Успехи современного естествознания. ОТИ (Образовательная Технология "ИнтеллекТ") Структура образовательной технологии «ИнтеллекТ»

ОТИ это новейшая образовательная технология Московской Ломоносовской школы, которую сегодня используют самые передовые образовательные учреждения - она способствует развитию у детей 4-х основных образовательных навыков (говорение, слушание, письмо и речь) и 4-х основных психологических процессов (внимание, память, мышление, воображение). Школа "ЭйдоС" второй на Украине приобрела и внедрила эту технологию.

Цель Образовательной Технологии «ИнтеллекТ»: Развитие интеллектуальных способностей учеников для повышения эффективности учебной деятельности.

Урок «ИнтеллекТ» вводится в учебный план для:

  • координации деятельности учителей-предметников по развитию интеллектуальных способностей (ИС).
  • оптимизации общих усилий преподавателей посредством расстановки акцентов на развитие различных ИС путем взаимного влияния линий развития ИС (когда развитие одной ИС помогает, поддерживает другую ИС), обобщения линий развития;
  • показа, что каждая из частей востребована и оказывает пользу в базовом предмете.

Для достижения цели ставятся конкретные задачи интеллектуального развития учеников:

  • активизировать и развить предметно-ориентированные психические качества (память, логическое мышление, внимание, воображение), позволяющие полно и точно сохранять в памяти знания и практические умения, а также своевременно и точно выдавать предметные знания, применять их в различных ситуациях.
  • сформировать предметный тезаурус, обеспечивающий восприятие, осмысление и выдачу предметных знаний, а также формирование умственных действий в соответствии с требованиями учебных программ.
  • развить предметно-речевые навыки, способствующие восприятию, осмыслению и запоминанию информации, позволяющие полно и точно воспроизводить полученные знания в письменной и устной формах.
  • повысить мотивацию учебно-познавательной деятельности, личностный смысл учебы.

Задачи решаются путем выполнения действий (упражнений) , направленных на развитие внимания, мышления, памяти, воображения, чтения, говорения, письма, слушания, тезауруса, — необходимых составляющих успешной учебы, обеспечивающих выполнение указанных задач. Упражнения носят, как правило, развивающий и диагностический характер, что позволяет ребенку и преподавателю на каждом этапе определять уровень развития того или иного качества, проводить своевременную корректировку. (Корректировка развития определенных психических качеств или речевых навыков производится путем подбора учащемуся индивидуальных заданий.)

Оценивающая функция упражнений играет немаловажную роль в формировании самооценкишкольника. Большинство заданий составлены в занимательной форме, а их содержаниесовпадает со школьной программой по основным предметам (на уровне понятий, утверждений, вопросов и целых текстов), благодаря чему производится подготовка обучающихся к гибкому и творческому применению полученных знаний и навыков.

Таким образом, содержание учебного предмета превращается в средство развития интеллектуальных качеств обучающегося иусваивается в ходе целенаправленного развития интеллектуальных качеств и осмысливается обучающимися как материал, на котором можно развиваться.

Кроме этого, в заданиях, тестах и тренингах учитывается различное соотношениераспределения аспектов тех или иных психических качеств и речевых навыков в рамках отдельно взятых учебных дисциплин. В связи с этим, мы говоримо развитии предметно-ориентированных психических качеств и предметно-речевых навыков.

Поддержание поискового интереса происходит за счет того, что предлагаемые задания нестандартны, носят занимательный характер, усложняются постепенно, выполнение готовых заданий, подготовленных учителем,чередуются с составлением упражненийсамими обучающимися (в начале ребенок действует по образцу, постепенно увеличивая долю творчества, тем самым тренируясьв постановке собственных проблем).

Все задания, предлагаемые для выполнения, содержатинструкцию, где подробно описан ход выполнения задания.

Регулярное повторение упражнений и действий по программе обеспечивает отработку и закрепление полученных знаний и навыков, что приводит к полноценному выполнению поставленных задач.

Отличительные особенности по частным пунктам программы определяются конкретными целями обучения в каждом отдельно взятом классе и ориентированы на сценарии развития интеллектуальных качеств каждого класса.

Индивидуальные линии развития ИС

Отдельные обучающиеся по отдельным предметам имеют большие трудности. Причиной может быть недостаточное развитие интеллектуальных способностей, несмотря на развитие на специальном уроке и на учебных предметах. В таком случае проводится индивидуальная работа в специально отведенное время. Для обучающегося подбирается индивидуальная Программа развития, рассчитанная на полгода и более длительный период времени. Время определяется успешностью развития необходимых интеллектуальных способностей. Нужно, чтобы ребенок с потенциально слабыми интеллектуальными способностями почувствовал успех, поддержку.

Индивидуальная линия развития проводится и для детей, относящихся к категории одаренных. Целью развития одаренных детей является получение высоких результатов в некоторых областях науки.

В Программе индивидуального развития для одаренных детей ставятся задачи развития способностей по выявлению проблем, их формулировке, с последующим нахождением путей решения (креативный компонент). Цель индивидуального интеллектуального развития - добиться приведения ребенка в состояние изобретательства.

ОТИ это очень круто. И очень нравится ученикам нашей Школы.

Технология “ИнтеллекТ” составлена в рамках научно-исследовательской работы НОУ “Школа рационального чтения” и в целом направлена на повышение эффективности учебной деятельности школьников. Она реализуется на курсах “ИнтеллекТ” и на уроках в школе через спецзадания и отдельные работы педагогов-преподавателей. Технология “Интеллект” применима на практике как для младших, так и для средних и старших школьников.

Целесообразность технологии заключается в следующем: В процессе обычного школьного обучения развитие интеллектуальных качеств происходит не целенаправленно. Системы развивающего обучения лишь в некоторой степени делают акценты на развитии способностей учащихся. Например, производится развитие навыков, повышающих эффективность предметной деятельности учащихся с учетом их личностных особенностей. Технология “ИнтеллекТ”, в свою очередь, обеспечивает проведение целенаправленной работы по развитию речевых навыков, психических качеств и функций, непосредственно влияющих на успеваемость учебы.

Цели технологии:

  1. Повышение эффективности изучения базовых школьных предметов.
  2. Повышение мотивации учащихся к изучению этих предметов.
  3. Снижение утомляемости ребенка во время учебного процесса.

Достижение обозначенных целей решается посредством выполнения следующих задач:

  1. Развитие способности запоминать устную и письменную речь с целью последующего воспроизведения и применения на практике.
  2. Развитие различных граней внимания, а именно: избирательности, переключаемости, устойчивости и других.
  3. Развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, приведение аналогий, выявление взаимосвязей, взаимодействия и взаимосоотнесенности.
  4. Развитие умения создавать образы, удерживать их и манипулировать ими.
  5. Формирование тезаурусов по предметам.
  6. Развитие навыков продуктивного чтения.
  7. Развитие навыков продуктивного усвоения прослушиваемых текстов.
  8. Развитие умения формулировать и высказывать мысли в устной форме.
  9. Формирование навыков письменного изложения мыслей по базовым предметам школьной программы.

Действия, благодаря которым решаются вышеупомянутые задачи.

Такие психические качества, как мышление, внимание, память и воображение, а также речевые навыки – чтение, говорение, слушание и письмо, хорошо тренируются и являются фундаментом для формирования способности учиться, эффективно усваивать материал школьной программы. Так как технология “ИнтеллекТ” последовательно развивает у ребенка перечисленные выше необходимые качества и навыки по каждому предмету отдельно, то именно поэтому мы и оперируем такими терминами, как предметно-психические качества , предметно-речевые навыки и предметный тезаурус . В дальнейшем учащимся предоставляется возможность применять их в нужное время, на нужном уроке и даже в новой ситуации, как при получении новых знаний по предметам, так и при использовании уже полученных знаний. Развитые качества и навыки также, в свою очередь, являются хорошей базой для реализации самостоятельной познавательной деятельности младшего школьника. Все психические процессы взаимосвязаны, и развитие каждого в отдельности вносит свой вклад в формирование способности к учебе.

Технология “ИнтеллекТ” включает в себя систему развивающих упражнений , в основе которых заложен тезаурус базовых предметов школьной программы. По форме упражнения носят игровой (соревновательный) характер, за счет чего достигается высокий эмоциональный фон и отсутствие утомляемости учащихся. Упражнение каждого типа предлагается детям многократно, что обеспечивает полноценное выполнение указанных выше задач.

Практически каждое упражнение одновременно является и развивающим , и диагностическим (определяет уровень развития внимания, мышления, памяти по данной области знаний). Оценивающая функция упражнений одновременно играет немаловажную роль в формировании самооценки школьника.

Технология “ИнтеллекТ” предусматривает самостоятельное составление учащимися заданий. При составлении заданий по аналогии ребенок учится ставить проблему. Определив свой уровень по тестам, он составляет задачу на своем уровне, и предлагает ее для решения другим учащимся. Это практикуется для того, чтобы ребенок понял, насколько он смог раскрыть проблему, и как ее решили другие учащиеся. Готовя интеллектуальную задачу по предмету, ребенок перебирает огромное количество материала по тому или иному предмету, чтобы упражнение получилось хорошим. Таким образом, технология “ИнтеллекТ” стимулирует развитие творческих способностей ребенка, соответствуя четвертому этапу развития интеллектуальных качеств по теории
П.Я. Гальперина.

Пример развивающего упражнения (показан один из уровней упражнения).
Тема 6. “Повторение. Звонкие и глухие согласные звуки”.

Внимание.
Уровень С.

Задание 1. Читая слова, зачеркивай неверно написанные. Посчитай количество ошибок и отметь цифрой в колонке “Кол-во ошибок”. На колонку “+” пока не обращай внимание.

Твое время - 5 мин.

Кол-во
ошибок

Морковь пирог любовь вокрук звук пакет много блют ус

Исчес скрип повис слив ветфь друг визг продрок враг

Ночлег крук берег снег лук клюв ход отряд народ клад

Гриб залес вниз хвост рошь грыз уйти с глас водопад

Глаз сад чиж сугроб мост ерш мак столб дрозд парус

Герп провот подъезт верблюд пакет сук обувь парохот

Проверь себя по ответу.

Итоговый балл ____

Ответ.
Тема 6. “ Повторение. Звонкие и глухие согласные звуки”.

Внимание.
Уровень С.

Задание 1. Вот так ты должен выполнить это задание:

Кол-во
ошибок

Грус этаж юг нидь замерз сапог леф огород порог чиж

Творок портрет готоф груз корж парус морш танк жирав

Обувь голупь арбуз ужас трут шип оврак пляж прорупь

Морковь пирог любовь вокрук звук пакет много блют ус

Исчес скрип повис слив ветфь друг визг продрок враг

Ночлег крук берег снег лук клюв ход отряд народ клад

Столб рысь дуб свясь салад кровать клесд овес брофь

Гриб залес вниз хвост рошь грыз уйти с глас водопад

Глаз сад чиж сугроб мост ерш мак столб дрозд парус

Герп провот подъезт верблюд пакет сук обувь парохот

За каждый правильный ответ ты получаешь плюс.

А теперь посчитай количество набранных плюсов.

В среде родителей будущих первоклассников бытует мнение, что без денег в хорошую школу в наши дни соваться не стоит. На самом деле это в корне неверно. Зачислив "детей микрорайона", школа имеет право принимать на свободные места всех желающих независимо от места прописки или проживания. И не стоит думать, что школы ждут исключительно богатеньких буратин, хотя этот момент тоже присутствует. Любая школа, которая заботится о своем престиже и статусе, заинтересована прежде всего в способных детях - интеллектуально развитых. Во-первых, с ними интереснее работать. Во-вторых, они приносят "прибыль" в виде побед на всевозможных олимпиадах. В-третьих, они активны и самостоятельны, поэтому организуют интересную школьную жизнь по собственной инициативе. Так что если вы хотите попасть в "сильную" школу, вы должны подготовить ребенка так, чтобы приемная комиссия была им очарована.

В то же время "пропихивать" в школу с повышенными требованиями того ребенка, который не может справиться с нагрузками, смысла особого нет. Он будет чувствовать себя не в своей тарелке среди детей, которые с легкостью делают то, что ему недоступно. Поэтому даже тем, кто "приписан" к хорошей школе, не стоит расслабляться. Гарантия поступления не сделает вашего ребенка автоматически успешным учеником. Получается, что к серьезной школе готовиться надо в любом случае.

Готов к школе. Что это значит?

Мы говорим не о дворовых школах, где главным критерием готовности являются навыки контактного боя, желательно без правил. Мы говорим о школах, где детей учат жить в современном информационном обществе. В наши дни в школе, да и в обычной жизни человек оказывается захвачен мощным информационным потоком, подчинить который без специальных навыков сложно.

Как видится школьная жизнь ребенку, чьи интеллектуальные способности не развиты? Как груда мелких деталей, которые вдруг неожиданно высыпались ему на голову. Что с ними делать? Как использовать? Ребенок чувствует себя дезориентированным, он теряется. Бессистемные попытки что-то сделать приводят к тому, что малыш переутомляется и испытывает стресс. В то же время ребенок с развитым интеллектом быстро оценит, что это за детальки, быстро рассортирует их и использует по назначению: из каких-то сложит домик, какие-то оставит про запас, иные выкинет за ненадобностью. Этот пример показывает на предметном уровне, что означает интеллект в современном мире - это способность управлять информационным потоком с пользой для себя. Только так можно сделать обучение в школе легким и интересным.

Сразу возникает вопрос: можно ли "научить" интеллекту? Каждый ли ребенок может стать интеллектуалом? Безусловно, от природы все люди одарены по-разному, но есть универсальные навыки и умения, которые подходят детям независимо от того, к чему они склонны. Ответ: ДА, интеллект ребенка можно и нужно развить.

Кирпичики интеллекта

Первый кирпич - это развитая память. Каким бы умненьким ни казался малыш, но если у него слабая память, он не сможет осилить иностранный язык, выучить правило и т. д. Те, кто считает, что память дается от рождения, сильно ошибается. Здоровый человек может ее натренировать, как спортсмен мускулы. Для этого существуют специальные методики: кому-то проще запоминать наглядные образы, кому-то логические связки, кому-то ассоциации и образы и т. п. Развивая память, нужно подобрать удобный конкретному человеку способ.

Второй кирпичик - это развитое внимание. Многие педагоги жалуются на рассеянное внимание современных детей, мол, над ними нужно постоянно стоять и держать за руку, чтобы они сконцентрировались на простой задаче. Чтобы у ребенка не было проблем, нужно обучать его делать внимание произвольным, то есть намеренным. Для этого также существуют специальные методики.

Третий кирпичик - развитое мышление. Выделять главное и частное, прослеживать связи между явлениями, делать выводы - без этих навыков можно "закопаться" в любом тексте, а тема сочинения будет хронически "не раскрыта". Мышление можно и нужно развивать, причем не только "технарям", но и гуманитариям. Это универсальный навык.

Четвертый кирпичик - это развитие речевых навыков. Здесь и словарный запас, и умение выделять мысль в частях текста и в целом. Большинство детей отказываются читать лишь потому, что они смотрят книгу, а видят… известно что. Меж тем, большая часть школьной информации поступает именно из печатного текста - работать с ним необходимо грамотно. Нужно развивать понятийный аппарат, наращивать словарь, учиться излагать свои мысли устно и на бумаге.

Пятый кирпичик - это увеличение темпа чтения. Опять же: задания, задачи, материал для осмысления дан преимущественно в печатном виде. Если ребенок может быстро его прочесть и усвоить, он будет успешен в школе.

Из этих кирпичиков складывается прочная стена, которая защищает ребенка от стресса и перегрузок. Обучение становится эффективным и легким для ребенка. В результате с большинством интеллектуальных задач он может справиться самостоятельно, соответственно, чувствует гордость и получает удовольствие от учебы.

Научить, не утомляя

Если вы присмотрели для ребенка сильную школу и хотите, чтобы он был там успешен, имеет смысл отдать его на занятия, развивающие интеллект. Президентская школа проводит такие занятия для дошкольников, и в их основе лежит технология "ИнтеллекТ", разработанная доктором педагогических наук М. А. Зигановым. Около 20 лет назад группа молодых ученых заметила, что проблемы с обучением у детей возникают из-за того, что они не владеют навыками работы с информацией. Ученые стали "учить детей учиться" и решили проблему перегрузок даже в сильной физико-математической школе. Так родилась технология "ИнтеллекТ", которая удостоена признания в России и за рубежом.

Образовательная технология "ИнтеллекТ" была представлена в Академии наук (СССР, 1991) и Международной Ассоциации Чтения (США, 1997). Элементы технологии защищены диссертацией Академии педагогических наук.

Технология получила международное признание. Ее автор, доктор пед. наук М. А. Зиганов удостоен медали IBS (Кембридж, Англия) и включен Кембриджским Биографическим Центром (Англия) в число выдающихся ученых ХХ века по направлению "Развитие интеллектуальных способностей". Указом Президента РФ В. В. Путина "за разработку технологии и ее внедрение в образовательный процесс России" М. А. Зиганов награжден именными часами "Президент России". Педагогический коллектив школы за разработку технологии награжден международной премией "Профессия - жизнь".

В наши дни сберегающая время и здоровье ребенка технология "ИнтеллекТ" используется в Президентской школе (бывшая Школа рационального чтения) на занятиях для дошколят. Юные выпускники дошкольного отделения с легкостью проходят вступительные собеседования в сильные школы.

Анна Бабина
Благодарим за помощь в подготовке материала
Светлану Владимировну Якушеву,
заместителя директора НОУ "Президентская школа"

Комментировать статью """Интеллект"" по полочкам "

3. Научные или оптимальные методики раннего развития - система МИРР. Но, неужели наука до сих пор не создала технологию раннего развития детей, которая бы объединила в себя всё лучшее?

Для раннего развития в Белгороде в детском центре ЯСАМ успешно работают курсы «Интеллект» и LEGO Duplo. Занятия нацелены на развитие способностей с раннего возраста. При рождении у ребенка заложен огромный потенциал и известные педагоги и психологи считают, что чем раньше начать заниматься, тем легче малышу будет в дальнейшем в обучении и в жизни. В России и за рубежом создан целый ряд авторских развивающих методик. Развитие в курсе «Интеллект» В программе развития детей с 9 месяцев до 5 лет...

Заинтересованных умов независимо от области применения знаний, а также вновь обратиться к теме машинного обучения и облачным технологиям. Более того, будут обсуждаться машинное обучение и интеллект, в том числе последние достижения мировой науки в этом...

[Анастасия - Москва] : Мне 32 года, детей нет. Но самое ужасное у меня нет желания иметь детей. Я понимаю что это не нормально. Ваш тренинг может мне помочь? ✏ Здравствуйте, Анастасия! Согласно Системно-векторной психологии, нежелание иметь детей может быть связано с: 1. Наличием звукового вектора. 2. Присутствием кожно-зрительной связки векторов 1. Звуковики нуждаются в одиночестве, это их естественная потребность. Звуковую женщину беспокоит сама по себе перспектива рождения ребенка, к...

Собственно, в передаче с директором Левада-центра все рассказано - как наша пропаганда разжигала ненависть к украинцам, америке, европейским ценностям, и зачем. Вот я помню, что так оно все и было)) Почему другие помнят что-то совсем другое - загадка) Беседа ОЧЕНЬ интересная.

современные языки и технологии: C++, Qt прикладная разработка: программирование систем искусственного интеллекта, программирование и моделирование физики в прикладных задачах

Развитие интеллекта ребенка сейчас все больше интересует родителей. Давайте вначале определимся, а что же такое интеллект. В Википедии дано такое определений: "Интеллект (от лат. intellectus - понимание) - качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая...

С 16 до 22 декабря 2013 года в Центре для детей и родителей «Рождество» пройдет Родительский марафон. Это невероятно насыщенная программа интернет-семинаров, которые проведут лучшие специалисты «Рождества» и дружественных организаций совершенно бесплатно! Каждый день – несколько встреч, и каждая - как дорогой подарок! Не выходя из дома, вы сможете пообщаться с самыми компетентными специалистами: психологами, врачами, педагогами и культурологами, задать им свои вопросы и получить ответ на все...

Родители одни, методу не меняли. Так что с детьми, у которых это качество на подкорке не заложено, разумны вырабатывание привычек и рефлексов, технологии, мотивация, режим и разумная организация времени.

Профессиональный и личностный рост это развитие человека и накопление им разнообразного опыта, знаний в процессе жизни. Чтобы хорошо адаптироваться к новым условиям человеку нужно постоянно меняться и работать над собой. Это включает в себя формирование адекватного и трезвого взгляда на вещи, приобретение более удобных форм поведения. Что затрудняет профессиональный и личностный рост? отсутствие необходимых знаний, не адекватное понимание событий, негативные установки, низкая самооценка...

Наш интеллект любит полюбоваться на себя в зеркало. Долго всматриваться в пустоту наш внутренний взор неспособен. досуг девочки индивидуалки

Как воспитать настоящего читателя? Как найти те книги, которые помогут нам, ученикам, постичь красоту отечественной литературы и познакомиться с достижениями мировой культуры? Эти вопросы волнуют сегодня и преподавателей, и родителей. Задуматься о роли домашнего чтения меня заставили размышления журналиста Анатолия Николаевича Чирва. Я согласен с мнением автора, что интерес к чтению должен терпеливо и умело воспитываться самим человеком. Говорят, что нынешнее молодое поколение не читает книг...

Деток индиго легко отличить от других. У них высокий интеллект, решительный характер и творческая натура. Эти малыши могут могут принимать более правильные решения, но к сожалению наше окружение воспринимает это как неправильное поведение.Наказания и угрозы, которыми родители воспитывают деток, не действуют на детей индиго. Больше всего мне понравилось то, что у таких детей нет авторитетов, во всем они полагаются только на свою интуицию. В более развитых странах развитием таких детей...

Некоторые родители спрашивают: "А для чего учить детей читать до школы, зачем отнимать у ребенка детство?" Ну, во-первых, отнимать детство нельзя; обучать малышей нужно в игре, по специально разработанным игровым методикам. А для чего это нужно, сейчас уже известно многим. Давно признано, что интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е. в промежутке времени от рождения до шести-семи лет...

Сегодня в Общественной палате РФ состоялся "круглый стол" на тему "Новые технологии как фактор развития образования в России". Генеральный директор компании "Ашманов и Партнеры", специалист в области искусственного интеллекта Игорь Ашманов назвал...

красивые зимние пальто. антитела цмв. школы и технологии « интеллект ». Посмотреть темы в других конференциях: Ребенок от рождения до года Ребенок от 1 до 3 Ребенок от 7 до 10 Подростки Взрослые дети (дети старше 18) Детская психология.

Олимпиаду придумал 10 лет назад Марат Зиганов – автор образовательной технологии " ИнтеллекТ ". "Он фанатично предан детству, - говорит Ольга Исакова, директор латвийской гимназии "Максима".

* Травмы позвоночника при современных технологиях кесарева сечения. Если их не убрать, то явления, осложняющие рост и развитие ребенка, сохраняются сколь угодно долго.

Технология " ИнтеллекТ " применяется в школах России, Латвии, Азербайджана, внедрить технологию в образовательный процесс намерены школы Украины, Узбекистана, Израиля, Канады.

РАЗДЕЛ 5.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

НП «ЛОМОНОСОВСКАЯ ШКОЛА – ЗЕЛЕНЫЙ МЫС».

Под технологией развивающего образования следует понимать, во-первых, систему принципов, регулирующих достижение планируемых образовательных целей в процессе учения-обучения, во-вторых, совокупность методов и форм организации учебной и педагогической деятельности, обеспечивающую становление и развитие личностных качеств, базовых способностей и ключевых компетентностей школьников. В технологии развивающего образования учение – это такая деятельность, продуктом которой всегда выступает непосредственное преобразование психики и способностей школьника. Обучение (педагогическая деятельность) соответствует тому звену в этой кооперации, в котором осуществляется управленческое воздействие на учение (учебную деятельность).

Технология развивающего образования, как и любая технология, имеет своей основой последовательность процедур использования педагогических средств для перевода обучаемого из одного состояния в другое.

Технологический аспект в деятельности педагога подчинен педагогической функции, ценностям и цели педагогической деятельности. Технологическая организация учения-обучения становится тормозом в развитии школьника в том случае, если учитель не учитывает уникальности ученика, не следит за его проявлениями, не реконструирует путь его развития, не пользуется его критикой, его самоопределением, не предполагает согласование способов, целей и действий всех участников процесса учения-обучения. Если эти факторы учитываются, то технология не только не тормозит творческое проявление и развитие учеников, но и способствует усилению творческого потенциала.

Технология развивающего образования, как более широкое понятие, включает технологию учения-обучения и технологию программирования индивидуального развития школьников.

5.1. Технология «ИнтеллекТ» - основа развивающего образования.

Наряду с воспитанием и обучением важным объектом внимания современной школы является развитие обучающихся. В современном обществе наиболее востребованным направлением становится интеллектуальное развитие каждого ученика. В качестве формы самосовершенствования оно является элементом воспитания, а, помогая обучению, является сопутствующим элементом обучения.

Развитие интеллектуальных способностей – одно из важнейших направлений деятельности НП «Ломоносовская школа-Зеленый мыс», которое осуществляется целенаправленно и системно, обеспечено эффективным содержанием, достаточным инструментарием и действенной методической базой.

Образование, развивающее интеллектуальные способности, строится таким образом, что является актуальным для каждого ученика, позволяет развивать в каждом все те способности, которые востребованы практикой в конкретный период обучения, оптимально, комплексно, не требуя большого количества времени.

Стандарт российского образования требует развития не только общих интеллектуальных способностей, но и развития интеллектуальных способностей в каждой предметной области. Поддержка процесса обучения специальным развивающим интеллектуальные способности блоком позволяет снять трудности в овладении знаниями и умениями.

НОУ «Ломоносовская школа» включает в систему образования программу интеллектуального развития школьников, представленную в виде образовательной технологии «ИнтеллекТ» (ОТИ). Развитие интеллектуальных способностей ОТИ рассматривает как главное направление совершенствования личности, необходимый элемент жизни. Важно как получать знания, отрабатывать практические навыки, так и развивать интеллектуальные способности.

Важным преимуществом ОТИ является возможность сохранения здоровья школьников, на которое оказывает отрицательное влияние перегрузка в процессе обучения. ОТИ способствует уменьшению применяемых усилий в процессе учебы и позволяет развить психофизический иммунитет.

Образовательная технология «ИнтеллекТ» позволяет проводить развитие интеллектуальных способностей в каждой предметной области отдельно (предметно ориентированное развитие интеллектуальных способностей ) с учетом различных специфических требований к развитию. Влияние данной технологии на более высокую эффективность развития интеллектуальных способностей в каждой предметной области отдельно, в отличие от развития общих интеллектуальных способностей с последующим проявлением этих способностей при изучении отдельных предметов доказано научным исследованием и широкомасштабным экспериментом в общеобразовательных школах Москвы, Подмосковья, Латвии, Азербайджана и Узбекистана.

Образовательная технология «ИнтеллекТ» учитывает проблемы развития интеллектуальных способностей и ставит своими целями:

    снижение утомляемости обучающихся на уроках за счет здоровье сберегающей организации учебного процесса;

    повышение мотивации обучающихся к изучению отдельных школьных предметов и учебе в целом за счет оптимизации учебного процесса и осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к обучению;

    повышение эффективности учебного процесса за счет развития предметных интеллектуальных способностей.

Деятельность по развитию интеллектуальных способностей позволяет учащимся продемонстрировать свои достижения за пределами конкретной «области запланированного результата» посредством специально созданной Международной олимпиады «ИнтеллекТ». На Олимпиаде «ИнтеллекТ» любой учащийся может добиться успеха, проявляя при выполнении олимпиадных заданий свои интеллектуальные способности.

Развитие интеллектуальных способностей в НП «Ломоносовская школа-Зеленый мыс» проводится с помощью системы практических занятий в каждой предметной области в каждой возрастной группе. Также существуют линии общеинтеллектуального развития и индивидуальной работы (коррекционной и усиленной).

Линия общего развития интеллекта проводится на специально включенных в учебный план уроках «ИнтеллекТ» и имеет целью обобщить все действия по развитию предметного интеллекта и скоординировать все действия учителей-предметников в процессе развития интеллектуальных способностей на уроках.

Индивидуальное развитие проводится в дополнительное время.

Структура образовательной технологии «ИнтеллекТ».

В структуре образовательной технологии «ИнтеллекТ» предусматриваются следующие компоненты:

    «ИнтеллекТ» для дошкольников: развитие интеллектуальных способностей детей 3-6 лет.

    Предметный «Интеллект»: развитие предметных интеллектуальных способностей на уроках (1-8 классы).

    предмет «ИнтеллекТ», включенный в учебный план (1-8 классы).

    Модульные программы для учащихся 9-11 классов:

    конспектирование

    скорочтение

    развитие мышления,

    развитие внимания и др.

Курс «ИнтеллекТ» вводится в учебный план с целью развития интеллектуальных способностей обучающихся для повышения эффективности учебной деятельности.

Уроки «ИнтеллекТ» способствуют координации деятельности учителей-предметников по развитию интеллектуальных способностей путем взаимного влияния линий развития ИС (когда развитие одной ИС помогает, поддерживает другую ИС).

Задачи интеллектуального развития обучающихся:

    активизировать и развить предметно-ориентированные психические качества (память, мышление, внимание, воображение), позволяющие полно и точно сохранять в памяти знания и практические умения, а также своевременно и точно выдавать предметные знания, применять их в различных ситуациях.

    сформировать предметный тезаурус, обеспечивающий восприятие, осмысление и выдачу предметных знаний, а также формирование умственных действий в соответствии с требованиями учебных программ.

    развить предметно-речевые навыки, способствующие восприятию, осмыслению и запоминанию информации, позволяющие полно и точно воспроизводить полученные знания в письменной и устной формах;

    повысить мотивацию учебно-познавательной деятельности, личностный смысл учебы.

Задачи решаются путем выполнения действий (упражнений), направленных на развитие внимания, мышления, памяти, воображения, чтения, говорения, письма, слушания, тезауруса. Упражнения носят развивающий и диагностический характер, что позволяет ребенку и преподавателю на каждом этапе определять уровень развития того или иного качества, проводить своевременную корректировку. (Корректировка развития определенных психических качеств или речевых навыков производится путем подбора учащемуся индивидуальных заданий.)

Оценивающая функция упражнений играет немаловажную роль в формировании самооценки школьника. Задания составлены в занимательной форме, а их содержание совпадает со школьной программой по основным предметам (на уровне понятий, утверждений, вопросов и целых текстов), благодаря чему проводится подготовка обучающихся к гибкому и творческому применению полученных знаний и навыков.

Таким образом, содержание учебного предмета превращается в средство развития интеллектуальных качеств обучающегося и усваивается в ходе целенаправленного развития интеллектуальных качеств, осмысливаясь обучающимися как материал, на котором можно развиваться.

В заданиях, тестах и тренингах учитывается различное соотношение распределения аспектов тех или иных психических качеств и речевых навыков в рамках отдельно взятых учебных дисциплин. В связи с этим возможно говорить о развитии предметно-ориентированных психических качеств и предметно-речевых навыков.

Поддержание поискового интереса происходит за счет того, что предлагаемые задания нестандартны, носят занимательный характер, усложняются постепенно, выполнение готовых заданий, подготовленных учителем, чередуется с составлением упражнений самими обучающимися (в начале ребенок действует по образцу, постепенно увеличивая долю творчества, тем самым, тренируясь в постановке собственных проблем).

Все задания, предлагаемые для выполнения, содержат инструкцию, где подробно описан ход выполнения задания.

Регулярное повторение упражнений и действий по программе обеспечивает отработку и закрепление полученных знаний и навыков и приводит к полноценному выполнению поставленных задач.

Отличительные особенности по частным пунктам программы определяются конкретными целями обучения в каждом отдельно взятом классе и ориентированы на сценарии развития интеллектуальных качеств каждого класса.

Индивидуальные линии развития интеллектуальных способностей.

В учебном процессе часто возникают ситуации, когда отдельные обучающиеся по отдельным предметам имеют большие трудности. Причиной может быть недостаточное развитие интеллектуальных способностей, несмотря на развитие на специальном уроке и на учебных предметах. В таком случае проводится индивидуальная работа в специально отведенное время. Для обучающегося подбирается индивидуальная Программа развития, рассчитанная на полгода и (или) более длительный период времени. Время определяется успешностью развития необходимых интеллектуальных способностей. Нужно, чтобы ребенок с потенциально слабыми интеллектуальными способностями почувствовал успех, поддержку.

Индивидуальная линия развития проводится и для детей, относящихся к категории одаренных. Целью развития одаренных детей является получение высоких результатов в некоторых областях науки. В Программе индивидуального развития для одаренных детей ставятся задачи развития способностей по определению линий развития с последующим нахождением путей реализации (креативный компонент). Цель индивидуального интеллектуального развития в данном случае – добиться приведения ребенка в состояние изобретательства.

ОТИ в образовательном процессе школы.

В качестве научной основы концепции предметно-интеллектуального развития школьника был принят личностно-деятельностный подход в образовании, утверждающий личностно-ориентированную организацию учебной деятельности и управление ею учителем при решении учащимся специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную и коммуникативную компетентность учащегося, но и его самого как личность.

В учебном процессе учащийся проявляет свои интеллектуальные способности в ходе восприятия учебной информации, ее переработки и применения на практике. При этом он пользуется четырьмя видами речевой деятельности: чтением, восприятием на слух (слушанием), письмом и устной речью (говорением). Иными словами, практически всё интеллектуально-активное время учебы на уроках в школе и время самостоятельной работы в библиотеке или дома занято речевой деятельностью:

В процессе любого вида предметно-речевой деятельности школьника проявляются четыре способности:

    Способность запоминать , удерживать в памяти и вспоминать (производя извлечение из памяти во всех видах: спонтанное воспроизведение информации в нужном месте и в нужное время, принудительное припоминание информации на основе поставленного вопроса или сформулированной проблемы, узнавание информации в массиве).

    Способность внимать (быть внимательным) (проявляя все аспекты внимания: устойчивость, переключаемость, критичность, избирательность, концентрируемость, масштабность ).

    Способность создавать или восстанавливать образы или образные представления, изменять образы в уме (используя статическое и динамическое воображение ).

    Способность осмысливать и переосмысливать информацию. Так как эти способности проявляются в предметно-речевой деятельности, а при проявлении чего-либо принято говорить о качествах («проявилось качество»), то в нашем случае целесообразно говорить о памяти, внимании, мышлении и воображении, как о качествах. Поскольку данные четыре качества имеют психическую природу, то можно говорить о психических качествах:

От степени развитости этих качеств зависит успешность предметно-речевой деятельности, и, следовательно, степень развитости памяти, внимания, мышления и воображения учащегося определяет продуктивность его работы на уроках и во время самоподготовки.

В предметно-речевой деятельности при проявлении предметно-ориентированных качеств учащийся использует предметный тезаурус – вложенный в активную память (а не в память вообще) набор предметных понятий (описываемых с помощью слов, словосочетаний или фраз) с привязанными к каждому понятию (на нейрофизиологическом уровне) семью компонентами (условное деление).

Пять компонентов для каждого понятия тезауруса являются обязательными :

    графическая оболочка каждого элемента тезауруса (написание слова, словосочетания, формулы, символа и пр.),

    звуковая оболочка (произношение слова или словосочетания, словесное описание формулы или образа, иное озвучивание понятия),

    толкование понятий (причем, если есть разные контексты, то нужны разные толкования и признаки контекстов),

    используемые при толковании понятий признаки (с помощью которых признаются понятия – понимаются)

    соответствующие толкованиям образы понятий (в которых фиксируются обязательные признаки).

Кроме того, каждое понятие тезауруса в активной памяти может быть связано еще с 2-мя компонентами (необязательными): каждое понятие из тезауруса может быть связано с каким-либо чувством и с каким-либо ощущением.

Тезаурус – достаточный для полного понимания изучаемого предмета

набор понятий (мыслей) в активной памяти


Таким образом, успешность в усвоении школьной программы и успешность в личностном развитии школьника зависят от степени развитости предметно-интеллектуальных способностей: 4-х предметно-речевых навыков, 4-х предметно-ориентированных психических качеств и сформированных тезаурусов по каждой изучаемой предметной области.

Программа развития интеллектуальных способностей взаимосвязана с программами изучения базовых предметов и реализуется с учетом трех положений:

    Актуальность интеллектуальных способностей .

На каждом этапе интеллектуального развития учащимся предлагаются упражнения, развивающие именно те интеллектуальные способности, которые будут востребованы на уроках по данной учебной дисциплине в ближайшие 1-2 недели при изучении определенных тем.

Развивающие задания и тесты выполняются учащимися на информации из печатных текстов (иногда с рисунками, формулами и графиками) и из произносимых учителем текстов. Вся эта информация относится к учебному материалу. Учебный материал берется из учебников или из дополнительной литературы.

На каждом этапе интеллектуального развития выполнение развивающих упражнений и диагностика уровня развитости интеллектуальных способностей производится на учебном материале, который изучался немного раньше или будет изучаться в скором будущем (только если ещё не изученный материал будет понятен учащимся).

    «Инерционность» развития интеллектуальных способностей

Развитие различных интеллектуальных способностей, проявляющихся в одной предметной области, протекает с различной скоростью для одного какого-либо учащегося. Так, например, если избирательность внимания конкретного ученика к конкретным орфограммам развивается 2-3 недели, то устойчивость его внимания при применении этих орфограмм достигается за неделю.

Опытным путем можно выделить характерное время развития одной и той же интеллектуальной способности, проявляющейся в разных предметных областях и заметить, что учителям разных предметов приходится затрачивать на развитие одной и той же интеллектуальной способности одного ученика разное время.

Учитывая эту особенность в развитии интеллектуальных способностей, планы развивающих занятий в рамках одной предметной области выстраиваются так, что:

    одни интеллектуальные способности развиваются задолго до того, как они оказываются востребованными в учебном процессе (упражнения выполняются несколько недель подряд);

    другие интеллектуальные способности развиваются на протяжении года малыми порциями (одно и то же упражнение выполняется по одной неделе 2 раза в полугодие);

    третьи интеллектуальные способности развиваются непосредственно в период изучения какой-либо учебной темы данной дисциплины.

Динамика развития интеллектуальных способностей выявляется с помощью диагностических тестов. Диагностика проводится в начале и конце периода применения развивающих заданий (в течение 2-х недель, четверти, полугодия, года). Если развитие происходит в течение длительного времени (года), то проводится промежуточная диагностика (в конце 1-ого полугодия или начале второго).

5.2. Особенности организации развивающего обучения в дошкольном отделении.

ОТИ в работе с детьми дошкольного возраста применяется по нескольким направлениям:

    В различных видах игровой деятельности.

    На обучающих занятиях по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром.

    На занятиях по предмету «Интеллект» в старшей и подготовительной к школе группе.

Рассмотрим эти направления подробнее.

    Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. В течение дня детям предлагаются различные игры, направленные на развитие внимания, мышления, воображения, речи, мелкой моторики. Во время прогулок дети также учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать и конкретизировать, уже пытаются анализировать. Все это дает хорошую базу для интеллектуального развития детей во время обучающих занятий.

    На всех занятиях по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, детям предлагаются задания, направленные на развитие того или иного психического процесса (интеллектуального качества). Причем содержание задания отражает основную тему занятия и взаимосвязано с другими упражнениями, наполняющими занятие.

    Примеры: «Раздели на группы», «Найди лишний предмет», «Определи закономерность и продолжи ряд», «Найди отличия» и др.

Необходимо отметить, что проведенная в конце прошлого года диагностика, показала положительную динамику в интеллектуальном развитии детей (которые регулярно посещали детский сад в течение учебного года). Достижению такого результата способствовала комплексная работа описанная выше.

Специалисты дошкольного отделения разрабатывают новые упражнения для детей старшей и средней групп. При этом они используют разработки Ломоносовской школы, пособия, рекомендованные государственной программой дошкольного образования и творческий потенциал педагогов дошкольного отделения. Планируя работу по интеллектуальному развитию детей, учитываются рекомендации психолога и логопеда об особенностях развития тех или иных психических процессов.

зеленых ...

  • Представительство gtz (немецкое общество по теническому сотрудничеству) в республике казахстан (1)

    Документ

    Немецкой школы к школе советского... Израильская миссия НП с 3 по... технические задачи производства, ... содержанию первая анкета делится на разделы ... на ломоносовскую анкету... г. (пос. Мыс Каменный – м. ... кроме зеленых и сине-зеленых ...

  • Представительство gtz (немецкое общество по теническому сотрудничеству) в республике казахстан (2)

    Документ

    Немецкой школы к школе советского... Израильская миссия превратилась... продолжались в АССР НП с 3 по... технические задачи производства, ... содержанию первая анкета делится на разделы ... на ломоносовскую анкету... г. (пос. Мыс Каменный – м. ... кроме зеленых и сине-зеленых ...

  • Санкт-петербургский союз ученых отчет о деятельности санкт-петербургского союза ученых

    Отчет

    ... . раздел Международная... зеленой зоны. 3. Добиваться признания археологических объектов на Охтинском мысу ... содержанию ... миссия ... НП «БСК», НП ... Ломоносовской медалью межрегионального Ломоносовского ... задачи . Подвел итоги работы сессии Школы научный руководитель Школы ...

  • Информационная услуга «тематические новости» бюллетень содержит данные за период с 16 апреля 2010 по 23 апреля 2010

    Бюллетень

    ... задач в составе нашего НП ... школы в деревне Кипень Ломоносовского района... себя гуманную миссию и... Смольного разделились . ... ремонт и содержание автомобильных дорог, ... Lumiere, "Леонтьевский мыс" , "Парадный квартал" ... Директоров; Зеленов Дмитрий Владимирович...

  • ВВЕДЕНИЕ

    В ходе реализации требований ФГОС в начальной школе на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход. Учитель не просто должен дать знания ученику, а научить его добывать и применять их. Чтобы это сделать в увеличивающемся потоке информации, необходимо научить учащихся работать с информацией.

    Перед учителем встает вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения? В своей работе мы рассматриваем наиболее, на наш взгляд, интересную и эффективную технологию - технологию «интеллект-карт».

    «Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения» .

    "Наиболее известная попытка классификации педагогических технологий принадлежит Г. Селевко. В рамках групп и подгрупп он выделяет около ста, по его мнению, самостоятельных педагогических технологий, которые зачастую представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса" .

    Г. Селевко выделяет основные педагогические технологии:

      педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса;

      педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения);

      педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств и другие

    Актуальность данной работы заключается в том, что для формирования умений эффективно добывать, обрабатывать, фиксировать и представлять информацию. Необходимы новые подходы и образовательные технологии.

    Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Возникает противоречие: новые требования, предъявляемые современными стандартами начального образования не могут быть реализованы традиционными технологиями обучения, требуются новые пути и средства. В то же время не все учителя готовы использовать новые технологии обучения. Из данного противоречия вытекает следующая проблема: каковы возможности технологии «интеллект-карта» в образовательном процессе начальной школы?

    Цель исследования: показать, что технология обучения с помощью интеллект-карт эффективна при изучении и обобщении материала на уроках в начальной школе, а так же помогает сделать процесс обучения младших школьников интереснее и занимательнее.

    Объектом исследования является педагогическая технология «интеллект-карта».

    Предмет исследования - формирование с помощью интеллект карт познавательных учебных действий обучающихся младших классов.

    Задачи исследования:

      изучить психолого- педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

      раскрыть способ построения интеллект-карт;

      изучить возможности применения интеллект-карт в начальной школе;

      проанализировать возможность интеллект-карт для формирования учебно-логических умений младших школьников.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    Бершадская Е.А., Кузюкова Н.Ю., Петрушина О.П. После повышения квалификации: применение технологии интеллект-карт для проектирования учебного процесса в начальной школе

    Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Применение методов «Mind Maps» для повышения информационной компетентности обучаемых [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bershadskiy.ru/

    Бьюзен Т. Научите себя думать! – «Попурри», 2004.

    Бьюзен. Т. Супермышление. ООО «Попурри», 2003.

    Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007.

    Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В. Программа «Окружающий мир» по ОС «Школа 2100» (для четырёхлетней начальной школы) [Электронный ресурс] URL:http://www.school2100.ru/uroki/elementary/okrmir.php

    Гаранжа В.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении и воспитании младших школьников.[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

    Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски [Электронный ресурс] URL:

    Интеллект-карта как фактор развития познавательных учебных действий младших школьников. 5

    Кинелев В., Коммерс П., Коцик Б. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва, 2005.

    Когнитивные образовательные технологии XXI века. [Электронный ресурс] Режим доступа:

    О методе интеллект-карт //bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32. - сайт Михаила Евгеньевича Бершадского.

    Скачкова М.Б. Интеллект-карта как фактор развития познавательных учебных действий младших школьников. [Электронный ресурс] Режим доступа:

    21.Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. - Екатеринбург: РГППУ, 2005. - С. 5-19.

    22.Селевко Г.К . Современные образовательные технологии. - Народное образование, 1998. - 256 с.

    23. Собчик Л.Н. Тест «Кактус», М.А. Панфилова Тест Торренса «Завершения картинок» Методика « Изучение непроизвольного запоминания у младших школьников».

    24. Методика " Определение понятий " 2008 г.