Диктант по русскому языку после дождя. Благодатный дождь диктант


Контрольные диктанты (связные тексты)

Диктант 1. Охота на кабана

Один раз на Кавказе мы пошли на охоту за кабанами, и Булька побежал за мной.

В лесах, где живут кабаны, бывает много вкусных плодов: дикого винограда, шишек, яблок, груш, ежевики, желудей. И когда все эти плоды поспеют и тронутся морозом, кабаны отъедаются и жиреют.

Я услыхал протяжный лай гончих собак и побежал к тому месту. Мне уже слышен был треск по чаще. Это ворочался кабан с собаками. Вдруг я услыхал, как зашуршало что-то сзади, и увидал Бульку. Я побежал за ним, но чем дальше я шёл, тем лес становился чаще и чаше. Сучки сбивали с меня шапку, били по лицу.

Собаки залаяли громче, что-то сильно затрещало. Я из последних сил побежал через чащу к тому месту.

(По Л. Толстому)

Грамматические задания

I вариант

1. Сделать фонетический разбор слова «поспеют» (2-й абзац).

2. Подчеркнуть грамматическую основу (грамматические основы) первого предложения текста: «Один раз мы пошли на охоту за кабанами, и Булька побежал за мной».

II вариант

1. Сделать фонетический разбор слова «залаяли» (4-й абзац).

2. Подчеркнуть грамматическую основу (грамматические основы) третьего предложения текста: «И когда все эти плоды поспеют и тронутся морозом, кабаны отъедаются и жиреют».

Диктант 2. Золотой дождь

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щёлкнет - сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит - закружится пёстрый смерч. А если неуклюжий косач с лёту вломится, хлынет сверкающий водопад. Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь.

(По Н. Сладкову)

Грамматические задания

I вариант

1. Сделать морфемный разбор слова «потекли» (1-й абзац).

2. Сделать синтаксический разбор первого предложения текста: «Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики».

II вариант

1. Сделать морфемный разбор слова «запрыгали» (1-й абзац).

2. Сделать синтаксический разбор одиннадцатого предложения текста: «А если неуклюжий косач с лёту вломится, хлынет сверкающий водопад».

Диктант 3. Лес

Как хорош лес на заре ранней осенью! Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. Всюду ещё звучат птичьи голоса. Весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом в дальний путь. Земля ещё пьёт росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу. Листья съёжатся, опадут. Заблестит серебро инея на сучьях, узоры следов затейливо пересекут снежный ковёр, вьюги будут их заметать.

Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу, что идёт тепло. Медленно съедут по склонам оврагов рыхлые глыбы серого снега, пробьются первые подснежники, зажурчат ручьи. Снова придёт весна.

Грамматические задания

I вариант

1. Сделать морфологический разбор слова «задумчивостью» (4-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор первого предложения текста: «Как хорош лес на заре ранней осенью!»

II вариант

1. Сделать морфологический разбор слова «тепло» (5-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор третьего предложения текста: «Всюду ещё звучат птичьи голоса».

Диктант 4. Лисенята

Маленькая лисичка родилась в глубокой тесной норе. У лисички было четверо братцев и сестер. Все они были такие же жалкие, неуклюжие и слепые, как и она. Мать-лиса кормила их своим молоком и согревала своим телом: на ней была пушистая, мягкая шёрстка. Мать-лиса редко уходила из норы. Побежит поесть и опять придёт к детям. Тепло и хорошо было лисенятам в норе возле матери.

Летний дождь

Жара в накаленном в продолжение целого дня солнцем и полном народа большом вагоне третьего класса была такая удушливая, что Нехлюдов не пошел в вагон, а остался на тормозе. Но и тут дышать нечем было, и Нехлюдов вздохнул всей грудью только тогда, когда вагоны выкатились из-за домов и подул сквозной ветер.

Нехлюдов так задумался, что и не заметил, как погода переменилась: солнце скрылось за первым низким, разорванным облаком и с западного горизонта надвигалась сплошная светло-серая туча, уже вылившаяся там, где-то далеко, над полями и лесами, косым спорым дождем. От тучи тянуло влажным дождевым воздухом. Изредка тучу разрезали молнии, и с грохотом вагонов все чаще и чаще смешивался грохот грома. Туча становилась ближе и ближе, косые капли дождя, гонимые ветром, стали пятнать площадку тормоза и пальто Нехлюдова. Он перешел на другую сторону и, вдыхая влажную свежесть и хлебный запах давно ждавшей дождя земли, смотрел на мимо бегущие сады, леса, желтеющие поля ржи, зеленые еще полосы овса и черные борозды темно-зеленого цветущего картофеля. Все как будто покрылось лаком: зеленое становилось зеленее, желтое - желтее, черное - чернее.

«Еще, еще!» - говорил Нехлюдов, радуясь оживающим под благодатным дождем поля, сады, огороды.

Сильный дождь лил недолго. Туча частью вылилась, частью пронеслась, и на мокрую землю падали уже прямые, частые,мелкие капли. Солнце опять выглянуло, все заблестело, а на востоке загнулась над горизонтом невысокая, но яркая, с выступающим фиолетовым цветом, прерывающаяся только в одном конце радуга.

(Л.Н.Толстой) 227 слов

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Свободный диктант «Солнечный дождь» 4 класс у читель начальных классов МОУ СОШ №25 г.Сочи Мухина М.В.

Солнечный дождь. Раз мама пошла за земляникой и взяла меня. Стоял жаркий день. Мы подходили к лесу. Набежала тучка. Посыпал крупный дождь. Светило солнце. Частые капли падали на землю, тяжело шлёпали по листьям. Они повисали на траве, на кустах, на деревьях. Каждая капля сверкала, блестела, переливалась. В ней отражалось, играло солнце. Дождь кончился. В воздухе пахло цветами, мёдом, земляникой. Появилась радуга.

Беседа Почему дождь назван солнечным? Какие слова использовал автор, чтобы ярко и образно описать его? Каким был воздух после дождя?

Орфографическая подготовка Чем осложнены некоторые предложения в тексте? (однородными членами) 2. Для чего автор их использует? 3. На какие орфограммы вы обратили внимание? (сочетание – чк -, словарные слова, безударные гласные, мягкий знак, непроизносимые согласные)

Работа со словом Вспомните и подберите из текста синонимы к словам: шлёпали п адали - с веркала - блестела - переливалась

Запись текста По законченным частям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моё свободное время" для 3 класса.

Классный час "Моё свободное время" для 3 класса представлен в виде презентации.Данный классный час направлен на определение увлечений у учеников класса,на расширение знаний о том, как использовать сво...

Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"

Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в усло...

Свободный диктант "Лесные пожары" 4 класс

Презентация составлена к уроку развития речи в 4 классе. Свободный диктант - одна из форм развития речи, которая сейчас редко встречается в современных УМК. Однако данный вид работы хорошо формирует г...

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

В этот день ничто не предвещало грозы. Яркие лучи солнца пригревали землю. Птицы, ошалевшие от тепла и солнца, таскали веточки. Муравьи деловито сновали по кочкам. Бабочки порхали с цветка на цветок, собирали нектар и лакомились пыльцой.

Вдруг подул свежий ветер. На краю неба появилась грозная туча. Она быстро плыла по небосводу, разрастаясь прямо на глазах. Стало быстро темнеть. Вот туча подкралась к солнцу и в мгновение ока проглотила его, будто огромный, прожорливый зверь.

Звенящая тишина сменилась отдаленным раскатом грома. Сверкнула яркая молния, и первые капли дождя упали на землю. Спустя мгновения дождь захлестал с необыкновенной силой. Потоки воды лились на землю. Ветер крепчал с каждой минутой. Под его яростными порывами сгибались деревья.

Через несколько минут гроза бушевала во всю силу. Раскаты грома сопровождались яркими всполохами. Ливень смывал все на своем пути.

Но весенняя гроза не длится долго. Туча, выплеснув порцию дождя, унеслась прочь. В воздухе запахло свежестью.

Поэзия дождя

Поэзия дождя

К . Паустовский

Должно быть у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.

В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скучный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Какие же это слова? Их так много, что трудно решить даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

Но вернемся к дождям. С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково — дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает».

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно ими пользоваться.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного звука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.

Вот это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.