Анализ стихотворения Маяковского “А все-таки (Улица провалилась, как нос сифилитика)”. Владимир Маяковский "А вы могли бы?": анализ стихотворения

«А все-таки (Улица провалилась, как нос сифилитика)» Владимир Маяковский

Улица провалилась, как нос сифилитика.
Река — сладострастье, растекшееся в слюни.
Отбросив белье до последнего листика,
сады похабно развалились в июне.

Я вышел на площадь,
выжженный квартал
надел на голову, как рыжий парик.
Людям страшно — у меня изо рта
шевелит ногами непрожеванный крик.

Но меня не осудят, но меня не облают,
как пророку, цветами устелят мне след.
Все эти, провалившиеся носами, знают:
я — ваш поэт.

Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!
Меня одного сквозь горящие здания
проститутки, как святыню, на руках понесут
и покажут богу в свое оправдание.

И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова — судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.

Анализ стихотворения Маяковского «А все-таки (Улица провалилась, как нос сифилитика)»

Свой первый поэтический сборник Владимир Маяковский издал в 1913 году, будучи студентом художественного училища. Это событие настолько изменило жизнь молодого поэта, что он искренне стал считать себя гением. Публичные выступления Маяковского, носившие подчас крамольный характер, не остались незамеченными руководством училища, откуда поэт был исключен в 1914 году. Тогда же появилось на свет стихотворение «А все-таки», в котором автор попытался уверить самого себя и окружающих в том, что он добьется успеха на литературном поприще.

Конечно, для молодого человека такое заявление можно считать дерзостью. Однако Маяковский, обращаясь к читателям, без тени смущения констатирует: «Я – ваш поэт». Он хочет быть востребованным, но еще не осознает, какую опасность сулит ему общественное признание. Пройдет совсем немного времени, и автор превратится в культовую фигуру московского бомонда, его будут приглашать на литературные вечера и щедро оплачивать публичные выступления. Но при этом в огромной толпе почитателей Маяковский будет ощущать себя безумно одиноким и никому не нужным. То, к чему он стремился, окажется мифом, иллюзией. Потому что толпе будет совершенно все равно, что творится в душе поэта, который вынужден читать свои стихи перед подвыпившей, вульгарной и жаждущей развлечений публикой.

Пока же Маяковский пребывает в наивном заблуждении, что очень скоро станет певцом униженных и оскорбленных, перед которыми готов настежь распахнуть собственную душу . Поэт верит, что настанет тот момент, когда его «проститутки, как святыню, на руках понесут и покажут богу в свое оправданье». При этом стихи Маяковского окажутся настолько восхитительными, что Всевышний заплачет над ними, после чего «будет, задыхаясь, читать их своим знакомым».

Конечно же, в этих строчках сквозит юношеский максимализм, хотя автор, обращаясь к читателям, признается: «Мне страшен ваш страшный суд!». Он боится быть отверженным толпой, которую очень скоро начнет презирать за то, что она безлика, беспринципна и легко поддается манипуляциям. При этом поэт, избравший в своих ранних произведениях тактику шоковой терапии для своих читателей и использующий в стихах достаточно откровенные выражения, сам будет поражен до глубины души, что обороты наподобие «нос сифилитика» будут восприниматься ими вполне обыденно и естественно, что указывает на деградацию общества, у которого Маяковский пытался получить сочувствие и понимание.

Маяковский – это талантливый, и весьма необычный человек. Именно потому, его стихотворения, и вообще, произведения весьма необычны, так как его характер и ироничность, иногда часто проявлялись и в произведениях его. Поэзия Маяковского также, как выделяют все критики, отличается весьма большой резкостью, что проявляется не только в произведениях.

Но произведение под названием «А вы смогли бы?» очень необычно. Оно очень поднимает настроение, так как сюжет – поэтичен и весьма не так сильно резок, как в иных произведениях. Стихотворение написано поэтом в 1913 году.

Это стихотворение описывает будничную жизнь людей – все вокруг серое, печальное и довольно унылое, но вместе с тем – все не так плохо. Из этих простых вещей, который такие постоянные и обычные, Маяковский делает все более жизнерадостно и более - поэтичнее. Но Маяковский, как жизнерадостный человек, хочет сделать жизнь как свою, так и близких людей – жизнерадостной и веселой, чтобы все было не так уныло и печально. А потому он начинает, как бы брать под руку любые попавшиеся вещи – и делать их красивыми, веселыми и весьма своеобразными. Это показывает, что сам поэт Маяковский – не такой уж резкий и грубый человек, как его привыкли все считать.

На самом деле – у него душа поэта, просто не всегда он мог это выразить. И только очень близкие, или же реалисты понимали, что Маяковский вовсе не такой в душе сам по себе. Этот человек в стихотворение даже не намекает, а открыто заявляет, что его пугает будничность дней, а потому он делает все для того, чтобы разукрасить красками жизнь. Ему не нравиться то, что обычно, а потому он позволяет сделать себе что-то прямо-таки необычное для него – в стихотворении он пишет, что плеснувши красок из стакана – он преображает мир. Делая его прекраснее, красивее и веселее. Это намного приятнее занятие.

Описывая еду, разные блюда, делает это очень увлекательно и красиво. Это увлекает даже читателей. Любое естевное блюдо под его поэтичным взглядом индивидуалиста – превращается в необычное более интересное блюдо, которое можно ос интересом поглощать, не думая о нем уже, как о простой будничной, не всегда вкусной еде.

Анализ стихотворения А вы могли бы? по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Петербургские строфы Мандельштама

    Осип Эмильевич Мандельштам является истинным творцом и признанным гением в русской литературе. Его поэзия это вздох легкости и ритм переливающихся строк. Это произведение Петербургские строфы было написано в январе 1913 года

  • Анализ стихотворения Июль Пастернака 7 класс

    С возрастом, поэт изменил мировоззрение к своей творческой работе и отрекся от использования средств авангардистских движений, но иногда все же мог соотнести предметы и явления, к живым, воодушевляя их

  • Анализ стихотворения Пушкина Мадонна 9, 10 класс

    Величайший русский поэт – А. С. Пушкин, был романтиком в душе. В его произведениях можно найти множество созерцательных прообразов, к коим и сам стремился поэт. Его душевной музой всегда была супруга – Наталья Гончарова

  • Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться

    Николай Заболоцкий известен нам как философ и гуманист, нередко рассуждавший о том, что есть добро и зло, в чем сила человека и что такое настоящая красота. Многие из его текстов звучат как ненавязчивое дружеское наставление или поэтическое размышление

  • Анализ стихотворения Пушкина К морю 9 класс

    Это стихотворение заканчивает цикл романтических стихотворений А.С. Пушкина, написанных им в Южной ссылке. По форме произведение напоминает элегию, по жанру перед нами

В начале двадцатых годов Маяковский написал две поэмы о любви.

Некоторыми критиками и читателями они были восприняты как «отступление» поэта, отход в область «абстрактных» переживаний. Поэту напоминали его же слова:

Кому это интересно,

Что - «Ах, вот бедненький!

Как он любил

И каким он был несчастным...»?

Казалось бы, для упреков были все основания: страна жила трудно, не хватало самого необходимого: хлеба, одежды, металла, бумаги... Каждый шаг вперед требовал неимоверных, героических усилий, огромного напряжения всех человеческих возможностей - физических, волевых, духовных.

И все-таки не правы были суровые критики. Маяковский уловил насущнейшую потребность эпохи.

В атмосфере трудовых будней уже жило радостное ощущение: «Мы победили!» Мы строим и построим социализм, создадим новое, небывалое общество свободных людей. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме 1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2.. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Именно это ощущение владело поэтом, но оно вызывало не безмятежную успокоенность, а напряженные раздумья. В незавершенной поэме «IV Интернационал», предвидя, что «будет час жития сытого, в булках, в калачах», поэт ставил далее «огромнейший знак вопроса»:

Коммуна!

Кто будет пить молоко из реки ея? Кто берег-кисель расхлебает опоен? Какие их мысли? Любови какие? Какое чувство? Желанье какое?

Молочные реки и кисельные берега не насытят духовной жажды, материальное изобилие неизбежно поставит перед человечеством проблему других ценностей - идейных, нравственных, эстетических. Кажется, что поэт через головы своих современников обращается прямо к нам, в семидесятые годы!

Маяковский решал задачи своего времени, когда мещанская, мелкобуржуазная психология только начинала отступать - монолит собственнического мировоззрения был расколот молниями революции, но до основательного его разрушения было еще далеко... Впереди была напряженнейшая борьба за душу человека, за величие его идеалов и красоту помыслов? за благородство чувств и поступков.

Особенно много споров, дискуссий и обсуждений возникало в те годы вокруг «проблемы пола»: так чаще всего именовали область интимнейших отношений мужчины и женщины - любви, брака, семейного быта. Появились ужасно «р-р-революционные», а на деле мелкобуржуазные теории «свободной любви», «стакана воды», «бескрылого Эроса». С полной серьезностью доказывалось, что любовь в ее идеально-духовном проявлении - с мечтами, восторгами, сложными переживаниями - это ненужная роскошь. Пролетарий-де должен «экономить» душевные силы для общих дел.

Отношение к любви как к чему-то необязательному, третьестепенному, даже излишнему, проникло в художественную литературу, на страницы массовых молодежных изданий.

Маяковский не мог молчать. Он выступил в защиту любви, воспев ее как великое, исключительное, всепоглощающее чувство, как самое великолепное приобретение человека.

Поэма «Люблю» (1922) - это первое после революции обращение к теме, занявшей так много места в ранней лирике Маяковского. И это первое произведение о любви, в котором слышится радость, господствует ликующее настроение освобождения от страданий, душевной исцеленности.

Как и раньше, «любовь» у поэта - понятие (и чувство!) всеохватывающее, это отношение к женщине и отношение к миру, это жизнь, поэзия.

Радужные краски, счастливые интонации, торжественные клятвы в любви и верности отразили не мимолетное настроение, а социальный оптимизм поэта, его веру в реальность высокого коммунистического идеала.

Эта вера никогда уже не оставит Маяковского, но он не мог ждать. Поэт страстно хотел, чтобы идеальные человеческие отношения сложились немедленно, сейчас. И в то же время он прекрасно видел трудноодолимые препятствия, возникавшие на пути к новому человеческому «общежитию»: отсталость, бедность, цепкую власть мещанской психологии над душами людей. Романтический максимализм опровергался доводами разума, нетерпение сердца отвергало рациональный расчет... Эта драматическая коллизия легла в основу второй поэмы.

«Про это» (1923) - пожалуй, самое сложное, самое трудное для понимания произведение Маяковского. В поэме много замысловатых метафор, реальные ситуации то и дело переходят в фантастические, живые люди соседствуют с литературными персонажами - все это создает целую систему аллегорий, иносказаний и символов.

В сложности повествования отразилась мучительность поисков. Читатель найдет здесь лишь пролог и эпилог поэмы. В начале первой части поэт формулирует тему:

«Он» и «она» моя. Не страшно нов я. Страшно то,

Что «он» - это я и то, что «она» -

Вечное и сегодняшнее, общее и индивидуальное, «алгебра» любви и живое, трепетное, не поддающееся рациональным запретам чувство! Каждый любит «по-своему», но разве в этом «своем» не присутствует общее - социально-историческое, классовое, уровень общественного развития? «И полно, Таня! В эти лета мы не слыхали про любовь...» - отвечает няня пушкинской Татьяне на вопрос, была ли она «влюблена». Дело здесь, конечно, не в различии характеров: чувство подневольной девушки не могло вылиться в те же формы, что и чувство образованной дворянки. «По-своему» любит не только каждый отдельный человек, но и каждая социальная группа, каждое поколение человечества.

Герой поэмы «Про это» жаждет любви, достойной человека нового общества - высокой, чистой, свободной от мелочных расчетов и мещанских предрассудков. Однако его чувство - большое, бурное, неукротимое - не находит ответного отклика, и герой обнаруживает в себе древнее, «времен троглодитских» чудище, физически ощущает, как сквозь него, «мозг поборов, проскребается зверь» - ревность.

Герой поэмы «Про это» встречается с героем поэмы «Человек», который, как мы помним, «сердце флагом поднял», чудо любви и человечности противопоставил обычаям и нормам буржуазного общества. Человек удерживает героя поэмы «Про это» от малодушной попытки найти счастье только «вдвоем»:

Я пришел из-за семи лет,

Из-за верст шести ста,

Пришел приказать:

Пришел повелеть:

Оставь!

Оставь!

Не надо

Ни слова,

Ни просьбы.

Что толку "-

Одному

Удалось бы?!

Чтоб землей обезлюбленной

Вместе,

Чтоб всей

Мировой

Человечьей гущей.

Семь лет стою,

Буду и двести стоять пригвожденный,

Этого ждущий.

Для достижения личного счастья герой вступает в борьбу со вселенским мещанством, он зовет за собой других, молит, просит, грозит, агитирует... И терпит полное поражение, снова, как и в ранних поэмах, отправляясь в межзвездное плавание.

Но терпит поражение герой, а не поэт. Написанное с огромной лирической силой и убежденностью письмо в будущее («Прошение на имя...») снова утверждает идеал высокого соединения любви и жизни, человека и человечества.

Нынче нами шар земной заверчен.

Не только тема любви, но и другие «вечные» лирические темы насыщаются у Маяковского воздухом

Современности, традиционно-литературное вступает в контакт с повседневностью, с нуждами и заботами текущего дня.

Все чаще в лирике поэта возникают патриотические мотивы, гордость своей Родиной, вырвавшейся вперед. «Вот моя рабочая страна, одна в огромном мире», - восклицает Маяковский в стихотворении «Киев».

Стихи «Моя речь на Генуэзской конференции», «Универсальный ответ», «О том, как у Керзона...» написаны в тот период, когда международный капитализм, потерпев неудачу в вооруженных схватках, организовал дипломатическую войну против СССР. Ноты, ультиматумы, клеветнические обвинения, наглые претензии и угрозы сыпались со всех сторон - от президента буржуазной Франции Пуанкаре, от английского премьера Ллойд-Джорджа, от разных правительств и государств. Министр иностранных дел Великобритании Керзон за один месяц (май 1923 года) умудрился предъявить Советскому правительству два провокационных ультиматума! Хлесткие «речи» и «ответы» Маяковского отразили общий взрыв негодования советского народа. Голосом поэта революционная Россия говорила со всем миром, отстаивая свое достоинство и свою независимость.

Все важные, крупные события в жизни молодого государства получали прямой или косвенный отклик в лирике Маяковского. Развитие молодежного движения, рост рядов юных строителей социализма он приветствовал «Маршем комсомольца» и «Молодой гвардией» - громкими, задорными стихами, предназначенными для чтения вслух, коллективной декламации (стихи тогда часто читали хором на митингах и демонстрациях, в концертных залах и на сценических площадках).

Но были события и явления, которые выходили на первый план, захватывали душу и воображение, становились главными предметами лирики Маяковского. В громаду любви Маяковского все крепче входит образ его великого современника - образ Ленина.

Первое стихотворение о Ленине поэт написал в апреле 1920 года, когда отмечалось 50-летие со дня рождения вождя революции. В поэтической биографии Маяковского это произведение занимает важнейшее место: оно стало связующим звеном между собирательным образом Человека, созданным в ранней лирике, и самым «человечным человеком» - в поэме «Владимир Ильич Ленин». Но по пафосу и поэтике стихотворение, названное конкретно-уважительно «Владимир Ильич!», еще довольно абстрактно. Оно построено на олицетворении-гиперболе: Ленин - голова мира, мозг мира.

Между тем мысль о великом Человеке, который на практике осуществил то, о чем поэт мог только мечтать, постоянно жила в сознании Маяковского. Об этом свидетельствуют черновики незаконченной поэмы «Пятый Интернационал» и «Про это» -- они сохранили упоминания и наброски эпизодов, в которых появляется образ Ленина. Судя по всему, поэт не спешил обнародовать свои размышления - слишком серьезной и ответственной была задача.

В 1923 году, в дни, когда состояние здоровья Ленина стало угрожающим, в газетах, на стенах домов и учреждений появились правительственные бюллетени. Вся страна затаив дыхание ежедневно следила за ходом болезни, горестно внимая сообщениям о температуре, частоте пульса, самочувствии...

Стихотворение «Мы не верим!», написанное в те дни, по эмоциональному накалу, экспрессии выражения, какой-то большой человеческой взволнованности, бесспорно, принадлежит к числу лирических шедевров.

Грандиозность метафор оправдана силой переживания, интонацией предельного горя, отчаянным упреком всему мирозданию: «Как же так?! Весна и... болезнь!!!» Какой исполинский образ в строках:

Вечно будет ленинское сердце клокотать

У революции в груди.

Революция и ее вождь выступают здесь как одно целое, причем целое пульсирующее, живое, человечное, вызывающее симпатии и любовь.

Смерть Ленина потрясла поэта. Маяковский бродил по улицам морозной Москвы, присоединялся к людскому потоку, нескончаемой чередой вливавшемуся в двери Дома Союзов, шел вместе со всеми на Красную площадь - смотрел, слушал и думал, думал...

С этих раздумий началась поэма о Ленине. «Началась» для поэта и начинается для читателя. «Что он сделал? Кто он и откуда? Почему ему такая почесть?» - вот вопросы, которые формулируются сразу же, на первых страницах. Как и в предшествующей поэме, задача огромной сложности, проблема, над которой будут размышлять еще многие поколения художников, выражена четко и лаконично.

Современному читателю может показаться, что ответы нашлись легко, что поэма написана сразу, в один присест. Впечатления тяжелых январских дней, когда Москва, страна, все человечество прощались с Ильичей, переданы необычайно ярко, зримо, в сиюминутной свежести. Однако прошло много месяцев, прежде чем поэт счел работу оконченной и написал вступительную фразу: «Российской Коммунистической партии посвящаю».

Три части поэмы - это три этапа истории: до Ленина, при нем и после смерти вождя революции. Но это и три ступени художественного познания Ленина, три разных подхода к постижению тайны его величия.

В первой части дается общее, логико-публицистическое решение проблемы. Образы здесь крупны и плакатны - «худой и горба-стый... рабочий класс», «каменные туши заводов», «капитализма портрет родовой». История выступает пока в тенденциях и закономерностях, «ленинское» еще не соединилось с Лениным.

Вторая часть сохраняет обобщенные образы-категории, но они все более конкретизируются, срастаются с индивидуально очерченными образами-персонажами. Вместо «класса» появляются люди, выражающие классовое сознание («Я знал рабочего», «Я слышал рассказ крестьянина-сибирца»), «ленинское» прорастает в живом человеческом облике Владимира Ильича Ульянова. Повествование приобретает эпический характер, в поступи истории слышатся шаги Человека.

Ленин как эпический персонаж выступает в нескольких экспрессивных зарисовках Каждая деталь, любой штрих, напоминание, включенные в поэтический текст, становятся необычайно весомыми, выпуклыми, заметными Совсем немного места занимает картина «взбудораженного Смольного» и «незаметного Ленина», бочком прошедшего по гудящему коридору, но впечатляющая сила ее так велика, что она стала зерном советской драматургической Ленинианы Известный драматург Николай Погодин рассказывал, что работу над пьесой «Человек с ружьем» он начал со сцены, в которой солдат Иван Шадрин случайно встречается с Лениным в коридоре Смольного Сопоставьте эту хорошо известную по спектаклям и фильму сцену с емкими строками поэмы Маяковского, В какого-то парня

В обмотках,

Лохматого,

Уставил

Без промаха бьющий глаз, как будто сердце

С-под слов выматывал,

Как будто

Тащил из-под фраз.

Погодин в своей пьесе блестяще разработал предложенную поэтом ситуацию - и живой Ленин вышел на театральные подмостки, заговорил с экрана...

Столь же емки другие лаконичные эпизоды и описания, в которых создается поэтический портрет Ленина. Маяковский не обстоятельно живописует, а намечает черты, грани, аспекты ленинского облика - обыкновенный человек с характерным прищуром глаз, величественный народный трибун и, наконец, гигант, исполин, фигура которого будет всегда выделяться из круга его современников:

И оттуда,

Оглядываясь эти,

Голову Ленина

Взвидишь сперва...

Лирика-любовь живет даже в сугубо публицистических и описательских строках поэмы, ее напор возрастает в эпической части, и, наконец, в финале, который публикуется в этом сборнике, - поток, лавина, эмоциональный взрыв. На едином дыхании, на одном порыве чувства Маяковский рисует картины народного горя и передает собственные ощущения; скорбь страны и личная скорбь сливаются в поэтический реквием. Ленинское после Ленина остается жить, оно породнилось с человеческим, личным, вошло в умы и сердца миллионов.

Если домашнее задание на тему: » 1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 2. – художественный анализ. Маяковский Владимир Владимирович оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

Свой первый поэтический сборник Владимир Маяковский издал в 1913 году, будучи студентом художественного училища. Это событие настолько изменило жизнь молодого поэта, что он искренне стал считать себя гением. Публичные выступления Маяковского, носившие подчас крамольный характер, не остались незамеченными руководством училища, откуда поэт был исключен в 1914 году. Тогда же появилось на свет стихотворение “А все-таки”, в котором автор попытался уверить самого себя и окружающих в том, что он добьется успеха на литературном поприще.

Конечно, для молодого человека такое заявление можно считать дерзостью. Однако Маяковский, обращаясь к читателям, без тени смущения констатирует: “Я – ваш поэт”. Он хочет быть востребованным, но еще не осознает, какую опасность сулит ему общественное признание. Пройдет совсем немного времени, и автор превратится в культовую фигуру московского бомонда, его будут приглашать на литературные вечера и щедро оплачивать публичные выступления. Но при этом в огромной толпе почитателей Маяковский будет ощущать себя безумно одиноким и никому не

нужным. То, к чему он стремился, окажется мифом, иллюзией. Потому что толпе будет совершенно все равно, что творится в душе поэта, который вынужден читать свои стихи перед подвыпившей, вульгарной и жаждущей развлечений публикой.

Пока же Маяковский пребывает в наивном заблуждении, что очень скоро станет певцом униженных и оскорбленных, перед которыми готов настежь распахнуть собственную душу. Поэт верит, что настанет тот момент, когда его “проститутки, как святыню, на руках понесут и покажут богу в свое оправданье”. При этом стихи Маяковского окажутся настолько восхитительными, что Всевышний заплачет над ними, после чего “будет, задыхаясь, читать их своим знакомым”.

Конечно же, в этих строчках сквозит юношеский максимализм, хотя автор, обращаясь к читателям, признается: “Мне страшен ваш страшный суд!”. Он боится быть отверженным толпой, которую очень скоро начнет презирать за то, что она безлика, беспринципна и легко поддается манипуляциям. При этом поэт, избравший в своих ранних произведениях тактику шоковой терапии для своих читателей и использующий в стихах достаточно откровенные выражения, сам будет поражен до глубины души, что обороты наподобие “нос сифилитика” будут восприниматься ими вполне обыденно и естественно, что указывает на деградацию общества, у которого Маяковский пытался получить сочувствие и понимание.


Другие работы по этой теме:

  1. После Великой Октябрьской революции, в советской литературной России появилось новое поэтическое течение – футуризм. Своим главным отличием от других поэтов, футуристы считали свою острую и...
  2. Литературный мир на рубеже 19 и 20 веков претерпевает существенные изменения, появляется множество различных течений и направлений, которые не вписываются в общепринятые каноны. Но даже...
  3. Восприятие, истолкование, оценка Луначарский сказал о Владимире Владимировиче Маяковском, что “это была жизнь в одном из ее предельных проявлений”. И это, по-моему, очень точно. Лирик...
  4. Знакомство с Лилей Брик полностью изменило жизнь поэта Владимира Маяковского. Внешне он оставался все тем же дерзким молодым человеком, который писал резкие стихи и с...
  5. Восторженное отношение Владимира Маяковского к революции красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти – это серьезное общественное потрясение,...

В 1914 году, когда Маяковский пишет стихотворение «А всё-таки», поэту ещё далеко до всеобщего признания, но юношеский максимализм уже представляет, как от славы «проваливается улица» и Бог плачет над его произведениями. Стихотворение-мечта, полное надежды и, более того, даже требования к окружающим признать его талант здесь и сейчас.

Предыстория строк

Что предшествовало написанию строк, откуда такая уверенность и такие требования? Всего год назад появляется первый сборник поэта, и Маяковский чувствует себя на коне, хотя лавров первое издание особых не снискало. Владимир Владимирович увидел, что его начинают печатать и ему кажется, что до Олимпа славы всего два шага. Для себя Маяковский решил, что он уже гений. Гениальность поэта сегодня никто не отрицает, то в 1913-1914 годах работы Владимира находили почитателей только в узком кругу друзей.

Оставшиеся «два шага» до Олимпа Маяковский решает взять наскоком – уже печатают – осталось дать читателям то, что не может предложить никто другой.


Владимир считает, что главное сейчас – это громко о себе заявить – закричать в лицо толпе и она понесёт его на руках. Ставя себя на одну высоту с пророком, Владимир уже сегодня ждёт лавров и дороги, усыпанной цветами.

Шаг до славы

По мнению автора строк, уже завтра его покорится всё возвышенное и низменное – проститутки будут носить его на руках, а Бог пролёт слезу умиления над его книгами. Владимиру не нужна половина, он хочет всё и сразу и не готов ждать!

Стихотворение имеет несколько грубоватых и даже вульгарных оборотов, но это начинающийся вырабатываться стиль Маяковского, который говорит с читателями честно, но просто, как в трактире. Автор кричит вверх и вниз:

Я – ваш поэт!!!

Боязнь падения

мне страшен ваш страшный суд,

Обращённая к возможным поклонникам. Максимализм на пределе, но боязнь поражения точит сердце поэта… Между уверенностью в своей гениальности и сомнением в быстрой победе и рождаются грубые по форме, но красивые по содержанию слова стихотворения.

До настоящего признания ещё несколько лет, совсем скоро пригласить Маяковского на литературный вечер будет правилом хорошего тона, но пока, по мнению поэта, надо торопить события и кричать в лицо неверующим в него, что он уже сейчас гений и лавры заслужены сегодня.

Улица провалилась, как нос сифилитика.
Река - сладострастье, растекшееся в слюни.
Отбросив белье до последнего листика,
сады похабно развалились в июне.

Я вышел на площадь,
выжженный квартал
надел на голову, как рыжий парик.
Людям страшно - у меня изо рта
шевелит ногами непрожеванный крик.

Но меня не осудят, но меня не облают,
как пророку, цветами устелят мне след.
Все эти, провалившиеся носами, знают:
я - ваш поэт.

Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!
Меня одного сквозь горящие здания
проститутки, как святыню, на руках понесут
и покажут богу в свое оправдание.

И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова - судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.

Стихотворение "А все-таки" читает Лада Мазина... Интересное и яркое изложение одного из ранних произведений Маяковского.