Квест, игра по станциям. Иры в летнм лагере

Летний оздоровительный лагерь «Солнышко»

Сценарий квест-игры

«Загадки лета»

Дата проведения: 18.06.2018

Место проведения: территория лагеря

Время проведения 11:00

Ответственный: Бобровская М.В

Сценарий квест-игры «Загадки лета»

Цель : формирование навыка коллективной деятельности.

Задача : способствовать развитию творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей, формировать коллектив, воспитывать патриотизм, экологическое сознание.

План проведения

Линейка: мотивация (собрать капельки живой воды); маршрут игры

1)Станция «Чёрный ящик»

2) станция «Пословицыно»;

3) станция «Крокодилово»;

4) станция «Наборщик»;

5) станция «Загадкино».

6) станция «Сказочная»

7)станция «Частушкино»

8) станция «Русские герои»

9)станция «Затейник»

Ход мероприятия

Станция «Пословицыно»

Задача детей - собрать пословицы (2 комплекта) и прочитать пророчество. Кто быстрее?

1

В гостях хорошо,

а дома лучше

Слезами,

горю не поможешь

Слово-не воробей,

вылетит - не поймаешь

С кем поведёшься,

от того и наберёшься

Век живи

век учись

Не откладывай на завтра то,

что можно сделать сегодня.

Что написано пером,

не вырубишь топором.

Как аукнется,

так и откликнется.

Уговор

дороже денег.

По одежде встречают

по уму провожают.

Шила в мешке

не утаишь.

Язык мой -

враг мой.

Волков боятся -

в лес не ходить.

Станция «Наборщик»

Командам дается слово, состоящее не менее чем из 7-8 букв . Их задача, пользуясь этими буквами, составить новые слова. СТОЛОВАЯ (ласт, стол, воля, лото и др.)

Сверяют и считают слова после 5 минут работы (по 2 листа на отряд)

В конце выдаём капельки живой воды

Станция «Загадкино »

В конце выдаём капельки живой воды

Конкурс на проверку сообразительности, дисциплинированности и сработанности команд.

Подсчитывают баллы.

    Солнце печёт, Липа цветёт,

Рожь колосится,Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Летом.)

    Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

и зовут тебя все... (солнце).

3.Его просят, его ждут,

А как придет -

Прятаться начнут. (Дождь.)

4.Неизвестно где живет.

Налетит - деревья гнет.

Засвистит - по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь. (Ветер.)

5.На дворе переполох –

С неба сыплется горох. (Град.)

6.Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (Радуга.)

7.Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния.)

8.В дверь, в окно стучаться не будет,

А взойдет и всех разбудит. (Солнце.)

9.Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и исчез. (туча.)

10.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем - не найдем. (Роса.)

11.Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи. (Собака)

12.Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (Корова)

13.Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

14.Есть рога, а не баран,

Хвост свечой, а не белка,

Не корова, а молоко даёт. (Коза)

15.Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь)

16.На овчарку он похож:

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

17.Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (Хомяк)

18.То рыжая, то серая,

А по названью белая. (Белка)

19.Все движутся вперёд,

А он наоборот.

Он может два часа подряд

Всё время пятиться назад. (Рак)

20.Вьётся верёвка,

На конце головка. (Змея)

21.У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (У улитки)

22.Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит, да ноги. (Черепаха)

23.Отгадайте, это кто

Ходит в костяном пальто? (Черепаха)

24.Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

25.Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. (Олень)

Утром ползает,
В полдень недвижимо,
А вечером летает. (бабочка)

26.Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами - кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

27. В лесу живёт,

Кур в деревне крадёт. (Лиса)

Станция «Чёрный ящик»

Конкурс угадывания предметов. Ведущий кладет в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто не видел. Каждая команда задает по вопросу, на которые можно ответить «да» или «нет». Побеждает та команда, которая после 10 вопросов назовет предмет. (телефон. Ножницы) В конце выдаём капельки живой воды

Станция «Любимые герои русских сказок».

На этой поляне ребята отвечают на вопросы викторины:

1. Назовите одного из преступников, с которым боролся Илья Муромец. (Соловей Разбойник)

2. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну. (Добрьи 1Я Никитич)

3. Чудовище, которое живет на горе Сорочинской. (Змей- горыныч)

4. Многодетная мать, у которой на детей произошло покушение. (Коза)

5. Обитательница земли и воды, ставшая женой богатого наследника после покушения на ее жизнь. (Царевна-лягушка)

6. Герой сказки, который по оригинальному рецепту приготовил вкусное блюдо из орудия труда. (Солдат)

7. Кто воровал золотые яблоки из сада в сказке «Иван-царевич и Серый волк»? (Жар-птица)

8. Сказочные похитители детей. (Гуси-лебеди)

9. Кругленький, умненький герой, убежавший от пенсионеров. (Колобок)

10. Домашняя птица, которая могла бы приносить отличный доход своим содержанием. (Курочка Ряба)

11. Непослушная девочка, заблудившаяся в лесу, которую спасло умение печь пирожки. (Маша)

12. Наивный герой, пострадавший зимой на водоеме от происков рыжей подружки. (Волк)

13. Как звали девочку, которая учинила беспорядок в доме у трех лесных обитателей? (Маша)

14. Героиня сказки, пережившая весь ужас пребывания в желудке у голодного волка. (Красная Шапочка)

15. Кто из урода превратился в красавца? (Гадкий утенок)

16. Как звали невесту, которая сбежала от слепого и жадного жениха? (Дюймовочка)

17. Назовите имя сказочного героя, который умел прекрасно колоть орехи. (Щелкунчик)

18. Герой сказки, который в борьбе с сорока бандитами вышел победителем. (Али-Баба)

19. Папа, который снимал со своего сына стружку. (Папа Карло)

20. Весельчак, живущий на крыше. (Карлсон)

21. Герой сказки, имеющий только один недостаток - слишком большие уши. (Чебурашка)

22. Герой сказки, у которого вместо мозгов была солома. (Страшило)

23. Ветеринар, посетивший Африку. (Айболит)

24. Чей хвост служил шнурком для звонка? (Ослика Иа)

25. Что представлял из себя колпачок Буратино? (Старый полосатый носок)

26. Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса-Барабаса? («Девочка с голубыми волосами или тридцать три подзатыльника»)

27. Какое звание имел хозяин кукольного театра Карабас- Барабас? (Доктор кукольных наук)

28. Какая валюта была в обиходе у жителей городка, в котором жил Буратино? (Сольдо)

29. Кто эта скупая старуха, которая припрятала золотой ключик на дне болота? (Черепаха Тортила)

30. Имя блудного попугая. (Кеша)

31. Маленький поросенок с воздушным шариком. (Винни Пух)

32. Никому ненужный житель водных мест, мечтавший о полете. (Водяной)

33. Кто любит ходить в гости? (Винни Пух)

34. Наполовину девушка, наполовину рыба. (Русалочка)

35. Самое дружелюбное привидение. (Каспер)

36. Домашний кот в тапочках и при бабочке. (Леопольд)

37. Веселый домовенок. (Кузя)

38. Два кругленьких следователя. (Колобки)

39. Те, кем измеряли удава. (Слоненок, попугай, мартышка)

40. На ком катался львенок? (Черепаха)

В конце выдаём капельки живой воды

Станция «Крокодилово»

Без слов объяснить словосочетание/слово:

а) летний пляж; б) прогулка в лесу

В конце выдаём капельки живой воды

Станция «Русский герой»

В конце выдаём капельки живой воды

1)Угадай героя русской сказки

2)Узнай героя России (фото) Гагарин, Жуков, Путин, Илья Муромец,

    В названии сказки их имена,
    Герои эти - брат и сестра.
    Не послушал брат сестрицу,
    Из лужицы испил водицы. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

    Он командует печи:
    «Ну-ка во дворец ты мчи!»
    Кто сидит верхом на ней?
    Имя назови скорей. (Емеля.)

    Он румяный и душистый,
    Круглый, мягкий, золотистый.
    Но попался, дурачок,
    Он лисе на язычок. (Колобок.)

    Отвечайте на вопрос:
    Кто в корзине Машу нёс,
    Кто садился на пенёк
    И хотел съесть пирожок?
    (Медведь)

    Баба била - не разбила,
    Дед ударил - не разбил.
    Баба очень загрустила.
    Кто же бабе подсобил?
    (Мышка)

    Свой дом зимою, в холода
    Она слепила изо льда.
    Дом лубяной построил Зайка.
    Теперь, читатель, вспоминай-ка,
    Кого прогнал Петух в леса?
    Кто Зайца обманул? (Лиса)

    Дед и баба вместе жили,
    Дочку из снежка слепили,
    Но костра горячий жар
    Превратил девчурку в пар.(Снегурочка)

    Что за сказка: кошка, внучка,
    Мышь, ещё собакаЖучка

Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)

    Бабушка в лесу живёт,
    Травы-зелье собирает,
    Пол в избе метлой метёт.
    В ступе по небу летает. (Баба-Яга)

    Уходя, просила мать
    Никому не открывать,
    Но открыли дети дверь!
    Обманул зубастый зверь -
    Песню мамину пропел. (Волк)

«Частушкино» Спеть частушку

В конце выдаём капельки живой воды

    Руки с мылом надо мыть,

Чтоб здоровенькими быть,

Чтоб микробам жизнь не дать,

Руки в рот не надо брать.

    Всякий раз, когда едим,

О здоровье думаем.

Мне не нужен жирный крем,

Лучше я морковку съем

    Физкультурой занимайся,

Чтоб здоровье сохранять,

И от лени постарайся

Поскорее убежать.

    Ты зарядкой занимайся,

Если хочешь быть здоров.

Водой холодной обливайся –

Позабудешь докторов.

    Любим спортом заниматься,

Бегать, прыгать, кувыркаться.

А зима настанет -

Все на лыжи встанем!

Я проснулся - не пойму:

Почему я на полу?

7. Если вдруг стряслась беда,
Помощь вызови тогда,

01, 02, 03 –быстро номер набери.

8. Ты бросай бумажки в урну,
Убирайся во дворе,

И тогда Грин Пис, конечно, Орден выпишет тебе

I. Станция «Удивительные превращения»

В кого превращались:

Князь Гвидон из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? (В комара, муху, шмеля.)

Великан- людоед из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»? (Во льва, мышь.)

Красивый мальчик Якоб, герой сказки В. Гауфа «Карлик Нос». (В карлика.)

Одиннадцать братьев- принцев из сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»? (В лебедей.)

Курица Чернушка из повести А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»? (В человечка.)

Чудовище из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек»? (В принца.)

Петя Зубов - герой сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»? (В старика.)

Летняя карусель (Игра- путешествие)

Коротышка Листик из сказочной повести Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе»? (В ослика.)

Айога из нанайской сказки «Айога»? (В гусыню.)

Нильс, герой сказки С. Лагерллф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»? (В крошечного человечка.)

Пиноккио из повести К. Коллоди «Приключения Пиноккио»? (В осла.)

Гадкий утенок из сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий Утенок»? (В лебедя.)

Ослы Брыкун, Пегасик и Камлигума из сказочной повести Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе»? (В коротышек.)

Принц из сказочной повести Я. Бонехвы «Академия пана Кляксы»? (В скворца Матеуша.)

Женя Богорад из повести- сказки Л. Лагина «Старик Хотта-быч»? (В старика.)

Два брата из сказки Е. Шварца «Два клена»? (В клены.)

Карик и Валя из повести Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»? (В крошечных человечков.)

Таня Заботкина из сказочной повести В. Каверина «Много хороших людей и один завистник»? (В сороку.)

Лягушонок из сказки братьев «Король- лягушонок»? (В королевича.)

Багдадский калиф Хахид, герой сказки В. Гауфа «Калиф-аист»? (В аиста.)

Жестокий мальчик, упавший со звезды, из сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда»? (В мальчика с лицом как у жабы.)

Юра Баранкин и Костя Малинин из повести В. Медведева «Ба-ранкин, будь человеком!»? (В воробьев, бабочек, муравьев.)

Станция «Затейник» (игра)

1. «Автобус, троллейбус, трамвай»

Отряд делится на 2 команды. Команды рассчитываются по порядку номеров и строятся в затылок друг за другом. Между командами стоят 3 стула. Первый стул – это автобус, второй стул – это троллейбус, третий стул – это трамвай. Ведущий начинает игру словами: «Раннее, раннее утро. Люди спешат на работу, на остановке полно народу. Вот вдали показался третий номер автобуса». Последние слова ведущий говорит быстро. Оба третьих номера должны занять место на первом стуле. Тот, кто занял стул первым, приносит своей команде очко. Третьи номера возвращаются на место, и игра продолжается дальше.


Тем, кто трудится на ней.

1

В гостях хорошо,

Слезами

Слово–не воробей,

С кем поведёшься,

Век живи

Не откладывай на завтра то,

Что написано пером,

Как аукнется,

Уговор

По одёжке

встречают,

Шила в мешке

Язык мой -

Волков боятся -

не утаишь.

враг мой.

в лес не ходить.

а дома лучше

горю не поможешь

вылетит - не поймаешь

от того и наберёшься

век учись!

что можно сделать

сегодня.

не вырубишь топором.

так и откликнется.

Дороже денег

а по уму провожают.



В последнее время родители часто выбирают квест в качестве развлечения на детский праздник. И такой выбор вполне оправдан. Ведь малыши больше всего на празднике ждут именно развлечений, им хочется активного отдыха. Ну и конечно дети любят разгадывать тайны и загадки. Поэтому череда заданий, объединенных какой-то одной целью, тематикой, всегда вызывает восторг у детишек любого возраста.

Родителям же хочется, чтобы квест был простым в плане его реализации, для него требовалось минимум реквизита.Это особенно актуально, если праздник будет проходить на природе и планируется квест игра для детей на улице.

Именно такой сценарий квеста мы и хотим вам представить. Он рассчитан на дошкольников и учеников младших классов, которые знают буквы, цифры, умеют читать и писать. Все задания несложные, их под силу решить дошкольнику или первокласснику.

Тема квеста — животные, и задания так или иначе связаны с ними.

Квест рассчитан на одну команду, то есть все участники проходят его совместно, у всех общая цель, нет победителей и проигравших, а значит никому не будет обидно.

Приключение можно организовать в лесу, в парке. Обязательное условие — наличие деревьев, кустов, травы. Локации с заданиями не обязательно должны быть далеко друг от друга, пусть они даже будут все в поле зрения. Участники все равно наперед не знают, в каком порядке они будут проходить этапы

Подготовка и необходимый реквизит

Первый этап

Понадобятся: конверт, лист бумаги с заданиями кроссворда, лист с самим кроссвордом, ручка, карандаш или фломастер.

Кроссворд и задания к нему прячем в конверт. Конверт должен быть в руках ведущего к началу квеста.

Второй этап

Понадобятся: файл, распечатанное изображение козы, распечатанные и вырезанные слова и слоги, прищепки или скрепки, на которые слова и слоги крепятся к кусту.

Ищем подходящее дерево, рядом с которым растет куст, или просто отдельно растущий куст. Файл с изображением козы и текст задания прячем в файл. Файл крепим к дереву или к кусту веревкой или кнопкой. Слова и слоги крепим к кусту прищепками в произвольном порядке. Не обязательно все вешать на виду, чтобы было интереснее, несколько из них прячем вглубь куста.

Третий этап

Реквизит: файл, распечатанное изображение лисицы, конверт с заданием, несколько спичечных коробков или капсул от киндер-сюрприза, распечатанные подсказки и несколько пустых бумажек, которые прячутся в спичечные коробки.

В файл кладем изображение лисицы, текст задания и крепим его к дереву.

Коробков должно быть больше, чем подсказок. В некоторых будут бумажки с подсказками, а в некоторых — пустые бумажки. Это усложнит процесс поиска и сделает его интереснее. Коробки прячем тщательно, для этого желательно поискать высокую траву. Спичечные коробки можно заменить капсулами от киндер-сюрпризов.

Четвертый этап

Нам необходимы: файл с изображением кота, конверт с распечатанным заданием, несколько одинаковых веревок, 9 фигурок мышек, вырезанных из картона. На каждой мышке — буква. Из букв можно составить слово “сокровище”.

Файл с изображением кота и с заданием крепим к дереву. Фигурки мышек в произвольном порядке нанизываем на веревки — по 2-3 штуки на каждую веревку. Веревки наматываем вокруг дерева так, чтобы их было не слишком просто размотать.

А вот вам шаблон мышки:

Пятый этап

Реквизит: файл с изображением мышек и с заданием. Также понадобится ведерко с песком и ящик, закрывающийся на замок. В ящике и будут спрятаны сокровища. В качестве сокровищ можете использовать сладости, маленькие игрушки, сувениры, наклейки и прочие приятные мелочи.

Ключ от замка прячем в ведро с песком.

Ну а теперь начинаем наш квест для детей на природе, задания подготовлены и ждут участников.

Старт приключения

Ведущий держит конверт с первым заданием. В конверте находится кроссворд, который необходимо разгадать. В кроссворде всего четыре загадки, ответы на которые вписываются в клеточки, и в результате в серых клеточках у нас должно получиться слово-ключ.Именно это слово и приведет нас к следующему заданию.

Загадки:

  1. На макушке ушки, спит он на подушке. На мышей охотник, кто же это? …….(Котик)
  2. Молоко давать готова нашей бабушки …… (Корова)
  3. Скачет очень ловко, любит он морковку (Заяц)
  4. Лает звонко, охраняет, от злодеев защищает. (Собака)

Какое слово у нас получилось? Коза! А значит ищем следующее задание там, где нарисована коза.

Локация Коза

Ребята бегут к дереву, на котором прикреплен файл с изображением козы. В этом файле находят следующую задачу.

Текст задания: “Дорогие ребятишки! Когда я паслась в лесу, то заметила, что на кустике появились необычные листочки. Видимо, их здесь оставили лесные звери. Листочки надо собрать и разгадать, что же на них написано”

Участники собирают с куста заранее подготовленные листики со словами и со слогами. В словах некоторые слоги пропущены, их надо вставить.

Слова:

Слоги:

Вставляем слоги в слова и получаем названия животных:

  • белочка;
  • хомячок;
  • бурундук;
  • шиншила;

Ведущий: А теперь давайте посмотрим, есть ли что-то общее между нашими зверьками? Может быть кто-то из них лишний?

Дети должны догадаться, что практически все из перечисленных зверушек грызуны, кроме лисицы. Если детям тяжело догадаться, ведущий может задавать наводящие вопросы: что кушают все эти звери, что общего в их внешнем виде и т.д. В конце концов дети приходят к выводу, что в этом списке лисица лишняя. Вот она и будет ключом к следующему заданию. Дети ищут дерево с изображением лисички.

Локация Лисичка

Ведущий: Давайте достанем конверт и посмотрим, какое задание нам подготовила хитрая лисичка.

Ведущий достает конверт и читает задание: “Здравствуйте ребятки, я лисичка-сестричка. Помогите мне в моей беде! Были у меня подсказки, но я бежала, хвостиком махнула и подсказки рассыпались. Помогите мне их собрать!”

Дети ищут в траве спичечные коробки с подсказками. Затем открывают каждый из них и разгадывают, что же в них загадано.

А вот и сами подсказки:

  • не вода, а жидкое, не снег, а белое (молоко)
  • живет в речке, но не лягушка (рыба)
  • он бывает детский, а еще из него делают сырники (творог)
  • маленькая и серенькая, а все ее боятся (мышка)

Ведущий: Ну вот дети мы и помогли лисичке с подсказками, но что же в них зашифровано?

Дети пробуют догадаться сами, если у них это не получается, можно подсказать. Все отгадки — это еда какого-то животного. Какого именно? Правильно, кота! А значит теперь надо искать дерево с изображением кота.

Локация Кот

Ведущий: Ребята, давайте посмотрим, что за задание нам приготовил пушистый котик. Достаем из конверта текст задания.

Текст задания: “Здравствуйте детишки! Я заблудился в лесу и растерял по дороге всех своих мышек. Помогите мне их отыскать. Я точно знаю, что мышки должны вам подсказать что-то очень важное, но я не знаю что именно…”

Малыши распутывают веревку на дереве, снимая с нее картонных мышек. Когда все мышки сняты с веревки, надо составить слово из букв, изображенных на них. Участники составляют слово “Сокровище”.

Ведущий: Что у нас получилось? Сокровище! А что это значит? Что клад уже где-то близко! А кто нам дал подсказку про сокровище! Правильно! Мышки! Значит следующее задание ищем у мышек.

Локация Мышки

Дети подходят к дереву с мышками, ведущий достает из файла задание.

Текст задания: “Здравствуйте детишки, мы — подружки-мышки! В нашей норке был спрятан ключ от сокровища, но норка засыпалась и теперь ключ под песком. Помогите отыскать ключик, а в награду получите сокровища из тайного сундука”.

Участники дружно ищут ключик в ведре с песком. Если хотите усложнить задание, возьмите несколько разных ключиков и спрячьте в песок. Тогда ребятам придется перебрать несколько ключей, прежде чем найдется нужный.

Когда ключ найден и сундук открыт, малыши с радостью забирают свой клад!

Заключение

Такой квест хорошо организовывать, когда праздник подходит к концу. Сладости, найденные в сундуке могут дополнить сладкий стол.

Продолжительность данного квеста — от получаса до часа. Длительность проведения будет зависеть от самих участников и от ведущего, в частности от того, будет ли он им подсказывать, задавать наводящие вопросы.

При желании можно дополнить детский квест на улице картой. Такую карту составляйте на основании расположения локаций на вашей местности. Хотя карта особой роли в самом квесте не играет, она, скорее, для общего антуража.

Практически весь реквизит можно найти в любом магазине канцтоваров, что значительно упрощает организацию квеста. Исключение — ведро с песком и ящик с замком. Если ведро и песок найти не проблема, то ящик придется подобрать по размерам, возможно украсить его, ведь это все-таки клад. Ну и придется задействовать папу, чтобы прикрепил замок на ящик.

Желаем вам веселого детского праздника!

Все они с успехом проводятся активными мамами и начинающими аниматорами. Спасибо за добрые комментарии!

Этот квест предназначен для детей 10-13 лет. Многие в этом возрасте любят динозавров, поэтому научно-фантастическая повесть моего любимого Конан Дойля «Затерянный мир», по мотивам которого создана игра, их не разочарует. Я очень надеюсь, что после квеста дети побегут читать и саму книгу.

Не могу передать, с каким удовольствием я сама перечитывала потрепанную БУМАЖНУЮ книгу, когда готовила материал для сценария… Сама себе завидовала!

Суть квеста

  • Это квест, который можно проводить в квартире любого размера, в кафе, на даче, в классе и на природе. Реквизит самый простой, а прятать никуда ничего не надо. Удобно! .
  • Детей может быть всего двое (это уже две команды), 6, 8, 10 и т.д. Если площадь позволяет, квест можно провести и на 30 человек, разделив на команды.
  • Я подготовила листы с заданиями (скачивайте их бесплатно), но вы легко можете убрать лишние и добавить свои испытания. На первых листах загадки более сложные, на последних — просто веселые задания, чтобы дети повеселились и «выпустили пар», потанцевали и покривлялись.
  • Цель квеста — получить допуск в Затерянный Мир (страну Мепл-Уайта). Это будет просто лист бумаги с соответствующей записью, но вы можете вместе с сертификатом положить подарки для именинника или всех гостей.

За пройденные задания команды получают очки, которые я предлагаю выдавать в виде мармеладных червячков (в повести Конан Дойля были ядовитые змеи яракаки ). Яракак за прохождение испытаний кладем в отдельные банки для каждой команды. Если задание выполнено без подсказки — 2 червячка. Если с подсказкой — 1 червяк. Не справились — червяк не полагается.

В конце подарочки всем даем одинаковые, но команду-победителя можно дополнительно наградить шоколадными яйцами динозавров.

С чего начать?

В моем сценарии используются имена главных героев повести. В принципе, можно играть сразу, но будет лучше, если вы хоть в двух словах расскажете суть книги. Я предлагаю посадить детей перед экраном компьютера и показать кадры из старого советского диафильма «Затерянный мир». На это уйдет около 10 минут. Все очень коротко, но игра пойдет по-другому.

Что нужно делать ведущему?

1. Раздавать каждой команде лист с заданием, вспомогательными материалами и реквизитом.
2. Следить за тем, чтобы дети прочитали и поняли задание или самостоятельно зачитать и объяснить суть.
3. Засекать время, когда это необходимо
4. Следить за ходом разгадывания загадок и вовремя давать подсказки.
5. Доброжелательно объявлять победителя в каждом испытании и складывать мармеладных червячков в разные банки.
6. Следить за ходом игры, помогать и отменять трудные задания, если дети все делают очень медленно.

Как выглядят задания для команд

Я постаралась все подготовить так, чтобы вы могли просто скачать и пользоваться. Напоминаю, вы можете редактировать каждый лист, добавляя или упрощая задания.

Это 8 листов с кратким досье и заданиями от всех героев и персонажей повести Конан Дойля «Затерянный мир».


Дарю вам 10 папок, в которых будет:

1. Сам лист заданий от одного из героев повести (это текстовый формат, на просмотре не видно картинок, для редактирования нужно скачать)
2. Вспомогательные картинки, если они нужны для задания квеста
3. Диафильм Часть 1 и Часть 2 (можете смотреть прямо с моего Яндекс диска, пользуясь стрелкой, можете скачать себе на компьютер)

Сценарий квеста и инструкция для ведущего

В левом столбике — коротко о задании для детей (полностью оно есть на тех листах, которые я даю для скачивания).
В правом столбике — комментарии для ведущего. Подробно загадки не пишу — все есть в той замечательной папке.

Вступительное слово

Приветствую вас, смельчаки. Я — потомок профессора Челленжера, который доказал своим современникам существование Затерянного Мира. Законы природы потеряли свою силу в этом месте благодаря полной изоляции от внешнего мира. Это удивительное плато с динозаврами, птеродактилями и древними растениями.

Мой прадед тщательно зашифровал все координаты, и допуск в Затерянный мир могут получить лишь избранные! Готовы ли вы рискнуть?

Если вы сумеете справиться со всеми этими заданиями, получите от меня сертификат. Предъявите его нашему верному помощнику, проживающему на Амазонке, который и покажет вам путь в Затерянный мир.

Задания художника Мепл-Уайта

Кто нашел художника

В задании «Кто нашел художника» дети должны сравнить отпечаток пальца на бутылке с отпечатками, которые они получают на дополнительном листке.

Один отпечаток нужно вырезать и приклеить квадратик к любой бутылке. Дети сравнивают рисунки. Правильный ответ: художника нашел профессор Челленджер.

Шифровка

Каждая команда получает одну любую книгу и слово (фразу) из 8 букв. Дети зашифровывают слова и меняются книгами и шифрами, чтобы разгадать код соперника.

Ведущий дает одной команде слово «Помогите», другой — фразу «Алмаз тут». Следит за правильностью действий, дает команду для обмена шифровками.

Альбом с рисунками

Команда получает раскраску с динозавром. Но раскрасить ее нужно… пластилином! Отрывать маленькие кусочки и быстро залепливать самого динозавра и фон. Работать нужно всем одновременно, чтобы за 5 минут получилось что-то стоящее.

Ведущий засекает ровно 5 минут. По итогам дает командам очки. В конце квеста можно оформить выставку пластилиновых картин.

Задания Профессора Челленджера

Три загадки

Загадка 1 .Продолжить последовательность С, О, Н, Д, Я, Ф, М (на листе есть подробности)

Подсказку ведущий дает в случае затруднения: вспомните календарь. Правильный ответ: это первые буквы месяцев, начиная с сентября. Следующая буква — А (апрель).

Загадка 2 . Если назовете ее имя, она исчезнет…

Правильный ответ: тишина.

Загадка 3 . Пять круглых пряников нужно разделить на 6 человек поровку. Но! Нельзя делить каждый пряник на 6 частей.

Для решения раздайте бумагу и карандаши, пусть делят кружочки на бумаге. Правильный ответ: Если 3 пряника разрежем пополам, то получим 6 одинаковых частей. Остальные 2 пряника разрезаем на 3 одинаковые части и снова получаем 6 одинаковых частей.

Воздушный шар

Дети получают материалы и инструкцию для изготовления шара с корзиной для полетов

Ведущий раздает каждой команде по одному шару с гелием, толстые нитки, липкую ленту и одноразовый стаканчик. Побеждает команда, которая сделала все быстро и качественно.

У моей дочки ушло 4 минуты на изготовление такого шара. Чтобы он не улетел, посадили туда динозавра.

Задание журналиста Нэда Мелоуна

Карта затерянного мира

Участвуют по 2 человека от каждой команды. Один держит открытый фломастер неподвижно, второй водит листком бумаги по кончику фломастера, стараясь повторить карту Нэда.

Ведущий раздает фломастеры и листки бумаги на твердой основе — лист не должен сгибаться. Победитель определяется по качеству рисунков.

Задание Профессора Саммерли

Загадка ледяных шаров

Дети получают шары, которые надо разморозить под струей воды и найти записку с задачкой про отца и двух сыновей.

Обычные шарики натягиваются на кран, наполняются водой до размера теннисного мяча, завязываются и замерзают в морозильной камере. С игрушкой они выглядят очень классно! В один шар поместите записку с заданием, предварительно завернув ее в пакет. Если такой возможности нет, надуйте шары и дайте вволю полопать.

Правильный ответ: Вначале переправляются оба сына. Один из сыновей возвращается обратно к отцу. Отец перебирается на противоположный берег к сыну. Отец остается на берегу, а сын переправляется на исходный берег за братом, после чего они оба переправляются к отцу.

Лишняя фраза

Дети должны найти лишнюю фразу среди 7 предложений.

Правильный ответ: все фразы — палиндромы, т.е. читаются слева направо и справа налево одинаково. Все, кроме одной: «Шучу я так».

Задание путешественника Джона Рокстона

Плоды и коренья

Выбираем по одному представителю от каждой команды и завязываем ему глаза. Они должны попробовать по 5 разных фруктов и овощей и угадать, что это.

Все продукты нарезаем маленькими кусочками, даем в рот, накалывая на зубочистку. Яблоки, груши, сливы, виноград, морковка, свекла, капуста, болгарский перец, чеснок, лук и т.д. Ой, они такие рожицы корчат… Всем весело!

Цвет и название камней

Просто соединить линиями цвет и название. Там по 2 камня на каждый цвет.

Выигрывает самая быстрая команда, так как задание очень простое.

Задание темнокожего слуги Самбо

Веревки

Нужно быстро, качественно и прочно связать 10 кусочков бельевой веревки.

Сценарий квест – игры

для летнего лагеря:

«В поисках сокровищ»

Музыка(?) из пиратского фильма или вроде того. Дети одеты в костюмы пиратов.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А поможет нам в нем литературный герой. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку:

Он гроза морей,

Шхун и кораблей.

Не рыбак и не солдат,

А беспощаднейший… (Пират.)

Он пират, киногерой

И смеется над судьбой.

Нет его храбрей, хитрей -

Это Джек по кличке… (Воробей.)

Выходит пират Джек - Воробей. Рассказывает о сокровищах, которые они закопали где-то здесь.

Джек - Воробей: Здравствуйте ребята, я хочу, чтобы вы отгадали о чём мечтают все пираты.

Мечтает каждый день пират

Найти сундук, в котором… (Клад.)

Так вот слышал я, что где - то на территории вашего лагеря спрятан клад.

Кто поможет мне его отыскать получит хорошее вознаграждение. Для этого вы должны разделиться на две команды.

І команда это ребята 1 и 3 классов, ІІ команда

это дети 5,6 и 7 классов

После этого команды получают зашифрованные задания (у кого находится следующее задание) и ключ к ним.

На каждой станции команды должны ответить на вопрос и получить следующее зашифрованное задание, на котором обозначено место следующей станции, и так далее, всё ближе продвигаясь к сокровищам, и отправляются на розыски сокровищ пиратов.

І команда: 1- е задание «помогает повару»,

Алёна загадывает загадки:

Эту птицу теплых стран

Очень любит капитан.

Ему секрет не доверяй,

Все разболтает… (Попугай.)

Бриги, шхуны и фрегаты -

Это собственность пиратов.

Отплывают от земли

Прямо в море… (Корабли.)

2- е задание «всё ремонтирует»,

Василий Николаевич загадывает загадки:

Плаваю на корабле,

Иногда лежу на дне,

На цепи корабль держу,

судно в море сторожу,

Чтобы ветер не угнал,

На волнах лишь покачал.

(Якорь)

2)

Через море-океан

Плывёт чудо-великан.

На спине его есть кран:

Из него бежит фонтан.

(Кит)

Если команда ответила правильно то им даётся конверт со следующей зашифровкой:

3- е задание «руководит»,

Лариса Ивановна загадывает загадки:

1)

Каждый, кто бывал на море,

С ярким зонтиком знаком.

Из водички и из соли

Состоит он целиком.

Ты в воде его не тронь -

Обжигает, как огонь.

(Медуза)

Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми.

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям.

(Рыбы)

Если команда ответила правильно то им даётся конверт со следующей зашифровкой:

4- е задание «Прыг –скок, прыг – скок. Каждый радуется дружок»

(батут шкатулка с сокровищем находится в середине батута)

ІІ к

  1. е задание «Режет, жарит, варит»,

Галина Тимофеевна загадывает загадки:

1)

Он морских просторов царь,

Океанов государь,

Кладов он на дне хранитель

И русалок повелитель.

(Нептун)

2)

Направо вода и налево вода

Плывут здесь суда и туда и сюда

Но если захочешь напиться, дружок,

Соленым окажется каждый глоток.

(Море)

Если команда ответила правильно то им даётся конверт со следующей зашифровкой:

2- е задание «знает таблицу умножения»,

Валентина Николаевна загадывает загадки:

Я без моря - никуда,

В море - вся моя еда.

Сам живу на берегу,

Круг полярный стерегу.

Лапы - что-то вроде ласт.

Я как морж, но не клыкаст.

(Тюлень)

Нептун, явно, с кем-то в ссоре,

Если так бушует море!

Волны самых разных форм…

Что же с морем? В море …

(Шторм)

Если команда ответила правильно то им даётся конверт со следующей зашифровкой:

3- е задание «начальник Романтика»,

Валентина Ивановна загадывает загадки:

1)

Объясняю малышу,

Чтобы не было ошибок:

Зверь я, воздухом дышу,

Но похож на крупных рыбок.

В ватерполо я ловкач

И с детьми играю в мяч.

(Дельфин)

Компот, вода, и сок, и квас -

Не перечислить все сейчас.

Пират уверен лишь в одном:

Что всех напитков лучше… (Ром.)

Если команда ответила правильно то им даётся конверт со следующей зашифровкой:

4- е задание «Сюда бегут все дети, ведь книга лучший друг на свете »

(библиотека шкатулка с сокровищем находится на полке)

Шкатулки дети должны принести к пирату Джеку – Воробью. Он открывает и угощает детей сладостями из шкатулок.

Джек - Воробей: Вот с такими людьми мы найдём все сокровища на Земле.

Общелагерные (массовые) мероприятия в современных детских центрах берут свое начало с возникновения первых детских лагерей на территории нашей страны. Родились они вполне естественным образом, практически сразу с отрядными делами. И к сегодняшнему дню мы имеем богатую педагогическую копилку не только самих мероприятий, но и идей, концепций, подходов. Однако, ввиду частой обновляемости кадров в детских центрах и лагерях, просто не успевает проходить процесс профессионального обучения педагогов-организаторов и вожатых, в чьих руках в основном и сосредоточена вся ответственность за мероприятия, которые мы привыкли называть «общелагерными» или массовыми.

За всю свою вожатскую и организаторскую деятельность я ни разу не встречал статей, методических рекомендаций, учебников по массовым мероприятиям. Что-то можно найти в сфере культуры, где есть институт профессионального обучения организаторов мероприятий. Но это преимущественно концертная, конкурсная деятельность, а в нашей сфере, где за одно мероприятие ребенок может не только развлечься и поиграть, но и научиться чему-то, стать «качественнее» как личность – никаких методик, которые бы отличали «квест» от «сюжетно-ролевой игры» или даже от концертной программы, я ни разу не встречал.

В АНО ДООЦ «Алые Паруса» мы предприняли попытку обобщить накопившийся опыт и использовать его в подготовке вожатых, для того, чтобы на планерках новички не пугались страшных слов «КИП», «ИПС», а их старшим товарищам не пришлось долго объяснять не только тайный смысл аббревиатур, но и внутреннее содержание. Ибо делать те же игры по станциям, абсолютно не похожими ни на какие другие, наши педагоги-организаторы навострились, но объяснять очередную свежую идею даже опытным вожатым – тяжелый труд.

Мы попытались составить более-менее полную таблицу мероприятий и объединить их по формам – по тем волшебным аббревиатурам, по которым уже привыкли общаться сами: «КИП» (конкурсно-игровая программа), «ИПС» (игра по станциям), «ТРП» (танцевально-развлекательная программа), «СРИ» (сюжетно-ролевая игра) и т.д., а кроме того вынесли в отдельные формы «квесты», «концертные программы», «выставки» и многое другое. Но чтобы донести до человека, который только пришел обучаться вожатскому ремеслу, чем же эти все названия отличаются друг от друга, пришлось искать «лакмусовые бумажки» — индикаторы, которые объяснили бы отличия одного от другого доступно и понятно. И в этот момент у меня, как это модно сейчас говорить, случился инсайт. Дело вот в чем, когда своей коллеге, педагогу-организатору я попытался объяснить, что традиционное мероприятие «Ажиотаж», где ребята, посещая великое множество станций, получают за победу или участие жетоны, а затем тратят их на катание не снегоходах, сладости и пр. это, по своей форме, ни что иное, как игра по станциям, то получил яростный отпор. Оказалось, что я видел это мероприятие еще в двух Тюменских лагерях, только назывались они «Ярмарка» и их принцип проведения никак не отличался друг от друга. Для моей коллеги же никакого другого мероприятия кроме «Ажиотажа» не существовало. Она видела только «Ажиотаж». «Ажиотаж» для нее – это не игра по станциям, даже не смотря на то, что «станций» там больше чем где бы то ни было.

Похожий случай мне описала другая коллега, уже по цеху руководителей смен, Наталья Музыро. На одном из муниципальных семинаров в качестве приглашенного специалиста, она рассказывала про сюжетно-ролевые игры. И старшее поколение педагогов, услышав, что «Зарница» это ни что иное как военизированная сюжетно-ролевая игра, с праведным гневом бросились на бедную Наталью, доказывая, что «Зарница» это «Зарница» и ничем другим быть не может. А то, что в этой игре присутствует сюжет в виде легенды военных учений, и каждый ребенок играет свою роль (командира, рядового, радиста и пр.), при этом имея некую свободу действий и выбора в рамках своей роли, старшее поколение никак не волновало и ни о каких «формах мероприятий» они и слышать не хотели.

Еще два года назад мы поняли, что это большой провал в нашей работе. Мы пишем технические задания педагогам-организаторам, и не может донести до них свою идею, мы придумываем мероприятия и не умеем их объяснить вожатым.

На мою просьбу к кандидату педагогических наук, игротехнику Кудашову Григорию Николаевичу, помочь с поиском литературы по мероприятиям я с удивлением узнал, что их, как таковых нет. И писать подобные методические рекомендации, учебники и прочее не совсем корректно. Тогда я узнал интересное мнение – «любая подобная методичка убила бы напрочь творческое начало в организации мероприятий». Это было для меня откровением до момента, пока не пришло понимание, что мы, работающие в детском оздоровительно-образовательном центре в режиме «нон-стоп», когда одна смена тут же сменяется другой не совсем «творцы» в привычном понимании. Да, мои коллеги считают дурным тоном проводить одно и то же мероприятие по нескольку раз, да, всякое мероприятие мы придумываем и реализуем исходя из сюжета, целей и задач конкретной смены, но мы не меняем формы. Можно заменить сюжет, можно отредактировать принцип оценивания, можно вводить все новые и новые элементы в привычные формы, но… Мы все же «ремесленники». Мы раз за разом используем привычные формы, меняя их содержание. Но при этом, нас еще ни разу не упрекали в том, что мы повторяемся. Наши вожатые меняются с каждым годом, это естественный процесс. Но успех мероприятия как раз во многом зависит от них – от конечных исполнителей. Попробуйте провести мероприятие даже на сто детей, если их вожатые сами не понимают правил, не могут заинтересовать игровым процессом, донести сюжет, выполнить свою задачу как актеры, организаторы, аниматоры и пр. Потому нам просто жизненно необходим общий «язык», общее понимание хотя бы форм мероприятий. Может быть кому-то будет удивителен, а кому-то до боли понятен тот факт из моего опыта, когда вновь прошедшие вожатые не могут отличить классическую конкурсно-игровую программу на сцене от игры по станциям на территории. И не могут, соответственно, подготовить свой отряд – начиная от формы одежды, заканчивая эмоциональным настроем. Наше ремесло просто требовало обозначить термины, охарактеризовать формы мероприятий.

Настолько долго подводя читателя к непосредственному предмету разговора, мне абсолютно понятно, что без понимания важности выделения такой формы как «квест» в отдельную категорию дальнейшего текста не получится. Ибо каждый будет понимать по-своему, а хотелось бы общаться на одном языке.

Что такое квест? На ум в первую очередь приходят коммерческие проекты – квест-румы. Это очень интересные квесты по своему содержанию. Нас погружают в роли детективов, которые пытаются расследовать запутанное дело, в роли пленников безумного ученого, пытающегося уничтожить мир из своей лаборатории и т.д. Такие квест-румы есть практически в каждом городе. Есть квест-румы и в детских лагерях, но квест в детском лагере это не только квест-рум.

В первую очередь, нужно понимать, что квест это только одна из форм мероприятий, которую используют в отрядной работе и общелагерных мероприятиях. Причем два квеста на одной и той же смене могут быть абсолютно не похожими друг на друга. Весь фокус в том, что у квеста есть одна отличительная особенность, о которой и хотелось бы поговорить. Несмотря на то, что «квест-румы» прочно заняли свою нишу в игровых технологиях, многое из их черт – только условность.

Использование ограниченного пространства в квест-румах – это игровая условность и не стоит предполагать, что квест всегда имеет подобные рамки. Кстати, пребывание в квест-румах бывает еще и ограничено по времени – это тоже условность коммерческой деятельности, а не правило.

Попробуем охарактеризовать само понятие квест.

Квест в детском лагере, на мой взгляд, это мероприятие, имеющие в своей основе игровой «механики» систему «загадок» и «ключей», которые приводят игрока к одной или нескольким логически выстроенным развязкам. Квест может иметь свой собственный сюжет, может проводиться как в строго ограниченном, так и в условно неограниченном пространстве, может иметь возможность взаимодействия игроков между собой или с непосредственными героями сюжета и может служить средством освоения игроком (ребенком) знаний и умений, предлагаемых педагогической целью смены.

Таким образом, квест, как форма, никак не ограничен догмами по принципу организации пространства, построения сюжета, использования реквизита, взаимодействия игроков и т.д. Квест, как отдельная форма имеет только одну существенную деталь, ту самую характеристику, которую я упомянул выше как «лакмусовая бумажка». Это система «загадок» и «ключей», на которых и строится ее Величество Игра.

Кто сказал, что квест нельзя провести ведущему со сцены в актовом зале? Или вожатому в пределах жилого корпуса? Никаких ограничений для организатора нет, главное, что понимание «квеста» как отдельной игровой формы помогает его организаторам в условиях ограниченного времени подготовить и реализовать его как мероприятие. Вся соль в понимании как раз кроется в волшебных «загадках» и «ключах». Остановимся подробнее на них.

Главный элемент квеста – «загадка». Мы можем знать или не знать, что мы ищем в конце, но вся наша деятельность, как участников квеста будет связана с разгадыванием загадок, поиска шифров и их дешифрование, поиск кодов и их использование и многое другое. Важно понимать, что слово «загадка» — это условное обозначение, которое просто характеризует этот важный элемент. Отгадать, к примеру, слово в игре «Крокодил» — это тоже разгадывание загадки. Только она не написана на бумаге, не введена в компьютер и не зашифрована в письме. Но точно также несет в себе важную игровую информацию для участников.

На каждую «загадку» есть своя «отгадка». Второй элемент квеста – система «ключей», которая приводит к конкретному результату. Отыскав три ключа в закрытой комнате и открыв ими три сундука, мы будто получаем доступ на следующий уровень. Каждая отгаданная «загадка», каждый найденный ключ, каждое расшифрованное послание провожает нас на 1 шаг вперед к развязке квеста. Причем, последовательный поиск и разгадка тоже является условностью. Представьте, что вам известен только конец истории, как в преступлении – перед вами ограбленный сейф, оставленные улики и есть круг подозреваемых. Все детективы в литературе – это интересно описываемый сюжет квеста. Вы когда-нибудь собирали пакет документов и справок для отправки ребенка в детский лагерь? Или проходили медосмотр для трудоустройства в лагерь? Поздравляю, вы поучаствовали в квесте. Только загадки там не интересные и сам процесс мало увлекателен, потому что игровой сюжет отсутствует, и мы точно знаем что имеем в начале и что нас ждет в конце. То есть не происходит самой Игры.

Главная ценность квеста как формы – эмоциональная особенность игры. Что испытывают люди, впервые попав в квест-рум? Растерянность. Они не знают, предоставленные самим себе, с чего им начать и какие действия помогут им закончить квест успешно, а какие нет. Только попытки, деятельность приводят к результату. Причем в определенный момент вам может не помочь логическое мышление, а поможет ассоциативное или ваш эмоциональный интеллект. Или дивергентное, когда результат достигается не одним решением, а множеством различных (в квест-румах как раз все последовательно и прямолинейно, если оглянуться на игру после ее прохождения).

Главная ценность квеста в условиях детского лагеря – его возможности. Кроме того, что сам по себе квест заставляет мозг работать, соображать, подключать все резервы, он является средством усвоения ребенком информации. Что в ней будет? Мы заключали в квестах типы личности ребенка и показывали вожатым примеры поведения. Можно заключить в квест несколько параграфов учебника по истории и зашифровать ключевые даты. Причем ключевые исторические личности буду присутствовать в образах героев квеста. Вполне можно собрать ребенка в поход, устроив ему квест по сбору вещей. Главное, не забыть все это заключить в систему «загадок» и «ключей». Иначе получится довольно скучная игра по станциям. Плохо организованный квест хорошей игрой по станциям не станет.

Кстати, а чем отличается квест от других форм, к примеру концертной программы или сюжетно-ролевой игры?

Именно и только системой «загадка-ключ». На ней все и построено. Загадки могут быть и в конкурсно-игровой программе. Но там оценивается количество или скорость отгаданных загадок, а не тот результат, к которому они привели. Потому что разгадка загадок будет конкурсом. Даже в плейлисте танцевально-развлекательной программы при желании можно зашифровать послание. Только главный элемент в этой программе все же танцы и развлечения. А главный элемент квеста – система «ключей», зашифрованных в загадках. Приведу пример, для того, чтобы читатель все же смог абстрагироваться от квест-румов и «загадок» в привычном их понимании.

В мае 2018 года, мы проводили вожатский семинар перед летним сезоном. И решили, что нам просто необходимо воспользоваться опытом, который нам подарили наши коллеги из лагеря «Остров Детства». Это был идея квеста. В нашем варианте был свой сюжет – двое ребят поссорились, играя в старинную игру, и из игры в реальный мир вырвались ее герои (идея была взята из фильма «Джуманджи»). Задача вожатых – отыскать разбежавшихся героев и вернуть их обратно до полуночи. Вся соль была в том, что в каждом герое был зашифрован код – тип личности. Ребенок «тревожный», «гиперактивный», «демонстративный» и пр. И герои никак не соглашались пойти в отведенное им место, пока вожатые-игроки не разгадают их код и не выстроят свое поведение в соответствие с ним. Кстати, это была еще и страшилка и подсказку к коду мы давали через поведение героев. Кто-то забирался на лестницы, сидел на ветках, убегал. Кто-то стоял и хныкал, боясь пройти через темный мост. Мы собирали детские страхи и, интерпретируя их в сюжете игры, ждали, пока вожатые разгадают код, догадаются о том, какую модель поведения им выстроить. Это была разгадка, ключом были знания, которые вожатые получали на Школе Подготовки Вожатых, наши интерпретации детских страхов – подсказками. Наша цель – оценить их подготовку и дать понять, что даже такие сложные психологические темы можно преподнести в игровой форме, вполне доступно.

Еще раз повторюсь – никаких ограничений нет.

Загадка может иметь вид текста, цифрового кода, картинки, пантомимы, QR-кода, поведения героя в контексте сюжета – чем угодно! Поле для творчества неограниченно. Иначе это не было бы творчеством, но игровая «механика» — принцип проведения квеста как игровой формы остается неизменным: «загадка-ключ». Именно этот элемент и делает нас скорее «ремесленниками», но условно, не в полной мере, что прекрасно и потому, что мы всегда имеем «поле для творчества», и потому что в условиях ограниченного времени и профессиональных условностей нам необходимо организовать мероприятие от этапа идеи и целеполагания, до этапа реализации и анализа.

Мозг человека устроен таким образом, что получает удовольствие, пройдя путь от точки «А» — загадка, до точки «Б» — разгадка. Кроме того, квест почти всегда обличен в сюжет. Будь это сказкой ли, мотивом фильма, мультфильма, книги – все это только помогает участнику влиться в процесс. Заинтересоваться сначала «оберткой» конфеты, именуемой квестом, а затем перейти к освоению содержимого. Но с точки зрения педагогики – именно содержание является главной ценностью. Об этом, к сожалению, часто забывают организаторы квестов. Разница между коммерческим квестом и квестом в детском лагере лежит в цели его проведения – извлечение прибыли через увлекательную игровую форму или же образование и воспитание ребенка. Чувствуете разницу? На организацию педагогического процесса в лагере не так много времени – максимум 21 день. Так стоит ли тратить его на увлекательные и отлично организованные квесты, не имеющие при этом определенной педагогической цели?

Зачем нам нужны квесты? Любая форма мероприятий, которые берутся на «вооружение» на смене есть не что иное, как рабочий инструмент педагога. Проведем аналогию со строительством дома. Цель ясна – построить дом для каких-либо нужд. Молоток в этом деле – вещь нужная, но забивать им шурупы и саморезы –гиблое дело. Формы мероприятий, которые мы используем на смене, конечно намного более универсальны, нежели молоток при строительстве дома. Однако открывать смену, когда дети только приехали, незнакомы и не адаптированы к новым для них условиям сюжетно-ролевой игрой, задача поистине невыполнимая. У каждой формы есть свои, неизменные, функции, которые они выполняют. И у квеста есть несколько основных функций, которые сложились в АНО ДООЦ «Алые Паруса» уже традиционно:

— Содействие реализации педагогической цели смены. То есть создание такой среды, которая помогает формированию у ребенка нравственных качеств, различных видов мышления, морально-ценностных ориентиров, коммуникативных навыков и пр. (конкретно исходя из цели смены). Эта функция носит первоочередной характер. А иначе, зачем нам вообще эти мероприятия?

— Развитие сюжета смены – поддержание эмоциональной атмосферы, стройности и последовательности сюжетной линии в понимании ребенка. Именно развитие, а не завязка, хотя тот, кому реально удастся «завести» сюжет с помощью квеста – истинный Мастер и Творец.

— Командообразование – способствование формированию временного детского коллектива, профилактика конфликтных ситуаций. Дополнительная, но важная функция, думаю что это не требует разъяснений.

Полагаю, что в каждом лагере, который взял на вооружение такую игровую форму как квест, эти функции схожи.

Руководитель проектов АНО ДООЦ «Алые Паруса», г. Тюмень

(Автономная некоммерческая организация детский оздоровительно-образовательный центр «Алые Паруса»)