другого места регламентируется по-разному. Но мы рассчитываем решить эту задачу уже в самом скором времени. Скорее всего, с помощью временных ссылок, ассоциируемых с аккаунтом пользователя (в нашем случае – электронным читательским билетом).


– Какие результаты внедрения видят сотрудники библиотеки? Какие изменения произошли в их повседневной работе?

– За последние несколько лет спектр наших услуг вырос в несколько раз. При этом количество сотрудников не увеличилось. Отсюда можно сделать простой вывод: внедрение позволило ощутимо повысить производительность труда. Типовые задачи выполняются быстрее за счет использования единой базы данных, а также интернет-сервисов библиотеки. Оформление читателей, выдача книг, предоставление доступа к услугам внутри библиотеки – все это не требует ощутимых затрат времени.

Разумеется, нам пришлось провести обучение – многие из технологий были незнакомы для работников, но они быстро их освоили. Впрочем, это не касается отдела автоматизации – сюда мы стараемся привлекать специалистов, обладающих знаниями в области ИТ.

Сегодня ЦГПБ им. В.В. Маяковского стала чем-то вроде ИТ-аутсорсера для остальных библиотек, сети. Поэтому мы стараемся централизовать работу ИТ-подразделений и использовать облачные технологии с максимальной отдачей. Наверное, здесь возможна аналогия с системными администраторами в небольших компаниях, типовые задачи которых можно автоматизировать за счет использования облачных сервисов.

– Сколько библиотек будет участвовать в проекте?

– Мы надеемся, что к нам присоединятся все библиотеки города, а впоследствии и области – работа по их вовлечению уже ведется.

Load third party embed

– В результате этот проект станет, вероятно, одним из самых масштабных в России. А раз так – позвольте задать вам несколько провокационный вопрос: Зачем все это? Вы хотите конкурировать с Интернетом в области доступа к данным?

– Согласитесь, не все данные, доступные в сетевых библиотечных ресурсах, заслуживают доверия. Если для читателей развлекательной литературы это несущественно, то для научной работы, образования, исследований такие библиотеки просто не подходят. К тому же в них, как правило, очень слабо представлена «серьезная» профессиональная литература.

А потребность такого рода есть, и она растет с каждым годом: молодые ученые, активно использующие технологии в своей работе, как никогда заинтересованы в быстром удаленном доступе к научным данным и возможности качественного поиска информации на том уровне, который может гарантировать только система профессиональных библиотечных каталогов.

С другой стороны, каждая библиотека с историей, а таких в Санкт-Петербурге много, обладает уникальными фондами, которые также представляют значительный научный интерес. Для того чтобы работать с ними исследователи из других городов приезжают в эти библиотеки. В наших планах есть предоставление удобного удаленного доступа к подобной информации.

Также мы используем дорогостоящие подписные базы авторитетных организаций и институтов, которые исключительно интересны профессионалам – такой услуги нет ни у одной из «свободных» библиотек в Интернете. Собственно, в этом и заключалась изначальная задача библиотеки: предоставить человеку доступ к информации, которую он не может приобрести себе в личное пользование.

Все это в целом – части единой общей концепции развития библиотеки и ее роли в жизни общества. Действительно, мы планируем конкурировать за внимание пользователя с существующими ресурсами, предлагающими электронные книги, но это только часть нашей работы.

Доступ к уникальным историческим архивным материалам, а также данным, представленным в иных форматах - вплоть до голограмм и дополненной реальности!

Например, мы планируем предоставлять качественный доступ к уникальным историческим архивным материалам, а также создавать собственные центры доступа к данным, представленным в иных форматах – вплоть до виртуальной среды, голограмм и дополненной реальности. Для этой последней задачи мы сейчас присматриваемся к Microsoft HoloLens.

Одним из первых таких центров станет центр работы с данными на иностранных языках, который скоро будет открыт в историческом здании библиотеки на Охте. Сейчас мы общаемся с крупными зарубежными учебными заведениями, такими как Массачусетский технологический институт, на тему проведения интерактивных лекций. Кроме того, в центре будут специально оборудованные помещения как для индивидуальных занятий, так и для общих лекций. Там же будет размещена виртуальная площадка с инструментами для взаимодействия с данными, представленными в виртуальной среде.

В результате мы сконцентрируем в одном месте уникальные и исключительно востребованные возможности для образования и научных исследований, большая часть которых будет предоставляться на бесплатной основе.

Мрачные перспективы, ожидающие библиотеки в эпоху интернета и в целом новых информационных технологий, — одна из самых обсуждаемых тем в профессиональной библиотечной сфере последнего десятилетия. Библиотека будущего - какая она? Три специалиста рассказали нам о том, как они видят перспективы развития библиотек и книжной культуры в XXI веке.

По мнению Светланы Викторовны Анищенко, которая уже 12 лет возглавляет Централизованную библиотечную систему Челябинска, библиотекам ничего не угрожает. Мы спросили Светлану Викторовну, откуда у нее такая уверенность, и как челябинские библиотекари планируют конкурировать с интернетом .


- Как давно вы работаете в сфере библиотечного дела?

34 года. После окончания Алтайского государственного института культуры в 1980 году была принята на работу в Центральную библиотеку им. А.С.Пушкина.

- Чтобы выбрать эту профессию, нужно, наверное, очень любить читать. Любовь к книгам у вас с детства?

В моём детстве первоклассников, научившихся читать лучше и быстрее всех, награждали походом в школьную библиотеку и позволяли взять домойпонравившуюся книгу. Это произвело на меня сильное впечатление. С тех пор читала я всегда,много и разное.

Профессию библиотекаря я выбрала по совету своего классного руководителя. Определяющим при выборе, кроме любви к чтению было и желание живого общения с людьми, возможность постоянного творческого роста. Профессиябиблиотекаря разноплановая и творческая.

- Какая книга оказала на вассамое сильное влияние, возможно перевернула ваше мировоззрение?

Меня просто ошеломила книга В. Гюго «Человек, который смеётся».

Если говорить о книге, впечатление о которой я пронеслачерез всю жизнь,то это «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Перечитывала её не раз и каждый раз открывала для себя что-то новое.

- Как вам кажется, сейчас, в век информационных технологий, библиотеки не теряют своей актуальности?

Ежегодно услугами только 48 муниципальных библиотек города пользуется более 200 тысяч жителей, среди них 37% дети в возрасте до 14 лет.

Да, действительно, есть Интернет. В Интернете есть много информации, но она не структурирована, и ее приходится выбирать. Но только еслиу вас есть время и знаете как вести поиск. В библиотеке же работают консультанты, которые помогут осуществить быстрый поиск. Действительно есть книжные магазины, где можно купить книги. Но многие ли могут позволитьсебепокупать книги по все возрастающей цене? Хорошо, если это новинки. А если Вам нужна книга, изданная 10 лет назад, особенно узкой тематики. Ко мне недавно обратился директор крупного книжного магазина с просьбой найти нужную литературу, потому что не смогли найти в Интернете и купить в магазине - и это не единственный случай.

- Можете примерно сказать, сколько у вас появилось новых читателей за последнее время?

На этот вопрос ответить однозначно сложно. Если говорить о регистрационной картотеке читателей, то только в Центральную библиотеку им. А.С.Пушкина с начала года записалось более 1,5 тысяч новых читателей.

Еще осуществляется информационно-библиографическое обслуживание удалённых пользователей по телефону или электронной почте. А пользователи сайта библиотеки, так называемые виртуальные читатели? Сколько из них новые, мы не можем ответить. А читатели «Мобильной библиотеки», которая работала на Кировке с мая по октябрь?

- Вы сказали о «Мобильной библиотеке». Все-таки это нетрадиционный подход к библиотечному делу. Боитесь ли вы наступления электронной книги на бумажную?

Нет. Электронные книги - новый носитель информации. И они не заменят бумажные книги.

Традиционная книга живёт своей жизнью, электронная - своей. У каждого есть право выбора, на каком носителе, традиционном или электронном, читать. У каждой книги, электронной и бумажной, есть свои преимущества и недостатки. Печатные тексты легче запоминаются, развивают грамотность написания. Ратовать за цифровые технологии и отказываться от печатных книг - это всё равно, что рубить сук, на котором сидишь.

- Что вам кажется, будет с бумажной книгойлет через 20?

Слухи о скорой кончине бумажных книг сильно преувеличены. Традиционные книги, конечно, сохранятся, особенно детские.

Опыт зарубежных библиотек, в которых электронные технологии стали развиваться много раньше, свидетельствует о том, что в составе фондов библиотек только 20-30% книг на электронных носителях, остальные - бумажные.

И ещё. Для людей важно тактильное общение с книгой. Поэтому в этом смысле за будущее бумажной книги бояться не надо.

- Как вам кажется, как меняется роль библиотеки с изменением книги?

Библиотека превращаетсяв многофункциональный социокультурный центр. Читатель приходит сегодня в библиотеку не только за книгой, но и за общением,удовлетворением и реализациейсвоих способностей, талантов, общественных амбиций, за интеллектуальнымдосугом и информацией!

В этом, на мой взгляд, основное изменение и предназначение библиотеки на современном этапе.

- Расскажите о новых формах взаимодействия с читателями

Образ современной библиотеки - это образ меняющейся и мобильной библиотеки, способной удивлять посетителя. Это качество - удивлять, вызывать интерес, любопытство - становится основным мотивом нашей деятельности.

Приметой последнего времени стало использование нетипичных для насформатов работы, которые находят позитивный общественный резонанс. Читатели всё чаще становятся инициаторами и активными участниками новых библиотечных проектов.Это книжные фримаркеты (свободный, бесплатный обмен книгами) и фестиваль экологической культуры, «Библионочь» и летний читальный зал в парке, буккросинг и мастер-классы по изготовлению кукол, эко-сумок, Маяковские чтения и Пушкинские сезоны, молодежные квартирники.

- В вашей библиотеке работают клубы, реализуются тематические проекты, расскажите о них поподробнее.

Библиотека стремится позиционировать себя в городскомпространстве с помощью самых различных проектов. Один из известных культурно-просветительских проектов библиотеки - фестиваль книги и чтения«Челябинск Читающий», который проходит в нашем городе уже 9 лет, при активном участии областных библиотек, челябинского отделения Союза писателей,книгоиздателей и партнеров библиотек.Большой интерес у молодежи летом 2014 года вызвал проект «Мобильная библиотека» на Кировке, реализованный совместно с МТС при поддержке Управления культуры администрации города Челябинска. Более 3-х лет мы реализуем популярный социальный проект«Мир новых возможностей» по обучениюлюдей старшего поколения компьютерной грамотности.

В преддверии 2015 Года литературы планируем еще несколько тематических проектов. Один из них начали совсем недавно. Проект называется «Вернем поэзию в библиотеки» - по продвижению книг и творчества поэтов уральской поэтической школы совместно с издательством М. Волковой.

Что касается клубов, количество любительскихклубов и объединений по интересам в библиотеках сегодня растет. И это не удивительно. Реализация творческих способностей, общение, комфортная и уютная обстановка - это то, чего сегодня не хватает многим людям и то, что могут предоставить наши библиотеки.

Всего не сегодняшний день в библиотеках 58 клубов, в т.ч.в Центральной библиотеке им.А. С. Пушкина - 13.

Центральная библиотека стала концертной площадкой для клуба любителей романса «Лира» и клуба авторской песни «Паруса надежды», поэтической площадкой для начинающих поэтов молодежного квартирника, любителей поэзии и профессиональных поэтов в рамках клуба «Поэтическая среда», выставочной площадкой и местом встречи клубов декоративно-прикладного творчества «Берегиня». Клуб «Берегиня» в этом году отпраздновал своё 15-летие.

- Как вы видите будущее библиотеки?

Библиотека будущего -это реальное и виртуальное пространство, обеспечивающее беспрепятственный доступ к информации. При этом реальное пространство библиотекиэто место, где человеку приятно находиться, местодля самообразования, место для встреч и досуга. Библиотека как виртуальное пространство - это своего родауникальный информационный центр, предоставляющий пользователю необходимые базы данных и медиа-продукты.

Хотелось, чтобы именно библиотека стала таким гармоничным местом или точкой пересечения реального и виртуального.

Также мы решили побеседовать с руководителем крупнейшей в городе библиотеки. Директор Челябинской областной научной библиотеки Наталья Ивановна Диская ответила на наши вопросы.

- В сфере культуры библиотечное дело занимает совершенно особое место. Как давно вы работаете на этом поприще?

Директором ЧОУНБ я работаю с апреля 2014 года. До этого по роду прежней деятельности курировала областные и муниципальные библиотеки.

- И какие первоочередные задачи вы ставили для себя, когда начинали свою работу в качестве руководителя?

С большим уважением отношусь к своему коллективу. Это профессионалы своего дела, большинство из которых не один год работает в библиотеке.Моя задача - создать условия для их деятельности. Сегодня очень важно завершить ремонт основного здания, начать работу по приведению в порядок помещения отдела иностранной литературы.Кроме того, депозитарий находится в аварийном здании. Как видите, проблем много, и многие из них смог бы решить второй корпус, строительство которого нам пообещалГубернатор Челябинской области Б.А.Дубровский в августе этого года.

- Сейчас становится заметна тенденция к сближению различных видов культурной деятельности, размываются профессиональные стандарты, связанныес давно сформировавшимися отраслями, такими как музейное дело, библиотечное дело, клубное дело и так далее. В чемже, все-таки существенное отличие библиотеки от других культурных институций?

Хотим мы или не хотим, библиотеки относятся к сфере обслуживания. Главная библиотечная услуга - удовлетворение информационных потребностей пользователей. Но сегодня мы оказываем не только информационные, но и образовательные, культурные и досуговые услуги. Хотя для библиотеки, прежде всего, важно помочь читателю найти необходимую ему информацию, тот или иной документ. Именно в этом отличие библиотеки от других учреждений культуры.

- Как вы относитесь к платным услугам в библиотеках?

Библиотека - одно из общедоступных учреждений культуры.Большинство услуг,которые мы оказываем - бесплатны. Сегодня вход в наш выставочный зал открыт для всех, кто хочет увидеть экспозицию. Каждый желающий может свободно прийти навстречу, презентацию. У людей должна быть возможность не только выбора, но и возможность этим выбором воспользоваться. Но оставаясь доступной, библиотека все- таки должна определенные средства зарабатывать сама.

- Расскажите поподробнее о выставках в библиотеке.

Наша библиотека сегодня - крупный информационный, образовательный центр. «Выставочный зал Публички» -один из интересных проектов, привлекающих внимание посетителей библиотеки. Темы выставок разнообразны. В июле мы открыли первую выставку «Право на образование». Это была выставка работ-победителейМеждународного конкурса плакатов, участникам которого стали художники из 80 стран мира. Выставку «Мысли на ночь глядя» мы посвятили дню рождения Челябинска. Этоарт-проект подготовил замечательный художник, фотограф Владимир Витлиф.Большое внимание посетителей библиотеки привлекла историко-документальная выставка«Атомный проект СССР». В общей сложностиее посетили около 1500 человек. А сейчас мы готовим новый проект Рождественскую народную выставку

- Недавно начальник столичного департамента культуры Сергей Капков заявил, что в библиотеки никто не записывается, потому что они не нужны - есть интернет и книжные магазины. Это правда?

Для меня лучший аргумент - это цифры. За последние 10 месяцев мы зарегистрировали больше пяти тысяч новых читателей. Сегодня к нам приходят семьями, студенческими группами, классами. В библиотеку дверь почти никогда не закрывается. Это лучшее подтверждение того, что библиотека абсолютно востребована.

- Зачем вообще нужны библиотеки в XXI веке, в век информационных технологий, принципиально новых средств хранения и передачи информации?

Библиотека участвует в воспитании человека, в его социализации. Она помогает человеку, особенно молодому, выбрать правильный путь. Всегда полезно читать хорошие книги, общаться с умными знающими людьми.

- Бытует мнение, что молодые люди чаще обращаются к электронным книгам, чем к бумажным. Будет ли в будущем существовать формат бумажной книги?

Бумажная книга будет существовать, потому что книгу в ее традиционном исполнении заменить нельзя. Она обладает особой магией. Другое дело, как она должна выглядеть. Приятно читать книгу, напечатанную на качественной бумаге, с хорошей полиграфией. К сожалению, сейчас рынок наводнен разной по исполнениюи содержанию книжнойпродукцией, но я думаю, что читатель уже понял, на что стоит обращать внимание.Никакой электронный ресурс не сможет заменить книгу в полном объеме. У человека должна быть возможность держать книгу в руках, возвращаться к строкам, которые ему запомнились, к мыслям, которые его зацепили, к биографиям, которые не оставили его равнодушным. Электронный ресурс порой не дает такой возможности, но он, безусловно, должен быть.

- Но сейчас даже библиотеки пропагандируют электронные носители, примером тому может служить проект «Мобильные библиотеки», который был реализован в Челябинске.

Библиотеки пропагандируют не электронные книги, а прививают любовь к чтению,Конечно, мы используем этот вариант работы. У любого читателя должен быть доступ к авторам, к изданиям, на любых носителях. Но это не умаляет достоинства книги в ее традиционном понимании.

- Раз мы уже коснулись темы книжности и технического прогресса, расскажите, как современные технологии коснулись библиотечного обслуживания?

Да, действительно компьютерные технологии медленно, но верно, меняют формат взаимодействия читателя и библиотекаря. Это замечательно, что современные технологии стали частью библиотечного процесса. И электронный каталог, и онлайн бронирование, и электронные ресурсы - все это упрощает систему и экономит читателю и библиотекарю время. Чем дальше мы работаем с этими технологиями, тем отчетливее понимаем безусловную пользу этой тенденции.

- Чаще пользуются электронными каталогами или традиционной картотекой?

В основном, электронным. Но у нас есть и электронный каталог, и обычный - алфавитный и предметный. Пользуются ими студенты, которые приходят, научные сотрудники, которые занимаются предметными темами. Такие способы поиска дополняют друг друга.

- Как вы можете описать современных читателей, их запросы?

Все наши читатели - разные, но все они очень интересные, активные, любознательные. Каждый из них приходит в библиотеку с определенной целью. Один - чтобы просто написать курсовую работу, второй - чтобы готовить себя к дипломной работе, кто-то приходит посмотреть выставку, кто-то - пообщаться. Мы говорим с каждым из наших читателей в разных форматах, в зависимости от их запросов. Глядя на них, мы сверяем свой шаг. Мы понимаем, что для читателя важно, сколько времени он затратит на поиск книги - значит, мы работаем над этим, для него важно, какую книгу он получит - мы работаем над пополнением фондов, мы создаем комфортную среду, чтобы читателям было приятно у нас находиться.

- Расскажите о том, как вы планируете организовать сотрудничество библиотек и литераторов в Год литературы.

Для авторов Публичная библиотека является прекрасной площадкой презентации их изданий. Мы всегда собираем интересную аудиторию. Кроме того, мы ежегодно организуем конкурс среди южноуральских изданий. В будущем год планируем провести этот конкурс в рамках Книжной ярмарки. Это тоже повод поговорить о том, что сейчас происходит в литературном процессе.

Обсуждая будущее библиотек, нельзя забывать об их главном «контенте» - книгах. Чтобы выяснить, будет ли существовать в XXI веке книга, и что станет с культурой чтения, мы обратились к профессионалу в области книжного производства - директору издательства «Взгляд» Евгению Владимировичу Дрибинскому.


- В девяностые был популярен лозунг «россияне - самая читающая в мире нация». Соответствует ли это истине?

У нас очень глубокие и качественные литературные традиции, и читать у нас любят. Другое дело, что активное развитие информационных технологий не могло не повлиять на читательское поведение. Мы стали потреблять тексты совсем иного рода, изменилось качество чтения. Сегодня взрослый человек воспринимает огромное количество информации, читая новостные ленты в Интернете, деловую и прикладную литературу, рекламные объявления и даже поток различных СМС-сообщений; мы постоянно погружены в процесс чтения. Возможно, мы стали меньше читать литературные тексты, но вообще читать мы стали гораздо больше. Я думаю, что это относится не только к России, но и к общемировым тенденциям.

- И библиотека, и издатель работают для читателя и меняются вместе с ним. Поэтому логично начать наш диалог с оценки предпочтений, литературных пристрастий и запросов современного читателя.

Я не психолог, мне трудно рассуждать о потребностях современного читателя. Что движет человеком, когда он делает выбор в пользу той или иной книги? У всех свои мотивы. Книга служит развлечением, расширяет кругозор, дает энциклопедические знания, выполняет воспитательную функцию, помогая установить читателю нравственные ориентиры. Но мне нравится и то, что книга развивает наше воображение, помогает сделать картину нашего мира цветной. Это очень важная ее функция.

- Должны ли библиотеки и издательства идти за читателем, за его предпочтениями, или все-таки её долг - формировать читательский вкус?

Если говорить об издателях, то, с одной стороны, мы относимся к той профессии, на которой лежит ответственность за формирование вкусов. От того, какую книгу и в каком исполнении ребенок или взрослый возьмет в руки - с каким содержанием и иллюстрациями, на какой бумаге и в каком переплете - во многом зависит, захочет ли он это сделать во второй раз или мы отобьем напрочь это желание. Даст ли эта книга культурное, эстетическое развитие или она удовлетворит исключительно потребность в развлечении?

С другой стороны, мы включены в рыночные отношения, а рынок диктует свои запросы, поэтому многое зависит от личности конкретного редактора, от политики определенного издательства. Но я бы не рискнул заниматься книгой, в которую бы не верил.

- Сейчас много говорят о том, что существование библиотек становится неактуальным - все теперь можно скачать в ридер, планшет и на компьютер. Нужны ли сейчас библиотеки?

Роль библиотеки как хранилища уходит, и недалек тот день, когда библиотека в традиционном смысле уйдет совсем. Ей трудно конкурировать с Интернетом. Доступность книги все время растет. Если 30 лет назад мы шли в библиотеку просто потому, что книгу сложно было достать в другом месте, то сейчас такой проблемы нет. Можно найти практически любое произведение и прочитать.

С другой стороны, среди людей накапливается колоссальный дефицит общения (отсюда и огромный успех социальных сетей). И если библиотека почувствует запрос общества, то сможет стать тем звеном, которая объединит по интересам не только читателей, но и просто желающих пообщаться.

- Какой же должна быть библиотека в современных условиях?

На мой взгляд, путь выживания библиотеки - это ее переформатирование из места, предоставляющего услуги хранения и выдачи книг в территорию общения. Двери библиотеки должны быть открыты круглосуточно, человек туда должен приходить как в храм - пообщаться со смотрителем (слово библиотекарь мне не нравится), с другими людьми, познакомиться с молодыми писателями и поэтами, обсудить за чашкой чая их творчество и то, что происходит за окном.

Сеть должна расти, чтобы такие библиотеки были в шаговой доступности. Такую площадку можно организовать практически в каждом дворе. Во-первых, так библиотеке будет проще почувствовать потребности ее посетителя, а во-вторых, она станет истинным клубом для общения, для развития культуры местного сообщества. А у человека будет выбор и в плане досуга, и в плане интеллектуального развития. Образно говоря, если у меня есть свободный вечер, я могу пойти в кино, театр или в библиотеку. Но в последнем случае я должен быть уверен, что с пользой проведу время.

- Как вы считаете, есть ли вообще будущее у бумажных книг в эпоху всевозможных электронных гаджетов?

Статистика демонстрирует, что выпуск книг, и в количественном, и в тиражном выражении, растет. Есть проблема другая, она заключается в том, что не хватает торговых площадей, на которых выставлялись бы книги. К сожалению, при прочих равных условиях, книжным магазинам трудно конкурировать с продуктовыми, скажем.

Может быть, чтение станет более элитарным занятием, например, если издания станут стоить дороже, но книга не исчезнет в своем вещественном воплощении. На мой взгляд, обращение к книге - это действие, без которого современный человек не может обойтись. Нужно предоставлять возможность людям читать, и это работа не только учителей, но издателей и библиотекарей в том числе.

О том, как видят будущее библиотек студенты, которым предстоит работать в этой сфере и участвовать в ее развитии, нам ответили учащиеся кафедры библиотечного дела ЧГАКИ.

Анна, 19 лет: «Для меня библиотека не является каким-то хранилищем книг, и даже местом получения информации. Все книги для личного пользования я обычно нахожу в интернете. И я уверенна, что так делает большинство студентов. Библиотека должна быть скорее местом, куда люди приходят пообщаться, провести время за чтением книги, таким своеобразным клубом. В библиотеках для этого должно быть приятно и уютно находиться».

Дмитрий, 20 лет: «Самое главное в библиотеке - это ее содержание. Важно, чтобы библиотечный фонд был наполнен, соответственно запросам читателей, чтобы в библиотеке можно было найти самые редкие и самые свежие издание, которые даже пираты еще не успели оцифровать и выложить в интернет».

Андрей, 20 лет: «Библиотека должна быть аналогом поисковика, типа Googl а в реальности. Не всегда у обычных читателей есть такие способности, которые позволяют им без труда находить нужные книги по нужной теме, например при написании научной работы. Самое важное в современной библиотеке - это сервисы для уточнения запроса - удобные каталоги, грамотные библиотекари, большая база данных хороших источников».