Происхождение, сущность и функции религии. Место и роль религии в обществе

Что обозначает понятие «религия»? Единого общепринятого определения религии не существует — как любое сложное явление, она имеет много дефиниций. Эти определения могут быть номинальными или реальными. Номинальные дефиниции основываются на непосредственном смысле слова, понимании его этимологии (происхождения) и смысловых связей. Зато реальные определения религии пытаются схватить основное содержание понятия, основываясь на анализе и синтезе различных аспектов конкретного явления. Здесь чаще всего отличаются определения структурные (с точки зрения структуры феномена религии и его компонентов), генетические (с точки зрения возникновения, становления и развития религии) и функциональные (с точки зрения функций религии в общественной и личностном жизни человека)​​.

Происхождение слова «религия»

Относительно происхождения слова «религия» существует несколько теорий, которые с филологической точки зрения выглядят вполне равноправными. Так, выдающийся римский оратор и философ Цицерон (I в. До н. Э.) считал, что латинское слово «religio» происходит от глагола «relego» («заново обдумывать», «переосмысливать», «перебирать»). То есть, по Цицерону, религия — это постоянное, бдительное и бережное, бескорыстное отношение ко «всему, что касается культа богов». Именно чистосердечное и бескорыстное соблюдение божественного культа, утверждал философ, отличает истинную религию от простой набожности — последняя нередко оборачивается суеверием и предрассудками, основанными исключительно на корыстных желаниях человека.

Религия, по Цицерону, является основой человеческой морали и общественных отношений, без нее он не может представить никаких по-настоящему человеческих отношений — человечество без религии превратилось бы в скопления диких животных. Религия имеет два главных измерения — внешний и внутренний — «благочестие» («pietas») и «святость» («sanctitas»). Внешний — «благочестие» — заключается в четком соблюдении традиционного культа и молитвы, тогда как внутренний — «святость» заключается в воспитании добродетелей, основанных на вере («fide»), самой совершенной из которых является «справедливость».

Другую теорию происхождения слова «religio» выдвинул христианский апологет Лактанций (III-IV вв.). По его мнению, латинское существительное «religio» происходит от глагола «religo» («привязывать», «восстанавливать связь», «увлекаться»), потому что именно в религии и через нее люди «узами благочестия привязаны и соединены с Богом»). Лактанций, подобно Цицерону, разграничивает понятия религии и простой набожности или суеверия, только связывает это различение уже с выделением веры в «единого и истинного Бога» и чествованием «многих и ложных богов».

Этимология, предложенная Лактанцием, стала традиционной для большинства христианских мыслителей ( , Фома Аквинский ) и религиозных философов. «В религии, — пишет С. Булгаков , — устанавливается и переживается связь, связь человека с тем, что выше человека. <...> Религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом». Как «жизнь в общении с Богом» определяет религию и другой русский философ С. Франк .

Слово «религия» уже в античности получило значение благочестия, святыни, предмета культа. Из этого следует, что здесь мы имеем дело с явлением, которое касается чего-то высшего, сверхчеловеческого в человеческой жизни, а часто и вообще сверхъестественного — священного.

Известные исследователи феномена религии (Р. Отто, М. Шелер, М. Элиаде ) отмечают, что без понятия священного не существует религии, чаще всего оно конкретизируется и персонализируется (олицетворяется) в определенном представлении о Божестве и Божественном — (или богах, духах), хотя иногда персонализации и не происходит, тогда священное конкретизируется как определенная безличная «Высшая Сила», некий «Абсолют» и все, что с ним связано (культ, богослужение и т.п. — то есть определенный сакральный жизненный континуум). Впрочем, в самом общем смысле, можно сказать, что идея Бога (олицетворенного или обезличенного) является началом и смыслом любой религии.

Значение религии

Религия — это не только представление о Боге, не только сознание. Это также реальная жизнь, жизнедеятельность людей — культ, богослужение, церковная организация, а кроме того — это формы и принципы организации общественной жизни, которые в той или иной степени базируются на религиозных основаниях. Итак, религия — это мировоззрение, основывающееся на вере в Божественное, и соответствующая (небудничная) сфера жизнедеятельности человека, связана с ее отношением к Священному .

Здесь уместно напомнить, что до недавнего времени господствующая у нас тогда марксистская идеология рассматривала религию как форму общественного сознания, определяющуюся отражением действительности с помощью иллюзорно-фантастических образов, представлений, понятий. С этой точки зрения, религия искажает реальные отношения в природе и обществе, наделяет их вымышленными качествами и способностями, она является «опиумом для народа». По этой логике получается, что большая часть человечества большую часть своей истории прожила в состоянии массового гипноза и безумия. Фактически марксизм никогда не поощрял научно беспристрастного анализа религии, всегда исходя лишь из идеологического задания «отменить религию».

Возникновение и необходимость религии

Далее мы поговорим об исторических предпосылках возникновения религии. Но с точки зрения обще-философской религия становится необходимой и возможной, во-первых , потому, что человек испокон веков нуждается выйти за пределы этого мира, найти нечто такое, что было бы выше, лучше, более сознательным, чем он сам и этот мир, найти спасение и утешение, предмет веры.

Во-вторых , сам этот мир, при условии всего своего несовершенства, представляет собой нечто прекрасное и высокоорганизованное, и его существование и качества не могут быть объяснены только естественными законами. Беспристрастный и неограниченный взгляд на Вселенную дает основания утверждать, что он является не только хаосом слепых природных сил, но и космосом, то есть строем, который могла создать и организовать лишь некая высшая, сверхъестественная сила.

В-третьих , религия возникает на основе актов религиозного опыта, в которых Бог сам, своей волей и благодатью появляется человеку. Эти акты удивительные, и не каждому выпадает счастье их иметь, но то, что кто-то не имеет такого опыта, не дает основания отрицать его реальность, — так же как отсутствие у любого опыта альпинизма не дает оснований отрицать существование Монблана. Таким образом, существование религии становится возможным и необходимым потому, что Бог есть, это начало и конец любой религии, ее содержание и основание. Поэтому и существование религии в определенной степени уже служит доказательством существования Бога, — собственно, того, что не нуждается в доказательствах. Бог является реальностью, которую нельзя доказать, — но он сначала есть, а уже потом возникают все его существования.

Использованная литература:

1. Релігієзнавство: підручник для студентів вищих навчальних закладів / [Г. Є. Аляєв, О. В. Горбань, В. М. Мєшков та ін.; за заг. ред. проф. Г. Є. Аляєва]. — Полтава: ТОВ «АСМІ», 2012. — 228 с.

Предлагаемые видеозаписи

Религия - в том смысле, в каком принято говорить о трех мировых религиях˸ христианстве, буддизме и исламе,- это слож­ное совокупное понятие, включающее в себя определенную ми­фологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты (церковь в хри­стианстве), конкретные формы взаимоотношения между верую­щими и религиозной организацией и многое другое. Для каж­дой религии все эти моменты имеют свое специфическое смыс­ловое наполнение, свою историю возникновения и дальнейшего существования, свое каждый раз особенное преломление через этническую, национальную, классовую и индивидуально-лич­ностную призму. Конкретное изучение всех этих смысловых и организационных особенностей в становлении религий и их исторических разновидностей относится к особой науке - религиоведению, в которой рассматриваются также и конкретные философские вопросы теологии, и социальные функции религии в различных исторических условиях.

Вместе с тем эта же тематика имеет и другой - общефи­лософский - аспект, связанный с изучением различных форм общественного сознания. Нет ни одного народа, который не знал бы религии, и, следовательно, возникновение и развитие рели­гиозных представлений как таковых, вне зависимости от их кон­кретного смыслового наполнения, связано с какими-то социаль­но-психологическими свойствами или потребностями человека, которые, так или иначе удовлетворяются различными варианта­ми конкретных религий. В этом смысле и принято говорить о ре­лигиозном сознании как об одной из форм общественного созна­ния. Понятие религиозной формы общественного сознания, та­ким образом, подчеркивает тот факт, что наличие религиозных представлений соответствует духовным потребностям человека, но вместе с тем объективность самих потребностей ещё не озна­чает объективности, истинности тех религиозных средств, с помощью которых эти потребности исторически удовлетворяют­ся. Религия была центральной формой общественного сознания в течение более чем двух тысячелетий вплоть до эпохи Просве­щения, в которой сначала философия, а затем наука и этика ста­ли составлять ей своего рода конкуренцию. Так возник атеизм как учение, направленное на опровержение религиозных взгля­дов, продолжающих глубоко воздействовать на культуру вплоть до настоящего времени. Атеизм, таким образом,- это не само­стоятельная форма общественного сознания, но как бы общест­венно санкционированный противовес религиозному сознанию. Без своего противопоставления религии атеизм был бы лишен смысла, так как он является средством научного опровержения конкретных положений религии. Но одно только научно-рацио­нальное опровержение религиозных воззрений не может пол­ностью разрешить проблемы религиозного сознания˸ рациональ­ное опровержение религии должно сопровождаться формирова­нием такой системы ценностей, которая смогла бы удовлетворять соответствующие объективные психологические потребности человека. Если бы религия была просто временным заблужде­нием человеческого ума, она не смогла бы в течение двух тысяче­летий занимать центральное место в структуре общественного сознания и исчезла бы сразу, как только наука и философия противопоставили ей свои решения основных вопросов бытия. Религия - это не случайная ветвь культурной эволюции, а закономерно возникшая, исторически, социально и психологи­чески обусловленная форма осознания людьми окружающей действительности и самих себя. Религиозное сознание соответ­ствует объективным потребностям человеческого духа, и поэтому до тех пор, пока эти потребности полностью не удовлетворяются со стороны других форм общественного сознания (что является идеалом общественного устройства), религия продолжает оста­ваться для некоторых слоев общества источником этических ценностей, психологическим утешением и поддержкой, гаран­тией восторжествующей в будущем справедливости. Несмотря на все успехи науки в технократических обществах Запада, даже вопреки им, религия продолжает мыслиться западными идеологами как единственная сила, способная сплотить общест­во и дать покой мятущейся человеческой душе. Не полностью исчезли религиозные настроения и в нашем обществе - и даже в молодежной среде, что во многом является симптомом недоста­точности сугубо рациональной атеистической пропаганды и тех сухих и догматизированных идеологических построений, кото­рые функционировали у нас, например, в 70-х гг. Слабая разра­ботка этических и эстетических проблем, игнорирование объек­тивной потребности человека в убедительной системе духовных ценностей, которые не расходились бы с социальной реально­стью,- эти и аналогичные им причины как бы ʼʼоголилиʼʼ тот участок в общественном сознании, который в прошлом обеспечи­вался религией. Демократизация нашей общественной жизни должна способствовать самораскрытию ранее замкнутых на себя религиозно настроенных людей и обеспечить предпосылки для создания системы ценностей, способной эффективно противо­стоять религиозному сознанию.]

Происхождение и сущность религии. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Происхождение и сущность религии." 2015, 2017-2018.

Возникновение религии имеет глубокие корни. Религия - это явление духовной культуры, имеющая социальную природу и функции. Самая общая суть религиозных учений состоит в том, что в фантастических религиозных представлениях об одушевленных силах, превосходящих силы человека и природы, отражено постоянное вторжение в жизнь людей чуждых и часто превосходящих их возможности природных и социальных процессов, несущих в себе черты случайности, катастрофичности, непредсказуемости и которые осмысливались как «высшие силы». Поэтому религия развивалась на почве сознания зависимости людей от неподконтрольных им сил (таинственных сил природы, истории, судьбы). В представлениях о «высшей силе» сплетались начала добра и зла, божественные и демонические стороны религии. Возникало смешанное чувство страха и уважения верующих к ней. Поклонение высшим силам привело к возникновению понятия Бога - высшего существа, достойного поклонения. Первобытные формы религии: 1 анимизм, 2 тотемизм, 3 фетишизм, 4 магия.

Возникновение религии связанно с тремя главными причинами :

1. Социальные – вера в Бога обусловлена зависимостью людей от враждебных и стоящих над ними социальных сил и реальностей (бедность, неравенство, угнетение и эксплуатация, социальные катаклизмы …).

2. Гносеологические – обусловлены ограниченным уровнем знания человека в каждый момент бытия и неразвитостью человеческой практики, когда реальные события обожествлялись и им придавались сверхъестественные причины возникновения.

3. Психологические – связаны с экзистенциальным страхом – с устойчивой тревогой за свою жизнь, жизнь своих детей, неопределенностью и непредсказуемостью жизни, страхом перед будущим, перед лицом смерти.

Функции религии .

1. Компенсаторная (возмещающая) – это самая важная функция, с ее помощью происходит «очищение человека», компенсируется его слабость, жизненные невзгоды, приниженное социальное положение и т.д. Таким образом, религия имеет способность утешать, смягчать удары судьбы, т.е. обладает терапевтическими свойствами. В данном случае религия играет роль покровителя и утешителя, компенсируя несовершенство земного существования.

2. Познавательная – религия как и мифология, философия, наука удовлетворяет познавательные потребности, объясняет место человека в мире, его существование в мире ином, связанные с этим проблемы жизни и смерти, бытия и небытия.

3. Интегрирующая (объединяющая) – объединяет людей идейно через объединение в организационное (церковь). В рамках религиозного мировоззрения, социальных, этических, духовных ценностей, вытекающих из данной религии, религия освящает сложившиеся нормы, порядки, объединяет людей единой системой верований, ритуалов, обрядов. Она содействует идейной и политической интеграции народов.

4. Регулирующе - контролирующая – регулирует поведение людей в обществе, воздействуя на их сознание с помощью церковных догматов, церемониалов духовных и этических ценностей.

Relictum- реликт- “остаток, рудимент, пережиток прошлого, находящийся в некотором несоответствии с современными условиями существования”.

Reliquiae- реликвии- “останки тела”, в более позднем значении- “останки святых, святые мощи”.

Термин religio- религия появился в Древнем Риме в первых веках нашей эры. Первоначально был близок предыдущему и имел значение “святыня, предмет культа, объект поклонения” . И только лишь в XV в. итальянские гуманисты дали ему значение, близкое к современному - “благочестие, набожность” .

Даже не зная латыни, легко заметить, что эти три слова являются однокоренными и имеют общий корень “relix”- “остаток” .

Религия есть мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование той или иной разновидности Сверхъестественного

Вера в Сверхъестественное есть краеугольный камень любойрелигии. В отдалённых уголках Земли, у наиболее отсталых народов существуют религии, не имеющие ни материальных объектов поклонения, ни профессиональных служителей культа, даже не имеющие своего учения как такового. Но наличие веры в сверхъестественные силы уже позволяет говорить о существовании религии, пусть даже в зачаточной форме.

Если религия как форма мировосприятия возникла естественным образом и существует уже сорок тысячелетий, то значит, она для чего-то нужна и исполняет в обществе определённые функции.

Функции религии

* Компенсаторная - возмещает человеку ограниченность информации об окружающем его мире;

* мировоззренческая - формирует систему взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы и ценностные ориентации;

* регулятивная - поддерживает определённый режим жизни верующих и отношений между ними;

* коммуникативная - облегчает верующим установление контакта между собой;

* интеграционная - объединяет верующих вокруг общей идей.

Виды религиозного отношения к действительности: политеизм, монотеизм, пантеизм, деизм. Сущность атеистического мировоззрения.

Что такое монотеизм ?

Это слово греческого происхождения и образовано от корней моно-, или «единичность», и теос-, или «бог», и означает веру в существование одного единственного бога. Иудаизм, христианство, ислам и сикхизм - все это монотеистические религии. Их представители убеждены, что один бог исключительно своими собственными силами создал все существующее. Монотеисты не только верят только в одного бога и поклоняются ему, они также отрицают законность существования любых других богов. В то время как многие западные монотеисты видят в боге справедливое, гуманное, человечное существо, в исламе Аллах вечен, всесилен и полностью лишен антропоморфных черт. Христианство наделяет бога не только человеческим обликом, но и троичностью. Несмотря на то, что монотеистические религии по-разному представляют Б-га, их объединяет представление о Его единичности.

Хотя многие теологи и философы убеждены, что сегодняшний, продвинутый с точки зрения культуры, этики и философии, монотеизм вырос из более примитивного политеизма, эти взгляды часто подвергаются критике, в особенности, со стороны религиозных фанатиков. По мнению некоторых ученых, в то время как Адам, первый человек, верил в единого Б-га, большинство его потомков практиковали политеизм, поклонялись многим богам. Монотеизм был заново открыт Авраамом, который не отступил от своих убеждений, даже когда Б-г решил его испытать и приказал ему принести в жертву любимого сына Исаака. Твердая вера Авраама во Всевышнего служила примером для всех будущих поколений евреев.

Что такое политеизм?

Это слово греческого происхождения, оно образовано от корней поли-, или «множество», и теос-, или «бог», и означает веру в существование множества богов. Политеистические религии всегда были наиболее распространенными и господствующими. Обычно в политеистической системе отдельные боги, каждый из которых воплощает те или иные человеческие черты или же отвечает за те или иные силы природы, тесно связаны друг с другом и представляют собой взаимодействующую группу, которая называется «пантеон». Верующий, который хочет что-либо получить (например, богатство) или же пережить ожидающие его трудности (например, шторм), молится соответствующему богу.

Relictum- реликт- “остаток, рудимент, пережиток прошлого, находящийся в некотором несоответствии с современными условиями существования”.

Reliquiae- реликвии- “останки тела”, в более позднем значении- “останки святых, святые мощи”.

Термин religio- религия появился в Древнем Риме в первых веках нашей эры. Первоначально был близок предыдущему и имел значение “святыня, предмет культа, объект поклонения” . И только лишь в XV в. итальянские гуманисты дали ему значение, близкое к современному - “благочестие, набожность” .

Даже не зная латыни, легко заметить, что эти три слова являются однокоренными и имеют общий корень “relix”- “остаток” .

Религия есть мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование той или иной разновидности Сверхъестественного

Вера в Сверхъестественное есть краеугольный камень любойрелигии. В отдалённых уголках Земли, у наиболее отсталых народов существуют религии, не имеющие ни материальных объектов поклонения, ни профессиональных служителей культа, даже не имеющие своего учения как такового. Но наличие веры в сверхъестественные силы уже позволяет говорить о существовании религии, пусть даже в зачаточной форме.

Если религия как форма мировосприятия возникла естественным образом и существует уже сорок тысячелетий, то значит, она для чего-то нужна и исполняет в обществе определённые функции.

Функции религии

* Компенсаторная - возмещает человеку ограниченность информации об окружающем его мире;

* мировоззренческая - формирует систему взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы и ценностные ориентации;

* регулятивная - поддерживает определённый режим жизни верующих и отношений между ними;

* коммуникативная - облегчает верующим установление контакта между собой;

* интеграционная - объединяет верующих вокруг общей идей.

51.Виды религиозного отношения к действительности: политеизм, монотеизм, пантеизм, деизм. Сущность атеистического мировоззрения.

Что такое монотеизм ?

Это слово греческого происхождения и образовано от корней моно-, или «единичность», и теос-, или «бог», и означает веру в существование одного единственного бога. Иудаизм, христианство, ислам и сикхизм - все это монотеистические религии. Их представители убеждены, что один бог исключительно своими собственными силами создал все существующее. Монотеисты не только верят только в одного бога и поклоняются ему, они также отрицают законность существования любых других богов. В то время как многие западные монотеисты видят в боге справедливое, гуманное, человечное существо, в исламе Аллах вечен, всесилен и полностью лишен антропоморфных черт. Христианство наделяет бога не только человеческим обликом, но и троичностью. Несмотря на то, что монотеистические религии по-разному представляют Б-га, их объединяет представление о Его единичности.

Хотя многие теологи и философы убеждены, что сегодняшний, продвинутый с точки зрения культуры, этики и философии, монотеизм вырос из более примитивного политеизма, эти взгляды часто подвергаются критике, в особенности, со стороны религиозных фанатиков. По мнению некоторых ученых, в то время как Адам, первый человек, верил в единого Б-га, большинство его потомков практиковали политеизм, поклонялись многим богам. Монотеизм был заново открыт Авраамом, который не отступил от своих убеждений, даже когда Б-г решил его испытать и приказал ему принести в жертву любимого сына Исаака. Твердая вера Авраама во Всевышнего служила примером для всех будущих поколений евреев.

Что такое политеизм?

Это слово греческого происхождения, оно образовано от корней поли-, или «множество», и теос-, или «бог», и означает веру в существование множества богов. Политеистические религии всегда были наиболее распространенными и господствующими. Обычно в политеистической системе отдельные боги, каждый из которых воплощает те или иные человеческие черты или же отвечает за те или иные силы природы, тесно связаны друг с другом и представляют собой взаимодействующую группу, которая называется «пантеон». Верующий, который хочет что-либо получить (например, богатство) или же пережить ожидающие его трудности (например, шторм), молится соответствующему богу.

Политеизм обычно подразумевает веру в нескольких богов, характерных для данной культуры. Он проецирует на мир богов то же разделение труда и ответственности, которое характерно для мира людей. Поскольку политеистические религии характеризуются большей религиозной свободой, чем монотеизм, они допускают, что у других групп могут существовать свои боги, однако не считают нужным поклоняться им.

Какие еще существуют «-теизмы»
и чем они характеризуются?

Деизм – учение, которое развивалось философами в рамках противостояния христианской ортодоксии в 17-ом веке. Деизм также отличается верой в единого бога, однако отрицает его активное участие в том, что происходит в сотворенной им Вселенной. Деисты рассматривают Творца как «часового мастера», который запустил Вселенную подобно часам и позволил ей развиваться по своим собственным законам.

Пантеизм– мировоззрение, либо отождествляющее Б-га и природу (от греческого пан-, или «все», и теос-, или «бог»), становящуюся, таким образом, предметом поклонения; либо представляющая Б-га как единое целое, включающее в себя все вещества, силы и законы природы. Иначе говоря, убеждения пантеистов состоят в том, что существует один Б-г, а все сущее, включая людей, является Его частью.

Существуют разные виды пантеизма.

Панэнтеизмрелигиозно-философское учение (пан эн теос – «все в боге»), согласно которому мир пребывает в Б-ге (не путать с пантеизмом). В панентеизме Б-г пребывает в природе и в то же время не растворяется в ней, отделен от нее. Многие панентеисты также считают, что бог – это мыслящее существо, которое создало Вселенную и заботится о каждом отдельном человеке (панентеисты считают богом сам мир и не верят, что его кто-либо когда-либо сотворил).

Слово генотеизмпроисходит от греческого гейс- (генос, или «один») и теос, или «бог». Однако генотеизм не является синонимом монотеизма. Генотеизм – это поклонение одному богу, который принадлежит данной группе или представителям одного и того же ремесла, допускающее при этом существование других богов.

Слово монолатрия, или «единопоклонничество», происходит от греческого монос («один») и латрейя («религиозное поклонение»). Речь идет еще об одной разновидности политеизма, где все поклоняются одному богу, однако не отрицают существование любых других.

Атеи́зм (от греч. άθεος, безбожный ) - неверие в существование каких-либо сверхъестественных сил или существ (например, бога, богов, дьявола, духов, ангелов и тому подобное) или отрицание их существования, а также связанное с этим отрицание религии. Обычно атеизм отделяют от агностицизма, который вопрос о существовании сверхъестественного оставляет без ответа или признаёт, что этот вопрос не имеет ответа.

Хотя обычно предполагается, что атеисты нерелигиозны, профессор Майкл Мартин (англ. Michael Martin ) характеризуют некоторые религии, например, ранний буддизм или джайнизм, как атеистические из-за отсутствия в них веры в персонифицированного бога.

Многие из тех, кто считает себя атеистами, скептически относятся к идее существования сверхъестественных существ, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. Другие приводят доводы в пользу атеизма, опираясь на философию, социологию или историю. Хотя многие, считающие себя атеистами, являются сторонниками светских философий, таких как трансгуманизм, гуманизм и натурализм, не существует единой идеологии или шаблона поведения, присущего всем атеистам.

В раннем древнегреческом языке прилагательное ἄθεος (от ἀ - «без» + θεός - «бог») означало «безбожный». Слово стало означать намеренное, активное безбожие в V веке до н. э. и приобрело смысл «разорвавший отношения с богами», «отрицающий богов, безбожник» вместо прежнего значения ἀσεβής - «нечестивый». Сегодня слово atheos в классических текстах иногда переводится как «атеистический». Также было абстрактное имя существительное ἀθεότης, «атеизм». Цицерон сделал латинскую транслитерацию греческого слова - atheos. Термин широко использовался в спорах между ранними христианами и язычниками, причём каждая сторона уничижительно называла им своих оппонентов.

Английское слово atheism, произошедшее от французского athéisme, появилось около 1587 года. Термин atheist (от фр. athée ), означающий «тот, кто отрицает существование или не верит в бога», появился в английском ещё раньше, примерно в 1571 году.

В зависимости от широты определения, под атеизмом может пониматься неприятие различных концепций, начиная от существования бога, заканчивая существованием чего угодно духовного [источник не указан 36 дней ] , сверхъестественного или трансцендентного, включая концепции индуизма и буддизма.

Философы, такие, как Энтони Флу и Майкл Мартин, различают сильный (позитивный) и слабый (негативный) атеизм. Сильный атеизм - отстаивание утверждения, что богов не существует. Слабый атеизм включает в себя все остальные формы отсутствия теизма. Согласно этому разделению, любой человек является либо теистом, либо «сильным», либо «слабым» атеистом. Термины сильный и слабый появились сравнительно недавно, однако эквивалентные им термины негативный и позитивный атеизм уже использовались в философской литературе и (в несколько ином смысле) католическими апологетами.

Научный атеизм - это атеизм, основанный на науке, когда в качестве основного инструмента рассмотрения вопроса о существовании бога (богов) используется научный метод. Стихийный атеизм - атеизм, основанный на чем-либо другом, кроме науки (например, следствие личной неприязни к верующим или священникам).

Определения атеизма также различаются в том, насколько понятие бога должно быть осмыслено человеком, чтобы он мог называться атеистом. По мнению некоторых атеистов, атеизм может рассматриваться как отсутствие веры в богов. Ещё в 1772 году атеист Гольбах писал: «Все дети атеисты; у них нет никаких представлений о боге». Джордж Генри Смит (1979) предложил: «Человек, незнакомый с теизмом, является атеистом, поскольку не верит в бога. Эта категория также включает и детей, способных понять, что стоит за атеизмом, но ещё не знакомых с понятиями, с ним связанными. Сам факт того, что ребёнок не верит в бога, уже делает его атеистом». Смит, таким образом, ввёл понятие «невыраженный атеизм», описывающее «отсутствие теистического верования без осознанного его отрицания», и понятие «выраженный атеизм», описывающее более общепринятое определение осознанного неверия.

Точка зрения, что дети рождаются атеистами, появилась сравнительно недавно. До XVIII столетия существование бога было настолько общепринято в западном мире, что даже сама возможность существования «истинного» атеизма отрицалась. Доктрина о том, что все люди верят в бога с рождения, называется «теистическим учением о припоминании ». Согласно этому учению, атеисты просто отрицают очевидное. Также часто можно услышать мнение, что не существует «атеистов до глубины души» и в критических ситуациях («в окопах нет атеистов»), например, на смертном одре, атеисты вдруг начинают верить в бога. Атеисты оспаривают подобные утверждения, приводя примеры «атеистов до глубины души». Также в ответ были созданы атеистические организации среди военного персонала. С другой стороны, само вышеупомянутое утверждение свидетельствует о том, что одной из причин религиозной веры является страх смерти. И доказывает, что большинство религий построены на страхе смерти и наказания (не будешь верить, тебя бог покарает. Не будешь верить попадешь в ад и т. д.)