Демьян бедный фамилия. Даты из биографии Демьяна Бедного

Псевдоним пролетарского поэта Ефима Алексеевича Придворова.

Д. Б. родился в 1883 в деревне Губовке Александрийского у. Херсонской губ., в крестьянской семье (из военнопоселенцев), до 7 лет жил в Елизаветграде у отца (сторожа церкви духовного училища), потом до 13 лет у матери в деревне, в обстановке ужасающей нужды, разврата и зверства.

Эти тяжелые годы дали Д. Б. хорошее знакомство с жизнью деревни, особенно с ее теневыми сторонами.

Когда Д. Б. было 14 лет, отец определил его на казенный счет в закрытую военно-фельдшерскую школу. Здесь мальчик пристрастился к чтению: познакомился с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, Никитиным.

Здесь же имели место первые литературные опыты Д. Б. (сатирические стихи на школьные темы). По окончании школы Д. Б. отбыл воинскую повинность, затем выдержал экзамен на аттестат зрелости и в 1904 поступил в Петербургский университет.

Школа и солдатчина воспитали Д. Б. в строго-монархическом, национальном и религиозном духе. Студенческие волнения и события первой революции ошеломили Д. Б., но лишь с началом реакции он понемногу начинает разбираться в происходящем вокруг и проникается революционным настроением.

Д. Б. сблизился с поэтом П. Ф. Якубовичем и через него с редакционной группой журнала "Русское Богатство", т. е. с революционно-демократическими и народническими кругами.

Б январе 1909 Д. Б. дебютировал в "Русском Богатстве" стихотворением за подписью Е. Придворова.

В декабре 1910, с основанием легальной большевистской газеты "Звезда", Д. Б. стал сотрудничать в ней - сперва под своей фамилией, а затем под псевдонимом Демьяна Бедного, сблизился с большевистским авангардом рабочего движения и вступил в большевистскую партию.

В 1912 он участвовал в основании газеты "Правда" и деятельно сотрудничал в ней, причем привлек сочувственное внимание В. И. Ленина.

В 1913 Д. Б. был арестован.

В годы империалистской войны Д. Б. был мобилизован и попал на фронт. Изредка его вещи появлялись в журн. "Современный Мир" и в разных провинциальных изданиях.

После Февральской революции Д. Б. сотрудничает в "Правде" и др. большевистских газетах.

После Октябрьской Революции посещает все фронты гражданском войны, выступает на фабриках и заводах.

В апреле 1923 Реввоенсовет Республики и ВЦИК наградили Д. Б. за его революционно-боевые заслуги орденом Красного Знамени.

С января 1925 состоит членом правления Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). Идеология Д. Б. - идеология крестьянина, перешедшего на точку зрения пролетариата.

Стихи Д. Б. периода "Русского Богатства" по содержанию и форме - обычные для того времени революционно-демократические стихи. Но участие в большевистской печати, воздействие партийных кругов и рабочего движения превратили Д. Б. в "большевика поэтического рода оружия" (Троцкий), в пионера пролетарской поэзии.

Тематика Д. Б. охватывает все стороны революционной борьбы пролетариата и крестьянства за последние 15 лет. Необычайное умение быстро и сильно реагировать на общественные события придало произведениям Д. Б. Значение своеобразной художественной летописи революции.

Дореволюционные стихи Д. Б. говорят о забастовках, борьбе за рабочую прессу, о событиях думской жизни, быте и нравах предпринимателей, борьбе классов в деревне и т. д. В период Временного правительства Д. Б. борется с оборончеством, разоблачает войну, пропагандирует власть советов.

Красная армия находит в Д. Б. своего художника-агитатора.

Он откликался боевыми призывами на все крупные фронтовые события, бичевал дезертиров и трусов, обращался "к обманутым братьям в белогвардейские окопы". Одновременно Б. отмечал недостатки советского строительства.

Особое место в его творчестве занимает тема: колебания крестьянства в революции (поэмы "Красноармейцы", "Мужики", "Царь Андрон" и др.). Весьма обширно антирелигиозное творчество Д. Б.: в большинстве произведений этого цикла автор говорит об обмане и лицемерии духовенства ("Отцы духовные, их помыслы греховные"), в поэме же "Новый завет без изъяна" Д. Б. идет дальше и путем пародирования евангелия разоблачает его внутренние противоречия Нэп вызвал Д. Б. на борьбу как с паническим неприятием нэпа, так и с капитуляцией перед новой буржуазией.

Многочисленны у Д. Б. также отклики на события внутрипартийной жизни (партдискуссии и т. д.). Жанры, которыми пользуется Д. Б., крайне разнообразны.

Преобладают чисто-агитационные стихотворения, часто переходящие в патетическую лирику ("В огненном кольце" и др.). Реже встречается лирика интимная ("Печаль", "Снежинки"), тоже социально направленная.

Прибегает Д. Б. и к эпосу: хронике ("Про землю, про волю, про рабочую долю"), абстрактному сюжетному эпосу ("Главная улица") и конкретному сюжетному эпосу ("О Митьке бегунце и об его конце", "Клятва Зайнет" и др.). Особенно часто Д. Б. пользуется жанрами фольклора: песней, частушкой, былиной, сказкой, сказом.

В эпоху "Звезды" и "Правды" и империалистской войны основным жанром Д. Б. стала басня, превращенная им в острое орудие политической борьбы (кроме оригинальных басен, Д. Б. принадлежит перевод басен Эзопа). Разнообразию жанров соответствует и разнообразие стилистических приемов: Д. Б. пользуется и классическими метрами, и свободным стихом, и приемами фольклора.

Характерно для него снижение сюжета и стиля, - прием, тесно связанный с ориентацией на широкую массовую аудиторию.

Д. Б. любит пародировать "высокий стиль" (следует отметить бытовую трактовку евангелия в "Новом завете"). Основной источник технических новшеств стиха Д. Б. - фольклор, образы и ритмы пословиц, прибауток, частушек и т. д. Популярность Д. Б. чрезвычайно велика: его произведения разошлись в миллионах экземпляров и имели широкий и действенный отклик в массах.

По данным красноармейских библиотек.

Д. Б. самый читаемый автор. Некоторые стихи Д. Б. стали популярными народными песнями ("Проводы" и др.). Несмотря на сочувственные отзывы печати о первых произведениях Д. Б., официальная критика после революции лишь поздно обратилась к изучению его творчества.

Начало серьезной критической литературе о Д. Б. положено лишь в 20-х гг. К. Радеком (1921) и Л. Сосновским (1923). Отдельные произведения Д. Б. неоднократно издавались брошюрами и книжками.

В 1923 изд-во "Крокодил" выпустило "Собрание сочинений" Д.Б. в одном томе, со статьями К. Еремеева и Л. Войтоловского.

ГИЗ выпускает "Собрание сочинений" Д.Б. в 10 томах, под редакцией и с примечаниями Л. Сосновского и Г. Лелевича.

Изд-ом Народов СССР выпущена книжка избранных стихотворений Д. Б. на нем. яз. в переводе И. Русса. Укр. изд. "Книгоспiлка" выпустило "Новый завет без изъяна" в переводе О. Вараввы.

Биографические сведения имеются в брошюре Л. Войтоловского "Демьян Бедный", М., 1925, и в статье К. Еремеева (в однотомном собрании сочинений).

Лит. Критическая литература о Д. Б. обширна.

Кроме упомянутой брошюры Л. Войтоловского, см. Фатов, Н., Демьян Бедный, М., 1922 (2-е дополн. изд., М., 1926); Ефремин, А., Демьян Бедный в школе, М., 1926; Медведев, П., Демьян Бедный, Л., 1925; см. также статьи: Л. Троцкого в книге "Литература и революция", М., 1923; П. Когана в книге "Литература этих лет", Иваново-Вознесенск, 1924; А. Воронского в книге "Литературные типы", М., 1925; Л. Сосновского в журн. "На посту", № 1, 1923; Г. Лелевича в журн. "Молодая Гвардия", № 9, 1925. Библиография в книге И. Владиславлева "Русские писатели", Л., 1924, стр. 346-347, и в указателе В. Львова-Рогачевского и Р. Мандельштам, "Рабоче-крестьянские писатели", Л., 1926, стр. 13-14. Г. Лелевич.

Бедный, Демьян - псевдоним современного поэта Ефима Алексеевича Придворова.

Род. в семье крестьянина Херсонской губ., служившего в Елизаветграде церковным сторожем.

Свое детство Б. яркими красками описал в автобиографии: "Жили мы вдвоем в подвальной каморке на десятирублевое отцовское жалованье.

Мать с нами жила редкими временами, и чем эти времена случались реже, тем это для меня было приятнее, потому что обращение со мной со стороны матери было на редкость зверское.

С семи лет и до тринадцати мне пришлось вытерпеть каторжную совместную жизнь с матерью в деревне у деда Софрона, удивительно душевного старика, любившего и жалевшего меня очень. Что касается матери, то если я остался жильцом на этом свете, она менее всего в этом повинна.

Держала она меня в черном теле и била смертным боем. Под конец я стал помышлять о бегстве из дому и упивался церковно-монашеской книгой "Путь ко спасению"". Тринадцати лет Б. был отдан в киевскую военно-фельдшерскую школу. Двадцати одного года поступил на историко-филологический факультет петербургского университета. "После четырех лет новой жизни, новых встреч и новых впечатлений, после ошеломительной для меня революции 1905-1906 и еще более ошеломительной реакции последующих лет я растерял все, на чем зиждилось мое обывательски благонамеренное настроение.

В 1909 я стал печататься в Короленковском "Русском богатстве" и очень близко сошелся с известным поэтом-народовольцем П. Ф. Якубовичем-Мельшиным... Дав уже раньше значительный уклон в сторону марксизма, в 1911 я стал печататься в большевистской - славной памяти - "Звезде". Мои перепутья сходились к одной дороге.

Идейная сумятица кончалась... С 1912 жизнь моя - как струнка... То, что не связано непосредственно с моей агитационно-литературной работой, не имеет особого интереса и значения", впервые выступил 7/20 мая 1911 на страницах "Звезды". Начав в следующем году свое сотрудничество в "Современном мире" (см.), Бедный превращается в присяжного фельетониста большевистской прессы.

Огромное большинство его произведений впервые появляется на страницах "Звезды", "Правды", "Бедноты", "Известий ВЦИКа". В 1913 выпускается первый сборник его "Басен". Эпоха гражданских войн 1918-1920 создала исключительную популярность Б. в широких массах рабочих и беднейшего крестьянства.

В особенности большим успехом пользовалось его творчество в Красной армии. Неутомимый агитатор, "доблестный кавалерист слова", Б. в 1923 был награжден орденом Красного знамени.

В своей сопроводительной грамоте Президиум ВЦИКа отметил "особо выдающиеся и исключительные заслуги" Б., произведения которого, "простые и понятные каждому, а потому и необыкновенно сильные, - зажигали революционным огнем сердца трудящихся и укрепляли бодрость духа в труднейшие минуты борьбы". На какой социальной основе выросло творчество Б., иначе говоря, каков классовый генезис его поэзии? Такой базой необходимо считать крестьянство.

В этом нас убеждают не столько факты его биографии (сами по себе достаточно красноречивые), сколько вся устремленность его творчества раннего периода.

Своими темами, образами, выразительными и изобразительными средствами поэтической речи молодой поэт тесно связан с деревней, с бытом и мироощущением великорусского крестьянства.

Это определение нуждается конечно в немедленном социологическом уточнении.

Такие поэты, как Клюев (см.) или Клычков (см.), с большой художественной силой закрепили в своем творчестве строй переживаний зажиточной, крестьянской верхушки.

Б. представляет диаметрально противоположную группу крестьянства - недостаточного, беднейшего, пролетаризующегося.

Центральным образом ранних произведений Б. следует считать батрака, энергично борющегося с кулацким засильем. "Строчит урядник донесение: " - Так что Нееловских селян, ваш-бродь, на сходе в воскресенье мутил Демьян..."" ("О Демьяне Бедном - мужике вредном", 1909). Путь демьяновского революционера обычен: "хватание за букварь, а после за листовки, тюремный курс за забастовки". Но примечательно, что этот "Товарищ Борода" - по своему происхождению - мужик, "взрощенный деревенским полем, обкочевавший все большие города", что в прошлом у него "десятки лет батрацкого скитания по экономиям помещиков былых". Поэт неоднократно разрабатывает образ молодого крестьянина, ушедшего в город, поступившего там на фабрику, участвовавшего в рабочем движении и возвратившегося в деревню для новой и упорной борьбы.

Персонаж этот проходит через все творчество Б., найдя себе законченное выражение в поэме "Мужики" . Петр Костров вернулся из Питера в родную деревню, "перешел, забыв завод, на крестьянский обиход". Завод не забыт им, разумеется: уроки пролетарской борьбы запомнились Петру навсегда, но это оружие Костров применяет в родной ему обстановке против "богатеев", сбивающих с толку деревенский люд. Тематика молодого Демьяна отражает в себе психологические настроения этих бедняцких слоев дореволюционной деревни.

Сатирический показ сельских "мироедов" (старшина, урядник, лавочник, вообще кулак, помещик и поп), непримиримая рознь между ними и эксплуатируемым "народом", темнота деревни, ее материальная бедность и социальная приниженность - все эти мотивы с неоспоримостью устанавливают батрацкий генезис демьяновской поэзии.

Пред нами - художник "деревенского пролетариата, и если Петр Костров воплощает в себе черты сельского революционера, борющегося тем оружием, владеть которым его научил фабричный город, то не менее аллегоричен и другой герой Б. - деревенский дед, одетый в худые лохмотья - "в промокших дырявых онучах". Этот странник попадает в Пугачевский комитет бедноты: "Над крышею крайней избушки кумачный полощется флаг". В комитете деда одевают в то, что еще вчера было отобрано у деревенских "живоглотов". "Надевши тулуп без заплатки, вздохнул прослезившийся дед: - "До этого места, ребятки, я шел ровно семьдесят лет"". То, что Б. вошел в сознание читателей как рабочий поэт, ни в коей мере не противоречит всему сказанному выше. Б. свободно перебрасывается в своем творчестве к рабочим мотивам и тем не менее остается поэтом деревенской бедноты.

Батрак, выходящий на арену широкой социальной борьбы, воспринимает идеологию рабочего, за которым все же остается политическое руководство.

Нужно учесть также и то, что рабочий класс неослабно пополнял свои кадры именно в эти годы и именно из этого необъятного резервуара деревенского батрачества (1912-1914 - эпоха наивысшего расцвета русского капитализма).

Выросшее на батрацком корню творчество Б. впитало в себя затем "конгениальные" рабочие мотивы; это было предопределено всей ориентацией передовых слоев его классовой группы.

Характерно, что в песне деда Софрона: "Как я гряну во все сорок сороков, да сороков, как я крикну на Москве всех батраков, всех батраков" - мотивам рабочей революции придаются черты батрацкого восстания.

С годами диапазон творчества Б. расширился, но батрацкая подоснова его стиля осталась неизменной.

Это признал и сам поэт. Избрав себе на заре творчества псевдоним "Демьяна Бедного - мужика вредного", он неоднократно подчеркивал свою органическую связь с деревенским пролетариатом: "Мне родня всесоветская, мужики...", "Нету, братцы, у меня такого дня, чтоб я не думал о крестьянах...", "В печальных странствиях, в блужданиях по свету я сохранил себя природным мужиком...", "Вам, кровным братьям мужикам, для глаз - далеким, сердцу - близким, вам, горемыкам-беднякам, я поклонюсь поклоном низким.

Вот, братцы, я, каков уж есть - мужик и сверху и с изнанки" (повесть "Красноармейцы") и т. д. В этих признаниях - глубокая социологическая правда.

В литературу Б. пришел из деревни, и те батрацкие настроения, которыми наделила его классовая группа, определили собой его литературный стиль. Свой путь Б. начинает с гражданской поэзии.

Первые опыты отмечены явными подражаниями Некрасову и Якубовичу (см.). Но скоро поэт находит себя. От пессимистических самообличений он обращается к сатире.

Объектами ее служат душители рабочей печати ("Звезда"), разные оттенки соглашательского меньшевизма ("Муха"), либерализм ("Кукушка"), третьеиюньская дума ("Притон"), черносотенство ("Союзники") и пр. Но основной и характернейшей темой этого периода является классовая борьба в деревне.

Перед читателем проходят эксплуататоры всех видов и мастей, данные в намеренно примитивном и обнаженном раккурсе.

Тут и помещик-"народник", ищущий популярности у мужиков, но морщащийся, когда те заводят разговор о "землице". Тут и лавочник Мокей, который, пожертвовав на погоревших 50 рублей, стал затем чинить в своей лавке "дневной грабеж" ("Мокеев дар"). Тут и Сысой Сысоич, "туз-лабазник", который "боялся упустить из рук барыш большой, перед иконою престольной в светлый праздник скорбел душой" ("В церкви"). Им противостоит эксплуатируемая деревенская голытьба.

Стражник Фаддей провоцирует поджог. "В огне погибли все достатки несчастных батраков", и в довершение всего их же обвинили в поджоге и "упекли в тюрьму". Но рисуя угнетенных, Б. с особенным вниманием и сочувствием останавливается на протестантах, бунтарях.

Таков бедняк Фока: "Аль наша память коротка? Аль мужики от бар когда добро видали? Проваливай отсель, собачий сын, пока тебе бока не обломали". Поэт констатирует усиление в деревне именно тех форм классовой борьбы, которыми так богат капиталистический город. "Над мужиком, над Еремеем, в деревне первым богатеем, стряслась беда: батрак от рук отбился, батрак Фома, кем Еремей всегда хвалился" ("Хозяин и батрак"). Жанры этого периода - сказка, фельетон и эпиграмма, а чаще всего - басня (см.). Поэт пользуется этой сатирической формой, предоставляющей удобные возможности для замаскированного обличения.

За Еремеем или Фокой цензору не видно представляемых ими классов; с другой стороны, непременный довесок басни - ее "мораль" - дает возможность настроить читательское восприятие в нужном направлении, подсказать ему разгадку авторской аллегории.

Как и все мастера басни, Б. охотно прибегал к использованию звериных личин. В хищном обжоре-кроте нетрудно было угадать кулака, образы мухи и паука были достаточно ясны по своей классовой принадлежности.

Продолжая щедринское противопоставление щук - ершам, Бедный восклицал в конце басни: "У щуки сила есть (к чему самообман?). Опомнившись, она затеет новый план. Ерши, вам надо ждать великой передряги, Объединяйтеся, миляги". Восприняв этот жанр от Крылова (см.), Б. насыщает его той революционной тематикой, к-рая отсутствовала у его предшественника.

Мораль Крыловских басен, даже в наиболее обличительных местах, откровенно буржуазна; басни Б. служат делу социальной революции. "Жил-был на свете клоп. И жил мужик Панкрат.

Вот как-то довелось им встретиться случайно.

Клоп рад был встрече чрезвычайно.

Панкрат не слишком рад... Взобравшись ловко по обоям к Панкрату на рукав, клоп этаким героем уселся на руку и шарит хоботком.

От злости наш Панкрат позеленел весь даже: "Ах, чорт, и ты туда же, кормиться мужиком". И со всего размаху хлоп дядя по клопу свободною рукой" (басня "Клоп"). Аллегория ясна; но учитывая, что неискушенный читатель может не понять ее, Б. спешит поставить все точки над і: "Сижу, ужасною догадкой потрясенный: ну что, как этот клоп казенный?" Октябрьская революция ставит предел дальнейшему развитию демьяновской басни. Этот иносказательный жанр теряет свои права на существование в эпоху обостреннейших гражданских войн. Центр тяжести поэзии Б. перемещается на открытую, недвусмысленную сатиру.

Свое внимание Демьян Бедный отдает "Денике-воину", "Кулаку Кулаковичу", "Иуденичу", "купцу Шкуродерову и орловскому помещику Зубодробилову". Однако объектом ее становится не только белогвардейщина, хотя в этой области Б. создает ряд любопытных произведений (особенно удачен пародийный "Манифест барона Врангеля"). Внимание поэта привлекают: эмигранты, рыцари "ера" и "яти" (цикл "Выметенный сор"), западноевропейские социалисты (цикл "О пресмыкающихся"), объединившиеся против советской страны империалисты ("Грабьинтерн"). Но всего шире распространяется антирелигиозная сатира.

Ранние басни почти обходили церковь: их не пропустила бы цензура.

С 1918 Б. отдает этому жанру все свое внимание.

Осмеянию подвергаются сначала корыстные и сластолюбивые служители культа (одну из наиболее характерных сатир "Пауки и мухи" читатель найдет на стр. 50 этого тома в статье "Агитационная литератуpa"). Приблизительно с 1920, когда стихают военные бури, Б. переходит к планомерной атаке самой религии.

Отметим здесь особенно "Землю обетованную" (март 1920), в которой традиционный эпизод исхода евреев из Египта передается в плане снижения стиля и пародийной "руссификации" фабулы. "Расскажу я по-своему всей Рассее об Аароне и Моисее.

Вот были мужики: настоящие большевики". Б. применяет приемы травестирования (см.): за еврейской оболочкой скрывается русская действительность.

В поэме действуют иудейские меньшевики и эсеры, Елдад и Модад, анархисты, спекулянты на манной крупе ("манне небесной"), жандармы и даже бронированные колесницы! Все это введено в рассказ не только в сатирических, но и в дидактических целях. "Но из библии все ж почерпнем мы урок: пусть былые ошибки послужат нам впрок". "Если дрогнете вы, как евреи когда-то, слабость духа в беде обнаруживши ту же, ваш конец будет многим похуже". В "Новом завете без изъяна евангелиста Демьяна", написанном позднее , Б. пытался, точно придерживаясь канонических текстов Евангелия, "показать, что Иисус выглядит совсем иначе, чем принято изображать... Для большей жизненной убедительности я привлек к делу многочисленных русских христов и христоносиц". Здесь, как и в "Земле обетованной", поэт снижает и пародирует высокий евангельский стиль: "Иоанн Предтеча" у него превращается в "Ивана Захарьича Иорданского", "Осип" ведет "Марью" в Вифлеем "на регистрацию" и т. д. Пародируются не только евангельские образы, но и выспренняя лексика: "Аще кто ударит тебя по ланите, то бишь на нынешнем языке звезданет тебя по щеке...". В развитии антирелигиозной пропаганды эти демьяновские поэмы сыграли безусловно весьма значительную роль. Следующим объектом его сатиры той поры является деревня.

Поэт изображает уцелевшие в ней враждебные революции силы. "У кулака под вечер гости, попа расперло от ухи... - Отец, еще по рюмке, что ли? Кумышка ж право не плоха, - за гибель всей батрацкой голи! их-хи-хи-хи, ах-ха-ха-ха!" В целом ряде произведений Б. разрабатывает одну и ту же сюжетную схему: деревня недовольна советской властью, но вот приходят белые, вводят там царские порядки, и крестьяне с восторгом встречают возвращающуюся Красную армию. Так построены: "Генерал Шкура", "Беседа дяди Софрона", горькая дезертирская повесть "О Митьке-бегунце и об его конце" и в особенности "апокалиптическая поэма" "Царь Андрон". Как ни широко раскидывается в эту пору сатира Б., ею не исчерпывается его творчество.

Гражданская война, борьба с белогвардейщиной требовала от революции предельной мобилизации ее моральных и физических ресурсов.

От поэта, желавшего ускорить эти процессы, требовалось не только яростное отрицание отживающих форм жизни, но и глубокий революционный пафос. Что Б. вступил на этот путь, достаточно красноречиво свидетельствуют заголовки его стихотворений: "Обманутым братьям в белогвардейские окопы", "Пора", "Защищайте Советы", "Ура, добьем Юденича", "На защиту Красного Питера" и т. д. Пафос этот облекается в различные поэтические формы. На первом плане высокая лирика: "Враг опьянен безумною отвагой, Идет к концу неразрешенный спор, В последний раз с дворянской тонкой шпагой Скрестили мы наш боевой топор. Пронзит ли враг нам сердце острой сталью, Иль голова слетит с дворянских плеч? От братских сил отрезаны мы далью, А у врага нет сил для новых сеч. В отчаянье он все на карту ставит, Ему назад дорога отнята.

Вперед, бойцы, и пусть змею раздавит Железная рабочая пята!" ("Набат", 1919) С подобной агитацией поэт обращается к крестьянам: от того, с кем пойдут они, зависит исход революции и будущее деревенского "пахаря". "Убогие пахари, Фролы, Афоньки, вставайте! Решается ваша судьба: казацкие кони, казацкие кони крестьянские топчут хлеба" ("За волю и хлеб", 1919). И когда приходит наконец победа, поэт приветствует "советского часового", - крестьянина, стоящего на страже наших границ. "Герой, принесший гибель змею, твоих имен не перечесть.

Тебе, - Вавиле, Фалалею, Кузьме, Семену, Еремею, слагаю стих я, как умею, и отдаю по форме честь". Жанры эпохи гражданской войны необычайно разнородны.

Здесь мы встречаем и патетическое воззвание, и примитивную, намеренно грубую "агитку". Марши и песни уживаются бок-о-бок с язвительными эпиграммами.

Патетическая лирика неотрывна от сатирического эпоса. Все эти формы Б. проникнуты единым и целостным устремлением.

Разнообразие жанров обозначает лишь различие установок, многосложность заданий, стоявших перед поэтом восставшей и борющейся за свое существование революционной страны.

Окончание гражданской войны определяет наступление нового, третьего по счету, периода в творчестве Б., периода, который продолжается до наших дней. Изменившаяся обстановка требует новых тем. Строки демьяновских сатир посвящены возникновению и развитию нэпа ("Эп", "В Спекуляндии"). На политической арене - новый враг - нэпман, расходящийся с партией только... в земельной программе: "вы в землю бы меня охотно закопали, а я бы вас!" ("Пустяки разница"). Особо заслуживает здесь быть отмеченной мастерская поэма "Непград", написанная в форме дантовских терцин.

Начинается стремительное развитие фельетона (см.), малой формы, отличительной чертой которой надо считать ее злободневность.

Б. откликается на все события дня, к какой бы области они ни принадлежали.

Он пишет фельетоны о мостовых без снега, о будильниках, вызванивающих царские гимны, о собачьей выставке, о хулиганстве, о фабричных прогулах и о "головешках", "дымящихся" во время партийных дискуссий.

Окончив работу над большими полотнами гражданской войны, Б. принимается за каждодневное, будничное производство фельетонов, которые по необходимости должны стать экспромтами. "Пригоняю к строчке строчку, чтоб вышло вовремя и в точку. Наше время стремительно! - На призыв "будь готов" умей отзываться незамедлительно: "всегда готов "" ("Олимпа нет", "О литературном ремесле"). Не следует думать однако, что фельетоны этого периода исключительно сатирические.

В них часто вспыхивает прежний пафос. Говорит ли поэт о прекращении ввоза иностранного угля, напоминает ли о появившейся в Балтике английской эскадре, о том, что у нас "за каждым плугом и станком стоит советский военком", приветствует ли юбиляров, скорбит ли о смерти революционного деятеля - этот демьяновский пафос присутствует всегда.

Особое место здесь по-прежнему занимает деревня.

В лубочной поэме "Шефы" (надписи к юбилейному плакату) изображены старые знакомые - деревенские поп и кулак в новой обстановке, отступающими и деморализованными.

В поэме "Куриный брод" повествуется о том, как комсомольцы (им посвящена поэма) кладут конец взаимной вражде двух соседних деревень.

Необходимо остановиться здесь на двух формах: эпиграмме и раешнике (см.), столь характерных для этого периода.

Эпиграммам Б. присуща не только их обычная сжатость и острота, но и неожиданная смена интонаций.

Таковы напр. эпиграмма на "хлюста по женской части" - Чемберлена или на Керзона, поносящего Коминтерн: "У буржуазии, на вид такой победной, Есть очень грозный супостат.

Так хмурый лорд Керзон дал лестный аттестат Организации зловредной.

Вреди, голубушка, вреди! Работы много впереди!" Не менее любопытен его раешник - рифмованный стих, свободный в числе слогов, количество которых меняется от пятнадцати до одного.

Этой формой написано большинство фельетонов Б., в частности все дипломатические послания "Наркомнеудела". Раешник отвечает содержанию фельетона, облегчает разговорный яз. автора.

В эту достаточно свободную форму Б. в изобилии вбрасывает прозаические цитаты - протоколы, сообщения газет, цитаты из старых, сто лет тому назад изданных книг и пр. Иногда цитата является эпиграфом фельетона, и тогда самый раешник развертывает намеченную в ней схему. Но чаще она вводится в самый текст, который приобретает внешнюю растрепанность.

По сути дела здесь та же смена интонаций, что и в эпиграмме, но гораздо более усложненная.

Фельетон, построенный по этому принципу, приобретает все черты "разговора", как бы он ни был велик размером.

Мы восстановили главные вехи, по которым развивалась поэзия Б. Этапы ее эволюции неотрывны от русского революционного движения.

В дооктябрьскую пору господствует басня, в эпоху гражданской войны она уступает место сатирической поэме и патетической лирике.

Последний период творчества отмечен расцветом фельетона.

Смена жанров обусловлена своеобразием тех заданий, которые последовательно ставила перед Б. действительность, и, обратно, по эволюции его творчества можно восстановить динамику последнего двадцатилетия.

В своей работе поэт использовал разнообразные формы классической поэзии.

Здесь он снял обильную жатву с тем, чтобы употребить ее для новых социальных целей. Сатирический лубок Б. в основе своей имеет форму исторической песни и былины (см.). "Выезжали три богатыря могучие, Вудро Вильсон, чудо заморское, Клемансо, парижский банкирский прихвостень и Ллойд-Джордж, приказчик купеческий". Но сюжетная схема былины преодолена: богатырей побеждает неведомая сила: "Исполать тебе, сила великая, защитница наша народная, наша храбрая Красная армия!" ("Старая былина на новый лад"). Пушкинский мосье Трике превращается у Б. во французского спекулянта при самарском правительстве.

Стихотворение написано в размерах "Онегинской строфы", но в эту форму вкладывается новое классовое содержание: "Напрасно ждет Трике Жаннет: Мы за нее дадим ответ Чехо-словацкой подлой банде В французских шорах и узде, Белогвардейской всей орде, Всей черной Дутовской команде.

Мы свой ответ мосье Трике Дадим - с винтовкою в руке". Стиль Б. своеобразен.

Он характеризуется намеренным примитивизмом образов (социальных "масок" попа, буржуя или батрака); почти полным устранением из повествования пейзажей (ни в сатирической, ни в патетической поэзии им места не находится); плакатной резкостью композиционных приемов (любимейшим из них является противопоставление "старого" и "нового"; отсюда - позднейшие довески к ранним басням).

Наконец, стиль Б. характеризуется особым языком, "дерзким и колким", "без вывертов, без хитростей, без вычурных прикрас", языком, заимствовавшим из мужицкой речи крепкое словцо и острый образ. Вопрос о том, насколько художественна эта поэзия - праздный вопрос.

У каждого класса своя эстетика.

Класс, который говорил устами Демьяна, не выдвинул до сих пор большего художника, нежели Демьян.

Тем самым его творчество приобретает особую значительность.

Путь Демьяна - это путь поэта деревенской бедноты в эпоху пролетарской революции.

Библиография: I. Первое собр. сочин. Б. вышло в 1923, в изд. "Крокодил", в одном томе, с вводными статьями К. Epемеева и Л. Войтояовского.

В настоящее время Госиздатом заканчивается 13-томное собр. сочин. Вышло 12 тт. (М. - Л., 1926-1928) под ред. Л. Сосновского, Г. Лелевича и А. Ефремина, со вступит, статьями редакторов (тт. I, II и XI) и комментариями.

Издание это мало удовлетворительно: в него не вошла проза Б., хронологический принцип размещения материала постоянно перебивается тематическим; явно недостаточны комментарии. II. Из отдельных статей о Б. отметим: Воронений А. "Красная новь", кн. 6, 1924; Войтоловский Л., "Печи рев.", кн. 4, 1925; Лелевич Г., "Молодая гвардия" кн. 9, 1925 и др. Отдельн. книги: Фатов Н. Н., Д. Б., М. 1922, 2-е дополн. изд., М., 1926; Сперанский В., Д. Б. М., 1925; Войтоловский Л., Д. Б., М., 1925; Mедведев П. Н., Д. Б., Л., 1925; Ефремин А., Д. Б. на противоцерковном фронте, М., 1927 и др. Отдельн. главы посвящены Б. в книгах: Троцкий, Л. Д., Лит-pa и революция, неск. изданий;

Коган П. С., Лит-pa этих лет, неск. изданий;

Львов-Рогачевский В. Л., Новейшая русская литератуpa и др. Библиография отдельных изданий Б. и всей критической литературы о нем - в библиографических указателях: Владиславлев И. В., Русские писатели, Л., 1924; Русская поэзия XX в. (Антология), ред. Ежова и Шамурина, М., 1925; Витман, Эттингер и Xаймович, Русская литератуpa революционного десятилетия, М., 1926; Львов-Рогачевский В. и Мандельштам Р., Рабоче-крестьянские писатели, Л., 1926. А. Г. Цейтлин. {Лит. энц.} Бедный, Демьян (Ефим Алексеевич Придворов).

Демья́н Бе́дный (настоящее имя Ефи́м Алексе́евич Придво́ров ; 1 апреля , Губовка , Александрийский уезд , Херсонская губерния - 25 мая , Москва) - русский советский писатель, поэт, публицист и общественный деятель. Член РСДРП(б) с 1912 года, в 1938 году исключён из партии, восстановлен посмертно (1956).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ С. В. Шешунова. Возвращение в Петербург. Демьян Бедный

    ✪ Школа красных командиров (обр. С.Баблоева-Демьян Бедный-Ансамбль Моск.ВО)

    ✪ Демьян Бедный - Христос воскресе (1918) // Страницы русской поэзии XVIII-XX веков

    ✪ Демьян Бедный - Нас побить, побить хотели (1929) // Страницы русской поэзии XVIII-XX веков

    ✪ Демьян Бедный - Проводы (1918) // Страницы русской поэзии XVIII-XX веков

    Субтитры

Биография

Ранние годы и начало творчества

В 1918 году Демьян Бедный прибыл вместе с Советским правительством из Петрограда в Москву и получил квартиру в Большом Кремлёвском дворце, куда перевез жену, детей, тёщу, няню для детей. По ряду свидетельств, расстрел Фанни Каплан (1918 год) происходил в присутствии Демьяна Бедного, желавшего посмотреть на казнь своими глазами ради творческого вдохновения .

Противоречивый успех (1920-1929)

С одной стороны, Д. Бедный виделся в этот период как популярный и успешный автор. Общий тираж его книг в 1920-е годы превысил два миллиона экземпляров. Нарком культуры А. В. Луначарский оценил его как великого писателя, равного Максиму Горькому , и в апреле 1923 года ВЦИК наградил Демьяна Бедного орденом Красного Знамени . Это было первое награждение боевым орденом за литературную деятельность в РСФСР. Творчеству Демьяна Бедного был посвящён целый ряд изданий: один только А. Ефремин , один из редакторов собрания сочинений, напечатал книги «Демьян Бедный в школе» (1926), «Демьян Бедный и искусство агитки» (1927), «Демьян Бедный на противоцерковном фронте» (1927) и «Громовая поэзия» (1929) .

С другой стороны, несмотря на призывы руководителя РАППа Л. Л. Авербаха к «повсеместному одемьяниванию советской литературы» для многих пролетписателей фигура Демьяна в качестве литературного эталона была неприемлема. Пролеткультовцы жаловались на «лже-пролетарское засилие в стихах» демьянов бедных. Представителей ЛЕФа и других авангардистских течений раздражал воинствующий дилетантизм, «кондовость» Бедного, поверхностность его тем и идей, шаблонность образов и речи и вообще отсутствие поэтического мастерства . Что же касается «афористически-чеканных» характеристик, сформулированных Троцким («это не поэт, приблизившийся к революции, снизошедший до неё, принявший её; это большевик поэтического рода оружия» и ряд др.), то «впоследствии они сильно повредили поэту» .

Во время внутрипартийной борьбы 1926-1930 годов Демьян Бедный стал активно и последовательно отстаивать линию И. В. Сталина . Благодаря этому поэт пользовался различными признаками расположения со стороны власти, включая квартиру в Кремле и регулярные приглашения на встречи с партийным руководством. Писатель собрал одну из крупнейших частных библиотек в СССР (свыше 30 тыс. томов), которой пользовался Сталин. У них сложились прекрасные, почти дружеские отношения .

Для разъездов по стране Демьяну Бедному в 1918 году выделили особый вагон, в котором он, в частности, путешествовал по Кавказу. Во время поездок он обменивался со Сталиным дружескими письмами. 23 ноября 1925 г. в протоколе № 118 президиум ЦКК постановил оставить за Д. Бедным протекционный вагон с тем, чтобы он был использован исключительно для деловых поездок по разовым мандатам. 04.12.1925 Д.Бедный написал письмо И. В. Сталину , в котором отметил снижение оценки его работы руководящей частью партии и просил об оставлении прежнего порядка пользования вагоном по постоянному персональному, на его имя, мандату НКПС .

Демьяну был также предоставлен в личное пользование автомобиль «Форд» . В 1928 году в связи с осложнением диабета был направлен на двухмесячное лечение в Германию, в сопровождении членов семьи и переводчика . Сталин в письме в политбюро ЦК потребовал пойти на любые расходы, чтобы не допустить гибели его от сахарного диабета: «Демьян Бедный в опаснейшем положении: у него открыли 7 % сахара, он слепнет, он потерял ½ пуда веса в несколько дней, его жизни угрожает прямая опасность. По мнению врачей, нужно его отправить поскорее за границу, если думаем спасти его. Демьян говорит, что придется взять с собой жену и одного сопровождающего, знающего немецкий язык. Я думаю, что надо удовлетворить его» .

Опала (1930-1938)

6 декабря 1930 года Секретариат ЦК ВКП(б) своим постановлением осудил стихотворные фельетоны Бедного «Слезай с печки» и «Без пощады», опубликованные в «Правде» , Критика касалась двух тем: «за последнее время в фельетонах т. Демьяна Бедного стали появляться фальшивые нотки, выразившиеся в огульном охаивании „России“ и „русского“ »; кроме того, последний фельетон упоминал восстания в СССР и покушения на Сталина, несмотря на запрет обсуждать подобные темы как «ложные слухи» . В постановлении говорилось: «ЦК надеется, что редакции „Правды“ и „Известий“ учтут в будущем эти дефекты в писаниях т. Демьяна Бедного » .

В чём существо Ваших ошибок? Оно состоит в том, что критика недостатков жизни и быта СССР, критика обязательная и нужная, развитая Вами вначале довольно метко и умело, увлекла Вас сверх меры и, увлёкши Вас, стала перерастать в Ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее… [Вы] стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения… что «лень» и стремление «сидеть на печке» является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата.

Сталин в письме осудил также фельетон Демьяна «Перерва» (см. Крушение в Перерве) как пример «клеветы на СССР».

После критики вождя Бедный стал писать подчёркнуто партийные стихи и басни («Диво дивное коллективное», «Ёж» и др.). В стихах 1930-х годов Демьян постоянно цитирует Сталина, а также использует слова Сталина в качестве эпиграфов. Восторженно приветствовал снос Храма Христа Спасителя : «Под ломами рабочих превращается в сор / Безобразнейший храм, нестерпимый позор» (1931, «Эпоха»). В стихотворениях «Пощады нет!» (1936) и «Правда. Героиче­ская поэма» (1937) беспощадно заклеймил Троцкого и троцкистов, назвав их иудами, бандитами и фашистами. К 50-летию (1933) поэт был награждён орденом Ленина .

Тем не менее партийная критика Демьяна продолжалась, на I съезде советских писателей (1934 год) его обвинили в политической отсталости и вычеркнули из списка награждаемых . В 1932 году Демьяна выселили из кремлёвской квартиры; Сталин после очередной жалобы разрешил ему лишь пользование оставшейся в Кремле его библиотекой . В 1935 году новый скандал и большое недовольство Сталина вызвала найденная НКВД тетрадка с записями оскорбительных характеристик, которые Демьян давал видным деятелям партии и правительства. Открылись также жалобы Демьяна на то, что Сталин, пользуясь его библиотекой, оставляет на книгах сальные следы от пальцев .

В 1936 году поэт написал либретто комической оперы «Богатыри» (о крещении Руси), которая возмутила посетившего спектакль в Камерном театре Молотова , а затем и Сталина . Комитет по делам искусств в специальном постановлении (15 ноября 1936 года) резко осудил спектакль как антипатриотический. Очередную, якобы антифашистскую, поэму Демьяна «Борись иль умирай» (июль 1937 года) Сталин в письме редакции «Правды» расценил как «литературный хлам», как басню, содержащий «глупую и прозрачную» критику не фашистского, а советского строя. 15 ноября 1937 года в «Правде» появилась разгромная статья П. М. Керженцева под названием «Фальсификация народного прошлого». В ней Д. Бедному ставились в вину искажение российской истории и «оплёвывание народного прошлого», проявившиеся, в частности, в романтическом возвеличивании «разбойничков» Древней Руси и одновременном очернении древнерусских богатырей, воплощавших думы и чаяния русского народа .

Последние годы (1938-1945)

Попавший в опалу Демьян Бедный бедствовал, был вынужден продавать свою библиотеку и мебель. Он сочинял новые хвалы Ленину-Сталину, но в разговоре с родственниками крайне негативно отзывался о вожде и остальной партийной верхушке . Сталин знал об этом, но подвергать поэта репрессиям не стал и на этот раз.

В 1985 году был спущен на воду пассажирский теплоход «Демьян Бедный » .

Отклики в литературе

Сергей Есенин

Я вам не кенар!
Я поэт!
И не чета каким-то там Демьянам.
Пускай бываю иногда я пьяным,
Зато в глазах моих
Прозрений дивных свет.

Эти стихи впервые были прочитаны поэтом на вечере поэзии в Баку (октябрь 1924 года) и вызвали резкую отповедь бакинской газеты «Труд» : «Напоминаем, что Демьянов этих читает весь стомиллионный Союз. Есенина же знают только те, которые не купались в родниках Маркса и Ленина, и те, которые так ещё безумно, как и сам Есенин, тоскуют о „тех берегах“».

Послание «евангелисту» Демьяну

В апреле - мае 1925 года две советские газеты, «Правда» и «Беднота», опубликовали антирелигиозную поэму Демьяна Бедного «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», написанную в глумливо-издевательской манере. В 1925-1926 годах в Москве стал распространяться яркий стихотворный ответ на эту поэму под названием «Послание евангелисту Демьяну », подписанный именем Сергея Есенина. Позже, летом 1926 года, ОГПУ был арестован сознавшийся в авторстве стихотворения поэт Николай Горбачёв . Однако ни его биографические данные, ни литературное творчество не давали оснований считать его действительным автором произведения .

Существует предположение, что события, связанные с «Новым заветом без изъяна евангелиста Демьяна» и «Посланием…», послужили одним из толчков к написанию М. А. Булгаковым романа «Мастер и Маргарита », а Демьян Бедный стал одним из прототипов Ивана Бездомного .

Демьян Бедный и Лебедев-Кумач

В 1930-е годы, когда Демьяна постигла опала, место «первого советского поэта» занял В. И. Лебедев-Кумач . Сатирик Виктор Ардов откликнулся на это событие эпиграммой :

Кумач за дело взялся рьяно.
Он - «воспеватель наших дней»,
Сменил он Бедного Демьяна
И стал писать ещё бедней.

Творчество

  • Демьян Бедный. Собрание сочинений в 8 томах. - М. : Художественная литература, 1963-1964.

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Encyclopædia Britannica
  3. Эвентов И. С. Демьян Бедный: Жизнь, поэзия, судьба. Изломы пути. Глава 2 (неопр.) . Проверено 19 августа 2015.
  4. Эвентов И. С. Демьян Бедный: Жизнь, поэзия, судьба. Изломы пути. Глава 1 (неопр.) . Проверено 19 августа 2015.
  5. Эвентов И. С. Демьян Бедный: Жизнь, поэзия, судьба. В исторических схватках. Глава 1 (неопр.) . Проверено 19 августа 2015.
  6. Эвентов И. С. Демьян Бедный: Жизнь, поэзия, судьба. В исторических схватках. Глава 2 (неопр.) . Проверено 20 августа 2015.
  7. Волкогонов Д. А.

Демьян Бедный — поэт, писатель СССР, попавший в опалу при Сталине.

Творчество Демьяна Бедного несколько противоречиво. Он, будучи талантливым от природы, вынужден был идти на поводу системы.

Демьян Бедный неслучайно взял себе этот псевдоним, отказавшись от своего родного имени Ефим Придворов, поскольку он хотел подчеркнуть свое самое простое происхождение: сын чернорабочего.

Он родился в Херсонской области в 1883 году, прошёл обычное обучение для бедняков того времени в сельской школе, а затем обучался на военного фельдшера и поступил в Петербургский университет. И это уже необычно для бедняка, но именно своим живым умом, тягой к знаниям и врожденным талантом отличался этот писатель и поэт.

Первые уверенные шаги

Уже с 1912 года он уверенно начал свою литературную биографию, его творчество попало на страницы ведущих на то время большевистских изданий. Из-под пера писателя с живым умом и выразительной речью выходили песни, басни, сатирические фельетоны, стихи. Одной из первых знаменитых стала поэма «Про землю, про волю, про рабочую долю», которая была опубликована как раз в год революции 1917. Затем последовали аналогичные по тематике поэмы, например, «Главная улица». Он смело заявил о себе на литературной и политической арене в 20-ые годы. Большевикам, да и простому народу, настолько пришлось по вкусу его творчество, что всерьез проводилась полемика о необходимости взять поэзию Демьяна Бедного за образец всего советского литературного творчества. О популярности говорит этот факт, что даже появился город, который был назван в честь поэта. Довольно известное поселение в Пензенской области (Спасск), было переименовано в Беднодемьяновск, историческое название города вернулось лишь в 2005 году по указу президента России.

Восхищение талантом

Даже такие ближайшие соратники и, по большому счёту конкуренты, как , отзывались о творчестве и Демьяна, как о прекрасно написанных, удивительных своей точностью произведениях. Уже в 1918 году, то есть практически через год после революции, новое правительство выделило поэту огромную квартиру не где-нибудь, а в большом Кремлевском дворце, куда он перевёз жену и детей, даже няню для них и тёщу. У Бедного была настоящая страсть к литературе, самообразованию, он собрал потрясающую библиотеку, которой с удовольствием пользовался и сам Сталин. Еще до того, как Сталин в полной мере захватил власть в свои руки, Бедный подружился с ним, найдя в его лице соратника и понимающего человека. Стоит сказать заранее, что такая доверительная дружба и хорошие отношения сохранились не навсегда. Когда власть полностью сосредоточилась в руках Сталина, он принялся активно пересматривать и зачищать свое окружение, и в опалу попал в сам Демьян.

Взлеты и падения

Во многом опала со стороны власти и самого Сталина стала результатом мрачности общественных устоев того времени, восхваления, доносов, откровенных кляуз. Собственно, жертвой системы стал и сам Демьян Бедный, хотя в своих поэмах он вынужден было восхвалять власть на все лады.

Сталин характеризовался подозрительностью, особенно усилилась эта черта, когда он стал у руля огромного государства. Повсюду были доносчики и откровенные клеветники. Так, существует мнение, что к Демьяну Бедному, который всегда был острым на язык, впрочем, как и любой поэт, был приставлен осведомитель, который слушал, о чём говорит первый поэт государства и доносил вождю. При этом слова Демьяна многократно перевирали, искажали, и зачастую они обретали совершенно противоположный смысл. Например, как-то он обедал вместе со Сталиным и, придя домой, заявил, что ему очень понравился десерт из клубники. Но Сталину донесли это совсем в ином свете. Дескать, возомнивший себя великим поэт недоволен, что Сталину подают такие блюда, в то время как люди в стране голодают.

Доподлинно неизвестно, насколько верил Сталин таким и кляузам, ведь он прекрасно понимал, что людьми в его окружении движет страха, а доносы становятся обычным делом. Однако факт остается фактом, уже с конца 20-ых годов Сталин стал планомерно делать всё, чтобы Демьян Бедный хорошо прочувствовал опалу и травлю.

Отношение к власти

Нельзя сказать, что Бедный был абсолютно невинной овечкой, которую клеймили позором завистники и клеветники по указке Сталина. Нельзя не признать его литературный талант, умение четко, кратко и ясно излагать мысли, создавать безупречные по стихотворной форме произведения, ироничные. Однако он был не из таких людей, которые способны идти против системы.

Опала началась с самого начала 30-ых годов, когда Сталин прямо осудил произведения Демьяна бедного, заметив, что поэт клевещет на СССР и представляет его в искаженном свете, не соответствующем действительности.

Газеты практически перестали его печатать, Бедный по своей привычке всё ещё пытался достучаться до Сталина и доказать, что травля, возникшая вокруг него, абсолютно напрасна. Однако на апелляцию к первому лицу государства поэт получил ещё большую отповедь, когда в своем письме Иосиф Сталин прямо заявлял, что Демьян, взяв удачный старт, превратился в критикана, который преподносит народы СССР и их прошлое в совершенно искаженном свете.

Писатель был вынужден начать писать хвалебные и даже восторженные опусы власти и большевикам, восхваляя каждый их шаг. Например, одна из известных и трагических историй нашей страны — это снос храма Христа Спасителя в Москве, который осуществился 5 декабря 1931 года. Конечно, это было одно из самых центральных событий в жизни страны, поскольку Храм был символом веры, и такой решительный шаг означал твёрдые убеждения верхушки порвать с религиозным в прошлом. Демьян Бедный сочинил восторженную поэму относительно этого трагического события, сравнив храм с сором, от которого необходимо избавляться. Далее были не менее восторженные поэмы, критикующие крещение Руси и другие факты. Однако такое рвение не только не помогло поэту вернуть расположение властей, но и усугубило положение.

Последние годы жизни

Апофеозом преследований стало исключение в 1938 году поэта из партии, это сопровождалось унизительной формулировкой «моральное разложение». Материальное положение поэта сильно пошатнулась, но еще хуже было его моральное состояние. Вскоре началась Вторая Мировая Война и Бедный, понимая всю трагедию жизни своей родины, несколько отвлекся от преследовавших его личных неудач, он вновь сосредоточился на творчестве, сменил псевдоним на Демьян Боевой. Он создавал свои поэмы, восхваляющие героизм народа, солдат, не переставая при этом упоминать о величайших заслугах Сталина. К сожалению, маятнику судьбы так и не удалось качнуться в обратном направлении. После окончания войны травля продолжилась, хотя Демьян возлагал большие надежды на послевоенный период, характеризовавшийся обновлением страны, светлыми надеждами на достойное будущее.

Поняв, что ожидания его больше не оправдаются, поэт потерял смысл жизни и скоропостижно умер 25 мая 1945 года. Даже после смерти его произведения, которые он еще не успел издать при жизни, были в буквальном смысле разгромлены литературной критикой. Но некоторое послабление пришло после смерти Сталина. В 1956 году Демьян Бедный был восстановлен в КПСС посмертно, к его поэзии вновь возродился интерес. Город, названный его именем, не переименовали, это случилось только после распада СССР.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .


Демьян Бедный (1883—1945)

Демьян Бедный (настоящее имя — Ефим Александрович Придворов) родился в деревне Губовка Херсонской губер-нии в семье крестьянина, церковного сторожа. В 1890 — 1896 гг. учился в сельской школе, после окончания поступил в Киев-скую военно-фельдшерскую школу. Как лучший ученик был представлен инспектору-попечителю военных заведений, ко-торым был тогда великий князь Константин Константино-вич, он же русский поэт К. Р . По окончании училища Е. При-дворов был определен на службу в военный лазарет в Елизаветграде, где проработал почти три года (с 1900 по 1903 г.). Благодаря протекции великого князя (К. Р .) в порядке ис-ключения ему было разрешено в 1904 г. экстерном сдать экзамены за курс гимназии, чтобы одаренный молодой чело-век мог продолжить обучение в высшем учебном заведении. В том же 1904 г. Д. Бедный поступил на историко-филологи-ческий факультет Петербургского университета. Звание дей-ствительного студента Санкт-Петербургского университета гарантировало ему право проживать в столице (до 1914г.) и заниматься литературной деятельностью.

Впервые его стихи появились в газете «Киевское сло-во» в 1889 г., активно заниматься литературным творчеством он начал с 1909 г., сотрудничая с народническим журналом «Русское богатство». С 1911 г. началось тесное сотрудниче-ство поэта с большевистской печатью (газеты «Звезда» и «Правда»). В «Звезде» было опубликовано его стихотворе-ние «О Демьяне Бедном, мужике вредном », где впервые прозвучало литературное имя поэта. Член партии больше-виков с 1912 г. Постоянный сотрудник «Правды» (в первом номере было помещено его стихотворение «Полна стра-даний наша чаша...»). В годы работы в «Правде» склады-ваются основные черты его творчества, определяются жан-ры его поэзии, характерные особенности стиха. Основным жанром становится сатирическая басня , его басенный стих во многом связан с традициями народной сатиры, лубочно-го раешника. Это была сатира прежде всего политическая, публицистическая. Она вбирала в себя черты фельетона, пам-флета, прокламации. Огромную политическую роль играла поэзия Демьяна Бедного в годы гражданской войны. Аги-тационная по своей направленности, выраженная в форме частушки, песни, пафосного , патетического стихотворения, до-ступная для широких масс, она распространялась больши-ми тиражами с красочными карикатурами и шаржами. В роли пропагандиста и агитатора он выступал и в после-революционные годы, и в годы Великой Отечественной вой-ны. Язык поэзии Демьяна Бедного опирался прежде всего на разговорные традиции широких масс. Речь его пестрит грубовато-насмешливыми, хлесткими оборотами, присловь-ями, договорками. Обращался Демьян Бедный и к большой повествовательной форме. В годы первой мировой войны он написал повесть в стихах «Про землю, про волю, про рабо-чую долю ».

В. И. Ленин, который «усиленно и неоднократно подчер-кивал агитационное значение Демьяна Бедного», по воспо-минаниям М. Горького, также сетовал на то, что поэт-агита-тор «идет за читателем, а надо быть немножко впереди». По-видимому, за эту нерасторопность Д. Бедного в 1938 г. исключили из партии. В 1956 г. Д. Бедный был восстановлен в партии посмертно.

Дата рождения: 13 апреля 1883 года
Место рождения: Губовка, Украина
Дата смерти: 25 мая 1945 года
Место смерти: Москва, СССР

Демьян Бедный – советский писатель и поэт.

Придворов Ефим Алексеевич был рожден 13 апреля 1883 года в Херсонской губернии. Его отец был сторожем в церкви, поэтому детство Демьяна было бедным и тяжелым.

С 1890 по 1896 годы обучался в сельской школе, увлекался литературой. В 1896 году стал обучаться в Киевской военно-фельдшерской школе. В то же время пишет первые стихи и составляет эпиграммы.

В период с 1900 по 1904 годы служил ротным фельдшером, но тяга к образованию была так сильна, что он постигал все самостоятельно.

В 1904 году сумел сдать экстерном экзамены за курс классической гимназии и начал учиться в Петербургском университете на факультете истории и филологии.

Во время революции 1905-1907 годов подвергся ее настроению, а после нее начал выпускать стихи Под новый год, Не примирился нет и С тревогой жуткою.

В 1911 году его стихи были впервые напечатаны в большевистской газете Звезда, распространявшейся в Петербурге.

Вскоре газету закрыли, но появилась газета Правда, при которой Ефим, уже успевший сменить свое имя на псевдоним Демьян Бедный стал работать.

В 1913 году пишет свои первые басни и выпускает их в одноименной книге.

В Первую мировую был армейским фельдшером, получил несколько наград.

В 1917 году активно печатался в изданиях большевиков, писал разгромные памфлеты и пародии. Известным произведением того времени стала поэма Про землю, про волю. Про рабочую долю. В 1918 году переехал в Москву.

С восторгом принял революцию и отдавался ей полностью. В гражданскую войну воевал на фронте, писал стихи и листовки. В 1922 году выпустил поэму Главная улица.

В 1920-е годы посещал заводы, подбадривал рабочих и молодежь своими агитаторскими стихами. Тогда же он приобретает известность, одобрение правительства и специальный вагон для разъездов по стране. Его книги и стихи активно печатаются.

К концу 30-х во время внутренней борьбы в правительстве отстаивал линию Сталина, за что получил его благосклонность.
Но уже в декабре 1930 года стихи Демьяна стали осуждать, так как якобы он нелицеприятно выставлял в них русского человека.

Бедный пытался жаловаться Сталину, но тот его также осудил. Тогда Демьян написал несколько произведений на подчеркнуто советскую тему, за что в 1933 году даже получил орден Ленина.

Партия продолжала его нещадно критиковать, его выселили из кремлевской квартиры и запретили пользоваться библиотекой Сталина.

В 1936 году Демьян пишет либретто Богатыри, за что еще раз получает порцию критики, так как в произведении понимается тема крещения Руси.

В 1938 году его исключают из Союза писателей. После наступления Великой Отечественной войны пытался вновь привлечь внимание партии, сочиняя хвалебные стихи Ленину и Сталину, однако его не замечали.

Он продал библиотеку и мебель, писал стихи под псевдонимом Д. Боевой, но так и не получил больше благосклонности и известности.

Достижения Демьяна Бедного:

Многочисленные стихи на советскую тематику
Награды Георгиевская лента, ордена Красного знамени и Ленина

Даты из биографии Демьяна Бедного:

13 апреля 1883 года – родился на Украине
1890-1896 годы – учеба в сельской школе
1896-1900 годы – учеба в Киевской военно-фельдшерской школе
1900-1904 годы – служба ротным фельдшером
1904 год – обучение в Петербургском университете, первые стихи
1911 год -первая публикация в газетах
1920-е годы – получение одобрение Сталина и благосклонности партии
1930-е годы – опала
25 мая 1945 года - скончался

Интересные факты Демьяна Бедного:

Свой псевдоним взял из-за прозвища своего дяди
По слухам присутствовал на расстреле Фанни Каплан
Болел сахарным диабетом, и даже был направлен в Германию для лечения по личному указанию Сталина
В Тамбовской губернии проводил коллективизацию
Даже после смерти его критиковали, однако в 50-е годы снял все обвинения