Движение сторонников позитивного восприятия жизни. Позитивное мировосприятие

Я концепция - чувство собственной идентичности.

Самооценка - общая оценка человеком своей компетентности и ценности.

Я концепция и самооценка - вот два вида восприятия себя, которые в огромной степени воздействуют на то, как мы общаемся.

Я концепция - это чувство собственной идентичности. Это мысль или мысленный образ, которые у вас сложились о ваших навыках, способностях, знаниях, компетентности и индивидуальности. Самооценка - это ваша общая оценка своей компетентности и ценности.

Формирование и поддержание я концепции

Как вы узнаете, что в действительности представляют собой ваши навыки, способности, знания, компетентность и личность? Наша я концепция основана на отдельных интерпретациях себя, данных нами, исходя из нашего опыта и реакций других людей.

Восприятие себя

Мы формируем впечатление о себе, основанное на нашем собственном восприятии. Основываясь на собственном опыте, мы развиваем наше собственное восприятие своих навыков, способностей, знаний, компетентности и индивидуальности. Например, если вы считаете, что легко завязываете беседу с незнакомыми людьми и вам нравится непринужденно беседовать с ними, то можете сделать заключение, что вы необыкновенно дружелюбны.

Мы подчеркиваем огромную роль первого опыта как специфического феномена. Например, кто то, отвергнутый при первой же попытке назначить свидание, может воспринимать себя непривлекательным для противоположного пола. Если последующие опыты привели к аналогичным результатам, первоначальное восприятие закрепляется. Даже если первый опыт не повторится немедленно, вероятно, может потребоваться еще не одна успешная попытка, чтобы изменить первоначальное восприятие.

Когда мы получили положительный опыт, возникает высокая вероятность поверить, что мы обладаем теми личными качествами, которые у нас ассоциируются с этим опытом, и эти характеристики становятся частью нашего общего представления о себе. Так, если Соня быстро отлаживает компьютерные программы, с которыми безуспешно борется Джекки, она, наиболее вероятно, будет считать себя «компетентно решающей проблемы» в своей я концепции. Ее положительный опыт подтверждает, что она обладает определенными навыками, следовательно, эта характеристика получает подкрепление как часть ее я концепции.

Реакции других людей

В дополнение к нашему восприятию себя наша я концепция формируется и поддерживается тем, как на нас реагируют другие люди. Например, если в ходе «мозгового штурма» один из сотрудников сказал: «Вы мыслите действительно творчески», - вы можете решить, что эти слова как нельзя лучше подходят к вашему имиджу. Такие комментарии имеют особенную власть, воздействуя на восприятие себя, если вы уважаете человека, сделавшего вам комплимент. Эти замечания более действенны, если сделаны сразу после вызвавшего их факта. Вы используете высказывания других людей как подтверждение вашего мнения о себе. Они могут подтверждать, укреплять или изменять наше восприятие того, кем и чем мы являемся.

Некоторые люди имеют очень детальную я концепцию, они могут описать большое количество навыков, способностей, знаний по многим вопросам и личных качеств, которыми они обладают. Чем богаче наша я концепция, тем лучше мы знаем и понимаем, кто мы такие, и тем лучше мы можем справиться с трудностями, возникающими при взаимодействии с людьми.

Наша я концепция начинает формироваться на ранних стадиях жизни, и информация, которую мы получаем от своей семьи, изменяет нашу я концепцию. Члены семьи должны чувствовать ответственность за развитие на основе их слов и поступков правильной и сильной я концепции у других членов семьи.

Например, когда мама говорит: «Роберто, твоя комната выглядит чисто убранной. Ты очень организованный мальчик» , или брат замечает: «Киша, дав взаймы Томике пять долларов, ты действительно выручила ее. Ты очень великодушна» , - это поможет Роберто или Кише осознать важную часть своей индивидуальности.

К сожалению, во многих семьях их члены наносят вред я образу других, особенно развитию я концепции у детей. Очень вредно обвинять, давать клички и постоянно обращать внимание на недостатки других. Когда отец кричит: «Терри, ты так глуп! Если бы ты только немного подумал, этого бы не случилось» , он разрушает веру сына в свои умственные способности. Когда старшая сестра дразнит: «Эй, Дамбо, сколько раз тебе говорить, ты слишком неуклюжа, чтобы быть балериной» , она разрушает в сестре восприятие грациозности.

Развитие и поддержание самооценки

Вспомните, что самооценка, или наша общая оценка своей компетентности и личных достоинств, - это наша положительная или отрицательная оценка я концепции. Заметьте для себя, что иметь высокую самооценку - это не то же самое, что чувствовать себя в полном порядке, нужно еще иметь на это основания. Наша оценка личных достоинств основана на наших ценностях и все время совершенствуется в результате опыта. С точки зрения Мрука, самооценка - это не только то, как хорошо или плохо вы что то делаете (я концепция), но и то, какое значение мы сами придаем своим действиям или как оцениваем, хорошо мы что то делаем или плохо.

Например, частью я концепции Фреда является уверенность, что он физически силен. Но если Фред не считает физическую силу или другие качества, которыми он обладает, достойными внимания, в этом случае он не будет иметь высокую самооценку. Мрук считает, что высокую самооценку определяют восприятие имеющихся качеств и уверенность в том, что эти качества имеют ценность.

Когда мы успешно используем наши навыки, способности, знания или личные качества в стремлении стать достойным человеком, мы повышаем самооценку. Когда мы не можем использовать наши навыки, способности, знания, компетентность или личные качества или когда мы используем их для достижения неблаговидных целей, мы снижаем самооценку.

Правильность я концепции и самооценки

Правильность нашей я концепции и самооценки зависит от точности собственного восприятия и от того, как мы реагируем на восприятие нас другими.

Все мы переживали успех и неудачи и все мы слышали комплименты и критику в свой адрес. Если мы придаем чрезмерно большое значение успешному опыту и положительным результатам, наша я концепция может гипертрофироваться, и самооценка подвергнется инфляции. Если же мы, тем не менее, принимаем неудачи близко к сердцу и низко оцениваем наши успехи или если мы долго помним полученные критические замечания, наш образ себя может быть не сформирован и наша самооценка занижена. Ни в том ни в другом случае наши я концепция и самооценка не будут точно отражать, кем мы являемся.

Неконгруэнтность - разрыв между не правильным восприятием себя и реальностью.

Неконгруэнтность - это разрыв между неправильным восприятием себя и реальностью. Это становится проблемой, поскольку наше восприятие себя, вероятно, сильнее воздействует на наше поведение, чем наши реальные способности.

Например, Шон может на самом деле обладать всеми навыками, способностями, знаниями, компетентностью и личными качествами, чтобы стать успешным лидером, но если он не считает, что обладает этими качествами, он и шагу не сделает, когда появится необходимость в руководителе. К сожалению, отдельные личности склонны подкреплять свое восприятие себя, изменяя свое поведение в соответствии со своей я концепцией. Таким образом, люди с высокой самооценкой склонны вести себя, демонстрируя большую уверенность, тогда как люди с низкой самооценкой склонны вести себя, всячески подтверждая низкую самооценку, во власти которой они находятся. Неточность искаженного образа себя усиливается посредством самоисполняющихся пророчеств и через фильтрацию сообщений.

Самоисполняющиеся пророчества

Самоисполняющиеся пророчества - это события, которые происходят в результате собственных или чужих предсказаний, ожиданий или разговоров.

Самоисполняющиеся пророчества - это те прогнозы, которые вы делаете о себе. Мы часто предрекаем себе успех или неудачу. Например, Стефан видит себя легко входящим в контакт и способным без усилий узнавать людей, и он говорит: «Сегодня я собираюсь развлечься на вечеринке» . В результате своего положительного самосознания он ожидает встретить новых людей, завязать несколько новых знакомств и развлечься. В противоположность ему Артур видит себя лишенным навыков к созданию новых отношений, и он говорит: «Сомневаюсь, что я кого нибудь тут знаю. Мне предстоит совершенно отвратительный вечер» . Поскольку он боится знакомиться с новыми людьми, он чувствует себя неловко, когда его представляют кому то, и, как он и предсказывал, проводит время, одиноко стоя у стены и мечтая о том, когда он сможет уйти.

Самооценка оказывает важное воздействие на предсказания, которые делают люди. Например, люди с положительной самооценкой оценивают успех позитивно и уверенно предсказывают, что они могут его повторить. Люди с низкой самооценкой приписывают свой успех удачному случаю и предсказывают, что они не смогут повторить его.

Предсказания других также могут воздействовать на ваши действия. Например, когда преподаватели ведут себя так, как если бы их студенты были способными, последние «покупаются» на ожидания и преуспевают. Таким же образом, когда профессора ведут себя так, как если бы их студенты были бездарными, последние могут «опуститься» до навязанного им предсказания. Таким образом, когда мы говорим с другими, у нас появляется возможность влиять на их будущее поведение.

Фильтрация сообщений

Наше восприятие себя также может быть искажено, когда мы фильтруем сказанное другими. Даже если мы «слышим» сообщения правильно (то есть наши уши получают сообщения, а наш мозг записывает их), мы не воспринимаем их одинаково. Например, вы составили план занятий для вашей студенческой группы. Кто то говорит, что вы хороший организатор. Вы можете не услышать этот комментарий, можете проигнорировать его или ответить: «Любойможет это сделать - здесь нет ничего сложного» . Если вы действительно считаете себя хорошим организатором, вы обратите внимание на комплимент и можете даже усилить его, бросив реплику вроде «Благодарю, я много работал, готовясь к занятиям, но это окупилось. Решение само шло в руки».

Изменение я концепции и самооценки

Я концепция и самооценка - устойчивые характеристики, но они могут изменяться. В своем анализе некоторых других исследований Кристофер Мрук обнаружил, что самооценка может возрастать. Он сообщает: «В конечном счете самооценка возрастает в результате тяжелой работы и практики, практики, практики - это неотвратимый экзистенциальный факт».

Представление себя

Роль - это паттерн приобретенных форм поведения людей, используемый для достижения ожидаемых целей в определенной ситуации.

Мы также представляем другим наш я образ и самооценку через различные роли, которые мы исполняем. Роль - это паттерн приобретенных форм поведения людей, используемый для достижения ожидаемых целей в определенной ситуации. Например, в течение дня вы можете исполнять роли «студента», «брата или сестры» и «продавца».

Роли, которые мы исполняем, могут определяться нашими собственными нуждами, отношениями, которые мы создаем, культурными ожиданиями, влияющими на нас, выбором групп, членами которых мы хотели бы стать, и нашими собственными сознательными решениями. Например, если вы были старшим ребенком в большой семье, ваши родители могли поручить вам роль старшего брата, что наделяло вас функциями поддержания дисциплины, присмотра за братьями и сестрами или хозяйственными функциями, в зависимости от того, как они представляли себе семейные отношения. Или если ваши ровесники видят в вас «шута», вы можете продолжать играть эту роль, смеясь и рассказывая веселые истории, даже ощущая на самом деле, что эту роль вам навязали и она вам приносит только вред. Каждый из нас исполняет множество ролей ежедневно, и мы находим в себе различные навыки и свойства для исполнения этих ролей. В каждой новой ситуации мы можем попробовать знакомую нам роль или попытаться сыграть новую.

Я концепция, самооценка и коммуникация

Наши я концепция и самооценка влияют на правильность понимания себя. Они также влияют на наше общение, помогая преодолеть наши внутренние противоречия и влияя на стиль общения.

Восприятие себя снижает конкуренцию внутренних сообщений

Когда мы должны принять решение, мы можем особенно ясно ощутить различные и часто взаимоисключающие «голоса» в нашей голове. Послушайте монолог Кори по возвращении его с интервью при приеме на работу.

Кори: Полагаю, что я произвел очень хорошее впечатление на заместителя директора по кадрам, - я так думаю, потому что она долго разговаривала со мной. Ну, она поговорила со мной, но может быть, она только хотела быть любезной. Все таки это ее работа. Нет, тогда бы она не стала тратить на меня столько времени. И она просто засияла, когда я рассказал ей о моей учебе в интернатуре при Федерации. Да, она сказала, что заинтересована опытом, полученным мной в интернатуре. Говоря об этом, она дала мне понять, что это может повлиять на ее отношение ко мне как к будущему работнику.

Если Кори уверен в себе, он, возможно, сделает заключение, что интервью было искренним, и будет спокоен относительно него. Но если он считает себя не достойным и думает, что не обладает необходимыми навыками и способностями для хорошего исполнения работы, то, вероятно, будет больше «прислушиваться» к своим негативным оценкам ситуации и сделает заключение, что не имеет шанса получить эту работу.

Восприятие себя влияет на то, как мы говорим о себе с другими

Если мы высоко оцениваем себя, мы, скорее всего, общаемся уверенно. Например, люди с сильной я концепцией и высокой самооценкой обычно побуждают других верить в свой успех. Подобно этому люди со здоровым восприятием себя склонны защищать свою точку зрения даже под натиском контраргументов. Если мы низко оцениваем себя, мы, как правило, общаемся неуверенно, занижая свои достижения.

Почему некоторые люди принижают себя, невзирая на свои достижения? Люди, которые имеют низкую самооценку, вероятно, не уверены в ценности своего вклада и ожидают от других негативной оценки. В результате, может быть, люди с низкой я концепцией или низкой самооценкой находят менее болезненным принизить себя сами, чем слышать критику от других. Чтобы предвосхитить вероятное обсуждение другими их неудач, они делают это первыми.

Культурные и гендерные различия

Культура влияет на восприятие и воздействует на представление людей о себе. Большинство американских граждан придерживается так называемой «западной точки зрения на самих себя». Они говорят, что личность - это независимое существо с определенными способностями, чертами, мотивами и ценностями и что все эти факторы определяют поведение. Более того, люди с этой западной точкой зрения рассматривают личность как основную социальную единицу. В западной культуре позитивная я концепция и самооценка построены на таких ценностях, как независимость, а также раскрытие и выражение уникальности каждого человека.

До сих пор люди разных культур используют различные ценности для построения позитивных я концепции и самооценки. Во многих восточных культурах семья, а не личность является наименьшей социальной единицей. Такие культуры не принимают и не ценят независимость, скорее ценится взаимозависимость между людьми. Уверенный в себе индивидуалист в западной культуре может расценивать эти качества как достоинства и развить у себя позитивную самооценку. Человек, принадлежащий к восточной культуре и обладающий теми же качествами, рассматривает их как недостатки и будет развивать у себя негативную самооценку.

В западных культурах дети будут ценить свои личные качества, которые связаны с независимостью, развивая на этом основании высокую самооценку. В любых восточных культурах в ребенке стремятся развивать взаимозависимость. Такие дети будут повышать самооценку, когда они воспитывают в себе сотрудничество, помощь и самопожертвование.

Подобным образом мужчина и женщина в результате социализации рассматривают себя по разному и судят о себе по тому, соответствует ли их поведение ожидаемому от лиц их пола в их культуре. Если от женщины ожидают, чтобы она заботилась о доме и семье, тогда те женщины, которые находят в себе навыки, способности, знания, компетентность и персональные качества, необходимые для этого, будут обогащать я концепцию и повышать самооценку. Но женщины, которые не обладают этими качествами, вероятно, будут менее уверены в себе и, скорее всего, будут иметь низкую самооценку.

Главное требование к восприятию - реалистичность. Адекватный человек живет не в глюках, а в реальности. С другой стороны, в любом событии есть разные стороны: приятное и нет, полезное и вредное, достойное и дурное. Позитивный взгляд на мир видит в нем все лучшее, его светлые и радостные стороны, все то, что обещает нам удачу и успех.

В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
другой – листвы зелёной вязь,
весну и небо голубое!

В одно окно смотрели двое...

Выйдя из квартиры, один огорчится тому, что стена подъезда опять расписана, а другой обрадуется, что лифт открылся по первому же нажатию кнопки. Оба этих человека живут в одном и том же мире, но каждый из них сам выбирает, что ему видеть. Позитивное мировосприятие - восприятие мира преимущественно сквозь позитивную установку, в светлых и ярких тонах, привычка замечать во всем хорошее.

Позитивное мировосприятие определяется в первую очередь убеждениями людей, совокупностью позитивных или негативных убеждений. Это убеждения людей о доброжелательности окружающих людей и мира в целом, о справедливом обустройстве мира и жизни, о месте удачи в жизни и о возможности человека контролировать жизненные события (авторской позиции). Понятно, что с этим связано и определенное представление о себе, кто я и какой я.

Позитивный образ Я. Люди с позитивным мировосприятием чаще себе нравятся: они видят в себе больше достоинств, нежели недостатков, и уверены, что окружающие о них думают также хорошо. Напротив того, невысокое о себе мнение, видение в себе преимущественно недостатков и уверенность, что окружающие не видят в нем интересного и привлекательного человека характеризует негативный образ себя.

Образ дружественного мира. Убеждение людей о доброжелательности мира и людей в своем позитивном полюсе представлен позицией «Миру можно доверять, он безопасен и доброжелателен. Люди добры и готовы прийти на помощь», в негативном полюсе - «Люди часто предают, они недружелюбны и злы. Людям доверять нельзя».

Убеждение о справедливом обустройстве мира. Те, кто кому подобные убеждения близки, полагают, что порядочных и достойных людей жизнь награждает, и непорядочных, плохих – наказывает. Те, кто не верит в справедливое обустройство мира, полагают, что жизнь о справедливости не заботится, и жизненные успехи распределяются когда случайно, а когда-то просто среди тех, кто умеет у жизни и людей урвать.

Убеждение в собственной везучести. Люди с позитивным мировосприятием чаще считают себя человеком везучим, к кому удача и судьба благосклонна. Люди с негативным мировосприятием отмечают скорее невезучесть, неудачное и неблагоприятное стечение обстоятельств.

Убеждение о возможности авторской позиции в жизни. Те, кому близка подобная позиция, уверены в своих возможностях контролировать ситуацию, добиваться своих целей и предотвращать неприятности. Напротив того, люди в позиции жертвы не верят, что в их силах чего-то уверенно добиваться, невозможно защитить себя от неудач.

К сожалению, позитивное мировосприятие не всегда достаточно реалистично. Люди с самой стойкой (и неадекватной) позитивной установкой - это лудоманы: игроки, подсевшие на игровые автоматы. Они категорически уверены, что им обязательно повезет, и на этом основании просаживают последние деньги. Такое нереалистичное мировосприятие характерно для человека-ребенка. Разумные люди пользуются позитивным мировосприятием, как любым другим инструментом: лишь там, где это уместно.

Вы должны быть участником этой группы, чтобы иметь возможность общения в ней

Людмила Буркина

Новосибирский Государственный Технический Университет

Факультет Гуманитарного Образования

Кафедра ПиП

Р еферат

Позитивное восприятие мира как свобода выбора

Выполнила: Шелест А.В. П-72

Проверила: Кадетова Е.Б.

Новосибирск, 2009


Введение

Позитивное восприятие мира в религии

Отличие позитивного мышления от аффирмаций и настроя

Избавление от стрессоров

Аутогенная тренировка как способ снятия психоэмоционального напряжения

Заключение


Введение

«Позитивное мировосприятие и четкое

определение цели –

начало всех человеческих достижений!»

Наполеон Хилл

Выбор- это не иллюзия. И, слава Богу, что он подарил нам такую великую возможность - Выбор. Свободу выбора - от идеалов до построения собственной жизни.

С одной стороны, это вроде легко - воспринимать жизнь с точки зрения оптимиста, все воспринимать позитивно, а с другой стороны - при нашей жизни, когда столько проблем и всяческих неприятностей - сделать это довольно сложно. Начнем с того, что все события в мире сами по себе нейтральны и не окрашены ни какими эмоциями. Это каждый человек придает им отрицательный или положительный (или оставляет нейтральный) оттенок.

Например, поскользнулся человек и упал, если это в кинокомедии, то смешно - позитивное восприятие, если это вы упали - то больно, отрицательное восприятие, а возможно вы на улице прошли мимо и особенно не обратили внимание на этот случай - нейтральное восприятие. То есть мы сами, наш мозг, дает оценку событиям. Причем чаще он, мозг, как бы без нашего участия это делает - выплескиваются эмоции. А если попробовать контролировать свои чувства - это не легко, и не всегда, особенно по началу, удается. Но если стараться, то результаты точно будут. Причем самое трудное - не только внешне не высказывать отрицательные эмоции, а действительно верить, что все отлично (ну или нейтрально).

Как же при этом нам воспринимать неудачи и неприятности, которые встречаются на каждом шагу. К неудачам необходимо относится как к уроку, на пути к достижению цели. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Наполеон Хилл: " Неудачи учат нас, а не ставят перед нами заграждения… В каждом отрицательном моменте заложены семена столь же существенных положительных моментов… Всего лишь одна, но хорошая идея, подкрепленная действием, способна обратить неудачу в успех. Ваши ошибки - это не Вы".

В конце ХХ века у американских психологов существовала гипотеза о том, что качество жизни человека, а это и уровень доходов, и карьерные достижения, и создание крепкой семьи - определяется, в первую очередь, уровнем развития интеллекта. Но результаты исследований эту гипотезу не подтвердили. Оказалось, что в целом продолжительность и качество жизни связаны с такими чертами человека, как оптимизм и жизнерадостность. И именно эти качества определяют состояние здоровья человека, ведь большинство наших болезней носит именно психосоматический характер, т.е. состояние здоровья наших органов и систем напрямую зависит от нашей нервной системы, от нашего отношения к болезням вообще и своему организму в частности.

Современная наука говорит нам как факт, что наш мир - не что иное, как проектирование или зеркальное отображение Вашего внутреннего мира. Есть принцип во вселенной, которая заявляет, что для того, чтобы что-то новое жило, кое-что сначала должно умереть. Смерть и жизнь - два противоположных полюса.

Элен Keller сказала, что каждый раз, когда дверь закрывается, новая дверь, открывается, но, к сожалению у нас есть только ограниченное количество внимания. Так, если мы даем свою полную энергию и внимание к закрытой двери, мы пропускаем все открытые двери вокруг нас. Это внимание важно в создании жизни. У большинства из нас дефицит внимания когда дело доходит до вещей, которых мы желаем и заслуживаем, и излишек внимания когда дело доходит до вещей, которые мы не хотим.

Получается, это - вопрос дисциплинирования того мускула внимания и использования этого и использования этого в наших интересах

Позитивное восприятие мира в религии

О позитивном мышлении писали наши современники, и те, кто жил намного раньше нас. Такие способы жизни, как христианство, буддизм и суфизм, учат человека ориентироваться в жизни на что-то хорошее, на что-то позитивное.

Умение позитивно мыслить и говорить - это большой труд. Правда, интересный и увлекательный, но труд.

В июне этого года в Москву прибыл глава одной из основных тибетских буддийских школ – школы Карма Кагью – Кармапа 17 – й Тринле Тхайе Дордже. Он призвал тысячи россиян, пришедших на встречу с ним в Москве, внимательно следить за тем, чтобы мысли, слова и действия всегда были позитивными, и отметил, что в этом - ключ к счастью.

«Буддизм - это руководство, метод, чтобы всегда сохранять очень позитивный подход», - сказал Тринле Тхайе Дордже.

По его словам, суть метода - в том, чтобы придерживаться позитивного взгляда на само существование, «постоянно поддерживать сознание и внимательно следить за тем, что мы думаем, говорим и делаем».

«Обычно, если человек не позитивно смотрит на свою жизнь, возникают различные путаницы», - добавил Кармапа.

Именно из-за невнимательности человеком завладевают эмоции, которые отнюдь не являются его «подлинной природой». Дхарма (учение Будды) дает возможность увидеть это.

«Дхарма помогает изменить отношение к жизни с пессимистического на позитивное, дает надежду на радость в любой ситуации», - отметил глава Карма Кагью.

Для выработки и сохранения позитивного отношения к жизни Тринле Тхайе Дордже посоветовал использовать следующий подход: «Каждая ситуация - это наилучшая ситуация. Каждый человек, каждое обстоятельство - могут быть учителями». Кармапа сравнил это с понятием «крещения огнем» (боевого крещения).

Отвечая на вопрос об осознанности и внимательности, учитель назвал последнюю «ключом к здоровой и счастливой жизни».

При отсутствии внимательности человек, согласно буддийскому учению, начинает совершать ошибки. Пусть эти ошибки мелкие, но они накапливаются и могут сформировать соответствующую привычку. Тогда спустя какое-то время это накопление «берет над нами верх», и когда-то ошибка становится очень большой.

По его словам, если человек понимает, что совершил ошибку, не стоит впадать в депрессию, а надо «учиться на ошибках и радоваться тому правильному, что делаешь».

«Главное - применять этот метод каждый день. И в конце концов это становится очень хорошей привычкой», - добавил Кармапа.

«В этой восхитительной, но короткой жизни надо постараться успокоиться, жить в гармонии. И лучший способ достичь этого - проявлять безграничное сочувствие и любящую доброту», - убежден Кармапа.

Говоря о том, как сочетать имеющее место в мире страдание и позитивное восприятие, Кармапа подчеркнул, что в буддизме «речь не идет о кромешном страдании», и «не для всех жизнь полна страдания и боли». «Если человек чрезвычайно ленив и отвлечен и не понимает природу жизни, тогда поучения, говорящие о страдании как природе сансары (цепи перерождений), становятся полезными. Но это не означает, что этот метод нужно применять ко всем», - добавил Тринле Тхайе Дордже.

По его словам, человек может «воспринимать так много всего физически и ментально» в результате пожеланий. «Желание - это нечто очень мощное. Поэтому в дхарме, данной Буддой, подчеркивается важность желаний. Если мы неуклонно делаем позитивные пожелания для себя и других, наше переживание ума и материи меняется к лучшему, и для себя, и для других», - пояснил Кармапа.

Он убежден, что если раз за разом человек желает «стать добрым, щедрым, мудрым», то «в конце концов, эти пожелания обретают форму, привычки меняются».

В чем отличие позитивного мышления от аффирмаций и настроя?

Как правило, позитивное убеждение (аффирмация) и позитивный настрой связаны с тем, чтобы убеждать самого себя, эффективно распоряжаться своим временем и быстрей достигать намеченных целей. Этими приемами широко пользуются в бизнесе и повседневной жизни, их легче осваивать и пользоваться, потому что позитивный настрой, аффирмации связаны с процессами и действиями.

К позитивному мышлению больше подходит такое определение как способ жизни, это уже наша жизненная позиция

Согласно последним исследованиям английских ученых, существуют модификации гена, который отвечает за транспортацию гормона серотонина и влияет на приверженность человека к восприятию позитивных или негативных аспектов окружающего мира.

Те, у кого этот ген более «длинный», обычно оптимисты, люди с «коротким»геном склонны к пессимизму.

Недавно ученые открыли, что гены - это энергоинформационные образования, которые могут менять свою структуру в связи с изменениями энергоинформационного потока своего владельца. И если задача гена - переносить наработки предыдущих поколений потомству, то вполне логично, что гены могут менять свою форму и структуру. Из этого можно сделать, исключительно приятный вывод – меняя привычки, образ мыслей, человек не только улучшает свою жизнь, но и передает эти наработки через гены своим детям.

Избавление от стрессоров

Как же избавится от стрессоров, которые мешают нам позитивно воспринимать мир?

Для нейтрализации стрессоров важно выйти за рамки проблемы и определить, в каком направлении вам следует двигаться – то есть вместо стратегии «Бегство ОТ…» применить стратегию «Движение К…». Например вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, для того, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?».

ТИПЫ СТРЕССОРОВ СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Стрессоры, которые нам неподвластны

МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ

ГЛУБОКОЕ ДЫХАНИЕ

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

РЕФРЕЙМИНГ

Прогулки на свежем воздухе

Вкусная еда

Стрессоры, на которые мы можем непосредственно влиять

ПОИСК ПОДХОДЯЩИХ РЕСУРСОВ

ПОСТАНОВКА АДЕКВАТНЫХ ЦЕЛЕЙ

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ (общения и др.)

ТРЕНИНГ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

ТРЕНИНГ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ

Анализ причин и выводы на будущее

Тренировка соответствующих качеств

Советы и помощь близких людей

Настойчивость

Стрессоры, которые вызывают стресс только из-за нашей интерпретации.

РЕФРЕЙМИНГ

НАВЫКИ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

ИЗМЕНЕНИЕ НЕАДЕКВАТНЫХ УБЕЖДЕНИЙ

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ

Развитие оптимистических взглядов

Равнодушие

Аутогенная тренировка как способ снятия психоэмоционального напряжения

Истоки аутогенной тренировки восходят к практике индийский йогов, которые могли при помощи самовнушения влиять на многие психические и физиологические процессы своего организма. В настоящее время признано, что аутогенная тренировка (АТ) является достаточно эффективным приемом коррекции психоэмоционального напряжения (Лобзин В.С., Решетников М.М., 1986; Свядощ А.М., 1997; Щербатых Ю.В. 1998). В основе АТ лежит самовнушение, которое способно оказывать огромное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе - на не поддающиеся произвольной сознательной регуляции. Механизмы происходящих при этом явлений пока остаются неясными, а созданная еще в начале века «периферическая теория эмоций» Джеймса - Ланге до сих пор сохраняет свое значение для понимания процессов, связывающих наши мысли и наше тело. Согласно этой гипотезе, каждому физиологическому состоянию организма соответствует определенное состояние сознания, причем влияние этих состояний зеркально взаимообразно. Из парадоксального на первый взгляд утверждения У.Джеймса «мы плачем не потому, что нам плохо, а нам плохо, потому, что мы плачем» вытекает достаточно подтвержденный на практике эмпирический вывод. Если у человека плохое настроение, печаль и горе, то ему очень трудно усилием воли заставить себя испытывать радость или хотя бы умиротворение. Но если он изобразит на лице улыбку и удержит это выражение в течение пары минут, то его эмоции автоматически изменятся и сдвинутся в позитивную сторону.

Многочисленные исследования установили, что если усилием воли, во-первых, изменить характер возбуждения скелетной мускулатуры, сделав его соответствующим другой эмоции, а, во-вторых, изменить свои мысли, сделав допущение, что нужная эмоция уже имеется в организме, то вероятность возникновения искомой эмоции резко возрастет. Примером первого из вышеназванных подходов по воздействию на собственное тело может служить метод Джекобсон, а образцом второго способа - метод Е. Куэ.

В основе метода, предложенного Джекобсоном, лежит представление о том, что между мозгом и скелетными мышцами существует тесная взаимосвязь, при которой психическое напряжение тут же отражается в виде повышенного тонуса мускулатуры, а напряжение мышц усиливает эмоциональное напряжение. По мнению Джекобсона образующийся при этом порочный круг можно разорвать только с «периферического конца», то есть путем специальных упражнений, направленных на полное расслабление скелетной мускулатуры. Исходя из этого, автором была разработана техника произвольного расслабления мышц при аффективных состояниях (страх, тревога, смущение и т. д.), что способствовало снятию эмоциональной напряженности, а так же использовалось для предупреждения возникновения -8-

В отличие от метода мышечной релаксации, в котором имеет место косвенное влияние мышц на сознание человека, предложенный более ста лет назад метод Куэ предполагает прямое воздействие на настроение и эмоции человека путем сознательного формирования соответствующих мысленных образов. Для этого человек должен представить, что зачатки нужной эмоции (спокойствия, радости и т. д.) уже есть в организме и внушать себе, что сила этих чувств постепенно нарастает. В принципе, достаточно несколько десятков раз повторить фразу «Я чувствую себя хорошо», сопровождая эти слова яркими и детальными представлениями, как бывает вам хорошо, чтобы ваше состояние на самом деле улучшилось. Куэ рекомендовал делать подобные упражнения дважды в день – утром (сразу после пробуждения) и вечером (перед засыпаением).

В 30-х годах нашего века J. Schultz, проинтегрировав опыт как западной, так и восточной психотерапии (в частности, систему йогов), создал свое направление самовнушения, назвав его аутогенной тренировкой. Упражнения АТ по Шульцу разделяются на две ступени - начальную и высшую. В начальную ступень входят 6 упражнений, благодаря которым можно научиться произвольно влиять на ряд процессов организма, в норме не подчиняющихся сознательному контролю. Итогом этого этапа АТ является умение вызывать ощущение тяжести и тепла в конечностях, регулировать ритм сердечной деятельности и дыхания, вызывать ощущение тепла в области солнечного сплетения и прохлады в области лба. На высшей ступени АТ больные учатся вызывать у себя «особые душевные состояния» Пациенты, осваивающие классический вариант АТ, на данном этапе последовательно учатся способности ярко представлять перед внутренним взором какой-нибудь цвет, затем заданный объект, и, наконец, представлять себе образы абстрактных понятий («красоты», «счастья», «справедливости» и т. п.). В заключение, занимающиеся АТ, находясь в состоянии глубокого погружения, задают себе вопросы типа «В чем смысл работы?», получая ответ на них в виде зрительных образов. В дальнейшем метод аутогенной тренировки широко применялся различными психотерапевтами и был значительно модифицирован в соответствии с прикладными задачами.


Заключение

Необходимо постоянно развивать позитивное мышление. Позитивное восприятие действительности означает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, а не сетовать по поводу их существования. Победитель «вгрызается» в проблему, тогда как неудачник всячески старается ее обойти, но постоянно на нее наталкивается. Есть только два типа проблем: проблемы, которые мы в состоянии решить, и проблемы, с которыми мы ничего поделать не можем. Позитивное мышление предполагает отказ от бесплодных сетований по поводу надуманных и еще не существующих трудностей. Тем более непродуктивно завидовать другим - лучше радоваться их продвижению и просить у них советов, как нам добиться успеха в своей деятельности.

Приемы Дейла Карнеги и НЛП. Код вашего успеха Нарбут Алекс

Как заякорить ваше позитивное восприятие себя и мира

Состояние, когда вы чувствуете себя на высоте, когда ваша самооценка устойчиво положительна – это одно из важнейших ресурсных состояний. И если другие ресурсные состояния могут меняться в зависимости от ситуации (например, когда-то нам нужна радость, когда-то – бодрость и активность, когда-то – высокая работоспособность), то нормальная положительная самооценка нужна всегда и везде, независимо от ситуации.

Значит, нам надо найти способы закрепить это состояние, чтобы входить в него буквально за считаные минуты. Особенно это необходимо тем людям, у которых самооценка не очень устойчива, имеет обыкновение колебаться, меняясь в зависимости от обстоятельств.

Для закрепления любого состояния и обретения способности входить в него автоматически в НЛП существует прием, называемый якорением .

Якорь – внешний стимул, представляющий собой совокупность сигналов – визуальных, аудиальных, кинестических, – которые, напоминая нечто похожее из прошлого, вызывают у человека определенную автоматическую реакцию в настоящем.

Якорение – процесс постановки якоря, то есть создания для себя или для другого человека внешнего стимула, способного автоматически запускать ту или иную реакцию, например, создавать благоприятные ресурсные состояния, настраивать на позитивные переживания, стимулировать какую-то полезную деятельность, и т. д. В дальнейшем этот внешний стимул позволяет в любое время войти в нужное состояние практически мгновенно.

Вот самый типичный пример якоря: вы услышали по радио или из окна соседнего дома хорошо знакомую старую мелодию, с которой у вас связаны приятные воспоминания. Например, она напоминает вам о вашей юности и первом свидании. Вы сразу же словно переноситесь туда, окунаетесь в романтическое настроение, на ваших губах появляется улыбка, а глаза приобретают мечтательное выражение. Этого достаточно, чтобы создать вам приятный настрой на весь день. И почему-то все люди вокруг кажутся такими хорошими, и все улыбаются вам, и все вам удается.

В качестве якоря здесь выступила мелодия – то есть аудиальный образ. Есть также якоря визуальные (зрительный образ), кинестические (например, прикосновение).

Якорь – это и есть не что иное, как репрезентация, то есть результат обработки вашим мозгом визуальных, аудиальных, кинестических сигналов . Вы видите картинку, слышите звуки, испытываете ощущения – в ответ включается реакция, связанная с соответствующими сигналами.

Вы можете создать для себя якоря, которыми будут автоматически включаться нужные ресурсные состояния, даже если вы не будете в воображении воспроизводить соответствующие им сигналы. Так, вы можете создать якорь, который будет в любой момент как по волшебству включать вашу положительную самооценку.

Для этого в качестве якоря лучше всего подойдет какое-то кинестическое воздействие. Его можно дополнить и визуальным сигналом (звуком, словом), и зрительным образом, но за основу лучше взять именно телесное ощущение. Например, якорем могут стать сжатые кулаки, или нажатие ладонью на колено, или сомкнутые пальцы рук. Такой якорь вы сможете применить в любой ситуации, и для этого не потребуется ни помощь других людей, ни какие-то дополнительные условия, потому что сомкнуть пальцы или надавить себе на колено мы можем в любой момент, где угодно и когда угодно.

Придумав такой жест или движение, вы уже создаете стимул, который будет вызывать у вас соответствующее состояние. Теперь нам надо только связать этот стимул с тем состоянием, в которое вы хотите научиться входить мгновенно. Например, это состояние уверенности, или решительности, или любое другое продуктивное состояние.

Чтобы заякорить его, естественно, надо сначала войти в это состояние. Вы можете вызвать его в воображении, войдя в соответствующее ресурсное состояние – но можете заякорить и то состояние уверенности, решимости, позитивного отношения к себе, которое у вас возникнет в реальных жизненных обстоятельствах естественным путем.

Например, вы выполнили сложную работу, вас все поздравляют, награждают, вы чувствуете себя на гребне успеха – примените в этот момент придуманный вами якорь: например, сцепите пальцы, нажмите на колено, и т. д. Этот жест увяжется в вашем подсознании с ощущением успеха, торжества, радости, своей силы – и вы в любой момент сможете снова войти в данное состояние, просто снова применив этот якорь.

Если у вас хорошо развита аудиальная система, вы можете дополнить якорь каким-то звуком, например, произнеся вслух или про себя слово «Ура!», «Да!», или что-то подобное. При желании можно включить сюда и зрительный образ, особенно если у вас хорошо работает визуальная система. Может быть, вы замечали, что у некоторых людей есть излюбленные вещицы, что-то вроде талисманов, на которые они всегда смотрят перед каким-то ответственным делом. Собственно, это те же самые якоря, способствующие вхождению в нужное состояние.

Теперь рассмотрим конкретные условия, которые нужно выполнять, чтобы якорь был установлен правильно. Вот они:

Каждый якорь должен быть уникальным жестом или движением, задача которого – использоваться только в качестве якоря, и больше ни для чего. Для создания якорей не годятся общеупотребительные жесты (например, рукопожатие, сложенные кольцом пальцы, обозначающие «о’кей», и т. д.), а также жесты, которые вы используете в жизни достаточно часто: например, у вас есть привычка потирать виски, крутить в пальцах локон, или поглаживать затылок. Они уже не могут быть якорями, для якоря нужен жест, который вы не используете больше ни для чего, нигде и никогда.

Каждый якорь должен быть связан только с одним, конкретным состоянием. Например, если для создания состояния уверенности вы используете нажатие кулаком на колено, то для состояния сосредоточенности, умственной активности, или любого другого вам потребуется придумать уже другой жест. Этим гарантируется чистота якоря – то есть его способность вызывать точно то состояние, какое нужно, без примеси других.

Якорь должен быть простым, легким в применении, и таким, который вы можете применить в любой обстановке. Поэтому откажитесь от каких-то сложных жестов и движений, особенно таких, которые могут вызвать недоумение окружающих. Не дополняйте кинестический якорь слуховыми и зрительными образами, если чувствуете, что это может усложнить вам его применение.

Якорь нужно устанавливать в тот момент, когда вы находитесь на пике переживания соответствующего состояния, то есть переживаете его максимально интенсивно. Не устанавливайте якорь, если не уверены, что добились такой интенсивности.

Не переживайте, если вам не удастся с первого раза установить якорь. Здесь, как и в любом другом деле, нужна тренировка. Не бойтесь пробовать и ошибаться. Начинайте с установки якорей тех состояний, в которые вам достаточно легко войти. Например, возьмите уже знакомое вам и многократно испытанное ресурсное состояние, и заякорьте его. Когда у вас это получится – дальше будет все легче и легче якорить более сложные состояния.

Использовать якоря можно практически во всех ситуациях, когда вам необходимо мгновенно войти в нужное состояние. Например, вы волнуетесь перед экзаменом или важной встречей – заякорьте состояние спокойствия. Боитесь, что не справитесь с каким-то творческим заданием – установите якорь на творческое, воодушевленное состояние. Чувствуете, что какие-то обстоятельства могут испортить вам настроение – создайте якорь на жизнерадостность и бодрость духа.

Количество якорей может быть неограниченным – используйте творческий подход, решая, как, когда, и какие состояния вам требуется заякорить.

Упражнение 2. Установите якорь на нужное вам состояние

Выберите состояние, которое вам нужно заякорить.

Решите, какой конкретно уникальный кинестический якорь вы установите для этого состояния. Выберите что-нибудь простое – например, можно сжать мочку уха, или соединить мизинец одной руки с указательным пальцем другой, или обхватить колено ладонью, и т. д. Но не применяйте этот жест, пока не войдете в нужное состояние.

Вспомните эпизод из вашей жизни, когда вы были в таком состоянии – и войдите в него снова, воспроизведя все визуальные, аудиальные, кинестические сигналы. Вы можете принять ту же позу, чтобы тело почувствовало то же, что вы чувствовали тогда, вспомнить, какое у вас было выражение лица, как вы жестикулировали, что говорили, думали, чувствовали.

В своем воображении проживите ситуацию так, как будто она прямо сейчас происходит с вами, и вы воспринимаете ее изнутри, будучи участником.

Мысленно усиливайте все сигналы – визуальные, аудиальные, кинестические. Переживайте все снова, как можно более интенсивно. Желаемое состояние должно проявиться максимально ярко. То есть вы должны переживать его эмоционально, сильно, живо и глубоко.

Когда почувствуете, что переживаете желаемое состояние на максимуме интенсивности – установите якорь, то есть сделайте тот жест, который вы выбрали в качестве якоря. Если хотите, добавьте визуальные и звуковые образы, например скажите слово «Да!», и представьте какой-то символ вашего позитивного состояния (например, награду или подарок, которые вы получили, будучи на пике успеха). Но помните, что визуальные и звуковые образы не обязательны – в принципе достаточно одного кинестического сигнала).

Установив якорь, держите его до тех пор, пока интенсивность переживаемого состояния не начнет убывать. В среднем это может длиться от 5 до 25 секунд, но определять продолжительность установки якоря надо, конечно, не по секундомеру (ни в коем случае!), а лишь по своим собственным ощущениям.

Как только интенсивность переживания хотя бы немного начнет уменьшаться, сразу же снимайте якорь.

Можно повторить установку якоря несколько раз, каждый раз снова выходя на пик интенсивности желаемого состояния.

Затем выйдите из переживаемого состояния. Через некоторое время проверьте якорь – установите его, и если вы все сделали правильно, желаемое состояние вернется к вам вновь само собой.

Теперь вы сможете использовать этот якорь всегда и везде, когда вам снова нужно будет войти в соответствующее состояние.

Из книги Ступени к божественному автора Лазарев Сергей Николаевич

Из книги Когда невозможное возможно [Приключения в необычных реальностях] автора Гроф Станислав

ЭКСТРАСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ Исследование мира паранормальных явлений Истории в этой части книги описывают события и переживания, в которых присутствуют феномены, известные как паранормальные, психические либо пси-эффекты. Систематическое научное

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

5. Восприятие внешнего мира Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних

Из книги Подарок осознания автора Пинт Александр Александрович

Глава 5. Я настраиваю ваше восприятие на безусловную любовь Трудное упражнение: пять минут с самим собой- В прошлом году я был в Индии. В один из дней мы попали в потрясающее место. Я чувствовал бесконечный восторг, а моя знакомая, она в Индии долго жила, оставалась

Из книги Новая позитивная психология [Научный взгляд на счастье и смысл жизни] автора Селигман Мартин Э П

Из книги Мозг и душа [Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир] автора Фрит Крис

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Из книги Психология веры автора Грановская Рада Михайловна

Восприятие мира: кочевник и огородник Есть люди – патриоты территории, на которой они обитают. Для них понятие «сосед» – священно, для них власть на этой территории – высшая. Назовем таких людей «огородниками». И есть люди, не зависящие от территориальных объединений.

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Глава 8 Воздействие веры на восприятие мира Религиозная истина всегда носит личностный и глубоко эмоциональный характер. Эта истина для меня – идея, за которую я могу жить и умереть. Кьеркегор Приступая к изложению материалов второй части книги, обращаю внимание

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Правило 56. Выработайте позитивное восприятие денег Деньги обладают собственной тайной психологией. Большинству людей она неведома. Вот почему это большинство никогда не добивается финансового успеха. Бедность – не порок, а всего лишь признак того, что происходит у вас

Из книги Что такое психология [в двух томах] автора Годфруа Жо

Чувственное восприятие мира Чувства – это механизм, который сопровождает мышление и нужен для его оценки. Чувство – это мгновенное переключение на те мысли, которые сейчас важнее, которые трогают.Механизм переключения следующий. Если появляется какая-то информация о

Из книги Привычки на миллион автора Рингер Роберт

Глава 5. Наше восприятие мира ВведениеНаше представление о мире стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень - это камень, дерево - это дерево, кошка - это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может.Однако мы подгоняем мир под собственные

Из книги 50 упражнений, чтобы изучить язык жестов автора Даниельс Патрик

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Упражнение 20 Ваше «эмоциональное» восприятие Кто-то из близких спрашивает вас об общей подруге: «Она казалась грустной, ты не находишь?» Но вы даже не заметили этого! Из всей гаммы эмоций вам мгновенно удается распознать только некоторые, но другие ускользают от вас.

Из книги автора

Искаженное восприятие себя Как только вам кажется, что в вашей жизни что-то идет не так, – это хороший повод проверить Я-концепцию.Основные признаки неверной Я-концепции: вы не получаете удовольствия от жизни; ваша жизнь кажется вам скучной и однообразной; то,

Рутинная работа, напряжение от общения с большим количеством людей, скрытый стресс от зимы, «пробок» и простуды + вечное противостояние тех, у кого «стакан наполовину пуст» и тех, для кого всегда полны не только стаканы, но и другие стороны жизни — всё это может стать причиной для превращения вас в законченного пессимиста. Если присмотреться, причин для пессимизма и даже депрессии хватает: достаточно только взглянуть на нашу экономику и состояние рынка труда (но не будем вдаваться в эту тему, иначе рискуем от лайфхаков перейти к политике и экономике). Однако есть несколько способов, как настроить себя не только на «фильтрацию» негатива, но и на позитивное восприятие реальности (даже такой непростой, как наша).

В чем кроется настоящий источник оптимизма?

У каждого человека есть свой набор правил и шаблонов для интерпретации тех или иных событий, которые его касаются. Пессимистам гораздо проще найти причины для грусти, а оптимистам — отыскать поводы для радости; и в этом нет ничего странного.

Все дело в первоначальной установке, которую мы применяем даже к самым, казалось бы, элементарным вещам. Понятно, что войны, болезни или смерть не просто огорчают, но и пугают людей, заставляют их переживать не только физические, но и нравственные страдания. Однако почему-то большинство окружающих нас людей предпочитают делать трагедии из того, что они застряли в «пробке» по пути на работу, или радоваться только тогда, когда они в далеком неопределенном будущем накопят денег себе на новую машину. В итоге хроническое ощущение себя «несчастным» занимает у пессимистически настроенного человека большую часть времени.

Оптимисты создают для себя «маленькие правила», благодаря которым они эти же ситуации воспринимают иначе: «любой день, что ты на земле, а не под ней — уже повод для отличного настроения» (как в поговорке).

Создайте для себя «маленькие правила оптимизма»

Чтобы настроить себя на положительное восприятие реальности, вовсе нет нужды прибегать к успокоительным препаратам, нейростимуляторам или зацикливаться на поиске позитива во всем, что бы с вами ни происходило. Достаточно небольших правил поведения и восприятия по отношению к той или иной ситуации в вашей жизни (это — как тренировка, надо приучать себя к ним поначалу, но дальше станет легче):

1. Сядьте и напишите список своих правил

Возьмите ручку и лист бумаги (никаких компьютеров и мониторов) и запишите свои собственные «маленькие правила» в формате следующих утверждений, делящихся на 2-х типа:

  • «Я чувствую себя несчастным, когда происходит следующеее: … (и список в столбик)»
  • «Я чувствую себя счастливым, когда: … (и снова список в столбик)»

Сильно больших списков составлять не надо. Точность и полнота списка здесь менее важна, чем сами ощущения и эмоции, которые передаются через эти «маленькие правила»: важно, что первым приходит вам в голову при формировании понятия «негативная эмоция» и «позитивная эмоция».

2. Обратите внимание на полученные результаты

Составили списки? Теперь сядьте и перечитайте получившиеся результаты так, как будто это писали не вы, а посторонний человек. Какое ощущение возникает? Писал ли это пессимист или оптимист? Такому человеку просто быть счастливым или легче чувствовать себя несчастным?

Доказательством того, что подобный самоанализ работает, служит уже тот факт, что вы добрались до данного этапа. Если бы вы где-то в глубине души не чувствовали, что что-то вас не устраивает в своем отношении к жизни, то не «забрались» бы так далеко в выполнении этого упражнения.

Чаще всего окажется, что часть (или даже значительная часть) ваших ожиданий от жизни существенно занижена, потому что вы уже подсознательно готовы к тому, что ничего не получится, и чтобы не расстраиваться лишний раз, вы просто не делаете никаких шагов по направлению к тому, что вас расстраивает.

3. Переработайте ваши правила в сторону улучшения

А теперь время проявить немного творчества. Возьмите второй лист бумаги, глубоко вдохните и снова спросите себя:

  • Какие повседневные события могут доставить вам ощущения счастья?
  • Какие нестандартные события могут вас заставить вас почувствовать себя несчастным?

Сформулировать ответы на эти вопросы — важная задача. Обдумайте все возможности и дайте ответы на то, что вы хотели бы видеть в своей жизни. На первый вопрос стоит перечислить как можно больше вещей, событий и явлений. А второй список сделайте покороче: включите в него только самые серьезные и действительно грустные события.

Когда закончите составлять списки, свои «правила оптимизма» перепишите в следующем формате:

  • «Я счастлив, когда… [событие]»
  • «Я несчастен только если… [событие]»

Формулировки тут играют важную роль. В итоге у вас получится 2 листа бумаги: на одной «правила пессимиста», по которым вы живете сейчас, на другом — «правила оптимиста», по которым вы бы хотели жить и в которые хотите верить в дальнейшем.

4. А теперь сожгите старые правила

Звучит немного странно и по-детски, но простой «ритуал сожжения» ненужных более правил работает, и вот почему.

За прошедшие более чем 125 тыс лет истории человечества одним из отличительных навыков человека стало умение управляться с огнем. Огонь стал частью ритуалов, религий и обрядов — от туземных идолов и до католических церквей. Важность огня в жизни человека заложена на подсознательном уровне в поколениях людей, и сожжение — это способ перевести нечто материализованное (как слова на бумаге) в нечто нематериальное (сделать так, чтобы всё «ушло и не вернулось»). Сожгите прошлое отношение к жизни — небольшой ритуал, который послужит своего рода эмоциональной разрядкой.

5. Новые правила разместите так, чтобы они попадались вам на глаза ежедневно

Место старых правил должны занять новые. Лист с новыми правилами прикрепите рядом с вашим рабочим столом, возле компьютерного монитора или около зеркала в ванной. Сделайте так, чтобы каждый ваш день начинался с невольного прочтения этих правил, чтобы написанное вами от руки правило вы сами проговаривали / прочитывали каждый день, настраивая свой мозг на восприятие в реальности в первую очередь положительных, а не отрицательных ее сторон.

Ключ к оптимизму, более здоровому образу жизни, новым возможностям в жизни и в работе — в ваших руках, просто попробуйте!