Рассмотрение понятия «творческая активность. Развитие творческой активности воспитанников Развитие творческой активности

Для того чтобы разобраться в том, как правильно определить термин «творческая активность», мы обратились к многочисленным работам, исследующим проблему формирования творческой активности в дошкольном возрасте. Это труды Ю.Б. Борева, А.И. Лиловой, Е.А. Ануфриева и других. Также были изучены психологические исследования Л.С. Выготской, А.Н. Леонтьевой и других.

Большинство работ, изучающих творческую активность, упор в этом термине делают на слове «активность». Определяя это понятие, многие склоняются к философскому взгляду на то, что это качество, которое присуще материальному, и которое проявляется в способности к саморазвитию, самостоятельному изменению и самостоятельному движению.

Разные научные источники по разному определяют этот термин.

Отечественные исследователи в области педагогики и психологии чаще понимают активность, как некую меру деятельности, или возможность взаимодействовать с другими субъектами.

Считается, что активность – это одно из устойчивых свойств личности. Мы считаем, что для более объективной оценки активности, нужно рассмотреть также ее психологическую составляющую.

Существуют определения, которые указывают на то, что активность – это способность преобразовывать что-либо в мире, которая развивается в результате имеющихся у человека духовных и материальных богатств и которая выражается в творчестве.

Активность человека целиком зависит от его внутренней мотивации, от того, как человек к ней относится. Для формирования творческой активности очень много значит именно мотивационная составляющая.

Считается, что творчество – это самая высокая форма активности, к которой способен человек. Творчество же может быть разным – оно может быть не только художественным, но и научным и техническим. При этом каждая область творческой деятельности имеет свои собственные специфические признаки. Поэтому мы считаем, что два термина «активность» и «творчество» — это два понятия, которые взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга взаимное влияние.

Рассмотрим теперь более подробно термин «творчество» и его значение. Согласно различным научным источникам мы можем найти очень много отличающихся друг от друга по сути и содержанию определений. Рассматривать термин моно как с точки зрения философии, так и с точки зрения психологии.

Психология дает возможность взглянуть на творчество, как на процесс, как на некий механизм, с помощью которого творчество протекает.

Согласно Петровскому творчество – это деятельность человека, которая порождает что-то новое, то, чего ранее никогда не существовало.

Также некоторые словари дают более содержательное объяснение этому понятию. Под творчеством следует понимать деятельность, в результате которой появляется что-то новое в материальном или духовном отношении. Человек использует в процессе творчества свои знания и умения, для того чтобы создать новый, оригинальный и уникальный продукт. Для творческой активности задействуется интуиция и воображение, умственная активность. Таким образом личность может раскрывать имеющиеся и расширять новые свои возможности.

Согласно словарю Даля творчество – это свойство деятельности, такое как творение или созидание.

Несмотря на то, что творческой деятельности уделено множество различных исследований, развитие такого рода активности у детей до сих пор требует тщательного исследования и проработки.

Зарождаться еще в дошкольный период детства.

Обычно ученые, пытаясь дать определение творческой активности, просто перечисляют ее компоненты. Согласно В.Д. Баянкиной, творческая активность должна проявляться в результате собственной инициативы, в результате которой человек получает и передает новые знания, стремится сотрудничать в этом с другими людьми, проявляет устойчивый интерес к новым знаниям.

В.Д. Максимова старается учитывать интерес человека к этому делу, какое участие он принимает в нем, проявляет ли он инициативу во время подготовки и во время самой деятельности, оказывает ли человек помощь тем, с кем вместе работает. В результате творческая активность рассматривается как комплекс разных компонентов, составляющих деятельность ребенка, как своего рода коллекцию множества особенностей его личности. Конечно, это нельзя назвать ошибкой. Однако у этого подхода есть свои недостатки. Сам термин творческая активность дробится на мелкие составляющие и теряется его суть в целом.

Л.Г. Весёлова предлагает свой вариант определения творческой активности. Согласно работам автора этот вид деятельности является способом удовлетворить потребность человека в новых знаниях и в связанных с ними положительных эмоций. Также творческая активность позволяет человеку изменять уже имеющиеся знания так, чтобы выразить к ним свое отношение с помощью различных приемов.

Ю.Н. Рюмина также описывает свое видение явления. Согласно ее работам творческая активность – это состояние личности, проявляемое в действиях, которые характеризуют стремление человека к тому, чтобы что-то преобразовать или создать новую ценность с точки зрения материального или духовного мира.

Мы считаем, что все эти определения не раскрывают сущность рассматриваемого явления в полной мере. Особенно, когда речь идет именно о детях старшего дошкольного возраста. Сегодня существуют тенденции в проблеме дошкольного творчества и в изучении потенциала дошкольников, которые не учтены ни одним из перечисленных выше авторов.

Последнее двадцатилетие ознаменовало для системы дошкольного образования новые подходы к развитию и диагностики творческой активности ребят.

Мы считаем, что главное внимание для понимания сущности творческой активности в дошкольном возрасте нужно уделить работам В.А. Петровского.

Согласно его трудам существует так называемая надситуативная активность. Такая активность есть результат постановки человеком цели, которая является избыточной по отношению к требованиям текущей ситуации. То есть личность не ограничивается лишь своими текущими потребностями, но действует как бы «над порогом необходимого». Он сам решает, какая у него должна быть сверхцель. Он принимает решение о том, что вся ответственность за достижение этой цели лежит на нем, несмотря на то, что заранее не способен спрограммировать результат.

Если личность способна принять на себя ответственность за неизвестный ему заранее исход активности, то это является признаком самопорождения личности в качестве субъекта. А И. Ковалев считает, что именно это и есть творческая активность личности.

Проанализировав исследования в области формирования творческой активности, а также подробно изучив структуру этого явления, мы сделали вывод, что существуют два компонента, каждый из которых сейчас коротко обсудим.

Первым компонентом является эмоционально-мотивационный. Он включает в себя: 1) высокую мотивацию, которая проявляется в наличии установки ни изменение текущей ситуации или какого-либо предмета, а также на создание альтернативы существующей действительности; 2) высокую интуицию, которая проявляется в том, что человек способен увидеть конечное целое раньше, чем отдельные его части; 3) в преобладании позитивного мышления, в гармонии личностной сферы.

Вторым компонентом является интеллектуальнло-креативный. Он включает в себя: 1) способность человека решать текущие задачи с помощью моделирования в уме условий (человек мысленно проводит экспериментирование и видит результаты); 2) способность человека мысленно перенести свойства какого-либо предмета в иную ситуацию и реализовать эту ситуацию с помощью.

Итак, мы будем понимать творческую активность, как инициативу, которую проявляет личность для получения и передачи новых знаний, способность сотрудничать с другими людьми в процессе познавательного поиска.
Степень развитости творческой активности выражается в том, как сформированы ее структурные элементы.

лю следует обращать внимание не только на правильность формулировок с математической точки зрения, но и с точки зрения грамматики, синтаксиса, родного языка, а в последствии и русского языка.

Задания, предназначенные для работы со словесно-логическими конструкциями математического языка, содействуют формированию логичности речи младших школьников на родном языке. Основой для таких заданий могут служить формулировки свойств арифметических действий, определение математических понятий. Примерами заданий такого вида могут служить следующие:

Установите истинность высказываний;

Найдите ошибки и т.д.

Задания такого характера эффективно влияют на развитие речи младших школьников на родном языке и способствуют лучшему усвоению ими математического материала. Сформированность у младших школьников базовых коммуникативных качеств математической речи на родном (осетинском) языке на начальном этапе служит фундаментом для реализации полноценного билингвального обучения математике в 3-4 классах.

Таким образом, формированию коммуникативных качеств математической речи служит комплекс учебных заданий по развитию математической речи младших школьников:

Задания, предназначенные для работы с терминологией, символикой, схемами, графическими изображениями;

Задания со словесно-логическими конструкциями математического языка.

Библиографический список

1. Журко В.И. Методологические основания оценки качества образования в высшей школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - № 5. - С. 23-25.

2. Зембатова Л.Т. Реализация принципа полилингвальности в процессе изучения математики в национальной школе. // European Social Science Journal. - 2011. - № 3. - С. 44-48.

3. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорения на иностранном языке / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.

4. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / Я. А. Коменский.- М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - 576 с.

5. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 1. - 584 с.

А.М. Касимова

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития творческой активности дошкольника, которая достигается при активности и самостоятельности ребенка в преобразовательной деятельности.

Ключевые слова: творчество, активность, декоративно-прикладное искусство, художественное творчество, народное творчество, традиция, эстетика.

© Касимова А.М., 2013

Развитие творческой активности дошкольников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству позволяет детям раскрыться, изучить и освоить различные приемы художественно-творческой деятельности. Нельзя не согласиться с мнением известного советского психолога Д.Б. Эльконина: «Если принять во внимание, что в раннем возрасте предметное восприятие ребенка является еще недостаточно расчлененным и что цвет, форма, величина и другие свойства не существуют для ребенка изолировано от обладающих ими предметов, то становится ясным особое значение этих видов деятельности для развития восприятия и мышления ребенка» . При этом надо отметить, что положительное влияние развития творческой активности дошкольников зависит от методов правильного педагогического руководства. Но прежде чем вести разговор о развитии творческой активности дошкольников как психолого-педагогической проблеме, считаем уместным кратко остановиться на особенностях дошкольного возраста.

В формировании активной, творческой личности содержится ряд вопросов по выявлению источников активности человека, закономерностей их индивидуального проявления в различных видах деятельности. Разрешением данных вопросов занимались такие педагоги, как П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, Е.Т. Руднева, С.Т. Шацкий и др. Последний отмечал, что дошкольники остро ощущают потребность в духовных переживаниях и в выражении своих впечатлений. Задача воспитателя, по мнению исследователя, состояла в создании условий «для наиболее полного раскрытия творческого потенциала...ибо начатки творческой силы существуют почти у всех, у маленьких и больших людей, - надо лишь создать для проявления ее подходящие условия» . Для решения нашей проблемы особо значение приобретают положения, разработанные в исследованиях ученых-психологов Л.С. Выготского, Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, Ц.И. Киреенко, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и о других психологической природе детского творчества, его развитии средствами искусства.

Как и все другие качества личности, творческая активность возникает и развивается в процессе творческой деятельности, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. В связи с этим одним из важнейших вопросов детской педагогики и психологии Л.С. Выготский считал «вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и формирования ребенка» .

Для развития творческой активности дошкольников существует немало путей и направлений, например работа с разными материалами, включающая в себя виды создания образов предметов из ткани, бумаги и природного материала. Продолжая эту мысль, уместно вспомнить высказывание видного российского педагога В.Н. Сорока-Росинского, отмечавшего, что «ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству» . А известный искусствовед Н.Д. Бартрам высказал интересную мысль, основанную на наблюдениях, о том, что лучшая игрушка для ребенка та, которую он выполнил собственными руками. «Вещь, сделанная самим ребенком, - писал он, - соединена с ним живым нервом и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубоко и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению» .

Проблемой развития творческой активности, включающей в себя творческий процесс, в результате которого человек создает что-либо, не существовавшее ранее, занимались психологи. По заключению В.В. Давыдова , А.Н. Леонтьева , Я. А. Пономарева и др. основным источником творческой активности выступает потребность, то есть стремление к

более полному выявлению и развитию созидательных возможностей, что побуждает личность проявлять свою творческую активность.

Что же такое творческая активность? По Г.С. Арефьевой, это «высший уровень активности человека» . А.М. Коршунов считает, что творческая активность является особой формой человеческой деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной продукта . Согласно В.Ф. Овчинникову, «творческая активность - это одно из проявлений личности, свидетельствующее о ее яркой индивидуальности, способности выдвигать нестандартные решения» . Исследователь А.И. Крупнов отмечает, что активность, с одной стороны, понимается как мера деятельности, уровень протекания процесса взаимодействия или как потенциальные возможности субъекта к взаимодействию, с другой стороны, характеризуется как совокупность инициативных действий субъекта, обусловленных его внутренними противоречиями, опосредованными средовыми влияниями» .

Активность личности психологами рассматривается как «группа личностных качеств, обусловливающих внутренние потребности, тенденции индивида к эффективному освоению внешней деятельности, к самовыражению относительно внешнего мира» . Проблема активности личности в исследованиях современных психологов, таких как Б.Ф. Ломов, К.К. Платонова. Д.Б. Богоявленская и др., раскрывается в различных аспектах, подробно изучаются структура и динамика развития интеллектуальной, творческой активности личности на общечеловеческом и возрастном уровнях.

При том, что декоративно-прикладной и художественно-творческий процессы характеризуются специалистами-психологами как воплощение активности человеческого мышления, составляющими факторами являются воображение, связанное с объективным восприятием действительности, интуиция, базирующаяся на субъективных особенностях личности, свойственной каждой творчески одаренной индивидуальности, вдохновение, которое ведет к максимальной реализации и самовыражению в творческом процессе. Важным психическим компонентом творческой активности является восприятие внешней действительности, объективной реальности, развитие в процессе работы памяти, внимания, представления, мышления, и умственное развитие дошкольников, которые активизируют творческую деятельность. «Любая декоративно-прикладная деятельность начинается с восприятия окружающей действительности и формирования представлений о ней» .

Основными компонентами и свойствами восприятии окружающей действительности являются его предметность, целостность, константность. Одной из определяющих особенностей восприятия как физиологически-психологического процесса можно считать его зависимость от прошлого опыта и задачи выполняемой деятельности, социально-психологических особенностей субъекта. Здесь имеются в виду подробности, склонности, интересы, мотивация деятельности, эмоциональное состояние субъекта в момент выполнения практической задачи в процессе изобразительной деятельности. В этой связи актуальным является мнение Е.И. Игнатьева, отмечавшего, что «в большинстве исследований, посвященных детскому художественному творчеству, рассматривается только результат изобразительной деятельности, а процесс создания изображения не исследуется» . То есть в подобных работах развитие творческой активности рассматривается как спонтанный процесс, не зависящий от условий жизни, воспитания и обучения, что не совсем верно, поскольку ребенок не только постоянно имеет перед глазами образцы декоративно-прикладного искусства, что не умаляет их художественно-эстетического значения, но и со свойственной ему свежестью восприятия усваивает те приемы, с помощью которых эти образцы создаются. «Умственное развитие ребенка, - писал А.Н. Леонтьев, - нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития

в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик» .

Для художественно-творческой активности характерны, прежде всего, те общие группы компонентов активности, характеризующие предметно-операционную сторону и включающие в практические знания личности о тех или иных предметах и явлениях социальной действительности и соответствующие им умения и навыки и, наконец, компоненты, определяющие специфику социальной активности и меру ее выраженности (инициативность, самостоятельность, настойчивость как способность к длительному напряжению, преодолению трудностей) . Оригинальную оценку художественному творчеству дает В.С. Кузин. «Это деятельность, - пишет он, - в результате которой художники создают новые оригинальные произведения, имеющие общественное значение» .

«Вооружившись» высказываниями авторитетных ученых, мы можем высказать и свою точку зрения касательно творческой активности, которая имеет свои источники и параметры. Формирование творческой активности связано с жизнедеятельностью человека, с осознанием факторов, влияющих на становление форм, методов и средств воспитательного воздействия, в связи с этим эффективность работы по воспитанию творчески активной личности зависит от решения вопросов, связанных с выявлением движущих сил, источников активности человека, знанием закономерностей их индивидуального проявления. Стремление ребенка к самостоятельному поиску решения задачи, проявление познавательных интересов и есть залог творческой активности. Стимулирование же творческой активности требует от воспитателя-педагога создания таких условий обучения, которые вызвали бы у ребенка интерес к учению, потребность в знаниях и наконец, сознательное их усвоение.

Развитие творческой активности дошкольника предусматривает максимальное по возможности проявление индивидуальности, которое достигается при активности и самостоятельности ребенка в преобразовательной деятельности. Мы должны понимать, что сегодня главной целью воспитания является формирование нового поколения, способного не к повторению того, что с делали до него, а к созданию нового, то есть формирование человека творческого, изобретательного. Являясь сложной характеристикой личности, творческая активность выявляет более глубокие личностные образования, такие как потребности, способности, ценностные ориентации.

Главным при такой последовательности выступает мотивационный аспект, то есть направленность личности, цели, установки. При этом высший уровень активности проявляется в сознательном отношении к деятельности, так как ее содержание выступает как самоценность, стимулирующая интересом к ее содержательной стороне. Можно предположить, что творческая активность дошкольника есть направленность личности на самостоятельное решение проблем, на поиск новых оригинальных способов деятельности, выражающих стремление личности к преобразованию окружающей предметной среды. «У всех детей с момента возникновения стремления к разнообразным видам деятельности необходимо формировать художественно-образное начало, что является обязательной предпосылкой к продуктивному творчеству» .

Проблема развития творческих качеств личности в художественно-эстетической деятельности привлекала внимание многих специалистов. Например С.В. Диденко рассматривает эстетическую оценочную деятельность как средство формирования творческой активности детей в качестве личности при условии ориентации воспитательного процесса на создание системы воспитательных эмоционально-оценочных ситуаций, включающих детей в различные виды художественной деятельности и ориентирующих на эстетическое оценивание окружающей действительности .

Н.В. Дягилева исследовала этапы развития творческой самостоятельности детей на занятиях изобразительным искусством . В этих и других исследованиях творческая активность трактуется как активность человека в той или иной сфере деятельности, а само понятие «творческая активность» раскрывается через общее понятие «творчество». Большинство авторов (Г.А. Давыдова, В.Т. Кудрявцева, Я.Н. Пономарева, А.Г. Спиркина, О.Н. Тихомирова и др.) трактует творчество как деятельность личности, состоящую в производстве нового и оригинального. Ряд специалистов, среди которых Д.Б. Богоявленская, рассматривают творчество как выход за пределы имеющихся знаний и определяют творчество как ситуативно не стимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы, из чего следует, что активность на уровне творческого действия является общей основой, единицей, не только интеллектуального, но и любого вида творческой деятельности» .

Мысль Л.С. Выготского о том, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» вполне созвучна проблематике нашего исследования. Творческая деятельность открывает хорошие возможности использования элементов народного декоративно-прикладного искусства, являющиеся и воспитательным фактором. Вместе с тем эта деятельность является основой формирования культурной, духовно богатой творчески активной личности.

Творческая деятельность способствует физическому развитию, формированию опыта, развитию механизмов психики и положительных индивидуальных свойств личности, таких как способности, интересы и склонности. Причем развитие этих свойств происходит в творческой деятельности дошкольников, в которой можно отметить три этапа: 1) выработка первоначальных практических умений и навыков, 2) формирование знаний, 3) развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта.

Итак, творческую активность в дошкольном возрасте мы определяем как интегральную характеристику личности, которая предполагает стремление ребенка к самостоятельному поиску решения проблемы и включает такие компоненты, как мотивационный, волевой, содержательный, операционный и результативный.

Библиографический список

1. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика / Г.С. Арефьева. - М., 1988. - С. 138.

2. Бартрам Н.Д. Музей игрушки / Н.Д. Бартрам. - М., 1928. - С. 170.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М., 2002. -С. 24.

4. Выготский Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова, вступит. ст. А.Н. Леонтьева. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - С. 48.

5. Выготский Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова, вступит. ст. А.Н. Леонтьева. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - С. 52.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., Педагогика, 1986.

7. Диденко С.В. Формирование творческой активности младших школьников в условиях организации эстетической оценочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев: 1987. - С. 13.

8. Дягилева Н.В. Развитие творческой самостоятельности младших школьников / Н.В. Дягилева. -М., 2006. - С. 76.

9. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. - 2-е изд. дополненное. - М., 1961. - С. 6.

10. Коршунов А.М. Жизнь человека: социокультурная детерминация и свобода // Проблема человека в философии. - М., 1998.

11. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 29.

12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах / В.С. Кузин. - М., 1984. - С. 127.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М., 1977. - С. 63.

14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 1981.

15. Мордкович В.Г. Активность как философская категория // Общественно-политическая активность трудящихся. - Свердловск, 1970. - С. 18.

16. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека / В.Ф. Овчинников. - М., 1984. - С. 121.

17. Пономарев Я.А. Психология творения. - Воронеж, 1999.

18. Раджабов И.М., Печерский Ю.В. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческой активности школьников / И.М. Раджабов, Ю.В. Печерский. - Махачкала, 2004. -С. 28.

19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов пед. вузов / Н.М. Сокольникова. - М., Академия, 1999. - С. 121.

20. Сорока-Росинский В.Н. Детский дом. От принудительности к добровольчеству / Педагогические сочинения. - М., 1991. - С. 134.

21. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т. / С.Т. Шацкий. - М., 1959. - Т. 2. - С. 450.

22. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б.. Эльконин. - М., 1960. - С. 183.

Н.А. Колесникова

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СТРУКТУР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти. Проанализированы различные подходы и модели взаимодействия гражданского общества и государства, в том числе на различных этапах исторического развития.

Ключевые слова: гражданская активность, сотрудничество, государственные органы, институты гражданского общества, модели взаимодействия.

Сотрудничество государственных институтов с гражданским обществом, в том числе через диалог с широким кругом общественных организаций, имеет важное значение для поддержания стабильности, снижения социальной напряженности, успешного проведения государственной политики, в том числе социальных реформ.

Одним из подтверждений того, что сегодня государство заинтересовано в формировании и укреплении в стране институтов гражданского общества, а так же обеспечении их эффективной деятельности, является создание и деятельность Общественной палаты РФ, института Уполномоченного по правам человека в РФ, различных советов при Президенте России (например, по развитию институтов гражданского общества и правам человека, по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, по

© Колесникова Н.А., 2013

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шульпина Любовь Николаевна. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Б. м., Б. г. - 142 с. РГБ ОД,

Введение

Глава 1. Творческая активность детей в образовательном процессе как педагогическая проблема 14

1.1. Сущность творческой активности детей 14

1.2. Возможности дополнительного образования в развитии творческой активности личности 38

Глава 2. Педагогические условия развития творческой активности детей в процессе дополнительного образования 55

2.1. Состояние развития творческой активности детей в процессе дополнительного образования 55

2.2. Характеристика и реализация педагогических условий развития творческой активности детей в опытно-экспериментальной работе 72

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности детей в системе дополнительного образования 109

Заключение 115

Библиография 119

Приложения 137

Введение к работе

Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом.

Педагогическая наука рассматривает влияние образования на творческое развитие личности как одну из центральных проблем. Еще К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский и другие педагоги отмечали важность единства обучения и воспитания в образовательном процессе с учетом интересов, способностей, возможностей и потребностей ребенка.

Одной из приоритетных задач педагогической науки в настоящее время является изучение качественно новых отношений между личностью и обществом, поиск наиболее оптимальных путей воспитания, обучения, творческого развития детей. 1

В системе непрерывного образования в последнее время особое место принадлежит дополнительному образованию, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободой смены вида деятельности. Именно дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные запросы детей, помочь снизить негативные последствия незанятости детей во внеурочное время, рост преступности, бродяжничества, усилить внимание к социально обездоленным детям.

Особое значение для развития личности имеют дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается фундамент личности, интенсивно

формируются социально значимые качества, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Исследованием этих проблем занимались: Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, С.Т.Шацкий, Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, А.Е.Дмитриев, С.П.Баранов, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Е.В.Зворыгина, Л.Ф.Обухова, А.И.Савенков, Л.С.Славина, В.А.Сухомлинский, С.Л.Новоселова.

Задача творческого развития личности не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы, в ее реализации призвано участвовать имеющие богатый опыт работы в нашей стране дополнительное (внешкольное) образование, призванное удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социо-культурные и образовательные потребности ребенка. Естественно, что сама история развития и становления этого образования дает очень много материала для его совершенствования. В работах современных исследователей (Е.В.Бондаревская, А.К.Бруднов, Б.З.Вульфов, О.С.Газман, М.Б.Коваль, С.В.Сальцева, А.И.Щетинская и др.) проведен глубокий анализ различных аспектов (внешкольного) дополнительного образования детей. Вместе с тем остался целый ряд нерешенных вопросов: место внешкольного дополнительного образования детей в общей системе непрерывного образования; основные направления дополнительного образования детей и их развитие в образовательных учреждениях всех типов и видов; влияние дополнительного образования на творческое развитие личности ребенка и его самоопределение.

Как показывает практика, реальные возможности большинства современных школ недостаточны для решения проблемы развития творческой активности личности ребенка, его самоопределения. Возникает ряд противоречий между:

возрастающими требованиями жизни к формированию творческой, инициативной личности и отсутствием системы специальной

педагогической работы, обеспечивающей этот процесс; массовой системой образования и индивидуальным характером процесса развития творческой активности ребенка; объективной необходимостью инновационных и интеграционных процессов в образовательной сфере и отсутствием подготовленных к этой деятельности педагогических кадров;

имеющимся опытом многолетней работы в данном направлении и

отсутствием научно-обоснованных механизмов использования его в

массовой практической деятельности.

Разрешению этих противоречий может способствовать дополнительное

образование детей. Имея основной целью создание педагогических условий для

самовоспитания, самообразования и самореализации личности, дополнительное

образование является для ребенка специфической средой, важной как для его

творческого развития, социализации, становления жизненного опыта, так и для

самоопределения (Е.В.Бондаревская, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Л.С.Выготский,

О.С.Газман, В.В.Давыдов, В.А.Караковский, М.Б.Коваль, Д.И.Латышина.

А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, А.В.Петровский, С.Д.Поляков и другие). Вместе с

тем современное состояние образования порождает еще одно противоречие:

между необходимостью интеграции основного и дополнительного образования в

интересах развития личности ребенка и недооценкой роли педагога.

Безусловно, в современном образовании происходят значительные преобразования, меняются не только отдельные его стороны, но и общие концептуальные подходы. Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребенка выступает интеграция основного и дополнительного образования, реализация личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подходов, способных сыграть в жизни ребенка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития, определении жизненного пути (Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов, Л.В.Занков,

И.А.Зимняя, В.А.Караковский, В.М.Коротов, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, А.В.Петровский, В.А. Петровский, И.С.Якиманская, Е.А.Ямбург и другие).

Необходимо подчеркнуть, что эта взаимосвязь способна решать стратегические задачи современного образования:

обеспечивать непрерывность образования;

развивать в полной мере технологии и идеи личностъо-ориентированного образования;

осуществлять программы социально-психологической адаптации;

проводить профориентацию;

развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности и творческой активности ребенка.

Изучение философской и психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам развития творческого потенциала личности наука уделяла и уделяет самое пристальное внимание. Однако, проблема формирования творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования еще не являлась предметом специального научного изыскания. Между тем, дополнительное образование призвано решить эту проблему.

Во-первых, как показывают статистические данные, предоставленные МО РФ, в учреждениях дополнительного образования России занимается значительное число детей и подростков (до 60% от общего числа школьников).

Во-вторых, материалы исследования свидетельствуют о том, что потребность детей в реализации своих интересов не удовлетворяется в полной мере семьей и школой. Учреждения дополнительного образования, предоставляя ребенку возможность активного участия в различных видах деятельности, открывая ему простор для выполнения различных социальных ролей, включая его в многообразные отношения с окружающим миром, могут и должны стать полноценными факторами реализации детских интересов.

В-третьих, учреждения дополнительного образования, располагая квалифицированными кадрами и материальной базой, способны не только удовлетворять, но и развивать потребности и интересы ребенка.

Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что до настоящего времени не проводилось специальных исследований по развитию творческой активности детей в процессе дополнительного образования. Малоисследованными остаются проблемы специальных педагогических условий и особенностей развития творческой активности детей в процессе дополнительного образования.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что с одной стороны существует объективная необходимость развития творческой активности детей в условиях дополнительного образования, а с другой - недостаточная разработанность проблемы в педагогической теории. Это обстоятельство обусловило выбор темы исследования: "Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования".

Проблема данного исследования: Каковы педагогические условия развития творческой активности детей в процессе дополнительного образования?

Решение выдвинутой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - развитие творческой активности младших школьников.

Предмет исследования - процесс развития творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что дополнительное образование, как определенная система может оказать существенное влияние на процесс развития творческой активности ребенка при наличии соответствующих педагогических условий:

создание вариативных программ дополнительного образования, обеспечивающих творческое развитие детей при свободном выборе ими

направлений своей деятельности;

ориентация педагога на развитие творческого потенциала каждого
ребенка в избранной им области деятельности, осуществляемая
благодаря специальному отбору форм и методов работы;
подбор педагогов, обладающих творческими способностями, и умением
направлять усилия детей на нестандартные решения в избранном виде
деятельности;
^ - обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка,

выражающегося в поддержке добровольного выбора ребенком вида деятельности, обеспечении необходимыми материалами для нее, эмоциональной поддержке его успехов. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой исследования были определены задачи исследования:

1. Выявить сущность, содержание и структуру творческой активности
детей.

    Раскрыть возможности развития творческой активности детей в процессе дополнительного образования.

    Выявить педагогические условия, способствующие развитию творческой активности в процессе дополнительного образования.

4. Экспериментально проверить эффективность предложенных
педагогических условий для развития активности детей в процессе
дополнительного образования.

Методологическую основу исследования составляют: психолого-педагогические идеи и концепции о сущности и природе человека как субъек:пе деятельности и отношений (Ю.К.Бабанский, Л.И.Божович, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский,

В.Д.Шадриков и др.), о ведущей роли деятельности как источника формирования личности (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко и др.); теории развития личности (А.Г.Асмолов, А.В.Петровский, И.И.Резвицкий, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн и др.); психолого-педагогические исследования в области становления личности и процессов самоопределения ребенка (А.А.Бодалев, Ю.П.Ветров, У.Глассер, В.С.Ильин, Е.А.Климов, И.С.Кон, Е.И.Маликина, А.В.Мудрик, Г.П.Ников, В.Ф.Сафин, В.Франкл, Г.И.Щукина и др.).

Общепедагогическим фундаментом работы явились положения теории воспитательных систем (Ю.К.Бабанский, И.Ф.Гербарт, В.А.Караковский, Л.И.Новикова, К.Д.Ушинский и др.); методологические принципы педагогического исследования (Ф.Д.Ботвинников, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, В.М.Полонский, М.Н.Скаткин и др.), современные концепции развития дополнительного образования детей (Е.В.Бондаревская, А.К.Бруднов, М.Б.Коваль, Д.И.Латышина, А.И.Щетинская и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретические - теоретический анализ, обобщение и интерпретация научных данных, ретроспективный анализ; эмпирические - наблюдение, анкетирование, беседа, анализ научной психолого-педагогической литературы и педагогической практики, изучение и обобщение педагогического опыта в сфере дополнительного образования детей; эксперимент, а также методы математической статистики.

Опытно-экспериментальная база исследования: изучение опыта формирования творческой активности детей в системе дополнительного образования, определение сформированности творческой активности, реализация педагогических условий осуществлялись на базе Домов детского творчества № 1 и 2, Дворца детского творчества г. Пензы, средних школ № 57, 63, 68, 74.

Основные этапы исследования: Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1996 - 1998) - поисковый. Изучение философской, методологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровней сформированности у детей творческой активности. Разработка научного аппарата исследования.

Второй этап (1998 - 2000) - опытно-экспериментальный. Уточнение гипотезы. Проведение формирующего эксперимента, использование педагогических условий в процессе развития творческой активности детей,

Третий этап (2000 - 2001) - обобщающий. Завершение формирующего эксперимента. Коррекция, систематизация и обобщение его результатов. Апробация основных идей и положений исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: впервые раскрыта сущность, определены содержание и структура творческой активности младших школьников в процессе дополнительного образования; выявлены компоненты творческой активности и определены уровни ее развития. Определены, обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия, необходимые для развития творческой активности младших школьников в процессе дополнительного образования, выявлены компоненты творческой активности и определены уровни ее развития. Определены, обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия, необходимые для развития творческой активности младших школьников в процессе дополнительного образования (вариативность содержания образования, адекватный содержанию отбор форм и методов работы с детьми, творчество педагога дополнительного образования, позитивное отношение семьи к творчеству ребенка).

Практическая значимость исследования состоит в том, что в соответствии с обоснованными теоретическими положениями определены, экспериментально проверены и подтверждены в практике дополнительного образования педагогические условия развития творческой активности детей.

Разработанные в связи с этими условиями научно-методические рекомендации для педагогов дополнительного образования внедрены в практику. Создана и прошла апробирование программа спецкурса "Роль педагога дополнительного образования в развитии творческой активности детей" для студентов педагогического университета, педагогического колледжа, в которой нашли отражение теоретические выводы и рекомендации автора.

Результаты исследования могут быть использованы в высших и средних специальных учебных заведениях при изучении курса педагогики.

Достоверность исследования обеспечена методологическим подходом,
опирающимся на положения философии, психологии и педагогики о сущности и
роли творчества, концепцию развития личности; использованием методики,
адекватной предмету и задачам исследования; сочетанием качественного и
количественного анализа, репрезентативностью экспериментальных данных,
разнообразием исследовательских процедур и приемов, их

взаимодополняемостью, многочисленной проверкой данных, а также статистическими методами обработки и анализа данных.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования были обсуждены на заседаниях кафедры педагогики начального обучения Московского педагогического государственного университета; на Всероссийской научно-практической конференции "Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности" (Санкт-Петербург, 1998); на Всероссийской научно-практической конференции "Дополнительное образование детей в России: состояние и перспективы развития в XXI веке" (Москва, 2000).

На защиту выносятся следующие положения:

    Развитие творческой активности детей в дополнительном образовании направлено на решение задач их подготовки к творчеству в сознательной жизнедеятельности и предполагает добровольное включение младших школьников во внеурочное время в художественно-эстетические, физкультурно-оздоровительные, эколого-биологические, туристические или технические занятия и получение в них продуктивных результатов.

    Структура творческой активности младшего школьника состоит из мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов; на их развитие направлено педагогическое руководство детьми в процессе дополнительного образования, и наличие их обеспечивает успех деятельности младших школьников.

    Педагогическое руководство развитием творческой активности в процессе дополнительного образования осуществляемся дифференцированно для каждого ребенка в зависимости от уровня сформированности у него данного качества личности.

    Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования обеспечивается наличием следующих условий: создание вариативных программ дополнительного образования, обеспечивающих творческое развитие детей при свободном выборе ими направлений своей деятельности; ориентация педагога на развитие творческого потенциала каждого ребенка в избранной им области деятельности, осуществляемая благодаря специальному отбору форм и методов работы; подбор педагогов, обладающих творческими способностями и умением направлять усилия детей на нестандартные решения в избранном виде деятельности; обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка, выражающегося в поддержке

добровольного выбора вида деятельности, обеспечении необходимыми материалами для нее, эмоциональной поддержке его успехов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 226 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, и приложений, содержащих тестовые задания для диагностики творческой активности у младших школьников и спецкурс "Роль педагога дополнительного образования в развитии творческой активности детей в процессе дополнительного образования". Основной текст диссертации изложен на 118 страницах, содержит 11 таблиц. Общий объем диссертационного исследования - 142 страницы машинописного текста.

Сущность творческой активности детей

Развитие творческой личности, готовой к реализации значимых социальных функций, к социально-преобразовательной деятельности, становится одной из существенных задач современного общества. Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенно важное значение для детей. В ходе данного процесса появляется инициатива, самостоятельность, раскрывается творческий потенциал личности.

Направленность современного образования на развитие личности ребенка требует выявления, определения тех ее свойств, воздействие на которые способствует развитию личности в целом. В качестве одного из них рассматривается творческая активность, являющаяся системообразующим свойством личности, определяющей характеристикой ее движения к самосовершенствованию, условием реализации себя как личности на всех этапах онтогенеза (В.А.Петровский, И.С.Якиманская и др.).

Для эффективного развития творческой активности детей в процессе дополнительного образования важно определить существенные стороны понятия "творческая активность", раскрыть пути развития рассматриваемого качества личности в дополнительном образовании.

Активность - многоаспектное понятие. Не случайно, поэтому проблемы, связанные с его исследованием, рассматриваются философией, педагогикой, психологией.

Большое внимание изучению проблемы уделено в философской литературе. Уже в исследованиях Платона и Аристотеля есть попытки найти механизмы активности личности, приводящие к творчеству. Понятие "активность личности" определяется как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями (152).

Активность, по мнению Н.А.Бердяева, как философская категория отражает "способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному или сознательному взаимодействию со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также интенсивность этого процесса, его меру" (21, с. 21).

По мнению М.В.Бодунова психологическая активность, рассматриваемая как интегральный параметр личности, имеет две стороны - качественную и количественную. Качественная, содержательная сторона активности, определяется комплексом действующих мотивов, установок, интересов и побуждений, обусловливающих совершение тех или иных действий. Количественная сторона характеризуется темпом, интенсивностью, распределением во времени (31).

В.Д.Небылицын считает, что понятием "общей активности" объединяется группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, вообще к самовыражению относительно внешнего мира (132, с. 14).

В исследовании проблемы активности для нас представляют интерес основные выводы Л.С.Выготского о "системе активности человека" и трудовой деятельности. "В процессе общественной жизни человек создал и развил сложнейшие системы психологической связи, без которых трудовая деятельность и вся социальная жизнь были бы невозможны. Эти средства психологической связи по самой природе и функции суть знаки, т.е. искусственно созданные стимулы, назначение которых состоит в воздействии на поведение, в образовании новых условных связей в мозгу человека" (46, с. 27). Выготский, обращаясь к специфике активности, вскрыл ее социальную природу.

Философские подходы, обозначенные выше, лежат в основании рассмотрения проблемы развития активности в педагогике. Еще Я.А.Коменский считал активность необходимым условием обучения и писал по этому поводу: "У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении" (90, с. 22). Причем ведущим фактором активности ребенка им рассматривалось содержание обучения, хотя учитывались и результаты его личностного взаимодействием с окружающим миром.

Подход Ж.-Ж.Руссо также основан на развитии самодеятельности, пытливости, активности ученика, но акценты в нем смещены на индивидуальный опыт ребенка как источник его активности. Воспитатель, по его мнению, не должен навязывать ребенку свои взгляды, убеждения, готовые правила. Необходимо побуждать ученика к проявлению активности и самостоятельности, косвенно воздействуя на воспитанника через окружение, среду - все окружающие ребенка влияния. Важна для нашего исследования и его идея о необходимости учитывать и возрастные особенности детей при создании окружения, а также о максимальной опоре в обучении на индивидуальный опыт ребенка, использование результатов его личного взаимодействия с окружающей средой.

Отечественные педагоги - К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой и другие - рассматривали различные аспекты активности.

К.Д.Ушинский понимал обучение как активный, волевой процесс. Ребенку нужно учиться преодолевать и неинтересное, и трудное. Он рассматривал активность как определенное психическое явление, изучение законов которого является основной для построения системы педагогических воздействий.

Непосредственное проявление активности он видел во внимании и воле ребенка. К.Д.Ушинский предостерегал от подавления активности, как личностного свойства, и отмечал, что воспитатель "должен зорко отличать упрямство, каприз и потребность свободной деятельности,... чтобы не подавить последней, без которой душа человека не может развить в себе никакого человеческого достоинства" (195, с. 237). Кроме внутренних, педагог указывал и внешние факторы развития активности - деятельность, соответствующая возрастным особенностям. Для детей это игра - как самостоятельная, свободная деятельность, впечатления от которой найдут свое продолжение в будущем общественном поведении человека.

Необходимым условием обучения считал активность и Н.И.Пирогов, который говорил о необходимости стимулирования активности за счет использования продуктивных методов обучения, "смышленых игр". Важна для нас его мысль о необходимости "приноровить" игры к детям, организуя игровое окружение, исходя из задач обучения и интересов детей.

Л.Н.Толстой особое место в обучении отводил развитию творческой активности учащихся путем предоставления простора их самодеятельности, неподавления их естественного развития.

Возможности дополнительного образования в развитии творческой активности личности

Система дополнительного образования развивается на базе внешкольных учреждений. В прошлом эти учреждения имели богатый опыт внеучебной деятельности. Переход учреждений дополнительного образования в качественно новую модель деятельности, где превалируют образовательные компоненты, заставляют вскрыть исторические корни дополнительного образования в России. Впервые термин "внешкольное образование" употреблен в 1890 году в книге А.С.Пругавина "Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания" в смысле совокупности всех видов просветительной деятельности взрослых. Первым педагогом, начавшим специально разрабатывать теорию внешкольного образования был В.П.Вахтеров, который в 1896 году написал книгу "Внешкольное образование народа". Как система внешкольное образование рассматривалось Чарнолуским. В отличие от своих предшественников, он сосредотачивает внимание не на отдельных видах внешкольного образования, а на его целостной системе, созвав классификацию учреждений в данной системе.

Дореволюционная теоретическая мысль в области внешкольного образования получила наиболее полное обобщение и завершение в трудах Е.Н.Медынского. Е.Н.Медынский доказывал, что "внешкольное образование и школьное обучение - явления совершенно разнородные, что внешкольное образование никакою школой заменено быть не может: чем выше обучение школьное, тем больше потребность во внешкольном образовании". Все формы внешкольного образования по Е.Н.Медынскому, не являются случайным объединением, а имеют общие закономерности, и главная задача его - не образование, а развитие. Это звучит сегодня актуально. В разработке методологических основ внешкольного образования особая роль принадлежит С.Т.Шацкому, так как именно он одним из первых выдвинул проблему внешкольного образования и воспитания детей. Высказанные и обоснованные С.Т.Шацким теоретические положения по вопросам внешкольной воспитательной работы, его интенсивный и содержательный опыт организации жизни и деятельности детей требуют основательного научного осмысления. Понятие "внешкольная воспитательная работа" трактуется Шацким как целеустремленная деятельность педагога, направленная на воспитание у детей и подростков лучших человеческих качеств, организуемая за пределами школы, учитывающая желания, интересы, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. С.Т.Шацкий создал четкую и аргументированную систему внешкольного воспитания детей, позволяющую добиваться серьезных успехов в формировании гармонически развитой личности. Самой интересной находкой С.Т.Шацкого в области внешкольной воспитательной работы, реализованной в организованных им культурно-просветительном обществе "Сетлемент" и колонии "Бодрая жизнь", следует считать детские и подростковые клубы. Работа в них была предельно разнообразна. Это являлось одним из ведущих принципов подхода к клубной работе с детьми, который старался осуществить Шацкий. Другими принципами клубной работы были самостоятельность и самодеятельность, инициатива и творчество, доверие к детям, сочетание умственного и физического труда, самообслуживание. Современная сфера дополнительного образования характеризуется комплексом сложных и разнообразных проблем. Чтобы ориентироваться в их социальной и педагогической природе и правильно наметить основные направления практического решения, необходимо, на наш взгляд, прежде всего, остановиться на сущности понятия дополнительного образования. Анализ педагогической литературы и официальных документов, посвященных проблемам дополнительного образования, показывает, что его понятие еще только начинает складываться. Немногочисленные определения понятия, которые имеются, раскрывают отдельные свойства, качества дополнительного образования. Так, в документе Министерства образования РФ "Информация о состоянии и перспективах развития дополнительного образования в Российской Федерации в 1993-1996 г.г. (и до 2000 г.)" внимание обращается на принадлежность дополнительного образования к системе непрерывного образования ("неотъемлемая часть непрерывного образования") и на его основные функции (обеспечение дополнительных возможностей для духовного, интеллектуального и физического развития ребенка, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей) (79, 3). В другом документе - "Временное положение о лицензировании детских образовательных учреждений в РФ" (1995 г.), определяются такие специфические характеристики дополнительного образования, как некоторые формы его реализации (образовательные программы и услуги), их содержательная направленность (самоопределение и творческая самореализация детей) (44, 1). Определение понятия, приводимого в справке о концепции дополнительного образования (Буданова Г.П., Степанов С.Ю., Пальчикова Т.П.), характеризует дополнительное образование как особый тип образования - особый процесс и результат развития личности ребенка (71, 11), что представляется ценным для понимания сущности данного явления в новом его качестве. Данное определение обнаруживает тесную связь с методологией внешкольного образования, на основе которой формируется современная стратегия развития дополнительного образования. В связи с этим большую ценность для понимания сущности дополнительного образования представляет понятие "внешкольное образование", данное в "Энциклопедии внешкольного образования" (1923 г.) (122). Ее создатель Медынский Е.Н. рассматривает внешкольное образование как "всестороннее и гармоничное развитие личности или человеческого коллектива в умственном, нравственно-социальном, эстетическом и физическом отношениях". Представляя внешкольное образование как развитие, "... которое определяется как постоянная внутренняя работа личности над всеми элементами человеческого я", Медынский Е.Н. дает ему такие характеристики: это процесс, длящийся всю жизнь, не имеющий законченного характера; творчество и активность самой личности, индивидуальный акт, который различен у каждого индивида. Внешкольное образование, по его мнению, должно быть направлено не только на умственное развитие личности, но и на обеспечение ее всестороннего развития, оно не может быть сведено к самообразованию, т.к. "его задачи шире последнего..., самообразование относится к внешкольному образованию как часть к целому». Для обеспечения всестороннего развития личности, отмечал он, необходимо создание полной системы «содействия внешкольному образованию". Для осмысления понятия "дополнительное образование" важное значение представляют и другие определения внешкольного образования в современной педагогической литературе. В одном из них, опубликованном в Российской педагогической энциклопедии (1993 г.), внешкольное образование характеризуется как просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц, направленная на удовлетворение образовательных запросов населения (166). Данное понимание важно для выявления социально-педагогических условий развития дополнительного образования. Оно указывает на реальную возможность активного привлечения к развитию дополнительного образования общественности и частных лиц, в том числе и на основе их благотворительности, спонсорства. В другом определении внешкольного образования, представленном в программе стабилизации и развития российского образования в переходный период (1991 г.) предлагается более современный взгляд на внешкольное образование: оно рассматривается как неотъемлемая часть системы непрерывного образования (147). В плане нашего исследования важно, что такое понимание внешкольной работы положило начало становлению ее как вида образования, способного реализовать идею постоянного развития человека и обеспечить каждому право на развитие интеллектуальных, духовных, эмоциональных, физических качеств личности, возможность свободного выбора пути образования, удовлетворения развивающихся потребностей личности в образовании. (134, 3).

Состояние развития творческой активности детей в процессе дополнительного образования

Изучение современного состояния о реальном уровне сформированности творческой активности детей в процессе дополнительного образования нами производилось в Домах детского творчества г. Пенза. В констатирующем эксперименте участвовали младшие школьники, занимающиеся художественным и декоративно-прикладным творчеством. Это объясняется, во-первых, тем, что при ходе анкетирования 78% детей отдали предпочтение именно этим видам творчества. Во-вторых, в декоративно-прикладном и художественном искусстве индивидуальные способности ребенка с достаточной степенью определенности выражаются в конкретном продукте деятельности, что облегчает задачи отслеживания развития и корректировки данного качества. В-третьих, в декоративно-прикладном и художественном искусстве со всей очевидностью просматриваются познавательный, личностно-ориентированный и преобразовательный характер творческой деятельности. В-четвертых, именно в области декоративно-прикладного и художественного искусства с наибольшей яркостью проявляется индивидуальность творчества, его субъективная неповторимость. В целях получения объективных данных о реальном уровне сформированности творческой активности младших школьников в процессе дополнительного образования использовались следующие методы: анкетирование учащихся, тестовые задания, анализ продуктов творческой деятельности, наблюдение за процессом творчества. Так, в ходе констатирующего эксперимента на измерение степени сформированности показателей компонентов творческой активности младших школьников была предложена анкета со следующими вопросами: К какому виду деятельности ты проявляешь интерес?

Что привлекает тебя в данном объединении? Какая у тебя была самая первая творческая работа? Хочется ли тебе изобрести что-нибудь необычное? - Стремишься ли ты до конца выполнить творческое задание, если оно не получается? - Нравится ли тебе участвовать в различных конкурсах, соревнованиях? Всегда ли ты обращаешься за помощью к взрослым, когда что-то не получается? Результаты ответов на вопросы анкеты оценивались с использованием следующих критериев: творческий подход к ответу, количество положительных ответов, полнота ответа. В итоге отношение учащихся к творческой деятельности было рассмотрено нами на четырех уровнях: высоком (5), недостаточно высоком (4), среднем (3), низком (2). Для измерения уровня развития названного качества нами были использованы также следующие тестовые задания. Для определения уровня любознательности использовался тест-игра "Вопрошайка". Детям предлагались две сюжетные картинки. Каждый из воспитанников должен был задать не менее 1 вопроса к картинке. Воспитанники записывали вопросы, а экспериментатор фиксировал ответы. Критерии оценки: количество заданных вопросов, их оригинальность. Для определения уровня развития интеллектуально-логических способностей нами была использована методика на умение выводить следствия. Так, воспитанникам предлагалась картинка. Дети должны были описать ситуацию и придумать, чем закончится событие. Критерии оценки: оригинальность и полнота ответа, количество указанных выводов. Основу всякой творческой деятельности составляет воображение. Поэтому в нашем исследовании главным критерием творческих работ было развитие творческого воображения. Для определения развития творческого воображения учащихся были использованы различные методики (158). Воспитанникам был предложен тест "Несуществующее животное". Способы изображения несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход младшего школьника к задаче. Были выделены три основных способа изображения такого животного (не считая нулевого уровня, когда рисуется реальное животное): а) новое существо собирается из разных деталей реальных животных (тело медведя, заячьи уши, птичий хвост). Этот способ характерен для рационалистического подхода к творческой задаче; б) по образу и подобию существующих животных создается целостный образ фантастического животного (хотя оно может напоминать других животных). Способ характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче; в) при собственно-творческом складе воображения создается абсолютно оригинальное существо. Такой способ изображения встречается при любом подходе к творческой задаче - и рациональном, и художественном, если у человека есть реальные творческие возможности.

Критерии оценки - оригинальность, полнота выполнения. Для большей объективности задание на определение творческих способностей мы решили дополнить фигурным тестовым заданием "Незавершенные фигуры". Воспитанникам предлагался лист с изображением десяти незавершенных фигур. Необходимо было придумать и дорисовать из каждой незавершенной фигуры законченный оригинальный рисунок. Критерий оценки: оригинальность, количество интересных решенрй, степень разнообразия решений по каждому номеру. Еще одним фактором побуждения детей к творческой активности является атмосфера полезной и культурной конкуренции. Участие ребенка в таком виде художественного творчества, как прикладное искусство, открывает возможность состязательности, соревновательности. При условии реализации данного фактора дети стараются свои поделки сделать более качественными, привлекательными с точки зрения художественно-эстетического вкуса. Педагог - руководитель студии прикладного искусства, сам проявляющий творческие способности, увлеченный любимым делом, также оказывает положительное воздействие на формирование творческой активности воспитанников.

Характеристика и реализация педагогических условий развития творческой активности детей в опытно-экспериментальной работе

Эффективность процесса развития творческой активности в системе дополнительного образования возможна при наличии следующих условий: создание вариативных программ дополнительного образования, обеспечивающих творческое развитие детей при свободном выборе ими направлений своей деятельности; ориентация педагога на развитие творческого потенциала каждого ребенка в избранной им области деятельности, осуществляемая благодаря специальному отбору форм и методов работы; - обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка, выражающегося в поддержке добровольного выбора ребенком вида деятельности, обеспечении необходимыми материалами для нее, эмоциональной поддержке его успехов; подбор педагогов, обладающих творческими способностями, и умением направлять усилия детей на нестандартные решения в избранном виде деятельности. Рассмотрим первое условие: создание вариативных программ дополнительного образования, обеспечивающих творческое развитие детей при свободном выборе ими направлений своей деятельности. Способность дополнительного образования соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся есть вариативность образования. Идея вариативности образования является основополагающей для российского образования 90-х годов. Содержание образования строится на основе гуманитаризации программ дополнительного образования детей, взаимодополняемости с обязательным базовым школьным образованием, расширения образовательных областей, изучаемых в школе. Оно основано на единстве двух компонентов -ориентирующего в культуре и творчески-деятельностного. Отличительной особенностью является культуросообразность (опора на геокультурные особенности среды проживания, региона, России) и нравственно-творческая доминанта. Источником формирования содержания образования являются основные сферы самоопределения личности - человек, общество, природа, ноосфера. В Доме детского творчества №1 реализуются программы дополнительного образования детей разного профиля: экономического, художественного, социально-педагогического, физического, технического. Авторы программ придерживаются личностно-ориентированного и коммуникативно-деятельностного подхода к осуществлению образовательного процесса. Программы строятся в соответствии с целями усвоения содержания образования, образцов и приемов мышления и деятельности, развития познавательного, аксиологического, творческого, коммуникативного и художественного потенциала воспитанников. Таким образом, целью образовательных программ является стимулирование и развитие творческого потенциала личности ребенка, включение ее в системы социальных коммуникаций, общественно-полезную практику и досуг. Несомненно, на развитие творческой активности младших школьников в процессе дополнительного образования оказывает влияние второе условие: ориентация педагога на развитие творческого потенциала каждого ребенка JB избранной им области деятельности, осуществляемая благодаря специальному отбору форм и методов работы. Ребенку надо такое качество знаний, чтобы он мог пройти путь от собственной оригинальной идеи до создания законченной вещи или художественного произведения. Творчество - это также стремление человека изменять, преобразовывать мир, улучшать окружающую жизнь. Человек становится личностью, когда его потребности направлены на созидание, на творчество. Создание ситуации выбора - эффективный прием развития творческого мышления. На занятиях учебных групп у детей должна быть возможность выбора из двух или нескольких предметов, примеров, вариантов. Педагогу необходимо систематически пополнять свой арсенал приемов заданиями и упражнениями на развитие фантазии и воображения детей. В хореографической детской студии (руководитель Н. Герасимова) младшие школьники на каждом занятии в течение 7 - 10 минут получают задание придумать хореографические сценки и хореографические миниатюры по итогам наблюдения за поведением животных или изобразить какой-либо предмет или какую-либо черту характера человека, а в старших группах члены студии участвуют в создании и постановке детских балетов: "Чиполлино", "Щелкунчик" П.И. Чайковского. В клубе "Почемучек" ребятам нравится игра "Что на что похоже?", которая способствует развитию воображения, ассоциативного мышления: водящий выходит из помещения, ребята задумывают какой-либо предмет, находящийся в помещении, и придумывают его сравнения с другими предметами, например, электрическую лампочку можно сравнить с грушей, солнышком, каплей воды и т. д.. Приглашается водящий, которому ребята говорят, что задуманный предмет похож на грушу, если водящий не отгадывает, называется второе сравнение и т. д.. В конце игры определяется, чье сравнение было самым удачным, затем водящим становится другой участник игры, задумывается новый предмет, игра повторяется сначала. С целью развития творческой активности необходимо применять активные методы и приемы обучения, суть которых в том, что познание исходит от ученика, а не от педагога. Первая группа активных методов обучения в учреждениях дополнительного образования - проблемные методы, которые включают постановку проблемы и ее самостоятельное исследование учащимися. При проблемном изложении материала педагог называет проблему и излагает материал, раскрывая все противоречия этой проблемы. Основной формой общения на занятиях должен быть диалог: диалог педагога и учеников, диалог учеников друг с другом. Беседуя с учениками педагогу надо определить главную цель и идею беседы, отобрать и сформулировать вопросы для обсуждения (чтобы обсуждение не затягивалось, рекомендуется отобрать не более трех-четырех вопросов).

Людмила Телешенко
Сущность и пути формирования творческой активности детей

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности младших дошкольников.

Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенное важное значение для детей . В ходе данного процесса проявляется самостоятельность, инициатива, раскрывается творческий потенциал личности .

Современное образование направлено на всецелое развитие личности ребенка. Основа всестороннего развития – творческая активность , поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения. Значение формирования творческой активности мы видим , прежде всего, в том, что в процессе творческой деятельности в ребёнке воспитывается любовь к серьезному, вдумчивому труду, настойчивость в достижении поставленной цели.

Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ребёнка. Творческая активность ребёнка занимает центральное место в формировании волевой , целенаправленной, всесторонне развитой личности.

Для эффективного развития творческой активности детей важно определить существенные стороны понятия "творческая активность ", раскрыть пути развития рассматриваемого качества личности в процессе обучения.

История исследований проблемы творческой активности показывает нам ее неразрывную связь с проблемой активности личности вообще .

Активность – не просто деятельность, не ее вид и состояние. Ученые рассматривают активность как характеристику личности, ее самодеятельность, стимулами которой выступают содержание и характер самой деятельности. Именно самодеятельность имеет творческий потенциал , поскольку продиктована не одной лишь внешней необходимостью, а инициативой изнутри.

Активность – многоаспектное понятие. Не случайно, поэтому проблемы, связанные с его исследованием, рассматривается философией, педагогикой, психологией.

Большое внимание изучению проблемы уделено в философской литературе. Уже в исследованиях Платона и Аристотеля есть попытки найти механизмы активности личности , приводящие к творчеству .

Активность , по мнению Н. А. Бердяева, как философская категория отражает "способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному и сознательному взаимодействию" со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также "интенсивность этого процесса, его меру". Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей . Творчество – явление сложное , комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизическими предпосылками.

Исследователи детского творчества отмечают , что высокие достижения связаны с такими факторами, как уровень воображения в игровой деятельности (Дж. Моран, Дж. Сойерс, а также с различными социальными способностями : общением, принятием роли (Дж. Коннели, А. Дойл, 1984, использованием языка и стремлением к лидерству (В. Фу, Х. Кеннеди, 1982, возможностью самовыражения, интересами и уровнем образования родителей (Т. Ковач, 1982) . По мнению П. Смита (1983, для развития детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка ; следует также добиваться его внутренней раскованности и свободы.

П. Торренсом были выявлены компоненты творческого мышления – факторы креативности.

К ним относятся :

Интеллектуальная творческая инициатива – направленность на выход за рамки данных задач и требований;

Беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей;

Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения.

Креативность ученый определяет через характеристики творческого процесса . Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение.

А. Н. Леонтьев, рассматривая компоненты творчества , выделил в структурной схеме мотивационный и операционный аспекты творчества .

В. П. Зинченко и В. М. Мунипов предлагают дополнить эту схему эмоциональным и мировоззренческим компонентами. Учитывая это, структуру творчества можно представить как совокупность мировоззренческого, мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов.

Мировоззренческий компонент, по мнению ученых, определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов. К основным мировоззренческим свойствам личности, способствующим творческой деятельности относят :

1) осознание личностью своих мировоззренческих свойств;

2) способность отстаивать свои творческие позиции .

Следующий – мотивационный компонент, включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение человека к деятельности, в том числе, и к творческой , совокупность тех психических моментов, которыми определяются его поведение в целом, то, что побуждает его деятельность, ради чего она совершается.

В нашей работе творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем.

Развитие творческой активности личности требует от педагога создания такой атмосферы, когда возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции , чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям , создается ситуация успеха в творческой деятельности .

Таким образом, творческая активность детей в процессе обучения связана со всеми сторонами формирующейся личности ребёнка : потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Процесс развития творческой активности предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью, которые могут быть соотнесены с некоторыми точками на шкалах развития основных параметров творческой активности .

Для выявления уровней развития творческой активности детей стало необходимым разработать показатели сформированности творческой активности .

Исследователи выделяют следующие уровни творческой активности : уровень проблемности (М. И. Махмутова) ; формирование опыта творческой учебной деятельности (И. Я. Лернер) ; интеллектуальной активности с включенными уровнями творческой активности (Д. Б. Богоявленская) .

Так, З. В. Баянкина выдвигает классификацию творческой активности по степени освоенности творчества , выделяя уровни : адаптивный, поисковый, исследовательский, креативный. Ю. В. Науменко строит классификацию по постоянству проявления операционного компонента творчества , определяя тем самым разные уровни творчества . Е. Н. Тупичкина, Л. Н. Петрова выделяет классификацию творческой активности по развитию интереса к творчеству , выделяя уровни : нулевой, низкий, средний, высокий.

Д. Б. Богоявленская считает, что самостоятельность – это качество, включенное в активность . П. Я. Гальперин говорит, что в изменении самостоятельности проявляются, с одной стороны, динамика актуального уровня развития, с другой стороны – процесс формирования творческой активности , являющейся качеством деятельности.

Тема: “ Развитие творческих способностей учащихся “.

Докладчик: преподаватель Горчунова Г. С.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у учащихся значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать материал как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

В современной психологии существуют две точки зрения на творчество.

1. Всякое мышление является творческим.

2. В Б.С.Э. творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладаюшие общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. Поэтому второе определение не совсем подходит для определения творчества.

Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. (Например: Там, где нет образца, а учащийся сам находит что-то новое, например, способ решения задачи, то здесь выступает творческое мышление.)

В качестве основного критерия творчества часто рассматривается – оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных.

Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений.

Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность.

Все эти качества характеризуют творческого человека. Противоположенными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления. Они очень важны в жизни, так как позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей.

В основе творческих способностей лежат общие умственные способности.

Но не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности.

Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями учащимися тех или иных истин – является метод проблемного обучения. Суть его заключается в том, что перед учащимися ставят проблему, познавательную задачу, и они при непосредственном участии преподавателя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. Учащиеся строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают.

Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, т.е. в положительных эмоциях радости, интереса. Интерес способствует появлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний.

Развивать творческие способности ребенка – это значит развивать его воображение.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности учащихся. В одних случаях он носит характер подражательный, в других поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретенных знаний, умений, навыков.

В теории и практике обучения вопросу развития творческих способностей учащихся пока не уделено должного внимания, но понятно одно, что развитие творческих способностей учащихся не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач.

Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.

Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всей группе. При их выполнении оценивается только успех

Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными.

Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, мы развиваем у детей подвижность и гибкость мышления, учим их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д.

Огромное значение для развития творческих способностей является уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышает творческо- поисковую активность.

Важную роль играют вопросы преподавателя. Рекомендуется использовать систему уровневых вопросов, основанную американским психологом Бенджамином Блума, т.е. толстых (сложных) вопросов, требующих развернутых ответов:

“Дайте 3 объяснения – “почему?”

“Почему вы думаете…?”

“ В чем различие…?”

“ Объясните почему…?”

“ Почему вы считаете…?”

“ Предположите если будет…?”

“ Верно ли…?”

“ Согласны ли…?”

“ Будет ли…?”

Психолог Алексей Михайлович Матюшкин обращает наше внимание на использование открытых вопросов (т.е. тестов), которые стимулируют творческое мышление, так как учащимся представляется возможность выбрать свой ответ.

Стимулируют учащихся и творческие задания на составление вопросов.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.