Чему учились в афинских школах. §38





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Форма урока: игра “Путешествие в прошлое. Афинская школа”.

Тип урока : изучение нового материала.

Цели:

Методические :

  1. способствовать развитию информационной культуры;
  2. продолжить знакомство с возможностями компьютера на уроках;
  3. развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках истории.

Обучающие :

  • сформировать представления о сущности образовательного процесса в древнегреческой школе, о её особенностях, достоинствах и недостатках;
  • выявить общие черты и отличия её от современной школы;
  • формировать умение применять полученные знания на других предметах.

Развивающие :

  • продолжить работу по формированию навыков сравнения, установления причинно-следственных связей, изложения собственного мнения, участия в дискуссии, развитие логического мышления.

Воспитательные :

  • воспитание художественного вкуса, эстетической культуры;
  • воспитание уважения к труду учителя.

Оборудование урока:

  • Истории Древнего мира 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С Свенцицкая, - 18-е изд. - М.,: Просвещение, 2011 г.;
  • презентация “В афинских школах и гимнасиях”;
  • компьютер;
  • проектор;
  • “слепая карта”;
  • таблички с географическими названиями для “слепой” карты:
  • древнегреческий алфавит.

План урока.

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово преподавателя.

3. Воспитание детей в афинских семьях.

4. На уроках в греческой школе.

5. Посещение палестры.

6. В афинских гимнасиях.

7. Закрепление полученных знаний.

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия.

1. Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Вступительное слово преподавателя.

Тема нашего урока “В афинских школах и гимнасиях”. Слайд 1.

План урока. Слайд 2.

Мы сегодня с вами узнаем, чему обучались в школах афинские дети, какие предметы они изучали, сравним с обучением в современных школах. Проведём урок необычно. Мысленно перенесёмся в Древние Афины и представим себя в роли древнегреческих учеников.

Постановка проблемного задания.

Древнегреческий философ Аристипп писал: “Детей надо учить тому, что пригодиться им, когда они вырастут”.

Проблемные задания:

Итак, путешествие начинается.

До семи лет дети воспитывались в семье.

Они беззаботно играли: катали обруч, строили из песка домики, кораблики…

Но с семи лет жизнь детей менялась. Девочек начинали обучать мамы умению вести домашнее хозяйство: шить, вышивать, ткать, играть на музыкальном инструменте, петь, танцевать, и если умела сама, то читать и писать. Главное для них – не получать образование, а стать покорными жёнами и хорошими матерями.

А вот мальчика отбирали от женщин и передавали педагогу.

Греческий педагог - не учитель. В переводе с греческого это слово означает “сопровождающий ребёнка”.

Посмотрите на Древнегреческую статуэтку и предположите, кто мог выполнять обязанности педагога?

Выслушиваются ответы учащихся.

Да, ребята, вы правы роль педагога выполнял раб.

Как выглядел раб-педагог?(Он стар, ворчлив, неопрятен, не способен выполнять другие работы). Один из знаменитых афинян, Перикл, как- то сказал о рабе, который сломал ногу: “Вот ещё одним педагогом больше”.

Раб - педагог сопровождал в школу мальчика и нес сумку с письменными принадлежностями.

Педагоги учили мальчиков правилам поведения. Эти правила соблюдаете вы в нашидни.

Как нужно вести себя за столом? (Выслушиваются мнения ребят. Не брать ничего самому. Сидеть прямо, не болтать ногами, не опираться подбородком на руки. Хлеб надо брать левой рукой, аостальную пищу - правой…)

Как надо вести себя со взрослыми?(нельзя заговаривать со взрослыми первым, если в комнату входят взрослые, то надо встать…)

Педагог суров: розга - его главный аргументы и основной метод воспитания. Да и от родителей мальчику часто попадало.

Рано утром педагог ведет мальчика в школу. Школ в Греции было много, но они были частные и за обучение надо было платить. Но, не смотря на это, в V в. до н. э. среди афинян не было неграмотных. Правда, бедняки учились недолго.

Как вы думаете почему?(детям из бедных семей надо было помогать родителям похозяйству).

А “сыновья богатых идут в школу раньше всех и позже всех перестают её посещать”.

Мы подошли к школе. Педагогов, взрослых туда не пускали. Начинаются уроки.

Тихонечко проходим и садимся.

Посмотрите, чем отличался класс в греческой школе от современного класса?(в одном помещении проводится одновременно несколько уроков, не было доски, парт, тетрадей …)

Какие предметы могли изучать в афинской школе? (письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах).

Мы попали с вам на урок письма.

Достанем письменные принадлежности.

Перечислите, пожалуйста, что вы достали из своих сумок? (дощечки, натёртые воском, тростниковое перо, стиль, чернильницу.)

Перед вами греческий алфавит.Скажите, а с какой письменностью вы уже знакомы?

(египетскими иероглифами, китайскими, алфавитом финикийцев.)

В чем была трудность прочтения финикийского письма? (нет гласных).

Скажите, что нового появилось в греческом алфавите? (гласные буквы).

Скажите, есть ли знакомые вам буквы в греческом алфавите?

Какой вывод можно из этого сделать?(Основой русского алфавита является греческий.)

Для упражнений мальчики писали прописи. В Берлинском музее есть дощечка, на котором рукой учителя написано: “Будь прилежен мальчик, чтобы тебя не драли”. И рукой ученика эта надпись четырежды повторена на той же дощечке.

Давайте и мы попробуем написать слово народ по-гречески (Демос. Обучающиеся часто пишут греческими буквами слово народ, а это неверно. ) Работа учеников оценивается, а первый, написавший правильно, пишет это слово на доске.

Учитель : А знает ли кто - нибудь из вас о том, откуда произошло его имя и что оно означает? (если ребята затрудняются ответить, учитель помогает).

С принятием на Руси христианства, у нас по христианскому обычаю стали называть детей греческими именами.

Александр-защитник людей.

Андрей - человек мужества

Кирилл - господин

Дмитрий - посвящённый Деметре.

Учитель : Урок письма закончился, а теперь урок географии.

Перед вами бюст Эратосфена, которого греки нарекли “отцом географии”. Мы сейчас проверим, как хорошо вы знаете карту Древней Греции. Подходите по очереди к доске и прикрепляйте по одной табличке на “слепую” карту.

Учитель оценивает ответы ребят.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием, даже некого наказать плёткой из бычьего хвоста, которой наказывали непослушных учеников, лодырей. Нет у нас сведений как поощрялись ученики греческих школ. Может быть, учитель хвалил усердного ученика,а лодырю говорил: “Невежа - самое дикое из существ на земле”.

А нас уже ждут на уроке математики. Как вы думаете, зачем мне эти предметы? (камешки, ракушки…) Ребята высказывают предположения (для счёта). Молодцы, правильно. Это нам понадобиться для счета. Ученики обычно при счёте повторяли хором: “Один да один - два. Два да два - четыре”. Учитель показывает камешки, а ученики должны повторить хором.

Великим математиком в Греции был Пифагор. Он подготовил для нас задачки. Давайте решим их.Первый ученик, правильно выполнивший задание, пишет решение на доске, а остальные проверяют правильность решения.

Учитель оценивает результаты учащихся.

(Если времени достаточно, то можно решить еще одну задачку. Написать 5 одинаковых цифр, сложив которые можно в сумме получить 14. (11+1+1+1=14)

Учитель : Следующий урок - литература.

Кого из известных поэтов, писателей Греции вы знаете? Назовите их произведения. (Ученики называют известных им писателей, поэтов.)

Молодцы! Греки многие произведения заучивали наизусть: “Илиаду”, “ Одиссею” и гордились этим. Учили хором, повторяя много раз за учителем. Скажите, пожалуйста, о чём поэма Гомера “Илиада?”(Ответ: О Троянской войне.) Почему же она называется “Илиада”?(Древнее название города Троя “Илион”)

Вы назвали имена Аристофана и Софокла. Расскажите трагедию “Антигона”. Слушайте внимательно, чтобы любой мог продолжить.

Затем пересказываетсясюжет комедии Софокла “Птицы” (Если времени достаточно, то можно выразительно прочитать стихи Софокла и ответить на вопросы по учебнику стр. 181) . Ответы учащихся оцениваются.

Кто мог написать такие строки:

“Мать черная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная,
На родину в Афины, в наш прекрасный град,
Вернул я многих на чужбину проданных.
Освободил и здесь на милой родине
Рабов дрожавших перед волею господ”.
(Солон.)

(Учитель оценивает правильные ответы).

Учитель : А теперь мы отправимся в школу расположенную неподалёку - это палестра. Мальчики начинали её посещать с 12 лет. Занятия проходят на открытом воздухе, а проводит их педотриб. Что вы видите? (борьбу, один мальчик смазывает тело маслом) Зачем мальчики заниматься спортом? (чтобыучаствовать в Олимпийских играх, быть сильным, ловким, защищать Родину). Правильно. С 18 лет афинские мальчики 4 года служили в армии.

Как вы думаете, зачем в палестре устанавливались статуи атлетов работы великих скульпторов? И почему атлеты изображены обнажёнными? (Скульпторы показывали, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным. Готовым к подвигам.)

Кто вспомнит имена победителей Олимпийских игр и расскажет об одном из них? (Милон, Полидам, Феоген. Оценивание ответов.)

Учитель : Греки считали, что без любви к музыке, танцам нельзя стать настоящим человеком.

Этому и посвящен наш следующий урок. Обучал их этому искусству кефарист. Мальчики играли на лире, кефаре, флейте, разучивали религиозные гимны.

А также учились танцам. Прошу вас выйти, встать полукругом. Учитель с ребятами разучивает несколько движений танца “Сиртаки”. (самые простые 2-3 движения). Затем ребята пробуют исполнить выученные движение под музыку.

Учитель оценивает учащихся.

К 16 годам обучение в школе заканчивалось, но юноши могли посещать 1 из 3 гимнасиев, расположенных за городом. Там они могли заняться спортом послушать лекции великих ученых, ораторов,

обучиться красноречию - умению красиво говорить, философии.

Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся.

Закрепление знаний полученных на уроке.

Перед вами текст. Заполните пропуски в нём.

Ответы оцениваются учителем.

Попробуйте ответить на вопросы проблемного задания.

- Чем отличается афинская школа от современной школы?

Почему образование в Греции считалось лучшим в Древнем мире?

Как знания, полученные в школе, помогали греческим гражданам в жизни?

Вывод : В школах Греции мальчиков воспитывали всесторонне образованными людьми, чтобы потом они могли управлять государством, а так же сильными, ловкими, смелыми, чтобы они могли защитить Родину.

Закрепление понятий.

Домашнее задание.

  • Напишите небольшое сочинение на тему: “Я на занятиях в палестре”.
  • Подготовь выступление оратора на тему: “Почему детей надо учить тому, что пригодиться им в жизни”.
  • Понятия – наизусть.

Выставление оценок за работу на уроке.

Слайд 27.

Слайд 28.

Молодцы!!! Спасибо за урок.

Тема: «В афинских школах и гимнасиях».

Зайнетдинова Расима Дамировна, учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ с.АблаевоЧекмагушевского района

Э пиграф урока :

Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и божественным из существ.

Платон древнегреческий философ.

Цель урока: Познакомить учащихся с системой образования в Афинах.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с типами учебных заведений в Афинах, с особенностями обучения в школе, палестре и гимнасии;

Развивающая:

Совершенствовать аналитические навыки учащихся: умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Продолжить формирование умения правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия;

Формировать навыки работы с информацией: осуществлять самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос, умение строить и озвучивать опорные схемы;

Развивать коммуникативные навыки, лидерские качества личности;

Воспитательная:

Воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету;

Способствовать воспитанию культуры поведения, умения работать в группе;

Формировать навыки оценки и самооценки;

Воспитывать интерес к получению разностороннего образования.

Форма организации работы учащихся: групповая работа

Тип урока: урок нового знания.

Оборудование к уроку: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История древнего мира», 5 класс; компьютер, медиапроектор; раздаточные материалы.

Ход урока

    Организационный этап. Мотивация.

Доброе утро, дорогие дети!

Я приветствую Вас сегодня, в утренний день среды! Давайте мы поприветствуем наших уважаемых гостей. Повернитесь им, пожалуйста, и скажите «Доброе утро!» и сразу вы будете видеть, кто сидит за вашими спинами и вам будет от этого на много свободнее.

Спасибо, садитесь!

1 слайд. Фильм « Древняя Греция».

Ой, ребята, где это, куда мы попали? Это что за удивительная страна? (Древняя Греция)

Да, молодцы, это Древняя Греция.

Значит, мы с вами продолжим знакомиться с темой «Древняя Греция». Я надеюсь, что вы сегодня будете любознательными, активными, ведь о Греции вы уже многое узнали на предыдущих уроках.

Работа с картой. На карте вы можете показать, где находится Древняя Греция .(Она расположена на юге Балканского полуострова.)

Еще что можете добавить? (Здесь же, находятся Афины и Спарта – крупнейшие полисы Греции.)

- Определить тему нашего занятия вы сможете сами. Для этого вы должны будете выполнить тест (Проверка домашнего задания. Актуализация ранее изученного материала). Если вы верно выполните задания теста, то из букв правильных ответов вы получите слово, которое подскажет вам тему урока (работа с тестом на слайде).

    Автор поэмы “Иллиада”.
    ш) Гомер; б) Солон; с) Мильтиад.
    2. Главный бог в греческой мифологии?
    а) Аид; д) Гера; к) Зевс.
    3. Главным занятием спартанцев было:
    ж) ремесло; о) военное дело; е) рыболовство.
    4. Греки верили, что главные боги живут:
    е) высоко в небе; л) на вершине Олимпа;
    п) на острове Крит. 5. Сколько дней проходили Олимпийские игры: а)5 дней; л) 6 дней; и) 7 дней.

Какое слово у нас получилось? (ШКОЛА). О чем пойдет разговор на уроке?

Правильно, о школах. А именно о каких школах?

Мы с вами отметили, что двумя главными полисами (города-государства) Древней Греции являлись Спарта и Афины. Со спартанским обучением мы уже знакомы. Запишите в тетрадях тему урока. «В афинских школах и гимнасиях». Тема урока на слайде

Что нам предстоит выяснить, т. е. что бы вы хотели сегодня узнать? На какие вопросы по теме урока мы с вами должны дать ответы?

    Какие учебные заведения существовали в Афинах?

    С какого возраста велось обучение?

    Кто обучался в учебных заведениях?

    Кто обучал детей в школах и гимнасиях?

    Чему обучали в школах и гимнасиях?

Чем и на чем писали? (Как учились греки в Афинах, какие учебные заведения существовали, со скольки лет обучались, кто обучался?)

Учитель: Хорошо, молодцы. Я надеюсь, к концу урока мы найдем ответы, на все ваши вопросы.

Скажите, пожалуйста, полученную информацию, что с ней мы будем делать? (Обрабатывать.) Ну смотрите, там школьники в Древней Греции, вы школьники получили мы информацию, что вам хотелось бы сделать?

- сравнить.

Давайте назовем главную задачу нашего урока.

Молодцы! Сравнить древнегреческое образование современным.

А современное образование отличается от древнегреческого. В этом вы убедитесь, изучив тему урока.

Ребята, вы заметили, как написано слово «гимнасия». В Афинах именно так называлось учебное заведение.

А какие учебные заведения есть в нашем селе, районе, в городе? (школы, гимназия, лицей, училища, техникумы, институты).

СЛАЙД с вопросами урока

Учитель: В Греции было несколько типов учебных заведений: школа, палестра, гимнасия. Запишите их в тетрадь. А теперь постараемся выяснить значения этих и других новых слов, касающихся сегодняшнего нашего урока.

Внимание, пожалуйста, на экран.

Основные понятия урока.

  • ГИМНАСИЯ

    ПАЛЕСТРА

    КРАСНОРЕЧИЕ

    ФИЛОСОФИЯ

Ребята, кто такие педагоги? Как выглядят учителя, которые вас учат?

А в Древних Афинах педагогом называли состарившегося или увечного раба.

2. Изучение нового материала.

Работаем мы в группах. Чтобы, усвоить материал, Вы поделены на группы по темам: 1. Школа. 2. Палестра. 3. Гимнасия (на столах таблички с темами).

Задания у групп разные, но правила работы у всех одинаковые. У вас памятка на столе, посмотрите, пожалуйста, еще раз. В каждой группе есть свой командир.

Итак, внимание, как мы будем работать, что для нас будет источником?

(Ответы учащихся)

Вы должны работать с учебниками. Каждый из членов группы должен прочитать текст под темы, а затем вы все вместе заполняете опорную таблицу (показать детям образец). Потом представитель группы (это вы сами решаете кто будет выступать из группы. Сколько у вас будут ораторов). должен рассказать как велось обучение, используя опорную таблицу – 1 группа в школе, 2 группа - палестре и 3- в гимнасии.

Вопросы есть?

Работаем.

Время выполнения задания 4 минуты

3. Первичное закрепление материала.

Сейчас представители групп познакомят нас с результатами своей работы. Ваша задача внимательно слушать для того, чтобы в конце урока правильно выполнить проверочные задания.

Первая группа расскажет нам об афинских школах.

Кто обучал

С какого возраста

Чему учили

Кого обучали

Чем и на чем писали

мальчиков

Стиль, дощечка покрытая воском

Учитель: Команда может дополнить выступление. Есть желающие? Спасибо!

Учитель: Учителя учили афинских мальчиков с первых дней буквам алфавита. Давайте познакомимся буквами греческого алфавита (СЛАЙД ). Букв в алфавите всего 24.

До нас дошла история, как один богач подарил своему ленивому сыну 24 маленьких раба. Их имена начинались на все буквы алфавита. Так отец хотел помочь сыну обучиться грамоте.

Учитель: Представим, что вместо стилей (заостренные палочки) у нас с вами ручки –, а вместо дощечек, листы бумаги.

А сейчас мы с вами попытаемся записать свои имена греческими буквами. Возьмите свои «дощечки» и «стили», попробуем записать.

1 минута

Поднимите листочки вверх!

Учитель: Вот мы и ощутили себя учениками древнегреческой школы.

2 команда расскажет нам о палестре и о том, чему там учились юные греки.

Вывешивается опорная схема.

ПАЛЕСТРА

С какого возраста

Чему обучали

Кого обучали

занимались гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками в длину и высоту, метанием копья и диска (пятиборье)

мальчиков

3. По окончании палестры греки, желавшие продолжить своё образование, посещали гимнасии. О них нам расскажет следующая группа.

Вывешивается опорная схема.

ГИМНАСИЯ

Кто обучал

С какого возраста

Чему учили

Кого обучали

Философы, ученые

Красноречие, философия, политика, литература, гимнастика.

Знатные богатые юноши

Учитель: Многие выпускники гимнасии становились известными людьми в области политики, искусства и науки.

(Учитель показывает слайды презентации с именами и портретами древнегреческих ученых и кратко комментирует их, а дети делают записи в тетрадях).

Физкультминутка.

Афиняне утверждали, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком. Дети в школе овладевали игрой на флейте, лире. Учились петь хором.

Давайте, мы с вами отдохнем и под греческую музыку выполним несколько не сложных упражнений.

Учащиеся выполняют комплекс спортивных упражнений

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру “Вопросы и ответы”. Представьте, что вы участники этой игры. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!

1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым).

2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз (Зеркало).

3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая. (Стиль).

Понравилась игра? А как такая игра называется у нас, в России? Загадки. Молодцы!

4. Рефлексия.

Итак, мы многое узнали о школах Древней Греции. Давайте подумаем, сможем ли мы сейчас ответить на те вопросы, которые мы поставили с вами в начале урока? Давайте проверим. (СЛАЙД)

    Какие учебные заведения существовали в Афинах?

    С какого возраста велось обучение?

    Кто обучался в учебных заведениях?

Греческие девочки школ не посещали. Греки считали, что для них главное – не получить образование, а вырасти покорными женами и хорошими матерями. Главным занятием было домоводство.

    Кто обучал детей в школах и гимнасиях?

    Чему обучали в школах и гимнасиях?

    Чем и на чем писали?

    Отличается ли современная школа от древнегреческого?

    Что их всех объединяет?

5. Контроль и самоконтроль изученного материала.

А теперь переходим к конкурсным заданиям.

Я предлагаю группам поучаствовать в конкурсном задании, чтобы проверить усвоенные знания на уроке. Участвовать в испытании будут 3 команды: 1. Школа. 2. Палестра. 3. Гимнасия.

Карточки с заданиями у вас на рабочем столе.

Первое задание. Текст с ошибками. Вам нужно подчеркнуть слова в которых допущены ошибки по содержанию.

Афинскую школу посещали мальчики с 8 лет. Образование было бесплатным . Педагоги проводили занятия. В школе учились чтению , музыке, архитектуре . В палестрах мальчики занимались гимнастикой и домоводством . А в гимнасиях слушали выступления известных стратегов, ученых, которые излагали свои взгляды по различным наукам.

2 задание «Убери лишнее»

В каждом ряду вам нужно зачеркнуть ненужное понятие.

        Школа, гимнасия, институт.

        Стиль, глиняная дощечка, деревянная дощечка.

3 задание «Логическая цепочка»

Вам нужно дописать по одному слову в каждой цепочке.

        Школа, палестра, гимнасии

        Бег, борьба, метание диска, метание копья, прыжки

3. Музыка, чтение, счет, письмо

За каждый правильный ответ дается 1 балл. Проверку правильности выполнения заданий и подсчет баллов проведем вместе со мной. Итак, взяли карточку.

Время истекло, проведем проверку.

Ваша задача посчитать количество правильных ответов. На ваших карточках есть рабочие листы. Где мы должны сегодня на уроке оценить каждого. В зависимости от количества баллов поставьте себе оценку за урок. Обсудите, пожалуйста, в группе.

Итак, озвучим свои баллы и оценку. Победителем конкурсного испытания является команда …

Ребята, а чем награждали победителей в Древней Греции (олимпийские игры). Команде победителю я лаврОвый венок не вручаю, а поставим оценку «5» .

6. Подведение итогов урока.

Урок подходит к концу, я предлагаю вам свои впечатления о сегодняшнем уроке озвучить продолжением фразы

(на слайде)

7. Домашнее задание представлено на индивидуальных карточках. Ознакомимся с ним.

      Параграф 38 (с. 173), вопросы (с.176)

      Выписать в тетрадь термины и дать им определение: педагог, стиль, палестра, красноречие.

      Т/з. (по желанию): составить расписание уроков в афинской школе или палестре.

8. Заключительное слово учителя

Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания в Афинах. Чем отличается современное образование от афинского?

Ответы детей: педагог был рабом и сопровождал ребенка в школу, в современной школе физическому и умственному развитию уделяется внимание на всех ступенях обучения, а в афинских учебных заведениях: в школе – грамоте, в палестре – физическому развитию. Но в современном мире, также как и в Древней Греции, образованию уделяется большое значение.

Я благодарю вас за работу! Спасибо за урок. До свидания!


Афинские школы

В период рассвета греческой демократии особую ценность приобрело образование. Чтобы реализовывать свои права, добиваться высоких должностей, а также выполнять повседневные гражданские обязанности, жителям греческих полисов необходима была грамотность. Не случайно, что лучшие школы находились в самом богатом греческом городе – Афинах.

В греческих школах ученики заучивали произведения знаменитых греческих поэтов. Признаком высокого образования считалось знание поэм «Илиада» и «Одиссея». Детей учили писать и считать. Для записей использовали дощечки, покрытые воском, на которых буквы и слова выдавливались острым концом металлической или костяной палочки, называемой стилем. Противоположным плоским концом затирались допущенные при записи ошибки. Кроме того, детей обучали музыке, поскольку афиняне считали, что без любви к этому искусству невозможно стать настоящим человеком. Время от времени в учебе наступали перерывы. Весной проходили каникулы. Кроме того, занятия отменялись в дни священных празднеств, посвященных богам. В Афинах занятия не проводились в годовщины Марафонской битвы и Саламинского сражения. Школу, как правило, оканчивали все мальчики из семей свободных граждан, несмотря на то, что обучение было платным. Девочки в школы не допускались. Их воспитанием и обучением занимались матери.

Афинские гимнасии

Каждый мужчина, считали греки, должен быть сильным, ловким и мужественным. Поэтому с двенадцатилетнего возраста мальчики начинали посещать еще одно учебное заведение – палестру. Там их обучали спортивным дисциплинам: бегу, борьбе, прыжкам, метанию диска и копья. Занятия в палестре проходили в любую погоду. Солнечным днем ученики выходили на улицу, в ненастную погоду уходили под крыши портиков, небольших полуоткрытых помещений, окружавших двор палестры. Чтобы вдохновить учащихся, в палестрах устанавливали статуи прославленных атлетов, победителей Олимпийских игр. Эти изображения являлись эталоном, к которому должен был стремиться каждый юноша.

К 16 годам юноши заканчивали обучение в школе. Следующей ступенью образования, доступной также взрослым грекам, были гимнасии. Эти учреждения располагались за городом, в живописных местечках, окруженные садами и рощами. На территории гимнасии размещались специальные площадки для занятий спортом, а также помещения для отдыха. В гимнасиях преподавали видные ученые, излагавшие многочисленным слушателям свои взгляды на устройство мира и обучающие ораторскому искусству – красноречию. Одним из самых известных афинских гимнасий являлся Ликей, в котором в IV в. до н.э. преподавал великий греческий ученый и философ Аристотель. Аристотель разделил все научные знания, доступные его современникам, на отдельные отрасли, создав самостоятельные науки. Благодаря Аристотелю ряд наук приобрели свои названия. Так, ботаника в переводе с греческого обозначает «растение», физика – «природа», политика – «государство». Психология произошла от двух греческих слов: психо – «душа» и логос – «слово, наука». Со всеми этими знаниями и научными представлениями Аристотель знакомил своих учеников.

Обучение в гимнасиях могло продолжаться до глубокой старости. Ученики отдыхали и пополняли свои знания. Известны случаи, когда уже известные политики шли в гимнасии, чтобы углубить свои знания и обучиться красноречию.

Пусть формат Единого госэкзамена древнегреческим педагогам и ученикам знаком не был, зато современники, в отношении сферы обучения разным наукам, пользуются наименованиями привычными грекам. Это из страны олив в русский, да и другие языки пришли понятия «школа», «гимназия», «лицей», «академия», «университет».

Древняя Греция и, в частности, Афины - это не только колыбель архитектуры, но и фундамент европейской цивилизации. Греческие мыслители сконцентрировали на территории своей страны знания, привезенные из разных государств. Это и Малая Азия, Египет, Византия. А в последующем греческие науки, развитые и преумноженные, стали базой знаний все для тех же соседних стран, со своеобразной культурой и традициями.

Греческие мыслители по-особенному собирали и систематизировали знания, проводили разнообразные исследования.

Греческое образование

Уже во времена Античности древние греки задумывались об образовании подрастающего поколения. Да и во все времена греки стремились дать детям не только знания, но и воспитать порядочных, интеллектуальных, здоровых, развитых физически и нравственно представителей общества. Ценились не только красота тела, но больше ум, честь и совесть.

Неграмотных людей в Греции практически не было. Об этом свидетельствуют исторические источники, датированные еще 5 веком до н.э. Впрочем, изначально обучение шло на дому, но позже были созданы школы, гимназии.

Образование греки начинали получать по достижении 7-летнего возраста. До этого времени ребенок находился на попечении мамы, была у него и кормилица. Со школьной скамьи на первый план выходил отец и раб-учитель. Именно рабы были педагогами. Дословно в переводе с греческого слово «педагог» означает «сопровождающий». Раб, приставленный к юному школьнику, не только сопровождал его в школу, но и следил за достойным воспитанием.

В самой же школе у каждого из детей было как минимум 3 педагога:

  • Грамматист.
  • Учитель-знаток церковных порядков.
  • Музыкант.

Главным являлся грамматист. В его ведении было обучение детей не только письму и грамоте, но и счету. Грамматист вместе со своими учениками изучал и скандировал разнообразные поэмы. Особенным почетом пользовались басни Эзопа, произведения Гомера.

Привычными в нашем понимании тетрадями были пара дощечек, скрепленных между собой. Диптихи раскрывали как книгу. Внутри дощечки натирали воском. Писали палочкой, вылитой из металла (стилусом). После написания текст можно было стереть прикрепленной к обратной стороне такой своеобразной тетради лопаткой. В некоторых случаях диптихи использовали в качестве конвертов, скреплялись печатями и отправлялись различным адресатам.

Счету детей учили на камешках. Если расчеты были сложными, применяли абак. Кстати, этот способ используют и поныне, причем в разных странах.

Религиоведение в нашем понимании, а в Греции обучение церковным ремеслам и песнопениям велось не менее интенсивно, чем грамматике. В Греции было много религиозных праздников, на которые всегда собиралось много народу. Повсеместно исполнялись на таких празднествах церковные песни.

Мальчики пели обрядовые песни. Хором или соло. В репертуаре были и гимны для торжественных случаев. Учителей, которые занимались с детьми разучиванием песен, называли «кифаристами». Они же обучали игре на разнообразных инструментах. Чаще это были кифара и лира.

Интенсивное физическое развитие начиналось с 12 лет. Обязательными были занятия гимнастикой. Учителя физкультуры именовали «педотриб», что в переводе с греческого значит «тренер ребенка».

В греческих полисах было очень престижно расти ловким, сильным, гибким, выносливым, физически крепким, умным, начитанным, просвещенным. Мальчиков готовили и к военной службе. Педотрибу по силам было научить подрастающее поколение метанию копья, диска, бегу, плаванию, борьбе, прыжкам в длину и высоту, езде верхом. Дети выступали на различных гимнастических соревнованиях.

Занятия спортом шли в специально предназначенных для этого местах. Помещения, больше похожие на гимнастические залы или манежи, называли «палестры». Уроки сопровождали звуки флейты. В Греции с самых древних времен было принято устраивать музыкальное сопровождение при занятиях любым спортом.

По достижении 16, в некоторых полисах 18 лет, мальчики продолжали свое образование в гимназиях. Это был более высокий уровень, нежели школа. Не менее популярны для детей этого возраста были школы риторов или философов.

Обучение представительниц прекрасной половины

Что же касается девочек, то и их обучали грамоте. Только делалось это под присмотром мам. Юная женская половина не только постигала азы разнообразных наук, но и приобщалась к домашнему труду. С малых лет девочек учили рукоделию, ткацкому делу, они пряли. Обязательными в программе обучения были танцы и пение. Это становилось необходимым при участии в обрядах и ритуальных праздниках.

Не обходили стороной и литературу. По свидетельству разных источников, уже в 7 в. до н.э. практически во всех областях Греции повсеместно строились школы для девочек. Там они занимались поэзией, танцами, пением, обучались игре на разных инструментах. Наиболее известным таким учебным заведением была школа Сапфо. Известная поэтесса руководила ей довольно долгое время. Кстати, в источниках можно найти стихи Сапфо, посвященные ее воспитанницам. По этим строкам легко понять, что образование юные дамы получали в атмосфере непревзойденной красоты и изящества.

Спарта

Обучение детей Спарты проходило совсем по-другому, нежели в других греческих полисах. Тут воспитание сводилось исключительно к целям физического развития и создания воинствующего гражданина. Что касается женщин, в них воспитывали дух матери воина.

С семи до 20 лет мальчиков воспитывали в лагерях. Были эти заведения государственными. Молодые люди постоянно тренировали свою выносливость, наращивали силу. Без физической подготовки не проходило ни дня. Условия в таких заведениях были что называется «спартанскими». Это значит - довольно жесткими. Спали мальчишки чуть ли не на голых досках. Самым сообразительным доводилось собирать солому на подстилку. Одежды, кроме набедренных повязок, у воспитанников лагерей не было. Ею доводилось обзаводиться в возрасте примерно 12 лет. Считалось, если ребенок дожил до таких лет, он будет воином, достойным жителем и защитником Греции.

Девочки Спарты не меньшее внимание уделяли занятиям спортом. Доводилось им даже состязаться с мальчишками на различных соревнованиях. А вот музыкой и различными другими искусствами, спартанцы, даже девочки, занимались в разы меньше.

Кстати, главными методами воспитания в Спарте были жестокость и суровость, практиковались разнообразные наказания. Во всем учителя Спарты проявляли твердость характера, выдержку. При этом имело место чрезмерное увлечение военным делом, что считалось нормой для Спарты, но не для остальной Греции. Конечно, невосполним был урон, который наносился умственному и творческому развитию детей-спартанцев. За это современники спартанцев афиняне и жители других полисов критиковали их воспитание, поскольку во всей остальной Греции больше почиталась так называемая «калокагатия» - идеалы красоты, добра, мудрости, креативности, если говорить современным языком.

Афины

В древней Греции, в отличие от спартанцев, широко была известна и афинская школа. Она ведет свое летоисчисление с 5 в. до н.э. Позже практически все города-полисы придерживались принципов афинского воспитания или приближенных к ним основ.

Огромное внимание уделялось умственному развитию, но и о физических данных юных греков не забывали. Кстати, гражданин этого государства должен был вырасти нравственно и разносторонне развитым.

Афиняне шли в школы в возрасте 7 лет. Обучение могло проходить и индивидуально, если достаток семьи позволял. Но чаще дети занимались в группах. Как только были преодолены первые пороги обучения азбуке, счету, письму, детям давали более сложные задания. Первые из них и, пожалуй, единственные - учение стихов наизусть. Все, больше, школярам ничего не задавали. Дальше - высшая школа.

Давать образование в гимназиях, лицеях и тем более в университетах, по силу было не каждой греческой семье. Слишком дорого стоило обучение. А уж после реформ Солона, и в школы детей отдавали не все родители. Стало принято образовывать чад неформально, а именно, давать им простейшие навыки письма и счета, а также чтения. Грамоте, как могли, обучали родители. Некоторые нанимали учителей, но большинство использовало труд рабов.

Те, кто мог заплатить за обучение, после школы отдавал своих отпрысков в гимназии («гимнасий».) Отроков готовили и к воинской службе. В Афинах действовала учебное заведение, по современным меркам напоминающее военное училище. Мальчики шли в него с 18 лет. В последующем их ждала служба в армии.

Впрочем, гимназии после 5 в. до н.э. модифицировались. В Афинах они стали центрами педагогики и науки. На этих площадках процветали свободные искусства

ученик 5 класса А Леонов Дмитрий

Мини-проектная деятельность по подбору текстового и иллюстративного материала по теме истории Древнего мира.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Афинские школы и гимнасии.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Афинские школы и гимнасии.

Рабы-педагоги До семи лет мальчики из богатых семей, ничем кроме игр не занимались. Он гонял обруч или мяч, лепил из воска разные фигурки. В семь лет ребенка пере- давали педагогу. Он водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. А дома обучал хорошим манерам- не класть ногу на ногу, громко не смеяться,при появлении старших вставать.

Занятия в школе. 1.Письмо 2.Чтение 3.Счёт 4.Рисование 5.Пение 6.Игра на музыкальных инструментах В школе прививали любовь к стихам. Многие гордились тем, что выучили наизусть «Илиаду» и «Одиссею» Гомера.

Чтение Учебников тогда не было. Их заменяли стихи поэтов. На первом месте стояли, конечно, поэмы Гомера «Илиада» и «Одесея». Гомер

Игра на музыкальных инструментах Каждый мальчик учился играть на флейте и кифаре, петь. Музыка сопровождала греков в течение всей жизни. Под музыку тренировались спортсмены, шли в бой гоплиты. Музыка звучала на праздниках и в театре.

Учитель в афинской школе Учитель всегда ходил с плёткой из бычьего хвоста. Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына. «Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день… А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там словно обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!»

Шалунов и лентяев учитель наказывал. Для этого у него были розги и палка. Сохранился папирус с надписью: « Будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не били.» Ниже эта запись повторена 4 раза учеником. Рассказывают, что один богач подарил своему ленивому сыну 24 маленьких раба. Их Их имена начинались на все буквы алфавита. Так отец хотел помочь сыну обучиться грамоте.

В большом ходу были деревянные дощечки, покрытые воском. Острым концом медной палочки можно было на них нацарапать несколько фраз, а потом тупым концом затереть написанное. Называлась эта палочка: «стиль». «Поворачивать стиль» означало у греков стирать написанное и отрабатывать красоту языка, чем образованные люди того времени очень любили заниматься.

Посещение палестры. С двенадцати лет мальчики начинали посещать ещё одну школу, где занимались гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась пал е стра (от слова «пале» - борьба). В хорошую погоду тренировались под открытым небом в обширном прямоугольной формы дворе, а в ненастье – под крышей портиков, окружавших этот двор. Представим себе урок гимнастики в палестре. Мальчики тренируются в борьбе. Выиграть схватку может тот, кто ловок и силён. Вот один из борцов внезапно перебросил соперника через колено, того признают побеждённым, если он трижды коснётся телом земли. Строгий учитель с палкой в руке готов ударить любого нарушившего правила состязания. Ожидает своей очереди следующая пара борцов. Они обильно льют масло на ладони и до блеска растирают им кожу. Все тренируются обнажёнными. После урока веселой гурьбой побегут они смывать с тела прилипшие грязь и пот. При каждой палестре был колодец, фонтан, а иногда и баня.

Статуи в палестре В палестре стояли статуи атлетов работы великих греческих мастеров. Всемирно известна статуя метателя диска. Миронеё создатель, сумел передать в скульптуре ощущение движения. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит вдаль. Не менее знаменита статуя копьеносца работы Поликлета. Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу гражданином своего полиса. Поликлет Мирон

Афинские гимнасии Взрослые афиняне, желавшие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания, до старости посещали один из трёх афинских гимнасиев. За городом среди зелёных деревьев и лугов располагались гимнасии. Они имели площадки для упражнений атлетов, бассейны, помещения для отдыха и бесед. В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные учёные. Они излагали свои взгляды на строение вселенной, предлагали планы создания образцового государства, управлять которым должны высокообразованные люди. В гимнасиях обучали красноречию – умению отстаивать своё мнение при выступлении в Народном собрании и судах. Руины

Проект сделал ученик 5 А класса Леонов Дмитрий.