Произведение голуби. Анализ стихотворения в прозе “Голуби”

Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.

Какие же чувства, переживания передает Иван Сергеевич Тургенев в этом стихотворении

В прозе? Каким настроением оно проникнуто?

Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и тревоги.

Природа перед грозой видится автору как что-то тяжелое, давящее: душный воздух, солнце светило тускло, туча лежала грозной громадой, все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, смутно было на душе, злая туча, тоскливое томленье, туча давила, пухла и темнела, жестокая тишь.

И вот, наконец, сорвалась буря

– и пошла потеха! (слово потеха употреблено в двнном случае не в значении “развлечение”, а в смысле “неразбериха”.)

стреляет (гром).

Создается впечатление хаоса, сумбура, разрушительной силы, которое выражается и другими, кроме глаголов, средствами выразительности: (ветер мечется) как бешеный; в клочья разорванные (облака), рьяный (ливень); (стреляет) как из пушки.

Тревожное состояние лирического героя объясняется его одиночеством. Об этом автор говорит в конце: “… я один. один, как всегда”. (Вспомним, стихотворение написано в 1879 году в Париже, где Тургенев жил много лет и очень тосковал о родине, куда не мог поехать, так как был смертельно болен.) Однако так ли безрадостно самочувствие Тургенева? Так ли безнадежно-тоскливо его настроение?

Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какую роль в передаче настроения автора играют два белых голубя, которых он сначала видит как два белых комочка на фоне назревающей бури, а затем – спрятавшимися под навесом крыши.

Совсем с другой интонацией, с другим настроением говорит о них автор, выражает иные чувства:

Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два голубя – и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.

Нахохлились оба – чувствуют каждый своим крылом крыло соседа.

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них.

При виде этой картины у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии, и все предшествующие чувства освещаются этим новым ощущением. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда.), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба, взаимовыручка тепло, сердечность и спокойствие. Важность этого эпизода для самочувствия лирического героя подтверждает заголовок стихотворения; ведь оно озаглавлено словом “Голуби”.

Таким образом, несмотря на то, что лирический герой испытывает чувство тоскливого одиночества, определяющее настроение стихотворения – светлая поэтическая грусть о жизни, а не отчаяние. В этом и заключается главная мысль произведения, построенного на основе противопоставления двух разных ощущений лирического героя. Это противопоставление выражено автором в третьем от конца произведения абзаце, который начинается противительным союзом “но” (но под навесом крыши).

Сочинения по темам:

  1. Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств. Большинство произведений цикла...
  2. Александр Александрович Блок – русский поэт, выдающийся представитель русского символизма. Его стихотворение “Рассвет”, написанное в ноябре 1903 года, входит в...
  3. Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла. » было написано Пушкиным в 1829 году во время поездки поэта в Закавказье....
  4. Владимир Владимирович Маяковский – поэт-трибун, оратор, смело высказывающий свою точку зрения на любое общественное или политическое событие. Поэзия была для...

Схема лингвистического анализа текста.

        1. Какого типа речи текст перед вами?

          Какова композиция текста (количество смысловых частей,

микротемы этих частей).

        1. Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)?

          С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)?

          К какому стилю речи относится текст (научно-популярный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)?

          Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы?

          Какова идея текста (основная мысль)?

1.Тип : стихотворение в прозе (о чувствах лирического героя, его переживаниях, вызванных наблюдениями за двумя голубями).

2. Композиция.

Смысловые части: А.Перед грозой. Б.Голуби. В.Буря. Г.Голуби и автор

Ключевая фраза первой части «Назревала гроза великая». Слово «назревала» применено в переносном смысле со значением неизбежности.

Процесс виден главным героем: «я стоял», «передо мною», «около меня», «я глядел», «думалось мне».

- Все пространство для лирического героя делится на: «около меня» и «за рожью». («Около меня»: то золотое, то посеребренное море, спелая рожь, солнце светило горячо и тускло, зловещий блеск последних солнечных лучей, свет; «За рожью»: темно, синяя туча, грузная громада, синяя громада, злая туча давила землю, пухла, темнела, тьма)

В основе построения первой части лежит прием противопоставления, антитезы;

Безличные предложения (не бегало зыби, не слыхать, не видать ни одной птицы); инверсия («Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая» - создается впечатление величественности «назревающего» события); восклицательные предложения (усиливают эмоциональность, напряженность высказывания); обращения (передают напряженное душевное состояние лирического героя).

Ключевая фраза «Сначала один белый голубь, потом два белых голубя».

Контекстуальные синонимы: что-то – белый платочек – снежный комок

– белый голубь; два платка – два комочка – два белых голубя (их последовательность создает эффект постепенного приближения и узнавания: от чего-то, что трудно разглядеть, до ясно видного, узнаваемого белого голубя. То же повторяется и с двумя голубями)

При построении этой части текста используется параллелизм

Синтаксические конструкции: сложное предложение с разными видами связи «Прошло несколько мгновений – та же стояла жестокая тишь»? Эпитет «жестокая» имеет эмоциональное и оценивающее значение (подчеркивает зловещий характер тиши – статики – паузы); восклицание после многоточия «Но, глядь!», частица «глядь» передает неожиданность того, что последует за ней; словосочетания, обозначающие цвета и их контраст( сочетание тёплых и ярких тонов создаёт тревожность, боязнь бури): золотой, посеребрённый, тусклый, тёмно-синий, зловещий блеск, солнечный, огнистая зелень, белый, одноцветная синева тучи и белые голуби (контраст со значением противопоставления добра и зла)

Ключевое выражение «Сорвалась буря»

Преобладают глаголы, передающие быструю смену явлений, стремительное

движение: визжит– мечется ветер, мчатся облака, закрутилось, смешалось все, захлестал, закачался ливень, слепят молнии, стреляет гром.

Синтаксические конструкции: инверсия глаголов подчеркивает динамику описания (визжит ветер, мчатся... облака, захлестал, закачался... ливень); 2. перечисление и бессоюзные предложения усиливают впечатление движения; сравнения : «мечется как бешеный ветер», «стреляет как из пушки гром».

Аллитерация передает грохот бури (повторением звуков [тр] и [гр]: стреляет отрывистый... гром)

Отношение лирического героя к буре: одновременно и восхищение мощью стихии, и страх, как перед чем-то разрушительным, жестоким.

Вторая и третья чисти текста соотносятся по смыслу – через образы белых голубей и бури. (Белые голуби – это символ мира, покоя, гармонии, благодати, а буря – это разрушительная стихия, что

подчеркивается сравнением с войной: «стреляет как из пушки» гром. Эти части противопоставлены друг другу.

Четвертая часть противопоставлена третьей: во-первых, третья часть заканчивается многоточием, а заключительная часть начинается с противительного союза «но»; во-вторых, настроение в третьей части - тревога, смятение, а в четвертой – умиротворение, согласие, спокойствие; в-третьих, в третьей части динамическое перечисление, а в начале четвертой большое сложноподчиненное предложение, осложненное однородными членами и вводной конструкцией, количество глаголов снижается, но много существителльных

Лексические средства (выражают чувства автора в заключительном абзаце текста): лексический повтор слова «хорошо» передает чувство гармонии, а повтор слова «один» подчеркивает острое ощущение одиночества

лирического героя.

Синтаксические средства: восклицание и обилие многоточий (свидетельствуют о смятении чувств лирического героя «... я один... один, как всегда»..

Но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба, взаимовыручка, тепло, сердечность и спокойствие. Два белых голубя, которых автор сначала видит как два белых комочка на фоне назревающей бури, а затем «Под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два голубя и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас. Нахохлились оба чувствуют каждый своим крылом крыло соседа...

Хорошо им! И мне хорошо,

глядя на них...»

3.Преобладает параллельная связь предложений.

4.С помощью единства форм выражения сказуемых трех первых частей текста.

5.Текст относится к художественному стилю речи

6.Тема текста . Это стихотворение в прозе о чувствах лирического героя, его переживаниях, вызванных наблюдениями за парой голубей. Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а затем и во время грозы. И оба эти описания

передают чувство тоски и тревоги

7.Идея текста . В данном произведении И. С. Тургенев

глубоко переживает свое одиночество, тоскует по тому, кто понял бы его

и разделил с ним радости и тревоги. Ему недостает в жизни ощущения

спокойствия и гармонии, воплощение которых он видит в паре белых голубей, сидящих рядышком. И именно этот образ примиряет его с собственной жизнью и делает его печаль светлой. Это настроение светлой поэтической грусти

    Если каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него – это цепные связи.(местоименные связи (существительные, прилагательные, числительные заменяются в последующем предложении местоимениями и местоименными наречиями); лексические и синтаксические повторы; синонимические замены.

    В текстах с параллельной связью сначала следует зачин, содержащий мысль-тезис всего текста. Затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль, причём синтаксическими признаками данных предложений являются: параллелизм их структуры; единство форм выражения сказуемых.

    Инверсия - перестановка слов или словосочетаний (как явление грамматики или как стилистический приём), нарушающая обычный порядок слов или словосочетаний.

Сочинение

Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.

Какие же чувства, переживания передает Иван Сергеевич Тургенев в этом стихотворении в прозе? Каким настроением оно проникнуто?

Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и тревоги.

Природа перед грозой видится автору как что-то тяжелое, давящее: душный воздух, солнце светило тускло, туча лежала грозной громадой, все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, смутно было на душе, злая туча, тоскливое томленье, туча давила, пухла и темнела, жестокая тишь…

И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха! (слово потеха употреблено в двнном случае не в значении «развлечение», а в смысле «неразбериха».)

Создается впечатление хаоса, сумбура, разрушительной силы, которое выражается и другими, кроме глаголов, средствами выразительности: (ветер мечется) как бешеный; в клочья разорванные (облака), рьяный (ливень); (стреляет) как из пушки…

Тревожное состояние лирического героя объясняется его одиночеством. Об этом автор говорит в конце: «…я один… один, как всегда». (Вспомним, стихотворение написано в 1879 году в Париже, где Тургенев жил много лет и очень тосковал о родине, куда не мог поехать, так как был смертельно болен.) Однако так ли безрадостно самочувствие Тургенева? Так ли безнадежно-тоскливо его настроение?

Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какую роль в передаче настроения автора играют два белых голубя, которых он сначала видит как два белых комочка на фоне назревающей бури, а затем — спрятавшимися под навесом крыши…

Совсем с другой интонацией, с другим настроением говорит о них автор, выражает иные чувства:

Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.

Нахохлились оба — чувствуют каждый своим крылом крыло соседа…

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них…

При виде этой картины у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии, и все предшествующие чувства освещаются этим новым ощущением. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда…), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба, взаимовыручка тепло, сердечность и спокойствие. Важность этого эпизода для самочувствия лирического героя подтверждает заголовок стихотворения; ведь оно озаглавлено словом «Голуби».

Таким образом, несмотря на то, что лирический герой испытывает чувство тоскливого одиночества, определяющее настроение стихотворения — светлая поэтическая грусть о жизни, а не отчаяние. В этом и заключается главная мысль произведения, построенного на основе противопоставления двух разных ощущений лирического героя. Это противопоставление выражено автором в третьем от конца произведения абзаце, который начинается противительным союзом «но» (но под навесом крыши).

Разделы: Начальная школа

  • познакомить учащихся с творчеством И.С.Тургенева;
  • ввести понятие "стихотворение в прозе";
  • способствовать развитию навыка выразительного чтения, творческой способности к образным средствам языка; умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение произведения;
  • создание условий для развития личности учащихся, обогащения словарного запаса, воспитание любви к русской природе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, тетради по чтению, детские рисунки на тему "Красное лето", картина Шишкина "Золотая рожь", иллюстрации летней природы.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков "Красное лето".

Звучит запись песни Е.Крылатого, Ю.Энтина "Песенка о лете"

Чтение образных выражений из ранее прочитанных произведений, которые поэты и писатели используют для описания летней природы.

"Брезжит свет", "сонные березки", "ярким перламутром", "шелковые косы", "зеленоватый рассвет", "росистая влага" и т.д.

Подберите образные выражения к рисункам о летней природе.

Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями о летней природе.

Мы познакомимся с творчеством Ивана Тургенева. Знакомо вам имя автора?

Иван Тургенев - "взрослый" писатель. Он никогда не писал для детей. Почему же авторы учебника включили его произведения в свою книгу?

Прочитайте ребус и вы узнаете, как называется это произведение.

Изучение нового материала.

Речевая минутка.

Прочитайте, соблюдая знаки препинания.

Снится ночью пауку
Чудо юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это:(Птица)

Определение жанра произведения И.Тургенева "Голуби"

Быстро просмотрите текст. Какое по жанру произведение будем читать? Какое оно по объему? (Проза, короткое произведение. Может быть рассказ)

Прочитайте пояснение после названия. Что вас удивило?

Возможно ли, чтобы проза являлась одновременно и стихотворением? (Проблемный вопрос).

Такое по жанру произведение нам встречается впервые. Вспомните, что непременно должно присутствовать в стихотворении? (Рифма. Ритм. Настроение. Интонация. Мелодия)

Первичное чтение произведения заранее подготовленными учащимися.

Что вы увидели, когда читали произведение? Какие картины представляли? Сумели ли почувствовать сходство со стихотворением? В чем оно по-вашему? (Отсутствие рифмы, но есть ритм, смена настроения, изменчивость интонации.)

Объясните значение слов и выражений.

(СЛАЙД 6, 7)

ФИЗМИНУТКА.

Игра "Прилетели птицы".

Сейчас отдохнем и поиграем в игру "Прилетели птицы". Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно встать и хлопнуть в ладоши один раз. Начинаем.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(Дети встают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи:
(Дети встают)

Прилетели птицы:
Голуби, куницы:
(Дети встают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Комары, кукушки:
(Дети встают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы:
-Все вы молодцы!

Анализ произведения И.Тургенева "Голуби".

(СЛАЙД 8) (первый абзац)

Какой вид открылся перед рассказчиком? С чем он сравнивает ржаное поле? Почему? (Демонстрация картины Шишкина "Золотая рожь")

Какие краски он использует? Постарайтесь передать при чтении просторы, ширь полей. Как это сделать? (Чтение плавное, нараспев)

(СЛАЙД 9) (второй абзац)

Прочитайте второй абзац.

Казалось бы, спокойное море должно радовать, но тревога закрадывается, почему? Автор употребляет глагол "назрела". Какой смысл он вложил в это слово?

В каких словах слышна мелодия? ("Назревала гроза великая"). Обратите внимание на порядок слов. Как мы бы сказали? А здесь слова переставлены. Когда используют такой прием? (В песнях. Слышим мелодию).

Какой темп выбираем для чтения? (Медленный, певучий)

(Читаем по учебнику третий абзац)

Что указывало на явное приближение грозы? "Грузная громада" это какая?

Прочитайте описание тучи.

Какой была туча? (Она не двигалась, чего-то ждала, лежала.)

(Читаем по учебнику четвертый абзац.)

Многоточие. О чем оно говорит? (Затишье. Долгая пауза)

Природа изнывала под зловещим блеском последних солнечных лучей . Попробуйте это объяснить. Какую картину вы представляете?

Страх перед стихией столь велик, что даже самые неприхотливые предпочли спрятаться. Как это подчеркивает автор? (Попрятались даже воробьи)

Кто пытался противостоять грозе? Может ли он сражать с непогодой? (Он одинокий, потому слаб. Но он смельчак. Читать будем громко отрывисто.)

(Читаем по учебнику пятый абзац.)

К кому обращается рассказчик с просьбой? Какой прием использует автор для описания грозы?

"Золотая змейка" - какая красивая метафора. А ведь именно такой мы видим молнию во время грозы.

"Дрогни, гром!" - подай сигнал к началу грозы великой, к наступлению злой тучи.

Проследите за глаголами в последнем предложении. Автор показывает динамику продвижения грозы. Ритм. Действия идут одно за другим.

С какими интонациями обращается рассказчик к силам природы? (С нетерпением, просьбой и даже мольбой.)

(Читаем по учебнику шестой абзац.)

Так хочется, чтобы природа отозвалась на мольбу Человека, но:

(Читаем по учебнику седьмой абзац.)

Как вы понимаете выражение "ни дать, ни взять белый платочек или снежный комок:"? (Очень похож.)

Попробуйте представить себе эту картину. Что должен был испытывать рассказчик при виде голубя? Как изменится тон повествования? Темп? Что означает знак препинания - точка с запятой? (Восхищение охватило автора. Тон мягче, теплее. Темп ускорен.)

А что это за голубь, по-вашему? Откуда он? Как он оказался один среди грозы?

(Читаем по учебнику восьмой абзац.)

Что произошло с птицей? Тургенев как и вначале, "верен морю": голубь не исчез, не пропал, а "потонул".

(Читаем по учебнику девятый абзац.)

Что мы чувствуем в первом предложении, исчезла надежда? Снова разочарование.

И что же вновь меняется? (Радость нарастает. Она сменяется восторгом.)

(Читаем по учебнику десятый абзац.)

Расставьте логические ударения. Как необходимо прочитать это предложение? Какую силу голоса выберем? (Читаем громко)

Словно вдогонку за голубем понеслась гроза. Или она выждала, пока голуби окажутся вне опасности?

(Читаем по учебнику одиннадцатый абзац.)

Подчеркните глаголы. Каждый из них при чтении необходимо выделить. Какие меткие слова позволяют увидеть это буйство стихии? Найдите эпитеты, сравнения в описании стихии.

Почувствуйте ритм происходящего. Выберите нужный темп. Каким будет ваше чтение? (Темп убыстряется:)

(Читаем по учебнику двенадцатый абзац.)

Многоточие в последнем предложении предыдущего абзаца: О чем оно говорит? (Смена интонации. Длительная пауза)

Где увидел рассказчик голубей, которых наблюдал перед грозой?

Каким чувством он охвачен, глядя на них? Почему? (Нежность. Умиление. Благодарность.)

Голубиная дружба подобна лебединой, подобна человеческой, настоящей дружбе. Попробуйте читать, передавая эти чувства.

(Читаем по учебнику тринадцатый абзац.)

Отчего голуби нахохлились?

Наверное, можно продолжить после многоточия "крыло друга". А как можно сказать про людей? (Плечо друга)

Как это важно в жизни, чувствовать руку друга, его плечо.

(Читаем по учебнику четырнадцатый абзац.)

А как рассказчик говорит о себе, о своем настроении? (С облегчением, последнее предложение с легкой грустью).

Работа после чтения текста.

Проза или поэзия?

Вот мы и подошли к тому моменту, когда следует определить жанр произведения. Можно ли сказать, что это лиричное произведение? Почему? (Много чувств, смена настроения).

К.Паустовский говорил, что у подлинной, настоящей прозы всегда есть свой ритм.

Вот и получается, что проза Тургенева является ещё и поэзией - стихотворение в прозе.

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ на с.14

Признаки стихотворения (передаются чувства, настроение героя, есть определенный ритм; небольшое по объему, признак прозы - можно выделить вступление, развитие действия, кульминацию, окончание действия (развязку).

Почему оно называется "Голуби"?

Какие мысли вы прочитали между строк?

Выразительное чтение стихотворения в прозе "Голуби".

Цикл И.Тургенева.

Приведите примеры литературных циклов.

Тургенев - писатель и человек.

Какое новое писательское имя вы открыли сегодня на уроке для себя?

Что вы можете сказать о нем? Какой он по-вашему человек?

Итог урока.

Что можно сказать о языке произведения? (Он образный, много эпитетов (образное определение), сравнений, говорится о природе. Как о живом существе. Легко можно рисовать картины, читая текст).

Какие открытия вы сделали для себя на уроке?

Домашнее задание.

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребрённым морем — раскинулась и пестрела спелая рожь.

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.

Около меня солнце ещё светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, тёмно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.

Всё притаилось... всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.

Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!

Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела.

И вот по одноцветной её синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.

Летел, летел — всё прямо, прямо... и потонул за лесом.

Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь... Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полётом два белых голубя.

И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха!

Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой...

Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас.

Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа...

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них... Хоть я и один... один, как всегда.