Анализ нарративных голосов в повести «Собачье сердце.

В формулировке вопроса учебника допущена фактическая ошибка: повесть завершается не от имени автора, а от имени Ша­рика, как и начиналась.

Суть же столь разнопланового повествования в том, что надо было отобразить самые различные пласты реальности.

Рассказ начинается от имени Шарика, потому что надо было показать мир, в который он должен вскоре попасть, - мир людей. Мир людей, с точки зрения пса, - это та правда, которую трудно выразить человеческим языком, не впадая в цинизм. Кро­ме этого, необходимо было показать внутренний мир главного персонажа, то есть самого Шарика, когда он был ещё собакой, чтобы после разительнее был контраст с ним же в человеческом облике.

После надо было продемонстрировать момент превращения собаки в человека. Ничто лучше врачебного журнала, который вёл ассистент профессора Преображенского доктор Борменталь, не могло бы помочь отследить динамику превращений, а эмоции в таком журнале только подчёркивают всю необычайность про­исходящего.

было желательно для наиболее бесстрастного рассмотрения всего происходящего. По­следние предложения закольцовывают композицию, возвращая нас в мир собаки; это необходимо для финального завершения, чтобы у читателей не возникало вопросов относительно возмож­ности внутренних перемен у Шарика после возврата ему его соб­ственного гипофиза. Как нетрудно убедиться, перемен не про­изошло, и история получила удовлетворительное разрешение.

Глоссарий:

  • почему часть повествования ведется с точки зрения шарика
  • от чьего имени ведется повествование в повести собачье сердце
  • Почему часть повествования ведется с точки зрения шарика часть от лица борменталя а завершается повесть от имени автора
  • от чьего имени ведется повествование в повести булгакова собачье сердце
  • почему часть повествования ведется с точки зрения шарикова

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Реальное и фантастическое в повести М. Булгакова “Собачье сердце” Повесть “Собачье сердце” стала одним из лучших произведений М. А. Булгакова. Она была написана в 1925...
  2. Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце”. Центральной темой повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”, написан­ной в 1925 г., становится стремление автора предостеречь об­щество от страшных...
  3. В “Собачьем сердце”, одной из трех московских повестей, М. Булгаков создает гротескный образ современности. Повесть основана на типичном для гротеска мотиве превращения: в основе ее...
  4. 1. Путь повести к читателю. 2. Создание Шарикова. 3. Результат эксперимента. Сообразите, что весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно...

Глава II .

В данной главе нашего исследования будет представлен анализ нарративных голосов в повести «Собачье сердце».

Булгаков считал, что в советском государстве уничтожается свобода слова, свобода личности, преследуется инакомыслие, сто свидетельствует о формировании в стране системы насилия.

Повесть «Собачье сердце» сложная и многозначная по своему идейно-художественному смыслу. В произведении переплетаются фантастическое, мистическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и сарказм. Подобное сочетание не дает возможности однозначно трактовать образы персонажей и их поступки.

Можно разделить повесть на 2 части: I - от начала до 5-й главы, II – с 5-й главы до конца.

1 глава. Мир глазами собаки, встреча с профессором, выбор имени.

5 глава. Дневник доктора Борменталя, превращение.

2 глава. Шарик в доме профессора: «перевязка», прием пациентов, визит домкома .

6 глава. Шариков в доме Преображенского: разговор профессора с Шариковым, выбор имени, визит Швондера, «разъяснение» кота.

3 глава. Шарик в доме на Пречистенке: обед, «разъяснение» совы, кухня, подготовка к операции.

7 глава. Обед, размышления профессора.

8 глава. Прописка, кража, пьянство, разговор профессора с Борменталем (поиски выхода), «покушение» на Зину.

4 глава. Операция.

9 глава. Исчезновение Шарикова, Шариков и «машинисточка», донос на профессора, операция.

Эпилог: «предъявление» Шарикова, Шарик после операции, профессор за работой.

Данная таблица позволяет увидеть, что композиция «Собачьего сердца» симметрична. Видна повторяемость событий в первой и во второй частях: выбор имени, сова – кот, обед, размышления профессора перед операциями, разговоры с доктором Борменталем, операция.

Такая «зеркальная» композиция повести подчеркивает изменения, происходящие в доме профессора и в людях, населяющих этот дом. Но самое главное – видно от чьего лица и в какой главе ведется повествование.

Проанализировав повесть, мы обнаружили четыре нарративных голоса: Шарика-собаки, доктора Борменталя, профессора Преображенского и «бесстрастного комментатора».

Т. е., можно сделать вывод, что образ рассказчика непостоянен. Повествование ведется то от имени Шарика-собаки (до операции). То доктора Борменталя (записи в дневнике, наблюдения за состоянием Шарика после операции), то профессора Преображенского и т. д. Автор старается занять позицию «беспристрастного» комментатора, но его голос иногда сливается с голосами других персонажей и даже с голосом Шарика-собаки, поскольку в начале произведения дается повествование от лица собаки.

«Собачий монолог» соединяется с голосом «всеведущего» автора, говорящего от третьего лица. Поэтому не случайно в повествовании Шарика содержится информация, которая может быть известна только «третьему лицу» - имя и отчество Профессора Преображенского, то, что он величина мирового значения и т. п.

Положение Шарика-рассказчика в повествовательной структуре произведения подчеркивает драматическое положение человека в обществе в те времена. История превращений Шарикова – это история общества, развивающегося по абсурдным , иррациональным законам.

А профессор Преображенский, наоборот, представлен как человек высокой культуры, независимого ума, обладающий фантастическими знаниями в области науки. Филипп Филиппович критически относится ко всему, что происходит в стране. Он отвергает революционную теорию. А комнаты свои профессор отстаивает только потому, что он рассматривает покушение на них как покушение на свои права в обществе.

Профессор заявляет: «Разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат: «Бей разруху!»- я смеюсь.… Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И, вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев – своим прямым делом, разруха исчезнет сама собой».

М. Булгаков в “Собачьем сердце” строит повествование в оригинальном плане. Писатель идет не от общего к частному, а наоборот: от частной истории, отдельного эпизода - к масштабному художественному обобщению. В центре произведения поставлен невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский к всеобщему изумлению получает из собаки человека, бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шариком. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина, и профессор вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его. Он все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский, занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство.

Итак, в повествовательной структуре повести “Собачье сердце” образ рассказчика непостоянен. Повествование, ведется то от имени Шарика-собаки (до операции), то доктора Борменталя (записи в дневнике, наблюдения за изменением состояния Шарика после операции), то профессора Преображенского, то Швондера, то Шарикова-человека. Автор старается занять позицию “беспристрастного” комментатора событий, его голос иногда сливается с голосом Преображенского, Борменталя и даже с голосом Шарика-собаки, поскольку в начале повести дается не столько повествование собаки, сколько как бы под видом собаки.

В формулировке вопроса учебника допущена фактическая ошибка: повесть завершается не от имени автора, а от имени Ша­рика, как и начиналась.

Суть же столь разнопланового повествования в том, что надо было отобразить самые различные пласты реальности.

Рассказ начинается от имени Шарика, потому что надо было показать мир, в который он должен вскоре попасть, - мир людей. Мир людей, с точки зрения пса, - это та правда, которую трудно выразить человеческим языком, не впадая в цинизм. Кро­ме этого, необходимо было показать внутренний мир главного персонажа, то есть самого Шарика, когда он был ещё собакой, чтобы после разительнее был контраст с ним же в человеческом облике.

После надо было продемонстрировать момент превращения собаки в человека. Ничто лучше врачебного журнала, который вёл ассистент профессора Преображенского доктор Борменталь, не могло бы помочь отследить динамику превращений, а эмоции в таком журнале только подчёркивают всю необычайность про­исходящего.

Дальше идёт основное повествование, написанное от имени нейтрального рассказчика (не автора!). Это было желательно для наиболее бесстрастного рассмотрения всего происходящего. По­следние предложения закольцовывают композицию, возвращая нас в мир собаки; это необходимо для финального завершения, чтобы у читателей не возникало вопросов относительно возмож­ности внутренних перемен у Шарика после возврата ему его соб­ственного гипофиза. Как нетрудно убедиться, перемен не про­изошло, и история получила удовлетворительное разрешение.

  1. Новое!

    Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» можно назвать пророческой. В ней автор, задолго до отказа нашего общества от идей революции 1917 года, показал тяжелейшие последствия вмешательства человека в естественный ход развития, будь то природа или общество....

  2. Новое!

    Великий русский сатирик М. А. Булгаков создал в своих полуфантастических произведениях очень точный и реалистичный образ той действительности, которая возникла в России после революции. В романе «Дни Турбиных» и ранних рассказах мы видим человека, попавшего...

  3. Велика истина, и она восторжествует. Книга Ездры, III:12 По жанровым признакам «Собачье сердце» является социально-философской сатирической повестью с элементами фантастики. Такое жанровое своеобразие показывает, насколько глубоко по содержанию это...

    В повести, написанной в 1925 г., воссоздается современная писателю действительность - советская реальность начала 1920-х гг. Однако воспроизведенная в мельчайших деталях картина (с точным указанием зарплаты «машинисточки IX разряда» - четыре с половиной...

    Михаил Афанасьевич Булгаков мистический писатель, как он сам себя называл, а чем еще, кроме мистики и волшебства, можно объяснить прозорливость писателя, его необыкновенную способность увидеть наше будущее, предсказать, а может быть, и предостеречь от...