Что свидетельствует о родстве организмов всех царств. Доказательства эволюции

Определяя сходства и различия в структуре нуклеиновых кислот и белков у организмов, относящихся к разным систематическим группам, можно установить степень их родства и время возникновения.

Если сравнить зародыши разных видов позвоночных, то окажется, что на самых ранних стадиях развития они очень похожи друг на друга.

Факты, накопленные эмбриологией, доказывают, что индиви-дуальное развитие организмов, относящихся к различным классам позвоночных животных, начинается с оплодотворённой яйцеклетки , и на начальных этапах развития они очень схожи между собой, а впоследствии происходит дивергенция зародыша. Биогенетический закон играет важную роль при доказательстве эволюции органи-ческого мира.

Известный отечественный учё-ный Карл Максимович Бэр пи-сал: «У меня имеется два ма-леньких эмбриона в спирту, для которых я забыл написать назва-ние, и я теперь уже не в состоя-нии определить класс, к которо-му они принадлежат. Это могут быть ящерицы, маленькие птич-ки или млекопитающие ; настоль-ко сходно образование головы и туловища у этих животных».

Сравнительная анатомия доказывает эволюцию на основе многочисленных фактов. К их числу относятся гомологичные и аналогичные органы, рудиментарные органы, явления атавизма, промежуточные формы , схожесть строения тела позвоночных животных, в том числе и человека с другими животными .

Гомологичные органы

Рука человека и различные по форме передние конеч-ности позвоночных животных (например, кита, кроко-дила, лягушки, летучей мыши , крота) состоят из сход-ных элементов: лопатки, костей плеча, предплечья, кисти. Это варианты типичной пятипалой конечности, характерной для предков всех позвоночных.

Единый план строенияимеют кости, мышцы, кровеносные со-суды, нервы позвоночных животных.

Палеонтология на примере вымерших животных и раститель-ных организмов подтверждает, что на Земле, начиная с древних эр до настоящего времени, органический мир постепенно изменялся от простого к сложному, росло многообразие органического мира.

Реликты

Реликтами (лат. reliquus — оставшийся) называют ныне существующие древние виды ор-ганизмов.

На Земле обитают отдельные виды жи-вотных и растений , имеющие строение и образ жиз-ни, характерные для давно вымерших организмов прошлых эпох. Примеры реликтов: Материал с сайта

  • На островах Новой Зеландии в глубоких норах живут гаттерии. Особенностями своего строения они похожи на ископае-мых ящеров — динозавров , живших 70-80 млн лет назад.
  • Во многих оранжереях выращивается живое ископаемое — знаменитое дерево гинкго. Глядя на него, мы можем представить себе, какие деревья росли на Земле 150 млн лет назад и каковы бы-ли условия их обитания.

Ископаемые останки

В недрах земли учё-ные находят окаменевшие остатки живых организмов (кости, раковины, зубы, древесину), отпечатки (ске-летов, коры, листьев). Они образовались в необычных условиях: организмы или их трупы погружались в ил, песок, смолу, вулканический пепел и не подвер-гались разложению. Наука об ископаемых организ-мах — палеонтология — неопровержимо доказывает, что десятки и сотни миллионов лет назад животный и растительный мир отличался от знакомого нам современного мира живых существ.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

    Доказательства эволюции:
  • сравнительно-анатомические;
  • эмбриологические;
  • палеонтологические;
  • биогеографические.

СРАВНИТЕЛЬНО-АНАТОМИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Все организмы имеют клеточное строение (открытие клеточного строения живых организмов - одно из веских доказательств единства органического мира).

  • общий план строения свидетельствует о родстве той или иной крупной группы живых организмов; например, для позвоночных животных характерны двусторонняя симметрия тела, полость тела, позвоночник, две пары конечностей, череп, головной и спинной мозг, передние конечности единого плана имеют плечо, предплечье и кисть, задание бедро, голень и стопу, и пр.;
  • наличие гомологичных органов (соответствующих друг другу по строению и происхождению независимо от выполняемых ими функций): рука человека, передняя конечность лягушки, ящерицы; усики гороха, листовые пластинки листа гороха; иглы барбариса, иглы боярышника; лист тюльпана и листочек цветка и пр.; аналогичные органы (выполняющие однородные функции, но не имеющие сходного строения и единого происхождение) не являются доказательством родства, к таким органам относятся крыло птицы и крыло насекомого;
  • наличие рудиментов и атавизмов ; рудименты: глаза у крота, правый яичник у птиц, копчик у человека; атавизмы: многососковость у человека, волосатость лица у человека;
  • наличие переходных форм (эвглена зеленая, зверозубый ящер, иностранцевия и др.).

ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Сходство зародышей (контуры тела, сходство формы головы у позвоночных, жаберные карманы по бокам головы и пр.).

  • открытие биогенетического закона (Геккель, Мюллер, вторая половина XIX века), утверждавшего, что онтогенез - краткое повторение филогенеза (превращение головастика в лягушку; переход почечных чешуи в листья у клена, бузины, малины; переход листьев в чашелистики у гортензии); в последующем в него были внесены уточнения: в онтогенезе повторяются зародышевые стадии развития предков (а не взрослых форм); А. Н. Северцов показал, что в онтогенезе не только выпадают некоторые стадии развития предков, но и возникают такие изменения, которых не было у зародышей предков.

ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

В осадочных породах земной коры были найдены следы древних растений и животных: окаменевшие стволы деревьев, пыльца, окаменевшие кости, отпечатки раковин, скелетов.

  • были открыты переходные формы: зверозубыс ящеры, археоптерикс: по ископаемым остаткам удалось расшифровать (восстановить) эволюцию некоторых животных, например лошади (В.О.Ковалевский);
  • палеонтология подтверждает, что весь органический мир развивался от простого к сложному.

БИОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Биогеография изучает закономерности распространения на Земле животных и растений.

  • было выделено 5 биогеографичсских областей: голарктическая, индомалайская, эфиопская, неотропическая, австралийская ;
  • обнаружено сходство фауны Евразии и Северной Америки (в недавнем прошлом они соединялись сушей, которая была на месте Берингова пролива), своеобразие животного мира Австралии (материк был отделен от других континентов, и эволюция шла независимо от фауны других материков

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

ЭРА (ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ В МЛН ЛЕТ) НАЧАЛО (МЛН ЛЕТ НАЗАД) ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА И СРЕДЫ РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЖИВОТНЫЙ МИР
Кайнозойская (эра новой жизни), 66+3 1,5-2 (Антропоген) Смены потеплений и похолоданий. Крупные оледенения в средних широтах Сев. полушария. Появление и развитие человека. Современный животный мир. Формирование ныне существующих растительных сообществ.
25±2 (Неоген) Установление равномерного теплого климата. В морях большое разнообразие кораллов, моллюсков. Широкое распространение костистых рыб. Вымирание многих головоногих моллюсков. Появляются многие отряды млекопитающих, в т.ч. приматы. Широкая дивергенция птиц. Расцвет насекомых. Господство покрытосеменных. Состав флоры близок к современному. Появляются тайга и тундра.
66±3 (Палеоген) Интенсивное горообразование.
Мезозойская (эра средней жизни), 165 136±5 (Меловой период) Во многих районах Земли похолодание климата. Появление настоящих птиц, плацентарных и сумчатых млекопитающих. В морях преобладание костистых рыб. Вымирание крупных рептилий. Расцвет насекомых. Резкое сокращение численности папоротников и голосеменных. Появление первых покрытосеменных растений.
190-195±5 (Юрский период) Климат вначале влажный, затем становится засушливым в области экватора. Движение континентов. Образование Атлантического океана. В океане - появление новых групп моллюсков,в т.ч. головоногих. Господство пресмыкающихся. Появление первоптиц. Широкое распространение папоротников, голосеменных.
230±10 (Триасовый период) Ослабление климатической зональности, сглаживание температурных различий. Начало движения материков. Начало века динозавров, появление черепах, крокодилов, первых млекопитающих, настоящих костистых рыб. Распространены папоротниковидные, хвощевидные, плауновидные. Вымирание семенных папоротников.
Палеозойская (эра древней жизни), 340±10 280±10 (Пермский период) Резкая зональность климата. Отступление морей, появление полузамкнутых водоемов. Быстрое развитие пресмыкающихся, возникновение звероподобных ящеров. Вымирание трилобитов, сокращение числа отрядов беспозвоночных и ряда позвоночных. Вымирание древовидных папоротников, хвощей и плаунов. Распространение хвойных в Северном полушарии.
345±10 (Каменноугольный период) Всемирное распространение лесных болот. Теплый влажный климат. Обширное оледенение южных континентов в конце периода. Активное горообразование. Широкое распространение фораминифер, кораллов, моллюсков, расцвет земноводных, появление первых пресмыкающихся, летающих насекомых. Преобладание споровых растений, появление первых хвойных. В болотах и прибрежных местах морей накапливалось большое количество растительных остатков, образование каменного угля.
400±10 (Девонский период) Смена сухих и дождливых сезонов. Оледенение на территории современной Юж. Америки и Юж. Африки. Появление рыб всех крупных систематических групп. Освоение суши пауками, клещами и другими членистоногими, первыми позвоночными стегоцефалами. Развитие, а затем вымирание псилофитов. Появление плановидных, хвощевидных, папоротниковидных, первых семенных папоротников. Возникновение грибов.
435±10 (Силурийский период) Вначале сухой климат, затем влажный с постепенным потеплением. Интенсивное горообразование. Многообразие кораллов и трилобитов. Появление первых древнейших рыб, первых дышащих атмосферным воздухом наземных животных - скорпионов. Вымирание некоторых групп кораллов. Выход растений на сушу - появление псилофитов.
490±10 (Ордовикский период) Равномерно умеренный влажный климат с постепенным повышением средней температуры. Вначале большая часть суши занята морем. Появление первых позвоночных - бесчелюстных рыб. Господство трилобитов, иглокожих. Разнообразие водорослей.
570±20 (Кембрийский период) Оледенение сменяется умеренно влажным, а затем сухим теплым климатом. Расцвет морских беспозвоночных, появление организмов с минерализованным скелетом. Возникновение многоклеточных водорослей.
Протерозойская (эра ранней жизни), 2000 2600±100 Поверхность планеты - голая пустыня. Климат холодный, частые оледенения. В конце эры атмосфера содержала до 1% свободного кислорода. Возникновение всех типов беспозвоночных животных. Преимущественно одноклеточные зеленые водоросли.
Архейская (эра зарождения жизни), 900 3500 Извержения вулканов. Большая часть суши - мелководное море. Развитие кислородсодержащей атмосферы. Возникновение жизни на Земле. Обнаружены остатки анаэробных предшественников синезеленых водорослей, зеленых одноклеточных водорослей, бактерий.

Задачи и тесты по теме "Тема 16. "Доказательства эволюции. Развитие органического мира"."

  • Развитие жизни на Земле - Этапы эволюции биосферы и человека Общие биологические закономерности (9–11 класс)

    Уроков: 6 Заданий: 9 Тестов: 2

  • Многообразие видов как результат эволюции - Развитие животного мира Животные (7 класс)

    Уроков: 2 Заданий: 35 Тестов: 2

  • 9 Тестов: 1

Проработав эти темы, Вы должны уметь:

  1. Сформулировать своими словами определения: эволюция, естественный отбор, борьба за существование, адаптация, рудимент, атавизм, идиоадаптация, биологический прогресс и регресс.
  2. Кратко описать, каким образом та или иная адаптация сохраняется отбором. Какую роль играют в этом гены, генетическая изменчивость, частота генов, естественный отбор.
  3. Объяснить, почему в результате отбора не образуется популяция идентичных, безупречно адаптированных организмов.
  4. Сформулировать, что такое генетический дрейф; привести пример ситуации, в которой он играет важную роль, и объяснить, почему его роль особенно велика в небольших популяциях.
  5. Описать два способа возникновения видов.
  6. Сравнивать естественный и искусственный отбор.
  7. Кратко перечислить ароморфозы в эволюции растений и позвоночных, идиоадаптация в эволюции птиц и млекопитающих, покрытосеменных растений.
  8. Назвать биологические и социальные факторы антропогенеза.
  9. Сравнивать эффективность потребления растительной и животной пищи.
  10. Кратко описать черты древнейшего, древнего, ископаемого человека, человека современного типа.
  11. Указать черты развития и сходства человеческих рас.

Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. "Общая биология". Москва, "Просвещение", 2000

  • Тема 14. "Эволюционное учение." §38, §41-43 стр. 105-108, стр.115-122
  • Тема 15. "Приспособленность организмов. Видообразование." §44-48 стр. 123-131
  • Тема 16. "Доказательства эволюции. Развитие органического мира." §39-40 стр. 109-115, §49-55 стр. 135-160
  • Тема 17. "Происхождение человека." §49-59 стр. 160-172

Помогите плиз

1. Что свидетельствует о родстве всех видов растений и животных?
а) участие их в круговороте веществ; б) взаимосвязь организмов и среды;
в) клеточное строение организмов; г) приспособленность организмов к среде обитания.
2. Какая теория обобщила знания о сходстве строения и функций клеток
растений, животных, человека, бактерий?
а) эволюции; б) клеточная; в) происхождения человека;
г) индивидуального развития организмов.
3. Какие функции в клетке выполняет цитоплазма?
а) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов;
б) придает клетке форму; в) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов;
г) защищает содержимое клетки от воздействия среды.
4. Процесс окисления органических веществ до углекислого газа и воды с освобождением
энергии происходит в
а) хлоропластах; б) митохондриях; в) лизосомах; г) комплексе Гольджи.
5. Фотосинтез происходит в клетках организмов, имеющих
а) ядро; б) митохондрии; в) хлоропласты; г) хромосомы.
6. В процессе энергетического обмена органические вещества
а) расщепляются; б) образуются; в) транспортируются; г) превращаются в полимеры.
7. Хромосомы считаются носителями наследственной информации, так как в них
располагаются
а) молекулы белка; б) полисахариды; в) гены; г) ферменты.
8. Образование ферментов (белки) происходит в процессе
а) дыхания; б) брожения; в) пластического обмена; г) энергетического обмена.
Часть 2.
Выберите три верных ответа из шести.
В1. Какую функцию выполняет в клетке плазматическая мембрана?
1) отграничивает содержимое клетки; 2) участвует в биосинтезе белков;
3) осуществляет поступление веществ в клетку;
4) участвует в процессе окисления веществ;
5) способствует ускорению химических реакций в клетке;
6) обеспечивает удаление ряда веществ из клетки.

В2. В каких структурах эукариот имеются молекулы ДНК?
1) ядре; 2) лизосомах; 3) комплексе Гольджи; 4) хлоропластах; 5) рибосомах;
6) митохондриях.
В3. Установите соответствие между строением или функцией клетки и органоидом, для
которого они характерны.
Строение и функция клетки Органоид
А) расщепление сложных органических веществ до 1) лизосома
менее сложных 2) митохондрия
Б) окисление органических веществ до углекислого газа и воды
В) имеет множество крист
Г) отграничена от цитоплазмы одной мембраной
Д) при расщеплении белков, жиров и углеводов освобождается
энергия, которая рассеивается в виде тепла.

В4. Установите соответствие между строением или функцией клетки и организмом, в состав
которого она входит.
Строение и функции клетки Организм
А) не имеет плотной оболочки 1) растительный
Б) содержит хлоропласты 2) животный
В) создает органические вещества из неорганических
Г) преобразует световую энергию в химическую
Д) поглощает органические вещества, окружая их плазматической мембраной
Е) не может использовать энергию света на синтез
органических веществ.
С1. Перечислите одномембранные органоиды клетки и дайте им характеристику.
С2. Дайте характеристику профазе и телофазе митоза.

А1 РОЛЬ БИОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА, В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.

ТЕОРИЯ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УЧЕНЫЕ – БИОЛОГИ

· У. Гарвей открыл механизм кровообращения; изготовил микроскоп заложили основы современной анатомии и физиологии.;

· Р.Гук описал клеточное строение пробки(растения) ; ввел термин «клетка»;

· А.Левенгук наблюдал под микроскопом (увеличивающим в 300 раз) простейших, бактерии,сперматозоиды;

· К.Бэр наблюдал яйцеклетку млекопитающих;

· Р.Броун открыл клеточное ядро;

· К. Линней создал систему классификации растений и животных;

· Т.Шванн, М.Шлейден независимо друг от друга сформулировали клеточную теорию,

· Р.Вирхов создал учение о клеточной патологии, ввел постулат: «каждая клетка из клетки»;

· Ч. Дарвин создал эволюционную теорию;

· Г.Мендель открыл закон наследования признаков, что способствовало рождению генетики как науки;

· Л.Пастер открыл принцип вакцин, заложил основы микробиологии и иммунологии;

· Чарльз Дарвин создал целостную теорию эволюции путём естественного отбора.

· И.Мечников сформулировал фагоцитарную теорию,

· И.Павлов – учение о рефлексе

· А. Гумбольдт исследовали взаимодействие организмов с окружающей средой и его зависимость от географии

· К.Ландштейнер открыл группы крови человека,

· Грегор Мендель, законы генетики

· Дж. Уотсон и Ф.Крик расшифровали структуры ДНК

· В.И.Вернадский о связях живых организмов с неживой природой (учение о биосфере)

МЕТОДЫ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Наиболее общими методами исследования биологии являются:

· наблюдение (позволяет описать биологические явления),

· сравнение (дает возможность найти общие закономерности в строении и жизнедеятельности разных организмов),

· эксперимент, или опыт, моделирование (помогает изучать свойства биологических объектов в контролируемых условиях, имитируются многие процессы, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения),

· исторический метод (позволяет на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познать процессы развития живой природы)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Селекция как наука решает задачи:

1) сохранение биосферы 2) создание агроценозов 3) создание новых удобрений

4) выведение новых пород и сортов

ё2. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется

1) селекционер 2) цитогенетик 3) эмбриолог 4) анатом

3. Систематика - это наука, изучающая:

1) внешнее строение организма 2) функции организма 3) образ жизни организма

4) родственные связи организма

4. Функции человеческого организма изучает наука

1) анатомия 2) физиология 3) психология 4) гигиена

5. Орнитология – это наука о

1) рыбах 2) пресмыкающихся 3) млекопитающих 4) птицах

6. Сезонные изменения в жизни растений и животных изучает наука

1) микология 2) ихтиология 3) фенология 4) палеонтология

7. Как называется учение о происхождении и развитии человека

1) эмбриогенез 2) антропогенез 3) филогенез 4) гаметогенез

8. Какая наука изучает многообразие организмов и распределение их по группам

1) генетика 2) зоология 3) систематика 4) палеонтология

9. Выведением новых пород и сортов занимается

1) агроном 2) микробиолог 3) селекционер 4) агротехник

10. Какая наука изучает взаимосвязи организмов и среды их обитания

1) генетика 2) экология 3) гигиена 4) физиология

11. Разнообразие видов животных, объединение их в таксономические категории изучает наука

1) палеонтология 2) экология 3) систематика 4) анатомия

12. Изучением передачи наследственных признаком организма занимается

1) ботаника 2) зоология 3) генетика 4) экология

13. Как называется метод Павлова, позволивший установить рефлекторную природу выделения желуд.сока

1) наблюдение 2) описание 3) моделирование 4) эксперимент

14. Ученый хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом он воспользуется?

1) экспериментальным 2) гибридологическим 3) генеалогическим 4) наблюдение

15. Какой метод используется для изучения микроскопом передвижения амебы

1) моделирование 2) эксперимента 3) сравнения 4) наблюдения

16. Впервые обнаруженный ученым в природе организм изучается с помощью метода

1) моделирование 2) наблюдение 3) эксперимент 4) сравнение

17. Какой из перечисленных методов относится к анатомии

1) анализ крови на гемоглобин 2) электрокардиограмма 3) рентгенография

4) измерение давления

18. С помощью какого метода изучают сезонные изменения в живой природе

1) эксперимент 2) наблюдения 3) проведения опыта 4) палеонтологического

19. Какой метод используют в селекции для получения признаков у потомства

1) скрещивания 2) самоопыление 3) наблюдения 4) сравнение

20. Основным методом исследования в саамы ранний период развития биологии был

1) эксперимент 2) микроскопия 3) сравнительно-исторический 4) наблюдение и описание

21. Система наиболее общих знаний в области науки – это

1) теория 2) эксперимен т 3) факт 4) гипотеза

22. Клеточную теорию сформулировали

1) Мюллер и Геккель 2) Гук и Броун 3) Вирхов и Пастер 4) Шванн и Шлейден

23. Законы наследования признаков изучал

1) Мечников 2) Павлов 3) Дарвин 4) Мендель

24. Из каких веществ состоят живые организмы

1) только из органических 2) только из неорганических 3) из органических и неорганических

4) в основном из органических

25. Чем живое отличается от неживого

1) способностью изменяться 2) клеточным строением 3) движением 4) атомным строением

26. В живых телах в отличие от неживых присутствует

1) вода 2) углерод 3) азот 4) белок

27. Обмен веществ и превращение энергии – это признак, по которому можно отличить

1) низшие растения от высщих 2) живое от неживого 3) одноклеточных от многоклеточных

4) животных от человека

28. Процессы окисления и синтеза новых молекул органических веществ проявляются на уровне организации живой природы

1) видовом 2) биосферном 3) клеточном 4) организменном

29. Минимальный уровень организации жизни является

30. Высшим уровнем организации жизни является

1) биосферный 2) молекулярный 3) организменный 4) клеточный

31. Взаимосвязь систем органов человека рассматривают на уровне организации

1) клеточном 2) молекулярном 3) организменном 4) видовом

32. Химический состав организмов изучают на уровне организации

1) видовом 2) биосферном 3) молекулярном 4) экосистемном

33. Первым надорганизменным уровнем жизни является

1) биосферный 2) биогеоценотический 3) популяционно-видовой 4) клеточный

1) молекулу ДНК 2) вирус крови 3) инфузорию 4) муравейник

А2 КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ИХ РОДСТВА, ЕДИНСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.

А. Группа клеток, выполняющих различные функции
Б. Группа клеток, образующих ткани, выполняющих различные функции
В. Группа клеток, образующих ткани и органы, осуществляющих только одну определенную функцию
Г. Согласованное взаимодействие клеток, тканей и органов, составляющих этот организм
2. Популяция – это:
A. Особи одного вида
Б. Особи одного вида, обитающие на одной территории
B. Все живые организмы, обитающие на одной территории
Г. Особи одного вида, обитающие на одной территории и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп
3. Оболочка земли, заселенная живыми организмами, это:
А. Атмосфера
Б. Литосфера
В. Биосфера
Г. Биоценоз
4. В основе систематики лежит:
A. Изучение многообразия живых организмов
Б. Изучение строения живых организмов
B. Распределение живых организмов по группам на основе сходства и родства
Г. Изучение ископаемых видов живых организмов
5. Основоположником систематики является:
А. Карл Линней
Б. Чарлз Дарвин
В. Аристотель
Г. Теофраст
6. Выберите правильную последовательность систематических категорий.
А. Вид, семейство, род, отряд, класс, тип, подтип, царство
Б. Вид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство
В. Род, вид, семейство, класс, отряд, тип, подтип, царство
Г. Вид, подвид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство
7. Способ передвижения бактерий:
A. При помощи жгутиков
Б. «Реактивный» – выбрасывание слизи
B. При помощи крылышек
Г. Все утверждения верны
8. Спора бактерий – это...
А. Половая клетка
Б. Форма для размножения
B. Форма для выживания бактерий в неблагоприятных условиях
Г. Название бактерий
9. Для получения энергии бактерии используют:
А. Органические соединения
Б. Неорганические соединения
B. Солнечный свет
Г. Все утверждения верны
10. Грибы изучает наука:
А. Микология
Б. Экология
B. Микробиология
Г. Биология
11. Грибы размножаются:
А. Вегетативно
Б. Спорами
B. Семенами
Г. Половым путем
12. У грибов споры развиваются в:
А. Гифах
Б. Спорангиях
B. Почках
Г. Микоризе
13. Микориза – это:
A. Название гриба
Б. Грибокорень
B. Разновидность грибницы
Г. Спора
14. Выживание гриба в неблагоприятных условиях обеспечивается:
А. Запас питательных веществ откладывается в клетках утолщенных частей грибницы
Б. Образуется спора
B. Запасается большое количество воды
Г. Происходит замедление процессов обмена веществ
15. К классу базидиомицеты относятся:
А. Сыроежка
Б. Трутовик
B. Звездовик
Г. Картофельный гриб
16. Какой гриб поражает злаковые культуры и может вызвать отравление человека, попадая в муку?
А. Спорынья
Б. Пеницилл
B. Фитофтора
Г. Дрожжи
17. Образует плесень на пищевых продуктах:
А. Мукор
Б. Пеницилл
B. Спорынья
Г. Фитофтора
18. Лишайники – это организмы, питающиеся:
А. Гетеротрофно
Б. Автотрофно
B. Автогетеротрофно
Г. Хемотрофно
19. В теле лишайника водоросли находятся:
А. Вдоль нижнего коркового слоя
Б. В сердцевине
B. Между сердцевиной и нижним корковым слоем
Г. Между сердцевиной и верхним корковым слоем

1.У одноклеточных организмов клетка выполняет все функции,свойственные любому живому организму.Назови эти функции.2.В многоклеточном организме жизнь Какое участие в образовании осадочных пород принимают живые организмы.заполни таблицу.Мел__________(какие живые организмы принимали участие в ее