Что значит заключение условно готова в школу. Как определить психологическую готовность ребенка к учебе в школе: признаки, критерии и основные компоненты

Вашему ребёнку 5–6 лет, впереди ещё несколько лет до школы. Мы знаем, что именно с этим возрастом детей для многих мам наступает время вопросов о готовности ребёнка к школе. На что обратить внимание? Что такое «готовность к школе»? Каковы критерии оценки готовности к школе? Отвечаем на эти вопросы.

Родители дошкольников знают, что мысль «скоро в школу» появляется у родителей задолго до исполнения ребёнку 6–7 лет. И уж точно, глядя на своего пятилетнего сына или дочь, каждый родитель знает – школа не за горами, пора готовиться.

Конечно, сложно разобраться сразу – как именно готовиться? Дожидаться ли полных семи лет, либо отдать сына или дочь уже в шесть лет? Даже разница в один год заметна и имеет значимость для ребёнка.

Чтобы легче было ответить на эти вопросы, необходимо понять – что же такое готовность к школе? Каковы её виды и критерии?

Какая готовность к школе бывает

Многие родители догадываются, что готовность подразумевает не только умение читать и считать. Здесь хочется в очередной раз подчеркнуть, что в этих навыках нет острой необходимости. В своём родительском стремлении оценить интеллектуальную готовность малыша к школе не стоит забывать про социальную и психологическую готовность. Также стоит помнить и о физиологии детей, которая является не менее значимой и вместе с другими видами готовности к школе формирует мотивацию к успешному обучению.

Говоря о видах готовности к школе, мы выделяем следующие:

  • социальную готовность,
  • психологическую готовность,
  • интеллектуальную готовность,
  • физическую готовность.

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе

У ребёнка формируются навыки для успешного восприятия новых форм общения, а также восприятия самого себя в изменившихся условиях – школьной среде и, соответственно, новое отношение к данной среде. В возрасте 5–7 лет ребёнок уже начинает осознавать, насколько соответствуют его возможности и желания его ожиданиям занимать определённое положение среди окружающих его людей. Подросший дошкольник уже сам понимает, что мало одного стремления к более «взрослому» и значимому положению в жизни. Дети начинают видеть необходимость в совершении поступков, которые будут значимыми, причём не только для них самих, но и для тех, кто рядом. Именно все эти качества старшего дошкольника будут очень кстати к моменту вступления в школьную жизнь.

Психологическая готовность к обучению в школе

Говоря о психологической готовности, подразумеваем зрелость психики ребёнка, ведь ему предстоит справляться со школьными нагрузками. Именно она станет основой для успешного обучения в новых условиях школьной среды.

В психологическую готовность также включают мотивационную готовность – другими словами, наличие учебной мотивации, которая свидетельствует о психологической зрелости первоклассника.

Интеллектуальная готовность к школе

Вот здесь мы как раз и скажем о навыках и знаниях вашего малыша. Заключается данный вид готовности к школе в наличии знаний об окружающем мире, в знании основ математики, понимании причинно-следственных связей, из которых ребёнок может вывести простейшие закономерности. У будущего первоклассника должно быть развито желание узнавать новое, а также уже должна быть сформирована способность к образным представлениям, не говоря уже о достаточном уровне памяти, развитой речи, мышления и воображения.

Физическая готовность к школе

Несомненно, для будущего первоклассника желательно крепкое физическое здоровье. Определённый уровень зрелости организма, его систем и органов напрямую будет влиять на работоспособность ребёнка, а значит, и на способность к обучению. Кроме того, при определении физической готовности в список критериев включают необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций.

Критерии оценки готовности к школе

Зная виды готовности ребёнка к школе, перед нами встаёт вопрос об их оценке и критериях, на основании которых даётся заключение о готовности к школе вашего малыша.

В практическом применении используются как опрос ребёнка на предмет обязательных знаний, свидетельствующих о его кругозоре, так и специальные психологические и медицинские тесты.

Один из самых известных – ориентационный тест Керна – Йирасека. Тестирование расскажет специалисту о том, насколько ваш ребёнок обладает развитым мышлением, навыками слушать и слышать, выполнять задание, о котором ему не только подробно рассказали, но и дали образец для его выполнения. Также тест выявит уровень общего развития психики будущего первоклассника.

В тесте 4 части: «Рисунок человека» (мужской фигуры); копирование предложения, составленного письменными буквами; задание срисовать точки; анкетирование (к примеру: назвать разницу между старыми и молодыми людьми; перечислить виды транспорта; ответить на вопрос, зачем человеку заниматься спортом?).

Не менее популярным тестом является «Лабиринт». Да-да, тот самый, который часто встречается в детских журналах и развивающих книгах. Оказывается, умение пройти лабиринт выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления, а также психологическую стрессовую устойчивость.

При оценке уровня готовности к школе выделяют высокий уровень, средний, ниже среднего и низкий.

Для понимания того, к чему необходимо стремиться в развитии малыша, приведём критерии высокого уровня подготовки: хорошее физическое развитие, рука должна быть готова к письму, отличный фонематический слух, широкий кругозор, богатый словарный запас, умение читать словами, понимание переносного смысла, понимание цифр, умение управлять своим поведением, мотивированность к познавательной деятельности.

Напротив, при низком уровне подготовки говорят о хорошем или удовлетворительном физическом развитии, но при этом – узком кругозоре, отсутствии готовности руки к письму, минимальном словарном запасе, отсутствии способности к пересказу текста без помощи взрослого. Одним из важных критериев является также отсутствие желания учиться.

Проверить своего ребёнка также можно посредством интерактивных тестов, которые дают повозрастную оценку, к примеру отдельно оценивается ребёнок 4–5 лет, 5–6 лет и 6–7 лет. Вернувшись к этому тесту через год, родители сами смогут оценить динамику развития своего ребёнка.

Что делать, если малыш не готов к школе?

Бывают ситуации, когда после прохождения тестирования и консультаций со специалистами родителям говорят о низкой готовности их ребёнка к школьному обучению или же и вовсе о неготовности их малыша к первому классу. Что делать?

Прежде всего, не паниковать. Грамотные психологи, врачи и педагоги всегда дадут необходимые советы и рекомендации.

Конечно, лучше позаботиться заранее о развитии вашего малыша и начать оценивать готовность к школе в 5–6 лет, чтобы при необходимости было время для корректировки процесса психологического и физического созревания ребёнка.

К слову, нет необходимости спешить отдать в школу малыша в шесть лет. Возможно, через год он созреет и физически, и психологически и те же самые тесты дадут совсем иной результат, который порадует педагогов и родителей.

Софья Рогозинская

Перед тем, как принять малыша в первый класс, педагоги, а где-то и психолог, обычно общаются с ним и родителями, чтобы понять, готов ли ребёнок к обучению в школе. Рассказываем, как родителям самим определить степень готовности своего чада к первому классу.

1. Ребёнок способен к произвольной деятельности

Это значит, что он может в течение 30 минут спокойно сидеть и заниматься каким-то делом, не отвлекаясь на игры и другие посторонние занятия. То есть ребёнок уже может выполнять задания и удерживать себя на месте усилием воли. Произвольная деятельность - главное новообразование младшего школьного возраста. Во многом успешная адаптация к школе и хорошая успеваемость будут зависеть именно от того, сформировалось это качество или нет.

2. Малыш достаточно самостоятелен

Ваш ребёнок может сам одеваться, переодевать сменку, складывать вещи в портфель и вообще - оставаться на полдня без мамы и папы. Есть дети, которые прекрасно овладели навыками счёта и письма, но при этом ещё очень сильно зависят от родителей. Такие первоклашки могут плакать на уроках от того, что хотят к маме, и в целом переживать довольно сильный стресс от того, что им приходится в одиночестве находиться в кругу малознакомых людей. Тут уж не до учёбы и усвоения новых знаний. Поэтому готовьте ребёнка заранее: если он не ходит в садик, обязательно запишите его в различные кружки и секции, где малыш научится в течение какого-то времени обходиться без вас.

3. Он может выполнять инструкции и задания взрослого

В школе ребёнку необходимо делать именно то, что просит учитель. Причём речь идёт не только о каких-то письменных или устных заданиях, но и об обычном поведении. Распорядок дня, занятия на переменах, поведение в столовой или в продлёнке - всё регламентируется педагогом. Малыш должен уметь слушать постороннего взрослого и выполнять его задания, поручения и просьбы. Этот навык также формируется заранее в детском саду или на занятиях в различных секциях.


4. Малыш положительно настроен к школе

В идеале, конечно, мы предполагаем, что ребёнок должен хотеть идти в школу. Но бывает и так, что малыш не испытывает восторга от мысли о первом классе. В этом случае нужно настраивать своё чадо, разговаривать с ним, постараться выяснить, что именно его беспокоит и пугает. Родителям нужно приложить все усилия для того, чтобы ребёнок, по крайней мере, не был против похода в школу. Если малыш активно сопротивляется, имеет смысл сходить к детскому психологу, чтобы понять, в чём причина такого поведения, и оказать своевременную поддержку и помощь.

5. Ребёнок умеет общаться со сверстниками

Первокласснику предстоит познакомиться с новыми ребятами, и ему нужно будет выстраивать с ними отношения, находить друзей и учиться мирно общаться с теми, кто ему не слишком симпатичен. Всё это требует определённых коммуникативных навыков, которые малыши обретают раньше - на детской площадке, в садике или на занятиях для дошкольников.

Ребёнок должен уметь играть в команде, делиться игрушками или какими-то учебными предметами, не забывая при этом про свои права и границы. Нелёгкая, на первый взгляд задача - но если малыш достаточно общался с детьми в более раннем возрасте, проблем обычно не возникает. Если же сложности всё-таки появятся, мамам и папам нужно оперативно включиться в ситуацию и, возможно, привлечь школьного психолога - потому что от того, насколько комфортно будет чувствовать себе ребёнок в школьном коллективе, будет зависеть и его успех в учёбе.

6. У малыша хорошо развита память

Так как ребёнку в первом классе необходимо запоминать массу новой информации, неудивительно, что именно этому навыку уделяется такое внимание. Ещё до школы учите вместе с крохой стихи, пересказывайте сказки, играйте в игры на развитие памяти. Это поможет ему хорошо учиться!

7. У ребёнка хороший словарный запас

Большой словарный запас поможет ему понимать и легко усваивать информацию на уроках. Что нужно знать к первому классу? Названия цветов, времён года, природных явлений, названия разных животных и птиц, знать время суток (утро, вечер, день, ночь). Также нужно учить ребёнка обобщать и классифицировать, например: яблоко, груша, персик - фрукты, или транспорт - это поезд, автобус, машина. От частного — к общему, и от общего к частному.

8. Ребёнок знает, что его ждёт

Необходимо, чтобы дошкольник был хорошо осведомлён о том, что его ждет в школе. Чем он будет заниматься, какие правила в этом учреждении, как нужно себя вести и другие нюансы. То есть малыш должен хорошо представлять весь процесс, тогда уровень его готовности ко всем школьным мероприятиям будет выше, и кроха гораздо быстрее адаптируется к новым условиям (вспомните пословицу: «Предупреждён - значит вооружён»).

9. У крохи развита мелкая моторика

Это необходимо для того, чтобы ребёнок уверенно освоил навыки письма. Правильно ли ваш малыш держит карандаш или ручку? Умеет ли складывать пазлы, лепить из мелких деталей, собирать картинки из мозаики? А как будущий школьник справляется с ножницами, клеем и кисточкой? Если всё это получается без больших проблем - отлично!


Подготовка ребенка к школе начинается задолго до похода на рынок за школьным костюмом, ранцем и канцтоварами. Минимум за один год до первого класса, а может и намного раньше, необходимо шаг за шагом осваивать с малышом умения, которые пригодятся во время обучения.

Идеальный возраст для поступления в первый класс:

Согласно законодательству малыш поступает в первый класс после достижения им 6,5 лет. В этот период каждый месяц имеет огромное значение и влияние на психофизическое развитие ребенка. Современные программы 3-летнего обучения в начальном звене являются причинами перегрузки малышей. Поэтому появилась необходимость продлить начальное обучение детей до четырех лет. И здесь пришли к самому компромиссному решению: установить возрастом поступления в первый класс именно шесть с половиной лет. Право на образование – это право всех малышей в нашей стране, предусмотренное Конституцией. Государство обязано организовать их обучение независимо от состояния здоровья, уровня психического развития и степени готовности.  

Нетрадиционные ситуации:

Существуют малыши, которые по уровню развития значительно опережают свой паспортный возраст. Установить этот факт поможет психолог. В таком случае ваш малыш сможет поступить в первый класс немного ранее положенного возраста.
Но это вовсе не означает, что малыш не столкнется с трудностями. Родители также должны быть максимально готовыми к сложностям.
Бывают ситуации, когда родители целенаправленно имеют желание отдать своего кроху на обучение к определенному учителю. В этой ситуации малыш поступает в школу до исполнения шести лет. Но для этого необходимо получить одобрение и согласие учителя.
Иногда случается так, что ребенок общительный, самостоятельный, но уровень его здоровья очень низкий, а также имеются хронические патологии, которые значительно ограничивают возможности посещения школы. Тогда для вашего ребенка возможно обучение на дому. Кроме этого, родители имеют возможность обучать малыша дома самостоятельно с помощью экстерната.
Когда у вашего малыша имеются проблемы, связанные со слабым зрением, слухом, речью, если у него нарушена моторика, тогда необходимо обратиться за консультацией к специалистам. Они помогут правильно подобрать сроки поступления в школу и выбрать специальное учебное заведение.

Умный малыш: "пересиживать" в детском саду или идти в школу?:

Родители должны четко понимать, что сроки поступления в школу связаны не только с умственным развитием малыша. Очень часто случается так, что развитый не по возрасту ребенок, который великолепно и с энтузиазмом рисовал, учил стихи, читал, что-то сочинял, занимался математикой в детском саду, вдруг становится очень вялым, апатичным, капризным. Помните: это происходит из-за повышенных учебных нагрузок на еще физически и эмоционально не окрепший детский организм!
Особо сильный стресс испытывают первоклассники во время обучения письму. В наибольшей степени это затрагивает левшей, а также малышей с недостаточно развитой мелкой моторикой рук и гипертонусом мышц. Письмо - это очень тяжелый труд для маленького ученика, который отнимает огромное количество сил. У детей часто отмечается регресс в творчестве и способностях к рисованию.
Малышей, которые поступили в школу ранее установленного срока, в том числе и по причине высокого уровня умственного развития, ожидают достаточно серьезные трудности в математике. Но эти сложности проявляются не сразу, а начиная со второго года обучения. Там его ожидают задачи, решить которые малыш еще не готов из-за возрастных особенностей, они попросту окажутся для него очень сложными.

Как правило, разница в возрастах между первоклассниками устраняется только к окончанию первого года обучения. Но не слишком ли высокую цену заплатит ребенок?

Мнение специалистов однозначное: если малышу комфортно в детском дошкольном учреждении, а существует только проблема недогрузки, не торопитесь отдавать малыша в школу!

Грамотные родители без труда смогут подобрать, чем дополнительно занять малыша после детского сада: гуляйте, посещайте разнообразные кружки и секции. В настоящее время выбор настолько велик, что всегда есть возможность выбрать. Уясните себе, что сдавать ребенка в школу ранее положенного срока - это неправильное решение!
Родители достаточно часто путают главные понятия: развитый малыш и тот, который готов к школе.

Прислушайтесь к мнению психологов:

РАЗВИТЫЙ МАЛЫШ И ТОТ, КОТОРЫЙ ГОТОВ К ШКОЛЕ - ЭТО АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ!

Что такое готовность к школе?:

Готовность к школе – это не только совокупность знаний. Существует ряд особенностей малыша, которые могут легко прогнозировать успешность его обучения. Это такие важные качества личности, как умение общаться, выполнять инструкция взрослых, самоорганизация, умение сосредоточиться.
Готовность к школе - это очень обширное понятие, которое включает определенные психофизиологические состояния, навыки, умения, а также показатели здоровья малыша. Ускорять процесс готовности к школе нельзя, как и невозможно ускорить рост зубов или каких-либо органов. Но всегда можно и нужно помочь малышу "дозреть" до готовности к обучению в школе.

Готовность к школе и интеллект малыша:

Два таких понятия, как интеллектуальное (умственное) развитие и обученность многие путают. На самом деле в них имеются существенные отличия.
Обученность представляет собой навыки и умения малыша, такие как умение читать, считать и писать.
В более обширное понятие интеллектуального (умственного) развития входит весь умственный потенциал будущего первоклассника, а также его способности.
В чем же суть отличий в понятиях? Все дело в том, что хорошая обученность малыша создает достаточно временный видимый успех во время обучения в школе. Если вы по максимуму (и даже больше) сделали из своего ребенка высокообученного первоклассника, то ему очень быстро стане скучно в школе. Его резерв будет достаточно быстро истощаться.

Вот важный совет психологов: родители должны в процессе подготовки ребенка к школе уделить максимальное внимание не обучению так называемым "учебным" умениям (чтение, письмо, счет), а развитию психических процессов, которые будут обеспечивать дальнейшую успешную и быструю обучаемость!

К этим важнейшим психическим процессам относятся такие:
Внимание;
Память;
Мышление;
Речь;
Мелкая моторика рук;
Социальные навыки.

Школа по своей сути - это не сугубо место, где учат, а это целая огромная система дисциплины и социализации, которую обязательно должен пройти ребенок для нормального развития в первую очередь личности. Вся система школьного обучения построена на принуждениях. Все уроки проходят под лозунгом: "Ты должен!". Поэтому, отправляясь в школу, ребенок обязательно уже должен принимать и понимать определенные ограничения как со стороны учителя, так и уметь ограничивать свои желания самостоятельно.

На момент поступления малыша в первый класс очень важно, чтобы у него были развиты все навыки самостоятельности. Даже если ваше ребенок умеет читать, но не в состоянии нормально самостоятельно одеться, то обучение в школе обязательно будет сопровождаться большим количеством трудностей.
Приучайте малыша пользоваться общественным туалетом. Это очень распространенная проблема первоклассников. Кстати, такие навыки являются неотъемлемой частью понятия готовности малыша к школе!

Школьная зрелость - очень важное понятие:

Это понятие, о котором не знают многие родители. Но понимание его сути позволит глубже понять смысл правильной подготовки малыша к обучению в школе и грамотно подойти к решению этого вопроса.

Выделяют три направления школьной зрелости:

Интеллектуальная зрелость. Она включает в себя способности малыша проанализировать, запомнить и воспроизвести определенный образец, а также важную способность быть предельно внимательным;
- Эмоциональная зрелость. Это способность будущего школьника к саморегуляции и умению доводить начатое дело до конца;
- Социальная зрелость. Это важнейшие коммуникативные навыки, умение и желание общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Также сюда относят способность выполнять требования и правила, установленные для школьников (неумение выполнять эти установки - очень частая проблема у первоклассников!).

К школьному возрасту ребенок должен обладать определенным багажом знаний и навыков, а также быть готовым усваивать новый и достаточно сложный учебный материал.                 

Признаки готовности к школе:

На самом деле любой малыш готов к обучению, но дело в том, что современная школа предъявляет ряд особых требований. Поэтому необходимо знать и говорить о том, что имеются определенные признаки, по которым можно определить, готов ли малыш к обучению в школе. К ним относятся следующие:

1. Физическая подготовка к обучению в школе. Это комплекс определенных физических навыков, выносливости. Чтобы определить уровень вашего малыша по этому критерию обязательно проконсультируйтесь с педиатром и при необходимости с узкими специалистами;

2. Социальная готовность. В пользу этого фактора говорит то, что ваш ребенок активно проводит время со сверстниками, задает много вопросов, интересуется окружающим его миром и всем, что происходит вокруг. Если малыш раскрепощенный, не замкнутый, жизнерадостный - можно не волноваться! Но значительно усложнит обучение в школе скрытность, боязливость, замкнутость, пассивность и равнодушное отношение к окружающему миру. Устранить это можно усилиями родителей и психологов. Но начинать следует как можно раньше;

3. Интеллектуальная готовность. Это достаточный уровень развития мышления, внимания, речи, памяти, абстрактного мышления и фантазии ребенка;

4. Мотивационная готовность. Это и есть то самое желание учиться! Без него никак! Это движущая сила, которая позволяет ребенку быстро освоиться в школе и начать активно впитывать много новой информации. Очень часто здесь взрослые допускают грубейшую ошибку, бросая грубые и скептические реплики в адрес школы, учителя или детского коллектива. Также никогда не пугайте малыша школой! Настрой - только положительный. Школа у вашего ребенка будет только самая лучшая. А учитель - это человек от самого Бога. И никак иначе.

Если у вашего малыша нормальное физическое развитие, тогда он не имеет никаких противопоказаний для обучения в обычной общеобразовательной школе. Здесь допустимы только особые рекомендации психолога или будущего учителя.
Немного иначе дело обстоит при поступлении ребенка в специализированную школу, лицей, гимназию или профильное учреждение. Чтобы иметь возможность там учиться у малыша должны иметься определенные способности. По этой причине в таких учебных заведениях происходит отбор. И одного желания родителей или ребенка будет недостаточно.

Пускай процесс поступления в школу будет взвешенным и грамотным!


Традиционно под психологической готовностью к школьному обучению понимается уровень психического развития ребёнка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников .

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребёнка.

Социально-психологическая готовность – наличие у ребенка навыков социального общения , умений устанавливать взаимоотношения с другими детьми, умения войти в детское общество, уступать и защищаться. Ребенок должен уметь согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения.

Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуни­кативные черты характера ребенка , в частности его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и др.

Для ребенка, посту­пающего в школу, важно отношение к учителю , сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться та­кая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.

Классно-урочная система обучения предполагает не только осо­бые отношения ребенка с учителем, но и специфические отноше­ния с другими детьми . Учебная деятельность по сути своей - деятельность коллективная. Личностная готовность детей к обучению предполагает наличие у ребенка выраженного интереса к учению , к приобретению знаний, умений и навыков, к по­лучению новой информации об окружающем мире. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешними атрибутами, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Адекватное отношение ребенка к своим способностям, резуль­татам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития са­мосознания. Самооценка школьника должна быть адекватной и дифференцированной . Формирование предпосылок учебной деятельности, когда ребенок принимает учебную задачу, понимает ее условность и условность правил, по которым она решается; регулирует собственную деятельность на основе самоконтроля и самооценки; осознает способы выполнения задания и проявляет умение учиться у взрослого. Для того чтобы научиться решать учебные задачи, ребенок должен обращать внимание на способы выполнения действий. Он должен понимать, что приобретает знания для использования в будущей деятельности, «впрок».

Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует иметь в виду потребность в достижении успехов , соответст­вующие самооценку и уровень притязаний . Потребность достижения успехов у ребенка должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как мож­но меньше тревожности . Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возмож­ностям, имеющимся у ребенка.

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции . Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. Внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность.

Становление внутренней позиции школьника проходит в два этапа.

На первом появляется положительное отношение к школе, но ориентация на содержательные моменты школьно-учебной деятельности отсутствует.

А на следующем этапе возникает ориентация на социальные, хотя и не учебные аспекты деятельности. Условия школьного обучения требуют от ребенка определенного уровня произвольности действий , умения организовать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого.

Волевая готовность волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков , на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника . Развитие воли в этом возрасте тесно связано с соподчинением мотивов .

Интеллектуальная готовность – наличие у ребенка кругозора , запаса конкретных знаний , необходимого уровня развития познавательных процессов . Интеллектуальная готовность предполагает также соот­ветствующее речевое развитие , формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности , в частности, умение выделить учебную задачу.

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, ос­мысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью.

Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффек­тивными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. При поступлении в школу мышление должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.

Речевая готовность детей к обучению проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпо­сылки к усвоению письма . Способности детей не обязательно должны быть сформирован­ными к началу обучения в школе, они продолжают активно развиваться в про­цессе учения. Существенным фактором является наличие необходимых задатков к развитию нужных способностей. Однако есть один вид способностей, от которых прямо зависит учение и на развитие которых следует обратить особое внимание в дошкольном возрасте. Это - двигательные способности. Психологическая готовность к школе – целостное образование. Психологическая готовность к обучению в школе:

Новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

В познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

В личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

В сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.