Биография.

Ахмет Байтурсынов - великий сын казахского народа, духовный лидер нации, выдающийся просветитель, ученый-тюрколог, лингвист, реформатор орфографии казахского языка, создатель первых казахских учебников, поэт, публицист, основатель первой общенациональной газеты «Казах», видный общественный и политический деятель.

Ахмет Байтурсынов родился 15 (28) января 1873 года в урочище Сартюбек Тусунской волости Тургайского уезда (ныне – Жангильдинский район Костанайской области). Потомок прославленного героя сражений ХVII века с калмыцкими захватчиками батыра Аманжола, знаменитого воина Умбетей-батыра он перенял от своих предков гордость, чувство собственного достоинства, независимость характера и суждений, способность пойти на смерть за свои убеждения. Превыше всего дорожил своей честью и отец Ахмета – уважаемый среди сородичей-степняков, гордый, непреклонный Байтурсын. За избиение начальника уезда, оскорбившего его и весь род, Байтурсын вместе с братом Актасом был осужден на 15 лет каторжных работ. Столкнувшись с несправедливостью царского судопроизводства и беззащитностью неграмотного степняка перед законом, отец дал сородичам наказ обучить Ахмета русской грамоте, которой он и овладел в совершенстве. По окончании тургайского двухклассного русско-казахского училища Ахмет поступил учиться в Оренбургскую учительскую семинарию. В 1895 году успешно завершил учебу в семинарии и до 1909 года преподавал в аульных школах, двухклассных русско-казахских училищах Актюбинского, Тургайского, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Годы вдохновенного педагогического труда стали для Ахмета и временем большого личного счастья. Именно тогда в его жизнь вошла чистая и красивая любовь, которую мудрый, интеллигентный, сильный духом Ахмет и мягкая, удивительно женственная и сострадательная Бадрисафа пронесли через весь свой тернистый и многотрудный жизненный путь. Дочь лесного объездчика, квартирохозяйка молодого учителя, русская по крови Александра Ивановна душой восприняла казахские обычаи и традиции, покорив своих новых сородичей добротой, благородством и человечностью. Из-за невозможности сочетаться браком людям разной веры она вышла замуж как мусульманка по чужим документам, до конца дней своих став татаркой Бадрисафой Мухамедсадык-кызы Байтурсыновой. Верная и преданная подруга и соратник, она сполна разделила судьбу своего мужа – лидера казахского национально-освободительного движения. Активная политическая деятельность А.Байтурсынова началась в годы его заведования Каркаралинским русско-казахским училищем, тогда же состоялась его судьбоносная встреча с представителями передовой казахской интеллигенции А.Букейхановым и М.Дулатовым. Вместе с ними в 1905 году он участвует в написании знаменитой петиции на имя царя с требованиями политических свобод, которую подписали 14 тысяч человек. За участие в ее составлении Байтурсынов с июля 1909 по февраль 1910 гг. был заключен в Семипалатинскую тюрьму, затем выслан в Оренбург «без права проживания в пределах киргизских степей в течение двух лет» и с 1910 по 1917 год находился под негласным надзором полиции. Занимался журналистикой, этнографией, переводил русскую классику. В 1909 году в Петербурге был опубликован его сборник переводов крыловских басен – «Қырық мысал», а в 1911 году в Оренбурге вышла в свет первая книга стихов А.Байтурсынова «Маса» («Комар»). Стоя у истоков казахского языкознания, он разработал научную терминологию грамматики, создал новый казахский алфавит. Идеи, высказанные еще в 1914-1915 годах в пособии по языку «Тіл құрал» в послереволюционные годы были развиты в «Новой азбуке», пособии для учителей «Баяншы», в работах «Теория словесности», «Очерки литературы», «Язык – средство общения». С 1913 по 1918 год Байтурсынов был редактором общенациональной газеты «Казах», на страницах которой создавались идейные предпосылки казахской конституционно-демократической партии «Алаш», организационно оформившейся в июле 1917 года. Автором программы партии и одним из ее лидеров был А.Байтурсынов, активно отстаивающий на І Всекиргизском съезде идею независимого автономного государства. В декабре 1917 года на Втором Всекиргизском съезде, объявившем автономию «Алаш-Орда» и сформировавшем правительство, Байтурсынов становится членом правительства, руководителем комиссии по организации учебного дела. Впоследствии, понимая невозможность победы партии «Алаш», не желая братоубийственной войны, и надеясь на обещания большевиков справедливо решить проблемы казахского народа, в 1919 году он идет на сотрудничество с Советской властью, вступает в РКП(б). Делегат Всероссийского съезда Советов, член Военно-революционного комитета по управлению киргизским краем, а затем Народный комиссар просвещения Кир.АССР, член Каз.ЦИК, сотрудник газеты ЦК Компартии Туркестана «Ак жол», Академического центра Казахстана он всегда стоял на страже интересов казахского народа, был в числе тех, кто подписался под «Добавлениями к тезисам Ленина по национальному и колониальному вопросам», предостерегая от грубого, насильственного решения наболевших проблем. После исключения из компартии (1921 г.) в связи с якобы новыми фактами антисоветской деятельности, А.Байтурсынов отходит от политики. Занимаясь с 1922 года исключительно научно-педагогической деятельностью, он становится председателем научно-литературной комиссии при Наркомпросе. Огромной популярностью пользовались созданные им учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, литературоведческие статьи. Делегат V съезда Советов Казахстана (1925 г.) Ахмет Байтурсынов был инициатором возвращения казахскому народу его исторического названия, убедительно доказав делегатам съезда правильность наименования страны Казахская АССР. До 1929 года он работал преподавателем ВУЗов Алма-Аты и Ташкента, был участником І тюркологического съезда в Баку, съезда работников народного просвещения в Казани. В июне 1929 года он был арестован по обвинению в националистической антисоветской деятельности, приговорен к расстрелу, два года провел в Бутырской тюрьме г. Москвы в ожидании казни, в январе 1931 года замененной ссылкой на 10 лет в Архангельскую область. Тогда же в Томскую область была выслана его супруга с дочерью Шолпан. Только в 1934 году по ходатайству Международного Красного Креста, он получает возможность вернуться в Алма-Ату, воссоединиться с семьей. Пошатнувшееся здоровье, невозможность как политически неблагонадежному устроиться на работу, материальная нужда омрачили его последние годы. Консультант Центрального музея, а затем и просто билетный контролер, санитар в туберкулезном диспансере, он, повсеместно узнаваемый и почитаемый простыми людьми, вызывал опасения и ненависть властей, вновь и вновь оказывался без работы. После очередной провокации в октябре 1937 года А.Байтурсынов был вновь арестован и 8 декабря 1937 года расстрелян как «классовый враг» по обвинению в связи с террористической организацией – тюркской народной партией. 4 ноября 1988 года Верховный суд Казахстана реабилитировал А.Байтурсынова за отсутствием в его действиях состава преступления. Ныне Ахмет Байтурсынов вновь со своим народом: в строках своих научных трудов и поэтических произведений, в названиях улиц Алматы и Костаная, в экспозициях музея, в благодарной народной памяти.

Ахмет Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Мыржакып Дулатов.

А. Байтурсынов родился 28 января 1873 года в урочище Сартюбек Тургайского уезда в семье простого крестьянина. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком народного батыра Умбетая, был храбрым, умным человеком, с чувством собственного достоинства, не мирившимся с производством и бесправием в казахских аулах, часто вступавшим в конфликт с местными феодалами и царскими властями. В 1885 году Байтурсын и его брат были осуждены на 15 лет и сосланы в Сибирь за то, что разбили голову начальнику уезда. Расправа властей над отцом, родственниками и поддержавшими их аульчанами оставила горькое впечатлениеу будущего поэта. В «Письме к матери», написанном в 1909 годуиз Семипалатинской тюрьмы, А. Байтурсынов об этих событиях пишет так: Сердце моё, сражённое в 13 лет, сохранило неизлечимую рану и глубокий след. Ахмет обучался грамоте у аульного муллы. В 1886 году он поступил в Тургайское двухклассное русско-казахское училище, затем учился в школе киргизских учителей в Оренбурге, которую окончил в 1895 году. Он долго учительствовал в аульных, волостных школах, а также двухклассных русско-казахских училищах в Актюбинском, Каркалинском уездах и в городе Кустанае. К тем ранним временам относятся стихи, которым он дал название «Сеятель разума». Ахмет Байтурсынов был одним из первых просветителей Казахстана, которые осознали, что просвещение, образование принест ощутимую пользу народу лишь в условиях свободы, общественных перемен. Он нередко выступал с разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики царского самодержавия.

Революция 1905-1907 годов вызвала в нём надежду на перемены, он активно участвует в народных волнениях, часто выступает перед демонстрантами, организует группу казахских интеллигентов, вместе с ними составляет петицию в адрес правительства в Петербурге.В годы наступления реакции продолжает работу в подпольных организациях. Жандармы арестовывают Байтурсынова и его товарищей и в 1909 году заключают в Семипалатинскую тюрьму, продержав под следствием восемь месяцев. Затем его выслали за пределы казахской земли, долгое время он находился под надзором полиции, но борьбу за свободу своего народа не прекращал.

В те годы он писал стихи и сделал перевод из русской классики, в частности из произведений И.А. Крылова. Сборник «Сорок басен» А.Байтурсынова увидел свет в 1909 году в Петербурге. Он принёс ему известность поэта, переводчика и человека, болеющего всей душой за народ. Сборник стихов «Комар» выходил отдельными изданиями в 1911 и 1914 годах в Оренбурге. Стремясь вызволить народ из оков отсталости, Ахмет Байтурсынов глубоко понимал, что подъём культуры можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение достижений общечеловеческой цивилизации. К этим годам относится начало пути А.Байтурсынова по стезе науки. Исследуя природу казахского языка, он пишет статьи и учебники по языкознанию, впоследствии появляются его научные исследования по языкознанию.

1913-1917 гг. – примечательный период в жизни Ахмета Байтурсынова. Он был редактором газеты «Казах», единственной тогда на казахском языке, выпускавшейся в Оренбурге. Здесь он публикует немало своих статей по вопросам просвещения, литературы и языкознания, знакомя читателей с богатым культурным наследием народа, призывая к свету знаний, духовному совершенству.

В бурные годы Февральской и Октябрьской революций, как и многие представители российской и казахской интеллигенции, А.Байтурсынов не сразу разобрался в сути и содерджании происходящих событий и некоторое время находился под влиянием националистических настроений. Но вскоре в 1919 году, убедившись в пагубности для казахского народа политики правых националистических партий, он переходит на сторону совесткой власти, участвует в работе Революционного комитета по управлению Казахским краем. Получив мандат за подписью В.И. Ленина, он бессменно трудится в его составе, внеся заметный вклад в подготовку государственности казахского народа. После образования Казахской советской республики, будучи членом правительства., А. Байтурсынов работает наркомом просвещения республики, затем в газете «Ак жол», в академическом центре Казахстана при народном Комиссариате просвещения, пишет ряд трудов по языкознанию и литературоведению.

В тяжёлые дни перегиба в числе трёх десятков государственных и культурных деятелей без всяких оснований в 1929 году А. Байтурсынов был арестован, сидел в тюрьме, затем сослан в Архангельск. В 1934 году благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е. П. Пешковой, с помощью Международного Красного Креста его освободили, но свобода длилась недолго, в 1937 году А.Байтурсынова вторично арестовали и вскоре приговорили к расстрелу. Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава преступления. Такова была тяжёлая судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа.

Наряду с работой учителя и занятием наукой, активной общественной деятельностью А. Байтурсынов плодотворно работал в области художественного слова, принимал участие в развитии реалистических, гуманистических, просветительских традиций казахской литературы в условиях 20 века. На рубеже 19-20 веков одной из главных проблем казахской литературы был национальный вопрос, состояние казахского общества, пути его развития.

А. Байтурсынов активно включился в литературный процесс сборниками стихов и переводов «Кырык мысал» (Сорок басен), «Маса» (Комар), изданием образцов фольклора, разработкой проблем истории и теории казахской дитературы в научно-теоретических статьях, трудах, учебниках.

Байтурсынов Ахмет



Ахмет Байтурсынов родился 5 сентября 1872 года в урочище Сартыбек, Тургайская область. Казах.
  • Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета избили полковника. За это были высланы на 15 лет в Сибирь.
  • Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его А. Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году.
  • В 1895-1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.
  • Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было.
  • В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключен в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму.
  • В 1913 году Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах».
  • Газета просуществоваладо осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.
  • В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. В конце 1917 был выбран в Учредительное собрание от Тургайского избирательного округа по списку № 1 (Алаш). Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. Более того, Ахмет Байтурсынов вступил в члены Коммунистической партии большевиков (ВКП б). С 1919 года - член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.
  • В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства - Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск.
  • В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем.
  • В октябре 1937 года арестован, содержался в Бутырской тюрьме, которая находится в Тверском районе города Москвы, а спустя два месяца, 8 декабря, расстрелян как «враг народа» по приговору тройки НКВД.
  • В 1988 году реабилитирован.

Член Коммунистической партии большевиков (ВКП б) (репрессирован в 1937 году), просветитель, ученый-лингвист, литературовед, тюрколог, переводчик.
Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.
Разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.

Ахмет Байтурсынов возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета. Байтурсынов создаёт учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий.
Известно, что арабское письмо при использовании его без обозначения гласных реально представляет определенные неудобства для тюркских языков. Ахмет Байтурсынов предложил оригинальный проект реформирования арабского алфавита. Его идея сводилась к тому, чтобы при каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда добавлением знака, аналогичного знаку скрипичного или басового ключа в нотной записи, что существенно экономило число вновь вводимых знаков для гласных и примиряло с арабской графикой. В своей статье «Основные формы графической революции в турецких письменностях СССР» знаменитый лингвист, профессор САГИ Е. Д. Поливанов назвал этот проект «гениальным». «Нет сомнения, - писал Поливанов, - что если бы вопрос о казахском письме… мог бы решаться „вне времени и пространства“ - без необходимости считаться с графикой соседних народностей…, то казахская школа вполне могла бы удовлетвориться „орфографией“ 1924 года». Но проекту Байтурсынова не суждено было долго жить, началась политическая чехарда с латинизацией (1928) и кириллизацией (1940) тюркских языков в СССР.
Ахмет Байтурсынулы внес большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» и «Маса», вышедшие, соответственно, в 1909 и 1911 годах. Байтурсынулы провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы. Байтурсынулы принадлежат тезисы «О терминологии в тюркских языках», опубликованные в 1926 году Ахмет Байтурсынулы написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие» (1912), «Пособие по языку» (1914), «Азбука» (1924), «Новая азбука» (1926-1928), и методическое пособие «Баяншы» (1926).

казахский байтурсынов языкознание грамматика

Ахмет Байтурсынов -- казахский общественный и государственный деятель, член Коммунистической партии большевиков (ВКП б) (репрессирован в 1937 году), просветитель, ученый-лингвист, литературовед, тюрколог, переводчик.

Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жа?а Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.

Ахмет Байтурсынов разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.

Расстрелян в период Большого террора, реабилитирован посмертно.

Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета не стерпели издевательств и избили полковника. За это были высланы на 15 лет в Сибирь.

Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его А. Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году.

В 1895--1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было.

В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключен в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму.

В 1913 году Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах».

Отрывок из газеты «Казах»:

«Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…».

Газета просуществовала 5 лет -- до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.

В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. Более того, Ахмет Байтурсынов вступил в члены Коммунистической партии большевиков (ВКП б). С 1919 года -- член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.

В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства -- Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря, расстрелян как «враг народа» по приговору тройки НКВД.

Гордость казахского народа


А хмет Байтурсынов родился в январе 1873 года в местности Сарытубек, где река Жиланчик впадает в озеро Аккол (нынешняя территория Жанкельдинского района Костанайской области). После успешного окончания двуклассного училища в Торгае Ахмет в 1891 году поступил на учебу в Оренбургское училище, где готовили преподавателей для казахских школ, и с 1895 года началась его педагогическая деятельность в аульных и волостных училищах Актюбинского, Каркаралинского и Костанайского уездов.

А хмет Байтурсынов был основателем газеты «Қазақ», которая имела свыше трех тысяч подписчиков. С 1913 до 1918 года был ее редактором. Газета выходила в тяжелых условиях царско-полицейского режима. На ее страницах он опубликовал немало материалов на темы просвещения, литературы и языкознания, знакомил читателей с богатым культурным наследием казахского народа, призывал их к познанию, духовному обогащению. Газета «Қазақ» положила начало национальной демократической прессе.

В эти же годы Ахмет Байтурсынов приобщается к литературному творчеству, переводит на казахский язык басни Крылова. Параллельно занимается созданием первых по времени пособий по родному языку, организует национальные школы, пишет книги под названием «Маса» («Муха»), «Қырық мысал» («Сорок басен»). Ахмет Байтурсынов стоял у истоков литературоведения и науки о казахском языке. В двадцатые годы на основе арабской графики, учитывая особенности казахского языка, он создал азбуку, написал ряд трудов по проблемам грамматики, морфологии, фонетики, методике обучения, проделал большую работу по развитию казахской литературы и культуры.

М ногие годы деятельности Ахмета Байтурсынова связаны с созданием Алаш-Орды и организацией партии «Алаш», одним из авторов программы которой он является. В этой программе было указано, что Россия должна быть демократически-федеративной республикой, а казахи должны иметь свою автономию. Характерно, что Временный народный совет Алаш-Орды состоял из 25 членов, из которых 10 мест было отдано представителям русского и других народов, проживающих в Казахстане.

Д вадцатые годы были тяжелыми для истории Казахстана, когда интеллигенция подвергалась тяжелым гонениям со стороны приспешников сталинского режима. В 1929 году А.Байтурсынов был арестован и затем сослан в Архангельскую область, а его научное и поэтическое наследие оказалось под запретом. Лишь в 1934 году при содействии жены Максима Горького - Е.П.Пешковой, работавшей в Красном Кресте, А.Байтурсынов был досрочно освобожден из ссылки. Но в августе 37-го года он опять был посажен в тюрьму по обвинению в контрреволюционной деятельности, хотя виновным себя не признал, а как председатель Казинпроса всего лишь высказывал свое несогласие с проводимыми советской властью отдельными мероприятиями. Ссылка серьезно подорвала здоровье Ахмета. По постановлению тройки УНКВД Алма-атинской области от 25 ноября 1937 года ему определили меру наказания - расстрел. Жизнь его, как и многих представителей интеллигенции, оборвалась в 1937 году. Постановление исполнено 8 декабря 1937 года.

Н еизменной спутницей жизни Ахмета Байтурсынова была его любимая жена. Родилась она в 1878 году в Челябинской области. Будучи учительницей в русско-казахской школе в с. Аулиеколь (в ста километрах от Костаная), познакомилась с Ахметом Байтурсыновым. В этом же 1896 году они обвенчались в мечети города Троицка. С этого времени Александра Ивановна начала исповедовать ислам. Муж с согласия жены дал ей другое имя - Бадрисафа Мухамедсадыккызы. Совместная жизнь началась в Костанае. В связи со ссылкой в 1929 году А. Байтурсынова в Архангельск Бадрисафа, как жена врага народа, вместе с дочерью Шолпан была отправлена в 1931 году в ссылку в Томскую область. Затем их разъединили - Шолпан оставили в Томске, а Бадрисафу отправили в Западную Сибирь, на лесоповал в деревню Жуково.

В 1934 году они вернулись на родину. В 1937 году, когда вновь был арестован и расстрелян А. Байтурсынов, Бадрисафу также арестовали и отправили в ссылку в Свердловскую обл. Здесь она тяжело заболела. По возвращении в Костанай беспомощная Бадрисафа была помещена в больницу для инвалидов. Она стала жертвой сталинских репрессий, жизнь её трагически оборвалась на территории Костанайской области.

В памяти народа до сих пор из уст в уста передаются легенды об этой чистой красивой любви, которую Ахмет и Бадрисафа сумели пронести через свою трудную, полную лишений и страданий жизнь.

О ни хорошо дополняли друг друга: мудрый, интеллигентный, сильный духом Ахмет и мягкая, удивительно женственная, с не менее сильным характером Бадрисафа. Их имена вспоминают в народе вместе, не отделяя друг от друга.

М ногогранный талант Ахмета Байтурсынова позволял ему пробовать силу пера в поэзии, публицистике, науке и других отраслях культуры. Он является не только ученым, переводчиком, этнографом, составителем многих учебников, но и автором многих стихов для детей младшего возраста. Ахмет-ага был великим Устазом - Учителем с большой буквы для детей и взрослых. Он был и остался в памяти народа светилом казахской науки и культуры.

“Если для народа главное богатство - здоровье, главные богатства для души - знания и искусство. Только при их помощи народы находят свое место в рядах цивилизации. Главная задача - дать знания молодежи, научить ремеслу, дать им профессию. Для воплощения этих задач в казахской степи нужно открывать повсеместно в аулах казахские школы, преподавать на казахском языке. Это наша основная цель и задача” - говорил Ахмет Байтурсынов.

И отрадно, что на его родине его имя носит Костанайский государственный университет, где нынешное поколение получает доступное образование. В честь него названа улица и площадь, перед университетом поставлен памятник А.Байтурсынову.

PDF